В XVI веке Русская Православная Церковь прославила князя Александра Невского как святого и благоверного. По традиции был составлен канон в его честь. С того времени ежегодно Церковь отдает дань всенародной памяти своему святому, защитнику земли русской – Александру Невскому.
К страницам отечественной истории были обращены многие произведения великих русских композиторов-классиков XIX века – Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина.
В 30-х годах двадцатого столетия огромный интерес к истории наблюдается не только в музыке, но и в литературе, кинематографе.
В музыке подлинный расцвет переживает кантатно-ораториальный жанр. Одним из лучших сочинений была признана кантата «Александр Невский» С. Прокофьева.
В кантате семь частей:
I. Русь под игом монгольским;
II. Песня об Александре Невском;
III. Крестоносцы во Пскове;
IV. Вставайте, люди русские;
V. Ледовое побоище;
VI. Мёртвое поле;
VII. Въезд Александра во Псков.
Музыка кантаты поражает яркостью образов. Слушая её, будто видишь перед собой кадры фильма — бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.
«Русь под игом монгольским» — короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведёнными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств.
«Песня об Александре Невском» — вторая часть кантаты — это начало событий, рассказ о недавней победе русских воинов над шведами: «А и было дело на Неве-реке». Помните слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Это — основная мысль данной части. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания. Текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор — мужские голоса, дополненные альтами.
В третьей части кантаты «Крестоносцы во Пскове» впервые появляются основные темы псов-рыцарей.
Здесь впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жёсткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжёлой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.
Те, кто смотрел фильм «Александр Невский», наверняка помнят знаменитый эпизод наступления тевтонских рыцарей. Крестоносцы идут по льду Чудского озера под угрожающий, звериный рёв огромных труб, и от этого рёва стынет кровь в жилах… Этот эффект необычного звучания придумал Прокофьев. Он заставил фанфары играть, «дуть» прямо в микрофон, против всех правил звукозаписи. Ведь струя воздуха искажает звук, давит на мембрану микрофонов, и получаются рёв и треск. Этот звуковой эффект, брак с точки зрения звукооператора, усилил драматургию эпизода, его эмоциональный настрой. Хриплый рёв рыцарских труб — это угроза всему русскому воинству, самодовольство, уверенность в своей безнаказанности. Сергей Эйзенштейн не раз подчёркивал глубокую кинематографичность музыкального мышления Прокофьева.
«Вставайте, люди русские!» — четвёртая часть. Это хоровая песня совершенно иного характера: не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Красной Армии.
Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой,
Вставайте, люди вольные
За нашу землю честную.
Один из участников обороны Севастополя вспоминает: «Потрясающее впечатление производила песня «Вставайте, люди русские!». Усиленная резонансом подземелья, она властно захватывала душу».
Пятая часть — «Ледовое побоище» — грандиозная симфоническая картина с участием хора. В этой части сталкиваются основные темы предыдущих частей, рисующие вражеские лагери.
В начале дан сумрачный зимний пейзаж, рисующий застывшее озеро в морозной мгле. Пустынное зимнее утро перед началом побоища. Издалека доносится звук тевтонского рога. Прокофьев очень долго искал тембр для этого сигнала. Он считал, что он должен быть «Неприятным для русского уха». В фильме этот сигнал исполняет валторна, записанная со специальным искажением. В концертной же практике эта тема поручена английскому рожку и тромбону с сурдиной. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, который принято называть «Скок свиньи».
Вспомните фильм. Этот эпизод производит очень яркое впечатление. Тяжело мчатся закованные в тяжёлые латы тевтонские рыцари. Помните их вооружение? Длинные мечи, копья. На них рогатые шлемы, капюшоны закрывают их лица, на которых зияют только глазные отверстия. В музыке Прокофьева эта скачка очень напоминает психические или танковые атаки фашистов. Недаром Эйзенштейн, потрясённый музыкой, говорил, что она создаёт «незабываемый образ железной тупорылой свиньи из рыцарей тевтонского ордена, скачущей с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков». На фоне ритма скачки рыцари на латинском языке поют фанатичный хорал.
Но вот в бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.
Шестая часть — «Мёртвое поле» — одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева.
Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы.
Я пойду по полю белому,
Полечу по полю светлому.
Поищу я славных соколов,
Женихов моих — добрых молодцев.
«Я пойду по полю чистому…» — одиноко плывёт над простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной, распетой широко, как протяжные крестьянские песни, — не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина — мать, жена, невеста. «Песней невесты» и названа эта часть кантаты. Поёт песню один голос. Образ символический — Родина оплакивает своих сыновей. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос не только не нарушает, но ещё сильнее подчёркивает застывшую, мёртвую тишину ледяного поля.
Завершается кантата торжественным, величественным финалом — «Въезд Александра Невского во Псков».
Псков встречает победителей. Снова песня — счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.
На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!
В хоровом финале, прославляющем Русь — победительницу, соединены русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте, люди русские».
Чудесно преображённые, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы… Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт — от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля».
Этой музыкой, ставшей главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагом, Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Сегодня эта музыка, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью.
По материалам Второй республиканской научно-практической конференции «Славься, Отечество», посвященной Дню воинской славы России – Дню народного единства и Дню Республики Марий Эл

РождеÑÑвенÑкие ÑаÑÑказÑ
08-01-2022
РождеÑÑво — пÑаздник Ð½Ð°Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð´Ð»Ñ Ð²Ñего ÑеловеÑеÑÑва, ÑвеÑлÑй, ÑиÑÑÑй, наполненнÑй ÐÑбовÑÑ. Ðог — еÑÑÑ ÐÑбовÑ. ÐÑÑÑение ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¹ ÑвеÑлой ÑадоÑÑи вÑе ближе и ближе. ÐÑÑÑÑ ÑÑи ÑождеÑÑвенÑкие ÑаÑÑÐºÐ°Ð·Ñ Ð¿ÑинеÑÑÑ Ð² наÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, Ñепло и лÑбовÑ, даÑÑ Ðог Ð¼Ñ ÑÑанем ÑÑÑоÑÐºÑ Ð´Ð¾Ð±Ñее Ð¾Ñ Ð³ÑÑдÑÑего ÑÑда пÑиÑеÑÑÐ²Ð¸Ñ ÐоÑпода в Ð½Ð°Ñ Ð¼Ð¸Ñ.
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:




ÐÑедпÑазднеÑÑво РождеÑÑва Ð¥ÑиÑÑова
06-01-2022
РважноÑÑи пÑазднование РождеÑÑва Ð¥ÑиÑÑова вмеÑÑе Ñ Ð¿Ñазднованием ÐаÑÑ Ð¸ ÑоÑÑавлÑÐµÑ Ð´Ð²Ð° оÑновнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑа, вокÑÑг коÑоÑÑÑ Ð²ÑаÑаеÑÑÑ Ð»Ð¸ÑÑÑгиÑеÑкий год. ÐаÑÑ Ð° — ÑÑо Ð²ÐµÐ½ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð²Ð¸Ð¶Ð½ÑÑ Ð¿Ñаздников, а РождеÑÑво Ð¥ÑиÑÑово — пÑаздников недвижнÑÑ .
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:

«ÐÑемени ÑкоÑо не бÑдеÑ»: РазмÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ РождеÑÑве Ð¥ÑиÑÑовом и Ðовом годе
06-01-2022
СкоÑо волнÑÑÑÐ°Ñ Ñайна РождеÑÑва Ð¥ÑиÑÑова залÑÐµÑ Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ Ñвоим благодаÑнÑм ÑвеÑом. ÐÑдеÑнеÑÑÑ Ð·Ð°Ð²ÐµÑа бÑдниÑной мелоÑной повÑедневноÑÑи и в Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð²Ð¾ÑвеÑÑÑ ÑÑолп оÑлепиÑелÑного ÑвеÑа. Тайна РождеÑÑва Ð¥ÑиÑÑова — ÑÑо Ñайна оÑкÑÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð° земле ÐожеÑÑвенного СвеÑа: «Ð ождеÑÑво Твое, Ð¥ÑиÑÑе Ðоже наÑ, воÑÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¸Ñови ÑÐ²ÐµÑ ÑазÑма…».
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:


Ðовид-ÑÑибÑнал, или ÐÑÑнбеÑг-2
06-01-2022
ÐаленÑин ÐаÑаÑонов: Ðовид-ÑÑибÑнал, или ÐÑÑнбеÑг-2. Ð Ð¼ÐµÐ´Ð¸ÐºÐ°Ñ Ð¸ ÑÑиÑÑÐ°Ñ – боÑÑÐ°Ñ Ñ Ð¿ÑеÑÑÑплениÑми пÑоÑив ÑеловеÑеÑÑва
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:

Рновом и дивном миÑе бÑÐ´ÐµÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÐµÑ Ð½Ð° иÑполÑзование пеÑей.
05-01-2022
ÐÑемена, когда Ð²Ð°Ñ Ð´Ð¾Ð¼ оÑапливали дÑовÑной пеÑÑÑ, возможно, ÑкоÑо ÑйдÑÑ, во вÑÑком ÑлÑÑае Ð´Ð»Ñ ÑÑаÑа ÐÑÑ-ÐоÑк. ÐказÑваеÑÑÑ, в ÑÑаÑе Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð½Ð° ÑаÑÑмоÑÑении закон, запÑеÑаÑÑий нагÑеваÑелÑнÑе ÑÑÑÑойÑÑва, коÑоÑÑе ÑоздаÑÑ Ð²ÑбÑоÑÑ ÑглеÑода.
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:










Рождение ÐазеÑкалÑÑ. Ðак ÑплеÑалаÑÑ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ð°Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑÐ½Ð°Ñ ÑеÑÑ. ÐмиÑÑий ÐеÑеÑолÑин (Ðидео)
03-01-2022
«Ð¤Ð¾ÑмалÑнÑе главÑ, коÑоли, пÑезиденÑÑ Ð¸ пÑоÑие на Ñамом деле не ÑвлÑÑÑÑÑ ÑÑководÑÑими главами. Ðни вÑего лиÑÑ ÑÑловнÑе главÑ. Ðни ниÑего не ÑеÑаÑÑ. Ðни пÑоÑÑо делаÑÑ Ð¶ÐµÑÑÑ ÑбедиÑелÑного и велиÑеÑÑвенного ÑоглаÑиÑ, когда им пеÑедаÑÑÑÑ ÑеÑениÑ. Ðни ÑÑложнÑÑÑ Ð¿ÑиÑвоÑÑÑво. СовеÑÑ Ð¸ ÑобÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð² дейÑÑвиÑелÑноÑÑи Ñоже ниÑего не ÑеÑаÑÑ»… ÐеÑбеÑÑ Ð£ÑллÑ.
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:





ÐÐ°Ñ Ð¼ÑлÑÑÑилÑм «ÐÑепоÑÑÑ: ÑиÑом и меÑом» (+Ðидео)
31-12-2021
ÐÑепоÑÑÑ: ÑиÑом и меÑом. 1609 год. ÐÐ´ÐµÑ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð°. ÐолÑÑко-лиÑовÑкие войÑка взÑли в оÑÐ°Ð´Ñ Ð¡Ð¼Ð¾Ð»ÐµÐ½Ñк, но ÑÑÑÑкий гаÑнизон во главе Ñ Ð²Ð¾ÐµÐ²Ð¾Ð´Ð¾Ð¹ ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¸Ð»Ð¾Ð¼ ШеинÑм гоÑов деÑжаÑÑ Ð¾Ð±Ð¾ÑÐ¾Ð½Ñ Ð´Ð¾ конÑа. СмоленÑк — Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ ÐºÑепоÑÑÑ Ð½Ð° пÑÑи Ð·Ð°Ñ Ð²Ð°ÑÑиков к ÐоÑкве, и его нелÑÐ·Ñ ÑдаваÑÑ Ð±ÐµÐ· боÑ. Ðб ÑÑом знаÑÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ деÑи…
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:

Рновом и ÑÑдном миÑе авÑÐ¾Ð¼Ð¾Ð±Ð¸Ð»Ñ Ð±ÑÐ´ÐµÑ ÑолÑко Ñ Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑÑÑ . ÐÐ»Ñ Ð¾ÑÑалÑнÑÑ â велоÑипед и авÑобÑÑ.
31-12-2021
ÐиниÑÑÑ ÑÑанÑпоÑÑа пÑавиÑелÑÑÑва ÐеликобÑиÑании ТÑÑди ХаÑÑиÑон недавно вÑÑÑÑпила на конÑеÑенÑии по мобилÑноÑÑи, поÑвÑÑенной бÑдÑÑÐµÐ¼Ñ Ð»Ð¸Ñной мобилÑноÑÑи. Ð ÑвоиÑ
комменÑаÑиÑÑ
она Ñказала, ÑÑо необÑ
одимо оÑказаÑÑÑÑ Ð¾Ñ «Ð¼ÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ 20-го века, ÑоÑÑедоÑоÑенного на владении ÑаÑÑнÑми авÑомобилÑми, в напÑавлении болÑÑей гибкоÑÑи, Ñ Ð»Ð¸ÑнÑм вÑбоÑом и ÑовмеÑÑнÑм ÑÑанÑпоÑÑом Ñ Ð½Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ð¼ ÑÑовнем вÑбÑоÑов ÑглеÑода».
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:


Ðоликова и Ðопова Ð·Ð°Ñ Ð²Ð°Ñили ÑеалÑнÑÑ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ. ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¸Ð» ÐелÑгин (Ðидео)
31-12-2021
Ðак ÑабоÑÐ°ÐµÑ Ð²Ð½ÑÑÑеннÑÑ ÐºÑÑ Ð½Ñ ÐоÑдÑмÑ: взглÑд изнÑÑÑи. ÐоÑÐµÐ¼Ñ ÑеалÑÐ½Ð°Ñ Ð²Ð»Ð°ÑÑÑ Ð² ÑÑÑане пÑÐ¸Ð½Ð°Ð´Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ Ðоликовой и Ðоповой? Ðак в ÐоÑдÑме оÑложили пÑинÑÑие QR-кодов, и ÑÑо ждÑÑ ÑÑÐ¾Ñ Ð·Ð°ÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¿ÑÐ¾ÐµÐºÑ Ð´Ð°Ð»ÑÑе? Ðб ÑÑом и не ÑолÑко ÑаÑÑказÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑÑиÑÐµÐ»Ñ Ð¿ÑедÑедаÑÐµÐ»Ñ ÐомиÑеÑа ÐоÑдÑÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ ÑкономиÑеÑкой полиÑике ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¸Ð» ÐелÑгин.
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:


ЧÑо бÑло и бÑÐ´ÐµÑ Ð² «Ðовом дивном миÑе» и на ÑÑм ÑеÑдÑе ÑÑпокоиÑÑÑ
30-12-2021
СейÑÐ°Ñ Ñамое вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð²ÐµÑÑи иÑоги ÑÑ Ð¾Ð´ÑÑего года и ÑделаÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð³Ð½Ð¾Ð·Ñ Ð½Ð° ÑобÑÑÐ¸Ñ Ð±ÑдÑÑего — как говоÑÑÑ, на годовой гоÑÐ¸Ð·Ð¾Ð½Ñ Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð¸ÑованиÑ. Ð ÑожалениÑ, еÑли вÑе Ð¿Ð¾Ð¹Ð´ÐµÑ Ð¿Ð¾ Ð¿Ð»Ð°Ð½Ñ «Ð½Ð°Ñей» ÑлиÑÑ, ÑоÑÑиÑн не Ð¶Ð´ÐµÑ Ð½Ð¸Ñего Ñ Ð¾ÑоÑего. ÐлаÑÑÑ Ð±ÑÐ´ÐµÑ Ð´ÑейÑоваÑÑ Ð¾Ñ Ð½Ð°Ñода, пÑедÑÑавлÑÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð±ÑдÑÑей ÑаÑÑÑÑ Ð¼Ð¸Ñовой ÑлиÑÑ, а гÑажданам бÑÐ´ÐµÑ Ð¿Ñиказано ÑделаÑÑ Ð¾ÐºÐ¾Ð½ÑаÑелÑнÑй вÑÐ±Ð¾Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ñвободой и ÑиÑÑовÑм конÑлагеÑем. ÐÐ»Ñ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñого, как ÑÑо пÑоизойдеÑ, пÑоанализиÑÑем оÑновнÑе ÑÑÐµÐ½Ð´Ñ ÑÑ Ð¾Ð´ÑÑего 2021 года и Ð¸Ñ ÑазвиÑие в наÑÑÑпаÑÑем 2022.
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:



ÐÑ Ð¶Ð¸Ð²ÐµÐ¼ в анÑÐ¸Ñ ÑиÑÑÐ¾Ð²Ñ Ð³Ð¾Ð´Ñ. Хлеб или кÑеÑÑ? ÐÑоÑопÑеÑвиÑÐµÑ ÐндÑей ÐлеÑин (Ðидео)
30-12-2021
ÐопÑоÑ: «ÐÑÑÑ Ð¿ÑоÑоÑеÑÑво о воÑÑÑановлении пÑавоÑÐ»Ð°Ð²Ð¸Ñ Ð½Ð° деÑÑÑилеÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñле Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ÑÑÑÑений пеÑед пÑавлением анÑÐ¸Ñ ÑиÑÑа. Разве ÑейÑÐ°Ñ Ñже не пÑеданÑÐ¸Ñ ÑиÑÑово вÑемÑ?» Ð.ÐндÑей: «ÐÑ Ð¶Ð¸Ð²ÐµÐ¼ в анÑÐ¸Ñ ÑиÑÑÐ¾Ð²Ñ Ð³Ð¾Ð´Ñ…Ð½Ðµ нÑжно надеÑÑÑÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо Ñ Ð½Ð°Ñ ÐµÑÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ðµ-Ñо деÑÑÑилеÑих ÐÑ Ð·Ð½Ð°ÐµÐ¼, ÑÑо анÑÐ¸Ñ ÑиÑÑа поÑÐ°Ð·Ð¸Ñ Ð¡Ð°Ð¼ пÑиÑедÑий Ð¥ÑиÑÑох ÐÑÑгое дело, ÑÑо ÐоÑÐ¿Ð¾Ð´Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑокÑаÑиÑÑ ÑÑо вÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð·Ð±ÑаннÑÑ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ …».
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:



ÐÑегда ли миÑоÑоÑение еÑÑÑ ÑÑдо Ðожие?
29-12-2021
СлÑÑа о ÑÑдеÑÐ°Ñ Ð¸ знамениÑÑ , ÑлÑÑаÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð¿Ð¾ меÑÑам, пÑавоÑлавнÑм Ñ ÑиÑÑианам не ÑледÑÐµÑ Ð·Ð°Ð±ÑваÑÑ, ÑÑо не вÑе ÑÑдеÑа имеÑÑ ÐожеÑÑвенное пÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ðµ. Ðогда ÑÑдеÑа вокÑÑг ÑмножаÑÑÑÑ Ð¸ ÑмножаÑÑÑÑ, пÑавоÑлавнÑм Ñ ÑиÑÑианам нÑжно бÑÑÑ Ð²ÐµÑÑма оÑÑоÑожнÑми. «Ð§ÑдеÑа» могÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð¸ Ð¾Ñ ÐºÐ½ÑÐ·Ñ ÑÑмÑ.
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:

ÐиÑовÑе СÐÐ ÑнÑли запÑÐµÑ Ð½Ð° кÑиÑÐ¸ÐºÑ Ð²Ð°ÐºÑинаÑии Ð¾Ñ COVID-19
29-12-2021
ÐÑÑпнÑе миÑовÑе Ð¸Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ за дÑÑгим наÑали менÑÑÑ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑионнÑÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¸ÑÐ¸ÐºÑ Ð² оÑноÑении иÑполÑзÑемÑÑ Ð¿ÑавиÑелÑÑÑвами ÑазнÑÑ ÑÑÑан меÑодов боÑÑÐ±Ñ Ñ Ñпидемией коÑонавиÑÑÑа. ÐÑиÑиÑеÑкие ÑÑаÑÑи о ÑезÑлÑÑаÑивноÑÑи и безопаÑноÑÑи маÑÑовой вакÑинаÑии пÑоÑив COVID-19, ÑкепÑиÑизм по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ÑÑÑекÑивноÑÑи и ÑоÑиалÑно-ÑкономиÑеÑким поÑледÑÑвиÑм локдаÑнов вÑÑ ÑаÑе поÑвлÑÑÑÑÑ Ð² ÑенÑÑалÑнÑÑ Ð¡ÐÐ.
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:


Ðидимое и невидимое пÑавиÑелÑÑÑво СШÐ
28-12-2021
РСШРдва пÑавиÑелÑÑÑва. ÐÑÑÑ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ð¼Ð¾Ðµ пÑавиÑелÑÑÑво — ÐелÑй дом, ÐонгÑеÑÑ, ÑÑдÑ, законодаÑелÑнÑе оÑÐ³Ð°Ð½Ñ Ð¸ пÑавиÑелÑÑÑва ÑÑаÑов, и невидимое пÑавиÑелÑÑÑво — глÑбинное гоÑÑдаÑÑÑво, ÑеÑез коÑоÑое анонимнÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾ÐºÑаÑÑ, ÑпионÑ, генеÑалÑ, банкиÑÑ, коÑпоÑаÑии и лоббиÑÑÑ ÑпÑавлÑÑÑ Ð²Ð½ÐµÑней и внÑÑÑенней полиÑикой, незавиÑимо Ð¾Ñ Ð¾ÑиÑиалÑного болÑÑинÑÑва какой-либо полиÑиÑеÑкой паÑÑии.
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:

ÐиÑÑÐ¾Ð¿Ð¾Ð»Ð¸Ñ ÐиÑидийÑкий СоÑиÑиоÑ: понимание ÐожеÑÑвенной лиÑÑÑгии Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾
28-12-2021
ÐÑÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ веÑей, коÑоÑÑе ÑеловеÑеÑÐºÐ°Ñ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ° не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¾Ð±ÑÑÑниÑÑ, напÑимеÑ, ÑвеÑÑ ÑеÑÑеÑÑвеннÑе ÑобÑÑиÑ, ÑвÑзаннÑе Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑми Ðога. ÐÑо Ð¢Ð°Ð¹Ð½Ñ Ðога, и Ð´Ð»Ñ Ñого, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑиблизиÑÑÑÑ Ðº ним и полÑÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑзÑ, Ð¼Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð²ÑйÑи за пÑÐµÐ´ÐµÐ»Ñ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¿ÑÑи ÑÑвÑÑв (зÑениÑ, ÑлÑÑ Ð°, вкÑÑа, обонÑÐ½Ð¸Ñ Ð¸ оÑÑзаниÑ). ÐаÑи ÑÑвÑÑва могÑÑ Ð¾ÑноÑиÑÑÑÑ ÑолÑко к маÑеÑиалÑнÑм веÑам. ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑикоÑнÑÑÑÑÑ Ðº Тайнам ÐожÑим, нÑжна веÑа (дÑÑгой ÑмÑÑл).
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:


Ðак пеÑеÑÑаÑÑ ÑÑÑоиÑÑ ÑобÑÑвеннÑÑ ÑÑÑÑÐ¼Ñ Ð¸Ð»Ð¸ поÑÐµÐ¼Ñ Ð²Ð°Ñи даннÑе — ÑÑо Ð½Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð½ÐµÑÑÑ. (Ðидео)
27-12-2021
ÐÑÑÑин ÐÑÑин ФиÑÑÑ — амеÑиканÑкий инвеÑÑиÑионнÑй Ð±Ð°Ð½ÐºÐ¸Ñ Ð¸ бÑвÑий гоÑÑдаÑÑÑвеннÑй Ñиновник Ðна ÑиÑоко комменÑиÑовала ÑÐµÐ¼Ñ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвеннÑÑ ÑаÑÑ Ð¾Ð´Ð¾Ð² и ÑÑвеÑждала о неÑколÑÐºÐ¸Ñ ÐºÑÑпномаÑÑÑабнÑÑ ÑлÑÑаÑÑ Ð³Ð¾ÑÑдаÑÑÑвенного моÑенниÑеÑÑва. ÐÑÑÑин Ñак же извеÑÑна Ñвоим инÑеÑвÑÑ, в коÑоÑом она ÑеÑко и аÑгÑменÑиÑованно ÑаÑÑказала о Ñом, ÑÑо на Ñамом деле пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² миÑе.
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:



ÐÐ ÐСЬÐÐ Ð ÐÐÐÐЩÐ!
26-12-2021
ÐÑ ÑабоÑаем Ð´Ð»Ñ Ð²Ð°Ñ Ð¸ благодаÑÑ Ð²Ð°Ñей помоÑи. ÐаждÑй меÑÑÑ Ð¼Ñ Ð¿ÑоÑим Ð²Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ ÑайÑÑ Ñ Ð¾Ð¿Ð»Ð°Ñой его деÑÑелÑноÑÑи.
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:



Ðа базе ÐоÑкинÑкой болÑниÑÑ Ð·Ð°ÑабоÑал 5G-полигон (Ðидео)
26-12-2021
ÐеÑвÑй в РоÑÑии полигон Ñ Ð¸Ð½ÑÑаÑÑÑÑкÑÑÑой ÑеÑей ÑвÑзи пÑÑого Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ÑкÑÑлÑÑ Ð² ÐоÑкве. Ðго ÑазвеÑнÑли на базе ÐоÑкинÑкой болÑниÑÑ. ÐÑмеÑаеÑÑÑ, ÑÑо ÑÑо Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð¸Ñ ÑеÑÑиÑоваÑÑ Ð¿ÑоÑÑвнÑе ÑиÑÑовÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ и медиÑинÑкие ÑеÑвиÑÑ Ð½Ð¾Ð²Ð¾Ð³Ð¾ ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð² ÑеалÑнÑÑ ÐºÐ»Ð¸Ð½Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑÑловиÑÑ .
ÐодÑобнее
ÐовоÑÑÑ Ð¾ÑÑедакÑиÑовал: —
ÐÑиÑина:



[prev-link]Ðазад[/prev-link]
[next-link]ÐпеÑед[/next-link]
ÐавеÑÑ
Мимолётное, смутное наваждение приглушённым всполохом озарило оцепеневшее сознание. В тело проникла томительная нега, где-то в груди и животе мучительно-сладостно защемило. Растревоженный мозг попытался удержать неуловимое, ускользающее видение, но оно легко освободилось из его слабых объятий и сгинуло где-то в тёмных глубинах памяти. Он проснулся.
Шёл последний месяц весны, самая середина мая. Давно растаяли остатки грязных сугробов, скопившиеся в течение долгой зимы. Газоны и обочины неудержимо распухали от обилия разнотравья. Появились первые озабоченные постригальщики со своими рычалками. Кусты и деревья оживали от долгого зимнего некроза душистым цветением. Да Солнце слепило ядовито-ярким сиянием.
На газоне в тени лежал большой бездомный пёс. Рядом ходили прохожие разных возрастов, полов и вероисповеданий, но никто не обращал на псину никакого внимания. Несмотря на величину собаки, ни у кого не возникало ни малейших опасений за свою жизнь, здоровье и имущество. Он был БЕЗОПАСЕН для окружающих. Об этом свидетельствовала жёлтая силиконовая клипса в его левом ухе.
Пригревало градусам к двадцати. Пёс растянулся на молодой траве и щурился от ярких красок наступающего лета. Прямо перед его носом лежал сильно недогрызенный куриный окорочок. Лёгкий бриз трепал его густую шерсть песочного цвета. На первый взгляд могло показаться, что судьба была предельно благосклонна к этому бездомному бродяге и одарила его всеми радостями собачьего бытия. Однако ни приятное весеннее тепло, ни отменная еда, ни прохладный ветерок не трогали зверя. Его уже давно ничего не волновало и не радовало. Апатия и равнодушие владели всем его существом. Все его радости и огорчения остались там далеко, в другой жизни, когда он занимался своим прямым собачьим делом.
Псу опять приснилась та его прошлая, настоящая жизнь, где были свирепые драки за территорию, тяжёлые поиски еды и подлые облавы. Но там был и смысл, и интерес, а ещё тот дурманящий, сладкий запах, заставляющий забывать о еде и покое и только следовать за ним упорно и неотступно. Там было всё: жизнь, влечение и его собачье дело. Там он был счастлив тем простым и незатейливым собачьим счастьем, что так мило и простой дворняге, и донельзя породистому псу самых чистых, благородных кровей.
Эти сны стали приходить к нему всё реже. Раньше они тревожили его каждый раз, как он забывался в дрёме, но теперь они посещали его нечасто. Пёс начал уже сомневаться в реальности той прошлой жизни. Теперь ему всё чаще казалось, что это был мираж, иллюзия, какой-то невероятный фокус его воображения, рисующий в его стерилизованном, сонном мозгу нереально живые картины собачьего рая.
Когда же это случилось? Две, а может, три зимы назад, он уже и не помнил. Как такое могло произойти? Почему он допустил, чтобы это случилось с ним? Где он потерял свою собачью душу? Когда лишился своего собачьего дела? Как у него украли этот самый главный собачий секрет бытия?
Память начала подводить его. Та апатия и равнодушие, завладевшие всем его телом и нутром, коснулись и его памяти. Его воспоминания, так же, как и его физические функции, становились всё более стерильными и гладкими, там уже почти ничего не осталось, за что можно было бы зацепиться. Плотный, вязкий туман висел непроницаемой завесой в его голове. Пёс сделал усилие, чтобы разогнать его. Поначалу ничего не вышло, только глухим эхом ёкнуло в сонном сознании неприятным ощущением болезненной пустоты. Однако понемногу отдельные картинки стали пробиваться сквозь плотную, серую пелену стерилизованности. Они становились всё чётче и ярче, они накладывались и затмевали друг друга, путая общую картину произошедшего. Приходилось напрягать неверную память, дабы восстановить правильную, хронологическую последовательность событий. Мозг лениво сопротивлялся, не желая разгонять этот сонный дурман стерилизованности. Наконец, ему удалось упорядочить эти видения и в голове у пса возникла ясная, цельная картина всего произошедшего с ним. Во всём своём холодном презрении, в подробном, беспощадном натурализме всплыла неприкрытая правда его поражения, его краха, его катастрофы. Он вспомнил. Он вспомнил всё.
Да, точно, это была осень. Сырая, муторная, промозглая осень. Лили затяжные, холодные дожди, резкий ветер хлестал ледяными струями и бесконечная слякоть гнилым болотом растекалась по газонам и обочинам. Однако все эти неприятные капризы природы пса волновали мало. Был он молод, здоров и находился на гребне своей собачьей волны. Совсем недавно он победил главного врага и хорошо расширил свои владения. Теперь он мог совершенно беспрепятственно бороздить все окрестности в поисках еды и самок. И пёс был безмерно доволен этим своим тяжело приобретённым собачьим делом.
Вот уже несколько раз он сталкивался с ним и всё время терпел поражение. Тот был матёрый и опытный, хорошо закалённый в битвах бродяга. Приходилось спасать свою шкуру бегством. Но время неумолимо. Задорная молодость всегда возьмёт верх над расчётом и опытом. И в тот последний раз пёс всё-таки одолел своего врага. Это была славная битва. Чаша весов несколько раз склонялась то в одну, то в другую сторону, но, наконец, его старый соперник был повержен. Поджав позорно хвост и жалобно поскуливая, тот бежал с поля битвы, а молодой победитель великодушно дал ему возможность скрыться и не стал травить долгим преследованием. И пускай кровоточила рана на боку, и побаливало драное ухо, но вкус победы переполнял его. Пёс пребывал в приятном возбуждении.
Наверное, эта эйфория его и погубила. Она притупила его чутьё и лишила осторожности. Он всегда чуял эти невзрачные, пахнущие бедой машинки за километр и спокойно обходил все облавы. Но в этот раз его подло обманули, эти гады применили против него незнакомое оружие. От человека с петлёй он ловко увернулся, это было не впервой, это было несложно. И пёс бросился наутёк от этой ненавистной будки на колёсах. Он уже решил, что его преследователи отстали, как вдруг сзади раздался негромкий хлопок и что-то кольнуло его в холку. Все четыре лапы отчего-то вдруг стали ватные и в голове зашумело. Он по инерции пробежал ещё пару десятков метров, а затем рухнул безжизненной тушей прямо в лужу.
Очнулся пёс в каком-то тёмном помещении. Он медленно поднялся на слабых лапах и неуверенно сделал пару шагов. Его нос упёрся во что-то холодное и твёрдое. Это была клетка. Пёс сделал отчаянную попытку вырваться из западни, но что может слабая плоть против равнодушной, мёртвой стали. Загорелся свет и в помещение вошёл человек. Это была женщина в белом халате, наверное, ветеринар. Она подошла к его клетке и с каким-то нехорошим интересом стала его разглядывать. Хотя от той вкусно пахло едой и чем-то ещё приятным, пёс сразу почуял к ней лютую ненависть. Какую-то страшную беду принесла она с собой. Он в бешенной ярости бросился на прутья, но клетка легко сдержала этот отчаянный напор.
– Ух ты, какой злющий! – в испуге отшатнулась она, – ничего, я из тебя быстро сделаю хорошего мальчика, – мстительно и плотоядно ощерилась баба.
Пёс понял, что если он сейчас не вырвется отсюда, то быть большой беде. Невзирая на боль и кровь, он стал исступлённо биться в своей темнице. Клетка не поддавалась. В помещение вбежали какие-то люди. Они попытались его утихомирить, но безуспешно. Тогда раздался негромкий хлопок, его кольнуло в бок и пёс снова провалился в небытие.
Очнулся он уже в другой комнате. Тут было светло, чем-то неприятно пахло и никаких решёток. Пёс постепенно приходил в себя. Он тревожно втягивал носом воздух, стараясь разведать обстановку. Его чутьё говорило о переменах. И перемены эти были явно не в его пользу. Вроде бы ничего не болело, но что-то было не так. Что-то неуловимо изменилось. То ли в воздухе, то ли в нём самом. Он стал прислушиваться к себе. Его как будто чего-то лишили, словно у него украли часть него. Он не мог понять, чего именно, но чуял, что чего-то очень важного, возможно даже самого важного, такого важного, что теперь ему ни в жизнь не постичь того главного собачьего секрета, что так влечёт и манит любую собаку в мире. Из него как будто вынули его собачью душу.
К нему подошла та женщина-ветеринар. Но пёс почему-то не почуял к ней прежней ненависти, только какое-то холодное равнодушие и безразличное отчуждение. Он, вообще, стал чувствовать как-то иначе, словно сквозь вату, через какую-то завесу, сквозь вязкую, плотную пелену.
– Ну, вот. Так-то лучше, – безбоязненно потрепала она его по холке. Пёс не проявил ни капли эмоций, ему было всё равно, ему было безразлично.
Так началась его новая жизнь. Она была спокойная, сытая, но… совершенно бессмысленная. Да и была ли это жизнь? Теперь он обитал на люке теплотрассы, медленно передвигался между остановкой, магазином и своим люком, а еду ему носили люди сами, да такую еду, о которой раньше тот мог только мечтать. Он ожирел, стал равнодушен ко всему на свете. Он даже перестал замечать тот сладкий, влекущий запах течной суки, который раньше сводил его с ума и заставлял следовать за собой, забывая о еде и отдыхе.
Пёс был ещё не стар, но он был уже “мёртв”. У него не было сил жить, у него не осталось ни смысла, ни воли к жизни. Его обворовали. У него отняли его собачье дело. Ему лицемерно было отказано в главном его законном праве быть животным. Из него самым наиподлейшим образом выдернули его основной, определяющий, сущий стержень. Его сломали. Его уничтожили. Он проиграл эту войну. Он теперь жил машинально, по инерции. У него даже не осталось сил броситься в последний раз на громыхающих неподалёку огромных, чадящих сизым смрадом, неведомых зверей и сгинуть в честной битве с этими монстрами, пролетающими на огромной скорости. Он кончился, он исчез, он перестал быть.
Шёл последний месяц весны. На газоне в тени большого магазина лежал крупный пёс с жёлтой клипсой в левом ухе. Лёгкий, прохладный ветерок трепал его густую шерсть светло-песочной масти. Рядом туда-сюда ходили люди, но ни им, ни собаке не было друг до друга никакого дела. Пёс медленно прикрыл глаза и равнодушно провалился в бессмысленную стерильность забытья.
PolPot3.
Творческое наследие знаменитого русского писателя Ивана Бунина чрезвычайно велико. Но любимым его произведением стал рассказ «Холодная осень». Это грустная история, повествующая о судьбе двоих влюбленных, потерявших счастье из-за жестокой войны.
История создания
История создания «Холодной осени» небогата фактами. Известно лишь то, что рассказ хронологически принадлежит периоду Второй Мировой войны. Есть предположение относительно конкретной даты написания — 3 мая 1944 года. Бунина в эти годы в России не было. Начавшаяся революция заставила писателя покинуть родную страну.
Примечательно то, что путь, проделанный главной героиней рассказа, в точности повторил путь скитаний самого Ивана Бунина.
Жанровые особенности, направление
По жанровой принадлежности данное произведение совершенно логично отнести к рассказу. Об этом говорят соответствующие детали: малый объем и наличие всего одной сюжетной линии, содержащей небольшое количество действующих лиц.
Произведение принадлежит к реалистическому направлению, так как сюжетом повествования являются реальные события, ничуть не приукрашенные романтизмом. Герои здесь – простые люди. Особое внимание автор уделяет описанию психологических черт персонажей, что также присуще реализму.
Композиция и конфликт
Композиционное построение рассказа «Холодная осень» неоднородно: начинается произведение с линейного повествования, затем появляются элементы кольцевой композиции. Событийная линия последовательна.
Автор делит рассказ на две значимые части: они одинаковы по размеру, но по смысловой нагрузке – неравнозначны.
Первая часть посвящена описанию той самой холодной осени, после которой, можно сказать, оборвалась жизнь главной героини. За описанием самых счастливых дней девушки следует перечисление еще множества событий, занимающих несколько крупных абзацев, но смысловой нагрузки они не имеют – судьба героини решилась в тот холодный вечер, когда они с женихом попрощались.
Вторая часть лишена такого обилия событий, нежели первая. Смысл ее сводится к описанию воспоминаний героини, которыми она живет теперь.
«Холодная осень» богата на конфликты, но на первый план выходит один: борьба любви с войной. Первое впечатление от прочтения рассказа наталкивает на мысль, что война в этой борьбе одержала победу, но это не так. Хотя влюбленные и разлучились из-за этого жестокого события, но оно не смогло разрушить их сильное чувство. Героиня, оставшись одна, ни на минуту не переставала любить и ждать желанной встречи.
Еще несколько ярких конфликтов пронзают текст повествования – это вечное противостояние жизни и смерти, человека и войны.
Смысл названия
Дав такое довольно неоднозначное название рассказу, Бунин преследовал определенную цель: при помощи оксюморона, холодная осень стала не просто временем года, она приобрела более широкое значение. Этот период стал самым важным моментом для героини, сделав ее самой счастливой рядом с любимым, а затем, события той же холодной осени забрали ее жениха навеки, оставив ее глубоко несчастной.
Суть произведения
Рассказ «Холодная осень» — о нелегкой судьбе девушки, лишившейся любимого жениха, жизнь которого отняла война.
Влюбленные собирались пожениться, но начавшаяся война помешала им. Одним из вечеров холодной осени они простились, как оказалось, навеки. Вслед за женихом, девушку покидают родители, их жизни также унесла война.
Героиня остается в тягостном одиночестве. Со временем боль утраты немного стихает, и девушка выходит замуж за пожилого военного в отставке. Супруга она не любит, но уважает. Вместе они покидают пределы охваченной войной России.
Вскоре девушка теряет своего мужа – он погибает от тифа. Героиня остается жить с маленькой дочерью племянника мужа. Сначала девочка должна была лишь некоторое время жить с героиней, но по воле судьбы, они остаются вместе навсегда.
Так и проходит жизнь главной героини. И лишь смерть соединит ее с возлюбленным.
Главные герои рассказа
Главными героями рассказа является влюбленная пара. Автор не называет их имен, возможно, желая акцентировать внимание читателя на чем-то большем — на их истории, олицетворяющей собой историю России.
Он – мужчина, чье сердце лишено страха и сомнений. Он, не раздумывая, отправляется на войну, философски относится к смерти. Проявляет себя героем на поле боя. Беззаветно любит свою невесту и самоотверженно желает ей счастья, даже если ему не удастся разделить его с ней.
Она – молодая девушка, невеста. Она горячо любит своего жениха, но вынуждена проводить его на фронт. Когда она теряет любимого, жизнь ее тускнеет.
Россия – еще один значимый образ рассказа. Это дом, это Родина для героев произведения. Именно в России героиня была счастлива, а во время вынужденной эмиграции душа ее потеряла покой.
Тема
Чехов в своем произведении обратился сразу к нескольким важным темам. Основная в рассказе — тема любви. Она раскрывается через образы главных героев – влюбленных. Их чувство было настолько сильным, что даже смерть не смогла ему помешать.
Еще одна, не менее значимая, тема раскрыта в данном тексте – это тема смерти. На примере главного героя автор напоминает о неизбежности смерти для каждого человека. Юноша погиб, защищая Родину. Но перед своей гибелью он прожил достойную жизнь – отличился подвигами на войне, любил беззаветно и наслаждался каждым мгновением. В этом заключен важный смысл жизни: жить честно и достойно отведенное время.
Тема воспоминаний, прошлого также имеет место в рассказе. Практически все произведение – одно сплошное воспоминание. Прошлое так важно для главной героини, что оно со временем занимает место настоящего, став жизнью девушки.
Рядом с темой воспоминаний идет тема счастья. Так, для несчастной девушки счастье присутствует только в ее прошлом, в пережитых и незабвенных моментах любви и радости.
Через все произведение проходит историческая тема. Это сложное для страны время: революции и восстания, война и беспредел дробят ее изнутри. Люди бегут из родного дома и неясно, как сложится дальнейшая судьба государства.
Проблемы
Проблематика, равно как и тематика рассказа, чрезвычайно богата.
На первое место справедливо будет поставить проблему потери любимого человека. Героиня теряет своего жениха и переживает это очень болезненно. После этой бесценной утраты жизнь девушки лишается и смысла и радости.
Далее следует проблема роли человека в истории. В произведении освещено такое масштабное историческое событие как война. Она естественным образом накладывает отпечаток на всех людей, так или иначе столкнувшихся с ней. Так и герои Бунина становятся жертвами этого кровавого безжалостного события. Людям война ненавистна, но они вынуждены сражаться, чтобы не потерять все, что им так дорого.
Проблема войны занимает важное место в рассказе «Холодная осень». Это проблема, которая тянется непрерывной нитью через все повествование. Автор этим хочет показать, что война ничего хорошего не приносит, только боль и разочарование.
Героиня, потеряв возлюбленного, остается ему верна все равно. Она не забывает и не утрачивает своей любви и ждет того дня, когда они смогут воссоединиться с ее женихом. Этот момент характеризует проблему верности. Героиня верна себе до самого конца, она живет лишь потому, что обещала это своему возлюбленному. Даже выйдя замуж за другого человека, сердце ее навсегда остается верным любви.
Война заставляет людей, неравнодушных к судьбе Отечества, встать на его защиту. Так, герой, обладая явными патриотическими принципами, считает своим долгом пожертвовать жизнью ради спасения страны, ради ее победы в войне. Через этот сложный образ автор реализует проблему долга и чести.
Смысл
Рассказ «Холодная осень», как и весь сборник, в который он включен, посвящен теме любви. Этим действием Бунин идет наперекор событиям того периода – ведь вокруг идет жесточайшая битва в истории человечества, а он создает целую плеяду жизнеутверждающих рассказов о любви и счастье. Писатель поставил перед собой цель показать всем, что добро и любовь в конечном итоге одержит верх над всеми бедствиями и злобой.
Смысл произведения заключен в непреодолимости любовного чувства, в его спасительной силе. Война смогла помешать влюбленным быть вместе, но не сломила их духа, не разорвала того крепкого духовного единения, что их связывало.
Чему учит?
Рассказ, прежде всего, призван научить любить, ведь только любовь может осчастливить человека. Нужно хранить и оберегать это чувство на протяжении всей жизни.
«Холодная осень» о том, что мы не властны над судьбой, поэтому нет необходимости переживать о трудностях, которые она преподносит нам. Нужно быть мудрыми и философски принимать все удары судьбы. Даже с мыслью о смерти необходимо свыкнуться и не бояться ее.
Критика
«Холодная осень» была опубликована в первый год после окончания войны. Произведение было встречено читателями с восторгом, став отдушиной для уставших от бед людей.
Многие критики, занимающиеся исследованием творчества Бунина, сошлись во мнении, что данный рассказ явился наиболее успешным среди прочего наследия писателя.
Сценарий
музыкального мероприятия «Битва хоров»
Цель: создание
условий для проявления творческих способностей ребят и подростков, их
самореализации в социально значимой и полезной деятельности
Задачи:
— активизация и
совершенствование вокально-хоровой деятельности детей.
— стимуляция
позитивного эмоционального отношения в отрядных коллективах, в совместной
деятельности с воспитателями.
Ход
мероприятия:
Перед
мероприятием звучит музыка, все собираются в зал
Ведущий 1:
Здравствуйте
дорогие ребята!
Ведущий 2:
А также уважаемые
гости и все приглашённые! Мы рады приветствовать вас на нашем музыкальном
празднике
Вместе: «Битва
хоров!»
Ведущий
1: Друзья, согласитесь, что мы не только получаем удовольствие от музыки,
но и многому учимся. Ведь музыка, как книга, делает нас добрее, умнее, лучше.
Именно поэтому, сегодня мы будем не только слушать музыку, но и показывать свои
знания, умения, таланты.
Фанфары.
Ведущий
2: Какой же конкурс без жури
Ведущий 1Сегодня у
нас строгое, но как всегда справедливое жюри, которое будет внимательно следить
за всеми конкурсантами. И им будет весьма непросто выбрать победителей среди
массы таких талантливых ребят. Тем не менее, конкурс есть конкурс.
Хор, получивший
наибольшее количество баллов, станет победителем
конкурса.
Ведущий 1: В
конкурсе оценивается:
1.уровень
вокального исполнения музыкального произведения,
2.соответствие
содержания выступления возрасту участников;
Хор, получивший
наибольшее количество баллов, станет победителем
конкурса.
Ведущий 1:
Мы представляем
вашему вниманию строгих, но справедливых членов жюри сегодняшнего конкурса.
Ведущий
1: Итак, наш конкурс «Битва хоров!» начинается.
Ведущий
2: Есть песни, что укутывают душу
Теплом сердечным и в метель и в стужу.
Есть песни, что бодрят и вдохновляют
И оптимизмом щедро заряжают.
Ведущий 1: Есть песни, что цепляют за живое,
Словно раненье в сердце ножевое.
Есть песни, будоражащие память,
Порою исцеляют или ранят
Ведущий 2: И
мы встречаем отряд солнышко с его солнечным миксом
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Ведущий
1 Буквально везде совсем недавно можно было услышать песню Виктора Цоя
“Кукушка”. Полина Гагарина исполнила саундтрек к военно-патриотическому фильму
“Битва за Севастополь”, после чего он приобрел огромную популярность (будучи и
до этого очень известным). Ведущий 2 Именно эта композиция открывает
нашу битву. На сцену приглашается отряд панды
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Ведущий
1: Искры детства в небо летят
Маня за собой
далеко-далеко
Здесь рядом
сегодня сотни ребят
Верят в мечту, и
на душе так легко!
Ведущий2: И
кружится, кружится наша планета,
Ладонями солнца
она обогрета.
И греют планету
намного теплей
Улыбки и смех
очень многих детей.
Ведущий
1: Ведь правда, друзья, хорошо на планете,
Когда на планете
хозяева – дети!
Громкими
аплодисментами встречаем отряд Фантазёры с песней «детство»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Ведущий
1: Есть песни те, что выворачивают наизнанку душу,
Без слёз порою невозможно слушать.
Они как маленький рассказ, сюжет из жизни,
в них крик души надежды чьи то мысли.
Ведущий
2: Встречаем отряд звездопад с песней «Журавли»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Ведущий
2: Простой мотив и легко запоминающиеся слова детской песни «В траве сидел
кузнечик» сделали ее настоящим хитом нескольких поколений. Первым исполнителем
веселого шлягера стал забавный человечек Незнайка — герой любимого всеми
рассказа Носова и одноименного мультфильма. Ведущий 1: Сегодня мы
услышим этот хит в исполнении самых маленьких звёздных ребят нашего лагеря,
встречаем 5 отряд.
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Ведущий
1: Лагерь – это детские сердца,
Что стучат взволнованно и гулко.
Зародится дружба без конца
С «огоньков» вечерних и прогулок.
Ведущий
2: Громкими аплодисментами встречаем отряд Дети тусовки с песней «Что
такое лагерь»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
А сейчас пока наше
жури считает баллы и подводит итоги конкурса мы с вами поиграем в
игру Музыкальный эрудит»
1.
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит.
То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит. (Гармонь)
2.
Сверху — кожа,
Снизу — тоже,
А в середине — пусто. (Барабан)
3.
В лесу выросла,
из лесу вынесли,
ножом порезали,
в руках плачет,
а кто слушает — скачет. (Дудка)
4.
Семь ребят на лесенке
заиграли песенки. (Ноты)
5.
Этот струнный инструмент
Зазвенит в любой момент —
И на сцене в лучшем зале,
И в походе на привале. (Гитара)
Ведущий
2: Наступило время, когда наше уважаемое жюри объявит нам победителей
конкурса «Битва хоров!»
Награждение
победителей и участников
Ведущий 1: Мы
благодарим членов жюри за работу! А участников хоров за волю к победе и любовь
к музыке!
Ведущий
2: Давайте поприветствуем еще раз наши замечательные команды. Они сегодня
доказали, что самое главное, это – взаимопонимание, взаимопомощь, умение
радоваться всем вместе.
Ведущий
2: Закончить хотелось бы словами: «Главное – не победа, а участие». Пусть,
не все уйдут сегодня из зала в короне победителя, главное, что все старались,
отнеслись к делу добросовестно и выполнили его вместе. Главное – это дарить
другим радость!