Рассказ библиотека будущего 2 класс окружающий мир

Слайды и текст этой онлайн презентации слайд 1библиотека будущего.проект учащихся 4 а класса моу георгиевская гимназия.слайд 2 проект библиотека будущего

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 1

«Библиотека будущего».
Проект учащихся 4 А класса МОУ «Георгиевская гимназия».

Слайд 2

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 2

Проект «Библиотека будущего»
Цель: проектирование библиотеки будущего, обеспечивающей высокую культуру обслуживания пользователей, за счёт создания более комфортных условий и внедрения новых технологий с учётом требований времени.

Слайд 3

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 3

Задачи проекта:
— Провести конкурс детского творчества (сочинение, рисунки, моделирование) на тему: «Библиотека будущего».
— Рассмотреть этапы развития библиотеки от её возникновения до наших дней, определить место библиотеки в современной России.
— Спроектировать здание библиотеки будущего. Представить несколько моделей, с учётом пожеланий детей.
— Провести опрос среди уч-ся Георгиевской гимназии по вопросу: «Библиотека будущего глазами детей».
— Рассмотреть в перспективе возможности читателя «Библиотеки будущего».
— Сделать выводы.

Слайд 4

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 4

Библиотека будущего.
Будущее. Людям всегда было интересно, что их ждет в будущем, как изменятся вещи и люди, окружающие их. Библиотека. Какая она будет через 15 – 20 лет? Никто не может ответить на этот вопрос сейчас, но мы можем представить и просто помечтать.

Но одно очевидно – библиотеки были и будут всегда, так как они нужны всем нам!

Слайд 5

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 5

Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Российский ученый-литературовед, историк культуры.

«Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещение, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, -культура не погибнет в такой стране».

Слайд 6

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 6

История культуры библиотечного дела — часть истории и культуры общества. Самыми древними библиотеками в мире были первые глиняные каталоги шумерской литературы, библиотека Ашшурбанипала, библиотека храма Эдфу в Египте.
История библиотек. Возникновение библиотек.
Табличка с фрагментом мифа о Гильгамеше.  
Таблица с астрологическими прогнозами.
Табличка со списком синонимов.
Глиняные таблички из дворцовой библиотеки
(сейчас таблички находятся в коллекции Британского музея)

Слайд 7

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 7

Крупнейшая сохранившаяся библиотека  древнего мира (VII в. до н. э).
Библиотека Ашшурбанипала

Слайд 8

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 8

В Афинах большими частными библиотеками владели Эврипид, Платон, Аристотель, Демосфен, Эвклид, Эвтидем. Первую публичную греческую библиотеку основал в Афинах Пасистрат.

Древняя Греция
Библиотека Адриана в Афинах
(132—134 гг. н. э. к северу от Акрополя)

Слайд 9

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 9

Характерная черта римских библиотек — расположение их на загородных виллах.
Первая публичная библиотека в Риме была создана Гаем Азинием Поллионом в I в. до н.э.

Древний Рим
Храм Весты
Римская библиотека
Частные библиотеки в II-I вв. до н.э.

Слайд 10

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 10

II в. до н. э. — IV в. н. э.
Восьмое чудо света — Александрийская библиотека

Слайд 11

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 11

Изображение Птолемея X Александра I на стене храма
Храм Хора в Эдфу
Одно из помещений храма
Внутренний двор с пилонами
Храм Хора в Эдфу

Слайд 12

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 12

Основными хранилищами памятников древнерусской письменности были монастырские библиотеки. Первая библиотека на Руси была создана в 1037 году по приказу Ярослава Мудрого в Софийском соборе в Киеве. Собрание книг называлось «книжной казной», «архивой». Впервые слово «библиотека» встречается в знаменитой «Геннадиевской библии”, которая была переведена и переписана в Новгороде в 1499 г.. Второй раз термин встречается в 1602 году в Соловецкой летописи.

История библиотек России. История библиотечного дела

Слайд 13

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 13

  Развитие библиотек в России в 17 веке

Слайд 14

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 14

Развитие библиотек в России в 18 веке  

Слайд 15

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 15

Развитие библиотек в России в 19 веке  

Слайд 16

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 16

Развитие библиотек в России в 20 веке

Слайд 17

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 17

Главной задачей национальной библиотеки страны стал сбор и хранение всей печатной продукции, выходящей в свет на территории страны.

Слайд 18

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 18

 Национальной библиотекой нового социалистического государства стала Государственная библиотека имени В.И. Ленина, бывшая научная Государственная Румянцевская библиотека.

Слайд 19

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 19

Библиотеки — хранилища памяти человечества, главный источник информации — от древних рукописей до электронных ресурсов. Как говорил академик Д. Лихачев, «библиотеки важнее всего в культуре…пока жива библиотека — жив народ, умрет она — умрет прошлое и будущее».

Слайд 20

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 20

Слайд 21

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 21

Библиотека и читатель сегодня

Слайд 22

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 22

Здание библиотеки должно быть выдающимся и привлекающим внимание

Слайд 23

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 23

Содержание библиотеки должно быть богатым.

Слайд 24

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 24

Библиотека должна быть интересной

Слайд 25

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 25

Национальная библиотека Беларуси

Слайд 26

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 26

Библиотека должна быть доступной

Слайд 27

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 27

Автоматизация библиотеки будущего

Слайд 28

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 28

Большинство изданий будет доступно в электронном варианте

Слайд 29

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 29

Библиотека в США

Слайд 30

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 30

Библиотека в Норвегии

Слайд 31

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 31

Библиотека в России

Слайд 32

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 32

«Чем больше неожиданных решений в плане строительства библиотек, тем крайне привлекательными они станут для читателей…»
«Библиотека будущего – необычный дом, в котором живут произведения искусства и литературы…»
«Полностью мультимедийная обстановка …»
« В читальном зале будет много больших столов и мягких удобных стульев …»
Размышления на тему
«Библиотека будущего»

Слайд 33

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 33

«… В будущем я вижу библиотеку в стиле «ретро»…»
«… Библиотека будущего – это фантастическое здание…»
«Библиотека будущего – это просторное здание, вмещающее в себя большое количество людей…»
«… Это очень красивое помещение, в котором мы можем наслаждаться чтением книг…»
«… Это что-то новое, более мобильное, современное и удобное…»

Слайд 34

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 34

«Заходишь внутрь и видишь самую современную технологию: мониторы, необычные стеллажи и обилие всякой литературы …»
«Здание будет прозрачным, а через крышу можно будет увидеть небо …»
« Я представляю библиотеку будущего большой, просторной и удобной… Книги не будут заменены ни на какие электронные носители, а будут в своём обычном виде передаваться из поколения в поколение…»

Слайд 35

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 35

Социологический опрос детей на тему: «Библиотека будущего».
Библиотека будущего глазами детей
Вопросы учащимся
Что такое Библиотека будущего? Дайте определение._______________________________________________________________________________________________________________
Внешний вид Библиотеки будущего (стандартное здание, необычное, другое…)______________________________________________________________________________________
Форма выдачи книг (свободная, необычная, интересная…)__________________________________________________________________________________
Поиск необходимой литературы и ожидание запроса (за мультимедийными столами, в креслах-мешках, в полёте, другое…)______________________________________________________________________________________
Что представляет собой Читальный зал (читательские столы, столы с компьютерами, мягкая мебель с нетбуками, другое…)_______________________________________________________________________________________

Слайд 36

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 36

Результаты социологического опроса.
Опрос участников проекта (53человек), к учащимся 4 класса присоединились дети помладше, показал большой полёт фантазии школьников. Здесь они представили библиотеку будущего в разнообразных формах и стилях.

Слайд 37

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 37

Слайд 38

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 38

Слайд 39

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 39

«Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки, если они не горят, не заливаются водой, имеют помещение, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами, -культура не погибнет в такой стране». (Д.С. Лихачев)
Сейчас мы имеем представление
о библиотеке,
о которой мечтаем мы, дети!

Слайд 40

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 40

Не столь важно, как изменится формат книги в будущем, главное, чтобы общение с книгой доставляло удовольствие…

Слайд 41

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 41

За семейным чтением – будущее

Слайд 42

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 42

Использованная литература:
Презентация выполнена на основе интернет-ресурсов, находящихся в свободном доступе. Основной источник теоретических материалов — http://kuglib.ru
Для разработки мероприятий были использованы журналы «АБВГД», газеты «ПедСовет», интернет-ресурсы.

Слайд 43

Проект учащихся «Библиотека будущего», слайд 43

Спасибо за внимание!

Пичугина
Людмила Григорьевна, школьный
библиотекарь

…по
сравнению с детскими мечтами моя может
показаться бескрылой. Я мечтаю о том,
чтобы каждый мой читатель получил ответ
на свой вопрос в моей библиотеке. Я хочу
чтобы фонд справочной литературы
соответствовал современным запросам
умных учеников. Я мечтаю, что в фонде
художественной литературы появятся
произведения по программе старших
классов (особенно XX века). Мне очень
хотелось бы, чтобы  созданный
медиацентр строил свою работу на базе
библиотеки, а не вдали от неё. На
огромных площадях библиотеки
замечательно поместилась бы зона
компьютерного обслуживания со всеми её
возможностями. Я мечтаю об электронных
энциклопедиях, об использовании
возможностей Internet. Даже об обыкновенном
ксероксе я тоже пока мечтаю.
При всех своих стараниях в работе я вижу
много проблем. У меня большие надежды на
наш новый медиацентр. И общими усилиями
уже совсем скоро мои мечты начнут
сбываться. И может быть, тогда у меня
появится новая мечта — крылатая и
красивая!

Некипелова Аня
 2 А класс
… придя в библиотеку, я буду читать книгу с огромной скоростью,
а при чтении я перенесусь в эту историю и понаблюдаю за героями этой книги.

Малекова
Аня
 2 А класс
… большой зал, растет трава, свисают лианы, летают бабочки,
на деревьях растут книги, страницы перелистываются сами. центре прозрачное-прозрачное озеро, но самое главное — там живой Карлсон.

Костина Василина
 2 А 
… я хочу, чтобы там был огромный экран, на котором были бы все названия
книги, какие есть в моей библиотеке. Чтобы рисунки были живые, а книги бы читали свою историю сами по ролям

Рудин Евстрахин
 2 А класс
… там будут все наши любимые книги и одна книга будет особенная. Это будет
живая книга. Она может ответить на все наши вопросы, Мне хотелось бы. Чтобы было много компьютеров, но тогда вдруг уйдет Людмила Григорьевна
?

Шитова Дарья
 2 Б класс
… чтоб когда я заходила, меня спрашивал милый голос:
«Душа моя, какую тебе книгу?» Я называю … Выходит мальчик и девочка в старинных костюмах и несут большую книгу,
где написано все обо всем. И книга открывается на нужной странице и начинает петь. А мальчик и девочка растворяются в воздухе.

Совпель Александр
 2 А
… чтобы каждый читатель был как
Оле-Лукойя. Дотронулся до книги и все ожило. А что непонятно — можно тихо спросить у самого
героя книги. И чтобы все было красиво, сказочно красиво.

Яшин Илья
 2 Б класс
… чтобы там были книги со всего света, чтобы там были мягкие диваны,
а книги показывали изображение, как телевизор. Взял бы книгу «Незнайка и его друзья» и расспросил Самоделкина, как починить папе
машину. А Айболита я бы спросил про капли от болезни бабушки.

Старков Арсений
 2 А класс
В ней все книги в компьютере. Нажал кнопку и из памяти компьютера
все перенесло в мою память. И я знаю ответы на все вопросы. Я хочу, чтобы библиотека была очень большая, чтобы там могло поместиться
очень много людей (не вся планета конечно). И чтобы там всем нравилось!!!

Батов Евгений
 2 А класс
… это компьютеры, компьютеры, компьютеры. И не читать.

Смолина Анна
 2 А класс
Когда входишь в библиотеку, попадаешь в нужную книгу и все проживаешь
вместе с героями. А главное, чтобы можно было изменить плохой конец в книге.

Батуев Денис
 2 Б
Книги, роботы, летающие стулья. Библиотека как замок. Если по картинке
в журнале «Мир техники выбрал, машинку, то тебе ее выдадут домой настоящую.

Евсеева Мария
 2 Б
Я хочу приходить в нее как домой. Чтобы в ней были домашние животные.
И чтобы были компьютеры для детей, а не только для Л.Г., и ксерокс и музыкальный центр для тихой музыки. Чтобы все было.

Баженов Антон
 2 Б
Я хочу, чтобы в библиотеке будущего не было книг о войне. Ну, о
какой-то новой войне.

Курбатова Оля Чтобы библиотека была как заповедник. И все бы понимали, что многие книги
занесены в «Красную книгу» и их надо беречь. И чтобы лилась тихая музыка.

Пажаева Катя
 2 Б класс
Чтобы были компьютеры и они бы делали все уроки. Нажал на кнопку
и все знаешь. Но чтобы Людмила Григорьевна была в библиотеке, пусть даже от безделья конфеты ест.

Якушева Лена
  2 Б класс
А я бы не стала менять ничего. А то вдруг все изменится и я не успею
прочитать сама самые интересные книги. Я хочу сама прочитать.

Игорь
Бобырь
8 а класс
…огромный
зал с книгами и; несколько
компьютеров. Посетители через компьютер
ищут необходимые книги. Просто и
рационально.

ученики
9 класса

помещение библиотеки находится в
главном корпусе. Причем так, что куда бы
не шёл, всегда пройдёшь мимо и заглянешь
через стеклянную стенку. Заглянешь и увидишь:
интересный стенд о недавно вышедшей
книге или о подготовке к экзаменам; увидишь
ребят что-то бурно обсуждающих около
компьютера; увидишь сидящего с
наушниками и отрешённо что-то
слушающего … И тебе очень захочется
узнать, что же обсуждается, слушается,
советуется … И ТЫ ЗАЙДЁШЬ В БИБЛИОТЕКУ И
НАЙДЁШЬ ИНТЕРЕСНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ СЕБЯ.

Будущее библиотек и библиотеки будущего

29 августа 2014, 00:00 | Катя Кожевникова
4 выбрали

Во время учебы в институте я любила работать в читальных залах библиотек. Во-первых, там ничего не отвлекало: ни тебе Интернета, ни телевизора, ни родственников, даже телефон – и тот приходилось отключать. Во-вторых, атмосфера библиотеки как-то сразу настраивала на учебно-рабочий лад. В-третьих, только там можно было с удовольствием копаться в подшивках газет полувековой давности, а иногда на руки посетителям выдавали настоящие печатные раритеты. В общем, к библиотекам я отношусь с симпатией. И поэтому немного за них переживаю. Смогут ли они выжить в условиях стремительного технического прогресса? Ведь сегодня все больше людей переходят на электронные читалки, а книги скачивают или покупают в Интернете. Неужели с развитием этой тенденции старомодные библиотеки потеряют смысл? Давайте разбираться.

Естественно, этот вопрос заботит не только меня, но и в первую очередь самих библиотекарей, а также профессоров, литературных работников и футурологов. Прогнозы они дают оптимистичные – библиотекам в будущем место найдется. Другой вопрос – какое именно.

Никуда не денутся древние библиотеки, которые уже сегодня практически превратились в музеи. Они находятся в средневековых дворцах и монастырских зданиях, в их фондах хранятся не только древнейшие печатные издания, но и еще более старые рукописи и даже папирусы. Даже если оцифровать все эти бесценные артефакты, все равно их нужно где-то хранить в натуральном – физическом обличье. Да и мало что сравнится с удовольствием своими глазами увидеть древнюю книгу. А, может, и подержать ее в руках.

А вот более скромным библиотекам районного масштаба придется сильно измениться, чтобы привлечь читателей. В первую очередь им необходимо подружиться со своим сегодняшним главным врагом – сетью Интернет. От прогресса никуда не денешься, и, если его игнорировать, тебя очень скоро забудут. Поэтому библиотеки должны не только выдавать бумажные книги читателям, но и предоставлять возможность скачивать их электронные версии со своего сайта.

Другой вопрос, зачем в таком случае читателям приходить в библиотеки. Повод все-таки есть. Многие любят работать или готовиться к экзаменам не в домашних условиях. Иначе как объяснить растущую популярность антикафе? Люди зачастую приходят туда, чтобы просто почитать книгу. Другой пример – книжные кафе, места, где можно взять с полки любую книгу и читать ее, попивая кофе. Почему бы библиотекам не занять свое законное место среди подобных заведений? Для этого надо лишь создать уютный читальный зал, поставить кофейный автомат, предложить читателям печеньки.

Одна моя подруга часто по выходным выбирается в библиотеку иностранной литературы. Не в одиночестве – с мужем или даже в компании друзей. Там каждый читает выбранную книгу, а потом они обсуждают прочитанное и делятся впечатлениями. На мой взгляд, в будущем библиотеки должны стать чем-то вроде читального клуба, местом не только для чтения, но и для общения. Такой формат часто сам собой создается в студенческих библиотеках. Конечно, можно прочитать книгу в Интернете и даже обсудить ее на форуме. Но все же ничто не заменит личное общение людей. Хочется верить, что так останется и в будущем.

Профессия библиотекаря тоже никуда не денется. Она станет более сложной, но и более интересной. В наш информационный век этой самой информации стало так много, что ее поток может запросто сбить с ног и унести в неведомые дали. В этих условиях библиотекарю отводится ответственная роль проводника, который может направить, подсказать, посоветовать.

Кроме того, библиотекам придется взять на себя и развлекательную функцию. Для взрослых стоит проводить лекции на разные темы, встречи с писателями, мыслителями и другими интересными людьми. Детей можно привлекать в библиотеки при помощи игр и квестов, организованных по сюжетам приключенческих книг или детективных романов. В общем, надо будет разрушить стереотип о том, что библиотеки – это скучно и старомодно. Библиотеки – это современно, интересно и весело!

Мне будущее библиотек представляется сложным, но интересным. И, безусловно, светлым.

А каким вы видите будущее библиотек?

Катя Кожевникова, etoya.ru

Проведённая в апреле форсайт-сессия продолжила традицию, заложенную в прошлом году в «Иностранке», — открытый, неформальный разговор российских библиотечных лидеров и Президента ИФЛА, посетившего Россию с официальным визитом. Встреча проходила в формате свободного микрофона по актуальным для библиотечного сообщества темам.

Несмотря на рабочий регламент дискуссии, по предложению Генерального директора ВГБИЛ имени М.И. Рудомино её итогом должна стать April Library Moscow Agenda (ALMA), которую предполагается принять по результатам обсуждений. Вадим Дуда выразил надежду, что библиотечное сообщество поддержит эту идею, а все последующие апрельские форсайт-сессии в Библиотеке иностранной литературы будут проходить именно под таким названием — ALMA-встречи.

МежДуНАРоДНый ЛАНДШАФт

Повестка дня ООН до 2030 г.: способны ли библиотеки помочь в достижении целей устойчивого развития (ЦУР)?

Вадим ДУДА, Генеральный директор ВГБИЛ имени М.И. Рудомино

— В четвёртой цели записано: «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Мне кажется, что здесь речь идёт явно о библиотеках. Есть ещё одна цель — устойчивый рост и доступная работа для всех. Некоторые термины без понимания тонкостей смысла непросто перевести на русский язык (например, «sustainable growth» значит не только «устойчивый», но ещё и «долгосрочный», «последовательный», а также «преемственность»). Очевидно, что библиотеки должны вносить большой вклад в достижение этих целей. Сейчас, например, мы слышим постоянные дискуссии о том, обязана ли быть библиотека досуговым центром. ВГБИЛ является противником такого подхода, считая, что в основе библиотеки лежит интеллектуальный потенциал. И в этом контексте мы можем оказать большое влияние на достижение цели обеспечения доступа ко всеобщему образованию.

При этом есть ряд ЦУР, которые можно обобщить: демократия, защита прав человека и главенство закона. Я думаю, что библиотека может стать не только местом проведения досуга, но и центральной площадкой для диалога местных сообществ и власти.

А каково Ваше видение основных приоритетов, чем должны заниматься библиотеки в контексте реализации положений Целей устойчивого развития?

Глория ПЕРЕС-САЛЬМЕРОН, Президент ИФЛА

— В течение многих лет ООН работала над этой программой. ИФЛА подключилась к разработке Основных целей тысячелетия, но библиотеки и культура в том документе не были учтены. Тогда мы инициировали работу над Лионской декларацией 2014 г., чтобы включить туда цели для разработки новой Повестки дня, и обратились к правительствам и руководству ООН с предложением указать на эти моменты как на важные аспекты столь глобального документа. Наши пожелания были учтены, тема библиотек и культуры была включена, а в п. 10 задачи 16 есть специальный подраздел о всеобщей доступности в режиме онлайн информации, содержащейся в государственных библиотеках. Но есть ещё одно потенциально важное направление — необходимость получения значимой и достоверной информации для личностного роста. Над ним ИФЛА стала работать, создавая программу интернет-доступности.

На мой взгляд, отдельным блоком сюда следует добавить экономику информационных процессов. Имея в виду устойчивое развитие, мы должны говорить о наследии, о том, каким образом мы его сохраняем и защищаем, какие средства на это затрачиваются. Насколько качественно это будет сделано для будущих поколений, зависит от экономики, от того, какими ресурсами мы располагаем сегодня. Библиотеки в рамках собственных возможностей делают немало, но мы должны убедить правительства в том, что своими действиями способствуем достижению этой цели. Нам необходимо рекламировать нашу деятельность, продвигать достижения и проекты. Важно заявить, что в большинстве стран всеобщий доступ к значимой информации в режиме онлайн обеспечивается именно библиотеками, не стесняясь, громко говорить об этом, потому что наша деятельность реально помогает правительствам достигать выполнения Целей устойчивого развития.

К сожалению, многие не понимают, насколько это важно: мы нередко слышим, что проблемы библиотек не самые первоочередные, но это не так, потому что даже в очень бедных странах библиотеки могут реально помочь. Например, в некоторых африканских государствах люди, работающие в библиотеке, занимаются ещё и распределением воды среди населения. В 1930-х никто не говорил о доступности образования для всех, но времена меняются. И именно библиотеки помогали и помогают решать проблему безграмотности. Да, во многих странах библиотеки очень бедны, а книги умещаются в одной маленькой комнате. Но очень важно обучать их сотрудников, чтобы они в свою очередь занимались с людьми, учили их понимать прочитанное. На самом деле это первый шаг в борьбе с нищетой, потому что грамотный человек быстрее найдёт работу, а значит, качество его жизни будет намного лучше.

Возвращаясь к теме ЦУР: работа на международном уровне должна получать подкрепление на местном. Каждой стране нужно иметь свою программу, и нам необходимо обращаться к партнёрам — национальным ассоциациям, чтобы вместе реализовывать эти цели.

Глобализация и индивидуальность: как не потерять национальную идентичность, участвуя в международных проектах?

Ирина МИХНОВА, директор Российской государственной библиотеки для молодёжи

— Я и мои коллеги много лет являемся членами секции детских и юношеских библиотек ИФЛА, но три года назад мы инициировали свой международный проект Library Planet. Это альманах из 18 фильмов, сделанных в восьми странах, о лучших практиках обслуживания молодёжи. Должна отметить, что более половины библиотек, видео о которых содержатся в альманахе Library Planet, были рекомендованы именно коллегами из секции детских и юношеских библиотек ИФЛА. За время подготовки материалов стало очевидно, что у нас множество общих проблем, но в каждой стране они решаются по‑разному.

Может ли ИФЛА поддерживать проекты, инициированные какойто отдельной страной, или такие международные начинания, которые позволяют стране проявить именно себя?

Глория ПЕРЕС-САЛЬМЕРОН

— Я уже неоднократно говорила: ИФЛА — это не где-то там, ИФЛА — это все мы. Каждая инициатива от стран — членов ИФЛА всегда рассматривается. В прошлом году ИФЛА выступила с инициативой создания интерактивной онлайновой Библиотечной карты мира. И Россия присоединилась к этому проекту. Лучшие практики, которыми могут поделиться все библиотеки мира, уже включены в эту карту. ИФЛА направляет глобальное движение библиотек, но точно так же поддерживает их местные инициативы. И это хороший путь работать всем вместе. К тому же данное направление помогает продвигать нашу деятельность на уровне ООН, ЮНЕСКО и т.д.

Как проекты ИФЛА помогают решать проблемы в какойто конкретной стране? Как измерить эффективность международного профессионального взаимодействия для отдельных стран?

Глория ПЕРЕС-САЛЬМЕРОН

— Это просто сказать, но сложно сделать. Мы действительно хотим, чтобы нас слышали как глобальный библиотечный голос, но если говорить о региональных, национальных результатах, то тут сложно что‑либо сделать из центра, мы должны работать вместе с регионами. Нужен общий диалог, касающийся разных сфер. Идея в том, чтобы работать с национальными федерациями, ассоциациями и стараться сделать максимум возможного для развития библиотечного дела. Но ИФЛА не может быть везде. Задача — развивать местные ассоциации, представляя и отстаивая свои инициативы в первую очередь внутри национальных сообществ, и затем выходить с ними на международный уровень.

ИФЛА обращается сейчас к национальным ассоциациям за помощью в реализации проектов «Глобальное видение», Библиотечная карта мира. Что касается России, то мы приглашали РБА на заседания наших рабочих групп по проекту «Глобальное видение», где были подписаны меморандумы о взаимопонимании с ИФЛА. Именно в таком взаимодействии мы узнаём о том, что происходит в конкретной стране, имея возможность продвигать какой‑то региональный опыт.

Иными словами, парадигма работы такая: региональные инициативы аккумулируются национальными ассоциациями, а те в свою очередь доносят их до всех членов ИФЛА. Именно так строится политика ИФЛА. Сейчас на Библиотечной карте мира представлено чуть менее 100 стран, а вот когда их будет столько же, сколько членов ООН (197), мы сможем заявлять, что говорим от имени всех библиотек мира.

БИБЛИОТЕКА И ОБЩЕСТВО: ДОСУГ VS ЗНАНИЯ

Как обстоит дело в зарубежных библиотеках с балансом между культурной составляющей и информационными задачами? Существует ли вообще такая проблема?

Зоя ЧАЛОВА, директор ЦПГБ имени В.В. Маяковского, Санкт-Петербург

— Современная библиотека находится в поиске своей миссии, но желание профильных ведомств финансировать развлекательную деятельность, а не информационную я считаю абсолютно неверным. В целом библиотеки Санкт-Петербурга придерживаются той же позиции, что и «Иностранка», не желая становиться досуговыми центрами. Конечно, культурная составляющая должна присутствовать в деятельности библиотеки, но её необходимо основывать исключительно на книжных проектах. Превращаться в дома культуры — не наша задача. Мы с этим боремся, пытаемся доказывать, что мы не развлекательные учреждения, а основная часть библиотечной работы информационная. Пока в Санкт-Петербурге баланс удаётся удерживать.

Глория ПЕРЕС-САЛЬМЕРОН

— Мне нередко приходится отвечать на подобные вопросы. Например, многие библиотеки Барселоны после финансового кризиса открыли в своих помещениях публичные душевые, куда люди приходили мыться, поскольку подача воды была ограничена. Очевидно, что мы не можем сделать всё, чтобы спасти мир, но, если человек приходит в библиотеку только потому, что у него дома нет воды, это очень грустно. Иногда, конечно, такие эксперименты позволительны, но они должны стать лишь дополнением к основной работе. Дискуссия на эту тему очень важна. Многое зависит от конкретной страны, от потребностей населения города, села. На мой взгляд, первоочередная задача библиотеки — обеспечить доступ к информации в любом формате для всех. Нельзя говорить, что библиотека — это только книги. Библиотека — это информация и культура. Чаще всего мы соотносим слово «библиотека» с понятием «книга». Но всё, что обеспечивает доступ к информации, позволяет людям развиваться, — это наше поле деятельности. Публичные библиотеки Барселоны предлагают интересные решения для иностранцев по испанской культуре, в частности проводят мастер-классы по национальной кухне. И это тоже путь к знаниям. Безусловно, это не относится к академическим библиотекам.

Точки роста современных библиотек

Мария РОГАЧЁВА, Генеральный директор Московской дирекции по развитию культурных центров

— Доступ к информации — ключевой фактор развития библиотек. Но когда мы говорим о публичных библиотеках, следует иметь в виду не только приспособление к среде, не просто предоставление информации, но и то, что библиотека должна стать доступной и понятной для любого человека, живущего в регионе. Именно поэтому мы решили открыть библиотеки в выходные дни и продлить часы работы до позднего вечера. Но открыть библиотеки вовсе не означает, что они начнут успешно развиваться. Именно потому, что библиотеки не всегда готовы меняться, а их руководство не всегда понимает специфику, мы решили всё это соединить и предложили библиотечному сообществу программу конкретных изменений. В Москве только в ведении Департамента культуры 440 библиотек, а вообще их более 1,5 тыс. Каждой муниципальной библиотеке мы предложили оценить ситуацию изнутри и выявить точки роста. Когда начался процесс модернизации, были выбраны 54 учреждения, которые стали развиваться в направлении тематического обособления, обновления пространства и работы с местным сообществом. Появились библиотека комиксов, библиотека TechnoScience, библиотека «Небо» и пр. На сегодняшний день количество посетителей увеличилось, выросла книговыдача, и мы ставим вопрос о государственном финансировании этого проекта.

В чём Вы видите точки роста современных публичных библиотек?

Глория ПЕРЕС-САЛЬМЕРОН

— Необходимо открыть двери для жителей, предложив им высказать свои пожелания и на этой основе спланировать свои услуги, соотнеся их с теми целями, которые ставят перед библиотекой местные власти. Если у органов управления есть задача улучшить образование граждан, то библиотека может внести свой вклад. Мы не должны мыслить замкнуто, необходимо выйти наружу. Чиновникам нужно показать экономику библиотек и спросить их, что они в свою очередь хотели бы получить от библиотеки. Необходимо проектировать стратегию использования той информации, которой мы располагаем.

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — КОНКУРЕНТЫ ИЛИ НАДЁЖНЫЕ ПАРТНЁРЫ?

Вадим СТЕПАНОВ, доцент кафедры информатизации культуры и электронных библиотек МГИК

— Соревноваться с цифровым миром бессмысленно. Недавно Google запустил помощника по Google Books. Пока он недостаточно умён, но скоро всему научится и будет рекомендовать книги. Думаю, что вопрос не в том, есть ли у библиотеки будущее, а в том, какая библиотека нужна обществу будущего. Система печатных коммуникаций уходит в прошлое. Если мы будем основывать свой сервис исключительно на доступе, то наше место на свалке истории. Всем сокращают финансирование, урезают штат, и это прямое следствие того, что библиотека не отвечает потребностям общества.

Какая же библиотека нужна? Та, которая основана на знаниях. Знание — это информация, освоенная людьми. Соответственно вывод прост: мы теперь работаем с людьми и сообществами. Библиотека сегодня становится площадкой для инициативных групп, а мы должны эти проекты поддерживать, имея представление о глобальных тенденциях и соединяя их с локальными потребностями людей. Мы предоставляем помещение, инструментарий, образовательные и досуговые программы, и доступ к фонду является частью инструментария.

Библиотека — это социальный институт, который организует сообщества для достижения их целей. Но если библиотека служит задачам своего сообщества, если оно образовывается и становится более грамотным, более взвешенно принимает решения, то первое, что оно делает, — оценивает действия власти. Во многих странах ставится задача держать население в состоянии неведения. В то же время власть финансирует библиотеки. Получается замкнутый круг. Если люди становятся грамотными, то это может привести к смене власти, поскольку они требуют от неё более адекватных решений.

Как эту проблему оценивает ИФЛА?

Глория ПЕРЕС-САЛЬМЕРОН

— Мы тоже обращали внимание на данный аспект, когда в Мадриде и Барселоне люди выступили против действий правительства Испании. Действительно, правильно поданная информация способствует формированию критического мышления. Существует специальный софт, который позволяет распознавать фейковые новости. И люди должны о нём знать, на это требуется время, но для того чтобы освоить эти программы, также требуются знания. ИФЛА публиковала специальную информацию о распознавании фальшивых новостей. Крупные телеканалы иногда ссылаются на нас, говоря о фейковых новостях, но этого недостаточно. Определение проблемы — первый шаг, второй — работа над её решением. Думаю, что возможностей хватает, но и цена тоже велика.

Google может создать какой‑то софт, но он должен развиваться. Конечно, библиотекам нужно искать новые алгоритмы. Но именно они должны стать теми двигателями, с помощью которых можно запустить механизм перемен. Например, Санкт-Петербург относится к тем городам, в которых библиотечная сеть очень значима. И сервисы, которые предлагают библиотеки, могут стать очень успешными, потому что не требуют большого финансирования. Работая под эгидой больших организаций, можно получить серьёзные возможности, определить потребности и отвечать на них. Но конечно, необходимы механизмы финансирования, и на такие встречи, как наша, обязательно нужно приглашать политиков.

Юрий ЧЁРНЫЙ, руководитель Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН

— Вернёмся к проблеме Целей устойчивого развития. Документ под названием «Преобразование нашего мира. Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года» был принят в Нью-Йорке в сентябре 2020 г. Примерно в это же время одна из экспертных групп Всемирного экономического форума в Давосе получила результат, который в декабре 2015‑го был осмыслен как наступление четвёртой промышленной революции. Таким образом, в Целях устойчивого развития не присутствует главный технологический вызов. И мы до 2030 г. имеем программу, которая не учитывает основной фактор влияния. Смысл четвёртой промышленной революции в том, что ИТ уже не просто служат дополнением к нашему миру, а приобретают такую самостоятельность и силу, что становятся способными перевести многие, а в долгосрочной перспективе и все процессы на цифровую основу. Кроме того, они станут концентрировать вокруг себя биологический и физический миры. Эти миры будут вбираться информационными технологиями нового типа и становиться частью новой реальности. Примерно к 2025 г. эти технологии, которых будет около десятка, начнут сливаться, конвергировать.

В информационный блок входят облачные вычисления, виртуальная и дополненная реальности, искусственный интеллект, большие данные, Интернет вещей, печатная электроника, квантовые вычисления, блокчейн, криптовалюта и различного рода компьютерные платформы, которые станут создавать экономику совместного потребления. Физический блок представлен четырьмя технологиями: беспилотные транспортные средства, 3d-печать, робототехника и новые материалы. Биологический блок образуют генетическая инженерия и синтетическая биология. Всё, вместе взятое, называется цифровой экономикой.

Способны ли библиотеки как социальные институты, как учреждения, возникшие в традиционном обществе после появления письменности, вписаться в цифровую экономику, и если да, то каким образом они смогут это сделать и что происходит в этом направлении в других странах?

Глория ПЕРЕС-САЛЬМЕРОН

— Если библиотеки не впишутся в эту новую экономику информационных технологий, то они просто перестанут существовать. Возможно, останутся только библиотеки-музеи, храмы красивых книг. Раньше или позднее это произойдёт, зависит от конкретной страны, от привычек граждан, от академического окружения. У нас пока нет ни одного внятного сценария будущего. Мы столкнулись с информационной революцией, но у библиотек нет единого информационного лица. Мы говорим о создании красивого, комфортного пространства, о культурных мероприятиях, но с этой точки зрения нам нет места в этой реальности. Цифровые библиотеки уже существуют, но необходимы виртуальные сервисы. Нужны определённые цифровые ресурсы, требуется цифровизация всей информации, всех книг, следует обеспечить свободный доступ ко всему контенту. Мы должны вступать в партнёрство с крупными компаниями, обеспечивая доступ к цифровой информации. В некоторых зарубежных библиотеках подобные сценарии уже реализуются. Это касается в первую очередь технических библиотек, но и другие типы библиотек тоже должны встроиться в данный процесс. Доступ к информации лишь часть нашей миссии.

Вадим СТЕПАНОВ

— Технологии внедряются и используются независимо от нашего желания и одобрения, работают без нашего участия. Раньше библиотека была точкой доступа, сегодня это место для людей. В Москве живут 12 млн человек. Я бы выделил группы, которые занимаются изучением проблем будущего социального устройства, профессиональной жизни, образования, и привлёк их на свою территорию, инициировал обсуждение данных вопросов, способствовал принятию решений и рекомендаций и транслировал их вовне.

Что касается применения конкретных технологий, возможно проведение дистанционных курсов. Если доступ к ним является возмездным, то государство должно его оплатить и предоставить гражданам ресурсы.

Глория ПЕРЕС-САЛЬМЕРОН

— Нам необходимо пересмотреть нашу позицию. Недавно Google Books обеспечил доступ к основным коллекциям библиотек мира, сделав книги доступными каждому. Библиотекари сначала протестовали. На самом деле у нас была прекрасная возможность, но мы не захотели ею воспользоваться, занимая достаточно жёсткую позицию. Когда я работала в Испании, национальной библиотеке страны предложили поработать с Google. Правительство и руководство главной испанской библиотеки отказались. Но национальная библиотека Каталонии присоединилась к этому проекту и в результате выиграла: каталонская культура была оцифрована и включена в коллекции Google Books. И теперь я как директор национальной библиотеки должна обращаться к министру культуры Испании, потому что у главной библиотеки страны нет доступа к цифровым ресурсам. И всё это потому, что мы упустили шанс, не присоединившись вовремя к Google books. Мы мыслили замкнуто, думали о себе только как о библиотеке, но должны были разрабатывать новые сценарии. У библиотек осталось всего несколько лет, для того чтобы перестроиться.

Светлана ГОРОХОВА, директор Академии Рудомино

— Никакое развитие библиотек невозможно без того, чтобы менялись мы сами. Ещё в 1994 г. ИФЛА сформулировала определение профессиональных качеств библиотекаря. В соответствии с ним библиотекарь — это активный посредник между пользователем и ресурсами. И те и другие со временем меняются, но библиотекарь должен оставаться активным посредником. Глория назвала библиотеки двигателями и активными агентами перемен.

Все мы в той или иной степени занимаемся программами повышения квалификации, образованием. Какова роль ИФЛА в этих процессах? Есть ли какието программы сертификации, которые может предложить федерация?

Глория ПЕРЕС-САЛЬМЕРОН

— Мы можем построить любое здание, но без персонала библиотека становится просто стенами. Ожидаем, что идеи развития поступят по итогам региональных семинаров. Каждая страна может выступить со своими предложениями по результатам национальных семинаров. Считаю, что образование и повышение квалификации персонала очень важны. В ИФЛА мы рассматриваем новую роль Евросоюза в вопросах доступа к информации. Мы убеждены в том, что ИФЛА должна решать исключительно глобальные задачи, а решение национальных вопросов — это прерогатива национальных ассоциаций. Но мы хотели бы слышать такие предложения и искать ответы на эти вопросы.

Вадим ДУДА

— К сожалению, в России отсутствует концепция развития национальных библиотек. Нам необходимо руководство к действию, и я думаю, что стоит прислушаться к мнению экспертов. И этот документ должен учитывать общий контекст ИФЛА. Нам очень хотелось бы стать пилотной площадкой для отработки стратегии библиотеки будущего. Необходимо, чтобы библиотека стала книжным клубом для всех, а не только для профессионалов. Кроме того, хотелось бы получить доступ к информации об успешном внедрении национальных стратегий и о наборе операционных показателей деятельности.

Вадим СТЕПАНОВ

— Считаю, что необходим многоязычный отраслевой проект MOOC, который позволил бы быстро и эффективно обучать персонал. Это проект для ИФЛА.

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Мария СЕРГИЕНКО, главный специалист-эксперт отдела планирования и сопровождения проектов Департамента международного сотрудничества Министерства культуры РФ

— Уже второй год форсайт-сессия проходит во ВГБИЛ имени М.И. Рудомино, а сам проект зарекомендовал себя как востребованная профессиональная дискуссионная площадка, на которой обсуждаются актуальные проблемы отрасли, ведётся поиск конструктивных идей взаимодействия на международном уровне. Сегодня библиотеки помогают решать многие просветительские задачи, сохраняя культурное наследие, содействуя развитию важных социальных институтов. Именно эти учреждения в перспективе способны взять на себя решение задач, поставленных ООН в Целях устойчивого развития человечества на период до 2030 г.

Михаил АФАНАСЬЕВ, Президент РБА, директор Государственной публичной исторической библиотеки России

— Как историк библиотечного дела я вижу, какой интересный и сложный путь прошли ИФЛА, российское библиотечное сообщество и какова роль России в ИФЛА. У нас были взлёты и падения, трудные времена, когда русский язык на конгрессе был практически не слышен. Но сейчас, мне кажется, ситуация изменяется в лучшую сторону. Не случайно темами форсайт-сессий становятся такие масштабные проекты, как «Глобальное видение», Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и острые проблемы будущего библиотек. Чтобы их решать, отвечая на вызовы времени, как никогда, нужна консолидация сил. Зримый пример этой консолидации — сотрудничество РБА и ИФЛА.

Диляра РАВИЛОВА-БОРОВИК, заместитель директора Департамента международных организаций Министерства иностранных дел РФ

— МИД России принимал активное участие в работе по согласованию Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Мы исходим из того, что достижение 169 задач по Целям устойчивого развития может коренным образом изменить парадигму развития международного сообщества и каждой отдельно взятой страны. к сожалению, не все средства нашли отражение в этом документе, тем не менее мы уверены, что следует использовать любые возможности, если они помогут странам выйти на более качественный уровень жизни людей. Несмотря на то что библиотеки и библиотечное дело напрямую не упоминаются в Повестке, каждому образованному человеку понятно, что без их колоссального информационного потенциала строить общество знаний невозможно, как невозможно представить, чтобы государство достигло Целей устойчивого развития, не опираясь на накопленные знания. Но любая важная задача — это ещё и вызов, поэтому библиотеки в условиях бурного развития информационных технологий должны найти своё место, предоставить людям услуги нового качества, донести до них достоверную и актуальную информацию.

Важный момент: достигнутые результаты и договорённости целесообразно озвучить на глобальном уровне. Поэтому я хочу обратиться к руководству ВГБИЛ, к руководству общественных организаций, РБА и ИФЛА с предложением подумать над тем, чтобы в каком-то мини-формате, например брифинга, представить результаты работы сессии в Штаб-квартире ООН в рамках политического форума международного уровня по устойчивому развитию.

Опубликовано в номере июнь 2018

Похожие материалы:

библиотека | Будущее | прогноз | Книги | Литература | чтение

Статьи

  • 10 лучших книг сентября 26 августа 2010, 00:00
  • 10 самых лучших книг всех времен и народов 19 апреля 2013, 10:00
  • Библиотеки России 29 мая 2020, 00:00

Видео

  • Идеальный цвет лица от Estee Lauder 05 октября 2009, 02:20
  • Idylle от Guerlain. История создания 25 октября 2011, 11:03
  • Новое видео J`adore от Dior: Будущее — золото 04 сентября 2014, 13:30

Балацкий Иван. Каким я представляю мир будущего?

Люди всегда мечтали о мире будущего, и представляли, каким он будет. Я читал фантастические книги авторов прошлых веков, и сегодня они кажутся мне реальными. Особенно мне понравились произведения Жюля Верна, такие как «20 тысяч лье под водой» и «Таинственный остров». Я знаю, что в XIX веке то, о чем писал Верн, было фантастикой, а сегодня – это самые обычные вещи. Я знаю о Константине Циолковском, который мечтал о полетах в космос и конструировал на бумаге аппараты для полета на Луну. Ещё раньше Леонардо да Винчи просто мечтал о полетах человека и создавал конструкции. Всё это было когда-то фантастикой, а сегодня стало реальностью. Так и то, о чем сейчас мечтаю я, может в будущем стать реальным. Герберт Уэллс вообще считал, что всё, о чем мы мечтаем, реально. Он представлял первых людей на Луне за несколько десятилетий до того, как это действительно произошло. Несколько десятилетий – это меньше даже одной средней человеческой жизни.

Мир будущего – это мой мир, мир моих близких и всех людей на этой планете. Я хочу, чтобы он был красивым, мирным и удобным для существования всех.

Я хочу, чтобы в мире не было никаких границ. Мне не нравится, когда для перемещения, путешествий в нем, необходимы специальные проверки и разрешения. Наверное, это самое нереальное представление о мире ближайшего будущего. Я знаю, что это связано, в первую очередь, с социальными проблемами различных государств. Но как хочется мне, чтобы мы не знали границ. Мне одному не удастся изменить мир, как не удалось сделать это ни одному человеку в одиночку за всю историю. Но я знаю точно, что когда-то мир был единым. Наверное, и язык был един. По крайней мере, об этом упоминается в Библии. Языковой барьер тоже разъединяет нас и является границей. Как изменить сознание человечества, как объединить всех людей планеты, разве это не интересно? Я думаю, что это обязательно случится в будущем.

Чтобы хорошо знать нашу Землю, хотелось бы не только перемещаться без границ, но и делать это быстро. Знаю, что увеличение скорости перемещения всегда волновало человека. Сейчас появляются скоростные поезда, быстрее происходят перелеты. Хорошо было бы, чтобы перемещение вообще происходило мгновенно. О телепортации мечтали многие писатели-фантасты. С восторгом представлял себе это, читая книги Кира Булычева о девочке Алиса. Уверен, что в скором времени телепортация станет реальностью.

Полеты в космос становятся обычным событием. Мне думается, что в ближайшее время человек посетит не только Луну, но и Марс и Венеру. Многие будут жить на космических станциях. И на Земле есть свой космос – это подводный мир. Он до сих пор безграничен и мало изучен. Люди будут жить и под водой, в подводных поселениях. Как много интересного ждет нас!

Мои родители — врачи, и я все время слушаю разговоры о болезнях, способах их лечения и трудностях выздоровления больных людей. Сам мечтаю стать врачом. Хотя вижу, как это непросто и как переживают мои родители по поводу различных медицинских проблем. Появление новых способов лечения заболеваний, продление жизни человека – это самые интересные для меня темы. Я очень мало понимаю в этом, но знаю, что скоро сам буду участвовать в этом. По библейским легендам первые люди жили до тысячи лет. Почему мы потеряли эту способность? Думаю, что проблема должна решаться просто, только люди ещё не нашли ключ для её открытия. Будущее мира не в увеличении количества людей, а продлении жизни уже живущих.

Я много слышал и читал о войне, так как люблю историю. Вся она построена на войнах – за территории, за богатства, за религию. Тогда начинаю удивляться: почему я люблю историю, ведь не люблю войну, как не любят её все близкие мне люди. У войн нет смысла, все они заканчивались поражениями одних и победами других. И так бесконечно, с переменным успехом. Сейчас тоже постоянно говорят о войнах. Не хочу видеть войну даже со стороны, как зритель, по телевизору. В будущем не должно быть войн. Хочу, чтобы это было уже в моем будущем и навсегда. И разве устранение границ не будет способствовать этому?

Бедность и богатство, голод и достаток – от чего это зависит? От происхождения? Но разве бедные не становились богатыми, а богатые — бедными, и все начиналось сначала? Родители рассказывали мне о социализме и коммунизме, к которым мы стремились в прошлом веке. Как плохо, что все закончилось так странно и нелепо, ведь люди жили с надеждой на хорошее будущее. Я уверен, что равные материальные возможности делают равными людей и устраняют другие границы, не территориальные, а социальные. В будущем все люди будут равны в своих возможностях, но, мне кажется, что это самая трудная задача будущего.

Мир будущего. Буду в нем столько, сколько буду жить сам. Я задал сам себе столько вопросов о нем и пока не получил для себя ответов. Давайте искать их вместе, давайте не просто пробовать, а строить этот мир по законам справедливости и благополучия. Тогда исчезнут границы территорий, языка и социальной несправедливости. Желаю видеть этот мир счастливым.

Балацкий Иван

366

 
                Íàø äåâèç: «×èòàòü – ýòî ìîäíî!»
    Áèáëèîòåêà áóäóùåãî… Îá ýòîì ÿ åùå ðàçìûøëÿëà 40 ëåò òîìó íàçàä, êîãäà âïåðâûå ïåðåñòóïèëà ïîðîã ìîåé áèáëèîòåêè. Ïî÷åìó «ìîåé», ñïðîñèòå, íàâåðíî, âû? Ïîòîìó, ÷òî èìåííî çäåñü, ïðîøëà âñÿ ìîÿ æèçíü, èìåííî çäåñü, äóõîâíî ðîñëà ÿ, ìîè ÷èòàòåëè è ðàçâèâàëàñü ìîÿ áèáëèîòåêà.  2015 ãîäó ìû îòìåòèëè 85-ëåòíèé þáèëåé áèáëèîòåêè. È ÿ ãîðäà òåì, ÷òî ìíîãî ëåò âîçãëàâëÿþ ýòó áèáëèîòåêó. À âåäü âñå ìå÷òû ñòàíîâÿòñÿ ðåàëüíîñòüþ. Êîãäà-òî ÿ ìå÷òàëà, ÷òîáû ìîÿ áèáëèîòåêà ñòàëà íå òîëüêî êóëüòóðíûì äîñóãîâûì öåíòðîì, íî è öåíòðîì îáðàçîâàòåëüíûì. Òåïåðü ýòî òàê è åñòü. ß ìå÷òàëà, ÷òîáû â áèáëèîòåêå áóäóùåãî áûëè êîìïüþòåðû. Ìîè ìå÷òû ñáûëèñü. Ñåé÷àñ áèáëèîòåêà – ýòî êîìïüþòåðèçèðîâàííàÿ è ïîäêëþ÷åííàÿ ê Èíòåðíåòó ñèñòåìà. Êîãäà-òî ÿ ìå÷òàëà, ÷òîáû â áèáëèîòåêå áûë ýëåêòðîííûé êàòàëîã. Òåïåðü ó íàñ åñòü ýëåêòðîííûé êàòàëîã, è ìû ðàáîòàåì ïî ïðîãðàììå ÈÐÁÈÑ.
Ðàíüøå ìàøèíêè-òî ïå÷àòíîé íå áûëî, âñå ïèñàëîñü îò ðóêè, è ñöåíàðèè, è îò÷åòû, è ïëàíû, ïîäñ÷èòûâàëè ñâîè ïîêàçàòåëè ðàáîòû íà ïðîñòûõ ñ÷åòàõ, à íå íà êàëüêóëÿòîðå. À òåïåðü ìû âñåé ýòîé òåõíèêîé âëàäååì â ñîâåðøåíñòâå.  áèáëèîòåêå åñòü ìíîæèòåëüíàÿ òåõíèêà, ÷óäåñíàÿ, ôàíòàñòè÷åñêàÿ ìàøèíà, ìå÷òà âñåé ìîåé æèçíè, âñåãäà õîòåëà âûïóñêàòü ñâîþ ãàçåòó, òåïåðü èìåþ ýòó âîçìîæíîñòü. Îäèí ðàç â ìåñÿö, ó íàñ âûõîäèò «Áèáëèîòå÷íàÿ ãàçåòà», íà ñòðàíèöàõ êîòîðîé ìû ïóáëèêóåì âñå íîâîñòè íàøåé áèáëèîòåêè. ×èòàòåëÿì ïîëþáèëàñü íîâàÿ ãàçåòà, è îíè ñ óäîâîëüñòâèåì åå ÷èòàþò. Âûïóñêàþ â áèáëèîòåêå è ïîñåëêîâóþ ãàçåòó «Ïîêðîâñêàÿ ïàíîðàìà», íà ñòðàíèöàõ êîòîðîé îäíîñåëü÷àíå óçíàþò îáî âñåõ íîâîñòÿõ ñâîåãî ñåëà. À ñêîëüêî â ãîä ìû âûïóñêàåì ïå÷àòíîé áèáëèîòå÷íîé ïðîäóêöèè: áóêëåòû, ëèñòîâêè, ðåêîìåíäàòåëüíûå ñïèñêè ëèòåðàòóðû, ðåêîìåíäàòåëüíûå ïîñîáèÿ…, íå ïåðå÷åñòü… Êîãäà áû ìû îá ýòîì ìå÷òàëè? À òåïåðü âñå ýòî åñòü â áèáëèîòåêå. Ñîâðåìåííûå òåõíîëîãèè òâîðÿò ÷óäåñà è ñïîñîáñòâóþò çíàêîìñòâó, äðóæáå â èíòåðíåòå, îáùåíèþ ïî ñêàéïó ñ ïèñàòåëÿìè è ïîýòàìè! Ðàçâå ìû îá ýòîì êîãäà-òî ìå÷òàëè? À òåïåðü ýòî ðåàëüíîñòü. Òåïåðü ìû èìååì âîçìîæíîñòü îðãàíèçîâàòü ñâîé ñàéò, áëîã, îòêðûòü äðóãèå ñòðàíèöû â ñîöèàëüíûõ ñåòÿõ è ðàññêàçàòü î ñâîåé ðàáîòå, ïîêàçàòü áèáëèîòåêó â ôîòîãðàôèÿõ, â âèäåîðîëèêàõ… Ìû ðàçâå ìå÷òàëè êîãäà-òî îá ýòîì? À òåïåðü ñàìè ôèëüìû ñíèìàåì è âûêëàäûâàåì â èíòåðíåò! Äëÿ êîãî-òî ìîæåò áûòü ýòî áóäóùåå, à äëÿ íàñ óæå ðåàëüíîñòü! Èíòåðíåò ïðåäîñòàâèë ìíîãèå âîçìîæíîñòè ðàáîòû ñ ÷èòàòåëÿìè.  íàøåé áèáëèîòåêå «ïðèæèëàñü» èíòåðåñíàÿ ôîðìà ðàáîòû, êàê «Ïðàçäíèê ÷òåíèÿ», êîòîðûé ìû ïðîâîäèì âîò óæå íåñêîëüêî ëåò. Îí ìîæåò âêëþ÷àòü ìíîæåñòâî ðàçíûõ ìåðîïðèÿòèé äëÿ ðàçíûõ ãðóïï íàñåëåíèÿ, äëÿ äåòåé ðàçíîãî âîçðàñòà. Ñâîèì ÷èòàòåëÿì ïîñûëàåì íà ýëåêòðîííóþ ïî÷òó îòðûâêè èç íàèáîëåå ïîïóëÿðíûõ êíèã. Ïîñëå òàêèõ ïèñåì, ÷èòàòåëè ñ óäîâîëüñòâèåì, ïîñåùàþò íàøè ìåðîïðèÿòèÿ, è áåðóò êíèãó íà äîì — âåäü åå íóæíî äî÷èòàòü! Òîëüêî áëàãîäàðÿ èíòåðíåòó ìû ñîáèðàåì ñ ðåáÿòèøêàìè ïàçëû â îíëàéíå, ñîñòàâëÿåì è îòãàäûâàåì îíëàéí-ðåáóñû. Ïîñëå òàêèõ èãð äåòÿì õî÷åòñÿ ïî÷èòàòü êíèãó. Îñâîèëè íîâûé ñåðâåð ïî ñîñòàâëåíèþ èíòåðàêòèâíûõ ïëàêàòîâ, âûïóñêàåì áóêòðåéëåðû, ïëåéêàñòû. Äëÿ ìíîãèõ ñåëüñêèõ áèáëèîòåê– ýòî åùå íà ãðàíè ôàíòàñòèêè, íî äëÿ íàñ ýòî óæå ðåàëüíîñòü. Ïî ìíåíèþ èçâåñòíîãî ñïåöèàëèñòà â îáëàñòè áèáëèîòåêîâåäåíèÿ À. Â. Ñîêîëîâà» «Áèáëèîòåêà ñåãîäíÿ — îñíîâà îáðàçîâàíèÿ, êóëüòóðû, íàóêè, ñîöèàëüíîãî áëàãîïîëó÷èÿ, ãàðàíòèÿ ýêîíîìè÷åñêîãî ïîäúåìà, ãàðàíòèÿ ñòàáèëüíîñòè ãîñóäàðñòâà». Ñ ýòèì óòâåðæäåíèåì íåëüçÿ íå ñîãëàñèòüñÿ. Áèáëèîòåêà êàæäîé ñòðàíû, êàæäîãî íàðîäà ÿâëÿåòñÿ êóëüòóðíûì äîñòîÿíèåì íàöèè. Áèáëèîòåêà — ýòî õðàì çíàíèé, ýòî î÷àã, è åñëè óäàåòñÿ ïîääåðæèâàòü îãîíü â ýòîì î÷àãå, çíà÷èò, íàöèÿ íå îáðå÷åíà íà çàáâåíèå, çíà÷èò, áóäåò ïðîãðåññ è ïðîöâåòàíèå. À ðîëü ñåëüñêîé áèáëèîòåêè íà ñåëå îãðîìíà. Îíà ÿâëÿåòñÿ ñâÿçóþùèì çâåíîì ñ ñèñòåìîé áèáëèîòåê ðàéîíà, îáëàñòè, ñòðàíû è, íàêîíåö, âñåãî ìèðà.
À åùå ÿ ìå÷òàþ î áèáëèîòåêå – ìóçåå, è ñêîðî ìîÿ ìå÷òà îñóùåñòâèòñÿ, íàøåëñÿ çàìå÷àòåëüíûé ñïîíñîð, Æèëèí Á.Â. è æäåì ñðåäñòâà îò ÎÎÎ «Ãàçïðîì Äîáû÷à -Îðåíáóðã», íà ñðåäñòâà ñïîíñîðîâ áóäåò èçãîòîâëåíà ìóçåéíàÿ ìåáåëü. Ñêîðî â áèáëèîòåêå îòêðîåòñÿ ìèíè – ìóçåé «Ñåëî è ëþäè». Îäíîñåëü÷àíå ñìîãóò ïîçíàêîìèòüñÿ ñ èñòîðèåé ñâîåãî ñåëà, ìóçåéíûìè ýêñïîíàòàìè, êîòîðûå ìû ñîáèðàåì âñå âìåñòå ïî êðóïèöàì.
Î÷åíü õî÷åòñÿ ïðåâðàòèòü íàøó áèáëèîòåêó â ïðåêðàñíûé ìèð, ãäå õðàíèòñÿ êíèãà, òàê íóæíàÿ íàøåìó ÷èòàòåëþ, ÷òîáû â áèáëèîòåêå áûëè áîëüøèå ÷èòàëüíûå çàëû, ÷òîáû òàì áûëî ñâåòëî, òåïëî, óþòíî, ÷òîáû ðîñëè öâåòû, «…à åùå ëó÷øå, ÷òîáû ïîïóãàé÷èêè áûëè, äåòè áû ñ íèìè èãðàëè. ×òîáû áûëî ìíîãî ñòîëîâ, à çà ñòîëàìè áóäóò ñèäåòü ÷èòàòåëè, ëþáûå, è äåòè, è âçðîñëûå! ×òîáû ñêàçî÷íûå ãåðîè ñàìè ïðèõîäèëè èç êíèã è îáùàëèñü ñ ÷èòàòåëÿìè. È âñåì áóäåò õîðîøî..!» — òàê ñêàçàë îäèí íàø þíûé ÷èòàòåëü. È áóäåò ÷óäî – áèáëèîòåêà. Áèáëèîòåêà-ñàä. Âîò áûëî áû çäîðîâî. Íî ïîêà îá ýòîì ìû ìå÷òàåì. Áèáëèîòåêà ó íàñ íåáîëüøàÿ, íî îãðîìíàÿ ïî ñîäåðæàíèþ ðàáîòû. Âñå, î ÷åì ÿ ãîâîðèëà âûøå, ýòî òîëüêî áîëüøîå ïîäñïîðüå â ðàáîòå áèáëèîòåêè, íî íèêàêèå ãàäæåòû, íèêàêèå ýëåêòðîííûå êíèãè, íèêàêèå áèáëèîðîáîòû íèêîãäà íå çàìåíÿò íàì «æèâóþ» êíèãó, êîòîðóþ ìîæíî äåðæàòü â ðóêàõ, îùóùàòü åå çàïàõ, ñëûøàòü øåëåñò ñòðàíèö è ñêðîìíîãî òðóæåíèêà — áèáëèîòåêàðÿ, êîòîðûé äîáðîñîâåñòíî, ñî çíàíèåì äåëà âûïîëíÿåò ñâîþ ïðîñòóþ è òàêóþ íóæíóþ íàì âñåì ðàáîòó — äîâîäèò äî êàæäîãî ÷èòàòåëÿ êíèãó. È îò òîãî, êàêîâ îí, ýòîò ÷åëîâåê, çàâèñèò íåìàëî. Åñëè îí âíèìàòåëåí, îòçûâ÷èâ, çàèíòåðåñîâàí, äîáðîæåëàòåëåí, çíà÷èò, îí ñòàíåò íàñòîÿùèì äðóãîì äëÿ ñâîèõ ÷èòàòåëåé. È ïðèõîäèòü â áèáëèîòåêó äëÿ êàæäîãî ñòàíåò ïîòðåáíîñòüþ. È êàæäûé ÷èòàòåëü íàâñåãäà ïîäðóæèòñÿ ñ êíèãîé.
Íàøå ñåëî íå æèâåò áåç áèáëèîòåêè… Â ìîðîç ëè, â ñòóæó, ñïåøàò îò ìàëà äî âåëèêà â õðàì çíàíèé âûáðàòü òó èëè èíóþ êíèãó, ïîñèäåòü â òèøèíå, ïîëèñòàòü íîâûå æóðíàëû, ïîñìîòðåòü ìåðîïðèÿòèå, ïîäãîòîâëåííîå áèáëèîòåêàðÿìè èëè ïðîñòî ïîîáùàòüñÿ, «èçëèòü äóøó», êàê â íàðîäå ãîâîðÿò, à äëÿ ýòîãî â áèáëèîòåêå ðàáîòàåò äâà êëóáà — «Êëóá èíòåðåñíûõ âñòðå÷» è êëóá «Õîçÿþøêà». Ó íàñ âñåãäà ìíîãî ÷èòàòåëåé. Ïîòîìó, ÷òî «… çäåñü ðàäîñòü, ñâåò, çäåñü õîðîøàÿ àóðà…», êàê ãîâîðÿò íàøè ÷èòàòåëè. È ýòî î÷åíü ðàäóåò. Ïóñòü ýòîò ñâåò îñòàåòñÿ è â áèáëèîòåêå áóäóùåãî. Áåç æèâîãî Ñëîâà è Ñâåòà íåâîçìîæíî áóäåò æèòü.
Âîò ïîýòîìó ÿ — áèáëèîòåêàðü. È ãîâîðþ ýòî ñ ãîðäîñòüþ, âñåãäà, âåçäå, âñåì óæå 40 ëåò! Ïîòîìó, ÷òî î÷åíü ëþáëþ ñâîþ ïðîôåññèþ. Çà 85 ëåò ñóùåñòâîâàíèÿ íàøà áèáëèîòåêà ïðåâðàòèëàñü èç ñêðîìíîé ñåëüñêîé «èçáû–÷èòàëüíè» â ñîâðåìåííîå ó÷ðåæäåíèå êóëüòóðû, êîòîðîå ýôôåêòèâíî âûïîëíÿåò èíôîðìàöèîííóþ, îáðàçîâàòåëüíóþ è ïðîñâåòèòåëüñêóþ ôóíêöèè, ðàäóåò ÷èòàòåëåé ñâîåé êðàñîòîé, íîâèçíîé, íîâèíêàìè ëþáèìîé ëèòåðàòóðû, íîâûìè ôîðìàìè ðàáîòû è òåïëîòîé òâîð÷åñêèõ âñòðå÷. À åùå ÿ õî÷ó, ÷òîáû â áèáëèîòåêå áûë èãðîâîé çàë äëÿ äåòåé, ñî ñêàçî÷íûìè ïåðñîíàæàìè èç äåòñêèõ êíèã, ÷òîáû ïîçíàêîìèâøèñü ñ íèìè, þíûå ÷èòàòåëè çàõîòåëè ïðî÷èòàòü êíèãó. Õî÷åòñÿ, êîíå÷íî, èìåòü åùå ìóëüòèìåäèéíûé çàë, ãîðîäñêèå áèáëèîòåêè ýòèì óæå íå óäèâèøü, à âîò ñåëüñêèå îá ýòîì òîëüêî ìå÷òàþò. À ñàìîå ãëàâíîå, ÷òîáû â áèáëèîòåêå áóäóùåãî âñåãäà áûë ×èòàòåëü è Áèáëèîòåêàðü! Áóäóò ðàáîòàòü áèáëèîòåêè, çíà÷èò, áóäåò ïðîöâåòàþùàÿ ñòðàíà, à íàðîä íàø áóäåò äóõîâíî ðàçâèò. Âîò ïîýòîìó íàøà áèáëèîòåêà — òåððèòîðèÿ îáùåíèÿ, òâîð÷åñòâà è âäîõíîâåíèÿ.
 çàêëþ÷åíèè õî÷ó äîáàâèòü íåáîëüøîå ñòèõîòâîðåíèå çàñëóæåííîãî ó÷èòåëÿ Ðîññèè, íàøåé îäíîñåëü÷àíêè, Âèõðîâîé Ð.Ã., îíà íàçûâàåò áèáëèîòåêó «… óäèâèòåëüíûé äîì, íàøà çàìå÷àòåëüíàÿ áèáëèîòåêà, ãäå âàñ âñåãäà ðàäóøíî âñòðåòÿò ïðèâåòëèâûå è óëûáàþùèåñÿ áèáëèîòåêàðè – ïðîôåññèîíàëû ñâîåãî äåëà…»
Åñòü â ñåëå óäèâèòåëüíûé äîì,
Ñòî âîïðîñîâ çàäàòü ìîæíî â íåì,
Âàì îòâåòû ïîìîãóò íàéòè,
Íå çàáóäüòå â íåãî ëèøü âîéòè…
È åùå îäíî:
Õîçÿéêàì äîìà áëàãîäàðíîñòè íå ñ÷åñòü
Çà òâîð÷åñêîå âäîõíîâåíèå,
Çà ïðîôåññèîíàëüíîå äîñòîèíñòâî è ÷åñòü
Çà ìóäðîñòü, ðàäîñòü âñòðå÷, îáùåíèå…
Íå çàáóäüòå âîéòè â óäèâèòåëüíûé äîì, êîòîðûé íàçûâàåòñÿ — áèáëèîòåêà!
Ïóñòü âñåì áóäåò õîðîøî è â íàñòîÿùåì è â áóäóùåì!
Ôèëèïïîâà Â.Ì., çàâåäóþùàÿ Ï-Ïîêðîâñêîé ñåëüñêîé ìîäåëüíîé áèáëèîòåêîé

© Copyright: Âåðà Ôèëèïïîâà, 2016
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹216080700366

Ðåöåíçèè

original 1Быть ли библиотекам вообще в будущем? Чаще всего задаюсь этим вопросом.… А если быть то, какими они будут? Мы живем в век технологий. Они стали частью нашей жизни: мы общаемся с любимыми по мобильному телефону, ищем друзей с помощью интернета, современные гаджеты заменили нам записные книжки, а книги мы теперь читаем электронные

Какая же она будет библиотека будущего? Задавалась этим вопросом много раз. Представляла, что это будет большое здание похожее на теремок и внутри, будет пахнуть деревянной смолой и только — что отпечатанной в типографии книгой. Каждый отдел будь то естествознание, техника и любой другой будет настоящим окном в реальный трехмерный мир. Взяла с полки книгу сенсоры мгновенно реагируют, и делают так, что вы можете блуждать в 7D виртуальных мирах, которые живут в этой книге….

    Библиотека будущего —  это реальное и виртуальное пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации. При этом реальное пространство библиотеки  это место, где человеку приятно находиться, место  для самообразования, место для встреч и досуга. Библиотека как виртуальное пространство – это своего рода  уникальный информационный центр, предоставляющий пользователю необходимые базы данных и медиа – продукты. В библиотеках можно будет получить во временное пользование не только печатные, но и электронные или аудиокниги. Пользователи будут иметь доступ к тысяче кинофильмов,  телевизионных шоу,  музыкальных альбомов, которые  можно будет просматривать и прослушивать на смартфонах,  «таблетках» и компьютерах.

    Я надеюсь, что компьютерные технологии медленно, но верно, изменят  формат взаимодействия читателя и библиотекаря. Это хорошо, если современные технологии станут частью библиотечного процесса. И электронный каталог, и онлайн — бронирование, и электронные ресурсы – все это упростит систему и сэкономит читателю и библиотекарю время. Библиотека будет доступна в любое время и на любом расстоянии.
    В библиотеках уйдут в прошлое рабочие столы и кафедры библиотекарей. Появятся электронные регистраторы и навигаторы. Система самообслуживания освободит библиотекарей, и они могут уделять больше времени самим читателям, организовывать беседы, презентации книг, работу читательских клубов. Для множества пользователей библиотека будет убежищем, которого больше нигде не найти.

    Изменится дизайн библиотеки: уйдут в прошлое стандартные скучные стеллажи, столы и стулья придут  более яркие и необычные дизайнерские решения, они будут привлекать своими необычными формами. Будет разрешено желающим  побыть в библиотеке подольше, выпить кофе, пообщаться с другими пользователями, послушать дневные концерты или поучаствовать в заседаниях читательских клубов.

   В библиотеках будет создана молодежная зона,  оснащенная  многими привлекательными сервисами – видео — аудио записывающими студиями,  автоматом,  выдающим  планшеты,  3D  принтерами,  книгами и  пространством для релаксации.

   Зона подросткового образования и творчества. Это будет целая лаборатория, где имеется все необходимое оборудование для компьютерного моделирования, создания компьютерных программ. Разнообразные библиотечные сервисы, чтобы помочь преуспеть в школе,  подготовиться к поступлению в колледж,  заложить основы собственной карьеры,  выбрать хобби,   приобрести цифровые навыки,  стать активным гражданином,  общаться с друзьями,  творить и многое другое.

   Детская зона будет оснащена действующей обсерваторией, что даст возможность полюбоваться небесными телами. Дети будут учиться модифицировать или изменять мир. Книги для детей будут представлять собой сложные творения с элементами симулятора выживания и открытым миром помогающими ему глубже проникнуть в замысел автора. Книга, передающая все ощущения, будь то дуновение ветра, дождь.

     Бумажная книга будет существовать всегда, потому что книгу в ее традиционном исполнении заменить нельзя. Она обладает особой магией. Приятно читать книгу, напечатанную на качественной бумаге, с хорошей полиграфией. Никакой электронный ресурс не сможет заменить книгу в полном объеме. У человека должна быть возможность держать книгу в руках. Возвращаться к строкам, которые ему запомнились. К мыслям, которые его зацепили. К биографиям, которые не оставили его равнодушным. Электронный ресурс порой не дает такой возможности, но он, безусловно, должен быть.

    Конечно, библиотеки не исчезнут. Они изменятся под давлением и напором современных технологий, но они устоят. И люди всегда будут читать, книга будет всегда – неважно, на каком носителе: электронном или бумажном, но книга будет существовать. А будет книга – будут и библиотеки.  Как сказал Лихачев: «Там, где закрываются библиотеки, открываются тюрьмы». Надеюсь, что мы никогда к такому не придем.

                                                                                                             Елена  Ермолаева, библиотекарь                                          Нижнеякушкинской сельской библиотеки

  • Рассказ бианки сова слушать
  • Рассказ библиотека будущего для ученика 2 класса
  • Рассказ билли о школьных принадлежностях
  • Рассказ бианки сумасшедшая птица распечатать
  • Рассказ бирюк иван сергеевич тургенев