Рассказ бабка осеева краткое содержание

Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: забвению не подлежит, я и

Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (55 минут) 
Б. Л. Васильев рассказ «Экспонат № …» (50 минут)
В. П. Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет» (35 минут)
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Ю. В. Бондарев рассказ «Частица» (1 минута)
А. И. Пантелеев рассказ «Кожаные перчатки» (3 минуты)
А. Солженицын крохоток (рассказ) «Путешествуя вдоль Оки» (2 минуты)
Н. С. Лесков сказ «Левша» (50 минут)
В. С. Гроссман рассказ «Мама» (26 минут)
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» (25 минут)
И. А. Бунин рассказ «Лапти» (4 минуты)
С. Беллоу рассказ «На память обо мне» (1ч 20 минут)
Ю. Буйда рассказ «Продавец добра» (3 минуты)
В. Богомолов рассказ «Первая любовь» (8 минут)
А. И. Приставкин рассказ «Фотографии» (2 минуты)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
Н. Тэффи рассказ «Мой первый Толстой» (8 минут)

Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
В. Г. Короленко рассказ «В дурном обществе» (2 часа)
А. П. Чехов рассказы «Хамелеон» (6 минут), «Толстый и тонкий» (5 минут), «Смерть чиновника» (5 минут), «Размазня» (3 минуты), «В аптеке» (8 минут), «Беззащитное существо» (9 минут), «Человек в футляре» (25 минут), «Ионыч» (35 минут), «Тоска» (9 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
К. Г. Паустовский рассказы «Теплый хлеб» (15 минут), «Телеграмма»(20 минут), «Попрыгунья» (45 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» («Добрый доктор») (20 минут), «Куст сирени» (13 минут)
М. Горький рассказ «Старуха Изергиль» (40 минут)
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (14 минут), «Песчаная учительница» (12 минут)
А. Грин рассказ «Зеленая лампа» (9 минут)
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского»   (55 минут)
Ф. А. Искандер рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла» (30 минут), «Милосердие» (3 минуты)
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. С. Гроссман рассказы «Жилица» (4 минуты), «Из окна автобуса» (5 минут)
И. С. Тургенев «Милостыня» (2 минуты), «Эгоист» (2 минуты), «Близнецы (стихотворения в прозе) (1 минута)
В. О. Богомолов рассказ «Кругом люди» (3 минуты)
А. Моруа рассказ «Фиалки по средам» (24 минуты)
Х. К. Андерсон рассказ «Девочка со спичками» (6 минут)
О. Генри рассказ «Мишурный блеск» (12 минут), «Последний лист» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Заячьи лапы» (9 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказы «Багульник» (17 минут), «Собирающий облака» (17 минут), «Рыцарь Вася» (17 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2,5 часа)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
И. А. Бунин рассказы «Слепой» (4 минуты), «Цифры» (18 минут), «Лапти» (4 минуты)
О. Генри рассказ «Дары волхвов» (12 минут)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут), «Любовь к жизни» (40 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Л. Улицкая рассказ «Бумажная победа» (13 минут)
Б. Васильев рассказ «Великолепная шестерка» (24 минуты)
В. Осеева рассказ «Бабка» (18 минут)
Р. Брэдбери рассказы «Все мои враги мертвы» (9 минут), «Все лето в один день» (13 минут)
В. М. Шукшин рассказ «Срезал» (18 минут)

argumety

Ф. М. Достоевский рассказ «Сон смешного человека» (1 час)
И. С. Тургенев повесть «Дневник лишнего человека» (2 часа)
А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» (2 часа), повесть «Молох» (2,5 часа)
А. П. Чехов рассказ «Черный монах» (1 час) «Пари» (16 минут)
И. А. Бунин рассказ «Солнечный удар»  (13 минут)
А. Н. Островский драма «Бесприданница»  (2 часа)
А. Вампилов пьеса «Утиная охота»  (2 часа)
Э. А. По рассказ «Человек толпы» (20 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 ч 30 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Багульник» (17 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями» (19 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Собирающий облака» (17 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
И. А. Бунин рассказ «Слепой» (3 минуты)
Дж. Лондон рассказ «Любовь к жизни» (47 минут)
А. П. Чехов рассказ «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Рыцарь Вася» (13 минут)
И. А. Бунин рассказ «Цифры» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Теплый хлеб» (15 минут)
В. Вересаев рассказ «Легенда» (2 минуты)
В. Астафьев рассказ «Зачем я убил коростеля?» (5 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)

А. С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (25 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
А. П. Чехов рассказы «Ионыч» (35 минут), «Пари» (16 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» (20 минут)
Е. И. Носов повесть «Моя Джомолунгма» (1 час 20 минут)
А. И. Солженицын (жанр: крохоток, т.е. короткий рассказ) «Молния» (1 минута)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 часа 30 минут)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Акварельные краски» (13 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)

Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
Е. Гришковец статья «Антитвиттер» (12 минут)
Е. И. Носов рассказ «Кукла (10 минут)
И. Полянская рассказ «Утюжок и мороженое» (19 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
В. Шукшин рассказ «Критики» (14 минут)
Ж. Жионо рассказ «Человек, который сажал деревья» (24 минуты)
Елена Долгопят рассказ «Часы» (9 минут)
Р. Брэдбери «Улыбка»  (11 минут)
О. Генри «Мишурный блеск» (12 минут)
И. Лёвшин рассказ «Полет» (20 минут)
А. Жвалевский, Е. Пастернак повесть «Время всегда хорошее»

Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года. Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров. Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.

Олимпиада по литературе для 1-9 классов октябрь 2021

Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс

Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.

В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.

И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»

Сказки

Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.

1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.

2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок

3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.

1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун

2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение

3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой

Краткое содержание

Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.

1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка

2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун

3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв

Средства выразительности

Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».

Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.

1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.

3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.

Жанры

Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.

К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.

1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня

1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»

2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»

3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

Тайный автор

Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.

1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто

2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.

2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.

Рифмы

Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.

1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал

Сказочная вечеринка

Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей

2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол

Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов

Happy

71

Sad

31

Excited

136

Sleepy

18

Angry

38

Surprise

25

На чтение 11 мин Просмотров 1.7к.
Обновлено

Литеровед предлагает познакомиться с кратким содержанием первой повести трилогии Л. Н. Толстого «Детство». Автор показывает, как события, произошедшие с человеком, влияют на его дальнейшую жизнь.

Главные герои

Николенька Иртеньев – главный герой, прототипом которого является сам Толстой.

Петр Александрович – отец Николеньки.

Наталья Николаевна – мать героя.

Володя – брат Николеньки.

Карл Иванович – учитель.

Наталья Савишна – экономка.

Краткое содержание

Рассказ ведется от имени главного героя Николеньки Иртеньева, которому на момент начала действия десять лет. Автор описывает события, начиная с 12 августа 18… года.

Глава 1. Учитель Карл Иванович

Ранним утром в детскую входит Карл Иванович и начинает бить мух. Николенька просыпается от этих звуков и досадует на учителя. Карл Иванович щекочет мальчику пятки. Николенька понимает, что учитель любит его. Он брыкает ногами, ему хочется смеяться и плакать. Когда он высунул голову из-под подушки, в его глазах стояли слезы. Учитель удивился, стал спрашивать, что случилось. Николенька сказал, что увидел во сне, как умерла мать. На самом деле он не помнил, что ему снилось. Потом вошел дядька Николай. Он принес одежду и обувь.

Строгий голос учителя уже звал в классную комнату. Николенька живо умылся, оделся и пошел на зов. Учитель снял халат, надел фрак и повел детей поприветствовать мать.

Глава 2. Maman

Матушка в гостиной разливала чай. Карл Иванович подошел к ее ручке, она поцеловала его в висок. Мать спросила Николеньку, почему он плакал. Николенька вспомнил выдуманный сон и вздрогнул. Вслух он сказал, что плакал во сне. Учитель подтвердил сказанное.

Поговорив еще немного с матерью, дети пошли к отцу в кабинет.

Глава 3. Папа

Отец разговаривает с приказчиком Яковом. Он решает с ним финансовые и хозяйственные вопросы. Яков был крепостным, как работник отличался усердием и преданностью.

Отец объявил детям, что скоро едет в Москву, и они поедут с ним, так как им нужно серьезно учиться. Володя передал, что матушка просила отца зайти к ней.

Николеньке стало жаль оставлять матушку, Карла Ивановича. Он побежал в классную комнату. По дороге мальчик приласкал собаку и заплакал от того, что больше никогда с ней не увидится.

Глава 4. Классы

Карл Иванович сердит. Николенька был расстроен и ничего не мог делать. Слезы капали из глаз в тетрадь и расползались кляксами. Учитель, увидев это, наказал мальчика.

Чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая. Учитель посетовал, что остается без работы, но с божьей помощью надеялся, что найдет кусок хлеба.

Вернувшись в класс, он велел Николеньке встать и приготовиться писать диктант. В последний день Карл Иванович загрузил своих учеников работой.

Глава 5. Юродивый

В дом пришел юродивый Гриша. Никто не знал, откуда он появился. Обедать ему подавали в столовой за отдельным столиком.

Собаки во дворе порвали на Грише одежду. Матушка попросила, чтобы их запирали. Отец стал выговаривать ей за то, что она привечает разных бродяжек.

Дети попросили отца, чтобы он взял их с собой на охоту. Он согласился. Решено было, что с ними поедет и maman.

Глава 6. Приготовления к охоте

Яков получил распоряжение подготовить все необходимое к охоте. Дети беседуют о разных вещах, только молчат об отъезде в Москву. Увидев охотников, они прервали разговоры и поспешили одеваться.

Коля и Володя сели на лошадей, как взрослые.  Дождавшись отца, они отправились в путь.

Глава 7. Охота

Впереди всех ехал доезжачий Турка. Около него бежали гончие. Отец распорядился всем ехать по дороге, а сам свернул в поле. В разгаре была уборка хлеба.

Отец предлагает Николеньке взять Жирана и без зайца не возвращаться. Мальчик выбрал место у старого дуба и принялся ждать. На опушку выскочил заяц. Николенька закричал, пустил собаку и побежал. Заяц же присел, прыгнул и исчез.

Турка видел, что Николенька совершил ошибку и сказал: «Эх, барин!». Мальчиком овладело отчаяние.

Глава 8. Игры

После охоты на траве разложили ковер, разложили еду. Детям дали мороженое и фрукты, они отправились играть. Девочки предложили играть в Робинзона. Незадолго до этого они прочитали о нем книгу. Володя сказал, что это скучно. Потом все же согласился, но сидел со скучающим видом. Его слова и поступки были неприятны.

Николенька задумывается над тем, что Володя прав с одной стороны. Только как же жить без игры?

Глава 9. Что-то вроде первой любви

Николенька испытывает интерес к дочери гувернантки Катеньке. Он поцеловал ее в плечо. Девочка покраснела. Володя сделал брату замечание за такие нежности. На глаза Николеньки навернулись слезы. Он всегда испытывал симпатии к Катеньке, теперь же понял, что любит ее.

Когда дети подошли к взрослым, отец объявил, что отъезд отложен на завтра.

Глава 10. Что за человек был мой отец?

Отец «был человек прошлого века», на людей нынешнего века смотрел с презрением. Он был высокий, имел привычку подергивать плечом и странную походку. Отец умел нравиться. Он не относился к людям «очень большого света», но общался с людьми из этого круга.

Отец умел скрывать трудную и неприглядную сторону жизни, был знатоком «вещей, доставляющих удовольствие и наслаждение». Характеру его была свойственна чувствительность. Когда он, читая книгу доходил до какого-нибудь волнующего места, голос его дрожал. У него было множество разного рода увлечений. Он был счастливым человеком.

Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной

Домой вернулись, когда уже темнело. Мать села за рояль. Дети расположились рядом со своими занятиями. Отец сообщил, что они берут в Москву Карла Ивановича.

Гриша собрался на следующий день идти в странствия. Детям захотелось увидеть его вериги. Они пробрались в чулан, чтобы подсмотреть.

Глава 12. Гриша

Гриша молился. Николенька почувствовал уважение к нему, так как в голосе юродивого звучала неподдельная искренность. Он испытывает религиозный восторг.

Потеряв связь с действительностью, герой поцеловал руку Катеньки. Она отдернула руку, толкнула стул, поднялся шум. Дети убежали.

Глава 13. Наталья Савишна

Наталья Савишна была экономкой. Когда-то она, молодая и веселая, бегала по улицам Хабаровки. Дед Николеньки взял ее прислугой к бабушке. Когда родилась мать Николеньки, Наташку перевели в няньки.

С тех пор прошло много лет, Наташка превратилась в Наталью Савишну. Она была незаменимым человеком в доме.

Мать Николеньки, выйдя замуж, дала ей вольную. Она никуда не ушла, продолжала служить как и прежде.

Однажды Николенька разлил на скатерть квас. Наталья Савишна стала треть его мокрой скатертью по лицу, приговаривая, чтобы он не марал скатертей. Когда Николенька расплакался от обиды, она дала ему карамельки. Он принял подарок и заплакал уже от любви и стыда.

Глава 14. Разлука

Утром следующего дня домочадцы собираются в гостиной для прощания. Николеньке было грустно и больно расставаться с матерью.

Спустя годы, вспоминая этот день, он понял, что мать прощалась с ними навсегда. Она чувствовала что-то недоброе.

Глава 15. Детство

Вспоминая о детских годах, взрослый Николай думает о самых трогательных эпизодах своей жизни, которые оставили большой след в душе.

Николенька понимает, что детство заканчивается. Вернется ли когда-нибудь эта беззаботность и потребность любви?

Глава 16. Стихи

Дети готовят подарки бабушке к именинам. Володя рисовал турка в чалме. Николенька решил написать стихи. Он уже долго мучился, но ничего не получалось. Герой обнаружил в бумагах Карла Ивановича его стихи, которые он взял за образец.

Он написал стихи. Когда пришло время при всех прочитать их, Николенька растерялся. Бабушка сама стала читать его сочинение, но ее подвело зрение, и она передала листок отцу, попросив прочесть сначала. Николенька боялся, что его будут ругать за такие стихи. Однако, бабушка похвалила его и поцеловала.

Глава 17. Княгиня Корнакова

К бабушке приезжают гости. Гостья княгиня Корнакова рассказывает, что наказывает розгами детей. Николенька радуется, что он не ее ребенок. Княгиня желает ему быть умным и добрым, потому что за лицо его любить не будут. Николенька получает не очень приятный отзыв о своей внешности, но лестный о характере.

Глава 18. Князь Иван Иваныч

Гостей приезжало очень много. Приехал и старинный друг бабушки Иван Иванович. Из их беседы Николенька узнает, что отец не ценит мать. Он приехал в Москву, чтобы гулять и развлекаться. Бабушка считает, что мать Николеньки несчастлива.

Иван Иваныч упрекает ее за то, что она сокрушается о «воображаемом горе». Он знает его как доброго мужа и порядочного человека. Николеньку сильно взволновал этот разговор.

Глава 19. Ивины

Братья Ивины были родственниками и ровесниками Братьев Иртеньевых. Николеньке особенно нравился младший Сережа. Он был очень красивый и веселый.

Дети играли в саду. Николенька был жандармом, а Сережа разбойником. Убегая, он сильно ударился. Николенька, вместо того, чтобы ловить, подошел и стал спрашивать, не больно ли ему. Сережа стал ругать его за то, что он не ловит. Николеньку поразило его мужество.

К детям присоединился Иленька Грап. Он был сыном бедного иностранца. Дети его не любили и высмеивали. Сережа заставил его стоять на голове. Бедный мальчик упал и горько заплакал. Дети развернулись и ушли, не проявив сочувствия. Став взрослым, автор не мог объяснить жестокость поступка.

Глава 20. Собираются гости

К бабушке приехало много гостей. Внимание Николеньки привлекла Сонечка Валахина. Она была красива, в ней замечалось сходство с матерью. У нее были большие глаза, крошечный ротик, голова была вся в кудрях. Николенька ревнует ее к Сереже.

Глава 21. До мазурки

Николенька танцует с Сонечкой. Он удивляется, откуда у него взялась уверенность и смелость. После танца она поблагодарила его, мальчик был в восторге.

После этого он пригласил на контрданс другую девицу. Причем, делая это, он опередил шедшего к ней молодого человека.

Глава 22. Мазурка

Во время мазурки Николенька остался без дамы, он просто сидел рядом с бабушкой и смотрел вокруг. Бабушка сказала, чтобы он шел танцевать. Тут же чья-то рука оказалась в его руке, Николенька же не знал, что делать. Он оказался в неловкой ситуации. Его даму подхватил отец, привел ее на место, и мазурка кончилась.

Николенька был в отчаянии. Он вспомнил мать, которая не стыдилась бы его, как отец. Он мысленно унесся домой к матери.

Глава 23. После мазурки

Молодой человек, танцевавший в первой паре, сел за детский стол и попытался развеселить Николеньку. Он попросил налить ему шампанского. Николенька развеселился и забыл свой провал во время мазурки.

Он снова пошел танцевать с Сонечкой. Она была очень хороша, им было весело. Сонечка предложила перейти на «ты». Николенька был счастлив, хотя не успел сказать ни одной фразы с «ты». Сонечка уехала, покорив сердце мальчика.

Глава 24. В постели

После бала Николенька долго не может заснуть под впечатлением нового чувства. Он рассказал Володе о том, как ему понравилась Соня. Ему кажется, что все должны быть влюблены в эту девочку.

Глава 25. Письмо

Через полгода отец сообщает, что пришло письмо из деревни. Серьезно заболела мать, она хочет их видеть.  Они сегодня же выезжают.

Наталья Савишна рассказала, что сидя у постели Натальи Николаевны, она задремала. Когда проснулась, ей показалось, что больная разговаривает с кем-то. Экономка посмотрела на нее, а она плачет и говорит, что все кончено. Она кого-то увидела. С этого дня ей стало хуже.

Глава 26. Что ожидало нас в деревне

Когда они приехали, узнали, что Наталья Николаевна уже шесть дней лежит в постели. Они зашли в комнату, где лежала мать. Ее глаза были открыты, но ничего не видели.

Детей увели из спальни. Мать умерла в этот же день в страшных мучениях.

Глава 27. Горе

На следующий день Николенька вошел в комнату, где стоял гроб. Он встал на стул, чтобы увидеть лицо матушки. Увидев, он не мог узнать ее. Его воображение рисовало ее живой, веселой, улыбающейся.

Николенька не помнил, сколько времени прошло в таком забытьи. Его нарушил вошедший дьячок. Мальчик перекрестился, поклонился и заплакал.

Глава 28. Последние грустные воспоминания

Через несколько дней отец и дети возвращаются в Москву. Детство закончилось. Вскоре умерла и Наталья Савишна, ее похоронили недалеко от Натальи Николаевны. Взрослый Николай всегда приходит на могилы к двум любимым женщинам: матушке и Наталье Савишне.

Иван Сергеевич Тургенев был русским писателем-реалистом, поэтом, драматургом и переводчиком. На счету этого писателя множество выдающихся произведений, которые остаются актуальными и в наше время. Не секрет, что книги Александра Сергеевича наполнены большой любовью к русской природе и крестьянскому быту. Например, всем нам знаком рассказ «Бежин луг», он вошёл в цикл «Записки охотника». Работу над его созданием русский писатель завершил в 1851 году. Свой знаменитый рассказ автор посвятил крестьянским детям. В своем произведении Иван Сергеевич сопоставляет внутреннее состояние человека с картинами природы. Чтобы понять замысел произведения, рассмотрим краткое содержание рассказа «Бежин луг». Кстати, версия для читательского дневника тоже есть.


Повествование ведётся от лица рассказчика — дворянина. Он был охотником и заблудился в лесу вместе со своей собакой Дианкой. Ближе к ночи он вышел на луг, который называли Бежин. Главный герой чувствовал неимоверную усталость, поэтому он мог просить приюта у кого угодно. К счастью, охотник увидел ребят, которые расположились у костра. Ребята разрешили рассказчику переночевать у костра, правда, собаки, принадлежащие им, скулили и лаяли, глядя на чужака. Крестьянские дети пасли лошадей, поэтому были одни ночью в лесу. Они варили картошку.

Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. 

  1. Федя была красивым и стройным ребенком лет 14. У него были белые волосы и светлые глаза. Он был из обеспеченной семьи, судя по одежде, и приехал в поле ради забавы, а не на работу.
  2. Павел был приземистый и растрепанный, его нельзя было назвать красивым: голова была слишком большой, скулы — слишком широкими, рост — небольшим. Он был бедно одет. Зато глядел прямо, и глаза у него были «умные». Ему 12 лет.
  3. Илья был непримечательным мальчиком. Лицо у него «горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Он был одет в обновки и носил шапочку. Ему 12 лет.
  4. Костя был маленьким и худам мальчиком из бедной семьи. Он был с веснушками и с большими печальными черными глазами, которые привлекли внимание рассказчика. Лицо было худо и заострено, автор сравнил его с белкой. Ему 10 лет.
  5. Ване было всего 7 лет, и он уже спал. У него кудрявая русая голова.

Сперва ребята стеснялись барина и поддерживали тишину. Когда они решили, что охотник заснул, то продолжили свой прерванный разговор. Они рассказывали друг другу неприятные истории про нечистую силу. Первая история представляла собой рассказ о том, как мальчики, которые были вынуждены ночевать на бумажной фабрике, неожиданно услышали домового. Безусловно, они не смогли его увидеть, но своими звуками он очень напугал ребят. Это были звуки простых шагов за стеной, затем распахнулась дверь и раздался сильный кашель. При этом никого не было видно. 

Далее ребята рассказывали историю о местном плотнике, которого звали Гаврила. Однажды этот человек случайно в лесу встретил русалку. У неё были зелёные волосы, и она сидела на дереве. Русалка звала плотника к себе, и Гаврила пошёл навстречу ей. Вероятнее всего, она хотела его защекотать до смерти. Плотник вдруг решил перекреститься. Русалка все время смеялась, а после крестного знамения перестала смеяться. Русалка заявила, что могла бы жить с Гаврилой, однако теперь это невозможно. Русалке теперь будет совсем не весело. Она хочет, чтобы плотник тоже не смог веселиться. С тех пор у Гаврилы всегда печальное настроение. 

Затем ребята рассказали историю о Ермиле, который проходил через болото мимо могилы утопленника. Внезапно он увидел славного барашка. Герою захотелось его забрать, он позвал его «Бяша, Бяша». Барашек чудесным образом ответил ему также «Бяша, Бяша». 

Мальчики рассказывали, как кому-то однажды удалось увидеть, как покойный барин искал разрыв-траву ночью. Он не мог терпеть той силы, с которой на него давит могила.

Также ребята поведали о том, как однажды баба Ульяна ночью отправилась к церкви. Согласно народному поверью, таким образом можно узнать, кого не станет в течение года. Ульяна увидела деревенского мальчишку, тот действительно умер весной. Затем она увидела женщину. Когда Ульяна пригляделась, то поняла, что это она сама. Она пока жива, но год ведь еще не закончился. 

Мальчики рассказывают о Тришке, который придет тогда, когда наступят последние времена, и он будет «соблазнять» народ христианский. Его видели на днях и очень испугались, а он надел на голову пустой жбан. Павел вспомнил и душу Акима, которого утопили воры. Она взывает к путникам. Много других уникальных историй рассказывали ребята. Они беседовали и о водяных и о леших. Мальчики вспомнили сестру Вани Анюту и попросили его, чтобы он ее привел к ним за гостинец. Потом они обсудили Акулину и то, что она стала дурочкой после встреч с Водяным, который на дне ее «испортил».

Один мальчик отошёл от костра, а когда он вернулся, то рассказал, что когда подошёл к реке, его кто-то позвал по имени. Ребята сразу же подумали, что это был водяной. Ведь они только недавно о нем разговаривали. Этот знак был не к добру. 

Именно на этом рассказчик и уснул. Утром охотник поблагодарил ребят и отправился домой. Спустя некоторое время рассказчик узнал, что тот мальчик умер. Однако он упал с лошади, а не утонул. 

Таким образом, в свое известное произведение Иван Тургенев заложил глубокий смысл. Автор демонстрирует прекрасную способность человека видеть красоту окружающей природы и наделять ее мистическим смыслом. Также писатель акцентирует внимание на неразрывной связи человека и природы. 

Автор: Виктория Комарова

Виктор Петрович Астафьев за свой творческий путь создал немало интересных и поучительных произведений. Наиболее известным из них является рассказ «Конь с розовой гривой». Данное произведение представляет собой воспоминания писателя о своём детстве, которые он передал с помощью художественного слова. Создаётся впечатление, будто взрослый человек наблюдает за своим поведением со стороны. Автор очень тщательно анализирует поступки главного героя, заставляя читателя задуматься о важных вещах. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» по плану.

История создания 

История создания рассказа «Конь с розовой гривой» переплетается с жизнью известного писателя. В произведении нашли отражение воспоминания автора о своих детских годах. Виктор Астафьев остался без матери, когда ему было всего семь лет. Известно, что женщина перевернулась на лодке и утонула. У мальчика остался отец. Однако вскоре он во второй раз женился, а Виктора отдал в детский дом.

У мальчика также была бабушка, которую звали Екатерина Петровна Потылицына. Именно она стала самым близким человеком для ребенка после того, как он потерял мать. Женщина проживала в деревне. Дядя Левонтий был её соседом, у которого был сын по имени Саня. Витя дружил с ним, ребятам нравилось вместе проводить время. Они любили купаться в речке, ходить на рыбалку. При этом мальчики часто становились участниками различных историй, одна из которых отразилась в произведении. 

Работу над созданием своего знаменитого рассказа Астафьев завершил в 1963 году. Данное произведение стало частью автобиографической повести писателя «Последний поклон». 

Жанр и направление 

Произведение «Конь с розовой гривой» является рассказом. Об этом свидетельствует несколько признаков. Так, произведение является небольшим по объёму, в нем представлено сравнительно небольшое количество персонажей. При этом автор сконцентрировал внимание только на одном событии. 

Нетрудно догадаться, что рассказ создан в духе реализма. Ведь он является автобиографическим и основан на реальных событиях. 

Композиция 

Можно заметить, что рассказу не присуща сложная структура. Но для композиции произведения характерна некоторая особенность. Писатель немного нарушил последовательность сюжетных элементов в рассказе.

Произведение начинается с завязки, в которой отражена просьба бабушки. Затем наступает экспозиция, представляющая собой эпизод знакомства с семьёй Вити и Левонтия. Развитие событий происходит во время сбора ягод. При этом Витя пытается обмануть свою бабушку. Развязка представлена в сцене, когда Екатерина Петровна ругает своего внука. 

Как известно, рассказ «Конь с розовой гривой» является частью повести Астафьева, поэтому ему присущи некоторые особенности развития сюжета.
Благодаря красивым пейзажам и подробным портретам Виктор Астафьев смог придать своим воспоминаниям особую выразительность. 

Суть

С рассказа бабушки и внука начинается произведение. Екатерина Петровна просит мальчика, чтобы он собрал землянику. За это она обещает ему дать пряник. Писатель, описывая лакомство, погружается в ностальгию и вспоминает свои детские мечты. 

Главным событием произведения является сбор ягод. Автор показывает, как Витя с ребятами собирал землянику. Дети соседа Екатерины во время работы съели очень много ягод. Главный герой собрал туесок земляники, однако одну часть съели, а другую — рассыпали. Витя очень боялся, что скажет бабушка, ведь Екатерина Петровна была строгой женщиной. Саня предложил Вите обмануть бабушку, и вместо ягод насыпать травы и земли, а сверху положить землянику. Именно так мальчики и поступили. 

На рынке бабушка узнала, что внук её обманул. Несмотря на то, что она очень рассердилась, пряник женщина все равно привезла Вите. Читатель замечает, насколько стыдно было мальчику за свой поступок. Дедушка посоветовал Вите попросить прощения у бабушки. И мальчик последовал его совету. В конце повествования перед читателем в образе Вити предстаёт уже взрослый человек. 

Его дедушки и бабушки больше нет в живых, однако он до сих пор вспоминает «коня с розовой гривой». Вот более подробное краткое содержание.

Главные герои и их характеристика

Посмотрим, как главные герои рассказа «Конь с розовой гривой» представлены в произведении:

  1. Главным героем произведения «Конь с розовой гривой» является мальчик, которого зовут Витя. В его образе автор изобразил доброго и наивного ребёнка. Бабушка очень хотела, чтобы мальчик вырос порядочным человеком, поэтому она воспитывала его в строгости. Витя жалел свою бабушку. Его очень мучала совесть из-за совершенного им поступка. Витя является очень умным и воспитанным ребёнком, которому неприятно то положение, в которой он оказался. 
  2. Главную героиню рассказа зовут Екатерина Петровна. Она сама воспитывала своего внука, так как его мать погибла. В образе бабушки автор воплотил рассудительную и трудолюбивую женщину. Она является очень верующей. Женщина даже у реки просила вернуть ей дочь. Екатерина Петровна обладала довольно строгим характером. Кроме того, она была очень принципиальной и активной. Подробнее о ее характере написано в сочинении.
  3. Также значимым героем произведения является мальчик по имени Санька. Именно он учит Витю обманывать и воровать. В образе Саньки писатель изобразил грубого и безответственного человека. 
  4. Дядя Левонтий является добродушным человеком, несмотря на то, что он любит выпить. Герой очень скучает по морю, ведь когда-то он там работал. По своей натуре Левонтий довольно ленивый. Однако он отличается очень интересной и колоритной речью.

Темы

Произведению «Конь с розовой гривой» присущ мотив детства, который является довольно распространенным в мировой литературе. В произведении подняты важные темы, а именно: 

  1. Тема совести. Вите очень стыдно за то, что он обманул бабушку. Именно совесть дает ему возможность осознать свою ошибку и уяснить урок.
  2. Тема воспитания. Бабушка строга по отношению к внуку, но эта суровость оправдана: только так женщина смогла воспитать достойного человека, который несет ответственность за свои поступки.
  3. Тема доброты и отзывчивости. Несмотря на плохое поведение внука, бабушка все-таки не смогла отказать ему в подарке. Этот поступок особенно запомнился ему и стал главным назидательным элементом в жизненном уроке.
  4. Тема деревенской жизни. Автор подробно описывает быт и нравы деревни. Все люди общительные, все друг друга знают, а потому обмануть кого-либо или скрыть что-то очень не просто. Жизнь в деревне наполнена трудом, интересными поверьями и трагическими событиями, которые создают неповторимую атмосферу.
  5. Тема неполной семьи. Автор рассказывает, каково ему жить без матери и без отца.

Проблемы 

Проблематика рассказа «Конь с розовой гривой» не менее интересна:

  1. Главная проблема «Конь с розовой гривой» произведения очевидна. Она заключается в ответственности за свои поступки. Главный персонаж обманул родного человека, за что его мучает совесть. Вите очень тяжело осознавать, что он поступил так безнравственно и нечестно. Бабушка все равно привезла мальчику пряник, который будет ему напоминать о недостойном поступке. 
  2. Кроме того, Астафьев в рассказе поднял проблему дурного влияния. Друзья Вити очень плохо влияют на него, принуждая его к дурным поступкам. Ведь именно они предложили обмануть бабушку.
  3. Плохое воспитание — еще одна проблема рассказа. Мать соседских детей все им прощает, а потому они ведут себя так, как хотят, зная наверняка, что им ничего не будет.

Основная идея 

Смысл рассказа «Конь с розовой гривой» состоит в том, что в жизни нужно всегда выбирать честность и порядочность, а не легкую наживу и обман. Витя попробовал кривую дорожку и пришел в тупик, где были только разочарование и стыд. Эта земляника того не стоила. Не стоила она и доверия близких, которые не жалели сил и времени ради содержания и воспитания героя. Витя получил свой урок и усвоил его на всю жизнь благодаря соотношению строгости и доброты бабушки.

В своем произведении Виктор Петрович показал, что родные и близкие люди способны на искреннюю любовь. Они могут простить дорогому человеку всякую оплошность. Образ Екатерины Петровны олицетворяет невероятную теплоту и чистоту души. Она все-таки принесла ему этот пряник. Благодаря воспитанию бабушки Витя смог вырасти искренним и достойным человеком. Автор призывает читателя поступать по законам совести и говорить только правду. Такова главная мысль рассказа «Конь с розовой гривой».

Чему учит?

Известный рассказ Виктора Астафьева является очень поучительным. Произведение «Конь с розовой гривой» призывает читателя совершать только добрые поступки и с милосердием относиться к окружающим. Писатель также утверждает, что необходимо уметь прощать. Несмотря на то, что главный герой поступил очень непорядочно и обманул бабушку, она все равно принесла ему пряник. Женщина осознавала, что суровое наказание является неуместным, ведь только добро может спасти мир. 

Рассказ «Конь с розовой гривой» заставляет задуматься о том, что важно защитить себя от дурного влияния со стороны. Далеко не все «дружеские» советы нужно принимать за чистую монету и воплощать в жизнь. Нужно уметь прислушаться к себе и делать выбор в пользу внутреннего голоса, а навязанных истин извне.

Автор: Виктория Комарова

  • Рассказ багульник яковлев краткое содержание
  • Рассказ бабушкин подарок михаил зощенко читательский дневник
  • Рассказ бабья доля читать
  • Рассказ бабка осеева читать полностью
  • Рассказ ашик кериб читать лермонтов