Рассказ беляночка и розочка

Комитет по управлению образованием администрации муниципального района город краснокаменск и краснокаменский район отдел детских дошкольных учреждений муниципальное автономное дошкольное образовательное

Комитет
по управлению образованием

Администрации
муниципального района

«Город
Краснокаменск и Краснокаменский район

Отдел
детских дошкольных учреждений

Муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр
развития ребёнка – детский сад №16 «Дюймовочка»

Проект
 

 по 
формированию
систематических знаний о садовых цветах у детей старшего дошкольного возраста в
процессе экологического воспитания

«До
свидания, цветы!»

Разработали:

Заведующий
МАДОУ ЦРР – д/с №16

«Дюймовочка»,
г. Краснокаменск

Корчуганова
Ирина Анатольевна;

ЗЗВМР

Качесова
Вера Ивановна;

старший
воспитатель

Деева
Ирина Анатольевна;

воспитатели:

Дмитриева
Светлана Петровна,

Березина
Надежда Александровна,

Вавилова
Анна Александровна.

2014
г.

Большую роль в
экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская
деятельность в природных условиях.

  Актуальность.
Мониторинг познавательной активности детей  показывает, что без регулярных,
систематических, спланированных наблюдений за объектами ближайшего окружения
дети не получают знания об этих объектах и следовательно не могут
взаимодействовать с ними, избегают общения с живой  природой: цветами,
деревьями, травой, насекомыми, птицами или носит характер непринятия её: рвут
цветы, ломают деревья, уничтожают насекомых и т.д. Задача педагогов –
дошкольников состоит в том, чтобы  побуждать детей получать знания о природе,
посредством взаимодействия с её объектами: организовывать разные виды детской
деятельности внутри  природных объектов, способствовать развитию у детей
стремления к изучению объектов ближайшего природного окружения, знакомить с
ролью этих объектов для   жизнедеятельности человека.  В любом городе, посёлке
есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, цветы,
насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской
деятельности.

 Проблема:

К сожалению,
современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для
общения с природой.

Как показывает
практика,  дети неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже
тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно
начинаться с ближайшего окружения, с которым ребёнок сталкивается в
повседневной жизни и становится он эффективным на фоне  эмоционального
восприятия природы, но этого может и не произойти, если изучать природу по
картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

Цель проекта:

Систематизация
знаний об объектах ближайшего окружения – цветах, изменениях, происходящих в их
жизни, в связи со сменой времени года, через организацию разных видов
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

обучающие

развивающие

воспитательные

·                   
Систематизировать
и углублять  представления детей о сезонных изменениях в природе  и их
влияние на объект исследования – цветы (увядание, сбор семян).

·                   
Развить
способность к освоению разных способов

исследования, установления связей
между способом

обследования 
и познаваемым свойством предмета
.

·                   
Развивать
активный словарь детей, обогащая его названиями цветов, словами,
обозначающими способы их выращивания, ухода за растениями и т.д

·                  
Воспитывать
любовь к природе, через активное взаимодействие с её объектами
.

·                   
Приобщение
всех участников проектной деятельности к взаимодействию в малых группах для
проведения исследования.

Сроки
реализации проекта:
сентябрь ( одна неделя)

Участники
проекта:

Дети
старшего дошкольного возраста во взаимодействии с педагогом, родителями.

Ожидаемые результаты:

1.     У детей  систематизируются знания
о сезонных изменениях в  жизни цветов.

2.     Дети в ходе исследования разовьют
навыки обобщать полученную информацию. делать выводы, оформлять результаты
проекта в схемы, таблицы.

3.     Все участники проекта: дети –
дети, дети – родители, дети – педагоги,  получат опыт взаимодействия в группах.

4.     У детей разовьются творческие
способности, вследствие оформления дневника наблюдения, создания эмблемы цветка
и других творческих работ.

Возможные
трудности:

1.    
Недостаточное
участие родителей

2.    
Плохие
погодные условия (дождь)

Механизмы
выполнения проекта:

I этап.
Подготовительный

Выбор
объекта исследования:

В качестве
объекта исследований нами были выбраны садовые цветы, что обусловлено рядом
причин.

1.    
Цветы
окружают нас в д/с, на даче, в городе, магазинах.

2.    
Цветы
– прекрасный объект для фенологических наблюдений.

3.    
С
цветами дети могут общаться на равных и ежедневно, как самостоятельно, так и с
группой детей, совместно с воспитателями, родителями.

4.    
Осень
– прекрасное время года для обобщения знаний о цветах, полученных в период с
октября  по сентябрь следующего года.

С детьми
выбирается цветок, который им нравится, расположенный на цветочной клумбе д/с.
Нужно незаметно сделать так, чтобы вся группа пришла к согласию и выбрала
именно тот цветок, который понравится всем.

Выбор места
исследования:

1.    
Цветник,
расположенный возле центрального входа д/с.

2.    
Клумбы
на прогулочных участках.

3.    
Дачные
участки воспитанников.

Сотрудничество
с родителями:

Перед
началом проекта необходимо рассказать родителям о его целях и задачах,
постараться убедить их в необходимости помощи, серьёзного отношения к
исследованиям детей.

Необходимо
выяснить, какие цветы растут на их дачных участках. Родителям предлагают
провести вместе с детьми разнообразные исследования цветов, игры во время
отдыха на даче. Всё это оформить в дневник наблюдений.

II этап.
Проектировочный.

Постановка целей и
задач :

Воспитатель
спрашивает, на какие вопросы можно получить ответы во время исследований и
наблюдений за цветами. Воспитатель записывает ответы детей и добавляет при
необходимости количество вопросов. После этого педагог совместно с детьми
формулирует цель данного проекта и пути его реализации. 

Обсуждение методов
выполнения проекта:

Воспитатель
совместно с детьми обсуждает, с помощью каких методов они будут решать
поставленные задачи.

1.    
ННОД
по развитию речи, по ФЦКМ, ФЭМП, изобразительной деятельности, чтение х/л,
музыкальное развитие, физическое развитие.

2.    
Наблюдения
и исследования во время прогулок в д/с.

3.    
Наблюдения
и исследование совместно с родителями на даче, в городских условиях.

Обсуждение
плана проекта:

Понедельник

1.    
Развитие
речи. Тема: «Составление рассказа из личного опыта «Мой любимый цветок»»

2.    
Аппликация.
Тема: «Букет цветов»

3.    
Прогулка.
Наблюдение за цветником (общий вид).

 Цель:
обобщить понятие цветник – место, где произрастают цветы. Закрепить название составляющих
его элементов (форма клумб, из какого материала созданы клумбы, что может
произрастать на них). Загадывание загадок. Труд – полить клумбы с цветами. Игра:
Из картона сделать несколько силуэтов цветов. Развесить их на цветах,
расположенных на территории д/с. Предложить детям найти, где спрятаны эти
силуэты цветов. Предупредить, что силуэты можно обнаружить только на цветах.
Когда дети выполняют задание, воспитатель выясняет, как дети отличают цветы от
других растений.

4.    
Оформление
увиденного в дневник

5.    
Настольно-печатная
игра «Разноцветное лото»

6.    
Совместные
наблюдения с родителями

Вторник

1.    
ФЭМП.
Составление цветов из геометрических фигур; объединение цветов в группы по
определённым признакам: место произрастания, форма лепестков, высота цветов,
цвет; счёт; ориентировка в пространстве.

2.    
Рисование.
Тема: «Ваза с цветами» (цветные карандаши или восковые мелки)

3.    
Прогулка.
Наблюдение за одним цветком. Цель: Знакомство с определенным цветком, его
строением, отличительными особенностями цветка, уход за цветком. Чтение
стихотворения или загадывание загадки о цветке (бархатцы). Труд – удалить
сорняки, рыхление почвы. Рисование на асфальте цветов

4.    
Оформление
увиденного в дневник

5.    
Настольно-печатная
игра «Составь цветок из частей»

6.    
Совместные
наблюдения с родителями

Среда

1.    
Обучение
грамоте. Цель: Определить позицию определённого звука в названии цветов (по
сетке). Составить предложение о цветах

2.    
Рисование.
Тема: «Цветочная клумба»

3.    
Музыкальное.
Разучивание танца «Вальс цветов».

4.    
Прогулка.
Наблюдение за разнообразием цветов (сравнение). Цель: Показать разнообразие
цветов, отличительные особенности строения (форма листьев и соцветий, высота
цветов, окрас соцветий, строение цветов). Рассказывание детьми стихотворений о
цветах клумбы или загадывание загадок. Труд – полить цветочные клумбы. Д/и
«Четвёртый лишний»

5.    
Оформление
дневника

6.    
Рассматривание
открыток «Розы», «Георгины», «Астры»

7.    
Совместные
наблюдения с родителями

Четверг

1.    
ФЦКМ.
Тема: «Садовые и полевые цветы». Цель:
Учить распознавать садовые цветы от
полевых, лесных цветов. Углублять знания и представления детей о цветах, их
внешнем виде, местах произрастания. Продолжать учить детей работать в парах,
малых подгруппах. Воспитывать бережное отношение к природе.

2.    
Физическое
воспитание. Эстафеты двух команд. Команды носят названия цветов, которые дети
выбирают самостоятельно, посовещавшись с членами своей команды. Эстафеты: «Кто
быстрее соберёт букет», «Собери из частей», «Кто больше назовёт садовых цветов»
и т.д.

3.    
Прогулка.
Наблюдение за «соседями» цветов. Цель: Дать понятие «соседи» цветка: другие
цветы, насекомые, птицы, человек. Сравнение цветов с человеком (определить
настроение цветка по его внешнему виду, грустный – завял, весёлый – крепко
стоит на стебле; один – грустно, много цветов — весело). Труд – удалить больные
листья, отцветшие цветы, но которые без семян.

4.    
Рассматривание
альбомов «Декоративное рисование. Сказочные цветы (по мотивам городецкой
росписи)»

5.    
Оформление
дневника

6.    
Совместные
наблюдения с родителями

Пятница

1.    
Конструирование
из бумаги. Тема: «Оригами «Циния»»

2.    
Чтение
стихотворений о цветах.

3.    
Целевая
прогулка «Осенняя клумба». Цель:
Закрепить знание садовых цветов. Создать
условия для личностно – ориентированного образования дошкольников,  посредством
здоровьесберегающей среды.                Включить  детей  в исследовательский
поиск. Продолжать обучать детей наблюдению и экспериментированию. Воспитывать
любовь к садовым цветам.

4.    
Оформление
дневника

5.    
Работа
с раскрасками о цветах.

6.    
Развлечение
«Бал цветов» (
II половина
дня)

7.    
Совместные
наблюдения с родителями

Распределение
детей по желаниям:

1.    
Дети
совместно с родителями выбирают цветок, для исследования на даче, городской
клумбе. Ребёнок должен почувствовать, что это именно его цветок, он сам его
выбрал, он нравится ему больше других.

2.    
Дети
совместно с родителями выбирают способы оформления дневника: компьютерный
вариант, рисование, аппликация из разных материалов.

3.    
Дети
совместно с родителями сочиняют загадку, стихотворение, рассказ, сказку о
выбранном цветке (по выбору).

4.    
Создание
эмблемы выбранного цветка.

Детям необходима
свобода выбора. Опыт работы над проектом показывает, что многие дети увлекаются
наблюдениями за своим цветком и не ограничиваются выполнением заданий
воспитателя. В вопросах, действиях ребёнка проявляется его индивидуальность.
Исследования будут различными, их интересно будет сравнивать, обсуждать.

Подготовка
материалов и оборудования:

Для реализации
проекта понадобятся: альбом для оформления результатов наблюдений и
исследований, карандаши, фломастеры, восковые мелки, линейка; лупы; слайды,
фотографии, репродукции картин с изображением разнообразных цветов;
оборудование для труда; упаковочные материалы; художественная литература.

Рассматривание
видов творческой продукции:

1.    
Оформление
дневника в группе

2.    
Оформление
дневника дома совместно с родителями

3.    
Рисунки,
поделки из бумаги, природного материала.

4.    
Эмблемы
цветов.

III этап. Реализация
проекта.

Воспитатель  напоминает
детям о начале проекта, его цели. Каждый день воспитатель утром зачитывает план
на день, который был составлен совместно с детьми. Во вторую половину дня
совместно с детьми воспитатель заполняет дневник наблюдений. Каждое утро дети рассказывают
друг другу о своей деятельности с цветком, т.е. происходит обмен информации. Желательно
на всех этапах проекта проводить фотосъёмку, для создания презентации.

Работа должна быть
организована так, чтобы каждый ребёнок участвовал в ней с желанием, проявлял
инициативу. Как можно чаще воспитатель должен хвалить детей. Дети должны
почувствовать значимость того, что они делают. Воспитатель и родители должны
проявлять доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям.
Никогда нельзя говорить, что ребёнок сделал что-то неправильно, а его выводы
ошибочны. Это может погасит интерес к работе. Даже если кто-то сделал
неправильный вывод, не надо акцентировать на этом внимание, а при помощи
наводящих вопросов, ненавязчиво совместно с ребёнком взрослые анализируют его
вывод, чтобы он сам понял, в чём неправ. Ребёнок не должен бояться ошибиться.

В процессе
исследований должны быть задействованы все органы чувств: зрение, слух,
осязание.

IV  этап.
Заключительный.

Проведение целевой
прогулки.

1.    
Цель:

Закрепить знание  о садовых цветах.
Создать условия для личностно – ориентированного образования дошкольников, 
посредством здоровьесберегающей среды.                Включить  детей  в
исследовательский поиск. Продолжать обучать детей наблюдению и
экспериментированию. Воспитывать любовь к садовым цветам.

Развлечение «Бал цветов».

Цель: Закрепить полученные знания во
время реализации проекта.

Задачи:

1.                
Дать детям
возможность продемонстрировать новые умения.  

2.                
Способствовать
развитию коллективного творчества, коммуникативности, творческого мышления,
сплочению коллектива.

3.                
Раскрыть
сущность полярных понятий «добро и зло», показать каким эмоциональным состояниям
они соответствуют.

4.                
Раскрыть
чувства доброты, стимулировать желание оказать помощь.

5.                
Создать
ситуацию успеха.

6.                
Воспитывать
бережное отношение к растениям, окружающему миру.

Персонажи: 

Дети: Сестрички Беляночка и Розочка, Мальчик-с-пальчик,
жук, эльфы, цветочки, золотые лучики , Дюймовочка.

Взрослые: Фея, проказница Засуха

Предварительная работа: Реализация
проекта «До свидания, цветы!»
Разучивание стихотворений, танцевальных композиций. Беседа
о местах произрастания цветущих растений (сад, лес, поляны). Беседы о добре и
зле. Чтение художественных произведений. 

Оформление зала: По
периметру зала развешены эмблемы цветов, созданные детьми и их родителями.

Ход: 

Дети вбегают под музыку в зал, встают полукругом, читают стихи о
садовых цветах, рассаживаются на стулья

Входит Фея:

Я всех сегодня в гости жду, 
На бал цветов вас поведу. 
Для радости и красоты 
Цветут сегодня все цветы. 
— Сегодня, вас ждет интересное путешествие на бал цветов 
— Я, фея цветов, провожу его только один раз в году у волшебного родника. Этой
ночью цветы уже расцвели, чтобы днем устроить бал.
— Начиналась наша сказка так:
В маленьком домике на опушке леса жили две девочки сестрички. Одна из девочек
любила белые цветы, ее звали – Беляночка, а ее сестричка Розочка любила красные
цветы. (выходят сестрички из домика с букетами цветов и поют…) 
Беляночка: Смотри, Розочка, какие красивые цветы здесь выросли
(около домика).
Розочка: Мы поливали их, заботились о них, поэтому они такие
красивые.
Беляночка: Я слышала, что у родника цветы устраивают бал.
Розочка: Это сказка, цветы не умеют танцевать.
Беляночка: Пойдем к роднику и сами посмотрим.
Розочка: Давай подождем нашего друга, он пошел за грибами и скоро
вернется. 

Песня «Летние цветы» м. Е. Тиличеевой,  сл. Л. Некрасовой
Входит Мальчик — спальчик
Мальчик — спальчик: Здравствуй, Беляночка, здравствуй, Розочка.
Беляночка: Здравствуй, Мальчик — спальчик. Мы решили пойти на бал
цветов, идём с нами. 
Розочка: Цветы не умеют танцевать.
Входит Дюймовочка
Дюймовочка:
Умеют! Я живу среди цветов и знаю это, я ведь Дюймовочка.
Розочка: Пойдемте к роднику и сами посмотрим.
Все вместе идут
Фея: В это время Беляночка, Розочка и Мальчик — спальчик шли к
роднику. Вдруг, они увидели Жука.
Жук: Ой, беда, дети идут! Они могут меня обидеть, спрячусь за
пенек, может, не увидят.
Дюймовочка: Посмотрите, мы красивого жука наши.
Жук: Не шумите, проходите, на меня не наступите.
Мальчик — спальчик: Не бойся, мы добрые дети, мы тебя не тронем,
пойдем с нами.
Идут все вместе к роднику
Фея: Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть на балу цветов. Тот,
кто любит природу, всегда видит в ней много чудесного. Слышите этот звон?
Герои вместе: Что это?
Фея: Это распускаются цветы.
Ребёнок:
Цветики, цветочки 
Расцвели в кружочке.
Ну, а мы по кругу 
Весело идем.
С ними мы играем,
Их мы собираем,
Танец мы веселый
С ними заведем.
Танец «Вальс цветов» (с букетами цветов)
Входит Засуха
Засуха:  Что за шум, что за звон? Сколько вокруг волшебного
родника цветов выросло, а я их не люблю. Вот
колючки совсем другое дело, они сухие, колючие.
Фея: Кто ты такая?
Засуха: Я – Засуха! Хочу засушить и погубить все цветы.
Ой, вижу, мне не придется стараться, эти дети и без меня все цветы вытопчут и с
корнем выдернут.
Фея: Что ты говоришь?
Засуха: Я знаю, дети всегда, как увидят цветы, сразу их рвут хоть
в лесу, хоть на клумбе.
Фея: Наши дети не такие, они не рвут цветов.
Засуха: Тогда я сама справлюсь, насыплю здесь сорняков, а родник
колючками забросаю. (Разбрасывает колючки по залу).
Фея: Что ты наделала! Уходи, не мешай нам.
Засуха: Ну и уйду, а вам я уже навредила.
Фея: А кто же нам поможет все убрать?
Мальчик — спальчик: Давайте позовем добрых эльфов.
Дюймовочка, Розочка, Беляночка, Жук, Мальчик — спальчик зовут эльфов: 
Эльфы! Эльфы! Эльфы!
Вбегают Эльфы-мальчики
Эльф:
Чтобы ожил волшебный родник, надо убрать все сорняки.
Игра «Прополка» 
Дети собирают в корзины сорняки.
Фея: Исчезли сорняки и колючки, стало чисто и красиво, снова
потекла живая вода, чтобы напоить цветы. Всю
осень будут радовать вас цветы.
Берегите их, и они обязательно пригласят вас на бал. А теперь можно всем повеселиться и спеть
песню «Добрый жук»

Песня  «Добрый жук»

Список литературы:

1.    
Дыбина
О.В. Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
детского сада. Конспекты занятия. — М.: Мозайка-Синтез, 2010.

2.    
Николаева
С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. -М., «Просвещение»,
2000. — 208с.

3.    
Николаева
С.Н., Комарова И.А.  Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.
Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными
персонажами: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. — М.: Издательство
ГНОМ и Д, 2005.  — 128с.

4.     ОТ
РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного
образования
/ Под ред. Н. Е.
Вераксы, Т. С.
Комаровой, М.
А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.

5.    
Рыжова
Т. Экологический проект «Здравствуй, дерево!», // Дошкольное воспитание. – 2003
— № 3, 7, 10

6.    
Савенков
И.А.  Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное
пособие. — М.: «Ось-89», 2006

Методический
паспорт

на
конечный продукт проектной деятельности

Название продукта:  Сюжетно
– ролевая игра «Магазин цветов»

Адресация: атрибуты
сюжетно-ролевой игры «Магазин цветов» (творческие работы детей: модели цветов в
технике оригами, оформленные рисунки и аппликативные работы с изображением цветов
– картины, расфасованные семена цветов),  могут быть использованы:

·       
Детьми
– развитие сюжетных линий игры: «Купим цветы на день рождения», «Идем на
новоселье» (покупка картины в подарок); экспериментальная деятельность  с
семенами цветов.

·       
Воспитателями:
— Дидактические игры «Найди по описанию», «Найди пару». Организация ОЭР по
выращиванию рассады цветов.

Назначение:  собранный
в результате проекта материал может быть использован очень широко и
способствовать всестороннему развитию ребенка.

Цель использования:
Практическое
применение продуктов детской деятельности для обогащения игрового опыта детей.

Задачи

1.                
Систематизировать
  знаний детей по теме «Цветы».

2.                
Побуждать
к овладению практическими навыками творческой изобразительной деятельности.

3.                
Развивать способности к освоению разных способов обследования,
установления связей между способом обследования  и познаваемым свойством
предмета.

4.                
Развивать 
связную речь детей, при составлении описательных рассказов о цветах.

5.                
Воспитывать
 у детей интерес  к результатам своей работы.

Реализация (пути,
способы, области применения методы и приёмы по использованию продукта;
содержание конкретных игр, упражнений и других видов деятельности с
использованием данного продукта).

Познавательно-речевое
развитие
:

·       
Составление
описательных рассказов о цветах;

·       
«Что
перепутал художник»

·       
Разучивание
стихов о цветах

Социально
– личностное развитие:

·       
Экскурсия
в оранжерею

·       
Создание
игровых проблемных ситуаций «Помоги Незнайке купить цветок», «Цветочные болезни»,
«Цветовод».

Художественно-эстетическое
развитие:

·       
Зарисовка
результатов наблюдения.

·       
Создание
творческих работ в разных техниках рисования, лепки, аппликации

Физическое
развитие:

·       
Цветочные
физминутки.

·       
Подвижные
игры на воздухе с использованием рисунков.

Перспектива

(где, когда и как
в новых условиях; будет использоваться модификация):

·       
Пополнение
копилки игровых атрибутов для расширения игровых и проблемных ситуаций
изготовление цветов разными техниками лепки. Конструирования из бумаги,
конструктора «Лего» и др.

·       
Изготовление
альбома «Осенние цветы»

·       
Изготовление
открыток с изображением цветов и композиций из них.

·       
Изготовление
фотоколлажей, календарей с изображением цветов и композиций из них

Щелкунчик и Мышиный король / Nußknacker und Mausekönig

Щелкунчик и Мышиный король / Nußknacker und Mausekönig

Эрнст Гофман, О. С. Беляева

Добрая сказка немецкого писателя Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» незначительно сокращена, дополнена комментарием и словарем.

После каждой главы даны упражнения для проверки понимания текста и закрепления новой лексики. Издание предназначено для начинающих изучать немецкий язык (уровень 1).

зарубежная классика, немецкий язык, сказки

задания по немецкому языку, книги для чтения на немецком языке, лексический материал, немецкие сказки, сказки народов мира, Случай дамы среднего возраста, текстовый материал

Легко читаем по-немецки

Читать фрагмент

Сказки

Сказки

Братья Гримм, Пётр Полевой, Герман Фогель, Джонни Груэлл

Кто нашёл приют у семи гномов: Снегурочка или Белоснежка? Как звали девушку, потерявшую на балу туфельку: Золушка или Замарашка? Кто заснул на сто лет, уколовшись о веретено: Шиповничек или Спящая Красавица? Зачастую по воле переводчика мы принимаем то или иное имя персонажа.

Сказки братьев Гримм начали переводить на европейские языки ещё при жизни авторов. В Россию они впервые попали из Франции: в 1826 году поэт Василий Жуковский опубликовал свои переводы с французского двух сказок – «Милый Роланд и девица Ясный Цвет» и «Царевна-шиповник». Первый русский перевод всех сказок братьев Гримм был осуществлён сорок лет спустя.

Самый известный и любимый перевод сказок принадлежит перу писателя и историка мировой литературы Петра Николаевича Полевого. Впервые «Детские и семейные сказки» братьев Гримм в его переводе увидели свет ещё в 1893 году.

зарубежная классика, зарубежные детские книги, сказки

иллюстрированное издание, немецкая классика, немецкие сказки, сказки народов мира, сказки с картинками

Читать фрагмент

Король Дроздобород. Любимые сказки

Король Дроздобород. Любимые сказки

Братья Гримм, Вильгельм Гауф, Игорь Егунов

В книгу вошли два произведения известных сказочников мира: В. Гауфа «Карлик Нос» и братьев Гримм «Король Дроздобород».

зарубежная классика, зарубежные детские книги, сказки

детская классика, иллюстрированное издание, немецкие сказки, сказки народов мира, сказки с картинками

Книги – мои друзья

Читать фрагмент

Беляночка и Розочка. Сказки

Беляночка и Розочка. Сказки

Братья Гримм, Григорий Петников, Игорь Егунов

В сборник вошли известные сказки братьев Гримм «Беляночка и Розочка», «Три пряхи», «Настоящая невеста» и «Ослик».

зарубежная классика, зарубежные детские книги, сказки

детская классика, иллюстрированное издание, немецкие сказки, сказки народов мира, сказки с картинками

Книги – мои друзья

Читать фрагмент

Рапунцель. Сказки

Рапунцель. Сказки

Братья Гримм, Пётр Полевой, Игорь Егунов

В сборник вошли наиболее известные сказки братьев Гримм в классическом переводе П. Н. Полевого: «Рапунцель», «Гензель и Гретель», «Храбрый портняжка», «Бременские музыканты», «Шиповничек», «Король Дроздовик», «Золотой гусь».

зарубежная классика, зарубежные детские книги, литература 19 века, сказки

детская классика, иллюстрированное издание, немецкая классика, немецкие сказки, сказки народов мира, школьная программа

Правильное чтение

Читать фрагмент

Волшебные немецкие сказки / Die deutschen Wundermärchen

Волшебные немецкие сказки / Die deutschen Wundermärchen

Братья Гримм, Е. М. Смирнова

В этой книге подобраны волшебные немецкие сказки братьев Гримм, которые превратят изучение немецкого в увлекательное занятие. Чтение коротких сказочных историй поможет легко и без напряжения погрузиться в мир классического немецкого языка и пополнить словарный запас.

После каждой сказки даны упражнения для проверки понимания текста и закрепления новой лексики. Издание сопровождается словарем. Книга предназначается для начинающих изучать немецкий язык (уровень 1).

зарубежная классика, немецкий язык, сказки

задания по немецкому языку, лексический материал, немецкие сказки, сказки народов мира, текстовый материал

Легко читаем по-немецки

Читать фрагмент

Бременские музыканты и другие сказки / Die Bremer Stadtmusikanten und andere Märchen

Бременские музыканты и другие сказки / Die Bremer Stadtmusikanten und andere Märchen

Братья Гримм, Е. А. Нестерова

Помимо всеми любимых «Бременских музыкантов», в книгу вошли потрясающие сказки «Спящая красавица», «Рапунцель», «Король Дроздобород». Тот, кто любит мрачные истории со счастливым концом, в этой книге найдет сказки: «Румпельштильцхен», «Семь воронов», «Гензель и Гретель».

Для удобства читателя сказки незначительно сокращены, снабжены комментарием и словарем. В конце каждой сказки даны упражнения для проверки понимания текста и закрепления новой лексики.

Предназначается для начинающих изучать немецкий язык (уровень 1 – Для начинающих).

зарубежная классика, зарубежные детские книги, немецкий язык, сказки

лексический материал, немецкие сказки, сказки народов мира, текстовый материал

Легко читаем по-немецки

Читать фрагмент

Немецкие сказки

Немецкие сказки

Сборник, Редакция «Седьмая книга»

В немецких волшебных сказках чудесное, фантастическое тесным образом переплетается с обыденным, житейским, реальным. Мы встретим описания подлинных событий, городов, островов, королевств, лесов, провинций. Из этих «нитей» можно соткать облик старой Германии, её истории и природы…

Здесь много приключений, путешествий, жутковатых историй, чудес. А как же иначе: ведь эти сказки – волшебные! И ещё – во всех немецких сказках невероятные события и подвиги совершаются во имя Любви!

зарубежные детские книги, сказки

немецкие сказки, поучительные истории, семейное чтение, сказки народов мира

Читать фрагмент

  Цель:  формирование  интереса  и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач: формирование  целостной  картины  мира,  в  том  числе  первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе художественного восприятия и эстетического вкуса. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Интеграция детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно – исследовательская, двигательная.

СЕНТЯБРЬ     «До свидания, лето, здравствуй, детский сад!»

Тема

Цель.

Источник.

Л. Н. Толстой «Филиппок»

Донести до сознания детей замысел автора — стремление к учению естественно для любого ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, «человек дела».

Хрестоматия по детской литературе с.138

Н. Носов «Заплатка»

Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец).

Книга

Н. Носова

Хрестоматия для детей старшего возраста с.178

А. Барто  «Первый урок»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж стихотворениями; обращать внимание детей на выразительные средства.

Хрестоматия по детской литературе с.261

Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»

Развивать слуховое восприятие стихотворения, умение отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать интерес к поэзии, желание повторять строки стихов.

Книга для чтения с.112

Потешка «Ранним-рано поутру»

Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые рассказы, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста с.5

Э. Успенский. «Страшная история»

Развивать слуховое восприятие стихотворения, умение отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать интерес к поэзии, желание повторять строки стихов.

Хрестоматия для дошкольников с. 180

Я. Аким «Жадина»

Учить детей внимательно слушать, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку, дать возможность ребятам высказаться о том, как поступил бы каждый из них.

Там же с.171

Э. Успенский «Вера и Анфиса» (история вторая «Первый раз в д/сад»)

Знакомство с творчеством Успенского, с особенностями разных литературных жанров. Формирование целостного восприятия художественного текста. Развитее чувства юмора.

Печатный материал

Э. Успенский. «Память»

Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения.

Хрестоматия для дошкольников с.182

А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы»

Учить детей понимать характеры и поступки героев; замечать и понимать образные выражения. Довести до сознания детей замысел сказки. Воспитывать дружеские чувства к сверстникам.

Печатный материал

Э. Мошковская. «Добежали до вечера»

Учить детей понимать и оценивать характер главных героев;

закреплять знания о жанровых особенностях литературного произведения

Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень

вкусный пирог»

Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение; побуждать к размышлению над тем, зачем люди пишут стихи, а другие их слушают и заучивают наизусть.

Хрестоматия

К. Драгунская. «Лекарство

от послушности»

Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые сказки, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

Печатный материал

М. Зощенко. «Великие путешественники»

Развивать у детей способность слушать литературные произведения; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас.

Книга для чтения с.138

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»

Закрепить у детей формирование культурно гигиенических навыков. Обогатить словарь детей. Учить осмысливать содержание стихотворения. Воспитывать вежливость, умение уступать друг другу.

Книга для чтения с.229

Е. Пермяк. «Про нос и язык»

Закреплять умение подбирать антонимы; активизировать глагольный словарь; учить согласовывать числительные и существительные; отвечать на вопросы полным ответом, правильно формулируя предложение.

Региональный компонент

1.«Находчивый друг»

2.«Козёл и волк»

Воспитывать интерес к родной литературе, сдержанность, честность.

Формировать положительные качества личности: смелость, находчивость.

«Сказки адыгских народов» с.107, с.47

ОКТЯБРЬ  «Осень»

М. Пришвин. «Этажи леса»

Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета; обогащать речь фразеологизмами. Развивать умение замечать выразительно-изобразительные средства. Воспитывать экологическое мировоззрение, наблюдательность.

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» (из «Евгения Онегина»)

Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина.

Хрестоматия по литературе с.589

К. Ушинский. «Спор деревьев»

Уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т. д.) Продолжать учить классифицировать растительный мир леса. Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев. Подвести к пониманию важности разных пород деревьев в жизни животного мира и человека.

М. Волошин. «Осенью»

Продолжать знакомить детей с жанром стихотворения; помочь усвоить содержание стихотворения, учить отвечать на вопросы по содержанию. Учить чувствовать ритм стихотворения; видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении.

Хрестоматия для дошкольников с.154

Л. Толстой «Косточка»

Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественного произведения, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами.

Хрестоматия по литературе с.625

Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой

Развивать у детей способность слушать литературные произведения; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас.

В. Сутеев «Мешок яблок»

Расширять знания детей о современных сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и «литературная» сказка.

Книга Сутеева

В. Даль. «Старик-годовик»

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки;

 формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности.

Книга для чтения с.195

А. Куприн. «Слон»

Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые рассказы, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

Книга для чтения с.121

Стихи поэтов о Карачаевске

Воспитывать любовь к родному городу. Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать содержание стихотворения.

Печатный материал

И. Крылов «Стрекоза и муравей»

Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни

Дж. Родари «Чиполлино»

Познакомить с новым произведением; обнаруживать приём оживления; в сказке каждый овощ, фрукт автор наделил особой внешностью, характером; обсудить характеры героев; формировать личностные качества: честность, ответственность, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим людям.

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Учить воспринимать образное содержание произведения, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, объяснять смысл и происхождение названий трав.

Хрестоматия по литературе с.639

А. Ремизов. «Хлебный голос»

Закрепить знание структуры сказки, формировать оценочное отношение к героям; помочь разобраться, почему эту сказку называют «мудрой»; развивать связную речь; воспитывать эмоциональное отношение к героям сказки.

Хрестоматия для дошкольников с.341

К. Паустовский. «Теплый хлеб»

Продолжать учить детей внимательно слушать произведение;

отвечать на вопросы по содержанию; определять настроение, выраженное в произведении.

Хрестоматия для дошкольников с.348

З. Александрова «Родина»

Развивать эмоционально-чувственное отношение к природе, к Родине. Воспитывать любовь к Родине, к родной природе, патриотизм.

Хрестоматия по детской литературе с.346

П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр.

С. Маршака

Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение.

Хрестоматия по детской литературе с.368

Региональный компонент

1.«Сын бедной вдовы»

2.«Толк не в большой голове, а в уме»

Воспитывать доброту, щедрость, любовь к матери.

Формировать находчивость, смекалку, чувство справедливости.

Сказки адыгских народов с.25,с.36

НОЯБРЬ  «Я в мире человек»

Н. Рубцов «Привет, Россия!»

Воспитывать любовь к Родине, к родной природе, патриотизм.

К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок)

Формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей,  формировать представление о большой и малой Родине, способствовать осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории, гражданственность.

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка.

Воспитывать читателя, способного испытывать чувство сострадания и сочувствия к героям произведения.

Хрестоматия по литературе с.410

Ю. Коваль «Стожок»

Развивать у детей способность слушать литературные произведения; побуждать их эмоционально
реагировать на содержание текста; учить отвечать на вопросы.

Книга для чтения с.159

К. Ушинский. «Слепая лошадь»

Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к домашним животным

Книга для чтения с.196

Е. Носов. «Как ворона на крыше заблудилась»

Побуждать детей эмоционально и активно воспринимать сказку; участвовать в рассказывании; воспитывать интонационную выразительность речи; развивать творческую активность детей.

Хрестоматия

К. Ушинский. «Бодливая корова»

Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые рассказы, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.

Печатный материал

В. Бианки «Лесные домишки»

Помочь усвоить биологические сведения: приспособленность птиц и животных к определенным условиям, обратить внимание на художественную выразительность, лаконичность и точность описания «домишек».

Книга

Н. Носов «Живая шляпа»

Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец).

Хрестоматия для дошкольников с.248

Е. Чарушин  «Волчишко»

Пробудить в детях сочувствие, сопереживание герою рассказа; при помощи вопросов научить детей ставить себя на место героя рассказа; воспитывать понимание эмоционального смысла произведения; помочь детям в воспитании чувства бесстрашия. 

Хрестоматия по детской литературе с.281

В. Бианки «Сова»

Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения.

Книга для чтения с.193

«Сынко – Филипко» обр. Карнауховой

Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к маме.

Л. Толстой. «Хотела галка пить…»

Вызвать интерес к миру животных, их находчивости, смекалке. Развивать познавательную активность.

Хрестоматия по детской литературе с.131

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Уточнить и обогатить представления детей о сказках

А. С. Пушкина. Помочь почувствовать своеобразие их языка.

Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта.

Хрестоматия по литературе с.311

Сказка «Хаврошечка»  

Помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Хрестоматия по литературе с.259

Е. Благинина «Посидим в тишине»

Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение о маме. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; упражнять в подборе эпитетов, сравнений. Развивать слуховую память. Воспитывать чуткость к художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать приятное маме.

Хрестоматия по детской литературе с.341

«Айога» (нанайская сказка)

Учить осмысливать характер персонажей сказки; понимать образное содержание; развивать умение связно передавать содержание произведения, воспитывать любовь к маме.

Книга для чтения с. 60

Сказка «Царевна – лягушка»

Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли.

Книга для чтения с. 49

Региональный компонент

1.«Лиса и петух»

2.«Лиса и собака»

3. Заучивание пословиц и поговорок народов КЧР

Знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать любовь к животным, умение распознавать ложь, побуждать к драматизации сказки.

Сказки адыгских народов с.55

Печатный материал

ДЕКАБРЬ «Новогодний праздник»

К. Коровин. «Белка» (в сокр.)

Развивать у детей способность слушать литературные произведения; побуждать их эмоционально
реагировать на содержание текста; учить отвечать на вопросы.

Б. Житков  «Как слон спас хозяина от тигра»

Расширять знания детей о диких животных юга. Учить внимательно слушать художественное произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Развивать экологическое мировоззрение. Воспитывать интерес к окружающему, любознательность.        

Хрестоматия по детской литературе с.245

Л. Н. Толстой «Лев и собачка».

Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам рассказа.

Хрестоматия по детской литературе с.136

С. Городецкий. «Первый снег»

Учить воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием.

Книга для чтения с.101

Г. Скребицкий.

«Всяк по-своему»

Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения.

Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки)

Учить детей внимательно слушать сказку, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения.

Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина

Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; воспитывать любовь к животным.

Х.-К. Андерсен «Гадкий утенок»

Помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, познакомить с новой сказкой. Развивать интонационную выразительность речи.

Книга для чтения с.242

С. Маршак. «Тает месяц молодой…»

Учить чувствовать ритм стихотворения; эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворение.

«Самый красивый
наряд на свете»,
пер. с яп. В. Марковой

Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли.

Книга для чтения с.82

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Знакомство со сказкой В. Гаршина «Лягушка путешественница»; обеспечение целостного восприятия и понимания текста.

Хрестоматия по литературе с.400

Чтение русской народной сказки «Морозко».

Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним.

Хрестоматия для детей дошкольного возраста с.73

Заучивание стихотворений о Новом годе.

Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников.

Региональный компонент

1.«Лиса и барсук»

2.«Петух-хвастун»

Воспитывать честность, порядочность, умение дружить.

Формировать положительные качества личности, умение оценивать поступки героев сказки.

Сказки адыгских народов с.18,с.24

ЯНВАРЬ  «Зима»

И. Суриков. «Зима»

Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, находить пейзажную картину по образному описанию, обосновывать свой выбор.

Хрестоматия по литературе с.163

Песенка «Зима

пришла…»

Познакомить детей с новой русской народной песенкой, вызвать эмоциональный отклик на народное творчество.

«Коляда! Коляда! А бывает коляда…» «Коляда, коляда, ты подай пирога…»;

«Как пошла коляда…»

Познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Колядки); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно.

Книга для чтения с.7-8

С. Есенин. «Поет зима — аукает…»

Продолжать учить детей внимательно слушать произведение; отвечать на вопросы по содержанию; определять настроение, выраженное в стихотворении.

Хрестоматия по литературе с.600

«Волк и лиса», обр.

И. Соколова-Микитова

Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли.

Книга

А. Раскин «Как папа
укрощал собачку»

Учить понимать образное содержание произведения; понимать главную мысль рассказа; связно передавать содержание произведения.

Книга для чтения с.152

Н. Носов «На горке»

Продолжать учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета. Обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений.

Хрестоматия по детской литературе с.296

Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

Развивать интерес к чтению сказок Г.Х. Андерсена, к зарубежным  сказкам, воспитывать любовь к чтению.

Г. Скребицкий «Кто как зимует».

Учить понимать содержание произведения. Продолжать учить беседовать по содержанию произведения. Воспитывать любовь к животным.

П. Бажов «Серебряное копытце»

Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас, развивать внимание, воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых.

Книга для чтения с.200

А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о

семи богатырях»

Уточнить и обогатить представления детей о сказках

А. С. Пушкина. Помочь почувствовать своеобразие их языка.

Вызвать желание услышать сказочные произведения поэта.

Книга для чтения с.172

Региональный компонент

1.«Комар и дуб»

2.«Комар-хвастун»

Воспитывать скромность. Продолжать знакомить с народными сказками адыгов.

Сказки адыгских народов с.27,245

ФЕВРАЛЬ  «День защитника Отечества»

С. Есенин «Береза»

Учить: чувствовать ритм стихотворения; видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой.

Хрестоматия по литературе с.601

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить понимать главную мысль былины. Воспитывать желание защищать родную землю.

Книга для чтения с.20

Сказка братьев Гримм «Горшок каши»

Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл.

Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина

Учить вслушиваться в мелодику поэтического текста; развивать связную речь, творческое воображение, наглядно-образное мышление, прививать интерес к чтению; воспитывать доброе, уважительное отношение детей к окружающим, отзывчивость.

Хрестоматия для дошкольников с.445

И. Крылов

«Ворона и лисица»

Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста («На ту беду Лиса близехонько бежала», «Плутовка к дереву на цыпочках подходит»); развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.

Книга

П. Ершов. «Конек Горбунок»

Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях.

Хрестоматия по литературе с.377

С. Маршак

«Откуда стол пришел?»

Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение подбирать рифмы к различным словам; учить чувствовать напевность рифмованных фраз. Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанными руками человека

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве. Воспитывать культуру речевого общения, уважения к труду взрослых.

Хрестоматия по детской литературе с.129

Чтение стихотворений об армии

Расширять представления детей об армии, об особенностях военной службы. Воспитывать чувство гордости за армию своей страны.

Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты

пирог съел?»

Познакомить детей с новой русской народной потешкой, вызвать эмоциональный отклик на народное творчество.

Книга для чтения с.11

С. Алексеев
«Первый ночной таран»

Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев

«Добрыня

и Змей», пересказ

Н. Колпаковой

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить понимать главную мысль былины. Воспитывать желание защищать родную землю.

Е. Воробьев. «Обрывок провода»

Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев.

Книга для чтения с.148

Календарные обрядовые песни. «Как

на масляной неделе…»; «Тин-тин-ка…»; «Масленица, Масленица!»

Познакомить детей с древними русскими праздниками (Масленица); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно.

Книга для чтения с.9

Региональный компонент

1.«Медведь и собака»

2.«Овца и коза»

Воспитывать чувство благодарности, любви к домашним животным.

Сказки адыгских народов с.173,с.246

МАРТ «8 Марта».

Ненецкая сказка «Кукушка»  

Формировать у детей нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов, закрепить представление о сказке как о сокровище народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки. Воспитывать любовь и заботливое отношение к близким.

Книга для чтения с. 62

«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Урок, который может получить ребенок, познакомившись с этой сказкой, состоит в том, что если человек будет относиться к окружающим с добротой и заботой, то они обязательно отплатят ему благодарностью, и если человек трудолюбив, он всегда получит свою награду.

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»

Помочь почувствовать красоту описанной природы в стихотворении, выучить его наизусть. Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров. Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию.

Книга для чтения с.96

«Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Туберовского

Продолжать формировать интерес к изучению произведений устного народного творчества (через чтение сказок). Учить понимать образное содержание сказки. Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений. Обратить внимание на нравственные качества героев сказки. Воспитывать доброжелательность.

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста с. 254

Н. Носов «Огурцы».

Учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их, аргументируя свои суждения.

Хрестоматия по детской литературе с.294

«Каждый свое получил», эстон., обр.

М. Булатова

Урок, который может получить ребенок, познакомившись с этой сказкой, состоит в том, что если человек будет относиться к окружающим с добротой и заботой, то они обязательно отплатят ему благодарностью, и если человек трудолюбив, он всегда получит свою награду.

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста с.45

А. Барто «Верёвочка»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе, а именно к сборникам стихов. Различать жанры литературных произведений, аргументировать свой ответ: “Это стихотворение, потому что…” Закреплять умение детей определять эмоциональный настрой стихов.

Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста с.134

Сказка «Беляночка и Розочка»,

пер. с нем. Л. Кон

Формировать у детей нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов, закрепить представление о сказке как о сокровище народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки. Воспитывать любовь и заботливое отношение к близким.

С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).

Учить чувствовать ритм стихотворения; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства; воспитывать осторожное отношение к огню.

В. Осеева «Просто старушка»

Учить детей эмоциональному восприятию произведения. Развивать способность анализировать литературный текст,  давать  оценку поступкам героев, выразительно передавать диалог действующих лиц. Воспитывать уважение к старшим.

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Расширять представления детей о профессиях взрослых, значимости их труда. Продолжать учить замечать в тексте выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию его содержания.

Хрестоматия по детской литературе с.438

А. Барков, Р. Сурьянинов «Откуда пришла книга»  

Формировать представления детей о книге как источнике знаний; развивать слуховое внимание; воспитывать бережное отношение к книге.

К. Ушинский «Четыре желания»

Знакомство с творчеством К. Ушинского. Воспитание читателя, способного отождествлять себя с персонажем произведения.

Хрестоматия для детей старшего с.95

Региональный компонент

1.«Старик и волк»

2.«Голубь и муравей»

Воспитывать доброту, желание помогать нуждающимся в помощи.

Сказки адыгских народов с.196, 225

АПРЕЛЬ  «Весна»

Я. Аким. «Апрель»

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух.

Хрестоматия для детей старшего с.189

П. Соловьева
«Подснежник»

Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. Учить чувствовать ритм стихотворения.

Книга для чтения с.99

Ф. Тютчев. «Весенние воды»

Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов.

Хрестоматия для детей старшего с.91

В. Драгунский «Тайное становится явным»

Учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием.

Хрестоматия для детей дошкольного с.339

С. Михалков «Ошибка»

Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.

Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к природе.

А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Углублять и расширять знания детей о творчестве

А. С. Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

Хрестоматия для детей старшего с.64

М. Пришвин «Золотой луг»

Помочь понять авторский замысел: в обыкновенном можно найти чудесное, воспитывать интерес к поэтическому образу. 

Хрестоматия для детей старшего с.341

Л. Обухова «Вижу землю»

Продолжать учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, учить фантазировать и мечтать.

Песенки «Идет матушка-весна…»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…».

Систематизировать и обобщить знания о жанровых и языковых особенностях песенок, загадок и пословиц; развивать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний.

Хрестоматия для детей старшего с.225

Л. Левин. «Сундук»

Учить  замечать образные слова и выражения. Развивать поэтический слух, эмоциональный отклик на произведение. Воспитывать интерес к художественному слову.

С. Романовский. «На танцах»

Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа. Воспитывать любовь к животным.

Хрестоматия для дошкольников с.287

Региональный компонент

1.«Фатима»

2.«Собака и вол»

Воспитывать доброту, щедрость, уважение к старшим.

Народные сказки балкарцев и карачаевцев с.177,8

МАЙ «Лето»

А. Митяев «Мешок овсянки»

Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и большой благодарности всем, кто защищал нашу страну.

Хрестоматия по детской литературе с.322

С. Алексеев

«Первый ночной таран»

Воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

А. Твардовский

«Рассказ танкиста»

Расширять знания детей о защитниках Отечества; уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.

«Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями; повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка); учить осмысливать характеры персонажей сказки, формировать образность речи, понимание образных выражений.

Книга для чтения с.44

А. Пушкин. «За весной,

красой природы…» (из поэмы «Цыганы»)

Углублять и расширять знания детей о творчестве

А.С. Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения.

Хрестоматия по детской литературе с.103

«Как собака друга искала» Мордовская сказка

Способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения. Воспитывать отзывчивость, доброе отношение к животным.

Хрестоматия для детей дошкольного с.174

В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Предложить детям узнать персонажей этого произведения на иллюстрациях, предположить о ком и о чем они рассказывают. По ходу чтения сказки просить ребят пофантазировать о том, что произойдет дальше, предположить, как лучше Муравьишке обратиться с просьбой, какие вежливые слова сказать.

Хрестоматия по детской литературе с.274

К. Ушинский «Пчёлки на разведках».  

Расширить и углубить знания о творчестве К. Ушинского, особенностях его произведений, рассказать и показать   о жизни пчёл, пользе, которую они приносят окружающим. Воспитывать внимание, аккуратность, любовь и бережное отношение к природе.  

Хрестоматия для детей дошкольного с.504

И. Суриков «На лугу»

Расширять представления детей о цветах. Знакомить с их особенностями.

«Садко» (запись

П. Рыбникова, отрывок)

Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки, помочь понять мотивы поступков героев.

Ш. Перро «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе

Учить осмысливать характеры персонажей сказки, формировать оценочное отношение к героям; учить осмысливать содержание  прочитанного; совершенствовать умение связно передавать содержание.

Небылицы. «Богат Ермошка», «Вы послушайте, ребята»

Познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы. Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям.

Книга для чтения с.10

А. Усачев. «Про умную собачку Соню»

Закреплять умение отвечать на вопросы по произведению. Воспитывать литературно-художественный вкус.

Хрестоматия для детей дошкольного с.492

По заявкам детей

Повторение понравившихся детям произведений.

Региональный компонент

1.«Огонь и вода»

2.«Как бедняк делил курицу»

Развивать интерес к народному творчеству. Воспитывать находчивость, толерантность, уважение друг к другу, умение уступать.

Народные сказки балкарцев и карачаевцев с.246,228

  • Рассказ белозерова про медведицу и медвежонка продолжить по рисунку
  • Рассказ белолобый чехов слушать
  • Рассказ белый клык читать полностью
  • Рассказ белочка и зайчик
  • Рассказ белый квадрат краткое