Рассказ бестужева марлинского вечер на бивуаке краткое содержание

Инфоурок литература презентациитест по произведению александра александровича бестужева-марлинского вечер на бивуаке описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание

Инфоурок

Литература
ПрезентацииТест по произведению Александра Александровича Бестужева-Марлинского «Вечер на бивуаке»

Александр Александрович Бестужев-Марлинский«Вечер на бивуаке»

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Александр Александрович Бестужев-Марлинский«Вечер на бивуаке»

    Описание слайда:

    Александр Александрович Бестужев-Марлинский
    «Вечер на бивуаке»

  • 2 слайд

    Александр Александрович Бестужев (1797-1837)

    Описание слайда:

    Александр Александрович Бестужев
    (1797-1837)

  • 3 слайд

    Рассказ бестужева марлинского вечер на бивуаке краткое содержание

  • 4 слайд

    Прилег вздремнуть я у лафета,И слышно было до рассвета,Как ликовал француз.

    Описание слайда:

    Прилег вздремнуть я у лафета,
    И слышно было до рассвета,
    Как ликовал француз.
    Но тих был наш бивак открытый:
    Кто кивер чистил весь избитый,
    Кто штык точил, ворча сердито,
    Кусая длинный ус.

  • 5 слайд

     Тест

  • 6 слайд

    1. Назовите изобразительно-выразительное средство, используемое в этом предло

    Описание слайда:

    1. Назовите изобразительно-выразительное средство, используемое в этом предложении
    «Необозримые огни, как звезды, зажглись по полю, и клики солдат, фуражиров, скрип колес, ржание коней одушевляли дымную картину военного стана.»
    (олицетворение, метафора, эпитет, сравнение)

  • 7 слайд

    2. Кто из офицеров не рассказывал ни истории из своей жизни, ни анекдота? а)

    Описание слайда:

    2. Кто из офицеров не рассказывал ни истории из своей жизни, ни анекдота?
    а) Ольский
    б) Струйский
    в) Ничтович
    г) Лидии
    д) Мечин

  • 8 слайд

    3. Закончите мысль: Ротмистр Струйский шутя говорит Ольскому, что он даст в

    Описание слайда:

    3. Закончите мысль:
    Ротмистр Струйский шутя говорит Ольскому, что он даст выпить глинтвейну, если тот …………………..

  • 9 слайд

    4. Что ел Ольский в голодное время в лагере, «рассуждая о суете мирской, заве

    Описание слайда:

    4. Что ел Ольский в голодное время в лагере, «рассуждая о суете мирской, завернувший в бурку»….. (до того, как блеснула в нём «пресчастливая мысль»)

  • 10 слайд

     5. Почему Ольский благополучно добрался до французов?

    Описание слайда:

    5. Почему Ольский благополучно добрался до французов?

  • 11 слайд

     6. Как князь Ольский объяснил свой приезд во вражеский тыл французам?

    Описание слайда:

    6. Как князь Ольский объяснил свой приезд во вражеский тыл французам?

  • 12 слайд

     7. Почему французы не убили Ольского и с чем он вернулся назад?

    Описание слайда:

    7. Почему французы не убили Ольского и с чем он вернулся назад?

  • 13 слайд

     8. Что узнали офицеры о мечтах Лидии (кратко)?

    Описание слайда:

    8. Что узнали офицеры о мечтах Лидии (кратко)?

  • 14 слайд

    9. Для чего Мечин решил рассказать свою историю (дополните слова, словосочета

    Описание слайда:

    9. Для чего Мечин решил рассказать свою историю (дополните слова, словосочетания в предложение)
    «Я расскажу теперь случай моей жизни, который тебе, милый Лидии, может послужить…………., если влюбленные могут ……………………

  • 15 слайд

     10. В каком городе и в кого был влюблен Мечин и имел взаимные чувства?

    Описание слайда:

    10. В каком городе и в кого был влюблен Мечин и имел взаимные чувства?

  • 16 слайд

    11. Дополните характеристику майора Владова, друга Мечина (близко к тексту)  

    Описание слайда:

    11. Дополните характеристику майора Владова, друга Мечина (близко к тексту)
     » Со мною жил тогда первый мой друг, отставной майор Владов, человек с …………….правилами, с …………….характером, но ……. головою.»

  • 17 слайд

     12. Сколько лет было Софии на момент знакомства с Мечиным?

    Описание слайда:

    12. Сколько лет было Софии на момент знакомства с Мечиным?

  • 18 слайд

    13. Из-за чего Мечин дрался на дуэли, чем она закончилась?

    Описание слайда:

    13. Из-за чего Мечин дрался на дуэли, чем она закончилась?

  • 19 слайд

    14. Сколько времени Мечин не виделся с Софией и почему?

    Описание слайда:

    14. Сколько времени Мечин не виделся с Софией и почему?

  • 20 слайд

    15. а) С кем и почему оказалась помолвлена княжна после выздоровления Мечин

    Описание слайда:

    15.
    а) С кем и почему оказалась помолвлена княжна после выздоровления Мечина?
    б) Как Мечин узнал об этом?

  • 21 слайд

    16. а) Почему ( кто посодействовал, какую цель преследовал) и к кому Мечина п

    Описание слайда:

    16.
    а) Почему ( кто посодействовал, какую цель преследовал) и к кому Мечина послали курьером?
    б) Какое решение принял Мечин прибыв на место в качестве курьера?

  • 22 слайд

    17. Как у Мечина оказался медальон Софии и почему на нём «эмаль разбита вдре

    Описание слайда:

    17. Как у Мечина оказался медальон Софии и почему на нём «эмаль разбита вдребезги»?

  • 23 слайд

    18.  Где в другой раз встретил Мечин Софию и что она там делала?

    Описание слайда:

    18.  Где в другой раз встретил Мечин Софию и что она там делала?

  • 24 слайд

    19. Почему семейная жизнь Софии не удалась?

    Описание слайда:

    19. Почему семейная жизнь Софии не удалась?

  • 25 слайд

    20. Почему Мечин и София не остались вместе после второй встречи?

    Описание слайда:

    20. Почему Мечин и София не остались вместе после второй встречи?

  • 26 слайд

    21. Чем заканчивается это произведение?

    Описание слайда:

    21. Чем заканчивается это произведение?

  • 27 слайд

    22. Какой чин был у Мечина?

    Описание слайда:

    22. Какой чин был у Мечина?

  • 28 слайд

    23. Назовите изобразительно-выразительное средство, используемое автором в эт

    Описание слайда:

    23. Назовите изобразительно-выразительное средство, используемое автором в этом предложении:
    «Гордость зажгла во мне кровь, ревность разорвала сердце».

    (олицетворение, метафора, эпитет, сравнение)

  • 29 слайд

    24. Каким представлено светское общество в произведении и кто ему и почему пр

    Описание слайда:

    24. Каким представлено светское общество в произведении и кто ему и почему противостоит (качества характера, поступки)?

  • 30 слайд

    25. В каком художественном направлении написано это произведение? а) классици

    Описание слайда:

    25. В каком художественном направлении написано это произведение?
    а) классицизм
    б) сентиментализм
    в) романтизм
    г) реализм

  • 31 слайд

    Рассказ бестужева марлинского вечер на бивуаке краткое содержание

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация по литературе на тему «Дуэль в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина»

  • Проект по литературе на тему «Дуэль в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина»Пушкина»

  • Проект по литературе на тему «Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-крестьянка»»

  • Презентация по русскому языку на тему «Проблематика рассказа Н. С. Лескова «Старый гений»(8 класс)

  • Перифраз в литературе. Его понятие, виды и функции.

  • Басни Крылова: играя, учимся

  • Басни и сказки в 5-м и 6-м классах Цикл уроков, посвящённых жанру басни. 6-й класс

  • Сценарий игры “Умники и умницы” по “Слову о полку Игореве”. 9-й класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446250 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Экскурсоведение: основы организации экскурсионной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе для 9 класса «Творчество Бестужева-Марлинского»

(Родная русская литература, 9 класс) Учитель Л.С.МанзюкА.А.Бестужев-Марлински...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    (Родная русская литература, 9 класс) Учитель Л.С.МанзюкА.А.Бестужев-Марлински

    Описание слайда:

    (Родная русская литература, 9 класс)
    Учитель Л.С.Манзюк
    А.А.Бестужев-Марлинский «Вечер на бивуаке»

  • 2 слайд

    А. А. Бестужев-Марлинский,русский писатель, публицист, поэт, литературный кри

    Описание слайда:

    А. А. Бестужев-Марлинский,
    русский писатель, публицист, поэт, литературный критик, один из виднейших представителей романтического направления в русской литературе и участник восстания декабристов (14 декабря 1825 года) на Сенатской площади
    1797
    1837

  • 3 слайд

    «Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в

    Описание слайда:

    «Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надежной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и что гораздо важнее – ими не только все зачитывались, – их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли «Пушкиным прозы», гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе», – сообщает энциклопедия Брокгауза и Евфрона.
    О творчестве А.Бестужева-Марлинского

  • 4 слайд

    Успех яркой, динамичной, завораживающей прозы Марлинского в том, что он н

    Описание слайда:

    Успех яркой, динамичной, завораживающей прозы Марлинского в том, что он наполнил ее духом своей эпохи – это был дух романтиков мятежа благородных рыцарей, тонких акварельных красавиц и мечтательных моряков-скитальцев. И.С. Тургенев вспоминал, что Бестужев-Марлинский «гремел как никто – и Пушкин, по понятию тогдашней молодежи, не мог идти в сравнение с ним». «Русский Вальтер Скотт» — так назвал его сам А.С.Пушкин.

    о Бестужеве-Марлинском

  • 5 слайд

    Александр появился на свет в Санкт-Петербурге в обедневшем дворянском семейст

    Описание слайда:

    Александр появился на свет в Санкт-Петербурге в обедневшем дворянском семействе. Семейный союз родителей Александра был по тем временам уникальным: Александр Федосеевич, принадлежавший к знатному роду Бестужевых, взял в жёны девушку из простой семьи, которая выходила его во время тяжёлого ранения во время Русско-шведской войны.
    Брак Бестужевых был очень счастливым, в нем родилось восемь детей. Дома у них постоянно бывали художники, писатели, композиторы. Отец был образованным человеком, увлекался трудами французских просветителей, и именно от него Александру передалась любовь к литературе.
    В семье Бестужевых
    Портреты родителей А.Бестужева Художник В.Л.Боровиковский

  • 6 слайд

    Образование Александр Бестужев получил в Горном кадетском корпусе. Не о

    Описание слайда:

    Образование Александр Бестужев получил в Горном кадетском корпусе. Не окончив учёбу, он поступил на службу в Лейб-гвардии Драгунский полк в чине юнкера. В этот период и появился псевдоним будущего писателя — Марлинский, так как его полк стоял рядом с Петергофом в Марли.
    Во время службы Бестужев начал писать, познакомился со многими писателями и общественными деятелями своего времени.
    Начало…
    Портрет А.А.Бестужева работы Н.А.Бестужева

  • 7 слайд

    был хорошо знаком с К.Рылеевым (вместе выпускали журнал «Полярная звезда»), В

    Описание слайда:

    был хорошо знаком с К.Рылеевым (вместе выпускали журнал «Полярная звезда»), В.Кюхельбекером, А.Грибоедовым, М.Лермонтовым, А.Пушкиным…
    А.Бестужев-Марлинский

  • 8 слайд

    Новые знакомства привели Александра Бестужева в тайное Северное общество. 14

    Описание слайда:

    Новые знакомства привели Александра Бестужева в тайное Северное общество.
    14 декабря 1825 г. Бестужев с Московским полком вышел на Сенатскую площадь. После разгрома восстания Бестужева приговорили к 20 годам (срок сокращен до 15 лет) каторжных работ, а затем ограничились ссылкой в Сибирь (находился на поселении в Якутске).

    Декабристы

  • 9 слайд

    Спустя четыре года, в 1829 году, по его собственной просьбе был переведен

    Описание слайда:

    Спустя четыре года, в 1829 году, по его собственной просьбе был переведен рядовым на Кавказ, где шла очередная русско-турецкая война. Здесь он получил чин унтер-офицера, был награжден георгиевским крестом, а позже произведён в прапорщики. В боях он показал чудеса храбрости и военного искусства. 7 июня 1837 года на Черноморском побережье Кавказа в ходе штурма мыса Адлер Бестужев погиб (пропал без вести).
    Декабрист на Кавказе

  • 10 слайд

    Произведения А.А.Бестужева-Марлинского

    Описание слайда:

    Произведения А.А.Бестужева-Марлинского

  • 11 слайд

    А.Бестужев-Марлинский был большим поклонником романтизма и зачитывался произв

    Описание слайда:

    А.Бестужев-Марлинский был большим поклонником романтизма и зачитывался произведениями Шекспира, Шиллера, Байрона. Их творчество оказало на него большое влияние: он предпочитал изображать своих героев сильными, незаурядными, страстными натурами.
    Таких героев мы видим и в новелле «Вечер на бивуаке».
    Великий романтик

  • 12 слайд

    "Вечер на бивуаке" - одно из первых произведений А.Бестужева-Марлинского.

    Описание слайда:

    «Вечер на бивуаке» — одно из первых произведений А.Бестужева-Марлинского.
    Это образец короткой сюжетной военной новеллы.
    «Вечер на бивуаке»

    Название новеллы подчеркивает значимость происходящих событий: вечером за короткое время между перестрелками офицеры обмениваются рассказами из собственной жизни. В новелле воссоздаётся атмосфера взаимоотношений русских боевых офицеров, которая резко противопоставлена фальши и цинизму высшего света. Бивуак – это войсковой привал под открытым небом для отдыха или ночлега.

  • 13 слайд

    Повествованию предпослан эпиграф – поэтические строки поэта-гусара Денис

    Описание слайда:

    Повествованию предпослан эпиграф – поэтические строки поэта-гусара Дениса Давыдова, которые погружают читателя в героико-романтическую атмосферу новеллы.
    Эта небольшая новелла интересно построена: в ней несколько повествователей и несколько микроновелл.
    «Вечер на бивуаке»

  • 14 слайд

    1. Русский военный стан, вечер после тяжелого боя. Гусарский эскадрон подполк

    Описание слайда:

    1. Русский военный стан, вечер после тяжелого боя. Гусарский эскадрон подполковника Виктора Мечина на аванпостах (в дозоре). Офицеры пьют чаек и кое-что покрепче, шутят, «травят байки», рассказывают случаи из своей жизни.
    2. К ним присоединяется кирасир поручик князь Ольский. В обмен на стаканчик глинтвейна (горячего вина) он веселит всех анекдотом о том, как он, покорив французов своей бесшабашной смелостью, не только с ними пообедал, но и вернулся не только сытый, но и с припасами.

    Сюжетные линии

  • 15 слайд

    3. Просят историю у офицера Лидина, но тот отшучивается: он весь в мечтах, ка

    Описание слайда:

    3. Просят историю у офицера Лидина, но тот отшучивается: он весь в мечтах, как героем и богачом падет к ногам своей любимой Александрины.
    4. В ответ подполковник Мечин делится своей печальной историей любви. Она и составляет основную сюжетную линию. Гусаров растрогала эта история. Шутки смолкли. Все погружаются в свои мысли.
    5. В этот момент к ним подскакал казак и объявил, что враг близко. Все встрепенулись. Мечин вскакивает на коня, командуя: «Сабли вон! Рысью! Марш!»

    Сюжетные линии

  • 16 слайд

    Мечин решается поведать о соб

    Описание слайда:

    Мечин решается поведать о собственной трагичной любви, чтобы предостеречь от подобных ошибок юного влюблённого офицера.
    Мечин рассказывает, как чуть не женился на княжне Софии, стрелялся из-за нее. А она предпочла другого, познатнее. Друг Владов спас его от отчаяния, отправил в армию к Кутузову. Он же отдал Мечину медальон с портретом Софии, который однажды спас его от пули (жених проиграл портрет Владову). Муж-негодяй довел Софию до чахотки, она умерла, умоляя Мечина простить ее.

    История Мечина

  • 17 слайд

    Тема обманутой любви и верной дружбы.

    Описание слайда:

    Тема обманутой любви и верной дружбы. Велика ценность настоящих чувств. Испытания не должны ожесточать сердце. Мечин – романтик, мечтатель. Он не смог защитить свое чувство, но сумел простить любимую. Фальшь общества не смогла очернить благородную душу романтика Мечина.
    История Мечина

  • 18 слайд

    А. С. Пушкин, прочитав новеллу, написал А. А. Бестужеву-Марлинскому: «Все это

    Описание слайда:

    А. С. Пушкин, прочитав новеллу, написал А. А. Бестужеву-Марлинскому: «Все это ознаменовано твоей печатью, т. е. умом и чудесной живописью». 
    Акварель Н.А.Бестужева

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация предназначена для проведения учебного занятия по родной русской литературе в 9 классе и посвящена творчеству одного из ярких представителей русского романтизма 19 века А.А.Бестужева-Марлинского. Раскрывается его значимость в развитии русской литературы, разработке романтизма как литературного направления. Более подробно рассмотрено произведение «Вечер на бивуаке». В качестве иллюстративного материала использованы также работы Н.А.Бестужева, брата писателя. Презентация может быть использована при проведении внеклассных мероприятий, посвященных русской литературе 19 века.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Збарский И.С. и др./ Под ред. Коровиной В.Я.

Тема:
Шедевры русской литературы XIX века

Похожие материалы

  • Доклад из опыта работы » Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы»

  • Урок литературы в 9 классе на тему: «История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской…»

  • Тест-презентация по произведению Н.Лескова «Очарованный странник»

  • Открытый урок по литературе 8 класс : А. И. Куприн. «Куст сирени»: история счастливой любви.

  • Презентация «Герой нашего времени». «Тамань». Анализ.

  • Презентация «Герой нашего времени». «Максим Максимыч». Анализ.

  • Презентация «Герой нашего времени». «Бэла». Анализ.

  • Презентация «История создания романа «Герой нашего времени»»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446250 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Очень краткий пересказ главы «Бэла» из романа «Герой нашего времени».

История начинается с воспоминаний о поездке из Тифлиса. По дороге он встречает офицера лет 50, который долгое время служил в горах Кавказа, предлагает ему чай и заводит беседу. Офицера зовут Максим Максимыч.

С энтузиазмом приняв приглашение выпить чаю, Максим Максимыч рассказывает, как несколько лет назад в его крепость был отправлен молодой офицер Григорий Александрович Печорин, человек явно богатый, образованный, но со странностями в характере.

Однажды их обоих пригласили на местную свадьбу, где Печорин увидел дочь хозяина дома, очаровательную 16-летнюю Белу. Печорину он нравится настолько, что он практически решается на преступление: он предлагает пакт брату Белы, Азамату. Азамат должен украсть свою сестру, а взамен Печорин подарит ему великолепного конокрада Казбича.

Азамат отвозит сестру к Печорину, за что получает давно желанного коня Казбича. Казбич тоже влюблен в девушку, поэтому в душе он затаил мысли о мести.

Спустя время Бела привыкает к Печорину, влюбляется в него, молодые люди счастливы. Но Печорин быстро устает от общества необразованной горской женщины, все чаще уезжая на охоту. Бела грустит, она его ждет. Однажды он покидает ворота крепости, чтобы часы ожидания прошли быстрее.

Казбич, который давно ждал подходящего момента, нападает на нее и пытается увести. Но Печорин и Максим Максимыч, возвращаясь с охоты, находят его, хотят до него дотянуться, выстрелить, сбить лошадь. Казбич, оставшись без лошади, смертельно ранит Белу и бросает погоню.

Бела погибает на руках у Печорина и Максима Максимыча. Печорин, по словам Максима Максимыча, «долго болел», поэтому покинул крепость по приказу начальства.
На этом Максим Максимыч завершает свой рассказ. Пути путешественников расходятся, каждый идет своей дорогой.

Суть: о чем глава?

С первых же слов рассказчик описывает портрет главного героя. Загадочны, его действия лишены логики, и сразу видно, что «его жизнь полна необычных вещей». Однажды Максим Максимыч и Печорин получили приглашение на бал в честь свадьбы князя. Даже в тот вечер юноша не смог пройти мимо приключений и выбрал в качестве нового знакомого дочь хозяйки, принцессу Белу. Однако не только Печорин обратил на нее внимание, вор Казбич давно испытывал к девушке чувства. Такой азарт и противостояние заинтересовало героя. Печорину было присуще чувство собственности, и если бы он решил для себя, что красота будет принадлежать только ему, он бы сделал все, чтобы этого добиться.

Благодаря рассудительности, эгоизму и трусости Печорин быстро и точно осуществил задуманное: обменял девушку на лошадь брата (эту дорогую и редкую лошадь украли у Казбича), затуманил сознание красавицы и обманул ей. Но молодой черкес, как и все радости светской жизни, вскоре наскучил офицеру. Он все еще готов отдать за нее жизнь, но она ему скучна. Чувства девушки оказались сильнее, чем подозревал Печорин. Вся его жизнь исчезла, и он потерял былую радость.

Когда Печорин и Максим Максимыч покинули крепость на охоту, Казбич похитил Белу и увел ее в поле, где убил несчастную женщину, когда понял, что ему не уйти от погони. Последние дни жизни Бела провел в бреду, произнося имя любимой. Максим Максимыч искренне пожалел невинную девушку. Единственное, в чем можно винить ее, — это то, что она отдала любовь тому, кто не мог ответить тем же. Вот более подробное изложение главы о Бела».

Темы и проблемы

Философские и моральные вопросы главы Белы выражены во внутреннем вопросе главного героя: «Почему я жил? С какой целью я родился? »Эти философские рассуждения Печорина и стремление жить полноценной жизнью несут непоправимые последствия. Смерть Белы — цена собственного эгоизма главного героя. Он испортил чужую жизнь по прихоти. Проблемы главы «Бэла» — это эгоизм главного героя, любовь без взаимности, жестокие кавказские обычаи и бесплодная погоня за счастьем, приведшая Григория к преступлению.

Основная тема главы «Бэла» — любовь. Через ее призму мы видим душевные изъяны Григория Печорина. Григорию это непонятно. Она «никому счастья не принесла», потому что любил только себя, ничего не давая взамен. Печорин, как энергетический вампир, впитал в себя все хорошее от своей подруги, оставив ее с духовной пустотой.

Еще одна важная тема — это быт и обычаи Кавказа. Автор описал менталитет и образ жизни горцев, что ускорило эпилог трагедии и поставило Белу в состояние зависимости. По традиции, после такого позора он не мог вернуться в отцовский дом, не смог найти своего счастья в родном окружении. Такое же патриархальное отношение дало Азамату и Казбичу моральное право украсть девушку и попирать ее чувства.

Не менее интересная тема — столкновение двух цивилизаций, восточной и западной. Печорин воспользовался условностями и нюансами черкесского менталитета и овладел Белой, вызвав большую трагедию своим вмешательством и нарушив хрупкое равновесие сил в этом мире.

Смысл

Смысл главы «Бэла» — описание образа Печорина, выдержавшего испытание искушением, любовью, а затем равнодушием и смертельным риском. Почему Лермонтов выбрал этот, на первый взгляд, самый ужасный акт, чтобы познакомить читателя с героем? Многие ответы на вопрос дают собственные фразы Печорина и его непредсказуемые действия. Герой постоянно скучает и единственное лекарство от этого — приключения. Все было бы не так плачевно, если бы все исследования и развлечения Печорина не принесли волну разрушительных страданий всем окружающим его людям. Но он с радостью платит эту цену, чтобы развлечься и почувствовать хоть немного азарта. Такой взгляд на героя нашего времени сразу ставит на него клеймо, оправдание которого мы найдем только в конце книги. Автор показывает нам неординарного человека: романтического героя, который разрушает все, к чему прикасается, но не может обрести желаемое счастье. Он сам является главной жертвой своих проделок, ведь вся тщетность попыток повергает героя в отчаяние. Это основная идея главы Белы. Ему еще суждено полностью раскрыться в других главах, потому что именно из них мы узнаем, что главный герой спокоен только потому, что он уже подписал свой смертный приговор: он скоро умрет в Персидской войне, куда пойдет сам.

Кроме того, в главе «Бела» автор акцентирует внимание на различиях между людьми, их менталитете и образе жизни. Послушание Белы и упорство Печорина противопоставляются как в начале, так и в конце романа, создавая впечатление замкнутости и целостности композиции. Основная идея главы Белы — показать, как цивилизация западного мира развратила Печорина. Сравнивая его с горожанами, автор делает выбор в их пользу: их мотивы ясны и естественны, они любят сильно и страстно, а Печорин не чувствует ничего, кроме скуки.

Значение главы в романе

М.Ю. Лермонтов меняет порядок событий и глав. Такая аранжировка увеличивает напряжение сюжета и постепенно раскрывает сложность и противоречивость характера Печорина. История с прекрасной Белой по времени находится в середине романа, но сам автор решил, что знакомство читателя с Печориным начнется именно с этой главы, полной трагических и волнующих событий. Лермонтов решает заинтересовать читателя, используя прием замедления рассказа, это дает ему возможность проанализировать текущую ситуацию.

Автор сначала осуждает своего героя, затем «Бела» стал первым крупным романом «Герой нашего времени». Писатель далек от идеализации своего персонажа, ему важно сначала дать ему характеристику без прикрас, а уже потом дать какое-то оправдание своим поступкам. Такое введение интригует и заставляет нас поторопиться с прочтением следующей главы.

Каждый эпизод романа «Герой нашего времени» будет сопровождаться бурным обсуждением как в классе, так и во взрослом обществе. Вы можете долго анализировать образ главного героя, его действия и поступки, но не прийти к единому выводу. Загадочность и неоднозначность — ключевые черты характера Григория Печорина.

Главные герои и их характеристика:

  • Бела — молодая чеченка, дочь принца, девушка лет 16, черные глаза, черные волосы, тонкая и гибкая. Красиво вышивай, пой, танцуй — по описанию брата Азамата.
  • Максим Максимыч штабс-капитан, внешне ему может быть около 50 лет, у него седые усы, мудрый вид, был в разных переделках и сражениях, повидал жизнь. Не богатый, не известный, но добрый человек.
  • Печорин — молодой офицер, которого отправили в крепость служить под командованием Максима Максимыча. «Тонкий, белый .. с большими причудами», как описал его Максим Максимыч, имея в виду нестандартный и сложный характер Печорина.
  • Рассказчик, по всей видимости, бывший военный (осетины, имея в виду его, называют его «офицером»), вероятно, не старше 30 лет (иначе Максим Максимыч не казался бы старым). По роду занятий он писатель (говорят о чемодане с «путевыми заметками о Грузии», который он вез). Образованный и любознательный путешественник.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Казбич — вор, «отчаянная голова», убийца и бандит, но он ведет с русскими мирную торговлю, толкает их на баранов. Небольшого роста, широкие плечи, смуглая кожа. Всегда готовы атаковать и защищаться.
  • Азамат — брат Бэлы, опытного, упрямого 15-летнего мальчика, который пытается доказать свою взрослость. Я готов совершить самые безрассудные поступки, чтобы осуществить то, что пришло ему в голову. «Ужасно жаден до денег», — говорит Максим Максимыч.
  • Старый князь — кавказец, отец Белы и Азамата, почти друг Максима Максимыча, «мирного» князя, то есть взявшего на себя обязательство не ссориться с русскими. При таких принципах, чтобы сохранить хрупкий мир, нужно было дружить — поэтому старый князь и Максим Максимыч были кунаками.

Азамат в романе Герой нашего времени Лермонтова характеристика и образ

Азамат — молодой альпинист, который во всем старается подражать Казбичу. Азамат, вероятно, испорчен и лишен истинной гордости и достоинства сына князя. Ему всего пятнадцать, но в этом возрасте вполне можно немного повзрослеть морально и обрести какие-то идеалы.
В некотором смысле Азамат напоминает современную золотую молодежь, которая использует свое положение только для того, чтобы искать элементарные развлечения, нарушать общественный порядок и хвастаться собственной безнаказанностью. Азамат тоже хочет подражать грабителю и в то же время жаден до денег, ворует у своей семьи, чтобы получить вознаграждение. Впоследствии он предпринимает кражу лошади Казбича, чтобы больше подражать вору.

Опасаясь последствий, Азамат убегает из дома после того, как помог похитить Белу. Поэтому Азамат — трусливый человек — тоже решающий поворот в пользу его отрицательной характеристики.

Наверное, как-то можно оправдать действия этого молодого человека молодостью и чутьем. Более того, как и любой альпинист, он довольно упрямый тип, думающий в основном только о себе, о своей гордости. В нем проявляется яростный кавказский дух, но проявляется он, скажем так, не в лучшем виде.

Конечно, кавказцы — красивые и воинственные люди, у которых есть свое понимание чести, достоинства и мастерства. Однако Азамат — это образ незрелой части этого народа, в которой не сформировались положительные, а точнее искаженные черты под влиянием незрелости и недостатка мудрости.

Факт дальнейшего развития Азамата печален, так как с большой долей вероятности этот человек вряд ли изменится в будущем и он сможет стать кем-то достойным и достойным своего народа. Скорее всего, он станет вором и властолюбивым человеком, не считающимся с другими и использующим свою силу и силу, чтобы получить то, что ему нужно. При этом вряд ли он будет склонен к чему-то высокому и достойному, потому что с малых лет начал причинять вред другим людям и явно не нуждается в таких примерах, как Казбич, для подражания.

Про Азамата

Азамат продолжает серию героев «восточного» типа. Этот пятнадцатилетний мальчик. В каком-то смысле этот парень маленький Казбич, он просто не шутка и не взрослый Казбич. Однако со временем это станет именно так.

Итак, какие основные черты мы видим на этом рисунке? Любовь к свободе: как и все альпинисты, подросток любит свободу и не терпит никаких запретов, где бы он ни хотел достичь своей цели.

С другой стороны, он ограничен в своих взглядах и в известном смысле узколоблен. Например, в основе его поведения — имитация Казбича. Он также хочет быть настолько пылким и решительным, чтобы вызывать определенные чувства у других.

Однако в этих порывах поведение Азамата довольно глупое и беспринципное, например, он хочет коня Казбича, хотя он сын князя и может позволить себе достойного коня. Получив то, что искал, он помогает в похищении Белы, не задумываясь о чувствах других людей, а после этого совершенно по-детски убегает, опасаясь наказания.

В этой картине много инфантилизма, и если посмотреть на старый Казбич, то, наверное, такой инфантилизм со временем останется в высокогорье. Просто если какие-то детские черты характера и поведение кажутся забавными, то опытному и сильному вору такое несдержанность и неуравновешенность кажутся пугающими. Также мы видим некоторые отрицательные черты в характере Азамата, который жаден до денег и может совершать беспринципные действия. В молодом возрасте такие действия безвредны, но кем они станут, когда Азамат вырастет? Есть над чем подумать.

Действительно, мы знаем, где растет такой человек: в воре Казбиче, который, если посмотреть на него, просто полон инфантилизма в зрелом возрасте, хотя и старается выглядеть грозно. Конечно, в какой-то мере это особенности национального характера кавказцев, и тут нужно просто похвалить Лермонтова, сумевшего достаточно точно описать эти особенности.

Имидж Азамата ни положительный, ни отрицательный, он такой, какой есть, и не более того.

История создания

Казбич — колоритный персонаж романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Само произведение состоит из шести рассказов, но мрачный черкес упоминается только в главе, озаглавленной «Бэла».

Михаил Лермонтов
Михаил Лермонтов

Писатель начал работу над оперой в 1838 году. А в марте 1839 года в журнале «Отечественные записки» были опубликованы первые главы романа, в том числе рассказ о краже восточной красавицы и лошади. Каждая часть «Героя нашего времени» позиционируется как отдельный сюжет. Публикация полного сочинения состоялась только в феврале 1840 года.

Исследователи работы Лермонтова утверждают, что у Казбича может быть прототип. В военных новостях упоминается человек с похожей фамилией. Говорят, что храбрый альпинист совершил набег на укрепление Кубани и Георгия-Афипского. Лермонтов, побывавший на Кавказе в молодости, смог услышать множество рассказов о подвигах дерзкого смельчака и тем самым ввел колоритного героя в сюжет своего романа.

Характер имени Азамат

Положительные особенности названия:

Это человек, который умеет создавать вокруг себя атмосферу счастья и радости. Его глубоко позитивное отношение к жизни помогает другим лучше справляться с любыми трудностями. Мужчина с таким именем добр, открыт и всегда готов к новым знакомствам. Любите людей со всеми их недостатками и неудачами. Он редко в глубине души обижается и кого-то ругает. Он стремится жить своей жизнью и никого не винить в своих неудачах.

Отрицательная характеристика имени:

Эмоциональность часто побуждает этого человека к безрассудным поступкам. Он может рисковать не только собой, но и теми, кто дорог другим людям. Азамат теряется, если ему нужно что-то организовать максимально быстро и правильно — в таких ситуациях он предпочитает поручить задачу кому-то другому. Для ближайшего окружения это может быть очень сложно. Он будет молчать о незнакомце, но будет кричать на друга, если сочтет, что ошибается.


Краткая характеристика

Азамат — младший сын князя и брат Белы. Кавказский. Ему 15 лет, и он еще не взрослый человек. В начале работы Азамат старается во всем походить на вора Казбича, и со временем это желание приведет к ужасным последствиям для мальчика. Сын князя избалован и горд, он старается найти для себя развлечение в жизни и не думает о других. Это ему простят в силу юного возраста, но безрассудные действия мальчика приводят к трагедии, в результате которой он вынужден навсегда покинуть свой дом.

Судьба имени Азамат в любви и браке

Обещает ли счастье в любви значение имени Азамат? Азамат — настоящий идеалист. Он способен мгновенно вспыхнуть или рассердиться, если ему что-то не нравится. В семейной жизни ему могут быть непросто из-за ревности: Азамат подозревает жену по какому-то поводу. В остальном он может содержать жену, и его брак в целом идет очень хорошо. Имя Азамат ожидает от семьи физического и душевного комфорта, и для этого он ищет супругу, которая сможет дать ему ощущение дома.

Азамат очень популярен в компании. Он отличный собеседник и надежный друг, всегда готовый прийти на помощь. Но временами он стесняется, что, по сути, не является недостатком для дружбы.

Критика об образе

Исследователь творчества М.Ю. Лермонтов В.А. Майнулов заявляет, что Азамат не отрицательный персонаж. Он не злодей и не продажный человек, и его безрассудный поступок — часть его взрывной натуры. Он продал свою сестру не потому, что им двигала жадность (хотя она присутствовала в его характере), а из страстного желания владеть красивой лошадью, которая затмевала все вокруг. Именно эта всепоглощающая страсть является национальной чертой высокогорья, поэтому образ Азамата называют вполне правдивым, без капли лжи и фальшивой романтики (то же самое исследователь говорит о Казбиче).

«Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы»

Издавая в 1840 году роман «Герой нашего времени», М.Ю. После названия романа Лермонтов поставил подзаголовок: «Из записок офицера на Кавказе». Это была не просто наглость: это было в высшей степени опрометчивым со стороны автора. «Кавказские» рассказы подражателей А. Бестужева-Марлинского наводнили русскую литературу того времени и, как правило, изобиловали экзотическими горными страстями для русского читателя. Творческий метод М.Ю. Лермонтов другой: его роман — реалистическое произведение. Уже в первой своей части — рассказе «Бела» — горная жизнь предстает прозаичной и убогой. Все события нарисованы глазами Максима Максимыча, ставшего случайным спутником автора. Максим Максимыч прослужил на Кавказе большую часть своей жизни и хорошо знает привычки и обычаи горцев. Он не очень образован, и в его видении жизни преобладают здравый смысл и повседневный опыт старого активиста. Горцы для него не романтическое племя, а люди со своими обычаями, которые он считает само собой разумеющимся: они «кунаки» с отцом Белы, а это значит, что в приглашении на свадьбу старшей дочери принца отказаться нельзя. Сын князя Азамата, с точки зрения Максима Максимыча, был испорчен легкими деньгами, которые платили в русской крепости за небольшие деньги, но в то же время горячие и азартные. Печорин также предстает перед читателем глазами Максима Максимыча: он «немного странный» для своих противоречий, и «в его семье написано», что «с ним должны происходить разные экстраординарные вещи». Конечно, Максим Максимыч не мог понять ни причин разочарования в жизни Печорина, ни его сложных внутренних противоречий — с его точки зрения, англичане, придумавшие «моду скучать», просто «известные пьяницы». Встреча Печорина с Белой произошла в княжеском доме, куда на свадьбу были приглашены русские офицеры. Бела необычайно хороша собой, и молодые люди произвели на себя хорошее впечатление, хотя никто из них в этом не признается. Эта встреча могла бы остаться без последствий, если бы не другой персонаж: вор Казбич. Казбич в какой-то мере олицетворяет горную мораль: главные ценности в его жизни — оружие и верный конь Карагез. Для Азамата Казбич становится своего рода образцом для подражания, а владение лошадью — заветной мечтой. Он готов украсть у отца свою лучшую винтовку или саблю в обмен на Карагез, он готов украсть Белу как жену Казбича. Но песня, которую он поет в ответ на это предложение, подтверждает, что для альпиниста система ценностей другая и нет ничего дороже верного коня, способного выйти из боя и «не отставать от вихря». Казбич унизил Азамата, посмеялся над ним, назвал его мальчиком — альпинист ему не простит.

Максим Максимыч рассказал Печорину все, что слышал. «Он засмеялся — такой умный! — и сам что-то задумал. «Секретность Печорина, его тайные планы остаются неизвестными хорошему капитану, но они также раскрывают другую сторону характера Печорина: его способность понимать людей и использовать их слабости в своих целях. Он умело играет на гордости молодого альпиниста, восхваляя его. Лошадь Казбича и издевательства над Азаматом Азамату нелегко принять предложение Печорина украсть для него Белу — ведь он не получит согласия отца выдать свою сестру за русского офицера. А Печорин снова дразнит Азамата: «Я думал, что ты были мужчиной, а вы были еще ребенком: кататься рано… »Конечно, Азамат« вспыхнул »от этих слов: ведь недавнее унижение со стороны Казбича еще живо в памяти его отец на несколько дней упростил задачу, и произошло соглашение между Печориным и Азаматом. Азамат привел Белу связанным, а Печорин украл для него Карагез. После этого Азамат не стал он так и не вернулся в семью, став абреком, а вернувшийся домой отец не нашел ни сына, ни дочери. Бэла поселился в крепости, а Печорин потихоньку укрощает дикую горную девушку. Она гордая и поначалу не принимает щедрых подарков, но Григорий Александрович в очередной раз оказывается человеком проницательным, знающим природу людей. Он «решил последнее средство»: когда он пришел к ней, он сказал, что она свободна и что он пойдет в горы, чтобы искать свое собственное уничтожение. Конечно, это рассчитано на жалость девушки, и Печорин не ошибся: Бела признается ему в любви, и они какое-то время счастливы. Смерть ее отца от руки Казбича, отомстившего за преступление и украдшего лошадь, некоторое время скрывалась от нее, и ей сообщили, когда она уже совсем привыкла к новой жизни. Но счастье Бэлы было недолгим. Печорин стремится к тому, что ему недоступно и, добившись своей цели, вскоре потерял интерес к желанной цели. В длинном монологе он признается Максиму Максимычу в своей неправоте: любовь невинного дикаря утомляет его не меньше, чем кокетство молодой женщины. Ему скучно с Белой, он начинает ее тяготить, все чаще уезжает в горы, страдает девочка. Она горда и готова отправиться домой одна: «Я не ее рабыня — я дочь князя! ..» В отсутствие Печорина Казбич сумел похитить Белу и, спасаясь от преследований, наносит ей смертельную рану… Бэла умирает долго и мучительно, только перед смертью Печорин снова почувствовал любовь к себе. «Ты хорошо умерла», — говорит о ней Максим Максимыч, потому что «рано или поздно» Григорий Александрович уйдет от нее. Трагическая смерть девушки — результат равнодушия Печорина к судьбе окружающих его людей. Цения только свое желание, Печорин добивается своей цели любой ценой, но в этом случае цена его соглашения с Азаматом слишком высока: гибель всей семьи князя Бэла, ставшего жертвой его прихоти, которую он видел в жизни недолгое счастье и много страданий, он умер в расцвете лет и красоты… Возможно, Печорин признает свою вину, так как он не любит говорить и вспоминать Белу, но ничего нельзя изменить или исправить.

Цитатная характеристика

Чтобы лучше понять образ Казбича, перейдем к цитатам из «Героя нашего времени».

«… Он пришел ко мне; Я предложил ему чаю, потому что он хоть и вор, но все равно был моим кунаком*…»

Солидный Максим Максимыч прекрасно понимает, чем живет Казбич, но все же считает его своим другом. Это говорит о том, что Казбич не лишен моральных принципов и этических взглядов в жизни.

«… Он взревел и бросился прочь, как дикий леопард. В двух прыжках он уже был во дворе…»

О ловкости и скорости Казбича говорят, когда сравнивают его с большим сильным котом.

«… И можно было почувствовать, как он гладил рукой гладкую шею своей лошади, давая ей разные нежные имена…»

Казбич очень дорожит своим конем Карагезом. Она любит его как хорошего друга.

«… Эти альпинисты — люди мстительные: вы думаете, он не понял, что вы частично помогли Азамату?..»

Месть — национальная характеристика Казбича. И даже если его чувства диктуют ему одно (он не хотел стать убийцей и лишить жизни девушку, на которой мечтал жениться), традиции его народа не позволяют ему жертвовать гордостью. Этим объясняется ужасный поступок, который совершил Казбич в отместку.

Таким образом, Казбич — один из самых противоречивых персонажей романа. Несмотря на ужасные поступки, в нем все же больше души и настоящих чувств, чем в Григории Печорине.

Источники

  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/lermontov/bela
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/glavy-bela-iz-romana-geroj-nashego-vremeni/
  • https://StoryLists.ru/vsya-literatura/harakteristika-geroev-romana.html
  • https://CultShop.ru/russkaya-literatura/harakteristika-azamata.html
  • https://konspektiruem.ru/sochineniya/azamat-geroj-nashego-vremeni.html
  • https://BoostHost.ru/russkaya/kazbich-i-azamat.html

лёлик: Это у меня было пародийное предложение. Показывающее, что таким способом можно распылить любой вопрос.
Синица: И как, удалось распылить?
лёлик: Но ведь об этом вы должны (в смысле это ваше дело) высказывать своё мнение, а не спрашивать моё.

То есть вы меня бьёте, а я должна вам сообщать, больно мне до чёртиков или пока терпеть можно… По-своему логично.

лёлик: Я понимаю так. Вы объявили тему, то есть объявили, что строите дом. Я подхожу, осматриваюсь, вижу бревно и кладу в стену вашего дома. Это не моё личное бревно, это часть вашего дома, вашей темы. Я не приношу это бревно с собой и не уношу с собой. Оно не моё личное и никогда таким не было.

То есть в любой теме, включая темы лёлика, можно говорить что угодно: мало ли какие мнения избирают нас в качестве проводника, мы их просто видим, берём и кладём на автора темы в стену… Вы пишете: «Моя цель — поддерживать чужие темы. То есть, мне интересно участвовать в теме другого автора именно так, как он ожидает/требует.» А потом приходите и пишете по-лёликовски, как «у себя». В своих темах вы настаиваете на «рамочной» функции первого сообщения, а в чужих темах не считаете нужным эти рамки соблюдать… Как это у вас совмещается-то? Впрочем, плевать. Про эпиграфы интереснее.

лёлик:исследовать практику эпиграфов

Пока нашлось:
http://www.conservatory.ru/files/OM_20_Titova_full.pdf
Елена Титова, Утраченный текст (о музыкальном эпиграфе к «Гранатовому браслету»)

http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/51/1/1220560.pdf
Н.А. Кузьмина, Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка
Глава 4: Цитата в стихотворном тексте (про эпиграфы со стр. 143) — очень много умных слов, про энергию я так и не поняла (развитие мыслеобразов Шкловского?)

http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/vin/vin-001-.htm
В.В. Виноградов, Стиль Пушкина
Эпиграфы к «Выстрелу» (стр. 469)

http://www.akhmatova.org/articles/civian8.htm
Т.В. Цивьян, Об одном ахматовском способе введения чужого слова: эпиграф

http://philologos.narod.ru/shklovsky/energeia.htm
В.Б. Шкловский, Энергия заблуждения (эпиграф к «Анне Карениной», эпиграфы в «Капитанской дочке»)

http://lit.1september.ru/article.php?ID=200500512
Андрей Ранчин, В поисках сокрытого смысла: о поэтике эпиграфов в «Евгении Онегине»

Есть ещё работа: «Храмченков А.Г. Эпиграф как особый вид цитации // Взаимодействие структурного и функционально-стилистического аспектов языка. Минск,1983.» — но в интернете найти не могу…

Синица: Может, в этом случае автор не ставил задачу с помощью эпиграфов сопоставить тексты-источники со своим текстом. А может, вы не до конца поняли связь эпиграфов с текстом.
лёлик: Может быть, ставил задачу сопоставить. Может быть, не до конца понимаю. Но моей задачей было разобраться в том, что говорил автор в его собственном тексте. Понять его мысли. А расширить эрудицию было не так важно. Хотя не отрицаю, что автор, понимая, что его собственный текст весьма непрост и, не надеясь на понимание, надеялся хотя бы расширить эрудицию у читающих.

Если частью замысла автора было сопоставление его текста и (кон)текстов, из которых взяты эпиграфы, то ваше неумение это сопоставление провести означает, что вы не до конца поняли собственный текст автора. Услышали в диалоге только одну сторону, ответ без вопроса, реплику без контекста. Можно ли такую реплику истолковать? Да сколько угодно. Достаточно ввести её в ваш собственный контекст. Будет ли это истолкование соответствовать замыслу автора? Как фишка ляжет.

лёлик: Эпиграф, по-моему, именно придаёт объёмность, вводя в современный для читателя культурный контекст.

Читатель-современник уже обретается в этом культурном контексте. Контекст полностью вводится во втором предложении повести: «Жизнь армейского офицера известна.» Подзаголовок-эпиграф «а сейчас будет история про дуэль» ничего не добавляет к повествованию, поэтому «Мы стрелялись.» как автономное высказывание избыточно и не нужно (особенно с учётом второго эпиграфа из Марлинского, где дуэль упоминается прямым текстом). Тем не менее, Пушкин этот эпиграф оставляет. Почему? И тут важно разобраться, насколько очевидным для читателей-современников был источник эпиграфа, возникал ли у них перед глазами образ Арсения и его дуэли? Потому что, если возникал, то можно говорить о читательском ожидании, основанном на сюжете/ситуации/образах из «Бала». Либо этот эпиграф был апелляций к лирике Баратынского «вообще» (которой я совсем не знаю) и тогда может иметь другой смысл/акценты в сопоставлении с «Выстрелом».

лёлик: Эпиграф выбирается такой, что для его толкования не требуется погружаться в источник. Смысл ясен как на ладони, и смысл эпиграфа работает на замысел автора, его поставившего. Ещё раз: в качестве эпиграфа выбирают самодостаточную фразу.

Так считает лёлик. На него это мнение снизошло (ну, или к штанам колючкой прицепилось). А если не смотреть на чужие тексты как на материал, из которого можно нарезать-накромсать «самодостаточных фраз»? (это касается не только эпиграфов, но и общего подхода лёлика к чужим текстам) Может, тогда получится лучше понять читаемое?

Синица: Белинский в «Повестях Белкина» вообще ничего кроме «занимательных побасенок» не видел. Ну, не дано.
лёлик: «Не дано»? А дайте. С помощью членораздельной речи, с помощью русского языка как языка общения расскажите о возможности увидеть по-другому. Если вы видите по-другому. Может быть, вы не ставите для себя такой задачи. Может быть, мне расскажет о «Выстреле» подробнее кто-то другой.

Я, действительно, не ставлю перед собой задачи доказывать, что «Повести Белкина» — образец прекрасной завершенной прозы, а не черновик. Если вам интересно поговорить со мной о «Выстреле», то задавайте вопросы, предъявляйте конкретные претензии, подкрепляйте свои соображения цитатами из текста. Я буду по мере сил отвечать на вопросы, возражать, приводить свои соображения и обращаться к тексту за поддержкой. Вот и поговорим. Если же моя речь для вас недостаточно членораздельна, то, звиняйте, ничем помочь не могу — ищите другого собеседника.

лёлик: Я не считаю, что я «не воспринимаю». Что такое «не воспринимать»? Не воспринимать как что?

Как кто. Как дальтоники не воспринимают некоторые цвета. Не могут отличить зелёного от красного. Поэтому не видят, когда красным нарисовано что-то на зеленом фоне. Считают, что картины нет, а есть плоская зеленая доска.

лёлик: Я называю черновиком — чем плохо, чего недостаёт?

Чем плохо назвать законченную работу, которой мастер гордится, подмалёвком (импрессионизм), черновиком («Повести Белкина») или полуфабрикатом (бифштекс с кровью)? Не плохо и не хорошо: называя так, вы высказываете своё невысокое мнение о качестве/ценности работы, и вы, безусловно, имеете полное право на такое мнение…

  • Рассказ бианки как муравьишка домой спешил читать
  • Рассказ беспризорная кошка краткое содержание для читательского дневника
  • Рассказ бесприданница читать краткое содержание
  • Рассказ береза у дороги
  • Рассказ белый пудель для читательского дневника