Рассказ безумная евдокия краткое содержание

Автор на чтение 11 мин. опубликовано 13.03.2021 тема анатолий алексин безумная евдокия порою, чем дальше уходит дорога жизни, тем с

На чтение 11 мин. Опубликовано

Тема

Анатолий Алексин Безумная Евдокия

Порою, чем дальше уходит дорога жизни, тем с большим удивлением двое, идущие рядом, вспоминают начало пути. Огни прошлого исчезают где-то за поворотом… Чтобы события на расстоянии казались все теми же, теми же должны остаться и чувства.

А у нас-то с Надюшей где был тот роковой поворот? Сейчас, когда несчастье заставило оглянуться назад, я его, кажется, разглядел. И если когда-нибудь Надя вернется…

Мысленно я все время готовлюсь к тому разговору. Это, я думаю, еще не стало болезнью, но стало моей бессонницей, неотступностью. Ночами я веду диалог, в котором участвуем мы оба: Надя и я. Сюжет диалога всегда одинаков: это наша с ней жизнь.

Если прошлое вспоминается «в общем и целом», оно, наверное, умерло или просто не имеет цены. Лишь детали воссоздают картину. Подчас неожиданные, когда-то казавшиеся смешными, они с годами обретают значительность.

Так сейчас происходит со мной.

Но почему все, о чем я теперь вспоминаю, так долго не обнаруживало себя?

Я должен восстановить разрозненные детали. Быть может, собравшись вместе, они создадут нечто цельное?

* * *

Мы с Надей работали в конструкторском бюро на одном этаже, но в разных концах коридора. Встречаясь, мы говорили друг другу «здрасьте!», не называя имен, потому что не знали их.

Когда же меня вместе с чертежной доской решили переселить в Надину комнату, некоторые из ее коллег запротестовали: «И так уж не протолкнешься!»

— Одним человеком меньше, одним больше… — стал убеждать представитель дирекции.

— Это смотря какой человек! — сказала Надюша.

Потом, возникая из-за своей чертежной доски, словно из-за ширмы кукольного театра, я нарочно встречался с Надей глазами и улыбался, чтобы она поверила, что я человек неплохой. С той же целью я пригласил ее однажды на концерт знаменитой певицы.

— Пойдемте… Я тоже пою! — сказала она. И добавила: — Правда, есть одно затруднение: у меня насморк и кашель. Таких зрителей очень не любят.

Но именно там, в Большом зале Консерватории, я ее полюбил. В течение двух отделений Надя героически старалась не кашлять и не чихать. А когда знаменитую певицу стали вызывать на «бис», она шепнула:

— У вас нет платка? Мой абсолютно промок. Вот уж не ожидала от своего маленького носа такой бурной активности!

Она напоминала ребенка, который в присутствии гостей, повергая родителей в ужас, может поведать обо всех своих намерениях и выдать любые тайны семьи.

«Милая детская непосредственность…» — говорят о таких людях. Надина непосредственность никогда не была «милой» — она была удивительной. Покоряющей… Ее синонимом была честность. Я-то ведь не отважился сообщить ей, что сочиняю фантастические рассказы, которые никто не печатает! Тем более что, как я узнал окольным путем, она этот жанр не любила:

— Столько фантастики в реалистических произведениях!..

А когда я сказал Надюше, что мечтаю на ней жениться, она ответила:

— Только учтите, у меня есть приданое: порок сердца и запрет иметь детей.

— В вас самой столько детского! — растерянно пошутил я.

— С годами это может стать неестественным и противным, — ответила Надя. — Представьте себе пожилую даму с розовым бантиком в волосах!

— Но ведь можно, в конце концов, и без…

— Нет, нельзя, — перебила она. — Представляете, какая у нас с вами была бы дочь!

С той поры иметь дочь стало нашим главным желанием. Будущие родители обычно мечтают о сыновьях, а мы ждали дочь.

«Ясно… Запретный плод!» — говорили знакомые. Эти восклицания были не только банальными, но и неточными. Надюша, мало сказать, не прислушивалась к запретам врачей — она просто о них забыла. И только глаза, которые из-за припухлости век становились по утрам вроде бы меньше и уже, напоминали о том, что порок сердца все-таки есть.

— Почти всех женщин беременность украшает. На ком ты женился? — говорила Надюша, разглядывая себя в зеркале по утрам.

Другие мечтали о сыновьях. А мы ждали Оленьку. И она родилась.

«Она не могла поступить иначе, — написала мне Надюша в своей первой записке после того, как нас на земле стало трое. — Меня полгода держали в больнице. Разве она могла обмануть мои и твои ожидания? Спасибо ей!» С этой фразы, я думаю, все началось. Эта фраза перекинула мост и в тот страшный день, который разлучил нас с Надюшей. Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца…

* * *

Это было воскресенье. По радио началась передача «С добрым утром!».

Надя вместе с картошкой, которую она чистила, переместилась поближе к приемнику.

— Не пою сама, так хоть послушаю, как поют другие, — сказала она.

— А разве ты уже… не поешь? — удивился я.

— А разве ты не заметил?

— Я как-то… Пожалуйста, не сердись.

— Наоборот, я горжусь: незаметно уйти со сцены — это искусство.

Надя любила подтрунивать над собой. Я знал, что на это способны только хорошие и умные люди.

Жизнерадостные голоса, женский и мужской, попеременно, как бы забегая из радиоприемника к нам в комнату, желали, чтобы утро для всех было ясным и добрым.

В дверь постучали.

— Звонок не работает, — сказала Надюша. — Пробки, что ли, перегорели?

Стоило мне прикоснуться к замку, как по ту сторону двери вскрикнули:

— Оля дома?

Я увидел на пороге Евдокию Савельевну, классную руководительницу нашей Оленьки, и двух Олиных одноклассников — Люсю и Борю. «Вырос Боря нам На горе!» — пошутила однажды Оленька.

Она часто и легко переходила на рифмы.

Боря был самым высоким в классе и всегда что-нибудь или кого-нибудь собой загораживал. А тут он хотел, чтобы Евдокия Савельевна сама его от меня заслонила, и поэтому неестественно пригибался.

Хрупкая Люся тоже пряталась за громоздкой, но очень подвижной фигурой своей классной руководительницы. Евдокия Савельевна была в брюках, старомодной шляпе с обвислыми полями и с рюкзаком за спиной.

— Оля дома? — повторила она.

— Нет.

— Она не вернулась?!

— Нет.

— Как… нет?! Что вы говорите?

— Она же ушла вместе с вами. В поход.

— Это так. Это, безусловно, так. Но вчера вечером она куда-то исчезла.

Я почувствовал, что сзади, за мной, стоит Надя. Она не сказала ни слова. Но я почувствовал, что она сзади.

— И ночью Оленьки не было? — полушепотом-полукриком спросил я.

Они молчали. Это было ответом, который заставил Надюшу за моей спиной произнести:

— Где же она теперь? — Я не узнал Надиного голоса. Не уловил привычных для меня интонаций.

Трудное умение взглянуть на события собственной жизни со стороны, спокойное чувство юмора всегда помогали Наде удерживать себя и меня от радостной или горестной истерии.

— Ты бы одолжила мне свое чувство юмора, — как-то попросил я ее.

— У меня… юмор? Смешно! — сказала она. — Но свой собственный сбереги. Он помогает смягчать крайние человеческие проявления.

— Эти проявления всегда очень опасны, — сказала она в другой раз. — Потому что отрывают человека от людей и делают его одиноким.

— Не понимаю, — сознался я.

— Значит, виноват объяснявший! Мы часто излагаем то, о чем размышляли целые годы, так, будто и наш собеседник размышлял вместе с нами. И еще удивляемся: почему он не понимает нас с полуслова!..

Я любил, когда Надюша мне что-нибудь растолковывала: она делала это легко, не настырно. «Преподавай она в школе, все были бы отличниками», думал я.

— Вот и растолкуй мне… О вреде, как ты сказала, «крайних человеческих проявлений»!

— Верней, о бестактности их, — сказала она. — Это как раз очень ясно. Например… Когда слишком уж бурно ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать. А упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми!

Что-то подобное Надюша сказала мне и в тот день, когда я, потеряв от счастья человеческий облик, переносил Оленьку из родильного дома в такси.

В соседнюю машину с такими же шашечками на боках садились, как рассказывала мне потом Надя, жена и муж, сын которых, в результате родовой травмы не двигался.

…И вот впервые Надя изменила себе. Ее тревога не знала границ, не могла щадить окружающих.

— Где же она… теперь? — повторила Надюша.

Потрясенный ее состоянием, я крикнул:

— Оля просто не вынесла. Всему есть предел!

Я сказал так, потому что именно они, те трое, все еще стоявшие за порогом, были причиной частых страданий и слез нашей дочери.

— Сейчас уже утро. А ее нет! Ее нет… Где же она?! Куда же она?.. — спрашивала меня Надя.

Она сама приучила меня чаще задавать сложные вопросы, чем отвечать на них. Поэтому я беспомощно повторял одну и ту же нелепую фразу:

Следующая → Перейти к странице Автор книги Анатолий Алексин

Аннотация

Анатолий Алексин

Безумная Евдокия 

Порою, чем дальше уходит дорога жизни, тем с большим удивлением двое, идущие рядом, вспоминают начало пути. Огни прошлого исчезают где-то за поворотом… Чтобы события на расстоянии казались все теми же, теми же должны остаться и чувства.

А у нас-то с Надюшей где был тот роковой поворот? Сейчас, когда несчастье заставило оглянуться назад, я его, кажется, разглядел. И если когда-нибудь Надя вернется…

Мысленно я все время готовлюсь к тому разговору. Это, я думаю, еще не стало болезнью, но стало моей бессонницей, неотступностью. Ночами я веду диалог, в котором участвуем мы оба: Надя и я. Сюжет диалога всегда одинаков: это наша с ней жизнь.

Если прошлое вспоминается «в общем и целом», оно, наверное, умерло или просто не имеет цены. Лишь детали воссоздают картину. Подчас неожиданные, когда-то казавшиеся смешными, они с годами обретают значительность.

Так сейчас происходит со мной.

Но почему все, о чем я теперь…

anatolij-aleksin-bezumnaya-evdokiya.jpg

  • Название:Безумная Евдокия
  • Автор:Анатолий Алексин
  • Издательство:Детская литература
  • Жанр:Детскиая проза / Современная проза / на русском языке
  • Год:1979
  • Язык:Русский
  • Рейтинг книги:4.5 / 5
  • Ваша оценка:
  • Избранное:Добавить книгу в закладки

Безумная Евдокия: краткое содержание, описание и аннотация

Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Безумная Евдокия»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

Уважаемые правообладатели! Эта книга опубликована на нашем сайте на правах партнёрской программы ЛитРес (litres.ru) и содержит только ознакомительный отрывок. Если Вы против её размещения, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на info@libcat.ru или заполните форму обратной связи.

cover.jpg

Автор: Алексин Анатолий

Жанр: Детская проза

Порою, чем дальше уходит дорога жизни, тем с большим удивлением двое, идущие рядом, вспоминают начало пути. Огни прошлого исчезают где-то за поворотом… Чтобы события на расстоянии казались все теми же, теми же должны остаться и чувства….

  • Скачать в формате FB2(51 КБ)
  • Скачать в формате EPUB(64 КБ)
  • Скачать в формате RTF (DOC)(26 КБ)
  • Скачать в формате HTML(47 КБ)
  • Скачать в формате TXT(24 КБ)

Какой формат выбрать?

Похожие книги

  • Что за безумная вселенная! — Браун Фредерик
  • Безумный король — Берроуз Эдгар
  • Безумная страсть — Гамильтон Диана
  • Безумная погоня — Джеймс Элоиза
  • Безумный экстаз — Гудмэн Джо
  • Моя безумная фантазия — Рэнни Карен
  • Безумный снайпер — Дэвидсон Аврам
  • Безумный магазинчик — Волкова Ирина
  • Безумная полночь — Дэвис Мэгги
  • Безумная парочка — Джойс Элберт
  • Безумное такси — Граков Александр
  • Безумный корабль (Часть 1) — Хобб Робин
  • Безумный корабль (Часть 2) — Хобб Робин
  • Безумный корабль (Часть 3) — Хобб Робин

Используемые источники:

  • https://mir-knig.com/read_383036-1
  • https://readli.net/bezumnaya-evdokiya/
  • https://libcat.ru/knigi/proza/detskiaya-proza/160708-anatolij-aleksin-bezumnaya-evdokiya.html
  • https://bookscafe.net/book/aleksin_anatoliy-bezumnaya_evdokiya-1026.html

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безумная евдокия раздел имущества». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Слушание дела было назначено на двенадцать часов.

А я прибежала к одиннадцати утра, чтобы заранее поговорить с судьей, рассказать ей о том, о чем в подробностях знала лишь я.

Народный суд размещался на первом этаже и казался надземным фундаментом огромного жилого дома, выложенного из выпуклого серого камня. «Во всех его квартирах, — думала я, — живут и общаются люди, которых, вероятно, не за что судить… Но рассудить нужно многих. И вовремя, чтобы потом не приходилось выяснять истину на первом этаже, где возле двери, на стекле с белесыми островками было написано: «Народный суд».

Каждый воспринимает хирургическую операцию, которую ему приходится вынести, как едва ли не первую в истории медицины, а о смерти своей мыслит как о единственной в истории человечества. Суд, который был назначен на двенадцать часов, тоже казался мне первым судом на земле.

Однако за два часа до него началось слушание другого дела. В чем-то похожего… Но только на первый взгляд, потому что я в тот день поняла: судебные разбирательства, как и характеры людей, не могут быть близнецами.

Комната, которая именовалась залом заседаний, была переполнена.

Сквозь щель в дверях, обклеенных объявлениями и предписаниями, я увидела судью, сидевшую в претенциозно-высоком кресле. Ей было лет тридцать, и на лице ее не было величия человека, решающего судьбы других.

Склонившись над своим торжественным столом, как школьница над партой, она смотрела на длинного, худого, словно выдавленного из тюбика, мужчину, стоявшего ко мне спиной, с детским недоумением и даже испугом… Хотя для меня она сама была человеком с пугающей должностью.

Народных заседателей сквозь узкую щель не было видно.

Неожиданно дверь распахнулась, и в коридор вывалилась молодая, дебелая женщина с таким воспаленным лицом, будто она была главной героиней всего происходившего в зале. Женщина, ударив меня дверью, не заметила этого. Мелко дрожащими пальцами она вытащила сигарету, поломала несколько спичек, но наконец закурила, плотно закупорив собой вновь образовавшуюся щель. Она дымила в коридор, а ухом и глазом, как магнитами, притягивала к себе все, что происходило за дверью.

— Кого там судят? — спросила я.

Женщина мне не ответила.

— Мама, поймите, я хочу, чтобы все было по закону, по справедливости,

— донесся из зала сквозь щель слишком громкий, не веривший самому себе голос мужчины, выдавленного из тюбика.

Возникла пауза: наверное, что-то сказала судья. Или мама, которую он называл на «вы».

— Что там? — вновь обратилась я к женщине с воспаленным лицом.

Она опять меня не услышала.

На улице угасающее лето никак не хотело выглядеть осенью, будто человек пенсионного возраста, не желающий уходить на «заслуженный отдых» и из последних сил молодящийся.

В любимых мною романах прошлого века матерей часто называли на «вы»:

«Вы, маменька…» В этом не было ничего противоестественного: у каждого времени своя мода на платья, прически и манеры общения. В деревнях, я знала, матерей называют так и поныне: там трудней расстаются с обычаями.

Но в городе это «вы» всегда казалось мне несовместимостью с веком, отчужденностью, выдававшей себя за почтительность и деликатность.

«По закону, по справедливости…» — похожие слова я слышала совсем недавно из других уст. Их чаще всего, я заметила, употребляют тогда, когда хотят встать поперек справедливости: если все нормально, зачем об этом кричать? Мы же не восторгаемся тем, что в наших жилах течет кровь, а в груди бьется сердце. Вот если оно начнет давать перебои…

На улице как-то неуверенно, не всерьез, но все же заморосил дождь. Я вернулась в коридор и опять подошла к женщине, превратившейся, казалось, в некий звукозаписывающий аппарат.

— Перерыв скоро будет, не знаете? — спросила я, поскольку в коридоре, кроме нее, никого не было.

Она оторвалась от щели и шепотом крикнула мне: «Не мешайте!» — словно присутствовала на концерте великого пианиста и боялась упустить хоть одну ноту, хоть один такт.

«Наверняка должен скоро быть, — решила я. — И можно будет поговорить, посоветоваться…»

Всю ночь я репетировала свой разговор с судьей. Придумывала фразы, которые, я надеялась, услышав от меня, она запомнит и повторит во время судебного разбирательства.

Но беседа оттягивалась, и я, подобно студентке перед экзаменационной дверью, стала вновь как бы заучивать факты, аргументы и даты. Они незаметно вытянулись и ленту воспоминаний — не только моих собственных, но и чужих, которые при мне повторялись так часто, что тоже стали моими.

Я знала, что прежде существовали «родовые поместья», «родовые устои», «родовая знать»…

А у меня была родовая травма. Врач-акушер на миг растерялась, замешкалась. И в моей еще ни о чем не успевшей поразмышлять голове произошло кровоизлияние, но, как сказал, утешая маму, один из лечивших меня врачей, «ограниченного характера». Характер был «ограниченный», а ненормальность охватила весь мой организм и стала всеобщей. Собственных впечатлений о том первом дне жизни у меня, к сожалению, не сохранилось.

Но история моей болезни вошла в историю: не потому, что я заболела, а потому, что в конце концов вылечилась. Это был уникальный случай. И мой младенческий кретинизм даже попал в учебники. Прославиться можно разными способами!

Я благоговела перед врачами. С заискивающей надеждой заглядывала им в глаза… Но не раз думала и о том, что вот так, от одного неловкого движения акушера зависит вся человеческая жизнь: Моцарт не станет Моцартом, а Суриков или Поленов не смогут держать кисть в руке, не подчиняющейся рассудку. Да и простые смертные вроде меня будут приговорены к вечным страданиям. Из-за одного неловкого движения человека, который не имеет права на такое движение, ибо еще более, чем судья, определяет будущую человеческую жизнь, а в случае минутной ошибки выносит незаслуженный приговор и всем, кто к этой жизни причастен.

  • А тем временем где-то…
  • Безумная Евдокия
  • В стране вечных каникул
  • В тылу как в тылу
  • Домашнее сочинение
  • Домашний совет
  • Звоните и приезжайте
  • Коля пишет Оле. Оля пишет Коле
  • Мой брат играет на кларнете
  • Очень страшная история
  • Подумаешь, птицы
  • Раздел имущества
  • Самый счастливый день
  • Саша и Шура
  • Сердечная недостаточность
  • Сигнальщики и горнисты
  • Третий в пятом ряду
  • Три мушкетёра в одном купе
  • А тем временем где-то…
  • Безумная Евдокия
  • В стране вечных каникул
  • В тылу как в тылу
  • Домашнее сочинение
  • Домашний совет
  • Звоните и приезжайте
  • Коля пишет Оле. Оля пишет Коле
  • Мой брат играет на кларнете
  • Очень страшная история
  • Подумаешь, птицы
  • Раздел имущества
  • Самый счастливый день
  • Саша и Шура
  • Сердечная недостаточность
  • Сигнальщики и горнисты
  • Третий в пятом ряду
  • Три мушкетёра в одном купе

Человек, от которого ведется повествование, вспоминает свой жизненный путь, который ему очень напоминает дорогу. Анализируя, он пытается разобраться, где именно находится поворот, за которым скрывается самое начало. Он старается подготовиться к предстоящему разговору с супругой. Он старается подготовиться к предстоящему разговору с супругой. Ночами он очень плохо спит, так как старается вспомнить все тонкости и детали, при помощи которых сможет вернуться ко дню, изменившему многое.

Знакомство с будущей супругой, которую звали Надежда, у рассказчика произошло в конструкторском бюро. На тот момент они оба там трудились. У Надежды было потрясающее чувство юмора, а так же непосредственность. Именно благодаря этим качествам она и сумела зацепить мужчину. Помимо этого, Надежда была очень честным человеком. Поэтому она не стала скрывать, что у неё большие проблемы со здоровьем. У Нади было больное сердце, поэтому о детях не могло быть и речи. Но они безумно мечтали о дочери.

Маша Миронова — это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По натуре робкая, боялась даже ружейного выстрела.
Она была дочерью капитана Белогорской крепости. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в крепости не было. Мать ее, Василиса Егоровна, говорила о ней: «Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою».

Познакомившись с Гриневым, Маша полюбила его. После ссоры Швабрина с Гриневым она рассказала Гриневу о предложении Швабрина стать его женой.

Подробнее…

Девочке Вере, скажем прямо, с родителями не повезло. Хотя чисто внешне кажется — семья как семья. Есть папа и мама. Оба работают. Ребенка обеспечивают. Заботятся, чтобы последствия родовой травмы регулярно контролировали лучшие врачи. Однако Алексин всей силой своего таланта доказывает своему читателю, что все это — не то… Он умело подводит нас к той мысли, что при воспитании детей мало быть их биологическим отцом или матерью. Важно самому обладать душой, излучать вокруг себя в семье атмосферу любви, терпения, заботы. А этого качества по разным причинам нет ни у матери Веры, ни у отца…

Расскажем подробнее о родителях девочки. Мама — Софья Васильевна — работает в инспекции по охране природной среды. Она — типичная карьеристка, и даже непротив закрутить служебный роман. К работе относится серьезно, а к семье — легкомысленно. Лишь бы внешне все было благочинно. Она из эгоизма разрушила мужнин талант художника. Ведь чтобы живописец состоялся, необходима поддержка супруга (супруги). Поскольку у папы Веры его наставники отмечали свой творческий стиль, карьера была гарантирована. Следовало лишь пережить 2-3 года лишений, безденежья. Софье Васильевне надо было бы вдохновлять мужа на создание очередных шедевров, успокаивать его при неудачах. Но супруге хотелось заработка немедленно. Потому она, обладая более сильным характером, убедила мужа не заниматься творчеством, а просто копировать картины на продажу. Ее не трогало, что таким образом с творчеством было покончено. А потом, когда подвернулась более прибыльная работа экскурсоводом, папа Веры оказался на ней.

О наличии «противоречий» и «темных» мест в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» написано немало. Одни исследователи считают, что времени после создания произведения прошло так много, что его смысл вряд ли уже будет когда-либо разгадан (в частности, Ю. М. Лотман); другие пытаются придать «незавершенности» некий философский смысл. Однако «неразгаданность» романа имеет простое объяснение: он просто невнимательно прочитан.

Говоря о романе в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведенной картине русского общества. «Евгений Онегин», считает критик, есть поэма историческая, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица.

Подробнее…

Роман “Война и мир” – крупнейшее произведение мировой литературы. В нем одном сочетается прекрасное изображение исторических событий, великолепно изображена “Диалектика души”, с большой точностью показаны исторические личности, и, наконец, отлично описаны несколько совершенно разных семей. Вообще весь роман протекает по нескольким параллельным сюжетным линиям, так или иначе переплетающимся. Значит и главных героев в романе несколько. А именно: Пьер Безухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский. У Пьера семья не совсем большая: сестры, дочери его отца и его жена, которую он никогда не любил. Семья Ростовых гораздо больше, но не она нас интересует, нас интересует семья князя Андрея Болконского. Она поменьше семьи Ростовых, но это не преуменьшает интерес к ней читателя и автора. Наоборот, быт этой семьи описывается даже больше и лучше, нежели аналогичное описание, касающиеся Ростовых.

Подробнее…

В вопросе о нравственной проблематике в прозе Солженицына хотелось бы обратить внимание на рассказ «Матренин двор», который изначально назывался «Не стоит село без праведника». И праведник этот — Матрена Васильевна, одинокая женщина лет шестидесяти, без средств к существованию, но бескрайне добрая, готовая отдать то малое, что у нее есть. А окружающие ее люди с жадностью это берут, да еще и осуждают Матрену за безвозмездную отзывчивость — «глупая, помогала чужим людям бесплатно». Такой образ настоящей русской души рисует Солженицын. А между тем Матрене очень нелегко пришлось в жизни — ее муж ушел на войну и не вернулся, все шестеро детей умерло — «до трех месяцев не доживали и не болея ничем».

Подробнее…

Краткое содержание «Безумная Евдокия»

Мама давно унижает отца и не уважает его. С ней, в свою очередь, в открытую заигрывает один из ее беспринципных и корыстолюбивых сотрудников, которого зовут Антоном Александровичем. Вера иронично называет его соратником мамы в борьбе за окружающую среду. Этот человек способен на подлости. Он даже пытается дарить подарки Вере, но умная девочка отказывается от них.

Она жалеет отца, который вжился в роль подкаблучника и неудачника и безвольно плывет по реке жизни.

Суд по разделу имущества (отсюда и название повести) несет в себе опасность распада семьи. Но девочка Вера, успевшая познать добро и поэтому исцелиться, оказывается мудрее своих родителей. Она нивелирует весь процесс, отказываясь остаться с кем-либо из них, заявив, что уйдет с той частью имущества, которая отойдет к бабушке.

В центре повести — история главного героя рабочего Вощева. Уволившись с завода, он попадает в бригаду землекопов, готовящих котлован для фундамента общепролетарского дома. Рабочие котлована, воодушевленные идеей сплошной коллективизации, принимают участие в раскулачивании крестьян близлежащих деревень. Реальные события принимают фантастические формы. Крестьяне, не ожидая от советской власти ничего хорошего, при жизни сооружают себе гробы. Раскулаченных мужиков отправляют вниз по реке жизни.

На котловане появляются разные люди, одни остаются работать, другие исчезают. В процессе работы они забывают прошлое, не видят настоящего, живут мечтами о новой жизни.

Подробнее…

В повести Алексина присутствуют главные и второстепенные герои. Каждый из них вносит свой вклад в развитие сюжета. Центральные персонажи:

  • Рассказчик — благородный и честный мужчина средних лет.
  • Надежда — женщина, страдавшая тяжёлым заболеванием. Ради ребёнка героиня забыла обо всех своих интересах.
  • Оля — эгоистичная и высокомерная школьница, обладающая разными талантами.
  • Евдокия Савельевна — принципиальная и ответственная классная руководительница Ольги.

Немалую роль в этом произведении играют герои второго плана. Благодаря им, история становится гораздо интереснее. Характеристика второстепенных героев:

  • Люся Катунина — близкая подруга Ольги, девушка была очень скромна и умела любить по-настоящему.
  • Борис Антохин — первый красавчик в школе, полюбивший Ольгу.
  • Митя Калягин — самый умный ученик, которым гордилась Евдокия Савельевна.

На протяжении всего сюжета произведения герои неоднократно взаимодействуют друг с другом.

Впервые повесть была опубликована в журнале «Юность » №6 за 1976 год. Тираж составил 2 660 000 экземпляров. Повесть была переиздана более сорока раз; общий тираж составил более 10 миллионов экземпляров. В 1978 году, — в составе пяти повестей Алексина,- она была награждена Государственной премией СССР.

Ни одна из алексинских повестей не вызывала столь широкого и противоречивого отклика в прессе. Появилось свыше восьмидесяти рецензий, защищавших нравственную позицию Евдокии Савельевны, или отрицавших эту позицию; осуждавших юную эгоистку, либо оправдывавших Оленьку… .

По повести также был поставлен радиоспектакль «Безумная Евдокия». Повесть «„Безумная“ Евдокия» была переведена на:

Спустя шестнадцать лет чувства героев не угасли, и они относились друг к другу с уважением. Их идиллия становилась ещё крепче от большой любви к дочке Оле. Всё поменялось в одно мгновение. В дом к супругам пришла классная руководительница девочки Евдокия Савельевна в сопровождении двух одноклассников Оли — Бориса и Люси. Женщина сообщила родителям, что их дочь вчера вечером ушла вместе с одноклассниками в поход и больше её никто не видел.

Евдокия Савельевна практически не задумывалась о том, как она выглядит, и со стороны казалась очень неопрятной. Несмотря на это, она всеми силами пыталась привить ученикам чувство прекрасного. Однажды Оля не сдержалась и назвала классную руководительницу «безумной Евдокией».

Дочь Надежды и рассказчика ходила в художественную школу и занималась изучением иностранного языка. По этой причине у Оли практически никогда не было свободного времени, и она не посещала классные собрания, которые организовывала учительница. Тем самым девочка вынудила Евдокию Савельевну относиться к ней негативно.

Близкой подругой Ольги была Люся. Катунина была в восторге от талантов героини. Она и сама любила рисовать, но дальше классных стенгазет не заходила. Дружба между девушками ухудшись, когда Оля не взяла Люсю с собой на встречу с известным художником.

Самым популярным мальчиком в школе был Боря Антохин. Юноша не пытался вскружить головы девушкам. У него было другое занятие — Борис воплощал в жизнь все идеи своей классной руководительницы. Антохин был очень красив внешне, но Ольга не испытывала к нему тёплых чувств.

Как-то раз Евдокия решила сводить девятиклассников по местам боевой славы её любимого ученика — Мити Калягина. В настоящее время юноша работал водителем самосвала, но в годы оккупации немцами он вёл себя как настоящий герой.

Добравшись до станции, школьники остановились на ночлег. Через некоторое время Оля пропала. Евдокия Савельевна тут же сообщила в полицию и обзвонила все больницы. Позвонила даже Мите Калягину, но об ученице не было никаких новостей.

Надежда винила в произошедшем себя, ведь это она уговорила дочь пойти вместе с классом. Вскоре позвонили из милиции и пригласили семью на опознание. От одной мысли, что там могла оказаться её дочь, женщине стало очень плохо. В этот момент домой вернулась счастливая Оля, с букетом в руках. Надежда пережила сильнейший стресс и начала повторять одну и ту же фразу «Я не узнаю её».

Надю положили лечиться в психиатрическую больницу. Из разговора с классной руководительницей дочери мужчина узнал, что Оля была настоящей эгоисткой. Девочка издевалась над всеми окружающими. Смеялась над чувствами Бориса и предала свою подругу Люсю, рассказав всем её семейную тайну. Евдокия пыталась вразумить девушку, но у неё ничего не получилось.

Евдокия вовсе не была безумной, она была мудрой и доброй женщиной. Она точно знала, что главное в ее работе и именно этому учила ребят. А Оля, избалованная родителями, хотела, чтобы весь мир кружился только вокруг нее, и не думала о чувствах других людей.
Повествования ведется от лица отца главной героини, шестнадцатилетней Ольги, ученицы 9 класса. Рождение девочки далось ее родителям весьма нелегко, поскольку ее мать, Надежда, страдает серьезным заболеванием сердца, и доктора не позволяли ей иметь детей. Оля с детства является для родителей «центром Вселенной», к тому же она обладает незаурядными способностями к рисованию и лепке, посещает художественную школу и намерена прославиться в дальнейшем в области живописи и скульптуры.

Родители безумно гордятся своей дочерью, однако отношения с другими окружающими складываются у Оли крайне непросто. Девушка постоянно конфликтует с классным руководителем, учительницей истории Евдокией Савельевной, которую она иронически называет дома «Безумной Евдокией».

Евдокию чрезвычайно раздражает ученица, которая не похожа на остальных ребят в классе и вовсе не стремится быть такой же, как все. Классный руководитель постоянно заставляет учеников присутствовать на различных мероприятиях, в частности, встречах с бывшими выпускниками школы, которые неинтересны для большинства учащихся, а Оле и вовсе кажутся совершенно напрасной тратой времени. Девушка откровенно говорит отцу, что эти несколько часов она бы могла провести с гораздо большей пользой для себя, занимаясь рисованием, лепкой или английским языком. Но Евдокия Савельевна не желает смириться с самобытностью Оли, она всячески старается переломить ее характер и сделать ее ничем не отличающейся от других, что в целом характерно для педагогов советского периода, стремящихся воспитывать учеников в едином духе послушания и следования установленным правилам.

Когда класс, в котором учится Ольга, под руководством Евдокии Савельевны отправляется в поход по тем местам, где в военные годы Митя Калягин сумел привезти своему дяде-доктору лекарства для раненых, невзирая на то, что местность была оккупирована фашистами. Митя является наиболее любимым учеником Евдокии, она всегда говорит о нем с огромной гордостью. Перед девятиклассниками стоит задача найти именно тот путь, которым в свое время прошел Калягин, и победителем в походе, в котором участвует несколько классов, станет тот, кто первым догадается выбрать правильную дорогу.

Родители Оли спокойно сидят в воскресное утро за завтраком, когда на пороге появляется Евдокия вместе с двумя учащимися, Борей и Люсей, и объявляет, что ночью девушка бесследно исчезла. Поднимается паника, отец с отчаянием думает, что в походе Олю окончательно вывели из себя, и она просто убежала от товарищей. Мать ученицы после нескольких часов напряженного ожидания впадает в полностью неадекватное состояние, женщина отключается от всего окружающего и уже не осознает, что происходит вокруг.

Затем Оля появляется дома и объявляет, что сумела отыскать путь Мити Калягина и намного опередила спутников. Но это известие уже никого не радует, отец девушки вынужден отправить ее мать Надежду в психиатрическую клинику, поскольку у нее отсутствуют любые реакции. Евдокия Савельевна в последнем разговоре с отцом Ольги говорит ему о том, что его дочь выросла абсолютной эгоисткой, думающей только о собственных желаниях и успехах, и именно из-за этого произошла трагедия, и учительница давно пыталась ему открыть глаза на истинную сущность Оли, однако он ничего не желал понимать.

Отец действительно признается себе, что смотрел на подрастающую девочку лишь с гордостью и любовью, не задавая себе вопросов об ее недостатках. Финал повести действительно печален, отныне Ольге предстоит жить вдвоем с отцом, страдая от постоянного чувства вины в том, что произошло с матерью, которая едва ли сможет вернуться к нормальной жизни. Однако писатель, делающий акцент на эгоцентризме и самовлюбленности основной героини, не совсем прав, делая из девушки совершенно бессовестное существо. Оля действительно одарена от природы, незаурядна и не позволяет классному руководителю ломать себя ради некоей «системы».

Евдокия Савельевна абсолютно не стремится понять «сложную» ученицу, найти с ней общий язык, прийти к взаимопониманию, она лишь заставляет Ольгу делать то же самое, что и все остальные учащиеся. Итоги чтения этой повести неоднозначны, здесь нельзя однозначно установить виновника случившегося, хотя герои этого произведения многое узнают о самих себе и о своих близких именно тем утром, которое описывает автор.

В семье случилось горе. Его жена Наденька лишилась рассудка, а может быть и жизни. И виной тому стала их любимая дочь Оленька, вернее ее эгоизм.

Когда же была допущена ошибка, почему дочь выросла такой, ведь вся любовь родителей была ей отдана?

Когда-то давно они поженились. У Наденьки больное сердце и она не должна была становиться матерью. Но девочка родилась вопреки запретам. Вот тогда они и положили свои жизни к ногам дочери – безумная родительская любовь не только дарит счастье, но может и погубить совесть.

Оленька росла способной девочкой. Рисовала, занималась лепкой и была просто красавицей. Она считала себя особенной и раздражалась по поводу того, что ее учительница Евдокия Савельевна умаляет ее достоинства, что старается весь класс подогнать под свои стандарты.

Рассказывая дома о выходках Безумной Евдокии, как прозвала учительницу Оленька, девочка искала у родителей поддержку. И она ее находила – может быть не такую активную, как хотела, но тихое согласие уж точно.

Повесть начинается с воспоминаний рассказчика, отца Оли. Он рассказывает о своем прошлом и пытается отыскать в нем момент, который привел к трагической развязке истории. Внутренний диалог он ведет со своей супругой Надеждой, пытаясь не сойти с ума.

Отец работал чертежником в конструкторском бюро, где и познакомился с будущей женой. Парень пригласил Надюшу на концерт, девушка покорила его детской непосредственностью, открытостью и честностью. Он почти сразу же сделал ей предложение. Надежда согласилась, но рассказала о своей «приданом»: у нее порок сердца, и врачи запретили ей рожать.

Молодые супруги были так счастливы, что забыли о предписаниях докторов. Они мечтали стать родителями, и вскоре в семье появилась дочь Оленька. Прошло 16 лет, а Надежда осталась прежней. По-прежнему супруги относились друг к другу с уважением и любовью. Они безмерно обожали единственную дочь.

Но однажды в их дверь постучалась Евдокия Савельевна, которая пришла с двумя одноклассниками Оли — Борей и Люсей. Оказалось, что девочка исчезла вчера вечером во время туристического похода.

Классный руководитель нелепо одевалась, решила для себя, что возраст и внешность не главное. Но в то же время женщина пыталась привить своим ученикам чувство прекрасного. Из-за вспыльчивого характера Оля прозвала ее «безумной Евдокией» (отсюда и произошло название повести).

Женщина старалась выделить неприметных детей, а дочь Надежды вспоминала только в том случае, когда девочка что-то пропускала или вступала в конфликты. Оля занималась в художественной школе и изучала итальянский язык, чтобы читать классику в оригинале. Из-за этого она часто пропускала собрания, которые Евдокия проводила после уроков.

Хорошо общалась девочка только с Люсей, которая считала Олю своей лучшей подругой, сестрой. Она также рисовала, но ее родители не могли позволить себе оплатить художественную школу. Люсе пришлось развивать свой талант только в пределах школьной стенгазеты.

Рассказчик вспоминает, как 16 лет назад у них с женой Надюшей родилась долгожданная дочка Оленька. А ведь врачи из-за болезни сердца запрещали жене рожать. Всю жизнь они подчинили интересам разносторонне одаренной девочки (она рисует, лепит).

Только классная руководительница (прозванная Оленькой «безумной Евдокией») игнорирует успехи девочки. Зато превозносит заурядных учеников. Ее герой – Митя Калягин, который в войну помог спасти жизнь солдатам.

Учительница ведет ребят в поход дорогами Мити Калягина. Школьники должны найти тот самый путь, который преодолел сам Митя. И Оля исчезает на полпути. Дома родители сходят с ума от переживаний, требуют к ответу учительницу и Люсю с Борей, одноклассников дочки. Идет обзвон больниц. Надюшу просят приехать и опознать чей-то труп. Она теряет разум. Оля сама приходит домой: она бросила класс, нашла тот самый «короткий путь» Калягина, всех победила.

Рассказчик видит перед собой эгоистку. Оказывается, она предала единственную подругу Люсю, играла чувствами Бори. А теперь чуть не убила мать. Надюшу забирают в психиатрическую больницу. Рассказчику предстоит исправить свои ошибки в воспитании дочери.

История слепой родительской любви. Надо считаться с людьми, уважать и щадить их, быть добрее. Доверенную тайну следует хранить. Нельзя предавать друзей, смеяться над чужими чувствами. Нужно прислушиваться к советам людей опытных, мудрых, честных. Гордость обрекает на одиночество. Тема таланта, любви к людям и любви к себе, тема раскаяния и возмездия. Не следует судить о человеке по внешности. Тема войны, примера достойной жизни.

В повести есть несколько главных и второстепенных персонажей. У каждого из них свой характер и роль в произведении. Основные герои:

  • Ольга;
  • Надежда, мать девочки;
  • отец, он же и рассказчик;
  • Евдокия Савельевна, учительница;
  • Катунина Люся, подруга Оли;
  • Антохин Борис, одноклассник;
  • Калягин Митя, водитель самосвала.

Хотя Алексин решил написать повесть, основанную на реальных событиях, развязку он сделал трагической. Это наталкивает читателя на рассуждения о смысле создания семьи и особенностях общения с ребенком. У хороших родителей обязательно должно быть разделение обязанностей, личной жизни и социальной роли.

Автор затронул несколько тем в повести «Безумная Евдокия»:

  • проблема отцов и детей;
  • разрушительная сила чрезмерной любви;
  • недопонимание между учениками и учителями.

Произведение Алексина лучше понимается уже взрослыми читателями. Вся вина за события в повести лежит именно на родителях. Это они виноваты в том, что их дочь выросла такой безответственной и бессердечной. А саму девочку упрекать не в чем. Она ведет себя так, потому что ее избаловали.

Сергей, 42 года

Я считаю, что в «Безумной Евдокии» неправы все стороны. Родители сами воспитали такую эгоистичную дочь. Учительница приближает к себе любимчиков, хотя для педагога все дети должны быть равны. А сама девочка ведет себя грубо и невоспитанно.

Инна, 27 лет

Я люблю книги с конфликтными ситуациями между родителями и детьми. Характеристика персонажей у Алексина необычная. В реальности избалованные дети любят своих матерей и отцов, хоть и ведут себя безрассудно. А в этой книге кажется, что Оля совсем ничего не чувствует к родителям. Мне это кажется странным. Да и учительница ведет себя не так, как стоило бы педагогу. Внимательнее нужно быть и ответственнее.

В повести есть несколько главных и второстепенных персонажей. У каждого из них свой характер и роль в произведении. Основные герои:

  • Ольга;
  • Надежда, мать девочки;
  • отец, он же и рассказчик;
  • Евдокия Савельевна, учительница;
  • Катунина Люся, подруга Оли;
  • Антохин Борис, одноклассник;
  • Калягин Митя, водитель самосвала.

Спустя шестнадцать лет чувства героев не угасли, и они относились друг к другу с уважением. Их идиллия становилась ещё крепче от большой любви к дочке Оле. Всё поменялось в одно мгновение. В дом к супругам пришла классная руководительница девочки Евдокия Савельевна в сопровождении двух одноклассников Оли — Бориса и Люси. Женщина сообщила родителям, что их дочь вчера вечером ушла вместе с одноклассниками в поход и больше её никто не видел.

Евдокия Савельевна практически не задумывалась о том, как она выглядит, и со стороны казалась очень неопрятной. Несмотря на это, она всеми силами пыталась привить ученикам чувство прекрасного. Однажды Оля не сдержалась и назвала классную руководительницу «безумной Евдокией».

Дочь Надежды и рассказчика ходила в художественную школу и занималась изучением иностранного языка. По этой причине у Оли практически никогда не было свободного времени, и она не посещала классные собрания, которые организовывала учительница. Тем самым девочка вынудила Евдокию Савельевну относиться к ней негативно.

Близкой подругой Ольги была Люся. Катунина была в восторге от талантов героини. Она и сама любила рисовать, но дальше классных стенгазет не заходила. Дружба между девушками ухудшись, когда Оля не взяла Люсю с собой на встречу с известным художником.

Самым популярным мальчиком в школе был Боря Антохин. Юноша не пытался вскружить головы девушкам. У него было другое занятие — Борис воплощал в жизнь все идеи своей классной руководительницы. Антохин был очень красив внешне, но Ольга не испытывала к нему тёплых чувств.

Как-то раз Евдокия решила сводить девятиклассников по местам боевой славы её любимого ученика — Мити Калягина. В настоящее время юноша работал водителем самосвала, но в годы оккупации немцами он вёл себя как настоящий герой.

Добравшись до станции, школьники остановились на ночлег. Через некоторое время Оля пропала. Евдокия Савельевна тут же сообщила в полицию и обзвонила все больницы. Позвонила даже Мите Калягину, но об ученице не было никаких новостей.

Надежда винила в произошедшем себя, ведь это она уговорила дочь пойти вместе с классом. Вскоре позвонили из милиции и пригласили семью на опознание. От одной мысли, что там могла оказаться её дочь, женщине стало очень плохо. В этот момент домой вернулась счастливая Оля, с букетом в руках. Надежда пережила сильнейший стресс и начала повторять одну и ту же фразу «Я не узнаю её».

Надю положили лечиться в психиатрическую больницу. Из разговора с классной руководительницей дочери мужчина узнал, что Оля была настоящей эгоисткой. Девочка издевалась над всеми окружающими. Смеялась над чувствами Бориса и предала свою подругу Люсю, рассказав всем её семейную тайну. Евдокия пыталась вразумить девушку, но у неё ничего не получилось.

В этот момент рассказчик осознал, что они с Надей совершили большую ошибку, когда перестали обращать внимание на себя и всю любовь посвятили дочери.

Своим рассказом о безумной Евдокии Алексин пытается показать читателю, что чрезмерная родительская любовь может оказаться губительной для ребёнка. Если взрослые ставят крест на себе и живут только ради детей, они рискуют получить обратный результат и вырастить эгоистичного и высокомерного человека.

Безумная Евдокия краткое содержание

В этой повести очень яркие образы создал Алексин. Безумная Евдокия – классная руководительница. Эта дама всегда любила, чтобы все были вместе. Вместе в театр, вместе на экскурсию. Еще она любила непосредственность. Но Оля была другой. Ее работы красовались на выставках. Преподаватели в художественной школе пророчили ее большое будущее. И Евдокии Савельевне это жутко не нравилось. Такое представление об учительнице имели родители. Создано оно было, правда, большей частью со слов их дочери.

Но неожиданно все переменилось. В художественной школе состоялась встреча со знаменитым живописцем. Люся мечтала на нее попасть. Но простояла у окна весь вечер, поскольку Оля не смогла ее провести в зал. Это событие и стало разладом в девичьей дружбе. А затем, во время классного часа, Оля, желая заступиться за подругу, хотя и за бывшую, открыла всем семейную тайну Люси… Она полагала, что это ее оградит от нападок классной руководительницы, вызванных плохой успеваемостью.

Произведение, которое написал Анатолий Алексин, — «Безумная Евдокия» – повествование о том, насколько любящие люди способны не видеть, не замечать недостатков. Безумная Евдокия однажды процитировала по этому поводу русского поэта: «Лицом к лицу – лица не увидать», намекая на то, что родители плохо знают свою дочь. Отец был несогласен. Ведь Есенин имел в виду исключительно временные расстояния. Но потом, в тот злополучный день, он осознал правдивость слов учительницы.

В тот момент в дверях стояли трое: безумная Евдокия, Люся и Боря. Последний также относился к тем, кто безумно любил Олю. Но она этого не замечала потому, что она вообще ничего не могла видеть кроме себя и своего таланта.

Классная руководительница любила ставить детям в пример своих лучших учеников. Самый необыкновенный из них был Митя Калягин. Он не сделал карьеру, не был великим художником или музыкантом. Он был просто человеком, который во время войны совершил подвиг. Митя отвез доктору инструменты, которые необходимы были для спасения русских солдат.

Цель мероприятия, с которого не вернулась Оля, – найти тот самый маршрут, по которому Митя в войну пробрался к дому врача и спас жизнь красноармейцам. Это должен был быть самый короткий путь.

Многогранные и сложные образы изобразил Алексин. «Безумная Евдокия», анализ которой предполагает сопоставление таких человеческих качеств, как человечность и талант, является историей о том, насколько мнение о человеке может быть обманчивым и как сильно любовь родительская застилает глаза.

Оля не пропала. Она лишь хотела преодолеть путь быстрее всех. Девочка привыкла быть во всем лучшей. Но у нее не была развита способность думать о других, даже о своих родителях. Евдокия Савельевна обзвонила все больницы и обратилась в милицию. В тот момент, когда Оля возвращалась с удачно совершенного похода, зазвонил телефон. Надя взяла трубку и услышала слова: «Приезжайте, нужно опознать».

У матери Оли был порок сердца, но оно выдержало. Не выдержала душа. После страшного звонка пришлось вызвать психиатра.

Обо всем этом рассказчик вспоминает тогда, когда все участники этих событий возвращаются из психиатрической лечебницы, из которой, возможно, Надя уже не вернется. И еще, в разговоре с безумной Евдокией, которая оказалась не такой уж сумасшедшей, он узнает многое, что позволяет взглянуть ему на свою дочь другими глазами. О том, как Оля предала свою подругу, о том, что не видела ничего и никого вокруг себя. И о том, что учительница ее никогда не была против таланта. Она лишь хотела, чтобы к нему прилагалась человечность.

Евдокия Савельвна корила себя за все, что произошло, и пообещала, что поддержит Олю, поскольку чувство вины может оказаться невыносимой для нее. Отец никого не винил. Он пытался вспомнить о том, когда и в какой момент в воспитании дочери они с Надей ошиблись.

«Безумная Евдокия» – повесть для детей и родителей. В ней и взрослый, и ребенок может найти что-то близкое для себя, а быть может, с помощью этого произведения удастся избежать ошибки, которую совершить можно даже из-за большой любви.

Анализ произведения «Безумная Евдокия» А.Г.Алексин

  • Безумная Евдокия
  • В стране вечных каникул
  • Звоните и приезжайте
  • Мой брат играет на кларнете
  • Раздел имущества
  • Самый счастливый день
  • Саша и Шура
  • Сердечная недостаточность
  • Сигнальщики и горнисты
  • Третий в пятом ряду
  • Три мушкетёра в одном купе

У Алексина в молодости была подруга Нина Боровская. Она работала начальницей отдела кадров СП Советского Союза. У женщины была дочь-подросток, очень проблемная девочка Ольга. Анатолий не один раз вытаскивал ее из неприятных ситуаций.

Однажды Оля ушла вместе с одноклассниками в туристический поход, но не вернулась вместе с ними. Боровская пригласила к себе приятеля, они обзвонили больницы, милицейские участки и морги. Девочка вернулась домой только через два дня. Она даже и не задумалась над тем, что ее мать может так волноваться.

Эта история сильно повлияла на Алексина. Она и легла в основу драматической повести «Безумная Евдокия». Изначально у нее было другое название — «Оленька». Произведение опубликовали впервые в 1976 в журнале «Юность». Переиздавали повесть около сорока раз. А через два года ее наградили Государственной премией СССР.

Таких противоречий у публики еще не вызывало ни одно произведение Алексина. Было множество рецензий от критиков в пользу главной героини и ее классной руководительницы. Но еще больше было мнений, осуждающих поведение персонажей. Повесть перевели более чем на 15 языков.

Порою, чем дальше уходит дорога жизни, тем с большим удивлением двое, идущие рядом, вспоминают начало пути. Огни прошлого исчезают где-то за поворотом… Чтобы события на расстоянии казались все теми же, теми же должны остаться и чувства.

А у нас-то с Надюшей где был тот роковой поворот? Сейчас, когда несчастье заставило оглянуться назад, я его, кажется, разглядел. И если когда-нибудь Надя вернется…

Мысленно я все время готовлюсь к тому разговору. Это, я думаю, еще не стало болезнью, но стало моей бессонницей, неотступностью. Ночами я веду диалог, в котором участвуем мы оба: Надя и я. Сюжет диалога всегда одинаков: это наша с ней жизнь.

В школе самым красивым мальчиком считался Боря Антохин. Но он не обращал внимания на толпы поклонников, вместо этого старательно учился. Подросток прекрасно писал сочинения и справлялся с математическими задачами. Втайне юноша любил Олю, но девочка видела в нем лишь вычислительную машину.

Как-то учительница решила сводить девятый класс по местам боевой деятельности своего лучшего ученика. Им был Митя Калягин, во время войны с нацистами юноша водил самосвал и проявил себя как настоящий герой.

В субботу ребята дошли до станции, расположившись там на ночь. И через несколько часов Оли уже с ними не было, девочка сошла с основной дороги. Когда Евдокия все это рассказывала отцу своей ученицы, у него возникли подозрения. Ему казалось, что троица как-то обидела его дочь, поэтому она и ушла. Учительница обзвонила больницы, милицейские участки, но девочку никто не видел.

Мать обвиняла себя в ее пропаже, ведь именно она отправила Олю в этот поход. Затем позвонили из милиции и попросили родителей приехать опознать кого-то. Надежде стало плохо, но в этот момент на пороге квартиры возникла дочь с большим букетом. Оказалось, что Ольга уходила из лагеря для поиска короткой дороги и первой нашла деревенскую тропу. Надежда пережила сильный стресс, ее отправили в психиатрическую клинику.

Отец узнал от учительницы, что его дочь ведет себя в школе эгоистично. Она проявляет тщеславие, смеется над влюбленным в нее мальчиком, раскрывает секреты лучшей подруги. Евдокия всего лишь пыталась достучаться до Ольги, но у нее не вышло. Тогда рассказчик понял, что нельзя полностью посвящать себя детям. Он и Надежда перестали растворяться друг в друге и сосредоточили все внимание на дочери. В итоге девочка выросла эгоисткой.

Хотя Алексин решил написать повесть, основанную на реальных событиях, развязку он сделал трагической. Это наталкивает читателя на рассуждения о смысле создания семьи и особенностях общения с ребенком. У хороших родителей обязательно должно быть разделение обязанностей, личной жизни и социальной роли.

Автор затронул несколько тем в повести «Безумная Евдокия»:

  • проблема отцов и детей;
  • разрушительная сила чрезмерной любви;
  • недопонимание между учениками и учителями.

Появление ребенка в семье — это всегда ответственный шаг. Родители порой не понимают, насколько важно не делать для детей абсолютно все. Ребенок должен относиться к матери и отцу с благодарностью, а не проявлять эгоизм. Но часто из-за чрезмерной любви дети становятся надменными, избалованными. Они и представить себе не могут, как родители о них переживают. В реальной жизни таких отпрысков интересует лишь имущество или собственные желания.

Автор использовал интересные аргументы в своем тексте. Благодаря этой повести можно увидеть губительную силу чрезмерной любви и самопожертвования ради детей. Таких, как Оля, в реальном мире множество. Можно описать ее характер кратко — избалованная, самовлюбленная, неблагодарная. Хотя девочка талантлива, она не великодушна.

Краткий анализ произведения Алексина «Безумная Евдокия» понадобится для составления читательского дневника. Прочесть повесть полностью или сокращенно можно как в бумажном виде, так и в онлайн-режиме.

Анатолий Алексин — Безумная Евдокия

В одной семье родилась дочка, и назвали ее Оля. У Олиной мамы был порок сердца, детей ей иметь не рекомендовали доктора, поэтому единственная дочь стала объектом всеобщего обожания родителей.

Повествование ведется от имени рассказчика, который одновременно отец Оли. Он говорит о том, что вся его жизнь – это Оля. Это некая Вселенная, вокруг которой вращается вся жизнь их семьи.

Ольга — единственный и долгожданный ребенок в семье, с детства ее окружали вниманием. У девочки много способностей — она рисует, пишет стихи, прекрасно учится в школе. И, на основании всего этого, она считает себя талантливой, необычной, считает себя выше других.

Поэтому и относится ко всем вокруг несколько снисходительно и насмешливо, не воспринимая их всерьез: она не замечает ни дружбы простенькой девочки Люси, ни даже влюбленности одноклассника Бориса. Точнее, замечает, но не оценивает, ведь для нее поклонение и внимание окружающих — норма жизни.

Более всего докучает Ольге «безумная Евдокия» — классная руководительница, которая старается всеми силами свести на нет этот эгоизм Ольги. Для этого она заведомо держит ее в тени: например, не разрешает играть главную роль в англоязычном спектакле в школе, хотя прекрасно знает, что Ольга владеет английским лучше всех в классе.

Евдокия не позволяет Ольге сверкать еще сильнее, а та этого не понимает, думая, что «безумная Евдокия» хочет сделать из нее посредственность, поскольку ценит в человеке не талант, а способность сливаться с коллективом.

Хотя Алексин решил написать повесть, основанную на реальных событиях, развязку он сделал трагической. Это наталкивает читателя на рассуждения о смысле создания семьи и особенностях общения с ребенком. У хороших родителей обязательно должно быть разделение обязанностей, личной жизни и социальной роли.

Автор затронул несколько тем в повести «Безумная Евдокия»:

  • проблема отцов и детей;
  • разрушительная сила чрезмерной любви;
  • недопонимание между учениками и учителями.

Анатолий Георгиевич Алексин

«БЕЗУМНАЯ ЕВДОКИЯ»

Порою, чем дальше уходит дорога жизни, тем с большим удивлением двое, идущие рядом, вспоминают начало пути. Огни прошлого исчезают где-то за поворотом… Чтобы события на расстоянии казались все теми же, теми же должны остаться и чувства.

А у нас-то с Надюшей где был тот роковой поворот? Сейчас, когда несчастье заставило оглянуться назад, я его, кажется, разглядел. И если когда-нибудь Надя вернется…

Мысленно я все время готовлюсь к тому разговору. Это, я думаю, еще не стало болезнью, но стало моей бессонницей, неотступностью. Ночами я веду диалог, в котором участвуем мы оба: Надя и я. Сюжет диалога всегда одинаков: это наша с ней жизнь.

Если прошлое вспоминается «в общем и целом», оно, наверное, умерло или просто не имеет цены. Лишь детали воссоздают картину. Подчас неожиданные, когда-то казавшиеся смешными, они с годами обретают значительность.

Так сейчас происходит со мной.

Но почему все, о чем я теперь вспоминаю, так долго не обнаруживало себя?

Я должен восстановить разрозненные детали. Быть может, собравшись вместе, они создадут нечто цельное?

Мы с Надей работали в конструкторском бюро на одном этаже, но в разных концах коридора. Встречаясь, мы говорили друг другу «здрасьте!», не называя имен, потому что не знали их.

Когда же меня вместе с чертежной доской решили переселить в Надину комнату, некоторые из ее коллег запротестовали: «И так уж не протолкнешься!»

— Одним человеком меньше, одним больше… — стал убеждать представитель дирекции.

— Это смотря какой человек! — сказала Надюша.

Потом, возникая из-за своей чертежной доски, словно из-за ширмы кукольного театра, я нарочно встречался с Надей глазами и улыбался, чтобы она поверила, что я человек неплохой. С той же целью я пригласил ее однажды на концерт знаменитой певицы.

— Пойдемте… Я тоже пою! — сказала она. И добавила: — Правда, есть одно затруднение: у меня насморк и кашель. Таких зрителей очень не любят.

Но именно там, в Большом зале Консерватории, я ее полюбил. В течение двух отделений Надя героически старалась не кашлять и не чихать. А когда знаменитую певицу стали вызывать на «бис», она шепнула:

— У вас нет платка? Мой абсолютно промок.

. Вот уж не ожидала от своего маленького носа такой бурной активности!

Она напоминала ребенка, который в присутствии гостей, повергая родителей в ужас, может поведать обо всех своих намерениях и выдать любые тайны семьи.

«Милая детская непосредственность…» — говорят о таких людях. Надина непосредственность никогда не была «милой» — она была удивительной. Покоряющей… Ее синонимом была честность. Я-то ведь не отважился сообщить ей, что сочиняю фантастические рассказы, которые никто не печатает! Тем более что, как я узнал окольным путем, она этот жанр не любила:

— Столько фантастики в реалистических произведениях!..

А когда я сказал Надюше, что мечтаю на ней жениться, она ответила:

— Только учтите, у меня есть приданое: порок сердца и запрет иметь детей.

— В вас самой столько детского! — растерянно пошутил я.

— С годами это может стать неестественным и противным, — ответила Надя. — Представьте себе пожилую даму с розовым бантиком в волосах!

— Но ведь можно, в конце концов, и без…

— Нет, нельзя, — перебила она. — Представляете, какая у нас с вами была бы дочь!

Безумная Евдокия — Алексин Анатолий Георгиевич

Главные герои:

  • Рассказчик – мужчина средних лет, отец Оли, порядочный, любящий, честный человек.
  • Надежда – мать Оли, страдающая пороком сердца, положившая на алтарь любви к дочери все свои интересы.
  • Оля – девятиклассница, талантливая, надменная, эгоистичная девушка.
  • Евдокия Савельевна – классная учительница Оли, бескомпромиссная, эмоциональная, ответственная женщина.

Другие персонажи:

  • Люся Катунина – лучшая подруга Оли, скромная девочка с большим любящим сердцем.
  • Борис Антохин – самый красивый мальчик в школе, одноклассник Оли, влюбленный в нее.
  • Митя Калягин – водитель самосвала, лучший ученик и гордость Евдокии Савельевны.

Рассказчик – средних лет мужчина, который вспоминает свою прошлую жизнь и пытается отыскать в ней роковой момент, ставший причиной трагических событий. Он постоянно ведет внутренний диалог с любимой женой Надей, чтобы не сойти с ума, чтобы «восстановить разрозненные детали».

Со своей будущей супругой герой познакомился в конструкторском бюро, где они работали чертежниками. Он пригласил привлекательную девушку на концерт, и его сразу покорила «милая детская непосредственность» и честность Надюши.

Герой сразу же сделал Наде предложение, и она предупредила, что у нее «есть приданое: порок сердца и запрет иметь детей». Впрочем, после замужества Надюша совершенно позабыла о врачебных запретах – счастливые супруги так страстно мечтали о дочери, что спустя время стали родителями девочки, которую назвали Оленькой.

***

Даже спустя шестнадцать лет Надя не утратила способность подтрунивать над собой, а ведь «на это способны только хорошие и умные люди». Между супругами по-прежнему царили любовь и уважение, и их семейная идиллия еще больше укреплялась обожанием единственной дочери.

Анатолий Алексин

Безумная Евдокия

Порою, чем дальше уходит дорога жизни, тем с большим удивлением двое, идущие рядом, вспоминают начало пути. Огни прошлого исчезают где-то за поворотом… Чтобы события на расстоянии казались все теми же, теми же должны остаться и чувства.

А у нас-то с Надюшей где был тот роковой поворот? Сейчас, когда несчастье заставило оглянуться назад, я его, кажется, разглядел. И если когда-нибудь Надя вернется…

Мысленно я все время готовлюсь к тому разговору. Это, я думаю, еще не стало болезнью, но стало моей бессонницей, неотступностью. Ночами я веду диалог, в котором участвуем мы оба: Надя и я. Сюжет диалога всегда одинаков: это наша с ней жизнь.

Если прошлое вспоминается «в общем и целом», оно, наверное, умерло или просто не имеет цены. Лишь детали воссоздают картину. Подчас неожиданные, когда-то казавшиеся смешными, они с годами обретают значительность.

Так сейчас происходит со мной.

Но почему все, о чем я теперь вспоминаю, так долго не обнаруживало себя?

Я должен восстановить разрозненные детали. Быть может, собравшись вместе, они создадут нечто цельное?

* * *

Мы с Надей работали в конструкторском бюро на одном этаже, но в разных концах коридора. Встречаясь, мы говорили друг другу «здрасьте!», не называя имен, потому что не знали их.

Когда же меня вместе с чертежной доской решили переселить в Надину комнату, некоторые из ее коллег запротестовали: «И так уж не протолкнешься!»

— Одним человеком меньше, одним больше… — стал убеждать представитель дирекции.

Впервые повесть была опубликована в журнале «Юность» №6 за 1976 год. Тираж составил 2 660 000 экземпляров. Повесть была переиздана более сорока раз; общий тираж составил более 10 миллионов экземпляров. В 1978 году, — в составе пяти повестей Алексина,— она была награждена Государственной премией СССР .

Ни одна из алексинских повестей не вызывала столь широкого и противоречивого отклика в прессе. Появилось свыше восьмидесяти рецензий, защищавших нравственную позицию Евдокии Савельевны, или отрицавших эту позицию; осуждавших юную эгоистку, либо оправдывавших Оленьку… [2].

По повести также был поставлен радиоспектакль «Безумная Евдокия». Повесть «„Безумная“ Евдокия» была переведена на:

  • английский,
  • болгарский,
  • венгерский,
  • вьетнамский
  • греческий,
  • испанский,
  • китайский,
  • персидский,
  • польский,
  • суахили,
  • чешский,
  • югославский,
  • японский и
  • на все языки союзных республик бывшего СССР.

Похожие записи:

  • Рассказ без права сдаваться
  • Рассказ бежин луг про русалку
  • Рассказ бежин луг слушать кратко
  • Рассказ бежин луг рассказ про федю
  • Рассказ бедная лиза характеристика лизы и эраста