Рассказ бианки приключения муравьишки

Предмет: литературное чтение.класс: 3 б.тема: в. бианки. приключения муравьишки. правда и вымысел в сказке в. бианки.цели: знакомство с произведением приключение

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 3 Б.

Тема: В. Бианки. Приключения Муравьишки. Правда и вымысел в сказке В. Бианки.

Цели: знакомство с произведением «Приключение Муравьишки», жизнью и творчеством писателя В. Бианки.

Задачи:

предметные: расширять и накапливать читательский опыт; создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;

метапредметные: создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений; развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения; развивать речь детей; расширять представления об окружающем мире живой природы;

личностные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Формируемые УУД:

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; умение ориентироваться на развороте учебника; умение на основе анализа объектов делать выводы.

коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Оборудование : Учебник литературного чтения 3 класс Л. Ф. Климанова, Л. А. Виноградская, В. Г. Горецкий.    ( УМК Перспектива)  

Тип урока: Освоение новых знаний.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 — Доброе утро!

 -Ребята, давайте проверим все ли готовы к уроку литературного чтения?

 -А, теперь, встали ровно, подтянулись и друг другу улыбнулись

2.Актуализация опорных знаний.

— Как называется раздел, который мы с вами изучаем? (Люби все живое.)

— Чему он посвящен? ( Природе.)

—  С какими авторами и произведениями вы уже познакомились? (К. Паустовский «Барсучий нос», В. Берестов «Кошкин щенок», Б. Захадер «Вредный кот».)

— О каком животном рассказывается в рассказе К. Паустовского «Барсучий нос»? ( О барсуке.)

— Что нового вы узнали о барсуке? (Как он лечил нос.)

— Из какого стихотворения эти строки?

Видишь занят я наукой,

Так что брысь и не мяукай…( Б. Захадер «Вредный кот».

— Что автор хотел нам сказать этим стихотворением?

3. Постановка учебной проблемы.

—   Мы продолжаем знакомиться с творчеством писателей и поэтов, которые писали о природе. Сегодня это — В . Бианки.

— Родился 11 февраля в Петербурге в семье учёного. Атмосфера, царившая в доме будущего писателя, определила его интерес к природе.

Первая встреча с природой была неожиданной: Виталий вдруг увидел голубых лягушек, поймал одну из них, зажал в кулак и побежал показывать чудо. Прибежав, домой, он с криком «Голубые лягушки!» разжал кулак, и все увидели на ладони обыкновенную бурую лягушку. Валентин Львович  сразу объяснил сыну, в чем дело: оказывается, некоторые земноводные, когда они сыты, здоровы и им тепло, любят «петь» и от огромного количества воздуха, которое они вбирают в себя, меняют цвет. Зажатая в руке лягушка оказалась обыкновенной. Чуда не произошло, но произошло очень важное событие: для маленького Бианки совершенно с новой стороны раскрылись законы природы. Он вдруг понял, как природа интересна, полна тайны, сколько в ней богатства и волшебства.

Литературную деятельность начал в 1923 г., опубликовав сказку «Путешествие красноголового воробья»

Читая сказки и рассказы Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем точные научные сведения о природе.

— Посмотрите, перед вами книги, написанные В. Бианки.

— Кто в них во всех главные действующие лица?

— Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из произведений, которое называется «Приключения Муравьишки».

— Как вы думаете, о чем будет это произведение?

— А предположите по жанру, это будет сказка или рассказ?

4. Поиск решения учебной проблемы

— Перед знакомством  с текстом, проведём словарную работу.

Жужелица

Жучок – блошачок

Шибче- быстрее, проворней,

Буравит воздух, как пуля

Ботва- стебли и листья картофеля.

 — А теперь вспомнили правила правильной посадки за партой.

— Слушаем В. Бианки «Приключения Муравьишки».

— О чем это произведение?

— По жанру это сказка или рассказ? Докажите.

  5. Физкультминутка. Гимнастика для глаз

   6. Первичное закреплении. 

— Открываем учебник с. 107.

-Кто главный герой сказки? (Муравей.)

— Перечислите, кто помог Муравьишке? (.)Гусеница-Землемер, Паук-Сенокосец,Жужелица, Жучок-Блошачок, , Водомер, Майский Хрущ, Гусеница-Листовёртка

— Почему муравьишка оказался далеко от дома? (Муравьишка сидел на листке, дунул ветер и -сорвал листок с ветки)

Почему муравьишке нужно было вернуться домой до заката солнца? Прочитайте. ( После захода солнца муравьи закрывают все ходы и выходы в муравейнике.)

— Кто же первым пришел на помощь Муравьишке? (Гусеница-Землемер.)

— Прочитайте этот отрывок.

— Кто следующий помог Муравьишке? (Паук-Сенокосец.)

Почему муравьишка чуть не укусил паука? (Муравьишке надоела медленная езда.)

— Прочитайте отрывок, как следующий герой жужелка помогает нашему герою? 

 — С кем автор сравнивает жужелицу? (Автор сравнивает жужелицу с конем.)

Почему автор сравнивает жужелицу с конем? (Потому что у жужелицы ровные ноги.)

— Кто был следующим помощником Муравья? (Жучок-Блошачок)

— Прочитайте, как передвигался Жучок – Блошачок.

— Кто следующий помогал Муравьишке? (Кузнечик).

— Как помог кузнечик муравью? (Перенес через забор.)

-Почему кузнечик не стал везти муравьишку дальше? (Река широкая, кузнечику ее не перескочитью.)

— Кто помог перебраться муравью через реку? (Водомер.)

— Кто помог муравью оказаться опять на березе?  (Майский хрущ.)

— Кто помог муравью с березы спуститься в муравейник?  (Гусеница-Листовёртка.)

— Прочитайте этот отрывок?

— Чем закончилась сказка? (Муравей успел в муравейник.)

— Почему? ( Муравей встретил хороших насекомых, которые ему помогли.)

— Вспомните, кого встретил Муравьишка? (Гусеница-Землемер, Паук-Сенокосец,Жужелица, Жучок-Блошачок, , Водомер, Майский Хрущ, Гусеница-Листовёртка.)

— Скажите, так что же в сказке вымысел, а что правда? (Ответы детей)

6. Рефлексия. Итоги урока.

— Какое произведение сегодня читали? (Приключение муравьишки.)

— Кто автор? (В. Бианки.)

-О чем эта сказка?

— Понравилось ли вам сказка В. Бианки «Приключения муравьишки»?

— Что вас удивило?

— Что заинтересовало?

-На следующем уроке мы продолжим работу над этим произведением.

 7.  Оценивание работы детей на уроке.

  8.  Д.з. с.107- 114 выразительное чтение, подготовить рисунок к сказке.

Рассказ бианки приключения муравьишки$Может ли писатель быть ученым? (В.Бианки. «Приключения муравьишки»)

Учитель Кузнецова Ирина Валентиновна

Класс: 3

Тема урока:

  • Может ли писатель быть учёным?

  • Виталий Бианки «Приключения муравьишки»

$Тип урока: урок решения учебной задачи.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления и осознания сложной природы дара писателя: совмещение в одном лице художника слова и учёного-знатока природы с помощью организации на уроке частично-поисковой работы по решению данной задачи средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова.

Цели:

  • Образовательная$ — создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает раскрыть дар писателя, эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя;

  • Развивающая — создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, мыслительной деятельности (сравнение, обобщение), коммуникативных умений, расширить представления об окружающем мире;

  • Воспитательная — создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, воспитывать бережное отношение к живой природе.

Метод обучения:

  • $ частично-поисковый;

  • метод решения учебных задач.

Формы организации учебной деятельности:

  • Фронтальная

  • $ Групповая

  • Парная

Средства обучения:

  • Художественный текст В.Бианки «Приключения Муравьишки»

  • $Ноутбук;

  • Проектор

Структура и содержание урока

$

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1$

Орг. момент

Приветствует

учащихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

2.

Создание ситуации успеха

Приглашает в путешествие. Для этого предлагает послушать музыкальный фрагмент и стихотворение.

Просит назвать писателя, с кем можно отправиться в это путешествие.

$Слушают и называют, куда отправляемся в путешествие.

Называют писателя, объясняют свой выбор.

3.

Актуализация знаний

Просит рассказать интересные факты из жизни писателя.

$Дают информацию, называют адреса информации.

4.

Постановка учебной задачи

Целеполагание

1.Создаёт проблемную ситуацию.

2. Просит сформулировать учебную задачу.

1. Сталкиваются с разными мнениями.

2.Формулируют учебную задачу.

5.

Решение учебной задачи.

1. Предлагает разобраться в том, чем отличается писатель от учёного.

2. Организует работу по акцентному вычитыванию произведения.

Предлагает задания для решения учебной з$адачи.

3. Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы.

4. Предлагает назвать произведения Бианки, которые ещё читали.

5. Предоставляет слово, для обзора книг, школьному библиотекарю.

1. Выделяют основные отличия. Находят определения в толковом словаре.

2. Решают учебную задачу через работу с раздаточным материалом.

3. Формулируют выводы.

4. Перечисляют прочитанные произведения.

6.

Рефлексия.

Просит провести рефлексию по опорным словам.

Меня удивило

Я почувствовал

Я думаю:

Выск$азывают своё мнение

7.

Домашнее задание

$

Задаёт домашнее задание.

Записывают.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Ситуация успеха.

— Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, но в путешествие необыкновенное. Закройте глаза и послушайте

$Презентация.

Слайд № 1 (звучит музыка, Владислав читает стихи).

Наверное, бывали вы,
Не раз в лесу густом,
Где вьётся чуть заметная
Речушка под кустом.
Под ветками зелёными
,
В тени, в тиши лесной
,$
От ветра можно спрятаться,
Найти прохладу в зной.
Сегодня мы с ребятами
,
В весенний лес идём.
Кто хочет в путь? Пожалуйста,
Мы всех с собой возьмём.

— Итак, куда мы отправляемся? (В лес.)

В любое время года лес манит своей красотой. Весной, набравшись силы после зимнего сна, он сияет зеленью ветвей. Летом, пышный и нарядный благоухает ароматом цветов. Осенью восхищает багряным нарядом. Зимой, укрытый шапками искристого снега, стоит задумчивый и притихший.

— С кем из писателей мы могли бы отправиться в путешествие?

$( С В.Бианки)

— Почему?

Слайд № 2

— Действительно,

Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях

Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверушек
,$
Узнаешь, дружок, и поймешь.

3. Актуализация знаний

— А почему Виталия Бианки так интересовала природа, вы узнаете, послушав рассказ о его жизни.

Слайды № 3

Любовь к природе — естественное чувство человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был Виталий Валентинович Бианки».

Слайды № 4

«Родилс$я он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик.

— Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию.

— О первой встрече с природой расскажет Дима

А первая встреча с природой была неожиданной: Виталий вдруг увидел голубых лягушек, поймал одну из них, зажал в кулак и побежал показывать чудо. Прибежав, домой, он с криком «Голубые лягушки!» разжал кулак, и все увидели на ладони обыкновенную бурую лягушку. Валентин Львович сразу объяснил сыну, в чем дело: оказывается, некоторые земнов$одные, когда они сыты, здоровы и им тепло, любят «петь» и от огромного количества воздуха, которое они вбирают в себя, меняют цвет. Зажатая в руке лягушка оказалась обыкновенной.(узнал из книги о Бианки)

Рассказывает Лейла

— Чуда не произошло, но произошло очень важное событие: для маленького Бианки совершенно с новой стороны раскрылись законы природы. Он вдруг понял, как природа интересна, полна тайны, сколько в ней богатства и волшебства.

Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений

— Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные сведения о природе.

— Где мы можем почерпнуть научные сведения о чём-либо? (книги, учёные)

$- Можно ли Бианки назвать учёным?

 4. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

— Бианки — писатель или учёный?

— Сформулируйте цель урока, в чём мы должны разобраться?

$5. Решение учебной задачи.

— Для того чтобы хорошо разобраться в этом, подумаем, чем отличается писатель от учёного.

— Кто такой писатель?

— Кто такой учёный?

— Уточним в толковом словаре.

  • Писатель (стр. 534) — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения

  • Учёный (стр.876) — чело$век много знающий, образованный. Специалист в какой-нибудь области науки.

— Какова задача писателя? (Создать художественный образ, используя художественные приёмы)

— Какова задача учёного? (дать точные научные знания, сообщить факты)

  • Создаёт художественный образ

  • Использует художественные приёмы

  • Даёт точные научные знани$я

  • Сообщает факты

— Прочитайте текст на карточке №1

Муравьям приходится много бегать по окружающей местностив поисках пищи, чтобы накормить своих товарищей. Но бегают не все. У муравьев строгое разделение труда: одни занимаются домашним хозяйством, подновляя и очищая муравейник, другие ухаживают за молодняком, третьи дежурят у в$ходов, готовые отразить врага, а вот четвёртые уходят далеко от муравейника и занимаются добыванием пищи.

Отрывок из энциклопедии Что такое кто такой» Том 1

— Как вы считаете, кто мог написать такой текст: писатель или учёный?

Почему?

— А что вы узнали о жизни муравьев из этого текста?

— А знаете ли вы, как муравьи ориентируются и находят дорогу домой?

Дополнительно: Об этом узнала Надя

Свои пути муравьи метят, прикасаясь брюшком к земле и выделяя пахучие вещества — ФЕРОМОНЫ

$— Про человека говорят, ТРУДОЛЮБИВЫЙ, КАК МУРАВЕЙ

— Почему так говорят?

Дополнительно: Этим заинтересовался Никулин Даниил

Эти маленькие труженики могут поднять груз в 100 раз больше собственного веса. Они защищают лес от вредителей, в сутки 1 муравейник уничтожает около 1 кг вредителей.

— В каком произведении В.Бианки речь$ тоже идёт о муравьях? («Приключения Муравьишки»)

— На листочках найдите отрывок, в котором тоже рассказывается о жизни муравьёв. Зачитайте.

У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце,- муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй. 

Анализ текста

$— А этот текст, кто написал: писатель или учёный?

— Докажите. Какова задача писателя?

$— Какие художественные приёмы использует В.Бианки в этом отрывочке?

У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце,- муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Олицетворение — говорит как о людях: бегут домой, кто опоздал, выходы закроют,

$Уменьшительно-ласкательное слово — солнышко

Фразеологизм — хоть на улице ночуй

Разговорные слова — солнышко на закат, ведь, хоть на улице — таких разговорных слов в энциклопедиях и научных книгах вы не встретите.$

— Мы увидели, что В. Бианки использовал художественные приёмы для описания жизни в муравейнике. Это его характеризует как писателя или как учёного? (писатель в таблицу +)

— Сравним тексты, взятые из детских энциклопедий о природе, напечатанные на карточках и отрывки из сказки В.Бианки

«Приключения Муравьишки»

Задание

$— Прочитайте и подчеркните одинаковые слова и выражения, которые использованы при описании насекомых.

— Проверим.

— Сделайте вывод о том, совпадают ли наблюдения и знания Бианки с научным описанием.

Фронтальная работа

Жужелица.

У неё мощные челюсти и длинные ноги. Многие жужелицы окрашены в тёмные тона и активны в сумерках. На своих$ шести ногах жужелица может пробежать километр, а то и два в поисках добычи.

Отрывок из энциклопедии «Что такое кто такой» Том 1

Жужелица.

Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные длинны$е, как у коня.

Бежит шестиногий конь, бежит, не трясётся, будто по воздуху летит.

$Отрывок из сказки В.Бианки «Приключения муравьишки»

— Со вторым текстом поработаете в парах.

— Какие правила работы надо соблюдать?

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен — предлагай!

$Водомерка.

На поверхности воды живут клопы-водомерки. Удерживаться на поверхности воды водомеркам помогают длинные, широко расставленные ноги и то, что нижняя сторона их тела не смачивается водой. Скользя по воде, они охотятся на мелких, падающих в воду насекомых.

Отрывок из энциклопедии «Что такое кто так$ой» Том 1

Водомерка.

Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.

Затрещал по-своему, глядь — бежит по воде лодочка на ножках.

Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.

— Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

— Ладно, садись, перевезу.

Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.

$— Миленький, шибче! — просит Муравьишка.

— Меня домой не пустят.

— Можно и пошибче, — говорит Водомер.

Да как припустит! Оттолкнётся, оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду.

Отрывок из сказки В.Бианки «Приключения муравьишки»

— Что вы можете сказать о В.Бианки как об учёном?$

— Как хорошо он знает жизнь природы?

Вывод: Наблюдения Бианки совпадают с научным описанием.

— Сравнивая научные тексты и отрывки из сказки$, можно отметить сходство в описании разных насекомых, В.Бианки использует точные и научные слова и выражения, а значит, его можно назвать учёным.

(учёный в таблицу +)

— Так всё же кто такой В.Бианки: писатель или учёный?

— Бианки — это и ученый, и писатель.

$— В некоторых источниках его называют писателем-природоведом, в других писателем-анималистом, в-третьих, писателем-натуралистом.

— Узнаем в словаре значение этих слов.

Поэтому книги, которые он создал — особые, в них присутствует и научное и художественное видение мира, они так и называются

НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ книги для детей.

Произведения Бианки сказочные: звери и деревья разговаривают, думают, поучают. А сказки рассказывают очень интересно о жизни птиц, животных, знакомят нас с законами природы, раскрывают богатый природный мир, учат нас любить и понимать природу. А самое главное, многое в этих сказках — правда!

— Какие произведения Бианки вы ещё прочитали и что из них вы узнали? (Дети называют произведения и рассказывают о том, что они из них узнали$.)

— У Бианки более 300 сказок и рассказов. Некоторые из них представлены на выставке.$

Выставка книг

6. Рефлексия

— Высказать своё мнение о сегодняшнем уроке вам помогут слова

  • Меня удивило:

  • Я почувствовал:

  • Я думаю:

7. Домашнее задание$

Представьте тот момент, когда Муравьишка, наконец-то, попал домой в муравейник, долгое время не мог уснуть, вспоминая, каким долгим и трудным был путь, и о своих впечатлениях рассказал своим друзьям. Представьте, что вы — это Муравьишка. Выберите самого интересного «извозчика», т. е. того, кто помогал ему в пути, опишите его. Как можно точнее и расскажите о своих впечатлениях наездника.

Приложение 1.

Приложение 2.

Список литературы для чтения в подготовительной группе по лексическим темам:

Осень

А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»

А. Майков Осенние листья по ветру кружат

А. Плещеев «Осенью»        

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»

В Бианки «Прячутся»

Г. Скребицкий «Осень»

Е. Трутнева «Осень»

З. Федоровская «Осень»

И. Бунин «Листопад»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

М. Волошин «Осенью»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

М. Рапов «Ёжинька и белочка»

М. Садовский «Осень»

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Украинская народная сказка «Колосок»

Овощи        

Н. Носов «Огурцы»

Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок»

Ю. Тувим «Овощи»

Я. Тайц «Послушный дождик»

Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь»                

Фрукты, ягоды

Б. Житков «Баштан», Сад» (из книги «Что я видел»)

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко»                

Л. Толстой «Косточка», «Сажал старик яблони»

Я. Тайц «По ягоды»

Грибы

В. Даль «Война грибов с ягодами»

В. Катаев «Грибы»

В. Сутеев «Под грибом»        

С. Аксаков «Грибы»

Я. Тайц «По грибы»

Деревья

В. Сухомлинский «Внучка старой вишни»

Г. Скребицкий «Мать и кормилица»                

З. Александрова «Белая черёмуха»

И. Токмакова «Дуб»

Л. Толстой «Дуб и орешник»

М. Исаковский «Вишня»

С. Маршак «Откуда стол пришёл»

Игрушки

А. Барто «Игрушки»

В. Катаев «Цветик — семицветик»

Е. Серова «Нехорошая история»

Л. Воронкова «Новая кукла»                

С. Маршак «Мяч», «Ванька — встанька»

С. Михалков «Андрюша»

Мебель

С. Маршак «Откуда стол пришёл»

Дикие животные

В. Берестов «Заячий след»

В. Бианки «Купание медвежат», «Лис и мышонок»

В. Сутеев «Яблоко»

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

Е. Чарушин «Медвежата», «Про зайчат»

И. Бутман «Прогулка по лесу»

И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Белки», «Медвежья семья»

К. Коровин «Белка»

М. Пляцковский «Ёжик, которого можно было погладить»

М. Пришвин «Ёж», «Лисичкин хлеб»

Н. Сладков «Сушёные камни»

П. Бажов «Серебряное копытце»

П. Воронько «Испугались зайку»

С. Козлов «Большое спасибо»

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

С. Михалков «Как друзья познаются»

Русские народные сказки о животных

Рассказы о животных И. Соколова-Микитова, Л. Толстого, Е. Чарушина, В. Бианки

«Лисичка сестричка и волк» (обр. М. Булатова)

«Зимовье», «Волк и лиса» (обр. И. Соколова – Микитова)

«Заяц и ёж» (из сказок братьев Гримм)

«Заяц – хвастун» (обр. О. Капицы)

Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»

Животные жарких стран

А. Куприн «Слон»

Б. Житков «Про слона», «Обезьянка», «Как слон спас хозяина от тигра»

Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню»

Д. Самойлов «У слонёнка день рождения»

К. Чуковский «Айболит»

Р. Киплинг «Слонёнок» (пер. с англ. К. Чуковского), «Рикки – Тикки – Тави», рассказы из «Книги джунглей»

С. Баруздин «Рави и Шаши»

Посуда

А. Гайдар «Голубая чашка»

Братья Гримм «Горшок каши»

К. Чуковский «Федорино горе»

Н. Носов «Мишкина каша»

Русские народные сказки «Жихарка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин»

Почта        

С. Маршак «Почта»                

Одежда        

В. Зайцев «Я одеться сам могу»

Г. Снегирёв «Верблюжья варежка»

Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля»

Л. Воронкова «Маша-растеряша»

Л. Пеньская «Как Миша варежку потерял»

Н. Носов «Заплатка»

Н. Саконская «Где мой пальчик?»        

Ш. Перро ««Кот в сапогах» (пер. с франц. Т. Габбе)

Стройка

В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»

Г.-Х. Андерсен «Старый дом»

М. Пожарова «Маляры»

С. Баруздин «Кто построил этот дом»

Русские народные сказки «Три поросёнка», «Теремок», «Зимовье зверей»                

Семья

А. Барто «Вовка – добрая душа»

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)

А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»

В. Бианки «Аришка – трусишка»

В. Вересаев «Братишка»

В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»

В. Маяковский «Что такое хорошо»

В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово»

Д. Габе «Моя семья»

Е. Благинина «Посидим в тишине»

З. Воскресенская «Секрет»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», басни

М. Зощенко «Показательный ребёнок»

Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки»

П. Воронько «Мальчик Помогай»

Я. Аким «Неумейка»

Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого)

«Как братья отцовский клад нашли» (молд. обр. М. Булатова)

«Красная Шапочка», «Фея» (из сказок Ш. Перро)

Транспорт

А. Дорохов «Зелёный…Жёлтый…Красный!»

А. Дугилов «Моя улица»

А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»

А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение»

Б. Житков «Железная дорога» (из книги «Что я видел»)

Е. Лопатин «Отважная путешественница»

И. Туричин «Человек заболел»

М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

М. Коршунов «Едет, спешит мальчик»

М. Кривич «Школа пешехода»

М. Пляцковский «Удивительные приключения кузнечика Кузи»

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

Н. Носов «Метро», «Автомобиль», «Незнайка и его друзья» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «В путь», «Над облаками»), «Незнайка на луне»

Н. Саконская «Песенка о метро»

О. Тарутин «Для чего нам светофор»

С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица», «Велосипедист»

С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан», «Самый лучший пароход»

Древнегреческий миф «Дедал и Икар»                

Новый год

Е. Трутнева «Ёлка», «С новым годом!»

З. Александрова «Дед Мороз», «Ёлочка»

Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку»

Н. Некрасов «Мороз-воевода»

С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»

С. Дрожжин «Дедушка Мороз»

С. Маршак «12 месяцев», «Песня о ёлке»

Русские народные сказки «В гостях у дедушки Мороза», «Снегурочка», «Морозко»        

Зимние забавы

А. С. Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Зимний вечер»

А. Фет «Мама! Глянь–ка из окошка…»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

И. Суриков «Детство»

Н. Носов «На горке», «Наш каток»                

Зима

А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…»

В. Одоевский «Мороз Иванович»

Г. Скребицкий «4 художника. Зима»

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»

Е. Трутнева «Первый снег»

И. Никитин «Встреча зимы»

И. Суриков «Зима»

К. Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы»

Л. Квитко «Медведь в лесу»

Л. Чарская «Зима»

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»

Н. Сладков «Суд над декабрём»

Р. Кудашева «Зимняя песенка»

С. Дрожжин «Улицей гуляет…»

С. Есенин «Поёт зима, аукает», «Берёза»

С. Иванов «Каким бывает снег»

Ф. Тютчев «Чародейкою зимой…»

Я. Аким «Первый снег»

Русские народные сказки «Морозко», «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Снегурочка» (по народным сюжетам),

Зимующие птицы

А. Блок «Ворона»

В. Бианки «Синичкин календарь», «Терентий – тетерев»

В. Бианки «Сова»

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички»

Е. Чарушин «Воробей»

И. Соколов – Микитов «Глухари»

М. Горький «Воробьишко»

М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички»

С. Алексеев «Снегирь»

8 марта

А. Милн «Непослушная мама»

Г. Виеру «Мамин день»

Г. Фаллада «История про день, когда всё шиворот – навыворот» (из книги «Истории из Бедокурии)

Д. Габе «Моя семья»

Е. Благинина «Посидим в тишине»

Нанайская сказка «Айога»

Ненецкая сказка «Кукушка»                

Космос

А. Леонов «Шаги над планетой»

А. Митяев «12 апреля – день космонавтики»                

В. Бороздин «Первый в космосе»

В. Кащенко «Найди созвездие»

В. Медведев «Звездолёт Брунька»

К. Булычёв «Тайна третьей планеты»

Н. Носов «Незнайка на луне»

П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

Армия

А. Барто «На заставе»

А. Митяев «Мешок овсянки», «Землянка»

Е. Благинина «Шинель»

Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

С. Алексеев «Первый ночной таран»

Весна

А. Плещеев «Уж тает снег»

В. Бианки «Голубые лягушки»

Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Весна», «Счастливый жучок»

Е. Баратынский «Весна, весна»

Е. Серова «Подснежник»

И. Токмакова «Весна»

К. Паустовский «Стальное колечко»

Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Зелёный шум»

Н. Павлова «Под кустом»        

Н. Сладков «Весенние радости», «Ручей»

Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Зима недаром злится»

Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»

Я. Колас «Песня о весне»

Перелётные птицы

А. Майков «Ласточка»

А. Плещеев «Сельская песенка»

В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи»

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

В. Снегирёв «Ласточка», «Скворец»

В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Пусть будут и соловей и жук»

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»

Е. Чарушин «Журавль»

К. Ушинский «Ласточка»

Л. Толстой «Воробей и ласточки», «Лебеди»

Н. Сладков «Новый голосок»

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

Домашние животные

А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы)

В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы)

В. Осеева «Почему»

В. Сутеев «Кто сказал мяу?»

Г. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»

Д. Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»

Е. Чарушин «Кролик», «Кошка»

К. Паустовский «Кот – ворюга»

К. Ушинский «Бодливая корова», «Слепая лошадь»

Л. Н. Толстой «Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и собачка»

Н. Носов «Живая шляпа»

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый»

С. Михалков «Щенок», «Котята»

Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»

Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Сивка – бурка», «Лиса и козёл», «Петушок и бобовое зёрнышко» (обр. О. Капицы)

«Три поросёнка» (пер. С. Михалкова)

Домашние птицы

Б. Житков «Храбрый утёнок»

Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

М. Пришвин «Ребята и утята»

Н. Емельянова «Окся – труженица»

О. Донченко «Петрусь и золотое яичко»

Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим» (главы) в пер. с англ. Э. Паперной

Русская народная сказка «Петушок»

Украинская народная сказка «Колосок»        

Животные холодного климата

Г. Снегирёв «Про пингвинов», «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок», «Гага»

Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «Полярной ночью», «Разговоры во льдах», «Кто что умеет», «В тундре», «Молодой волк», «Под снегом», «Разговоры в тундре», «Загадочные истории», «Разноцветная земля»

Профессии

А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение»

Б. Заходер Стихи о профессиях

В. Маяковский «Кем быть»

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

Д. Родари «Какого цвета ремёсла», «Чем пахнут ремёсла»

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»

С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа»

С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан»        

Я. Аким «Неумейка»

Насекомые

В. Бианки «Приключения муравьишки», «Как муравьишка домой спешил»

В. Драгунский «Он живой и светится»        

В. Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук»

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

И. Крылов «Стрекоза и муравей»

К. Чуковский «Муха – цокотуха», «Тараканище»

Л. Квитко «Жучок»

М. Михайлов «Лесные хоромы»

Н. Романова «Что узнал дождевой червяк»

Э. Шим «Сказки, найденные в траве»

Рыбы

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

Е. Пермяк «Первая рыбка»

Н. Носов «Карасик»

Русские народные сказки «По щучьему веленью», «Лисичка – сестричка и серый волк»                

Цветы

А. Платонов «Неизвестный цветок»        

В. Катаев «Цветик – семицветик»

Е. Благинина «Черёмуха», «Одуванчик»

Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудка», «Подснежник»

Л. Воронкова «Золотые ключики»

М. Пришвин «Золотой луг»

Н. Павлова «Жёлтый, белый, лиловый», «Под кустом»

Н. Сладков «Весенние радости»

С. Аксаков «Аленький цветочек»

Э. Шим «Солнечная капля»

Лето

А. Толстой «Иван да Марья»

В. Александров «Август, август»

В. Бахревский «Сокровенный цветок»

В. Бианки «Купание медвежат», «Лесные домишки»

М. Пришвин «Роса»

Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»                

Школа

А. Алексин «Первый день»

А. Барто «В школу»

Л. Воронкова «Подружки идут в школу»

Дополнительная литература

Русские народные сказки и сказки народов мира

«Айога» (нанайск. в обр. Д. Нагишкина)

«Белая уточка» (из сборника сказок А. Афанасьева)

«Беляночка и Розочка» (пер. с нем. Л. Кон)

«Василиса Прекрасная»

«Голубая птица» (туркм., в обр. А. Александровой и М. Туберовского)

«Добрыня и Змей» пересказ Н. Колпаковой

«Жёлтый аист» (кит. пер. Ф. Ярлина)

«Златовласка» (пер. с чешс. К. Паустовского)

«Илья Муромец и Соловей – разбойник»

«Каждый своё получил» (эстон. в обр. М. Булатова)

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой)

«Кукушка» (ненец. в обр. К. Шаврова)

«Мальчик – с – пальчик» из сказок Ш. Перро

«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» обр. К. Ушинского

«Никита Кожемяка»

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы)

«Садко» (отрывки)

«Самый красивый наряд на свете» (пер. с япон. В. Марковой)

«Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой)

«Сивка – Бурка»

«Сынко – Филипко» пересказ Е. Поленовой

«Три золотых волоска деда Всеведа» (пер. с чешс. Н. Аросьевой)

«Финист Ясный Сокол» (обр. А. Платонова)

«Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого)

«Царевна – Лягушка»

«Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки нар. Западной Африки, пер. О. Кустовой)

«Шляпа волшебника» (пер. В. Смирнова)

А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы)

А. Волков «Волшебник Изумрудного города»

А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)

А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.)

А. Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы» (пер. со швед. Е. Соловьёвой)

А. Милн «Баллада о королевском бутерброде» (пер. с англ.)

А. Милн «Винни Пух и все – все — все» (главы) в пер. с англ. Б. Заходера

А. Митяев «Сказка про трёх пиратов»

А. Ремизов «Хлебный голос»

А. Усачёв «Про умную собачку Соню»

Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»

Б. Заходер «Серая звёздочка», «Приятная встреча»

Б. Поттер «Сказка про Джемайму Нырнивлужу» (пер. с англ. И. Токмаковой)

Братья Гримм «Бременские музыканты»

В. Бианки «Подкидыш», «Первая охота»

В. Даль «Старик – годовик»

В. Левин «Сундук», «Лошадь»

В. Осеева «Волшебная иголочка»

В. Смит «Про летающую корову» (пер. с англ.)

Г. – Х. Андерсен «Дюймовочка», «Оле – Лукойе»

Г. Сапгир «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»

Г. Скребицкий «Всяк по – своему»

Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» в пер. с англ. Н. Шерешевской

Д. Мамин – Сибиряк «Медведко»

Д. Ривз «Шумный Ба – бах» (пер. с англ.)

Д. Хармс «Очень страшная история»

Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

Д. Чиарди «О том, у кого три глаза» (пер. с англ.)

Дж. Родари «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»)

Е. Воробьёв «Обрывок провода»

Е. Носов «Как корова на крыше заблудилась»

И. Соколов – Микитов «Соль земли»

К. Драгунская «Лекарство от послушности»

К. Паустовский «Тёплый хлеб»

К. Чуковский «Телефон»

Л. Пантелеев «Буква «Ы»

Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»

М. Зощенко «Великие путешественники»

М. Москвина «Кроха»

М. Пришвин «Курица на столбах»

М. Эме «Краски» (пер. с франц. И. Кузнецовой)

Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

Н. Сладков «Неслух»

Н. Телешов «Крупеничка», «Уха»

О. Пройслер «Маленькая Баба – яга» (пер. с нем. Ю. Коринец)

П. Бажов «Серебряное копытце»

П. Ершов «Конёк – Горбунок»

Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»

С. Воронин «Воинственный Жако»

С. Маршак «Багаж», «Про всё на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч», «Кошкин дом»

С. Михалков «Дядя Стёпа»

С. Романовский «На танцах»

С. Топелиус «Три ржаных колоска» (пер. со швед. А. Любарской)

Т. Александрова «Домовёнок Кузька» (главы)

Т. Эгнер «Приключения в лесу Ёлки – на — горке» (главы) в пер. с норв. Л. Брауде

Т. Янссон «О самом последнем в мире драконе» (пер. с швед. Л. Брауде)

Ф. Зальтен «Бемби» (пер. с нем. Ю. Нагибина)

Х. Мякеля «Господин Ау» (главы) пер. в финс. Э. Успенского

Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья» (главы) в пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько

Ю. Коваль «Выстрел», «Русачок – травник», «Стожок»

Сказки А. С. Пушкина

Рассказы В. Бианки, Н. Сладкова

Рассказы В. Драгунского

Рассказы Н. Носова

Стихи о природе

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 114. 

УКМ «Перспектива»

1. Что в произведении Бианки правда, а что вымысел?

Вымыслом являются мысли и разговоры насекомых, их взаимопомощь.

Правдой оказывается описание внешности и особенностей поведения насекомых.

2. От чьего имени ведётся рассказ?

Рассказ ведётся от имени автора, писателя Валентина Бианки.

3. Что вы можете сказать об авторе рассказа?

Это человек внимательный, наблюдательный, любящий природу.

4. Расскажите, что вы знаете о В. Бианки. Найдите статью о нём в энциклопедии.

Рассказ «Краткая биография писателя Валентине Бианки» для 3 класса

Будущий писатель родился 11 февраля 1894 года в Санкт-Петербурге. Его отец был биологом и работал в орнитологическом отделении музея. Он и привил мальчику любовь к природе и всем живым существам.

Когда Бианки вырос он тоже стал орнитологом, изучал природу Алтая, путешествовал на Телецкое озеро.

В начале 20-х годов прошлого века Бианки стал писать рассказы и сказки о природе. Чуть позднее он стал публиковать «Лесную газету», книгу о животных и птицах, которая сделала писателя знаменитым.

«Лесная газета» выходила несколько лет. В ней оказались собраны лучшие рассказы и сказки писателя.

Бианки очень любил природу, он был внимательным наблюдателем, предпочитал не охотиться, а изучать. Он очень много узнал об образе жизни животных и птиц и спешил поделиться своими знаниями с читателями.

Бианки хотел, чтобы мальчики и девочки тоже полюбили природу.

Умер писатель в 1959 году в возрасте 65 лет. Он написал более 120 книг, которые до сих пор пользуются огромной популярностью.

5. Представьте себе маленьких помощников Муравьишки. Нарисуйте их в своём воображении, используя строки из рассказа.

Гусеница-землемер. Червяк-червяком. Спереди ножки и сзади — ножки. Пошёл землю мерить.

Паук-сенокосец. Ноги как ходули, между ног голова.

Жужелица. Ноги ровные, шестиногий конь.

Жучок-блошачок. Чуть от земли видно.

Кузнечик. Длинные здание ноги. Крылья за спиной.

Майский хрущ. Тяжёлый, неуклюжий конь. Жёсткие крылья, как перевёрнутые корыта.

6. Найдите в тексте опорные слова и выражения. С их помощью составьте план. Перескажите рассказ Бианки другу.

План рассказа «Приключения муравьишки» по опорным словам

  1. Дунул ветер и сорвал листок с ветки.
  2. Пошёл землю мерить.
  3. Начал паук ходули переставлять.
  4. Бежит шестиногий конь.
  5. Пружинки складные.
  6. Перенесли кузнечика через забор.
  7. Река и водомер.
  8. Крылья, как корыта.
  9. Качается Муравьишка на листовёртке.

Пересказ рассказа «Приключения муравьишки» другу для 3 класса

Однажды муравьишка забрался высоко на берёзу, загляделся на вид вокруг, но дунул ветер и сорвал лист с муравьём. Унесло муравья далеко-далеко, за деревню. Не знал он, как домой в муравейник добираться будет, и сильно расстроился.

Но встретил муравьишка гусеницу-землемера. Согласилась гусеница помочь муравьишке. Сел муравей на гусеницу, а та пошла землю мерить. Растрясла муравьишку. 

Слез муравьишка с гусеницы, паука-сенокосца увидел. Согласился паук помочь муравьишке. Сел муравей на паука, а тот давай длинные ноги, как ходули переставлять. Но медленно шёл паук, не понравилось это муравью.

Пересел он на жужелицу. Та побежала, как конь шестиногий. Вмиг до картофельных грядок довезла.

Там муравьишка пересел на жучка-блошачка. Тот хоть и маленький, а высоко прыгает. Доставил муравья до забора.

Там муравью кузнечик помог. Ноги длинные разогнул, подпрыгнул, крылья выпустил и перемахнул через забор.

А там река. Как через неё бедному муравью переправиться? А солнце уже к земле клонится. Не успевает муравей. Но помог ему клоп-водомер через реку переправиться.

А дальше уже хрущ майский на помощь спешит. Тот помчался так, что у муравья дух захватило. Доставил хрущ муравья к родной берёзе, на самой вершине высадил.

Стал муравей просить листовёртку помочь ему спуститься. А та отказала. Обиделся муравей, укусил гусеницу, а та с перепугу упала и давай паутинку разматывать. А муравей за гусеницу уцепился и спускается.

Так и добрался муравьишко до муравейника. А тут и солнце село.

7. Придумайте историю про то, как Муравьишке помогала, например, бабочка. Составьте план текста и запишите получившийся рассказ в творческую тетрадь.

План рассказа о бабочке, которая помогла Муравьишке.

  1. На высокой берёзе.
  2. Летящая бабочка.
  3. Доброта бабочки.
  4. Муравей спустился.

Рассказ о бабочке, которая помогал муравьишке для 3 класса

Опустил майский хрущ муравьишку на высокий сук и улетел. А бедный муравьишка не знает, как спуститься, ведь солнце уже садится.

Вдруг видит муравьишка, летит мимо бабочка, крылышками порхает. Стал он просить бабочку помочь ему с дерева спуститься.

Не стала отказывать бабочка, велела муравью сесть на спину и держаться крепче.

А потом спустилась к самому муравейнику. Спрыгнул муравей на землю, поблагодарил бабочку и домой поспешил. Тут и солнце село.

AVvXsEiwV9FhtoWZe6S6oUpBvLlvmgsspJAKX91H5h1Dc1QDzd9JTPZVOYrJzO8Ia6UwVxa5G 39pvEoBGZeYrgHVjjUOeuR64rfZWQBMxQHF5J9RnfKVhaPWaDHMo1zVFF VX2UIo0HcbSdvMn9jtuYTNm4ahgla85OijM 9usr spo3smqfdqOQE 8C0539Q=w400 h280

Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки «Приключения Муравьишки» и понимания основной мысли произведения.

Задачи:

образовательные:

  • расширять и накапливать читательский опыт;
  • создать условия для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения;

развивающие:

  • создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, умений сравнивать, анализировать, обобщать, коммуникативных умений;
  • развивать навык правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения;
  • развивать речь детей;
  • расширять представления об окружающем мире живой природы;

воспитательные:

  • создать условия для формирования умения работать в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

  • осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
  • использовать такие виды чтения, как изучающее, поисковое;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте, о поступках героев;
  • находить в тексте примеры, доказывающие подтверждение приведённого утверждения;
  • преобразовывать информацию из сплошного текста в схему, дополнять схему информацией из текста;
  • сопоставлять полученную информацию с информацией, полученной из других источников и жизненным опытом.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, работа в группах и в парах.

Оборудование:

Для учителя:

  • Книга В.В. Бианки «Приключения Муравьишки», другие книги писателя для выставки;
  • портрет В.В. Бианки;
  • презентация;
  • компьютер;
  • экран;
  • проектор;
  • колонки.

Для учащихся:

  • Пособие «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс»
  • карточки, на которых записано начало произведения (Приложение 1);
  • карточки с заданиями для групповой работы (Приложение 2);
  • карточки с ответами (для выбора правильного) (Приложение 3);
  • разноуровневые тестовые задания (Приложение 4);
  • ручка.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Вступительная беседа.
  4. Решение учебных задач.
    1) Речевая разминка.
    2) Работа с текстом (Чтение начала текста).
    3) Работа с иллюстрацией.
    4) Работа в группах.
    5) Проверка работы групп.
    6) Обобщение. Анализ поведения героев.
  5. Физминутка.
  6. Решение учебных задач.
    1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс».
    2) Работа в парах. Разноуровневые тесты.
    3) Проверка правильности выполнения тестов.
  7. Подведение итогов.
    1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс».
    2) Рефлексия.
  8. Домашнее задание (разноуровневое).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы отправимся в интересное путешествие.

– Давайте вместе с вами попробуем определить маршрут нашего путешествия.

Презентация

Слайд 2 (Включить звук!)

Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.

– Итак, куда мы отправляемся в путешествие? (В лес.)

– Лес – это сказочный уголок живой природы, который нас радует в любое время года, завораживает и притягивает своей красотой, тайнами и загадками.

– В путешествие мы отправимся с героями книги, которую вы читали дома.

– Как называется эта книга? Расставив правильно буквы, вы вспомните её название.

Слайд 3

РЕКЯЛИЧПЮНИ УИАШРЬКМВИ

(«Приключения Муравьишки»)

– О чём рассказывается в этой книге?

– Сегодня на уроке мы попробуем разобраться, кого мы называем настоящими друзьями? И есть ли такие друзья у животных?

И поможет нам в этом книга «Приключения Муравьишки», которую написал… (В.В. Бианки)

III. Вступительная беседа.

Слайд 4

– Родился Виталий Валентинович Бианки в 1894 г. в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию.

В. Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которых он написал около трёхсот.

Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные научные сведения о природе.

IV. Решение учебных задач.

1) Речевая разминка.

Слайд 5

2) Работа с текстом (Чтение начала текста).

В процессе работы над произведением проводится словарная работа.

– Итак, вместе с героями В.В. Бианки мы отправляемся в путешествие.

– Прочитайте начало произведения. Приложение 1

(Дети вслух «цепочкой» читают начало произведения).

– Какие научные сведения содержит этот отрывок?

(У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, – все домой бегут. Сядет солнце,– муравьи все ходы и выходы закроют – и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.)

– А что вы узнали о самом Муравьишке?

3) Работа с иллюстрацией.

– Кто же первым пришёл на помощь Муравьишке?

(Гусеница-Землемер).

– Найдите в тексте и прочитайте этот эпизод.

Слайд 6

– А кто ещё помогал Муравьишке?

4) Работа в группах. Приложение 2, Приложение 3

– По описанию узнайте героя произведения, помогавшего Муравьишке.

– Положите карточку с названием и изображением этого героя.

(Дети читают описание животного, выбирают карточку, соответствующую его названию).

5) Проверка.

Дети выходят к доске и прикрепляют таблички с названием и изображением животных в том порядке, который соответствует сюжету.

Сообщения детей.

Дополнительная научная информация об этих животных.

Дети рассказывают о том, что они узнали об этих насекомых из научной литературы, из Интернета.

– Что узнали о насекомых из книги В.В. Бианки?

– Что нового об этом узнали из рассказов детей?

Слайды 7 – 14

6) Обобщение. Анализ поведения героев.

– Кто же помог Муравьишке добраться домой?

Слайд 15

– Можем ли мы назвать этих животных друзьями Муравьшки? Обоснуйте своё мнение.

– Все ли насекомые сразу соглашались помочь Муравьишке?

– Кто отказал ему? (Гусеница – Листовёртка).

– Почему она отказала? (Она была занята работой).

– Как на это отреагировал Муравьишка? (Укусил гусеницу).

– Прочитаем этот отрывок по ролям.

– Давайте попробуем рассудить, кто из них (Муравьишка или Гусеница – Листовёртка) поступили не совсем правильно?

– Какой вывод для себя мы должны сделать, проанализировав поступки этих героев?

(Надо просить о чём-то вежливо. И отказывать надо в том случае, если действительно ничем не можем помочь. Но отказывать надо так, чтобы не обидеть другого.)

V. Физминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше!

VI. Решение учебных задач.

1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс»

Задание для суперчитателя (Задание А, с. 10).

– Ребята, давайте проложим маршрут Муравьишки.

Продолжается работа с текстом (выборочное чтение).

Дети определяют маршрут путешествия Муравьишки, рисуют его в пособии (Задание А, с. 10).

– Кто помогал Муравьишке на каждом из этапов его путешествия?

Слайд 16

2) Работа в парах. ТЕСТ «Приключения Муравьишки» Приложение 4

– Ребята, а теперь я предлагаю вам ответить на вопросы теста. Посоветовавшись с соседом по парте, вы должны выбрать правильный ответ на вопрос.

Тесты двух уровней:

Уровень 1 – есть картинки-подсказки.

Уровень 2 – нет картинок-подсказок.

Двое учащихся работают с интерактивным тестом (Уровень 2, нет картинок-подсказок. Картинки появляются при нажатии на кнопку с правильным ответом).

Слайды 17–22

3) Проверка правильности выполнения тестов.

Слайд 23

– Ребята, а по каким признакам вы догадались, что события происходят летом?

(Скошенная трава, картофельная ботва…)

VII. Подведение итогов.

– Понравилось вам произведение В.В. Бианки «Приключения Муравьишки»?

– Что нового о жизни животных вы узнали?

– Что вас удивило?

– Что заинтересовало?

– Вернёмся к вопросу, которые мы задали себе вначале урока: есть ли друзья у муравьёв, жучков и других насекомых?

– Оказывается, и животным свойственны такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь.

– Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор своим произведением?

– Произведения В.В. Бианки сказочные, потому что в них и животные, и растения могут разговаривать, думать, переживать. Но во многих сказках есть научное обоснование многих явлений природы и особенностей жизни растений и животных!

И мы должны заботиться и бережно относиться ко всему живому, будь то огромное красивое животное или крошечное, неприметное насекомое!

1) Работа с пособием «Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс».

Работа с «Экраном читателя». Заполнение таблицы (с. 35).

Дети вписывают название книги «Приключения Муравьишки» в столбике «Рассказы о животных» Виталия Бианки. Смайликом отмечают свои впечатления об этой книге.

2) Рефлексия.

Слайд 24

  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Теперь я знаю, что…

VIII. Домашнее задание.

– Если вы не хотите расставаться с героями произведения «Приключения Муравьишки», дома вы можете выполнить задания (на выбор):

  1. Задания для суперчитателя (Задание Б, с. 10) и заселить муравейник друзьями Муравьишки.
  2. Приготовить пересказ понравившегося отрывка от лица Муравьишки.

– Можно выполнить оба задания.

– А ещё к следующему занятию я предлагаю вам познакомиться с другим произведением В.В. Бианки – «Лесные домишки».

– Если книге встретятся непонятные слова, запишите их в «Толковый словарь» «Портфеля читателя» (с. 30)

Слайд 25

– И мы продолжим знакомиться с удивительным миром природы, раскрытым в рассказах и сказках этого замечательного писателя.

Использованные ресурсы:

  • ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8,_%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
  • www.novafisha.ru/images/kino/news_b1996.jpg

  • Рассказ белый бим черное ухо читать полностью
  • Рассказ белозерова как медведица рыбу ловила
  • Рассказ беременна от зятя
  • Рассказ белолобый чехов краткое содержание
  • Рассказ бена ганна из острова сокровищ