Рассказ бодливая корова рисунок

Моряк, исследователь, промышленник, декабрист, священник-миссионер под одной обложкой. нет, это не роман александра дюма или жюля верна. новая книга московского

Моряк, исследователь, промышленник, декабрист, священник-миссионер под одной обложкой. Нет, это не роман Александра Дюма или Жюля Верна. Новая книга московского историка Натальи Петровой «Пионеры Русской Америки», которая вышла в серии «Жизнь замечательных людей», написана по документам, но приключений, драматических судеб и даже любовных коллизий в ней хватает.

Автор выбрала героями своих шести очерков тех, кто 200 и более лет назад осваивал американские территории и утверждал российское присутствие на Аляске и в Калифорнии. Тех, кто одинаково крепко держал в руках перо и строительный топор, а, если нужно, то и оружие.

В интервью «Русскому миру» Наталья Петрова назвала то общее, что связывало столь разных русских путешественников, которые ехали за тридевять земель с неясными перспективами. «У каждого был свой мотив отправиться туда, но в Америке он отступал на второй план, а на первом оказывалась слава Отечества и долг перед Родиной», – сказала историк.

Рассказ бодливая корова рисунок
Книга «Пионеры Русской Америки» в серии ЖЗЛ. Фото: издательство «Молодая гвардия»

Коллективный портрет

– Как начиналась ваша книга – как вы открыли Русскую Америку для себя?

– Идея книги родилась неслучайно, и была связана со многими обстоятельствами. До этого в серии «Жизнь замечательных людей» вышла моя книга «Нахимов». Когда я приступала к биографии Павла Нахимова, мне казалось, что о нём всё известно, и никаких неожиданностей не будет. Но каждая страница его жизни открывала какой-то новый факт.

В том числе была история, связанная с Русской Америкой. То, что он ходил в кругосветное путешествие, хорошо известно, а, например, то, что Нахимов год провёл в Америке, было известно гораздо меньше. Он посетил и Калифорнию, и Аляску, встречался со святителем Иннокентием (Вениаминовым), который впоследствии стал одним из героев моей книги «Пионеры Русской Америки». А другой герой, Дмитрий Завалишин, путешествовал с Нахимовым в одной каюте на протяжении трёх лет. Эта информация аккумулировалась, и мне стало понятно, что об этих людях, незаслуженно забытых, нужно рассказать. Родилась идея создать коллективную биографию, коллективный портрет.

– Книга содержит шесть биографических очерков. По какому принципу вы выбирали героев для коллективного портрета?

– Эту территорию стремились открыть для России, не только присоединить, но и освоить, очень многие: промышленники, купцы, моряки, учёные, миссионеры. Хотелось, чтобы каждая из этих социальных категорий была представлена одним из персонажей. Сразу стало ясно, что без Григория Шелихова обойтись никак нельзя, потому что он был одним из первых, кто прокладывал путь в Америку, кто основал постоянное поселение на острове Кадьяке, которое существовало многие годы. Оно являлось отправной точкой, откуда русские отправлялись на исследования и совершали открытия, прежде всего, географические.

Также нельзя было не включить в книгу первого правителя русских колоний Александра Баранова, который провёл в Америке 28 лет. И за эти годы ни разу не возвращался в Россию. Баранов выполнял одновременно множество функций – он был и дипломат, и купец, и военный (приходилось защищать свою территорию).

Рассказ бодливая корова рисунок
Памятник Александру Баранову в Ситке (сейчас убран в музей), первому Главному правителю русских поселений в Северной Америке (1790 – 1818). Фото: Победа.РФ

Его правая рука Иван Кусков также стал героем моей книги. В крепости Росс, основанной Кусковым в 1812 году, он развёл сады, выращивал арбузы, виноград, на столе правителя в Новоархангельске стояло масло, присланное из Росса. Селение было основано, в первую очередь, для снабжения наших территорий на Аляске продуктами. В книге собраны рассказы о многих потрясающих людях, и мне хотелось написать её так, чтобы при всей историчности и фактурности изложения в ней сохранялся дух приключенческого романа, авантюрности, чтобы читатель сам захотел отправиться в путешествие.

Рассказ бодливая корова рисунок
Иван Кусков, рисунок

– Массовый читатель из всех героев Русской Америки, вероятно, лучше всего знает графа Резанова из рок-оперы «Юнона и Авось». Почему он не попал в число главных героев вашей книги?

– Герои очерков – это своего рода маяки, но это не значит, что в книге больше ни о ком не говорится. Естественно, в очерках о Шелихове и Баранове я рассказываю и о Резанове (и цитирую его), и жене Шелихова Наталье Алексеевне, и о Булдакове. То есть о тех людях, которые были рядом. Для того чтобы описать какого-то героя, нужно воссоздать историческую обстановку, его окружение и его деяния. Портрет пишется с этих трёх точек. Описание условий жизни главного правителя русских колоний, которое дал Резанов, помогает раскрыть образ Баранова, у которого попросту нет времени для обустройства комфортной жизни, он слишком занят. Что касается «Юноны и Авось», то, конечно, нельзя свести всю Русскую Америку до любовной истории Резанова и Кончиты. Хотя любовная тема в моей книге тоже присутствует.

Рассказ бодливая корова рисунок

Дом-музей И. А. Кускова в Тотьме, интерьер

Мифы и факты

– Если окинуть взглядом те материалы, которые доступны о Русской Америке в интернете, создаётся впечатление, что мифов вокруг неё больше, чем фактов. Авторы десятилетиями пересказывают одни и те же истории с одними и теми же цитатами. Насколько сложно вам было найти документы этой эпохи?

– Мифы перетолковывают из книжки в книжку, когда нет желания прочитать источники. Желания и времени. Это же нужно ехать в архив, вчитываться в чужие, порой тяжёлые почерки. Документы о Русской Америке сохранились в огромном количестве, было бы желание их изучать. Например, миссионерство святителя Иннокентия – малоисследованная тема. Существовал миф о том, что он никогда не бывал в форте Росс. Но сохранился его калифорнийский дневник, где он описывает своё пребывание в форте Росс, встречу с католическими священниками и то, как они ведут себя с местным населением. Да, они тоже создавали воскресные школы, обучали аборигенов молитвам и грамоте. Но ни один из них не создал письменность для индейцев – то, что сделал святитель Иннокентий. И, знаете, это одна из причин, почему местное население так хранит свои русские корни, русские следы. Иконы, перед которыми святитель молился с первыми крещёными алеутами, их потомки бережно хранят по сей день. Это начало их истории.

Рассказ бодливая корова рисунок
Святитель Иннокентий (Вениаминов)

– Работая над книгой, использовали ли вы американские источники?

– Конечно, я смотрела и американские источники, использовала информацию из журналов, которые выпускали наши эмигранты в США. Статья написана с использованием американских архивов. Мои друзья ездили на реконструкцию в Форт-Росс, как его называют американцы, и рассказывали, что память о русских в Америке сохраняется, и это достойно уважения.

– В США есть исследователи русского следа в Америке?

– Да, безусловно, там есть много специалистов по этому вопросу, есть очень серьёзные работы, я постаралась с ними познакомиться. К тому же в Библиотеке Конгресса США хранится очень большой фонд документов Русской православной церкви, некоторые в микрофильмах есть и у нас.

Рассказ бодливая корова рисунок
Реконструкция, Форт-Росс. Фото: Дмитрий Парфёнов

Слава Отечества и долг перед Родиной

– Вернёмся к вашим словам о коллективном портрете. Герои вашей книги – люди очень разные, и всё же, можно ли найти у них нечто общее? Эти путешествия на другой конец света многих вовсе не обогатили, но стоили десятков лет жизни в необжитых землях, вдали от родины. Что ими двигало?

– Это был главный вопрос, на который я искала ответ. Нельзя сказать, чтобы все они были романтики и отправлялись в Америку «за туманом и за запахом тайги». Нет. Каждый из них, кроме святителя Иннокентия, имел материальный стимул. Шелихов – купец, и он думал, прежде всего, об увеличении прибыли. У Баранова было собственное дело, но он разорился и потерял всё. Кусков был в долгах как в шелках, и большую часть жизни в Америке он отдавал часть своего жалованья в уплату долга. У каждого была своя история. Но в Америке их личный мотив отступал на второй план, а на первом оказывалась слава Отечества и долг перед Родиной.

Шелихов пишет распоряжение, в котором обещает премии за то, что откроют новые земли. Казалось бы, зачем ему новые земли, он может использовать открытые. Баранов развил огромную изыскательскую деятельность, хотя имел стабильное жалованье, которое не зависело от его открытий. Иннокентий служил в доходном приходе, имел семью, хороший дом в Иркутске и ни в какую Америку не собирался. Когда предложили ехать в Америку, где не было священника, все молодые батюшки отказались, и он тоже. Ему рассказали, как алеуты слушают Слово Божие, и, как он сам пишет, в один момент что-то в нём произошло, и он ощутил, что должен туда ехать и просвещать их.

Рассказ бодливая корова рисунок
Форт-Росс. Фото: Дмитрий Парфёнов

– Создаётся впечатление, и ваш рассказ это пока подтверждает, что «проект» Русской Америки двигали энтузиасты, а государство особенно им в этом не помогало, и особенной благодарности эти люди не увидели. В Петербурге не видели перспективы?

– Начнём с того, что все, о ком мы говорим, были отмечены государственными наградами. Александр Баранов получил дворянство; Иван Кусков стал коммерции советником; Лаврентий Загоскин был награждён орденом Святой Анны, его книгу издали, и он получил за неё премию Академии наук. И деяния святителя Иннокентия тоже были признаны и отмечены. Что касается позиции русского правительства по отношению к американским территориям, то она не всегда оставалась неизменной.

Когда открытие делает Российско-Американская компания, то есть частная организация, это одно, а когда туда вмешивается российское государство – тут другой спрос. У территорий, открытых русскими, было несколько двусмысленное положение. Они соседствовали с территориями Британии, Испании, а потом и Соединённых Штатов Америки. Поэтому очень часто правительству России было удобнее, чтобы эта деятельность велась частной компанией. Это вполне нормальный государственный подход. Кстати, весь российский двор были акционерами Российско-Американской компании, потому что она была очень прибыльна и выплачивала хорошие дивиденды.

Рассказ бодливая корова рисунок
Наталья Петрова. Фото: издательство «Молодая гвардия»

Каждый российский правитель имел свою точку зрения на освоение Русской Америки и действовал в соответствии с этим. Например, Екатерина II не согласилась дать Григорию Шелихову монополию на то, чтобы его компания там торговала. А Павел разрешил. Александр I одобрил проект Дмитрий Завалишина о добровольном присоединении Калифорнии к России и организовывал кругосветные экспедиции за государственный счёт, а одной из задач была доставка в трюмах кораблей всего необходимого для русских поселений в Америке. Нельзя сказать, чтобы их совсем бросили. Внимание было, но насколько это позволяла ситуация. Плюс не всегда у государства были возможности – вспомните, в скольких войнах Россия участвовала в XIX веке.

– Если считать Русскую Америку большим российским проектом, можно ли назвать его неудачным? Ведь приращения территории не произошло, да и особенных богатств он России не принёс. Вообще, нам, россиянам, есть о чём сожалеть в связи с этой историей?

– Вся история России состоит из множества моментов, которые нельзя оценить однозначно. Возьмём наше проникновение на Кавказ – мы должны гордиться этими событиями или слёзы лить, поскольку до сих пор расплачиваемся? Или вспомним наши отношения с Польшей. Екатерина поступила правильно или неверно, поучаствовав с императорами Австрии и Пруссии в разделе этой страны и получив, как говорили, головную боль в виде польского вопроса?

Оценивать исторические события нужно в контексте той эпохи, в которую они происходили. Какие плюсы были от обладания Русской Америкой? У нас там постоянно находились военные корабли, которые ходили в кругосветки, моряки приобретали опыт, совершались географические открытия. Напомню, Российско-Американская компания была высокорентабельной. Когда русские покидали Америку, население этой территории было не только православным, но и грамотным, они осваивали ремёсла, учились земледелию, разведению животных, а на островах Прибылова все мужчины поголовно играли в шахматы. Их потомки до сих пор испытывают гордость, сохраняя корни своей культуры, связанные с Россией. И это тоже безусловный плюс. 

На большинство событий потребуется предварительно зарегистрироваться и приобрести билет.

На новогодние праздники музеи, галереи и культурные центры подготовили для детей и взрослых множество увлекательных мероприятий. Гостей ждут спектакли, выставки, творческие занятия для всей семьи, экскурсии и рождественский квест.

Большинство мероприятий можно посетить с 2 по 9 января, несколько тематических выставок будут открыты до конца месяца. На большую часть событий потребуется предварительно зарегистрироваться и приобрести билет. Сделать это можно на официальных сайтах учреждений, а также на mos.ru в разделе «Афиша».

Дети до 14 лет могут посещать мероприятия только в сопровождении взрослых, у которых есть QR-код вакцинированного или переболевшего COVID-19 либо отрицательный ПЦР-тест. Его вместе с документом, удостоверяющим личность, потребуется предъявить при входе в помещения. Подростки от 14 до 18 лет проходят без QR-кода и без сопровождения взрослого. О том, где получить QR-код, можно прочитать по ссылке.

Окунуться в атмосферу советского детства и узнать о театральных экспериментах Екатерины II

Галерея «Парк» (улица Немчинова, дом 12) приглашает всех желающих на выставку, посвященную советским игрушкам. Посетители увидят кукол-неваляшек, плюшевых медведей, наборы деревянных пирамидок, кукол-пупсов с закрывающимися глазами, настольный баскетбол и другие любимые игрушки советских детей. Многие экспонаты можно потрогать и рассмотреть поближе, а при большом желании даже поиграть с ними. Выставка открыта до 8 января, приобрести билет можно на сайте.

Любителям сценического искусства будет любопытно заглянуть на выставку «Театрократия. Екатерина II и опера» в музее-заповеднике «Царицыно» (Дольская улица, дом 1). Экспозиция рассказывает о придворном театре времен Екатерины II, его значении и влиянии на разные области жизни тогдашней знати. В выставочных залах главного царицынского дворца можно увидеть экспонаты из 27 российских музеев. Среди них ― работы придворных театральных декораторов Екатерины II, ее автографы либретто опер, бутафория, осветительные приборы и предметы театральных интерьеров, оригинальные и восстановленные театральные машины, старинные музыкальные инструменты. Посетить выставку можно до 9 января, приобрести билеты — по ссылке.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

До 16 января в музее-панораме «Бородинская битва» (Кутузовский проспект, дом 38, строение 1) проходит выставка «Мир хочет знать, кто мы такие», приуроченная к 80-летию битвы под Москвой. Посетители увидят работы фронтовых художников Николая Жукова, Дмитрия Тархова, Петра Кривоногова, Леонида Голованова, а также послевоенные картины живописцев — участников Великой Отечественной войны Петра Корецкого, Виктора Макеева, Лии Хинштейн. На выставке представлены графические портреты защитников Москвы, зарисовки боевых действий в полосе Калининского и Западного фронтов, жанровые военные сцены. Вход на выставку по билету в музей, оформить его онлайн можно по ссылке.

Побывать в Царском Селе и рассмотреть старинные украшения для елки

Галерея Александра Шилова подготовила виртуальную выставку детского рисунка «Стучится в окна Рождество». В экспозиции собраны лучшие работы учащихся московских художественных школ. В своих рисунках ребята отразили красоту зимней природы и новогодних елей, украшенных гирляндами и игрушками. Выставка доступна на официальном сайте галереи Александра Шилова до 20 января.

Рассказ бодливая корова рисунок

Узнать об истории возникновения Царскосельского лицея и судьбе его выдающихся воспитанников все желающие смогут на выставке «Вы помните: когда возник лицей…» в Государственном музее А.С. Пушкина (Старая Басманная улица, дом 36). Гости увидят портреты лицеистов первого выпуска, а также живописные и графические работы современных художников, которые черпают вдохновение в пейзажах Царского Села. Посмотреть экспозицию можно до 30 января. Вход на выставку по билету в музей, оформить его онлайн можно по ссылке.

А музей-заповедник «Коломенское» (проспект Андропова, дом 39, строение 69) приглашает посетить до 31 января выставку «Три века русской елки». Экспозиция во дворце царя Алексея Михайловича объединила около 1000 экспонатов, рассказывающих о новогодних и рождественских традициях и обычаях с начала XVIII до первой четверти XXI века. Посетители увидят старинные елочные украшения, поздравительные открытки императорской семьи, приглашения и меню на обеды в честь рождественских и новогодних торжеств разных лет и многое другое. Билеты на выставку можно приобрести по ссылке.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Поучаствовать в рождественском квесте и найти заветное желание

Увидеть красочное представление с песнями и танцами можно в Музее обороны Москвы (Мичуринский проспект, Олимпийская Деревня, дом 3). 4 и 5 января в 11:00 здесь покажут спектакль под названием «Первая новогодняя сказка». Его подготовили юные артисты из детской театрально-музыкальной студии национального искусства «Карнавальная мозаика». Гостей ждет рассказ о том, как прошло первое празднование Нового года в России. Повествование будет вестись от лица отставного солдата армии Петра I. Чтобы посетить спектакль, необходимо предварительно зарегистрироваться по телефону: +7 499 233-42-06, а также приобрести билет в музей. Сделать это можно на официальном сайте учреждения.

Музей Зеленограда (улица Гоголя, дом 11в) приглашает на занятие «Подарок для елочки». Ребят познакомят с историей елочной игрушки и помогут создать оригинальное новогоднее украшение из цветной бумаги. Урок пройдет 5 января в 11:00. Для участия необходимо предварительно зарегистрироваться.

Пресс-служба оргкомитета цикла городских уличных мероприятий «Московские сезоны»

В галерее «Загорье» (Лебедянская улица, дом 24, корпус 2) покажут новогодний спектакль «Гном Гномыч и Изюмка». Мудрый Гном Гномыч и непоседливый поросенок Изюмка расскажут юным зрителям о правильных поступках и ценности дружбы. Они узнают, как вести себя на прогулке, в гостях, за столом и во время игры. В представлении задействуют простой театр теней и покажут, как сделать такой же дома вместе с родителями. Посмотреть спектакль можно будет 5 января в 17:00. Для посещения необходимо приобрести билет по ссылке.

Новогодние серии популярных детских мультсериалов представят 6 января в 13:00 в галерее «Ходынка» (улица Ирины Левченко, дом 2). Для малышей и их родителей подготовили специальную подборку анимационных фильмов киностудии «Союзмультфильм». В программе мультфильмы «Умка на елке», «Оранжевая корова. С Новым годом, Дед Мороз!», «Новое Простоквашино. Как бы не было зимы», новогодняя серия «Ну, погоди!» и другие. Зарегистрироваться на мультпоказ можно по ссылке.

Кадр из мультфильма «Зима в Простоквашино». Режиссер В. Попов. 1984 год

А Галерея Ильи Глазунова (улица Волхонка, дом 13, строение 2) организует детский квест «В поисках Рождества». Участникам предстоит совершить путешествие по Музею сословий России и выяснить, как праздновали Рождество до революции. Они узнают, как наряжали елку, что символизировали елочные украшения и чем угощали гостей. Квест пройдет 6 и 7 января в 13:00 (для детей семи — девяти лет) и в 16:00 (для ребят 10‒12 лет). Приобрести билеты можно по ссылке.

Исследовать Московскую усадьбу Деда Мороза и найти заветное желание можно на интерактивной экскурсии, которую проведет в дни праздничных каникул музей-заповедник «Кузьминки-Люблино» (Волгоградский проспект, дом 168). Юных участников ждет большое новогоднее приключение, во время которого они посетят сортировочный центр, почту Деда Мороза, кладовую волшебных предметов, светелку Снегурочки, кабинет зимнего волшебника, а также секретные уголки усадьбы. Участников программы ждет множество сюрпризов, интересных заданий и, конечно же, встреча со Снегурочкой и Дедом Морозом. Посмотреть расписание сеансов и приобрести билеты можно по ссылке.

Список литературы для чтения в подготовительной группе по лексическим темам:

Осень

А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»

А. Майков Осенние листья по ветру кружат

А. Плещеев «Осенью»        

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

В Бианки «Прячутся»

Г. Скребицкий «Осень»

Е. Трутнева «Осень»

З. Федоровская «Осень»

И. Бунин «Листопад»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

М. Волошин «Осенью»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

М. Рапов «Ёжинька и белочка»

М. Садовский «Осень»

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Украинская народная сказка «Колосок»

Овощи        

Н. Носов «Огурцы»

Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок»

Ю. Тувим «Овощи»

Я. Тайц «Послушный дождик»

Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь»                

Фрукты, ягоды

Б. Житков «Баштан», Сад» (из книги «Что я видел»)

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко»                

Л. Толстой «Косточка», «Сажал старик яблони»

Я. Тайц «По ягоды»

Грибы

В. Даль «Война грибов с ягодами»

В. Катаев «Грибы»

В. Сутеев «Под грибом»        

С. Аксаков «Грибы»

Я. Тайц «По грибы»

Деревья

В. Сухомлинский «Внучка старой вишни»

Г. Скребицкий «Мать и кормилица»                

З. Александрова «Белая черёмуха»

И. Токмакова «Дуб»

Л. Толстой «Дуб и орешник»

М. Исаковский «Вишня»

С. Маршак «Откуда стол пришёл»

Игрушки

А. Барто «Игрушки»

В. Катаев «Цветик — семицветик»

Е. Серова «Нехорошая история»

Л. Воронкова «Новая кукла»                

С. Маршак «Мяч», «Ванька — встанька»

С. Михалков «Андрюша»

Мебель

С. Маршак «Откуда стол пришёл»

Дикие животные

В. Берестов «Заячий след»

В. Бианки «Купание медвежат», «Лис и мышонок»

В. Сутеев «Яблоко»

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

Е. Чарушин «Медвежата», «Про зайчат»

И. Бутман «Прогулка по лесу»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Белки», «Медвежья семья»

К. Коровин «Белка»

М. Пляцковский «Ёжик, которого можно было погладить»

М. Пришвин «Ёж», «Лисичкин хлеб»

Н. Сладков «Сушёные камни»

П. Бажов «Серебряное копытце»

П. Воронько «Испугались зайку»

С. Козлов «Большое спасибо»

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

С. Михалков «Как друзья познаются»

Русские народные сказки о животных

Рассказы о животных И. Соколова-Микитова, Л. Толстого, Е. Чарушина, В. Бианки

«Лисичка сестричка и волк» (обр. М. Булатова)

«Зимовье», «Волк и лиса» (обр. И. Соколова – Микитова)

«Заяц и ёж» (из сказок братьев Гримм)

«Заяц – хвастун» (обр. О. Капицы)

Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»

Животные жарких стран

А. Куприн «Слон»

Б. Житков «Про слона», «Обезьянка», «Как слон спас хозяина от тигра»

Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню»

Д. Самойлов «У слонёнка день рождения»

К. Чуковский «Айболит»

Р. Киплинг «Слонёнок» (пер. с англ. К. Чуковского), «Рикки – Тикки – Тави», рассказы из «Книги джунглей»

С. Баруздин «Рави и Шаши»

Посуда

А. Гайдар «Голубая чашка»

Братья Гримм «Горшок каши»

К. Чуковский «Федорино горе»

Н. Носов «Мишкина каша»

Русские народные сказки «Жихарка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин»

Почта        

С. Маршак «Почта»                

Одежда        

В. Зайцев «Я одеться сам могу»

Г. Снегирёв «Верблюжья варежка»

Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля»

Л. Воронкова «Маша-растеряша»

Л. Пеньская «Как Миша варежку потерял»

Н. Носов «Заплатка»

Н. Саконская «Где мой пальчик?»        

Ш. Перро ««Кот в сапогах» (пер. с франц. Т. Габбе)

Стройка

В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»

Г.-Х. Андерсен «Старый дом»

М. Пожарова «Маляры»

С. Баруздин «Кто построил этот дом»

Русские народные сказки «Три поросёнка», «Теремок», «Зимовье зверей»                

Семья

А. Барто «Вовка – добрая душа»

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)

А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»

В. Бианки «Аришка – трусишка»

В. Вересаев «Братишка»

В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»

В. Маяковский «Что такое хорошо»

В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово»

Д. Габе «Моя семья»

Е. Благинина «Посидим в тишине»

З. Воскресенская «Секрет»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», басни

М. Зощенко «Показательный ребёнок»

Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки»

П. Воронько «Мальчик Помогай»

Я. Аким «Неумейка»

Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого)

«Как братья отцовский клад нашли» (молд. обр. М. Булатова)

«Красная Шапочка», «Фея» (из сказок Ш. Перро)

Транспорт

А. Дорохов «Зелёный…Жёлтый…Красный!»

А. Дугилов «Моя улица»

А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»

А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение»

Б. Житков «Железная дорога» (из книги «Что я видел»)

Е. Лопатин «Отважная путешественница»

И. Туричин «Человек заболел»

М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

М. Коршунов «Едет, спешит мальчик»

М. Кривич «Школа пешехода»

М. Пляцковский «Удивительные приключения кузнечика Кузи»

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

Н. Носов «Метро», «Автомобиль», «Незнайка и его друзья» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «В путь», «Над облаками»), «Незнайка на луне»

Н. Саконская «Песенка о метро»

О. Тарутин «Для чего нам светофор»

С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица», «Велосипедист»

С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан», «Самый лучший пароход»

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»                

Новый год

Е. Трутнева «Ёлка», «С новым годом!»

З. Александрова «Дед Мороз», «Ёлочка»

Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку»

Н. Некрасов «Мороз-воевода»

С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»

С. Дрожжин «Дедушка Мороз»

С. Маршак «12 месяцев», «Песня о ёлке»

Русские народные сказки «В гостях у дедушки Мороза», «Снегурочка», «Морозко»        

Зимние забавы

А. С. Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Зимний вечер»

А. Фет «Мама! Глянь–ка из окошка…»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

И. Суриков «Детство»

Н. Носов «На горке», «Наш каток»                

Зима

А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

Г. Скребицкий «4 художника. Зима»

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»

Е. Трутнева «Первый снег»

И. Никитин «Встреча зимы»

И. Суриков «Зима»

К. Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы»

Л. Квитко «Медведь в лесу»

Л. Чарская «Зима»

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»

Н. Сладков «Суд над декабрём»

Р. Кудашева «Зимняя песенка»

С. Дрожжин «Улицей гуляет…»

С. Есенин «Поёт зима, аукает», «Берёза»

С. Иванов «Каким бывает снег»

Ф. Тютчев «Чародейкою зимой…»

Я. Аким «Первый снег»

Русские народные сказки «Морозко», «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Снегурочка» (по народным сюжетам),

Зимующие птицы

А. Блок «Ворона»

В. Бианки «Синичкин календарь», «Терентий – тетерев»

В. Бианки «Сова»

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички»

Е. Чарушин «Воробей»

И. Соколов – Микитов «Глухари»

М. Горький «Воробьишко»

М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички»

С. Алексеев «Снегирь»

8 марта

А. Милн «Непослушная мама»

Г. Виеру «Мамин день»

Г. Фаллада «История про день, когда всё шиворот – навыворот» (из книги «Истории из Бедокурии)

Д. Габе «Моя семья»

Е. Благинина «Посидим в тишине»

Нанайская сказка «Айога»

Ненецкая сказка «Кукушка»                

Космос

А. Леонов «Шаги над планетой»

А. Митяев «12 апреля – день космонавтики»                

В. Бороздин «Первый в космосе»

В. Кащенко «Найди созвездие»

В. Медведев «Звездолёт Брунька»

К. Булычёв «Тайна третьей планеты»

Н. Носов «Незнайка на луне»

П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

Армия

А. Барто «На заставе»

А. Митяев «Мешок овсянки», «Землянка»

Е. Благинина «Шинель»

Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

С. Алексеев «Первый ночной таран»

Весна

А. Плещеев «Уж тает снег»

В. Бианки «Голубые лягушки»

Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Весна», «Счастливый жучок»

Е. Баратынский «Весна, весна»

Е. Серова «Подснежник»

И. Токмакова «Весна»

К. Паустовский «Стальное колечко»

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Зелёный шум»

Н. Павлова «Под кустом»        

Н. Сладков «Весенние радости», «Ручей»

Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Зима недаром злится»

Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Я. Колас «Песня о весне»

Перелётные птицы

А. Майков «Ласточка»

А. Плещеев «Сельская песенка»

В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи»

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

В. Снегирёв «Ласточка», «Скворец»

В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Пусть будут и соловей и жук»

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»

Е. Чарушин «Журавль»

К. Ушинский «Ласточка»

Л. Толстой «Воробей и ласточки», «Лебеди»

Н. Сладков «Новый голосок»

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Домашние животные

А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы)

В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы)

В. Осеева «Почему»

В. Сутеев «Кто сказал мяу?»

Г. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»

Д. Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»

Е. Чарушин «Кролик», «Кошка»

К. Паустовский «Кот – ворюга»

К. Ушинский «Бодливая корова», «Слепая лошадь»

Л. Н. Толстой «Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и собачка»

Н. Носов «Живая шляпа»

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый»

С. Михалков «Щенок», «Котята»

Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Сивка – бурка», «Лиса и козёл», «Петушок и бобовое зёрнышко» (обр. О. Капицы)

«Три поросёнка» (пер. С. Михалкова)

Домашние птицы

Б. Житков «Храбрый утёнок»

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

М. Пришвин «Ребята и утята»

Н. Емельянова «Окся – труженица»

О. Донченко «Петрусь и золотое яичко»

Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим» (главы) в пер. с англ. Э. Паперной

Русская народная сказка «Петушок»

Украинская народная сказка «Колосок»        

Животные холодного климата

Г. Снегирёв «Про пингвинов», «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок», «Гага»

Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «Полярной ночью», «Разговоры во льдах», «Кто что умеет», «В тундре», «Молодой волк», «Под снегом», «Разговоры в тундре», «Загадочные истории», «Разноцветная земля»

Профессии

А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение»

Б. Заходер Стихи о профессиях

В. Маяковский «Кем быть»

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

Д. Родари «Какого цвета ремёсла», «Чем пахнут ремёсла»

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»

С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа»

С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан»        

Я. Аким «Неумейка»

Насекомые

В. Бианки «Приключения муравьишки», «Как муравьишка домой спешил»

В. Драгунский «Он живой и светится»        

В. Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук»

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

И. Крылов «Стрекоза и муравей»

К. Чуковский «Муха – цокотуха», «Тараканище»

Л. Квитко «Жучок»

М. Михайлов «Лесные хоромы»

Н. Романова «Что узнал дождевой червяк»

Э. Шим «Сказки, найденные в траве»

Рыбы

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

Е. Пермяк «Первая рыбка»

Н. Носов «Карасик»

Русские народные сказки «По щучьему веленью», «Лисичка – сестричка и серый волк»                

Цветы

А. Платонов «Неизвестный цветок»        

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Е. Благинина «Черёмуха», «Одуванчик»

Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудка», «Подснежник»

Л. Воронкова «Золотые ключики»

М. Пришвин «Золотой луг»

Н. Павлова «Жёлтый, белый, лиловый», «Под кустом»

Н. Сладков «Весенние радости»

С. Аксаков «Аленький цветочек»

Э. Шим «Солнечная капля»

Лето

А. Толстой «Иван да Марья»

В. Александров «Август, август»

В. Бахревский «Сокровенный цветок»

В. Бианки «Купание медвежат», «Лесные домишки»

М. Пришвин «Роса»

Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»                

Школа

А. Алексин «Первый день»

А. Барто «В школу»

Л. Воронкова «Подружки идут в школу»

Дополнительная литература

Русские народные сказки и сказки народов мира

«Айога» (нанайск. в обр. Д. Нагишкина)

«Белая уточка» (из сборника сказок А. Афанасьева)

«Беляночка и Розочка» (пер. с нем. Л. Кон)

«Василиса Прекрасная»

«Голубая птица» (туркм., в обр. А. Александровой и М. Туберовского)

«Добрыня и Змей» пересказ Н. Колпаковой

«Жёлтый аист» (кит. пер. Ф. Ярлина)

«Златовласка» (пер. с чешс. К. Паустовского)

«Илья Муромец и Соловей – разбойник»

«Каждый своё получил» (эстон. в обр. М. Булатова)

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой)

«Кукушка» (ненец. в обр. К. Шаврова)

«Мальчик – с – пальчик» из сказок Ш. Перро

«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» обр. К. Ушинского

«Никита Кожемяка»

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы)

«Садко» (отрывки)

«Самый красивый наряд на свете» (пер. с япон. В. Марковой)

«Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой)

«Сивка – Бурка»

«Сынко – Филипко» пересказ Е. Поленовой

«Три золотых волоска деда Всеведа» (пер. с чешс. Н. Аросьевой)

«Финист Ясный Сокол» (обр. А. Платонова)

«Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого)

«Царевна – Лягушка»

«Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки нар. Западной Африки, пер. О. Кустовой)

«Шляпа волшебника» (пер. В. Смирнова)

А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы)

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)

А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.)

А. Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы» (пер. со швед. Е. Соловьёвой)

А. Милн «Баллада о королевском бутерброде» (пер. с англ.)

А. Милн «Винни Пух и все – все — все» (главы) в пер. с англ. Б. Заходера

А. Митяев «Сказка про трёх пиратов»

А. Ремизов «Хлебный голос»

А. Усачёв «Про умную собачку Соню»

Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»

Б. Заходер «Серая звёздочка», «Приятная встреча»

Б. Поттер «Сказка про Джемайму Нырнивлужу» (пер. с англ. И. Токмаковой)

Братья Гримм «Бременские музыканты»

В. Бианки «Подкидыш», «Первая охота»

В. Даль «Старик – годовик»

В. Левин «Сундук», «Лошадь»

В. Осеева «Волшебная иголочка»

В. Смит «Про летающую корову» (пер. с англ.)

Г. – Х. Андерсен «Дюймовочка», «Оле – Лукойе»

Г. Сапгир «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»

Г. Скребицкий «Всяк по – своему»

Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» в пер. с англ. Н. Шерешевской

Д. Мамин – Сибиряк «Медведко»

Д. Ривз «Шумный Ба – бах» (пер. с англ.)

Д. Хармс «Очень страшная история»

Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

Д. Чиарди «О том, у кого три глаза» (пер. с англ.)

Дж. Родари «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»)

Е. Воробьёв «Обрывок провода»

Е. Носов «Как корова на крыше заблудилась»

И. Соколов – Микитов «Соль земли»

К. Драгунская «Лекарство от послушности»

К. Паустовский «Тёплый хлеб»

К. Чуковский «Телефон»

Л. Пантелеев «Буква «Ы»

Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»

М. Зощенко «Великие путешественники»

М. Москвина «Кроха»

М. Пришвин «Курица на столбах»

М. Эме «Краски» (пер. с франц. И. Кузнецовой)

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Н. Сладков «Неслух»

Н. Телешов «Крупеничка», «Уха»

О. Пройслер «Маленькая Баба – яга» (пер. с нем. Ю. Коринец)

П. Бажов «Серебряное копытце»

П. Ершов «Конёк – Горбунок»

Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»

С. Воронин «Воинственный Жако»

С. Маршак «Багаж», «Про всё на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч», «Кошкин дом»

С. Михалков «Дядя Стёпа»

С. Романовский «На танцах»

С. Топелиус «Три ржаных колоска» (пер. со швед. А. Любарской)

Т. Александрова «Домовёнок Кузька» (главы)

Т. Эгнер «Приключения в лесу Ёлки – на — горке» (главы) в пер. с норв. Л. Брауде

Т. Янссон «О самом последнем в мире драконе» (пер. с швед. Л. Брауде)

Ф. Зальтен «Бемби» (пер. с нем. Ю. Нагибина)

Х. Мякеля «Господин Ау» (главы) пер. в финс. Э. Успенского

Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья» (главы) в пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько

Ю. Коваль «Выстрел», «Русачок – травник», «Стожок»

Сказки А. С. Пушкина

Рассказы В. Бианки, Н. Сладкова

Рассказы В. Драгунского

Рассказы Н. Носова

Стихи о природе

«Я сегодня нарисую…»

(Очерк 1. Рекомендательно-рисователльный)

Друзья! На дворе июнь! А значит
ЛЕТО! И впереди целых три месяца тепла, беззаботности, вкусностей и…(очень
надеемся на это!) хороших книг!

Что почитать в каникулы ребёнку?
Таким вопросом не задаётся, наверное, сегодня ни один родитель, поскольку
списки предложенных книг школой внушительны, но «осиливает» их  не каждый ребёнок. Почему? Потому что, дети
читают мало или не читают совсем. ?

Что делать? Как «заставить» (но
ведь заставлять не хочется, хочется ведь, чтобы 
в удовольствие и с пользой).

Ответ у нас всегда один и он не
изменится: Читать вместе с детьми! Хотите читающего ребёнка? Читайте сами!
Вместе! Всегда! С раннего детства! Если вы до школы не привили читательского
интереса своему ребёнку, поверьте, сделать это будет очень непросто. Тем более,
в наше время, когда есть альтернатива электронике…   

Мы открываем цикл постов с
красивым названием «Семейному чтению — наше почтение», в которых постараемся
вам помочь прийти к званию «Читающая семья».

С чего начнем?  А начнём 
мы с бумаги и карандаша, красок и кисточек, пастели и акварели,
фломастеров и ластиков…

Конечно, правильным бы, наверное,
было взять первоначально — чтение сказок на ночь. Но, ведь,
лето! Хочется ярких красок, радужных оттенков, полевых цветов… Поэтому, разговор о вечерних семейных чтениях оставим на потом. А сегодня уделим внимание другому, не менее важному, занятию — рисованию.  Его психологи часто используют в своей практике

 В нашей
практике «микс» «Рисование+чтение» тоже весьма полезен. У всех у нас при чтении
складываются разные картинки. Воплотить это на листочке удаётся не всем. Извините,
у кого, какое воображение! 
Ну и художественные дарования,
конечно!

Рисование –
одно из самых приятных занятий для малыша. Его изобретательность и находчивость
не имеет границ  и порой родитель даже не
может себе представить, насколько богата фантазия ребёнка.  Вспомним маленького принца и его барашка  из сказки А. Экзюпери.

Ну какой бы
взрослый догадался, что в ящике сидит барашек? Или, что слон, проглоченный
удавом, очень со стороны напоминает шляпу?

screen6

Прочтите «Маленького принца», взрослые (да, да, эта книга для вас). Откроете для себя много нового и может, сможете нарисовать барашка, или удава так, как надо…

10f6d446ce469c87f6fb4eefef924f5d

«Взрослые очень странные люди»

«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из
них об этом помнит»

Хотите увидеть как видит мир  «ваше чадо»? Легко. Предложите ему взять в
руки краски и кисточки и попробовать нарисовать то, о чём вы ему прочтете. А
если вы сами присоединитесь к процессу, будет, просто, шикарно!

Есть такие
книги, которые сами помогут вам в этом.  Вот, например, старое забытое издание 1980 г. «Быль-сказка
о карандашах и красках» В.В. Курчевского.

img001 zpsf81fe6dd

Нашли мы
его, к сожалению лишь в электронном варианте.  А книга хороша! В занимательной сказочной
форме, при помощи забавного крошечного персонажа Чуфело, автор знакомит юного
читателя-художника с элементами изобразительного мастерства. 

Есть ещё
одна замечательная книга Т. Михеевой «Жили-были карандаши»

rfh

Прекрасно
иллюстрирования книга о жизни цветных карандашей, которые жили в коробке юного
художника, а потом состарились. О том, как создаются цвета и что можно
нарисовать, когда у тебя всего два цвета, или три… О том какие есть оттенки и
как они правильно называются. И всё это в интересном сказочном повествовании. 

ba706c70f75f336cbb7306b70aa9da04

«Как же сделать, чтобы простые краски стали
волшебными и чтобы они радовали людей…?»

У Евгения Пермяка есть чудо-рассказ «Волшебные краски». Здесь есть ответ. Так и быть, раскроем вам секрет (промолчать не сможем, но,
надеемся, что вы, обязательно, прочтёте эту сказочную историю)

59

«Так случается не только с красками, но и с
обыкновенным топором или швейной иглой и даже с простой глиной. Так случается
со всем, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих волшебников –
руки трудолюбивого, настойчивого человека».

А в другом
рассказе этого же писателя « На все цвета радуги», можно узнать что значит 
«петь красочно» и жить в многообразии вкусов.

Есть сказки «про
карандаши и краски» у замечательного детского писателя, художника-иллюстратора,
режиссера-мультипликатора  В. Сутеева. 

6010163411

«Три котёнка»,
«Капризная кошка», «Мышонок и карандаш», «Петух и краски» — все эти сказки
позволяют маме читать с интересом, а ребёнку фантазировать и учиться рисовать…
Пошагово нарисовать кошку, узнать как раскрасить петуха, познакомиться с
цветами, нарисовать пейзаж…

slide 11

Книги В. Г. Сутеева надо не только читать,
но обязательно долго рассматривать. Это же настоящие мультфильмы. Только каждый
новый кадр остановлен, и на него можно любоваться сколько угодно долго. 

189a6cc45761071d53bd133575a411fa

Только тот,
кто умеет наблюдать, запоминать и фантазировать, сможет стать интересным
художником. А мы знаем, что эти три качества могут
отлично развиваться при ежедневном чтении.

Есть чудесное стихотворение у Корнея Чуковского «Закаляка»:

Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
«Это — козочка рогатая.
Это — ёлочка мохнатая.
Это — дядя с бородой.
Это — дом с трубой».

«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»

«Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала».

«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»

«Я её боюсь!»

Попробйте–ка
нарисовать свою бяку-закаляку: страшную-ужасную или, наоборот, очень
симпатичную.

А, помните,
родители, стихотворение С. Михалкова «Рисунок»… Ну чем не путеводитель в мир
художника-пейзажиста..

Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.

Направо
дождь, налево сад,
В саду пятнадцать точек,
Как будто яблоки висят
И дождик их не мочит.

Я сделал
розовым быка,
Оранжевой — дорогу,
Потом над ними облака
Подрисовал немного.

И эти
тучи я потом
Проткнул стрелой. Так надо,
Чтоб на рисунке вышел гром
И молния над садом.

Я черным
точки зачеркнул,
И означало это,
Как будто ветер вдруг подул
И яблок больше нету.

Еще
я дождик удлинил —
Он сразу в сад ворвался,
Но не хватило мне чернил,
А карандаш сломался.

И я поставил стул на стол,
Залез как можно выше
И там рисунок приколол,
Хотя он плохо вышел.

А взять в
руки томик стихов Юнны Мориц, Ирины Токмаковой, Юрия Кушака, Михаила Яснова…! Какая великолепная фантазия в голове может
родиться, ну так и захочется её воплотить на холсте.

Рисуйте и читайте! Читайте и рисуйте! В творчестве и чтении — большое наслаждение! А если это совместное созидание — мать и дитя, дружная семья, то может получится что-то шедевральное, как, например, в стихотворении М. Яснова «Вот как я семью нарисовал» 

Вот как я семью нарисовал:
Мама — круг,
А бабушка — овал,
Папа — треугольник,
Младший братик —
Этот замечательный квадратик.
Как же я себя изображу?
По бумаге пёрышком вожу,
То туда вожу им,
То обратно я —
Получилось что-то непонятное:
Уголки,
Неровные края…
Мама, неужели это я?

Цели:

  • закрепить и систематизировать представления детей о домашних животных;
  • активизировать  активный словарный запас по теме, развивать словообразовательную функцию речи;
  • закрепить умение сравнивать части тела домашних животных и выделять отличительные признаки с помощью опорных схем;
  • закрепить умение составлять простые распространенные предложения;
  • учить составлять рассказ-описание по плану-схеме;
  • развивать память, слуховое внимание, логическое мышление.

Предварительная работа:

  1. Повторение названий домашних животных.
  2. Отгадывание и разучивание загадок о домашних животных.
  3. Рассматривание картинок с изображением домашних животных (называние и показ частей тела, детенышей, где живут, чем питаются).
  4. Рисование домашних животных.

Оборудование:

картинки с изображением домашних животных и их детенышей, дидактическая  игра «Кто где живёт?», мяч,  дидактическая игра «Как домашние животные помогают людям?», опорные схемы для сравнения домашних животных, схема для составления описательного рассказа, наборное полотно, указка.

  1. Оргмомент

Л.: — К нам сегодня на занятие пришли гости.  Поздоровайтесь с гостями и улыбнитесь им

.Игра – упражнение «Угадай животное»

— Сядет тот, кто угадает животное:

Лохматая, пятнистая, злая – собака.
Большая, спокойная, рогатая – корова.
Сильная, резвая, стройная – лошадь.
Толстая, неторопливая, ленивая – свинья.
Кудрявая, тонконогая, пугливая – овца.
Маленькая, пушистая, ласковая – кошка.
Рогатая, бородатая,  бодливая  — коза.

По мере отгадывания логопед выставляет картинки с изображением домашних животных на наборное полотно.

Л.: -Молодцы. Сядем правильно.

  1. Постановка учебной цели

Л.: —  О ком были загадки?

Д.: -О домашних животных.

Л.:- Почему их называют «домашними»?

Д.: — Потому что они живут рядом с человеком,  который за ними ухаживает,  и  приносят ему пользу.

Л.: — Сегодня на занятии мы поговорим о домашних животных.

  1. Дидактическая игра «Назови ласково»

Л.: — Назовём домашних животных ласково. Корову мы  назовём – коровушкой, лошадь..

Д.: — Лошадь мы назовём лошадкой.

Козу мы назовём  – козочкой.
Свинью мы назовем – свинкой.
Собаку мы назовём — собачкой.
Кошку мы назовём – кошечкой.
Овцу мы назовём —  овечкой.

  1. Дидактическая игра  «Кто, где живет?»

Л.: — Давайте вспомним, где живут домашние животные,  и расселим их по их домам.

Д.: — Корова живет в коровнике,  лошадь живет  в конюшне, овца и коза живут в хлеве, свинья живет  в свинарнике, собака живёт в конуре, кошка живёт вместе с хозяином в доме.

Л.: — Молодцы, вы правильно расселили всех  животных.

  1. Дидактическая игра  «Чья мама, чьи детки?»

Л.: — Ребята,  детеныши домашних животных потерялись. Поможем мамам  вернуть своих детей?

Д.: -Да.

( У детей на столах лежат картинки с изображением детёнышей домашних животных).

«Один, два, три
Картинку переверни».

Л.: — Егор, у тебя кто?

Д.: — Это поросёнок.

Л.: — Кто его ищет?

Д.: -Его ищет мама свинья.

Это козленок, ягнёнок, жеребенок, теленок, котенок, щенок. (Его ищет мама овца, коза, лошадь, корова, кошка, собака).

(Картинки с изображением детенышей выставляются на наборное полотно рядом с картинками с  изображением взрослых домашних животных).

Л.: — Мамы очень благодарны вам за своих детенышей.

  1. Динамическая пауза

Л.: «Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек,
Встала кошка, потянулась,
Её шерстка развернулась».

(Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот)

Л.: — Займите свои места за столами.

  1.  Дидактическая игра «Как домашние животные помогают людям?»

Л.: — Вспомним, как домашние животные помогают людям?

Л.: Кошка…

Д.: Кошка  ловит мышей, поднимает настроение.

Л.: Собака…

Д.: Собака сторожит дом и человека.

Л.: Лошадь …

Д.: Лошадь возит грузы.

Л.: -Овца и коза …

Д.: Овца и коза  дают шерсть.

Корова, коза, лошадь, овца…

Д.: — Корова, коза, лошадь, овца дают молоко.

Л.: -Что дают свинья, лошадь, коза, овца…

Д.: — Свинья, лошадь, коза, овца дают мясо.

-Молодцы, правильно ответили на вопросы.

  1. Сравнение частей тела и выделение отличительных признаков («Что у кого?»).

Л.: — Посмотрите на домашних животных. Назовите одинаковые части тела всех животных.

Д.: — Голова, уши, туловище, хвост, ноги.

Л.: — Посмотрите на схему и назовите отличительные признаки… коровы, лошади, свиньи, кошки, собаки, козы, овцы (Дети выходят к доске, показывают  и выделяют отличительные признаки животных).

Д.: — У коровы  загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с  копытами,  длинный хвост с кисточкой на конце.

У лошади  длинная грива, быстрые и сильные  ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу.
У свиньи  нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта,  хвост крючком.
У кошки чуткие уши,  большие круглые глаза, длинные усы,  мягкие лапки с когтями, пушистый  хвост.
У собаки  лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост.
У козы длинные рога, есть бородка, вымя, на ногах копыта.
У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги, на ногах копыта.

Л.: — Молодцы, ребята. Правильно рассказали.

  1. «Составь рассказ»(Составление рассказа описания с опорой на схему).

Л.: — Составим  о  домашних животных рассказ. Не забывайте, что рассказывать мы будем составлять по схеме  (Логопед перечисляет схему).

Схема:

Кто это?
Где живет?
Внешний вид (Отличительные признаки)
Чем питается?
Как называют детёнышей?
Какую пользу приносит?

Л.: -Послушайте,  какой рассказ составлю я.

Это корова. Корова домашние животное. Корова живет  в сарае, в коровнике. У коровы  загнутые рога, есть вымя, сильные ноги с  копытами,  длинный хвост с кисточкой на конце. Корова питается травой и хлебом. Детеныш коровы — теленок. Корова приносит пользу людям, она дает молоко и  мясо.

Л.: — Кто попробует составить рассказ о своем животном.

Д.: — Я расскажу о лошади.

1)  Это лошадь. Лошадь домашнее животное. Лошадь живет в сарае, в конюшне. У лошади  длинная грива, быстрые и сильные  ноги, на ногах копыта, хвост похож на метлу. Лошадь питается овсом и травой. У лошади детеныш- жеребенок. Лошадь приносит пользу людям, она возит грузы, дает молоко и мясо.

Д.: — Я расскажу о свинье.

2)  Это свинья. Свинья домашнее животное. Свинья живет в сарае, в свинарнике. У свиньи  нос пятачком, короткие ноги, на ногах копыта, хвост крючком. Свинья питается хлебом. Детеныш свиньи — поросенок. Свинья приносит пользу людям, она дает человеку мясо.

Д.: — Я расскажу о кошке.

3) Это кошка. Кошка домашнее животное, потому живет вместе с хозяином в доме.  У кошки чуткие уши,  большие круглые глаза, длинные усы,  мягкие лапки с когтями, пушистый  хвост. Кошка питается молоком и рыбой. Детеныш кошки — котенок. Кошка приносит пользу людям, она ловит мышей.

Д.: — Я расскажу о собаке.

4) Это собака. Собака домашнее животное. Собака живет в конуре. У собаки  лохматая шерсть, на лапах когти, длинный хвост. Собака питается косточкой и мясом. Детеныш собаки — щенок. Собака приносит пользу людям, она сторожит дом.

Д.: — Я расскажу о козе.

5) Это коза. Коза домашнее животное. Коза живет в сарае, в хлеве. У козы длинные рога, есть бородка, густая шерсть, на ногах копыта. Коза питается травой и хлебом.  Детеныш козы — козленок. Коза приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.

Д.: — Я расскажу об овце.

6) Это овца. Овца домашнее животное. Овца живет в сарае, в хлеве. У овцы кудрявая шерсть, тонкие ноги, на ногах копыта. Овца питается травой и хлебом. Детеныш овцы – ягненок. Овца приносит пользу людям, она дает мясо, молоко и шерсть.

Молодцы, хорошие рассказы составили.

  1. Итог занятия

Л.: – О каких животных мы сегодня говорили на занятии?

Д.: — О домашних животных.

Л.: — Почему их так называют?

Д.: — Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает,  и приносят ему пользу.

Л.: — Понравилась вам занятие?

Л.: — Что вам понравилось на занятии?

  1. Оценка деятельности детей

Л.: -Сегодня на занятии все хорошо занимались, старались. Молодцы!

Д.: — Занятие окончено, тихо встаем. Давайте попрощаемся с гостями и скажем дружно: До свидания! Тихо идем за мной в группу.

Лепёшкина Любовь Анатольевна
учитель-логопед, МБДОУ ДС №26
Челябинская обл., г. Озёрск

  • Рассказ богатый урожай для детского сада
  • Рассказ блаженной феодоры о мытарствах читать
  • Рассказ битва на куликовом поле для 4 класса литературное чтение составить используя опорные слова
  • Рассказ бескорыстие паустовского читать
  • Рассказ бианки сова текст распечатать