Рассказ бабушка с малиной астафьев

Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли на ближний увал по землянику. огород наш упирался дальним пряслом в увал.

Бабушка разбудила меня рано утром, и мы пошли на ближний увал по землянику. Огород наш упирался дальним пряслом в увал. Через жерди переваливались ветви берез, осин, сосен, одна черемушка катнула под городьбу ягоду, и та взошла прутиком, разрослась на меже среди крапивы и конопляника. Черемушку не срубали, и на ней птички вили гнезда.

Деревня еще тихо спала. Ставни на окнах были закрыты, не топились еще печи, и пастух не выгонял неповоротливых коров за поскотину, на приречный луг.

А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках.

Енисей тоже был в тумане, скалы на другом берегу, будто подкуренные густым дымом снизу, отдаленно проступали вершинами в поднебесье и словно плыли встречь течению реки.

Неслышная днем, вдруг обнаружила себя Фокинская речка, рассекающая село напополам. Тихо пробежавши мимо кладбища, она начинала гуркотать, плескаться и картаво наговаривать на перекатах. И чем дальше, тем смелей и говорливей делалась, измученная скотом, ребятишками и всяким другим народом, речка: из нее брали воду на поливку гряд, в баню, на питье, на варево и парево, бродили по ней, валили в нее всякий хлам, а она как-то умела и резвость, и светлость свою сберечь.

Вот и наговаривает, наговаривает сама с собой, довольная тем, что пока ее не мутят и не баламутят. Но говор ее внезапно оборвался — прибежала речка к Енисею, споткнулась о его большую воду и, как слишком уж расшумевшееся дитя, пристыженно смолкла. Тонкой волосинкой вплеталась речка в крутые, седоватые валы Енисея, и голос ее сливался с тысячами других речных голосов, и, капля по капле накопив силу, грозно гремела река на порогах, пробивая путь к студеному морю, и растягивал Енисей светлую ниточку деревенской незатейливой речки на многие тысячи верст, и как бы живою жилой деревня наша всегда была соединена с огромной землей.

Кто-то собирался плыть в город и сколачивал салик на Енисее. Звук топора возникал на берегу, проносился поверх, минуя спящее село, ударялся о каменные обрывы увалов и, повторившись под ними, рассыпался многоэхо по распадкам.

Сначала бабушка, а за нею я пролезли меж мокрых от росы жердей и пошли по распадку вверх на увалы. Весной по этому распадку рокотал ручей, гнал талый снег, лесной хлам и камни в наш огород, но летом утихомирился, и бурный его пугь обозначился до блеска промытым камешником.

В распадке уютно дремал туман, и было так тихо, что мы боялись кашлянуть. Бабушка держала меня за руку и все крепче, крепче сжимала ее, будто боялась, что я могу вдруг исчезнуть, провалиться в эту волокнисто-белую тишину. А я боязливо прижимался к ней, к моей живой и теплой бабушке. Под ногами шуршала мелкая ершистая травка. В ней желтели шляпки маслят и краснели рыхлые сыроежки.

Местами мы пригибались, чтобы пролезть под наклонившу- юся сосенку, по кустам переплетались камнеломки, повилика, дедушкины кудри. Мы запугивались в нитках цветов, и тогда из белых чашечек выливались мне за воротник и на голову студеные капли.

Я вздрагивал, ежился, облизывал горьковатые капли с губ, бабушка вытирала мою стриженую голову ладонью или краешком платка и с улыбкой подбадривала, уверяя, что от росы да от дождя люди растут большие-пребольшие.

Туман все плотнее прижимался к земле, волокнистой куделею затянуло село, огороды и палисадники, оставшиеся внизу. Енисей словно бы набух молочной пеною, берега и сам он заснули, успокоились под непроглядной, шум не пропускающей мякотью. Даже на изгибах Фокинской речки появились белые зачесы, видно сделалось, какая она вилючая.

Но светом и теплом все шире разливающегося утра тоньше и тоньше раскатывало туманы, скручивало их валами в распадках, загоняло в потайную дрему тайги.

Топор на Енисее перестал стучать. И тут же залилась, гнусаво запела на улицах березовая пастушья дуда, откликнулись ей со двора коровы, брякнули боталами, сделался слышен скрип ворот. Коровы брели но улицам села, за поскотину, то появляясь в разрывах тумана, то исчезая в нем. Тень Енисея раз-другой обнаружила себя.

Тихо умирали над рекой туманы.

А в распадках и в тайге они будут стоять до высокого солнца, которое хотя еще и не обозначило себя и было за далью гор, где стойко держались снежные беляки, ночами насылающие холод и эти вот густые туманы, что украдчиво ползли к нашему селу в сонное предутрие, но с первыми звуками, с пробуждением людей убирались в лога, ущелья, провалы речек, обращались студеными каплями и питали собой листья, травы, птах, зверушек и все живое, цветущее на земле.

Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно. Вот туман по грудь нам, по пояс, до колен, и вдруг навстречу из-за дальних увалов полоснуло ярким светом, празднично заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на камнях, на валежинах, на упругих шляпках молодых маслят, в каждой травинке и былинке.

Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким, чистым голосом, как будто она и не спала, будто все время была начеку: «Тить-тить-ти- ти-ррри…».

— Что это, баба?

— Это Зорькина песня.

— Как?

— Зорькина песня. Птичка зорька утро встречает, всех птиц об этом оповещает.

И правда, на голос зорьки — зорянки, ответило сразу несколько голосов — и пошло, и пошло! С неба, с сосен, с берез — отовсюду сыпались на нас искры и такие же яркие, неуловимые, смешавшиеся в единый хор птичьи голоса. Их было много, и один звонче другого, и все-таки Зорькина песня, песня народившегося утра, слышалась яснее других. Зорька улавливала какие-то мгновения, отыскивала почти незаметные щели и вставляла туда свою сыпкую, нехитрую, но такую свежую, каждое утро обновляющуюся песню.

— Зорька поет! Зорька поет! — закричал и запрыгал я.

— Зорька поет, значит, утро идет! — пропела благостным голосом бабушка, и мы поспешили навстречу утру и солнцу, медленно поднимающемуся из-за увалов. Нас провожали и встречали птичьи голоса; нам низко кланялись, обомлевшие от росы и притихшие от песен, сосенки, ели, рябины, березы и боярки.

В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники. Я наклонился, взял пальцами чугь шершавую, еще только с одного бока опаленную ягодку и осторожно опустил ее в туесок. Руки мои запахли лесом, травой и этой яркой зарею, разметавшейся по всему небу.

А птицы все так же громко и многоголосо славили утро, солнце, и Зорькина песня, песня пробуждающегося дня, вливалась в мое сердце и звучала, звучала, звучала…

Да и по сей день неумолчно звучит.

В. П. Астафьева

Цели: 

  1. Обучение анализу художественного текста.

  2. Развитие умения критически мыслить, развитие творческих способностей.

  3. $Воспитание нравственных качеств личности: взаимопомощи, взаимовыручки, доброте, уважения к старости.


Применяемые технологии: технология $развития критического мышления, проектной технологии.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, выполненная в программе Power Point (включает в себя: биографические данные об В. П. Астафьеве, кроссворд для заключительной части урока, результат работы проектных групп – диафильм по рассказу для учащихся начальной школы)

 Предварительное задание: Прочесть рассказ Астафьева «Бабушка с малиной», составить его цитатный план, проектным группам нарисовать кадры диафильма к плану для учеников начальной школы.

Ход урока

  1. Слово учителя о В. П. Астафьеве (презентация)

$
Совсем недавно ушел из жизни В. П.Астафьев (2001 год).Он родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка. Что на реке Енисее.

К самому берегу подступает вековая тайга. В. П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не перестаю удивляться ее красо$те, неистощимому терпению и доброте… И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Царь – рыба». В. П. Астафьев – искренний и правдивый писатель. Он много испытал и выстрадал, прежде чем попытаться рассказать о пережитом, о виденном. А жизнь Астафьева была нелегкой.

Мальчику было семь лет, когда утонула его мать, Лидия Ильинична. Ее он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Однако довелось Вите быть беспризорником, узнать, что такое детский дом.

Из родных мест ушел в 1942 году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем.
В послевоенные годы пришлось сменить буд$ущему писателю много профессий. В 1951 году он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии.

 2. «Верно ли…» (прием технологии развития критического мышления) по биографическому материалу писателя с целью развития внимательности и закрепления только что пройденного.$

  • Астафьев родился в Краснодарском крае,

  • Ему было семь лет, когда утонула мать,

  • Когда началась Великая Отечественная война, Астафьев был слишком мал и не принимал участия в боевых сражениях,

  • Перв$ый рассказ опубликован в газете «Чусовой рабочий».


3.Чтение рассказа «Бабушка с малиной».

  1. Выявление первичного восприятия.

  • Понравился ли рассказ? Чем?

  • Какие чувства вы испытывали, читая рассказ?


Жалость к старушке, гордость за поступок ребят.

  1. Аналитическая беседа по прочитанному.


Что мы узнаем из начала рассказа? Где проис$ходит действие?

  • Как ведут себя пассажиры поезда? Кто эти пассажиры?

(«штук тридцать ребятишек», «старушонка»)

    $

  • Обратите внимание на слово «старушонка». Как автор относится к пожилой женщине?

  • Сравните действия ребят и «старушонки».


«Ребятишки» «Старушонка»

«пытаются влезть» «среди них копошится»
«остреньким плечом «режет массы» 
«кто-то из ребят хватает ее под мышки» «подпрыгивает, как петушок,
«$взгромождается на подножку» 
Ловким и шустрым ребятишкам противопоставлена пожилая женщина, которой все уже дается с трудом, но она по-прежнему, как когда-то в молодости, старается всю$ду успеть, всех опередить.

  • «… и в это время случается авария. Да что там авария – трагедия!» Что же произошло? Обратите внимание на состояние «бабки».


^ Оцепенела — схватилась за сердце – потрясенно смотрела – встрепенувшись, крикнула.

  • И здесь впервые автор дает описание внешности «бабки». Зачитайте и подумайте, на что и с какой целью, в первую очередь, обращает внимание автор. 


«руки, так много и проворно работавшие в этот день, руки старой крестьянки и ягодницы…». Автор говорит не только о растерянности «бабки», но и о ее нелегкой жизни

  • $Обратим внимание на поведение пассажиров вагона. Как такое поведение их характеризует?


Школьники $Бабушка
«поспешно освободили место» «молча села»
Притихли «сорвала посудину…сердито запихнула
его пяткой под сиденье»$
«неподвижно смотрит на пустой фонарь»
Какой стилистический прием использует автор, чтобы показать душевное состояние героини?

$
 Автор вводит второстепенный образ – образ фонаря, который связан с образом главной героини и подчёркивают идею произведения.Фонарь, как и бабка, у которой погиб внук на войне, — сирота, и висит он, никому уже не нужный, в вагоне, освещённом электричеством. «Пусто в фонаре. Пусто в туесе. Пусто у бабки на душе» — повтор слова «пусто» усиливает мотив «одиночества среди людей», еще глубже показывает «бабкино горе».

  • «А ведь еще$ какой- то час назад она была совершенно счастлива». В чем заключается бабкино счастье?


«…через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину и хвастала ребятишкам, встретившимся ей в лесу:
«Я прежде проворная была!…»

  • Что мы узнаем о бабке из ее рассказа «в минуты счастья»?

$ «Ловка бабка и на диво говорлива. Успела рассказать ребятам о том, что человек она ноне одинокий, пережила всю родню. Прослезилась, помянув внука Юрочку, который погиб на войне, потому что был лихой парень и не иначе как на танку бросился, и тут же, смахнув платком слезы с реденьких ресниц, затянула: 
^ В саду ягода малина 
Под у-у-у-укрытием росла-а-а… $
И даже рукой плавно взмахнула. Должно быть, компанейская бабка когда-то была. Погуляла, попела на своём веку…» 

  • «А теперь вот молчит, замкнулась. Горе у бабки». Почему же так расстроилась бабка? Малину ли ей только жалко? 

$
^ Жалко своего напрасного труда, своих стараний, обидно, что нет прежней ловкости, сноровки, что некому пожалеть бабку – одна-одинешенька она на свете.

  • Как бы вы повели себя в подобной ситуации? А что придумали рыбаки?

  • Как на это реагирует бабка? Как это ее характеризует?

$
«Чужого не возьму! Сроду чужим не пользовалась!»

  • Как «урезонил» ее рыбак?

  • И вот туес доверху наполнен. Но почему же бабка опять плачет?


$
От радости, от человеческого благородства, оттого, что представила, что это ее внуки помогли ей.

  • Как меняется настроение повествования? Что служит тому причиной? Какие стилистические приемы помогли нам это увидеть?

$
Ярким, очеловеченным нарисован образ поезда, он наделяется не только человеческим голосом, но и повадками, и человеческими эмоциями: ему радостно за бабушку, которая едет уже с малиной. Автор использует олицетворения, риторические восклицания, повторы слов

  • Почему рассказ называется именно так, не лучше было бы назвать его «Бабушка без малины»? Какой еще один урок нравственности мы можем извлечь из этой истории, рассказанной Астафьевым?


Человеку, попавшему в беду, нужно помочь, причём не просто добрым словом, но и делом.

  1. Просмо$тр работы творческих групп — диафильма к рассказу (презентация). 

  2.  Работа над элементами композиции.

Бабка подпрыгивает, как петушок, взгромождается на подножку, и в $это время случается авария. Да что там авария — трагедия! Самая настоящая трагедия. Берестяной туес, привязанный на груди платком, опрокидывается, и из него высыпается малина — вся, до единой ягодки. 

А ведь ещё какой-то час назад она была совершенно счастлива. В кои-то веки поехала по ягоды, через силу лазила по чащобе и лесным завалам, быстро, со сноровкой собирала малину и хвастала ребятишкам, встретившимся ей в лесу: 

«Я прежде проворная была! Ох, проворна! По два ведра малины в день насобирывала, а черницы либо б$русники, да с совком, и поболе черпывала. Свету белого не видать мне, если вру», — уверяла бабка поражённых ребят. И — раз-раз, незаметно так, под говорок, обирала малину с кустов. Дело у неё спорилось, и удобная старинная посудина быстро наполнялась. 

Школьники засуетились, заговорили. Из-под лавки был извлечён бабкин туес. Рыбак поставил его подле ног и дал команду: 

— Налетай! Сыпь каждый по горсти. Не обедняете, а бабусе радость будет! 
И потекла малина в туес, по горсти, по две

И когда туес наполнили доверху, рыбак торжественно поставил его бабке на колени. 
Она обняла посудину руками и, пошмыгивая носом, на котором поплясывала слеза, всё повторяла: 
— Да милыя, да родимыя!.. Да зачем же это? Да куда мне столько? Да касатики вы мои!.. 

Поезд летел к городу. Электровоз рявкнул озорно,
словно бы выкрикивал: «Раздайся, народ! Бабку с 
малиной везу!» Колёса вагонов поддакивали: «Бабку! 
Бабку! С малиной! С малиной! Везу! Везу!» 

Рефлексия

Письменно продолжите фразу «Быть добрым – это значит …»
$ 8. Подведение итогов цикла уроков внеклассного чтения.

  • Какие человеческие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы стать настоящим Человеком?

$

Дружелюбие
с
Острадание
до
Брожелательность
се
Рдечность
с
О$чувствие
о
Тзывчивость
вним
А$ние

  • Мы вновь и вновь убеждаемся, что Добро вечно, оно побеждает и наказывает Зло во всех его проявлениях.


Верю я: придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б. Пастернак

«В.П. Астафьев «Капалуха»»

Барашева А.А.

Методист: ________ Сосновских А.В.

Учитель: _________ Агафонова Е.Ю.

Педагог – психолог: _________ Хайдукова П.О.

Тема:
В.П. Астафьев «Капалуха»

Перспективная цель: сформировать представление у обучающихся о писателях
– натуралистах, их произведениях.

Актуальная цель: формировать умения обучающихся анализировать рассказ
В.П. Астафьева «Капалуха», воспринимать на слух чтение учителя.

Предметные: воспринимать на слух произведение, читать вслух и про себяпонимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов с опорой на
текст, или пользуясь словарем, отличать рассказ от
сказки, понимать нравственный смысл рассказа, определять основную
мысль рассказа, рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения,
характеризующие его поступки и характер. оценивать свои достижения, читать
вслух осознанно, без искажений, передавая своё отношение к прочитанному,
выделяя при чтении важные по смыслу слова, находить ответы на вопросы в тексте;
находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или
подтверждения собственного мнения;  прогнозировать содержание текста
художественного произведения по заголовку; определять главную мысль и героев
произведения; нравственно оценивать поступки персонажей, формировать свое
отношение к героям произведения; формулировать простые выводы, основываясь на
содержании текста, расшифровывать автора и название произведения, описывать
иллюстрацию
, соотносить
название рассказа с темой и главной мыслью
, называть фамилии авторов, произведения, пересказывать по плану, от
первого лица.

Личностные: формирование средствами литературных произведений целостного взгляда
на мир в единстве и разнообразии природы, развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения сравнивать
поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев; развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; адекватного
понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; стремиться
 к совершенствованию своих знаний, ориентация в нравственном содержании и
смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие
познавательных интересов, учебных мотивов, формирование готовности к
сотрудничеству, оказанию помощи.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать её,
сохранять на протяжении всего урока, читать в соответствии с целью чтения, оценивать
свои достижения и результаты, фиксировать в конце урока
удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, умение
контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему
вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать её на
уровне обобщения в совместной коллективной деятельности, строить рассуждение по
теме урока, осознавать смысл межпредметных понятий: авторское отношение,
автор-рассказчик, определять основную идею произведения, осознавать смысл
образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении
автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям
произведения. выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям
произведения, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в
устной форме.

Коммуникативные: проявлять активность и стремление высказываться,
задавать вопросы, осознавать цель своего высказывания, строить диалог в паре
или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы, строить
понятные для окружающих высказывания, аргументировать собственную позицию,
умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций, умение
оформлять свою мысль в устной и письменной форме.

Литература: учебник, портреты писателей.

Технологическая
карта.

Этапы урока

Задачи

Деятельность
учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.Организационно — 
мотивационный

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке

Здравствуйте,
ребята! Меня зовут Алёна Андреевна. Сегодня я проведу у вас урок
литературного чтения. Проверьте свою готовность к уроку, глазками посмотрите,
чтобы на столе у вас был учебник.

Приветствуют
учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные: развитие познавательных
интересов, учебных мотивов, формирование готовности к сотрудничеству,
оказанию помощи.

Регулятивные: умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

 2.Проверка домашнего

задания

Задача: выявление пробелов в

знаниях и способах деятельности

учащихся, определение причин

их возникновение

Какое
произведение мы изучали на прошлом уроке? Кто автор этого произведения? Какой
жанр?

Верно, перед
вами лежат карточки с вопросами по этому произведению, я засекаю 3 минуты, вам нужно выбрать правильный вариант ответа
и затем сдать карточку мне.

image001

Молодцы! Кто
выполнил, сдаем.

Б. Житкова

«Про обезьянку», рассказ

1) 3

2) 3

3) 2

4) 1

5) 2

6) 3

Предметные: формулировать простые выводы,
основываясь на содержании текста, называть фамилию автора, произведение,
отличать рассказ от сказки

Личностные: стремиться к совершенствованию
своих знаний, формирование готовности к сотрудничеству.

Регулятивные: умение контролировать процесс
и результаты своей деятельности.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в
соответствии с ним строить ответ в письменной форме.

Коммуникативные: проявлять активность, умение
оформлять свою мысль в письменной форме.

3.Целеполагание. Планирование
деятельности.

Задача: определение направления работы с текстом на уроке

Чтобы узнать
тему нашего сегодняшнего урока, я предлагаю вам обвести буквы среди цифр

(записываю на
доске, один обучающийся выходит к доске)

567А52С4Т123А74Ф998Ь2Е3В4

Верно! Сейчас
я предлагаю вам послушать биографию Виктора Петровича Астафьева.

Виктор
Петрович Астафьев -известный советский и российский писатель, член совета
писателей. После окончания Железнодорожной школы в 1942 г. ушел добровольцем
в армию.

До
самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте награжден орденом
«Красной Звезды» и медалью «За отвагу».

В
1945 г. после госпиталя вместе с семьей поселился в г. Чусовой Пермской
области.
Виктор Астафьев
является автором многочисленных литературных произведений: романов, повестей,
его знаменитые произведения, такие как Васюткино озеро, Песнопевица, Бабушка
с малиной, Злодейка, Стрижонок Скрип и многие другие. В 1999 г. награжден
орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. Виктор Астафьев часто бывал
в тайге и очень любил охоту. Астафьев в основном писал на военные и
деревенские темы. Прожил 77 лет.

Какие произведения вы запомнили?

Сколько лет прожил автор?

На какие темы писал Астафьев?

Все верно!

Какая тема нашего сегодняшнего урока?

План?

Расшифровывают.

АСТАФЬЕВ

Бабушка с малиной, Васюткино озеро

Автор прожил 77 лет.

Астафьев писал на темы военные и деревенские.

Виктор Петрович Астафьев.

Предметные: воспринимать на слух чтение, понимать
содержание прочитанного, формулировать простые выводы, основываясь на
содержании текста, расшифровывать автора, называть фамилию автора.

Личностные: развитие навыков сотрудничества
со взрослыми, стремиться  к совершенствованию своих знаний, формирование
готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

Регулятивные: формулировать учебную задачу
урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

Познавательные: строить рассуждение по теме
урока, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме.

4. Подготовка к восприятию
(актуализация знаний).

Первичное восприятие

Задача: создание условий для целостного, непосредственного и эмоционального
восприятия обучающимися текста

Посмотрите на
иллюстрацию, опишите ее.

image002

В каких тонах
изображена эта иллюстрация?

Какое время
года изображено?

Попробуйте
пофантазировать и придумать название к этой иллюстрации.

Молодцы!

Сейчас я
предлагаю вам посмотреть на слайд. Поставьте цифры в правильном порядке, и вы
отгадаете произведение, которое мы будем сегодня изучать.

а

п

к

а

а

у

л

х

4

3

1

8

2

6

5

7

Это слово
новое для вас?

Как вы
думаете, что оно может обозначать?

Подумайте, о
чем может быть это произведение?

Для того,
чтобы узнать, мы откроем учебник на странице 98, прочитаем и узнаем, правы вы
были или нет.

Я начну, а вы
следите, в любой момент я остановлюсь и спрошу следующего человека.

image003

image004

image005

На иллюстрации мы видим лес, людей, сосны.

В теплых тонах.

Лето, осень.

Осенний лес, поход в лес, тишина.

КАПАЛУХА

Это слово для нас новое

Растение, название продукта.

О каком-то растении.

Открывают учебник на странице 98, читают рассказ вместе с учителем.

Предметные: воспринимать на слух произведение,
читать вслух, понимать содержание прочитанного, читать вслух осознанно, без
искажений, прогнозировать содержание текста художественного произведения по
заголовку, разгадывать название произведения, описывать иллюстрацию.

Личностные: развитие навыков сотрудничества
со взрослыми, стремиться к совершенствованию своих знаний, развитие
познавательных интересов, учебных мотивов, формирование готовности к
сотрудничеству.

Регулятивные: формулировать учебную задачу
урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока.

Познавательные: строить рассуждение по теме
урока, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме.

Коммуникативные: проявлять активность и
стремление высказываться, осознавать цель своего высказывания, строить
понятные для окружающих высказывания, аргументировать собственную позицию,
умение вступать в диалог, понимание возможности различных позиций, умение
оформлять свою мысль в устной форме.

5. Постановка учебной задачи,
проблемного вопроса

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы

Как вы
думаете, почему именно так автор назвал свое произведение?

Затрудняются ответить

Предметные: понимать содержание
прочитанного, прогнозировать содержание текста художественного произведения
по заголовку

Личностные: развитие навыков сотрудничества
со взрослыми, стремиться к совершенствованию своих знаний, ориентация в
нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей, развитие познавательных интересов, учебных мотивов,
формирование готовности к сотрудничеству, оказанию помощи.

Познавательные: выявлять основную мысль
произведения, строить рассуждение по теме урока, определять основную идею
произведения, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в
устной форме.

Коммуникативные: проявлять активность и
стремление высказываться, умение вступать в диалог.

6. Выявление первичного
восприятия

Задача: создание условий для понимания уровня первичного восприятия текста

Посмотрите на
выделенные слова, что они обозначают?

Посмотрите на
слайд, прочитайте определение этих слов.

Валежник — сухие
сучья, деревья, упавшие на землю.

Космы — длинные
взлохмаченные пряди волос.

Валежник, космами.

Валежник, это трава;

космы, это волосы, косы.

Смотрят на слайд, читают определение новых слов.

Предметные: объяснять значение некоторых
слов, выделяя при чтении важные по смыслу слова, формулировать простые
выводы, основываясь на содержании текста.

Личностные: развитие навыков сотрудничества
со взрослыми, стремиться к совершенствованию своих знаний, развитие
познавательных интересов, учебных мотивов, формирование готовности к
сотрудничеству.

Регулятивные: сохранять на протяжении всего
урока задачу, читать в соответствии с целью чтения, умение контролировать
процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: осознавать смысл образных
слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора
они несут, Коммуникативные: проявлять активность и стремление
высказываться, умение вступать в диалог, понимание умение оформлять свою
мысль в устной форме.

7.Чтение и анализ текста

Задача: анализ произведения с учетом специфики жанра, темы, идеи, возраста
обучающихся

Ребята, даю
вам 3-4 минутки, «пробегитесь» глазками по тексту. Затем ответим на вопрос.

Какую птицу
охотники называют капалухой? Подтвердите словами из текста.

Подумайте,
откуда появилось это название?

Посмотрите на
слайд как выглядит эта птица.

Как вы
думаете, какими качествами она может обладать? Что вы знаете об этой птице?

Сейчас я
прочитаю вам информацию об этой птице, а вы внимательно слушайте.

Живут эти птицы
обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. В
снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют.
Выводят птенцов глухари в конце мая — начале июня. Яйца откладывают на земле,
в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три
недели. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться
в траве в минуту опасности.

Глухарка
светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не
заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда
глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван
глухарем.

Какой вывод мы
можем сделать?

К какому жанру
относится это произведение?

Чем рассказ отличается
от сказки? Какие еще отличия от сказки вы можете назвать?

Где и как
обнаружили гнездо капалухи ребята? Найдите ответ в тексте, зачитайте его.

Какие чувства
у них вызвала эта находка?

Кто нам рассказал эту историю?

Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Найдите ответ в
тексте и зачитайте его.

Что обозначают выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами
бугор», «сердце мое забилось от испуга»?

помогают ли эти выражения представить ситуацию, когда рассказчик
увидел птицу?

Поработайте в парах, прочитайте беседу рассказчика с мальчиком и
сравните их реплики.

Найдите эту беседу на страницах 99-100. image006

Кто из них думает о птицах и окружающей нас природе как о живой, а
кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

Найдите в тексте отрывок, в котором описывается, как мечется
капалуха.

 Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и
бесстрашия билось птичье сердце»?

Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

Послужит ли эта история для мальчиков уроком?

Ребята, перечитайте последний абзац, почему автор именно так
завершает произведение?

Молодцы!

Просматривают текст, затем отвечают на вопросы.

Капалухой охотники называют самку глухаря. Это название появилось у
народа, обитающего в той местности.

 image007

Заботливая, эта птица большая, живет в лесу.

Она светло- коричневая с ржавыми белыми поперечными полосками, живут
в глухих лесах на болотах, гнездятся на земле, выводят птенцов в конце мая – начале
июня.

Это рассказ.

Сказка отличается от рассказа тем, что является вымыслом. В рассказе описываются
реальные события, нет говорящих животных, не происходит волшебства.

У черничного бугорка поднялся шум.

image008

Эту историю нам рассказал автор

image009

Озираться по сторонам, это значит смотреть в разные стороны. Ощупать
глазами бугор, это значит осмотреть его. Сердце мое забилось от испуга, это
значит занервничал, начал переживать.

Помогают.

Работа в парах. Один из мальчиков предложил забрать яйцо капалухи:
«Возьмем!», но рассказчик сказал ему: «Зачем?», «Что будет с капалухой?».
Рассказчик думает об окружающей природе, как о живой, заботится о ней, а
мальчик не думает о последствиях.

image010

Она переживала за свое потомство

Все весело побежали от капалухиного гнезда. Как только отошли, она
вновь заползла в гнездо и распустила крылья. Мальчики увидели, что самыми
дорогими для глухарки были ее дети, и она делала все, чтобы они остались
жить. Для этого она была готова пожертвовать своей жизнью. Для мальчиков эта
история послужила уроком.

Автор показывает сильную материнскую любовь капалухи. Сердце капалухи
отдавало тепло яйцам, из которых вскоре должны были появиться глухарята.

Предметные: читать про себя, понимать
содержание прочитанного, отличать рассказ от сказки, понимать нравственный
смысл рассказа, рассказывать о герое, подбирая в произведении
слова-определения, характеризующие его поступки и характер. находить ответы
на вопросы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа
на вопрос, определять героев произведения; нравственно оценивать поступки
персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; формулировать
простые выводы, основываясь на содержании текста.

Регулятивные: читать в соответствии с целью
чтения.

Познавательные: анализировать литературный
текст с опорой на систему вопросов учителя, осознавать смысл межпредметных
понятий: автор-рассказчик, осознавать смысл образных слов и выражений,
понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять
отношение автора к описываемым событиям и героям произведения. понимать
заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Коммуникативные: проявлять активность и
стремление высказываться, строить диалог в паре, строить понятные для
окружающих высказывания, аргументировать собственную позицию, умение вступать
в диалог, понимание возможности различных позиций, умение оформлять свою
мысль в устной форме.

8. Обобщение.

Итог урока

Задачи: обобщение и выводы по
учебной проблеме, по уроку

Как вы
думаете, зачем автор рассказал нам эту историю?

Ребята, если
бы вы оказались на месте этих мальчиков, как бы вы поступили?

Если бы вы
были рядом с этими мальчиками, сделали бы вы им замечание?

С творчеством
какого автора мы сегодня познакомились?

Кто такая
капалуха?

Ребята, какой
совет героям рассказа вы бы дали, как можно и как нельзя поступать?

Если у вас все
получилось, хлопните в ладоши один раз.

Ни в коем случае нельзя трогать яйца птиц, забирать их из гнезда.
Нужно беречь природу.

Мы бы не стали трогать гнездо капалухи, забирать оттуда яйца.

Да, потому что к природе нужно относиться бережно.

В.П. Астафьева.

Это самка глухаря.

Нужно бережно относиться к природе, нельзя разрушать гнезда птиц,
ведь это их детишки.

Хлопают один раз.

Предметные: понимать содержание прочитанного,
понимать нравственный смысл рассказа, определять основную мысль рассказа,
определять главную мысль произведения, формировать свое отношение к героям
произведения; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста.

Личностные: развитие навыков сотрудничества
со взрослыми, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со
своими собственными поступками, способность к самооценке на основе критериев
успешности учебной деятельности; адекватного понимания причин успешности/неуспешности
учебной деятельности.

Регулятивные: оценивать свои достижения и
результаты, фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость
своей работой на уроке, умение контролировать процесс и результаты своей
деятельности.

9. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания
учащимися цели, содержания и способ выполнения домашнего задания

Запишем
домашнее задание. Страница 98-100 творческий пересказ от лица капалухи.

Записывают домашнее задание

Предметные пересказывать от первого лица.

Регулятивные: читать в соответствии с целью
чтения.

Коммуникативные: проявлять активность и
стремление задавать вопросы, осознавать цель своего высказывания, умение
оформлять свою мысль в устной форме.

Виктор Петрович Астафьев за свой творческий путь создал немало интересных и поучительных произведений. Наиболее известным из них является рассказ «Конь с розовой гривой». Данное произведение представляет собой воспоминания писателя о своём детстве, которые он передал с помощью художественного слова. Создаётся впечатление, будто взрослый человек наблюдает за своим поведением со стороны. Автор очень тщательно анализирует поступки главного героя, заставляя читателя задуматься о важных вещах. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» по плану.

История создания 

История создания рассказа «Конь с розовой гривой» переплетается с жизнью известного писателя. В произведении нашли отражение воспоминания автора о своих детских годах. Виктор Астафьев остался без матери, когда ему было всего семь лет. Известно, что женщина перевернулась на лодке и утонула. У мальчика остался отец. Однако вскоре он во второй раз женился, а Виктора отдал в детский дом.

У мальчика также была бабушка, которую звали Екатерина Петровна Потылицына. Именно она стала самым близким человеком для ребенка после того, как он потерял мать. Женщина проживала в деревне. Дядя Левонтий был её соседом, у которого был сын по имени Саня. Витя дружил с ним, ребятам нравилось вместе проводить время. Они любили купаться в речке, ходить на рыбалку. При этом мальчики часто становились участниками различных историй, одна из которых отразилась в произведении. 

Работу над созданием своего знаменитого рассказа Астафьев завершил в 1963 году. Данное произведение стало частью автобиографической повести писателя «Последний поклон». 

Жанр и направление 

Произведение «Конь с розовой гривой» является рассказом. Об этом свидетельствует несколько признаков. Так, произведение является небольшим по объёму, в нем представлено сравнительно небольшое количество персонажей. При этом автор сконцентрировал внимание только на одном событии. 

Нетрудно догадаться, что рассказ создан в духе реализма. Ведь он является автобиографическим и основан на реальных событиях. 

Композиция 

Можно заметить, что рассказу не присуща сложная структура. Но для композиции произведения характерна некоторая особенность. Писатель немного нарушил последовательность сюжетных элементов в рассказе.

Произведение начинается с завязки, в которой отражена просьба бабушки. Затем наступает экспозиция, представляющая собой эпизод знакомства с семьёй Вити и Левонтия. Развитие событий происходит во время сбора ягод. При этом Витя пытается обмануть свою бабушку. Развязка представлена в сцене, когда Екатерина Петровна ругает своего внука. 

Как известно, рассказ «Конь с розовой гривой» является частью повести Астафьева, поэтому ему присущи некоторые особенности развития сюжета.
Благодаря красивым пейзажам и подробным портретам Виктор Астафьев смог придать своим воспоминаниям особую выразительность. 

Суть

С рассказа бабушки и внука начинается произведение. Екатерина Петровна просит мальчика, чтобы он собрал землянику. За это она обещает ему дать пряник. Писатель, описывая лакомство, погружается в ностальгию и вспоминает свои детские мечты. 

Главным событием произведения является сбор ягод. Автор показывает, как Витя с ребятами собирал землянику. Дети соседа Екатерины во время работы съели очень много ягод. Главный герой собрал туесок земляники, однако одну часть съели, а другую — рассыпали. Витя очень боялся, что скажет бабушка, ведь Екатерина Петровна была строгой женщиной. Саня предложил Вите обмануть бабушку, и вместо ягод насыпать травы и земли, а сверху положить землянику. Именно так мальчики и поступили. 

На рынке бабушка узнала, что внук её обманул. Несмотря на то, что она очень рассердилась, пряник женщина все равно привезла Вите. Читатель замечает, насколько стыдно было мальчику за свой поступок. Дедушка посоветовал Вите попросить прощения у бабушки. И мальчик последовал его совету. В конце повествования перед читателем в образе Вити предстаёт уже взрослый человек. 

Его дедушки и бабушки больше нет в живых, однако он до сих пор вспоминает «коня с розовой гривой». Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои рассказа «Конь с розовой гривой» представлены в произведении:

  1. Главным героем произведения «Конь с розовой гривой» является мальчик, которого зовут Витя. В его образе автор изобразил доброго и наивного ребёнка. Бабушка очень хотела, чтобы мальчик вырос порядочным человеком, поэтому она воспитывала его в строгости. Витя жалел свою бабушку. Его очень мучала совесть из-за совершенного им поступка. Витя является очень умным и воспитанным ребёнком, которому неприятно то положение, в которой он оказался. 
  2. Главную героиню рассказа зовут Екатерина Петровна. Она сама воспитывала своего внука, так как его мать погибла. В образе бабушки автор воплотил рассудительную и трудолюбивую женщину. Она является очень верующей. Женщина даже у реки просила вернуть ей дочь. Екатерина Петровна обладала довольно строгим характером. Кроме того, она была очень принципиальной и активной. Подробнее о ее характере написано в сочинении.
  3. Также значимым героем произведения является мальчик по имени Санька. Именно он учит Витю обманывать и воровать. В образе Саньки писатель изобразил грубого и безответственного человека. 
  4. Дядя Левонтий является добродушным человеком, несмотря на то, что он любит выпить. Герой очень скучает по морю, ведь когда-то он там работал. По своей натуре Левонтий довольно ленивый. Однако он отличается очень интересной и колоритной речью.

Темы

Произведению «Конь с розовой гривой» присущ мотив детства, который является довольно распространенным в мировой литературе. В произведении подняты важные темы, а именно: 

  1. Тема совести. Вите очень стыдно за то, что он обманул бабушку. Именно совесть дает ему возможность осознать свою ошибку и уяснить урок.
  2. Тема воспитания. Бабушка строга по отношению к внуку, но эта суровость оправдана: только так женщина смогла воспитать достойного человека, который несет ответственность за свои поступки.
  3. Тема доброты и отзывчивости. Несмотря на плохое поведение внука, бабушка все-таки не смогла отказать ему в подарке. Этот поступок особенно запомнился ему и стал главным назидательным элементом в жизненном уроке.
  4. Тема деревенской жизни. Автор подробно описывает быт и нравы деревни. Все люди общительные, все друг друга знают, а потому обмануть кого-либо или скрыть что-то очень не просто. Жизнь в деревне наполнена трудом, интересными поверьями и трагическими событиями, которые создают неповторимую атмосферу.
  5. Тема неполной семьи. Автор рассказывает, каково ему жить без матери и без отца.

Проблемы 

Проблематика рассказа «Конь с розовой гривой» не менее интересна:

  1. Главная проблема «Конь с розовой гривой» произведения очевидна. Она заключается в ответственности за свои поступки. Главный персонаж обманул родного человека, за что его мучает совесть. Вите очень тяжело осознавать, что он поступил так безнравственно и нечестно. Бабушка все равно привезла мальчику пряник, который будет ему напоминать о недостойном поступке. 
  2. Кроме того, Астафьев в рассказе поднял проблему дурного влияния. Друзья Вити очень плохо влияют на него, принуждая его к дурным поступкам. Ведь именно они предложили обмануть бабушку.
  3. Плохое воспитание — еще одна проблема рассказа. Мать соседских детей все им прощает, а потому они ведут себя так, как хотят, зная наверняка, что им ничего не будет.

Основная идея 

Смысл рассказа «Конь с розовой гривой» состоит в том, что в жизни нужно всегда выбирать честность и порядочность, а не легкую наживу и обман. Витя попробовал кривую дорожку и пришел в тупик, где были только разочарование и стыд. Эта земляника того не стоила. Не стоила она и доверия близких, которые не жалели сил и времени ради содержания и воспитания героя. Витя получил свой урок и усвоил его на всю жизнь благодаря соотношению строгости и доброты бабушки.

В своем произведении Виктор Петрович показал, что родные и близкие люди способны на искреннюю любовь. Они могут простить дорогому человеку всякую оплошность. Образ Екатерины Петровны олицетворяет невероятную теплоту и чистоту души. Она все-таки принесла ему этот пряник. Благодаря воспитанию бабушки Витя смог вырасти искренним и достойным человеком. Автор призывает читателя поступать по законам совести и говорить только правду. Такова главная мысль рассказа «Конь с розовой гривой».

Чему учит?

Известный рассказ Виктора Астафьева является очень поучительным. Произведение «Конь с розовой гривой» призывает читателя совершать только добрые поступки и с милосердием относиться к окружающим. Писатель также утверждает, что необходимо уметь прощать. Несмотря на то, что главный герой поступил очень непорядочно и обманул бабушку, она все равно принесла ему пряник. Женщина осознавала, что суровое наказание является неуместным, ведь только добро может спасти мир. 

Рассказ «Конь с розовой гривой» заставляет задуматься о том, что важно защитить себя от дурного влияния со стороны. Далеко не все «дружеские» советы нужно принимать за чистую монету и воплощать в жизнь. Нужно уметь прислушаться к себе и делать выбор в пользу внутреннего голоса, а навязанных истин извне.

Автор: Виктория Комарова

Конь с розовой гривой — краткое содержание для читательского дневника читать онлайн: подробный, и в то же время очень краткий пересказ сюжета произведения с выводом и перечнем главных героев

Главные герои

Главный герой (рассказчик)сирота, внук Катерины Петровны, от его лица ведется повествование в рассказе.

Катерина Петровнабабушка главного героя.

Санькасын соседа Левонтия, «вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

Левонтийбывший моряк, сосед Катерины Петровны.

Очень краткий пересказ рассказа «Конь с розовой гривой».

Витя — сирота. О нём заботятся бабушка и дед. Как и многие деревенские мальчишки из небогатых семей, он мечтает о белом прянике в форме коня. Однажды ему представился случай заполучить заветное лакомство, но для этого ему нужно было набрать туесок земляники.

Мальчишка загорелся этой идеей, но не смог вовремя остановиться, играя с соседскими детьми. К вечеру нужного количества ягоды не набралось. Тогда Витя, послушав «хитрого» совета одного из друзей, набрал в лукошко травы да листьев, а ягоду тонким слоем сверху насыпал.

Конь с розовой гривой. Астафьев. Краткое содержание.На другой день бабушка унесла лукошко в город продавать. Там она чуть не обманула ненароком покупательницу и потому вернулась домой рассерженной. Витя притворился спящим, но совесть его взяла своё. Он раскаялся перед бабушкой. Увидев, что внук искренен, бабуля вручила ему долгожданное угощение — белый пряник в форме коня с розовой гривой.

Подробный пересказ рассказа Конь с розовой гривой

Рассказ начинается с того момента, когда бабушка отправила внука, которому недавно исполнилось 7 лет в лес, чтобы он набрал ягод. А потом он продаст их на рынке и на вырученные средства купит мальчику сладкий пряник в виде коня. О такой сладости мечтали все деревенские ребята. Красивый белый конь с гривой розового цвета. Катерина Петровна запрещала таскать со стола хлеб на улицу, да и заметно было, как возьмешь, а пряник мальчик прятал под рубашку и выбегал к друзьям. Конечно же, он делился со своими приятелями Санькой и Танькой. Отец их, когда получал зарплату, то  начинал пить, и детишки убегали сразу же гулять. Пропивал он все до копейки, и поэтому особо на столе у них и не было ничего. Их мать часто бегала к бабке нашего героя за помощью, и та всегда ей одалживала некоторую сумму денег. Дядя Леонтий, будучи пьяным, часто пел одну и ту же песню про море, так как он был в прошлом моряком, про обезьянку, которую он так и не привез из Африки.

 Вот в один из таких дней, когда отец его приятелей был в загуле, мальчик с друзьями отправился за земляникой. Вначале ребятишки ходили тихо, и старательно собирали ягоды. Но потом Санька стал тащить из туеска сестры землянику и есть.  В конце концов, старший брат надавал тумаков Саньке, и началась потасовка.  Поколотив друг друга, мальчишки собрались бежать купаться. Они позвали и нашего героя, но он должен был собрать полную корзину. Санька, который любил подсмеиваться над всеми, начал дразнить персонажа рассказа и обзывать жадным мальчишкой.

Тогда он раздал всем ребятишкам собранную землянику и отправился с ними на речку. Только вечером ребенок вспомнил, что ягод он набрал мало. Но тут Санька подсказал ему, как найти выход из положения. Он посоветовал под ягоду положить траву. Когда дело было сделано, бабушка взяла корзину и сказала, что продавать она будет в ней. Паренек мучился всю ночь от своего обмана, и утром решил признаться  в своем обмане, однако было поздно, бабушка уже уехала, и он не мог ее предупредить, так как ночевал на заимке у деда. Тогда мальчик собрался с Санькой ловить рыбу, и когда они пришли на место, то он увидел Катерину Петровну, которая плыла в лодке и грозила мне. Но все-таки рыбалка удалась. Они наловили много рыбы, а потом зажарила на костре. Ребята, поедая улов, даже стонали от удовольствия. Природа тоже благоволила им. Вокруг было тепло и тихо, и лишь легкий ветерок качал колокольчики на поляне, и паутину, образовавшуюся на листьях деревьев.

Лежа в траве, мальчик переживал из-за  своего поступка. Он представлял себе, что все возможно обойдется. Он на минуту представил, как бабушкина лодка опрокидывается и она тонет. Но, потом отгоняет эти мысли прочь. Ведь он итак сирота. Его мать тоже утонула. Бабушка долго не могла прийти в себя после смерти дочери, но человека уже больше не вернешь. Санька посоветовал мальчику спрятаться в сене, и Катерина Петровна, не найдя его, будет думать, что ее внук утоп, сразу же объявиться перед ней. Старушка и ругаться-то не будет, а пожалеет. Не желая таких переживаний бабушке, ребенок до позднего вечера скрывался от нее. Но, мать Кешки, увидев, что он домой не идет, сама его отвела к дому, и спрятала в кладовке. Сама же пошла беседовать с Екатериной Петровной. Мальчишка все думал, что бабушка к нему зайдет, но так и уснул, не дождавшись ее.

На следующий день, пробудившись поутру, он увидел, что на него набросили полушубок дедушки, и тут же услышал разговор Екатерины Петровны с соседкой. Она рассказывала, как продавала ягоды в городе, и какой поступок совершил ее внук.

Когда вернулся дед, то он сказал ему, чтобы тот извинился перед бабушкой. Раскаявшись в своем поведении, мальчик все-таки получил долгожданный пряник, которого уже не надеялся увидеть.

Произведение учит нас быть честными, проявлять заботу о своих близких и родных и уважать их. Иногда животные помогают лучше понять себя и окружающих.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Тургенев Накануне

    Начинается всё с разговора двух друзей. Андрей Берсенев тоскует перед лицом Природы, а Петр Шубин радуется жизни, советует поверить в Любовь. Без этого чувства в окружающем мире всё холодно

  • Краткое содержание Будденброки Томаса Манна

    В 1835 г. одна немецкая семья по фамилии Будденброк переселилась в новый дом. Семья была глубоко уважаемой в их городке. Они занимались коммерческой деятельностью. Глава семейства Иоганн Будденборк и его супруга

  • Краткое содержание сказки Финист — ясный сокол

    Жил один крестьянин, и вскоре овдовел он. Осталось у него три дочери. Хозяйство было у мужика огромное, и надумал он взять в помощницы работницу. Однако, Марьюшка отговорила его, сказав, что будет помогать ему во всем. Вот трудится она от зари до зари

  • Краткое содержание На поле Куликовом Блок

    Поэт очень любит свою родину и сравнивает её с женой. Ему грустно от того, что Русь переживает множество невзгод. Постоянные войны не дают спокойно жить людям. Не видно конца вражеским войскам. Вокруг тоска и грусть.

  • Краткое содержание Алый Коваль

    Прибывшему на границу озорному и неопытному бойцу Кошкину было в первый же день сделано замечание — он должен был следить за ответами, которые предназначались командиру, за своей четкой и разборчивой речью

«Конь с розовой гривой»: анализ произведения

Первые выводы об авторском посыле можно сделать, прочитав краткое содержание. «Конь с розовой гривой» — поучительный рассказ, в котором автор делится историей, повлиявшей на его личностное развитие. В полной мере оценить авторские идеи поможет анализ произведения:

Конь с розовой гривой

«Конь с розовой гривой»: YouTube / Классное Чтение

История написания

Виктор Астафьев написал рассказ «Конь с розовой гривой» в 1963 году. Произведение стало частью повести «Последний поклон»: в ней писатель вспомнил свои юношеские и детские годы.

Читайте также

«Муму»: краткое содержание и анализ произведения

Автор описывает события, которые на самом деле произошли в его жизни:

  1. Как и Витька из рассказа, Астафьев рос без родителей. Когда его мать утонула, мальчику было всего семь. Отец создал новую семью и с сыном не общался.
  2. Самым близким человеком для будущего писателя была бабушка. В деревне по соседству с ней жил многодетный отец Левонтий. В детстве писатель дружил с его старшим сыном Санькой: ребята вместе ходили на рыбалку, купались в реке и нередко попадали в переделки.
  3. История с земляникой, пряником и обманом, описанная в рассказе, произошла с писателем в детстве.

Жанр произведения

Проанализировав особенности повествования Астафьева, делаем вывод, что «Конь с розовой гривой» — это рассказ. Об этом свидетельствуют его отличительные черты:

Читайте также

«Кому на Руси жить хорошо»: краткое содержание и анализ

  • небольшой объем;
  • малое количество персонажей;
  • одно событие, вокруг которого строится сюжет.

Литературное направление, к которому относится данный рассказ, — реализм. Это подтверждает тот факт, что произведение основано на реальных воспоминаниях автора.

Композиция рассказа

Повествование ведется от первого лица и подано в формате мемуаров рассказчика. Несмотря на то что рассказ — часть повести, он имеет свою структуру сюжета. Она линейная, но немного отличается от классической:

  1. Рассказ начинается с завязки: Катерина Петровна поручает Вите собрать землянику и обещает пряник.
  2. Далее следует экспозиция: автор ближе знакомит читателя с главным героем, его бабушкой, соседской семьей и их жизнью.
  3. Кульминационный момент истории происходит, когда мальчик ожидает бабушкиной реакции.
  4. В развязке рассказа Витя мирится с бабушкой и получает заветный пряник.

Читайте также

«Мцыри»: краткое содержание и анализ произведения

Виктор Астафьев

Виктор Астафьев: YouTube / Краткая Биография

Смысл произведения

Данный рассказ — это взгляд взрослого человека на прошлые ошибки. Автор вспоминает историю из детства, в которой, по его мнению, поступил неправильно. Обманув бабушку, он не находил себе места, все время чувствовал вину. Посыл Виктора Астафьева заключается в том, что лучше всегда говорить правду, уметь признавать свои проступки и просить за них прощения.

У рассказа Астафьева поучительный и счастливый финал. Таким образом, раскрывается и суть заголовка. Конь с розовой гривой — это символ счастливых детских лет и памяти о родных людях, светлый след, оставленный ими в жизни рассказчика.

Герои рассказа

Раскрыть основную идею произведения автору помогли хорошо выписанные персонажи. Предлагаем краткую характеристику героев рассказа:

Читайте также

Анекдоты про электриков: 50+ смешных шуток

  • Рассказчик и центральный персонаж истории — Витя. Он добрый и бесхитростный, воспитан бабушкой в строгости и любви. Витя не против пошалить, хоть и знает, что бабушка будет недовольна. При этом мальчик растет ловким и самостоятельным, приобщен к хозяйству и работе. Он ценит бабушку и не хочет ее расстраивать, чувствует вину за обман.
  • Бабушка Вити, Катерина Петровна, очень мудрая и добрая. Этих качеств не умаляет ее строгость. Она учит внука жить по правде, оперирует народными присказками и поговорками, что свидетельствует о ее грамотности и остром уме. Несмотря на выходку внука, она задумывается, почему Витя пошел на этот обман, и все-таки покупает ему пряник, чтобы порадовать.
  • Дедушка Вити обладает спокойным темпераментом. Он очень близок с внуком и жалеет его. При этом не перечит методам воспитания Катерины Петровны, всячески поддерживая ее авторитет в глазах Вити. Он не ругает внука, а подсказывает ему, как лучше поступить, если неправильно с кем-то обошелся.
  • Семья Левонтия — второстепенные персонажи истории, однако прямо влияют на сюжет. Например, Санька — хитрый и хулиганистый мальчуган — подбивает Витю на обман. Его отец Левонтий — ленивый, но очень добрый мужик. Хоть его семья живет бедно, в день получки он не жалеет угощений для сироты-рассказчика.

Читайте также

Анекдоты про Чапаева: 50+ старых и новых шуток

Все персонажи влияют не только на ход истории, но и на мировоззрение главного героя. Весь рассказ — это своеобразная дань уважения автора тем людям, которые окружали его в детстве и влияли на его становление как личности.

Юным читателям непременно стоит познакомиться с рассказом. А взрослым произведение подарит улыбку и позволит вспомнить счастливые мгновения детства.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/fakty-i-layfhaki/1882922-kon-s-rozovoj-grivoj-kratkoe-soderzanie-i-analiz/

Астафьев. Все произведения

  • Ангел-хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Бабушкин праздник
  • Белогрудка
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Далекая и близкая сказка
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Жизнь Трезора
  • Запах сена
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Злодейка
  • Зорькина песня
  • Капалуха
  • Капля
  • Карасиная погибель
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Монах в новых штанах
  • Ночь темная-темная
  • Пастух и пастушка
  • Песнопевица
  • Пеструха
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Стародуб
  • Стрижонок Скрип
  • Трофейная пушка
  • Фотография, на которой меня нет
  • Хвостик
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Очень краткий пересказ

Бабушка дала внучку особый пряник в виде розовогривой лошади. Но за это Витя должен насобирать в лесу туесок земляники. Внук отправился в лес с соседскими ребятами, однако вечно голодная орава съела все, что насобирала, подбивая и Витю сделать то же самое. Санька подговорил мальчика обмануть бабушку — положить в лукошко траву и слегка присыпать земляникой.

С утра Витя хотел покаяться перед бабушкой, однако та уже уехала в город. Весь день мальчик провел с «левонтьевскими», а вечером пробрался в каморку у дома, где и уснул. Утром Витя во всем признался и попросил простить его. Оказалось, что несмотря на его постыдный поступок, бабушка привезла ему пряник.

Такое очень краткое содержание рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой» не дает представления о характерах главных героев и других персонажей, и о том, в каких условиях жили семьи Вити и Левонтия. Давайте познакомимся с этим воспоминанием детства писателя более подробно.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • _Ozp151mYPJ-aV9P1plCr4x8qZvk_8Md2AqnfhoPU_hJT0lRvPvFzX3-olcesN6RZMS8UgjK.jpg?size=50x0&quality=96&crop=732,321,1221,1221&ava=1

    Катерина Емельянова

    10/11

  • camera_50.png

    Вова Ивлев

    10/11

  • camera_50.png

    Тимур Авсейков

    10/11

  • camera_50.png

    Оксана Коваленко

    10/11

  • Uehr5npVuw_qNam4QIwsqx6ODhDlru8L9fc8Mre7Nlt4NB3vOaJcMoOM-Of2JNh6CcZzcVGq.jpg?size=50x0&quality=96&crop=629,235,1212,1212&ava=1

    Дима Стрыгин

    11/11

  • hiR1oOEk1cXiV1NgZqJpwbRM-cE3xZ1pVTUbb7RlacLIc2V9dinH4AHslXSmjva8CkbWcoCDQHb65sMJKn2xxrSY.jpg?size=50x0&quality=96&crop=66,66,524,524&ava=1

    Светлана Артюшина

    11/11

  • TnFwu5zV-idDtylpUD0hBUu8L8--15DKVgQCzUMyb7ss6KFnp_sHoWz-cH6aKjtHbvDbApYd.jpg?size=50x0&quality=96&crop=0,202,1620,1620&ava=1

    Витторио Аристов

    10/11

  • Никита Воскобойников

    10/11

  • Cwjz_1r_iD_EbQaB0N2XDLkCajMA1soJk-___mdKniDOSlQMW6q8juFXBvOScW80yB5kyznj.jpg?size=50x0&quality=96&crop=1,14,1052,1052&ava=1

    Костя Грищенко

    11/11

  • hHTsCijOFSNAsV6zxzImcKmCxFAZBTpHUZBNa5FBAbODTYSLBwAFqD_5jhjAudmnCVigYZhFz-HoYMXraCvRffND.jpg?size=50x0&quality=96&crop=1,267,844,844&ava=1

    Матвей Ермолаев

    11/11

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6. Всего получено оценок: 8211.

obrazovaka.ru

О чём рассказ «Конь с розовой гривой»

Содержание рассказа очень поучительно. Через него читатель видит, как маленький мальчик глубоко переживает из-за обмана, в который его втягивает соседский мальчик из неблагополучной семьи, который своим авторитетом пытается доминировать над всеми. Витя понимает насколько бабушка, которая его часто журит, хоть и за дело, безмерно его любит. Именно поэтому она привезла внуку пряник, несмотря на его обман. Поскольку она поняла откуда «ноги растут», школа соседских ребятишек.

Автор рассказа Конь с розовой гривойВ рассказе подняты три нравственные проблемы:

  • Честности;
  • Долга;
  • Доброты.

Ещё один урок может извлечь читатель из рассказа — это не бояться просить прощения и всегда говорить правду, если даже очень стыдно и тяжело.
[block id=»5″]


[block id=»2″]
[block id=»10″]

Главные герои и их характеристика:

  •  Витя главный персонаж рассказа  — осиротевший мальчик. Его мама утонула. Бабушка растит Витю в строгости. Не терпит обмана, поддаёт за проказы. Дедушка в этом плане намного мягче и никогда не повышает голоса на внука. Дружит мальчишка с ребятами, живущими по соседству. Левонтьевские дети растут в бедности и беспечности. Они учат главного героя воровству, обману и шалостям. Но Витя совсем не похож на своих друзей. Он жалеет и любит бабушку, его мучают угрызения совести из-за истории с «земляничным подлогом». Обманув бабушку, мальчик поступил плохо, но сумел осознать тягость такого проступка.
  •  Катерина Петровна один из важных персонажей рассказа — бабушка. Пожилая и мудрая женщина, воспитывающая внука после гибели дочери. Она строга с мальчиком, но глубоко любит его. Ругает и поддаёт внуку лишь с целью воспитать из него честного человека. Дедушка Вити за строгость и боевой дух зовёт свою жену «генералом». Она не одобряет дружбы внука с детьми Левонтия, так как знает, что его отпрыски учат мальчишку плохому.

Катерина Петровна энергичная и предприимчивая женщина. Она тяжело пережила потерю дочери, но смогла выстоять и теперь вся её любовь принадлежит Вите. Как и многие из села, она продаёт в городе ягоду. Поступок внука её очень расстраивает. Она ругает его, но увидев, что мальчик искренне раскаялся — прощает. Как доказательство её безмерной любви выступает в конце рассказа всё таки подаренный заветный пряник.

Основная идея

Завершает повествование рассказчик такими словами:

«Давно уже нет на свете ни бабушки, ни дедушки. Да и сам я старею. Но я все никак не могу забыть дивного конька с розовой гривой – бабушкиного гостинца».

Даже из краткого содержания рассказа можно извлечь урок: нельзя обманывать и жульничать, не стоит обращать внимания на тех, кто говорит, что поступать по совести – это признак слабости. Случай с пряником научил автора противостоять искушениям и думать о тех, кого любишь, только хорошее.

Чтобы получить удовольствия от легкого и живого стиля автора, рекомендуем читать произведение в полном объеме. На это потребуется всего 40-50 минут.

  • Рассказ б п екимова ночь исцеления текст читать
  • Рассказ аэронавта толстой слушать
  • Рассказ аэронавта толстой читательский дневник
  • Рассказ аудио про колобка
  • Рассказ ашик кериб пересказ