Рассказ бедная лиза характеристика лизы и эраста

Тестовые задания по произведению н.м. карамзина бедная лиза1. в каком году было написано произведение бедная лиза?а в 1801 б в

Тестовые задания по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

1. В каком году было написано произведение «Бедная Лиза»?

А) В 1801                      Б) В 1892                   В) В 1754                    Г) В 1792

2. К какому жанру литературы относится произведение «Бедная Лиза»?

А) Рассказ                     Б) Повесть                 В) Роман                     Г) Поэма

3. К какому литературному направлению относится повесть «Бедная Лиза»?

А) Сентиментализм     Б) Классицизм           В) Романтизм            Г) Реализм

4. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит:

А) в изображении внутреннего мира и чувств человека;

Б) в изучении личностных качеств человека;

В) в воспитании внешней красоты человека.

5. Отличительной особенностью «Бедной Лизы» является:

А) Простой и гладкий язык, без старославянизмов, высокопарных слов и сложных оборотов

Б) Много новых слов, которые на тот момент только появились в русском языке

В) Необычное построение композиции

Г) Наличие большого количества действующих лиц

6. На протяжении какого времени происходят события, описанные в повести?

А) Один месяц             Б) Три месяца                  В) Неделю                 Г) Год

7. Сколько лет бедной Лизе, когда она встречает Эраста?

А) 16             Б) 17               В) 18            Г) 19

8. «До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…» — пишет Карамзин о Лизе:

а) как о человеке чистом душой;                б) с иронией;               в) как о легкомысленной девушке.

9. Какое событие является кульминацией произведения?

А) Первый поцелуй Лизы и Эраста

Б) Желание матушки Лизы выдать её замуж за другого

В) Встреча Лизы и Эраста на улице Москвы

Г) Признание Эраста в предстоящей женитьбе на другой женщине

10. К какому социальному сословию принадлежит Эраст?

А) Крестьянин                    Б) Князь                  В) Дворянин                      Г) Купеческий сын

11. К какому социальному сословию принадлежит Лиза?

 А) Крестьянка                   Б) Княгиня              В) Дворянка                       Г) Купеческая дочь

12. Когда происходят события, описанные в повести?

А) В настоящее время           Б) 30 лет тому назад      В) 10 лет тому назад           Г) В прошлом году

13. О ком сказал Н.М. Карамзин: «И крестьянки любить умеют»?

А) О Лизе            Б) О будущей жене Эраста           В) О близкой подруге Лизы       Г) О матери Лизы

14. С какими цветами пришла Лиза в Москву, для того чтобы продать их?

А) С ландышами                 Б) С розами            В) С ромашками              Г) С гвоздиками

15. Чем закончилась торговля Лизы цветами на второй день?

А) Продала весь товар                                                              Б) Бросила цветы в Москву-реку

В) Подарила цветы привлекательному мужчине                  Г) Подарила цветы своей матери

16. Где встретилась Лиза с молодым незнакомцем во второй раз?

А) Под окном своего дома    Б) На улице Москвы    В) На берегу Москвы-реки     Г) В лесу

17. Что попросил Эраст у матери Лизы увидев её в первый раз?

А) Руки её дочери     Б) Воды      В) Молока             Г) Что-нибудь поесть

18. Какие интересы в жизни были у Эраста?

А) Игра в шахматы               Б) Светские забавы           В) Литературные вечера     Г) Ведение хозяйства

19. Лиза мечтала о том, чтобы Эраст был кем-нибудь другим, и они могли быть вместе. Кем был Эраст в ей грёзах?

А) Принцем               Б) Солдатом              В) Кузнецом              Г) Пастушком

20. Где Эраст признался Лизе в любви?

А) На берегу реки        Б) На полянке в лесу              В) За домом Лизы              Г) В поле

21. Что обещал Эраст Лизе?

А) Увезти её в далёкие края      Б) Всегда любить её В) Забрать её и её матушку к себе домой

Г) Представить Лизу своим друзьям и родным

22. Кем был жених Лизы, за которого хотела выдать её мать-старушка?

А) Сапожником из Москвы                                                       Б) Приезжим графом из Петербурга

В) Сыном богатого крестьянина из соседней деревни           Г) Добрым пастухом из их деревни

23. Чего испугалась Лиза во время грозы?

А) Чтобы гром не убил её как преступницу

Б) Чтобы молния не попала в дерево, под которым они с Эрастом сидели

В) Чтобы гром не разбудил матушку, и она не увидела, что Лизы нет дома

Г) Что из-за дождя придётся окончить свидание с Эрастом

24. Что дал напоследок Лизе Эраст, рассказав ей о своей предстоящей женитьбе?

А) Письмо с объяснениями           Б) 100 рублей                   В) Кольцо

Г) Обещание вскоре вернуться к Лизе

25. Что сделала Лиза, узнав о предательстве возлюбленного?

А) Решила отомстить Эрасту

Б) Рассказала всё об их отношениях его будущей жене

В) Покончила жизнь самоубийством

Г) Вышла замуж за жениха, которого нашла Лизе мама

26.«Когда там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза» — это:

а) слова Эраста;                 б) повествователя;                      в) матери.

27. Какая основная проблема поднята Н.М. Карамзиным в повести «Бедная Лиза»?

А) Социальное неравенство людей

Б) Проблема отцов и детей

В) Проблема воспитания и образования

Г) Проблема одиночества человеческой натуры

Ключ:

1-г

2-б

3-а

4-а

5-а

6-б

7-б

8-а

9-г

10-в

11-а

12-б

13-г

14-а

15-б

16-а

17-в

18-б

19-г

20-а

21-б

22-в

23-а

24-б

25-в

26-б

27-а

0-13-«2»

14-17- «3»

18-25- «4»

26-27- «5»

«Бедная Лиза» — это произведение Карамзина, которое, по сути, показало русской литературе, что такое роман в стиле классицизма. Понятное дело, что и до Карамзина российские авторы прибегали к подобному направлению в прозе и подобным мыслям в самом рассказе, но именно этот писатель задал нормы, принципы, иерархию повествовательной линии.

Сам Пушкин восхищался произведением, называя его лучшим в своём направлении. Но откуда же столько восторга? В этом необходимо разобраться более подробно. Во-первых, влияние самого рассказа стоит рассматривать в общем виде, то есть стоит признать, что оно окутывает всю русскую прозу. Именно с него началось восхождение не только жанра, но и целого культурного пласта.

Во-вторых, пожалуй, именно это полотно Карамзина задало вектор развития всей прозы. Отсюда появился Гоголь, Пушкин, Лермонтов и прочие творцы. Пускай, Александр Сергеевич и Юрий Михайлович творили уже в рамках романтизма, отрицать взаимосвязь между двумя направлениями просто невозможно! По сути, романтизм прямое противостояние классицизму, отрицающее все его черты, создавая тем самым новый вектор, современный для того времени флагман всей литературы (прозы и поэзии). В-третьих, влияние на простого человека, МЫСЛЬ, которой пропитан весь рассказ. Урок, учащий нас, что хорошо, а что плохо.

Собственно, чтобы понять, чему нас учит произведение, нужно определить основные тезисы классического направления: однозначность персонажей – Лиза (хорошая), Эраст (плохой); сюжетная линия преобладает любовной линией и затрагивает несчастный эпизод, являясь элементом трагедии; повествование сквозит довольно простым, но точным, педантичным языком, чем-то схожим с немецкой школой – Гёте, Майринк, Кафка и т.д.

Сюжет построен вокруг девушки Лизы и её молодого человека Эраста. Лиза живёт вместе с матерью, денег практически нет, жизнь не пестрит лучами и вряд ли когда-то неожиданно запестрит. Из-за нехватки средств для существования красивая девушка продаёт цветы на городском рынке. Именно там она встречает свою первую любовь – молодого человека, красивого, статного, воспитанного Эраста. Люди сразу влюбляются, между ними пробегает искра и они уже не могут жить друг без друга.

Он завладел сердцем крестьянки. Любовь их длилась недолго, хотя в момент своего активного существования, была яркой, страстной и, казалось, долговечной. Но вдруг случается неприятность: Эраст уходит в армию. Лизе он говорит, что идёт сражаться с опасным врагом, что может погибнуть… Жаль, что это было враньё. На самом деле, молодой аристократ лишь веселился, пил и играл в карты. Игра на деньги привела его к банкротству – он натурально стал нищим, возможно, даже беднее Лизы, обычной крестьянки.

Это заставляет его жениться на богатой вдове. Женщине старой, некрасивой и явно неподходящей Эрасту, как минимум по возрасту. Этот поступок разлучает Лизу и мужчину. Эраст не возвращается к ней после войны, а она продолжает его ждать: скучает, плачет ночами и ждёт час, когда её суженный вернётся к ней. Но проходит время, а Эраста всё нет. Лиза пытается его забыть, но не может. Горячая любовь обжигает её ещё совсем хрупкое юношеское сердце.

Продолжая продавать цветы на рынке, Лиза всё ещё помнит своего возлюбленного. Однажды она отправляется в Москву за лекарствами для больной матери. Именно там она встречает Эраста. Лиза бежит к нему, хочет обнять, поцеловать, но он отталкивает её. Затем между ними происходит диалог, когда парень отводит её в свой кабинет. Эраст рассказывает, что полюбил другую, женился на ней и теперь они не могут быть вместе. Дабы выпроводить девушку, он суёт ей в карман 100 рублей и выгоняет.

Лиза не может пережить враньё любимого человека, его наглую измену. Она падает в обморок, но её спасает прохожая, которая приводит девушку в сознание. Лизе очень плохо, она скитается по городу и случайно приходит к пруду, где они с Эрастом любили проводить время. Увидав маленькую девочку, она отдаёт ей 100 рублей и просит передать их вдове. Сама она решает утопиться в этом пруде. В конце произведения Лиза умирает…

Так чему учит это произведение? Не верить мужчинам? Не влюбляться так горячо и яростно? А может оно учит мужчин быть ответственными за свои поступки? Это, конечно, да – это и так, очевидно, но в чём всё-таки главный посыл рассказа? По-моему, мнению, он всё же окрашивает в красный цвет не только поступок Эраста, но и действия Лизы.

Да, Эраст обманул её, поступил ужасно и мерзко. Но повод ли — это поступать так безответственно? Умирать собой и, очевидно, бросать на верную смерть родную мать? Мы знаем, что Лиза крестьянка, что она и её мама живут бедно. Лишь Лиза может вытаскивать семью, лишь она имеет возможность ездить за лекарствами для неё. Но вместо этого она попросту кидается в воду! Это безответственный и эгоистичный поступок, которому нет оправдания. И скидку на юный возраст и сильную любовь делать не стоит.

Само собой, в рамках классицизма Эраст – злодей, а Лиза – герой. Но если мы забудем про эти рамки и будет размышлять современными понятиями, то выясним, что в этой истории злодеями являются все. Эраст – мерзкий подлец, а Лиза – истеричная безответственная девчонка. Уроков здесь 3. 1 – не верьте каждому встречному и имейте свою голову на плечах. 2 – не обманывайте людей и всегда говорите правду, старайтесь жить по чести. 3 – будьте ответственными за свои поступки

Здесь даны основные сведения о повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.

Краткие сведения о произведении

Сентиментальная повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» была написана и опубликована в 1792 году. В ней рассказывается о трагической любви бедной девушки и молодого дворянина.

Главные герои повести

  • Лиза — бедная крестьянская девушка, добрая, с чистой душой, которая пошла на поводу у своих чувств и столкнулась с трагичностью жизни. В начале повествования ей 15 лет, в конце — 17.
  • Эраст — молодой дворянин, добрый, умный, но безвольный, слабохарактерный.

Другие персонажи

  • Рассказчик — чувствительный, добрый человек, любит природу, сочувствует людям.
  • Мать Лизы — добрая заботливая пожилая женщина.
  • Анюта — 15-летняя соседка Лизы.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Лиза после смерти отца трудилась, чтобы прокормить свою мать и себя. Весной, продавая в Москве ландыши, она познакомилась с Эрастом, молодым дворянином. Он влюбился в девушку и хотел ради неё оставить светское общество. Но, потеряв невинность, Лиза потеряла и любовь Эраста. Он сообщил, что уезжает на войну.

Через несколько месяцев девушка случайно увидела в карете Эраста и узнала, что он хочет жениться на богатой вдове, так как проиграл своё имение в карты. От горя Лиза бросилась в пруд, около которого происходили их свидания.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Гуляя в окрестностях Москвы, рассказчик часто приходил к монастырю и вспоминал о печальной судьбе Лизы.

Недалеко от монастыря он видел пустую полуразрушенную хижину, где когда-то жила семья поселянина. После смерти главы семьи его жена и 15-летняя дочь Лиза обеднели. Девушка без устали трудилась, чтобы помочь ослабевшей от горя матери: ткала холсты, вязала носки, собирала ягоды, рвала цветы — и всё это продавала в Москве.

Однажды, через 2 года после смерти отца, Лиза пришла в Москву продавать ландыши. Встретив молодого человека приятной наружности, она предложила ему купить цветы за 5 копеек. Молодой человек хотел дать ей за них рубль, но девушка сказала, что ей не нужно лишнего. Тогда он дал ей 5 копеек, сказал, что хотел бы всё время покупать у неё цветы и спросил, где она живёт. Лиза ответила и ушла.

Девушка рассказала матери об этой встрече, и та похвалила её за то, что не взяла лишних денег за цветы.

На другой день Лиза снова принесла ландыши в Москву и ждала молодого человека, который обещал их покупать. Многие хотели купить цветы, но девушка отвечала, что они не продаются. Молодой человек не пришёл, и Лиза бросила цветы в реку.

На другой вечер она пряла у окна и вдруг увидела молодого незнакомца, стоящего под окном. Он сказал её матери, что устал и попросил молока. Лиза подала ему стакан молока, а старушка стала рассказывать о смерти мужа и трудолюбии дочери.

Молодой человек сказал старушке, что хочет, чтобы её дочь продавала свои изделия только ему. Лизина мать согласилась на это. Прощаясь, молодой человек сказал, что его зовут Эрастом.

Эраст устал от развлечений светской жизни, ему они стали скучны. Встретив Лизу, молодой дворянин решил, что нашёл любовь.

Душа Лизы была встревожена, девушка всё время думала об Эрасте и жалела, что он не крестьянин. Сидя у реки, она увидела в лодке Эраста. Молодой человек признался ей в любви и узнал, что тоже любим.

С тех пор молодые люди стали видеться каждый вечер, а Лизина мать об этом не ведала, так как рано ложилась спать.

Эраст хотел быть девушке вместо брата, он часто посещал её мать, и та всегда радовалась, увидев его.

Однажды Лиза сказала Эрасту, что за неё сватается сын богатого крестьянина, и матушка хочет, чтобы она вышла за него. Девушка не хочет этого, но ей жаль матушку, которая беспокоится, как дочка будет жить одна после её смерти. Эраст пообещал, если мать девушки умрёт, жить с Лизой в деревне, в лесах, как в раю. Девушка поверила и отдалась ему, потеряв невинность.

Свидания их продолжались, но для Эраста Лиза не была уже ангелом непорочности, и он охладел к ней. Она же любила его всей душой.

Однажды Эраст сообщил, что его полк идёт в военный поход. Он обещал девушке, что когда вернётся, с ней не расстанется, что всегда будет её любить.

Эраст дал Лизиной матери деньги, чтобы дочь её не продавала в его отсутствии своих изделий, которые, по уговору, принадлежат ему.

Бедная Лиза была в отчаянии и хотела ехать за ним на войну, но вспомнила, что у неё есть слабая мать.

С того дня она тосковала и горевала. Иногда надежда посещала её, и девушка думала, как она будет счастлива, когда возвратится любимый.

Через 2 месяца пошла Лиза в Москву за лекарством для матери, и там ей встретилась карета, в которой увидела она любимого. Карета повернула во двор, Эраст вышел из неё и очутился в Лизиных объятьях.

Он побледнел, провёл её в свой кабинет и сказал девушке, что она должна его забыть, так как он помолвлен и скоро женится. Эраст сказал, что любит её, желает добра, положил ей в карман 100 рублей, поцеловал в последний раз, сказал идти домой, а затем велел слуге вывести её со двора.

Эраст в армии проиграл в карты почти всё, что имел. Когда закончилась война, он решил жениться на богатой вдове, чтобы поправить свои денежные дела.

Бедная Лиза чувствовала, что погибла. Ничего не видя от горя, очутилась она вдруг на берегу пруда, около которого встречалась с любимым.

Увидела Лиза дочку соседа, 15-летнюю Анюту, отдала ей деньги, сказала отнести Лизиной матушке и передать, что они не краденые. Ещё попросила сказать, что виновата перед ней, потому что от неё таила любовь к одному человеку. И тут бросилась бедная девушка в пруд. Анюта не смогла её спасти и побежала в деревню. Люди вытащили утопленницу. Погребли её близ пруда.

Мать девушки умерла, не пережив горя.

Эраст, узнав о Лизиной судьбе, считал себя убийцей и до конца жизни был несчастлив. Он за 1 год до своей смерти поведал рассказчику о судьбе девушки. Рассказчик надеется, что в другом мире Эраст и Лиза помирились.

Заключение к краткому пересказу

В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрыты темы:

  • любовь;
  • нравственное отличие людей разных сословий;
  • предательство;
  • социальное неравенство;
  • «маленький человек».

Основная мысль (идея) повести для людей 18 века была новаторской и заключалась в том, что люди низшего сословия могут любить всей душой и что сильные чувства могут повлиять на их судьбу.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

image001 

Конспект

урока литературы

в 9 классе

Повесть

«Бедная Лиза»

Учитель русского языка
и литературы   
Кузнецова Е. И.

Тема: Повесть
«Бедная Лиза»

Цели: на примере повести Карамзина «Бедная
Лиза» познакомить учащихся с литературным направлением – сентиментализм;
способствовать воспитанию такого нравственного качества, как ответственность за
свои поступки перед людьми.

Ход урока:

I. Орг.
момент. 

II. Подход
к теме. Повторение материала предыдущих уроков.

Мы изучили
творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет этих писателей?

(принадлежность к
классицизму)

— Вспомните
черты классицизма.

НА доске:

КЛАССИЦИЗМ

— Культ разума,
долга

— Общественная и
гражданская тематика

— Соблюдение
литературных норм и правил

Дома вы читали
повесть Карамзина «Бедная Лиза». Отвечает ли это произведение требованиям
классицизма? Докажем это во время беседы.

— Индвид.раб.со
слабыми уч-ся(карт)

III. Изучение
новой темы

1) Беседа
по содержанию повести.

В «Московском
журнале» в 1792 была напечатана повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Это
произведение принесло автору известность и популярность. За короткое время она
переиздавалась 6 раз.

1. Кто герои
произведения
?

(Главная героиня –
Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень
трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от
горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на
себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в
Москве.

Эраст – довольно
богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и
ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в
светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был
мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».)

2. Как
развивались их отношения?

(Лизе исполнилось
17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На
другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам
покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от
волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.

На следующий день
Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке,
действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в
любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня.)

3.Какой момент
повести вы считаете кульминационным и почему?

(Однажды Эраст
объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в
Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел
девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а
она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)

4. Как
разрешается конфликт в повести?

(Лиза, потрясенная
обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула)

IV. Знакомство с литературным
направлением «сентиментализм»

— Итак, можно ли
считать, что в этом произведении присутствует культ разума? А что? (чувство)
Подберем однокоренные слова(
чувствительный). Синонимы к этому слову? (эмоциональный, сентиментальный)

— Какая тематика
произведения? (любовная)

— Соблюдены ли
литературные нормы? (нет)

— Таким образом,
речь идет о литературном направлении – сентиментализм.

Заполняется
вторая половина доски:

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

— Культ чувства

— Любовная тематика

— Нарушение
литературных норм и правил классицизма

— Итак, на
примере повести Карамзина мы можем говорить о новом литературном направлении –
сентиментализме. Запишите вторую
 тему урока.

Откройте учебник на
стр. 62 (Работа с учебником)

Произведения
Карамзина пользовались огромным успехом не только у «образованных» читателей,
но и у читателей простого звания. Один из современников писателя так отзывался
о популярности карамзинской прозы: «Что может быть слаще для господина
Карамзина?.. Мужики, мастеровые, монахи, солдаты – все о нём знают, все любят
его!…»

1) Сравнительная
характеристика классицизма и сентиментализма:

Классицизм

Критерий
сравнения

Сентиментализм

Воспитание
человека в духе верности государству, культ разума

Основная
идея

Стремление
представить человеческую личность в движениях души

Гражданская,
общественная

Основная
тематика

Любовная

Строгое
деление на положительных и отрицательных, однолинейность

Герои
и характеры

Отказ
от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

Вспомогательная,
условная

Роль
пейзажа

Средство
психологической характеристики героев

Трагедия,
ода, эпопея; комедия, басня, сатира

Основные
литературные жанры

Повесть,
путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

1.                 
Город,
в котором происходят описываемые события? (Москва)

2.                 
 Главные
герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)

3.                 
Какие
цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)

4.                 
Стакан
какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)

5.                 
О
чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в
город? (о продаже ее работ Эрасту)

6.                 
Прошло
несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына
богатого крестьянина из соседней деревни)

7.                 
Сколько
дней подряд Эраст не приходил к Лизе?(5)

8.                 
 Что
поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого  отсутствия? (он идет на
войну, отправляется в поход)

9.                 
Прошло
два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот
день? (Лиза встретила Эраста)

10.             
Почему
Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»? (поправить свое
материальное положение)

11.             
Как
поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст?
(отправила их матери вместе с известием о своей смерти)

12.             
Как
сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)

2)Сопоставление героев

Найдите
слова и выражения, характеризующие героев,

Определяем
по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев. Два ученика
записывают на доске версии, предлагаемые учащимися.  

  IV. Заключение

Повесть
«Бедная Лиза» начинается с описания окрестностей Симонова монастыря,
сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о
плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Последуем и мы вслед за писателем на
экскурсию по окрестностям Москвы. «Может быть, никто из живущих в Москве не
знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего
не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам,
по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых
новые красоты,» — утверждает автор в начале повести.

 Повесть
«Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных
сословий: ее герои — дворянин Эраст и крестьянка Лиза — не могут быть счастливы
не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни.

 
*Назовите известные вам произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь
и социальное неравенство». («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»,
«Барышня-крестьянка»)

       
*Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово может быть
понято двояко: указание на социальное положение героини или отношение к ней
автора? Подберите синонимы. (Слово «бедная» передаёт читателю отношение к
героине автора.)

            
-Как вы думаете, осуждает ли автор свою героиню за самоубийство? (Нет. Он
убежден, что всякое страдание получит награду).


Какова роль пейзажа в повести? (Вся история любви Лизы и Эраста погружена в
картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития
любовного чувства. Примеры эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки:
меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую
развязку повести, картина ясного, росистого майского утра, которым происходит
объяснение в любви Лизы и Эраста, и картина страшной ночной грозы,
сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так пейзаж из
обычного фона действия превратился в средство психологической характеристики
героев и обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало
души»).

V.  Рефлексия

    
— Дайте характеристику образу рассказчика?  (Образ автора-повествователя
включён в образную структуру повести на правах ее полноценного героя и
действующего (говорящего) лица, — это своеобразный эстетический центр всей
повествовательной структуры, к которому стягиваются все ее смысловые и
формальные уровни, поскольку автор-повествователь — это единственный посредник
между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт
эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции
передаются читателю).

             
— Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму?
(Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма: основная
тематика повести – любовная; идейная основа- протест против испорченности
аристократического общества.

VI. Домашнее задание: Написать отзыв по повести « Бедная Лиза»

image002

Задания

1. Прочитайте повесть «Бедная Лиза»

2. Изучите материал лекции и подготовьте устный ответ

3. дайте характеристику главным героям  по следующим
положениям:

1)социальное положение

2)жизненные ценности

3)черты характера

4)поступки

5)отношение к любимому человеку,

6)авторское отношение к герою,

7)приёмы и средства выразительности, используемые для
изображения героев,

8)Ваше отношение к герою.

Ответы:

1) Характеристика главных героев:

Лиза:молоденькая,
привлекательная девушка, в 15 лет осталась без отца. Трудолюбивая и усердная
Лиза усиленно работает, помогая своей старой матери. Она вяжет носки,
изготавливает холсты, в летнее время собирает ы и цветы, и носит все это на
продажу в Москву. Это чистая и скромная девушка, с чувствительной и ранимой
душой. Влюбившись в молодого офицера, полностью отдается своим чувствам.
Доверчивая и наивная, она искренно верит в любовь Эраста. Узнав о его женитьбе,
не может пережить измены, и заканчивает жизнь самоубийством.

2)Эраст

В «Бедной Лизе» герои не только вызывают симпатию, но и
заставляют усомниться в подлинности чувств. Поведение Эраста в случае с Лизой –
яркий пример этому несоответствию слова и дела. Эраст – молодой, богатый
дворянин, умный и добрый человек. Вместе с этим, он слабохарактерный и
безвольный. Влюбившись в Лизу, испытывает новые чувства впервые столкнувшись с
нравственной чистотой. Завладев Лизой, он снова стал самим собой. Проиграв
состояние, женится на богатой даме своего круга.

3)Автор:рассказывает
о несчастной любви двух молодых людей, историю Социальное
положение
:Дочь зажиточного поселянина; позже сирота, живущая с матерью
старушкой. Простая девушка, крестьянка.которых узнал от Эраста. Это хороший и
честный человек, умеющий глубоко чувствовать и сострадать. С нежностью и
восхищением автор описывает образ несчастной девушки, с пониманием и
сочувствием относится и к Эрасту. Он не осуждает молодых людей, и посещает
Лизину могилку из самых светлых побуждений.

8) Мое отношение к главной
героине:повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
весьма противоречивое. С
одной стороны, мне искренне жаль доверчивую, наивную девушку, для которой ее
первая любовь стала страшным разочарованием. Однако такого исхода следовало
ожидать, и поведение самой Лизы не всегда было безупречным.

Так, простая крестьянская девушка должна была понимать, что
связь с молодым богатым дворянином не сможет закончится законным браком – в те
времена это не было принято. Старушка-мать, несмотря на все старания Эраста
понравится ей, не одобряла увлечение дочери. Она советовала ей выбрать мужа
среди простых деревенских парней, однако Лиза не последовала материнскому
совету. Когда же она узнала об измене Эраста, то поступила весьма эгоистично по
отношению к матери, решив покончить жизнь самоубийством. Одинокая женщина не
выдержала горя, и вскоре умерла сама. Причиной всех бед Лизы стала ее излишняя
доверчивость и чувствительность.

Вопросы по произведению

Лиза.

1)Какое место занимает героиня в повести?

2)Какой предстаёт Лиза в семье? Как её воспитали родители?

3)Какие эпитеты использует автор по отношению к своей
героине?

4)Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

5)В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

6)Почему Лизе пришлось работать? Что значит для неё труд?

7)Как развивается любовь Лизы к Эрасту?

8)Почему её чувство оказалось серьёзнее и глубже, чем
чувство Эраста?

Ответы:

1) Лиза-главная
героиня повести Карамзина «Бедная Лиза»

2)Лиза — бедная
крестьянская девушка, которая рано остается сиротой. Она живет в одной из
подмосковных деревень с матерью — «чувствительной бедной старушкой»,
от которой Лиза наследует главный талант — умению преданно любить. Чтобы
содержать себя и мать, Лиза, «не щадя своей нежной молодости»,
берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы.

3)Эпитеты: невинная,
добрая, красивая, умная, нежная трудолюбивая, отзывчивая, Эраст на время хочет
оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно
искало. ..натура призывает в свои объятия, к чистым радостям». 

4)После смерти отца
они сильно обеднели у мамы было плохое самочувствие и Лиза бралась за любую
работу чтобы прокормить себя  и мать.Лиза была хорошей дочерью и мать
заботилась о ней то есть их связывают  близкие и доверительные отношения. Они
относятся к уважение друг к другу с пониманием.

5)Лиза безумно любила
свою мать, а мать — ее. … Лиза же ухаживала за больной матерью, искала
различные пути заработать денег на скудный обед. Лиза считала, что обязана
оправдать надежды матери, но она влюбилась в беспечного Эраста и тем самым
погубила себя.

6)Лизе пришлось
работать, потому что у когда ей было 15 лет, у неё умер отец, и в семье
остались только она и её старая матушка, не способная к работе. Поэтому ей надо
было работать, чтобы прокормить себя и свою маму.

7)Любовь Лизы и
Эраста вспыхивает при первой встрече. Эраст видит Лизу, торгующую цветами, и
практически с первого взгляда влюбляется в прекрасную девушку. Лиза тоже не
может забыть таинственного незнакомца.

8) Главные герои —
Лиза и Эраст. Лиза — простая крестьянка. Она воспитывалась в бедной. но любящей
семье.

Молодые люди знакомятся, случайно встретившись в городе, и
впоследствии влюбляются.

Эрасту вначале нравились их платонические отношения, он «с
отвращением помышлял.. . о презрительном сладострастии, которым прежде упивались
его чувства» . Но постепенно отношения развивались, и целомудренных, чистых
взаимоотношений ему уже недостаточно.

Лиза понимает, что не подходит Эрасту по социальному
положению, хотя он и утверждал, что «возьмет ее к себе и будет жить с нею
неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю» .

Однако, когда исчезла новизна ощущений, Эраст переменился к
Лизе: свидания становились все реже, а затем последовало сообщение о том, что
ему необходимо отправиться на службу.

Эраст.

1)Какое место занимает герой в повести?

2)Что мы узнаём об Эрасте до того момента, когда он
повстречался с Лизой?

3)Какими положительными чертами наделён герой?

4)При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

5)Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои
объятия»?

6)Показывает ли писатель, как развивается чувство Эраста?

7)В чём проявляется слабость героя? Почему чувство Эраста
оказалось не таким глубоким и серьёзным, как любовь Лизы?

8)Какой поступок по отношению к Лизе совершил Эраст? Как
можно оценить этот поступок?

9)В какой части произведения автор высказывает своё
отношение к Эрасту?

10)Как автор относится к своему герою?

11)Почему он упоминает об Эрасте в конце повести и вскользь?

Ответы:

1)Эраст — один из
главных героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Это приятный молодой человек,
способный расположить к себе. Он красив, богат и искушен в светской жизни. Сам
автор описывает его так: «сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным
разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным.

2)Эраст был богатым
дворянином, с изрядным разумом и добрым сердцем, но слабым и ветренным. Он вёл
рассеянную жизнь, думая только о своём удовольствии, искал его в светских
забавах. Но общественная жизнь и светские

удовольствия ему быстро надоедали и он скучал и жаловался на
свою судьбу.

С появлением в его жизни любви все переменилось.

3)добродушный, приветливый,
положительный во всем человек, умеющий привлечь внимание к своей персоне,
умный, приятный в общении, умеющий сострадать, воспитанный, культурный,
интеллигентный.

4)Их встреча
произошла на улице, когда она пошла продавать ландыши. Он увидел ее и захотел
купить ландыши. Купив ландыши он сказал что хочет всегда покупать цветы у нее.

5)Эраст на время
хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его
давно искало. ..натура призывает в свои объятия, к чистым радостям».

6)Эраст
 добрый,но ветряный человек

2)Автор не может осуждать поступок Эраста

3)Они оба умерли и любили друг друга а на том свете может
они вместе нет 

больше причин и обстоятельств для того чтобы они продолжали
злится друг на друга.

7)Он проявил
низменность своих нравственных принципов.

Объяснение:

Вместо искренней и любящей его всем сердцем девушки, он
выбирает богатство и славу.

8) Повесть,как вам
известно,очень трагична.Поступок Эраста не может вызывать у автора
положительных характеристик,поступок вызывает резко негативные
эмоции,собственно,всё понятно становится в конце,судьба Эраста описана четко и
понятно,он будет жить с богатой вдовушкой,уже в этом видно презрение автора к
поступку Эраста.

9)Но ближе к
окончанию повести автор называет Эраста безрассудным и осуждает его за
самообман.

10)Изначально можно
проследить, что автор старательно выделяет каждую положительную черту
персонажа. Он описывает его ум, чувствительность, душевность. Но по ходу
развития сюжета, отношение и чувства автора к Эрасту начинают меняться. Равно
как и предательство становится апогеем ненависти Карамзина к нему.

11)Он был несчастлив всю
свою жизнь.

  • Рассказ бедная лиза очень краткое содержание
  • Рассказ бедная лиза карамзин краткое содержание
  • Рассказ бежин луг главные герои
  • Рассказ бедная лиза краткое содержание читать
  • Рассказ бежин луг ваня рассказ