Рассказ болтуны голявкин читать

15 февраля. этот вечер я провожу дома. впервые за полгода я не пошел к кириллу, чтобы готовить вместе домашние уроки.

15 февраля.

Этот вечер я провожу дома. Впервые за полгода я не пошел к Кириллу, чтобы готовить вместе домашние уроки. И больше никогда к нему не пой-ду. Довольно? Я понял, что это за человек!
Все, что случилось сегодня, так важно, что нужно записать попод-робней.
Когда окончились уроки, я вышел из класса одним из последних. В ко-ридоре творилось что-то странное.
Большая толпа мальчишек собралась рядом с дверью нашего класса. Ребята вытягивали шеи, приподнимались на цыпочки, давили друг друга. Только и слышно было:
— Не напирайте!
— Чего тут, а? Ребята, чего тут такое, а?
— Погодите! Задавили совсем!
Кое-как я протиснулся и увидел на стене лист бумаги. В верхнем левом углу его было нарисовано нечто похожее на ящерицу. Правее разноцвет-ными буквами было написано:

«КРОКОДИЛЕНОК

Сатирическая газета VI кл. «Б».

Выходит через день — № 1»

Как меня ни толкали, я все-таки прочел передовую, озаглавленную «На острие сатиры!» Вот что там было написано:

«Наш класс считается одним из лучших классов в школе, но и среди нас имеются лентяи и нарушители дисциплины, которые мешают классу итти к дальнейшим успехам.

У нас уже есть отрядная стенгазета, которая борется за успеваемость и дисциплину, но каждый знает, какое значение имеет едкий сатирический смех в борьбе с недостатками.

Поэтому сегодня выходит первый номер «Крокодиленка».

Он будет беспощадно и невзирая на лица высмеивать тех, кто тянет класс назад. Он будет острым оружием сатиры бороться с отрицательными явлениями в нашем классе.

Пишите все в «Крокодиленок»!»

Газетка была маленькая. «На острие сатиры» попалось пока всего лишь трое ребят.

«Доктор исторических наук Миша Огурцов закончил работу над но-вым учебником по истории средних веков, — сообщалось в одной из за-меток. — Приводим выдержку из этого учебника:

«Крестоносцам удалось завоевать Сирию в 1781 году, но тут у них по-явился опасный противник — турецкий султан Барбаросса. Внутри лагеря крестоносцев начались раздоры: английский король Карл Смелый поссо-рился с Ричардом Львиное Сердце и французским королем Салладином».

Затем следовало два рисунка: на одном был изображен богатырь, от-важно сражающийся с десятком противников, и на другом — хулиган, тас-кающий за вихры испуганного малыша.

«Таким Михаил Артамонов воображает себя, когда пристает к слабым ребятам», гласила подпись под первым рисунком.

«Так он выглядит на самом деле», было написано под вторым.

Последний рисунок изображал мальчишку, огромным ножом выреза-ющего на парте свои инициалы. Тут же были помещены стихи:

«Он имя свое «Иван Прибылов»

В школе увековечил.

Он много парт, дверей и столов

Для этого изувечил».

В правом нижнем углу газеты я увидел подписи:

«Редколлегия:

К. Замятин (отв. редактор).

В. Пеликанов (художник)».

Теперь мне стало ясно, почему у Кирилла Замятина был в последнее время такой таинственный вид. Теперь я понял, о чем он шептался на пе-ременах с Валеркой Пеликановым и с вожатым Игорем.

Я даже не обиделся на Кирку за то, что он скрыл от меня свое намере-ние выпускать стенгазету. Я ведь знаю, как он любит производить всякие неожиданные эффекты!

Ребята громко хвалили новую газету. Я был очень рад за Кирилла и побежал разыскивать членов редколлегии, чтобы поздравить их с успе-хом.

Я нашел их в пионерской комнате. Художник Валерка отскочил от двери, когда я ее открыл: он наблюдал в щелку за толпой читателей. Ре-дактор стоял позади него и, как видно, прислушивался к голосам в ко-ридоре.

— Кирка! — закричал я. — Ой, здорово! Поздравляю!

Художник так и расплылся от удовольствия, а редактор остался серьез-ным. Они вообще очень разные люди: Валерка — долговязый, рыжево-лосый и веселый, а Кира — маленький, довольно толстый, и он всегда сох-раняет серьезный вид, даже когда шутит.

— Действует? — спросил он коротко.

— Еще как действует! Мишку Огурцова уже «историком» дразнят, сти-хи о Прибылове наизусть выучили. А главное, знаешь чему ребята удивля-ются: «Как это они Мишку Артамонова не побоялись протащить? Ведь он, мол. Замятина теперь наверняка отлупит. Валерку не тронет — Валерка здоровый, а Замятина — как пить дать.»

— Пусть попробует, — сказал художник.

— Что ж! Может быть, и отлупит, — хладнокровно ответил редактор. — Сатирики всегда наживают много врагов.

— Ага! Я так ребятам и сказал: «Того, — говорю, — и ценно, что невзи-рая на лица. Будь ты хоть Артамонов, хоть кто». Верно. Кирка?

Тут мне показалось, что редактор и художник немного смутились. Ва-лерка сказал «гм», отошел к столу и начал раскрашивать заголовок для второго номера газеты, а Кирилл смотрел на меня исподлобья, насупив-шись.

— Понимаешь, Семен, я тебя должен предупредить… — заговорил он помолчав. — Хотя это и редакционная тайна, но так как ты мой друг… я… Одним словом, мы тебя на следующий номер запланировали.

Я сначала ничего не понял:

— Как? Куда запланировали?

— В фельетон, — сказал Кирка. — На тему о болтовне в классе.

— Ловко! Ты… ты это серьезно, Кирилл?

— Такими вещами не шутят.

— Значит… значит, своего друга будете протаскивать, Кирилл Ива-нович?

— Ты какой-то странный. Семен! Не могу же я других болтунов протас-кивать, а тебя нет.

— А очень нужно тебе вообще болтунов потаскивать! Наверное, и без них есть о чем писать.

Кирка немного рассердился:

— Знаешь. Семен… Дружба дружбой, а принцип принципом. Болтовня в классе — отрицательное явление, значит наша сатирическая газета дол-жна его бичевать. Тут дело в принципе.

— Хорош принцип! Над друзьями издеваться!

Валерка вдруг отбросил кисточку и выпрямился.

— Ну, чего ты пришел и ворчишь? — сказал он. — Давай уходи отсюда и не мешай работать!

Я понял, что разговаривать мне больше не о чем. Я только спросил:

— И карикатуру нарисуете?

Редактор кивнул:

— Да. У нас все идет с иллюстрациями.

— Ладно. Кирилл Иванович? Спасибо?.. Запомним! — сказал я и ушел.

Вот до чего доводят неприятности! Писал, писал и только сейчас вспомнил, что нужно выучить формулы сокращенного умножения. Ладно! Авось завтра не спросят.

16 февраля. 7 часов вечера.

Сегодня, войдя в класс, я не сел на свое обычное место, рядом с Кирил-лом. Я положил перед редактором запечатанный конверт и стал прохажи-ваться между партами, держа за спиной портфель.

В конверте находилось письмо. Вот что я там писал:

«Замятин!

Предлагаю меняться местами с Пеликановым. Так вам будет удобнее делать гадости своим бывшим друзьям. Если Пеликанов не поменяется, то я все равно рядом с тобой не сяду. Это окончательно.

С. Ложечкин».

Кирка прочел письмо и сказал:

— Смешно. Семен!

Я молча пожал плечами и продолжал ходить.

Тогда Кирилл показал письмо Валерке. Тот ухмыльнулся, сказал: «Это дело, это нам подходит», и перенес свои книги на парту к редактору. Я сел на его место, рядом с Мишкой Артамоновым — с тем самым, которого на-рисовали богатырем.

После звонка, перед началом урока, к нам зашел вожатый Игорь.

— Понравился «Крокодиленок»? — спросил он громко.

— Понравился! — хором ответил класс.

Даже «доктор исторических наук» Мишка Огурцов сказал: «Понра-вился». Промолчали только мы с Артамоновым да Ваня Прибылов.

— Берегитесь теперь! — сказал Игорь. — «Крокодиленок» — газета оперативная: чуть что — за ушко да на солнышко. Ясно?

— Ясно! — ответил класс.

— Будем помогать «Крокодиленку»? Писать в него будем?

— Будем! — крикнули сразу тридцать ребят.

Целый день я старался не обращать на Кирилла никакого внимания, а он, кажется, я в самом деле не обращал на меня внимания. На всех пе-ременах ребята приносили ему заметки. Он просматривал их с очень серь-езным видом и говорил: «Ладно! Это мы обработаем» или: «Не пойдет. Это мелочь».

Ваня Прибылов сегодня три раза открывал перочинный нож, но тут же со смущенным видом прятал его в карман.

Того же числа. 10 часов 30 минут.

Настроение паршивое. Скучно учить уроки одному. Это, должно быть, с непривычки.

Не знаю: может быть, я погорячился и зря поссорился с Киркой? В конце концов, что из того, если он один разок напишет обо мне в газете? И потом, чем он виноват, если у него обязанность такая?

Нужно учить формулы сокращенного умножения, но на завтра много задано по русскому. Придется с формулами подождать.

17 февраля.

Нет, Кирилл Замятин, никогда-никогда Семен Ложечкин больше не скажет с тобой ни слова!

Они нарисовали четырех сорок с разинутыми клювами, сидящих на спинке парты, а рядом изобразили четырех рыб, которые стоят на хвостах у доски, уныло повесив головы. Под этим дурацким рисунком они написа-ли:

«УГАДАЙ!

Сидя за партой, мы — болтливые сороки.

Стоя у доски, мы — немые рыбы.

Кто мы?

ОТВЕТ: Артамонов, Ложечкин, Тараскин, Бодров».

И в то самое время, как десятки ребят хохотали надо мной, десятки других мальчишек вытаскивали из пионерской комнаты Кирку с Валери-ем и кричали:

— Качать редакторов!

Я прямо зубами заскрежетал, глядя, как художник и редактор взлета-ют чуть ли не до самого потолка. А тут еще Мишка Артамонов подошел ко мне и, мрачно усмехаясь, сказал:

— Ловко твой дружок на тебе почести зарабатывает!

— Он такой же друг, как ты папа римский! — отрезал я.

Мишка помолчал и процедил сквозь зубы:

— Пусть теперь выйдет на улицу! Я ему покажу сороку да рыбу!

Довольно! С завтрашнего дня не скажу ни слова во время уроков.

18 февраля.

Настроение паршивое.

На русском и на физике получил замечания за болтовню. Получил также двойку по алгебре: не знал формул сокращенного умножения.

Сережка Бодров тоже получил двойку. Это у него уже третья. Первые две — по русскому и химии. Он только и делает, что играет во дворе в хок-кей.

Ваня Прибылов предложил мне сменять общую тетрадь на его пе-рочинный нож. Сменял.

19 февраля.

Теперь я окончательно понял, какая свинья этот Замятин. Он не при-думал ничего умнее, как снова протащить меня, на этот раз за алгебру!

Артамонов тоже попал в «Крокодиленок». Он способный, но учится как-то по-чудному: получит пятерку по русскому — заработает двойку по геометрии, подтянется по геометрии — схватит двойку по биологии.

Третьим пострадал Кузя Тараскин: ходит немытый и нечесаный.

Нам теперь прямо хоть в школу не являйся! Только и слышим:

— Как поживает Сорока?

— Богатырь, много врагов победил?

А Замятин с Валеркой стали настоящими знаменитостями. Стоит им показаться в раздевалке, на лестнице, в коридоре — отовсюду несутся воз-гласы:

— Привет редакторам «Крокодиленка»!

— Здравствуйте, мастера сатиры! Когда следующий номер выйдет?

Артамонов мечтает, как бы поймать редактора на улице, но это ему не удается: Кирилл с Валеркой живут в одном переулке и всегда ходят вмес-те. Жаль!

20 февраля.

Ничего интересного.

Получил замечание за болтовню от «англичанки»: поспорил с Сереж-кой Бодровым, который сидит впереди меня. Уж очень он хвастается сво-им хоккеем!

Огурцов получил четверку по истории, и его теперь не зовут «доктором исторических наук».

21 февраля.

Опять «Крокодиленок», и снова там я, Бодров и Артамонов. Мы с Бод-ровым — за болтовню, а Мишка — за геометрию.

Я хоть и не разговариваю с Кириллом, но сегодня подошел к нему и сказал:

— Послушай, у тебя совесть, в конце концов, есть? Что ты все на одних и тех же выезжаешь?

— А что мне делать, если другого материала нет? — ответил редак-тор. — И, во-вторых, сатирическая газета издается для искоренения не-достатков. Если какой-нибудь недостаток не искореняется, значит нужно бить в одну точку. Газета должна быть действенной. Понимаешь?

Но мы этого дела так не оставили. Мы с Бодровым и Артамоновым пошли к вожатому Игорю и сказали ему, что это безобразие. Больше по-ловины ребят совсем не попало в «Крокодиленок», остальные хотя и по-падают, но очень редко, а мы трое словно приклеены к этой газете. Игорь ответил очень коротко:

— Заметки справедливые? Справедливые. Сами виноваты, что над ва-ми смеются.

22 февраля.

Вот что случилось на уроке физики.

Иван Денисович расхаживал перед классной доской, объясняя нам принцип действия гидравлического пресса. Вдруг он остановился и прис-тально взглянул из-под очков на Кирку с Валеркой. Посмотрел на них и я. Художник рисовал карикатуру, а редактор, хмуря брови, грыз кончик руч-ки: перед ним лежал тетрадочный листок с недописанными стихами.

Учитель подошел к столу:

— Итак, повторяю: если на большом поршне мы имеем проигрыш в расстоянии, то зато во столько же раз выигрываем… Пеликанов, в чем мы выигрываем?

Валерка вскочил и покраснел, как рак.

— Стало быть, в чем мы выигрываем? — повторил Иван Денисович.

— В воде! — брякнул художник.

Все, конечно, расхохотались.

— Садитесь, Пеликанов!.. В чем же мы выигрываем. Замятин?

— В объеме? — пробормотал Кирка.

— Садитесь, Замятин!.. Выигрываем в силе, — сказал учитель, отметив что-то в журнале.

После уроков Артамонов, Бодров и я постучались в дверь пионерской комнаты. Все мы были в очень веселом настроении, все подталкивали друг друга локтями и перемигивались между собой.

Кирилл открыл нам и переглянулся с художником, который стоял пос-реди комнаты, держа в одной руке стакан с водой, а в другой — кисточку. Я спросил очень вежливым тоном:

— Извините, мы не помешали?

— Входите, — сказал редактор.

Мы все трое вошли в комнату.

— Тут у нас одна заметочка есть, — снова очень вежливо сказал я и протянул редактору тетрадочный листок.

Тот взял заметку, подошел к Валерию, и они вместе начали читать. Мы стояли тихо-тихо. Только Мишка один раз фыркнул в кулак.

Редактор сложил заметку и сунул ее в карман.

— Что ж, мы это предвидели, — сказал он.

— Очень приятно, что предвидели, — ответил я. — Теперь позвольте узнать: наша заметка пойдет?

Кирилл посмотрел на меня в упор и отчеканил:

— Не пойдет.

— Ловко! — сказал Артамонов. — Это почему же такое?

— Неостроумно. У нас на эту тему получше материал. Хотя это и редак-ционная тайна, но если желаете, можете посмотреть.

Мы подошли к столу, на котором лежала незаконченная газета.

Там был изображен крокодиленок, держащий за шиворот двух маль-чишек: одного — круглого, как шар, другого — длинного, с оранжевыми волосами. Сама же заметка была написана так:

«Крокодиленок. Чем вы занимались эти дни, такие-сякие?

Замятин и Пеликанов. Двоечников в стенгазете высмеивали.

Крокодиленок. А что вчера натворили?

Замятин и Пеликанов. Двойки по физике получили».

Внизу была приписка:

«От редакции: Редакция считает данную критику справедливой и обязуется срочно ликвидировать двойки. Начиная с этого номера «Кро-кодиленок» будет выходить не через день, а дважды в неделю».

— Скушали? — спросил Валерка.

Мы промямлили что-то невразумительное и убрались восвояси.

Решил во что бы то ни стало избавиться завтра от двойки по алгебре: формулы сокращенного умножения запишу на гранях карандаша. Пред-ставляете себе, что за адская работа мне предстоит? Выцарапывать игол-кой буквы и цифры величиной с булавочную головку!

23 февраля.

До сих пор не могу успокоиться, столько было сегодня переживаний.

Во-первых, Киркина заметка про самого себя только увеличила славу «Крокодиленка». Ребята в восторге кричали:

— Вот это газета! Вот это, действительно, невзирая на лица!

Во-вторых, я с помощью карандаша благополучно получил тройку по алгебре.

В третьих, у Валерки разболелся зуб, он ушел к врачу с последнего уро-ка, и Кирилл остался без телохранителя.

Я уже спустился в раздевалку, но тут вспомнил, что оставил в классе тот самый карандаш. Пришлось возвращаться.

В пустом коридоре третьего этажа я увидел Артамонова, который рас-хаживал возле двери пионерской комнаты и угрюмо поглядывал на нее. Меня он не заметил, потому что я стоял на площадке лестницы, за углом. Я сразу забыл про карандаш. Я понял, чем это пахнет.

Дверь пионерской комнаты открылась, и оттуда вышел редактор. Ко-нечно, ему стало очень не по себе, когда он увидел Артамонова. Но он сде-лал равнодушное лицо и неторопливо направился к лестнице. Артамонов тоже сделал равнодушное лицо и пошел следом. Я притаился между сте-ной и створкой двери, а когда редактор с Михаилом прошли, стал красть-ся за ними.

В раздевалке Замятин очень долго натягивал шубу, поправлял калоши и старался делать вид, что не замечает Артамонова, а тот, уже одетый, поглядывал в зеркало и напевал:

— «Жил-был у бабушки беленький козлик…»

Наконец они ушли, все с теми же равнодушными лицами.

Через полминуты я, уже одетый, выскочил на улицу.

Переулок, в котором находилась школа, был тихий, почти безлюдный. Вдоль тротуаров тянулись кучи снега, похожие на горные хребты.

Кирилл с Михаилом шагали неторопливо, словно прогуливаясь: впе-реди — редактор, в черной шубе и шапке с ушами, сзади — Артамонов, в валенках, меховой куртке и кубанке, сдвинутой набекрень.

Метрах в пятидесяти от школы Кирилл вдруг остановился и обер-нулся.

— Бить собираешься, да? — сказал он вызывающим тоном.

Артамонов что-то ответил, но я не расслышал.

— Ну на, бей! Все равно ты меня этим не сломишь… Ну, что ж ты не бь-ешь? Бей!

Артамонов бить редактора не стал. Он сгреб его и поставил головой в снег.

И тут… тут я понял, что должен делать. Сейчас Кирилл узнает, что та-кое настоящая дружба! Сейчас он поймет, над каким человеком издевал-ся он в своей газете!

Я подбежал к Михаилу и остановился перед ним, быстро-быстро при-говаривая:

— Чего ты лезешь, чего ты лезешь, чего ты дерешься?

Артамонов так же быстро отвечал:

— А чего тебе надо, чего тебе надо, чего тебе надо?

— Ну-ну, петухи! — раздался над нами строгий голос. Какой-то про-хожий развел нас в стороны.

Тут мы увидели, что из школы выходят педагоги.

— Ладно, редактор, попадешься еще! — сказал Артамонов и убежал.

Я обернулся к Замятину. Шапка редактора лежала на тротуаре, голова его была облеплена снегом, но почему-то он все-таки имел довольный вид.

— Больно? — спросил я.

— Чепуха! Я к этому был готов, — ответил редактор, вытирая лицо. — Нас этим не сломишь!.. А тебе — спасибо. Ты благородно поступил. Руку!

Мы крепко пожали друг другу руки. Я так был взволнован, что даже не мог говорить.

Редактор вытряхивал снег из-за воротника. Лицо его снова стало хму-рым:

— Только вот что, Семен… Ты только не обижайся, но мы тебя опять запланировали.

Я молчал. Молчал и Кирилл.

— Понимаешь, дружба дружбой, а принцип принципом. Мы тебя зап-ланировали на тему о шпаргалках.

Я плюнул в сторону, повернулся и пошел.

— Хочешь, я тебе по алгебре помогу? — каким-то жалобным голосом спросил редактор.

Я, конечно, даже не оглянулся.

24 февраля.

Настроение паршивое. Сегодня подошел к Михаилу и сказал:

— Артамонов, я вчера был неправ. Теперь я палец о палец не ударю, если ты… Ну, в общем, ты понимаешь.

Артамонов опустил голову, подумал и вздохнул:

— Что в этом толку! Его поколотишь, а он только гордиться будет: мол, за принципы пострадал. Заметил? Он даже никому не пожаловался на вчерашнее!

25 февраля. 6 часов 30 минут.

Сережа Бодров ликвидировал двойки по русскому и физике. Теперь у него только одна: по алгебре.

Завтра снова выйдет «Крокодиленок», и снова я буду там висеть. Уди-вительно, как это у Замятина хватает изобретательности: пишет все об од-ном и том же да об одних и тех же, и каждый раз по-новому, и каждый раз весело.

Только сейчас у меня явилась интересная мысль: «А что было бы с «Крокодиленком», если бы Артамонов, Бодров и я перестали получать двойки и заниматься болтовней на уроках? Где бы тогда редакторы наш-ли материал, чтобы выпускать свою газету? Ведь, кроме нас, в классе нет больше двоечников!»

Над этим стоит подумать.

6 часов 50 минут.

Нет, это здорово! Представляю себе, какая будет у Кирки физиономия, когда он увидит, что материала для его газеты нет! Сейчас позвоню Арта-монову.

7 часов 15 минут.

Ура! План созрел! Артамонов две минуты хохотал по телефону. Сейчас побегу к Сережке Бодрову сообщить ему наш адский замысел.

26 февраля.

Сегодня вышел новый номер «Крокодиленка» На нем вместо рисунка я увидел свой карандаш, исписанный формулами. Он был прикреплен к бумаге ниточками. Под этим карандашом было написано:

«По самым скромным подсчетам. Сеня Ложечкин затратил на эту юве-лирную работу не меньше трех часов.

Не лучше ли было бы затратить один час и честно выучить формулы?»

Ничего, Кирочка! Последний раз вы торжествуете. Вы и не знаете, ка-кие тучи собираются на вашем горизонте. Вы и не знаете, что вчера ве-чером Артамонов целый час объяснял нам с Бодровым алгебру, а потом мы еще час гоняли его по географии. И вы пока еще не заметили, что Бод-ров, Артамонов и Ложечкин сидели сегодня на уроках, словно в рот воды набрав. Вы не заметили, что Артамонов на переменах никому не подста-вил ножку, никого не щелкнул по затылку. Ничего! Скоро заметите!

Оказывается, не так уж трудно молчать, если с тобой не заговаривают.

28 февраля.

Вчера не писал в дневник: сидел над алгеброй. Все эти дни в классе мертвая тишина. Кира с Валеркой удивленно поглядывают на нас, мы молчим и ехидно улыбаемся.

Артамонова вызвала к доске географичка. Редактор и художник насто-рожились было и приготовили карандаши, надеясь получить материал для фельетона о плохом знании географии, но они просчитались: Арта-монову поставили четверку.

Сегодня после уроков Кирилл с Валеркой не пошли в пионерскую ком-нату делать свою газету. Представляю себе, как они скучают!

29 февраля.

«Крокодиленок» не вышел!!!

В коридоре уже не видно было толпы смеющихся ребят, и никто не ка-чал редактора и художника!

Я ответил по алгебре на пятерку (интересный все-таки это предмет!), а Бодров — на тройку. Во время большой перемены безработные члены ред-коллегии слонялись по коридору с унылыми лицами, а мы с Артамоновым ходили следом за ними и подтрунивали.

— Уважаемые сверхталантливые редакторы! — говорил я. — Позвольте узнать, почему не выходит ваша великолепная сатирическая газета? Ма-териала нехватает? Все хулиганы и лентяи забастовали? Ах, какое безоб-разие!

— Вы дайте объявление, — советовал Артамонов: — так, мол, и так. «Каждый желающий читать сатирическую газету должен хотя бы раз в месяц получить двойку и нарушить дисциплину».

— Вы установите премию для двоечников, — предлагал я. — Или пла-тите по таксе: за двойку — по рублю, а за болтовню на уроке — по пол-тиннику.

1 марта.

Спешу записать сегодняшний день. Важные события!

После уроков в класс вошел Игорь и сказал:

— Внимание! Прошу не расходиться. Вчера вечером состоялось заседа-ние совета дружины. Сейчас председатель совета отряда Лева Курочкин прочтет вам постановление, вынесенное на этом заседании.

Лева поднялся на кафедру и стал читать:

— «Совет дружины отмечает, что шестой класс «Б», всегда считавший-ся одним из лучших классов в школе, за последнее время добился еще больших успехов. За последнее время ученики этого класса не имели ни одного замечания по дисциплине и полностью ликвидировали плохие от-метки…»

— Ура! — закричал Артамонов.

— Ура-а! — закричал весь класс, и я в том числе.

Я всегда был уверен, что наш класс самый способный, самый дружный во всей школе.

Председатель подождал, пока мы утихнем, и продолжал:

— »…Совет дружины считает, что успехам класса немало способство-вала сатирическая газета «Крокодиленок», которая мужественно и невзи-рая на лица боролась с недостатками в классе и добилась того, что даже самые разболтанные ребята исправились и перестали тянуть класс на-зад…»

Мы с Бодровым и Артамоновым переглянулись и сразу помрачнели, а Лева повысил голос и продолжал:

— «…Совет дружины постановляет: Первое. Вынести благодарность ре-дактору газеты «Крокодиленок» — пионеру четвертого отряда Кириллу Замятину и художнику «Крокодиленка» — пионеру того же отряда Ва-лерию Пеликанову. Второе. Расширить поле деятельности «Крокодилен-ка», реорганизовав его из отрядной сатирической газеты в сатирическую газету дружины».

Лева сбежал с кафедры и сел на свое место. Все закричали «ура» в честь «Крокодиленка». Даже Бодров почему-то закричал «ура». Не кри-чали только мы с Михаилом.

Игорь переглянулся с редакторами и поднял руку:

— Тихо!.. Тишина! Сейчас на ваших глазах будет выпушен экстренный и последний выпуск отрядного «Крокодиленка». Прошу сидеть совер-шенно тихо и не мешать редакции в ее ответственной работе… Товарищи редакторы, пожалуйста!

Ясно было, что они обо всем условились заранее, но о чем — никто не знал. Весь класс притих. Со своего места поднялся Валерка, взошел на ка-федру и, ни слова не говоря, стал рисовать мелом на доске заголовок «Крокодиленка». Внизу он приписал: «Экстренный выпуск». Окончив свою работу, художник попрежнему молча сел на свое место, а к доске от-правился редактор и начал писать заметку. И по мере того как он писал, весь класс хором по слогам читал написанное:

— «О-чень при-ят-но, что Ар-та-мо-нов, Бод-ров и Ло-жеч-кин под-тя-ну-лись. К со-жа-ле-ни-ю, хо-дят слу-хи, что о-ни ис-пра-ви-лись лишь для то-го, что-бы на-со-лить «Кро-ко-ди-лен-ку». Так ли э-то?»

Редактор кончил писать и вернулся за парту. Все ребята смеялись и ве-село поглядывали на нас, а мы сидели красные и не знали — злиться нам или тоже смеяться.

— Ну! Редакция ждет ответа на эту корреспонденцию, — сказал Игорь.

Миша Артамонов встал, смущенно улыбаясь подошел к доске и на-писал:

«Критику считаем справедливой.

М. Артамонов».

Мы с Бодровым тоже встали и пошли расписываться…

Кончаю писать. Через полчаса идем с Кириллом в кино.

Рисунки на асфальте

Аннотация

«Рисунки на асфальте», пожалуй, самая светлая, лиричная и удивительно добрая повесть замечательного писателя Виктора Голявкина. Она о мальчике, чье детство выпало на послевоенные годы, о школьных товарищах и любимых учителях, о первых горьких потерях и самой заветной детской мечте.

Скачать книгу Рисунки на асфальте бесплатно в fb2, epub, pdf, txt

Рекомендуем почитать

Теплый хлеб

В книгу включены сказки и рассказы о войне К. Г. Паустовского, которые рекомендовано читать в 5-11-х классах.

Путешествия Гулливера

Отправляясь в дальнее плавание, корабельный врач Гулливер и не подозревал, какой головокружительный оборот примет его путешествие. В книгу вошел классический пересказ для детей сатирического романа английского писателя Джонатана Свифта (1667–1745) о невероятных приключениях Гулливера в фантастической стране Лилипутии и в стране великанов Бробдингнег.

Марка страны Гонделупы

Замечательная повесть известной детской писательницы Софьи Абрамовны Могилевской (1903–1981) рассказывает о дружбе трех мальчишек и о нелегких испытаниях, проверивших эту дружбу на прочность.

Книга адресована детям младшего школьного возраста.

Ночь перед Рождеством

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» отличает доброта, сказочность и мягкий юмор. И дети, и взрослые с интересом читают о том, как черт украл месяц, и о том, как кузнец Вакула летал к царице в Петербург за черевичками для своей возлюбленной Оксаны.

Конек-горбунок

«Конек-горбунок» – одна из самых известных русских литературных сказок. Она написана таким живым народным языком, что зачастую даже не воспринимается как авторская. Создана она больше 150 лет назад, но не теряет актуальности и по- прежнему остается любимой сказкой миллионов детей.

Тайна прошлогоднего снега

Это раньше великая и непобедимая Эмма Мухина ни дня не могла прожить без экстрима – слежек, погонь, засад. А теперь главным занятием супердевчонки стало… смотреть прикольные сны. Из сонного царства Эмму вывел Володька Воробьев, который вычислил, что их учительница астрономии – инопланетянка! Он установил за ней слежку и обнаружил много подозрительных вещей. Например, зачем тетенька каждый день посещает магазин «Клевая рыбалка», покупает дождевых червей – а на рыбалку не ходит?.. И почему ее регулярно видят в Центре виртуальных развлечений? Выяснив, чем подозреваемая в этом Центре занимается, Эмма Мухина оживилась: кажется, можно начинать расследование! Потому что планете Земля грозит большая неприятность. И никто, кроме них, не сможет ее устранить!..

Приключения Гекльберри Финна

Герой этой повести умен, добр, умеет по-настоящему дружить и знает цену людям. Свободолюбие, самостоятельность и сообразительность сделали Гека Финна одним из самых любимых героев подростков разных стран.

Конёк-Горбунок

Знаменитая сказка Петра Павловича Ершова, написанная почти два века назад, по праву вошла в золотой фонд русской детской литературы. И в наше время дети с удовольствием читают озорную и веселую сказку про Ивана и его верного друга Конька-Горбунка. Сказка впервые была напечатана в 1834 году и с тех пор остается любимым чтением для детей.

Для среднего школьного возраста.

Целоваться запрещено! (сборник)

В этом сборнике Ксении Драгунской собраны ее самые веселые и озорные рассказы о приключениях мальчиков и девочек в школе и дома, а также самые популярные пьесы для детей и взрослых.

Мой дедушка – памятник

Книга об удивительных приключениях ленинградского подростка Геннадия Стратофонтова, который хорошо учился в школе и не растерялся в трудных обстоятельствах.

Горько-сладкие шестнадцать

Лора, Уитни и Софи – лучшие подруги. И все было замечательно, пока Лора и Уитни не поссорились из-за дня их шестнадцатилетия. Каждая хотела, чтобы ее праздник стал лучшим!

Борьба началась нешуточная.

А вот Лора подумала: неужели этот праздник и вправду так важен?

Капитан Темпеста. Город Прокаженного короля (сборник)

В центре романа «Капитан Темпеста» один из волнующих эпизодов разгоревшейся в XVI веке войны между Венецианской республикой и турецкой империей Селима II. Крепость Фамагуста отчаянно защищается от турок. Во главе обороны – загадочный капитан Темпеста.

Также в книгу вошла приключенческая повесть «Город Прокаженного короля», рассказывающая о поисках несметных сокровищ, спрятанных королем Прокаженных в джунглях Бангкока.

Другие книги автора
Виктор Голявкин

Никакой я горчицы не ел

«Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.

Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело…»

Болтуны

«Сеня и его сосед по парте не заметили, как вошёл учитель. Сеня нарисовал на ладони себя и показал соседу…»

Как я под партой сидел. Веселые школьные рассказы и повести

В книгу В. Голявкина «Как я под партой сидел. Весёлые школьные рассказы и повести» вошли коротенькие рассказы и две повести «Мой добрый папа» и «Этот мальчик». Герои Голявкина смешные, обаятельные и наивные ребята. Они совершают глупые поступки не из-за злого умысла, а потому, что хочется сделать что-то хорошее или забавное и посмотреть, что из этого выйдет. Иногда результаты удивляют даже самого автора.

Для младшего школьного возраста.

Тетрадки под дождём

В сборник вошли самые известные рассказы замечательного детского писателя Виктора Голявкина (1929–2001): «Тетрадки под дождем», «Яандреев», «Вот что интересно!» и другие. Герои этих веселых, ироничных и добрых рассказов – обычные мальчишки и девчонки. Они то и дело попадают в забавные переделки, но никогда не унывают и всегда готовы прийти на помощь друзьям.

Мой добрый папа

«Мой добрый папа» Виктора Голявкина – одна из лучших повестей о войне в детской литературе. Эта книга – о том, как жили дети в тылу и ждали возвращения своих отцов, пока те воевали на фронте. Печатается в последней авторской редакции.

Болтуны

«Сеня и его сосед по парте не заметили, как вошёл учитель. Сеня нарисовал на ладони себя и показал соседу…»

В шкафу

«Перед уроком я в шкаф залез. Хотел мяукнуть из шкафа. Подумают, кошка, а это я.

Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул. Просыпаюсь – в классе тихо. Смотрю в щёлочку – никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли и меня в шкафу заперли…»

Собрание сочинений. Рассказы и повести для детей

В настоящий том собрания сочинений Виктора Голявкина вошли веселые, ироничные и добрые рассказы для детей: «Тетрадки под дождем», «Карусель в голове», «Пара пустяков», «Сплошные чудеса» и многие другие, а также повести «Мой добрый папа», «Полосы на окнах», «Рисунки на асфальте» и «Ты приходи к нам, приходи». Герои Голявкина – обычные мальчишки и девчонки; они то и дело попадают в разные переделки, но никогда не унывают и всегда готовы прийти на помощь друзьям.

Самое популярное в жанре Внеклассное чтение

Три разные сказки

В книге представлены три сказки, современная, старинная и в народном стиле. В них читатель встретится с понятиями добра, дружбы и приключениями. Это сказки мои детки, которые появились в разное время и поэтому не похожи по характеру и стилю. Приятного прочтения!

Тайный поход

В этой сказке в стихах живёт непоседливый мальчик Лёня и его друзья: Крошка-гном и девочка Наташа. Им приходится бороться со злыми Воронами-колдунами. Книга о настоящей дружбе, доброте и чудесах.

Хотите узнать, где прячутся гномы и какие чудеса есть в Сумрачном мире? Тогда читайте.

Сказка старой феи

«Сказка старой феи» учит любить и принимать жизнь такой, какова она есть, не впадая в соблазны чудес, сулящих иную жизнь, наполненную лишь радостью и удовольствиями. Потому что эти соблазны ничего кроме печали разочарований и разбитых надежд не принесут.

Если завтра Новый год

Скоро Новый год, а Ваш ребенок еще без стихотворения? Детский сад, школа, утренники наступают на пятки и просят выступить? Не теряйтесь и открывайте мини-бук «Если завтра Новый год».

В нём собраны стихотворения современного автора, который гармонично соединил простоту и волшебство. Вам больше не придется учить с ребенком трудный текст. Стихи легко запоминаются, гарантируют веселое настроение и овации для Вашей звездочки на любимом новогоднем празднике.

Хрусталь-река

Сказка Надежды Беляковой «Хрусталь-река» рассказывает о невероятных приключениях простого и доброго парня Афони, которому выпало много испытаний на пути исправления ошибок, а в конце этого пути он обрел любовь и счастье.

Все иллюстрации и художественное оформление этой книги выполнено автором – художником Надеждой Беляковой.

Начало времени

Книга Александра Карповича Ливанова «Начало времени» была написана по мотивам воспоминаний детства самого автора о годах послереволюционной разрухи и испытаний Гражданской войны. Мир того времени раскрывается перед читателем через описанные автором впечатления ребенка тех лет, но детство с его светлыми радостями и открытиями окружающего мира остается детством во все времена. Во многом книга автобиографична и интересна тем, что в ней описаны реальные события тех лет – далеких двадцатых годов, поскольку это яркие и живые описания современника, человека рожденного в 1920 года, поэтому подлинность свидетельств о прошлом в жизни страны особенно дорога.

Сказ о Соколовой горе

Соколовая гора, а точнее её вершина – это сегодня всем известный Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы», большинство экспонатов которого находятся под открытым небом. Только не всегда там был музей с асфальтированными дорогами, дорожками и площадками. Было время, когда на вершине горы росли дубы-великаны и не каждый храбрец отваживался войти в их чащу. Вот об этом времени и идёт повествование в сказе.

Зеркало

Сказка-феерия адресована самым разным возрастным группам. Подросткам она будет интересна, как остро-приключенческая история с лихо закрученным мистически-криминальным сюжетом. А старшему поколению будет по душе раскрытая автором тема красоты русского мира и его взаимопроникновение с немецкой, а вернее – с европейской культурой. В этой сказке царит мир чудес русского знахарства и особой смекалки кудесника, но все описанное проникнуто светлым юмором и иронией. Даже мистика в сказке задорна, радостно лубочна и жизнелюбива.

Любит – не любит. Школьный роман

О влюбленности и ревности, дружбе и предательстве – о том, через что проходят взрослеющие дети. Действие происходит в школе.

Главный волшебник

В новогодние чудеса верят не все, но Таня верила. Её вера была настолько сильной, что желание исполнилось. И вы верьте!

Оставить отзыв

    Список литературы на лето программа « Перспектива»

  • Для 2 класса
      Русские народные сказки

    1. Владимир Иванович Даль «Что значит досуг?»
    2. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
    3. Лев Николаевич Толстой «Филипок».
    4. Нина Михайловна Артюхова «Подружки».
    5. Виталий Валентинович Бианки «Латка», «Аришка-трусишка».
    6. Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился».
    7. С. Маршак «Багаж», «Детки в клетке».
    8. Т. Собачкин «Песни бегемотов».
    9. А. Усачев «Умная собака», «Соня».
    10. Х. Андерсен «Гадкий утенок».
    11. Братья Гримм «Король-Дроздовик».
    12. С. Чарушин «Про Томку».
    13. М. Пришвин «Ёж».
    14. В. Драгунский «Он живой и светится».
    15. Я. Аким. «Мой верный чиж»
    16. Р. Сеф «Кто любит собак?»
    17. Э. Мошковская «Обида», «Книга для друга».
    18. М. Пришвин «Глоток молока».
    19. В. В. Бианки «Лис и мышонок»
    20. Маршак «Детский сад. Зоосад»,«Друзья-товарищи».
    21. Е. Пермяк «Бумажный змей»,
    22. Н. Носов «Затейники».
    23. В. Лунин «Я и Вовка».
    24. В. Голявкин «Болтуны».
    25. А. Барто «Если вы ему нужны».
    26. Степанов «Моя родина – Россия».
    27. Баруздин «Главный город»
    28. Трутнева «В родном краю»
    29. Преображенская «Наша улица»
  • Для 3 класса
    1. Аксандров Т. « Домовенок Кузька»
    2. Андерсен Г.Х. «Гадкий утёнок», « Стойкий оловянный солдатик”, «Оле-Лукойе», «Огниво»
    3. Б. Гримм «Бременские музыканты»
    4. Бианки В. «Лесная газета», «Лесные домишки»
    5. Волков А. “Волшебник Изумрудного города”
    6. Гайдар А. «Чук и Гек»
    7. Гаршин “Лягушка – путешественница”
    8. Гауф В. «Карлик Нос», “Маленький Мук”
    9. Драгунский В. «Он живой и светится», «Первый день», «Где это видано?», «Хитрый способ»
    10. Дуров В. « Мои звери». Рассказы
    11. Житков Б. «Как я ловил человечков»
    12. Жуковский В. «Как мыши кота хоронили»
    13. Заходер Б. «Про все на свете». Стихи и сказки
    14. Зощенко М. «Учёная обезьянка»
    15. Катаев В. «Цветик-семицветик»
    16. Мамин – Сибиряк Д. “Серая Шейка”
    17. Носов Н. «Незнайка на Луне», «Ступеньки»
    18. Одоевский В. “Городок в табакерке”
    19. Осеева В. «До первого дождя», «Спасибо», «Печенье»
    20. Паустовский К. «Заячьи лапы». Рассказы и сказки
    21. Платонов А. “Разноцветная бабочка”
    22. Пляцковский М. «Карусельные лошадки»
    23. Прокофьев С. «Приключения желтого чемоданчика»
    24. Пушкин А.С. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
    25. Р. Киплинг “Рикки – Тикки – Тави”
    26. Русская народная сказка «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын»
    27. Толстой А. «Золотой ключик, или приключения Буратино»
    28. Толстой Л. «Филиппок»
    29. Ушинский К. «Два плуга»
    30. Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»
    31. Чарушин Е. «Никитка и его друзья»
    32. Ш. Перро «Спящая красавица»
    33. Шварц Е. “Сказка о потерянном времени”, «Рассеянный волшебник», «Новые приключения кота в сапогах»
  • Для 4 класса
    1. П.П. Ершов «Конек-горбунок»
    2. А.С. Пушкин – стихи, сказки
    3. М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
    4. Л.Н. Толстой – рассказы детям
    5. Ф.И. Тютчев – стихи
    6. А.А. Фет – стихи
    7. Н.А. Некрасов – стихи и поэмы
    8. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
    9. П.П. Бажов «Серебряное копытце»
    10. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
    11. Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
    12. С.А. Есенин – стихи
    13. М.И. Цветаева – стихи
    14. Е.И. Чарушин – рассказы о животных
    15. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
    16. К. Булычев «Путешествие Алисы»
    17. Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
    18. Г.Х. Андерсен «Русалочка»
    19. М. Твен «Приключения Тома Сойера»
    20. В. Железников «Чучело»
    21. Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король», «Звёздный мальчик»,«Карлик Нос»
    22. Р. Киплинг «Маугли»
    23. Ю. Олеша «Три толстяка»
    24. Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»
    25. А. Погорельский «Черная курица или подземные жители»
    26. П. Треверс «Мери Поппинс»
    Произведения для самостоятельного чтения 5—11 классы
    Программы общеобразовательных учреждений. Литература.
    Под редакцией В.Я. Коровиной. 5-11 классы.

  • Для 5 класса
      Русская литература:

    1. Русские народные сказки: «Финист – Ясный Сокол»
    2. Жуковский В. «Спящая царевна»
    3. Пушкин А. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «сказка о попе и работнике Балде»
    4. Гоголь Н. «Майская ночь, или Утопленница»
    5. Куприн А. «Чудесный доктор»
    6. Зощенко М. «Великие путешественники»
    7. Платонов А. «Волшебное кольцо»
    8. Паустовский К. «Кот-ворюга»
    9. Астафьев В. «Васюткино озеро»
    10. Белов В. «Скворцы»
      Зарубежная литература

    1. Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н.Куна)
    2. Андерсен Г.-Х. «Соловей»
    3. Дефо Д. «Жизнь и приключения Робинзона Крузо…»
    4. Киплинг Р. «Кошка, которая гуляла сама по себе»
    5. Линдгрен А. «Приключения Калле Блюмквиста»
    6. Родари Д. «Сказки по телефону» или «Говорящий сверток»
    7. Толкин Д.Р.Р. «Хоббит, или Туда и обратно»
    8. Уайльд О. «Соловей и роза»
  • Для 6 класса
      Русская литература XIX века

    1. Пушкин А. «Повести Белкина»
    2. Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
    3. Лесков Н. «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей»
    4. Тургенев И. «Хорь и Калиныч»
    5. Достоевский Ф. «Мальчик у Христа на ёлке»
    6. Толстой Л. «Хаджи-Мурат»
    7. Чехов А. «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Налим», «Беззащитное существо»,»Жалобная книга» и др.
      Русская литература XX века

    1. Алексин А. «Звоните и приезжайте»
    2. Астафьев В. «Фотография, на которой меня нет»
    3. Белов В. Рассказы для детей
    4. Булычев Кир «Заповедник сказок»
    5. Железников В. «Чудак из шестого «Б»», «Путешествие с багажом», «Чучело»
    6. Зощенко М. Рассказы для детей
    7. Искандер Ф. «Первое дело», «Запретный плод», «Мученики сцены», «Вечерняя дорога», рассказы о море
    8. Крапивин В. «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь»
    9. Платонов А. «В прекрасном и яростном мире»
    10. Паустовский К. «Мещёрская сторона»
      Зарубежная литература

    1. Брэдбери Р. «Третья экспедиция»
    2. Генри О. «Вождь краснокожих»
    3. Дюма А. «Три мушкетёра»
    4. Конан Дойл А. «Горбун»
    5. Купер Ф. «Последний из могикан», «Следопыт», «История с привидением»
    6. Лондон Д. «На берегах Сакраменто», «Сказание о Ките», «Белое безмолвие», «Там,где расходятся пути».
    7. Майн Рид Т. «Всадник без головы»
    8. Сетон-Томпсон Э. «Тито», «Мальчик и рысь», «Мустанг-иноходец», «Лобо»,
    9. «Домино», «Улыбчивый певец», «По следам оленя»
    10. Стивенсон Р. «Остров сокровищ»
    11. Твен М. «Приключения Гекльберри Финна»
    12. По Э. «Овальный портрет»
  • Для 7 класса
      Русская литература XIX века

    1. Жуковский В. «Светлана»
    2. Пушкин А. «Полтава», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь»
    3. Гоголь Н. «Тарас Бульба»
    4. Тургенев И. «Бурмистр», «Певцы»
    5. Салтыков-Щедрин М. Сказки
    6. Толстой Л. «Детство», «Хаджи-Мурат»
    7. Куприн А. «Изумруд», «Тапер»
    8. Чехов А. «Размазня», «Тоска» и другие рассказы
      Русская литература XX века

    1. Горький М. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Детство»
    2. Бунин И. «Сны Чанга»
    3. Зощенко М. «История болезни»
    4. Грин А. «Алые паруса», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам»
    5. Фраерман Р. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
    6. Розов В. «В добрый час!»
    7. Рыбаков А. Трилогия о Кроше
    8. Астафьев В. «Мальчик в белой рубашке»
      Зарубежная литература

    1. Брэдбери Р. «Всё лето в один день», «Зелёное утро», «Каникулы»
    2. Лондон Д. «На берегах Сакраменто», «Белый клык»
    3. Олдридж Д. «Последний дюйм»
    4. По Э. «Лягушонок», «Золотой жук», «Овальный портрет»
    5. Свифт Д. «Путешествия Гулливера» (в пересказе Т.Габбе)
    6. Сент-Экзюпери А. «Планета людей»
    7. Твен М. «История с привидением»
    8. Уэллс Г. «Война миров»
  • Для 8 класса
      Русская литература

    1. Пушкин А. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов»
    2. Пущин И. «Записки о Пушкине»
    3. Гоголь Н. «Ревизор», «Женитьба», «Петербургские повести»
    4. Тургенев И. «Ася», «Первая любовь»
    5. Толстой Л. «После бала», «Детство», «Отрочество», «Хаджи-Мурат»
    6. Бунин И. «Цифры», «Лапти»
    7. Цветаева М. «Мой Пушкин»
      Зарубежная литература

    1. Бирс Э. «Человек и змея»
    2. Гарди Т. «Роковая ошибка церковных музыкантов»
    3. Генри О. «Вождь краснокожих»
    4. Гюго В. «93-й год», «Человек, который смеётся»
    5. Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается»
    6. Джованьоли Р. «Спартак»
    7. Диккенс Ч. «Пойман с поличным»
    8. Ирвинг Т. «Жених-призрак», «Рип ван Винкль»
    9. Киплинг Р. «Дьявол и морская бездна»
    10. Конан Дойл А. «Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки»
    11. Лондон Д. «Под палубным тентом»
    12. Мериме П. «Взятие редута», «Коломбо», «Таманго»
    13. Мопассан Г. «Туан»
    14. Моэм У. «Завтрак»
    15. По Э. «Очки», «Украденное письмо», «Лягушонок»
    16. Стивенсон Р. «Владетель Баллантре», «Маркхейм»
    17. Твен М. «Журналистика в Теннеси»,
    18. «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
    19. Уэллс Г. «Борьба миров», «Человек-невидимка»
    20. Хаггард Г.Р. «Дочь Монтесумы», «Копи царя Соломона», «Дитя из слоновой кости», «Ласточка», «Прекрасная Маргарет»
    21. Честертон Г. «Тайна Фламбо»
    22. Шекли Р. «Запах мысли»
    23. Шелли М. «Франкенштейн, или Современный Прометей»
    24. Ямамото С. «Диалог о песне»
  • Для 9 класса
      Русская литература

    1. «Слово о полку Игореве»
    2. Фонвизин Д. «Недоросль»
    3. Карамзин Н. «Бедная Лиза»
    4. Грибоедов А. «Горе от ума»
    5. Пушкин А. «Евгений Онегин», стихи
    6. Лермонтов М. «Герой нашего времени», стихи
    7. Гоголь Н. «Мертвые души»
    8. Чехов А. «Медведь»
    9. Аверченко А. Рассказы по выбору учащихся, например, «Кривые углы»
    10. Тэффи Рассказы по выбору учащихся, например, «Русские в Европе», «Маркита»
    11. Булгаков М. «Похождения Чичикова»
    12. Бунин И. Рассказы по выбору учащихся
    13. Шолохов М. «Судьба человека»
      Поэзия XX века:

    1. Ахматова А.
    2. Блок А.
    3. Есенин С.
    4. Цветаева М.
      Зарубежная литература

    1. Шекспир У. Сонеты
    2. Мольер Ж.Б. «Мещанин во дворянстве»
    3. Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
    4. Распутин В. «Прощание с Матёрой»
  • Для 10 класса
      Русская литература

    1. Пушкин А. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», стихи
    2. Лермонтов М. «Герой нашего времени», стихи
    3. Гоголь Н. «Мертвые души»
    4. Островский А. «Гроза», «Бесприданница»
    5. Гончаров И. «Обломов»
    6. Тургенев И. «Отцы и дети», «Записки охотника»
    7. Салтыков-Щедрин М. «История одного города»
    8. Достоевский Ф. «Преступление и наказание»
    9. Толстой Л. «Война и мир»
    10. Лесков Н. «Тупейный художник»
    11. Чехов А. «Маленькая трилогия», «Ионыч», «Толстый и тонкий» (рассказы), «Вишневый сад», «Дядя Ваня» (пьесы)
    12. Фет А. Стихи
    13. Тютчев Ф. Стихи
      Зарубежная литература

    1. По Э. «Убийство на улице Морг»
    2. Уайльд О. «Портрет Дориана Грея»
    3. Шоу Б. «Дом, где разбиваются сердца»
  • Для 11 класса
      Проза конца 19-нач. 20 века

    1. Бунин И. Стихотворения, рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», сб. «Темные аллеи» (2-Зрассказа)
    2. Куприн А. «Олеся», «Гранатовый браслет» и др.
    3. Аверченко А. Рассказы (2-3)
    4. Зощенко М. Рассказы (2-3)
      Поэзия «серебряного» века

    1. Бальмонт К. Стихотворения по выбору учащихся
    2. Брюсов В. Стихотворения по выбору учащихся
    3. Гумилев Н. Стихотворения по выбору учащихся
    4. Цветаева М Стихотворения по выбору учащихся
      Литература 20-х годов

    1. Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»
    2. Блок А. Цикл стихотворений, напр., «Стихи о Прекрасной Даме», Поэма «Двенадцать»
    3. Есенин С. Стихотворения разных лет
    4. Маяковский В. Стихотворения, поэма «Облако в штанах»
      Литература 30-40-х годов

    1. Булгаков М. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
    2. Платонов А. Рассказы (2-3)
    3. Толстой А.Н. «Петр I» (обзорное изучение)
    4. Ахматова А. Поэма «Реквием», стихотворения по выбору учащихся
    5. Пастернак Б. Стихи из романа «Доктор Живаго» и др.
    6. Шолохов М. «Тихий Дон», рассказы по выбору учащихся
      Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет

    1. Некрасов В. «В окопах Сталинграда» или Воробьев К. «Убиты под Москвой»
    2. Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., «Сотников»
    3. Стихи о войне Симонов К., Тихонов Н, Сурков А. и др.
      Литература 50-80 годов

    1. Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
    2. Твардовский А. Обзор творчества.
    3. Распутин В. «Прощание с Матерой»
    4. «Деревенская» проза: В.Астафьев, В.Шукшин (по2-З рассказа)
    5. Драматургия: Вампилов А.»Старший сын»
      Литература русского зарубежья:

    1. Набоков В. Рассказы, напр., «Машенька» или Шмелев Н. «Лето господне»
    2. Авторская песня: Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др.
    3. Совр. фантастика: Ефремов И., Булычев К., Стругацкие (по выбору учащихся)
      Современная литература

    1. Толстая Т. Из сб. «На золотом крыльце сидели…», «Йорик», «Кысь»
    2. Улицкая Л. Любая проза
    3. Обзор текущей периодики: журналы «Октябрь»,»Новый мир» и др.

  • Рассказ баруздина страна где мы живем текст
  • Рассказ американского солдата про русских десантников
  • Рассказ американца про русских солдат
  • Рассказ банька толстой слушать
  • Рассказ автобусная остановка 3 класс