Рассказ белова еще про мальку

Урок литературного чтения в 3 классе. форма проведения:урок изучения и первичного закрепления нового материала урок с групповыми формами работы тема

Урок литературного чтения в 3 классе.

Форма проведения:урок изучения и первичного закрепления нового материала урок с групповыми формами работы$

Тема урока: Василий Иванович Белов «Ещё про Мальку»

Цели урока:

  1. Образовательная

  • $ формирование навыка осмысленного, выразительного чтения;

  • формирование умения выборочного чтения для доказательства своих мыслей;

  • формирование умения видеть особенности характера персонажа через анализ его поступков, внутренних переживаний;

  1. Воспитательная

  • воспитание доброты, уважения к человеческим ценностям, чувство$ сопереживания слабым;

  • обогащение нравственного опыта младших школьников;

  1. Развивающая

  • развивать читательское умение сравнивать, пересказывать текст;

  • развивать умение понимать авторское отношение к героям произведения.$

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс; иллюстрации к произведениям А. В. Белова «Малька провинилась», «Ещё проМальку»; биография и портреты писателя А. В. Белова

Методическая литература: Детская энциклопедия «Язык и литература», Е. В. Посашкова «Уроки литературы в начальной школе», Н. А. Песняева «Возможности учебного диалога для формирования универсальных учебных действий младших школьников».

$

$

CАМОАНАЛИЗ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

Учитель: Вытесова Ольга Васильевна

Тема «Ещё проМальку» В.И. Белов.

Данный урок — второй из двух уроков литературного чтения в р$азделе «Люби живое».

В своей деятельности я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников. Учащиеся моего класса имеют средний уровень техники чтения (все ученики читают в соответствии с нормами), на каждом уроке я созд$аю условия для формирования выразительного чтения.

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления нового материала с групповыми формами работы. Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 3 класса начальной школы.

Цели урока следующие:

  • Познакомить с творчеством В.И. Белова, с особенностями произведения «Ещё про Мальку»;

  • $Работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;

  • Развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь;

  • формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности;

  • $воспитывать добрые чувства.

Задачи:

  • формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;

  • повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;

  • знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;

  • развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творче$ское воображение, зрительную память;

  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

$

При планировании урока имела в виду, что по уровню развития интеллекта высокий имеют 5 человек, средний — 15 человек, низкий 5 человек, есть дети с низкой концентрацией внимания. Часть детей воспринимает информацию более полно, если есть наглядная опора. Есть дети, которые с трудом включаются в работу.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, т$акие условия были созданы на проведенном уроке.

Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, работа с учебником способствовали достижению $образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.

Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведений на основе их субъективного опыта, создавала проблем$ные ситуации, домашнее задание ученики выполнят по группам, для восприятия материала работал активный визуальный ряд, активно использовался на уроке учебник.

Особое место на уроке занимает формирование и развитие$ у учащихся общеучебных навыков. Использовались разнообразные виды чтения (чтение слушание, первичное, перечитывание, выразительное, вслух, про себя).

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности шко$льников, как на уроке, так и во внеурочное время.

Для эмоционального восприятия материала я использовала детские книжки, межпредметные связи, что послужило опять же для формирования целостного представления о теме формирования целостного представления о теме

$ Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: к детям я доброжелательна, стремлюсь создать ситуацию успеха, поэтому считаю, что у нас с детьми установлена атмосфера взаимопонимания, дети работают в условиях психологического комфорта, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. С целью предупреждения утомления мною была проведена физминутка.

Смею делать вывод, что урок цели достиг, т.к. дети показали хорошее усвоение материала, все задания выполнены правильно большинством учащихся, ошибки, допущенные некоторыми детьми связаны с невнимательностью.

$

Ход урока

Настрой на работу.

— Давайте настроимся на работу и проговорим чистоговорку:

Каждый день- всегда, везде,

На занятиях, в игре

$Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

  1. Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке чтения мы познакомились с произведением В. И. Белова.

— Как он называется?

$(Малька провинилась)

— Где происходит действие?

( В маленькой деревушке, расположенной на берегу реки)

-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? (Чувства доброго отношения ко всему живому, добро$е отношение к детям)

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством В. И. Белова, знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя.

Есть такое чудо:

$ Край, навек любимый,

Над рекой под клёном

Отчий дом родимый…

Видя это чудо,

Сердце жарко бьётся,

В жизни это чудо —

Родиной

$Зовётся!..

-Давайте прочитаем это стихотворение хором, соблюдая все знаки препинания.

-Что хотел автор выразить этим стихотворением, о чём он думал?

-Как перекликается это стихотворение с биографией В. И. Белова? (Василий Иванович $всякий раз возвращался в роднуюТимониху, здесь он любил отдыхать, ходить по родным с детства местам, общаться с деревенскими жителями)

-Что особенного запомнилось вам из жизни писателя? (Военное детство, ранний трудовой опыт, жизнь в деревне Тимониха)

$2. –Прежде, чем мы продолжим знакомство с творчеством Белова, я хочу проверить, как вы выполнили домашнее задание.

1 группа-вам надо было внимательно прочитать этот рассказ и пересказать понравившийся эпизод. 2 человека из 1 группы рассказывают и объясняют, почему они выбрали именно этот отрывок.

2 группа-вы должны были написать мини-сочинение на тему, что могла переживать Малька, когда забирали её щенков.

3.-Работа над новым материалом. На доске написано название произведение.

1)-Ребята прочи$тайте название. Ваши предположения. Можно ли по названию рассказа предположить о чём или о ком пойдёт в нём речь и кто будет главным героем данного произведения? (Выслушать предположения детей)

-Скажите, а почему рассказ назван «Ещё про Мальку»? (потому что на прошлом уроке мы читали рассказ про Мальку)

$-Вспомните, какое время описывалось в первом рассказе. Посмотрите на иллюстрацию данную к тексту. Действия этого произведения тоже будут происходить зимой? (Нет).-Почему? (Ребята говорят о том, что на рисунке видно, что наступила весна)

-Ваши предположения, что могло произойти весной с Малькой? (Ведь она зимой бегала в соседнюю деревню через реку, а теперь льда нет, может быть Малька будет перебираться по лаве или её будут возить на лодке)

2)-В рассказе много трудных, непонятных слов, это связано с тем, что жизнь в$ деревне отличается отгородской, есть слова, которые обозначают чисто «деревенские понятия». (Проводится словарная работа)

Лава-дв$а стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой

Плёсо-глубокий участок реки

Верши-плетённая рыболовная сеть

Низина-низменное место

Обормот-гр$убый и пустой человек, бездельник

Обомлел-оцепенел, ослаб от неожиданности, обмер

Походу работы над произведением вы должны будете представить образ Мальки, а так же других героев, которые встретятся в ходе чтения, в конце урока вам надо будет составить словесный портрет героев данного произведения.

3)–Положите перед собой «словарь настроений». Вы послушаете рассказ и подчеркнете, те слова, которые соответствуют вашему первому впечатлению о прочитанном.

Словарь настроений

Бодрое, ласковое, сочувствующее, мрачное,

$весёлое, мечтательное, счастливое, хмурое,

возвышенное, нежное, тихая радость

волшебное, шутливое, тоскливое,

грустное, печальное, уютное,

задумчивое, солнечное, тревожное

Первичное чтение учителем и подготовленными учениками.$

Несколько человек читают словарь своих настроений и объясняют, почему выбрали данные слова.

  1. К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

-Почему вы так решили? (Все события происходят в реальной жизни)

$-Ребята, подтвердилась ли наши предположения о том, кто является главным героем этого рассказа?

-Что нового вы узнали про Мальку? (Хорошая мать, любит своего щенка и гот$ова даже в непогоду накормить своё дитятко)

-Давайте сравним этот рассказ и предыдущий. Связаны они как-то между собой, чем? (тема, герои)

-А почему это всё-таки разные рассказы? (Каждый из них повествует о разных событиях в жизни главных героев)

$5)-Ребята назовите имена главных героев.

Дети называют главных героев, учитель вывешивает портреты Мальки, Фёдора. По ходу работы над произведением около портретов надписываются слова, характеризующие героев.

Работа по содержанию.

$-Как часто бегала Малька в деревню? Давайте подтвердим ваши слова, прочитав первый абзац. (Чтение абзаца хором)

-Какими словами вы можете охарактеризовать Мальку. (Любит своего ребёнка, не забывает об обязанностях матери)

-Прочитайте второй абзац самостоятельно.

-Каки$е изменения произошли в природе за ночь?

-Как меняется настроение автора к концу 2 абзаца? (Радость от изменений в природе сменилась тревогой за Мальку)

-Почему автор начал переживать, ведь ещё ничего не случилось? (Автор понимал, что Малька все равно побежит к своему ребёнку).

4. Ф/М

Солнечные зайчики играют на земле

Поманю их пальчиком,

$ Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Вот, вот, вот-левей, левей!

Убежал на потолок. Скок!

5. –Ребята, найдите в третьем абзаце вопросительное предложение. Так что же дальше? На доске написаны варианты $ответов. Выберите правильный вариант.

1) Малька оказалась на льдине.

2) Малька видимо изо всех сил плыла наперерез струям, но её несло всё быстрее.

3) Малька испугалась широкой быстрой реки и холодной воды.

4) Малька, выбиваясь из сил, с головой$ окунулась в воду.

-Давайте подтвердим ваши ответы чтением отрывка. Как вы предполагаете прочитать эту часть, почему? (Это самое напряжённое место в рассказе, поэтому голосом дети должны показать свои переживания)

— Какие слова для характеристики Мальки вы возьмёте из этой части? (Храбрая, бесстрашная, $сильная, материнский инстинкт настолько силён, что она не побоялась водной стихии)

-Кто помог Мальке? Что встречается в этой части? (Прямая речь)

-Прочитайте этот отрывок в парах, один читает слова автора, другой читает слова Фёдора. (Одна пара прочитает прямую речь вслух)

-Итак, у нас появился новый герой, какими словами вы можете охарактеризовать этого человека? (Добрый, готов прийти на помощь, хотя и сам мог пострадать, смелый, потому что несмотря на такую по$году вышел на лодке для того, чтобы помогать людям перебираться с одного берега на другой)

-Ребята, вы описали Фёдора, как доброго человека, а он ругает Мальку. (Фёдор ругал Мальку потому что сильно переживал за неё, он ругал её не со зла и слова он потом говорит добрые «Матушка»)

-Давайте дополним портреты наших героев словами, которые встретились в данном абзаце. (Учитель дописывает слова в столбики)

-Итак, ребята$, мы подошли к концу урока. Давайте вспомним задание, которое мы должны были выполнить. $(Нарисовать словесный портрет главных героев этого рассказа)

6. –Я предлагаю объединиться в группы

1 группа- вам надо нарисовать портрет Мальки и дать её характеристику.

  1. Опишите Мальку, какая она? (Малька- это…)

  2. Почему Мальке дали такую кличку? (Малькой её назвали потому, что…)

  3. Какие события заст$авили вас поволноваться? (Малька бегала…)

  4. Мы думаем, что Малька… Какая?)

2 группа- вам надо рассказать про Фёдора.

  1. Опишите Фёдора, каким вы увидели его на рисунке? (Наша группа приготовила…)

  2. Зачем Фёдор ездил на лодке? (Фёдор хотел поставить…)

  3. Что такое верши? (Верши это…)

  4. Свидетелем чего стал Фёдор? Фёдор увидел…)

  5. 5. Почему Федя не остался равнодушным к судьбе Мальки? (Мы думаем, что Федя…)$

3 группа- выберите из предложенных поговорок те, которые подходят к теме нашего рассказа.

Вариант 1

  1. Где труд, там и радость.

  2. Крепкую дружбу и водой не разольёшь.$

  3. Добрый человек добру и учит.

  4. Нет друга лучше, чем родная матушка.

  5. Кто скоро помог, тот дважды помог.

Вариант 2$

  1. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

  2. Делу время, а потехе час.

  3. Друзья познаются в беде.

  4. Добрый человек добру и учит.

  5. Нет друга- ищи, а нашёл- береги.$

Вариант 3

  1. Вежливость открывает все двери.

  2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

  3. Нет друга- ищи, а нашёл- береги.

  4. $

  5. Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

  6. Кто скоро помог, тот дважды помог.

Вариант 4

  1. $Лето протопали, осень прохлопали, а тут и снег на голову.

  2. Сердце матери лучше солнца греет.

  3. Красив тот, кто красиво поступает.

  4. Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

  5. $Добрый человек добру учит.

Вариант 5

  1. Бояться не надо, надо умом раскинуть.

  2. При солнышке тепло, при матери добро.

  3. Чтение- вот лучшее умение.

  4. На смелого собака лает, а трусливого- кусает. 5.Друзья познаются в беде.

7. Учащиеся выходят к доске и рассказывают о главных героях.

$-Скажите, почему данные рассказы о простой маленькой собачке включили в наши учебники? Чему учат нас произведения Белова? (Любви к своим близким, к животным)

-С чем можно сравнить любовь Мальки к своему щенку? (С материнской любовью)

-Да правда, ведь Белов показал на примере этой маленькой бесстрашной собачки, любовь матери к своему ребёнку.

-Ребята, а вы можете своими примерами показать, как ваши мамы любят вас.$

8. Вывод: человек будет добрее и лучше, если по прежнему останется неравнодушен ко всему живому- будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий кустик на дороге, или собака, стремящаяся покормить своё дитятко, несмотря на разлившуюся реку… Об этом и напоминает писатель.

-Я предлагаю вам прочитать и другие рассказы Белова (на доске выставка его книг$)

-Изменилось ли теперь ваше настроение?

-Молодцы, я рада, что вам понравилось работать на уроке.

9. Д/з

-Ребята, а как вы думаете, что могло произойти с Малькой дальше?

-Я предлагаю вам написать дома мини сочинение на эту тему. А кто желает можно $придумать или найти загадки про собак.

Приложения

$

Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства, отрочества и юности $ему запомнились прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению.

После окончания сельской школы-семилетки (1949 г.) Белов уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность столяра и плотника. Работал столяром, мотористом в леспромхозе, электромонтером. После службы в армии работал на заводе в городе Молотове (теперь Пермь).

В 1956 г. вернулся на Вологодчину и стал сотрудником районной газеты «Коммунар». К этому времени относятся его первые публикации в различных районных изданиях – стихи, очерки, статьи. По совету писателя-земляка Александра Яшина Белов посылает свои стихи в Литературный институт и проходит творческий конкурс. Из-за вечной нужды, отсутствия постоянного жилья и места работы он только к э$тому времени смог окончить вечернюю школу и получить аттестат.

$

В 1958 г. Белов был избран первым секретарем Грязовецкого райкома комсомола. Но не проработав и года, подал заявление об уходе в связи с вызовом на учебу в Москву. С 1959 по 1964 г. он учится в Литературном институте. В 1961 г. в журнале «Наш современник» опубликована повесть «Деревня Бердянка», тогда же появилась книга стихов «Деревенька моя лесная».

В 1963 г. Белов принят в Союз писателей СССР. Окончив институт, он возвращается в Вологду, где постоянно живет до сих пор.

В 60-х годах публик$уется ряд произведений Белова: «На Росстанном холме», «Весна», «За тремя волоками».

Ярким образцом русской «деревенской прозы», принесшим автору широкую известность и открывшим путь в центральную печать, стала повесть «Привычное дело» (1966) В 1968 г. в журнале «Новый мир» появилась повесть «Плотницкие рассказы», а в 1969 – повесть «Бухтины вологодские» (бухтиной вологжане называют шутку, прибаутку, острое словцо, побасенку). Творчество Белова становится одним из самых дискутируемых. Амплитуда оценок – от восторженности до яростного отрицания.$

В 70-е гг. Белов публикует повести, составившие цикл «Воспитание по доктору Споку», в которых резко противопоставлены городской и деревенский жизненные уклады. Городскую жизнь Белов видит как неестественную и безнравственную.

В 1978 г. опубликован роман «Кануны (хроника конца 20-х гг.)», повествование о жизни доколхозной северной деревни.

$В 1979–1981 гг. появляется книга «Лад. Очерки о народной эстетике», состоящая из небольших эссе, каждое из которых посвящено какой-то стороне крестьянского быта. Белов говорит о повседневных занятиях и обычаях, об особенностях восприятия различных времен года, о растениях и животных в крестьянском обиходе – в общем, о природной гармонии народной жизни.$

В 1981 г. Белов награжден Государственной премией СССР («за создание высокохудожественных произведений»). С начала 1980-х гг. он входит в правление Союза писателей РСФСР, затем СССР, становится секретарем правления Союза писателей РСФСР. В 1982 г. он получил орден Трудового Красного знамени, в 1984 г. – Орден Ленина. Его повести, рассказы, детские книги широко издаются. Пьесы «Над светлой водой», «По 206-й», «Бессмертный Кощей» идут в театрах страны. Основные их темы – необходимость сохранения народных (в основном – деревенских) традиций, народной памяти, размышления о смене поколений, о том, с какими потерями происходит эта смена, как разграбление природных богатств, разрушение образа жизни связаны с разрушением нравственности.

В 1987 г. выходит роман «Все впереди», где автор вновь$ обращается к своей любимой мысли о мнимости, неподлинности всей системы городской жизни. Очередной раз произведения Белова оказываются в центре полемики.$

С 1989 по 1992 гг. Белов был депутатом, в 1990–1991 гг. – членом Верховного Совета СССР.

В 90-х годах публикуются продолжения романа «Кануны» – «Год великого перелома» и «Час шестый (хроника 1932 года)». Трилогия в целом – это взгляд писателя на коллективизацию, ее последовательное и яростное осуждение.

В $1991–1993 гг. издательство «Современник» выпускает пятитомное собрание сочинений Белова. В 1995 г. в журнале «Русский Север» появляется продолжение «Бухтинвологодских» – «Бухтины вологодские завиральные (перестроечные)».

В 90-е гг. Белов получил несколько л$итературных премий. Однако печатается он теперь реже, чем в доперестроечные времена, и, в основном, в изданиях «патриотического» направления – журналах «Москва», «Наш современник», газете «Завтра» и т.п., а также в вологодских изданиях.

В 1992 г. Белов удостоен Ордена благоверного князя Даниила Московского III степени, а в 2002 г. – Ордена Преподобного Сергия Радонежского III степени. В 1997 г. ему было присвоено звание Почетного гражданина города Вологды.

В 2003 г. писатель получил Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. В 2004 г. ему была присвоена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства.

$За годы своей литературной работы Белов выпустил более шести десятков книг, суммарный тираж которых (по подсчетам 1998 г.) – более 7 млн.$ экземпляров. Его произведения переведены на многие языки.

Белов не оставляет публицистику, ратует за сохранение русского языка, русской природы, национального уклада жизни и национальных ценностей. Сегодняшние взгляды его достаточно радикальны.

На чтение 8 мин. Опубликовано

Содержание

Рассказ «Малька провинилась» В. Белов стр 70

1. Что произошло в доме Лидии? Перечитай этот эпизод. Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков? Обрати внимание, как описывает автор негодование Лидии.

Можно ли весь этот эпизод заменить одним предложением: Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла двух щенков? Как ты считаешь, что изменилось бы в рассказе?

Малька — небольшая дворняжка, родила в доме Лилии (её хозяйки) двух щеночков.

Автор рассказывает, как он уловил крики, когда пришёл к Лидии взять молоко.

Она очень сильно ругала свою собачонку, возмущалась, называла её плохими словами.

Такое негодование передают восклицательные и вопросительные предложения, в которых отражён весь гнев Лидии.

Она не могла остановиться, упрекала и угнетала своего питомца.

Собачка чувствовала себя виноватой, ведь хорошо понимала, что разозлило ее хозяйку.

Когда автор хотел посмотреть на новорождённых, Малька чуть было его не укусила.

Она защищала своих детей.

Читайте также:  Лежанка для собаки из досок

Если заменить эпизод предложенным предложением, то читатель не сможет ощутить и понять, то моральное состояние, которое переживала Лидия.

Ведь именно монолог хозяйки показывает её негодование и злость на Мальку.

Каждое слово, фразы наполнены негативными эмоциями, неуважением и горечью.

2. Опиши встречу рассказчика с Малькой на тропе. Ответь на вопросы:

Как выглядела Малька?

Какое открытие сделал рассказчик? Какие чувства он испытал?

Подумай, почему Малька получила такую кличку.

Когда автор встретил кривоногую собачонку, то увидел, как она уверенно и деловито бежит по тропе, при этом одна.

Оказывается, собачка была очень любящей и верной матерью.

Она, несмотря на ругань хозяйки, бегала кормить своего дитя.

Малька не знала ни страха, ни усталости.

Каждый день преодолевала большие расстояния ради благополучия сыночка.

Рассказчик был изумлён таким поведением маленького существа.

Несмотря на свою природную слабость, она показывала неимоверную духовную силу, самостоятельность, самоотверженность и материнские качества, которые присущи далеко не всем.

Я думаю, что собачку так назвали из-за её небольших размеров.

Других вариантов причин такой клички у меня нет.

Возможно, в жизни собачки были какие-то истории, в результате которых она получила это имя, но автор об этом не упоминает.

3. Что ты думаешь о главных героях рассказа? На чьей стороне твои симпатии? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».

Лидия – вредная, хотя в душе добрая.

Она сначала сильно ругала, обзывала и унижала собачку, а потом переживала, чтоб щенятам нашлись хозяева.

Мои симпатии принадлежат Мальке и автору.

Малька – собачонка, вызывающая сочувствие и жалость к себе.

Она верная, самоотверженная и любящая мама.

Она смелое и ответственное животное.

Автор–повествователь истории, который с трепетом относится к Мальке и жалеет дворняжку.

Читайте также:  Кататься на упряжке собак

4. Как заканчивается рассказ? Почему?

Конец произведения — мнение автора о Мальке.

Он восхищается её смелостью и добрым сердцем, которое наполнено материнской любовью.

Писатель подчёркивает, что далеко не каждая мать на такое способна.

Я считаю, что это главная мысль, которую писатель хотел донести своему читателю.

Каждый человек должен взять за пример черты этой собачки.

Все мы обязаны заботиться о своих родных, оберегать их, несмотря ни на какие препятствия.

А поведение хозяйки — пример того, как поступать нельзя.

Ведь животные тоже имеют чувства и их надо уважать.

Маленькие размеры и внешняя беззащитность не являются причиной, чтоб пренебрежительно относится к питомцу.

Источник

Читательский дневник по рассказу Василия Белова «Малька провинилась»

Автор: Белов Василий Иванович

Название: «Малька провинилась»

Жанр: рассказ о животных

Главные герои: Малька, автор.

Второстепенные герои: Лидия.

Характеристика главных героев:

Малька — простая и добрая собака.

Верная и преданная.

Не оставила своих щенков.

Автор — добрый и внимательный человек.

Характеристика второстепенных героев:

Лидия — хозяйка пса.

Ругала собаку из-за щенков.

Краткое содержание рассказа «Малька провинилась»

Автор зашёл к своей соседке и услышал, как та ругает собаку.

Вся вина забившейся в угол собаки была в том, что она принесла двух щенков.

Лидия два дня ругала Мальку, но потом успокоилась.

Одного щенка забрал тракторист.

А второго пристроили в соседнюю деревню.

Эта деревня была за рекой.

Автор заметил, что каждый день Малька бегает по снегу в ту деревню.

Лидия объяснила, что она ходит кормить щенка.

План произведения:

1. Хозяйка ругает Мальку.

4. Возвращение из соседней деревни.

5. Материнская любовь.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль произведения «Малька провинилась»

Главная мысль рассказа в том, что любая мать заботится о своих детях.

Основная идея рассказа заключается в том, что мать никогда не бросит своего ребёнка.

Чему учит произведение:

Рассказ учит нас заботливому отношению к животным.

Учит уважать чувства другого.

Учит верности и умению любить.

Краткий отзыв о рассказе «Малька провинилась» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что сила материнской любви не зависит от того, человек это или животное.

В нём говорится о маленькой собачке, которая так сильно любила своих детей, что бегала в другую деревню кормить щенка.

Это очень достойное поведение, которое не всегда можно встретить и среди людей.

Рассказ получился интересным и занимательным.

Автор тонко подметил особенности поведения собаки и показал, какие возвышенные чувства её переполняют.

Мне очень понравилась Малька, неказистая внешне, но добрая и ласковая внутри.

Её любовь была очень сильной, и она не думала о себе.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что наши матери для нас делают.

И всегда ли мы понимаем, как сильно они нас любят.

Ведь нет ничего более сильного, чем материнская любовь.

Пословицы к рассказу:

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Мать кормит детей, как земля людей.

Материнская молитва со дна моря достанет.

С матерью жить — горя не знать.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька.

Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается.

Читайте также:  Как телепортироваться к собаке в майнкрафт

Кривые ножки так и мелькают на белом снегу.

На следующий день – опять.

Я удивился: куда это она бегает?

Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

– Куда это Малька каждый день бегает?

– Да кормить! – весело пояснила Лидия.

Словарь неизвестных слов:

Лава — два бревна, мосток через реку;

Батявка — гулёна, гуляка.

Ещё читательские дневники по произведениям Василия Белова:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Источник

понедельник, 18 января 2021 г.

Ответы к рассказу «Малька провинилась» по литературному чтению для 3 класса.

Использован учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 70.

1. Что произошло в доме Лидии? Стремилась ли Малька охранять и защищать своих щенков? Как автор описывает негодование Лидии? Можно ли заменить эпизод предложением: Лидия ругала Мальку за то, что собака принесла двух щенков? Что изменилось бы в рассказе?

В доме Лидии собака Малька принесла двух щенят.

Она старалась сберечь и защитить щенков. Когда автор поглядел под лавку, Малька едва не вцепилась ему в нос.

Автор описывает нехорошие слова, которыми Лидия называла Мальку. Женщина грозила собаке, но, кажется, скорее для порядка, чем в серьёз.

Если этот эпизод заменить одним предложением, мы не узнали бы, как вела себя Малька, как она относилась к щенкам.

2. Опиши встречу Мальки с рассказчиком на тропе. Опиши, как выглядела Малька. Какое открытие сделал рассказчик, какие чувства он испытал? Почему Малька получила такую кличку?

Зимой автор увидел, как Малька возвращалась домой из соседней деревни. Она бежала деловито, не оглядываясь, потому что занималась важным для себя делом.

Собака была маленькой, кривоногой.

Автор испытал гордость за верность Мальки своим щенкам. Он считал, что не каждая мать так может. Это стало для него настоящим открытием.

Мальку так назвали за её рост.

3. Что ты думаешь о главных героях рассказа? На чьей стороне твои симпатии?

Мне очень нравится Малька, такая верная и самоотверженная. Она на всё была готова ради своего сына. Это замечательная собака.

Автор рассказа мне тоже понравился. Он любит животных и гордится поведением Мальки.

Лидия мне не понравилась. Нельзя ругать животное, которое ни в чём не виновато.

Рассказ заканчивается восхищением автора поведением Мальки.

Автор сделал для себя важный вывод, который является одновременно главной мыслью произведения.

Источник

В. Белов. Малька провинилась (стр. 68) Бойкина Виноградская Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

  • Что ты думаешь о главных героях рассказа? На чьей стороне твои симпатии? Запиши свои мысли.

Главные герои рассказа «Малька провинилась» — это собака Малька, ее щенки и хозяйка дома Лидия. Симпатии автора на стороне Мальки и ее щенков.

Автор с любовью описывает собаку Мальку. Он уважает и восхищается ее преданностью, заботой и любовью к щенкам.

Щенков автор жалеет, сочувствует, что им пришлось жить вдали от матери.

Автор считает, что хозяйка Лидия незаслуженно ругала Мальку за щенков, рано отдала их в чужие руки, разлучила с матерью, запрещала бегать кормить щенка в другую деревню. Он рад, что хозяйка смирилась и стала отпускать Мальку кормить щенка.

  • Как ты себе представляешь Мальку? Почему она получила такую кличку? Напиши.

Читайте также:  Собака адресе электронной почты

Я представляю Мальку маленькой худенькой лохматой собакой с большими отвисшими ушами, пушистым хвостом и кривыми ножками. Она рыжая с белыми пятнами. Малька смелая, шустрая и умная. Она преданная, верная и добрая, но умеет охранять и защищать. Малька – заботливая и любящая мать.

Источник

Доброе утро!

Вице-президент США Камала Харрис в течение двух часов исполняла обязанности президента, пока Джо Байден находился под наркозом в ходе медицинского обследования. Маленький шаг для Харрис и гигантский скачок для США, где женщине до сих пор не приходилось стоять во главе государства. В новостях так:

  • В России третий день подряд фиксируется рекордная суточная смертность от COVID-19; Австрия ввела полный локдаун.
  • Российский список «СМИ – иностранных агентов» пополнился юрлицами сотрудников «Голоса».
  • Лукашенко признал в интервью “Би-би-си”, что белорусские силовики “помогали” мигрантам переходить польскую границу.
  • Михаила Саакашвили перевели из тюремной больницы в военный госпиталь в Гори.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро пятницы, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 37 156. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 257 тысяч; официальное число жертв достигло к утру пятницы 261 589 человек (+1254 за сутки) – это новый рекорд с начала пандемии. (Статистика оперативного штаба не отражает реального положения дел и любопытна лишь с точки зрения своей внутренней динамики.)

Попытки российских властей ограничить распространение вируса посредством введения QR-кодов для посещения общественных мест наталкиваются на сопротивление общества: в Волгоградской области возмущенные нововведениями люди ворвались в здание местного управления Роспотребнадзора, практически парализовав работу ведомства.

Власти Украины пытаются справиться с торговлей поддельными прививочными сертификатами путем введения «ковидной амнистии»: покупателей фальшивых документов, добровольно «сдавших» продавцов, будут освобождать от наказания и просто вакцинировать.

Австрия первой из европейских стран ввела с понедельника полный локдаун. С 1 февраля 2022 года вакцинация в стране станет обязательной.

Девиантное

  • В пятницу вечером российский Минюст пополнил реестр “СМИ – иностранных агентов” двумя организациями, связанными с представителями движения за права избирателей “Голос”. Первой стало ООО “Честные выборы”, созданное для отчетности представителями “Голоса”, ранее объявленными “иностранными агентами”. Вторая организация – “Иркутский союз библиофилов”, который возглавляет координатор “Голоса” в Иркутской области Алексей Петров. Сопредседатель “Голоса” Григорий Мельконьянц считает, что библиофилов объявили «иностранными агентами» по ошибке, приняв эту созданную в 2005 году организацию за юрлицо, зарегистрированное для иноагентской отчетности.
  • Суд в Москве объяснил, за что в реестр “иностранных агентов” попал правозащитный проект “ОВД-Инфо”: за то, что он частично финансируется другим «иностранным агентом», а именно “Мемориалом”. Тот же суд признал законным решение Минюста о включении в реестр “СМИ – иностранных агентов” бывшего главреда “Проекта” Романа Баданина (хотя «Проект» сразу после признания его «нежелательным» был ликвидирован).
  • Прокремлевский телеканал RT потребовал от магазина Feelosophy выплатить компенсацию в полмиллиона рублей и прекратить продажу футболок с надписью «иностранный агент», выпущенных в поддержку «Медузы». RT зарегистрировал это словосочетание в качестве товарного знака в июне прошлого года. Здесь – пространные комментарии юристов.
  • В Астрахани суд оштрафовал на тысячу рублей 72-летнего Сергея Щербакова за плакат с символикой «Умного голосования» («демонстрация экстремистской символики»). Ранее Щербаков отсидел пять суток за тот же самый плакат.
  • В Кемерове – в рамках уголовного дела об «оправдании нацизма» и «оскорблении полицейского» – суд запретил местному активисту публиковать что-либо в соцсетях в течение 2,5 лет.
  • Следственный комитет России приступил к изучению творчества Моргенштерна с целью поиска в нем «пропаганды наркотиков» (а также «паразитирующего образа жизни и девиантного поведения»).
  • Петербургские полицейские поймали еще двух «оскорбителей чувств верующих»: ими оказались двое подростков 15 и 17 лет, еще летом сфотографировавшихся на фоне Спаса на Крови со спущенными штанами.
  • И еще о нравах: подробное расследование об устройстве Всероссийского детского центра «Орленок» – в нем много поводов для возбуждения уголовных дел, но возбуждать их никто не торопится.

Российская уголовщина

  • Бывший журналист «Коммерсанта» и «Ведомостей» Иван Сафронов, уже 500 дней сидящий в “Лефортове” по обвинению в шпионаже, во второй раз отказался от сделки со следствием. Адвокат Иван Павлов назвал преследование Сафронова «делом беспрецедентного прессинга».
  • Бывшему замминистра просвещения России Марине Раковой предъявлено новое обвинение: по версии МВД, она «в преступном сговоре» с ректором «Шанинки» Сергеем Зуевым фиктивно устроила 12 человек в РАНХиГС.
  • Во Владивостоке по обвинению в растлении малолетнего посредством демонстрации ему фаллоимитатора арестован депутат Заксобрания Приморского края от КПРФ Артем Самсонов. Обвинение против него строится на жалобе женщины, которая конфликтует с депутатом уже несколько лет. Защита называет дело политически мотивированным, сторонники Самсонова называют его местью за победу коммунистов на сентябрьских выборах.
  • Правозащитный проект Gulagu.net сообщил об отключении камер видеонаблюдения в колониях Саратовской области. До этого, по данным правозащитников, туда завели бойцов ОМОНа и спецподразделений ФСИН – в целях массового избиения, как они предполагают.
  • Бывший заключенный покровской колонии Нариман Османов, ранее рассказавший «Дождю» об издевательствах над Навальным, уехал из Грузии в Украину, опасаясь преследования со стороны российских спецслужб. Вот интервью с ним.
  • На свободу вышел Кирилл Жуков, осужденный на 2,5 года за попытку прикоснуться к щитку омоновца во время акций протеста в Москве в связи с отказом регистрировать оппозиционных кандидатов на выборах в Мосгордуму в 2019 году. Вот репортаж.
  • Истории двух очень разных московских семей, в которых мужья задержаны по обвинении в «экстремизме» в связи с причастностью к Свидетелям Иеговы, читайте тут.

В Беларуси

Александр Лукашенко в интервью «Би-би-си» признал, что белорусские силовики могли «помогать» мигрантам пересечь границу с Польшей, однако отверг обвинения в причастности белорусских властей к подвозу мигрантов с Ближнего Востока. Польша заявляет, что белорусские силовики начали возвращать обратно к границе мигрантов, увезенных ранее оттуда и якобы размещенных в специальном лагере для беженцев на территории Беларуси. Из-за напряженности на белорусско-польской границе у действующих пограничных переходов образовались гигантские пробки из грузовых фур, водителям приходится ждать по трое суток. Здесь экономист Ярослав Романчук пытается объяснить логику, которой следовал Лукашенко, сначала создавая, а потом – «ликвидируя» миграционный кризис на границах с ЕС.

Суды внутри страны продолжают работать без устали:

  • Основатель компании Symbal.by Павел Белоус арестован на 15 суток за пересылку по «Белпочте» книги «Белорусская национальная идея» журналиста «Еврорадио» Дмитрия Лукашука и философа Максима Горюнова, которую в марте этого года в Беларуси признали экстремистской.
  • Минчанку приговорили к трем годам «домашней химии» за комментарий «ну и рожа!» под фотографией милиционера. Кроме того, она должна возместить моральный ущерб обладателю «рожи», хотя он и не явился в суд.

Вокруг света

  • Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, который держит голодовку уже 50 дней, переведен из тюремной больницы в военный госпиталь в Гори. Здесь о его состоянии рассказывает его девушка, депутат Верховной Рады Украины Елизавета Ясько (только видео).
  • Совет организаций российских соотечественников в США остановил работу из-за расследования ФБР. В Конгресс США внесен проект резолюции, предлагающей не признавать легитимность Путина после 2024 года.
  • В штате Висконсин присяжные оправдали 18-летнего Кайла Риттенхауса, которого обвиняли в двойном убийстве во время беспорядков на фоне протестов движения Black Lives Matter летом 2020 года. Риттенхаус настаивал, что совершил убийства не умышленно, а в рамках самообороны.

Ссылки для чтения

  • Разговоры с творцами. Интервью композитора Владимира Мартынова о композиторах, время которых кончилось, и работе с электронными музыкантами. Или беседа с художником Сергеем Ануфриевым об истории «Медгерменевтики» и КЛАВы и отношениях с родным городом – Одессой.
  • Литературные классики. Разговор с литературоведом Людмилой Сурововой о книгах и жизни Ивана Шмелева. Или рассказ шведской писательницы и критика Эббы Витт-Браттстрем о супружеской и писательской паре шведских классиков Муа Мартинсон и Харри Мартинсона, лауреата Нобелевской премии по литературе 1974 года.
  • Вторая русская революция и ее последствия. Беседа с экономистом Константином Сониным о распаде СССР как «второй русской революции». Или разговор с депутатом-коммунистом от Республики Коми Олегом Михайловым о конце федерализма в стране.
  • Россия в польском зеркале. Отрывок из книги гарвардского историка Сергея Плохия «Потерянное царство. Поход за имперским идеалом и сотворение русской нации (c 1470 года до наших дней)» (изд-во Corpus) – о том, как российская элита задумалась о собственной идентичности, решая «польский вопрос». Или эссе Игоря Белова об образах поляков у Достоевского («преоригинальный был этот поляк: выдал себя за графа, а потом оказалось, что он был какой-то кухмистер»).
  • Околофилософское. Краткая история антиурбанизма в философии и компендиум аргументов, с помощью которых левые философы от Маркса до Бодрияра критиковали общество потребления.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Трагедии на шахтах были, есть и будут, пока в горном деле задействован человеческий фактор, считают шахтеры – ветераны Кузбасса. В том числе и с шахты «Листвяжная», куда приехал специальный корреспондент газеты ВЗГЛЯД после трагедии, унесшей жизни 51 горняка и спасателя.

    – Траур объявлен, да. Подавлены повсюду люди, но везде понемножку, – объясняет Екатерина, подруга одной из родственниц погибших. – Мы все тут из Ленинска-Кузнецкого, оттуда наши пять семей, которые сейчас здесь. Я Светлану пришла поддержать, у нее сын Сергей там погиб…

    – А так, – перечисляет Екатерина, – из города Белово на «Листвяжной» работают. И из поселка Грамотеино. Из Прокопьевска, из Колмогоровского. Отовсюду на «Листвяжную» ездят, говорит она. – Потому и нет сейчас такого, чтобы всем населением в плач уходить. Не как в Союзе, где в бригадах чуть ли не всеми соседями шли. В этом плане сейчас полегче, чем в Союзе: там целиком поселками шли в горе, если что.

    Суббота, второй день после трагедии. Из проходной «Листвяжной» то и дело выходят родные погибших – «вот наши», в какой-то момент говорит Екатерина. Некоторые, увидев журналистов, сгрудившихся у проходной, говорят с ними. В основном – про чудо, случившееся накануне.

    Горноспасателя, врача Александра Заковряшина уже успели наградить орденом Мужества посмертно – вместе с пятью коллегами, погибшими на «Листвяжной» в четверг. Заковряшина его коллеги нашли в пятницу, через день после трагедии – поймал под завалами поток свежего воздуха, смог не только не задохнуться, но и выбраться и пойти навстречу спасателям. Жив, но в тяжелом состоянии: переохлаждение и интоксикация, есть угроза почкам. Спасенный Александр лежит в больнице в Кемерове, рядом – искусственная почка, готовая к подключению в любой момент.

    Указ под случившееся чудо переписали быстро. Счет погибших изменился в лучшую сторону. Но у тех, кто убит горем, свои вопросы.

     Наградили спасателя, а он живой выходит. И слава Богу, долгих лет ему. А наши-то где?
     Один выжил – значит, нам неправду говорят про концентрацию метана?
     Пожалуйста, люди добрые, мы согласны пойти в шахту и руками раскопать. Только пустите нас туда.

    (Здесь и далее курсивом – прямая речь тех, кто потерял на шахте «Листвяжной» родных и близких – прим. ВЗГЛЯД)

    * * *

    – Они что, закончили спасательную операцию? – недоумевает кто-то из родных.

    Из-под шлагбаума с «Листвяжной» выезжают несколько машин: «Передвижной командный пункт МЧС», «Пункт пожарной службы», «Межведомственный командный пункт», вереница ведомственных автобусов в придачу. У шахтоуправления – лишь несколько машин: полиция, Следственный комитет, пара скорых. О том, что как раз в этот момент продолжилась спасательная операция и горноспасатели ушли вниз, в шахту (точнее, то, что от нее осталось), и родственникам, и журналистам сообщат позже.

    Судя по тому, как отреагировали родные и близкие – слишком поздно. Реакция убитых горем понятна, описанию поддается; стоит ли.

    – Все же надо как-то соизмерять, – говорит Екатерина. – Мой муж шахтер, у нас всякое было. Никто не прекратит работы до последнего, тем более за два дня, это невозможно. Но у Светы горе, у всех горе – им каждый шаг надо каждую секунду объяснять, если они на шахту пришли. Почему этого не делают?

     Они работали ради семьи. Где работать? У нас трое детей. В шахте только. Мой не знал, что до такой степени, до гибели все будет происходить. Почти четыре года работал, но не знал, что так. Когда он работал продавцом, десять тысяч получал – попробуйте, прокормите себя и детей. Продукты купите, игрушки, вещи – которые стоят дороже, чем у взрослых.
     От 60 тысяч зарплата, плюс-минус. Стоит вот такое – этих денег?
     Горнорабочим – тысяч 50 грязными. В лаве – тысяч 70. При плане можно и нормально получить, но это несколько раз в год. Заработок зависит от плана, поэтому наши мужья идут на это.
     За вещами мужа [на шахту] не начальство сказало приехать, а друг нашей семьи. Приезжай, говорит, я тебя отвезу. Как я не поеду, как не поеду? Забрала баулы, пошла домой. Верните мужа, я прошу вас…

    * * *

    В ожидании новостей можно открыть массивный альбом, подаренный спецкору газеты ВЗГЛЯД в администрации города Белово. «Шахта «Листвяжная» От кирки и лопаты до шахты мирового уровня» – сообщает разворот. Альбом посвящен недавнему, 2018 года, 80-летию Белова и городского округа: 125 тыс. жителей, «уголь – становой хребет экономики», 47% городских налогов. Выше, чем в среднем по Кузбассу, где уголь дает более четверти регионального ВРП.

    Шахта, где работает почти 1800 человек, действительно из лучших, из образцовых. В 2012 году ее посетил Дмитрий Медведев, в то время уже председатель правительства РФ – перед совещанием по угольной отрасли, собранном в Ленинске-Кузнецком. Про «Листвяжную» Медведев сказал тогда отдельно: «Условия на этой шахте хорошие, шахта современная, но сам труд шахтера, конечно, очень тяжелый». 

     Мы ждем, что они вытащат наших. Вчера сказали, что живых нет. Мы ждем тела.
     Они запустили азот, чтобы нейтрализовать взрывные газы. Теперь могут поднять только трупы.
     Двое суток, трое суток – еще можно что-то сделать. Сегодня  последний день, когда можно кого-то спасти.
     Живых нет, навряд ли теперь будут. А могли бы сегодня попробовать.

    – Не могли, – заочно отвечает Николай Медведев, глава военизированной горноспасательной части (ВГСЧ) федерального МЧС. Полковник Медведев появляется ближе к вечеру, когда все родственники уже уехали по домам: снег, около минус 20, долго стоять трудно даже без горя. – Шансов нет, мы людям еще вчера сказали об этом.

    – Но и вчера, и сегодня вы говорили о пострадавших, а не о погибших, – напоминает кто-то из журналистов, обступивших Медведева около проходной «Листвяжной».

    Действительно, говорил и говорит. Что в субботу в шахту в 14.20 вошли три спасательных отделения – одно на разведку, два в резерве. Что главное при этом – «выяснение состояния газовой атмосферы в шахте». Проще говоря, сколько там накопилось метана. И только вторым пунктом – поиск и обнаружение возможных мест нахождения пострадавших. И план «на поиск и выдачу» этих самых пострадавших будет разработан только по итогам разведки – то есть, если позволит газовая атмосфера.

    – Для нас пострадавший, если он не выдан на поверхность, в любом случае [называется] пострадавший, – отвечает Медведев. – Азот, согласно плану мероприятий, действительно подается в шахту. Это происходит, чтобы исключить взрыв газовой смеси.

    * * *

     Шансов нету, говорят. А кто их видел мертвыми? Может, они просто под завалами там. Я понимаю, если бы их тела видели, но не могли эвакуировать. Но их не видели.
     Сегодня только пригласили [на шахту] на встречу, побеседовать психологи. Зачем мне беседовать, вы мужика моего выньте. Я сама педагог, воспитательница в детском саду, сейчас в декрете.
     Как нас могут не запустить в шахту? Я родная мать, она – жена, как нас могут не пустить.

    – Нет, – отвечает губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев на вопрос, можно ли пустить в поисковую экспедицию роботов. – Там все так исковеркано, что проходить сегодня может только человек. И то лишь специально подготовленный.

    – Нет, – отвечает Цивилев на предложение ускорить поисковые работы. –

    Мы очень хотим поднять каждого. Все, что в наших силах, будет сделано. Но без риска для гибели наших ребят. Когда спасатели бежали в шахту, чтобы спасти людей – это было оправданно. Сейчас – неоправданно.

    При всех системах безопасности, горное дело – одна из самых опасных профессий. А когда [после трагедии в шахту] идет спасатель, степень опасности в разы выше. Это надо понимать.

    – Нет, – говорит он в ответ на просьбу пустить журналистов на территорию шахты. Здесь – просто «нет», без объяснений.

    К концу субботы «ВГСыЧевские», как горноспасателей называют горняки – все три отделения – выходят из шахты. Все штатно, замеры произведены. Кроме того, на поверхность выданы пятеро. И до того шестерых нашли почти сразу – шахтеры и спасатели.

    Итого погибших – 11. И еще 40 пострадавших – там, внизу.

    * * *

     Руководство все знает, как внизу с датчиками мухлюют. И все молчат. Всем рты закрывают. Им метры надо проходить – чем больше, тем лучше. Наши мужики метры копали, чтобы денег заработать побольше.
     Люди все в кредитах, у всех семьи. У меня трое, жена в декрете. Где еще работать, если не в шахте? Водителем можно работать – но то так себе. Работаешь, датчики [метановые] загрубляешь, чтобы автоматика не останавливала процесс. Кто не согласен – могут выгнать с шахты, и где работать…

    О проклеенных двусторонним скотчем датчиках, занижающих показатели уровня метана, вокруг «Листвяжной» не говорит только самый ленивый.

    Так же, как и о подобных «загрубленных» приборах говорили близ шахты «Северной» под Воркутой, где взорвалось в 2016-м – 36 погибших, консервация на семь лет.

    То же самое – про «Распадскую» близ Междуреченска, Кузбасс: взрывы в мае 2010 года, погиб 91 человек. И так далее, по любой горняцкой трагедии. Разве что «Листвяжную» выделяют особо, называя «дежавю Распада», подчеркивая, что она стала второй по количеству жертв после «Распадской».

    Потому что взрывы здесь – были и до нынешнего. И в 2004-м, когда погибли 13 человек. И раньше, во времена СССР.

    Валерий Хриенко, бывший главный инженер

    Валерий Хриенко, бывший главный инженер «Листвяжной» (фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД)

    – Про нынешнюю трагедию у меня нет информации, – предупреждает Валерий Хриенко. – Зато есть про другие. На «Листвяжной», конечно же. С самого начала она «Грамотеинская», по поселку Грамотеино, где мы с вами сидим сейчас. А я на нее как на «Инскую» пришел, по речке Иня. Но все одно, как ни называй – а моя родная шахта.

    Работу на шахте Хриенко закончил в 2014 году – уже не под землей. Тогда ему было 67 лет, сейчас – 74. После пенсии проработал еще 16 лет – потому что пенсия «маленькая, 20 тыщ». При трудовой книжке от горнорабочего до главного инженера.

    – Как главный инженер, как технолог, как горняк – обывательские разговоры про датчики поддерживать не намерен, – предупреждает Хриенко. – Есть вполне профессиональный разговор, про случаи, которые были у меня. Начало 1980-х, я как раз главный инженер. Датчик метана был помещен туда, где этого метана быть не может. Вы знаете, что такое вентиляционная труба? С огромным сечением труба, через которую в шахту вентилятор чистый воздух гонит. Лучше всего датчик снять и в эту трубу кинуть – с гарантией на сто процентов, что не запищит.

    – Чем закончилось?

    – Ну что, пять человек погибли, – говорит бывший главный инженер нынешней «Листвяжной». – На шахтах в СССР был общий выходной по воскресеньям. А бывало так, что шахты плана дать не могут. Значит, надо договориться с людьми на воскресенье, дать двойную оплату. Все идут, работают. А за двойную оплату надо поднапрячься, побольше добыть и побольше заработать. Вот в этом забое произошел хлопок.

    «Хлопок» – не дань нынешним традициям СМИ. Так горняки называют взрыв метана.

    – Вот угольная пыль взрывается очень сильно и ни в какие сравнения с газовым хлопком не идет.

    Взрыв метана – это мама дитятке по попке хлопнула. А взрыв угольной пыли – это Тайсон или Валуев вам по морде съездили.

    Кувырком все, кручено-верчено, полшахты на поверхность вылетит. Вот такая разница, – объясняет Хриенко.

    И продолжает – про хлопок на «Инской», нынешней «Листвяжной», в начале 1980-х:

    – Работы было больше обычного, потому что за двойную оплату хотелось больше выдать на-гора. Газу, соответственно, тоже было много. Датчик метана работать не давал, отключал все автоматом. Горняки сунули датчик в вентиляционную трубу. Все равно не дает работать. Стали смотреть – оказалось, что у кабеля изоляция низкая. При кабеле есть другой датчик, который не дает работать при низкой изоляции. Они его загрубили, чувствительность понизили. А тут с кровли упал кусок и перебил кабель. А защита от короткого замыкания – считайте, что тоже отключена. А уровень метана неизвестен, потому что метановый датчик – в вентиляционной трубе, где чистый воздух. Какой-то метан, стало быть, был.

    Все пятеро, попавшие под «хлопок», погибли от угарного газа. Никого не изувечило, подчеркивает Хриенко.

    – Просто кислород выгорел, вдохнули они – и все. Единственный, кто сориентировался – машинист комбайна. Выбежал, побежал к выходу. Тоже упал – как говорится, головой домой.

    Остальные остались там, где были. У телефона мастер сидел – наряд передавал. Другие у комбайна стояли. Еще один с лопатой упал. Итого пятеро, и опять же – датчики.

    – А в 2004-м, когда 13 горняков погибли?

    – Это мой второй взрыв, я тогда технологом работал, – вспоминает Хриенко. – Девять человек тогда осудили, в основном коллег инженерно-технических. Правда, сроки условные.

     * * *

    – Я в 80-х работала на здравпункте шахты «Пионерка», – говорит медработник Светлана, ныне пенсионерка. – Взрыв был в 1984-м на шахте, которая потом стала самостоятельной «Колмогоровской», а тогда под «Пионеркой» управлялась. За каждым погибшим, за каждым родственником закрепили одного медика и одного рабочего либо ИТРа. Мы ходили, успокаивали, были рядом.

    На «Колмогоровской» машинистом подземных установок начинал Сергей Махраков – нынешний директор «Листвяжной», отправленный на два месяца в СИЗО. В августе он был признан лучшим директором шахты по итогам областного конкурса «Кузбасс – угольное сердце России». Полный кавалер ордена «Шахтерская слава» – как и Владимир Вениаминов, муж Светланы: 35 лет стажа, больше десяти лет – начальник участка на «Пионерке». На пенсию ушел в 55 лет в 1990-м, но работал еще шесть лет – «пока «Пионерку» не закрыли, а так бы продолжал».

    – 35 погибших на «Колмогоровской» было, – продолжает Вениаминов рассказ жены. – Людской фактор, обыкновенный. Вентилятор перестал дуть – работа автоматически остановилась. Раз, диод [в датчик воздуха] поставили, загрубили датчик – поехали без воздуха. Метан добрался до концентрации 6% – искра, взрыв.

    – А от чего искра?

    – Комиссия постановила, что упала порода и перебила провод, – говорит Вениаминов. – На самом же деле… Курил в забое один: нашли тело, во рту мундштук. Но советский человек не мог курить на рабочем месте; так вот решили.

    – Комиссии не всегда точно работают, – подтверждает Хриенко, ветеран нынешней «Листвяжной». – И не только при СССР.

    Когда речь заходит об искре как начале трагедии, бывший главный инженер Хриенко выделяет три причины. Курение – первая. Вторая – короткое замыкание на кабельной сети: случается, когда в аппаратуре копаются неквалифицированные слесари.

    Третья – искра в перебитом кабеле. Не в стационарных, тяжелых, где бронированная оплетка – а тех, которые близ забоев: гибкие, в резиновой оболочке.

    – Вообще-то такой кабель к бортам выработки положено подвешивать, – напоминает о технике безопасности Хриенко. – Но на практике он может лежать на почве. И на него что-то сверху может свалиться – вот как про «Колмогоровскую» говорили. Грохнулось, перебилось – искра… ВГСыЧовские дойдут до места, все выяснят, все найдут.

    * * *

    Что же касается метана, то родная для Хриенко «Листвяжная» по этому показателю особо опасной не считается. Здесь-то, уверен он, и кроется – по парадоксу – реальная опасность:

    – Там, где шахта сильно газовая – там все настороже, и вольностей себе люди никаких не позволяют. А тут – расслабуха, газа нет, ну и работаем как работается. Всё, обывательские разговоры прекращаем, ждем результатов комиссии…

    Вот что действительно настораживает бывшего главного инженера – время трагедии. 8.30. Это пересменка – одна смена выходит из забоя на-гора, другая под землей идет на работу.

    – И что у нас с возможными источниками хлопка ли, взрыва ли? – спрашивает Хриенко. – Курение я отметаю. Одна смена уходит, знает, что через 20-30 минут поднимется на поверхность и накурится выше крыши. Ни от кого не прячась: поймают шахтеры кого за курением в шахте – так и убить могут, тоже были случаи. А те, кто спускаются на смену – уже до ушей накуренные, зеленые; им-то зачем.

    Короткое замыкание от слесарей «с руками понятно откуда», отклоняется бывшим главным инженером по той же причине: те ушли, другие не пришли. Значит, остается легкий кабель, лежащий на земле и перебитый упавшей породой.

    – Но и тут есть вопросы, – говорит Хриенко. – Максимум метана выделяется, когда рубят уголь. А в пересменку никто ничего не рубит. Даже если перед этим комбайн интенсивно рубил в конце смены, торопились горняки план дать – так пересменка полчаса, все всё уже проветрили, источника метана нету. Основного, самого главного.

    Среди прочих источников газа, по Хриенко, – метан, «сочащийся» со стен выработки; но его не так много, «с основным не сравнится». Или метан с конвейера, где уголь идет – но конвейер, опять же, между сменами не работает. Возможно, предполагает ветеран «Листвяжной», в пересменку рухнула глыба с кровли, «плита огромной площади – бывает четыреста квадратных метров, а бывает и полторы. Вот тогда большое метановое облако может высвободиться», говорит горный инженер. Но это бывает редко. А чтобы попасть на легкий кабель и перебить его – еще реже.

    – И однако же, странное время пересменка, – возвращается к началу Хриенко. – Как профессионала меня оно напрягает. Источников хлопка, взрыва – не так много. А людей – гораздо больше, чем обычно. И вот я бы сказал, что кому-то трупов надо было побольше…

    Что называется, немая сцена.

    – Я не верю в диверсию на шахте, – тут же оговаривается ветеран «Листвяжной» со стажем более 40 лет. – Просто и эту фантастику, по моим выкладкам и имеющейся информации, исключать пока бы не стал. На всякий случай. А следствие поработает, новые данные найдет – все будет понятнее. Ну, я надеюсь, что понятнее.

    * * *

    Владимир Вениаминов, ветеран шахты

    Владимир Вениаминов, ветеран шахты «Пионерка», Кузбасс (фото: Юрий Васильев/ВЗГЛЯД)

    – Сколько бы датчиков ни ставили, травмы были, есть и будут. Пока людей в шахтах роботы не заменят – будет одно и то же, – уверен Владимир Вениаминов, ветеран шахты «Пионерка». – За 35 лет меня – как всех нас – и ломало, и крутило. Оглох на 50%, спину угробил. Я так скажу: на нормальном производстве пенсию в полтинник не дают.

    Что считать нормой: советские зарплаты шахтеров при дефиците товаров – или нынешнее форменное, по сравнению с временами Союза, изобилие, но при «плюс-минус» 60-70 тысяч в забое, а больше – если повезет с планом? Если, как того желает ветеран Вениаминов, в забои когда-то спустятся «роботы», то есть целиком автоматизированные системы, – где работать людям, что не могут прокормить свои семьи как «продавцы за 10 тысяч»? Как, прежде всего, быть с безопасностью – проблема которой как стояла, так и стоит? Что при социализме, что при капитализме.

    – На каждой шахте есть государственный стандарт промышленной безопасности. У нас в Кузбассе есть свой, более высокий стандарт промышленной безопасности на опасных объектах, – разъясняет собравшимся у проходной «Листвяжной» губернатор Сергей Цивилев. – Этот набор мероприятий прописан в журналах, все контролируется. Все эти материалы сейчас изъял Следственный комитет. Он разбирается, соответствуют ли прописанное в журналах реальной обстановке или нет. Подтверждаю, что родственники делали заявления [о датчиках]. Следствие установит, были ли нарушения, и если да – то кто в них виноват. Это очень важно для всех: разобраться в ситуации – и чтобы такое не повторялось, чтобы трагедий больше не было.

    – Это было всегда. Это есть. И это будет, – вздыхает Вениаминов, когда речь заходит о гибели шахтеров.

    – Даже если ввести, как в очередной раз предлагается, огромные штрафы для угольных промышленников? В дополнение к уголовной ответственности, просто по факту гибели людей в забое?

    – Человек, спускающийся в шахту, берет билет в один конец, – говорит полный кавалер ордена «Шахтерская слава». – Просто контролер приходит не каждый раз.

    Пока людей в шахтах полностью не заменит автоматика – все может случиться всегда. Горное дело – такое дело, другим для шахтера оно быть не может.

    В понедельник все будет готово к выдаче первых тел погибших на «Листвяжной». Будут вытаскивать остальных. В Кузбассе начнется время похорон.

     Мой не дожил до отпуска, до второго числа…
     Берегите своих родных, да *** с ними, с любыми деньгами, прожили бы…
     Наших уже не уберегли. Пусть у вас всегда будет не так, как у нас. Извините, что коряво сказала.

    Так, друзья — сегодня будет пост на интересную тему, о которой я давно хотел написать — пост о трагических судьбах советских актёров. Не знаю, в курсе вы или нет — но многие телевизионные и киношные кумиры пятидесятых-восьмидесятых годов, которых вы много раз видели в старых фильмах — умирали в нищете и безвестности…

    Поклонники СССР часто любят сравнивать совок с Западными странами – так вот там ситуация с такими вещами была кардинально иной — в молодые годы кинокарьеры известный и узнаваемый артист становился миллионером (часто — мультимиллионером), что обеспечивало ему безбедную старость. В СССР же знаменитый артист в лучшем случае успевал заработать на единственную квартиру, а все остальные деньги, зарабатываемые премьерами и показами фильмов — присваивало себе государство, и артист в старости оставался ни с чем, пишет Максим Мирович в Facebook.

    Видео дня

    Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о нескольких трагических судьбах советских актёров.

    Юрий Белов.

    Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

    Юрий Белов — одна из звёзд советского кино 1950-х годов, сыгравший множество ролей «простых парней из народа» — такой образ был очень популярен в кинематографе тех лет. Юрий Белов сыграл одну из главных ролей в фильме «Карнавальная ночь», сыграл видные роли в фильмах «Весна на заречной улице», «Девушка без адреса» и «Неподдающиеся» — последний, кстати, и сейчас смотрится весьма годно, так как троллит скучный и унылый совок.

    На Западе после таких звёздных ролей в молодые годы (Белова знала буквально вся страна) актёр стал бы мультимиллионером и безбедно бы жил до старости, но судьба Юрия сложилась трагически — в середине 1960-х годов он попал в психиатрическую лечебницу после неосторожного высказывания о Хрущёве — в одной из компаний Юрий сказал, что мол Хрущёву «недолго осталось, скоро его снимут» (и, кстати, был прав). Кто-то донёс на Белова, после чего его отправили в психушку, что сломило и его, и его кинокарьеру — Юрия с большой неохотой брали на съёмки.

    В последние годы Белов снимался мало, подрабатывал частным извозом на «Москвиче», купленном в годы былой популярности, начал пить… Юрий Белов умер 31 декабря 1991 года, в возрасте всего 61 год — он так и не дождался новогоднего показа фильма «Карнавальная ночь», который он любил смотреть, вспоминая свою молодость…

    Леонид Харитонов.

    Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

    Леонид Харитонов — Ещё одна звезда 1950-х и кстати ровесник Белова — он родился в 1930 году. Харитонов стал мега-популярным после того, как снялся нескольких фильмах в роли Ивана Бровкина — «слегка непутёвого простого парня, из которого армия делает человека». Харитонов обладал природным обаянием и образом а-ля Есенин — «кудрявый парень из народа», и многие зрители даже считали, что в кино он просто играет самого себя — мол, на самом деле есть такой Иван Бровкин, о жизни которого и сняли кино.

    Фильмы про Ивана Бровкина увидели миллионы советских зрителей, и где-нибудь в Голливуде актёр был бы мультимиллионером — но в СССР актёр ничего толком не заработал. С возрастом внешность артиста стала меняться, его уже не приглашали на роли «простых парней», а заработанных в годы былой популярности копеек не хватало — и в восьмидесятые годы артист жил очень бедно.

    Летом 1980 года артист перенёс первый инсульт — в то время ему было всего 50 лет. Затем был второй инсульт и конфликт с новым руководством МХАТа — от Харитонова в ультимативной форме потребовали убраться из театра, что было для него вопросом выживания — без сцены артист просто не имел бы средств для существования. 20 июня 1987 года у Харитонова случился третий инсульт, которого он не пережил…

    Сергей Филиппов.

    Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

    Сергей Филиппов не сыграл ни одной знаменитой главной роли, но прославился как гениальный артист эпизодов — стоит вспомнить хотя бы лектора из «Карнавальной ночи» с его знаменитым монологом «Есть ли жизнь на Марсе?», аптекаря из «Новых приключений неуловимых», клиента фотоателье из фильма «Мы с вами где-то встречались» или посла из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Ещё Сергей Филиппов сыграл несколько запомнившихся ролей всяких неотёсанных и хамоватых советских начальников и бюрократов.

    В 1950-60-е годы Сергей Филиппов стал мега-популярным — его узнавали на улицах, здоровались за руку, постоянно звали в гости или просто выпить «за компанию». Однако, как и в случае с Харитоновым и Беловым, эта популярность в СССР никак не монетизировалась — актёр до последних дней был вынужден много и тяжело работать, несмотря даже на диагностированный у него рак мозга, от которого он лечился в последние годы.

    Кумир пятидесятых годов умирал в одиночестве и нищете, всеми брошенный и забытый, это случилось в 1990 году. У Сергея Филиппова не было денег даже на похороны — причём «Ленфильм», который благодаря Филиппову некогда заработал огромные капиталы, не дал на похороны ни копейки. Хоронил Филиппова Александр Демьяненко (Шурик), собирая по копейке деньги у актёров, которые лично знали Филиппова.

    Алексей Смирнов.

    Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

    Алексей Смирнов — ещё один гениальный актёр эпизода, прославившийся ролями Верзилы в «Операция Ы» и ролью механика Макарыча в фильме «В бой идут одни старики». Мало кто знает, но в юности Алексей Смирнов на самом деле воевал — был командиром огневого взвода в миномётном полке, награждён медалями и орденом Славы, был тяжело контужен в конце войны.

    Однако несмотря на героическую юность и последующую кино-славу, Смирнов был нищим — страна никак не отблагодарила его за все заслуги. В апреле 1979 года актёр узнал о смерти Леонида Быкова, с которым дружил — после чего ушел в запой и попал в больницу с болезнью сердца, где и умер. За две недели пребывания в больнице актёра никто не навестил. Знаменитый актёр и ветеран Алексей Смирнов был настолько беден, что на его похороны пришлось собирать деньги по соседям и знакомым — а его могилу привели в порядок только в недавнее время — до этого она была почти заброшенной…

    Семён Фарада.

    Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

    Семён Фарада снимался очень много в период 1960-80-х годов, снявшись за 30 лет работы в кинематографе в 130 фильмах. Что интересно — Семён Фарада не имел актёрского диплома, но занимался в многочисленных профильных кружках и студиях. Я слышал версию, что Семён Фарада собирался поступить в театральный ВУЗ — но этому помешал пресловутый «пятый пункт» — Семён Фарада был евреем.

    Фарада был одним из самых узнаваемых и любимых советских актёров — но тоже умирал в нищете. С возрастом здоровье Семёна пошатнулось, начались проблемы с сердцем, Фарада перенёс несколько инсультов. В последние годы жизни Семён практически не выходил из дома — после инсульта он упал и сломал шейку бедра. И государство, и друзья забыли про Фараду — от заработанных в советские годы копеек не осталось и следа, и деньги для больного Семёна собирал его друг Александр Абдулов.

    Георгий Вицин.

    Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

    Георгий Вицин начал активно сниматься в пятидесятые годы, причём было ему уже под 40, но благодаря юной внешности Вицин ещё много лет играл розовощёких комсомольцев. Звездный статус пришёл к артисту в шестидесятые — после съёмок в роли Труса в нескольких фильмах Леонида Гайдая. А ещё Георгий Вицин долгие годы играл в театре и озвучил множество мультфильмов — уже за одно это в развитой стране артист был бы миллионером.

    Что интересно — несмотря на очень удачные и правдоподобные роли советских алкоголиков на экране, сам Георгий Вицин практически не пил, вёл здоровый образ жизни и серьезно занимался йогой.

    В последние годы жизни Вицин жил хоть и не в нищете, но очень бедно. За всю жизнь Вицин заработал две квартиры — одну из них, побольше, Георгий отдал своей дочке, а сам перебрался во вторую квартиру — хрущёвку в Староконюшенном переулке, где и жил весьма бедной и скромной жизнью. В последние годы жизни Вицин, одетый в старую заношенную одежду, любил ходить кормить голубей, предпочитая не общаться с журналистами.

    Елена Метёлкина.

    Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

    В завершении поста расскажу вам ещё об одной если не трагической, то весьма несчастливой судьбе советской актрисы по имени Елена Метёлкина — которую вы должны знать по ролям Нийи в фильме «Через тернии к звёздам» и сотрудницы института времени Полины в фильме «Гостья из будущего» — последняя произвела на меня в детстве неизгладимое впечатление, Елена в этой была очень красивой и эффектной и, пожалуй, сформировала во мне идеал женской красоты и грациозности)

    Однако несмотря на звездные роли (фильм «Через тернии к звездам» в кинотеатрах посмотрело более 20 миллионов человек), несмотря на довольно успешную параллельную карьеру манекенщицы, Елена толком ничего не заработала, а ещё ей не повезло с личной жизнью, брак Елены оказался крайне неудачным — муж был «брачным аферистом» и пытался отсудить у Елены единственную квартиру.

    Позже Елена Метёлкина оставила кино и карьеру манекенщицы, увлеклась религией, и по некоторым данным — сейчас работает в иконной лавке и поёт в церковном хоре в одной из церквей Москвы.

    Такие дела. Как видите — если в развитых странах актёрская слава автоматически означала богатство и независимость, то в СССР слава часто приходила одна, а когда молодость и актуальность актёра проходили — про него быстро забывали, и часто артист доживал свои последние дни в полной нищете, государство просто выбрасывало его на обочину…

    Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете.

    disclaimer_icon

    Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

  • Рассказ белая уточка читать
  • Рассказ белова мальчики краткое содержание
  • Рассказ без прилагательных игра
  • Рассказ без названия чай без сахара каша без масла
  • Рассказ бежин луг рассказ мальчика феди