Рассказ бабушки о своем детстве

Доброе утро! в москве умер певец и композитор александр градский, ему было 72 года; в сша на 92-м году жизни

Доброе утро!

В Москве умер певец и композитор Александр Градский, ему было 72 года; в США на 92-м году жизни скончался автор бродвейских мюзиклов Стивен Сондхайм. У живых так:

  • Израиль на две недели закрыл границы для иностранцев в связи с предполагаемой опасностью штамма «омикрон». США, ЕС, Канада и Австралия запретили въезд из ЮАР.
  • Власти Кузбасса препятствуют общению журналистов с шахтерами, выжившими при аварии на шахте «Листвяжная».
  • В Москве после матча с «Зенитом» задержаны сотни болельщиков ЦСКА.
  • В парламент Кыргызстана прошли шесть партий, из которых оппозиционная – лишь одна.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 33 548. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 570 тысяч; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 271 755 человек (+1224 за сутки). Подводя итоги второго года пандемии, научный журналист Ирина Якутенко подчеркивает ненадежность официальной статистики в таких странах, как Россия, и говорит, что основной проблемой во всем мире оказалось не бессилие науки перед вирусом, а бессилие политиков перед нежеланием людей прививаться. Как будто в подтверждение ее слов в Екатеринбурге в субботу около трехсот человек пришли на пикет против введения QR-кодов: пели гимн СССР и даже «Интернационал». Томич, проникший в ковидную зону под видом врача, чтобы ухаживать там за своей бабушкой, уехал из России из соображений безопасности.

ВОЗ пока не может оценить, опасней ли омикрон по сравнению с другими штаммами коронавируса или нет, но США, Австралия, Канада и Евросоюз закрыли въезд из ЮАР (хотя омикрон уже нашли во многих странах Европы), а Израиль закрыл на две недели въезд для всех иностранцев. Разные страны Европы по-разному ужесточают действующие ограничения. Процедура назначения нового премьера Чехии вообще имела диковатый вид: президент Милош Земан, у которого на днях подтвердили ковид, сидел на своем инвалидном кресле в стеклянном аквариуме, чтобы не нарушать условий изоляции, но и не затягивать до бесконечности процесс смены власти в стране.

В России

  • В Москве после матча ЦСКА с петербургским «Зенитом» (который выиграл) полиция задержала свыше четырехсот болельщиков московского клуба. Часть из них не выпускали со стадиона около четырех часов, возможности сходить в туалет или купить воды у них тоже не было. Причина якобы в использовании пиротехники.
  • Суд в Москве отправил в СИЗО 19-летнего студента, справившего нужду у стенда с портретами ветеранов Великой Отечественной войны. Это квалифицируется как реабилитация нацизма посредством оскорбления памяти защитников Отечества и наказывается сроком до пяти лет. Поймали его, естественно, через инстаграм.
  • Из Высшей школы экономики уволили двух профессоров, критиковавших состояние права и правосудия в России.
  • Стендап-комик Руслан Белый рассказал об отмене концертов в нескольких городах России в связи с негласным запретом властей. Запрет, по его мнению, последовал после публикации видео двух его концертов, в которых были политические шутки.
  • С этого учебного года учащиеся 9–11 классов чеченских школ будут в обязательном порядке изучать жизнеописание отца Рамзана Кадырова Ахмата. Учебник под названием «Путь, озаренный светом» написал начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Чечне Амруди Эдилов. До 2018 года этот односельчанин Кадырова и сын депутата парламента Чечни Ибрагима Эдилова торговал на рынке в Грозном.
  • Сегодня Мосгорсуд проведет второе предварительное слушание по иску прокуратуры о ликвидации правозащитного центра «Мемориал». Слушания по иску о ликвидации международного общества “Мемориал” в Верховном суде России продолжатся в декабре.

Катастрофы

После катастрофы на шахте «Листвяжная», жертвами которой стал 51 человек, суд арестовал директора шахты, его первого зама, начальника участка, а также двух инспекторов местного отделения Ростехнадзора. Только что вступившего в должность мэра близлежащего Прокопьевска отправили в отставку указом губернатора – за то, что он не отменил в связи с гибелью людей банкет по случаю своего назначения. При этом власти региона препятствуют общению журналистов с выжившими шахтерами и отказываются называть места и время прощания с погибшими – якобы по желанию членов их семей. Ранее оставшиеся в живых горняки и их родственники рассказывали, что в шахте систематически нарушались правила безопасности. Вот репортаж из поселка, в котором произошла трагедия, – люди разговаривают крайне неохотно.

На заводе боеприпасов в Дзержинске Нижегородской области произошли взрывы. Есть пострадавшие, о погибших не сообщалось.

Вокруг света

В Кыргызстане при низкой явке прошли парламентские выборы. По предварительным результатам, в парламент прошли шесть партий, лишь одна из которых – оппозиционная. В ходе подсчета голосов на сайте ЦИК произошел сбой, из-за которого лидеры партий, не преодолевших пятипроцентный барьер, отказались признать итоги выборов.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг вновь предостерег Россию от эскалации напряженности на границе с Украиной. Вот беседа с экспертом Берлинского центра либеральной современности Николаусом фон Твикелем, в которой он описывает происходящее на Донбассе как фактическую интеграцию сепаратистских республик с Россией, констатирует тупик переговоров, однако выражает надежду, что от стрельбы стороны все-таки воздержатся.

Шесть ссылок

  • Советская история. Рассказ историка Александра Гогуна о синьцзян-уйгурской политике Сталина в 1930-е годы и в ходе войны. Подборка воспоминаний людей, репрессированных в 1930–50-е годы, с рассказами о том, что им снилось в заключении.
  • Немецкая вина. Фрагмент из переписки Ханны Арендт с Карлом Ясперсом (вышла в изд-ве Института Гайдара). Или рассказ о книге военных воспоминаний Лали Хорстманн, посвященной оккупации Берлина и до сих пор не переведенной на русский.
  • Научный прогресс. Отрывок из книги Майкла Газзаниги «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии» (изд-во Corpus) – о том, как мозг обуславливает социальность (если, конечно, считать, что он ее обуславливает). Или фрагмент из книги кардиолога Эрика Тополя «Искусственный интеллект в медицине: Как умные технологии меняют подход к лечению” (изд-во «Альпина Паблишер») – об исследовании геномных болезней.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Урок 52
    А. М. ГОРЬКИЙ. Главы из повести «детство»

    Цели: учить работать над
    составлением характеристик персонажей, окрашенных передачей впечатлений Алеши
    от обитателей дома Кашириных; формировать умение иллюстрировать отдельные
    высказывания и оценки автора конкретными примерами из текста произведения.

    Ход урока

    I.
    Организационный момент.

    II.
    Работа по карточкам.

    – Чей портрет описан в
    приведенном отрывке из повести М. Горького «Детство»? Какую роль сыграла эта
    героиня в судьбе Алеши?

    Говорила она как-то
    особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на
    цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как
    вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело
    обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек,
    все лицо казалось молодым к светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с
    раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки,
    украшенной  серебром.  Вся  она – темная,  но  светлая  изнутри – через глаза –
    неугасимым, веселым; и теплым светом. Она сутулая, почти горбатая, очень
    полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая
    же, как этот ласковый зверь.

    До нее как будто спал я, спрятанный в
    темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в
    непрерывную нить, сплела все в разноцветные кружева и сразу стала на всю жизнь
    другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это
    ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой любви к
    миру.

    (Это портрет бабушки
    Алеши – Акулины Ивановны, ставшей на долгие годы другом своему внуку, открывшей
    ему многие свои представления о людях, о Боге, о мире, о добре, о милосердии.
    Ее любовь к людям была действенной, Акулина Ивановна стремилась помочь им. А
    главное – она видела в жизни красоту, радовалась ей и учила этому Алешу.)

    Какие  художественные  средства, 
    делающие  рассказ  о  бабушке  похожим  на  произведения  устного  народного 
    творчества,  вы  можете отметить? (В этом описании М. Горький пользуется
    инверсией (перестановкой слов) – «говорила она», «портил его… нос», «до нее
    как будто спал я» и т. п. 

    Много сравнений – «слова, похожие на
    цветы», «темные, как вишни, зрачки», «точно большая кошка» и т. д.

    В портрете бабушки множество
    эпитетов, рисующих как ее внешность, так и характер, – «ласковые, яркие,
    сочные» слова, «белые крепкие зубы», «лицо казалось молодым и светлым», она
    светилась «неугасимым, веселым и теплым светом» и т. д.)

    III.
    Анализ II главы повести.

    Беседа
    по вопросам.

    – «Теперь, оживляя прошлое
    я сам с трудом верю, что все было именно так… много хочется оспорить, опровергнуть…».
    Во что автор верил с трудом и что хотелось бы опровергнуть? (Дядья требовали
    раздела имущества. Ссора и драка во время обеда за столом. История с
    наперстком. Отношение братьев Якова и Михаила к матери Алексея. (Мать… умела
    говорить краткие слова… «Моя мать – самая сильная!») История со скатертью (Саша
    дяди Якова – серьезный мальчик; он всегда держался на виду у взрослых, со всеми
    ласковый, готовый всем и всячески услужить. Взрослые хвалили его за ум, за
    послушание, но дедушка говорил: «Экой, подхалим!» Именно Саша и посоветовал
    Алеше взять белую праздничную скатерть. «Саша визжал… противно: «Не буду-у…
    Ведь я же сказал про скатерть…»)

    – Что изменилось в Алексее после
    наказания? («…явилось
    беспокойное внимание к людям… чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой…» Он
    познает жизнь.)

    – Почему ему стало грустно, когда он
    услышал разговор матери и бабушки? («Я мешаю ей уйти из дома… это было очень
    грустно. Еще один жизненный  урок  получил  он:  «…мать – не  сильная;  она, 
    как все, боится деда.)

    – Что повлияло на изменение отношения к
    деду? (Каждый день преподносил ему уроки жизни, он взрослел, начинал
    понимать страдания другого человека, потянулся к тому хорошему, что было в душе
    этого человека. А в Каширине много было хорошего: внешность («Весь он был
    складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелком… Чище и красивей
    сыновей…), его отношение к подхалимству («Экой подхалим», «Доносчику первый
    кнут»…) Дед рассказывает о своем тяжелом детстве, и Алеша уже видит как бы
    другого человека. Изменяется  у Алеши и восприятие внешности деда. Чем дальше
    дед ведет рассказ, тем более сильным, выносливым, отважным кажется он внуку.
    «Говорил он и быстро, как облако, рос передо мною, превращаясь из маленького
    сухого старичка в человека силы сказочной».

    Автор показывает духовное взросление
    героя, его понимание сложностей и противоречий жизни».)

    – Почему, глядя на Цыганка, Алеша
    вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка? (Искрящаяся,
    яркая, радостная, внешность Цыганка, его «шелковый, ласковый смех», добрые,
    простые слова, скромные, самоотверженные поступки – все близко Алеше, вызывает
    те же чувства, что и любимые, добрые герои бабушкиных сказок. Посещение Цыганка
    – для него «самое яркое впечатление этих дней».
    )

    Вывод. Алеша, живший в семье в атмосфере добра, любви, заботы стал
    понимать, что есть и другие стороны жизни, которые влияют на человека и его
    жизнь; рядом с жестокостью, грубостью живут бескорыстная любовь бабушки к миру,
    душевная щедрость Цыганка, мудрая рассудительность и терпимость к людям
    Григория Ивановича.

    IV.
    Подведение итогов урока.

    – Что нравилось Алеше в
    деде?

    Домашнее
    задание:
    прочитать III главу повести.

    Урок 53
    А. М. ГОРЬКИЙ. главы из повести «детство»

    Цели: раскрыть мастерство писателя в создании
    портретных характеристик, показать роль деталей в них; показать чуткость и
    милосердие Алеши по отношению к людям; закрепить умение характеризовать
    литературного героя.

    Ход урока

    I.
    Организационный момент.

    II.
    Изучение III главы повести.

    1. Разговор-беседа о  развлечениях  дяди  Якова  и  Михаила,
    Цыганка.

    – Как относился Григорий
    Иванович к проделкам братьев? («…но мастер все сносил молча»… Дядья жестоки,
    ограниченные даже в своих развлечениях. Им доставляет удовольствие причинить
    зло, высмеять, надругаться над человеком. Развлечения Цыганка веселы, добры,
    человечны, как он сам, простой, ласковый, похожий на большого ребенка. Сравните:
    строчки о братьях – и целая страница о Цыганке. Это говорит о том, что сам
    Алеша тянулся к творческому, светлому, благородному, упорно сопротивляясь
    дикости и злобе, он не принимал ту жизнь, какую видел вокруг себя.)

    – Как описан праздничный вечер? (Эпизод
    «Пение Якова». Музыка, по словам автора, не приподнимала Якова, наоборот, она
    подчеркивала ограниченное и низменное, что было в его натуре: «он… вытягивал шею, точно гусь», «…лицо
    его становилось сонным», «…глаза угасали в масляном тумане». Сама музыка
    отупляла слушателя, рождала какое-то грустное, беспокойное чувство, заставляла
    думать о плохом и жалеть себя и всех!. Контрастом по отношению к Якову
    выступает Цыганок, автор сравнивает его с пылающим огнем, плавно реющим
    коршуном, стремительным золотым стрижом.)

    2. Чтение учителем сцены «Пляска бабушки».

    (Она сутула, почти
    горбата, но кажется стройной, выше ростом. Вдохновение  бабушки,  ее  молодой 
    задор,  чистая  душа,  которая  светится в каждой черточке – все вызывает
    восторженное отношение мальчика.)

    Задание: вспомнить другие эпизоды, в которых бабушка вызывала теплые чувства:
    любовь к природе, вся светится изнутри, любовь к Цыганку, просит деда отдать
    все детям.

    3. Смерть Цыганка (пересказ).

    – Почему погиб Иван? («Каширины,
    брат, хорошего не любят, они ему завидуют, а принять не могут, истребляют!»
    «Братья боялись, что дед мастерскую отдаст Ивану. У него, по словам деда,
    золотые руки». «Волки!» – сказал отец сыновьям.)

    Вывод. Григорий Иванович, Цыганок, бабушка помогают Алеше разобраться в жизни,
    хотя это очень трудно. («Тут, Леня, дела – кружева, а плела их слепая баба,
    где уж нам узор разобрать». Они понимали, что Алексей не такой, как все, что
    трудно будет ему разобраться в жизни. Григорий Иванович советовал Алексею: «Ты
    еще не понимаешь, что к чему говорится, к чему делается, а надобно тебе все
    понимать. Сиротское житье трудное. Отец твой, Максим Савватеич, козырь (умный)
    был, он все понимал, – за то дедушка и не любил его, не признавал».)

    III.
    Подведение итогов урока.

    – Какой след в душе Алеши
    оставил Цыганок?

    – Что  можно  сказать  об  авторе, 
    который  через  многие  годы  так живо воспроизвел  жизнь,  быт, 
    взаимоотношения  обитателей  дома  Кашириных?

    Домашнее
    задание:
    подготовить пересказ IV главы.

    Урок 54
    А. М. ГОРЬКИЙ. главы из повести «детство»

    Цели: углубить
    представление о персонажах повести, анализируя их поведение в эпизодах
    праздничного вечера в доме Каширина, сцене пожара; уяснить роль сравнений,
    эпитетов, выразительных глаголов в описании происходящего.

    Ход урока

    I.
    Организационный момент.

    II.
    Работа по карточкам.

    – Перечитайте, как плясали
    Цыганок и бабушка Акулина  Ивановна. Сравните их пляску. Как в танце
    проявляются характеры этих героев?

    Бешено звенела гитара,
    дробно стучали каблуки, на столе и в шкапу дребезжала посуда, а среди кухни
    огнем пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно
    передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая все
    вокруг блеском шелка, а шелк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

    Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно,
    и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так я пойдет плясом по улице,
    по городу, неизвестно куда…

    Бабушка не плясала, а словно рассказывала
    что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг
    из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу
    осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось
    и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая
    кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь,
    улыбаясь все веселее, – и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем,  вся она
    стала стройней, выше ростом, и уже нельзя было глаз отвести от нее – так буйно
    красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!

    Цыганок пляшет весело,
    самозабвенно, увлекая своим настроением всех зрителей. В пляске проявляется его
    темперамент, стремление к свободе и какой-то совсем иной, лучшей жизни.
    Бабушкин танец больше похож  на лирическую песню, где всему есть место: и
    грусти, и тоске, и доброму веселью. Пляска преображает Акулину Ивановну и
    одновременно открывает ее сердце, где много не только мудрости и тревоги много
    жившего человека, но и молодого задора, не утраченного с годами упоения жизнью,
    удивления перед ней.

    III.
    Работа по IV главе повести.

    1. Рассказать о поведении бабушки по время пожара.

    2. Беседа по вопросам.

    – Какие чувства и
    особенности характера проявились у каждого из героев во время сложной
    драматической ситуации? (Наиболее ярко характер человека раскрывается в
    минуту опасности, в критические моменты жизни. Дед растерялся, пришел в
    отчаяние, сразу поверил, что уже ничего нельзя изменить, и почти не
    сопротивлялся несчастью. Он то тихонько выл, то оглушительно кричал, давал
    бессмысленные приказания, бегал, суетился. Увидев, что бабушка бежит прямо в
    огонь за купоросом, он Григорию Ивановичу приказывает остановить ее, сам же ни
    одного шага не делает в сторону бабушки.

    При спасении коня… выпускает повод
    из рук и бросается в сторону, приказывая бабушке остановить обезумевшее от
    страха животное. Когда нянька жалуется, что не может отыскать Алешу, он
    прогоняет ее, не заботясь об исчезновении мальчика. После пожара он говорит
    бабушке: «Милостив Господь бывает до тебя, большой тебе разум дает…» И тут же
    добавляет оскорбительную фразу: «На краткое время, на час, а дает!..» Бабушка
    только усмехнулась, хотела что-то сказать, но не сказала. По тем временам доля
    жены такова, что она должна была подчиняться мужу беспрекословно, выполнять его
    волю. Вот она, умная, сильная, решительная, смелая, должна была подчиняться
    тщедушному, безмерно злобному существу.)

    – Каков Яков во время пожара? («…Яков,
    обувая сапоги, прыгал на них, точно ему жгло подошвы, и кричал: «Это Мишка
    поджег, поджег да ушел, ага!» После пожара сидел на крыльце и плакал, и дед
    послал бабушку его успокаивать. Из этой драматической ситуации дед извлекает
    для себя выгоду: он понимает неблаговидность своего поведения во время пожара и
    как можно скорее старается стереть это впечатление и снова заявить о своих
    хозяйских правах: «Григория рассчитать надо – это его недосмотр! Отработал
    мужик, отжил!» А Григорий – совладелец этой мастерской.

    Бабушка ведет себя как настоящая
    героиня. В первые же минуты несчастья она преображается, исчезают привычная
    легкость и уступчивость, на смену приходит смелость, решительность. Она говорит
    строгим, крепким голосом, дает четкие и нужные распоряжения. Она бросается в
    огонь, чтобы предотвратить взрыв и уберечь всех от неминуемой смерти. Бабушка
    просит людей о помощи сердечно и рассудительно. Она останавливает коня, смело
    бросается ему под ноги и спокойствием и лаской воздействует на животное. Она
    успевает позаботиться и об Алеше: «Уйди! Задавят, уйди…» И после пожара
    бабушка, вся обоженная, не чувствует свою боль, а чужую. «Не спишь, боишься? Не
    бойся…» Она находит силы утешать и поддерживать других.)

    IV.
    Изучение V и VII глав повести.

    1. Чтение по ролям V главы повести (с. 61–63).

    2. Подведение итогов по V главе – вывод.

    – Чему учил дед внука? (Грамоте,
    «…будь хитер, это лучше, а простодушность – та же глупость, понял? Баран
    простодушен».)

    3. Чтение учителем VII главы повести.

    4. Беседа по вопросам.

    – Почему Алеша «дома
    смирный, а на улице ни на что не похож!»?

    – Почему он был виновником всех
    скандалов? («…возмущала
    жестокость уличных забав… Я не мог терпеть, когда ребята стравливали…»
    «Мальчишки бежали за ним, …камнями… на голову пригоршни пыли».)

    – «…еще более тяжелым впечатлением улицы был мастер Григорий
    Иванович». 
    Почему  встреча  с  мастером  была 
    «тяжелым  впечатлением»? (Ему было стыдно перед ним за то, что он,
    проработавши на деда много лет, стал нищим. Однажды он спросил бабушку: «Отчего
    дедушка не кормит его?» В этом вопросе стыд, признание вины, укор за
    несправедливость… Кому? Конечно же, не деду, которого вопросы нравственности не
    интересовали, а себе самому, хотя вины его в этом нет. «…бабушке тоже стыдно…
    (86 с.), потому что несправедливо. И она понимает, что возмездие грядет.
    «Помяни мое слово – горестно накажет нас Господь за этого человека! Накажет…»)

    – Сбылось ее предсказание?

    Вывод. Заложенные в характере Алексея доброта и справедливость живут в нем
    и в условиях стяжательства, жестокости; живет в нем по-прежнему тяга к чистому,
    светлому; добрые начала его души поддерживают бабушка, Цыганок, мать, прежняя,
    не сломленная жизнью, Григорий Иванович, отец, о котором постоянно напоминали
    мастер, восхищаясь им, и дед, явно не любивший отца, а затем Хорошее Дело.

    Домашнее задание: глава VIII, ответить на вопросы:

    – Каким человеком
    представляется нам Алексей?

    – Кто оказал на него влияние и какое?

    Урок 55
    А. М. ГОРЬКИЙ. главы из
    повести «детство»

    Цели: показать гуманистическую
    направленность повести; продолжить работу над развитием умения характеризовать
    литературного героя, анализируя его поступки и отношение к людям.

    Ход урока

    I.
    Организационный момент.

    II.
    Проверка домашнего задания.

    – Кто оказал на Алексея
    влияние?

    – Каким человеком представляется он
    нам? (С раннего детства его душа была открыта для всего доброго, чистого,
    светлого. Первым человеком, кто помог ему сохранить эту тягу к добру и
    справедливости, была бабушка, обогатившая его своей бескорыстной любовью к
    миру, «насытив крепкой силой для трудной жизни».

    Самые яркие впечатления подарил ему
    безродный подкидыш Цыганок, который жил в той же среде, что дядья Яков и
    Михаил, издевавшиеся над окружающими, сын дяди Якова, Саша, которого даже дед
    не любил, но оставался простым, ласковым, похожим на большого ребенка. Алексей
    обожал Цыганка, удивляясь «до немоты» способностям его фантазии,
    восторженности, неукротимой любви к жизни.

    Мастер Григорий Иванович учил его
    терпению, выдержке, учил жить, потому что «сиротское житье трудное».

    Воспоминания  мастера  Григория  об 
    отце
    («Отец  твой… козырь
    (умный, опытный, самостоятельный человек) был, он все понимал…»), Цыганка (Ты
    не Каширин, ты Пешков) создавали в его воображении образ отца-великана,
    честного, справедливого, все понимающего. И сам Алексей был честным,
    справедливым, бескорыстным и добрым, поэтому и не мог видеть, когда обижают
    животных, обижают слабых.)

    III.
    Изучение новой темы, работа по главе VIII.

    Беседа
    по вопросам.

    – «Но особенно крепко
    заставил и потянул меня к себе… Хорошее Дело. Почему? (Зачитать описание
    внешности, комнаты.)

    – Что обидело Алексея? («…ты… не ходи ко мне. Хорошо?»)

    – Как Хорошее Дело воспринял бабушкин
    рассказ?

    – Какова его главная мысль. («Нельзя
    жить чужой совестью, да, да!» Перед Алешей – ученый, очевидно, химик. Алеша
    случайно становится свидетелем творческого процесса, рождения мысли, воплощения
    ее в бесчисленных экспериментах. («Скверно пахнет? «Это, брат, весьма
    хорошо!»), и его захватывает увлеченность человека своим делом, Алешу трогает
    внимание Хорошего Дела к бабушкиным историям, напоминающее отношение самого
    автора, хотя он до конца не понимает слез квартиранта, восхищающегося талантом
    русского народа. Хорошее Дело гордится тем, что живут такие люди, как бабушка,
    на русской земле. Он прост, деликатен, скромен, умеет уважать человека,
    радоваться красоте природы. Он прощает людям презрительное отношение к себе,
    понимая, что это идет  от  темноты,  невежества,  непонимания  того,  что  человек 
    может беспокоиться не о собственном благополучии, а бескорыстно служить делу.
    «Чужой – понимаешь? Вот за это самое не любят. Не такой…» Каширины, брат,
    хорошего не любят…! И, оказывается, не только Каширины.)

    Задание: зачитать  текст  «Прощание  Алеши  с  Хорошим  Делом». С. 79.

    «Так закончилась моя дружба
    с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, –
    лучших людей ее».

    Автор рассказал о дружбе взрослого
    человека и ребенка. Если бы сам Алексей был менее чутким, он никогда бы не
    понял Хорошего Дела, да и постоялец не нашел бы пути к его сердцу. Дружба «с
    одним из лучших людей» оказала огромное влияние на Алешу. Она доказывает то,
    что сам мальчик был незаурядной личностью, вызвавшей интерес большого человека.
    Сам Горький убежден и нас убеждает в том, что положительное начало в человеке
    неискоренимо, неистребимо.

    Домашнее задание: дочитать главы XII, XIII повести.

    Урок 56
    А. М. ГОРЬКИЙ. главы из
    повести «детство»

    Цели: подчеркнуть
    оптимистическое звучание повести, несмотря на тяжелое впечатление от многих
    картин в произведении; выявить, в чем проявляется здоровое начало русской
    жизни, на чем основана вера писателя в «возрождение наше к жизни светлой,
    человеческой».

    Ход урока

    I.
    Организационный момент.

    II.
    Работа по новой теме.

    1. Чтение учителем главы XII.

    2. Беседа по вопросам.

    – Что автор называет
    «свинцовыми мерзостями»? (С. 80.)

    – В чем уверен автор? («…русский
    человек все-таки настолько здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет
    их».)

    – Чем «изумительна жизнь наша»? («…сквозь… пласт… победно прорастает
    яркое, здоровое, творческое…».)

    Вывод. Алеша – это «яркое, здоровое и творческое» начало, которое победно
    «прорастает» сквозь пласт «скотской дряни»; его чуткость, справедливость,
    доброта, привлекают самых «лучших людей», которые помогли ему взглянуть на
    жизнь более широко и осмысленно, скупые, полные глубокого смысла фразы Хорошего
    Дела («Нельзя жить чужой совестью, да, да!», «Деньги, брат, ерунда». «Всякую
    вещь надо уметь взять – понимаешь? Это очень трудно – уметь взять!» – это о
    жизни, о бабушке: «Хороша у тебя бабушка, – о, какая земля!», «…записывай, что
    бабушка рассказывает, – это, брат, очень годится…»; о бабушкиных сказаниях:
    «Это – страшно верное, наше…», «Это – страшно русское»; об отношении
    людей: «Чужой – понимаешь? Вот за это самое не любят. Не такой…»; о природе:
    «Славно, брат? То-то!») вошли в душу мальчика и стали его жизненными вехами
    (ориентирами).

    3. Пересказ XIII главы повести.

    III.
    Подведение итогов урока.

    – Как вы понимаете
    выражение «Свинцовые мерзости дикой русской жизни»?

    – Почему так часто ссорились в доме
    Кашириных?

    Домашнее
    задание:
    I группа
    – инсценировать одну из сцен: «Разговор с дедом», «Разговор с Цыганком»,
    «Ученье» и т. д.; II группа –
    подготовить сценарий «История Цыганка», «Дедушка не злой и не страшен»,
    «Бабушка – самый близкий друг Алеши», «Алеша и дом Кашириных».

    Урок 57
    А. М. ГОРЬКИЙ. Повесть
    «детство»

    Цели: подвести итоги
    изучения темы; проверить знания учащихся.

    Ход урока

    I.
    Организационный момент.

    II.
    Заключительная работа по теме.

    1. Тест.

    1) Не является автобиографическим
    произведение:

    а) М. Горького «Детство»;

    б) Л. Н. Толстого «Детство»;

    в) И. А. Бунина «Лапти».

    2) Здоровых творческих корней народной
    жизни лишен:

    а) Алеша;

    б) дядя Яков;

    в) бабушка Акулина Ивановна.

    3) Жанр произведения:

    а) очерк;

    б) рассказ;

    в) повесть.

    4) Рассказывая о «свинцовых мерзостях
    жизни», автор стремился показать:

    а) «…Тот тесный, душевный круг жутких
    впечатлений, в котором жил… простой русский человек»;

    б) что «это – живучая, подлая правда…
    Это та правда, которую необходимо знать до корня…»

    в) что «русский человек все-таки
    настолько еще здоров и молод душой, что преодолевает и преодолеет их».

    5) Тема произведения:

    а) жизнь Алеши;

    б) судьба деда;

    в) рассказ о бабушке.

    6) Название произведения:

    а) указывает на главного героя;

    б) определяет его тематику;

    в) имеет обобщающий смысл.

    7) Жизнь Алеши, показанная в
    произведении, представляется:

    а) типичной;

    б) трагичной;

    в) исключительной.

    8) Главным героем произведения является:

    а) вымышленный персонаж;

    б) реальный человек;

    в) сказочный персонаж.

    9) Авторская позиция в произведении:

    а) скрыта;

    б) выражена в авторском повествовании;

    в) передана одним из персонажей.

    10) Алеша выучился грамоте с помощью:

    а) деда;

    б) бабушки;

    в) жены дяди Якова.

    2. Инсценирование эпизодов из повести.

    3. Демонстрация сценариев по повести.

    Домашнее задание: подобрать материал к сочинению по одной из тем:  «Алеша  Пешков», 
    «Бабушка  Акулина  Ивановна»,  «Судьба  деда Каширина».

    Уроки 58–59
    РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ХАРАКТЕРИСТИКА
    ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ. СОЧИНЕНИЕ

    Цели: учить работать над составлением плана,
    подбором и расположением материала, отбором соответствующих плану цитат, их
    оформлением; учить логическому расположению материала; обогащать словарный
    запас.

    Методические
    приемы
    : чтение текста, ответы на вопросы, анализ
    отобранного материала, рассказ по плану с использованием цитат.

    Ход уроков

    I.
    Организационный момент.

    II.
    Сообщение темы и целей урока.

    III.
    Составление планов к сочинениям.

    1. Составление
    плана
    к сочинению «Судьба деда Каширина».

    1) Наше первое знакомство с дедом.

    2) Что рассказал он Алеше о прежней
    жизни?

    3) Каковы его отношения с Григорием
    Ивановичем?

    4) Как относится дед Каширин к своим
    сыновьям, внукам?

    5) Какие качества проявляет во время
    пожара?

    6) Ради чего жил дед Алеши?

    7) Каков итог его жизни?

    2. Составление
    плана
    к  сочинению  «Бабушка  Акулина  Ива-
    новна».

    1) Кем для Алеши была бабушка?

    2) Отношение ее к богатству.

    3) Любовь к людям.

    4) Смелость, решительность Акулины
    Ивановны.

    5) Связь ее с жизнью народа.

    3. Рассказ по плану о  бабушке,  рассуждения  подкреплять 
    цитатами.

    4. Составление цитатного плана, ответ по плану.

    Характеристика Алеши.

    1) «… Все не понравились мне…»

    2) «Началась и потекла со страшной
    быстротой густая, пестрая… жизнь» или «Дом деда был наполнен горячим туманом
    вражды…».

    3) «…дед
    следит за мною умными и зоркими… глазами…»

    4) «Нет, Максим не бил его, да и мне
    запретил».

    5) «…оно
    (сердце) стало… чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

    6) «Я и любил Ивана, и удивлялся ему до
    немоты».

    7) «Я не мог терпеть, когда ребята
    стравливали собак…»

    8) «Я не мог подойти к нему (Григорию
    Ивановичу)…»

    9) «Так кончилась моя дружба с первым
    человеком из бесконечного ряда чужих людей…»

    10) «…Свинцовые мерзости дикой русской
    жизни…»

    IV. Работа в черновиках.

    V. Чтение и анализ 2–3
    работ учащихся.

    VI. Редактирование в
    черновиках.

    VII. Написание сочинения
    в чистовик.

    Домашнее  задание:  познакомиться  с  легендой  о  Данко  (учебник, с. 84–87); подумать,
    какова ее главная мысль; подготовить выразительное чтение вслух, сохранив
    особый, сказочный ритм.

    Урок 60
    легенда о Данко из рассказа «старуха изергиль»

    Цели: познакомить с содержанием легенды,
    определить основную мысль, работать над выразительностью чтения вслух; отметить
    готовность героя легенды на самопожертвование.

    Методические
    приемы
    : чтение, пересказ, аналитическая беседа.

    Ход урока

    I.
    Организационный момент.

    II.
    Сообщение темы и целей урока.

    1. Слово учителя.

    Среди рассказов Горького
    есть реалистические и романтические произведения.

    – Вспомните, какие произведения
    называются реалистическими? романтическими? (Романтизм, романтический –
    направление в литературе, проникнуты стремлением показать в ярких образах
    высокое назначение человека.

    Реализм, реалистический – творческий
    метод, положивший в основу художественного мира литературных произведений
    познание социальных связей человека и общества, правдивы, исторически
    конкретное изображение характеров и обстоятельств в их многосторонней
    взаимообусловленности.)

    – К каким произведениям –
    романтическим, реалистическим – относятся повесть «Детство» и рассказ «Старуха
    Изергиль»?

    Реалистические
    произведения
    – изображение типических характеров в
    типических обстоятельствах при верности деталей.

    Романтические произведения – изображение событий с субъективной позиции автора, что ведет к
    выдвижению на первый план исключительных характеров или сюжетов, то есть, «как
    в книге», а не как в жизни.

    – К каким произведениям
    относятся повесть «Детство» и рассказ «Старуха Изергиль»?

    Вывод. Рисуя романтических героев, писатель выражает свое субъективное
    отношение к ним. Они служили, служат и будут служить «призывом гордым к
    свободе, к свету». «Пускай ты умер, но капли крови твоей горячей, как искры,
    вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы,
    света.

    Безумству храбрых поем мы славу».

    2. Анализ легенды о Данко.

    – Где происходят события легенды?

    Задание: близко  к  тексту 
    рассказать  описание  леса,  состояние людей.

    «Не своротить камня с пути
    думою».

    – Как понимать? (Чтобы
    человек мог решить какой-то вопрос, нужно действовать. «Под лежачий камень вода
    не течет».)

    Задание: зачитать описание пути. Описание грозы над лесом. Подчеркнуть
    поэтичность языка (сравнения, метафоры, эпитеты).

    – Чем отличается Данко от
    окружающих его людей? (Решительностью, смелостью, выносливостью, упорством в
    достижении цели – пройти через весь лес.)

    – В чем, по мнению людей, вина Данко?

    – Почему в его сердце вскипевшее на них
    негодование угасло? («…От жалости к людям…».)

    – Что сделал для людей Данко? Что
    изумило их? (Сравнения: сердце – солнце, люди – камни.)

    – Как велика благодарность людей Данко?
    («…Люди… не заметили смерти… наступил на гордое сердце ногой…».)

    – Какова тема отрывка? (Тема любви к
    людям, самопожертвования во имя жизни других.)

    – Какова основная мысль. (В жизни
    всегда есть место подвигу. Гимн смелым и бесстрашным людям.)

    – Отражена ли главная мысль легенды в
    иллюстрации?

    3. Выразительное чтение отрывка из легенды (от слов – «Что сделаю я
    для людей…» до конца).

    III.
    Подведение итогов урока.

    – Кому из горьковских
    героев вы хотели бы поставить памятник и каким вы его себе представляете?

    Домашнее
    задание:
      прочитать рассказ  Горького  из  «Сказок об
    Италии» – «Мать изменника».

    Урок 61
    внеклассное чтение. рассказ «мать изменника»
    из «сказок об италии» м. горького

    Цели:  проверить понимание прочитанного,
    развивать умение характеризовать героев на основе их деяний.

    Оборудование: произведения А. М. Горького, портрет.

    Ход урока

    I.
    Организационный момент.

    II.
    Работа по карточкам.

    Карточка
    1.

    Проанализируйте отрывок из
    «Легенды о Данко». Какими художественными средствами пользуется автор?

    А лес все пел свою мрачную
    песню, и гром гремел, и лил дождь…

    – Что сделаю я для людей?! – сильнее
    грома крикнул Данко.

    И вдруг он разорвал руками себе грудь и
    вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

    Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче
    солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а
    тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая упала в гнилой
    гнев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

    – Идем! – крикнул Данко. И бросился
    вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

    Они бросились за ним, очарованные.
    Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен
    топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем
    горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был
    впереди, и сердце его все пылало, пылало!

    И вот вдруг лес расступился перед ним,
    расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу
    окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза
    была – там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела
    трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река… Был вечер, и от лучей
    заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из
    разорванной груди Данко.

    Кинул взор вперед себя на ширь степи
    гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся
    гордо. А потом упал и – умер.

    Люди же, радостные и полные надежд, не
    заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое
    сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил
    на гордое сердце ногой… И вот оно, распавшись в искры, угасло…

    Ответ: Это заключительная часть «Легенды…», рассказывающая о славном
    подвиге Данко, осветившем людям путь своим сердцем и погибшем за них, оставив о
    себе память. Сердце Данко сравнивается с солнцем, враждебный лес, тьма,
    невзгоды вынуждены отступить. Люди меняются. Увлеченные чудом, они вновь
    становятся, как раньше, сильными и смелыми. Великолепный пейзаж, открывшийся
    победившим страшный лес и грозу, покоряет обилием света, насыщенностью красок.
    Люди теперь «радостные и полные надежд», но и безжалостные, равнодушные. Они не
    заметили смерти героя. А один (очень похожей на Ужа из «Песни о Соколе») даже
    «наступил на гордое сердце ногой».

    М. Горький использует в своей
    легенде много приемов, традиционных для фольклора: инверсию, повторы, ритм,
    олицетворения, сравнения. В этом отрывке много эпитетов (по форме обособленных
    определений), среди них цветовые.

    Карточка
    2.

    Подвиг какого античного
    героя, похожий на подвиг Данко, вы можете назвать? В чем он состоял?

    Ответ. Это подвиг Прометея, похитившего у богов огонь для людей, чтобы
    согреть земных жителей, осветить их жизнь, изменить ее к лучшему. Страшное
    наказание его постигло: прикованный к скале, он не мог пошевелиться, а огромные
    орлы терзали его печень. Бесконечно долго длились муки славного героя, но люди
    не забыли его. Имя Прометей стало нарицательным, так называют людей, которые
    готовы для других на подвиг самопожертвования, о людях, пренебрегающих своими
    интересами для блага всех.

    Карточка
    3.

    Нарисуйте словесный портрет
    Данко. Постарайтесь включить в него слова, которыми характеризует героя М.
    Горький.

    Ответ. Данко – молодой красавец. Он высокий, стройный, у него гордая
    осанка и широкие плечи атлета. В лице его поражают глаза, они приковывают
    внимание каким-то необыкновенным, сверхъестественным сиянием – это в них горит
    великая любовь к людям, желание помочь им стать лучше, сильнее, смелее.

    Трудно представить, во что одет
    Данко, да это, наверное, не важно, как и цвет глаз, длина волос, форма носа…

    Хотя лоб его наверняка высок и чист,
    а профиль четок, как у очень красивого человека.

    III.
    Сообщение темы и целей урока.

    IV.
    Экскурсия по выставке книг, составленной из произведений Горького, его
    портреты.

    Экскурсию ведет
    библиотекарь; среди книг – «Сказки об Италии».

    V.
    Изучение новой темы.

    1. Пересказ рассказа «Мать изменника» (содержание, герои).

    2. Беседа по вопросам.

    – Как автор описывает
    тревожную жизнь осажденного города? («…Тесное кольцо врагов…», «звон оружия,
    громкий хохот… песни людей, уверенных в победе…», «…выжгли виноградники…»,
    «вытоптали поля…», «…пушки и мушкеты врагов осыпали город… чугуном и свинцом»,
    стоны раненых», «молитвы женщин и плач детей».)

    «Вы снова на улице, монна Марианна?

    – К кому обращены эти слова? (Гражданка
    и мать, она думала о сыне и родине: во главе людей, разрушавших город, стоял ее
    сын…».)

    – За  что  благодарит  Мадонну 
    женщина,  оплакивающая  убитого сына? («Или убейте меня, за то, что мой сын
    стал врагом вашим, или откройте ворота, и я уйду к нему…»)

    – Зачем мать уходит к сыну? («Мать!
    Ты пришла ко мне… завтра я возьму этот проклятый город… Я разрушу гнездо
    упрямцев!»

    «Мать – творит… охраняет, и говорить
    с ней о разрушении – значит говорить против нее…»)

    – Что сделала мать? («Человек – я
    сделала для родины все, что могла. Мать – я остаюсь со своим сыном».)

    Вывод. Горе матери, потерявшей сына, безмерно, это страшное наказание, но
    страшнее этого наказания – это предательство сына – таков лейтмотив
    романтического рассказа А. М. Горького.

    VI.
    Подведение итогов урока.

    – Какие еще «Сказки об
    Италии» вы читали? Понравились ли они?

    Домашнее
    задание:
    самостоятельное прочитать «Сказки об Италии».

    Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

    Здравствуйте, уважаемые читатели!

    Каждый из нас очень часто оглядывается назад и смотрит на свою прошедшую жизнь. Вспоминает, что было. Чаще вспоминает хорошее, но бывает и плохое. Я хочу поведать вам о своем детстве, отрочестве, юности, молодости, зрелом возрасте, своих ощущениях, миропонимании и мировоззрении. Я прожил интересную жизнь на стыке разных эпох, и мне есть что и с чем сравнивать.

    В каждом регионе нашей страны жизнь несколько различалась. Мне повезло, что я смог пожить в нескольких регионах. Профессиональный рост и опыт у меня тоже был весьма разнообразный. Мой опыт, полагаю, будет интересен широкому кругу читателя. Итак!

    Рассказ первый. Мое детство

    Я родился в г. Энгельсе Саратовской области 19 марта 1974 года в семье врача, Любовь Петровны, моей мамы, и офицера МВД – моего отца, Сергея Васильевича.

    Раннее детство помню плохо, эпизодами. Мое появление на свет прошло с осложнениями. Получил родовую травму, сопряженную с механической асфиксией из-за обвития пуповиной. В силу этого и возможно еще каких-либо причин мое развитие было запоздалым. Долго не мог научиться ходить. Не держал стопы ног – они подвисали. Мной много занимались.

    Родители мамы тоже были врачами. Бабушка Мария Федоровна работала заведующей приемным отделением детской больницы, а дед (служивший с 1945-го по 1949 год в СМЕРШе в Германии, а потом в органах МГБ на Западной Украине) Александр Андреевич – работал невропатологом. Со службы в МГБ он уволился после смерти Сталина и Берии из-за несогласия с политикой, проводимой новым руководством страны. Закончил медицинский институт и работал врачом. Таким образом у него было три образования – юридическое, разведшкола и медицинское.

    Мой дядя Андрей возил мне из детской кухни молоко, творог и кефир. Он старше меня на 12 лет. По линии отца дед Василий Андрианович работал начальником оперчасти в колонии (начинал моряком на флоте, затем руководил отделом секретки в морском училище, а после его расформирования работал в колонии), а бабушка – Мария Васильевна преподавала в школе домоводство у девочек. Много шила одежды внукам и внучкам.

    На рубеже 197 1979 годов я тяжело заболел менингитом. Был парализован, лечился под надзором бабушки в детской больнице. Меня постоянно кололи многоразовыми шприцами, вводили катетер. Это было очень неприятно. Все родственники меня навещали. Дарили модельки машинок. Мне они очень нравились.

    Как-то зимой после тяжелого кризиса я попросил свежей клубники. Моего отца к тому времени перевели служить на север в г. Киров. Бабушка позвонила знакомому директору совхоза. Клубники у него не было, но он по сильнейшему гололеду приехал в больницу и привез свежих огурцов и помидор. Они были очень ароматные. Таких в магазинах сейчас не продают.

    И тут буквально через несколько часов прилетел мой папа на самолете (тогда они летали регулярно из Кирова в Саратов). И привез замороженную КЛУБНИКУ! Я был в шоке. У нас на юге ее не было, а на севере – пожалуйста. Отцу сообщили, что я в крайне тяжелом состоянии, могу умереть и вот выразил такое желание. И он его исполнил! Настоящий волшебник! Благодаря этому случаю, лечению и постоянному позитиву, который мне дарили окружающие люди, я пошел на поправку.

    Спустя некоторое время в марте 1979 года мы с мамой поехали следом за отцом с пересадкой через Москву. Там я впервые попробовал сосиски в кафе «Лель». Мне они показались «пищей богов». Они очень приятно пахли и были удивительно вкусными. В Москве вечером сели на поезд и поехали в Киров. В столице нашей Родины уже зеленела травка и появились первые цветы. Утром, проснувшись в поезде, я выглянул в окно и с огромным удивлением обнаружил, что вернулся в зиму. Было очень много снега, и сугробы своими размерами просто поражали.

    В Кирове мы поселились в двухэтажном доме на первом этаже в квартире № 11 во дворе школы номер 28. Квартира была угловая, и зимой стены спальни промерзали насквозь и покрывалась тонким слоем льда. Спали под кучей одеял и верхней одежды.

    Детский сад и школа

    Меня устроили в ведомственный садик. Он был очень далеко от дома, и поэтому приходилось рано вставать. Я стал часто болеть, и родители были вынуждены нанять мне няню – Татьяну Александровну. Она много лет помогала ухаживать за мной и родившимся потом братом. Отпуска по уходу за детьми тогда были маленькие. Работа у родителей была очень ответственной. Да и в целом домоседство тогда не приветствовалось.

    В 1981 году я пошел в школу № 28 г. Кирова. Я еще с 5 лет читал книги и мог писать. Сам еще в пятилетнем возрасте прочитал толстенную книгу про Старика Хотаббыча. Учиться мне было не очень интересно, но, тем не менее, учился только на отлично.

    Моей первой преподавательницей была Мусихина Маргарита Григорьевна. Кажется, она тоже училась в пединституте, так как сначала писала с ошибками на доске. Но через три года моего и ее обучения она стала писать правильно, закончила вуз и далее была у нас классным руководителем. И учила нас – ВНИМАНИЕ! – русскому языку и литературе. Она большое внимание уделяла не только обучению, но и культурно-воспитательной и развивающей работе. С удовольствием участвовал в общественных мероприятиях – различного рода концертах, спектаклях, сборе макулатуры и металлолома.

    Когда приняли в октябрята – был настоящий праздник. Родители купили огромный торт, украшенный грушами, сливами и еще какими-то фруктами. Было вкусно.

    С родителями каждые выходные осенью ездили за грибами в лес. Выезжали в 5 утра на троллейбусе до ж/д вокзала. А дальше ехали на электричке. Транспорт тогда был старого типа с закругленными концами. Я очень любил лесные завтраки. Как правило, в них входили вареные яйца и бутерброды с колбасой и сыром.

    Так как родители были весь день на работе, то в магазин за продуктами ходил я сам. В мою задачу входило купить молоко, кефир, отоварить талоны на колбасу вареную и копченую, сливочное масло (давали по полкило в месяц на человека) и сахар (давали по 1 кг в месяц на человека). Этого нам вполне хватало. Эх, а что это была за чудесная колбаса. От нее шел умопомрачительный аромат. Вкус у нее был нежный. А консистенция плотной. Тогда ее реально делали из чистого мяса, выращенного на натуральных кормах по технологиям наших предков.

    Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

    И никому бы в голову не пришло перемалывать в нее хрящи, кости, добавлять сою и продукты растительного происхождения. А сейчас в нашей стране разучились делать колбасу, молочку, печь хлеб. Все продаваемые продукты являются эрзацем (то есть грубой подделкой) и не содержат ничего полезного.

    Молочные продукты в нашем городе продавались в пол-литровых бутылках, запечатываемых крышкой из жесткой фольги. Молоко запечатывали серой блестящей крышкой, кефир зеленой, снежок – фиолетовой. Больше 2 дней молоко не стояло – быстро прокисало даже в холодильнике, так как было натуральным – без консервантов и антибиотиков. А вкус молочки был волшебным, незабываемым и непередаваемым. Чтоб его понять – надо обязательно попробовать.

    Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

    Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

    Ох. А какой был раньше вкусный хлеб! Это отдельная песня! Его делали из натуральной пшеницы, либо ржи. И его надо было съедать как можно быстрее, так как он быстро портился (2-3 дня). В нем ведь не было консервантов, разрыхлителей, пальмового масла.

    Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

    Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

    Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

    В школе мы много учили стихов, писали диктанты, изложения, сочинения, пересказывали не только рассказы, но и целые повести, большие отрывки из романов. С детства у нас хорошо развивали память, учили мыслить, обрабатывать большие объемы информации. Я за день мог прочитать страниц 400 – 500 текста и пересказать. А у некоторых ребят результаты были еще лучше. Так же нас учили музыке, рисованию, черчению. Со второго класса выступали на школьной сцене, рассказывая стихи, танцевали, исполняли песни. Уже во втором классе мы поставили театральную постановку для первоклассников о первопечатнике Иване Федорове ко Дню Азбуки.

    Наша постановка имела ошеломительный успех и в последствии мы ее ставили для первоклашек каждый год.

    Со второго класса я стал получать дополнительное образование по классу фортепиано в музыкальной школе. Посещал там также и уроки сольфеджио и пения. С 10 лет записался в детско–юношескую спортивную школу, где занимался баскетболом. Младший брат занимался там же фигурным катанием.

    Два раза в неделю в школе были уроки физкультуры. Так как жили на севере – много времени уделялось ходьбе на лыжах. Как правило, раз в месяц по субботам у нас были походы в лес, где организовывались «Зарницы». Мы должны были хорошо ориентироваться в глухом таежном лесу и находить заданные точки, захватывать чужой флаг и уничтожать штаб врага. Медведей я не встречал, но волков и лис видел. В Кировской тайге они намного крупнее, чем в Саратовский степях.

    Не менее 1 раза в месяц всем классом ходили в драмтеатр или театр юного зрителя. Как-то попал в кукольный театр, но его постановкой не впечатлился. 3–4 раза в год посещали цирк. Очень запомнилась музыкальная постановка Рижского театра. Он приезжал вместе с Раймондом Паульсом и Валерием Леонтьевым.

    Я с родителями дважды ездил в Латвию – на осенние каникулы в 1981 году и летом 1988 года. Жили у прадедушки – Фёдора Ивановича в Риге в спальном районе Югла. Мне там очень понравилось. Я легко начал учить разговорный латышский язык. Из уважения к местному населению в магазинах и общественных местах старался обращаться к ним на их родном языке. В целом латыши мне очень понравились своей доброжелательностью. Впервые в Риге я увидел артиллерийский салют на 7 ноября 1981 года. На меня он произвел неизгладимое впечатление. Особенно классно смотрелись мерцающие огни. Также впервые попробовал Кока колу и Фанту в маленьких стеклянных бутылочках 0.33 л. Впервые ел в кафе шашлык. Первый раз в магазине увидел и купил сосиски. Они были такие же вкусные как в Московском кафе.

    Кстати, потом сосиски нам стали давать в школе на обед еще в первом классе. Давали обычно с макаронами. И даже появились сардельки. Их давали с картофельным пюре. А на десерт была ватрушка с творогом. И я понял, что жизнь «налаживается».

    Моей главной подработкой в школьные годы был поиск, мойка и сдача бутылок. Из под лимонада 20 копеек, из под молока 15 копеек. Буханка хлеба стоила 20 копеек. Килограмм самой дорогой Телячьей колбасы – 3 рубля 60 копеек, Докторской – 2 рубля 20 копеек, Чайной – 1 рубль 60 копеек. Копченку я не очень любил, потому цены на нее не помню. Но тоже небольшие были. Килограмм мяса с костями в госмагазине стоил 1 рубль 70 копеек, а в коопторге получше качеством и почти без костей – 5 рублей. Эти цены были в Кировской и Саратовской областях. Цены могли отличаться в зависимости от пояса к которому относился регион (в СССР их было 3), целевого назначения магазина и его принадлежности государству, кооперативным структурам, райпотребсоюзу или колхозу.

    А еще нас в школе воспитывали трудом. Раз в месяц мы делали генеральную уборку с мытьем всего и вся класса и школы. Летом участвовали в ее ремонте и уборке пришкольной территории. 2–3 недели летом и также осенью помогали колхозам. Сначала дергали сорняки, а потом убирали урожай. С 6 класса в учебную программу входил 1 день в неделю – по четвергам – труд на комбинате искусственных кож. Лично я на ручном прессе штамповал прокладки для водопроводных кранов. За эту работу мы раз в месяц получали трудовой рубль! Лучших трудяг награждали грамотами! С 7 класса также раз в неделю трудились на учебно-производственном комбинате. Лично я осваивал строительные профессии каменщика, плиточника и штукатура. В будущем мне это пригодилось. Большинство девчонок из класса предпочли трудиться токарями и фрезеровщиками. Домоводство они освоили на более ранних стадиях обучения. А мы сначала шитье, а потом работу на станках освоили на уроках труда с 1 по 5 классы.

    Шло время, я рос, взрослел, был принят в пионеры на торжественной линейке на центральной площади. Назначен звеньевым – командиром пионерского звена. Был включен в совет пионерского отряда и понерской дружины. У нас постоянно шли социалистические соревнования в учебе, труде, общественной деятельности. Но успевали и пару часов вечером во дворе погулять, в футбол или партизан поиграть и на выполнение домашней работы время хватало и книгу для себя почитать. Но вот времени для безделья и праздности не было совсем.

    Хотелось еще остановиться на одном очень важном аспекте. Наш народ искренне любил своих вождей, верил им, уважал их. Поистинне всенародным горем стала смерть Леонида Ильича Брежнева. В дни траура мы не учились. Все очень переживали случившееся. Как переживали потом смерть Андропова Юрия Владимировича и Черненко Константина Устиновича. Уходила эпоха великих советских деятелей. Наступали новые времена. И никто из нас не подозревал, насколько страшные периоды жизни нам предстоит пережить в будущем. Близился конец беззаботной, дружной жизни советского народа и эпохи великих свершений и подвигов.

    Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

    Брежнев Леонид Ильич

    Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

    Андропов Юрий Владимирович

    Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

    Черненко Константин Устинович

    Приближалось мое отрочество.

    Настоящая статья является авторским произведением и не подлежит копированию и распространению без ссылки на автора адвоката Козлова Сергея Сергеевича и без указания его номеров телефонов: 89173146101 и 89042436016 и его электронной почты s742006@yandex.ru.

    Продолжаем проект «Хранители времени», в котором мы рассказываем о раритетах, которые белорусы бережно хранят как важную семейную ценность. Это может быть старинная книга столетней давности либо необычный механический календарь. Возможно, это набор письменных принадлежностей с 60-летней историей. Следующий наш рассказ — как раз о нем. Мраморном, тяжеленном, ныне уже бесполезном, однако, безусловно, ценном для семьи нашего читателя Андрея.

    Сейчас набор для письма стоит на подоконнике в моей спальне. Он не выполняет никакой другой функции, кроме одной — отправляет мои мысли в прошлое. А в детских воспоминаниях, как это обычно бывает, собственные выдумки и рассказы родственников переплетаются с реальностью. И уже не важно, совпадают ли разрозненные вспышки в памяти с объективностью. Оказавшись в этом портале, ты ориентируешься на ощущения, а не на истину.

    Образ, который рисуется в моей голове: вечер, в комнате горит только торшер, на столе стоит загадочный мраморный набор для письма, предназначение которого мне неизвестно. Телевизор выключен. Мы с дедушкой Валиком сидим на диване друг напротив друга, между нами — шахматная доска. Я думаю долго, прежде чем переставить фигуру, он отвечает быстро. Я опять долго думаю, а концентрироваться получается плохо: мешает запах чего-то вкусного из кухни. Там бабушка Наташа, она опять запевает «На тот большак, на перекресток…».

    Печально, но почти всего описанного уже нет. Единственное, до чего я могу сегодня дотронуться, — вот эта странная вещица. Она сделана из мрамора, весьма увесистая. На подставке с выемкой для перьевой ручки уместились чернильница, колодка полуовальной формы и декоративный лев из белого камня. Полуовальный предмет — это так называемый пресс-бювар. На него крепилась промокательная бумага, с его помощью записям, нанесенным чернилами, не давали размазаться от случайного движения руки. На крышке чернильницы есть небольшой скол, а ее чистое дно и стенки наталкивают на мысль, что никто ею не пользовался по назначению.

    Для 60-х — это модная вещь. Широкого распространения у пластика тогда не было, многие предметы обихода делали из натуральных материалов. Настоящих. И да, еще полвека назад писали пером: с чернилами, кляксами и промокашками — все как положено. Даже моя мама, которая пошла в первый класс где-то на рубеже 60—70-х, вспоминала, что испытание начальной школой пережила с пером в руке.

    Этот письменный набор и есть мой портал в ту комнату из детства.

    На подставке выгравирована надпись «Гусеву Н. И. В день 50-летия» и дата — 1964 год. То есть вещица принадлежала не дедушке Валику, а его отцу — прадедушке Николаю Илларионовичу. К сожалению, я никогда его не видел. О нем я знаю лишь из рассказов. Самое важное — именно его судьба привела нашу семью в Беларусь.

    Николай Илларионович жил в Крыму, в Евпатории. В первые дни войны его призвали служить на флот. Позже оказался в пехоте, дошел до Чехии. Но оттуда в родной город не вернулся, его сразу с фронта направили работать по военной специальности в Пинск. В семье говорят, таким образом Советы удерживали власть, закрепляли территории за СССР. Как бы то ни было, его жена и трое детей (среди которых и был на тот момент маленький дедушка Валик) вынуждены были перебраться в столицу Полесья. Пишу «жена», но уверенности в том, что брак был заключен официально, у меня нет. Дело в том, что в документах (например, в свидетельстве о рождении) у них разные фамилии. Одни родственники говорят, бумаги где-то затерялись во время войны. Другие вспоминают, что в те времена было модно жить «на веру». То есть считалось, что доверие между супругами важнее штампа в паспорте — якобы были и те, кто воспринимал поход в ЗАГС как довольно пошлый поступок.

    Спустя несколько лет после того как семья прописалась в Пинске, прадедушку вновь перевели — на сей раз в Брест. Свое 50-летие он встретил там. Знаю, Николай Илларионович любил рисовать, обладал каллиграфическим почерком. Наверняка подарок на юбилей был продиктован его увлечениями, был сделан кем-то, кто хорошо его знал.

    Именно в Бресте, на последнем этаже девятиэтажки, находившейся неподалеку от набережной Мухавца, разместилась та самая квартира из моего детства. В ее зале, у окна, стоял большой письменный стол с ножками — львиными лапами, с запирающимся выдвижным ящиком, заполненным бесполезными «драгоценностями», и тумбой, на двери которой я когда-то любил висеть. Слева на столе лежали папки и газеты, справа — мои учебники и тетрадки. А по центру, ближе к дальнему краю, среди одноразовых пластиковых ручек и заточенных ножом карандашей — этот «настоящий» прибор для письма. В те времена мне казалось, он был наполнен загадочными, почти фантастическими свойствами. Теперь, когда прибор стал для меня порталом в детство, я понимаю, что ни капли не ошибался.


    Если и у вас в доме есть такой вот уникальный предмет, вы знаете историю человека, связанного с ним, и можете написать, почему именно эта вещь для вас так дорога, присылайте свои письма на почту dk@onliner.by. Самые интересные рассказы мы будем периодически публиковать.

    Читайте также:

    • «Хранители времени» — расскажите о своем семейном раритете! Запускаем новый проект
    • Хранители времени: семейная реликвия — фотография прапрадеда из Шацка, который отказался от американской мечты ради жены
    • Хранители времени: Библия прабабушки, которая защищает от бед всю семью

    Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

    Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

  • Рассказ бажов серебряное копытце
  • Рассказ бабушка с малиной астафьев
  • Рассказ б п екимова ночь исцеления текст читать
  • Рассказ аэронавта толстой слушать
  • Рассказ аэронавта толстой читательский дневник