Рассказ барсучок изложение 5 класс

Дикие животныеgt;gt;млекопитающие симпатяга барсук выступает героем многих мультфильмов и сказок. его миловидная внешность известна нам с детства. многим он кажется
  • Дикие животные
  • >>
  • Млекопитающие

Симпатяга барсук выступает героем многих мультфильмов и сказок. Его миловидная внешность известна нам с детства. Многим он кажется пушистым и добрым увальнем. На самом деле, он не так уж и безобиден и сможет постоять за себя и свою барсучью семью.
А хоромы барсука просто шикарны. Он относится к семейству куньих, отряду барсуков и считается хищником. Встреча с барсуком – большая редкость, хотя ареал его распространения достаточно широк, а нрав у этого зверька очень своеобразен.

Происхождение вида и описание

Фото: Барсук

Как уже было сказано, барсук является представителем семейства куньих, он относится к млекопитающим из рода барсуков. Куньи либо куницевые представляют отряд хищников. В этом семействе достаточно большой ассортимент разнообразных видов — более полусотни. Так в него входят: хорек, выдра, норка, росомаха, куница и, естественно, барсук. Они прекрасно адаптируются в разных условиях обитания, поэтому встречаются почти во всех уголках земного шара.

Для хищников они весьма некрупные, имеются и совсем мелкие. Длина туловища варьируется от 11 см (ласка) до полутора метров (калан). Тело обычно грациозное и удлиненное, хотя есть и массивные представители (росомаха и барсук).

Что касается конкретно барсуков, то их можно выделить несколько видов:

  • азиатский барсук;
  • японский барсук;
  • европейский барсук (обыкновенный);
  • американский барсук.

Все они отличаются друг от друга не только средой своего обитания, но окрасом меха, некоторыми повадками и внешними особенностями. В России имеет постоянную прописку обыкновенный барсук (европейский), привлекательный вид которого многим отлично знаком.

Виды барсуков


By Christof Bobzin (Donkey shot) — Own work, CC
В роду барсуков (Meles) есть 3 вида:

  • европейский барсук (Meles meles
    ), или барсук обыкновенный, или евразийский барсук. Обитает в Европе, Малой Азии и Средней Азии.
  • азиатский барсук (Meles leucurus
    ), или песчаный барсук. Живет в Монголии, Киргизии, Казахстане, Китае, Корее, России (в Сибири).
  • японский барсук (Meles anakuma
    ). Эндемический вид, обитает исключительно в Японии.

Есть еще американский барсук (Taxidea taxus), обитающий в Северной Америке. Внешне американский барсук похож на европейского, однако относится к другому роду Taxidea.

Внешний вид и особенности

Фото: Животное барсук

Исходя из размеров своего семейства, барсук достаточно крупен и массивен. Длина его туловища может доходить до одного метра. Хвост – около 25 см длиной. Особи мужского пола больше самок. Барсук смотрится неуклюже, потому что его тело имеет конусообразную форму, которая к мордочке сильно заужается, а с обратной стороны имеет довольно широкое основание. Выглядит он достаточно упитанно и солидно, особенно осенью, когда набирает жирка, готовясь погрузиться в спячку. Вес барсука обычно составляет где-то 24 кг, а перед зимовкой доходит и до 34. Голова у барсука удлиненная, ушки небольшие, округлые.

В основании хвоста у барсуков находятся прианальные железы, которые источают едкий и специфичный аромат. Он помогает зверькам обнаруживать своих соплеменников и находить с ними общий язык. Короткие и мощные барсучьи лапки с длинными когтями помогают ему рыть глубочайшие норы, которые часто превращаются в целые подземные города. Коренные зубы барсуков очень крепкие с плоской поверхностью, благодаря им, он может справиться с любой грубой пищей, перетерев ее ими, как жерновами.

Видео: Барсук

На туловище и хвосте меховой барсучий покров весьма длинный, но грубоват и напоминает щетину. На лапках и в зоне головы более короткий и мягкий. Под длинным жестким мехом есть теплый и мягкий подшерсток. Окрас шерсти барсука от серого до бурого, мех часто имеет серебристый отлив. Снизу барсук темного, почти черного цвета. У различных видов окрас может меняться, это зависит от среды обитания. Обыкновенный барсук своей расцветкой очень красив и необычен.

На беленькой мордочке расчерчены две широкие полосы темного цвета, которые идут от носа к аккуратным ушкам, имеющим белую окантовку. На этих полосах расположены небольшие и блестящие темные барсучьи глазки, которые придают животному милый и добродушный вид. В зимние месяцы окрас барсука более светлый, а летом темнее и ярче выражен. Линька у зверьков продолжается все лето, а к осени начинает вырастать новый и красивый мех.

Как выглядит барсук?

У барсука крепко сбитое коренастое туловище с небольшой головой, короткими лапами и шеей. Вытянутая голова с острой мордой и небольшими ушами. У животного мощные длинные когти с тупым концом, предназначенные для копания земли. Когти не втягиваются, и сильно стачиваются с возрастом от постоянного использования.

Высота животного в холке от 25 до 30 см. Европейские барсуки достигают 60-90 см длины туловища, с хвостом около 12-24 см. Вес животного сильно меняется в зависимости от времени года: в Европе звери весят в среднем 15-17 кг осенью, и 7-13 кг летом. В целом европейские барсуки достаточно крупные хищники, и в семействе Куньих их превосходит по размерам только росомаха.

Японские и азиатские барсуки заметно уступают размерам своим европейским сородичам. Азиатские особи самые мелкие — весят в среднем от 3,5 до 9 кг, с туловищем длиной 50-70 см. Животные в Японии по размеру немного превосходят своих азиатских сородичей. Японские барсуки обычно весят от 3,8 до 11 кг, с телом длиной до 80см и хвостом до 20 см. Самцы обычно существенно превосходят самок по размерам, хотя у азиатских и японских особей половой диморфизм выражен не так заметно, как у европейских.

Морда животного черного или темно серого цвета, с узнаваемыми белыми вертикальными полосками с носа к ушам. Окрас туловища буровато-серый, с серебристым отливом, и светлой полоской от головы до основания хвоста. На лапах, груди и брюхе шерсть черная или темно-коричневая. Встречаются животные с аномальным окрасов — белые барсуки альбиносы, черные животные меланисты, красные и рыжие барсуки с эритризмом, и даже особи желтого цвета.

Азиатский барсук отличается от европейского окрасом с более светлым оттенком серого. Японский вид обладает мехом с коричневатым оттенком, и менее выраженными полосами на морде. Шерсть у зверя грубая, длинная с густым подшерстком. Зимой длина остевого волоса на спине животного достигает 8 см.

Где обитает барсук?

Фото: Барсук в лесу

Барсучье племя широко распространено по всей Земле. Обитает барсук практически на всей территории Европы кроме северной Финляндии и Скандинавии, потому что в этих регионах слишком глубоко промерзает почва. Поселился этот зверек и в Закавказье, на территориях Передней и Малой Азии, на Кавказе. Барсук облюбовывает различные лесные массивы, может селиться и в горных местностях, и в степных, и даже полупустынных. Выбирает барсук местечки рядом с водоемами, главное, чтобы эти участки не подвергались весенним паводкам, были всегда сухими.

Убежищем и уютным домом для барсука выступает его любимая нора, в которой он проводит большие промежутки времени. Животное предпочитает строить свои жилища по крутым отвесным берегам рек и озер, на различных холмистых склонах.

Обыкновенный барсук очень последователен и консервативен, поэтому его нора может стать местом обитания не одной барсучьей семьи, она переходит к следующим поколениям по наследству. Барсук, словно знатный феодал, передает потомкам свои большие, глубокие и витиеватые землевладения, которые годами моделируются и усовершенствуются.

В тех местах, где нет недостатка в пище, разные барсучьи семейства могут жить вместе, объединяя свои норы подземными ходами. Получается целое барсучье общежитие, которое под землей может простираться на большой территории, образуя целые подземные царства, где живут и правят барсуки. Такие подземные лабиринты имеют многоярусное строение с большим числом входов и выходов и разнообразными отверстиями для вентиляции.

В темных коридорах можно обнаружить не одну камеру для гнездования, которые делаются глубоко (пять метров и более под землей), они очень уютны, комфортабельны, всегда устланы сухой травой. Эти помещения для гнездования не доступны для просачивания воды. Стоит заметить, что встречаются и барсуки-одиночки, которые живут в обычных небольших норах.

Барсук очень хозяйственен и чистоплотен, он всегда следит за порядком в своем жилище, регулярно выбрасывая мусор и меняя подстилку на новую. Даже уборную он выносит за территорию своей норы, либо отводит для нее специальное отдаленное помещение. В норах имеются и другие, необходимые в хозяйстве комнаты. Многим стоит поучиться аккуратности и любви к чистоте и комфорту, как у барсука.

Интересные ответы

  • Каспийское море — доклад сообщение (4, 8 класс. География. Окружающий мир)
    Каспийское море-озеро – самый большой замкнутый водоем в мире. Его можно называть как озеро, так и морем. Из-за своей замкнутости и отсутствия выхода в океан, его можно считать озером, но по своим свойствам, а именно, размерам, его можно считать морем
  • Сообщение на тему Урал доклад (3 класс Окружающий мир, 8 класс география)
    Урал имеет необыкновенную природную красоту и отличается своими богатейшими природными ресурсами. Урал располагается между Азией и Европой, а Уральские горы растянулись на 2,5 тысячи километров по промежутку с севера на юг.
  • Писатель Валентин Распутин. Жизнь и творчество
    Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015 гг.) относится к значимым представителям русской литературы советского периода отечественной истории, работающего в жанре деревенской прозы.
  • Доклад Тургенев (сообщение)
    И.С. Тургенев – талантливый писатель, являющийся одним из классиков русской литературы. Его творчество имело огромное влияние на формирование жанра европейского романа.
  • Писатель Вильгельм Гауф. Жизнь и творчество
    Вильгельм Гауф (1802-1827 гг.) является одним из известнейших немецких писателей, работавшим в жанровом направлении, называемом бидермейер.

Краткое сообщение о барсуке расскажет где живет барсук, чем питается. Рассказ о барсуке детям можно дополнить интересными фактами.

Краткий доклад о барсуке

Барсук — это хищный зверь с острой мордочкой и густой, длинной грубой шерстью. Туловище барсука черно-серого цвета, а голова белая с двумя черными вертикальными полосками. Длина тела барсука — 60-90 см, хвоста — 20-24 см; масса — до 24 кг, осенью, перед спячкой — до 34 кг.

Где живет барсук? Барсуков можно встретить на территории Европы (кроме северных районов Скандинавского полуострова, Финляндии), в Малой и Передней Азии, на Кавказе, на севере Ирана и Афганистана, на юге Средней Азии.

Зверь все время роет нору. Наиболее благоприятные места для выкапывания нор — склоны песчаных холмов, лесных оврагов, уступов. Нору барсук делает глубокую и разветвленную. Одна и та же нора служит жильем не один год. При этом жилье постоянную расширяется. Так что нора со временем превращается в город. В своем городке он и проводит основную часть дневного времени. Светлое время суток — не для него.

А вот ночью барсук отправляется на охоту. Барсук поедает насекомых, лягушек, мышей, также зверь питается плодами и корнями растений. Накапливает свой ценный жирок. Ведь, как известно, барсучий жир — отличный лечебный продукт, источник биологически активных веществ.

В северных широтах в осенний период барсук впадает в спячку. Детеныши барсука появляются на свет весной.

Барсук в дикой природе живет меньше, чем в неволе. В неволе — до 16 лет, а в природе всего лишь до 12 лет. Четвертая часть рожденных барсуков гибнет прежде, чем покинет нору впервые. Всего лишь треть животных выживает в свои первые три года жизни. Причины гибели могут быть разными. Их убивают родственники в схватках за территорию, их могут съесть рыси, волки, или же они попадают в руки охотникам.

Главный враг этого зверька — человек, которого интересует барсучий жир. Применяется этот жир при различных заболеваниях, но особенно полезен при лечении язв.

Барсук: интересные факты

  • Существует 11 видов барсуков
  • Барсуки моногамны, как, например, и лебеди. Они находят себе пару раз и на всю жизнь.
  • Самки барсуков могут вынашивать потомство от 271 до 450 дней;
  • Барсук — государственное животное американского штата Висконсин.
  • Барсучьи норы иногда существуют веками, и в них живут многие поколения этих зверей.
  • Барсуки очень чистоплотны. Они часто меняют постельные принадлежности норы в течение всего года. Постельные принадлежности состоят из соломы, мха, травы и листьев. Если барсук умирает внутри норы, остальные либо закроют эту камеру, и выкопают новую, либо вынесут тело из норы и закопают родственника.

Надеемся информация о барсуке помогла Вам, а свое сочинение на тему «Барсук» Вы можете оставить в комментариях, чтобы помочь своим сверстникам.

Используемые источники:

  • https://faunistics.com/barsuk/
  • https://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/o_barsuke_detyam/
  • https://skazki.rustih.ru/skazki-o-zhivotnyx/skazki-o-barsuke/
  • https://sochinite.ru/otvety/zhivotnye/barsuk-soobshchenie-doklad-3-klass-okruzhayushchij-mir
  • https://kratkoe.com/soobshhenie-o-barsuke-3-klass/

Чем питается барсук?

Фото: Барсук на природе

Наиболее активен барсук в ночной период, как и мышь полевка, хотя может начать охоту еще засветло и продолжить ее на рассвете. Его можно назвать всеядным, но предпочитает он, все-таки, животную пищу. Барсук любит полакомиться мелкими грызунами, лягушками, ящерками. Не брезгует и птицами, съедая не только их самих, но и яйца из гнезд. Любит барсучок заморить червячка, употребляя в пищу дождевых червей, разнообразные личинки, всяких жучков, моллюсков, слизней, улиток.

Барсук поедает даже некоторых ядовитых змей, их яд для него не опасен, т.к. зверек имеет против него иммунитет. Если посчастливиться, то этот хищник может утащить и маленьких зайчат, которые ему тоже приходятся по вкусу. Растительная пища для него так же представляет источник пропитания. Он постоянно перекусывает ягодами, орехами, грибами, травой, вырывает из земли и питается всевозможными корнями. Любят навещать барсуки и возделанные земельные угодья, расположенные неподалеку от места их дислокации. Среди культурных растений они отдают свое предпочтение кукурузе и различным бобовым культурам.

Во время ночных вылазок барсук преодолевает большие расстояния, обследуя сваленные стволы деревьев в поисках любимых червячков и других насекомых.

Он может за ночь добыть до 70 штук лягушек и не одну сотню всевозможных насекомых. На суточный период ему достаточно всего 500 г еды. При приближении осени он отъедается, потребляя гораздо больше пищи, чтобы лишний жирок помог превосходно пережить зимнюю спячку, забывшись сладким сном.

Размножение и детеныши

Пик брачного период у барсуков обычно приходится на весну, хотя животные могут спариваться и другое время года. Половая зрелость у самцов наступает в возрасте 12-15 месяцев, у самок — на второй год жизни. Барсуки склонны к моногамии — самцы обычно выбирают одну партнершу на всю жизнь, хотя самки могут спариваться с разными партнерами. Оплодотворенная яйцеклетка попадает в матку с отсрочкой на 2-9 месяцев, обычно развитие плода начинается в декабре. Детеныши рождаются в подземных норах с середины января по середину марта.

В одном помете рождается от 1 до 5 детенышей. Маленькие барсучата абсолютно беспомощны и слепы, с весом от 75 до 132 граммом и длиной всего 12 см. На 4-5 неделе у детенышей открываются глаза, и появляются молочные зубы. С 8 недель барсучата выходят из норы, и после 12 недель мать постепенно перестает кормить их молоком. Полноценный взрослый мех появляется в возрасте от 6 до 9 месяцев.

Особенности характера и образа жизни

Фото: Барсук

Под стать своему привлекательному внешнему виду, характер и нрав барсука достаточно дружелюбен. Агрессивностью обыкновенный барсук совсем не обладает. Повстречав более крупного хищника, либо человека, он старается уйти по-английски, скрывшись в своей уютной норе. Самый пик барсучьей активности проявляется ночью во время охоты. Сам по себе он достаточно шумен, можно услышать его громкое сопение и другие смешные звуки, увидеть его неторопливую и смешную походку.

Со зрением барсукам не повезло – оно у них слабоватое, а вот нос – не подвел. Нюх барсук имеет острый, слух тоже приемлемый, благодаря этому, он быстро ориентируется ночью. Уже говорилось, что барсук достаточно добродушен, но если ускользнуть от недоброжелателя сразу не получается, то он может разгневаться и укусить его, ударить своим длинным носом, а уж потом постарается приложить все силы, чтобы поскорее скрыться.

Можно с определенной долей уверенности отметить, что характер у барсука – спокойный. Он никогда сам первый не полезет на рожон. Нрав у этих зверьков весьма дружелюбный. Любит барсук жить не один, а со своим семейством. Ведут они достаточно оседлый образ жизни, обожая свою нору, которую никогда не бросят, если на то не будет очень весомых причин. Такое убежище служит домом для многих поколений, главное, чтобы еды хватало, и вода была в достатке. Обязательно нужно добавить, что барсуки – те единственные, кто в куньем семействе на зиму впадают в спячку, как настоящие медведи.

Ну, съел — и на здоровье!

До сих пор не забуду, как я один раз испугался. Это случилось уже в конце лета. Мы с Барсиком возвращались из леса. Я шёл по дорожке, а Барсик, как всегда, бегал тут же, в кустах.

Вдруг вижу — через дорожку переползает гадюка. Я хорошо знал, что гадюка змея ядовитая, в зубах у неё яд. Укусит и в ранку каплю яда выпустит. От этого будешь долго болеть, и даже умереть можно. Гадюку лучше не трогать. Увидишь — и отойди в сторонку. Она первая на тебя никогда не бросится.

Вот я и остановился, чтобы змея без помехи через дорожку переползла. Она бы и перебралась, да только, откуда ни возьмись, — Барсик. Выскочил на дорожку. Я ему кричу: «Барсик, ко мне!» А он и слушать не хочет, прямо к змее бросился.

Гадюка зашипела, приостановилась, голову приподняла.

Барсик подскочил, хвать её зубами поперёк туловища. А она извернулась и прямо его за морду! Он даже головой затряс, но змеи не выпустил. Начал её лапами мять. Совсем замял, задушил.

Я ничего с ним поделать не мог. Хотел было отнять змею, но куда там! Барсик заворчал на меня и прямо с добычей в зубах в кусты удрал. А там взял и съел её.

Выбежал из кустов. Вижу — на морде капелька крови, наверное, от змеиного укуса. Да что там — укус, когда он всю змею вместе с ядом съел. Заболеет, думаю, и умрёт.

Иду домой, а сам всё оглядываюсь: бежит ли за мной Барсик, может, ему плохо? Нет, вижу, бежит, будто с ним ничего не случилось.

Так и домой вернулись. И дома он как ни в чём не бывало.

Я прямо к папе.

— Беда, — говорю, — Барсик наш отравился.

— Чем отравился?

— Ядом. Он ядовитую змею съел.

— Ну, съел, — отвечает папа, — и на здоровье. Барсуки и ежи змей часто едят. Змеиный яд для них не опасен.

Однако я этому не совсем поверил. Весь день за Барсиком наблюдал. Не заболеет ли он. Но Барсик был вполне здоров. Наверное, не отказался бы и ещё разок так же удачно за гадюкою поохотиться.

Социальная структура и размножение

Фото: Детеныш барсука

По своей природе барсуки моногамны. Объединившись в пары, они могут прожить вместе от нескольких лет до конца своих дней. Самочка созревает уже к двум годам жизни, а самец ближе к трехлетнему периоду. У различных видов период размножения проходит в разное время. У европейских барсуков брачный сезон длится с конца зимы по сентябрь. Интересной особенностью этих животных считается очень большой срок вынашивания детенышей. Он может продолжаться на протяжении 9 – 14 месяцев, все зависит от времени оплодотворения.

Когда, наконец, этот сложный период для самки заканчиваются, на свет рождаются от 2 до 6 барсучат. В нашей стране это происходит с марта по апрель. Крохотные барсучата совсем не приспособлены к жизни – они абсолютно слепы и совсем ничего не слышат. Лишь к полутора месяцам их слух приходит в норму, и они становятся зрячими. Почти до трехмесячного возраста они сосут молоко у мамы.

В скором времени окрепшие детеныши начинают выбираться за пределы своей норы и приступают к самостоятельному питанию. Когда барсучатам исполняется полгода, то их габариты находятся, практически, наравне с взрослыми животными. Когда приходит осень, каждый из барсучат начинает свою новую жизнь. В природных диких условиях барсук живет от 10 до 12 лет, а в неволе – до 16 лет.

Сообщение про Барсука

Длина этих животных, учитывая хвост, может достигать до 90 см. Весит барсук примерно 25 кг, но перед спячкой, может набрать массу до 35 кг. Ноги довольно короткие, толстые пальцы имеют довольно длинные, но тупые ногти, которые приспособлены к рытью. Грубая шерсть барсука не однотонная, буро-серая окраска на спине и бокам, а также черный цвет в нижней части тела.

Барсуков можно встретить практически во всей части Европы. Они придерживаются сухих мест, но стараются обитать вблизи водоемов и болотной местности. Эти звери роют себе глубокие норы и живут в них. Барсуки, и в частности — норы, которые они роют, приносят огромную пользу окружающей среде. Сложные и глубокие норы оказывают положительное воздействие на почву и живые организмы, которые находятся внутри. Есть огромная разница между местами, где имеется большое количество вырытых нор и там, где их нет вообще. Польза в том, что в таких местностях, растут и появляются другие разные растения, а также многие звери (лисы, собаки) используют эти норы, в качестве убежища от стихий природы и как места для размножения. Этот вид довольно чистоплотный. Они посвящают большое количество времени на наведение порядка в своей норе.

Они ведут — ночной образ жизни, так как очень осторожные. Барсуков не принято считать агрессивными к людям, они прячутся в норы или укрываются в других местах, если почувствуют опасность.

Беременность у этих зверей длится до 440 дней. Длительность периода беременности зависит от времени года. Самка может родить до шести малышей. Глаза у малышей открываются только через 30 дней. Питаются молоком матери.

Это животное имеет несколько видов:

  • обыкновенный барсук (то есть, европейский);
  • американский;
  • японский;
  • азиатский.

Барсуки считаются единственным типом семейства куньих, который впадает зимой в спячку. Продолжительность жизни примерно 15-16 лет. Популяция барсуков относительно стабильная, угроза исчезновения барсуков минимальная.

Естественные враги барсука

Фото: Животное барсук

Живет барсук достаточно тихо и мирно, поэтому врагов в дикой природе у него практически не имеется. Опасность для зверька могут представлять голодные рыси, волки, редко медведи. Иногда он вступает в конфронтацию с лисами и енотовидными собаками. Изредка обычные бездомные собаки могут представлять для него угрозу.

Основным врагом для него является человек. Много барсучьих семейств гибнет, когда человек изменяет природный ландшафт тех мест, где они обитают. Так же, люди могут истреблять барсуков из-за вреда, наносимого их посевам, хотя он не так и значителен. Большую ценность в медицине представляет барсучий жир, из-за которого на барсуков ведется охота. Во время ее часто разрушаются норы барсуков, а это ведет к гибели не одного животного, а, зачастую, нескольких семей.

Подытожив, можно перечислить следующих врагов барсука:

  • волки;
  • рысь;
  • лисица;
  • енотовидная собака;
  • бурый медведь;
  • обычная собака;
  • человек.

Сколько живут

Продолжительность жизни животного в естественной природе 10-12 лет, а вот в неволе несколько больше (до 16 лет). Обусловлено это следующими факторами:

  1. В первые годы из потомства выживает только 50% новорожденных. Детенышей съедят сами родители, если будут голодны.
  2. Даже после того, как животное подрастает, начинает самостоятельно питаться, смертность остается высокой. Их убивают соперники в схватке за норы и новые территории.
  3. Нередко, зверьки становятся едой для медведей, лис, волков.
  4. Нельзя списывать со счетов и браконьеров, которые охотятся за барсучьим жиром, применяемого в народной медицине.
  5. Зверьки погибают от инфекционных заболеваний.

Заводчики занимаются разведением барсуков. Это прибыльный бизнес. Но специалисты говорят о том, что если животное не обитает в естественной среде, барсучий жир теряет свойства и качества.

Этим млекопитающим не грозит вымирание. Животное занесено в Красную книгу, но с пометкой о том, что вид находится под наименьшей угрозой исчезновения. Часто животное истребляют, как переносчика серьезных болезней, например, бешенства. Но даже при этом, их популяция остается большой.

Как показывают факты, для барсуков угрозу представляет человек. Эти животные гибнут под колесами автомобилей. Если так будет продолжаться и дальше, барсук станет редким видом или исчезнет из естественной среды обитания.

Популяция и охрана вида

Барсук занесен в международную Красную книгу МСОП как вид, вызывающий наименьшие опасения. Это связано с широким ареалом обитания животного, и достаточно стабильной популяцией. В Европе численность животных выросла за последние десятилетия, в основном благодаря активной борьбе с бешенством. В Азии популяция также стабильна. В Японии в последние годы численность барсуков сильно сократилась из-за существенного уменьшения ареала обитания, расширения сельскохозяйственных земель, а также жесткой конкуренции с енотами.

Охота на животное имеет давние традиции. Мех зверя не очень ценный, но волосы уже много лет используются при изготовлении кисточек для бритья. Охота разрешена во многих странах, в том числе в Японии, Монголии, Китае и России. В России сезон охоты на барсука длится с августа по ноябрь.

2. Эти животные обитают на всех континентах, кроме Антарктиды: в Северной Америке, Европе, (кроме севера Скандинавского полуострова и Финляндии), Африке, на Западе Канады. Также их ареал обитания включает Кавказ и Закавказье, Малую и Переднюю Азию.

3. Барсуков можно встретить на альпийских возвышенностях, в лесах, на морском побережье, открытых лугах и полях.

4. Барсуки предпочитают смешанные и таёжные, изредка – горные леса, на юге живут также на территории степей и полупустынь.

5.Им необходимы сухие, хорошо дренированные участки, расположенные рядом с водоемами или болотистыми низинами, где можно найти много корма.

6. Для барсука характерен очень узнаваемый внешний вид, благодаря чему спутать его с каким-либо другим животным очень сложно. В длину взрослый барсук достигает от 60 до 90 см, длина его хвоста составляет 20-24 см, вес до 24 кг, а перед периодом спячки он возрастает до 34 кг.

7.Туловище массивное, своеобразной формы, которая напоминает направленный вперед клин, с резко суженной вытянутой тонкой мордой. Шея очень короткая, ее почти не видно.

8. Конечности также короткие, крупные. Пальцы оканчиваются длинными тупыми когтями, хорошо приспособленными для рытья.

9.Мех у барсука грубый. Спинка и бока буровато-серого с серебристым отливом цвета, снизу тело черноватое.

10. Морда барсуков украшена двумя темными полосками, которые тянутся от носа до ушей.

Обыкновенный барсук

11. У Евразийского или обыкновенного барсука окраска меха может быть разной: белой, коричневой или черной, вес колеблется от 4 до 12 килограммов.

12. Половой диморфизм для барсуков не характерен, самки и самцы этого вида внешне выглядят одинаково.

13. Естественные враги у барсуков практически отсутствуют. Угрозой для них являются волк, рысь и собака, как домашняя, так и дикая. Также опасность для барсуков представляют дикие кошки, орлы и люди.

14. Живет барсук в природе 10-12 лет, в неволе продолжительность жизни возрастает до 16 лет.

15. Для того чтобы отпугнуть своего противника, барсуки обычно распыляют пахучую жидкость из своих желез. Они могут прогнать сравнительно крупных млекопитающих, таких как волк, койот и медведь.

16. Барсук очень жизнерадостное животное. Миф о том, что он «вечно без настроения», абсолютно не оправдан. Барсук обожает играть со своими собратьями и посещать «вечеринки друзей».

17. Барсуки являются всеядными животными, но в их рационе преобладает животная пища. Это: мышевидные грызуны, лягушки, ящерицы, птицы и их яйца, насекомые и их личинки, моллюски, дождевые черви. Кроме того, барсуки едят грибы, ягоды, орехи и траву.

18.Охотясь, барсук обходит достаточно обширную территорию, обшаривает сваленные деревья, сдирает кору деревьев и пней, под которой прячутся насекомые и черви.

19. Взрослый барсук за время одной охоты успевает собрать от 50 до 70 лягушек, сотни насекомых и червей. В день ему необходимо около 500 г пищи, больше он кушает только перед зимней спячкой, когда отъедается и нагуливает жир, будущий источник питания на всю зиму.

20. Барсуки не имеют хорошего зрения, его компенсируют сильные обоняние и слух.

21. По большей части обитает барсук дома — в норе. Его жилище очень уютное, чистое и холенное. Вообще этот зверь считается одним из чистоплотных представителей отряда.

22. Живут барсуки в глубоких норках, вырытых ими на склонах песчаных холмов, оврагов и балок в лесах. Они очень привязаны к местности, на которой живут, и даже могут передавать свои норки из поколения в поколение.

23.Старое барсучье городище является сложным многоярусным подземным сооружением с 40-50 отверстиями для входа и вентиляции, в нем есть длинные (5-10 метров) туннели, которые ведут в 2-3 большие, гнездовые камеры. Последние располагают под защитой водоупорных слоев, на глубине около 5 метров, чтобы в них не просачивались дождевые и грунтовые воды, и выстилают сухой подстилкой.

24.У одиночных особей норы простые, оборудованные одним входом и гнездовой камерой. Барсуки следят за порядок в своих норах и чистят их, регулярно меняя подстилку.

25. «Уклад» семьи барсука может существовать как самостоятельно, так и соседствовать с другими. Иногда в одной норе можно встретить 2-3 семейства. И, между прочим, в такой «коммуналке» все живут достаточно дружно.

Барсук Медоед

26. Бесстрашным является представитель барсучьих — медоед. Какие только сложности он не создает в мире животных. Крадет детенышей у гепардов, забирает еду у львов, питается «деликатесными» ядовитыми змеями.

27. Барсукам свойственно рыть обширные и многоярусные норы, если углубиться в землю ниже, чем на пять метров, то можно обнаружить гнездовые камеры, где живут более 20 барсуков.

28.Тело барсука предрасположено к рытью, его пальцы имеют тупые и длинные когти, шея очень короткая и за счет массивного тела, он, опираясь на коротенькие ножки, с легкостью проталкивает тело в землю.

29. Все барсучата рождаются практически в один день. Детеныши у барсуков обычно родятся слепые, и их зрение начинает развиваться в возрасте от 4 до 6 недель.

30. Барсуки не только мостят свое логово к зиме, но и себя откармливают. Так, главное их лакомство — мед. К холодному времени года они готовятся основательно, их вес увеличивается в несколько раз. И не только благодаря этой сладости. В ход идет всё, и животные, и растения.

31. Осенью барсуки образуют пары, но сроки спаривания и оплодотворения достаточно различаются, в результате чего меняется и длительность беременности, для которой характерна длительная латентная стадия. Беременность, таким образом, продолжается от 271 дня (если спаривание произошло летом) до 450 дней (если спаривание произошло зимой).

32.Молодые самки достигают половой зрелости в возрасте 2-х лет, самцы – в 3 года.

33.На свет появляются от 2 до 6 малышей: в Европе – с декабря по апрель, в России – с марта по апрель. И самки практически сразу же вновь приступают к спариванию.

34.Зрение у детенышей барсуков прорезается в возрасте 35-42 дней, в три месяца молодые особи уже способны сами добывать себе пищу.

35.Выводки барсуков распадаются перед зимней спячкой, осенью.

36. Увидеть барсука – дело непростое. А все потому, что это животное это ведет ночной образ жизни и все светлое время суток предпочитают проводить в своей норе. Утром их можно наблюдать примерно до 8 часов, вечером – начиная с 17-18.

37. Барсук выбирает себе пару, с который живет всю свою жизнь.

38. Влияние людей на популяцию этого животного неоднозначно и бывает как позитивным, так и негативным. В результате хозяйственной деятельности может происходить улучшение питания и создания нор барсука.

39.Но вот фрагментация природных участков дорогами приводит к тому, что много барсуков на трассах гибнет. Отрицательно сказывается на численности барсуков охота на них и уничтожение нор.

40. Это единственный среди куньих вид, который на зиму впадает в спячку. На севере зимняя спячка у барсуков начинается в октябре-ноябре и длится до марта-апреля, на юге ареала в случае мягкой зимы животные остаются активными в течение всего года.

41. Барсук способен бегать со скоростью почти 30 км в час.

42. Польза барсука для человека заключается в том, что в его рацион входят беспозвоночные, вредители лесного и сельского хозяйств, например, личинки майского жука.

43.Шкуры у барсуков малоценные, шерсть применяется в производстве щетины и щеток, к примеру, для помазков.

44. Следует помнить, что барсуки способны переносить такие опасные болезни, как бешенство и туберкулёз крупного рогатого скота.

45. Барсуки не агрессивны в отношении хищников и людей, обычно они склонны прятаться в норах, но злой барсук будет бить носом, и кусать своего обидчика, прежде чем убежать.

Барсук в геральдике

46. Барсук является достаточно популярным символом. Так, животное изображено на гербе Мегрегского сельского поселения в Республике Карелия (топоним «мягря» в переводе означает «барсук»), а также на гербе Куйтежского сельского поселения Республики Карелия. Барсук, напоминающий поросенка, изображён на гербе города Шенкурск.

47. Барсук очень активно преобразовывает окружающую среду. Его сложно выстроенные норы оказывают влияние на почву, а также на организмы, которые в ней обитают.

48.В местностях, где есть много барсучьих нор, начинают расти очень разнообразные виды растений, что увеличивает мозаичность биогеоценоза.

49.Кроме того, норы барсуков становятся прибежищем для лис, енотовидных собак и других видов животных, в которых они укрываются от непогоды, опасностей и с целью размножения.

50. В Красной книге Международного союза охраны природы (МСОП) барсук отмечен как вид с наименьшей угрозой исчезновения. То есть этот вид относительно распространен, а его популяция достаточно стабильна.

фото из интернета

Барсучий нос

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.

Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал.

Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

Мы делали вид, что верили ему.

Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…

Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что он не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.

Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

С тех пор я его больше не видел.

Урока русского языка в 5 классе «Барсучонок»

Класс: 5

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: урок развития речи

Вид деятельности: коллективная, самостоятельная

Тема урока: «Барсучонок»

Цели урока:

— Научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения;

— научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства;

— формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности;

— формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.

— развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: оценивают важность красоты природы и творчества.

Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

II.  Работа по подготовке к изложению.

1.       Чтение текста, определение темы и основной мысли (идеи) текста

Упр. 383, стр. 136.

Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу. Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жучков, червячков под листвой отыскивал. Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.

Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах. Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что – то учуял.

От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху разгребать. Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит, загудит кто – то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья … целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его! Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился.

И всё – таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство расплатиться пришлось.

Беседа по вопросам.

В: О чём рассказывается в тексте Г. Скребицкого?

В:  Какова же основная мысль текста? Что этим текстом хотел сказать автор?

 В.: Как вы думаете, кто такой Джек? А Барсик?

Тема текста: поход за грибами.   

 Основная мысль: Барсик  полакомился, а за его лакомство расплатились другие.

2.   Подбор названия, которое бы отразило содержание текста.

В:  Как вы думаете, ребята, как можно озаглавить этот текст?

Читают текст изложения.

(в тексте говорится о том, как Скребицкий вместе с Джеком и Барсиком ходили в лес, и там на них напали осы)

(иногда бывает так, что кто-то наозорует, а расплачиваются другие)

(Джек это собака, а Барсик – ручной барсук.)

(«Неожиданная расплата», «Расплата за лакомство»)

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих действий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.

  3.    Общее понятие о структуре рассказа.

Учитель: Мы знаем, что каждый текст состоит из вступления, основной части и заключения. Перед вами лежит текст, прочитайте его и выделите эти композиционные части 

4.    Составление плана и нахождение частей текста соответствующих пунктам плана..

ПЛАН.

1.           Прогулка по лесу.

2.           Полянка – хорошее место для отдыха.

3.           Мы отдыхали по-разному.  (Кто чем занимается.)

4.           Барсик что-то учуял.  

5.           Барсик разорил гнездо ос в старом пне.

6.           Осы преследуют Барсика.

7.           Расплата за лакомство.

(первое предложение – вступление, последнее предложение – заключение, остальное – основная часть).

Однажды ходили мы с Джеком и Барсиком по лесу.Я грибы собирал, Джек за птичками охотился, а Барсик разных жуков,червячков под листвой отыскивал.

Долго бродили и выбрались наконец на полянку. Самое хорошее место посидеть, отдохнуть.

Уселся я под куст, хотел в корзине грибы перебрать. Джек возле меня в холодок улёгся, а Барсик шуршит в кустах.Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял.

Выбрался, подбежал к нам и вдруг начал носом водить: что-то учуял. От нас прямо к дуплистому пню побежал и давай лапами труху

 разгребать.

Что там такое, я и не понял. Только слышу, как зажужжит,загудит кто-то. Смотрю: из дупла оса, другая, третья…целый рой. Все над Барсиком кружатся, жужжат, а ему хоть бы что. Шерсть у него густая, попробуй ужаль его!

Закусил личинками и как ни в чём не бывало прямо ко мне. А осы за ним. Я корзину с грибами бросил да бежать. Джек тоже удирать пустился.

И всё-таки не удрали. Одна оса меня в шею ужалила, а другая Джека прямо в губу. Один Барсик не пострадал. Он

личинками полакомился, а нам с Джеком за его лакомство

расплатиться пришлось.

Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Комплекс упражнений для глаз.

Выполняют упражнения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

5. Составление рабочих материалов.

(записываем тему текста, основную мысль, заголовок, план) запись производится в процессе разбора текста.

6.   Выражение авторского отношения к изображаемому при пересказе от 3-го

7.Наблюдение над тем, как Скребицкий избегает повторов слов; предупреждение орфографических ошибок; объяснение изученных орфограмм и пунктограмм.

— заменяет существительные местоимениями.

— На доску выписать:

      Имена собственные: Джек, Барсик.

      Наконец, всё-таки, прямо  – наречие.

      Что-то, кто-то – местоимение.

      Дуплистый пень – пень с дуплом.

      Удирать, отыскивал.

— Вставьте пропущенные буквы, где это необходимо, объясните орфограммы в словах  (листочки с текстом отложить в сторону).

         Птичками, червячков, собирал (приставка),  бродили, хорошее (место) (какое?), посидеть (сидя),  под куст, хотел (хочет), корзина (словарное слово), перебрать (приставка), холодок (холод), подбежал (бег), вдруг, начал (начало), водить (водит), учуял (чу/щу), разгребать (грёб), зажужжит,  кружатся, пустился, личинками (лик, личико), не бывало, не понял, не удрали, не пострадал, расплатиться пришлось.

  Вернёмся к тексту. Объясните знаки препинания.

  2, 6, 9, 10, 11, 13, 19, 21 предложения – СП;

4, 5, 7,10, 11 – с однородными сказуемыми;

12 – однородные подлежащие;

13 – восклицательное.

III.  Устный пересказ по частям. (закрепление)

Учитель: Весь текст разобрали, а теперь попробуем его пересказать, пользуясь составленным планом.

(….писатель корзину с грибами бросил да бежать, Джек тоже удирать пустился, один хитрый барсик не пострадал, он личинками ос полакомился, а автору с собакой за его лакомство расплатиться пришлось…)

Учащиеся выполняют работу, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа

Записывают текст изложения в черновики, проверяют, обмениваясь тетрадями, переписывают в тетрадь для контрольных работ.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

5.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания

Рефлексия

Удалось решить поставленную задачу?

— Каким способом?

— Какие получили результаты?

— Что нужно сделать ещё?

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Домашнее задание: повторить изученные орфограммы.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока.

Каким сегодня был урок?

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

  • Рассказ александра сергеевича пушкина няня
  • Рассказ автомобиль носова главная мысль
  • Рассказ а н волошина веточка
  • Расскажи сказку на английском языке
  • Рассказ 2018 актеры и роли