Рассказ бельгер дедушка сергали

Дед мороз динамик хрипит, как простуженная торговка, предлагающая залежалый товар. от этого хрипа танго в сумасшедшем доме звучит ещ трагичнее.
ДЕД МОРОЗ

Динамик хрипит, как простуженная торговка, предлагающая залежалый товар. От этого хрипа «Танго в сумасшедшем доме» звучит ещё трагичнее. Голос скрипки то взлетает к пыльной люстре, то со скрежетом разбивается о железную батарею. «Пыль на батарее ещё не вытерла», —отмечает про себя Верочка.
Сегодня последний понедельник в уходящем году, у Верочки выходной, она занимается уборкой. Водить тряпкой по полу ей легче под музыку Шнитке. У Верочки на каждый случай припасена особая музыка. Чтобы сосредоточиться — Бах. Включит, стоя в пробке, орган, вздрогнет, отгонит дрёму и видения — картинка на лобовом снова резкая, без экспрессионизма. На случай хандры — Чайковский. Заварит чай с травами, в плед с головой завернётся и слушает «Детский альбом». Если на работе проблемы и хочется плакать — «Вокализ» Рахманинова. Правда, Рахманинова не любят соседи. Они не имеют возражений ни против Оксимирона, которого слушает во всю мощь сын Верочки, ни против Кэти Перри, которой в полный голос подпевает Верочкина дочь, но стоит только зазвучать Рахманинову, с соседями случается припадок, и они начинают стучать в стену тупыми предметами.
«Рано в этом году поставили ёлку, — сама с собой разговаривает Верочка, протирая гладкую батарею, — половину комнаты занимает».
Большая, под потолок, искусственная ёлка наряжена крупными блестящими шарами и гирляндами, под ёлкой среди мишуры и синтетического снега стоит краснощёкий Дед Мороз в расшитом золотом кафтане, с посохом и большим красным мешком. Игрушка из прошлого века. Семейная реликвия. От бабушки.
В фарфоровой спине Деда Мороза небольшое отверстие. В это отверстие ещё Верочкина мама просовывала записочки с желаниями. Дед Мороз хранит все самые главные мечты и чаяния Верочкиной семьи. Верочка не знает, что просили у Деда Мороза её мама и бабушка, но помнит своё желание, которое много лет подряд в канун Рождества аккуратно выводила на тонкой, прозрачной бумаге, скатывала в крошечную колбаску и засовывала Деду в спину.
Верочка встаёт перед игрушкой на колени, протирает её фарфоровое лицо тряпкой, поправляет гирлянду. Вспоминает, что так и не придумала подарок мужу, чуть хмурится, вдруг понимает, что нужно сбегать на кухню, вытащить из холодильника мясо, различает в переливах «Признания в любви» телефонную трель, вздыхает, поднимается с колен, идёт к телефону.
— С наступающим, Верочка! — говорит из трубки отдалённо знакомый голос.
— Спасибо! И вас… — неуверенно отвечает Верочка.
— Это я! Тётя Галя! — радуется голос. И перед Верочкой во весь свой внушительный рост вырастает старшая сестра папы. У тёти большое круглое лицо, синие водянистые глаза, пышные обесцвеченные волосы, яркие карминовые губы. Она смотрит на Верочку сверху вниз, поправляет причёску, прищуривается.
— Здравствуйте, тётя Галя! — притворно весело отвечает Верочка. Ногам становится холодно, тапочки остались возле ёлки, окно открыто, комната проветривается, Верочка стоит на сквозняке.
— Ну, как ты? — спрашивает тётя Галя, и голос её, как и двадцать, и тридцать лет назад очень тонкий, неприятно высокий.
— Хорошо. А вы? Как ваше здоровье? — переминаясь с ноги на ногу, продолжает разговор Верочка. Они не общались с тётей Галей по меньшей мере лет десять, но зачем-то делают вид, что не было всех этих лет и между ними тёплые родственные отношения.
— Да со мной всё хорошо, — отвечает лисьим голосом тётя Галя, понижая звуки на слове «хорошо». Сердце Верочки замирает, тело напрягается, как перед прыжком. Верочка боится продолжения разговора. Она не ждёт от тёти Гали хороших новостей. Тётя никогда их не приносила. — А ты в курсе, как дела у твоего отца? — разряжает обстановку голос из трубки. Верочка с облегчением выдыхает.
— Ну, мы с ним пятнадцать лет не виделись, тётя Галя! Как же я могу знать? — разрешает себе эмоцию Верочка и идёт к ёлке в поисках тапочек. Их нигде не видно, ноги уже ледяные.
— А я тебе расскажу, дорогая, как дела у твоего папы! — Верочка представляет, как тётя Галя кривит губы и качает своей большой круглой головой. — Очень плохо у него дела!
Тишина длится дольше положенного. Кажется, она длится слишком долго.
— Аллё? — нарушает неловкую тишину голос тёти, решившей, что связь прервалась.
— Да-да, я вас слушаю, — как ни в чём не бывало, откликается Верочка.
— Я тебе говорю, отцу твоему очень плохо! Понимаешь ты это? — почти кричит в трубку тётя Галя. — Он совсем один! В своём возрасте! — тётя Галя всхлипывает, отрывисто дышит.
— Он болен? — не реагируя на слёзы, спрашивает Верочка.
— А кто в шестьдесят здоров? — рыдая, отвечает тетя Галя.
Перед глазами Верочки появляются Разумовский и Семёнов. Она их не вызывала, но они очень отчётливо нарисовались. Оба очень даже здоровые. Разумовский — новая пассия её лучшей подруги. Ему, кажется, шестьдесят три, и что в нём нашла Юлька, Верочкина подруга, сказать трудно, но одно точно бросается в глаза: здоров он как бык и бывшему сорокалетнему Юлькиному бойфренду в подметки не годится. А Семёнов — шеф Верочки, успешный владелец сети ресторанов и хозяин журнала, где Верочка редакторствует. В прошлом году праздновали его юбилей, как раз шестьдесят, а в этом году он в четвёртый раз женился — на пришедшей в журнал студентке. Кстати, по-хорошему, Верочке надо бы не уборкой заниматься, а поисками новой работы.
— Тётя Галя, он что, немощный? — спрашивает Верочка.
— Он пожилой и одинокий! — скулит тётя Галя.
— Тётя Галя, у меня шеф его возраста и детей ещё планирует, а насчет «одинокий» — это его выбор. Чего вы от меня хотите?
— Верочка, скажи, ты любишь папу? — шмыгнув в трубку, холодным голосом спрашивает тётя Галя, и Верочка чувствует, как большой крепкий кулак с размаху бьёт её под дых. Воздух становится разреженным, Верочка превращается в маленькую девочку, сидящую за большим, покрытым белой скатертью, столом. В центре стола стоит круглый зеркальный самовар, на блюдцах разложены сладости, в хрустальных розеточках варенье и мёд, из окна льётся солнечный свет, мама с папой совсем молодые, красивые. В доме много людей, все они ходят, смеются, разговаривают. Рядом с Верочкой сидит тётя Галя, наливает из самовара чай и шёпотом спрашивает: «А если мама с папой буду жить отдельно, ты с кем останешься? Ты кого из них больше любишь?»
Маленькая Верочка силится, чтобы не заплакать, смотрит на большое лицо тёти Гали, качает, будто ей весело, ногой и не может ничего ответить. Потому что мама с папой не могут жить отдельно. Потому что Верочка не может кого-то из них выбрать.
Много лет спустя Верочке, подросшей и окрепшей, научившейся защищаться и пользоваться оружием обидчиков, этот стол с самоваром приходит в ночных кошмарах, ему давать отпор она не умеет.
— Тётя Галя, вы зачем сейчас меня об этом спрашиваете? Прошло тридцать пять лет! Тридцать пять! А ваши вопросы не изменились! — голос Верочки становится металлическим, холодным и опасным.
— Верочка, милая, зачем ты кричишь на пожилого человека? Да что же с тобой стало-то?
Верочке хочется крикнуть в трубку, что она не верит ни одному её слову, ни одной её интонации, что правильно её не взяли в актрисы, потому что она бездарна. Это было бы стопроцентным попаданием, это было бы больно. Байки про тётю Галю, актрису из погорелого театра, были ходовыми в Верочкином детстве, когда тётя была яркой, амбициозной, знала наизусть чуть ли не все монологи, звучавшие со сцены городского театра, и убежала из дома с приезжим чернобровым красавцем. Потом, правда, вернулась — какая-то грустная, неинтересная, пошла работать на шоколадную фабрику, растолстела и записалась в мужененавистники.
— Давайте уже прекратим этот спектакль, — говорит Верочка. – Чем я могу ему помочь? Что от меня требуется?
— Ему нужна семья, Верочка!
— Тётя Галя, я попросила без театра…
— Хорошо. Ему негде жить. Купи ему квартиру. Или забери к себе. В конце концов, он исправно платил алименты! И если бы твоя мама была жива, она бы… – Верочка не даёт тёте закончить. Нажав на красную кнопку, она прерывает звонок и выключает телефон. Руки её трясутся.
Шнитке закончил свою историю. В комнате тихо. Подойдя к полочке с дисками, Верочка перебирает коробки с именами, руки трясутся так сильно, что пальцы промахиваются и не могут попасть в кнопки на музыкальном центре. Сейчас Верочка согласна на любую музыку, только чтобы громко.
За окном пошёл снег. Из распахнутой рамы в комнату летят влажные перья. Будто кто-то ощипывает ангелов. Перья на лету крошатся, тают. На полу под подоконником образовалась лужица. В лужице стоят тапочки.
Верочка влезает бесчувственными ледяными ногами в мокрое нутро тапок, закрывает окно, берётся за тряпку. Протирает портрет мамы, пианино. Чтобы освободиться от колючего ежа, застрявшего в горле, разрешает себе поплакать, слёзы не идут. Открывает крышку бесполезного последние пятнадцать лет пианино, пытается вспомнить что-то из обязательной программы, не получается.
Мама улыбается с портрета красивой, спокойной улыбкой — такой, какая была у неё до катастрофы. До Верочкиной катастрофы.
Вчера Верочке исполнилось семь лет, ей подарили сумочку через плечо, калейдоскоп и набор врача. Сегодня первый день осени, важный день. Верочка стоит посреди комнаты в школьной форме, красивом белом фартуке, на голове огромные белые банты. Хочется скорее уже выйти на улицу и закричать на весь двор «я — взрослая!», но мама какая-то медленная и не торопится.
— Мама, а где папа? — спохватывается Верочка, не сразу заметившая отсутствие отца.
— Папа уехал. Он больше, Верочка, не будет жить с нами, — говорит мама, и лицо у неё совсем чужое. Верочка бросает взгляд на диван, рядом с которым обычно стоит папина гитара. Гитары нет.
Следующим утром Верочка долго не открывает глаза, лежит и прислушивается к звукам в квартире. Вот сейчас она услышит разговоры на кухне, вот сейчас папа будет о чём-то рассказывать, а мама — смеяться. Верочка вздохнет и поймет, что всё было дурным сном. Каждое новое утро она лежит и прислушивается к звукам в квартире. И ненавидит тишину.
Мама работает в музыкальной школе, её ученики теперь почти каждый день приходят к ним домой. Олимашиколи тарабанят вальсы и марши, стучат гаммы и арпеджио, готовятся с мамой к конкурсам, отвлекают её от окна. Когда дома нет чужих людей, мама замирает, подходит к окну и, держась за занавеску, смотрит вниз, туда, где стоял папин «Москвич».
Верочка в мамином присутствии к окну не подходит, но, если мамы нет дома, становится её маленькой копией и стоит у окна точно так же – спина ровно, ноги в третьей позиции, голова приподнята.
Спустя полгода папа въезжает во двор. Звук папиного «Москвича» Верочка может узнать из тысячи других. Верочка летит в нему вниз по лестнице и прижимается к щетине, пуговицам, старой замшевой куртке. Хочется прижаться к нему целиком и больше никогда-никогда не отпускать.
— Значит, ты вернулся? Значит, мы снова будем жить вместе? — шепчет маленькая Верочка, и щёки её горят, и слёзы почти сладкие.
— Верочка, я никуда не ушёл. Просто жизнь сложная. «И разбитую чашку склеить нельзя», — говорит книжным языком папа и не смотрит в глаза. А Верочка плачет и держит его за руку, и просит, и умоляет остаться насовсем. А после того, как он уезжает, винит себя за навязчивость и всё пытается понять, что сделала не так, почему не смогла убедить.
Папа приезжает редко, но всегда с книгами. Вместе читают Хайяма, Бродского, Ницше. Верочке хочется «Жёлтый туман», но она уже знает от папы, что самое страшное в жизни — нытьё и ненужные вопросы. Верочка не задаёт вопросов и никогда не ноет, ей просто приятно слушать папин голос, поэтому пусть читает, что хочет, только пусть подольше. У папы красивый голос, он поёт в музыкальной группе, к нему на концерты приходят люди. Он много ездит по стране и модно одевается. Верочка ходит в заштопанных рейтузах и перешитой маминой куртке. Звук вальсов и маршей в их квартире теперь означает масло на посыпанном солью хлебе.
На очередной Новый год папа привозит Верочке большие коричневые ботинки и календарь с фотографией его группы. На календаре папа в центре, у него накрашены глаза и пышные волосы. У мамы уже неделю температура, и она лежит под ватным одеялом. «Маме тяжело с тобой, — говорит папа, — быть может, переедешь жить ко мне?» Верочка чувствует своё сердце где-то в горле и в висках, не может остановить воду из глаз, будто сорвало кран. Плачет всю ночь, утром первого января с трудом открывает опухшие глаза, варит маме бульон и понимает, что стала взрослой.
До окончания школы жизнь Верочки — погоня за призраком. Её картина счастья — маленькая фотокарточка в альбоме. Каждый год перед Рождеством Верочка красивым почерком выводит на тонкой бумаге одно-единственное желание. Желание не сбывается. У Верочки две подруги, кошка и дневник. С подругами Верочка обсуждает то, что важно для них, в дневник пишет то, что важно для неё. Мама часто болеет, тихо разговаривает, почти не улыбается.
К ним в гости часто приезжает тётя Галя. Обвиняет маму в мягкотелости, учит жить. Рассказывает о новых папиных увлечениях, хвастается его успехами. Играет успешную даму, ведёт себя будто на сцене, иногда просит денег. Говорит, что они с папой одного поля ягоды — слишком яркие, слишком талантливые и не приспособлены к тихой семейной жизни. Говорит, что обычным людям понять их не дано. После её визитов мама закрывается в ванной.
Мама умирает через неделю после Верочкиной свадьбы. Умирает спокойная, будто даже счастливая. С улыбкой на тонких, белых губах. Обманув всех, никому не сказав о своей болезни, отказавшись от медицины, от внимания и помощи. Уходит довольная собой, доверив дочь доброму, к счастью, не творческому человеку. Папа на похороны не приезжает. Тётя Галя говорит «ему слишком тяжело, потом поймёшь».
Верочка всё уже поняла. Она давно взрослая женщина. И замужем не первый год — всякое и в её семье было. Она больше не стоит у окна в ожидании чуда. Она поняла, что чуда ждать не нужно. Оно всё время рядом. Да что там говорить, надо уже заканчивать эту уборку и готовить ужин.
Дед Мороз смотрит на неё своими синими нарисованными глазами, чуть поджав губы. Будто за что-то извиняется.

Диана СВЕТЛИЧНАЯ.

Альберт Рау: «Долгое эхо депортации»previmageКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Альберт Рау: «Долгое эхо депортации»

80 лет назад Президиум ВС СССР издал Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Была ликвидирована немецкая автономия, а ее жители вывезены в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. О судьбе советских немцев беседуем с депутатом Мажилиса Парламента РК, доктором экономических наук, председателем Попечительского совета Общественного фонда «Казахстанское объединение немцев «Возрождение» Альбертом Рау.

Рассказ бельгер дедушка сергали

Под корень

– Альберт Павлович, 80 лет отделяют нас от августовского Указа о депортации этнических немцев СССР на окраины страны. Возьмем Кустанай – глубокий тыл. Отсюда эшелоны идут к линии фронта, а сюда везут немцев Поволжья.

– Немцы в то время жили не только в Поволжье. На Кавказе, Украине, в Крыму были колонии, а здесь – республика. Поэтому и Указ в первую очередь выкосил Поволжье. Эта же участь очень скоро постигла и колонии.

– На новых землях людей должны были обеспечить и жильем, и скотом, и зерном…

– Я видел документы, изданные Совнаркомом и Верховным Советом 26 августа 1941 года, за два дня до Указа о депортации. На бумаге условия переселения были вполне щадящими. Допускалось, что семья может взять с собой до тонны вещей, продуктов. А на местах, предполагалось, выдадут все необходимое для жизни – в соответствии с оставленным дома имуществом.

Можно, конечно, говорить, что все было пропитано ложью. Но, объективно, все эти планы разбились о войну и бедность тыловых регионов. Ситуация на фронте каждый день ухудшалась, все ресурсы уходили туда. Строить жилье было некому и нечем, продовольствия критически не хватало. И только великодушие местных жителей помогло немцам выжить в самые суровые военные зимы.

Недавно в Костанае открыли мемориал Кенжегали Абеновичу Сагадиеву. Однажды он рассказал мне, как в его четыре-пять лет, семья Сагадиевых жила в Семиозерном районе, увидел немецких спецпереселенцев. Они скоблили мерзлую тушу павшего коня – падаль, одним словом. Эту страшную картину Сагадиев помнил всю жизнь.

Вы здесь навечно!

– Что могло случиться, если бы все немцы остались на своих землях?

– Ответ отчасти дает история немцев, которые попали под оккупацию на Украине. Власти не успели всех переселить. Командование вермахта, конечно, не оставило местных немцев без внимания, их подвергли опять же переселению, но уже в Германию или на завоеванные земли. В 45-м пришли советские войска, которые «своих» немцев переселили в те же дальние районы СССР, на те же лесоповалы. Позволю себе высказать простую истину: у государства были основания отселить немцев подальше от фронтовой полосы, от стратегических направлений, на которых решался исход войны. Напомню, что и американцы в 1941 году отселили японцев со своих западных побережий, там это называлось интернированием. Суд признал этот закон конституционным, но после окончания Второй Мировой войны его отменили.

– Почему в СССР с немцами пошло не так?

– Приведу рассказ мамы: 9 мая 45-го, они, немцы-трудармейцы, радовались Победе. Но комендант лагеря им сказал: а вы что сияете? Вы здесь навечно! В СССР немецкая трагедия затянулась на долгие годы, только в 56-м разрешили передвижение, но не на свои земли. Уже были отправлены в Германию немцы-военнопленные, и так называемые бандеровцы вышли из лагерей, а немецкие спецпереселенцы все еще не имели возможности свободно передвигаться.

Считается, что первый послевоенный канцлер ФРГ Конрад Аденауэр сумел повлиять на Хрущева. Он вел переговоры о возвращении в Германию военнопленных, это было ключевое условие для установления дипломатических отношений между СССР и ФРГ. Может быть, не вполне официально, но разговор шел и о советских немцах, судьба которых не так уж сильно отличалась от судьбы военнопленных.

– Что помешало немцам вернуться на родные земли в Союзе?

– Буду рассуждать не как обыватель, а как государственник, политик. Война, счет шел на дни, опасность возникновения пятой колонны существовала реально. Чтобы защитить государство, все средства, условно говоря, приемлемы. Но что получилось? Автономию юридически ликвидировали, а физически в местах, откуда изгнали немцев, осталось их жилье, остались целые деревни, колхозы, артели, техника, скот. Все это не ликвидировали, оно перешло к другим хозяевам. Вот здесь и столкнулись интересы. Людей, которых эвакуировали из западных регионов, надо было где-то расселять. Они стали жить в немецких домах. В пятидесятых, когда отменили спецкомендатуры, теоретически вернуться можно было бы, но там подняли шум: «немцев нам не надо».

Фактически же мотивы протестов были сугубо материальными. Государство разрешило коллизию не в пользу немцев. В этом году я был две недели в Ессентуках. Оттуда ехать до Нальчика, столицы Кабардино-Балкарии, где-то час. Моя мама сама из-под Краснодара. Но еще в 30-х семью раскулачили, все забрали. Дед погиб на поселении в тайге на севере. Мамин старший брат-врач купил домик под Нальчиком для матери, в поселке. Бабушка с двумя дочерями, одна из них моя мама, с тремя внучками там жили. Мама училась в педучилище. Очень хотелось увидеть это место хотя бы через 80 лет. Поехали со старшим братом. У нас сохранилась справка, что дом сдали по такому-то адресу. И то, что я не смог найти дом своей бабушки в Кабардино-Балкарии, вполне увязывается с тем, что сделано было все возможное, чтобы, даже вернувшись, люди не нашли свой адрес.

Новая реабилитация

– Что сделано для тех, кто ищет родные следы до сих пор?

– Я вижу выход в оцифровывании архивов. Доступ к бумажным архивам тяжело дается. Из соображений безопасности или этики архивы до сих пор закрыты. Но сейчас в Казахстане создана Госкомиссия по Указу президента Токаева о полной реабилитации жертв политических репрессий. «Возрождение» тоже вошло в комиссию. Надо хотя бы номенклатуру дел составить в электронном виде, чтобы человек, который ищет сведения о своих, мог ориентироваться в этих делах, иметь направление в поиске.

Многие уехали в Германию, в Россию, но вдруг завтра что-то понадобится. Пусть люди знают, где лежит дело. Опять же на своем примере: адрес дома бабушки мы с братом не нашли. Я связался сначала с архивом Кабардино-Балкарии: вы мне справку дали, что бабушка сдала дом, а глава администрации поселка говорит, что нет такого дома и нет такой улицы. Как такое может быть? Отвечают: ничего не знаем. Теперь работает специалист, которого мы наняли, будет искать любые факты.

Я к тому, что тяжело и не каждому по возможностям работать с архивами. Нередко люди получают отписки: была война и все сгорело. Но это не ответ. Если дела будут оцифрованы, мы будем знать хотя бы номера дел. Их выдают для ознакомления только родственникам или исследователям по особому запросу. Нам надо реестр составить, чтобы примерно зная, что предки находились в Караганде или в Кустанае, искали там информацию. Надеюсь, что пилотный проект по Костанайской области запустим в следующем году. С этой работой, конечно, надо торопиться, дела тлеют. Если их оцифровать, они послужат еще не одному поколению.

Рассказ бельгер дедушка сергали

1941-й. Из Поволжья  в Сибирь и Казахстан,  в неизвестность…

Непросчитанный «эффект»

– Когда рушился СССР, массовый исход немцев, грубо говоря, вбил гвоздь в экономику, в демографию, в социальную сферу страны…

– Я сам иногда думаю: предвидел ли кто-нибудь такой эффект от депортации, отчуждения, унижения миллионного этноса? Семьи рассеяли по окраинам Союза. Территории огромные – рассеять немцев не составило труда. Эти отголоски до сих пор ощущаются – и утрата языка, и ассимиляция с другими этносами. Понятие российские или казахстанские немцы размывается. Тем не менее Бельгер, Госсен, Геринг и многие другие выдающиеся немцы, пройдя через множество преград и ограничений, язык идеально знали, карьеру сделали и оставили неизгладимый след в памяти народа и страны.

Я называю наиболее известные в Казахстане фамилии, но и рядовые люди немецкой национальности всегда были в тонусе, я имею в виду настроение, с которым они работали. Я изучаю историю своего села Валерьяновки, историю своей семьи – люди были ударниками. Слово подзабытое, но его смысл и сегодня актуален. Немцы работали и поэтому выжили. Созидательные заслуги немцев, будь то Российская Империя или Советский Союз, из истории не вычеркнешь. А что такое восемьдесят лет? Возраст символического человека, который родился, трудился и до сих пор помнит, как что было.

Мы ежегодно отмечаем

28 августа возложением венков, в последние годы в лютеранском храме столицы проводим вечера памяти, молитвы за упокой посвящаем нашим родителям. Карантин вносит коррективы, но сегодня, как и раньше, проходит общенациональная акция памяти. В этот особенный год делаем упор на Интернет, чтобы он всех нас соединил и объединил. Этот день мы непременно должны прожить общей печалью и общей памятью.

Беседу вела Людмила ФЕФЕЛОВА

Фото kapital.kz и ru.rbth.com

Тема. Внеклассное чтение. Рассказ А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька». (7 класс)

Цель урока. Учить учащихся работе с художественным текстом произведения, отыскивать

необхо$димые цитаты для характеристики героев. Повторить, что такое эпизод,

композиция, художественное своеобразие произведения.

Заострить внимание на том, что пейзаж также играет значительную роль в

развитии сюжета.

Особо остановиться на положительных чертах характера Лёньки.

Воспитывать у учащихся такие черты, как доброта, отзывчивость, благородство. Оборудование. Портрет А.М.Горького 90-х годов. Иллюстрации к рассказу «Дед Архип и

Лёнька».$

Ход урока.

I Повторение. (Опрос).

  1. Что такое тема художественного произведения?

  2. Что такое идея?

  3. $ Каково отношение автора к главному герою в повести «Детство»?

II. Изучение нового материала.

1. Беседа о рассказе по вопросам.

  1. Понравился ли вам рассказ?

  2. Кто из героев рассказа более всего привлекает наше внимание и почему? (Конечно, Лёнька. Непосредственный, правдивый, добрый, отзывчивый и беззащитный мальчик).

2. Работа с текстом. Комментированное чтение и анализ отдельных эпизодов.

1$) Где происходят события, описанные в рассказе? Найдите описание природы. Как вы

думаете, о счастливых или трагических событиях пойдет речь?

$Работа с текстом. Зачитываются пейзажные зарисовки стр. 29,34,41,46,48,49.

а) Как вы понимаете выражения: «На темно-коричневом фоне земли», «Отрёпанные и
скорченные фигуры едва выделялись двумя жалкими комками», … «пыльные физиономии
были совсем под цвет бурым лохмотьям» — 29 стр.

б) Обратите внимание на портреты главных героев. Дед: «Костлявая и длинная фигура
дедушки…»

Лёнька: «… лежал калачиком. Ленька был мал$енький, хрупкий, в лохмотьях…» — Что можно сказать о них.

в) Как вы думаете, на что указывают уменьшительно- ласкательные суффиксы в словах
калачиком, маленький, личике.

Как автор относится к своему герою? (Он симпатизирует ему, жалеет его).

г) Обратите внимание, как описывает автор глаза Лёньки: «… большие, глубокие, не по-
детски вдумчивые…»

О чем говорит эта деталь?

Обобщение учителя.

Унылый пейзаж, которым открывается рассказ, подчёркивает серую и безотрадную жизнь деда и внука. Мутные волны, тёмно-коричневый фон земли гармонируют с душевным состоянием героев. Правдиво написаны портреты нищих.

$

И Архип ,и Лёнька худы, в лохмотьях.

А.М.Горький удивительно точно находит простые слова, чтобы передать бедственное состояние людей. У деда глаза тусклые, воспалённые. Он плачет о том, что скоро умрёт и оставит горячо и скорбно любимого Лёньку одного на белом свете, а река равнодушно плещет о берег, «Ярко улыбается безоблачное небо». Здесь пейзаж контрастирует с душевным состоянием — смятением старика.

$

2) обратите внимание на то, как постепенно автор усиливает напряженность рассказа, как рассказ
наполняется социальными мотивами.

Работа с текстом. Чтение и комментарий. а) «Лёнька, Лёнька!., кабы грамоту тебе!…»,заканчивая словами «Сытый человек-зверь. И никогда он не жалеет голодного. Враги друг другу — сытый и голодный…»

$ Обобщение.

3) Чтение и разбор сцены встречи Лёньки с девочкой (Сцена начинается по ролям)

а) Как отнесся Лёнька к девочке?

б) Как это его характеризует?

в) Инсценировка.

Обобщение учителя.

4) Как Ленька относится к тому, что дед ворует. Найдите эти эпизоды в тексте. Прочитайте,
а) Анализ текста стр. 43,44,46;

зачитываем эпизоды стр. 47: «Тяжёлая, изорванная и лохматая туча…» и заканчивая словами: «Не$ будет тебе на том свете прощенья за это!»

Обобщение.

5) Чтение заключительных (трёх) страниц рассказа.
Обратите внимание.

а) Как пейзаж усиливает трагическую развязку рассказа.

б) Вспомните, что такое авторская позиция, какова она здесь?

в) Проанализируйте следующие отрезки художественной такни произведения:

«Кри$к его, заглушаемый отзвуками грома, прозвучал, как удар в маленький, разбитый колокол».

Когда бьют в колокола? (Когда приходит беда, несчастье).

Трагическая нота звучит и дальше: «Стали падать крупные капли дождя, и их шорох звучал так таинственно, точно предупреждая о чём-то… каждая капля… умирала без эха.$..»

Как вы понимаете слово «ЭХО»?

Это отзвук. Повтор. В данном случае подразумевается повторение смерти.

И далее читаем: «Голос деда поднялся до пронзительного визга, вселившего в грудь Лёньки ужас».

И так, зазвучала ещё одна трагическая нота — судьба Лёньки. Она под ударом.

Читаем дальше.

«Удары грома, сотрясая степь и небо, $рокотали теперь…» заканчивая словами: «А дождь, падая, шумел…»

Обобщения и выводы учителя.

При помощи афоризмов, вложенных в уста деда, А.М.Горький так определяет характер взаимоотношений бедных и богатых: « Сытый человек-зверь… Враги друг другу — сытый и голодный…»

Окружающие условия нравственно исковеркали деда, озлобили его. Он научился лгать, притворяться, жадничать, $воровать. Изображая встречу с казаком, писатель не только говорил об униженном положении обездоленных, но и указывает на умение деда притворяться смирным. «Дед и внук стащили шапки и низко поклонились», подойдя к богатому казаку. А дальше дед говорит «гнусавым» голосом, кряхтит и стонет, горбится больше, чем надо. И все это для того, чтобы разжалобить казака. Архип туго набивает мешок выпрошенными кусками, хотя с маленьким мальчиком ему столько не надо. В станице дед крадет кинжал и платок.

По характеру Лёнька значительно отличается от деда. Внук не успел ещё впитать в себя мораль старого мира. Он добр, весел, отзывчив, мечтателен. Ему трудно понять деда, оправдать его воровство.

$

Тронутый слезами девочки, Лёнька с гневом бросает в лицо деду: «Вор ты старый!»

Разразившаяся во время этого столкновения гроза помогает острее почувствовать тяжесть переживаний героев. Дед и внук гибнут. «Ложь, притворство, воровство — нора рабской морали», — говорит читателю рассказ «Дед Архип и Лёнька».

  1. Рассматривание иллюстраций к рассказу и беседа по ним.

  2. Рефлексия:

  1. С каким рассказом А.М.Горького познакомились на уроке?

  2. Что особенно запомнилось в характере Лёньки?

  3. $ Какова основная идея рассказа?

  4. Есть ли у вас дедушки, бабушки. Как вы к ним относитесь?

V. Домашнее задание.

Написать сочинение — отзыв на рассказ А.М.Горького «Дед Архип и Лёнька» (Анализ произведения по тексту: М.Горького «Избранные произведения», «Детская литература», М., 1975).

$

$

$

$

Министерство просвещения РФ

городского округа город Михайловка

Волгоградской области

МКОУ «Реконструкторская СОШ»

$

Открытый урок внеклассного чтения в 7 классе

по рассказу М.Горького «Дед Архип и Ленька»

Учитель русского языка и

литературы высшей категории

Бахтин С.Ф.

п.Реконс$трукция

2014г.

Главная

Менеджмент и трудовые отношения
Совершенствование организации труда руководителя органа госуправления

Организация личной работы руководителей организаций. Элементы системы организации труда. Организация рабочего места управленческого персонала. Особенности организации труда руководителей и специалистов органов государственного и муниципального управления.

посмотреть текст работы

скачать работу можно здесь

полная информация о работе

весь список подобных работ

Нужна помощь с учёбой? Наши эксперты готовы помочь!
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь с
политикой обработки персональных данных

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1.1 Элементы системы организации труда
Глава 2. Особенности организации труда руководителей государственных органов
2.1 Руководители органов государственного и муниципального управления
2.2 Планирование работы руководителей и специалистов органов государственного и муниципального управления
Организация управленческого труда муниципальных служащих — один из важнейших факторов эффективной работы местной администрации. Его значение зачастую недооценивается руководителями и специалистами администраций. Однако именно рациональная организация управленческого труда существенно влияет на обоснованное распределение обязанностей внутри управленческого аппарата, методы и сроки внедрения различных технических и организационных нововведений, технологию выполнения управленческих работ, обеспечивая устойчивое положение муниципальных образований.
Одним из направлений научной организации труда муниципальных служащих является создание рациональной системы разделения труда и кооперации.
Разделение управленческого труда означает разграничение и обособление различных видов деятельности, а кооперация — совместное участие работников в одном или нескольких взаимосвязанных процессах. Вместе они призваны обеспечить качественное и эффективное выполнение возложенных на работников функций.
Разделение и кооперация труда взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это выражается в том, что расчленение процесса труда на отдельные составляющие с закреплением их за определенными работниками или группами работников в значительной степени предопределяет и форму взаимодействия.
Система планирования, организация и стиль работы муниципальной администрации в значительной степени зависят от личности руководителя. В отличие от представительного органа, где все решения принимаются коллегиально, а руководитель исполняет лишь функции ведущего (спикера), администрация как исполнительный орган организуется на принципе единоначалия. В зависимости от прежней профессии, квалификации и личных качеств главы администрации может изменяться и сама ее структура, например количество заместителей и распределение обязанностей между ними.
В теории менеджмента известно несколько стилей работы руководителя, оказывающих влияние на деятельность организации и поведение подчиненных. На крайних позициях находятся лидер авторитарного типа, замыкающий на себя решение всех больших и малых проблем, и либеральный лидер-стратег, оставляющий за собой лишь общее руководство и возлагающий решение всех текущих задач на членов подобранной им команды. В реальной жизни всегда наблюдается сочетание того и другого.
Самим характером муниципальной деятельности востребован руководитель с демократическим стилем управления, умеющий организовывать коллегиальную работу, выслушивать различные точки зрения, постоянно сверять принятые решения с ходом их реализации, не бояться вносить в них необходимые коррективы.
1.1 Элементы системы организации труда
К числу элементов организации труда руководителей, раскрывающих ее содержание, следует отнести:
— организацию труда в коллективе (разделение труда, регламентация труда по содержанию, регламентация труда по времени), выбор систем и методов работы;
— специфические проблемы организации личного труда (планирование и распределение рабочего времени, управление потоком посетителей, индивидуальный рабочий стиль, рациональное ведение корреспонденции и т.д.);
— организацию использования средств вычислительной и оргтехники;
— мероприятия по охране труда, обеспечивающие безопасные условия как для самого исполнителя, так и для окружающих его людей;
— мероприятия по укреплению дисциплины труда и устранению потерь рабочего времени.
— создание материальной и моральной заинтересованности в улучшении как индивидуальных, так и коллективных результатов труда;
— повышение квалификации и культурно-технического уровня работающих;
— регламентирование труда и отдыха;
— производственную эстетику, устройство, оснащение рабочих мест и правильное их обслуживание.
Перечисленные выше общие для любого объединения работников элементы системы организации труда на различных предприятиях и в разных социально-экономических условиях реализуются по-разному. Однако их успешная реализация во многом базируется на умении руководителей и специалистов правильно организовать свой труд.
Время — это уникальный ресурс, не подлежащий накоплению, как деньги; самый негибкий элемент нашего существования. Фактор времени — это ресурс, который тем дороже обходится руководителю, чем не эффективнее он его использует. Порой руководителю или специалисту, чтобы работать значительно эффективнее не требуется больше профессиональных знаний и способностей, чем у него есть в данный момент. А надо только усовершенствовать свои практические навыки в работе, устранить имеющиеся недостатки, позаботиться о более эффективном использовании рабочего времени.
Необходимость учета затрат рабочего времени сегодня признается практически всеми руководителями и специалистами. На практике, однако, мало кто из них реально решает для себя этот вопрос, что приводит к ряду отрицательных последствий: спешке и бесплановости в работе, переутомлению, слабой мотивированности в труде. Основная причина того, что учет затрат рабочего времени не находит широкого применения в практике работы руководителей (специалистов), состоит в отсутствии навыков к этому.
Проектирование рациональной организации труда руководителя (специалиста) требует учета всех выполняемых работ, систематического наблюдения за своим рабочим временем и изучения структуры его затрат. Это дает возможность анализировать использование рабочего времени, составлять обоснованные планы личной работы. Без учета и анализа использования рабочего времени составленные руководителем планы личной работы оказываются оторванными от реальных условий. Чашина О. Научная организация труда в системе управления персоналом // «Управление персоналом», N 12, июнь 2007 г.
Для изучения содержания труда и структуры затрат рабочего времени руководителей могут быть использованы следующие методы: анкетный и устный опросы, наблюдения.
Анкетный и устный опросы проводятся с целью изучения существующего состояния организации труда и использования рабочего времени, а также для изучения мнения сотрудников о необходимости проведения специальных мероприятий, способствующих повышению эффективности и улучшению условий труда.
Рационализация трудовых процессов, установление технически обоснованных норм времени основывается на всестороннем изучении производственных и управленческих процессов, исследовании взаимодействия элементов их составляющих, выявлении потерь и нерациональных затрат рабочего времени.
На практике изучение затрат рабочего времени руководителей и специалистов наиболее часто осуществляется с помощью специальных наблюдений, результаты которых служат для: совершенствования организации труда и производства; разработки норм и нормативов времени; выявления потерь и непроизводительных затрат рабочего времени; установления причин невыполнения или перевыполнения норм.
Наблюдения для изучения затрат рабочего времени различаются по видам, методам и способам проведения, а также по способам регистрации и формам записи результатов. В зависимости от цели изучения затрат рабочего времени различают следующие виды наблюдений: фотография рабочего времени, хронометраж и фотохронометраж. В практике нормирования труда сегодня наиболее часто используется метод фотографии рабочего времени.
Независимо от используемого вида наблюдения, его практическая реализация предполагает осуществление следующих этапов: подготовка к наблюдению; проведение наблюдения; обработка данных; анализ результатов и подготовка организационно-технических предложений в соответствии с целью проводимых исследований. Содержание работ на каждом из этапов во многом зависит от выбранного объекта или метода наблюдений. Столярова В. Проблемы государственной гражданской службы. Социальные стандарты и нормативы // «Кадровик. Кадровый менеджмент», N 1, январь 2007 г.
После завершения наблюдения зарегистрированные данные должны быть систематизированы и проанализированы в соответствии с целью проводимого исследования. Содержание анализа — это область организации личной работы руководителя (специалиста). Технические приемы и средства анализа базируются на аппарате математической статистики, элементах графических методов и основаны на суммировании данныхозатратахвремени по различным статьям номенклатуры работ.
Для обеспечения возможности анализа затрат времени все виды затрат необходимо сгруппировать в отдельные, относительно самостоятельные группы. Классификационные группы затрат рабочего времени руководителя (специалиста) определяются в зависимости от выбранного критерия. В качестве критерия могут выступать следующие факторы: характер выполняемых работ; функции руководства коллективом; место выполнения работы; форма работы; методы выполнения управленческих операций.
Используя данные о структуре затрат, можно провести анализ соответствия фактических затрат рабочего времени планируемым, а также определить потери рабочего времени с точки зрения достижимости намеченных целей. Нетрудно определить пропорцию, в которой время расходуется на получение необходимой информации, распределение заданий и передачу полномочий, проведение совещаний, телефонные разговоры, на прочие вопросы, не подлежащие классификации. Можно определить, сколько времени тратит руководитель на каждый вид работы, связанный с установившейся практикой или с решением повторяющихся задач, и сколько на одноразовые действия, собственно административную работу.
В процессе аналитической работы по изучению затрат рабочего времени важно получить ответы на ряд вопросов, которые приведены ниже.
Сколько времени тратится на выполнение специально выделенных работ? Для этого необходимо просуммировать время, потраченное на выполнение важнейших работ по дням и за весь период наблюдений. Выделенные важнейшие задачи могут быть важными для конечных или промежуточных результатов работы или стоять под особым контролем руководителя.
Где выполнялась работа? Ответ на этот вопрос показывает количественные затраты времени в зависимости от места пребывания руководителя.
С кем испытуемый связан по работе? Ответ на данный вопрос будет характеризовать взаимоотношения руководителя как в процессе основной деятельности, так и вне ее. Одновременно бывает полезно установить, как осуществляются взаимоотношения: по телефону, через личные контакты или через посредника.
Как формируется рабочий день? Рабочий день складывается из непродолжительных по времени отрезков или состоит из заранее запланированных функциональных блоков?
Какие затраты связаны с выполняемой работой? Если имеется возможность, то анализируется соответствие затрат времени затратам финансовых или других ресурсов при выполнении анализируемых работ.
Кто загружает время руководителя? Анализируется зарегистрированное время в соответствии с тем, от кого зависели затраты рабочего времени. Здесь важно определить, в какой мере руководитель сам определяет использование своего рабочего времени и какова доля в использованном времени других лиц.
В какие дни недели и в какое время руководителю (специалисту) не удалось достичь поставленной цели? При проведении такого рода анализа речь не идет о выявлении полной картины, а лишь о некоторых важных вопросах, связанных с распорядком рабочего дня, распределением фонда времени при решении задач с учетом его рациональной структуры.
На заключительном этапе анализа целесообразно определить причины, мешающие рационально использовать рабочее время руководителю (специалисту). При этом следует помнить о том, что важно учитывать не только внешние, но и так называемые внутренние помехи, когда руководитель нарушает ход своего трудового процесса. Это позволит определить вредные привычки и наиболее часто повторяющиеся ошибки того стиля работы, который практикует руководитель (специалист). Чернова Т.В. Современные проблемы подготовки управленческих кадров // «Менеджер», N 9, сентябрь 2007 г.
Полученные в результате исследования данные и проведенный анализ должны обеспечить разработку практических предложений по рационализации использования рабочего времени руководителем (специалистом) и устранению основных причин потерь рабочего времени. При этом аналитические данные и полученные знания необходимо применять в повседневной практике с целью закрепления положительных сторон стиля работы, который практикует руководитель или специалист и отказа от тех отрицательных его черт, которые удалось установить с помощью проведенного анализа.
Следует отметить, что организация личной работы руководителей и специалистов представляет собой совокупность прогрессивных организационных и технических мероприятий, обеспечивающих систематическое повышение производительности их труда. При этом в коллективе трудно наладить работу, когда руководитель и его подчиненные не обладают современными приемами и методами работы, не совершенствуют свой индивидуальный рабочий стиль. Безусловно, готовность руководителя или специалиста к эффективной деятельности определяется знаниями, умениями, навыками и качествами личности. Однако немаловажное значение играет изучение причинно-следственного механизма имеющих место недостатков и проблем, а также поиск путей совершенствования своей работы.
Важным шагом при создании эффективной системы управления собственным временем для руководителя (специалиста) является определение целей деятельности как на короткий, так и на длительный период. Управление на основе целей не связано с дополнительными усилиями, так как базируется на процессе планирования с определением предельных сроков выполнения намеченных действий или мероприятий.
Цели, намеченные руководителем (специалистом), не только определяют те действия, которые следует осуществить, но и стимулируют их исполнение. Постановка целей означает для руководителя (специалиста) сознательное осуществление своих действий. Целеполагание действует как движущая сила, энергия которой исчезает лишь тогда, когда цель достигнута. Цели, определяемые руководителем (специалистом), должны быть:
— ориентированными не на осуществление деятельности, а на достижение конкретного результата;
— измеримыми и ограниченными по времени конкретными сроками.
Определение целей есть лишь начальный этап. Необходимо преобразовать цель в план действий по ее достижению. Необходимо определить степени важности и решить, какие цели и задачи важнее всего, а какие могут подождать. Успешное решение задачи выделения степеней важности оказывает сильное влияние на рост эффективности работы руководителя (специалиста).
Предпосылкой достижения целей руководителем и специалистом является использование его рабочего времени на реализацию мероприятий, которые ведут к этим целям. Многими руководителями (специалистами) «управляют» случайности. У них нет ясной базы для принятия решений при планировании времени. Последовательность их действий часто управляется внешними факторами. Причинами этого является недостаток хорошо организованной базы для принятия решений, а также выработанная привычка планировать время в недостаточной связи с желанием достичь поставленных целей.
Очевидным является факт, что готовность руководителя (специалиста) к эффективной работе во многом определяется практикой его повседневной деятельности, а решающее значение для формирования стиля руководства имеет рациональное использование рабочего времени.
Введение периодов планирования способствует более точной оценке обстановки в целом, облегчает выделение главного, повышает уровень исполнения и помогает руководителю (специалисту) принять правильное решение, как наиболее целесообразно использовать свое рабочее время. Скурихина Т.Г. Механизм управления качеством человеческих ресурсов // «Управление персоналом», N 19
Чтобы получить как можно лучшие результаты при планировании рабочего времени, руководителю необходимо использовать такое понятие, как «периоды планирования»: день, неделя, месяц, год. Каждый период планирования должен рассматриваться отдельно. В этой связи рекомендуется иметь отдельный план для каждого периода.
Главное преимущество, достигаемое путем планирования работы, состоит в том, что планирование рабочего времени приносит выигрыш во времени. В этой связи у руководителя (специалиста) появляется возможность использовать имеющееся у него рабочее время для плодотворной и успешной деятельности и достичь поставленных целей с возможно меньшим расходом времени. Планирование, как важнейшая составная часть организации личного труда, означает подготовку к реализации намеченных целей и структурирование (упорядочение) рабочего времени.
При разработке плана каждого периода руководитель (специалист) должен ответить на следующие вопросы: Какова основная цель данного периода? Каким количеством времени он располагает? В какой очередности должны быть выполнены основные задачи периода? Какие подготовительные мероприятия должны быть выполнены?
Чтобы правильно выполнять свои обязанности и достичь поставленных целей, руководитель (специалист) должен явно представлять себе, насколько ограничен его бюджет рабочего времени. Это объясняется тем, что разрабатываемый план рабочего периода представляет собой проект процессов труда на предстоящий временной период.
При разработке плана конкретного периода рекомендуется использовать основные принципы и правила планирования рабочего времени:
— правило основного соотношения (правило 60:40). Рекомендуется составлять план только на определенную часть рабочего времени. Практика показывает, что планируемая часть не должна превышать 60% общего планового бюджета времени руководителя (специалиста); она носит название период запланированной активности. Оставшиеся 40% планируемого периода времени, условно, следует разделить на два блока по 20% каждый. Первый блок представляет собой резерв рабочего времени, отводимый на выполнение действий и работ, не включенных в формируемый план, и носит название период непредвиденной активности. Второй блок резервного времени отводится на управленческую деятельность и творческую активность — это период спонтанной активности,
— анализ ранее выполненных работ и структуры затрат рабочего времени прошлых периодов;
— регулярность и системность планирования;
— письменная форма формируемого плана;
— перенос несделанного. Невыполненные рабочие действия и мероприятия текущего планового периода должны быть перенесены в рабочий план следующего планового периода в том случае, если они не потеряли своей актуальности;
— установление временных норм и планируемых сроков исполнения работ, включенных в план рабочего периода. В плане следует задавать точные временные нормы на планируемые действия;
— установление приоритета (степени важности) для каждой из работ, включенных в план;
— делегирование (перепоручение) работ. В плане должны найти отражение и те работы, которые делегируются для исполнения другим сотрудникам. Применительно к данной категории работ должно быть запланировано время для осуществления руководителем контроля сроков, качества решения и т.д. Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления // «Журнал российского права», N 7
Важнейшим из всех периодов планирования для руководителя является день. Планирование дня включает в себя определение конкретного действия в заданный момент времени, а не ограничивается только выявлением цели, желания или намерений, как это может быть применительно к прочим периодам планирования. Планирование на день создает предпосылки для того, чтобы жить в настоящем. План на день должен создать обзор всех дел дня и помочь руководителю наиболее эффективно использовать рабочее время. План на день определяет конечные цели работы в порядке их значимости. Формируется план преимущественно в конце предыдущего дня или в начале планируемого дня.
Для разработки плана рабочего дня можно воспользоваться методом «Альпы», который предполагает реализацию следующих пяти стадий, базирующихся на использовании основных принципов и правил планирования рабочего времени (данный метод может быть использован и для разработки плана рабочей недели):
Составление полного перечня планируемых работ на текущий день. Данный перечень должен быть составлен с учетом предварительного распределения работ по приоритетности их выполнения.
Определение планируемой продолжительности каждой из намеченных к выполнению работ и общего бюджета рабочего времени.
Резервирование рабочего времени с учетом соотношения 60:40.
Принятие решений по делегированию работ, намеченных руководителем к исполнению.
Контроль и перенос несделанного. Контроль выполнения заданий и использования рабочего времени является последним пунктом в системе индивидуального планирования. Осуществление контрольных мероприятий позволяет руководителю (специалисту) получить необходимую информацию для проведения анализа структуры фактических затрат рабочего времени и приступить к поиску возможных путей совершенствования своей работы.
Важнейшим звеном месячного (годового) планирования является определение ключевых направлений деятельности. На основе данных направлений руководитель (специалист) должен разработать личный план деятельности и бюджет на предстоящий месяц (год). При этом имеющееся в распоряжении руководителя (специалиста) время индивидуализируется в календарном плане работы настолько точно, на сколько это возможно на месяц (год) вперед. Замордуев Д. Содержание трудового договора с руководителем организации // «Кадровик. Трудовое право для кадровика», N 9, сентябрь 2006 г.
1.3 Организация рабочего места управленческого персонала
В комплексе мер, обеспечивающих высокую эффективность труда управленческого персонала, важная роль отводится рационализации рабочих мест.
Исходя из требований научной организации труда, организация рабочего места включает в себя: оснащение его всем необходимым в соответствии с характером выполняемой работы, рациональное расположение необходимого оснащения, создание удобных и комфортных условий работы, предотвращение вредного воздействия на человека неблагоприятных факторов внешней среды.
Рациональная организация рабочего места предполагает правильную его планировку и оснащение. Планировка рабочего места — рациональное пространственное расположение самого рабочего места, а также всех необходимых элементов оснащения в зоне трудовых действий работника. Следовательно, рациональная планировка рабочего места предполагает такое размещение всех технических средств и рабочих материалов, которое позволяет работать без лишних движений, приводящих к утомлению и дополнительным затратам времени.
Планировка рабочего места должна исходить из требований организации рационального трудового процесса и эргономики.
Нормативные данные определяют размеры зон оптимальной досягаемости, в которых работа наиболее утомительна. Принимая во внимание эти размеры, можно приступать к решению вопроса о размещении отдельных средств труда и рабочих материалов, учитывая их назначение и частоту использования.
Различают нормальную и максимальную рабочие зоны. В нормальной зоне деятельности (работа осуществляется кистью и пальцами рук, согнутых в локте) должны располагаться наиболее часто используемые средства, предметы труда и выполняться основные виды работ. В максимальной зоне (работа здесь осуществляется вытянутыми руками), размещаются средства и предметы труда, используемые значительно реже.
Оснащение рабочих мест предполагает обеспечение их необходимыми средствами связи, требуемыми видами вычислительной и оргтехники, служебной мебелью и т.п. При этом следует помнить о том, что на рабочем месте не должно находиться ничего лишнего, что затрудняет работу и обслуживание рабочего места.
Учитывая большое разнообразие используемых средств вычислительной и организационной техники, обязательным элементом обслуживания рабочих мест работников, занятых управленческим трудом, является своевременное представление услуг соответствующих ремонтных служб. В настоящее время наиболее прогрессивной формой является плановое регламентированное обслуживание, позволяющее не только своевременно устранять возникающие неполадки в работе технических средств, но и предотвращать их путем проведения соответствующей профилактической работы на базе использования специально разрабатываемых графиков обслуживания. Кизилов В.В. Обязанности и ответственность должностных лиц: анализ действующего законодательства России. — «Издательство Саратовского университета», 2006 г.
Основное требование, предъявляемое к рациональной планировке рабочего места, — обеспечение экономии времени на поиск средств и предметов труда. Проектируя планировку рабочего места, необходимо руководствоваться следующими требованиями:
— на поверхности рабочего стола не должно быть ничего лишнего;
— средства труда и используемый инвентарь должны иметь строго определенное место, при этом наиболее часто используемые из них должны располагаться в пределах нормальной зоны досягаемости;
— рабочие документы должны располагаться так, чтобы обеспечивалась их наилучшая обозримость. Хорошая обозримость в сочетании с постоянством мест хранения должны свести на нет потери времени на поиск необходимых документов. Нормальной является такая организация труда, при которой слово «искать» вообще исключено из лексикона руководителя;
— движения работника должны быть экономными с позиции затрат времени и сил.
Рациональная организация рабочих мест предполагает их оснащение необходимой мебелью и, при необходимости, современными средствами регистрации, обработки и передачи информации. Учитывая это, рабочие места в служебных помещениях следует размещать с учетом взаимосвязей работников в процессе трудовой деятельности, принимая во внимание последовательность выполняемых ими работ.
Площадь рабочего места должна определяться и соответствовать действующим санитарным нормам, а мебель — удовлетворять функциональным, гигиеническим, психофизиологическим и эстетическим требованиям. По установленным в нашей стране санитарным нормам минимальная площадь одного рабочего места составляет 4 м2. Для руководителей организаций эта площадь равна 24-55 м2.
Номенклатура и количество соответствующих технических средств на рабочем месте должна определяться исходя из характера выполняемых работником должностных обязанностей и объема связанных с ними работ.
Наряду с традиционными рабочими местами работников персонала управления, в настоящее время большое распространение получили автоматизированные рабочие места (АРМ). Организация и оснащение этих рабочих мест имеет свою специфику и особенности.
Автоматизированное рабочее место представляет собой проблемно-ориентированный программно-технический комплекс, включающий технические и программные средства, информационное и методическое обеспечение, предназначенный для решения задач пользователя в некоторой предметной области и оперативного удовлетворения его информационных и вычислительных запросов непосредственно на рабочем месте в режиме диалога с ЭВМ. Принципиальной особенностью применения АРМ является привлечение потребителей информации или конечных пользователей непосредственно, без помощи программистов и операторов ЭВМ, к активному использованию вычислительной техники.
АРМ, как инструмент рационализации и интенсификации деятельности управленческих работников, обеспечивает выполнение в автоматизированном режиме таких функций, как информационно-справочное обслуживание, учет, анализ, контроль, а также реализацию отдельных задач прогнозного характера.
АРМ служит для автоматизации комплекса работ по подготовке, преобразованию, редактированию, передачи цифровой и текстовой информации, выполнения необходимых вычислений, организации взаимодействия пользователя с ЭВМ.
Проектирование и внедрение АРМ предполагает, что основные операции по накоплению, переработке и хранению информации возлагаются на средства вычислительной техники; пользователь выполняет ручные операции, требующие творческого подхода, и, используя выходную информацию, принимает необходимые решения. Контролируя работу вычислительных средств, пользователь вносит необходимые изменения в значения параметров моделируемых процессов и исходные данные в процессе реализации регламентируемых должностной инструкцией видов деятельности.
При всех вариантах проектирования АРМ пользователь должен иметь возможность использовать лично устройства, позволяющие ему выполнить требуемый объем работ. К таким устройствам относятся алфавитно-цифровые или графические дисплеи, устройства ввода-вывода информации, накопители на магнитных носителях. Опосредствованное использование могут находить устройства связи ЭВМ между собой и с ЭВМ верхнего уровня, средства передачи и приема информации на расстоянии. Кучкаров З. Реорганизация системы организационного управления администрации области // «Управление персоналом», N 16, август 2007 г.
Экономический эффект от внедрения АРМ складывается из двух составляющих. Во-первых, это повышение качества управленческих решений, принимаемых с помощью информации, предоставляемой АРМ. Во-вторых, это эффект получаемый за счет снижения трудоемкости выполнения отдельных операций.
С помощью АРМ целесообразно решать задачи, ограниченные по своим информационным связям на входе и выходе с другими задачами, т.е. локальные в информационном отношении задачи.
АРМ присущ диалоговый метод решения задач, который позволяет использовать практический опыт сотрудников при решении задач с недостаточно четко формализованным алгоритмом.
Проектирование и внедрение АРМ основывается на принципах проектирования систем обработки данных, основными из которых являются:
— принцип максимальной ориентации на конечного пользователя. Реализация данного принципа достигается созданием средств адаптации АРМ к уровню подготовки пользователя и возможностью его обучения (самообучения) непосредственно на данном АРМ;
— принцип проблемной ориентации. Обеспечивает ориентацию АРМ на решение определенного класса задач, объединенных общей технологией обработки данных, единством режимов работы и эксплуатации;
— принцип соответствия информац
Совершенствование организации труда руководителя органа госуправления курсовая работа. Менеджмент и трудовые отношения.
Статья На Тему Реализм Мольера
Реферат: Апокрифическая литература
Сталин Собрание Сочинений Аудиокнига
Лекция На Тему Багаторозрядні Комбінаційні Суматори Та Алп
Сочинение На Тему День Согласия И Примирения
Реферат: Черт на свадьбе
Реферат: Организационная характеристика ОАО Вимм-Билль-Данн Продукты Питания
Доклад: Современный курс информатики
Написание Эссе По Проф Деятельности Соц Работник
Сочинение По Картине Островского Золотая Осень
Анализ Контрольной Работы По Математике Шаблон
Образец Дневника Прохождения Производственной Практики
Курсовая работа: Электрооборудование вагонов
Эссе На Тему Г Бельгер Дедушка Сергали
Бешенство Микробиология Реферат
Реферат: Значение 1863 года в истории русской общественной мысли
Реферат по теме Женщина за рулем. Выбор автомобиля
Мотивация И Стимулирование Курсовая
Эссе По Истории Хрущев
Дипломная работа по теме Проектирование реляционной базы данных, поддерживающей работу в режиме ‘клиент–сервер’
Конституційний суд України — Государство и право курсовая работа
Наследование (hereditas) в Древнем Риме — общая характеристика — Государство и право курсовая работа
Особенности и порядок начисления трудовой пенсии по инвалидности — Государство и право контрольная работа

  • Рассказ борьба за огонь
  • Рассказ болтуны голявкин читать
  • Рассказ баруздина страна где мы живем текст
  • Рассказ американского солдата про русских десантников
  • Рассказ американца про русских солдат