Рассказ бежин луг википедия

Практическая работапо рассказу и.с. тургенева бежин луг из цикла записки охотникацель: проверить знания учащимися текста рассказа и. с. тургенева бежин

Практическая работа

по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг» (из цикла «Записки охотника»)

Цель: проверить знания учащимися текста рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»; развивать умение находить тропы и определять их роль в тексте, навыки самостоятельной работы с текстом; пробудить интерес к изучению художественной литературы.

1.В какое время года происходят события, которое описано в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг».

а) лето в) зима

б) осень г) весна

2. Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»?

а) четверых в) пятерых

б) шестерых г) семерых

3. Самым старшим мальчиком был?

а) Илюша в) Павлуша

б) Федя г) Костя

4. Какой истории не было в рассказах мальчиков?

а) о Бабе-яге в) о водяном

б) о лешем г) о русалке

5. Что готовили мальчики на костре?

а) уху в) кашу

б) картошку г) жарили рыбу

6. Как звали сестру Вани?

а) Маруся в) Анюта

б) Дуняша г) Варвара

7. Кого на орловщине называют казюли?

а) домового в) червяков

б) маленького ребёнка г) змей

8. Кто из мальчиков рассказывал историю про Ермилу?

а) Илюша в) Павлуша

б) Федя г) Костя

9. Определите жанр рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

а) быль в) очерк

б) сказка г) повесть

10.Узнайте героя рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». Напишите его имя. 

а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой».

б) «На вид ему было не более двенадцати лет», «волосы всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой … тело приземистое, неуклюжее».

в) «Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить … маленького роста, сложения тщедушного».

г) «На вид мальчику было лет двенадцать», «лицо … довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «жёлтые, почти белые волосы».

д) «Этому мальчику было всего семь лет. Он лежал на земле, смирнёхонько … изредка выставляя свою русую кудрявую голову».

 Спиши отрывок из рассказа «Бежин луг», вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова.

Утро ………………………….. Еще нигде ……………………………………. заря, но уже ………………………. на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо ………………………… , …………………………………. , ………………………………. ; звезды то мигали слабым светом, то …………………….. ; ………………………………… земля, ……………………………… листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже ………………………….. и …………………………….. над землею.

Слова для справок: начиналось, не было, всходило, забелелось, светлело, пропадали, холодело, синело, исчезали, не румянилась, отсырела, намокли, запотели, дул, зачиналось, пошел бродить, порхать.

3. Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

2. Как называются истории, которые рассказывали мальчики?

4. Кто из мальчиков рассказал больше всего историй?

5. Что такое «предвиденье небесное»?

6. Каким художественным приёмом пользуется Тургенев при описании облаков.

«Облака, подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке»; «они так же лазурны, как небо»; «последние из них, черноватые и неопределённые, как дым».

7. Как называется сборник рассказов И. С. Тургенева, в который входит рассказ «Бежин луг»?

9. В речи мальчиков есть диалектные слова, т. е. те, которые употребляются только в данной местности, замените их общеупотребительными:

откелева, на-поди, напередки, бочар, казюли.

10. В своей речи мальчики употребляют просторечные слова, которые характерны для необразованного человека, прочтите их и замените общеупотребительными.

Хоша –

Перетрусился –

Эфто –

Шти –

Куды –

Запужала –

Зачнётся –

Задания для работы с текстом

  1. Кто из мальчиков, по мнению автора, был из богатой семьи? Пользуясь текстом, выпишите, какие особенности подметил рассказчик.
  • Кто из мальчиков вызвал наибольший интерес и симпатию у рассказчика? Пользуясь текстом, объясните, почему?
  • Найдите в тексте рассказа «Бежин луг» картины природы, выпишите художественные приёмы, с помощью которых Тургенев рисует пейзаж.

Эпитеты –

Метафоры –

Сравнения –

Олицетворения –

Примечание. Данное задание ученики могут выполнять по вариантам: 1 вариант выписывает тропы в описании солнца; 2 вариант – неба и облаков; 3 вариант – равнины и лощины; 4 вариант – вера и ночи; 5 вариант – восход солнца и наступление нового дня.

Творческое задание.

  1. В рассказе «Бежин луг» И. С. Тургенев предстаёт перед нами как художник слова, мастер пейзажной живописи. Выберите отрывок, который вам понравился, нарисуйте иллюстрацию.

Ответы

Задания с выбором ответа

  1. а) лето
  2. в) пятерых
  3. б) Федя
  4. а) о Бабе-яге
  5. б) картошку
  6. в) Анюта
  7. г) змей
  8. а) Илюша
  9. в) очерк

Задания с кратким ответом

  1. а) Федя б) Павлуша в) Костя г) Илюша д) Ваня
  2. Отправились в ночное, пасти лошадей.
  3. Былички.
  4. Илюша.
  5. Солнечное затмение.
  6. Сравнение.
  7. «Записки охотника».

Задания для работы с текстом

  1. Федя. «Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские».
  2. Павлуша. «Глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

Диалектные

  • Хоша – хоть

Перетрусился – испугался

Эфто – это

Шти – щи

Куды – куда

Запужала – испугала

Зачнётся – начнётся

  • Вариант ответа:

Эпитеты – «страшная бездна»; «пустынное поле»

Метафоры – «трава … белела ровной скатертью»; «солнце … мирно всплывало»

Сравнения – «Облака, подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке»; «они так же лазурны, как небо»; «последние из них, черноватые и неопределённые, как дым».

Олицетворения – «заснувшие верхушки леса»; «звёздочки зашевелились»

  •  Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезалиотсырела земля,запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею.
  • 1) « С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем».

2)«Побледневшее небо стало опять синеть — но то уже была синева ночи».

3) «Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями».

4) «Недолги летние ночи!» «Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке».

Инфоурок

Литература
ПрезентацииPPTX» Тургенев.» Бежин луг». характеристика мальчиков»

Характеристика мальчиков. Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Характеристика мальчиков. Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками

    Описание слайда:

    Характеристика мальчиков.
    Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками – каждый из них – характер, в каждом – неповторимая душа…
    И.Смольников

  • 2 слайд

     Сборник вышел в 40-50 годах XIXвека принёс автору широкую известность.

    Описание слайда:

    Сборник вышел в 40-50 годах XIXвека принёс автору широкую известность.

  • 3 слайд

    Во всех рассказах присутствует один и тот же герой - Пётр Петрович, дворянин

    Описание слайда:

    Во всех рассказах присутствует один и тот же герой — Пётр Петрович, дворянин из села Спасское. Он рассказывает о случаях, происходивших с ним во время охоты. Тургенев наделил своего рассказчика тонкой наблюдательностью, особым чувством прекрасного, что помогает точнее и колоритнее передать читателю различные ситуации.

  • 4 слайд

    Терминологический диктант 1. Средство художественной характеристики, состоящ

    Описание слайда:

    Терминологический диктант
    1. Средство художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер _____________
    2. Изображение природы в лит-ре и живописи___________
    3. Построение, структура художественного произведения _______

  • 5 слайд

    4. Короткие рассказы, цель которых испугать слушателя__ 5. Слова, употребляе

    Описание слайда:

    4. Короткие рассказы, цель которых испугать слушателя__
    5. Слова, употребляемые людьми определённой местности_______
    6. Слова, характерные для простого разговорного языка___

  • 6 слайд

    Каждый из мальчишек интересен рассказчику, каждого он описывает совершенно ос

    Описание слайда:

    Каждый из мальчишек интересен рассказчику, каждого он описывает совершенно особенными словами. Но если мы обратимся к образу Павлуши, то увидим, что среди мальчиков он занимает особое положение и рассказчику он запомнился особенно.

  • 7 слайд

    Рассказ бежин луг википедия

  • 8 слайд

    Павлуша Возраст .Портрет Возраст – 12 лет. «…волосы были всклоченные,

    Описание слайда:

    Павлуша

    Возраст .Портрет
    Возраст – 12 лет.
    «…волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная…» «…тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый…»  

  • 9 слайд

    Павлуша Возраст – 12 лет. «…волосы были всклоченные, черные, глаза серы

    Описание слайда:

    Павлуша

    Возраст – 12 лет.
    «…волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная…» «…тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый…»  

    Одежда
    «…Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов…»
    Мальчик из очень бедной крестьянской семьи. У Павлуши нет даже лаптей.

  • 10 слайд

    Павлуша Возраст – 12 лет. «…волосы были всклоченные, черные, глаза серы

    Описание слайда:

    Павлуша

    Возраст – 12 лет.
    «…волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная…» «…тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый…»  

    Черты, характеризующие Павла

    Что свидетельствует об уме Павла, его наблюдательности и любознательности?
    Какие поступки Павла говорят о его смелости?
    Какие истории он рассказывает?
    Как относится к своим рассказам?

  • 11 слайд

    Павлуша Возраст – 12 лет. «…волосы были всклоченные, черные, глаза серы

    Описание слайда:

    Павлуша

    Возраст – 12 лет.
    «…волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная…» «…тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый…»  

    Павел рассказывает о том, что видел или слышал сам. Голос Васи заставляет его задуматься и пугает Павла.
    Он пытается во всём разобраться и думает напряжённо, приходя к конкретным решениям.

  • 12 слайд

    Павлуша Возраст – 12 лет. «…волосы были всклоченные, черные, глаза серы

    Описание слайда:

    Павлуша

    Возраст – 12 лет.
    «…волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная…» «…тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый…»  

    — Как Павлуша относится к чужим рассказам?
    Пытается понять, разобраться в причинах, и возмущается всей этой
    « нечистью»

  • 13 слайд

    Павлуша Возраст – 12 лет. «…волосы были всклоченные, черные, глаза серы

    Описание слайда:

    Павлуша

    Возраст – 12 лет.
    «…волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная…» «…тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый…»  

    — Как он относится к непонятным , страшным происшествиям, которые пугают других мальчиков?
    многое пугающее других мальчиков, его не пугает: он знает, что это такое. В непонятном для себя он пытается разобраться. А его желание разобраться быстро переходит в действие.

  • 14 слайд

    Павлуша Возраст – 12 лет. «…волосы были всклоченные, черные, глаза серы

    Описание слайда:

    Павлуша

    Возраст – 12 лет.
    «…волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная…» «…тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый…»  

    — Можем ли мы судить о том, как относится автор к Павлуше?
    Отношение автора в первом описании мальчика. Автор «невольно любовался» Павлушей, когда тот вернулся из погони за волками.

  • 15 слайд

    Павлуша Возраст – 12 лет. «…волосы были всклоченные, черные, глаза серы

    Описание слайда:

    Павлуша

    Возраст – 12 лет.
    «…волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная…» «…тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый…»  

    — Что мы узнаем из рассказа о дальнейшей судьбе мальчика?
    Павлуша погибает при падении с лошади. Автор скорбит о ранней смерти мальчика.

  • 16 слайд

    Павлуша Черты, характеризующие Павла  Павлуша деловит и заботлив: он варит

    Описание слайда:

    Павлуша
    Черты, характеризующие Павла

     Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом.   Судьба его заканчивается трагически, он погибает при падении с лошади.

  • 17 слайд

    Павлуша Образ Павлуши. Примерный план. I.Вступление.История создания рассказа

    Описание слайда:

    Павлуша
    Образ Павлуши. Примерный план.
    I.Вступление.История создания рассказа « Бежин луг».
    II.Основная часть.Образ Павлуши.
    1.Возраст.
    2.Портрет.
    3.Одежда.
    4.Черты, характеризующие Павлушу.
    а)смелость, решительность;
    б)смекалка, природный ум;
    в)любознательность;
    г)хозяйственность;
    д)суеверие.
    III.Отношение автора к Павлуше.

    I

  • 18 слайд

    ПавлушаРассказ « Бежин луг» входит в цикл « Записки охотника». «Записки..» бы

    Описание слайда:

    Павлуша
    Рассказ « Бежин луг» входит в цикл « Записки охотника». «Записки..» были написаны И.С.Тургеневым в 40-50годы XIXвека и принесли писателю широкую известность.

  • 19 слайд

    Павлуша В рассказе писатель рассказывает о пяти мальчиках, с которыми он п

    Описание слайда:

    Павлуша

    В рассказе писатель рассказывает о пяти мальчиках, с которыми он познакомился в ночном.
    Больше всего мне запомнился Павлуша. Мальчику 12 лет. «…Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная…» «…тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый…»  
    «…Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов…»
    Мальчик из очень бедной крестьянской семьи. У Павлуши нет даже лаптей.

  • 20 слайд

    Павлуша а)Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинк

    Описание слайда:

    Павлуша

    а)Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались.
    б)От природы он наделён здравым смыслом. Павел рассказывает о том, что видел или слышал сам. Голос Васи заставляет его задуматься и пугает Павла.
    в)Он пытается во всём разобраться и думает напряжённо, приходя к конкретным решениям
    г) Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой.  
    д) Многое пугающее других мальчиков, его не пугает: он знает, что это такое. В непонятном для себя он пытается разобраться. А его желание разобраться быстро переходит в действие.

  • 21 слайд

    Павлуша Автор «невольно любовался» Павлушей, когда тот вернулся из погони

    Описание слайда:

    Павлуша

    Автор «невольно любовался» Павлушей, когда тот вернулся из погони за волками. Он сообщает читателю о трагической судьбе Павлуши и скорбит о ранней смерти героя.

  • 22 слайд

     Подготовить устный рассказ об одном из мальчиков.ДЗ

    Описание слайда:

    Подготовить устный рассказ об одном из мальчиков.
    ДЗ

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Данная презентация предназначена для проведения урока литературы в 6 классе. Помогает обучающимся приготовить рассказ-характеристику одного из героев.(Павлуши).Содержит план характеристики литературного героя.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

Тема:
«Бежин луг». (Из «Записок охотника»)

Похожие материалы

  • Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс

  • Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: И. Гофф

  • Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: Н.Рубцов. Стихотворение «Тихая моя Родина»

  • Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: Н.Рубцов

  • Конспект урока по литературе

  • Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: Н.Заболоцкий. Стихотворение «Я воспитан природой суровой»

  • Материал для итогового сочинения 11 класс

  • Конспект урока по литературе для 7 класса на тему: Н.Заболоцкий

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446250 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Иван Сергеевич Тургенев был русским писателем-реалистом, поэтом, драматургом и переводчиком. На счету этого писателя множество выдающихся произведений, которые остаются актуальными и в наше время. Не секрет, что книги Александра Сергеевича наполнены большой любовью к русской природе и крестьянскому быту. Например, всем нам знаком рассказ «Бежин луг», он вошёл в цикл «Записки охотника». Работу над его созданием русский писатель завершил в 1851 году. Свой знаменитый рассказ автор посвятил крестьянским детям. В своем произведении Иван Сергеевич сопоставляет внутреннее состояние человека с картинами природы. Чтобы понять замысел произведения, рассмотрим краткое содержание рассказа «Бежин луг». Кстати, версия для читательского дневника тоже есть.


Повествование ведётся от лица рассказчика — дворянина. Он был охотником и заблудился в лесу вместе со своей собакой Дианкой. Ближе к ночи он вышел на луг, который называли Бежин. Главный герой чувствовал неимоверную усталость, поэтому он мог просить приюта у кого угодно. К счастью, охотник увидел ребят, которые расположились у костра. Ребята разрешили рассказчику переночевать у костра, правда, собаки, принадлежащие им, скулили и лаяли, глядя на чужака. Крестьянские дети пасли лошадей, поэтому были одни ночью в лесу. Они варили картошку.

Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. 

  1. Федя была красивым и стройным ребенком лет 14. У него были белые волосы и светлые глаза. Он был из обеспеченной семьи, судя по одежде, и приехал в поле ради забавы, а не на работу.
  2. Павел был приземистый и растрепанный, его нельзя было назвать красивым: голова была слишком большой, скулы — слишком широкими, рост — небольшим. Он был бедно одет. Зато глядел прямо, и глаза у него были «умные». Ему 12 лет.
  3. Илья был непримечательным мальчиком. Лицо у него «горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Он был одет в обновки и носил шапочку. Ему 12 лет.
  4. Костя был маленьким и худам мальчиком из бедной семьи. Он был с веснушками и с большими печальными черными глазами, которые привлекли внимание рассказчика. Лицо было худо и заострено, автор сравнил его с белкой. Ему 10 лет.
  5. Ване было всего 7 лет, и он уже спал. У него кудрявая русая голова.

Сперва ребята стеснялись барина и поддерживали тишину. Когда они решили, что охотник заснул, то продолжили свой прерванный разговор. Они рассказывали друг другу неприятные истории про нечистую силу. Первая история представляла собой рассказ о том, как мальчики, которые были вынуждены ночевать на бумажной фабрике, неожиданно услышали домового. Безусловно, они не смогли его увидеть, но своими звуками он очень напугал ребят. Это были звуки простых шагов за стеной, затем распахнулась дверь и раздался сильный кашель. При этом никого не было видно. 

Далее ребята рассказывали историю о местном плотнике, которого звали Гаврила. Однажды этот человек случайно в лесу встретил русалку. У неё были зелёные волосы, и она сидела на дереве. Русалка звала плотника к себе, и Гаврила пошёл навстречу ей. Вероятнее всего, она хотела его защекотать до смерти. Плотник вдруг решил перекреститься. Русалка все время смеялась, а после крестного знамения перестала смеяться. Русалка заявила, что могла бы жить с Гаврилой, однако теперь это невозможно. Русалке теперь будет совсем не весело. Она хочет, чтобы плотник тоже не смог веселиться. С тех пор у Гаврилы всегда печальное настроение. 

Затем ребята рассказали историю о Ермиле, который проходил через болото мимо могилы утопленника. Внезапно он увидел славного барашка. Герою захотелось его забрать, он позвал его «Бяша, Бяша». Барашек чудесным образом ответил ему также «Бяша, Бяша». 

Мальчики рассказывали, как кому-то однажды удалось увидеть, как покойный барин искал разрыв-траву ночью. Он не мог терпеть той силы, с которой на него давит могила.

Также ребята поведали о том, как однажды баба Ульяна ночью отправилась к церкви. Согласно народному поверью, таким образом можно узнать, кого не станет в течение года. Ульяна увидела деревенского мальчишку, тот действительно умер весной. Затем она увидела женщину. Когда Ульяна пригляделась, то поняла, что это она сама. Она пока жива, но год ведь еще не закончился. 

Мальчики рассказывают о Тришке, который придет тогда, когда наступят последние времена, и он будет «соблазнять» народ христианский. Его видели на днях и очень испугались, а он надел на голову пустой жбан. Павел вспомнил и душу Акима, которого утопили воры. Она взывает к путникам. Много других уникальных историй рассказывали ребята. Они беседовали и о водяных и о леших. Мальчики вспомнили сестру Вани Анюту и попросили его, чтобы он ее привел к ним за гостинец. Потом они обсудили Акулину и то, что она стала дурочкой после встреч с Водяным, который на дне ее «испортил».

Один мальчик отошёл от костра, а когда он вернулся, то рассказал, что когда подошёл к реке, его кто-то позвал по имени. Ребята сразу же подумали, что это был водяной. Ведь они только недавно о нем разговаривали. Этот знак был не к добру. 

Именно на этом рассказчик и уснул. Утром охотник поблагодарил ребят и отправился домой. Спустя некоторое время рассказчик узнал, что тот мальчик умер. Однако он упал с лошади, а не утонул. 

Таким образом, в свое известное произведение Иван Тургенев заложил глубокий смысл. Автор демонстрирует прекрасную способность человека видеть красоту окружающей природы и наделять ее мистическим смыслом. Также писатель акцентирует внимание на неразрывной связи человека и природы. 

Автор: Виктория Комарова

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ рассказа Ивана Тургенева «Бежин луг» для читательского дневника. Он поможет узнать сюжет и основные события рассказа в сокращении, быстро и понятно. Рассказ входит в цикл «Записки охотника», в котором автор передает настроение и обычаи крестьянского быта, восхищается природой России, воспевает единство людей с этой природой. В данном рассказе затрагиваются особенности взаимодействия крестьян с природой, а также их вера в сверхъестественные обычаи и приметы. В конце статьи Вы сможет е прочитать отзыв. Приятного просвещения!

Краткий пересказ

(311 слов) Рассказ начинается с описания жаркой июльской погоды, заставшей рассказчика во время его охоты за тетеревами в Тульской губернии. Настреляв много дичи к вечеру и собравшись домой, он обнаружил, что забрел в неизвестную ему долину. Спустившись и пройдя через сырость и высокую траву, охотник выходит к осиннику, за которым должна была быть дорога. Он выходит и узнает знакомые места, пытаясь двигаться к дому. Наступала ночь. Двигаясь со своей собакой по темноте, рассказчик попадает в лощину, похожую на котел и имеющую несколько белых камней в центре. Он покидает жуткую лощину и понимает, что окончательно потерялся. Продолжая идти, он натыкается на огромную равнину, где вдали видит огоньки и копошащихся людей. Охотник узнает Бежин луг и направляется к людям, чтобы переночевать. 

Он узнает, что это крестьянские дети стерегут табун лошадей, и решает посидеть с ними. Всего было пять мальчишек: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Дети рассказывают страшные истории про всякую нечисть. Ильюша начал говорить, что слышал домового, когда ночевал в рольне. Далее начал рассказывать Костя: он рассказал о плотнике Гавриле, который встретил русалку, после чего грустным ходит. Далее Ильюша рассказал о том, как Ермила забрал барашка, пасущегося на могиле утопленника, а тот барашек заговорил с ним. В этот момент рассказ прерывается лаем убегающих от костра собак, мальчишки пугаются. Павлуша убегает, но возвращается на коне и с собаками, сказав, что собаки волка учуяли. Успокоившись, ребята вспоминают про покойного барина, иногда гуляющего вне могилы, и другие сельские поверья. Ильюша рассказал про то, как у них солнца не стало видно и все ждали лукавого Тришку, предвестника последних времен. Костя рассказал, как к нему на бучиле взывал утопленный ворами Аким. Ребята вспомнили про Акулину, испорченную водяным, утопленника Васю, которого как раз услышал Павлуша, ходивший за водой. Ильюша подметил, что это дурная примета. Мальчики собирались спать, рассказчик тоже уснул. Утром он покинул ещё спящих ребят. Уже потом он узнал, что в том же году Павел убился, упав с лошади.

Отзыв

(283 слова) Моё мнение о рассказе «Бежин луг» крайне положительное. Автор мастерки погружает читателя в среду загадочной природы, мистического окружающего мира, полного загадочных явлений и жутких существ, описывая эти ощущения через призму восприятия обычных крестьянских детей, особенно остро воспринимающих всё вокруг. Моё впечатление от рассказа «Бежин луг» было положительным и было следствием именно этого погружения, заставляющего на себе ощутить переживания мальчишек, рассказывающих страшные истории ночью у костра. Мальчишки часто сталкиваются с чем-то загадочным и зачастую жутким в своей обыденной жизни, но не унывают и уж тем более не боятся продолжать жить, дыша полной грудью. В этом и заключается главная мысль рассказа «Бежин луг»: нужно жить и радоваться каждому моменту жизни, ценить обыкновенное счастье от существования. Тургенев в рассказе «Бежин луг» учит пытаться быть ближе к природе и ощущать единение с ней, прислушиваться к её знакам. Он показал, как в голове простых людей связываются несвязанные друг с другом вещи, потом находящие реальное отражение на судьбах этих людей. Именно такое отношение к происходящему вокруг можно называть верой в сверхъестественное. Автор заставляет задуматься над тем, что мы становимся заложниками своих собственных необоснованных страхов, как стали ими герои многочисленных историй мальчишек. Чему же учит автор? Мораль в рассказе «Бежин луг» довольно очевидна, хоть и не описывается в открытую: необходимо бороться с невежеством, становиться умнее и лучше, выше своих страхов, чтобы не быть подвластным им.  

Мне понравился рассказ Тургенева «Бежин луг» благодаря мастерскому преподнесению автором такой понятной, но все равно своевольной и загадочной сути природы, оказывающей огромное влияние на каждого человека. Моё отношение к рассказу в хорошую сторону склонило подробное и колоритное описание различных обрядов, народных верований и прочих проявлений фольклора в сочетании с подробным описанием природы, дающим эффект погружения читателя в компанию впечатлительных мальчишек, сидящих ночью у костра. 

Автор: Илья Шляпников

«Бежин луг» входит в сборник рассказов под названием «Записки охотника». И.С. Тургенев был любителем охоты, и все лето, предшествующее написанию сборника, провел в деревне, занимаясь любимым увлечением и общаясь с другими охотниками.

Анализ произведения «Бежин луг» (И.С. Тургенев)

Анализ рассказа Бежин луг

Красота природы и жизнь простого народа вдохновили его на написание рассказа «Бежин луг». Рассказ основан на реальном случае, произошедшем с Тургеневым на одноименном лугу.

Жанром данного произведения соответственно является рассказ. Направление рассказа –  реализм с элементами романтизма. Эмоции главных героев автор выражает в описании природных явлений. Кроме того, в рассказах мальчиков можно заметить нотки сказочности, на основе народных мифов.

Композиция рассказа классическая, но многослойная по структуре. Она включает в себя описание природы, окружающей охотника, подробные портреты мальчиков и их рассказы.

Герои рассказа –  деревенские мальчишки. У каждого из детей свой характер и свои особенности. Павлушу Тургенев описывает как не очень красивого, с неправильными чертами лица, бедно одетого мальчика.

Однако заметен его сильный характер, который сквозит во взгляде и голосе. Характер Павлуши раскрывается в эпизоде, где он немедля бежит за собаками, не боясь волка. Он не верит в суеверия даже после голоса водяного, но верит в судьбу, от которой не уйти. К концу рассказа автор сообщает о смерти мальчика.

Самый старший паренек – Федя, судя по всему из богатой семьи. Он хорошо одет, красив и ведет себя важно, как будто осознавая превосходство над другими. Скорее всего, он пошел охранять скот ради забавы. Федина речь отрывистая, потому, что он опасается сказать лишнее, недостойное по статусу.

Илюша, несмотря на юный возраст, уже работает на бумажной фабрике и знает много поверий. У него вытянутое лицо, нос с горбинкой, сжатые губы и сведенные брови. Илюша опрятно одетый, трудолюбивый паренек.

Маленького Костю автор сравнивает с белкой – у него заостренные черты лица и большие черные глаза. Он тоже одет в бедную одежду, худощав, а лицо его украшают веснушки. Костя кажется печальным и задумчивым, автор рисует его как боязливого паренька.

Самый маленький и тихий Ваня все время лежит под рогожей и любуется звездами на ночном небе. Ему не больше семи лет и у него кудрявые волосы. Присутствие Вани почти незаметно в рассказе.

Тема рассказа – это гармония человека и природы. Не случайно автор включает в рассказ детей, если взаимодействие с природой — это основа жизни, то дети – это будущее.

Проблематика рассказа поднимает вопросы жизни простых людей и отношения человека к природе. Тургенев подчеркивает, насколько важно научить детей бережно относиться к природе, любить труд и быть в ладу с окружающими.

Главная мысль рассказа призывает ценить жизнь во всех проявлениях и быть благодарным за все, что имеешь, ощущать себя частью природы.

Рассуждение про Бежин луг

В своём рассказе “Бежин луг” Тургенев описывает жизнь крестьянских детей в крепостнической России. Он показывает, как нелегко жилось им в это время, как им приходилось трудиться наравне со взрослыми, получая при этом жалкие гроши.

Рассказ ведется от имени охотника Пётра Петровича. Он охотился в лесу и уже собирался идти домой, но в темноте сбился с дороги и вышел к Бежину лугу. Там горел костёр, а рядом сидели деревенские мальчики: Федя, Илья, Павлуша, Ваня и Костя.

Они варили картошку и рассказывали друг другу о нечисти и её проделках. Ребятам было от 8 до14 лет, они выгнали на ночь лошадей на выпас и в разговорах коротали время. В их историях реальность переплеталась с суевериями и необразованностью.

В своем возрасте эти ребята уже многое умели делать: пасти лошадей, работать в поле и дома, собирать грибы и ягоды. К примеру, мальчикам 12 лет уже приходилось работать на фабрике. При этом их жестко эксплуатировали, потому что надсмотрщик даже не разрешил детям на ночь уйти домой. В то время широко применялись телесные наказания, как ко взрослым, так и к детям.

Особенно Тургенев выделил Павла, мальчика из бедной семьи. У него был сильный голос, умный взгляд, спокойствие и уверенность. Пока все сидели, Паша следил за костром, варил картошку и даже бросился спасать лошадей от волка. Этот мальчик говорил не много, но был мудр не по годам.

Автор очень точно передал искренность, доброту и непосредственность деревенских детей. Описывая красоту окружающей природы, он также раскрыл проблемы простого народа: необразованность, нищету, жестокость помещиков и т.д. Описания русской земли и детей пробирают до глубины души.

Заканчивает свое произведение Тургенев описанием рассвета, который служит как бы финальным аккордом. Мастерство писателя дает читателям возможность ощутить красоту родной природы, заметить то, что происходит в ней ежесекундно, дарит надежду на лучшее.

Сочинение по рассказу Тургенева

Рассказ «Бежин луг» входит в знаменитый цикл «Записки охотника» И. С. Тургенева. У Тургенева в этом цикле в большинстве главные герои обычные крестьяне, в этом и есть уникальность этих рассказов. В произведении «Бежин луг» главные герои, кроме автора, это простые крестьянские мальчишки.

Также в этом произведении есть такой прием как рассказ в рассказе, что делает это произведение особенным. Этот прием можно сравнить с русской матрешкой. Это когда внутри произведения идет повествование от его героев о случившемся, так сказать, история внутри истории.

Автор в начале произведения описывает русскую природу и все, что его окружает во время того как он возвращается с охоты. Тургенев уделял особое внимание пейзажам русской природы. Но выходя на знакомый холм, автор видит не то, что ожидал, он видит незнакомую для него местность, после чего пытается сориентироваться и все-таки, найти дорогу домой. Но понимает, что заблудился окончательно.

Но вдруг видит огоньки и направляется к ним. Сначала автора встречают две собаки, а потом прибегают крестьянские мальчишки. Действие происходит летом, и лошадей выводили по ночам, чтобы их в жаре днем не мучили оводы и другие насекомые.

А за лошадьми следить отправляли мальчиков, для них же это было желаемым времяпрепровождением. Автор остается с мальчиками, чтобы переночевать, ведь от усталости он не мог продолжить свой путь.

Мальчиков было пятеро. Федя был самым старшим из них, ему было на вид лет четырнадцать, по виду можно было сказать, что он из богатой семьи. Стройный, кудрявый, белокурый со светлыми глазами.

Павел или Павлуша с черными волосами и серым глазами, большой головой и неуклюжим телом, около двенадцати лет как и Ильюше. Ильюша, светловолосый, постоянно натягивал на свои уши шапочку, горбоносый и постоянно щурится. Костя, мальчик лет десяти, с веснушками и глубокими, задумчивыми глазами.

Мальчики рассказывали друг другу истории о сверхъестественных ситуациях, о которых слышали или же сами на себе прочувствовали. В рассказе есть тема народных поверий. Мальчики говорят о приведениях, домовом, водяном, русалке и о родительском дне, в который можно увидеть призрака или же человека который умрет в последующий год.

Павлуша же отличается от других мальчишек и не очень верит в нечистую силу. Но когда идее за водой к реке, слышит голос мальчика, который утонул в этой реке, и мальчик этот звал его. И в конце автор сообщает нам, что Павел в этот год разбивается, упав с лошади.

Также в этом произведении есть тема природы и человека. Тема детей, детей и труда. Как уже сказано, Тургенев придавал большое значение природе. Через описание видов автор передает отношение, настроение, чувства героев. И как же важно, как человек относится к окружающей его среде, надо уважать природу вокруг нас и беречь ее.

Также обратим внимание на то, что нужно приучать детей к труду и любви к природе – это одна из основных тем рассказа «Бежин луг». И на примере обычных крестьянских мальчишек Тургенев и показывает, какими дети могут быть трудолюбивым и с каким уважением они могут относится ко всему, что их окружает.

О чем рассказ – сюжет произведения

Герой рассказа, Пётр Петрович, охотясь, заблудился в лесу и вышел к месту, которое местные жители называли Бежиным лугом. Здесь он заметил костёр, рядом с которым сидели люди. Подойдя поближе, он увидел мальчиков, которые стерегли табун лошадей.

Они приняли Петра Петровича как доброго путешественника, а не как конокрада, которых сторожи лошадей всегда опасаются. Видно, было в его внешности что-то притягивающее и доверительное. Они по-братски пригласили его к огню и переночевать.

Мальчиков было пять. Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Павел — немного неказист, но в нём чувствовалась железная воля. У Кости было необычное лицо, похожее на лицо белки, с задумчивым взором. Ваня был самый тихий, неразговорчивый мальчик лет семи.

А у Ильюши было неприметное лицо, но зато он знал много прибауток, легенд. Мальчики стали рассказывать друг другу разные поверья, связанные с нечистой силой. Конечно, все эти истории – выдумка, но ребята верят всему, ни в чём не сомневаясь. Для них это — развлечение, детские забавы.

Тургенев душой проникся во внутренний мир крестьянских детей и понял их проблемы, радости, тревоги. Он сумел создать в своём повествовании несколько мальчишеских характеров и наделил этими характерами именно детей потому, что они более свободны в своих мыслях, чем взрослые. Их тоже ждёт взрослая трудная крестьянская жизнь с заботами и невзгодами, когда некогда балагурить и сочинять сказки.

В этом рассказе И. С. Тургенев создал также великолепные пейзажи, любовно описывая лучезарное солнце, воздушные облака, знойные запахи лета.

Писатель подробно описывает летнюю ночь, все движения в природе накануне утра. Он как бы связывает воедино детей и природу, показывая мальчиков в их естественности и простоте. В этих описаниях мы видим мастерство писателя, любовь к родной земле и людям.

Художественное своеобразие Бежина луга

Тема красоты русской природы неоднократно отражалась в творчестве писателей и поэтов России. Каждый из них, словно художник, рисовал художественным словом картинку живого уголка природы. Особенно красивыми языковыми оборотами описывается картина русской природы в произведениях И.С.Тургенева.

Каждое его творение – творческий пейзаж окружающего его живого мира. Великий русский писатель, тонко чувствуя психологию человеческой души, повествует о простых вещах в свойственно только ему форме — связи человека с природой.

Особенно ярко просматривается она в его произведении «Записки охотника»- цикле рассказов, посвященных жизни и быту крестьянской деревни.

Одно их произведений сборника рассказ «Бежин луг». Это первое произведение, в котором И.С.Тургенев обращается к образу крестьянской детворы. Они главные действующие лица повествования. В рассказе из пять. Все они собрались на лугу, в народе прозванном Бежин, и у костра вели беседу. Автор становится очевидцем происходящего.

Каждый мальчик в рассказе – это прежде всего личность, со своим характером, отношением к жизни. Одни из них мальчуган, которого зовут Павлуша. Мальчик не красив внешне, по одежде можно судить о бедности семьи, но сильный характер просматривается уже в детском возрасте. Он варит похлебку, рассуждая о звездах, рыбе, воде.

Мальчик не верит в суеверие, он храбрый и полагается только на свою судьбу. Он не самый старший в компании (ему 12 лет), но приятели его уважают и к нему прислушиваются. Впоследствии автор узнает, что Павлушка погибает от падения с лошади.

Старший по возрасту в компании мальчишек тринадцатилетний Федя. Тонкие черты лица, кудрявые светлые волосы, выразительные глаза привлекают внимание автора к персонажу. Мальчик из богатой семьи выехал в поле не для работы, а скорее для общения. Ведет себя как старший, держится достойно.

Словно противоположность Федора писатель описывает Илью. Ему как и Павлуше двенадцать лет. Он из бедной семьи, работает на фабрике вместе с братом. Болезненное лицо, мальчик верит во все народные приметы.

С маленьким личиком, покрытым веснушками описывает рассказчик мальчика по имени Костя. Бедно одетый, маленького роста парню на вид лет десять. Он трусоват, но переборов страх каждую ночь выходит на работу вместе с друзьями пасти табун.

Душа компании младший Ваня. О нем Тургенев пишет немного, но из нескольких фраз можно сделать вывод, что мальчик любознательный, с широко открытой душой.

В таких трудолюбивых, красивых душой крестьянских детях видит автор будущее России. Он любит своих героев и с пониманием относится к каждому слову, сказанному мальчишками.

Рассказ «Бежин луг»- выдержан в жанровой манере рассказа: небольшой по объему, одно сюжетная линия. Композиционно произведение состоит из четырех разделов. Начало рассказа — экспозиция, повествует о летнем дне, красоте окружающей природы. Плавно писатель подводит к завязке — скитание в лесу охотника — рассказчика повествования.

Основная часть рассказа — кульминация, встреча героя с крестьянскими мальчиками, их рассказы при ночном костре. Завершает повествование — эпилог, повествование о несчастной судьбе Павла.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь – сочинение.

Тему рассказа можно определить, как единение человека и природы. Автор психологически тонко подводит к мысли ценности бытия. Человек должен ценить каждый прожитый день. Несмотря на суеверие и безграмотность крестьянских детей Тургенев видит в них продолжение будущего России.

Анализ рассказа И. Тургенева «Бежин луг»

Время на чтение: 11 минут

История написания

Сборник «Записки охотника» объединил несколько очерков, в том числе рассказ «Бежин луг». История создания сборника «Записки охотника» началась со знакомства Тургенева со знаменитым критиком Виссарионом Белинским В 1843 г.

Именно он вдохновил писателя на написание этих произведений. В 1845 году Иван понял, что теперь хочет заниматься исключительно литературной деятельностью. Лето того года он провел в селе, где в свободное время общался с крестьянами и их детьми, а также охотился.

Вернувшись домой, он с головой окунулся в творческую работу.

Первые идеи о написании произведения стали появляться у Ивана Сергеевича в конце лета 1850 года. Тогда появились первые рукописные заметки в черновике с планом повествования. Уже в начале 1851 года работа над рассказом была закончена и в феврале Тургенев опубликовал его в журнале «Современник».

Автор недолго думал над названием рассказа и не вкладывал в него глубокого смысла. Он лишь подыскал нечто особое, за счет чего произведение, в котором описывались чудесные русские пейзажи, будет мелодично называться и запомниться публике.

Литературоведы, исследовавшие творчество писателя, выяснили, что подобного названия не существует. По всей видимости, Тургенев выбрал выдуманное название вместо существовавшего в действительности рядом с его деревней луга Рудинское болото — это звучало не слишком красиво.

Жанр произведения

«Бежин луг» по жанру относится к рассказу. Произведению присущи все характерные для него черты:

  • маленький объем;
  • повествовательное содержание;
  • одна сюжетная линия.

По направлению оно относится к литературе реализма, хотя и рассказу и присущи черты романтизма — легенды, переплетающиеся с реальной жизнью героев и поэтичные описания пейзажей.

Тема и проблематика

Основной темой произведения является природа и ее единение с людьми, их тесная взаимосвязь. Описанию мест, где разворачиваются события, Тургенев уделяет особое внимание. Настроения природы глубже раскрывают чувства и эмоции персонажей.

В рассказе писателем была поднята тема проблема жизни простого люда. Ведь дети крестьян, казалось бы, должны были наслаждаться беззаботным детством, а вместо этого они обязаны работать не меньше взрослых.

Мальчики ночами пасут лошадей и следят, как бы на табун ни напали волки. Но несмотря на такие тяготы жизни, ребята радуются каждому дню и не унывают.

И даже на работе они всегда находят как развлечься, и часто рассказывают друг другу невероятные истории.

Так Иван Сергеевич хотел выделить основную идею произведения — человек обязан ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь.

Писатель также поднял тему народных верований и легенд. На примере мальчишек, что так любили их пересказывать друг другу по ночам, автор продемонстрировал, как сильно необразованные деревенские жители больны верой в существование чего-то мистического.

Как пример, плотник Гаврила, который увидел русалку из-за своей буйной фантазии, потом становится мрачным и много думает о своем будущем и этом знаке. А Ульяна, которая случайно встретила своего «двойника», стала ждать своей скорой смерти.

Ее бесконечные мысли о приближавшейся кончине действительно стали причиной ранней смерти. Сельская девушка Акулина, которой показался водяной, сошла с ума. С тоской и печалью Тургенев понимает, что причиной этого всего является элементарное отсутствие образования у сельских жителей.

А вера в приметы делает их рабами своих страхов.

Еще одна затронутая в произведении проблема — это хрупкая детская душа, психология и мировосприятие ребенка. Тургенев хотел пробудить в читателях желание относится к крестьянским детям с нежностью и пониманием, думать о них и их судьбе. На примере пятерых мальчишек Иван Сергеевич показал как богат внутренний мир деревенских детей и как тонко они порой чувствуют природу.

Характеристика главных героев

Рассказ Тургенева примечателен тем, что его события разворачиваются вокруг простых людей. Писатель в основном повествует о крестьянских детях — описывает их внешний облик, жизнь и мысли. Каждый герой по-своему примечателен и индивидуален.

  1. У Павлуши не совсем привлекательная внешность, но его умные серые глаза и властный, сильный голос компенсируют внешние недостатки мальчика. Парню 14 лет и друзья уважают его. Павлуша родился в бедной крестьянской семье и ходил в одежде с латками. При этом он довольно умен и рассказывает товарищам о разных явлениях природы. Он реалист и не верит во всяческие сказания и приметы, а также парень очень храбрый и решительный. В развязке произведения автор рассказал, что мальчишка разбился насмерть, когда упал с лошади.
  2. Федор был самым старшим среди мальчишек. Его семья была обеспеченной, а потому он сразу выделялся на фоне других хорошей, красивой одеждой. Ночная поездка была для него способом развлечь себя, а не заработать денег. У него светлые волосы и красивая внешность. Он мало говорит и по большей части слушает других мальчишек. Федя ощущает свое классовое превосходство, а потому ведет себя покровительственно. У Феди добрая душа, он спрашивает о том, как здоровье младшей сестры мальчика Вани и приглашает ее к себе. Он знает, что их семья бедная, а потому обещает вкусные угощения.
  3. Илье, кажется, лет двенадцать. Парень одет в чистую, аккуратную одежду и внешне он ничем не примечателен. Мальчишка работает вместе со старшим братом на предприятии по производству бумаги и знает, откуда берутся деньги. Он горд тем, что относится к рабочему классу, но не хвастается этим. Илюша слишком суеверный, а потому боится того, о чем предупреждают народные верования.
  4. Косте с виду лет десять, он добр и ласков. Этот мальчишка выглядит болезненно, совсем маленький и хиленький. Его семья очень бедная, и ребенок плохо одет. Его острое лицо напоминает белку, а большие, черные глаза выглядят грустными и вдумчивыми не по годам. Он немного трусливый, но Косте все равно нравится ходить в ночное и слушать рассказы друзей.
  5. Ванечка был самым неприметным и маленьким, с виду ему было лет семь. На его нежное детское лицо спускались кудрявые русые волосы. Он всю ночь лежал под рогожкой и промолвил всего пару слов. Но и из них было понятно, что у него отзывчивая и великодушная натура, а также он слегка картавит. Было заметно, что мальчик очень любит свою младшую сестру, почему и отказывается от обещанных Федей гостинцев в ее пользу. У Вани добрые глаза.

Характеристика самого охотника в рассказе практически не раскрывается. Но по совпадениям с Тютчевым становится понятно, что образ автобиографичен.

Композиция изложения

У рассказа сложная многослойная композиция. Он состоит из таких частей:

  • экспозиция — описание красоты природы днем;
  • завязка — образ охотника, рассказ про его скитания по лесу.
  • кульминация — встреча у костра с крестьянскими детьми.
  • эпилог — повествование о судьбе мальчишки по имени Павлуша.

Повествование ведется первого лица, любителя охоты. Если кратко, то он однажды июльским вечером охотился за тетеревами и заблудился. Герой увидел свет костра и пошел на него, тогда он оказался на большом луге, который местные прозвали Бежиным. Вокруг огня сидели пять деревенских мальчишек. Мужчина попросился у них на ночлег, и лежа, стал наблюдать за ними.

Рассказ о мальчиках начинается с портретной характеристики каждого из них. На смену ним поочередно приходят монологи мальчишек.

Их яркие, ни на что не похожие характеры отпечатываются на манере их повествования. Как результат, история каждого крестьянина приобретает свои уникальные оттенки интонации.

Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные рассуждения, оценки их поведения и наблюдения за ними.

Ключевой особенностью композиции являются описания пейзажей, которым Тургенев уделил много внимания.

Все события в рассказе непрерывно переплетаются с окружающей людей природой, ее изменениями, что происходят в течение дня.

Сюжет произведения становится еще более насыщенным за счет включения писателем в композицию монологов, пейзажных зарисовок, портретов и своих кратких примечаний к событиям рассказа.

Роль пейзажа в рассказе

Иван Сергеевич страстно любил природу, а потому во многие повести и рассказы из «Записок охотника» включил очерки пейзажей. Он относился к природе с особым трепетом и считал, что она живет своей не зависимой ни от кого жизнью.

В тексте Тургенева пейзажи описываются конкретно, во всех деталях, но в то же время они окутаны переживаниями творца и всех героев рассказа.

Он написал «Бежин луг» так, что природа в рассказе не просто фон, а инструмент, через который можно раскрыть чувства и переживания героев.

В своем рассказе Тургенев использует множество эпитетов, таких как: «заря… разливается кротким румянцем», «солнце — не огнистое, не раскаленное», «лиловый… туман». Автор также не скупится на метафоры: «солнце… мирно всплывает», «краски все смягчены» и сравнения — «облака исчезают… как дым».

Каждая смена пейзажа передает и меняющееся настроение заказчика, его тревогу. С появлением у охотника таких эмоций яркий летний день приобретает темные и черные цвета.

Иван Сергеевич мастерски передает красоту, что таится в природе, и читатель словно сам становится участником, описываемых им событий.

Писатель словно учит своего читателя наслаждаться окружающей красотой, замечать ее и ценить.

«Бежин луг» анализ рассказа Тургенева – план, тема, жанр, история создания произведения – Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

В своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев всегда с большой любовью описывал картины русской природы, крестьянский быт. Свой рассказ «Бежин луг» писатель посвятил простым крестьянским детям, мастерски передав тонкости детской психологии. Литературный анализ рассказа по плану будет полезен при подготовке к уроку по литературе ученикам 6 класса.

Содержание

  • Краткий анализ
  • История создания
  • Тема
  • Композиция
  • Главные герои
  • Жанр

Краткий анализ

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бежин луг.
  • Год написания – 1851 год.
  • История создания – Рассказ «Бежин луг» стал частью цикла «Записки охотника», в котором Тургенев описал непередаваемое очарование русской природы и незамысловатой крестьянской жизни.

Тема – Гармония человека и природы – центральная тема произведения. Также автор поднимает тему суеверия в жизни необразованного темного керстьянства.

Композиция – Композиция рассказа достаточно сложная, многослойная. Она включает в себя речевые и портретные характеристики мальчиков, их рассказы, обрамленные воспоминаниями рассказчика, а также лирические пейзажные зарисовки.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ Тургенева «Бежин луг», написанный в 1851 году, стал частью сборника под названием «Записки охотника». Он был примечателен тем, что впервые в русской литературе главными персонажами стали обычные крестьяне, описанные автором с большой любовью и теплотой.

Большое влияние на Ивана Сергеевича оказал известный литературный критик В. Г. Белинский, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». Писатель все свободное время проводил на охоте, общался с крестьянами и их детьми, благодаря чему его произведения отличались большой натуралистичностью.

К работе над рассказом «Бежин луг» Тургенев приступил осенью 1850 года, и уже в начале 1851 года он был готов, и опубликован в популярном журнале «Современник».

Автор не придал особого смысла названию своего произведения – он просто подыскал звучное название рассказу, фоном которому послужили прекрасные пейзажи.

Более того, этого названия нет ни на одной топографической карте, и, как позже выяснили исследователи творчества Тургенева, он заменил неблагозвучное наименование реально существовавшего луга «Рудинское болото» на более поэтическое – «Бежин луг».

Тема

Будучи непревзойденным мастером описания красоты русской природы, Иван Сергеевич в очередной раз затронул свою любимую тему – взаимосвязи человека и природы, их гармоничного дополнения друг другом.

В своем произведении автор поднял проблематику жизни простых людей. Даже дети, которым по возрасту не пристало думать о жизненных тяготах, вынуждены работать почти наравне со взрослыми.

Крестьянские мальчишки всю ночь должны пасти табун лошадей, следя за тем, чтобы к ним не подобрались волки. Однако вся неустроенность и сложность их жизни не является поводом для уныния. Напротив, каждый день для этих ребят – счастье, возможность прожить яркую и интересную жизнь. И даже во время работы они находят способ себя развлечь, рассказывая друг другу всякие небылицы.

Таким образом, автор хотел выделить основную мысль своего произведения – необходимо ценить жизнь во всех ее проявлениях, радоваться ей и быть благодарным тому, что имеешь. Счастье – чувствовать себя частью природы, ощущать на себе ее милость и бесконечную щедрость. Нужно лишь прислушиваться к тому, чему учит природа, чтобы ощущать себя целостной личностью.

В рассказе Тургенев не зря поднял тему народных легенд и сказаний, которые с таким увлечением пересказывали друг другу мальчики. На их примере автор показал, насколько сильно могут быть порабощены простые, необразованные люди идеей мистицизма.

Разыгравшееся воображение плотника Гаврилы, «увидевшего» русалку, становится причиной его затянувшегося мрачного настроения и бесконечных тревожных дум о будущем.

Баба Ульяна, случайно заметившая своего «двойника», не сомневается в своей скорой кончине. Ее непрестанные мысли о неизбежной смерти действительно становятся причиной раннего ухода из жизни.

Красавица-селянка Акулина, которой почудился водяной, не выдерживает этого и сходит с ума.

С грустью и сожалением Тургенев приходит к выводу, что причиной всех этих зол является невежество деревенских жителей, погрязших в пучине дикого суеверия. «Зовущие» голоса, таинственные существа, предчувствия, бесчисленное количество примет – все это тяжелым грузом лежит на необразованном человеке, делая его рабом собственных страхов.

Композиция

Проводя в рассказе «Бежин луг» анализ, следует отметить, что для него характерно сложное, многослойное композиционное построение.

  • Экспозиция – описание дневного пейзажа.
  • Завязка – появление в рассказе образа охотника, его скитания в лесу.
  • Кульминация – встреча с крестьянскими детьми, сидящими у костра.
  • Эпилог – рассказ о судьбе одного из мальчиков – Павлуши.

Повествование о мальчиках начинается с их развернутых портретов, которое уступает место монологам каждого из них. Их яркие и самобытные характеры накладывают отпечаток и на манеру их повествования. В результате каждая история приобретает уникальную интонацию.

Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные суждения, оценки, наблюдения.

К особенностям композиции следует отнести пейзажные зарисовки, которым автор уделил особое внимание. Все происходящее в рассказе неразрывно связано с окружающей природой, с ее изменениями, происходящими в течение суток.

Таким образом, пейзаж, портрет, авторские замечания и монологи являются теми художественными средствами, которые были мастерски использованы автором и включены в состав композиции произведения.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Бежина луга».

Жанр

«Бежин луг» написан в жанре рассказа, поскольку обладает всеми характерными для этого жанра чертами: небольшим объемом, одной сюжетной линией, повествовательным содержанием.

Произведение принадлежит литературному направлению реализм, однако в нем явственно проступают черты романтизма: поэтические описания природы, всевозможные поверья и легенды, тесно переплетающиеся с реальной жизнью героев.

ПредыдущаяСледующая

«Бежин луг» — читательский дневник по рассказу И. Тургенева

Рассказ Тургенева «Бежин луг» написан писателем в 1851 году и стал частью сборника «Записки охотника».

Описание книги для читательского дневника

  • Автор: Тургенев Иван Сергеевич
  • Название произведения: Бежин луг
  • Число страниц: 15.
  • Издательство: «Литера».
  • Год издания: 2017 год
  • Жанр: Рассказ
  • Год написания: 1851 год

Действие рассказа происходит в середине XIX века в крепостной России, в Тульской губернии, в Чернском уезде.

Блуждая по лесу, рассказчик выходит к месту под названием Бежин луг, где знакомится с крестьянскими ребятами и слушает их истории.

  1. Автор-рассказчик – барин, заядлый охотник, большой ценитель природы, всего прекрасного.
  2. Федя – любопытный мальчик четырнадцати лет, барчук, хорошо одетый.
  3. Павлуша – серьезный, черноволосый мальчик, двенадцать лет.
  4. Илюша – двенадцатилетний мальчик, светловолосый, прекрасный рассказчик.
  5. Костя – задумчивый, печальный мальчик десяти лет.
  6. Ваня – семилетний мальчуган, самый маленький в компании ребят.

Заблудившись во время охоты, автор долго плутал по лесу, пока к вечеру не вышел не обширную равнину, которая среди местных жителей имела название Бежин луг. Охотник заметил крестьянских ребятишек, сидевших у костра. Он подошел к ним, и узнал, что мальчики пасли лошадей, и всю ночь должны был сторожить их.

Расположившись у костра, рассказчик принялся рассматривать мальчиков, самому старшему из которых – Феде – было всего четырнадцать лет. Было видно, что он из богатой семьи, и выехал ночью в поле не по нужде, а лишь за компанию с другими ребятами.

Павлуша был одет гораздо хуже, но он притягивал внимание своими умными, честными глазами, и во всем его облике чувствовалась внутренняя сила. Илюше, как и Павлу, тоже было двенадцать лет, и непримечательное лицо его выражало какую-то болезненную озабоченность.

Четвертый мальчик – Костя – был отчего-то задумчив, и его узкое, заостренное личико, как у белки, было усеяно веснушками. Среди ребят был и самый маленький – семилетний Ваня, который лежал в траве и лишь изредка поднимал голову.

Чтобы не смущать ребят своим присутствием, рассказчик сделал вид, что заснул. Мальчики вновь разговорились, и Илюша продолжил, видимо, прерванный рассказ о домовом.

Он рассказал, как однажды с товарищами заночевал в старой рольне на бумажной фабрике. Неожиданно послышались чьи-то шаги наверху, само по себе закрутилось водяное колесо и тут же остановилось, стали подниматься крышки чанов.

Мальчишки не выдержали, и убежали прочь, а домовой громко кашлял им вслед.

В свою очередь, Костя рассказал ребятам, как однажды плотник Гаврила заблудился в лесу и увидел на ветвях русалку, которая завала его к себе. Словно околдованный, Гаврила пошел на зов, но в последний момент успел себя перекрестить. Русалка заплакала и исчезла, а Гаврила с тех пор ходит сам не свой.

Ребята перекусили сваренным на костре картофелем, и продолжили свои рассказы. Илюша поведал друзьям, как одного утопленника похоронили на прорванной плотине. Однажды ночью мимо этого места проходил псарь Ермила, и на могиле утопленника увидел барашка. Ермила взял на руки того барашка, принялся ласкового гладить, а тот неожиданно оскалился и проблеял «Бяша, бяша!».

Мальчики еще долго рассказывали друг другу страшные истории, пока под утро не заснули. На рассвете охотник простился с ними и побрел домой.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Автор заблудился после охоты и прибился к мальчишкам, которые пасли коней. Мальчики разговорились и стали рассказывать страшные истории. Илюша рассказал про домового, а Костя про встречу с русалкой.

Илюша рассказал о барашке на могиле утопленника, а потом про Ульяну, которая увидела сама себя. Потом были рассказы про Тришку, бучило и мальчика Васю.

Ночью все уснули, а рано утром автор ушел, потом он узнал, что мальчик Павлуша погиб в тот же год.

План пересказа

  • 1) Описание великолепия природы Тульской губернии в июльский день.
  • 2) Рассказчик заблудился в лесу после вечерней охоты.
  • 3) Поиск дороги домой, появление автора на Бежином лугу.
  • 4) Встреча с деревенскими мальчишками: Федей, Павлом, Илюшей, Костей и Ваней.
  • 5) Описание внешности ребят.
  • 6) Рассказ Ильи о домовом.
  • 7) История Кости о слободском плотнике Гавриле.
  • 8) Рассказ Ильи о местном утопленнике.
  • 9) Рассвет.
  • 10) Дорога барина домой.

Автор очень тонко, лирично описал красоту окружающей его природы, очарование природных явлений.

Он заставляет по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные вещи: блеск костра, утреннюю зарю, туман, шелест листвы в ночной тишине. Вместе с тем он показывает незамысловатую жизнь крестьянских ребятишек, которым в раннем возрасте приходится работать наравне со взрослыми.

Однако они не унывают, не жалуются на судьбу, а живут в гармонии с собой и природой.

Любовь к природе, родным местам, жизни, способность видеть красоту в привычном – важные качества, которые помогают справляться с жизненными трудностями и лишениями.

Чему учит рассказ

Рассказ учит не увлекаться и не забывать следить за дорогой. Учит любить природу и замечать красоту в самых простых и обычных вещах. Учит не бояться ночной темноты, таинственных звуков и страшных историй. Учит тому, что человек сам придумывает для себя страхи, если чего-то объяснить не в состоянии.

Что понравилось

Мне очень понравился этот рассказ по двум причинам. Прежде всего, в нем чудесно описана красота ночной природы, а также потому, что рассказы мальчиков были такими интересными и немного наивными. И мне жаль Павлушу, который показался мне самым интересным и смелым мальчиком из всех.

  • «…В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости…»
  • «…ночь приближалась и росла, как грозовая туча…»
  • «…Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун — большой праздник для крестьянских мальчиков…»

«…Вишь ты — фабричные!..»

  1. Рольня – строение, где в чанах вычерпывают бумагу.
  2. Ягдташ – сумка для ношения добытой дичи и необходимых на охоте припасов и приспособлений.
  3. Верста – русская единица измерения расстояния, равная 1066,8 м.
  4. Гуртовщик – погонщик стада, пастух.
  5. Армяк – верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани.
  6. Тятя – отец.
  7. Осинник – осиновый лес или перелесок.
  8. Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе мораль.
  9. Лощина – низко расположенная долина.
  10. Табун – стадо лошадей.

Пословицы

  • Ночь ночевать — не век коротать.
  • У страха глаза велики.
  • Ночью все лошади вороные.
  • Не страшись, да и не хвались.
  • Бойся — не бойся, а судьбы не миновать.

  • Рассказ бедная лиза очень краткое содержание
  • Рассказ бедная лиза карамзин краткое содержание
  • Рассказ бежин луг главные герои
  • Рассказ бедная лиза краткое содержание читать
  • Рассказ бежин луг ваня рассказ