Рассказ беседа объяснение это

Беседа с дошкольниками мы разные - мы равные!цели: формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека; развивать

Беседа с дошкольниками

«Мы разные — мы равные!»

Цели:

• формировать представления о доброте, добрых поступках, их значении в жизни человека;

• развивать желание совершать добрые поступки, получать от этого удовольствие;

• формировать знания о том, кто нуждается в добрых поступках.

ХОД БЕСЕДЫ:

Чтение стихотворения «Вежливым и добрым быть совсем не трудно»

Вежливым и добрым быть совсем не трудно.

Надо лишь внимание к людям проявлять.

Старику, старушке при езде в автобусе

Или же в трамвае место уступать.

Пожелать здоровья близким всем при встрече

И «Всего хорошего», уходя домой.

Быть всегда опрятным, чистым и умытым,

Чтобы всем хотелось говорить с тобой.

Бабушке и маме без напоминания сразу помогать,

А свои игрушки, нужные вещички

Вовремя на место с пола убирать.

Не болтать ногами сидя за обедом

И не разговаривать когда суп во рту.

Защищать всех слабых, не кричать, не драться,

Сохранить стараться мира красоту.

Вежливым и добрым быть совсем не трудно.

Надо только правила знать и выполнять.

Этих правил много для детей хороших

Мы с тобою вместе будем изучать.

Ребята, есть люди, которые особенно нуждаются в теплоте, заботе, доброте — это особенные люди. Это люди, которые по состоянию своего здоровья не могут самостоятельно передвигаться, не видят или не слышат, не могут сами позаботиться о себе. Поэтому о них должны позаботиться мы.

Мы можем этим людям принести продукты, помочь перейти дорогу, одеться, обуться, помогать во всем и быть к ним внимательными.

Сегодня мы с вами поговорим об особенных людях. Это люди, которые нуждаются в нашей помощи, защите, уважении, доброжелательности. Эти люди живут рядом с нами как взрослые, так и дети. Они не хуже и не лучше, они просто ДРУГИЕ.

— Эти дети, также как и вы любят играть, веселиться, общаться, заниматься спортом, хотят учиться в школе, чтобы многому ещё научиться.

Да, они многого не могут и не умеют. Но разве мало такого, чего мы сами не умеем и не можем? Разница лишь в том, что мы свои “не могу” при желании способны преодолеть самостоятельно, а им для этого нужна наша помощь. А нам нужна их помощь, для того, чтобы стать добрее, искреннее, и ценить каждый миг жизни. Кто же они, дети с ограниченными возможностями, и чем отличаются от всех остальных? К детям-инвалидам относятся дети, которые значительно ограничены в жизнедеятельности, в самообслуживании, передвижении, ориентации,  обучению трудовой деятельности и т.д. Да, инвалиды – это люди с ограниченными возможностями. Кто-то из них плохо или совсем не видит, кто-то не слышит или не может говорить. У кого-то нет руки или ноги, кто-то совсем не может ходить. Одни уже рождаются с такими ограниченными возможностями, а другие становятся инвалидами после болезней,  травм или несчастных случаев. Они живут среди нас. Люди порой их не замечают или не хотят замечать. В школы и детские сады тоже ходят дети-инвалиды. Одни с виду такие же как и все, а у другие отличаются от здоровых детей. И им очень трудно справляться с ежедневными трудностями жизни. Порою для некоторых из них сделать один шаг бывает трудно и требуется много усилий. А мы даже не задумываемся когда идем или бежим, берем  что-то в руки, рассматриваем картинки, слушаем музыку…

У них такие же сердца, такие точно мысли,

Такая ж кровь и доброта, такие же улыбки.

Они достойны тех же прав, что есть у нас на свете,

Ведь инвалид – не приговор, мы вместе на планете.

И каждый волен выбирать,  чем хочет он заняться,

Куда идти, куда летать,  и чем же наслаждаться.

Так пусть же каждый новый день  несет в себе участье,

Поддержку жизни на земле,  добро, любовь и счастье.

Я,  думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть как-то помочь им. Хочется добавить, что каждый  инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам». Им не нужна ваша жалость, им нужна ваша дружба и помощь.

Очень часто люди с ограниченными возможностями могут достигнуть большего, чем совершенно здоровые люди. Вот примеры людей, которые, несмотря на свои заболевания, достигли в жизни больших успехов. Это и великие спортсмены, знаменитые актеры, певцы, талантливые художники, прославленные композиторы, писатели. И среди нас есть особенные дети. Они также ходят в детский сад. Ребята, особенным детям очень тяжело в жизни. Поэтому будьте добрыми, отзывчивыми, милосердными и никогда не отказывайте таким детям в помощи. Они вам будут очень благодарны!

Добрым быть совсем не просто, не зависит доброта от роста.

Доброта приносит людям радость. И взамен не требует наград.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.

Добро, которое мы делаем бескорыстно, не пропадет. Оно нужно всем нам. Спешите же делать добро! Делать добро здесь и сейчас.

Беседа с дошкольниками

«Милосердие и сострадание!»

Цель:Воспитывать чувство доброжилательности, сопереживания, внимательности, доброты, милосердия.

Учить детей высказывать свои мысли, делиться своим мнением. Развивать речь детей.

Задачи: Способствовать усвоению понятий «доброта», «милосердие». Способствовать раскрытию нравственного самосознания.

Ход мероприятия

1. Приветствие.

Здравствуйте ребята!

2. Сообщение темы беседы.

Сегодня мы поговорим с вами о таком нравственном понятии как милосердие.

     1. Вводная часть.

«Без сострадания, милосердия

невозможно жить в мире!»

В наш стремительный век невероятных проектов инженерии, глобальных проблем, волнующих человечество, очень важно сохранить в душе, тот потоённый уголок, заботливо оставленный для милосердия и доброты.

Одно из самых красивых слов на свете – милосердие.

Так что же это такое милосердие?

Милосердие – это милость сердца, сострадание, забота, любовь. Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря – вот на что оно обращенно.

В словаре Ожегова «милосердие» – трактуется, как готовность помочь кому – нибудь или простить кого – нибудь из сострадания и человеколюбия.

Человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.

Научиться по – настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте – не легкий, долгий, путь на котором человека ожидают взлёты и подения, спуски и подъёмы.

У каждого человека большего и маленького свой путь к доброте, милосердию, состраданию.

Послушайте притчу «Отец и Сын».

Отец подводит сына к окну и говорит: Сын посмотри вокруг. Что ты видишь?

-Деревья, солнце, вон собака бежит… Много чего, папа.

Вот если ты все это полюбишь, примешь близко к сердцу – каждую травинку, цветок,каждую тварь Божью, ты будешь богат. Все это будет твое. Тебе только останется распоряжаться этим богатством с бережностью и благодорить творца. Если ты не полюбишь все видимое и невидимо – будешь беден. Жизнь твоя, Если даже и богата внешне, превратится в серую, скучную ленту.

Вопрос детям.

Как вы думаете, что имел в виду отец, говоря сыну эти слова?

Вы еще юны, но уже сейчас старайтесь быть вежливыми со взрослыми, добрыми друг другу, внимательными к окружающему вас миру.

Доброта – вещь удивительная, она сближает, как ничто другое, она тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать, на котором мы можем понять друг другаю

Добрый, милосердный человек бережёт природу, любит птиц, зверей, помогает выжить им в зимнию стужу.

Послушай рассказ В.А. Сухомлинского и ответь на вопросы. 

Чтобы бабочка не укололась.

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации — острые колючки, над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку — и что же будет? 

Наклонилась Зоя к акации, сломала одну колючку, другую, третью… Мама увидела и спрашивает:

— Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь? 

— Чтобы бабочка не укололась, — отвечает Зоя. 

Вопросы: 

  1. Что Зоя подумала о бабочке? Запишите ее мысли. 
  2. Почему мама не сразу смогла понять поступок дочери? 
  3. Как вы считаете: детям или взрослым больше свойственно сострадание? Почему?

Что бы развить в себе милосердие, нужно вкладывать свои душевные силы в другого человека, учиться видить в нем себя, сво тревоги, заботы, волнения.

Стих: «Как много на Земле домов»

Как много на земле домов… 
Как мало тех, куда мы ходим. 
А сколько среди них таких, 
Где мы участие находим?! 
Согреют душу там теплом, 
Одарят мудростью великой…

Да, мало их, но есть они, 
Иначе б Русь была безликой. 
А в тех домах живет любовь, 
Струится радостью и светом, 
И мы туда с тобой идем 
За добрым словом и советом.

(А.Ремизова)

В каждом доме живут люди, но не каждый придет к вам на выручку, даст полезный совет, согреет добрым словом в трудную для вас минуту.

Что бы воспитать милосердие в черством человеке, нужно приводить примеры милосердия, восхищаться милосердными поступками окружающих, разъяснять и показывать как следует поступать в том или ином случаи.

Стих «Про утенка»

Что ты тискаешь утенка? 
Он малыш — а ты большой, 
Ишь, задравши головенку, 
Рвется прочь он всей душой! 
Ты представь такую штуку

— Если б толстый бегемот 
Захотел с тобой от скуки 
Поиграть бы в свой черед?!

Взял тебя бы крепко в лапу, 
Языком бы стал лизать. 
Ух, как стал бы звать ты папу, 
И брыкаться, и кричать!

Ты снеси утенка к утке,

— Пусть идет купаться в пруд. 
Лапы мальчика не шутки, 
Чуть притянешь — и капут.

Вопрос детям.

1.Какой можно сделать вывод?

2.Были ли случаи в вашей жизни, когда на ваших глазах обижали животных?

3.Какого человека можно назвать добрым, милосердным?

Старайтесь проявлять сострадание и милосердие. Пусть не всегда имеете вы возможность помочь всем, но нужно к этому стремиться.

Каждый хороший поступок, это частица добра, вежливости, вложенная в огромный мир от нее становится теплее, светлее и радостнее. Только любящий человек добрый, милосердный может быть счастливым.

Кроме доброты и милосердия в нашей жизни встречается и зло.

Зло — это вред другим людям, близким и далёким, окружающей природе.

Работа у доски.

Упражнение «Солнышко» (на столе лежат лучики, на которых написана первая буква. Нужно дописать слово, относящиеся к милосердию и доброте и прикрепить лучик к солнышку).

Работа с пословицами. ( На доске прикреплены облака, сделанные из цветной бумаги на них записаны пословицы). Прочитайте и попробуйте разъяснить их смысл.

  • Доброе слово лечит, злое калечит.
  • Кто любит добрые дела, тому и

жизнь мила.

  • Добрый человек в добре живёт век.
  • Делай другим добро — будешь сам

без беды.

4.Заключительная часть

И в заключение нашей беседы давайте проведем с вами игру – тренинг «Волшебный цветок»

Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую приятную мелодию)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее слушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.

А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Глядя друг другу в лицо пожелайте чего-нибудь хорошего. Я хочу, что бы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете и взяли с собой, уходя их этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами.

5. Итог беседы

Вопрос детям.

Что значит быть милосердным? Что не совместимо с понятием доброта, милосердие?

Делайте людям добро, разделяйте с ними радость и беду, любите уважайте друг друга, будьте готовы прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

Милосердие это неразделимое слияние чувства и поступка. Будьте милосердными.

В память о нашей встрече я раздам вам сердечки.

( Раздаю сердечки из бумаги с пожеланиями)

Беседа с дошкольниками

      «Что такое милосердие?»

 
Цель: 1. Формировать понятие о милосердии, как способности сопереживать, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. 
          2. Развивать умение сострадать и быть милосердным. 
          3. Совершенствовать грамматически правильную речь детей. 
          4. Воспитывать доброе отношение к людям, окружающему миру. 
Методы: беседа, объяснение, рассказ, просмотр отрывка мультфильма «Дюймовочка». 
Ресурсы: мультфильм «Дюймовочка», цветная бумага, клей, ножницы. Ход занятия 
Круг радости 
«Сердце добрым быть должно 
Так оно сотворено 
Чтоб дарить любовь и свет, 
Всем вокруг десятки лет!» 
— Добрые люди дарят любовь и доброту тем, кто их окружает. Давайте улыбнемся друг другу и пожмем руки. 
Просмотр мультфильма «Дюймовочка». 
(фрагмент мультфильма «Дюймовочка» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена) 
Беседа 
— Как бы вы поступили на месте Дюймовочки? 
— Как называют людей, которые проявляют заботу о больных, оказывают помощь, тем, кто в ней нуждается? 
— Как вы понимаете, что такое милосердие? (ответы детей) 
— Милосердие – (состоит из 2 слов: милость и сердце) – это помощь, тем, кто в ней нуждается. Человека, который не умеет сострадать, сочувствовать, называют равнодушным, бессердечным. Быть милосердным – значит бескорыстно помогать людям. 
Разминка. «Доскажи словечко» 
«Если вижу я беду, то я мимо.. . (не пройду) 
Доброту не забывай, людям смело…(помогай) 
В мире есть еще слова, нам их тоже знать пора, добрым словом не скупись, сердцем слушать… ( научись) 
Творчество. Оригами 
(предл сделать сердце) 
Обобщение. 
— С каким новым чувством познакомились? 
— Закончите предложение: 
Быть милосердным, значит уметь прощать обиды, помогать слабым, больным людям; ухаживать за животными. Милосердный человек может выбросить котенка? 
От сердца к сердцу. 
Предложить взяться за руки и хором произнести пожелание: 
«Наполним сердца добротой и милосердием!»

Беседа с дошкольниками

     «От сердца к сердцу добро летит»

Цель:

·Дать представление об «особом ребенке».

·Познакомить учащихся с проблемами детей-инвалидов.

·Развивать чувство милосердия к людям с ограниченными возможностями здоровья

·Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

Оборудование:  компьютер, презентация, бумага, клей, ножницы, конфеты.

Ход беседы

Воспитатель: Как мы начинаем любую нашу встречу?

Дети: Начинаем словом «Здравствуйте!».

Воспитатель: Все мы знаем, что означает оно не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращено.

Для человека очень важно здоровье. Здоровье — это подарок судьбы. Надо научиться уважать и беречь этот дар. Поэтому с раннего детства мы не просто приветствуем, а учимся желать людям здоровья. Если мы желаем здоровья другим – значит желаем его и себе.

Но всегда ли от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих людей?

Давайте вспомним сказку «Цветик — семицветик» Валентина Катаева.

Воспитатель: Я буду задавать вопросы, а вы — будете отвечать на них.

— Сколько было у волшебного цветка лепестков?

— Помните волшебные слова?

Дети: Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели.

Воспитатель: Почему отказался бегать с Женей мальчик на скамейке?

Дети: Потому что у него больные ноги и он передвигается с помощью костылей, мальчик- инвалид.

Воспитатель:  К сожалению, есть немало людей на нашей планете, обделенных физическим здоровьем, т. е. эти люди инвалиды или в результате перенесенной болезни, или травм, или с рождения. По другому их называют люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

— Во всем мире отмечают День инвалида.

Ребенок рассказывает стихотворение:

От сердца к сердцу добро летит,

Подобно птице.

Стучит в сердца, чтоб разбудить

И возвратиться,

Чтоб возвратиться и дарить

Всем людям радость,

Над серым днём чтоб воспарить –

Уже не малость.

У нас задача так проста:

Дарить добро от сердца к сердцу

И в вашем сердце доброте откройте дверцу!

Воспитатель: Стало доброй традицией в нашей школе ежегодно отмечать 3 декабря День инвалида, как день милосердия. Сегодняшний день пройдет под лозунгом « От сердца к сердцу добро летит».

Как вы понимаете эти слова?

Ответ детей.

Воспитатель: Для чего мы живем на этом свете? Конечно же, для того, чтобы нести добро, свет всем людям. А каким же должен быть настоящий человек?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно же, честным, ответственным, воспитанным, добрым.

Мы верим, что людей, готовых протянуть руку помощи, сделать доброе дело, поделиться душевной теплотой и заботой становиться чуточку больше. А это, пожалуй, самое главное.

И мы сегодня сделаем сувенир и подарим его друг другу.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ СУВЕНИРА.

Рефлексия: ребята дарят друг другу открытку – сувенир.

Сегодня здесь, друзья мои,

Мы собрались не зря. 
         Спешим поздравить от души

Друг друга и себя!

Пусть ангел нас хранит всегда

От жизненных потерь.
         И детство пусть не закрывает дверь,

И радует всегда!!!

«Учимся
общаться с окружающими».

Форма проведения мероприятия:

 беседа с элементами игровой и
проектной деятельности.

Цель: 

научить детей правильно общаться с
окружающими и договариваться друг с другом.

Задачи:

·        
создавать адекватный эмоциональный фон общения, доброжелательность
отношений;

·        
способствовать сплочению классного коллектива;

·        
создавать условия для актуализации и закрепления знаний о правилах
общения с окружающими, а так же для развития творческих способностей
обучающихся.

Планируемый результат:

·        
Личностный: обучающиеся
учатся проявлять доброжелательность, уважительное отношение к одноклассникам;
соблюдать этические нормы общения с окружающими; 

·        
Метапредметный: обучающиеся
демонстрируют коммуникативные УУД (умеют с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют
диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками); регулятивные УУД (целеполагание как
постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и
энергии, производят оценку результатов работы, коррекцию – внесение необходимых
дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся); познавательные
УУД
 (самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели;
осознанно строят речевые высказывание в устной форме; анализируют информацию и
строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию; развивают
критическое мышление); 

·        
Предметный: обучающиеся знакомятся с
понятием «общение» и его значением для человека; умеют общаться и соблюдают
этические нормы общения.

Принципы воспитания: создание
положительного эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие,
воспитание через творчество.

Принципы обучения: принцип
психологической комфортности, принцип деятельности, принцип последовательности,
принцип творчества.

Методы воспитания:

·        
методы взаимодействия и накопления социального опыта (временная
работа в группах, игра, педагогическое требование);

·        
метод осмысления детьми своего социального опыта (беседа, рассказ);

·        
методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование
игровых форм);

·        
метод формирования ответственности (предъявление педагогического
требования, формирования понимания личностной значимости, оперативный
контроль);

·        
метод развития психических функций (создание проблемной ситуации,
творческое задание, игровые действия);

·        
метод контроля и диагностики (анализ продукта детской
деятельности).

Методы обучения:

·        
методы развития познавательного интереса (стимулирование
занимательным содержанием, игровыми формами обучения, формирование готовности к
восприятию, выстраивание игрового сюжета);

·        
методы получения знаний (объяснение, беседа, демонстрация,
упражнения);

·        
метод выработки учебных умений и накопления опыта (упражнения,
игровые виды деятельности).

Дидактические средства: 

·        
демонстрационные: компьютерная презентация,
мягкая игрушка, макет солнца.

·        
индивидуальные: лист бумаги, фломастер,
ручка, карточки с заданиями. 

Список литературы: 

1. Федеральный государственный
общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп.
На 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011.
– 33 с. – (Стандарты второго поколения).
2. А. Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России
3. Программа развития универсальных учебных действий на ступени начального
общего образовании. А.Г. Асмолов.

План классного часа:

1.Организационный этап. (Игра
«Встреча взглядами»).

2.Мотивационно-целевой этап
(игровой тренинг: рисуем в парах).

3.Основной этап:

3.1. Упражнение- игра «Инсценировка
«Встреча»; 

3.2. Игровая инсценировка
«Приветственные жесты в разных странах»;

3.3.Упражнение- игра: «Дарите
комплименты»;

3.4.Упражнение- тренинг «Подели на
группы».
4. Рефлексия (Проектная деятельность «Солнышко», дидактическая игра

 « Закончите предложения»,
подвижная игра «Салют») .

Ход классного часа

1.    Организационный
этап.

Задача: активизировать внимание детей, создать настрой на работу.

Методы и приемы: беседа;
педагогическое требование, стимулирование занимательным содержанием,
игровыми формами обучения.


Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня у нас несколько
необычный классный час. Тему его вы определите сами, но немного позднее.

А вначале нашего классного часа
я  хочу подарить вам свою улыбку, чтобы она помогла нам общаться тепло,
открыто, дружелюбно….

 -А теперь, я предлагаю вам,
подарить друг другу свои улыбки.

Игра
«Встреча взглядами».

Цель игры:

·        
Создание комфортных микрогрупп для дальнейшей, продуктивной работы
на классном часе».

Ход игры:

Учитель: Опустите
глаза. Сейчас, когда вы поднимите глаза, постарайтесь встретиться взглядом с
одним человеком, улыбнитесь ему. Пройдите с ним за парту туда, где вашей паре
будет удобно.

(дети
в свободном порядке рассаживаются за партами)

Учитель: Присаживайтесь!
Давайте еще раз улыбнемся друг другу и пожмём руку соседу по парте.

2.    Мотивационно-целевой
этап.

Задача: мотивировать обучающихся на классный час, создать условия для определения
темы и постановки целей классного часа.

Методы и приемы: беседа; формирование готовности к восприятию, упражнение, демонстрация, метод контроля и диагностики,
метод взаимодействия.


Учитель: Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с
чего… Возьмите в руки 1 карандаш . Попробуйте вместе с соседом по парте
нарисовать дерево. Но нарисовать его надо держа вдвоём один карандаш и, не
произнося, ни слова. Кому не понятно?


(игровой тренинг: дети в парах рисуют дерево)

Учитель: Удалось
ли вам это сделать хорошо? 
Обучающиеся: не у всех получилось.
Учитель: Было легко или трудно выполнять эту
работу? Объясните, почему?
Обучающиеся: трудно, т.к. нельзя было обсудить и договориться.

Учитель: А как
надо было поступить, чтобы результат был более успешным и правильным?
Обучающиеся: Надо было сначала обсудить, что будем рисовать и как
рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Обучающиеся: 
как надо общаться.

Открыть
1 слайд с темой классного часа: «Учимся общаться».

Учитель: Все
верно. Ребята, а для чего нам нужно общение? 
Обучающиеся: Общение нужно для того, чтобы уметь договариваться.
Учитель: А все ли умеют правильно общаться и договариваться?

 (ответ об-ся).
Учитель: А что значит по вашему мнению правильно общаться?

 (ответ об-ся).

Учитель: Вы
одинаково общаетесь со взрослыми и со сверстниками, какие существуют
различия? 

 Обучающиеся:
Употребляем разные слова приветствия (привет, здравствуйте, обращение на «вы» и
«ты».)
Учитель:
 Правильно, а как выдумаете какую цель мы поставим сегодня на
классном часе?

Обучающиеся: научиться
правильно общаться с окружающими и договариваться друг с другом.

Учитель: Молодцы,
все верно. Цель нашего классного часа: «Научиться правильно общаться с
окружающими и договариваться друг с другом».

Открыть
2 слайд с целью классного часа: «Научиться правильно общаться с окружающими и
договариваться друг с другом».


3. Основная часть (этап).

Задачи: развивать умение
составлять целое из частей, развивать умение сотрудничать со
сверстниками; 
воспитывать у обучающихся ответственное
отношение к 
процессу общения, актуализировать
и закрепить имеющиеся знания
об общении,

Методы и приемы: рассказ, демонстрация,
формирование готовности к восприятию, методы
формирования социального опыта (игры, упражнение, инсценировки); методы
осмысления своего социального опыта (беседа, рассказ); методы эмоционального
стимулирования (поощрение, использование игровых форм);
оперативный
контроль; работа в группах; метод развития
познавательного интереса
 (объяснение, беседа); методы получения знаний (объяснение, беседа).


Учитель: Ребята, как вы понимаете значение слова «общение»?
Обучающиеся: Это разговоры, беседы и т.д.
Учитель: В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова общению дается
такое определение : Общение — это взаимные отношения, деловая или дружеская
связь.

Открыть
3 слайд с определением: Общение — это взаимные отношения, деловая или
дружеская связь.

Учитель: Скажите,
а с чего же начинается общение? 
Обучающиеся: С приветствия или знакомства.
Учитель: Назовите фразы приветствия, которые вы знаете?
Обучающиеся: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! 

Открыть
4слайд: Список приветственных фраз:
 Здравствуйте!
Доброе утро! Добрый день! 

Учитель: А как
попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? 
Обучающиеся: До свидания! До завтра!

Открыть
5 слайд: Список прощальных фраз:
 До свидания! До завтра!

Учитель: Молодцы!
Какое правило общения можно вывести из этого?
Обучающиеся: Не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться.

Открыть
6 слайд: Основное правило общения: «Не забывай вежливо здороваться, прощаться,
извиняться».

(Игровой
тренинг — инсценировка «Встреча»
)

Цель:

·        
Показать в игровой ситуации основные правила общения;

·        
повышение внутригруппового доверия, умение работать в группах.

Ход игры:

Учитель: Сейчас
я предлагаю поработать в группах. Группу будет составлять один ряд в классе.
Ваша задача продумать и обсудить предложенную мной ситуацию, выбрать актеров и
в течение 3 минут отрепетировать коротенькую сценку с использованием вежливых
фраз, а потом показать ее всему классу. Ситуации я вам сейчас раздам.

(раздаются на листочках каждой
группе)
1 ряд – ученик встречается с директором школы в магазине.
2 ряд – мальчик пришел к другу в гости, но дверь открыла его мама.
3 ряд – Девочка встретилась со своей подругой на улице.

Учитель: Давайте
посмотрим на ваши инсценировки, догадались вы о какой ситуации идет речь, кто с
кем встретился и пообщался? По каким элементам вы это поняли? (приветственные
и прощальные фразы, обращение по имени, обращение на «вы» или на «ты»,
употребление места встречи, места знакомства и т.д.)

(одна группа показывает, две другие
отвечают)

Учитель: Молодцы!
Присаживаемся на свои места.
Учитель: Как мы увидели из инсценировок, важным элементом в
общении, кроме приветственных и прощальных слов, являются жесты и мимика. Вы
знаете что это такое?
Жесты – это движения руками, а мимика – выражение лица.

Открыть
7 слайд:
 Жесты – это движения руками,

а
мимика – выражение лица.

Учитель: Покажите
мне какой-нибудь жест. (машут рукой приветствуя и прощаясь).

Учитель: Изобразите
мне мимику огорченияа радости. (дети
показывают)
Учитель: А что делает человек, когда видит друга? 
Обучающиеся: Тоже улыбается. 
Учитель: А вы умеете улыбаться?  Давайте проверим: улыбнитесь
соседу справа, соседу слева, тому, кто сидит за вами. Замечательно! Какие
у всех красивые улыбки! Когда люди улыбаются, они становятся красивы. Китайцы
говорят: “Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин”.
Какой из этой фразы сделаем вывод?
Обучающиеся: Нужно улыбаться собеседнику, использовать
дружественную мимику и приветственные жесты!
Учитель: А вы знаете какими жестами пользуются люди в разных
уголках планеты при встрече друг с другом? А хотите узнать?

(Игровая
инсценировка «Приветственные жесты в разных странах
», выходят
6 пар детей, встают у доски, показывают и рассказывают)

1 пара детей: В
Японии при встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным
поклоном.
2 пара детей: Иранцы при встрече пожимают друг другу руки, затем
прикладывают правую руку к сердцу — знак приветствия и глубокого уважения.
3 пара детей: В Новой Зеландии маори приветствуют друг друга,
потираясь носами.
4 пара детей: Эскимосы в знак приветствия ударяют знакомого кулаком
по голове и плечам.
5 пара детей: Французы целуют друг друга в щеку.
6 пара детей: Самоанцы обнюхивают друг друга.
Учитель: Ребята, а покажите как вы (европейцы) встречаетесь с
друзьями, какими жестами и мимикой вы обмениваетесь?

(пары
изображают дружескую встречу)

Учитель: Какой
жест приветствия, из какой страны, вам особенно понравился?
Учитель: А теперь, давайте немного отдохнем и поиграем

(Подвижная
игра на развитие навыков общения «Поздороваемся»)

Цель:

·        
развитие толерантности: : все
мы разные, но рады друг другу.

·        
создание доброжелательной атмосферы;

·        
повышение внутригруппового доверия;

Ход игры:

Учитель: Все
встаньте из- за парт. И давайте представим себе, что мы попали в разные страны
и даже на другие планеты. И вы превратились совсем в других людей с другой
культурой и манерой общения и соответственно с другими правилами приветствия.

Итак:

1 ряд- это папуасы, которые здороваются,
потершись носами.

2 ряд- инопланетяне, которые
здороваясь, подпрыгиваете на двух ногах.

3 ряд- Вы, японцы, и здороваетесь
полупоклоном.

Запомнили, давайте дружно
поздороваемся друг с другом.

А теперь немного усложним ситуацию:

1 ряд- Вы, папуасы, здороваетесь,
потершись носами, сидя на корточках .

2 ряд- Вы, инопланетяне,
здороваетесь, подпрыгивая и наклонившись вперед.

3 ряд- Вы, японцы, здороваетесь
полупоклоном, прыгая на одной ноге.

Учитель: А
теперь пусть каждый еще раз поздоровается с соседом в ряду!

Учитель: 
Успокаивайтесь, занимайте свои места, мы продолжаем наш мастер- класс по
общению.


Учитель: Ребята, скажите, вы любите получать подарки? А какие?
(ответ об-ся)

Учитель: А
бывают ли подарки в другом виде, например, выраженные словами.

(ответ об-ся)

Учитель: Да,
конечно. Подарки могут быть в виде комплиментов.
Комплимент – это любезные, приятные слова. 
Сейчас мы
будем делать комплименты всем присутствующим в классе, так как улыбка и доброе
слово может примирить даже самых заклятых врагов.

Ученица
рассказывает стихотворение:

Мне
сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже

Начала я
хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.

И тогда,
чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я  взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…

Учитель: Правильно,
прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Может,
стоит просто улыбнуться?!

Открыть
8 слайд:
 Комплимент – это любезные, приятные слова. 

(Игра:
«Комплименты»)

Цель:

·        
создание доброжелательной атмосферы;

·        
повышение внутригруппового доверия.

Ход игры:

Учитель: А
теперь мы с вами сыграем в игру «Комплименты». Для этого нам нужно встать в
проходы между партами.

(дети
встают в проходы между рядами)

Сейчас мы
будем передавать друг другу игрушку и говорить комплимент. Я начинаю. 
Учитель: Какое настроение у вас стало после комплиментов? Кому
приятнее, тому, кто говорит или тому, кому говорят? Всем! 
Скажите,
приятно делать комплименты или плохие поступки?

Какой мы сделаем вывод? 
Обучающиеся: Нужно дарить комплименты, чтобы было приятно.

Учитель: Присаживайтесь
за парты!

(дети
занимают свои места за партами)


Учитель: А мы двигаемся дальше. Ребята, скажите, можно ли перебивать
человека, когда он говорит?
Обучающиеся: Нет нельзя.
Учитель: А если что-то очень важно хочется сказать? 
Обучающиеся: Нельзя или только в особых случаях, попросив у
собеседника извинения.
Учитель: Итак, какое правило можно сформулировать из выше
сказанного? 
Обучающиеся: Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его
до конца, а потом обратиться к нему.

Открыть
9 слайд: Правило общения: 
 Не перебивай говорящего.
Внимательно выслушай его до конца, а потом обратись к нему.


(Упражнение «Подели на группы»)


Учитель: Для полноценного общения, ребята, мы должны знать не
только эти правила, но и помнить, что общаться нам помогают простые
человеческие качества.

Ребята, сейчас я раздам вам
листочки, на которых написаны человеческие качества, вам нужно подумать и
разделить их на две группы: качества которые помогают и которые мешают общению.
Над нужными качествами поставьте «+», над плохими качествами в общении
поставьте «-«. Кому не понятно что мы сейчас делаем? 
(раздаются карточки каждому ученику со словами: доброта, открытость,
подозрительность, внимание, душевность, грубость, зависть, скупость,
искренность, лживость, порядочность, эгоизм, честность.)

Учитель: Давайте проверим: зачитайте слова первой группы, которые
помогают общению.
Обучающиеся: доброта, открытость, внимание, душевность,
интересность, искренность, порядочность и честность.
Учитель: Какие качества мешают общению?
Обучающиеся: подозрительность, грубость, зависть, скупость,
лживость, эгоизм. 
Учитель: Итак, давайте подведем итог, чтобы общение у нас было
полноценным. Какими качествами надо пользоваться.

Обучающиеся: (Зачитывают
еще раз положительные качества).

Открыть
10 слайд:
 Качества которые помогают и которые мешают общению:
Доброта, открытость, внимание, душевность, интересность, искренность,
порядочность и честность. // Подозрительность, грубость, зависть, скупость,
лживость, эгоизм. 

Учитель: Задумайтесь,
все ли эти качества достаточно развиты у вас?
Значит, чтобы общаться нужно, развивать в себе хорошие качества. 

4.    Рефлексия.

Задача: создать
условия для развития творческих способностей обучающихся и умения строить
речевые высказывания в письменной форме
, обучать начальной проектной
деятельности; создать условия для самооценки обучающимися деятельности на
классном часе.

Методы и приемы: Метод
осмысления детьми своего социального опыта (беседа)
,методы
формирования социального опыта (игра); метод развития психических функций
(творческое задание)
приём
незаконченное предложение
.


Учитель: Ребята, давайте вспомним,
какую цель мы ставили перед собой?
Обучающиеся: научиться правильно общаться с окружающими и
договариваться друг с другом.

Открыть
11 слайд: Цель классного часа — научиться правильно общаться с окружающими
и договариваться друг с другом.

Учитель: Мы
достигли этой цели?

Обучающиеся: Да.

(Игровая
проектная деятельность)

Учитель: Давайте
вспомним еще раз все правила общения и создадим вот такое солнышко, на лучах
которого будут написаны правила дружбы. Каждая команда сейчас получает свой
лучик и красивым подчерком и крупными буквами записывает правила дружбы,
которые сегодня узнали на классном часе. 
Первый ряд, какие правила запишет?  (Не забывай вежливо здороваться,
прощаться, извиняться, Дарить собеседнику комплименты).

Второй? (Не перебивай говорящего. Внимательно выслушай его до конца, а потом
обратись к нему, При встрече использовать приветственные жесты и улыбку)


Третий ряд? ( Чтобы общаться нужно, развивать в себе хорошие
качества и избавляться от плохих)

Учитель: Ребята,
какие же вы молодцы! Посмотрите, какое замечательное солнце общения у нас с
вами получилось!

(Ребята
вывешивают лучики к солнышку на доске, на экране открывается готовое. Сверяем,
так ли все получилось?

Открыть
12 слайд: солнце с правилами общения)

Учитель: А у
нас с вами получилось пообщаться?

Обучающиеся: (ответ)
Учитель: Что вы получили от этого занятия? Какие выводы вы сделали
для себя?

Обучающиеся: (ответ)

Учитель: А сейчас давайте сыграем в
игру « Закончите предложения».

На классном часе было
интересно…

На классном часе было
трудно…

После классного часа я
научился

Учитель: Давайте
в заключение нашего мероприятия, продуктивного сегодняшнего и дальнейшего
общения в нашем классе, проведём праздничный салют.

(подвижная
игра «Салют»)

Учитель: На
слово «красный» — хлопают все ученики. На слово «жёлтый» — хлопают гости . И на
слово «Зелёный» — хлопаем все дружно. Итак:

«Красный» — хлопают дети.

«Жёлтый» — хлопают
  гости.

«Зелёный» — хлопают все
вместе.

Учитель: На
этом наш классный час подошёл к концу. Давайте встанем и скажем друг другу
слова, так необходимые для качественного общения с окружающими и с друзьями:
«Всем спасибо за работу и за хорошее настроение! До свидания!»

Доброе утро!

В петербургском соборе-музее Спас на Крови после жалоб монархистов отменили концерт произведений Шостаковича. И в этом даже можно увидеть логику: в программе были «Десять хоровых поэм на стихи революционных поэтов конца XIX и начала XX века», а Спас на Крови стоит на месте убийства народовольцами Александра II. В новостях логики меньше:

  • В Москве задержаны Мария Алехина, муниципальный депутат Люся Штейн и депутат Мосгордумы Сергей Митрохин.
  • Александр Сокуров извинился перед СПЧ за спор с Путиным и заявил об угрозе жизни.
  • В Беларуси фрилансера Радио Свобода Андрея Кузнечика опять не выпустили на свободу: он уже отсидел два раза по 10 суток.
  • YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания.

Российское правоохранительное

  • Депутата Мосгордумы Сергея Митрохина задержали на встрече с избирателями. Вменяют организацию несанкционированного митинга (до 10 суток).
  • Чуть раньше Митрохина в Москве задержали муниципального депутата Люсю Штейн и участницу Pussy Riot Марию Алехину. Обеим вменяют демонстрацию нацистской или экстремистской символики, причем у Алехиной эту якобы символику нашли в инстаграм-посте за 2015 год.
  • В Ингушетии арестованы двое 17-летних подростков, которые якобы готовили взрывы в зданиях МВД и Росгвардии. Связано ли это как-то с вынесенными накануне суровыми приговорами участникам протестов против изменения административной границы с Чечней, неизвестно, но вот здесь правозащитники объясняют, почему эти приговоры могут вызвать возмущение в ингушском обществе.
  • В Москве прошло первое заседание по делу редакторов студенческого журнала DOXA, обвиняемых в вовлечении несовершеннолетних в противоправную деятельность за видео, где подросткам объясняются их права. Четверо редакторов уже девятый месяц сидят дома под ограничениями определенных действий: им разрешена двухчасовая прогулка, но пользоваться интернетом запрещено. Здесь они рассказывают, каково так жить.
  • Первый апелляционный суд Москвы оставил в силе решение о продлении ареста Ивану Сафронову до 7 января 2022 года. К этому времени журналист, обвиняемый в госизмене, проведет в СИЗО полтора года. В зал суда впервые за долгое время впустили журналистов. Сафронов сказал, что ему начали передавать письма, которых он был лишен в течение нескольких месяцев. Адвокат Сафронова говорит, что следователь ФСБ пытается ограничить защиту во времени ознакомления с материалами дела.
  • Другой сиделец «Лефортова», основатель компании Group-IB Илья Сачков, тоже обвиняемый в госизмене, передает из СИЗО, что его дело не связано с самой компанией и его работой в ней. Намекает, что речь идет о его борьбе с киберпреступностью.
  • К экс‑главе уфимского штаба Навального Лилии Чанышевой, которая сидит в московском СИЗО-6, не допустили еще двух адвокатов. Ранее следователь отстранил от дела Владимира Воронина, который защищает многих соратников Навального. Лилия Чанышева говорила в интервью, данном уже из СИЗО, что отъезд из России был бы для нее большей бедой, чем арест. Вот разговор с бывшим главой калининградского штаба Навального, который решил иначе и бежал с семьей в США.
  • В московском суде прокурор запросил от 15 до 19 лет тюрьмы для фигурантов дела о 400 кг кокаина в российском посольстве в Аргентине. Ранее присяжные признали всех четверых виновными, но заслуживающими снисхождения.
  • В Петербурге адвоката Лидию Голодович оштрафовали на 200 тысяч рублей по обвинению в нападении на пристава и нацгвардейца в здании суда; ее задержали после того, как она потребовала пропустить в суд свидетеля в шортах.
  • В Ярославле главу военно-патриотического клуба «Десантник» оштрафовали на 5 тысяч рублей за гомофобное шоу.
  • Свердловский облсуд назначил 3 млн рублей компенсации бывшему заключенному, которому в колонии вставляли палку в задний проход.
  • Подсчет по открытым данным МВД показал, что за три года в Чечне пропало без вести без почти пять тысяч человек. Это ненамного меньше, чем в гораздо более крупных по размеру Москве и Московской области. Чечня также лидирует среди регионов, где пропавших находят реже всего.

Российская «политика»

  • Александр Сокуров извинился перед членами СПЧ за спор с Путиным и сообщил, что друзья предупреждают его об опасности, которая грозит его жизни. По мнению Сокурова, единственной гарантией, что его не убьют, может быть личное вмешательство Путина.
  • Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков прокомментировал публикацию Радио Свобода о документах ростовского суда, в которых описывается схема снабжения российских военнослужащих на Донбассе. «Ну, наверное, речь идет об ошибке», – сказал он. Текст приговора исчез из сети, но сохранился в веб-архиве.
  • В Госдуму внесен законопроект о местном самоуправлении. Он упраздняет городские и сельские поселения, тем самым значительно «укрупняя» административные единицы.
  • По данным Reuters, Центробанк России собирается запретить инвестиции в криптовалюты.
  • В российских колониях и изоляторах распространяется «воровское письменное обращение» (или «прогон»), авторы которого призывают зэков не понижать в тюремной иерархии тех, кто подвергся изнасилованиям со стороны сотрудников ФСИН и заключенных, сотрудничающих с администрацией. Подлинность письма подтвердили несколько правозащитников. Они считают это эффективным методом борьбы с таким типом пыток. Основатель Gulagu.net Владимир Осечкин рассказал, что информатора, который передал проекту новый видеоархив с пытками, угрожают «разобрать на запчасти и на свалке закопать как грязное животное и предателя» (информатор находится за границей).

В Беларуси

  • Активисты из Березовки Андрей Ашурок и Сергей Пантус покинули Беларусь после того, как им стало известно, что их планируют посадить. Андрей –​ брат Витольда Ашурка, погибшего в колонии в мае этого года. Ранее стало известно о возбуждении уголовного дела за скандирование слова «Ганьба» (позор) на оглашении приговора Витольду Ашурку в январе 2021 года.
  • Суд в Молодечно приговорил к трем годам колонии Сергея Непогоду, ранее экстрадированного из России по запросу белорусских властей («сопротивление милиции с применением насилия»).
  • Фрилансер белорусской службы Радио Свобода Андрей Кузнечик так и не вышел из изолятора, отсидев два раза по 10 суток. Вероятнее всего, ему дали еще десять.
  • КГБ Беларуси признал «экстремистским формированием» платформу «Сход», позволяющую проводить виртуальные предвыборные кампании и выборы.
  • МИД РФ пообещал оказать «содействие» россиянину Дмитрию Попову, которого приговорили к 16 годам по «делу Тихановского». Ранее Попов писал сестре, что российский консул был у него всего один раз за год, и просил ее помочь ему выйти из российского гражданства. Попов – человек довольно загадочный: вот все, что о нем известно.

Вокруг света

  • Конгресс США одобрил военный бюджет: в нем заложено $300 миллионов на поддержку Вооруженных сил Украины.
  • На пресс-конференции после переговоров с президентом Украины генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сказал, что вопрос о возможном приеме Украины в НАТО будут решать только сама Украина и 30 стран – членов НАТО. Тем самым он отверг многократно повторенное Путиным требование «юридических гарантий» нерасширения НАТО на восток.
  • Лидеры стран Евросоюза по итогам саммита в Брюсселе призвали Россию предпринять шаги по снижению напряженности вокруг Украины и умерить агрессивную риторику. В случае нападения России на Украину Евросоюз обещает серьезные последствия и скоординированные санкции.
  • Федеральное сетевое агентство Германии, которое рассматривает вопрос сертификации газопровода «Северный поток – 2», вряд ли примет решение по существу дела в первой половине будущего года, сообщил глава агентства Йохен Хоманн.
  • YouTube заблокировал новый канал немецкой редакции RT в день запуска телевещания. В пресс-службе Google объяснили, что канал был удален за обход ранее наложенных ограничений (в сентябре был заблокирован другой канал RT DE).
  • Казахстан 16 декабря отметил 30-ю годовщину независимости, однако в стране этот день ассоциируется с расстрелом бастующих нефтяников в 2011 году в городе Жанаозен на западе республики. Вот рассказы участников этой забастовки и родственников погибших.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро четверга, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России слегка подрос – до 28 486. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 10 миллионов 132 тысячи; официальное число жертв достигло к утру четверга 294 024 человек (+1133 за сутки). Это заведомо заниженные данные: по подсчетам журналистов «Холода» и «Медиазоны», опиравшихся на выступление вице-премьера Голиковой в Госдуме, избыточная смертность в стране с начала эпидемии превысила миллион человек. Специалисты считают, что почти всю избыточную смертность следует списывать на ковид.

Госдума одобрила в первом чтении законопроект о QR-кодах в общественных местах. Конкретный перечень мест, куда без кодов нельзя, в каждом регионе будут выбирать самостоятельно. Перед голосованием единороссы подрались с коммунистами, которые встали с плакатом «Мы против QR-фашизма».

По данным ВОЗ, число заражений штаммом омикрон в мире удваивается каждые два-три дня. Франция ужесточила пограничный контроль с Великобританией, где было выявлено почти 90 тысяч новых случаев COVID-19 за сутки. Здесь иммунолог Николай Крючков прогнозирует дальнейший ход эпидемии: новые данные подсказывают, что «омикронная волна» чревата перегрузкой систем здравоохранения во всех странах.

Шесть ссылок

  • Нетипичные эмигранты. История штаб-ротмистра Сергея Курнакова, который в 1920 году покинул Россию убежденным монархистом, а в США стал сталинистом и агентом советской разведки. Или беседа с жительницей Сахалина Валентиной Кузьминой: во время Второй мировой войны ее младенцем вывезли из СССР и подкинули в приют, а в конце 1940-х ее и ее приемных родителей-немцев, живших в Восточной Германии, увезли в вагонах для скота в Бурятию на принудительные работы.
  • Жанровое. Путеводитель по европейской басне эпохи Реформации. Или рассказ литературоведа Тимура Хайрулина о малоизвестных советских антиутопиях 1920-х.
  • Медицина. Профессор школы фармацевтики Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл Дмитрий Киреев рассказывает, как создаются современные лекарства. Или истории пациентов с лишними органами (иногда это даже полезно).

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Доброе утро!

    В Петербурге умерла актриса Нина Ургант, ей было 92 года. В остальном так:

    • Минюст России объявил «иностранными агентами» четырех журналистов Idel.Реалии и организацию по защите прав призывников.
    • Прокуратура требует увеличить срок главе карельского “Мемориала” Юрию Дмитриеву – с 13 лет до 15.
    • В Беларуси признаны «экстремистскими» соцсети Радио Свобода.
    • Путин и Байден проведут переговоры по видеосвязи в связи с концентрированием российских войск у границ Украины.

    «Иностранные агенты» и другие неугодные

    • Как всегда по пятницам, Минюст России дополнил реестр «иностранных агентов» – на этот раз в него добавили четырех журналистов Idel.Реалии (это татаро-башкирская служба Радио Свобода) и ассоциацию «Гражданин.Армия.Право», которая занимается защитой прав призывников и военнослужащих. Уже объявленное «иностранным агентом» издание «Первое антикоррупционное СМИ» (ПАСМИ) оштрафовали на 500 тысяч рублей за отсутствие маркировки, а его главреда – на 50 тысяч за то же самое.
    • В Петрозаводском горсуде, где рассматривается апелляция на приговор главе карельского «Мемориала» Юрию Дмитриеву, прокурор попросил на два года увеличить срок, к которому приговорен краевед, с 13 до 15 лет. Защита и коллеги Юрия Дмитриева называют дело сфабрикованным. Ликвидированное сейчас издание “Проект” называло заказчика уголовного преследования Дмитриева – это фээсбэшник Анатолий Серышев, сейчас он работает помощником Путина, а ранее был главой ФСБ Карелии.
    • ФСБ возбудила уголовное дело в отношении Дарьи Полюдовой и еще пяти активистов «Левого сопротивления». Их обвиняют в создании экстремистского сообщества и участии в нем. Сейчас Полюдова отбывает шестилетний срок по обвинению в «оправдании терроризма». До этого ее сажали за “призывы к нарушению территориальной целостности России”.
    • Суд в Кирове взыскал с активиста Михаила Семенова 340 тысяч рублей за работу силовиков на акции в поддержку Навального 31 января (Семенов был признан организатором этой акции).
    • В Ростове-на-Дону прошли обыски у родственников главреда издания “Голос” Игоря Хорошилова. Они связаны с уголовным делом в отношении журналиста-расследователя Сергея Резника, который с 2019 года не живет в России, но продолжает публиковать расследования в своем блоге. Силовики пытаются выяснить, откуда он получает информацию.
    • Журналистка Радио Свобода и ведущая телеграм‑канала “ФемВремя” Карина Меркурьева рассказала об угрозах и публикации своих личных данных в соцсетях. Ранее такие же угрозы поступали другой фем-активистке, Дарье Серенко.
    • Суд в Москве оштрафовал рэпера Элджея на сто тысяч рублей за “пропаганду наркотиков” в интернете.
    • Суд в Москве продлил до 7 марта арест ректору «Шанинки» Сергею Зуеву. Заседание несколько раз прерывали, потому что Зуеву вызывали «скорую», когда у него подскакивало давление. Незадолго до помещения в СИЗО Зуев перенес третью за год операцию на сердце.
    • Неонацисту Тесаку (Максиму Марцинкевичу) посмертно предъявлены обвинения в трех убийствах.
    • Интерпол отказал России в объявлении в розыск чеченского оппозиционного блогера Тумсо Абдурахманова – того самого, которого пытались убить в Швеции по заказу властей Чечни. В России против Абдурахманова возбуждено уголовное дело по статье о публичном призыве к экстремистской деятельности. Вот разговор с ним.

    Новости рунета

    Пользователи МТС, “Ростелекома” и других российских провайдеров сообщили о блокировке сети Tor. Проект GlobalCheck, который занимается мониторингом российской системы интернет-блокировок, пишет, что Tor блокируют с помощью оборудования, предназначенного для изоляции рунета.

    Соцсеть «ВКонтакте» перешла под контроль близкого друга Путина Юрия Ковальчука, а пост гендиректора VK перешел от сына гендиректора ВГТРК Добродеева к сыну первого замглавы администрации президента Кириенко. Зачем Кремлю «ВКонтакте», здесь объясняют экономисты Сергей Алексашенко и Владислав Иноземцев и политолог Мария Снеговая (спойлер: чтобы встроить соцсеть в кремлевскую пропагандистскую машину).

    По данным агентства Bloomberg, дело основателя Group-IB Ильи Сачкова, которого обвиняют в госизмене, связано с передачей США информации о российских хакерах, причастных к взломам перед американскими президентскими выборами 2016 года (речь идет о группировке Fancy Bear, которую связывают с российской военной разведкой). Тем временем в Москве по делу о госизмене арестован некий Кирилл Суслов 1987 года рождения – в чем его обвиняют, неизвестно, потому что материалы дела засекречены.

    Вокруг Украины

    В пятницу выяснилось, что Лавров и Блинкен договорились в Стокгольме о переговорах между Путиным и Байденом: они пройдут по видеосвязи, предположительно, 7 декабря. Политолог Федор Крашенинников говорит, что сам факт проведения такой встречи для Путина уже успех (ему почему-то крайне важно быть «успешным переговорщиком», без которого ни одна проблема в мире не решается – пусть даже он сам эти проблемы и создает). По мнению политологов Андрея Колесникова и Александры Филиппенко, ни к каким реальным результатам эта встреча не приведет, но ее следует приветствовать просто потому, что дальше ухудшать отношения между Россией и США уже некуда. Реальной целью военных маневров Путина у границ Украины все трое считают дестабилизацию обстановки в этой стране. (Например: в пятницу бывший глава офиса Зеленского Андрей Богдан обвинил украинские спецслужбы и «Вовчика» в попытке взлома его телеграма – чем больше будет подобных новостей из Киева, тем лучше для Путина.)

    Джо Байден, со своей стороны, анонсировал инициативы, направленные на поддержку Киева.

    «Медуза» выяснила, кого ФСБ обвиняет в диверсионно-подрывной деятельности в интересах Украины: это 23-летний специалист по кофе из Киева и семья из села Перепельники Тернопольской области – отец, сын и мать, работавшая школьной учительницей.

    В Беларуси

    Минский городской суд приговорил мать пятерых детей Ольгу Золотарь к четырем годам колонии общего режима по обвинению в создании «экстремистских формирований» (имеются в виду дворовые чаты). Золотарь находится в неволе с 18 марта. Кроме того, соцсети белорусской службы Радио Свобода признаны «экстремистскими материалами», а концерты к Международному дню памяти жертв Холокоста, которые должны были пройти в Минске, отменены по жалобе гражданина Ивана Никифорова, в которой тот утверждает, что средства от этих концертов «идут на поддержку оппозиционных организаций (например, гродненский хоспис)».

    Русская служба «Би-би-си» проследила за судьбой белорусов, которых задерживают в России по делам, связанным с протестами: с августа 2020 года было арестовано по меньшей мере 20 человек. Официально Россия экстрадировала только чемпиона мира по кикбоксингу Алексея Кудина (в Минске его заставили извиниться под запись и посадили на 2,5 года), но многих доставляют домой бандитскими способами, а остальных по полгода держат в российских СИЗО.

    Вокруг света

    ОЗХО приняла документ, открывающий дорогу к запрету использования в правоохранительных целях «химикатов в аэрозольной форме, воздействующих на центральную нервную систему». Россия активно этому сопротивлялась: шаги по запрещению таких веществ ОЗХО стала предпринимать после штурма театрального центра на Дубровке, когда газ на основе фентанила стал причиной гибели более ста заложников. Вот подробности.

    Афганские талибы выпустили указ о правах женщин: их нельзя принуждать к замужеству, а также расплачиваться ими за мирную сделку или отдавать в качестве компенсации за прекращение кровной вражды. Это все. О праве на работу и образование там ни слова.

    Хроники пандемии

    По данным оперативного штаба на утро пятницы, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 32 930. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 736 тысяч; официальное число жертв достигло к утру пятницы 278 857 человек (+1217 за сутки). Эти данные сильно расходятся с цифрами Росстата: по подсчетам ведомства, в октябре в России умерли 74 893 пациента с COVID-19, общая смертность в октябре 2021 года выросла на 20,3% по сравнению с октябрем 2020-го, за весь период пандемии от ковида умерли более 460 тысяч россиян.

    Депутатам от «Единой России» раздали методички о том, как спорить с противниками вакцинации. Там много аргументов, в том числе такой: при Сталине вас бы расстреляли, при Хрущеве посадили, а при Брежневе отправили бы в психушку.

    Появились первые свидетельства того, что штамм «омикрон» обходит естественный иммунитет, возникший у переболевших. Сколько еще будет этих мутаций коронавируса, здесь рассказывает генетик Дмитрий Прусс.

    Financial Times утверждает, что главным бенефициаром пандемии стала фармацевтическая компания Pfizer. ВОЗ и бедные страны обвиняют фармгиганта в бесчеловечности и аморальной жажде наживы.

    Ссылки для чтения

    • (Не)польские писатели. К дню рождения Джозефа Конрада – эссе Виктора Лапшина о его жизни и книгах. Или рассказ о виленском кружке филоматов, из которого в начале XIX века родилась – ни много, ни мало – новая польская культура.
    • (Не)советские литературные легенды. Монолог Виктора Голышева о романе Оруэлла «1984», работе над его переводом и переводе вообще. Или история нью-йоркского ресторана “Русский самовар”, основанного бывшим ленинградцем Романом Капланом и ставшего на некоторое время центром эмигрантской культуры.
    • Мировоззренческое. Беседа с американским биологом Ли Аланом Дугаткиным, который, будучи последователем Петра Кропоткина, пытается показать биологическую обоснованность альтруизма и взаимопомощи. Или фрагмент из книги Марка Юргенсмейера ««Ужас Мой пошлю пред тобою»: религиозное насилие в глобальном масштабе» (изд-во «НЛО»), в котором рассказывается о теракте, совершенном Барухом Гольдштейном в Пещере Патриархов, и о его последствиях для евреев и арабов.
    • Архитектура и дизайн. Отрывок из книги Дмитрия Козлова «Клином красным бей белых» (изд-во ЕУ СПб), посвященной исследованию композиции из круга и клина, которая лежит в основе одноименного плаката Лазаря Лисицкого – о том, как круг и клин задавали тон авангардной архитектуре. Или фрагмент из книги Марии Савостьяновой «Дизайн сегодня» (изд-во «Гаража») – о взаимопроникновении локального и глобального контекстов.
    • Музыка. Беседа с композитором Алексеем Сысоевым, автором музыки к спектаклям Кирилла Серебренникова и лауреатом «Золотой маски». Или отрывок из книги американского композитора-экспериментатора Элвина Люсье «Музыка 109» (Jaromir Hladik press) – Люсье умер 1 декабря.
    • Кровь и почва. Рассказ о том, как археологи искали предков таримских мумий между Алтаем и Скандинавией и, похоже, нашли – с помощью генетиков. Или путеводитель по разным типам почв.

    Искренне ваши,
    Семь Сорок

    Доброе утро!

    В Москве умер певец и композитор Александр Градский, ему было 72 года; в США на 92-м году жизни скончался автор бродвейских мюзиклов Стивен Сондхайм. У живых так:

    • Израиль на две недели закрыл границы для иностранцев в связи с предполагаемой опасностью штамма «омикрон». США, ЕС, Канада и Австралия запретили въезд из ЮАР.
    • Власти Кузбасса препятствуют общению журналистов с шахтерами, выжившими при аварии на шахте «Листвяжная».
    • В Москве после матча с «Зенитом» задержаны сотни болельщиков ЦСКА.
    • В парламент Кыргызстана прошли шесть партий, из которых оппозиционная – лишь одна.

    Хроники пандемии

    По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 33 548. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 570 тысяч; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 271 755 человек (+1224 за сутки). Подводя итоги второго года пандемии, научный журналист Ирина Якутенко подчеркивает ненадежность официальной статистики в таких странах, как Россия, и говорит, что основной проблемой во всем мире оказалось не бессилие науки перед вирусом, а бессилие политиков перед нежеланием людей прививаться. Как будто в подтверждение ее слов в Екатеринбурге в субботу около трехсот человек пришли на пикет против введения QR-кодов: пели гимн СССР и даже «Интернационал». Томич, проникший в ковидную зону под видом врача, чтобы ухаживать там за своей бабушкой, уехал из России из соображений безопасности.

    ВОЗ пока не может оценить, опасней ли омикрон по сравнению с другими штаммами коронавируса или нет, но США, Австралия, Канада и Евросоюз закрыли въезд из ЮАР (хотя омикрон уже нашли во многих странах Европы), а Израиль закрыл на две недели въезд для всех иностранцев. Разные страны Европы по-разному ужесточают действующие ограничения. Процедура назначения нового премьера Чехии вообще имела диковатый вид: президент Милош Земан, у которого на днях подтвердили ковид, сидел на своем инвалидном кресле в стеклянном аквариуме, чтобы не нарушать условий изоляции, но и не затягивать до бесконечности процесс смены власти в стране.

    В России

    • В Москве после матча ЦСКА с петербургским «Зенитом» (который выиграл) полиция задержала свыше четырехсот болельщиков московского клуба. Часть из них не выпускали со стадиона около четырех часов, возможности сходить в туалет или купить воды у них тоже не было. Причина якобы в использовании пиротехники.
    • Суд в Москве отправил в СИЗО 19-летнего студента, справившего нужду у стенда с портретами ветеранов Великой Отечественной войны. Это квалифицируется как реабилитация нацизма посредством оскорбления памяти защитников Отечества и наказывается сроком до пяти лет. Поймали его, естественно, через инстаграм.
    • Из Высшей школы экономики уволили двух профессоров, критиковавших состояние права и правосудия в России.
    • Стендап-комик Руслан Белый рассказал об отмене концертов в нескольких городах России в связи с негласным запретом властей. Запрет, по его мнению, последовал после публикации видео двух его концертов, в которых были политические шутки.
    • С этого учебного года учащиеся 9–11 классов чеченских школ будут в обязательном порядке изучать жизнеописание отца Рамзана Кадырова Ахмата. Учебник под названием «Путь, озаренный светом» написал начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Чечне Амруди Эдилов. До 2018 года этот односельчанин Кадырова и сын депутата парламента Чечни Ибрагима Эдилова торговал на рынке в Грозном.
    • Сегодня Мосгорсуд проведет второе предварительное слушание по иску прокуратуры о ликвидации правозащитного центра «Мемориал». Слушания по иску о ликвидации международного общества “Мемориал” в Верховном суде России продолжатся в декабре.

    Катастрофы

    После катастрофы на шахте «Листвяжная», жертвами которой стал 51 человек, суд арестовал директора шахты, его первого зама, начальника участка, а также двух инспекторов местного отделения Ростехнадзора. Только что вступившего в должность мэра близлежащего Прокопьевска отправили в отставку указом губернатора – за то, что он не отменил в связи с гибелью людей банкет по случаю своего назначения. При этом власти региона препятствуют общению журналистов с выжившими шахтерами и отказываются называть места и время прощания с погибшими – якобы по желанию членов их семей. Ранее оставшиеся в живых горняки и их родственники рассказывали, что в шахте систематически нарушались правила безопасности. Вот репортаж из поселка, в котором произошла трагедия, – люди разговаривают крайне неохотно.

    На заводе боеприпасов в Дзержинске Нижегородской области произошли взрывы. Есть пострадавшие, о погибших не сообщалось.

    Вокруг света

    В Кыргызстане при низкой явке прошли парламентские выборы. По предварительным результатам, в парламент прошли шесть партий, лишь одна из которых – оппозиционная. В ходе подсчета голосов на сайте ЦИК произошел сбой, из-за которого лидеры партий, не преодолевших пятипроцентный барьер, отказались признать итоги выборов.

    Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг вновь предостерег Россию от эскалации напряженности на границе с Украиной. Вот беседа с экспертом Берлинского центра либеральной современности Николаусом фон Твикелем, в которой он описывает происходящее на Донбассе как фактическую интеграцию сепаратистских республик с Россией, констатирует тупик переговоров, однако выражает надежду, что от стрельбы стороны все-таки воздержатся.

    Шесть ссылок

    • Советская история. Рассказ историка Александра Гогуна о синьцзян-уйгурской политике Сталина в 1930-е годы и в ходе войны. Подборка воспоминаний людей, репрессированных в 1930–50-е годы, с рассказами о том, что им снилось в заключении.
    • Немецкая вина. Фрагмент из переписки Ханны Арендт с Карлом Ясперсом (вышла в изд-ве Института Гайдара). Или рассказ о книге военных воспоминаний Лали Хорстманн, посвященной оккупации Берлина и до сих пор не переведенной на русский.
    • Научный прогресс. Отрывок из книги Майкла Газзаниги «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии» (изд-во Corpus) – о том, как мозг обуславливает социальность (если, конечно, считать, что он ее обуславливает). Или фрагмент из книги кардиолога Эрика Тополя «Искусственный интеллект в медицине: Как умные технологии меняют подход к лечению” (изд-во «Альпина Паблишер») – об исследовании геномных болезней.

    Искренне Ваши,
    Семь Сорок

    • Рассказ барышня крестьянка слушать аудиокнигу
    • Рассказ бедная лиза слушать аудиокнига слушать
    • Рассказ б житкова светофор
    • Рассказ анна не грусти 2 класс
    • Рассказ аромат сирени часть 7