Рассказ без прилагательных игра

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру угадай концовку.новогодние каникулы прекрасное время для того,

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Рассказ без прилагательных игра

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Рассказ без прилагательных игра

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Рассказ без прилагательных игра

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Рассказ без прилагательных игра

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Рассказ без прилагательных игра

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №39 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Администрации городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

(МАДОУ детский сад №39)

Конспект НОД по развитию речи

в  подготовительной к школе группе.

Составление рассказов на тему:

«Мама – самый близкий человек!»

                                                                                           Воспитатель 22 группы:

                                                                     Гильмуллина А.М.

                                        г.Нефтекамск 2020

Конспект НОД в подготовительной группе.

Составление рассказов на тему: «Мама– самый близкий человек!»

Образовательная область: речевое развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Цель: способствовать формированию у детей доброго, внимательного, чуткого отношения к маме, развивать речевые навыки.

Задачи:

Коррекционно-обучающие: расширять и активизировать словарь прилагательных, глаголов; продолжать упражнять в использовании в речи местоимений мою, моя; закреплять умение отвечать на вопросы; продолжать знакомить с пословицами и поговорками о маме; упражнять детей составлять описательный рассказ о маме по опорной схеме. учить делать звуковой анализ слова, составлять схемы слова и предложения, научить детей составлять синквейн.

Развивать у детей представления об общественном празднике нашей страны — Международном Женском Дне. Формировать умение детей понимать образное значение пословиц, способствовать заучиванию пословицы о маме.

Коррекционно-развивающие: развивать внимание, образные представления, речемыслительную деятельность, мелкую ручную моторику.  развивать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме; развивать выразительность речи, логическое мышление, воображение, память.

Коррекционно-воспитательные:,  воспитывать у детей чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку-маме, желание ей помочь, уважение к  маме.

Предварительная работа: чтение художественных произведений ,стихов о маме, подготовка к утреннику, посвященному  Международному Женскому Дню, рассматривание иллюстраций, фотографий мам, д/и «Мамины помощники», «Профессии мам», художественно-творческая деятельность: аппликация «Открытка для мамы», рисование «Мамина улыбка», слушание песен о маме.

Материал и оборудование: мольберт ,фотографии мам, мяч, картинки о маме, слово «мама», наборы для составления схемы слов из звуков и предложения, листы бумаги, краски, кисточки, обрывки  газеты.

Методы:

— словесные (объяснение, беседа, словесная инструкция, усиление мотивации в ходе организации деятельности детьми, самооценка).

-наглядные (метод иллюстраций, демонстрация, образец, показ, жестовая инструкция).

-практические (создание проблемной ситуации, совместные действия, выполнение задания ребенком).

Приемы:

-позитивного внушения, убеждения.

-эмоционального переключения.

-осуществление пошагового контроля.

-авансирование личности.

-право выбора.

-оказание дозированной помощи.

-вопросы, подбадривание, поддержка.

-повтор инструкции, образец, организация начального этапа.

Активизация словаря: Международный Женский День , милая, любимая, родная, дорогая, красивая, ласковая, внимательная, прекрасная, замечательная, чудесная, очаровательная, ненаглядная, милее, дружок, матушка, младенец, дитя.

Ход деятельности:

Приветствие друг друга «Доброе утро»

-Доброе утро и всем улыбнись!

Справа и слева друзьям поклонись.

Будем дружить, помогать всем всегда-

Вы согласны? Ответьте мне (Да)!

Приветствие гостей (дети здороваются с гостями).

— Ребята, давайте вспомним , какое сейчас время года?( весна).Как, называется первый месяц весны?( март).Какой праздник мы отмечаем в начале марта?( Международный Женский День)

Посмотрите, кто-то оставил нам письмо! Ой, а давайте его прочитаем. Это пишет Вредина! — Здравствуйте, ребята! Пишет вам Вредина, мне в моей стране скучно, решила я себе забрать у ваших мам праздник!  От мам ваших все равно пользы нет, ничего они не умеют. Я, конечно, могу праздник не отменять, но тогда расскажите почему!? Или выполните мои задания!

— Ребята что же делать? Вы согласны выполнить задания? (да, мы докажем Вредине, что наши мамы самые лучшие.)

Итак,  первое задание : Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, поэтому Вредина для вас приготовила стихотворение-загадку.

Слово это тёплое сердце согревает,

И без слова этого жизни не бывает.

Утром, днём и вечером я твержу упрямо

Это слово вечное, ласковое — …

(мама)

Второе задание: Игра с мячом « Назови ласково»

 Я знаю,что мамы вас всех ласково называют. Как? (высказывания детей). А как вы можете ласково назвать свою маму? (мамочка,мамуля,мамулечка и т. д.)

 Молодцы! Вот сколько ласковых слов вы знаете о мамах) Когда-то на Руси маму принято было называть уважительно и ласково «Матушка» . Правда,красивое слово? Давайте и мы,ребята,его повторим и запомним. Дети повторяют за воспитателем.

Третье задание: Сколько звуков в слове « Мама», и какие они? Дети делают звуковой анализ слова и состовляют схему.

Четвертое задание: А какой первый звук в слове «мама»? (звук «М»)

— Назовите слова со звуком «М» в начале слова. (Мальвина, машина, мальчик, морж и т. д.)

— В середине слова? (лампа, сумка и т. д.)

— В конце слова? (гном, джем, изюм и т. д.)

Молодцы!

Пятое задание :  Составить синквейн со словом  «Мама». Ребята, а вы знаете, что такое синквейн?  Синквейн —   представляет собой не рифмованное составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. И сегодня мы с вами научимся составлять Синквейн!

На первой строчке слово «мама»

На второй строчке нужно подобрать 2 слова прилагательные.

Игра «Какая мама?» (с мячом). Дети встают в круг. Конечно, вы все очень любите своих мам. Давайте скажем о маме все хорошие слова. Каждый из вас назовет по одному слову, но, не повторяя уже сказанное.  (ласковая, добрая, нежная, трудолюбивая, умная, красивая, единственная, родная и т. д.)

На третей строчке подбираем 3 слова — действия

Мамы у нас не только красивые, добрые, заботливые, но еще и очень трудолюбивые. И сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Что умеет делать мама?»  (с мячом). Дети встают в круг. Воспитатель называет существительное и бросает мяч. Ребенок, поймавший мяч, подбирает к существительному подходящий по смыслу глагол (например :мама борщ на кухне (что делает?)варит, мама сказку перед сном (что делает?) читает и т. д.).

Четвертая строчка: Составляем предложение из 4 слов о маме. Затем дети составляют схему придуманного предложения : «Давайте запишем его в виде схемы и проанализируем: сколько слов в нём.»

Пятая строчка: А теперь ребята ,скажите что для каждого из вас значит мама?( родитель, домохозяйка, родной человек и т.д.)

-Давайте вместе прочитаем получившийся , синквейн! Понравилось вам создавать синквейны?

Сейчас я предлагаю немного отдохнуть и показать, какие вы мамины помощники.

Физминутка «Мамины помощники» (имитация движений):

-Дружно маме помогаем

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полоскаем, выжимаем.

Подметаем все кругом,

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери шире открываем.

Маму крепко обнимаем!

Воспитатель: Молодцы, дети!

Шестое задание: Составление описательного рассказа «Моя мама»

 Рассмотрите фотографии своих мам.  Пожалуйста, расскажите о своей маме по плану:

Как зовут маму?

Где она работает?

Чем она любит заниматься дома?

 Как вы играете с мамой? Как помогаете ей?

Рассказывание из личного опыта (3-4 детей)

 (Дети составляют рассказы о маме с помощью схемы. Они называют, как маму зовут, описывают ее глаза и волосы, рассказывают кем она работает, что на работе делает, говорят о любимом домашнем увлечении своей мамы).

-Молодцы! Как хорошо рассказали о своих мамах. Вот было бы здорово, если бы все дети научились помогать маме, берегли бы и любили свою маму не только в мамин праздник, но и каждый день!

-Теперь давайте присядем и отдохнем.  Мама- самый близкий и дорогой для каждого человек. Она, как солнышко, согревает нас своим теплом . Ребята, а вы знаете пословицы о мамах? (высказывания детей). Много пословиц про маму, запомните их! А сегодня мы выучим пословицу со словом « матушка» . Хотите узнать? Тогда слушайте и запоминайте:  «Нет лучше дружка, чем родная матушка». Как вы понимаете эти слова? (высказывания детей). Давайте, ребята, мы выучим с вами эту народную мудрость. Заучивание пословицы детьми.

А мы, ребята, продолжаем наш разговор о мамах. Все люди любят получать подарки. И мамы тоже. А я предлагаю вам сделать красивые открытки для всех  мам. Вы согласны? Сегодня мы с вами нарисуем букеты цветов с помощью газетного листа!

Показ последовательности рисования нетрадиционным способом. Самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь.

Какая красивые открытки у вас , ребята, получились! Они будет украшать нашу раздевалку, и радовать мам.

Итог: Мы с вами очень хорошо сегодня потрудились. Давайте вспомним, чем интересным сегодня занимались? Что нового узнали? (высказывания детей). Какую пословицу о мамах выучили? (дети проговаривают).

Использование дидактических игр, основанных на методе наглядного моделирования, в работе учителя-логопеда

Одним из популярных методов обучения детей дошкольного возраста является наглядное моделирование. Используя этот метод, педагог и ребенок изображают предметы, явления, действия, понятия, эпизоды текста с помощью упрощенных схематических изображений – символов, знаков.

Схематизированный образ отражает наиболее существенные связи и свойства предметов. Наглядное моделирование успешно используется в качестве метода сообщения детям разнообразных знаний, а также средства

развития их умственных и речевых способностей.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения

отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Л.М. Хализева и др.). В основе  метода лежит использование заменителя (модели), в роли которого могут выступать схемы, чертежи, планы, условные обозначения,

стилизованные и силуэтные изображения, пиктограммы, другие предметы.

Умение создавать и применять модели дает возможность ребенку в наглядной форме выделять свойства предметов, скрытые отношения вещей,

учитывать их в своей деятельности, планировать решение разнообразных

задач. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных

действий.  

              Моделирование состоит из следующих этапов:

  • усвоение и анализ сенсорного материала;
  • перевод его на знаково-символический язык;
  • работа с моделью;

Формирование навыков наглядного моделирования предполагает определенную последовательность приемов решения таких задач, знакомство с графическим способом представления информации, развитие умения дешифровки модели, формирование навыка самостоятельного моделирования.

       На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и Л.Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

        Многие авторы разрабатывают вопросы применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии (Н.М. Ветрова, Е.Л. Агеева и др.). Ряд авторов придает большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью (Л.И. Цеханская) и детей с речевой патологией (Ю.Ф. Гаркуша).

          Опыт работы показывает широкие возможности использования наглядных моделей в ходе коррекционно-развивающего обучения, осуществляемого учителем-логопедом.

          Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно  развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

           Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом, используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия»- прилагательное в моделях предложений и др.); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа и т.п.

            Так, например, в процессе игр и заданий закрепляется понимание детьми значений глаголов (игра «Помоги Наташе разложить вещи по местам»); развивается понимание категории рода у прилагательных (игра «Угадай, какие это фрукты?»), уточняется смысл логико-грамматических конструкций, включающий субъект действия, объект действия и предикат (задание «Исправь ошибку»), достигается более полное и точное понимание последовательности связного речевого высказывания логопеда (задания из серии «Времена года») и др.

            Приведем фрагменты описания некоторых игр.

            Игра «Помоги Наташе разложить вещи по местам»  

Цель: Закрепить понимание глаголов (вешать, класть, ставить и др.); практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.

Оборудование: Большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа, журнального столика, дивана; маленькие предметные картинки , изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.

Инструкция логопеда: «Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока и т.п.)? Где лежит тетрадь (висит юбка, стоит пакет молока и т.п.)?»

Выполнение задания. Логопед предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на его вопросы.

Примерные ответы детей: «Я поставлю молоко в холодильник. Я положу ключ в сумку. Я повешу юбку в шкаф.» и т.п.

               Игра «Исправь ошибку».

Цель: Развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.

Оборудование: Предметные картинки (червяк и цыпленок, кастрюля и женщина, бабочка и девочка, мышка и кошка и др.), карточка со стрелкой, магнитная доска  (для составления модели предложения).

Инструкция: «Смотри и слушай внимательно: Рыба поймала мальчика.

Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась».

Ход выполнения: Логопед последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок и карточки со стрелкой (субъект действия, предикат, объект действия). Ребенок должен исправить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив карточки. После выполнения детьми нескольких заданий, предложения произносятся логопедом без зрительной опоры («куры кормят хозяйку», «коза пасет девочку», «чай выпил мальчика» и т.п.)

Примерные ответы детей: «Это неправильно. Рыба не может поймать мальчика. Надо сказать: «Мальчик поймал рыбу».

              В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей с речевыми нарушениями. Применение наглядных моделей может способствовать более точному и прочному усвоению детьми  на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Например, в игре «Вкусный сок», дети, используя наглядную модель, практически усваивают способы образования относительных прилагательных. Предлагая детям выполнить задания по теме «В семье слов», логопед на практическом уровне формирует умение подбирать родственные слова к заданному слову. В последнем случае наглядные схемы ориентируют детей на поиск «слов-родственников» в определенном лексико-семантическом поле.

                Игра «Вкусный сок».

Цель: Практическое усвоение относительных прилагательных.

Оборудование: Наглядная схема, изображающая стакан с падающей в него каплей сока, вокруг него – изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).

Инструкция: «Я люблю яблочный сок. А ты? Какой сок любит Вова?»

Ход выполнения: Логопед, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему: «Я люблю сливовый сок. Вова любит апельсиновый сок».

                Продуктивным является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов. Целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения (например, составление простого нераспространенного и распространенного предложения с прямым дополнением в игре «Кто из животных какую пользу приносит?»). В качестве элементов таких наглядных моделей могут быть использованы стилизованные изображения предметов, о которых говорится в предложениях, в сочетании с однотипным изображением отдельных членов предложения (например, изображение «стрелки» на месте сказуемого). При необходимости, учитель-логопед помогает детям с помощью дополнительных вопросов, указаний, пояснений.

               На первых занятиях, посвященных составлению простых предложений,  дети составляют однотипные предложения по одной модели. В составляемые предложения включаются, как правило, беспредложные конструкции. В процессе последующих занятий можно предложить детям составлять предложения по двум-трем, а затем и большему числу моделей. В структуру предложений входят как предложные. так и беспредложные конструкции.

                 Постепенно модели усложняются, приобретают более абстрактный характер (изображение волнистой линии вместо определений, относящихся к предмету, о котором говорится в предложении; схематические изображения предлогов, союзов и др.). Такая работа над структурой предложений подготавливает детей к овладению полноценным лексическим и синтаксическим анализом предложения в период школьного обучения.

                   Игра «Кто, какую пользу приносит?».

Цель: Составление простого распространенного предложения с прямым дополнением по заданной схеме.

Оборудование: Наборное полотно с двумя карманами; предметные картинки.

Ход выполнения: Логопед показывает предметные картинки, расположенные в обоих карманах наборного полотна ( в первом- изображения птиц и животных, во втором – изображения тех предметов, которые связаны с пользой, приносимой животными и птицами). Демонстрируется наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний детей («курица –яйца»). Логопед стимулирует составление детьми предложений по предложенным схемам.

Примерные ответы: «Курицы несут яйца. Курицы дают перья. Кошка ловит мышей. Лошадь возит грузы».

                  Применяя наглядные модели, логопед может существенно увеличить эффективность процесса формирования связного речевого высказывания  у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с ОНР испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи. По сравнению с нормально развивающимися детьми, рассказы детей с речевыми нарушениями, отличаются непоследовательностью, нарушением логичности, наличием аграмматизмов.

                  Педагог учит детей описывать объект, опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ. К примеру, в задании «Расскажи о домашнем животном» наглядная модель рассказа-описания включает следующие стилизованные изображения: «зеркало» — внешний вид животного;  «человек» — какую пользу приносит человеку; «кастрюля» — чем питается животное; «домик» — где оно живет; «коляска» — как называются детеныши; «ухо» — как животное подает голос.          

                  При затруднениях некоторых детей в процессе рассказывания логопед может использовать дополнительные опоры, помогающие ребенку определить последовательность изложения отдельных частей рассказа. Постепенно дети научаются составлять план своего высказывания и описывают предмет без помощи наглядных опор.

                    Игра «Опиши овощи и фрукты».

Цель: Закрепление навыка использования прилагательных, обозначающих различные признаки фруктов; развитие навыка согласования прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; формирование навыка составления описательного рассказа о предмете.

Оборудование: Схемы для описания овощей и фруктов (форма, цвет, запах, вкус, сочность), выполнения действий по отношению к ним (посмотрим, понюхаем, потрогаем, попробуем).

Инструкция: «Посмотрите на эти карточки. Они помогут вам правильно описать разные фрукты. Представьте, что вы делаете с овощами и фруктами то, что обозначают эти карточки-схемы. А теперь отвечайте на мои вопросы. Что можно сказать о лимоне, яблоке и т.д.».

Ход выполнения: Работа с детьми организуется поэтапно. На первом этапе предлагается описывать овощи и фрукты с помощью схем (образец дается логопедом). На втором этапе детям предлагается мысленно выполнить те или иные действия с фруктами (овощами), которые иллюстрируют соответствующие схемы, и ответить на вопросы логопеда  по поводу результата действия.

Примерные ответы детей: «Это яблоко. Оно красное, круглое по форме. Яблоко твердое, гладкое, сочное, сладкое, вкусное».

                    В процессе работы над умением детей составлять рассказ по определенной сюжетной линии, логопед может использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Называние предлагаемых логопедом наглядных опор напоминает детям о так называемых  «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания. Приемы помощи логопеда детям с ОНР на начальных занятиях по составлению сюжетного рассказа могут быть различными: предоставление образца рассказа, использование вопросов различного типа, совместное составление рассказа, стимулирование детей к самостоятельному придумыванию продолжения (конца, начала) рассказа с опорой на наглядные модели.    

               Задание «Составим рассказ по опорным картинкам» 

Цель: Формирование связного речевого высказывания по опорным картинкам.

Оборудование: Опорные картинки (мальчик, окно, дуб осенью, зимой, весной и летом, птица, кормушка, скворечник, птенцы в гнезде).

Инструкция: «Послушайте мой рассказ. (рассказывает, используя опорные картинки).Почему птицы не прилетали на этот дуб? Как вы думаете? (Они не прилетали, потому что мальчик никогда не вешал зимой кормушку. а весной не делал скворечник). Потом он исправил свою ошибку. Теперь на дубе всегда были птицы. Зимой они прилетали к кормушке. А весной вили гнезда и выводили птенцов. Дуб ожил, на нем весело пели птицы!»

Ход выполнения задания. Логопед составляет рассказ, используя опорные картинки и стимулируя детей к высказываниям в контексте общего повествования (описание дуба  в разные времена года). После рассказа логопед задает вопросы детям и помогает им ответить с использованием других опорных картинок. После этого можно предложить (возможно на последующем занятии) некоторым детям повторить весь рассказ.

Примерный рассказ ребенка (с помощью логопеда): «Жил-был мальчик. Он любил смотреть в окно. За окном рос красивый могучий дуб. Весной на ветках появлялись зеленые почки. Летом он шумел густой, сочной листвой. Осенью дуб был золотой. Зимой его покрывал легкий, пушистый снег. И только птицы никогда не прилетали на этот дуб. Мальчик сделал кормушку, насыпал в нее зернышек и повесил на дуб. Стали прилетать птицы. Они клевали зернышки. Весной мальчик смастерил скворечник и прикрепил его к веткам дуба. Прилетели птицы и поселились в скворечнике. Они вывели птенцов. Дуб ожил. Весело поют на нем птицы!».

                Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутый рассказ с опорой на модели, состоящие из 8-10 наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей или необходимых для рассказывания наглядных опор, а также овладевают умениями придумывать рассказы, сказки по предложенной взрослым наглядной модели. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет учителю-логопеду впоследствии более успешно обучать детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, а также сочинению рассказа по замыслу.

                   Высокие результаты, наблюдаемые по окончанию коррекционного обучения, свидетельствуют о широких возможностях использования наглядного моделирования в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

Лучшей игрой года стала It Takes Two.

Несмотря на то, что The Game Awards 2021 некоторые с нетерпением ждут из-за самых больших анонсов в мире видеоигр, это также время отметить невероятные игры, которые стали особенными в прошедшем году.

От «Игры года» до «Инновации в доступности» и «Лучшее повествование» — было множество категорий, в которых были выделены игры всех типов, которые заслуживают признания за свои достижения. Однако только одна игра могла выиграть в каждой категории, и мы перечислили всех победителей The Game Awards 2021.

В этой статье мы не только собрали всех победителей, но и собрали все самые важные новости и объявления с The Game Awards 2021, и вы можете проверить это здесь. Жирным выделены победители.

Игра года

It Takes Two / steamcommunity.com

It Takes Two / steamcommunity.com

Признание игры, которая обеспечивает лучший опыт во всех творческих и технических областях.

  • Deathloop (Arkane Studios/Bethesda)
  • It Takes Two (Hazelight Studios/EA)
  • Metroid Dread (Mercury Steam/Nintendo)
  • Psychonauts 2 (Double Fine/Xbox Game Studios)
  • Ratchet & Clank: Rift Apart (Insomniac Games/SIE)
  • Resident Evil Village (Capcom)

Лучшее игровое направление

Deathloop / steamcommunity.com

Deathloop / steamcommunity.com

Читайте также: Хоррор и головоломка: Epic Games отдает две игры

Награжден за выдающееся творческое видение и инновации в игровом направлении и дизайне.

  • Deathloop (Arkane Studios/Bethesda)
  • It Takes Two (Hazelight Studios/EA)
  • Returnal (Housemarque/SIE)
  • Psychonauts 2 (Double Fine/Xbox Game Studios)
  • Ratchet & Clank: Rift Apart (Insomniac Games/SIE)

Лучший рассказ

За выдающееся повествование и развитие повествования в игре.

  • Deathloop (Arkane Studios/Bethesda)
  • It Takes Two (Hazelight Studios/EA)
  • Life is Strange: True Colors (Deck Nine/SQUARE ENIX)
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy (Eidos Montreal/SQUARE ENIX)
  • Psychonauts 2 (Double Fine/Xbox Game Studios)

Лучшее художественное направление

За выдающиеся творческие и / или технические достижения в области художественного дизайна и анимации.

  • Deathloop (Arkane Studios/Bethesda)
  • Kena: Bridge of Spirits (Ember Lab)
  • Psychonauts 2 (Double Fine/Xbox Game Studios)
  • Ratchet & Clank: Rift Apart (Insomniac Games/SIE)
  • The Artful Escape (Beethoven & Dinosaur/Annapurna)

Лучший саундтрек / музыка

Для выдающейся музыки, включая партитуру, оригинальную песню и / или лицензионный саундтрек.

  • Cyberpunk 2077 (Marcin Przybylowicz, Piotr T. Adamczyk, Composers)
  • Deathloop (Tom Salta, Composer)
  • NieR Replicant ver.1.22474487139 (Keiichi Okabe, Composer)
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy (Richard Jacques, Composer)
  • The Artful Escape (Johnny Galvatron & Josh Abrahams, Composers)

Лучший звуковой дизайн

Признание лучшего звука и звукового оформления в игре.

  • Deathloop (Arkane Studios/Bethesda)
  • Forza Horizon 5 (Playground Games/Xbox Game Studios)
  • Ratchet & Clank: Rift Apart (Insomniac Games/SIE)
  • Resident Evil Village (Capcom)
  • Returnal (Housemarque/SIE)

Лучшее представление

Выдается физическому лицу за озвучку, съемку движения и / или перформанс.

  • Эрика Мори, жизнь странная
  • Джанкарло Эспозито, Far Cry 6
  • Джейсон Э. Келли, Deathloop
  • Мэгги Робертсон, Resident Evil Village
  • Озиоама Акага, Deathloop

Игры для воздействия

Для игры, заставляющей задуматься, с просоциальным смыслом или посланием.

  • Before Your Eyes (GoodbyeWorld Games/Skybound Games)
  • Boyfriend Dungeon (Kitfox Games)
  • Chicory (Greg Lobanow, Alexis dean-Jones, Lena Raine, Madeline Berger, A Shell in the Pit/Finji)
  • Life is Strange: True Colors (Deck Nine/SQUARE ENIX)
  • No Longer Home (Humble Grove, Hana Lee, Cel Davison, Adrienne Lombardo, Eli Rainsberry/Fellow Traveler)

Лучшая текущая игра

Final Fantasy XIV Online / Steam

Final Fantasy XIV Online / Steam

Присуждается игре за выдающуюся разработку постоянного контента, который со временем меняет впечатления от игры.

  • Apex Legends
  • Call of Duty: War Zone
  • Final Fantasy XIV Online
  • Fortnite
  • Genshin Impact

Лучшая инди-игра

Kena: Bridge of Spirits / Steam

Kena: Bridge of Spirits / Steam

За выдающиеся творческие и технические достижения в игре, созданной вне традиционной системы издателей.

  • 12 Minutes
  • Death’s Door
  • Kena: Bridge of Spirits
  • Inscryption
  • Loop Hero

Лучшая дебютная инди-игра

Читайте также: 1001 игра бесплатно: В Epic Games новая раздача

За лучшую дебютную игру, созданную новой независимой студией.

  • Kena: Bridge of Spirits
  • Sable
  • The Artful Escape
  • The Forgotten City
  • Valheim

Лучшая мобильная игра

Genshin Impact / Steam

Genshin Impact / Steam

Для лучшей игры на мобильном устройстве.

  • Fantasian
  • Genshin Impact
  • League of Legends
  • MARVEL Future Revolution
  • Pokemon Unite

Лучшая поддержка сообщества

Final Fantasy XIV Online / Steam

Final Fantasy XIV Online / Steam

Признание игры за выдающуюся поддержку сообщества, прозрачность и оперативность, включая активность в социальных сетях и обновления / исправления игры.

  • Apex Legends: Escape
  • Destiny 2: Beyond Light
  • Final Fantasy XIV Online
  • Fortnite
  • No Man’s Sky

Лучшая игра VR / AR

Читайте также: Ловить биткойны вместо покемонов: Новая AR-игра позволит зарабатывать

Для наилучшего игрового процесса в виртуальной или дополненной реальности, независимо от платформы.

  • Hitman III
  • I Expect You to Die 2
  • Lone Echo II
  • Resident Evil 4
  • Sniper Elite VR

Инновации в доступности

Признание программного и / или аппаратного обеспечения, которое продвигает среду вперед, добавляя
функции, технологии и контент, которые помогают играть в игры и наслаждаться ими еще более широкую аудиторию.

  • Far Cry 6
  • Forza Horizon 5
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy
  • Ratchet & Clank: Rift Apart
  • The Vale: Shadow of the Crown

Лучшая игра в жанре экшн

Returnal / vgtimes

Returnal / vgtimes

Игра в жанре экшн, ориентированная в первую очередь на боевые действия.

  • Back 4 Blood
  • Chivalry II
  • Deathloop
  • Far Cry 6
  • Returnal

Лучшая игра в жанре экшн / приключенческая игра

Для лучшей приключенческой игры, сочетающей бой с перемещением и решением головоломок.

  • Marvel’s Guardians of the Galaxy
  • Metroid Dread
  • Ratchet & Clank: Rift Apart
  • Resident Evil Village
  • Psychonauts 2

Лучшая РПГ

Лучшая игра, разработанная с богатой настройкой персонажей и прогрессом, включая многопользовательский режим.

  • Cyberpunk 2077
  • Monster Hunter Rise
  • Scarlet Nexus
  • Shin Megami Tensei V
  • Tales of Arise

Лучший файтинг

Guilty Gear -Strive- / Nintendo

Guilty Gear -Strive- / Nintendo

Лучшая игра, созданная в первую очередь вокруг рукопашных схваток.

  • Demon Slayer -Kimetsu no Yaiba- The Hinokami Chronicles
  • Guilty Gear -Strive-
  • Melty Blood: Type Lumina
  • Nickelodeon All-Star Brawl
  • Virtua Fighter 5: Ultimate Showdown

Лучшая семейная игра

Для лучшей игры, подходящей для семейной игры, независимо от жанра или платформы.

  • It Takes Two 
  • Mario Party Superstars
  • New Pokémon Snap
  • Super Mario 3D World + Bowser’s Fury
  • WarioWare: Get It Together!

Лучшая спортивная / гоночная игра

Для лучших традиционных и нетрадиционных спортивных и гоночных игр.

  • F1 2021
  • Fifa 22
  • Hot Wheels Unleashed
  • Forza Horizon 5
  • Riders Republic

Лучшая симуляция / стратегия

Age of Empires IV / Steam

Age of Empires IV / Steam

Лучшая игра, ориентированная на симуляцию в реальном времени, пошаговую или стратегическую игру, независимо от платформы.

  • Age of Empires IV
  • Evil Genius 2: World Domination
  • Humankind
  • Inscryption
  • Microsoft Flight Simulator

Лучшая многопользовательская игра

Читайте также: Genshin Impact и Control: Две игры в Epic Games отдают бесплатно

Для выдающейся сетевой многопользовательской игры и дизайна, включая кооперативную и многопользовательскую, независимо от жанра игры или платформы.

  • Back 4 Blood
  • It Takes Two
  • Knockout City
  • Monster Hunter Rise
  • New World
  • Valheim

Автор контента года

Для стримеров или создателей контента, которые оказали важное и положительное влияние на сообщество в 2021 году.

  • Dream
  • Fuslie
  • Gaules
  • Ibai
  • TheGrefg

Лучший спортсмен

Александр Костылев / Wikimedia

Александр Костылев / Wikimedia

Киберспортсмен был признан самым выдающимся по показателям и поведению в 2021 году, независимо от игры.

  • Крис «Симп» Лер
  • Хео «ShowMaker» Су
  • Магомед «Коллапс» Халилов
  • Александр «s1mple» Костылев
  • Тайсон «TenZ» НПО

Лучший спортивный тренер

Тренер по киберспорту был признан самым выдающимся по результативности и поведению в 2021 году.

  • Айрат «Тихий» Газиев
  • Андрей «ENGH» Шолохов
  • Андрей «B1ad3» Городенский
  • Джеймс «Краудер» Краудер
  • Ким «kkOma» Чон Гюн

Лучшее спортивное мероприятие

Признание события (в течение одного или нескольких дней), которое доставило лучший в своем классе опыт для участников и аудитории вещания.

  • The International 2021
  • 2021 League of Legends World Championship
  • Valorant Champions Tour: Stage 2 Masters
  • PGL Major Stockholm 2021
  • PUBG Mobile Global Championship 2020

Лучшая спортивная игра

Для игры, которая дала игрокам лучший общий опыт киберспорта (включая турниры, поддержку сообщества и
обновления контента ), независимо от жанра или платформы.

  • Call of Duty
  • CS:GO
  • DOTA2
  • League of Legends
  • Valorant

Лучшая спортивная команда

Natus Vincere, CS:GO / sport.ua

Natus Vincere, CS:GO / sport.ua

Признание конкретной киберспортивной команды (а не всей организации) было признано наиболее выдающимся по результатам и поведению в 2021 году.

  • Atlanta FaZe, Call of Duty
  • DWG KIA, League of Legends
  • Natus Vincere, CS:GO
  • Team Spirit, DOTA2
  • Sentinels, Valorant

Самая ожидаемая игра

Признание анонсированной игры, которая наглядно продемонстрировала потенциал для продвижения игровой среды вперед.

  • Elden Ring
  • God of War: Ragnarok
  • Horizon Forbidden West
  • The Sequel to The Legend of Zelda: Breath of the Wild
  • Starfield

Напомним, ранее сообщалось, что в прошлом году были названы лучшие игры 2020 года по версии IGN.



Критики и аудитория определились с лучшими играми сезона, а значит пора предвкушать новинки, которые будут нас развлекать уже через несколько месяцев. Среди самых ожидаемых проектов 2022 года — продолжение культовой серии S.T.A.L.K.E.R., которое вернет фанатов в мрачные декорации Чернобыля. А пока проект шлифуют и полируют, мы вместе с VOKA вспоминаем, как вообще в видеоиграх появился жанр постапокалипсиса и какие ключевые игры этого направления стоит успеть открыть для себя.

Человечество с момента своего появления шло нога в ногу с гипотетическим апокалипсисом — и если своими действиями не приближало стрелку часов судного дня к полуночи, то по крайней мере активно фантазировало на эту тему в различных произведениях искусства. Параллельно с этим авторы задумывались и о том, с чем столкнутся счастливчики, пережившие конец света.

Первым постапокалиптическим произведением по своей сути можно считать уже библейский рассказ о Ное и его ковчеге. Мужчина после всемирного потопа восстанавливает жизнь на Земле — чем вам не представитель жанра? Но формально, конечно, его отсчет начался чуть позже: в 1816 году в литературе появляется видение конца света от лорда Байрона в стихотворении «Тьма», благодаря которому в искусстве возникает архетипический сюжет о «последнем человеке».

К популяризации таких историй приложила руку и Мэри Шелли, королева готического романа, которая в произведении «Последний человек» рассказывала о мужчине, спасающем семью в охваченном чумой мире. Изучал тему и Герберт Уэллс, посвятивший постапокалипсису «Машину времени» и «Войну миров». А в ХХ и ХХI веках сюжеты и вовсе ушли в народ и получили множество вариаций: фантасты представляли гибель человечества от рук пришельцев, из-за экологической катастрофы, падения метеорита, пандемии, ядерной войны и даже восстания суперзлодеев.

Добрался жанра и до кинематографа. В картине «Пятерка» 1951 года выпуска Арч Оболер рассказывал о разномастной компании в традициях классических анекдотов (обычном жителе Нью-Йорка, беременной женщине, неонацисте, афроамериканце и банковском клерке), пережившей нуклеарную катастрофу. Джордж Ромеро еще в 1968 году привел на экраны зомби-апокалипсис в «Ночи живых мертвецов». А Джордж Миллер исследовал тревожное будущее, связанное с истощением природных ресурсов, в «Безумном Максе». У светлых умов кинематографа идей было немало, и с каждым годом они только эволюционировали.

Конечно, эта тема не могла миновать растущий рынок видеоигр, для которого это был оптимальный сеттинг: фантастические реалии здорово сочетались с оправданным насилием, против которого сложно было бы возразить даже самым ярым моралистам — на следующий день после конца света не приходится считаться с зомби и злобными мутантами, так и норовящими отгрызть голову случайному выжившему. И первые попытки исследовать плодотворный жанр начались уже в 80-х.

На грани катастрофы

Пожалуй, первой постапокалиптической игрой можно считать шутер для аркадных автоматов под названием Robotron: 2084. Проект, реализованный в 1982 году, предлагал пользователям спасти захваченную враждебными роботами Землю. Или, по крайней мере, помочь редким уцелевшим людям. Правда, сто процентов времени геймерам приходилось сражаться с пикселями на экране и только — ни о каком кинематографическом развитии событий речь не шла.

Годом позже появились и другие эксперименты в жанре. Экшн Ant Attack отправлял всех желающих на поиски выживших в город, захваченный гигантскими муравьями, причем выглядело это более чем достойно для 1983 года: разработчики в принципе позиционировали свой продукт как «первую трехмерную изометрическую игру». Среди серых декораций постапокалиптики разворачивалась пронзительная история любви — пользователь мог определить пол своего персонажа и спасти свою вторую половинку.

Впрочем, оба проекта в свое время никто не рассматривал как исследование постапокалипсиса. Robotron: 2084 вызывал восторг из-за сумасшедшего геймплея, построенного на максимальном вовлечении всех доступных человеку рефлексов, и таким образом оказал нешуточное влияние на индустрию. Ant Attack в принципе относили скорее к прародителям подходам survival horror. С этим несложно согласиться: кроме краткого синопсиса, обе игры вряд ли могли похвастаться детальным сеттингом, который так важен для жанра.

С другой стороны были проекты вроде WarGames, адаптации фильма 1983 года «Военные игры». Он подбирался к миру после ядерной катастрофы иначе, изучая скорее тот самый момент, когда человечество взяло курс в неизвестность с радиоактивным пеплом и румяными грибными шляпками. Разрушенных городов и полчищ мутантов там нет — потому что цель игры как раз и состоит в том, чтобы такой исход не допустить. Так или иначе, именно с этого момента тема нуклеарной катастрофы надолго пришла в индустрию.

Первые рейнджеры ядерных пустошей

В 1988 году в уже подготовленную почву попало зерно идеи Брайана Фарго — талантливого разработчика и основателя компании Interplay Entertainment. Как и многих, его безумно привлекал постапокалипсис: «Одна из вещей, которые, как мне кажется, делают постапокалиптическую фантастику интересной, — это то, что все происходящее кажется крайне правдоподобным — мы всего лишь на расстоянии одного нажатия кнопки от ядерной пустоши».

Именно такой сеттинг Брайан определил для своего грядущего хита Wasteland. Выпущенная сразу для трех платформ — ПК, Apple II и Commodore 64, — игра рассказывала о постъядерной Америке и «Пустынных рейнджерах» — потомках солдат США, которые даже спустя десятилетия пытаются всеми силами охранять порядок и спокойствие на радиоактивных территориях.

На просторах пустоши пользователи могли собирать персональные отряды из нескольких бойцов и отправляться в приключения по миру, который чутко реагировал на действия команды и сохранял все изменения. Бои проходили по типу других популярных ролевых игр того времени: со строками текста и тщательно выверенными показателями характеристик игроков. Новинкой для жанра стал тот факт, что неигровым персонажам из команды игрока можно было давать приказы, которые они без лишних слов выполняли.

Дополнительный антураж в весьма хардкорную игру привносили так называемые «Параграфы» — пространные блоки текста, которые сопровождали игру в бумажном виде и помогали раскрыть ее сюжет. История в принципе оказалась запоминающейся, вплоть до кратких боевых комментариев о том, что враги «превращаются в тонкий слой красной пасты» или «взрываются, как кровяная колбаса».

Wasteland стала мгновенным хитом, которому обязаны многие современные постапокалиптические игры. Увы, продолжение серии под названием Fountain of Dreams оказалось куда более глупым и нескладным — и почти поставило крест на проекте Брайана Фарго.

Но на самом деле почти убил сагу о рейнджерах в пустошах не этот своеобразный сиквел, а компания EA, которая отказалась делиться с разработчиками из Interplay правами на франшизу.

Дивный новый мир и бутылочные крышки вместо денег

Wasteland 2 в конечном счете вышла — уже в ХХI веке. А пока возможности поработать над ней не было, студия Interplays залечивала разбитое сердце и продумывала новый проект в знакомых декорациях ядерного постапокалипсиса. Им стала культовая сага Fallout.

Сюжет вселенной развернулся не в самом далеком и вполне понятном будущем Земли, в котором серия войн за ресурсы привела к тотальному ядерному Армагеддону. Малая часть населения спаслась благодаря технологичным бункерам компании Vault-tec и, проснувшись в новом мире, в котором Штаты превращены в выжженные Пустоши, вынуждена привыкать к новым обстоятельствам. Деньги заменили бутылочные крышки, биологическое оружие превратило чудом спасшиеся формы жизни в жутких мутантов, бывшие солдаты США трансформировались в своеобразный рыцарский орден, защищающий технологии и знания, а бандиты запустили свои руки в ростки новой цивилизации.

Если ранняя ядерная фантастика 70-х и 80-х ставила перед собой цель скорее предупредить новые поколения о гипотетических угрозах «мирного атома», то серия Fallout принимала такой вариант развития событий как данность. Катастрофа случилась, и авторы не хотели сюсюкать и читать доктрины о том, как это предотвратить. Вместо этого они сконцентрировались на дивном новом мире и правилах выживания в нем.

«Идея состояла в том, что Пустоши — новый дом для уцелевших людей, а мир, который был до катастрофы, почти не имеет к ним отношения, — делился своими впечатлениями вице-президент Bethesda Пит Хайнс. — Их реальность такова: „Это то место, где я живу, это моя жизнь, и я сделаю все, что в моих силах, чтобы она была хороша…“».

Впрочем, сама серия, которая продолжает оставаться актуальной по сей день, эволюционировала из одной части в другую. Поначалу она продолжала изометрическое дело Wasteland с характерными диалоговыми экранами и системой найма помощников. Затем пересела на фирменный движок Bethesda с видом от третьего лица, заполучила большой открытый мир и фирменную систему прицеливания VATS, которой бы позавидовал даже самый прогрессивный шутер.

В 2018 году сага получила даже масштабное развитие в онлайн-режиме — и хотя Fallout 76 все еще остается сырым и совсем не обязательным, с этим можно смириться. Менялся и тон игр: если в третьей части серии атмосфера была донельзя безнадежной и депрессивной, то четвертый эпизод серии все чаще спешил подбодрить игрока.

Влияние Fallout переоценить сложно. Миссию, полученную от Wasteland, проект унес в массы и популяризировал по всему свету. В том числе благодаря ему, пожалуй, родился и горячо любимый на постсоветском пространстве проект S.T.A.L.K.E.R., более близкий, понятный и в то же время болезненный.

Декорации опустошенных Штатов сменила Зона отчуждения, ядерную войну — авария на Чернобыльской АЭС, а горстку уцелевших, стремящихся найти место под новым солнцем, — сталкеры, мужчины честной судьбы, ищущие финансовое благополучие и личностное развитие в богом забытом месте. И хотя кажется, за пределами периметра мир жив и более-менее здоров, внутри его рыщут мутанты, а пейзажи нагоняют тоску не меньше Пустоши.

Все сорта конца света

Сейчас постапокалипсис в индустрии видеоигр уже не кажется экспериментом: жанр ушел в мейнстрим, ярчайшие представители которого с завидным постоянством претендуют на звания игр года. И неумолимо меняют представление о том, какими вообще должны быть проекты в таком сеттинге.

Например, видеоигра Rage от id Software дерзко смешала узнаваемые черты Wasteland и Fallout с подходом классического «Безумного Макса»: герои будущего Земли, пережившие столкновение с астероидом, борются за каждый новый день жизни на унылой и разбитой планете с мутантами и бандитами, а адреналиновые перестрелки регулярно уступают место не менее адреналиновым гонкам на монструозных машинах, словно сошедших с кадров ленты Джорджа Миллера.

Экшн I Am Alive взял курс на исследование социальной катастрофы — после землетрясения американский город, срисованный с Чикаго, оказывается в руинах, а власть в нем переходит к бандам мародеров. Взаимопомощь оказывается немодной, и люди могут надеяться только на себя. В таких условиях герой должен воссоединиться со своей семьей, выживая и поступательно пробираясь к цели, сражаясь как с очевидными бандитами, так и с просто загнанными в угол горожанами. Игра на деле оказывается самым настоящим сурвайвалом: с постоянной нехваткой боеприпасов, голодом и усталостью.

Культовая серия The Last of Us, как бы ни пыталась мимикрировать под классический зомби-апокалипсис, в первую очередь рассказывает пронзительную историю отношений контрабандиста Джоэла и его новой «дочери» Элли. А заодно делает невеселые выводы о человечестве в духе «Ходячих мертвецов»: даже в мире после пандемии, превратившей бóльшую часть населения в кровожадных зомби, для человека зачастую куда более опасным противником остается другой человек.

А другой шутер с зомби в качестве пушечного мяса, Left 4 Dead, в свою очередь, концентрируется не столько на сюжете о последствиях эпидемии, сколько на ярком игровом процессе. Разработчики не рассуждают о нормах морали нового мира, его иерархии и философии, а просто бросают группу игроков в мясорубку войны с чудовищами — это здорово освежает на фоне заумных конкурентов проекта

Постсоветские геймеры получили свою альтернативу S.T.A.L.K.E.R. — шутер «Метро 2033», основанный на серии книг Дмитрия Глуховского. В нем ядерная перестрелка между главными мировыми сверхдержавами отправила жителей Москвы в подземку — единственное место, способное укрыть от опасностей новой радиоактивной реальности. Работали над серией «Метро» отчасти те же люди, которые выпускали «Тени Чернобыля», поэтому выглядит игра первоклассно, а одновременно знакомый и неуютный мир из книг Глуховского раз за разом искусно меняет понятия о том, кто в новых условиях друг, а кто враг.

В конце концов, благодаря гениальности Хидео Кодзимы мы увидели Death Stranding — притчу, позволяющую пересмотреть свое отношение к курьерскому делу, которое, оказывается, может быть единственной тропой к цивилизации даже в совсем потерянном мире. Но если серьезно: кажется, игра предложила одну из самых необычных постапокалиптических историй за все время существования жанра — с сырыми пейзажами, темпоральными дождями, жуткими Тварями из другого мира и младенцами в колбах, способными их обнаружить.

Кажется, пока что авторы из индустрии видеоигр и близко не исчерпали все идеи развития для жанра. Да и реальная жизнь подбрасывает только новые поводы — с некоторыми, например, мы живем уже два года. А значит, постапокалипсис на экранах компьютеров и консолей закончится совсем не скоро.


VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.

Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.

Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Рассказ без названия чай без сахара каша без масла
  • Рассказ бежин луг рассказ мальчика феди
  • Рассказ бежин луг краткое содержание читать 6 класс
  • Рассказ безумная евдокия краткое содержание
  • Рассказ бежин луг о чем рассказывали мальчики