Рассказ бабушкин урок ш абдигаликызы

Похожие вопросы:литература, 09.03.2019 20:10нужно в двух-трх предложениях выделить основную мысль данного текста. мировую славу получила небольшая однокупольная церковь, находящаяся на

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 20:10

Нужно в двух-трёх предложениях выделить основную мысль данного текста. мировую славу получила небольшая однокупольная церковь, находящаяся на владимирской земле, в полутора километрах от села боголюбова, на
месте впадения реки нерли в клязьму — храм покрова пресвятой богородицы. построенная в 1165 г. безымянными мастерами по велению святого благоверного князя андрея боголюбского, белокаменная загородная церковь
простояла в «водных вратах» бывшего владимирского княжества около девяти веков и получила признание как архитектурный памятник владимиро-суздальской школы, символ зодчества и шедевр мировой архитектуры.
строительство храма связано с двумя событиями личного и общественно-церковного значения. церковь была возведена в память о сыне князя андрея, юном княжиче изяславе, погибшем в сражении с волжскими булгарами, в
честь праздника покрова пресвятой богородицы. праздник посвящен событию, произошедшему в византии, он связан с чудом явления во влахернском храме божией матери с покровом в руках, который символизировал ее
особенное покровительство христианскому миру, ее заступничество перед наступающим на константинополь неприятелем. праздник покрова пресвятой богородицы стал национальным на земле и одним из самых почитаемых
в народе, а установлено празднование было именно властью владимирского князя андрея и епископом, даже без согласования с киевским митрополитом. создание храма в память об этом событии явилось актом церковного
признания этого праздника и одновременно утверждения его в жизни народа средствами монументального зодчества. церковь покрова на нерли вошла в комплекс боголюбской резиденции князя андрея и стала первым на
руси храмом, посвященным празднику покрова пресвятой богородицы. строительство храма в честь праздника, символизирующего особое покровительство владычицы небесной, призвано было утверждать идею небесного
покровительства владимирской земле и князю андрею, особо отмеченному благодатью божией. прекрасная белокаменная чудо-церковь одиноко, как бы задумчиво-печально возвышающаяся над просторами владимирских
равнин, навсегда запечатлела память о юном воине, сыне князя андрея, пребывающем на небесах. поднимаясь в бесконечное небо, белоснежный стройный силуэт отражается в зеркальной глади неширокой речки, смягчая
впечатление одиночества, рассеивая грусть, внося ноты тихой радости и гармонии. белокаменный одноглавый храм крестово-купольного типа отличается удивительной гармонией пропорций и изяществом украшений. поток
вертикальных линий, усиленный колонками, ритмом колончатого пояса, вытянутыми окнами и аркатурой главки. рам покрова сохранил белизну своих каменных одежд, отсутствие живописи на стенах придает гармоничность,
одухотворенность и целостность этому архитектурно-поэтическому произведению владимирских зодчих. церковь хорошо сохранилась, став идеальным воплощением канона трехапсидного крестово-купольного
православного храма и является одним из любимейших храмов россии. по решению юнеско храм покрова на нерли включен в список всемирного наследия.

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 10.03.2019 08:10

Сочинение на тему: образ ястребова (убиты под москвой)

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 10.03.2019 08:40

Гремя колокольцами, боярин подошел к столу и опустился на скамью, напротив иоанна, с такою величественною осанкой, как будто на нем вместо шутовского кафтана была царская риза. — как же мне потешать тебя, государь?
— мудрен ты стал на потехи, ничем не удивишь тебя! каких шуток не перешучено на руси, с тех пор как ты государишь! потешался ты, когда был еще отроком и конем давил народ на улицах; потешался ты, когда на охоте велел
псарям князя шуйского зарезать; потешался, когда выборные люди из пскова пришли плакаться тебе на твоего наместника, а ты приказал им горячею смолою бороды палить! опричники хотели вскочить с своих мест и
броситься на морозова; царь удержал их знаком. — но, — продолжал морозов, — то все было веселье; оно скоро тебе надоело. ты начал знаменитых людей в монахи постригать, а жен и дочерей их себе на потеху позорить. и это
тебе прискучило. стал ты выбирать тогда лучших слуг твоих и мукам предавать. тут дело пошло повеселее, только ненадолго. не все же ругаться над народом да над боярами. давай и над церковью христовою поглумимся! вот
и набрал ты всякой голи кабацкой, всякой скаредной сволочи, нарядил ее в рясы монашеские и сам монахом нарядился, и стали вы днем людей резать, а ночью акафисты петь. сам ты, кровью обрызган, и пел, и звонил, и чуть ли
обедню не служил. эта потеха вышла изо всех веселейшая, такой, опричь тебя, никому и не выдумать! что же сказать тебе, государь? как еще распотешить тебя? кто автор?

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 10.03.2019 09:20

План «светлана» и его главные герои!

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 03.03.2019 18:45

Cочинение путь от манилова к плюшкину

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 03.03.2019 18:31

Напишите по плану отзыв по произведения николая никонова «след рыси». план: 1. что известно тебе об авторе произведения? читал ли ты его книги раньше? 2. где и когда происходят события? 3. кто главные герои? кто их них произвел на тебя впечатление и почему? опиши характер героя. как автор
относится к нему и почему? 4. какой эпизод в сюжете можно считать кульминацией и почему? в чем смысл концовки произведения? 5. какова главная мысль? в чем убеждает нас писатель, к чему побуждает? 6. насколько удачно выбрано название произведения? объясни выбор писателя. 7. вывод. какое
произведения произвела на тебя книга?

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 13.03.2019 18:47

Конспект статьи золя «экспериментальный роман»​

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 13.03.2019 23:14

Выполнить ,рассказ зайчьи лапы: растолкуйте последние слова рассказа: «тогда я понял всё» что хотел сказать ваня? (это не обязательно, но можете рассказать что нибудь): опиши случай из жизни животного, свидетелем которого были вы или ваши друзья.

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 14.03.2019 21:52

Почему именно двенадцать подвигов нужно было совершить

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 16.03.2019 23:13

8класс. как вы прокомментируете размышления профессора преображенского о разрухе?

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 17.03.2019 19:11

Сочинение-рассуждение на тему «русь, чего же ты хочешь от меня ? «в поэме н. в.гоголя мертвые души.

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 18.03.2019 02:10

Сочинение «мой любимый герой из сказок а. с. пушкина» !

Ответов: 3

Вопросы по другим предметам:

Категория

Алгебра, 10.07.2019 19:00

Категория

Геометрия, 10.07.2019 19:00

Категория

Литература, 10.07.2019 19:00

Категория

Категория

Математика, 10.07.2019 19:00

Категория

Английский язык, 10.07.2019 19:00

Категория

Математика, 10.07.2019 19:00

Категория

Литература, 10.07.2019 19:00

Категория

Русский язык, 10.07.2019 19:00

Категория

Английский язык, 10.07.2019 19:00

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 9-14.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Самое великое чудо на свете»

1. Вспомни пословицы о книге. Запиши их. Какая главная мысль их объединяет?

Хорошая книга ярче звёздочки светит.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

С книгой жить — век не тужить.

Книга твой друг, без неё как без рук.

Книга мала, да ум придала.

Все эти пословицы объединяет одна главная мысль: книга источник знаний, лучший друг всякого человека.

2. Рассмотри обложки книг. Кто их автор? Всегда ли можно найти фамилию автора на обложке? Почему?

На рисунке мы видим три книги. Автор первой — Сергей Михалков. У второй книги автор не указан, это энциклопедия. Третья книга — сборник произведений разных авторов.

Поэтому имя автора не всегда можно найти на обложке. Если авторов много, указывают просто название книги или сборника.

3. Как ты узнаешь о чём книга? Выбери ответ.

Я выберу ответ: посмотрю оглавление.

Лучше всего прочитать аннотацию.

4. Почему книгу называют великим чудом? Напиши небольшой рассказ, используя слова: учит друг передаёт, просвещает, радует, собеседник.

Пример рассказа на тему «Почему книгу называют великим чудом» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Вспомни, как найти нужную книгу в библиотеке.

Если искать самостоятельно, то нужно посмотреть в каталоге. 

В трудных случаях лучше воспользоваться помощью библиотекаря.

6. Запиши название книги, которая больше всего тебе нравится, имя и фамилию её автора. О чём она: о природе, о животных, о детях и приключениях?

Мне больше всего нравится книга «Приключения Незнайки и его друзей», автора Николая Носова.

Это сказка о приключениях коротышек.

7. Найди её в тематическом каталоге библиотеки.

Смотрим раздел каталога «Сказки сказки русских писателей». 

Находим автора — Николай Носов. 

Находим название: «Приключения Незнайки и его друзей».

8. Какие книги ты прочитал летом? Какая из них тебе больше всего понравилась? Составь на неё краткую аннотацию, напиши отзыв.

Я прочитала книги:

К. Чуковский «Бармалей», «Федорино горе», «Краденое солнце».

С. Маршак «Вот какой рассеянный», «Детки в клетке».

С. Михалков «Щенок», «Дядя Стёпа».

Н. Носов «Мишкина каша», «Фантазёры», «Живая шляпа».

Ш. Перро «Мальчик с пальчик».

Г. Андерсен «Дюймовочка».

Р. Киплинг «Слонёнок».

Аннотация на книгу Н. Носова «Мишкина каша» для 3 класса

Юмористический рассказ «Мишкина каша» написан писателем Николаем Носовым.

Его главные герои, два мальчика, оказываются одни на даче. Они уверены, что смогут легко обойтись без родителей. Но попытка сварить кашу оборачивается для героев настоящей катастрофой. Чтобы не остаться голодными, ребята пробуют пожарить пойманную днём рыбу. Но и тут их ждёт неудача.

Чем закончатся приключения мальчишек вы узнаете, прочитав этот рассказ.

Отзыв на книгу Николая Носова «Мишкина каша» для 2 класса

Рассказ «Мишкина каша» написал известный детский писатель Николай Носов. Он написал много произведений о детях. В них рассказывается о смешных случаях, ситуациях, в которых оказываются обычные мальчики и девочки.

События рассказа происходят летом на даче. Два мальчика, Миша и Коля остаются одни и пытаются приготовить ужин. У них ничего не получается.

Основная мысль рассказа в том, что нельзя что-то сделать правильно, если не знаешь как.

В рассказе много смешных эпизодов: как убегала каша, как утопили ведро и чайник, как сожгли пескарей. Удивительно мастерство автора, заставляющего смеяться и в то же время сочувствовать героям.

Герои рассказа — обычные мальчики, хвастливые и самоуверенные. Они заблуждаются в своих силах и совершают нелепые ошибки, но им невольно сочувствуешь.

Прочитанное заставило меня задуматься о том, что прежде чем браться за что-либо, нужно много узнать и многому научиться. А просто так ничего не получится, даже то, что кажется очень простым.

9. Какие еще произведения написал твой любимый автор? Посмотри в алфавитном каталоге, составь список.

Мой любимый автор Николай Носов написал много интересных рассказов и несколько сказочных повестей.

Алфавитный список рассказов Николая Носова:

  1. «Бенгальские огни»
  2. «Дружок»
  3. «Живая шляпа»
  4. «Затейники»
  5. «Карасик»
  6. «Мишкина каша»
  7. «Незнайка в Солнечном городе»
  8. «Незнайка на Луне»
  9. «Огурцы»
  10. «Приключения Незнайки и его друзей»
  11. «Телефон»
  12. «Фантазёры»

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Рассмотри обложки книг. Найди их в школьной библиотеке. Составь вопросы по содержанию одной из книг. Напиши на неё аннотацию.

Сказки народов России.

Вопросы и ответы к книге «Сказки народов России»

  1. Есть ли в сборнике русские сказки? — Есть, ведь русские — один из народов России.
  2. Какие жанры сказок представлены в сборнике? — Волшебная, бытовая, о животных.
  3. Что выманил морской царь и царя земного? — Сына.
  4. Как лиса поделила урожай? — Себе зерно, а волку и медведю солому и мякину.
  5. Кто является частыми героями ненецких сказок? — Белый и бурый медведи.
  6. Каких волшебных персонажей можно встретить в сказках? — Великаны, Шурале, водяные, ведьмы.
  7. Кто такой джигит? — Богатырь, всадник, воин.
  8. В какую игру часто играют во многих сказках? — В шахматы.
  9. Кто такой хан? — Правитель, царь.
  10. Что побеждает во всех сказках? — Добро.

Аннотация к книге «Сказки народов России» для 3 класса

В нашей огромной стране живёт много разных народов, больших и малых. И у каждого народа есть свои обычаи, традиции, фольклор.

Помочь приобщиться к безбрежному океану народных сказок призвана эта книга.

При всём разнообразии культуры разных народов, в их сказках вы найдёте много общего. Все они высмеивают человеческие пороки — лень, глупость, жадность, и восхваляют достоинства — ум, находчивость, верность, мужество.

Многие сказки обладают схожими сюжетами.

И самое главное, что объединяет эти сказки — неизменное торжество добра.

Прочитайте сборник сказок народов России и вы откроете для себя удивительный мир фольклора.

Русские сказки про зверей.

Вопросы и ответы к книге «Русские сказки про зверей»

  1. Кто является автором этих сказок? — Русский народ.
  2. Кто является героями сказок? — Животные.
  3. Кто иллюстрировал книгу? — Евгений Рачев.
  4. Что высмеивается в сказках? — Недостатки и пороки людей.
  5. Кто подавился бобовым зёрнышком? — Петушок.
  6. На что лиса советовала волку ловить рыбу? — На хвост.
  7. Кто притворился козой, чтобы съесть козлят? — Волк.
  8. Кто помогал тянуть репку? — Кошка, Жучка, мышка.
  9. Кто ушёл от дедушки и бабушки? — Колобок.
  10. Из чего сделал избушку лиса? — Изо льда.

Аннотация к книге «Русские сказки про зверей» для 3 класса

Этот увлекательный сборник народных сказок предназначен для самого широкого круга читателей.

Сказки, в которых животные так похожи на людей, будут интересны как маленьким, так и взрослым. Каждая сказка несёт в себе мораль, основную мысль, которая учит нас чему-то полезному.

Учит не обманывать, не обижать слабых, не хвастаться и слушать старших. 

Сказки написаны с юмором, лёгким и понятным языком, они хорошо запоминаются. Прочитайте эти сказки и вы не пожалеете о потраченном времени.

Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»

Вопросы и ответы к книге «Алёнушкины сказки»

  1. Кто автор этой книги? — Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
  2. Почему книга названа «Алёнушкины сказки»? — Автор рассказывает сказки для девочки Алёнушки.
  3. Сколько сказок входит в книгу? — В книгу входят 11 сказок.
  4. Кто является героями сказок? — Различные животные, Алёнушка, куклы, трубочист Яша, молочко, каша.
  5. Кто хвастал своей храбростью? — Заяц.
  6. Кто прогнал медведя из болота? — Комар Комарович.
  7. Чей день рождения праздновали куклы? — Ваньки.
  8. Из-за чего поссорились Воробей Воробеевич и Ёрш Ершович? — Из-за червяка.
  9. Кто считал себя умнее всех? — Индюк.
  10. С кем жила канарейка, когда сбежала из клетки? — С вороной.

Аннотация к книге «Алёнушкины сказки» для 3 класса

Эту замечательную книгу написал известный писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк.

В ней собраны очень добрые и весёлые сказки о животных, людях, и прочих. Герои сказок ошибаются, ведут себя не очень красиво, хитрят и хвастают. Но из каждой сказки вы извлечёте урок о том, как нельзя поступать в жизни.

Животные в сказках очень похожи на людей своими поступками и поведением. И это не случайно. Ведь эти сказки для детей, которым ещё многому предстоит научиться и многое узнать.

Читайте увлекательные сказки Мамина-Сибиряка и наслаждайтесь удивительной фантазией автора.

1

Опубликовано: 02.01.2022

«Конь с розовой гривой»: YouTube / Сказочный Джо

Виктор Астафьев — выдающийся русский писатель и драматург. Его незаурядный талант нашел выражение в ряде романов и повестей, пасторалей, пьес и рассказов. К числу последних относится доброе произведение «Конь с розовой гривой». Краткое содержание будет полезно при подготовке к уроку русской литературы и непременно вдохновит на прочтение рассказа.

«Конь с розовой гривой»: краткое содержание

Деревенская жизнь — тема, к которой часто обращался писатель Виктор Астафьев. «Конь с розовой гривой» тому пример. Автор предается воспоминаниям о своей жизни в деревне, делится с читателем запомнившейся историей.

Предлагаем вкратце ознакомиться с сюжетом:

Краткий пересказ: конь с розовой гривой — мечта всех ребят

По поручению бабушки Катерины Петровны Витя должен был пойти в лес и набрать земляники. Уговор был таким: бабушка продаст собранные им ягоды вместе со своими и на эти деньги купит внуку пряник в виде коня с розовой гривой. О нем мечтали все деревенские дети.

Рецепт торта «Молочная девочка»

За земляникой мальчишка ходил с ребятами из соседнего дома — детьми бывшего матроса Левонтия, который теперь работал на лесозаготовках. Дважды в месяц ему платили деньги, и тогда в доме Левонтия появлялась еда, а жена бегала по соседям и раздавала долги. В эти дни и Витя стремился попасть в соседскую хату, хоть бабушка и не пускала, чтобы «не объедать» соседей.

Семья Левонтия жила очень бедно. У их дома не было ни забора, ни хозяйства, ни даже бани. Мыться дети бегали к соседям. Когда Катерина Петровна упрекала Левонтия в лени, тот лишь отвечал, что любит «слободу».

«Конь с розовой гривой»: кратко об обмане Вити

«Вешние воды»: краткое содержание и анализ произведения

Витя пошел с ребятами собирать ягоды. Он успел набрать несколько стаканов, как вдруг дети Левонтия стали ссориться. Старший сын Санька заметил, что младшие не собирают ягоды, а едят. И пока возмущался, сам съел все собранное.

Дети побежали к реке. Витя тоже хотел отправиться за ними, но нужно было дальше собирать ягоды. Санька стал задирать мальчишку и брать на слабо. Мальчик поддался, высыпал землянику на траву и побежал к речке.

«Конь с розовой гривой»: YouTube / Лана Репина — Сказки и рассказы

Ребята веселились весь день. К вечеру Витя вспомнил, что так и не собрал обещанные ягоды. По совету Саньки он сложил в посудину траву, а сверху высыпал немного ягод. Катерина Петровна, не заметив обмана, была очень довольна работой внука. А чтобы Санька не выдал Витю, пришлось стащить для него калачи.

«Кавказский пленник»: краткое содержание и анализ

Всю ночь мальчика мучила совесть. Он жалел, что дедушка жил далеко, иначе можно было бы сбежать к нему. Рассказчик решил, что утром во всем признается.

Астафьев: «Конь с розовой гривой» — история со светлой развязкой

Когда Витя проснулся, бабушки уже не было дома. Чтобы скоротать время ожидания, он отправился рыбачить с друзьями. Через некоторое время на реке появилась большая лодка, а в ней — бабушка, грозящая кулаком.

Мальчик убежал домой и спрятался в кладовке. Ожидая наказания, он вспомнил о маме. Она тоже ездила в город и продавала ягоды. Но однажды, возвращаясь на лодке, утонула. Долгое время бабушка не находила себе места, сидела на берегу и ждала, что река отпустит утопленницу.

«Муму»: краткое содержание и анализ произведения

Когда мальчик проснулся, к нему пришел дедушка и велел извиниться перед бабушкой. Как следует пожурив мальчика, бабушка вручила ему того самого коня.

Витя вырос, бабушка с дедушкой давно умерли, но он всю жизнь вспоминал тот бабушкин пряник.

«Конь с розовой гривой»: анализ произведения

Первые выводы об авторском посыле можно сделать, прочитав краткое содержание. «Конь с розовой гривой» — поучительный рассказ, в котором автор делится историей, повлиявшей на его личностное развитие. В полной мере оценить авторские идеи поможет анализ произведения:

«Конь с розовой гривой»: YouTube / Классное Чтение

История написания

Виктор Астафьев написал рассказ «Конь с розовой гривой» в 1963 году. Произведение стало частью повести «Последний поклон»: в ней писатель вспомнил свои юношеские и детские годы.

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ

Автор описывает события, которые на самом деле произошли в его жизни:

  1. Как и Витька из рассказа, Астафьев рос без родителей. Когда его мать утонула, мальчику было всего семь. Отец создал новую семью и с сыном не общался.
  2. Самым близким человеком для будущего писателя была бабушка. В деревне по соседству с ней жил многодетный отец Левонтий. В детстве писатель дружил с его старшим сыном Санькой: ребята вместе ходили на рыбалку, купались в реке и нередко попадали в переделки.
  3. История с земляникой, пряником и обманом, описанная в рассказе, произошла с писателем в детстве.

Жанр произведения

Проанализировав особенности повествования Астафьева, делаем вывод, что «Конь с розовой гривой» — это рассказ. Об этом свидетельствуют его отличительные черты:

«Мцыри»: краткое содержание и анализ произведения

  • небольшой объем;
  • малое количество персонажей;
  • одно событие, вокруг которого строится сюжет.

Литературное направление, к которому относится данный рассказ, — реализм. Это подтверждает тот факт, что произведение основано на реальных воспоминаниях автора.

Композиция рассказа

Повествование ведется от первого лица и подано в формате мемуаров рассказчика. Несмотря на то что рассказ — часть повести, он имеет свою структуру сюжета. Она линейная, но немного отличается от классической:

  1. Рассказ начинается с завязки: Катерина Петровна поручает Вите собрать землянику и обещает пряник.
  2. Далее следует экспозиция: автор ближе знакомит читателя с главным героем, его бабушкой, соседской семьей и их жизнью.
  3. Кульминационный момент истории происходит, когда мальчик ожидает бабушкиной реакции.
  4. В развязке рассказа Витя мирится с бабушкой и получает заветный пряник.

Анекдоты про электриков: 50+ смешных шуток

Виктор Астафьев: YouTube / Краткая Биография

Смысл произведения

Данный рассказ — это взгляд взрослого человека на прошлые ошибки. Автор вспоминает историю из детства, в которой, по его мнению, поступил неправильно. Обманув бабушку, он не находил себе места, все время чувствовал вину. Посыл Виктора Астафьева заключается в том, что лучше всегда говорить правду, уметь признавать свои проступки и просить за них прощения.

У рассказа Астафьева поучительный и счастливый финал. Таким образом, раскрывается и суть заголовка. Конь с розовой гривой — это символ счастливых детских лет и памяти о родных людях, светлый след, оставленный ими в жизни рассказчика.

Герои рассказа

Раскрыть основную идею произведения автору помогли хорошо выписанные персонажи. Предлагаем краткую характеристику героев рассказа:

Анекдоты про Чапаева: 50+ старых и новых шуток

  • Рассказчик и центральный персонаж истории — Витя. Он добрый и бесхитростный, воспитан бабушкой в строгости и любви. Витя не против пошалить, хоть и знает, что бабушка будет недовольна. При этом мальчик растет ловким и самостоятельным, приобщен к хозяйству и работе. Он ценит бабушку и не хочет ее расстраивать, чувствует вину за обман.
  • Бабушка Вити, Катерина Петровна, очень мудрая и добрая. Этих качеств не умаляет ее строгость. Она учит внука жить по правде, оперирует народными присказками и поговорками, что свидетельствует о ее грамотности и остром уме. Несмотря на выходку внука, она задумывается, почему Витя пошел на этот обман, и все-таки покупает ему пряник, чтобы порадовать.
  • Дедушка Вити обладает спокойным темпераментом. Он очень близок с внуком и жалеет его. При этом не перечит методам воспитания Катерины Петровны, всячески поддерживая ее авторитет в глазах Вити. Он не ругает внука, а подсказывает ему, как лучше поступить, если неправильно с кем-то обошелся.
  • Семья Левонтия — второстепенные персонажи истории, однако прямо влияют на сюжет. Например, Санька — хитрый и хулиганистый мальчуган — подбивает Витю на обман. Его отец Левонтий — ленивый, но очень добрый мужик. Хоть его семья живет бедно, в день получки он не жалеет угощений для сироты-рассказчика.

К чему снится кладбище: толкование снов

Все персонажи влияют не только на ход истории, но и на мировоззрение главного героя. Весь рассказ — это своеобразная дань уважения автора тем людям, которые окружали его в детстве и влияли на его становление как личности.

Юным читателям непременно стоит познакомиться с рассказом. А взрослым произведение подарит улыбку и позволит вспомнить счастливые мгновения детства.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Комментарии

В. П. Астафьев относится к числу писателей, на чью долю выпало тяжелое детство в нелегкие предвоенные годы. Выросший в деревне, он был хорошо знаком с особенностями русского характера, нравственными устоями, на которых веками держится человечество.

конь с розовой гривой

Этой теме посвящены его произведения, составившие цикл «Последний поклон». В их числе рассказ «Конь с розовой гривой».

Автобиографическая основа произведения

В семилетнем возрасте Виктор Астафьев потерял мать – она утонула в реке Енисей. Мальчика взяла на воспитание его бабушка, Катерина Петровна. До конца жизни был благодарен ей писатель за заботу, доброту и любовь. А еще за то, что она сформировала в нем истинные нравственные ценности, которых внук никогда не забывал. Одному из важных моментов своей жизни, навсегда врезавшихся в память уже повзрослевшего Астафьева, и рассказывает он в своем произведении «Конь с розовой гривой».

Содержание и композиция рассказа

Повествование ведется от лица мальчика Вити, живущего с бабушкой и дедом в таежной сибирской деревне. Его ежедневные будни похожи друг на друга: рыбалка, игры с другими ребятишками, походы в лес за грибами и ягодами, помощь по хозяйству.

Особое внимание уделяет автор описанию семейства Левонтия, жившего по соседству. В рассказе «Конь с розовой гривой» именно их дети сыграют немаловажную роль. Пользовавшиеся неограниченной свободой, мало представлявшие, что такое истинная доброта, взаимопомощь и ответственность, они подтолкнут главного героя к совершению поступка, о котором он будет помнить всю жизнь.

астафьев конь с розовой гривой

Завязкой сюжета становится известие бабушки о том, что левонтьевские ребятишки собираются на увал за земляникой. Она просит внука пойти с ними, чтобы потом продать в городе собранную им ягоду и купить мальчику пряник. Конь с розовой гривой – эта сладость была заветной мечтой каждого мальчишки!

Однако поход на увал заканчивается обманом, на который идет Витя, так и не собравший земляники. Провинившийся мальчик всячески пытается отсрочить раскрытие проступка и последующего за этим наказания. Наконец, из города с причитаниями возвращается бабушка. Так мечта о том, что у Вити появится чудный конь с розовой гривой, обернулась сожалением о том, что он поддался на уловки левонтьевских детишек. И вдруг раскаявшийся герой видит перед собой тот самый пряник… Сначала он не верит своим глазам. К действительности его возвращают слова: «Бери… Глядишь, … когда омманешь баушку…».

Много лет минуло с той поры, но так и не смог забыть этой истории В. Астафьев.

«Конь с розовой гривой»: главные герои

В рассказе автор показывает период взросления мальчика. В разоренной гражданской войной стране всем приходилось трудно, и в непростой ситуации каждый выбирал свой путь. Между тем, известно, что многие черты характера формируются в человеке еще в детские годы.

рассказ конь с розовой гривой

Знакомство с жизненным укладом в доме Катерины Петровны и Левонтия позволяет сделать вывод, насколько эти семьи были различны. Бабушка во всем любила порядок, поэтому все у нее шло своим, заранее определенным чередом. Такие же качества она прививала внуку, рано оставшемуся сиротой. Вот и конь с розовой гривой должен был стать для него наградой за труды.

Совсем другая атмосфера царила в соседском доме. Безденежье чередовалось с пиром, когда Левонтий накупал на полученные деньги разной всячины. В такой-то момент и любил бывать у соседей Витя. Тем более что подвыпивший Левонтий начинал вспоминать его погибшую мать и подсовывал сироте лучший кусок. Бабушке эти походы внука в дом соседей не нравились: она считала, что у них самих ребятишек много и часто есть нечего. Да и сами дети не отличались воспитанностью, чего доброго, могли оказать дурное влияние на мальчика. Они действительно толкнут Витю на обман, когда тот отправится вместе с ними за ягодой.

Рассказ «Конь с розовой гривой» — попытка автора определить причину того, чем может руководствоваться человек, совершающий в жизни дурные или хорошие поступки.

Поход на увал

Писатель довольно подробно описывает дорогу за земляникой. Левонтьевские ребятишки все время ведут себя неразумно. По пути они успели забраться в чужой огород, надергать лука и пустить его на свистульки, передраться друг с другом…

литература конь с розовой гривой

На увале все принялись собирать ягоду, но левонтьевских хватило ненадолго. Лишь герой добросовестно складывал землянику в туесок. Однако, после того как его слова о прянике вызвали у «друзей» лишь насмешки, желая показать свою независимость, и он поддался общему веселью. На какое-то время Витя забыл и о бабушке, и о том, что еще недавно главным его желанием был конь с розовой гривой. Пересказ того, что веселило ребятишек в тот день, включает и убийство беззащитного чижа, и расправу над рыбой. Да и сами они постоянно ссорились, особенно старался Санька. Он и подсказал герою перед возвращением домой, как нужно поступить: набить туесок травой, а сверху выложить слой ягод – так бабушка ничего не узнает. И мальчик последовал совету: ведь левонтьевским-то ничего не будет, а вот ему несдобровать.

Страх перед наказанием и раскаяние

Исследовать человеческую душу в решающие моменты жизни – задача, которую часто решает художественная литература. «Конь с розовой гривой» – произведение о том, как нелегко далось мальчику признание своей ошибки.

Следующая ночь и весь длинный день, когда бабушка отправилась с туеском в город, превратились для Вити в настоящее испытание. Ложась спать, он решил встать пораньше и во всем сознаться, но не успел. Затем внук, опять находясь в обществе соседских ребятишек и постоянно поддразниваемый Сашкой, со страхом ожидал возвращения лодки, на которой уплыла бабушка. Вечером он так и не решился возвратиться домой и обрадовался, когда удалось лечь в кладовой (тетя Феня привела его домой уже затемно и отвлекла Катерину Петровну). Он долго не мог уснуть, постоянно думая о бабушке, жалея ее и вспоминая, как тяжело она пережила смерть своей дочери.

конь с розовой гривой содержание

Неожиданная развязка

К счастью мальчика, ночью с заимки вернулся дед – теперь у него была подмога, и стало не так страшно.

Опустив голову, подталкиваемый дедом, он робко вошел в избу и заревел во весь голос.

Долго срамила его бабушка, а когда она, наконец, выдохлась и наступила тишина, мальчик робко поднял голову и увидел перед собой неожиданную картину. По выскобленному столу «скакал» (это на всю жизнь запомнил В. Астафьев) конь с розовой гривой. Этот эпизод стал для него одним из главных нравственных уроков. Доброта и понимание бабушки помогли сформироваться таким качествам, как ответственность за свои поступки, благородство и способность в любой ситуации противостоять злу.

Виктор Петрович Астафьев
Рассказ «Конь с розовой гривой» Краткое содержание

Этот рассказ рассчитан на детскую и юношескую аудиторию и раскрывает на «живом» примере тему взросления ребёнка и его знакомство с ответственностью за свои проступки. Представленная ниже статья познакомит читателей с кратким пересказом, историей создания и характеристиками основных героев произведения.

Очень краткий пересказ рассказа «Конь с розовой гривой»

Витя — сирота. О нём заботятся бабушка и дед. Как и многие деревенские мальчишки из небогатых семей, он мечтает о белом прянике в форме коня. Однажды ему представился случай заполучить заветное лакомство, но для этого ему нужно было набрать туесок земляники.

Мальчишка загорелся этой идеей, но не смог вовремя остановиться, играя с соседскими детьми. К вечеру нужного количества ягоды не набралось. Тогда Витя, послушав «хитрого» совета одного из друзей, набрал в лукошко травы да листьев, а ягоду тонким слоем сверху насыпал.

На другой день бабушка унесла лукошко в город продавать. Там она чуть не обманула ненароком покупательницу и потому вернулась домой рассерженной. Витя притворился спящим, но совесть его взяла своё. Он раскаялся перед бабушкой. Увидев, что внук искренен, бабуля вручила ему долгожданное угощение — белый пряник в форме коня с розовой гривой.

Список персонажей рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»

  • Сирота Витя
  • Катерина Петровна — бабушка Вити
  • Дедушка Вити
  • Сосед-пьяница Левонтий
  • Жена Левонтия
  • Санька — сын Левонтия и приятель Вити
  • «Боевые орлы» — братья Саньки

Краткое содержание рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» подробно по плану

Рассказ «Конь с розовой гривой» ведётся автором от первого лица. Он не подразделён на главы или части, но для лучшего понимания переломных моментов в истории мальчишки-сироты, его удобно воспринимать пересказанным по плану.

I. Знакомство с Витей и семейством Левонтия

После смерти матери Витю воспитывает бабушка. Она предлагает внуку пойти с ребятами Левонтия по ягоду. Если наберёт Витя туесок земляники, то её можно будет продать в городе. Там же бабушка обещает купить ему в подарок за работу мечту всех ребят — пряник в форме коня. Такое приобретение обеспечит зависть и уважение всех деревенских детей. Витя рад согласиться.

По ягоду ему идти с ребятами из соседской малообеспеченной и шумной семьи Левонтия, работающего на лесозаготовках. Деньги у этих людей не приживались: получит Левонтий зарплату, закатит пир, жена его раздаст долги, а через пару дней вновь бегают одалживают. Но Витю в той семье жалеют и любят.

II. Поход за ягодой

Ребята отправились собирать землянику. Витя, воодушевлённый обещанием бабушки, быстро принялся за работу. А левонтьевские ребята больше дурачились, дрались и собирали землянику не в лукошки, а в рот. Затем они решили идти купаться, но заметив, что у Вити осталась ягода дразнили его и вынудили съесть её. Расправившись с добычей, ребята дружно убежали на реку.

III. Обман и шантаж

Лишь к вечеру опомнился Витя. Возвращаться без ягоды домой ему было стыдно. Санька, старший из левонтьевских, подсказал «выход» — набить короб травой, а сверху присыпать ягодой будто он полный. Витя так и поступил.

Дома бабушка не догадалась об обмане и долго хвалила внука. Обманку поставила в холод до утра. Витя убежал на улицу и поделился своими тревогами с Санькой, а тот потребовал плату за молчание — калач. Чтобы друг его не сдал, Витя стал тайком таскать ему из дома угощения для шантажиста, пока тот не насытился. Всю ночь Витя затем плохо спал, переживал, что обманул бабушку, да ещё и калачи взял без спроса. Под конец ночи мальчик решил, что утром должен всё рассказать бабушке.

IV. Муки совести

Но утром Витя проспал. Бабушка с обманкой уплыла на лодке в город. А Витя отправился с Санькой рыбачить. С берега он увидел бабушку в большой лодке, грозящую ему кулаком.

Вечером, Витя лёг в кладовке и стал вспоминать о маме. Мама так же как бабушка ездила в город продавать ягоду. Однажды лодка перевернулась. Мама утонула.

V. Раскаяние и прощение

Утром вернулся с заимки дед. Он потребовал, чтобы Витя повинился перед бабушкой. Бабушка уже многим рассказала, как подвёл её внук. Из-за его подлога она чуть не обманула покупательницу.

Долго и слёзно каялся Витя в содеянном. Бабушка поругала его, но потом накормила завтраком и подарила пряник в форме коня с розовой гривой.

Герои рассказа Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой»

Среди значимых персонажей рассказа «Конь с розовой гривой» — главные герои: мальчик-сирота Витя и его бабушка Катерина Петровна, второстепенные: дедушка Вити, сосед Левонтий и его сын Санька.

Краткая характеристика главных героев:

  • Витя — главный персонаж рассказа — осиротевший мальчик. Его мама утонула. Бабушка растит Витю в строгости. Не терпит обмана, поддаёт за проказы. Дедушка в этом плане намного мягче и никогда не повышает голоса на внука. Дружит мальчишка с ребятами, живущими по соседству. Левонтьевские дети растут в бедности и беспечности. Они учат главного героя воровству, обману и шалостям. Но Витя совсем не похож на своих друзей. Он жалеет и любит бабушку, его мучают угрызения совести из-за истории с «земляничным подлогом». Обманув бабушку, мальчик поступил плохо, но сумел осознать тягость такого проступка.
  • Катерина Петровна — один из важных персонажей рассказа — бабушка. Пожилая и мудрая женщина, воспитывающая внука после гибели дочери. Она строга с мальчиком, но глубоко любит его. Ругает и поддаёт внуку лишь с целью воспитать из него честного человека. Дедушка Вити за строгость и боевой дух зовёт свою жену «генералом». Она не одобряет дружбы внука с детьми Левонтия, так как знает, что его отпрыски учат мальчишку плохому.

Катерина Петровна энергичная и предприимчивая женщина. Она тяжело пережила потерю дочери, но смогла выстоять и теперь вся её любовь принадлежит Вите. Как и многие из села, она продаёт в городе ягоду. Поступок внука её очень расстраивает. Она ругает его, но увидев, что мальчик искренне раскаялся — прощает. Как доказательство её безмерной любви выступает в конце рассказа всё таки подаренный заветный пряник.

Краткая характеристика второстепенных героев:

  • Сосед Левонтий — в списке важных героев и сосед Витиной бабушки Левонтий. С его ребятишками дружит главный герой, хоть этого и не одобряет Катерина Петровна. Левонтий пьяница и дебошир по натуре. Хозяин из него плохой, дома из добра — только кучка ребятишек. Обустройством двора ему заниматься не с руки, он ценит свою «свободу». Напившись ведёт себя буйно и грубо. Левонтий работает на лесозаготовках, полученные за труды деньги прогуливает. Жена Левонтия постоянно занимает у односельчан, а дети чаще всего носятся по округе без присмотра.
  • Санька — сын Левонтия, живущий по соседству с Витей и его бабушкой и растущий в неблагополучной семье мальчишка. Отпрысков Левонтия автор зовёт «боевыми орлами» и Санька среди них главный. Весь исцарапанный, не умытый, с дыркой между передних зубов, через которую «здорово» слюной цыкает. Санька самый злой и невоспитанный, знает много бранных слов и постоянно проказничает. Главному герою рассказа Вите он даёт вредные советы, учит его лгать, изворачиваться и шалить.
  • Дедушка Вити — работает на заимке — дальнем земельном участке. Он тоже очень важная фигура в жизни сироты. Витя любит своего деда за то, что он мягок к нему и никогда не ругается в отличие от требовательной бабушки. Он балует мальчишку и защищает. Именно дедушка поддержал Витю в момент, когда пришло время признаваться и каяться в содеянном.

Краткие выводы и история создания рассказа «Конь с розовой гривой»

Рассказ «Конь с розовой гривой» написан для детей. Но в нём заложены важные истины, в которых могут потерять себя даже взрослые люди. Этот рассказ вышел в свет в астафьевском сборнике в 1972 году. Он автобиографичен. Виктор Астафьев, так же как и главный герой, после того, как его мать утонула, воспитывался бабушкой Екатериной. События рассказа относятся к 1930-м годам и повествуют о непростой жизни деревенских людей. Красочные, живые описания местности, где происходят события, и героев рассказа вряд ли кого-то оставят равнодушным. Эта история-исповедь о том, как автор впервые понял как на самом деле плохо подводить и обманывать своих близких. Голосом главного героя-мальчишки Виктор Астафьев делится со своими юными читателями бесценным опытом, собственными переживаниями и выводами о взрослой жизни, о важности каждого поступка, о тяжести бремени за ошибки. Вместе с тем это ещё и история о настоящей, безграничной любви бабушки и внука. Любви, которая может многое простить и помочь пережить даже очень тяжелые времена.

Разделы: Литература

Класс: 6

Цели урока: углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

Задачи урока:

  1. Обучение анализу поступков героев через слова, действия (глаголы).
  2. Формирование у школьников таких нравственных качеств как честность, доброта, долг.
  3. Воспитание чувства сострадания и любви ко всему живому у учащихся, вызвать интерес к урокам литературы.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, тесты, компьютер с проектором, словарные слова (увал, туесок, шаньга).

Методические приемы: беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста, сценки.

1. Вступительное слово учителя. Сообщение цели и темы урока. 1 мин.

2. Фронтальный опрос по проверке усвоения содержания учащимися. 5 мин.

3. Словарная работа. 1 мин.

4. Пересказ эпизодов с использованием опорных — слов глаголов. 8 мин.

5. Работа в группах. Инсценирование отдельных эпизодов. 5 мин.

6. Физминутка. 1 мин.

7. Работа с текстом (выборочное чтение). 5 мин.

8. Работа по иллюстрациям. 5 мин.

9. Тестирование. 7 мин.

10. Домашнее задание 1 мин.

11. Подведение итогов урока. Оценки с комментированием. 1 мин.

1. Слово учителя.

Основная тема многих рассказов Астафьева — тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

Класс разделён на две группы, где одна группа выискивает слова, характеризирующие положительные качества героя-рассказчика, а другая группа — отрицательные качества его, глаголы, сопутствующие слова находят и подтверждают примерами из текста. В конце урока учащиеся составляют полную характеристику героя-рассказчика.

2. Фронтальный опрос.

Что является завязкой рассказа?

(Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему “пряник конем”. Это почти сказочное начало.)

Исполнилась ли мечта мальчика — получить “пряник конем”? (Да, исполнилась. Это был сказочный конь: “По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой”)

Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: “А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой”? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором,

— Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы “трудом своим заработать пряник”. Обратим внимание на инверсию “трудом своим”, которая выделяет слово. “труд” — мальчик понимает, что даром ничего не достается)

— Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал? (Соседские ребята “несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески. ковшик без ручки”. Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: “Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска”. В этой семье знают цену труду)

— Как ведут себя по дороге соседские ребята? Какие глаголы по могают понять отношение автора к их поведению?

3. Словарная работа: увал, туесок, шаньга.

4. Пересказ эпизода с использованием опорных слов-глаголов.

(“Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились”; “заскочили в чей-то огород”, “напластали беремя луку-батуна” (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки); “наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали”. Глаголы действия показывают, что ведут себя эти ребята неразумно, как маленькие зверьки: хватают, сколько могут урвать, при этом еще и дерутся)

— Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод? (Герой рассказа трудится старательно, даже не потому что ему хочется пряника — он по-другому не умеет: “Я брал старательно”. Вспоминает слова бабушки: “Главное — закрыть дно посудины”, это помогает ему, подгоняет: “стал собирать ягоды скорее”. Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, “не набрал полную посуду”. “Лев онтьевские” же хитры, ленивы, к тому же ябеды. Старшой “надавал пинков” и брату, и сестре за то, что “жрали” ягоды. Здесь опять автор использует значимые глаголы: “рассердился”, “бросил”, “жрут”, “валяются”, “подскочил”, “пнул”, “взвыл”, “кинулся”, “бьются”, “катаются”, “раздавили”)

— Как герой оказался в зависимости от Саньки?

5. Инсценирование эпизодов. Работа в группах.

(Санька использует беспроигрышный прием — поддразнивает героя: “Бабушки Петровны испугался! Эх ты!”, и тот проговаривается о прянике. Санька “что-то быстро смекнул”: “Скажи уж лучше — боишься ее, и еще жадный!” Тут герой и попадается “на уду”: “А хочешь, все ягоды съем?” Отступать было поздно. Мальчику важно было “не спасовать, не струсить, не опозориться”, не показаться жадным. Так и получилось, что “левонтьевская орда” вмиг уничтожила землянику, с таким трудом собранную мальчиком)

— Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка? (Эти слова: “покаялся”, “хорохорился я”, “гаснущим голосом”, “напустил на себя отчаянность”, “махнул на вес рукой”. Тут уж героя понесло — он хвастается: “Я еще у бабушки калач украду!” Он становится таким же, как левонтьевские ребята)

— Как после этого развлекались ребята? Пересказ эпизода и обобщения после этого. (Развлечения их были жестокими: растерзали рыбину “за некрасивый вид”, “пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа”, тот умер. Похоронив стрижа, скоро забыли о нем, потому что нашли новое развлечение: “забегали в устье холодной пещеры, где жила. нечистая сила”)

— Как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим по ступкам? (Левонтьевским все нипочем: Санька “заржал”, он злорадствовал: “Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!” Рассказчик понимает, что ему проступок с рук не сойдет, понимает, что виноват. Герои противопоставлены через действия: “тихо плелся я за левонтьевскими ребятами” — “они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки”)

— Почему герой решил обмануть бабушку? (Во-первых, “бес” Санька научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К этим поступкам добавились еще мел-кис пакости, на которые подбил героя Санька — герой крадет калачи, чтобы ублажить шантажиста и ябеду Саньку. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей)

— Только ли страх перед бабушкой мучит героя? Как он меняется в ходе своих размышлений? (Мальчику нелегко дался обман: он “даже чуть было не всплакнул”, потом “приготовился к каре за содеянное злодейство”. То есть он понимает, что совершил “злодейство”. Поэтому его мучит совесть: “Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?” “А что если разбудить ее и все-все рассказать?” Даже на рыбалке мальчик думает: “И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?” Мальчик вспоминает и о бабушке, и о матери, и о дедушке, жалеет себя: “И пожалеть меня некому”. Но когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой решает: “Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!” Когда показывается лодка с бабушкой, стыд гонит героя прочь)

6. Работа с текстом (выборочное чтение).

— Найдите описание рыбалки, описание летнего дня: “День был ясный, летний”. Прочитаем выразительно. Какова роль пей зажной зарисовки? (Сначала герой просто наслаждается теплом, запахами трав, цветов: “клонились к земле рябенькие кукушкины слезки”, “на длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики”, “лежали полосатые цветки-граммофоны”. Постепенно его взгляд поднимается вверх — на листья березы, осинник, сосняк. Он вглядывается вдаль, видит кружево моста, откуда должна приплыть бабушка. Он внутренне готовится к встрече и объяснению с ней, его мучит стыд. Мир природы, красота и гармония летнего дня контрастируют с миром обмана и эгоизма, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у “левонтьевских”)

— Какова развязка истории? (Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: “Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее”. Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы “хлынули безудержно”. Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: “Попроси прощенья. ”)

7. Работа по иллюстрациям.

— Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу? Опишем рисунок.

— Почему бабушка купила все-таки “пряник конем” обманувшему ее внуку? (Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих “злодеяниях”. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: “А я всё не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой”)

8. Тестирование. (Приложение 1)

9. Выводы. Обобщения. Оценки с комментированием. Какие нравственные качества мы должны воспитывать в себе?

10. Домашнее задание.

Прочитать сборник рассказов В.П. Астафьева “Конь с розовой гривой” (на перспективу). Вн.чт. Рассказы В. Астафьева.

Читать рассказ В.Г. Распутина “Уроки французского”.

Приложение 1

Тест по рассказу В.П.Распутина “Конь с розовой гривой”

1. Как зовут бабушку героя?

а) Михайлова; б) Николаевна; в) Петровна.

2. Что просил шантажом у главного героя его лучший друг?

а) калач; б) булку; в) шаньга.

3. Как звали брата героя, которого тётка Августа забрала с собой на лесоучасток?

а) Алёша; б) Миша; в) Коля.

4. Что произошло с матерью героя?

а) Она утонула; б) Её сбила машина.

5. Как звали тётку, которая после побега героя с речки от бабушки накормила его?

а) Васяна; в) Петровна; в) Феня.

6. Как назывался предмет, который ребята взяли в лес?

а) корзинка; б) ведерко; в) туесок.

1. Поурочные разработки по литературе 6-й класс. (В помощь школьному учителю). В.Я.Полухина, В.П.Журавлев.

2. Учебник для общеобразовательных учреждений (в двух частях) 2008 г.

3. Критические статьи из журнала “Литература в школе” 2005 г. № 6.

Степанова Светлана Викторовна

Конспект урока литературы в 6 классе на тему: «В.П. Астафьев » Конь с розовой гривой».

Вложение Размер
urok_literatury_v_6_klasse.docx 29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе.

Тема урока: «В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»»

Тип урока : урок изучения нового материала.

  1. Обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности».
  2. Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
  3. Анализировать героев произведения.
  1. Развивать навыки осмысленного чтения.
  2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
  3. Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность.
  4. Формировать навык использования толкового словаря для определения лексического значения слова.
  1. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки
  2. Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки.

Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.

Используемые учебники и учебные пособия:

1. Литература 6 класс. Учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. «Просвещение» Москва 2017г.

2. Читаем, думаем, спорим. 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва «Просвещение»2018 г.

3. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва «Просвещение» 2017 г.

Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

А я все не могу забыть бабушкиного пряника — того

дивного коня с розовой гривой.

I . Организационный момент

Ребята, сегодня мы приступаем к изучению творчества Астафьева В.П.

II. Изучение нового материала

  1. Слово учителя

Виктор Петрович Астафьев — известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно. Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в Сибири, на Енисее, в селе Овсянка, там он жил и последние годы жизни.

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.

– Что вы узнали о жизни писателя из его предисловия к книге рассказов «Конь с розовой гривой»? (После смерти бабушки В. П. Астафьев жил в детском доме. Повзрослев, работал на Урале. Принимал участие в Великой Отечественной войне. Тягу, как он выражался, «к сочинительству» испытывал с самого детства.)

— Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»? (Действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

— Что это было за время? Как жилось людям? (Время было трудное, герой рассказа — сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

– От чьего лица ведется повествование? ( От лица самого автора )

– Кто из детей вам больше всего понравился, запомнился? Чем именно? (Учащиеся высказывают своё мнение)

– Какое событие является завязкой действия в рассказе? (Сборы за земляникой.)

– Как характеризует мальчика рассказ о «прянике конем»? (Он – мечтатель и фантазер, поэтому и запомнил «розовую гриву» белого-белого коня. Пряник для него – чудо, благодаря которому, словно по велению Сивки Бурки, мир преображается: «в чижа первому бить дают» и т. д. Мальчик чувствует, как «конь лягает копытами в голый живот…».)

– Какой предстает перед читателем жизнь соседей, и как ее воспринимает мальчик? (Бедность крестьян, жизненная неустроенность семьи дяди Левонтия. Тяжелый труд мужчин и женщин «на бадогах», малые заработки, неудовлетворенность жизнью («Что такое жисть?»), жестокость крестьянского быта (судьба Левонтихи, детей).)

— Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? (Автор использует сибирские диалектизмы)

— С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами? ( Чтобы приблизить рассказ к реальности дать представление о том , как говорят люди данной местности .)

3. Словарная работа

— Какие диалектные слова встретились вам в тексте ? Назовите их .

Увал – пологий холм

Туесок – берестяная корзина с крышкой

Бадога – длинные поленья

Шаньга – булочка с творогом

Заимка – земельный участок, вдали от села

Поскотина – пастбище, выгон

Яр – крутой край оврага

4 . Чтение отрывка произведения по ролям

— Итак , дома вы читали рассказ , а кото – то даже готовился к выразительному чтению одного из самых важных моментов . Сейчас мы прослушаем чтение по ролям.

Двое учащихся читают отрывок по ролям

Действующие лица : бабушка и внук.

Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в

город, твои тоже продам и куплю тебе пряник

Внук: Конём, баба?

Бабушка: Конём, конём.

Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и

слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту

сколько будет, внимания!

Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!

5. Беседа + работа с текстом

— Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

— Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? (Он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

— Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика. ( Соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)

— Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.

— Как ведут себя по дороге за земляникой ребята? Зачитайте примеры из текста . (Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…» .)

6. Составление таблицы

С какими двумя мирами мы встречаемся в рассказе? Быт каких двух семей рисует нам автор?

Это семья самого Виктора и семья дяди Левонтия, соседа.

Совершенно верно. Чем эти семьи отличаются друг от друга? В каком отношении мы можем их сравнить?

Левонтий совсем не следит за своими детьми, а Екатерина Петровна опекает своего внука, воспитывает его.

Хорошо, вот вы заговорили о ценностях, на них и остановимся подробно.

Что еще можно сравнить в этих двух домах?

Семья Катерины Петровны

1. Описание жилья. Как выглядят дома этих семей, обстановка.

Было свое хозяйство.

Чистота, порядок в доме.

«Вытряхивала половики, занималась хозяйством.

«Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами – ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни».

Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал.

О чём нам говорит обстановка в этих домах?

  • В доме Левонтия все сами по себе, занимаются бездельем.

2. Внешний вид хозяев домов. Как они себя ведут, во что одеты.

Дед аккуратно одет.

Загнанная, суетливая, покорная тетка Васеня.

Левонтий любил поговорить, особенно пьяненький.

Выходил на улицу в рубахе без пуговиц, штаны на одной пуговке держались.

3. Отношение к деньгам.

Запас на черный день.

Всегда брала в долг. Когда Левонтий приезжал с деньгами, закатывали пир на всю деревню.

4. Ценности дома . Отношение к детям.

Катерина Петровна учит совестливости, честности. Хочет, чтобы ее внук вырос совестливым, а не таким, как левонтьевские.

Родители не следят за детьми. Дети предоставлены сами себе. Живут вне правил и законов деревни.

Вывод : таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье Виктора это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, основательности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.

Как же Виктор относится к этим двум мирам?

Виктора в доме Левонтия привлекает именно свобода, беспечность, вольность. Ему хочется жить так же, как левонтьевские ребятишки, легко и просто, не думая ни о чем. Но он воспитывался в иной семье, в семье своей бабушки. Бабушка живет у него в сердце, он ее очень любит, хотя она и строгая.

В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских привлекает Виктора? Что ему тоже хочется быть такими?

О том ,что герою хочется походить на левоньтьевских ребятишек, нам говорит эпизод о походе за ягодами.

Что же там происходит?

Виктор уже почти наполнил своей туесок ягодами, но левонтьевским захотелось искупаться в речке, повеселиться. Виктору тоже очень этого хотелось. Санька называет Виктора жадным, говорит, что он испугался своей бабушки. А Виктор хочет показать всем, что он не боится своей бабушки и предлагает всем съесть собранные ягоды .

Какой же выбор делает Виктор в итоге? Какой мир ему остается дорог?

Сначала Виктор выбирает мир левонтьевских ребятишек, так как соглашается все-таки на обман. Но в итоге он все-таки остается в мире своей бабушки, так как он понимает, что поступил очень плохо и раскаивается. Виктор не может жить так, как левонтьевские, так как бабушкино начало уже живет в нем самом. Ему стыдно за свой поступок.

III. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Понравился ли вам сегодняшний урок?

— Что нового и интересного вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?

— Какие жизненные уроки получил герой?

  • ( Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
  • Признайся в содеянном
  • Раскаяние приносит облегчение
  • Спешить делать добро
  • Надо быть милосердным всегда
  • Люби ближнего своего как самого себя )

— Усвоили ли вы для себя какие – либо жизненные уроки ,прочитав данное произведение ?

— Как вы считаете, на какую оценку вы работали сегодня?

Читайте также:

      

  • Можно ли есть мясо коня
  •   

  • Как управлять лошадью верхом для начинающих
  •   

  • Если у лошади треснуло копыто
  •   

  • Как устроено пищеварение у лошади
  •   

  • Кто изображен на гербе россии на коне

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Система отреагировала на скандал с пытками заключенных саратовской тюремной больницы, среди которых оказались уроженцы Кавказа, тем, что теперь пострадавших убеждают не писать заявления, а жалобщиков отправляют в штрафной изолятор по незначительным поводам. Попавшие на видео капо обвинены в избиениях и изнасилованиях и отправлены в СИЗО, но в больнице остались их помощники, говорится в публикации «Новой газеты».

Как писал «Кавказский узел», видеодоказательства насилия и пыток над жителями Чечни, Дагестана, Грузии, Азербайджана в саратовской тюремной больнице опубликовал 9 ноября правозащитный проект Gulagu.net. Авторы расследования утверждают, что установили имена всех причастных к пыткам сотрудников учреждения. Бывший заключенный, уроженец Дагестана и брат заключенного, уроженца Азербайджана, рассказали, что в саратовскую тюремную больницу осужденные попадали не из-за проблем со здоровьем, а в качестве наказания за проступки и непослушание. В медучреждении была налажена целая пыточная система с этапированием осуждённых, попавших в немилость, их встречей и последующим графиком пыток, а после публикации видеодоказательств появились новые обращения и жалобы от заключенных по факту пыток, заявила адвокат.

18 ноября депутаты Госдумы от Дагестана Абдулхаким Гаджиев и Сайгидпаша Умаханов попросили Генпрокуратуру, Минюст, Следственный комитет и ФСИН предоставить данные о пытках заключенных в саратовской тюремной больнице. На решение депутатов мог повлиять запрос дагестанского общества, но информационного воздействия со стороны на них не было, указали дагестанский блогер Расул Асад и главный редактор РИА «Дербент» Милрад Фатуллаев. Сенаторам и депутатам Госдумы следует воспользоваться правом провести парламентское расследование сообщений о пытках заключенных, в том числе уроженцев Кавказа, в саратовской тюремной больнице, указали представители сообщества юристов Дагестана. Среди заключенных саратовских колоний областная туберкулезная больница (ОТБ-1) известна с 2000-х годов как место «перевоспитания» для тех, кто доставляет неприятности начальству, говорится в справке «Кавказского узла» «Порочный круг: что известно о пытках жителей Кавказа в колониях?».

После публикации проектом Gulagu.net видеозаписей пыток в саратовской тюремной больнице по распоряжению президента Владимира Путина уволен директор Федеральной службы исполнения наказаний Александр Калашников, по подозрению в организации групповых насильственных действий сексуального характера арестован бывший начальник учреждения, в исправительных учреждениях региона работает комиссия центрального аппарата ФСИН, однако жалобы от заключенных саратовской тюремной больницы и других исправительных учреждений Саратовской области продолжают поступать, говорится в статье «Все как было, только без швабры» корреспондента «Новой газеты» Надежды Андреевой, опубликованной 3 декабря. Система отреагировала на скандал привычным образом: пострадавших убеждают не писать заявлений, в противном случае отправляют в штрафной изолятор, отмечается в публикации.

Активисты, попавшие на видео, переведены в следственный изолятор, им предъявлены обвинения в избиениях и изнасилованиях, но в больнице остались их помощники, ранее находившиеся на вторых ролях, сообщила журналисту саратовский адвокат Снежана Мунтян. «Они по-прежнему числятся на должностях санитаров и завхозов. Теперь эти люди получили власть и пытаются наладить конвейер по вымогательству денег у пенсионеров и инвалидов. Осужденные рассказывают, что деньги списывают через магазин. То есть происходит практически то же самое, что и раньше, только швабры теперь, к счастью, нет (для пыток осужденных применяли швабры, — прим. «Кавказского узла»)», — сказала адвокат.

Она отметила, что подобное происходит и в других колониях региона, однако система не готова признать масштаб явления. «Тех, кто пытается обратиться в Следственный комитет, убеждают этого не делать: мол, может, и не надо писать ни о чем, как бы хуже не стало. Есть стойкие ребята — их мало, но они есть, — которые все-таки подают заявление. Но их потом под надуманными предлогами отправляют в ШИЗО», — рассказала Мунтян.

Адвокат привела пример своего клиента Никиты Песчаного, отбывающего с 2012 года наказание за серию краж в особо крупном размере, совершенных организованной группой в Ставропольском крае. По ее словам, он написал заявление об изнасиловании в 2020 году в исправительной колонии Саратовской области. «Следственный комитет возбудил уголовное дело, на этой неделе Песчаного признали потерпевшим. Однако сразу после моего последнего посещения его закрыли в штрафной изолятор», — рассказала Мунтян. «Какой-либо положительной динамики не наблюдаю», — прокомментировала она ситуацию в колониях области.

Заключенные продолжают жаловаться и на вымогательство денег, хотя и в менее жестоких формах, рассказали адвокаты. Саратовский адвокат Аза Алиева со слов доверителей утверждает, что в тюремной больнице «» продолжают отбирать деньги у пенсионеров и инвалидов — действует схема, отработанная еще до скандала с видеороликами. 

Сейчас ФСИН пытается представить происходившее в саратовской тюремной больнице как отдельно взятые нарушения, о которых никто не знал до публикации видео, что не соответствует действительности, сказала адвокат. «Это система, которую построил не один человек. Это был налаженный механизм. Пытали по-разному в зависимости от цели давления. Инвалида достаточно было просто избить, чтобы получить деньги. Более авторитетную жертву насиловали, чтобы затем манипулировать человеком», — рассказала Алиева.

В 2013 году об издевательствах в саратовской тюремной больнице заявил освободившийся Эрик Арзоев (имя осужденного изменено по этическим соображениям). Впоследствии Арзоев снова оказался в местах лишения свободы в Саратовской области, где играл роль посредника между осужденными и администрацией, рассказала адвокат. «В апреле 2020 года в колонии сменился начальник. Мирзоев ему не понравился […] Когда он увидел, что привезен в [саратовскую тюремную больницу, то совершил членовредительство]», — рассказала Алиева. По словам адвоката, после того как она обратилась в Следком и прокуратуру, Арзоева «вынудили сказать, что адвокат действовала по собственной инициативе, а у него жалоб нет».

Ранее Камран — брат Эрика Арзоева*, заключенного уроженца Азербайджана, рассказал «Кавказскому узлу», что был шокирован увиденным в публикациях Gulagu.net. «Моего брата пытали в течение нескольких дней. Это было в апреле прошлого года (2020). Сначала увезли в колонию в Саратовской области. А 10 апреля его уже отвезли в [тюремную больницу]. Его избивали группой, кидали под холодный душ, заламывали руки и ноги, вытворяли ужасные вещи, чтобы лишить собственного достоинства. Пытали до того момента, пока он себе живот не вскрыл. Потом мне сообщили, что брат в [тюремной больнице]», — сказал он. Заключенного направили в тюремную больницу, хотя у него не было никаких проблем со здоровьем, рассказал Камран. «Брат боролся против пыток и издевательств в колониях, он не терпел унижений заключенных, и ему удавалось налаживать порядок, в некоторых местах ему удавалось ломать систему. И из-за этого его отправили туда, чтобы наказать», — сказал он.

После этого Арзоева вывезли в Мордовию, перевели на более строгий режим, а затем направили во Владимирский централ. «Сейчас я не могу к нему попасть, меня не допускают без каких-либо оснований», — рассказала Алиева.

От жалоб также вынудили отказаться пострадавшего в саратовской тюремной больнице осужденного Александра Суханова, который попал в колонию за грабеж, а затем, находясь в СИЗО Ростова-на-Дону, до смерти забил сокамерника. «В марте 2020 года Суханова перевезли из [колонии в саратовскую тюремную больницу], привязали к металлической кровати без матраца и оставили в таком положении на несколько дней», — рассказала Алиева. Затем его перевели в исправительную колонию, где «действовала такая же группа активистов». Его обмотали мокрыми полотенцами и поливали водой. Он захлебывался, терял сознание. Ему подсунули на подпись бумаги. Суханов был вынужден отказаться от жалоб и оговорить себя — якобы он пытался дезорганизовать работу [саратовской тюремной больницы]», — рассказала адвокат.

По словам Алиевой, недавно с ней связались родственники жителя Астраханской области Адельбека Ахмедова, отбывавшего наказание сначала за хулиганство и причинение тяжких телесных повреждений, в затем осужденного на 18,5 года строгого режима за убийство двух женщин и кражу. По сведениям родственников, Ахмедов был свидетелем гибели Ильяса Дадахаева, рассказала она. 

В 2016 году в тюремной больнице Саратовской области скончался уроженец Чечни Ильяс Дадахаев. Родственники узнали об этом случайно. На его теле тоже были синяки и гематомы, сообщила 21 марта 2019 года «Чечня сегодня». Дадахаев был осужден за серию разбойных нападений в Перелюбском районе Саратовской области, участие в деятельности бандформирований в Чечне. Он подделал документы о собственной смерти и под чужим именем скрывался в Казахстане, в 2009 году был опознан в одном из казахстанских исправительных учреждений, куда попал за торговлю наркотиками, и выдан России. Отбывал срок в тюрьме строгого режима в Балашове, а потом попал в саратовскую тюремную больницу.

«Говорят, что Адельбек Ахмедов видел избиение. После этого Адельбека перевели в психиатрическое отделение (он страдал эпилепсией) […] Свидетели видели, как его волокли в «пыточное»  [отделение больницы]», — сказала Алиева.

Перед приездом правозащитников заключенным запретили жаловаться

После огласки пыток в саратовской тюремной больнице в ноябре в саратовских колониях три недели работала комиссия из центрального аппарата ФСИН, были  арестованы бывший начальник и начальник отдела безопасности больницы, в региональном управлении уволены 18 сотрудников, включая начальника ведомства, а также три сотрудника областной прокуратуры, надзиравших за соблюдением законов в исправительных учреждениях, сообщает издание.

«Я очень благодарна Осечкину (основателю Gulagu.net) и Савельеву (программисту, который передал правозащитникам видеоархив с пытками заключенных). Сколько лет мы бьемся со стеной, на все мои жалобы приходили отписки. Впервые мы видим реакцию. Хотелось бы надеяться на справедливость, но сомнения присутствуют», — сказала Алиева.

Она рассказала, что перед приездом комиссии заключенных в колониях предупреждали, что никаких жалоб быть не должно. Служба исполнения наказаний сообщала, что проверочные мероприятия «встречают активное противодействие со стороны части осужденных», так как по распоряжению комиссии в колониях проводили обыски и изымали запрещенные предметы. ФСИН отмечает, что «наиболее тяжелая» обстановка сложилась в красноармейской ИК-7 (многие заключенные из этой колонии особого режима проходили через «перевоспитание» в [саратовской тюремной больнице] и заявили о пытках) […] По сообщению ФСИН, осужденные устроили бунт — ночью выгнали из жилых помещений тех, кто придерживается правил внутреннего распорядка, «на холоде оказалось около 200 человек», говорится в публикации.

Адвокат Аза Алиева утверждает, что осужденные по собственной инициативе «вышли, чтобы показать, что больше не дадут себя унижать», «люди ожидали, что приехавшая из Москвы комиссия их услышит и поможет». В результате все, кто вышел в ту ночь, попали в изолятор за незначительные нарушения, сказала адвокат.

После проверки правозащитники сообщили, что расследуется 12 уголовных дел по фактам издевательств над заключенными. «Сейчас эта практика прекращена, но прекращена ли раз и навсегда или на время проверки, мы сказать не можем», — сказал член президентского совета по правам человека Андрей Бабушкин, посетивший исправительные учреждения Саратовской области.  По словам Бабушкина, представители надзорного ведомства отказались от встречи с членами совета.

Местные адвокаты на встрече с проверяющими из СПЧ рассказали, что сотрудники саратовских колоний стараются осложнить работу защитников. Чтобы попасть на встречу с доверителем, адвокаты вынуждены ждать по полдня и больше, так что на общение с клиентом остается 15 минут, нельзя проносить с собой телефоны, позволяющие зафиксировать следы избиений.

Председатель саратовской ОНК Денис Соболев призвал адвокатов, рассказывающих об издевательствах над заключенными, «не передергивать». Саратовский уполномоченный по правам человека Надежда Сухова рассказала, что у нее в аппарате теперь есть специальный сотрудник, принимающий жалобы из мест лишения свободы, в день ему поступает семь-восемь обращений. Омбудсмен попросила «не сгущать краски» в Саратовской области, ведь в других регионах тоже пытают.

Напомним, в правозащитный проект Gulagu.net не поступало обращений от властей Чечни, Азербайджана и Грузии в связи с опубликованными видеозаписями, рассказал 21 ноября «Кавказскому узлу» руководитель проекта Владимир Осечкин.

  • Рассказ бабуля стивен кинг читать
  • Рассказ бабка осеева краткое содержание
  • Рассказ багульник яковлев краткое содержание
  • Рассказ бабушкин подарок михаил зощенко читательский дневник
  • Рассказ бабья доля читать