15 февраля.
Этот вечер я провожу дома. Впервые за полгода я не пошел к Кириллу, чтобы готовить вместе домашние уроки. И больше никогда к нему не пой-ду. Довольно? Я понял, что это за человек!
Все, что случилось сегодня, так важно, что нужно записать попод-робней.
Когда окончились уроки, я вышел из класса одним из последних. В ко-ридоре творилось что-то странное.
Большая толпа мальчишек собралась рядом с дверью нашего класса. Ребята вытягивали шеи, приподнимались на цыпочки, давили друг друга. Только и слышно было:
— Не напирайте!
— Чего тут, а? Ребята, чего тут такое, а?
— Погодите! Задавили совсем!
Кое-как я протиснулся и увидел на стене лист бумаги. В верхнем левом углу его было нарисовано нечто похожее на ящерицу. Правее разноцвет-ными буквами было написано:
«КРОКОДИЛЕНОК
Сатирическая газета VI кл. «Б».
Выходит через день — № 1»
Как меня ни толкали, я все-таки прочел передовую, озаглавленную «На острие сатиры!» Вот что там было написано:
«Наш класс считается одним из лучших классов в школе, но и среди нас имеются лентяи и нарушители дисциплины, которые мешают классу итти к дальнейшим успехам.
У нас уже есть отрядная стенгазета, которая борется за успеваемость и дисциплину, но каждый знает, какое значение имеет едкий сатирический смех в борьбе с недостатками.
Поэтому сегодня выходит первый номер «Крокодиленка».
Он будет беспощадно и невзирая на лица высмеивать тех, кто тянет класс назад. Он будет острым оружием сатиры бороться с отрицательными явлениями в нашем классе.
Пишите все в «Крокодиленок»!»
Газетка была маленькая. «На острие сатиры» попалось пока всего лишь трое ребят.
«Доктор исторических наук Миша Огурцов закончил работу над но-вым учебником по истории средних веков, — сообщалось в одной из за-меток. — Приводим выдержку из этого учебника:
«Крестоносцам удалось завоевать Сирию в 1781 году, но тут у них по-явился опасный противник — турецкий султан Барбаросса. Внутри лагеря крестоносцев начались раздоры: английский король Карл Смелый поссо-рился с Ричардом Львиное Сердце и французским королем Салладином».
Затем следовало два рисунка: на одном был изображен богатырь, от-важно сражающийся с десятком противников, и на другом — хулиган, тас-кающий за вихры испуганного малыша.
«Таким Михаил Артамонов воображает себя, когда пристает к слабым ребятам», гласила подпись под первым рисунком.
«Так он выглядит на самом деле», было написано под вторым.
Последний рисунок изображал мальчишку, огромным ножом выреза-ющего на парте свои инициалы. Тут же были помещены стихи:
«Он имя свое «Иван Прибылов»
В школе увековечил.
Он много парт, дверей и столов
Для этого изувечил».
В правом нижнем углу газеты я увидел подписи:
«Редколлегия:
К. Замятин (отв. редактор).
В. Пеликанов (художник)».
Теперь мне стало ясно, почему у Кирилла Замятина был в последнее время такой таинственный вид. Теперь я понял, о чем он шептался на пе-ременах с Валеркой Пеликановым и с вожатым Игорем.
Я даже не обиделся на Кирку за то, что он скрыл от меня свое намере-ние выпускать стенгазету. Я ведь знаю, как он любит производить всякие неожиданные эффекты!
Ребята громко хвалили новую газету. Я был очень рад за Кирилла и побежал разыскивать членов редколлегии, чтобы поздравить их с успе-хом.
Я нашел их в пионерской комнате. Художник Валерка отскочил от двери, когда я ее открыл: он наблюдал в щелку за толпой читателей. Ре-дактор стоял позади него и, как видно, прислушивался к голосам в ко-ридоре.
— Кирка! — закричал я. — Ой, здорово! Поздравляю!
Художник так и расплылся от удовольствия, а редактор остался серьез-ным. Они вообще очень разные люди: Валерка — долговязый, рыжево-лосый и веселый, а Кира — маленький, довольно толстый, и он всегда сох-раняет серьезный вид, даже когда шутит.
— Действует? — спросил он коротко.
— Еще как действует! Мишку Огурцова уже «историком» дразнят, сти-хи о Прибылове наизусть выучили. А главное, знаешь чему ребята удивля-ются: «Как это они Мишку Артамонова не побоялись протащить? Ведь он, мол. Замятина теперь наверняка отлупит. Валерку не тронет — Валерка здоровый, а Замятина — как пить дать.»
— Пусть попробует, — сказал художник.
— Что ж! Может быть, и отлупит, — хладнокровно ответил редактор. — Сатирики всегда наживают много врагов.
— Ага! Я так ребятам и сказал: «Того, — говорю, — и ценно, что невзи-рая на лица. Будь ты хоть Артамонов, хоть кто». Верно. Кирка?
Тут мне показалось, что редактор и художник немного смутились. Ва-лерка сказал «гм», отошел к столу и начал раскрашивать заголовок для второго номера газеты, а Кирилл смотрел на меня исподлобья, насупив-шись.
— Понимаешь, Семен, я тебя должен предупредить… — заговорил он помолчав. — Хотя это и редакционная тайна, но так как ты мой друг… я… Одним словом, мы тебя на следующий номер запланировали.
Я сначала ничего не понял:
— Как? Куда запланировали?
— В фельетон, — сказал Кирка. — На тему о болтовне в классе.
— Ловко! Ты… ты это серьезно, Кирилл?
— Такими вещами не шутят.
— Значит… значит, своего друга будете протаскивать, Кирилл Ива-нович?
— Ты какой-то странный. Семен! Не могу же я других болтунов протас-кивать, а тебя нет.
— А очень нужно тебе вообще болтунов потаскивать! Наверное, и без них есть о чем писать.
Кирка немного рассердился:
— Знаешь. Семен… Дружба дружбой, а принцип принципом. Болтовня в классе — отрицательное явление, значит наша сатирическая газета дол-жна его бичевать. Тут дело в принципе.
— Хорош принцип! Над друзьями издеваться!
Валерка вдруг отбросил кисточку и выпрямился.
— Ну, чего ты пришел и ворчишь? — сказал он. — Давай уходи отсюда и не мешай работать!
Я понял, что разговаривать мне больше не о чем. Я только спросил:
— И карикатуру нарисуете?
Редактор кивнул:
— Да. У нас все идет с иллюстрациями.
— Ладно. Кирилл Иванович? Спасибо?.. Запомним! — сказал я и ушел.
Вот до чего доводят неприятности! Писал, писал и только сейчас вспомнил, что нужно выучить формулы сокращенного умножения. Ладно! Авось завтра не спросят.
16 февраля. 7 часов вечера.
Сегодня, войдя в класс, я не сел на свое обычное место, рядом с Кирил-лом. Я положил перед редактором запечатанный конверт и стал прохажи-ваться между партами, держа за спиной портфель.
В конверте находилось письмо. Вот что я там писал:
«Замятин!
Предлагаю меняться местами с Пеликановым. Так вам будет удобнее делать гадости своим бывшим друзьям. Если Пеликанов не поменяется, то я все равно рядом с тобой не сяду. Это окончательно.
С. Ложечкин».
Кирка прочел письмо и сказал:
— Смешно. Семен!
Я молча пожал плечами и продолжал ходить.
Тогда Кирилл показал письмо Валерке. Тот ухмыльнулся, сказал: «Это дело, это нам подходит», и перенес свои книги на парту к редактору. Я сел на его место, рядом с Мишкой Артамоновым — с тем самым, которого на-рисовали богатырем.
После звонка, перед началом урока, к нам зашел вожатый Игорь.
— Понравился «Крокодиленок»? — спросил он громко.
— Понравился! — хором ответил класс.
Даже «доктор исторических наук» Мишка Огурцов сказал: «Понра-вился». Промолчали только мы с Артамоновым да Ваня Прибылов.
— Берегитесь теперь! — сказал Игорь. — «Крокодиленок» — газета оперативная: чуть что — за ушко да на солнышко. Ясно?
— Ясно! — ответил класс.
— Будем помогать «Крокодиленку»? Писать в него будем?
— Будем! — крикнули сразу тридцать ребят.
Целый день я старался не обращать на Кирилла никакого внимания, а он, кажется, я в самом деле не обращал на меня внимания. На всех пе-ременах ребята приносили ему заметки. Он просматривал их с очень серь-езным видом и говорил: «Ладно! Это мы обработаем» или: «Не пойдет. Это мелочь».
Ваня Прибылов сегодня три раза открывал перочинный нож, но тут же со смущенным видом прятал его в карман.
Того же числа. 10 часов 30 минут.
Настроение паршивое. Скучно учить уроки одному. Это, должно быть, с непривычки.
Не знаю: может быть, я погорячился и зря поссорился с Киркой? В конце концов, что из того, если он один разок напишет обо мне в газете? И потом, чем он виноват, если у него обязанность такая?
Нужно учить формулы сокращенного умножения, но на завтра много задано по русскому. Придется с формулами подождать.
17 февраля.
Нет, Кирилл Замятин, никогда-никогда Семен Ложечкин больше не скажет с тобой ни слова!
Они нарисовали четырех сорок с разинутыми клювами, сидящих на спинке парты, а рядом изобразили четырех рыб, которые стоят на хвостах у доски, уныло повесив головы. Под этим дурацким рисунком они написа-ли:
«УГАДАЙ!
Сидя за партой, мы — болтливые сороки.
Стоя у доски, мы — немые рыбы.
Кто мы?
ОТВЕТ: Артамонов, Ложечкин, Тараскин, Бодров».
И в то самое время, как десятки ребят хохотали надо мной, десятки других мальчишек вытаскивали из пионерской комнаты Кирку с Валери-ем и кричали:
— Качать редакторов!
Я прямо зубами заскрежетал, глядя, как художник и редактор взлета-ют чуть ли не до самого потолка. А тут еще Мишка Артамонов подошел ко мне и, мрачно усмехаясь, сказал:
— Ловко твой дружок на тебе почести зарабатывает!
— Он такой же друг, как ты папа римский! — отрезал я.
Мишка помолчал и процедил сквозь зубы:
— Пусть теперь выйдет на улицу! Я ему покажу сороку да рыбу!
Довольно! С завтрашнего дня не скажу ни слова во время уроков.
18 февраля.
Настроение паршивое.
На русском и на физике получил замечания за болтовню. Получил также двойку по алгебре: не знал формул сокращенного умножения.
Сережка Бодров тоже получил двойку. Это у него уже третья. Первые две — по русскому и химии. Он только и делает, что играет во дворе в хок-кей.
Ваня Прибылов предложил мне сменять общую тетрадь на его пе-рочинный нож. Сменял.
19 февраля.
Теперь я окончательно понял, какая свинья этот Замятин. Он не при-думал ничего умнее, как снова протащить меня, на этот раз за алгебру!
Артамонов тоже попал в «Крокодиленок». Он способный, но учится как-то по-чудному: получит пятерку по русскому — заработает двойку по геометрии, подтянется по геометрии — схватит двойку по биологии.
Третьим пострадал Кузя Тараскин: ходит немытый и нечесаный.
Нам теперь прямо хоть в школу не являйся! Только и слышим:
— Как поживает Сорока?
— Богатырь, много врагов победил?
А Замятин с Валеркой стали настоящими знаменитостями. Стоит им показаться в раздевалке, на лестнице, в коридоре — отовсюду несутся воз-гласы:
— Привет редакторам «Крокодиленка»!
— Здравствуйте, мастера сатиры! Когда следующий номер выйдет?
Артамонов мечтает, как бы поймать редактора на улице, но это ему не удается: Кирилл с Валеркой живут в одном переулке и всегда ходят вмес-те. Жаль!
20 февраля.
Ничего интересного.
Получил замечание за болтовню от «англичанки»: поспорил с Сереж-кой Бодровым, который сидит впереди меня. Уж очень он хвастается сво-им хоккеем!
Огурцов получил четверку по истории, и его теперь не зовут «доктором исторических наук».
21 февраля.
Опять «Крокодиленок», и снова там я, Бодров и Артамонов. Мы с Бод-ровым — за болтовню, а Мишка — за геометрию.
Я хоть и не разговариваю с Кириллом, но сегодня подошел к нему и сказал:
— Послушай, у тебя совесть, в конце концов, есть? Что ты все на одних и тех же выезжаешь?
— А что мне делать, если другого материала нет? — ответил редак-тор. — И, во-вторых, сатирическая газета издается для искоренения не-достатков. Если какой-нибудь недостаток не искореняется, значит нужно бить в одну точку. Газета должна быть действенной. Понимаешь?
Но мы этого дела так не оставили. Мы с Бодровым и Артамоновым пошли к вожатому Игорю и сказали ему, что это безобразие. Больше по-ловины ребят совсем не попало в «Крокодиленок», остальные хотя и по-падают, но очень редко, а мы трое словно приклеены к этой газете. Игорь ответил очень коротко:
— Заметки справедливые? Справедливые. Сами виноваты, что над ва-ми смеются.
22 февраля.
Вот что случилось на уроке физики.
Иван Денисович расхаживал перед классной доской, объясняя нам принцип действия гидравлического пресса. Вдруг он остановился и прис-тально взглянул из-под очков на Кирку с Валеркой. Посмотрел на них и я. Художник рисовал карикатуру, а редактор, хмуря брови, грыз кончик руч-ки: перед ним лежал тетрадочный листок с недописанными стихами.
Учитель подошел к столу:
— Итак, повторяю: если на большом поршне мы имеем проигрыш в расстоянии, то зато во столько же раз выигрываем… Пеликанов, в чем мы выигрываем?
Валерка вскочил и покраснел, как рак.
— Стало быть, в чем мы выигрываем? — повторил Иван Денисович.
— В воде! — брякнул художник.
Все, конечно, расхохотались.
— Садитесь, Пеликанов!.. В чем же мы выигрываем. Замятин?
— В объеме? — пробормотал Кирка.
— Садитесь, Замятин!.. Выигрываем в силе, — сказал учитель, отметив что-то в журнале.
После уроков Артамонов, Бодров и я постучались в дверь пионерской комнаты. Все мы были в очень веселом настроении, все подталкивали друг друга локтями и перемигивались между собой.
Кирилл открыл нам и переглянулся с художником, который стоял пос-реди комнаты, держа в одной руке стакан с водой, а в другой — кисточку. Я спросил очень вежливым тоном:
— Извините, мы не помешали?
— Входите, — сказал редактор.
Мы все трое вошли в комнату.
— Тут у нас одна заметочка есть, — снова очень вежливо сказал я и протянул редактору тетрадочный листок.
Тот взял заметку, подошел к Валерию, и они вместе начали читать. Мы стояли тихо-тихо. Только Мишка один раз фыркнул в кулак.
Редактор сложил заметку и сунул ее в карман.
— Что ж, мы это предвидели, — сказал он.
— Очень приятно, что предвидели, — ответил я. — Теперь позвольте узнать: наша заметка пойдет?
Кирилл посмотрел на меня в упор и отчеканил:
— Не пойдет.
— Ловко! — сказал Артамонов. — Это почему же такое?
— Неостроумно. У нас на эту тему получше материал. Хотя это и редак-ционная тайна, но если желаете, можете посмотреть.
Мы подошли к столу, на котором лежала незаконченная газета.
Там был изображен крокодиленок, держащий за шиворот двух маль-чишек: одного — круглого, как шар, другого — длинного, с оранжевыми волосами. Сама же заметка была написана так:
«Крокодиленок. Чем вы занимались эти дни, такие-сякие?
Замятин и Пеликанов. Двоечников в стенгазете высмеивали.
Крокодиленок. А что вчера натворили?
Замятин и Пеликанов. Двойки по физике получили».
Внизу была приписка:
«От редакции: Редакция считает данную критику справедливой и обязуется срочно ликвидировать двойки. Начиная с этого номера «Кро-кодиленок» будет выходить не через день, а дважды в неделю».
— Скушали? — спросил Валерка.
Мы промямлили что-то невразумительное и убрались восвояси.
Решил во что бы то ни стало избавиться завтра от двойки по алгебре: формулы сокращенного умножения запишу на гранях карандаша. Пред-ставляете себе, что за адская работа мне предстоит? Выцарапывать игол-кой буквы и цифры величиной с булавочную головку!
23 февраля.
До сих пор не могу успокоиться, столько было сегодня переживаний.
Во-первых, Киркина заметка про самого себя только увеличила славу «Крокодиленка». Ребята в восторге кричали:
— Вот это газета! Вот это, действительно, невзирая на лица!
Во-вторых, я с помощью карандаша благополучно получил тройку по алгебре.
В третьих, у Валерки разболелся зуб, он ушел к врачу с последнего уро-ка, и Кирилл остался без телохранителя.
Я уже спустился в раздевалку, но тут вспомнил, что оставил в классе тот самый карандаш. Пришлось возвращаться.
В пустом коридоре третьего этажа я увидел Артамонова, который рас-хаживал возле двери пионерской комнаты и угрюмо поглядывал на нее. Меня он не заметил, потому что я стоял на площадке лестницы, за углом. Я сразу забыл про карандаш. Я понял, чем это пахнет.
Дверь пионерской комнаты открылась, и оттуда вышел редактор. Ко-нечно, ему стало очень не по себе, когда он увидел Артамонова. Но он сде-лал равнодушное лицо и неторопливо направился к лестнице. Артамонов тоже сделал равнодушное лицо и пошел следом. Я притаился между сте-ной и створкой двери, а когда редактор с Михаилом прошли, стал красть-ся за ними.
В раздевалке Замятин очень долго натягивал шубу, поправлял калоши и старался делать вид, что не замечает Артамонова, а тот, уже одетый, поглядывал в зеркало и напевал:
— «Жил-был у бабушки беленький козлик…»
Наконец они ушли, все с теми же равнодушными лицами.
Через полминуты я, уже одетый, выскочил на улицу.
Переулок, в котором находилась школа, был тихий, почти безлюдный. Вдоль тротуаров тянулись кучи снега, похожие на горные хребты.
Кирилл с Михаилом шагали неторопливо, словно прогуливаясь: впе-реди — редактор, в черной шубе и шапке с ушами, сзади — Артамонов, в валенках, меховой куртке и кубанке, сдвинутой набекрень.
Метрах в пятидесяти от школы Кирилл вдруг остановился и обер-нулся.
— Бить собираешься, да? — сказал он вызывающим тоном.
Артамонов что-то ответил, но я не расслышал.
— Ну на, бей! Все равно ты меня этим не сломишь… Ну, что ж ты не бь-ешь? Бей!
Артамонов бить редактора не стал. Он сгреб его и поставил головой в снег.
И тут… тут я понял, что должен делать. Сейчас Кирилл узнает, что та-кое настоящая дружба! Сейчас он поймет, над каким человеком издевал-ся он в своей газете!
Я подбежал к Михаилу и остановился перед ним, быстро-быстро при-говаривая:
— Чего ты лезешь, чего ты лезешь, чего ты дерешься?
Артамонов так же быстро отвечал:
— А чего тебе надо, чего тебе надо, чего тебе надо?
— Ну-ну, петухи! — раздался над нами строгий голос. Какой-то про-хожий развел нас в стороны.
Тут мы увидели, что из школы выходят педагоги.
— Ладно, редактор, попадешься еще! — сказал Артамонов и убежал.
Я обернулся к Замятину. Шапка редактора лежала на тротуаре, голова его была облеплена снегом, но почему-то он все-таки имел довольный вид.
— Больно? — спросил я.
— Чепуха! Я к этому был готов, — ответил редактор, вытирая лицо. — Нас этим не сломишь!.. А тебе — спасибо. Ты благородно поступил. Руку!
Мы крепко пожали друг другу руки. Я так был взволнован, что даже не мог говорить.
Редактор вытряхивал снег из-за воротника. Лицо его снова стало хму-рым:
— Только вот что, Семен… Ты только не обижайся, но мы тебя опять запланировали.
Я молчал. Молчал и Кирилл.
— Понимаешь, дружба дружбой, а принцип принципом. Мы тебя зап-ланировали на тему о шпаргалках.
Я плюнул в сторону, повернулся и пошел.
— Хочешь, я тебе по алгебре помогу? — каким-то жалобным голосом спросил редактор.
Я, конечно, даже не оглянулся.
24 февраля.
Настроение паршивое. Сегодня подошел к Михаилу и сказал:
— Артамонов, я вчера был неправ. Теперь я палец о палец не ударю, если ты… Ну, в общем, ты понимаешь.
Артамонов опустил голову, подумал и вздохнул:
— Что в этом толку! Его поколотишь, а он только гордиться будет: мол, за принципы пострадал. Заметил? Он даже никому не пожаловался на вчерашнее!
25 февраля. 6 часов 30 минут.
Сережа Бодров ликвидировал двойки по русскому и физике. Теперь у него только одна: по алгебре.
Завтра снова выйдет «Крокодиленок», и снова я буду там висеть. Уди-вительно, как это у Замятина хватает изобретательности: пишет все об од-ном и том же да об одних и тех же, и каждый раз по-новому, и каждый раз весело.
Только сейчас у меня явилась интересная мысль: «А что было бы с «Крокодиленком», если бы Артамонов, Бодров и я перестали получать двойки и заниматься болтовней на уроках? Где бы тогда редакторы наш-ли материал, чтобы выпускать свою газету? Ведь, кроме нас, в классе нет больше двоечников!»
Над этим стоит подумать.
6 часов 50 минут.
Нет, это здорово! Представляю себе, какая будет у Кирки физиономия, когда он увидит, что материала для его газеты нет! Сейчас позвоню Арта-монову.
7 часов 15 минут.
Ура! План созрел! Артамонов две минуты хохотал по телефону. Сейчас побегу к Сережке Бодрову сообщить ему наш адский замысел.
26 февраля.
Сегодня вышел новый номер «Крокодиленка» На нем вместо рисунка я увидел свой карандаш, исписанный формулами. Он был прикреплен к бумаге ниточками. Под этим карандашом было написано:
«По самым скромным подсчетам. Сеня Ложечкин затратил на эту юве-лирную работу не меньше трех часов.
Не лучше ли было бы затратить один час и честно выучить формулы?»
Ничего, Кирочка! Последний раз вы торжествуете. Вы и не знаете, ка-кие тучи собираются на вашем горизонте. Вы и не знаете, что вчера ве-чером Артамонов целый час объяснял нам с Бодровым алгебру, а потом мы еще час гоняли его по географии. И вы пока еще не заметили, что Бод-ров, Артамонов и Ложечкин сидели сегодня на уроках, словно в рот воды набрав. Вы не заметили, что Артамонов на переменах никому не подста-вил ножку, никого не щелкнул по затылку. Ничего! Скоро заметите!
Оказывается, не так уж трудно молчать, если с тобой не заговаривают.
28 февраля.
Вчера не писал в дневник: сидел над алгеброй. Все эти дни в классе мертвая тишина. Кира с Валеркой удивленно поглядывают на нас, мы молчим и ехидно улыбаемся.
Артамонова вызвала к доске географичка. Редактор и художник насто-рожились было и приготовили карандаши, надеясь получить материал для фельетона о плохом знании географии, но они просчитались: Арта-монову поставили четверку.
Сегодня после уроков Кирилл с Валеркой не пошли в пионерскую ком-нату делать свою газету. Представляю себе, как они скучают!
29 февраля.
«Крокодиленок» не вышел!!!
В коридоре уже не видно было толпы смеющихся ребят, и никто не ка-чал редактора и художника!
Я ответил по алгебре на пятерку (интересный все-таки это предмет!), а Бодров — на тройку. Во время большой перемены безработные члены ред-коллегии слонялись по коридору с унылыми лицами, а мы с Артамоновым ходили следом за ними и подтрунивали.
— Уважаемые сверхталантливые редакторы! — говорил я. — Позвольте узнать, почему не выходит ваша великолепная сатирическая газета? Ма-териала нехватает? Все хулиганы и лентяи забастовали? Ах, какое безоб-разие!
— Вы дайте объявление, — советовал Артамонов: — так, мол, и так. «Каждый желающий читать сатирическую газету должен хотя бы раз в месяц получить двойку и нарушить дисциплину».
— Вы установите премию для двоечников, — предлагал я. — Или пла-тите по таксе: за двойку — по рублю, а за болтовню на уроке — по пол-тиннику.
1 марта.
Спешу записать сегодняшний день. Важные события!
После уроков в класс вошел Игорь и сказал:
— Внимание! Прошу не расходиться. Вчера вечером состоялось заседа-ние совета дружины. Сейчас председатель совета отряда Лева Курочкин прочтет вам постановление, вынесенное на этом заседании.
Лева поднялся на кафедру и стал читать:
— «Совет дружины отмечает, что шестой класс «Б», всегда считавший-ся одним из лучших классов в школе, за последнее время добился еще больших успехов. За последнее время ученики этого класса не имели ни одного замечания по дисциплине и полностью ликвидировали плохие от-метки…»
— Ура! — закричал Артамонов.
— Ура-а! — закричал весь класс, и я в том числе.
Я всегда был уверен, что наш класс самый способный, самый дружный во всей школе.
Председатель подождал, пока мы утихнем, и продолжал:
— »…Совет дружины считает, что успехам класса немало способство-вала сатирическая газета «Крокодиленок», которая мужественно и невзи-рая на лица боролась с недостатками в классе и добилась того, что даже самые разболтанные ребята исправились и перестали тянуть класс на-зад…»
Мы с Бодровым и Артамоновым переглянулись и сразу помрачнели, а Лева повысил голос и продолжал:
— «…Совет дружины постановляет: Первое. Вынести благодарность ре-дактору газеты «Крокодиленок» — пионеру четвертого отряда Кириллу Замятину и художнику «Крокодиленка» — пионеру того же отряда Ва-лерию Пеликанову. Второе. Расширить поле деятельности «Крокодилен-ка», реорганизовав его из отрядной сатирической газеты в сатирическую газету дружины».
Лева сбежал с кафедры и сел на свое место. Все закричали «ура» в честь «Крокодиленка». Даже Бодров почему-то закричал «ура». Не кри-чали только мы с Михаилом.
Игорь переглянулся с редакторами и поднял руку:
— Тихо!.. Тишина! Сейчас на ваших глазах будет выпушен экстренный и последний выпуск отрядного «Крокодиленка». Прошу сидеть совер-шенно тихо и не мешать редакции в ее ответственной работе… Товарищи редакторы, пожалуйста!
Ясно было, что они обо всем условились заранее, но о чем — никто не знал. Весь класс притих. Со своего места поднялся Валерка, взошел на ка-федру и, ни слова не говоря, стал рисовать мелом на доске заголовок «Крокодиленка». Внизу он приписал: «Экстренный выпуск». Окончив свою работу, художник попрежнему молча сел на свое место, а к доске от-правился редактор и начал писать заметку. И по мере того как он писал, весь класс хором по слогам читал написанное:
— «О-чень при-ят-но, что Ар-та-мо-нов, Бод-ров и Ло-жеч-кин под-тя-ну-лись. К со-жа-ле-ни-ю, хо-дят слу-хи, что о-ни ис-пра-ви-лись лишь для то-го, что-бы на-со-лить «Кро-ко-ди-лен-ку». Так ли э-то?»
Редактор кончил писать и вернулся за парту. Все ребята смеялись и ве-село поглядывали на нас, а мы сидели красные и не знали — злиться нам или тоже смеяться.
— Ну! Редакция ждет ответа на эту корреспонденцию, — сказал Игорь.
Миша Артамонов встал, смущенно улыбаясь подошел к доске и на-писал:
«Критику считаем справедливой.
М. Артамонов».
Мы с Бодровым тоже встали и пошли расписываться…
Кончаю писать. Через полчаса идем с Кириллом в кино.
Аннотация
«Рисунки на асфальте», пожалуй, самая светлая, лиричная и удивительно добрая повесть замечательного писателя Виктора Голявкина. Она о мальчике, чье детство выпало на послевоенные годы, о школьных товарищах и любимых учителях, о первых горьких потерях и самой заветной детской мечте.
Рекомендуем почитать
В книгу включены сказки и рассказы о войне К. Г. Паустовского, которые рекомендовано читать в 5-11-х классах.
Отправляясь в дальнее плавание, корабельный врач Гулливер и не подозревал, какой головокружительный оборот примет его путешествие. В книгу вошел классический пересказ для детей сатирического романа английского писателя Джонатана Свифта (1667–1745) о невероятных приключениях Гулливера в фантастической стране Лилипутии и в стране великанов Бробдингнег.
Замечательная повесть известной детской писательницы Софьи Абрамовны Могилевской (1903–1981) рассказывает о дружбе трех мальчишек и о нелегких испытаниях, проверивших эту дружбу на прочность.
Книга адресована детям младшего школьного возраста.
Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» отличает доброта, сказочность и мягкий юмор. И дети, и взрослые с интересом читают о том, как черт украл месяц, и о том, как кузнец Вакула летал к царице в Петербург за черевичками для своей возлюбленной Оксаны.
«Конек-горбунок» – одна из самых известных русских литературных сказок. Она написана таким живым народным языком, что зачастую даже не воспринимается как авторская. Создана она больше 150 лет назад, но не теряет актуальности и по- прежнему остается любимой сказкой миллионов детей.
Это раньше великая и непобедимая Эмма Мухина ни дня не могла прожить без экстрима – слежек, погонь, засад. А теперь главным занятием супердевчонки стало… смотреть прикольные сны. Из сонного царства Эмму вывел Володька Воробьев, который вычислил, что их учительница астрономии – инопланетянка! Он установил за ней слежку и обнаружил много подозрительных вещей. Например, зачем тетенька каждый день посещает магазин «Клевая рыбалка», покупает дождевых червей – а на рыбалку не ходит?.. И почему ее регулярно видят в Центре виртуальных развлечений? Выяснив, чем подозреваемая в этом Центре занимается, Эмма Мухина оживилась: кажется, можно начинать расследование! Потому что планете Земля грозит большая неприятность. И никто, кроме них, не сможет ее устранить!..
Герой этой повести умен, добр, умеет по-настоящему дружить и знает цену людям. Свободолюбие, самостоятельность и сообразительность сделали Гека Финна одним из самых любимых героев подростков разных стран.
Знаменитая сказка Петра Павловича Ершова, написанная почти два века назад, по праву вошла в золотой фонд русской детской литературы. И в наше время дети с удовольствием читают озорную и веселую сказку про Ивана и его верного друга Конька-Горбунка. Сказка впервые была напечатана в 1834 году и с тех пор остается любимым чтением для детей.
Для среднего школьного возраста.
В этом сборнике Ксении Драгунской собраны ее самые веселые и озорные рассказы о приключениях мальчиков и девочек в школе и дома, а также самые популярные пьесы для детей и взрослых.
Книга об удивительных приключениях ленинградского подростка Геннадия Стратофонтова, который хорошо учился в школе и не растерялся в трудных обстоятельствах.
Лора, Уитни и Софи – лучшие подруги. И все было замечательно, пока Лора и Уитни не поссорились из-за дня их шестнадцатилетия. Каждая хотела, чтобы ее праздник стал лучшим!
Борьба началась нешуточная.
А вот Лора подумала: неужели этот праздник и вправду так важен?
В центре романа «Капитан Темпеста» один из волнующих эпизодов разгоревшейся в XVI веке войны между Венецианской республикой и турецкой империей Селима II. Крепость Фамагуста отчаянно защищается от турок. Во главе обороны – загадочный капитан Темпеста.
Также в книгу вошла приключенческая повесть «Город Прокаженного короля», рассказывающая о поисках несметных сокровищ, спрятанных королем Прокаженных в джунглях Бангкока.
Другие книги автора
Виктор Голявкин
«Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.
Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело…»
«Сеня и его сосед по парте не заметили, как вошёл учитель. Сеня нарисовал на ладони себя и показал соседу…»
В книгу В. Голявкина «Как я под партой сидел. Весёлые школьные рассказы и повести» вошли коротенькие рассказы и две повести «Мой добрый папа» и «Этот мальчик». Герои Голявкина смешные, обаятельные и наивные ребята. Они совершают глупые поступки не из-за злого умысла, а потому, что хочется сделать что-то хорошее или забавное и посмотреть, что из этого выйдет. Иногда результаты удивляют даже самого автора.
Для младшего школьного возраста.
В сборник вошли самые известные рассказы замечательного детского писателя Виктора Голявкина (1929–2001): «Тетрадки под дождем», «Яандреев», «Вот что интересно!» и другие. Герои этих веселых, ироничных и добрых рассказов – обычные мальчишки и девчонки. Они то и дело попадают в забавные переделки, но никогда не унывают и всегда готовы прийти на помощь друзьям.
«Мой добрый папа» Виктора Голявкина – одна из лучших повестей о войне в детской литературе. Эта книга – о том, как жили дети в тылу и ждали возвращения своих отцов, пока те воевали на фронте. Печатается в последней авторской редакции.
«Сеня и его сосед по парте не заметили, как вошёл учитель. Сеня нарисовал на ладони себя и показал соседу…»
«Перед уроком я в шкаф залез. Хотел мяукнуть из шкафа. Подумают, кошка, а это я.
Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул. Просыпаюсь – в классе тихо. Смотрю в щёлочку – никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли и меня в шкафу заперли…»
В настоящий том собрания сочинений Виктора Голявкина вошли веселые, ироничные и добрые рассказы для детей: «Тетрадки под дождем», «Карусель в голове», «Пара пустяков», «Сплошные чудеса» и многие другие, а также повести «Мой добрый папа», «Полосы на окнах», «Рисунки на асфальте» и «Ты приходи к нам, приходи». Герои Голявкина – обычные мальчишки и девчонки; они то и дело попадают в разные переделки, но никогда не унывают и всегда готовы прийти на помощь друзьям.
Самое популярное в жанре Внеклассное чтение
В книге представлены три сказки, современная, старинная и в народном стиле. В них читатель встретится с понятиями добра, дружбы и приключениями. Это сказки мои детки, которые появились в разное время и поэтому не похожи по характеру и стилю. Приятного прочтения!
В этой сказке в стихах живёт непоседливый мальчик Лёня и его друзья: Крошка-гном и девочка Наташа. Им приходится бороться со злыми Воронами-колдунами. Книга о настоящей дружбе, доброте и чудесах.
Хотите узнать, где прячутся гномы и какие чудеса есть в Сумрачном мире? Тогда читайте.
«Сказка старой феи» учит любить и принимать жизнь такой, какова она есть, не впадая в соблазны чудес, сулящих иную жизнь, наполненную лишь радостью и удовольствиями. Потому что эти соблазны ничего кроме печали разочарований и разбитых надежд не принесут.
Скоро Новый год, а Ваш ребенок еще без стихотворения? Детский сад, школа, утренники наступают на пятки и просят выступить? Не теряйтесь и открывайте мини-бук «Если завтра Новый год».
В нём собраны стихотворения современного автора, который гармонично соединил простоту и волшебство. Вам больше не придется учить с ребенком трудный текст. Стихи легко запоминаются, гарантируют веселое настроение и овации для Вашей звездочки на любимом новогоднем празднике.
Сказка Надежды Беляковой «Хрусталь-река» рассказывает о невероятных приключениях простого и доброго парня Афони, которому выпало много испытаний на пути исправления ошибок, а в конце этого пути он обрел любовь и счастье.
Все иллюстрации и художественное оформление этой книги выполнено автором – художником Надеждой Беляковой.
Книга Александра Карповича Ливанова «Начало времени» была написана по мотивам воспоминаний детства самого автора о годах послереволюционной разрухи и испытаний Гражданской войны. Мир того времени раскрывается перед читателем через описанные автором впечатления ребенка тех лет, но детство с его светлыми радостями и открытиями окружающего мира остается детством во все времена. Во многом книга автобиографична и интересна тем, что в ней описаны реальные события тех лет – далеких двадцатых годов, поскольку это яркие и живые описания современника, человека рожденного в 1920 года, поэтому подлинность свидетельств о прошлом в жизни страны особенно дорога.
Соколовая гора, а точнее её вершина – это сегодня всем известный Саратовский историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы», большинство экспонатов которого находятся под открытым небом. Только не всегда там был музей с асфальтированными дорогами, дорожками и площадками. Было время, когда на вершине горы росли дубы-великаны и не каждый храбрец отваживался войти в их чащу. Вот об этом времени и идёт повествование в сказе.
Сказка-феерия адресована самым разным возрастным группам. Подросткам она будет интересна, как остро-приключенческая история с лихо закрученным мистически-криминальным сюжетом. А старшему поколению будет по душе раскрытая автором тема красоты русского мира и его взаимопроникновение с немецкой, а вернее – с европейской культурой. В этой сказке царит мир чудес русского знахарства и особой смекалки кудесника, но все описанное проникнуто светлым юмором и иронией. Даже мистика в сказке задорна, радостно лубочна и жизнелюбива.
О влюбленности и ревности, дружбе и предательстве – о том, через что проходят взрослеющие дети. Действие происходит в школе.
В новогодние чудеса верят не все, но Таня верила. Её вера была настолько сильной, что желание исполнилось. И вы верьте!
Оставить отзыв
- Список литературы на лето программа « Перспектива»
- Для 2 класса
- Русские народные сказки
- Владимир Иванович Даль «Что значит досуг?»
- Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».
- Лев Николаевич Толстой «Филипок».
- Нина Михайловна Артюхова «Подружки».
- Виталий Валентинович Бианки «Латка», «Аришка-трусишка».
- Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился».
- С. Маршак «Багаж», «Детки в клетке».
- Т. Собачкин «Песни бегемотов».
- А. Усачев «Умная собака», «Соня».
- Х. Андерсен «Гадкий утенок».
- Братья Гримм «Король-Дроздовик».
- С. Чарушин «Про Томку».
- М. Пришвин «Ёж».
- В. Драгунский «Он живой и светится».
- Я. Аким. «Мой верный чиж»
- Р. Сеф «Кто любит собак?»
- Э. Мошковская «Обида», «Книга для друга».
- М. Пришвин «Глоток молока».
- В. В. Бианки «Лис и мышонок»
- Маршак «Детский сад. Зоосад»,«Друзья-товарищи».
- Е. Пермяк «Бумажный змей»,
- Н. Носов «Затейники».
- В. Лунин «Я и Вовка».
- В. Голявкин «Болтуны».
- А. Барто «Если вы ему нужны».
- Степанов «Моя родина – Россия».
- Баруздин «Главный город»
- Трутнева «В родном краю»
- Преображенская «Наша улица»
- Для 3 класса
- Аксандров Т. « Домовенок Кузька»
- Андерсен Г.Х. «Гадкий утёнок», « Стойкий оловянный солдатик”, «Оле-Лукойе», «Огниво»
- Б. Гримм «Бременские музыканты»
- Бианки В. «Лесная газета», «Лесные домишки»
- Волков А. “Волшебник Изумрудного города”
- Гайдар А. «Чук и Гек»
- Гаршин “Лягушка – путешественница”
- Гауф В. «Карлик Нос», “Маленький Мук”
- Драгунский В. «Он живой и светится», «Первый день», «Где это видано?», «Хитрый способ»
- Дуров В. « Мои звери». Рассказы
- Житков Б. «Как я ловил человечков»
- Жуковский В. «Как мыши кота хоронили»
- Заходер Б. «Про все на свете». Стихи и сказки
- Зощенко М. «Учёная обезьянка»
- Катаев В. «Цветик-семицветик»
- Мамин – Сибиряк Д. “Серая Шейка”
- Носов Н. «Незнайка на Луне», «Ступеньки»
- Одоевский В. “Городок в табакерке”
- Осеева В. «До первого дождя», «Спасибо», «Печенье»
- Паустовский К. «Заячьи лапы». Рассказы и сказки
- Платонов А. “Разноцветная бабочка”
- Пляцковский М. «Карусельные лошадки»
- Прокофьев С. «Приключения желтого чемоданчика»
- Пушкин А.С. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
- Р. Киплинг “Рикки – Тикки – Тави”
- Русская народная сказка «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын»
- Толстой А. «Золотой ключик, или приключения Буратино»
- Толстой Л. «Филиппок»
- Ушинский К. «Два плуга»
- Харрис Д. «Сказки дядюшки Римуса»
- Чарушин Е. «Никитка и его друзья»
- Ш. Перро «Спящая красавица»
- Шварц Е. “Сказка о потерянном времени”, «Рассеянный волшебник», «Новые приключения кота в сапогах»
- Для 4 класса
- П.П. Ершов «Конек-горбунок»
- А.С. Пушкин – стихи, сказки
- М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»
- Л.Н. Толстой – рассказы детям
- Ф.И. Тютчев – стихи
- А.А. Фет – стихи
- Н.А. Некрасов – стихи и поэмы
- В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
- П.П. Бажов «Серебряное копытце»
- С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
- Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
- С.А. Есенин – стихи
- М.И. Цветаева – стихи
- Е.И. Чарушин – рассказы о животных
- Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
- К. Булычев «Путешествие Алисы»
- Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
- Г.Х. Андерсен «Русалочка»
- М. Твен «Приключения Тома Сойера»
- В. Железников «Чучело»
- Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик и мышиный король», «Звёздный мальчик»,«Карлик Нос»
- Р. Киплинг «Маугли»
- Ю. Олеша «Три толстяка»
- Р. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»
- А. Погорельский «Черная курица или подземные жители»
- П. Треверс «Мери Поппинс»
- Произведения для самостоятельного чтения 5—11 классы
- Для 5 класса
- Русская литература:
- Русские народные сказки: «Финист – Ясный Сокол»
- Жуковский В. «Спящая царевна»
- Пушкин А. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «сказка о попе и работнике Балде»
- Гоголь Н. «Майская ночь, или Утопленница»
- Куприн А. «Чудесный доктор»
- Зощенко М. «Великие путешественники»
- Платонов А. «Волшебное кольцо»
- Паустовский К. «Кот-ворюга»
- Астафьев В. «Васюткино озеро»
- Белов В. «Скворцы»
- Зарубежная литература
- Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н.Куна)
- Андерсен Г.-Х. «Соловей»
- Дефо Д. «Жизнь и приключения Робинзона Крузо…»
- Киплинг Р. «Кошка, которая гуляла сама по себе»
- Линдгрен А. «Приключения Калле Блюмквиста»
- Родари Д. «Сказки по телефону» или «Говорящий сверток»
- Толкин Д.Р.Р. «Хоббит, или Туда и обратно»
- Уайльд О. «Соловей и роза»
- Для 6 класса
- Русская литература XIX века
- Пушкин А. «Повести Белкина»
- Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки»
- Лесков Н. «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей»
- Тургенев И. «Хорь и Калиныч»
- Достоевский Ф. «Мальчик у Христа на ёлке»
- Толстой Л. «Хаджи-Мурат»
- Чехов А. «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Налим», «Беззащитное существо»,»Жалобная книга» и др.
- Русская литература XX века
- Алексин А. «Звоните и приезжайте»
- Астафьев В. «Фотография, на которой меня нет»
- Белов В. Рассказы для детей
- Булычев Кир «Заповедник сказок»
- Железников В. «Чудак из шестого «Б»», «Путешествие с багажом», «Чучело»
- Зощенко М. Рассказы для детей
- Искандер Ф. «Первое дело», «Запретный плод», «Мученики сцены», «Вечерняя дорога», рассказы о море
- Крапивин В. «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь»
- Платонов А. «В прекрасном и яростном мире»
- Паустовский К. «Мещёрская сторона»
- Зарубежная литература
- Брэдбери Р. «Третья экспедиция»
- Генри О. «Вождь краснокожих»
- Дюма А. «Три мушкетёра»
- Конан Дойл А. «Горбун»
- Купер Ф. «Последний из могикан», «Следопыт», «История с привидением»
- Лондон Д. «На берегах Сакраменто», «Сказание о Ките», «Белое безмолвие», «Там,где расходятся пути».
- Майн Рид Т. «Всадник без головы»
- Сетон-Томпсон Э. «Тито», «Мальчик и рысь», «Мустанг-иноходец», «Лобо»,
- «Домино», «Улыбчивый певец», «По следам оленя»
- Стивенсон Р. «Остров сокровищ»
- Твен М. «Приключения Гекльберри Финна»
- По Э. «Овальный портрет»
- Для 7 класса
- Русская литература XIX века
- Жуковский В. «Светлана»
- Пушкин А. «Полтава», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Скупой рыцарь»
- Гоголь Н. «Тарас Бульба»
- Тургенев И. «Бурмистр», «Певцы»
- Салтыков-Щедрин М. Сказки
- Толстой Л. «Детство», «Хаджи-Мурат»
- Куприн А. «Изумруд», «Тапер»
- Чехов А. «Размазня», «Тоска» и другие рассказы
- Русская литература XX века
- Горький М. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Детство»
- Бунин И. «Сны Чанга»
- Зощенко М. «История болезни»
- Грин А. «Алые паруса», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам»
- Фраерман Р. «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
- Розов В. «В добрый час!»
- Рыбаков А. Трилогия о Кроше
- Астафьев В. «Мальчик в белой рубашке»
- Зарубежная литература
- Брэдбери Р. «Всё лето в один день», «Зелёное утро», «Каникулы»
- Лондон Д. «На берегах Сакраменто», «Белый клык»
- Олдридж Д. «Последний дюйм»
- По Э. «Лягушонок», «Золотой жук», «Овальный портрет»
- Свифт Д. «Путешествия Гулливера» (в пересказе Т.Габбе)
- Сент-Экзюпери А. «Планета людей»
- Твен М. «История с привидением»
- Уэллс Г. «Война миров»
- Для 8 класса
- Русская литература
- Пушкин А. «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов»
- Пущин И. «Записки о Пушкине»
- Гоголь Н. «Ревизор», «Женитьба», «Петербургские повести»
- Тургенев И. «Ася», «Первая любовь»
- Толстой Л. «После бала», «Детство», «Отрочество», «Хаджи-Мурат»
- Бунин И. «Цифры», «Лапти»
- Цветаева М. «Мой Пушкин»
- Зарубежная литература
- Бирс Э. «Человек и змея»
- Гарди Т. «Роковая ошибка церковных музыкантов»
- Генри О. «Вождь краснокожих»
- Гюго В. «93-й год», «Человек, который смеётся»
- Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается»
- Джованьоли Р. «Спартак»
- Диккенс Ч. «Пойман с поличным»
- Ирвинг Т. «Жених-призрак», «Рип ван Винкль»
- Киплинг Р. «Дьявол и морская бездна»
- Конан Дойл А. «Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки»
- Лондон Д. «Под палубным тентом»
- Мериме П. «Взятие редута», «Коломбо», «Таманго»
- Мопассан Г. «Туан»
- Моэм У. «Завтрак»
- По Э. «Очки», «Украденное письмо», «Лягушонок»
- Стивенсон Р. «Владетель Баллантре», «Маркхейм»
- Твен М. «Журналистика в Теннеси»,
- «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
- Уэллс Г. «Борьба миров», «Человек-невидимка»
- Хаггард Г.Р. «Дочь Монтесумы», «Копи царя Соломона», «Дитя из слоновой кости», «Ласточка», «Прекрасная Маргарет»
- Честертон Г. «Тайна Фламбо»
- Шекли Р. «Запах мысли»
- Шелли М. «Франкенштейн, или Современный Прометей»
- Ямамото С. «Диалог о песне»
- Для 9 класса
- Русская литература
- «Слово о полку Игореве»
- Фонвизин Д. «Недоросль»
- Карамзин Н. «Бедная Лиза»
- Грибоедов А. «Горе от ума»
- Пушкин А. «Евгений Онегин», стихи
- Лермонтов М. «Герой нашего времени», стихи
- Гоголь Н. «Мертвые души»
- Чехов А. «Медведь»
- Аверченко А. Рассказы по выбору учащихся, например, «Кривые углы»
- Тэффи Рассказы по выбору учащихся, например, «Русские в Европе», «Маркита»
- Булгаков М. «Похождения Чичикова»
- Бунин И. Рассказы по выбору учащихся
- Шолохов М. «Судьба человека»
- Поэзия XX века:
- Ахматова А.
- Блок А.
- Есенин С.
- Цветаева М.
- Зарубежная литература
- Шекспир У. Сонеты
- Мольер Ж.Б. «Мещанин во дворянстве»
- Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
- Распутин В. «Прощание с Матёрой»
- Для 10 класса
- Русская литература
- Пушкин А. «Евгений Онегин», «Пиковая дама», стихи
- Лермонтов М. «Герой нашего времени», стихи
- Гоголь Н. «Мертвые души»
- Островский А. «Гроза», «Бесприданница»
- Гончаров И. «Обломов»
- Тургенев И. «Отцы и дети», «Записки охотника»
- Салтыков-Щедрин М. «История одного города»
- Достоевский Ф. «Преступление и наказание»
- Толстой Л. «Война и мир»
- Лесков Н. «Тупейный художник»
- Чехов А. «Маленькая трилогия», «Ионыч», «Толстый и тонкий» (рассказы), «Вишневый сад», «Дядя Ваня» (пьесы)
- Фет А. Стихи
- Тютчев Ф. Стихи
- Зарубежная литература
- По Э. «Убийство на улице Морг»
- Уайльд О. «Портрет Дориана Грея»
- Шоу Б. «Дом, где разбиваются сердца»
- Для 11 класса
- Проза конца 19-нач. 20 века
- Бунин И. Стихотворения, рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», сб. «Темные аллеи» (2-Зрассказа)
- Куприн А. «Олеся», «Гранатовый браслет» и др.
- Аверченко А. Рассказы (2-3)
- Зощенко М. Рассказы (2-3)
- Поэзия «серебряного» века
- Бальмонт К. Стихотворения по выбору учащихся
- Брюсов В. Стихотворения по выбору учащихся
- Гумилев Н. Стихотворения по выбору учащихся
- Цветаева М Стихотворения по выбору учащихся
- Литература 20-х годов
- Горький М. «На дне», «Старуха Изергиль»
- Блок А. Цикл стихотворений, напр., «Стихи о Прекрасной Даме», Поэма «Двенадцать»
- Есенин С. Стихотворения разных лет
- Маяковский В. Стихотворения, поэма «Облако в штанах»
- Литература 30-40-х годов
- Булгаков М. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
- Платонов А. Рассказы (2-3)
- Толстой А.Н. «Петр I» (обзорное изучение)
- Ахматова А. Поэма «Реквием», стихотворения по выбору учащихся
- Пастернак Б. Стихи из романа «Доктор Живаго» и др.
- Шолохов М. «Тихий Дон», рассказы по выбору учащихся
- Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет
- Некрасов В. «В окопах Сталинграда» или Воробьев К. «Убиты под Москвой»
- Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., «Сотников»
- Стихи о войне Симонов К., Тихонов Н, Сурков А. и др.
- Литература 50-80 годов
- Солженицын А. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»
- Твардовский А. Обзор творчества.
- Распутин В. «Прощание с Матерой»
- «Деревенская» проза: В.Астафьев, В.Шукшин (по2-З рассказа)
- Драматургия: Вампилов А.»Старший сын»
- Литература русского зарубежья:
- Набоков В. Рассказы, напр., «Машенька» или Шмелев Н. «Лето господне»
- Авторская песня: Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др.
- Совр. фантастика: Ефремов И., Булычев К., Стругацкие (по выбору учащихся)
- Современная литература
- Толстая Т. Из сб. «На золотом крыльце сидели…», «Йорик», «Кысь»
- Улицкая Л. Любая проза
Обзор текущей периодики: журналы «Октябрь»,»Новый мир» и др.
Программы общеобразовательных учреждений. Литература.
Под редакцией В.Я. Коровиной. 5-11 классы.