Рассказ барышня крестьянка пушкин слушать 6 класс

: два помещика не ладили, и дочь одного познакомилась с сыном другого под видом крестьянки. влюблнные стали встречаться. вскоре помещики

: Два помещика не ладили, и дочь одного познакомилась с сыном другого под видом крестьянки. Влюблённые стали встречаться. Вскоре помещики помирились, решили поженить детей, и тайна девушки раскрылась.

Деление пересказа на главы — условное.

Вражда двух помещиков

В одной из отдалённых губерний жил Берестов.

Рассказ барышня крестьянка пушкин слушать 6 классИван Петрович Берестов — богатый помещик, бывший военный, вдовец, строгий, прямой, привер­женец русских традиций.

Он служил в гвардии, в 1797 году вышел в отставку и с тех пор безвылазно жил в своём имении. Жена его, бедная дворянка, умерла, когда Берестов был на охоте. Помещик быстро утешился, занимаясь хозяйством, и вскоре его поместье стало самым богатым в уезде.

Имение Берестова граничило с владениями Муромского.

Рассказ барышня крестьянка пушкин слушать 6 классГригорий Иванович Муромский — ближайший сосед и на начало повест­во­вания непри­я­тель Бере­стова, вдовец, англоман, добрый, очень непрак­тичный чудак.

Несмотря на увлечение английским образом жизни, Муромский был настоящим русским барином. Живя в Москве, он промотал большую часть своего состояния, овдовел и поселился в последней оставшейся у него деревне.

В поместье Муромский завёл настоящий английский сад, который съедал почти все его доходы, одел конюхов английскими жокеями и нанял в гувернантки дочери настоящую англичанку. Поля он пытался обрабатывать по английской «мето́де» и, даже живя в деревне, умудрялся влезать в новые долги.

Соседи любили Муромского, хоть и считали гордым. Не любил и осуждал его способы ведения хозяйства только Берестов, ненавидевший любые нововведения.

Да-с! — говорил он с лукавой усмешкою, — у меня не то, что у соседа Григорья Ивановича. Куда нам по-английски разоряться! Были бы мы по-русски хоть сыты.

Муромский, не терпевший критики, узнал о насмешках Берестова и прозвал его «медведем и провинциалом».

Алексей Берестов и провинциальные барышни

Помещики вовсю враждовали, когда к Берестову после окончания университета приехал его сын Алексей.

Рассказ барышня крестьянка пушкин слушать 6 классАлексей Берестов — един­ственный сын Ивана Петро­вича Бере­стова, высокий, стройный, красивый, любит охоту и девушек, немного наивный.

Алексей мечтал стать военным, но его отец на это не соглашался, и парень поселился в деревне, «отпустив усы на всякий случай». Между местными барышнями ходил слух, что у него была несчастная любовь, и это только разжигало интерес.

Провинциальные барышни в те времена были прелестны. Они воспитывались на свежем воздухе и были гораздо более самобытны и начитанны, чем рассеянные городские красавицы. Уединение и чтение рано развивали в них чувства и страсти. Любое незначи­тельное событие становилось для них приключением, которое обсуждалось долгие годы.

Алексей произвёл на барышень неизгладимое впечатление, появившись перед ними в образе мрачного и разочаро­ванного человека с чёрным, украшенным черепом, перстнем на пальце.

Задумка Лизы Муромской

Больше всех заинтере­совалась Алексеем Лиза.

Рассказ барышня крестьянка пушкин слушать 6 классЛиза Муромская — един­ственная дочь Григория Ивано­вича Муром­ского, 17 лет, черно­глазая, смуг­ло­лицая, хоро­шенькая, изба­ло­ванная, резвая, любит проказ­ни­чать.

Подругой и наперсницей Лизы была Настя.

Рассказ барышня крестьянка пушкин слушать 6 классНастя — крепостная горничная Лизы, чуть старше её, такая же озорная и ветреная.

Однажды Настя попросила у Лизы разрешения сходить в имение Берестова на именины жены тамошнего повара. Лиза отпустила горничную, попросив её непременно разузнать, красив ли Алексей, и какой он человек.

Настя вернулась к вечеру и начала рассказ со множеством неинтересных Лизе подробностей: кто с кем сидел, да чем угощали на именинах. Наконец Лиза, к своему удивлению, узнала, что Алексей румяный и весёлый, что он весь день играл с девушками, ловил их и целовал.

Лизе очень захотелось его увидеть. Настя посоветовала поехать утром на прогулку: Алексей каждое утро ходит на охоту, и они непременно встретятся. К сожалению, это было невозможно из-за вражды Берестова и Муромского. Тогда Лиза решила переодеться крестьянкой и в таком виде встретиться с Алексеем.

Барышня Лиза переодевается в крестьянку

Весь следующий день крепостные девушки шили для Лизы крестьянский наряд. Босиком Лиза ходить не смогла, и Настя раздобыла для неё лапти. Встав на заре и переодевшись крестьянкой, Лиза побежала на границу имения, где обычно охотился Алексей, и познакомилась с ним.

Лиза назвалась дочерью кузнеца, Акулиной. Она так хорошо говорила на местном наречии и копировала манеры крестьянок, что Алексей ничего не заподозрил. Только один раз Лиза чуть не выдала себя. Алексей попытался её поцеловать, а она приняла строгий вид и заявила: «Если вы хотите, чтобы мы были вперёд приятелями… то не извольте забываться». Чтобы исправить оплошность, Лиза сказала, что этому её научила барышня.

Расставаясь, Алексей сказал, что намерен явиться к кузнецу. Лиза испугалась, что он раскроет её секрет, и пообещала встретиться с ним на следующий день. Весь день Лиза размышляла над последствиями своей шалости. Снова встретившись с Алексеем, она сказала, что больше на свидание не придёт, но парень уговорил её приходить в эту рощу хотя бы дважды в неделю. Лиза согласилась, взяв с него обещание никогда не ходить к кузнецу.

Алексей влюбляется в барышню-крестьянку

Отношения со странной крестьянкой Акулиной привлекали Алексея «прелестью новизны». Через два месяца он был уже «влюблён без памяти». Лиза тоже была к нему неравнодушна, хоть и старалась этого не показывать.

…самолюбие её было втайне подстрекаемо тёмной, романтическою надеждою увидеть наконец… помещика у ног дочери… кузнеца.

Их идиллии чуть не помешал случай. Однажды Муромский проезжал верхом вдоль границы своих владений. В это время Берестов охотился там на зайцев. Услышав звуки трещоток, которыми мальчишки выгоняли зайца из кустов, лошадь Муромского испугалась и понесла. Помещик упал и сильно ушибся. Берестов пригласил его в свой дом, угостил завтраком, и соседи неожиданно подружились.

Вернувшись домой, Муромский объявил дочери, что завтра у них будут гости: Берестов с сыном, и она должна присутствовать на обеде. Лиза не знала, что ей делать, но Настя посоветовала ей снова переодеться. Лиза предстала перед гостями в виде жеманной барышни, напудренной, накрашенной и увешанной драгоцен­ностями. Говорила она только по-французски.

Алексей не узнал свою Акулину «в этой смешной и блестящей барышне». Молодые люди встречались до поздней осени. По просьбе Акулины Алексей научил её читать и писать и был удивлён способностями девушки. Когда погода окончательно испортилась, влюблённые начали обмениваться письмами с помощью Насти.

Тайна раскрывается

Тем временем Муромскому и Берестову пришло в голову поженить детей. Алексей был для Лизы выгодным женихом, а у Муромского был знатный и влиятельный родственник, который мог быть полезен Алексею. Пока Муромский раздумывал, как уговорить Лизу на этот брак, Берестов с военной прямотой объявил сыну свою волю.

Алексей наотрез отказался жениться на жеманной дочери соседа и сильно поругался с отцом.

…романическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами пришла ему в голову, и чем более думал он о сём решительном поступке, тем более находил в нём благоразумия.

Тем же вечером он написал Акулине письмо с предложением руки и сердца.

На следующий день Алексей отправился к Муромскому, надеясь объясниться с ним и склонить его на свою сторону. Помещика дома не оказалось, и парень решил поговорить с его дочерью. Войдя в комнату, Алексей остолбенел, увидев свою милую Акулину, которая сидела у окна и читала его письмо.

Алексей радостно вскрикнул, бросился к Лизе и начал целовать её руки. Лиза старалась освободиться и убежать. В этот момент в комнату вошёл Муромский и сказал: «Ага… да у вас, кажется, дело совсем уже слажено».

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Главные герои Барышни-крестьянка Пушкина

Пушкин в своем произведении «Барышня-крестьянка» описал жизнь помещиков и простых крестьян. Главными героями этого произведения являются два возлюбленных Елизавета Муромская и Алексей Берестов. Они были из семей помещиков, они очень любили друг друга.

Алексей Берестов

Алексей был очень красивым молодым юношей, который имел спрос у девушек. У него было очень доброе сердце, он умеет радоваться жизни, любит веселиться и развлекаться. Алексей Берестов был очень умен, он мечтал, стать военным, но его отец был против этого. Юноша был очень сильно влюблен в Лизу, которая преставилась простой крестьянкой. Для него не важен статус и положение, ему важнее были те чувства, которые они испытывали друг к другу. Ради своей возлюбленной он был готов отказаться от всего что у него есть и богатства, в том числе.

Елизавета Муромская

Елизавета, второй главный персонаж повести Александра Сергеевича. Она была очень любима своим отцом, который очень баловал ее. Поэтому Пушкин называл ее балованным ребенком. Лиза всегда мечтала о счастливой и необыкновенной любви, она была очень сентиментальной девушкой. Когда она познакомилась с Алексеем, она увидела в нем свой идеал о котором мечтала. Ей не хотелось простого знакомства, она была очень романтична поэтому решает переодеться в крестьянку. Елизавета Муромская очень хорошо справилась с ролью крестьянки, так как с детства была знакома с жизнью простых крестьян. Обман Лизы раскрылся, но это не привело к трагедии, наоборот оба героя были счастливы.

Иван Берестов

Иван Берестов, отец главного героя Алексея. Он был богатым человеком. После гибели своей супруги он занялся домашним хозяйством, он выращивал сад, и сам строил свой дом. Для него это было утешением после потери жены. Несмотря на то что его все считали гордым окружающие его очень любили. У него был сои взгляд на отношения, он считал, что брак должен быть по расчету родителей, но никак не по любви. Он готов был лишить своего сына наследства, если он женится на обычной крестьянской девушке. Он конфликтовал с отцом Елизаветы, из-за того что не любил различие нововведение. Он предпочитал все русское и не поддерживал интерес к иностранному.

Григорий Муромский

Григорий Муромский, отец Елизаветы и яркий противник Берестова. Он был очень легкомысленным, поэтому ему не особо удавалось управлять свои хозяйством, которое не приносило ему никакой выгоды. Как и Берестов он тоже был вдовцом. Именно поэтому он очень любил свою дочь и старался дать ей все чего она пожелает.

Многие сравнивали историю любви Лизы И Леши с историей Ромео и Джульеттой. Но у Пушкина в отличие от Шекспира возлюбленные остаются вместе в конце произведения.

Настя

Настя является одной из второстепенных героинь повести под названием «Барышня-крестьянка», она работает на Лизу Муромской горничной, и единственная знает о всех ее тайнах. Она также в курсе дел, которые она совершает в тайне. При этом она готова выполнять совершенно любые ее поручения. Ей не важно, что это поручения могут быть разными, для хозяйки она готова совершенно на все.

Характеристика героев повести Барышня-крестьянка

Каждый герой А. С. Пушкина без исключения имеет свое определенное место в произведении, так как выполняет важную функцию. Знакомство с сюжетом сочинения вызывает большое любопытство продолжать наблюдать за героями, благодаря которым история любви завораживает, сохраняясь в памяти навсегда.

Каждый поступок главной героини – Лизы Муромской вызывает восхищение. Она стремится к цели во что бы то ни стало. Озорная красавица, познакомившись с барином, решает оставить в неизвестности свое настоящее происхождение. Семнадцатилетняя черноглазая девушка не отличается от местных жительниц желанием любить и быть любимой. Она меняет образ барышни на образ крестьянки Акулины внешне. На самом деле остается в своем доме капризной любимой дочерью своего отца, которая любит забавы, устраивает интересные встречи. У Лизы – мечтательная, добрая натура, в которую не смог не влюбиться Алексей.

Григорий Иванович Муромский– отец Лизы. Он очень трепетно относится к желаниям любимой дочери. Когда-то его жизнь изменилась, после чего он поселился в деревне. Несмотря на отсутствие богатства, новых идей, он остается уважаемым человеком.

Иван Петрович Берестов– человек, который всегда гонится за увеличением доходов, с презрением относится к бездействию своего соседа – Григория Ивановича. Консерватор по натуре, предпочитает расчет в отношениях. Он далек от романтики, с непониманием относится к мечтам. Его главными характеристиками становятся хозяйственность и гостеприимство.

Алексей Берестов– молодой образованный человек с правильными представлениями о женитьбе, послушный сын своего отца. Вернувшись из столицы в деревню, не смея ослушаться отца, он вел обычный образ жизни, не отказывая себе при этом в удовольствиях. Молодой человек находится в ожидании перемен, которые будут связаны с выбором будущей супруги. Он не теряет времени даром: ездит верхом на лошади, забавляется также, как и свои ровесники.

Мисс Жаксон относится к второстепенным героям. Но ее образ важен именно для того, чтобы сделать доступнее для понимания легкий образ воспитанницы Лизы. Внешний вид вызывает смех и у Лизы, и у Насти. Девушек забавляет то, как она красится белилами. Женщина далека от тех выходок и шалостей, которые испытывает со стороны Лизы, Насти. Она постоянно думает о родине, так как в Англии ей было бы намного спокойнее.

Особым отчаянием и смелостью отличается прислуга Лизы – добрая, отзывчивая девушка по имени Настя. Она обладала умением влиять на свою хозяйку, что нередко помогало Лизе. Например, по совету служанки барышня переоделась в крестьянку и совершила обман с барином.

Таким образом, каждый герой повести – это яркий авторский образ, который узнаваем читателем среди огромного количества других героев. Они жизнерадостные, гостеприимные и отзывчивые. Некоторые использовали ложь, но она стала лишь подмогой на пути к счастью.

Сочинение Главные и второстепенные герои

Это весёлое лёгкое произведение о любви в неравных социальных отношениях.

Барышня-крестьянка — Елизавета Григорьевна Муромская. Очаровательная черноглазая девушка семнадцати лет. Она – единственная дочь у отца, её мать рано умерла. Отец в наследнице души не чает, балует её во всём. Лиза мечтает познакомиться с соседом — Алексеем Берестовым, но это невозможно, потому что их отцы враждуют. Девушка находит выход, переодевшись в крестьянку. В этом образе и под чужим именем она встречается в лесу с молодым барином до тех пор, пока её обман не раскроется.

Лиза – очень интересная девушка по характеру. С ней никому не скучно. Героиня проста в общении, как с обычными крестьянами и прислугой, так и с людьми её круга. В Лизе нет жеманства, как в городских барышнях. Она весёлая и с чувством юмора, обладает артистическими способностями. Не удивительно, что молодой барин попал под обаяние Лизы в образе крестьянки с первой их встречи.

Алексей Берестов – сын помещика. Он молод и хорош собою. Алексей закончил обучение в университете и ещё не решил чему посвятить свою жизнь в дальнейшем. Пока он отдыхает в имении своего отца. На прогулке в лесу молодой человек знакомится с дочерью кузнеца Акулиной. Алексей в восхищении от крестьянской девушки и продолжает с ней встречаться в дальнейшем. Акулина для него настолько дорога, что он готов пойти против воли отца и жениться не на Лизе Муромской, а на обычной дочери кузнеца. В итоге оказывается, что барышня и крестьянка – это одна и та же девушка.

Алексей, как и Лиза, простой в общении парень, не гнушается проводить время с крестьянской молодёжью. Это весёлый, жизнерадостный и энергичный молодой человек. Он каждое утро проводит на охоте. Алексей, как и Лиза, нравится всем в округе.

Иван Петрович Берестов – богатый помещик, крепкий хозяйственник. Он придерживается старых русских традиций в управление имением. Иван Петрович не понимает и не принимает своего соседа за его нововведения, часто критикует. Они враждуют между собой уже много лет. Однажды Иван Петрович окажется случайным свидетелем травмы своего недруга. Он проявит благородство и окажет всю необходимую помощь Муромскому. С этого времени их отношения наладятся.

Иван Петрович – хороший отец. Оставшись вдовцом, воспитал достойно единственного сына. В обществе Берестов пользуется авторитетом.

Григорий Иванович Муромский – приверженец всего английского, даже свою дочь зовёт на иностранный манер — Бетси. В отличие от своего соседа, помещик не умеет управлять хозяйством. Его имение доход не приносит. Григорий Иванович – вдовец и очень любит свою единственную дочь.

Настя – служанка Лизы и её преданная подруга. Она немного постарше своей барышни, но такая же легкомысленная. Лиза доверяет ей все свои секреты.

Мадам Жаклин – горничная Лизы. Чопорная, скупая на эмоции англичанка, чрезмерно увлекается косметикой.

Таким образом, Пушкин в ироничной форме рассказал о стереотипах в обществе и о молодом поколении, которое способно бороться с ними.

Сочинение 4

Гениальный поэт и писатель очень любил осень. Испытывал огромный творческий подъем. Вот и цикл повестей Белкина, куда входит рассказ, написан в этот благодатный период. Основная тема-любовь. Но в то же время автор затрагивает больную для того времени проблему — предрассудки против неравных браков. А.Пушкин хотел донести до нас, что за свою любовь стоит бороться и не бояться осуждения окружающих.

Александр Сергеевич начинает повествование с описания жизни двух героев — Берестова и Муромского. Первый был практичным и хозяйственным. Выстроил суконную фабрику в Тугилово. Дела в финансовом плане были отличными. Поэтому почитает себя самым умным человеком во всей округе.

Соседом, чье имение находилось ближе всех, являлся Григорий Иванович, типичный образец истинно русского барина. Промотав почти все состояние, живет в последней уцелевшей деревне. Хозяйство ведет на английский манер. Вследствие чего доходы небольшие. Да и те уходят на содержание сада в английском стиле. Иван Петрович был противником нововведений, поэтому всячески осуждал «англомана».

В имение Берестова приезжает сын Алексей. Хорош собой, с «интересной бледностию», с печатью мрачной грусти. Говорит с прекрасной половиной о разочарованности в земных радостях и носит на руках черное кольцо, чем сумел обворожить барышень. Каждая грезит им.

И если данную тактику поведения избрал наш герой в отношении с людьми своего круга, то с дворовыми девушками молодой барин ведет себя естественно. Он весел, добр, любит принимать участие во всяческих проказах.

Лиза, дочь «англомана», горит желанием увидеть необычного соседа. Для этого, переодевшись простой крестьянкой, идет ранним утром прогуляться к роще. Сначала ей весело от собственной задумки. По мере приближения к месту назначения понемногу становится страшно. Однако девушка полна решимости.

Встреча состоялась.

Вначале мужчина решил позабавиться с симпатичной смуглянкой. Встретив отпор, он начинает более серьезно присматриваться к девушке. Все в ней вызывает восхищение: незаурядный ум, скромность, хорошие манеры, которые так редко можно наблюдать в простой необразованной девице. Со временем их чувства перерастают в любовь. Они испытывают потребность видеть друг друга каждый день.

Однажды отец надумал познакомить молодого человека с дочерью соседа, с которым успел помириться накануне. Не сумев найти отговорки, Алексей едет к Муромским. Лиза не понравилась ему. Для него нет никого милее Акулины, простой крестьянки. Дело идет к свадьбе. Родители, не спросив согласия у детей, собираются породниться. Никто слушать его не хочет. В отчаянии несчастный влюбленный решается объясниться с Григорием Ивановичем. Полный надежды приезжает в Прилучино, намереваясь отменить нежеланную свадьбу. И вдруг видит любимую, но в одежде барыни. Обман раскрыт! Смущению Елизаветы Георгиевны и радости Алексея не было предела.

6 класс

Вариант 4

Повесть «Барышня-крестьянка» носит слегка шаловливый характер. Все её герои вызывают симпатию.

Семнадцатилетняя Лиза Муромская – то есть барышня-крестьянка – единственная дочь помещика Г.И. Муромского. Выросла без матери. Отец её ласково называет Бетси, всячески балует, потакая прихотям. Резвая девушка обладает милой внешностью. У неё смуглое личико и чёрные глазки.

Она энергична, умна, весела и изобретательна. Как и большинство уездных барышень, немного романтична. Жаждет приключений. Смело переодевается в простую одежду и выдаёт себя за дочку кузнеца Акулину, чтобы лично убедиться, таков ли сынок соседа, как о нём говорят.

Алексей – сын И.П. Берестова. Он добрый и жизнерадостный. Неравнодушен к прекрасному полу. Имея университетское образование, хочет поступить на военную службу, поскольку статская служба ему совершенно неинтересна. Однако отец категорически против его выбора.

Молодой человек весьма недурён собой: румянощёкий, высокий, стройный. Потому-то неудивительно, что мысли о нём заполонили головы всех соседских барышень. Его манера казаться мрачным и разочарованным, сетовать об утраченных радостях и увядшей юности, а также необычное чёрное кольцо на руке только разогревают их любопытство.

Много времени уделяет охоте и прогулкам верхом на лошади. Страстно влюбляется в Лизу, выдающую себя за крестьянку. Он готов даже ослушаться отца и жениться на ней, пожертвовав наследством.

И.П. Берестов – русский помещик, живущий в отдалённой губернии. В молодые годы служил в гвардии. Выйдя в отставку, уехал в деревню, где серьёзно занялся хозяйством. Он построил дом по собственным чертежам, возвёл суконную фабрику. Сам записывал расходы. Ничего не читал, кроме еженедельника, в котором публиковались новые государственные законы и распоряжения. Вскоре доходы его утроились.

Соседи уважают Ивана Петровича, но считают гордым. Он ненавидит нововведения, потому до определённого момента враждебно относится к англоману Муромскому.

Г.И. Муромский – барин, промотавший в Москве значительную часть состояния. Поселившись в деревне, стал хозяйничать по-новому: развёл английский сад, приказал обрабатывать поля по английской методике, нанял для дочери мадам англичанку, а конюхов одел жокеями. Неглуп, но постоянно в долгах.

Настя – ветреная крестьянская девушка, прислуживающая Лизе. Немного старше хозяйки. Вместе с ней обдумывает и организовывает разные затеи и розыгрыши.

Мисс Жаксон – англичанка, которой поручено воспитание Лизы. Это чопорная старая дева: ей уже исполнилось сорок лет. Желая приукрасить своё немолодое лицо, регулярно сурьмит брови и пользуется белилами. Придерживается строгих и консервативных взглядов.

Другие сочинения: ← Смысл финала романа Евгений Онегин↑ ПушкинГлавные герои Бориса Годунова →

Вариант 2

Иван Петрович Берестов является богатым помещиком дворянского происхождения. Он обладает своенравным характером и не терпит нововведений. Из-за соблюдения старых традиций он насмехается над соседом, помещиком Муромским, который, наоборот, стремится к модным английским новшествам.

Иван Петрович — человек со сложным характером и придерживается старых нравов. Он весьма педантичен и рационален, имеет незаурядный ум. Однако он не стремится к развитию, почитывая только газету. Культура и наука ему неинтересны. Тем не менее, его ума хватает для того, чтобы хорошо вести хозяйство и не залезать в долги. Ему трудно общаться с людьми, даже с собственным сыном. Ему не удается заинтересовать его помещичьей деятельностью, но и на службу он не хочет его отдавать. Более того, когда он подумывает женить своего сына, то ничего не делает лучше того, как угрожать лишением наследства. С соседом он и вовсе не ладит, потому что не одобряет его увлечение английской культурой. Он посмеивается над ним. Противостояние нововведениям — отличительная черта Берестова в повести.

Иван Петрович расчетлив. Он сам когда-то построил свой дом, точно высчитав расходы. Он не баловал себя нарядами и вел скромную жизнь. Именно его бережливость и предусмотрительность позволили ему сколотить состояние и стать одним из богатых помещиков в округе. Возможно, это вскружило ему голову, и он стал считать себя самым умным и практичным, что непременно всегда не забывал подчеркивать при разговоре с другими соседями. Особенно сравнивая себя с расточительным и недальновидным Муромским. Не смотря на это, соседи его уважают, хотя и считают немного зазнавшимся.

Берестов — целеустремленный человек. Если он что-то решает сделать, то ничто не может сбить его с цели. Об этом говорит и постройка поместья, непримиримость к нововведениям и женитьба сына. Зная об этом, Алексей потому и направляется сам в поместье Муромских, чтобы отговорить барышню от брака, так как отца переубеждать бесполезно.

Все же Иван Петрович может делать исключения из правил. Во время охоты он помогает Муромскому, который падает с лошади. Берестов оказывает ему помощь, общается с ним и убеждается, что сосед не так уж и глуп. В конце концов, он даже соглашается отобедать у Муромского. Для человека, не терпящего изменений, весьма неожиданно то, что он сближается с соседом, над которым насмехался годами.

Иван Петрович выступает в повести в роли катализатора вражды между двумя семьями. Его упрямство могло ему дорого обойтись: окончательно поссорить с сыном. Возможно, он бы передумал. Ведь он все-таки подружился с Муромским, хотя не переносил его годами.

Экранизации повести

Сюжет «Барышни-крестьянки» стал основой ряда драматических произведений и кинофильмов. Первая экранизация состоялась в 1916 году, когда по мотивам повести режиссером Ольгой Преображенской был снят одноименный фильм немого кино. В 1970 году телезрители увидели фильм Дины Луковой, поставленный по этой пушкинской новелле.

Самой недавней по времени стала телевизионная экранизация, выполненная в 1995 году Дмитрием Сахаровым.

В двухсерийном фильме, имевшем большой успех у зрителей и критиков, снялись как совсем молодые и малоизвестные в то время актеры – Елена Корикова (Лиза) и Дмитрий Щербаков (Алексей), так и известные личности советского и российского театра и кино – народные артисты СССР Василий Лановой (Иван Петрович Берестов) и Леонид Куравлев (Григорий Иванович Муромский).

Кроме того, существует и спектакль «Девичьи грезы», сюжет которого основан на данном произведении Александра Сергеевича Пушкина.

Рассказ барышня крестьянка пушкин слушать 6 класс

Текст: Ольга Лапенкова

Кто бы что ни говорил, литература XIX века и впрямь способна испугать неподготовленного читателя. Причин тому много: это, во-первых, вопиющая «серьёзность» некоторых авторов; во-вторых, неторопливость повествования (двести лет назад темп жизни был во много раз медленнее нынешнего); наконец, грустные концовки, где герои либо умирают, либо теряют любовь/друга/имение/смысл жизни. Однако ни одну из этих претензий нельзя отнести к «Повестям Белкина» — сборнику, в котором А. С. Пушкин постоянно «играет» с читателем, обманывая его ожидания и пародируя популярные в первой половине XIX в. трагические сюжеты.

Сборник, напомним, состоит из шести частей:

  • •«От издателя»;
  • •«Выстрел»;
  • •«Метель»;
  • •«Гробовщик»;
  • •«Станционный смотритель»;
  • •«Барышня-крестьянка».

Юный читатель, добросовестно одолевший каждую из них, согласится, что каждое из этих произведений заканчивается намного лучше, чем можно было подумать. Уже само предисловие с сухим заголовком «От издателя» оказывается не строгой биографией И. П. Белкина, а забавной историей нерадивого помещика, чья ключница заклеила окна «первою частию романа, которого он не кончил». В «Выстреле» мы ждём, что Сильвио убьёт давнего обидчика; в «Метели» — что несчастная Марья Гавриловна, родители которой не благословили её на брак с возлюбленным, никогда не обретёт семейного счастья; повесть «Гробовщик» — одно название чего стоит! — наверняка сулит нам ужасную смерть главного героя… Так мы думаем, но всякий раз мы ошибаемся — и, проглотив последнюю страницу коротенькой «повести», облегчённо вздыхаем. И даже самое грустное произведение — «Станционный смотритель» — оканчивается не так уж катастрофически: да, бедному Самсону Вырину не позавидуешь, зато его дочь… Но не будем спойлерить! Лучше перейдём к «Барышне-крестьянке»: именно эту «повесть» разбирают на уроках прилежнее всего.

И всё же, прежде чем обсуждать отношения между вздорными помещиками Берестовыми и Муромскими — а точнее, их молодыми детьми, — проясним некоторые моменты. Как у А. С. Пушкина вообще возникла идея написать что-то пародийное — причём не одну повесть, а целую охапку? Как эту выходку оценили читатели? И, наконец, почему сборник вышел под именем Ивана Петровича Белкина — человека, которого никогда не существовало?

Покойный Иван Петрович

Идея создать цикл «обманчивых» повестей — сам Пушкин в письмах друзьям называл их «сказочками» и «побасенками» — пришла Александру Сергеевичу не случайно: величайший классик русской литературы всегда любил пошутить. Правда, поначалу его шутки были куда злее — и доставили ему немало неприятностей. В 1820-х гг. Пушкин «смеялся» над высокопоставленными лицами: например, над государственным деятелем, генералом А. А. Аракчеевым, губернатором М. С. Воронцовым и даже самим императором, Александром I. Недовольный политикой монарха, которого всецело поддерживали его подданные — высокопоставленные чиновники, Пушкин писал на них эпиграммы, то есть короткие уничижительные стихотворения. Вот, например:

НА М. С. ВОРОНЦОВА

  • Полу-милорд, полу-купец,
  • Полу-мудрец, полу-невежда,
  • Полу-подлец, но есть надежда,
  • Что будет полным наконец.
  • 1824

Неудивительно, что в 1820-м классика отправили в так называемую «Южную ссылку»: вплоть до 1824 года поэту было запрещено возвращаться в Петербург. Но и на этом пушкинские злоключения не закончились, ведь в том же 1824-м Александра Сергеевича сослали снова — на два года, в его родовое имение Михайловское.

К счастью, со временем пушкинское чувство юмора перешло в более мирное русло: классик принялся подшучивать над тем, что мы называем литературными штампами. Простыми словами, это неинтересные, «однобокие» герои, предсказуемые сюжеты, излишний пафос и прочие «прелести», которые уже в 1830-х гг. читателям изрядно поднадоели. В том же 1830-м из-под пера Пушкина вышли не только «Повести Белкина», но и куда более смелые произведения — например, поэма «Домик в Коломне». Её сюжет таков: юная дворянка Параша, с позволения матери, решает сама нанять кухарку — а спустя некоторое время оказывается, что это переодетый мужчина.

И всё бы хорошо, если бы не одно «но»: в XIX веке нельзя было просто напечатать книгу «за свои». Каждое произведение перед публикацией попадало в руки к цензору — чиновнику, который внимательно его читал и определял, можно такое печатать или нет. Неудивительно, что к вольнодумному Пушкину придирались как ни к кому другому. Поэтому, написав осенью 1830-го года пять повестей, классик решил не рисковать — и сделал вид, что он не автор, а всего лишь издатель, ну а тексты написаны его дальним знакомым.

Конечно, современному читателю, привыкшему, что писатели — отличные шутники, сразу становится понятно, что Иван Петрович Белкин — лицо вымышленное. Но в 1830-м шалость удалась, и «Повести Белкина» ушли в печать без особых придирок со стороны цензуры. Однако и этот персонаж взялся не из воздуха: он многое «позаимствовал» из жизней близких Пушкину людей. Журналист Д. Г. Шеваров в статье «Пьеро Белкин» (1999) пишет:

  • Взглянув на Белкина <…>, мы увидим, что добродетели, которыми награждён Иван Петрович, вовсе не случайны. Это те черты, которые умел ценить Пушкин в своих друзьях. От Дельвига Белкину достались мягкосердие, кротость, уважение к летам, от Пущина — честность, умеренность и трезвость, от Кюхельбекера — доверчивость и «стыдливость… истинно девическая»… Незавидное же качество Ивана Белкина, его хозяйственная беспечность, напоминает об отце поэта — Сергее Львовиче.
  • После этого трудно считать случайными даты, упоминаемые в жизнеописании Белкина. Иван Петрович родился в один год с Дельвигом и Пущиным — в 1798-м, а умер от простудной горячки в 1828-м, в год смерти няни поэта, Арины Родионовны.

Однако это — мнение исследователя конца ХХ века. В XIX веке современники Пушкина, увы, не оценили стараний, с которыми автор «выписывал» своего Ивана Петровича. Хотя «Повести Белкина» получили в основном положительные оценки критиков, всерьёз эти тексты никто разбирать не стал: так, милые безделушки, и не более того.

Соглашаться с мнением пушкинских современников или нет — дело сугубо личное. А сейчас перейдём, наконец, к «Барышне-крестьянке».

Берестовы и Муромские

Сюжет повести «Барышня-крестьянка» начинается почти так же, как и трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта». Перед читателем предстают две враждующие семьи: Берестовы и Муромские. По закону жанра, у пожилого Берестова уродился только один сынишка — некто Алексей, только-только окончивший университет; Муромский же воспитывает — или, скорее, вечно балует — дочку Лизу. Читатель, конечно, думает, что и в этом произведении молодой человек и девушка полюбят друг друга — и, столкнувшись с запретом родителей, не сумеют справиться с чувствами, а тут и до трагического финала недалеко. Но сама добрая, чуть насмешливая интонация, которой Пушкин описывает своих героев, намекает, что в этой истории финал будет совсем другим. Посудите сами:

  • В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор оттуда не выезжал. Он был женат на бедной дворянке, которая умерла в родах, в то время как он находился в отъезжем поле. Хозяйственные упражнения скоро его утешили. Он выстроил дом по собственному плану, завёл у себя суконную фабрику, утроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всём околотке, в чём и не прекословили ему соседи <…>.
  • Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед. Этот был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде. Развёл он английский сад, на который тратил почти все остальные доходы. Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля свои обрабатывал он по английской методе… <…>
  • Из людей, осуждавших его, Берестов отзывался строже всех. <…> Показывал ли гостю свои владения, в ответ на похвалы его хозяйственным распоряжениям: «Да-с! — говорил он с лукавой усмешкою, — у меня не то, что у соседа Григорья Ивановича. Куда нам по-английски разоряться! Были бы мы по-русски хоть сыты». Сии и подобные шутки, по усердию соседей, доводимы были до сведения Григорья Ивановича с дополнением и объяснениями. <…> Он бесился и прозвал своего зоила медведем и провинциалом.

Внимательный читатель, конечно, заметил, как автор подтрунивает над своими героями: И. П. Берестов, отец Алексея, «стал почитать себя умнейшим человеком во всём околотке», а Г. И. Муромский — папенька Лизы — «промотал в Москве большую часть имения». Но в этих абзацах спрятаны и другие забавные моменты. Например, Пушкин называет Муромского, у которого всё на английский манер, «настоящим русским барином», посмеиваясь над тем, что дворяне XIX века чуть ли не боготворили всё иностранное (хотя в основном в России преклонялись не перед англичанами, а перед французами). Далее, Григорий Иванович обзывает Берестова «провинциалом» — но сам-то тоже не вылезает из деревни! С его доходами о возвращении в Москву мечтать уже не приходится.

Наконец, строгого хозяйственника Берестова автор называет «зоилом». Нынешнему читателю это слово, конечно, непонятно, но современники Пушкина знали: Зоил — это древнегреческий оратор, который ненавидел всех вокруг, постоянно злословил и придирался.

Итак, можно ли ожидать трагической развязки от повести, которая начинается так легко и задорно? Особенно если учесть, что выдумала Лиза Муромская: переодеться крестьянкой — и поджидать Алексея Берестова в лесу, где он каждое утро ездит с ружьём?

Однако произведение, где вражда между почтенными семействами разрушит-таки судьбы молодых влюблённых, Пушкин тоже создаст. Спустя три года, в 1833-м, он напишет повесть «Дубровский», о которой мы поговорим через неделю.

  • Рассказ бабушкин дом часть 3
  • Рассказ алхимик пауло коэльо
  • Рассказ алые паруса о чем рассказ
  • Рассказ анатолий алексин самый счастливый день
  • Рассказ аленький цветочек написал кто