Рассказ барышня крестьянка главные герои

Автор на чтение 10 мин. просмотров 7 опубликовано 22.02.2021 содержание: основные герои в небольшом по объему рассказе, входящем в цикл

На чтение 10 мин. Просмотров 7 Опубликовано

Содержание:

Основные герои

В небольшом по объему рассказе, входящем в цикл «Повести Белкина», Пушкин спорит с классической традицией романтизма. Сюжет повести во многом сходен с событийной канвой «Ромео и Джульетты», трагедии Шекспира. Дети двух ненавидящих друг друга враждующих семей воспылали друг к другу искренними теплыми чувствами. Но Пушкин решил сделать из этого сюжета не трагедию, а скорее добродушную комедию. Это помогло автору показать абсурдность родовой вражды.

Главные герои «Барышни-крестьянки» — это молодые люди, блистательный Алексей Береснев и Лиза Муромская. Оба богаты, избалованы, привыкли, что их капризам потакают. Однако встреча и породившая ее любовь раскрыла в этих молодых людях их лучшие качества. Она же и помогла прекратить вражду двух семейств. Именно поэтому повесть Пушкина завершается на позитивной ноте, в отличие от трагедии Шекспира.

Однако произведение показывает и проблемы нравов того времени. Будучи влюбленным в простую, по его мнению, девушку Акулину, Алексей понимает, что быть вместе им не суждено — слишком велика сословная разница. Это делает молодого человека несчастливым, но как-то исправить ситуацию ему и в голову не приходит. Дворянские предрассудки слишком сильны в людях его поколения.

Очаровательная Лиза — Акулина

Это молодая девушка, ей всего 17. Лиза, или, как зовет ее отец, Бетси — очень избалованная особа, привыкшая к тому, что все ее капризы должны быть исполнены. Она любимица своего отца, тот делает все возможное, чтобы дочь была счастлива. Сама же Лиза, воспитанная на романтической литературе, жаждет приключений, подлинной любви, ярких взаимоотношений.

Девушка решает взять свою судьбу в собственные руки и предпринимает необычный для молодых особ ее времени поступок. Она надевает крестьянский наряд и решается познакомиться с «врагом» — Алексеем Берестовым, о котором наслышана.

Вот что говорит Пушкин о жизни своей героини:

  1. Мать Лизы умерла, однако когда это произошло, автор не уточняет.
  2. Отец, Григорий Иванович, окружил дочь трепетным вниманием. Однако воспитанием девушки, как и полагалось в те времена, занимается англичанка, мисс Жаксон.
  3. Внешность героини описана очень лаконично, но читателю сообщается, что у нее смуглая кожа и карие глаза. Детальный портрет героини писатель рисовать не стал.

Отец Лизы, «настоящий русский барин», умиляется ее детским проказам, именно поэтому девочка растет настоящей проказницей. Именно любовь к шалостям и стала причиной того, что в 17 лет Лиза решилась переодеться в крестьянский наряд и устроить настоящий спектакль.

Алексей Берестов

Особенности этого героя:

  1. Сам веселый и жизнерадостный, он мечтал о встрече не с чопорной дамой своего круга, а с добродушной девушкой, которая не боится быть самой.
  2. Он очень хорошо относится к своим дворовым крестьянам, никогда не позволяет себе унизить их. Не считает зазорным посмеяться над шутками простого мужика.
  3. Любит охоту, динамичный образ жизни. Уклад чиновника, который планирует для него отец, отнюдь не прельщает Алексея, тот отказывается от скучной жизни над бумагами.

Этот молодой человек показан Пушкиным справедливым, открытым. Познакомившись с крестьянской девушкой, он не пытается очаровать ее, напротив, общается с ней на равных. И постепенно влюбляется в ее внутренний мир, даже не догадываясь, что перед ним дочь враждебного семейства.

Таковы главные герои рассказа «Барышня-крестьянка», на встрече и развитии взаимоотношений которых построена сюжетная линия произведения.

Прочие персонажи

Продолжая характеристику героев «Барышни-крестьянки» для 6 класса, необходимо рассмотреть образы второстепенных персонажей, которые также важны в сюжетной канве произведения. Прежде всего, это отцы главных героев — Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский. Оба вдовцы, живут в своих имениях, занимаются скучными хозяйственными делами.

Сравнительная характеристика героев представлена в таблице:

Параметр сравнения Иван Берестов Григорий Муромский
Семейное положение Вдовец, воспитывает сына. Вдовец, воспитывает дочь, обожает и балует ее.
Род занятий Занимается бухгалтерской деятельностью, очень богат, владеет большим имением, садом. Соседи уважают его. Пытается заниматься хозяйством, но особых успехов не достиг. Однако за счет своей отваги пользуется уважением соседей.
Увлечения Читать не любит. Считает, что брак должны заключать родители, главное в этом деле — выгода, а отнюдь не чувства. Обожает нововведения. Англоман, велит слугам носить английское платье.
Что известно о прошлом Служил в гвардии. Не хочет, чтобы сын пошел по его стопам. Промотал свое состояние, из-за чего вынужден жить в деревне.

Есть среди персонажей повести и две женщины, которые оказали значительное влияние на развитие действия и судьбы главных героев. Прежде всего, это крестьянка Настя, которая и помогла барыне сыграть свою роль. Молодая девушка немного старше Лизы, но весела и любит пошутить. Именно поэтому идея «Бэтси» показалась ей удачной и забавной.

Описание мисс Жаксон очень лаконично. Ей 40 лет, это чопорная английская дама, строгая и очень консервативная. Чрезмерное веселье Лизы, которая порой ведет себя не как настоящая леди, вызывает у британки недоумение и осуждение. Она несчастна в России, очень скучает по родине и не понимает специфики русского менталитета.

Таковы основные герои, описанные Пушкиным в одной из наиболее известных «Повестей Белкина».

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Небольшая повесть А.С. Пушкина «Барышня крестьянка» завершает цикл «Повестей Белкина». Эта повесть носит несколько водевильный характер, не лишена чувства юмора, маскарадности. Эта повесть о любви со счастливым концом. Главные герои повести «Барышня крестьянка»:

Иван Петрович Берестов — хозяйственный помещик, знавший, как приумножить свое состояние. Это был гостеприимный и хлебосольный барин. Гости съезжались к нему со всей округи. Некоторые считали его гордецом. Хотя Берестову было, чем гордится. У него была собственная суконная фабрика, приносившая неплохой доход.

Григорий Иванович Муромский – сосед Берестова и полная его противоположность. Был страстным англоманом, свое хозяйство вел на английский манер, за что Берестов постоянно критиковал его. Муромский с молодости промотал свое состояние, а оставшиеся средства тратил на поддержание внешнего англизированного лоска. У Муромского даже конюхи были одеты, как английские жокеи. Этот помещик был в долгах, как в шелках.

Berestov-i-Liza.jpgАлексей Берестов – сын Ивана Петровича, молодой человек, статный красавец, окончил учебу в университете и мечтал о вступлении на военную службу. Отец был против. Не отказывал себе в удовольствии заигрывать с дворовыми девушками. Когда влюбился в «крестьянку» Акулину, был решительно настроен жениться на ней, и даже приехал в имение Муромских для объяснения с девушкой и ее отцом.

Лиза, дочь Муромского, живая, энергичная барышня 17 лет. Алексей, о котором уездные барышни говорили между собой, чрезвычайно интересовал и волновал Лизу Муромскую. Отправившись однажды гулять в лес и потом, встречаясь с Алексеем Берестовым в лесу под видом крестьянки Акулины, она переступила нравственные и этические нормы.

Настя – дворовая девка Лизы. Девица бойкая, смышленная. Она первой подсказала Лизе, как увидеть Берестова, не роняя своего человеческого достоинства, то есть переодеться крестьянкой.

Мисс Джаксон, наставница Лизы – чопорная англичанка, пользовавшаяся густо сурьмой и белилами. Россию она не любила, считала варварскою страной.

Враждовавшие некогда помещики Муромский и Берестов встретились однажды при курьезных обстоятельствах. Эта встреча послужила основанием для примирения. Помещики стали ездить друг к другу в гости и решили поженить своих детей. Дети были знакомы. Они все лето встречались в лесу. Лиза – под видом крестьянки Акулины. Когда отец Берестов сообщил сыну, что намерен женить его на дочери Муромского, тот решил отказаться и приехал к Лизе, чтобы поговорить с нею. Но в комнате он увидел свою Акулину в платье барышни. Таковы вкратце взаимоотношения героев, составившие сюжет повести «Барышня крестьянка».

Главные герои “Барышня крестьянка” – помещики и их дети. Сюжет произведения перекликается с шекспировским “Ромео и Джульетта”: оба помещика враждебно настроены, не общаются, презирают вкусы и образ жизни соседа, а их дети влюбляются друг в друга. Добрый, весёлый рассказ со счастливым концом – это роднит его с русской народной сказкой. Этот рассказ из “Повестей Белкина” отличается от остальных своей простотой, жизнерадостностью и отсутствием трагических моментов.

baryshnya-krestyanka-glavnye-geroi-45734.jpg

Характеристика героев “Барышня-крестьянка”

Главные герои

Иван Петрович Берестов

Вдовец, жена умерла во время родов. Своё утешение он нашёл в ведении хозяйства. Он сам ведёт бухгалтерию в имении, благодаря чему доходы постоянно растут. Берестов построил большой красивый дом, посадил сад, заслужил доверие и уважение в своём окружении. Презирает образ жизни соседа Муромского, не упуская случая раскритиковать его. В молодости служил в гвардии, но выступает против карьеры военного для своего сына. Не читает никакой литературы. Придерживается консервативных взглядов на брак, считает расчёт и мнение родителей важнее романтических чувств молодых.

Григорий Иванович Муромский

Вдовец, имеет дочь Лизу (на английский манер называет её Бетси), которую всячески балует. Любит разнообразные нововведения, увлекается англоманией (слуги, одетые на европейский манер, женщина-англичанка, участвующая в воспитании дочери). В молодости промотал практически всё своё состояние, из-за чего уехал в деревню, где освоился и решил остаться. Ведение хозяйства не даёт результата, Григорий Иванович не самый умелый управляющий. Тем не менее его уважают в окрестностях, в том числе за смелые поступки и склонность к реформам и риску.

Алексей Берестов

Молодой человек, сын Ивана Петровича, живет в деревне вместе с отцом, пока не будет принято решение о его дальнейшей карьере. Умный образованный юноша, хорошо сложен, красив, жизнерадостен. Любит охоту, прогулки верхом, все те развлечения, которые присущи его возрасту. Принципиальный и честный: когда отец, приказал ему жениться, он не боясь, что его лишат наследства, едет к любимой, решив жить бедно, своим трудом, но с любимой женщиной.

Лиза Муромская

Отец называл её Бетси, потакает любым капризам, ко всем шалостям относится снисходительно. Она воспитана романтической натурой, не знает забот, мечтает о любви. Автор, давая характеристику, называет её “балованным дитём”. Лизе семнадцать лет, у неё красивое смуглое лицо, черные глаза. Помимо англичанки за Лизой приставлена присматривать Девушка Настя, с которой Лиза дружит и придумывает всякие затеи, чтобы разнообразить жизнь в деревне. Дочь Муромского, как и остальные девушки в деревне, увлечена молодым барином Берестовым, который, по слухам, очень красив, бледен и страдает от безответных чувств. При встречах с Алексеем называет себя Акулиной.

Настя

Девушка, которая “ходит” за Лизой. Она немного старше, но так же смешлива и ветрена, как и дочь хозяина. Девушки дружат, делятся секретами и вместе участвуют в авантюрах и розыгрышах.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Мадам, привезённая из Англии для воспитания дочери Григория Ивановича. Ей сорок лет, она очень строга и крайне консервативна в вопросах воспитания. Она постоянно пребывает в полуобморочном состоянии от проказ и шалостей воспитанницы. Мисс Жаксон красится белилами и сурьмит брови, что находят смешным Лиза и Настя. Мадам очень грустит в России, страдая от окружающей её дикости.

</tr></table>

В произведении “Барышня-крестьянка” герои по-своему самобытны и неповторимы. Описание характеров и нравов враждующих помещиков, многолетняя вражда которых заканчивается благодаря “пугливой кобылы”, превосходный художественный замысел рассказа Пушкина – всё это делает произведение неподражаемым и оригинальным.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году была написана повесть «Барышня-крестьянка»?</h3>

    • <label>1830;</label>
    • <label>1831;</label>
    • <label>1832;</label>
    • <label>1833.</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/glavnyе-geroi-baryshnya-krestyanka.html
  • https://poetpushkin.ru/proza/povesti-belkina/glavnye-geroi-povesti-baryshnya-krestyanka.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/baryshnya-krestyanka/glavnye-geroi-harakteristika.html

На сегодняшнем уроке мы с вами работаем над повестью Пушкина
«Барышня-крестьянка».

ВИКТОРИНА

1. Как Муромский
звал свою дочь по-французски? (Бетси)

2. Какое пирожное
подавали на именинах у поваровой жены в Тугилово у Берестовых? (Пирожное
бланманже синее, красное и полосатое)

3. В какую игру
играли на именинах? (В горелки)

4.Что  заказала
Настя Трофиму пастуху? (Лапти)

5.Каким именем
представилась Лиза на первой встрече с Алексеем Берестовым? (Акулина, дочь
Василия-кузнеца)

6. Назовите
фамилию, имя, отчество главных героев. (Берестов Алексей Иванович, Муромская
Елизавета Григорьевна)

7. Мадам
англичанка (мисс Жаксон)

8. Какое отношение
имеют эти предметы к героям: карандаш и записная книжка? (Акулина училась
грамоте)

9. Где была
учреждена почтовая контора? (В дупле старого дуба)

10. Что носил
Алексей? (Чёрное кольцо с изображением мёртвой головы)

Начиная чтение, вы наверняка обратили
внимание на ее заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково
лексическое значение слов барышня и крестьянка

(Барышня – девушка из высшего сословия; крестьянка – из низшего.)

 Что
дает совмещение этих слов?
(Совмещая противоположные
понятия, Пушкин интригует читателя уже названием произведения. Прием антитезы Пушкин
использует на протяжении всего произведения.)

Рассмотрим композицию. Напомним, как
строится композиция: на доске:

Экспозиция – завязка –
кульминация – развязка – и — эпилог (не обязателен).

Э.:
Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

З.:
Настя, служанка Лизы знакомится с А. Берестовым и рассказывает об этом Лизе.
Случайное знакомство Насти с А. Берестовым влечет за собою хорошо
спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.

К.: Случайная
встреча с Лизой – Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна
случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым – старшим.

Р.:
Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать
развязку…»

Обсуждение персонажей повести
(сопоставительный анализ)

Анализ персонажей повести начнем со старшего
поколения
 (отличия):

Иван Петрович Берестов

Григорий Иванович Муромский

1.Ведет хозяйство на русский манер:

«В будни он ходил в плисовой (словарн. раб.) куртке,
по праздникам надевал сюртук (словарн. раб.) из сукна
домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских
Ведомостей».

2.Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался
строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его
характера».

1.     
Англоман:

«…развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими
жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по
английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского
сада английский подобен естественному лесу.)

2.Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый
из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет:
оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».

Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши
журналисты».

Отметим иронию Пушкина в описании
отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует
прием антитезы.

Однако, несмотря на отличия, у них много
общего:

1.Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство
по русскому образцу.

1.Григорий Иванович Муромский. «Это был настоящий русский
барин».

Любил «проказничать».

2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним
ребенком.

Благодаря общности жизни Берестов –
старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.

Назовите
положительные и отрицательные стороны помещиков Берестова и Муромского.

Положительные
стороны помещика …  (Берестова старшего) – разумный человек, хороший отец,
гостеприимный хозяин.

Положительные
стороны помещика …  ( Муромского) –  
всё время вводил что-то новое, хороший отец.

  Назовите
отрицательные стороны помещиков И.П.Берестова, и Г.И.Муромского

(Берестов)
 гордится своей суконной фабрикой и  богатым поместьем, думает только
о выгоде.

(Муромский)
 живёт не по средствам и не очень разумно ведет хозяйство, слишком
 увлечен всем английским.

    Какие
чувства  у вас вызывает решение отцов-помещиков поженить детей, не спрашивая
их согласия?

(недовольство,
уважение, сочувствие влюбленным)

А в чем же
человеческая ценность повести?

Назовите главных
героев повести (Алексей Берестов, Лиза Муромская)

Младшее поколение

Алексей Берестов

Лиза (Бетси) – Акулина (имя героини выбрано не случайно: у
всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью,
боярскую дочь» Карамзина).

1.Характеристика персонажа, портрет:

«Он был воспитан в *** университете и
намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг
другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив
усы на всякий случай (атрибут военного).

Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а
иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его
нечувствительности полагали любовную связь».

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был
произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и
разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей
юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все
это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нему с ума.

1.Характеристика персонажа, портрет:

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень
приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её
резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам
мисс Жаксон…»

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена,
как и ее барышня».

Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не
могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?

Алексей носит
маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно
в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не
нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен
Лизе.

— Почему
Алексей и Лиза полюбили друг друга?

«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку
и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце
чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться
на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство
собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении
и в то же время неприступность и принципиальность.

«Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя
предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

https://fsd./html/2017/03/14/v_58c82f98d797e/99683590_1.png

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.

Что происходит с
героями? 

они
познакомились? (краткий пересказ)

 Итак, молодые
люди полюбили друг друга. Давайте выясним, какие качества характера вызвали у
них взаимную симпатию? 

Продолжите
высказывания  (правильное 1 из 2 вариантов):

1. Алексей
понравился Лизе, потому что

а) был холоден и
равнодушен ко всем барышням;

б) в отношениях
с Акулиной был прост, искренен и не гордился своим происхождением и богатством.

2. Алексей полюбил
Лизу, потому что

а) она  была
 красивой    барышней  из богатой 
семьи;

б) она была
необычной крестьянкой, умной, находчивой,  естественной, доброй и
порядочной девушкой с чувством достоинства.

Как  заканчивается
повесть?

 Повесть
заканчивается счастливо:

 Алексей
узнает в Лизе свою любимую Акулину и Муромский благословляет их.

Что вы
чувствуете?

 Радость за
 счастье героев, они по-настоящему и искренне  любят и заслуживают
счастья.

Учитель:

Итак, любимая
Акулина и непривлекательная Лиза одна и  та же девушка. Алексей рад. Он
произносит слова, которые являются эпиграфом к повести:

 « Во всех ты,
Душенька, нарядах хороша.»

— Как вы понимаете
данные слова?

Смысл эпиграфа к повести «Барышня-крестьянка» в
том, что не платье красит человека, что подлинная красота – это красота
Души, и она не зависит от положения человека в обществе.

Теперь герои не
могут скрывать своих чувств. Повесть со счастливым концом.

Выводы

Мы выяснили:
Александр Сергеевич хотел, чтобы нормой была жизнь таких помещиков, как
Берестов и Муромский. Это то, к чему нужно стремиться. Ведь эта повесть о
вечных ценностях: любви, взаимопонимании, прощении, красивых человеческих
отношениях без обмана, без притворства. Пушкин звал к этому.

А разве мы,
живущие в 21 веке не ценим в людях порядочность, верность, преданность?

    Для
нас также важны все эти человеческие качества, как были важны и для А.С.
Пушкина почти 200 лет назад.

Исследуя текст
повести «Барышня-крестьянка», мы убедились в том, что простое на первый взгляд
произведение Пушкина обладает глубиной, огромной человеческой ценностью и
современно по сей день.

Смысл названия

Название
повести тесно связано с её сюжетом. Под Барышней-Крестьянкой подразумевается
главная героиня повести – Лизавета Григорьевна, дочь уездного помещика
Муромского.

Переодевшись
крестьянкой, Лиза выдает себя за дочь местного кузнеца. Таким образом,
деревенская девушка Акулина, встреченная Алексеем Берестовым в лесу, и барышня
Лиза – одно и то же действующее лицо.

Суть

Основные
события повести разворачиваются вокруг двух дворянских семей – Берестовых и
Муромских, живущих по соседству. Отцы семейств не ладят между собой, поскольку
консервативный Берестов осуждает англоманию своего соседа. Дочь Муромского,
Лиза хочет познакомиться с Алексеем Берестовым, но ссора отцов создает
препятствие к встрече.

Переодевшись
крестьянкой, Лиза встречает Алексея в лесу и представляется Акулиной, дочерью
деревенского кузнеца. Воодушевленный знакомством Алексей учит необразованную
девушку грамоте, удивляясь быстроте, с которой та учится. Тем временем
Берестов-отец во время охоты не справляется с лошадью и случайно попадает в дом
к Муромским. В результате отцы обстоятельно знакомятся и мирятся.

Отец
Лизы приглашает Берестова с сыном к себе. Лизе удается избежать разоблачения.
Она выходит к ужину, переодевшись в нелепую одежду, накрашенная и набеленная.
Алексей не узнает её. Отцы, успевшие за недолгий срок крепко сдружиться, решают
поженить детей. Алексей твердо намерен пойти против воли отца и в тайне
жениться на Акулине. Он идет в дом Муромских и узнает в барышне Лизе свою
Акулину. Таков сюжет повести.

Главные герои и
их характеристика

1.     
Лиза Муромская –
главная героиня повести, дочь помещика Григория Ивановича Муромского, красивая
и жизнерадостная девушка. Шутливая и легкомысленная, она, с одной стороны,
способна на шалость, с другой – на смелый и решительный поступок. «Она была
единственное и следственно балованное дитя». Получив хорошее образование,
девушка прекрасно разбирается в музыке и искусствах, изучает языки, но в
глубине души Лиза – романтически скроенная натура. Она верит в любовь, поэтому
питает неподдельный интерес к Алексею Берестову, который, по слухам,
сосредоточил в себе целый набор подлинно романтических качеств. Переодевшись
крестьянкой, Лиза проявляет чудеса фантазии, и долгое время выдает себя за
необразованную дочь кузнеца. Смешливый и легкий характер сочетается в ней с
удивительной способностью любить. Она лишена чопорности и надменности, поэтому
в образе крестьянской девушки Лиза органична настолько, что Алексей не уличает
её во лжи. Естественность её поведения, острый ум и поразительная красота – всё
в целом привлекает героя.

2.     
Алексей Берестов –
сын Берестова, после университета приехавший в деревню к отцу. Он мечтает стать
военным, что вполне соответствует его внешнему виду: высокий, статный,
привлекательный юноша становится главным поводом для сплетен среди уездных
девиц. «Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались». Сам Алексей
напускает на себя ещё больший ореол таинственности, являясь перед девушками
мрачным и разочарованным, говорит им «об утраченных радостях и об увядшей своей
юности» и вообще проявляет себя как опытный ловелас. Но, в целом, Алексей –
простой и хороший человек, честный и добрый. Влюбившись в крестьянку Акулину,
герой искренен в своих чувствах настолько, что готов взять её в жены против
воли отца.

и проблемы

§  Основная тема повести,
конечно, любовная. Любовь становится основной движущей силой развития действия.
Перед взаимной склонностью героев меркнут все внешние обстоятельства.

§  Юмор. Кроме
того, в «Барышне-Крестьянке» читатель обнаружит и очевидный комизм ситуации. Но
юмор повести добрый и светлый, заставляющий улыбнуться счастливой абсурдности
происходящих событий, в центре которых оказываются герои. Например, Пушкин
весьма иронично рисует и образ Муромского в его стремлении строить быт на
английский манерах. Англомания – тоже своеобразное проявление стереотипности
дворянской жизни.

§  Проблематика «Барышни-Крестьянки»
тесно связана и с отрицанием предрассудков общества, в данном случае уездного.
Стереотипы и условности среды проявляются и в жизни героев: дворянский статус
обязывает их вести ту жизнь, которая им не по душе, вступать в брак против собственной
воли.

§  Конфликт. Для
того чтобы быть по-настоящему искренними, герои вынуждены постоянно вступать в
борьбу с тем укладом жизни, который царит вокруг. Сами герои, Лиза и Алексей –
персонажи весьма тривиальные, их не миновал отпечаток пошлости уездной жизни,
однако они оба способны на смелые и решительные поступки во имя любви, что
бесспорно заслуживает уважения.

Главная мысль

Основная
идея повести – в стремлении человека быть выше предрассудков, отстаивая свое
право на счастье. Достаточно переступить через условности, чтобы стать
счастливым. Судьба героев по счастливой случайности сложилась благополучно, а
конец ознаменован торжеством вечных ценностей: любви, семьи и дружбы.

Повесть
заставляет поверить читателя в искренность настоящего чувства, которое
преодолевает все преграды. Перед любовью меркнут все внешние обстоятельства.
Смысл, заложенный А. С. Пушкиным, заключается в утверждении вечных ценностей и
в критике сословных предрассудков. Именно социальные барьеры препятствуют
счастью.

Чему учит?

А.
С. Пушкин заложил в повести определенную мораль. Человеку необходимо оставаться
самим собой, а не примирять на себя маски, которые навязывает общество. Только
тогда люди начнут ценить не социальное положение, не уровень достатка, а саму
личность. Так и произошло с главными героями, которые выбирали друг друга, а не
навешанные на них ярлыки.

Вывод
автора прост: людям необходимо равенство, чтобы лучше узнать друг друга.
Очевидно, что все конфликты происходят от незнания, ведь даже соседи могут
годами не общаться друг с другом, а значит, и не знать истинного положения
вещей. Только после нормального человеческого разговора отцы помирились,
осознав, как глупо было осуждать того, кого ты даже не знаешь. А их дети
доказали, что крестьянам и дворянам тоже не хватает равного общения. Только
беседа может сплотить их, уничтожить все недомолвки и взаимные обиды. Но людям
не хватает мужества отринуть социальные ярлыки, которые препятствуют
объединению. Таким образом, автор осуждает социальное неравенство в России,
которое делит единый народ на элиту и холопов. В его рассуждениях слышится
протест против крепостного права.

Тест. «Барышня крестьянка».

1. В
какой цикл вошло произведение «Барышня-крестьянка»?

1)
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»                   2) «Повести
Пушкина»
3) «Проза Пушкина»                                                                       4)
ни в какой цикл не вошло

2. При встрече с Алексеем Лиза выдает себя за:         а) дочь кузнеца  б) дочь конюха  в) дочь служанки

3. Укажите,
кто «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего
и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал
проказничать, но уже в новом роде».

1)
Иван Петрович Берестов    2) Григорий Иванович Муромский        3) Алексей
Берестов     4) Трофим

4. Как
звали дочь Григория Ивановича Муромского?
1)
Лиза       2) Акулина    3) Настя          4) Маша

5. Как
называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?

1)
Елизавета              2) Мария                    3) Бетси          4)
Настасья

6. Подружку Лизы зовут:  а) Полина      б)
Акулина
    в) Настя         г)

Мария       

7. О
ком идёт речь?

«Сорокалетняя
чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год
перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в
этой варварской России».

1)
Лиза           2) Настя          3) мисс Жаксон         4) Акулина

8. Чему принялся обучать Акулину Алексей: 
а) французскому языку  б) стрельбе из ружья 
в) грамоте

9. Как
называлось имение Берестовых?

1)
Прилучино            2) Тугилово               3) Отрадное               4)
Лысые Горы

10. Укажите
правильное толкование слова «горелки» в следующем предложении:

«Вот
вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и
явился».

1)
приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов
2) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других
участников, убегающих от него поочерёдно парами
3) прятки
4) прыжки через горящий костёр

11.  Где была «учреждена почтовая контора» для
переписки Берестова с Лизой?

1)
в дупле старого дуба                               2) в старой кузнице

3)
под большим камнем у дороги              4) под упавшим деревом в роще

12. Что
было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?

1)
красная роза                                  2) жёлтый тюльпан             

3)
мёртвая голова                             4) щит и меч

13. Кто
сшил Лизе лапти?

1)
Трофим      2) Алексей Берестов 3) кузнец Василий               4) Настя

14. Что
стало причиной примирения Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича
Муромского?

А)
Болезнь Ивана Петровича         Б) Несчастный случай в лесу          В) Любовь
их детей

Г)
Григорий Иванович Муромский извинился перед Иваном Петровичем Берестовым

15. Где
первый раз встретились Лиза и Алексей?

1)
в доме Берестова  2) в доме Муромского         3) в поле         4) в роще

16. Какая главная идея повести А.С.
Пушкина «Барышня-крестьянка»?

А) Важнее всего в
жизни – чувства, а не деньги и социальные условности

Б) Важнее всего в
жизни дружба, проверенная годами

В) Всё хорошо, что
хорошо кончается

Г) Даже любитель
разбивать женские сердца может влюбиться

17. Как
Алексей Берестов поступил после приказа отца жениться на Лизавете Григорьевне?

1)
Дал согласие на брак с нелюбимой.                

2)
Написал письмо Акулине и предложил ей свою руку.
3) Попросил дочь Муромского отказаться от брака с ним.

4)
Уехал в город, чтобы не жениться на Лизавете Григорьевне.

18. Укажите,
о ком идёт речь:

«набелена
была по уши, … фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты
были, как парик Людовика XIV, … талия была перетянута, как буква икс, и все
бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и
ушах».

1)
мисс Жаксон         2) Лиза           3) Настя         4) Акулина

Автор: Пушкин Александр Сергеевич, родился в 1799г, умер в 1837г. Великий русский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, публицист. Литературная гордость России, основоположник современного русского литературного языка. Наиболее известные произведения – «Евгений Онегин», «Дубровский», «Пиковая дама», «Станционный смотритель», «Сказка о царе Салтане» и множество других.

Название: «Барышня-крестьянка»

Жанр произведения: повесть.

Тема произведения: Любовь и интрига

Число страниц: 22

Год написания повести «Барышня-крестьянка» — 1830. Повесть входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», написанный в период, который исследователи Пушкина называют «Болдинская осень». Осень 1830 года поэт провел в имении Большое Болдино из-за вспышки холеры. Этот период стал одним из самых творчески продуктивных в его жизни. У власти император Николай I.

Главные герои (персонажи) и их характеристика

  1. Иван Петрович Берестов – вдовец, отставной военный. Крепкий хозяин, сам выстроил дом. За рачительность в ведении хозяйства пользуется уважением соседей. Осуждает соседа Муромского за его долги и англоманию. Консервативный, патриархальный, властный. «Ты женишься, или я тебя прокляну, а имение, как бог свят! продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю. Даю тебе три дня на размышление, а покамест не смей на глаза мне показаться».  
  2. Григорий Иванович Муромский – вдовец, русский барин.  Любит жить широко, поклонник всего английского. Человек неглупый, открытый всему новому. В молодости промотал большую часть имения, и в зрелости его материальное положение не упрочилось. Хорошо знает о неприязни соседа, называет его медведем и провинциалом. Нежно любит дочь. «Опять какие-нибудь проказы! — сказал смеясь Григорий Иванович. — Ну, хорошо, хорошо; согласен, делай, что хочешь, черноглазая моя шалунья».
  3. Алексей Берестов – сын Берестова. Планирует стать военным, но отец видит его чиновником. Поэтому пока живет в имении отца в ожидании окончательного решения. Умный, воспитанный, привлекательный. Принципиальный, готов отстаивать свое мнение, честный с собой и с людьми. «Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности».
  4. Лиза Муромская – дочь Муромского. Отец называет ее на английский манер Бетси. Романтическая девушка, выросшая в любви и внимании. Добрая, склонная к девичьим проказам. Охотно включается в роль крестьянки, выдумщица. «Он может подумать, что я за ним гоняюсь. К тому же отцы наши в ссоре, так и мне всё же нельзя будет с ним познакомиться… Ах, Настя! Знаешь ли что? Наряжусь я крестьянкою!»

Фактически в повести «Барышня-крестьянка» нет отрицательных персонажей, повесть легкая, добрая.

Время и место действия повести «Барышня-крестьянка» — Россия, первая половина XIX века, провинция, имения Берестова и Муромского.

Краткое содержание повести «Барышня-крестьянка»

  1. Вдовцы – помещики Иван Берестов и Григорий Муромский недолюбливают друг друга. Их застарелая неприязнь хорошо известна окружающим. С Берестовым живет сын Алексей, с Муромским – дочь Лиза.
  2. Лиза, наслышанная о красоте и стати молодого Берестова, замышляет познакомиться с ним. Чтобы скрыть свое происхождение она одевается крестьянкой. Барину она представляется Акулиной, дочерью кузнеца.
  3. Молодые люди начинают встречаться, между ними зарождается чувство. Но Алексей уверен, что у них разное социальное положение, а Лиза опасается вражды отцов.
  4.  Во время охоты Муромский и Берестов неожиданно помирились и решили прекратить давнюю вражду. Муромский приглашает Берестова с сыном на обед. Лиза, опасаясь разоблачения, густо красится, надевает множество украшений, говорит жеманно и только по-французски. Алексей не узнает ее.
  5. Старший Берестов решает, что дочь Муромского будет отличной партией его сыну. Алексей категорически отвергает эту идею и едет к Муромским, чтобы твердо отказаться от женитьбы. Но в доме Муромского он встречает свою «Акулину» и узнает о розыгрыше. Отец девушки благословляет молодых

Главная мысль повести «Барышня-крестьянка».

Любовь выше сословных предрассудков. Настоящее чувство может зародиться даже при социальном неравенстве, и нужно отстаивать свою любовь, не обманывать свое сердце.

Отзыв о повести «Барышня-крестьянка».

«Барышня-крестьянка» — милое, легкое в чтении произведении, наполненное духом свежести, молодости, игры. Переодевания – типичный прием водевиля, всегда порождающий казусы и курьезы. Действие разворачивается на фоне лета, природы, красоты среднерусских лесов. Повесть полна юмора, автор с иронией относится к враждующим отцам, каждый из которых, по своей сути – добрый человек. Хотя знакомство Лизы и Алексея началось с обмана, это не корыстный обман, а скорее шалость, игра. Поэтому закономерно предположить, что дальше героев ждет свадьба, большое семейное гуляние, на котором Муромский и Берестов окончательно породнятся и будут с нетерпением ждать внуков.  

Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне понравится эпизод, когда Лиза готовится к первой встрече с Алексеем. Она, словно настоящий режиссер, продумывает каждую деталь этой постановки, отдается подготовке со всей молодой энергией.  Она и скроила себе рубашку, и организовала дворовых на шитье наряда, позаботилась о пуговицах и даже лаптях (нежные ножки барышни не так привычны к хождению босиком, как крестьянские). Видно, что эти приготовления сами по себе доставили девушке огромное удовольствие. Она примеряла на себя роль, подбирала слова, входила в образ. Этот эпизод очень светлый и добрый. «Лиза примерила обнову и призналась пред зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась».

Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)

  • Вершок – мера длины, 4,4 см
  • Дрожки – легкий экипаж
  • Ключник – в имении тот, кто следит за продовольственными запасами, хранитель ключей.
  • Полушка – медная монета в четверть копейки
  • Сюртук – длинный двубортный пиджак
  • Шандал – подсвечник для нескольких свечей.

Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений

  • Во всех ты, Душенька, нарядах хороша. (Эпиграф)
  • Куда нам по-английски разоряться! Были бы мы по-русски хоть сыты (Берестов)
  • — Не твое горе — ее счастие. (Берестов)
  • Боязнь, сопровождающая молодые наши проказы, составляет и главную их прелесть (Автор)
  • Алексей знал, что если отец заберет что себе в голову, то уж того, по выражению Тараса Скотинина, у него и гвоздем не вышибешь (автор)

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

На чтение 13 мин. Просмотров 64 Опубликовано

«Барышня крестьянка» характеристика главных героев Пушкина в сравнении поможет понять их сходства и отличия и подготовиться к уроку.

Содержание

«Барышня крестьянка» характеристика героев

Главных героев в повести Пушкина «Барышня крестьянка» не так и много.

Главные герои:

  • Иван Петрович Берестов, его сын Алексей,
  • Григорий Иванович Муромский, его дочь Лиза.
  • Настя

Главная идея повести заключается в раскрытии и отрицании условностей и предрассудков того времени и, конечно, во внимании к жизни и бытия человека.

Иван Берестов и Григорий Муромский: сравнительная характеристика

Иван Петрович Берестов

Григорий Иванович Муромский

1.« В молодости своейслужил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года,уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал. Онбыл женат на бедной дворянке, котораяумерла в родах, в то время как он находился в отъезжем поле.

2.Ведет хозяйство на русский манер:

«В будни он ходил в плисовойкуртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей».

3.Из людей, осуждавших Г.И. Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».

«Хозяйственные упражнения скоро его утешили. Он выстроил дом по собственному плану, завел у себясуконную фабрику , утроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке…»

1.«Этот был настоящий русский барин . Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев , уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал п роказничать, но уже в новом роде.

2.Англоман: «…развел он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его была мадам англичанка. Поля он обрабатывал по английской методе…» (В отличие от геометрически правильного французского сада английский подобен естественному лесу.) На это тратил почти все доходы

3.Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков своей губернии догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым».

Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».

Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова – старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.

Берестов и Муромский сходство:

1.Иван Петрович Берестов – русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.

1.Григорий Иванович Муромский. «Это был настоящий русский барин».

Любил «проказничать».

2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.

Благодаря общности жизни Берестов – старший и Муромский смогли найти в конце концов общий язык и помириться.

Алексей Берестов и Лиза сравнительная характеристика

Алексей Берестов

Лиза (Бетси) – Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина).

«Он был воспитан в университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался…Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного).

Он был, «в самом деле, молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался, а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».

«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу…барышень. Он первый перед ними явился мрачным и разочарованным, первый говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он черное кольцо с изображением мертвой головы. Все это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума.

«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам мисс Жаксон…»

«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и ее барышня».

«Но всех более занята была им(Алексеем)дочь англомана моего, Лиза (илиБетси,как звал ее обыкновенно Григорий Иванович). Отцы друг ко другу не ездили, она Алексея еще не видала, между тем как все молодые соседки только об нем и говорили.

Алексей носит маску страдающего влюбленного, холодного ко всем барышням, потому что это модно в обществе, а с простыми крестьянками весел, мил, играет в горелки. С ними не нужно надевать маску, можно быть самим собой. Таким Алексей больше интересен Лизе.

«…Алексей, несмотря на роковое кольцо, на таинственную переписку и на мрачную разочарованность, был добрый и пылкий малый и имел сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он собирался жениться на простой крестьянке, ослушавшись воли родителя.

Лиза была слишком необычна для простой крестьянки: чувство собственного достоинства (даже самолюбие), незаурядный ум, легкость в общении и в то же время неприступность и принципиальность.

«Его сношения с Акулиной имели для него прелесть новизны,… хотя предписания странной крестьянки казались ему тягостными».

Все это говорит о высоких душевных качествах Алексея

Незаурядность Лизы-Акулины вызвала сильные чувства.

baryshnya-krestyanka-harakteristika-alekseya.jpg

Содержание:

Основные герои

В небольшом по объему рассказе, входящем в цикл «Повести Белкина», Пушкин спорит с классической традицией романтизма. Сюжет повести во многом сходен с событийной канвой «Ромео и Джульетты», трагедии Шекспира. Дети двух ненавидящих друг друга враждующих семей воспылали друг к другу искренними теплыми чувствами. Но Пушкин решил сделать из этого сюжета не трагедию, а скорее добродушную комедию. Это помогло автору показать абсурдность родовой вражды.

Главные герои «Барышни-крестьянки» — это молодые люди, блистательный Алексей Береснев и Лиза Муромская. Оба богаты, избалованы, привыкли, что их капризам потакают. Однако встреча и породившая ее любовь раскрыла в этих молодых людях их лучшие качества. Она же и помогла прекратить вражду двух семейств. Именно поэтому повесть Пушкина завершается на позитивной ноте, в отличие от трагедии Шекспира.

Однако произведение показывает и проблемы нравов того времени. Будучи влюбленным в простую, по его мнению, девушку Акулину, Алексей понимает, что быть вместе им не суждено — слишком велика сословная разница. Это делает молодого человека несчастливым, но как-то исправить ситуацию ему и в голову не приходит. Дворянские предрассудки слишком сильны в людях его поколения.

Очаровательная Лиза — Акулина

Это молодая девушка, ей всего 17. Лиза, или, как зовет ее отец, Бетси — очень избалованная особа, привыкшая к тому, что все ее капризы должны быть исполнены. Она любимица своего отца, тот делает все возможное, чтобы дочь была счастлива. Сама же Лиза, воспитанная на романтической литературе, жаждет приключений, подлинной любви, ярких взаимоотношений.

Девушка решает взять свою судьбу в собственные руки и предпринимает необычный для молодых особ ее времени поступок. Она надевает крестьянский наряд и решается познакомиться с «врагом» — Алексеем Берестовым, о котором наслышана.

Вот что говорит Пушкин о жизни своей героини:

  1. Мать Лизы умерла, однако когда это произошло, автор не уточняет.
  2. Отец, Григорий Иванович, окружил дочь трепетным вниманием. Однако воспитанием девушки, как и полагалось в те времена, занимается англичанка, мисс Жаксон.
  3. Внешность героини описана очень лаконично, но читателю сообщается, что у нее смуглая кожа и карие глаза. Детальный портрет героини писатель рисовать не стал.

Отец Лизы, «настоящий русский барин», умиляется ее детским проказам, именно поэтому девочка растет настоящей проказницей. Именно любовь к шалостям и стала причиной того, что в 17 лет Лиза решилась переодеться в крестьянский наряд и устроить настоящий спектакль.

Алексей Берестов

Особенности этого героя:

  1. Сам веселый и жизнерадостный, он мечтал о встрече не с чопорной дамой своего круга, а с добродушной девушкой, которая не боится быть самой.
  2. Он очень хорошо относится к своим дворовым крестьянам, никогда не позволяет себе унизить их. Не считает зазорным посмеяться над шутками простого мужика.
  3. Любит охоту, динамичный образ жизни. Уклад чиновника, который планирует для него отец, отнюдь не прельщает Алексея, тот отказывается от скучной жизни над бумагами.

Этот молодой человек показан Пушкиным справедливым, открытым. Познакомившись с крестьянской девушкой, он не пытается очаровать ее, напротив, общается с ней на равных. И постепенно влюбляется в ее внутренний мир, даже не догадываясь, что перед ним дочь враждебного семейства.

Таковы главные герои рассказа «Барышня-крестьянка», на встрече и развитии взаимоотношений которых построена сюжетная линия произведения.

Прочие персонажи

Продолжая характеристику героев «Барышни-крестьянки» для 6 класса, необходимо рассмотреть образы второстепенных персонажей, которые также важны в сюжетной канве произведения. Прежде всего, это отцы главных героев — Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский. Оба вдовцы, живут в своих имениях, занимаются скучными хозяйственными делами.

Сравнительная характеристика героев представлена в таблице:

Параметр сравнения Иван Берестов Григорий Муромский
Семейное положение Вдовец, воспитывает сына. Вдовец, воспитывает дочь, обожает и балует ее.
Род занятий Занимается бухгалтерской деятельностью, очень богат, владеет большим имением, садом. Соседи уважают его. Пытается заниматься хозяйством, но особых успехов не достиг. Однако за счет своей отваги пользуется уважением соседей.
Увлечения Читать не любит. Считает, что брак должны заключать родители, главное в этом деле — выгода, а отнюдь не чувства. Обожает нововведения. Англоман, велит слугам носить английское платье.
Что известно о прошлом Служил в гвардии. Не хочет, чтобы сын пошел по его стопам. Промотал свое состояние, из-за чего вынужден жить в деревне.

Есть среди персонажей повести и две женщины, которые оказали значительное влияние на развитие действия и судьбы главных героев. Прежде всего, это крестьянка Настя, которая и помогла барыне сыграть свою роль. Молодая девушка немного старше Лизы, но весела и любит пошутить. Именно поэтому идея «Бэтси» показалась ей удачной и забавной.

Описание мисс Жаксон очень лаконично. Ей 40 лет, это чопорная английская дама, строгая и очень консервативная. Чрезмерное веселье Лизы, которая порой ведет себя не как настоящая леди, вызывает у британки недоумение и осуждение. Она несчастна в России, очень скучает по родине и не понимает специфики русского менталитета.

Таковы основные герои, описанные Пушкиным в одной из наиболее известных «Повестей Белкина».

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Главные герои “Барышня крестьянка” – помещики и их дети. Сюжет произведения перекликается с шекспировским “Ромео и Джульетта”: оба помещика враждебно настроены, не общаются, презирают вкусы и образ жизни соседа, а их дети влюбляются друг в друга. Добрый, весёлый рассказ со счастливым концом – это роднит его с русской народной сказкой. Этот рассказ из “Повестей Белкина” отличается от остальных своей простотой, жизнерадостностью и отсутствием трагических моментов.

baryshnya-krestyanka-glavnye-geroi-45734.jpg

Характеристика героев “Барышня-крестьянка”

Главные герои

Иван Петрович Берестов

Вдовец, жена умерла во время родов. Своё утешение он нашёл в ведении хозяйства. Он сам ведёт бухгалтерию в имении, благодаря чему доходы постоянно растут. Берестов построил большой красивый дом, посадил сад, заслужил доверие и уважение в своём окружении. Презирает образ жизни соседа Муромского, не упуская случая раскритиковать его. В молодости служил в гвардии, но выступает против карьеры военного для своего сына. Не читает никакой литературы. Придерживается консервативных взглядов на брак, считает расчёт и мнение родителей важнее романтических чувств молодых.

Григорий Иванович Муромский

Вдовец, имеет дочь Лизу (на английский манер называет её Бетси), которую всячески балует. Любит разнообразные нововведения, увлекается англоманией (слуги, одетые на европейский манер, женщина-англичанка, участвующая в воспитании дочери). В молодости промотал практически всё своё состояние, из-за чего уехал в деревню, где освоился и решил остаться. Ведение хозяйства не даёт результата, Григорий Иванович не самый умелый управляющий. Тем не менее его уважают в окрестностях, в том числе за смелые поступки и склонность к реформам и риску.

Алексей Берестов

Молодой человек, сын Ивана Петровича, живет в деревне вместе с отцом, пока не будет принято решение о его дальнейшей карьере. Умный образованный юноша, хорошо сложен, красив, жизнерадостен. Любит охоту, прогулки верхом, все те развлечения, которые присущи его возрасту. Принципиальный и честный: когда отец, приказал ему жениться, он не боясь, что его лишат наследства, едет к любимой, решив жить бедно, своим трудом, но с любимой женщиной.

Лиза Муромская

Отец называл её Бетси, потакает любым капризам, ко всем шалостям относится снисходительно. Она воспитана романтической натурой, не знает забот, мечтает о любви. Автор, давая характеристику, называет её “балованным дитём”. Лизе семнадцать лет, у неё красивое смуглое лицо, черные глаза. Помимо англичанки за Лизой приставлена присматривать Девушка Настя, с которой Лиза дружит и придумывает всякие затеи, чтобы разнообразить жизнь в деревне. Дочь Муромского, как и остальные девушки в деревне, увлечена молодым барином Берестовым, который, по слухам, очень красив, бледен и страдает от безответных чувств. При встречах с Алексеем называет себя Акулиной.

Настя

Девушка, которая “ходит” за Лизой. Она немного старше, но так же смешлива и ветрена, как и дочь хозяина. Девушки дружат, делятся секретами и вместе участвуют в авантюрах и розыгрышах.

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Мадам, привезённая из Англии для воспитания дочери Григория Ивановича. Ей сорок лет, она очень строга и крайне консервативна в вопросах воспитания. Она постоянно пребывает в полуобморочном состоянии от проказ и шалостей воспитанницы. Мисс Жаксон красится белилами и сурьмит брови, что находят смешным Лиза и Настя. Мадам очень грустит в России, страдая от окружающей её дикости.

</tr></table>

В произведении “Барышня-крестьянка” герои по-своему самобытны и неповторимы. Описание характеров и нравов враждующих помещиков, многолетняя вражда которых заканчивается благодаря “пугливой кобылы”, превосходный художественный замысел рассказа Пушкина – всё это делает произведение неподражаемым и оригинальным.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году была написана повесть «Барышня-крестьянка»?</h3>

    • <label>1830;</label>
    • <label>1831;</label>
    • <label>1832;</label>
    • <label>1833.</label>

(новая вкладка)Ответы (1)Знаешь ответ?Не уверен в ответе? Найди верный ответ на вопрос ✅ «Сходства и различия между Муромским и Берестовым …» по предмету ? Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Новые вопросы по литературеСказка Карлсон. Как звали щенка, с которым Карлсон устраивал представление? Что подарил Карлсон малышу что бы развеселить его? Какая у Малыша была фамилия? Сколько лет было малышу?Ответы (2)Выпишите из стихотворения Пушкина «Узник»средства художественной выразительностиОтветы (1)Как Пушкин относился к своим героям из романа ДубровскийОтветы (1)Надо составить буриме с рифмами тонкий-звонкий, река-глубока, золотой-покой, бури-лазури.Ответы (1)Что писать в вступлении в сочинении на тему мой любимый рассказ?Ответы (2)Используемые источники:

  • https://kratkoe.com/baryishnya-krestyanka-harakteristika-glavnyih-geroev/
  • https://nauka.club/literatura/glavnyе-geroi-baryshnya-krestyanka.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/baryshnya-krestyanka/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://urokam.net/literatura/1585348.html

Урок-учебное
исследование по повести А.С. Пушкина

«Барышня-крестьянка»
в 6 классе.

Учитель:
Романова Е.И.

Тема урока
: «Повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка». Мир помещичьей усадьбы 19 века в
повести. Композиция повести. Сюжет. Образы. Роль случая в повести».

Основная методическая цель урока
– создание условий для проявления познавательной активности учеников в процессе
исследования текста, развития готовности мышления к усвоению новых способов
деятельности, развитие мыслительных операций, навыков самоконтроля, адекватной
самооценки.

Основная дидактическая цель урока
овладение учащимися процедурой исследования текста с целью получения новых
знаний.

Перед учащимися стояли следующие задачи
для достижения предметных результатов:

-формирование и расширение знаний о
повести как жанре эпоса;

-формирование и расширение знаний о
композиции художественного произведения;

-формирование и расширение знаний о теме и
идее произведений;

-формирование умений анализа
художественного произведение;

-формирование умений исследовательской
деятельности учащихся в составе группы;

-формирование навыков анализа, обобщения;

-формирование навыков сопоставительного
анализа произведений одного автора.

Работа на уроке предполагает и
формирование следующих универсальных учебных умений:

Регулятивные:
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, волевая
регуляция в ситуации затруднения.

Личностные:
формирование мотивации к индивидуальной и групповой деятельности,
самоопределение, нравственно-этическое оценивание, стремление к речевому
самосовершенствованию; способность к самооценке своих действий, поступков.

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам, постановка
вопросов, сотрудничество в поиске и выборе информации, владение монологической
и диалогической речью, соблюдение правил речевого поведения, умение с
достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации.

Ход
урока

Мотивация
к совершению учебной деятельности

Комментарий.

Основной целью данного этапа является
выработка внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Для
реализации этой цели необходимо создать условия для возникновения внутренней
потребности включения в деятельность, актуализировать требования к ученику со
стороны учебной деятельности; установить тематические рамки учебной
деятельности.

В рамках этого этапа учащиеся фронтально
отвечают на вопросы.

Содержание этапа.

-Мы продолжаем работу над циклом А.С.
Пушкина «Повести Белкина».

-Каково полное название цикла?  (Полное
название – «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», изданные А.С. Пушкина
осенью 1830 года в его поместье Болдино»)

-В какой период он создан? ( В 1830 году,
в Болдинскую  осень — самый плодотворный период в творчестве писателя.)

-Какие повести входят в этот цикл?

-В какой последовательности создавались
повести цикла? «Гробовщик» (9 сентября), «Станционный смотритель» (14
сентября), «Барышня-крестьянка» (20 сентября); «Выстрел» (14 октября); «Метель»
(20 октября).

-В какой последовательности они размещены
у Пушкина?

-Что объединяет все эти произведения в
один цикл? (Прежде всего, образ Ивана Петровича Белкина, который является
вымышленным героем, героем- повествователем. Каждая повесть имеет свою идею,
ведущую к общей авторской идее.)

— Кто же такой Иван Петрович Белкин,
которому Пушкин доверил свое повествование? Зачем Пушкину понадобилось
прятаться за Белкина и его рассказчиков? ( Автор повестей- Иван Петрович
Белкин, к тому же покойный. Это литературная мистификация (намеренное введение
в обман. заблуждение).Почему так поступил поэт? Версий много: дань моде,
возможность писать от лица человека простого, который слышал эти истории. Белкин-
самый смиренный герой в русской литературе, все вмещающий, все принимающий и
понимающий. Высокие нравственные качества Белкин унаследовал от « честных и
благородных родителей», взращенных его первым учителем- сельским дьячком.
Праведный образ жизни без излишеств, кротость, честность и умеренность- таков
И.П. Белкин. Это помещик средней руки, мелкопоместный дворянин, отставной
военный, человек мягкосердечный, кроткий, честный, стеснительный, доверчивый.
После его смерти на 30-м году жизни от простудной лихорадки осталось множество
рукописей, в том числе и вышеупомянутые повести.)

-Какие повести мы уже изучили? Какая
повесть осталась неизученной?

-Какие ожидания у вас перед изучением
произведений? Что ждете вы от сегодняшнего урока?

Актуализация
знаний и фиксирование затруднения в деятельности.

Комментарий.

Так как мы работаем с литературным
произведением, нам необходимо хорошее знание терминов. Для этого нужно, чтобы
учащиеся воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для
построения нового способа действия, активизировали соответствующие мыслительные
операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и
т.д.), актуализировали норму пробного учебного действия; попытались
самостоятельно выполнить задания, запланированные на данном уроке,
зафиксировать возникшие затруднения в выполнении заданий.

Содержание этапа

1)     
Работа в парах

-Заполните
таблицу, объяснив значение терминов (задание на карточках)

Сборник

Повесть

Издатель

Повествователь

Рассказчик

Литературный
герой

Эпиграф

Название
произведение

-Сверьте по
эталону значение литературоведческих терминов( эталон на экране монитора).

-Оцените свои
знания. Какие ошибки вы допустили? (выявление мест и причин затруднения, а
также путей их преодоления)

-Куда следует
обратиться за поиском правильной информации? (В литературоведческий словарь).

-Для чего
необходимо знание данных терминов? (Для качетсвенного анализа текста повести и
цикла в целом.)

2)
Постановка проблемы

-Какие временные
границы действия в повести? (2-3 месяца, начиная от похода Насти в гости к
поваровой жене и до сцены узнавания Акулины-Лизы. Но границы раздвигаются,
когда мы восстанавливаем биографии Муромских и Берестовых.)

-Какие ассоциации
у вас вызывает название повести «Барышня-крестьянка»?

-Какой прием
использует автор в основе названия? Какова его роль?

(Антитеза.
Название совмещает два противоположных понятия: барышня- девушка из высшего
сословия, крестьянка- из низшего. Совмещение противоположных понятий помогает
автору заинтриговать читателя разными гранями характера героини, и нам хочется
узнать, кто же она на самом деле.)

-Прочитайте и объясните
смысл эпиграфа к произведению. (Эпиграф взят из поэмы Богдановича «Душенька» и
является нравственной характеристикой героини, которая хороша и в дворянском, и
в крестьянском облике.)

_Судя по названию и
эпиграфу, спрогнозируйте, кто главный герой повести? (Девушка, показанная в
противоречивой ситуации, но сохранившая в нее высокие нравственные качества.)

-Литературоведы
считают повесть «Барышня-крестьянка» пародией на романтические и
сентиментальные произведения того времени. Все ли слова вам понятны? Значение
каких слов следует выяснить? (Выясняем значение слов ПАРОДИЯ, РОМАНТИЗМ,
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ. Для выяснения значений дети обращаются к литературоведческим
словарям и справочникам, а также к сети ИНТЕРНЕТ. Значение слов записываем в
таблицу терминов.)

-Какие ваши
предположения в связи с такой характеристикой жанра?

(Возможно, перед
нами не совсем серьезное произведение, в нем Пушкин рассуждает о серьезных
проблемах, но с юмором. В повести много внимания уделено описанию чувств
героев, их переживаний.)

-Литературный
критик 19 века В. Белинский писал о « Повестях Белкина»: «Эти повести
занимательны, их нельзя читать без удовольствия, но они не художественные
создания, а просто сказки и побасенки». Так ли это?

-Ответу на этот
вопрос мы и посвятим сегодняшнее занятие. Это и есть тот проблемный вопрос,
который мы будем решать на уроке и к которому вернемся к концу урока.

— Сформулируйте
цели сегодняшнего урока. (Проанализируйте текст повести, чтобы выяснить, прав
ли Белинский в своем утверждении)

— Это и есть тот
проблемный вопрос, который мы будем решать на уроке и к которому вернемся к
концу урока.

-Выдвижение
гипотезы. Какими будут ваши предположения?

-Что необходимо
сделать, чтобы решить этот вопрос? ( Необходимо проанализировать содержание
повести, исследовать эпизоды, посовещаться, то есть поработать в группах,
прийти к выводу.)

                      Заполните таблицу
«Хочу»-«Надо»-«Могу»

Комментарий.

Дети хотят изучить
повесть «Барышня-крестьянка», разобраться в ее содержании, понять систему
образов, проникнуть в творческий мир писателя, определить тему и идею
произведения, прочитать выразительно любимый фрагмент, пересказать наиболее
понравившийся эпизод, создать иллюстрации к эпизодам и т.д.

Для этого надо:
хорошо знать содержание повести, владеть терминами по теории литературы, уметь
ставить вопросы, отвечать на вопросы, выдвигать гипотезы, формулировать тезисы,
формулировать собственные суждения, привлекать текст для аргументации своего
мнения, делать обобщения, разобраться в содержании повести, выяснить все
непонятные для себя эпизоды, сотрудничать в группе…

Что могу: работать
с текстом самостоятельно, в группе, отвечать на вопросы…

Организация
групповой исследовательской работы

Комментарий.

Задача этого
этапа- построение учащимися нового способа действия и формирования умения его
применять при решении заданий. Для решения этих задач необходимо выдвинуть и
обосновать гипотезы, принять решение, зафиксировать в обобщенном виде результат
своего действия.

Эта работа
происходит в каждой группе в отдельности. Каждая группа выбирает свой ход
исследования: некоторые распределяли задания между всеми членами группы,
некоторые все делали сообща, путем обсуждения информации. И тот, и другой путь
являются приемлемыми в групповой работе.

Перед началом
работы обязательно повторяем правила работы в группе.

Содержание
этапа.

Группа
1

Задание

Историческая
эпоха в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

1.      Выделите
в тексте повести и проанализируйте фрагменты, в которых характеризуется
историческая эпоха, быт героев. Внимательно перечитайте их, заполните таблицу.

2.      Сделайте
вывод об особенностях быта, интересах, жизненных ценностях старшего поколения
помещиков.

3.      Составьте
2 синквейна «Берестов», «Муромский».

Таблица

Быт
Берестова и Муромского

Линия сравнения

Берестов Иван Петрович

Григорий Иванович Муромский

Название имения

Прошлое героя

Ведение хозяйства, дел

Отношение героев к детям

Отношение соседей к героям

Отношение героя к соседям

Описание усадьбы

Любимые занятия

Жизненные ценности

Комментарий.

Так, перед защитой
исследования первой группы мы выяснили, какую историческую эпоху изобразил
Пушкин, значение слов ДВОРЯНИН, УСАДЬБЫ, ГОСПОДСКИЙ ДОМ, АНГЛИЙСКИЙ САД,
необходимые для понимания текста.

В процессе работы
частники группы выделяют необходимые эпизоды, анализируют их, выделяют нужную
информацию, затем систематизируют ее в таблицу, обобщают. В качестве вывода они
составляют творческие миниатюры- синквейны.

Группа
2

Задание

Анализ
эпизода «Примирение помещиков»

Прочитайте и проанализируйте
эпизод «Примирение помещиков» и дайте ответ на следующей вопросы:

1.      Как
произошло примирение враждующих помещиков?

2.      Каково
отношение автора к героям?

3.      Исследуйте,
какими словами выражено авторское отношение к героям?

4.      Исследуйте,
какова роль природы в данном эпизоде?

5.      Сопоставьте
образы Берестова и Муромского и заполните сравнительную таблицу.

Таблица

Старшее поколение помещиков

Общие черты

Отличные черты

Комментарий.

Перед защитой задания группы 2 в процессе
фронтальной дискуссии выясняем, на какие группы мы можем разделить всех героев
повести( на старшее и младшее поколение). Выясняем причину вражды между
помещиками, обращаем внимание на авторскую иронию в изображении  Муромского, а
также на роль случая в разрешении данного спора. Далее дети представили
результаты своей работы, которые оформили в виде сравнительной таблицы. В
данном случае формируются аналитические навыки, умение в процессе коллективной
дискуссии принимать общее решение.

Группа 3

Задание

Младшее поколение в повести

1.      Выделите
нужные эпизоды из повести для характеристики молодого поколения и составьте
связный рассказ о Лизе и Алексее.

2.      Заполните
сравнительную таблицу.

3.      Сделайте
вывод о том, каким было воспитание в дворянских семьях.

Таблица

Линии
сравнения

Лиза

Алексей

Возраст
героя

Портрет
героя

Воспитание
и образование

Отношение
к родителям и родителей к ним

Положение
в обществе

Основные
черты характера

Почему
герои полюбили друг друга

Комментарий.

Задание для 3 группы позволяет учащимся
учиться сопоставительному анализу героев повести, формируют умение составлять
связный рассказ, анализировать и обобщать накопленный материал. Также в
процессе обсуждения результатов учащиеся выдвигают гипотезы, аргументируют свой
выбор и приходят в процессе дискуссии к выводу.

Группа 4

Задание

Анализ эпизода «Знакомство Лизы и Алексея»

Прочитайте фрагмент из повести, выполните
задания и ответьте на следующие вопросы:

1.      Расскажите
о первой встрече героев

2.      Проанализируйте,
как автор передает душевное состояние Лизы перед предстоящей встречей?

3.      Исследуйте,
какими словами передано душевное состояние Лизы?

4.      Объясните,
какую роль играет описание природы в данном эпизоде?

5.      Обобщите
свои наблюдения в форме связного рассказа.

Комментарий.

Перед защитой работы группы 4 идет
дискуссия о том, что предшествовало первой встрече Алексея и Лизы? Что двигало
Лизой, когда она решила переодеться крестьянкой? Почему недавние враги решили
поженить своих детей? Почему Алексей сделал предложение руки и сердца дочери
кузнеца? Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга? Какой вы видите развязку
событий? Таким образом, путем проблемной дискуссии и серьезной аналитической 
работы учащиеся приходят к единому мнени. И оформляют ответ в виде связного
рассказа.

Группа 5

Задание

Художественный  мир повести. Маски Алексея
Берестова.

1.     
Объясните значение масок Алексея
Берестова, заполните таблицу, используя цитаты их текста.

2.     
Сделайте обобщение по результатам
исследования.

3.     
Составьте синквейн «Алексей»

Таблица

Маски

Обоснование

Алексей-гусар

Алексей-таинственный меланхолик

Алексей-барин

Алексей-сын

Алексей-геттингенец

Алексей-страдающий влюбленный

      
Группа 6

Задание

Художественный мир повести. Маски Лизы.

1.     
Объясните значение масок Лизы, заполните
таблицу, используя цитаты из текста.

2.     
Сделайте обобщение по результатам
исследования.

3.     
Составьте синквейн «Лиза»

Таблица

Маски
Лизы

Обоснование

Лиза-дворянка

Лиза-сирота

Лиза-Акулина

Лиза-влюбленная

Группа 7

Задание

Что
общего в повестях А.С. Пушкина «Дубровский» и «Барышня-крестьянка»?

1.      Установите
аналогии в повестях А.С. Пушкина «Дубровский» И «Барышня-крестьянка»

2.      Заполните
таблицу, обозначив линии сравнения.

3.      Составьте
связный ответ об общих чертах двух пушкинских произведений.

Таблица

Повесть «Дубровский»

Повесть «Барышня-Крестьянка»

Реализация групповой
исследовательской работы.

Включение в систему знаний.

Комментарий.

Спустя 20 минут, отведенных на групповую
исследовательской работу, начинаем защиту работ. Учащиеся сами определили форму
ответа: они самостоятельно распределили задания между всеми членами группы,
выдвинули гипотезы, обсудили варианты решения заданий, согласовали оответы,
выстроили последовательность защиты.

В процессе работы у детей
формировались следующие УУД

Познавательные:
уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для
чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов
решения задач.

Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с поставленной задачей, выполнять учебные действия в
громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих
действий, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: уметь
ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение и
делать выводы, строить монологические высказывания, овладеть умениями
диалогической речи, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Личностные: формирование
навыков исследовательской и творческой деятельности, готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Обобщение

Фронтальная
работа

Комментарий.

Возвращаемся в проблемному вопросу: «Прав
ли Белинский, написав о « Повестях Белкина»: «Эти повести занимательны, их
нельзя читать без удовольствия, но они не художественные создания, а просто
сказки и побасенки».

В устной проблемной дискуссии дети
соглашаются с тем, что повесть «Барышня-крестьянка» занимательная, приводят
аргументы в защиту, опровергают мнение критика о том, что в них нет
художественности, приводя веские аргументы (характеристика исторической эпохи,
занимательный сюжет, пейзажные зарисовки, обилие художественных средств,
речевые характеристики героев и т.д.).

В заключение формулируем идею повести, а
также соотносим эпизоды с их местом в сюжете.

Элементы
композиции

Эпизод
повести

Экспозиция

 Настя,
служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и рассказывает об этом Лизе.
Случайное знакомство Насти с А.Берестовым влечет за собою хорошо
спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.

Завязка

Случайная
встреча с Лизой- Акулиной в ее доме. Падение Муромского с лошади и спасение
его Берестовым-старшим.

Кульминация

Отсутствует.

Развязка

Рассказ
о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.

Этап
рефлексии

Комментарий.

Основной целью этапа рефлексии учебной
деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной
деятельности, определение сильных и слабых сторон в работе. Для  этого учащиеся
соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их
соответствия. После самоанализа учащиеся возвращаются к таблице
«Хочу»-«Надо»-«Могу» и соотносят результат собственной деятельности с
целеполаганием в начале занятие.

Задаем вопросы:

-Что получилось? Что не получилось?

Хороший прием рефлексии
«Плюс-Минус-Интересно». В графу ПЛЮС дети записывают то. Что понравилось на
уроке, в графу МИНУС- то, что показалось скучным, в графу ИНТЕРЕСНО- записали
любопытные факты, о которых узнали на уроке или хотели узнать, задать вопросы
учителю.

Плюс

Минус

Интересно

В заключение занятия можно предложить
учащимся написать
SMS с впечатлением о
занятии. Вот отдельные отзывы:

-Занятие было интересным и ярким.

-Был интересный и познавательный урок.

-Работать в группе интересно.

-Занятие помогло нам научиться слушать
друг друга

-Сегодня была слаженная работа.

-Понравилась хорошая атмосфера урока.

-Успешная работа в группе и хорошее
общение.

-Мы постарались на славу.

-Много радостных и положительных эмоций.

-Все отлично, интерес просто бурлил

-Понравилось обсуждать разные мнения,
высказывать свое.

Оценивание

Выставление баллов каждому участнику
группы, подсчет баллов, перевод в оценку.

Целеполагание

-Какие задачи вы ставите перед собой на
следующее занятие или для самостоятельной работы?

Выбор
домашнего задания

Творческая работа на одну из тем «Роль
случая в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»; «Каким я вижу финал повести
А.С. Пушкина « Барышня-крестьянка»( прогнозирование продолжения).

  • Рассказ барсучий нос распечатать
  • Рассказ барышня крестьянка в кратце
  • Рассказ барышня крестьянка краткое содержание аудиокнига
  • Рассказ барышня крестьянка аудиозапись
  • Рассказ барышня крестьянка весь рассказ