Рассказ б житкова как слон спас хозяина от тигра

Вот и окончен второй класс. на носу лето и каникулы, но это не повод расслабляться и забрасывать учебу. не зря

Список литературы на лето после 2 класса по программе Школа России. Книги для чтенияВот и окончен второй класс. На носу лето и каникулы, но это не повод расслабляться и забрасывать учебу. Не зря учителя дают своим ученикам задания на лето. В их числе и список литературы, то есть книг, которые нужно прочитать за лето. После второго класса список не такой уж внушительный, но над некоторыми книгами придется посидеть довольно долго. Ваши усилия будут вознаграждены, ведь эти книги очень интересные, да и вообще, чтение — занятие очень увлекательное. Читаем не менее одного часа в день. Можно 2 раза по 30 минут, кому как удобнее. Читаем всей семьей, обсуждаем и пересказываем.  Чтобы лучше усвоить произведение, нужно вести читательский дневник. Делать это ученики научились еще в первом классе, так что такая задача трудностей вызвать не должна. 

Список литературы на лето, 2 класс, Школа России

Легенды и мифы Древней Греции.

Русские народные сказки.

«Волшебное кольцо», «Царевна Несмеяна», «Летучий корабль», «Марья Моревна», «Иван-царевич и серый волк», «Финист – Ясный сокол», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Сказки зарубежных писателей

  1. Х. К. Андерсен. «Огниво», «Русалочка», «Дикие лебеди».
  2. Ш. Перро. «Синяя Борода».

Классики русской литературы

  1. А. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».
  2. П. Ершов. «Конек-Горбунок».
  3. Стихотворения А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Фета, А. Майкова, А. Плещеева, И. Никитина, И. Сурикова, А. Блока, К. Бальмонта.

Современная русская литература

  1. Стихотворения А. Барто, С. Михалкова, Б. Заходера, Ю. Владимирова, В. Берестова, И. Токмаковой, Р. Сефа, З. Александровой, Г. Сапгира,
    О. Григорьева.
  2. A. Гайдар. «Голубая чашка», «Горячий камень».
  3. Б. Житков. Рассказы о животных.
  4. И. Акимушкин. «Природа чудесница»,«Кто без крыльев летает».
  5. Э. Шим, С. Баруздин, Г. Скребицкий. Рассказы.
  6. Б. Никольский. Рассказы.
  7. B. Драгунский. Рассказы.
  8. C. Прокофьева. «Ученик волшебника».
  9. В. Губарев. «Королевство кривых зеркал».
  10. Л. Лагин. «Старик Хоттабыч».
  11. Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова», «Чистый Дор».
  12. Г. Остер. «Бабушка Удава».

Современная зарубежная литература

  1. Дж. Родари. «Приключения Джельсомино».
  2. Р. Киплинг. «Откуда взялись броненосцы», «Слоненок», «Маугли».
  3. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все».
  4. А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинныйчулок».
  5. Д. Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».

Список литературы на лето №2, 2 класс, Школа России

 В соответствии с программой Горецкого В.Г., Климановой Л.Ф. «Литературное чтение». УМК «Школа России»

  1. Устное народное творчество. Песни, потешки, считалки, загадки. Сказки.
  2. Стихи поэтов-классиков XIX – нач. XX в. для детей.
  3. Сказки А.С. Пушкина.
  4. Басни И.А. Крылова.
  5. Стихотворения М.Ю. Лермонтова.
  6. Рассказы о животных Л.Н. Толстого.
  7. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки».
  8. Сказки В.М. Гаршина.
  9. В.Ф. Одоевский «Серебряный рубль». Сказки.
  10. Д.В. Григорович «Гуттаперчивый мальчик».
  11. Рассказы для детей русских писателей XIX в.
  12. Рассказы о природе И. Соколова-Микитова.
  13. Сказки-несказки В. Бианки, Э. Шима.
  14. Рассказы о животных Б. Житкова.
  15. Рассказы о дрессированных животных и дрессировщиках.
  16. Рассказы М.М. Пришвина.
  17. Стихотворения современных поэтов.
  18. Стихотворения С.В. Михалкова.
  19. Веселые рассказы Н. Носова.
  20. В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы».
  21. Научно-познавательная литература.
  22. Детская периодическая печать.
  23. Мифы и легенды народов мира.
  24. Стихи и сказки писателей и поэтов зарубежных стран.
  25. Сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», «Огниво», «Дикие лебеди».
  26. Сказки А. Линдгрен, Л. Кэрролла.

Список книг на лето №3 после 2 класса, Школа России

  1. Русские народные сказки: «Волшебное кольцо», «Медное, серебряное и золотое царства». «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» и др.
  2. Пушкин А.С. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»
  3. Крылов И.А. «Басни»
  4. Толстой Л.Н. «Липунюшка»
  5. Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка».
  6. Гаршин В. «Сказка о жабе и розе».
  7. Одоевский В. «Город в табакерке».
  8. Паустовский К. «Стальное колечко».
  9. Куприн А. «Белый пудель», «Чудесный доктор», «Барбос и Жулька».
  10. Драгунский В. «Девочка на шаре». «Денискины рассказы».
  11. Бианки В. Мышонок Пик. Лесные домищки.
  12. Остер Г. Зарядка для хвоста.
  13. Носов Н. «Витя Малеев в школе и дома», «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына».
  14. Благинина Е. «Бабушка-забота».
  15. Маршак С. «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Детки в клетке».
  16. Михалков С. «Как медведь трубку нашел», «Дядя Степа», «Щенок».
  17. Барто А. « Просто стихи», «История на просеке», « Мы с Тамарой».
  18. Андерсен Г. «Дюймовочка, «Стойкий оловянный солдатик».
  19. 3.Б. Житков. «Как слон спас хозяина от тигра «.
  20. М. Пришвин «Кладовая солнца».

Список литературы для чтения летом №4, 2 класс, Школа России

  1. Русская народная сказка «Царевна Лягушка»
  2. Б. Заходер «Веселые стихи», «Птичья школа»
  3. Л.Н. Толстой «Котенок», «Два товарища», «Булька»
  4. Г.Андерсен «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине»
  5. Энн Хогард «Мафин печет пироги»
  6. Н.Носов «Ступеньки», «Заплатка». «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей»
  7. С.Михалков «Дремота и Зевота», «Про мимозу», «Дядя Степа», «Чистописание»
  8. С. Маршак «Детка в клетке», «Школьнику на память», «Рассказ о неизвестном герое»
  9. Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»
  10. Братья Гримм «Три брата»
  11. М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Еж»
  12. А.П. Гайдар «Чук и Гек», «Совесть»
  13. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья»
  14. В.В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», Аришка- Трусишка», «Кто чем поет»
  15. Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот»
  16. Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста», «Вредные советы»
  17. В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы»
  18. В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
  19. М.М. Зощенко «Елка»
  20. В.В. Медведев «Обыкновенный великан»

Список литературы после 2 класса №5, Школа России

  1. Русские народные сказки (4-5 сказок)
  2. Былины «Илья Муромец выходит на свободу», «Первый бой Ильи Муромца», «Добрыня и змей», «Добрыня, посол князя Владимира», «Садко» в пересказе И.В.Карнауховой
  3. Л.Н.Толстой «Белка и волк», «Мильтон и Булька», «Старик и яблони», «Царь и рубашка», «Два товарища», «Филипок», «Котёнок», «Лев и собачка», «Акула», «Прыжок»
  4. А.П.Чехов «Беглец», «Детвора», «Белолобый», «Каштанка»
  5. А.И.Куприн «Слон», «Белый пудель», «Извозчик Пётр», «Скворцы»
  6. М.Горький «Случай с Евсейкой»
  7. М.М.Пришвин. Рассказы о природе (4-5 рассказов)
  8. Е.И.Чарушин. Цикл рассказов про Тюпу и Томку.
  9. Б.С.Житков «Пудя». «Галка», «Кружечка под ёлкой», «Храбрый утёнок»
  10. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы», «Похождения жука-носорога», «Кот-ворюга», «Тёплый хлеб», «Стальное колечко»
  11. М.М.Зощено «Галоши и мороженое», «Глупая история», «Храбрые и умные», «Умные животные»
  12. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей Кутафью и царевну Горошинку», «Богач и Ерёмка», «Вертел», «Серая шейка»
  13. А.Гайдар «Горячий камень», «Чук и Гек»
  14. В.В.Голявкин «Тетрадки под дождём», «Наши с Вовкой разговоры», «Как я встречал Новый год», «Калейдоскоп»
  15. Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»
  16. В.Ю. Драгунский (4-5 рассказов)
  17. Н.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
  18. П.Бажов «Серебряное копытце», «Голубая змейка»
  19. В.Одоевский «Городок в табакерке»
  20. П.Ершов «Конёк-горбунок»
  21. В.Осеева «Сыновья», «Синие листья», «Волшебное слово», «Почему?»
  22. И.А.Крылов. Басни.
  23. К.Булычев «Девочка с планеты Земля»
  24. Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»
  25. Е.Щварц «Сказка о потерянном времени»
  26. С.Маршак «Двенадцать месяцев»
  27. С.Аксаков «Аленький цветочек»
  28. В Гаршин «Лягушка-путешественница»
  29. А.Волков «Волшебник Изумрудного города»
  30. А.Курляндский «Возвращение блудного попугая»
  31. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
  32. В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
  33. Г.Х.Андерсен «Улитка и розовый куст», «Дикие лебеди», «Русалочка», «Соловей», «Огниво»
  34. Ш.Перро «Спящая красавица», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик»
  35. Д.Родари «Путешествие голубой стрелы», «Джельсомино в стране Лжецов»
  36. Э.Распе «Приключения Мюнхаузена»
  37. А.Линдгрен «Малыш и Карлсон»
  38. С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»
  39. Р. Киплинг «Рикки — Тикки — Тави»

Произведения в списках программные, будут изучаться на уроках чтения и внеклассного чтения, поэтому желательно ознакомиться с каждым автором хотя бы по одному произведению.

Ведение читательского дневника летом

После прочтения нового произведения, обязательно заведите для него страничку в своём читательском дневнике. В дневнике нужно:

1. Указать автора произведения
2. Указать название произведения
3. Оформить иллюстрацию
4. Написать о ком или о чем это произведение и какова его главная мысль
5. Понравилось ли тебе это произведение?

В читательский дневник нужно записывать все прочитываемые произведения. Каждому произведению уделять отдельную страницу. Автор, название, краткое содержание (4-6 предложений) и своё отношение к тексту. Оформлять аккуратно, писать красиво. Нарисовать иллюстрации как минимум к трём наиболее понравившимся произведениям.

Рекомендации к изучению стихотворений. Репетировать чтение вслух (с выражением). Первый раз стихотворение должно быть прочитано ребёнку взрослым, с правильной интонацией и объяснением незнакомых слов. Можно и желательно включить аудиозапись. НО, если вы находите запись, убедитесь, что актёры читают стихотворение ПРАВИЛЬНО И КРАСИВО.

Интересного вам чтения все лето!

Житков совершил кругосветное плавание. С. Маршак «Почта». Житков Борис Степанович. Больше всего на свете он любил море и его тружеников — матросов. Незадолго до смерти Борис Житков начал работать над книгой. Книга для тех, кто любит далёкие путешествия. Произведения о Житкове. Всю жизнь Житкова интересовал вопрос: что такое храбрость. Рассказы «Про слона» или «Беспризорная кошка». Чуковский. Из воспоминаний К. Чуковского(друга дества).

«Ершов» — Ершов умер. Пётр Павлович Ершов. Тобольская гимназия. Продолжи фразу. Иркутск. Музей и памятник. Море. Чьи слова. Мёд. Санкт-Петербургский университет. Род сочинений. О ком идет речь. Конек-Горбунок. Викторина по сказке П.П.Ершова. Ёрш дерётся. Российский композитор. Памятники Коньку-Горбунку. Современный читатель. Вдруг о полночь конь заржал. Учился в Тобольской гимназии. Поэт. Портрет Елены Николаевны Ершовой.

«Чучело» — Мини-сочинение. Предательство, подлость, жестокость, равнодушие, лицемерие, доброта. Пессимизм — мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью. Кульминация. Синквейн – пятистишие. Цель урока. Преступление – это действие или бездействие, представляющее опасность. Опасный путь преступной жизни. Лена Бессольцева. Герои повести.

«Сказка Ершова «Конёк-Горбунок»» — Герои. Ершов Петр Павлович. Произведение народное. Ершов. Старик. Сравнение сказок. Сказка о Ерше Ершовиче. Иван-царевич. Горбунок. Про Емелю-дурака. Сивка-бурка. Царь-девица. Конек-Горбунок. Герои «Конька-Горбунка».

«Евгений Евтушенко» — Биография. Всегда молодой. Произведения Евтушенко. Евгений Евтушенко. Собственный оригинальный поэтический стиль. Стихотворные тексты Евтушенко. Перл — Харбор. Гуманистическая позиция Евтушенко. Душевный поэт. Всеми любимый Евтушенко. Едва ли не самый яркий и, безусловно, самый читаемый русский поэт. Евтушенко – поэт открытых эмоций.

«Есенин и Толстой» — Сергей Александрович Есенин. Поэт. Чувства. Стихотворения. Коль любить, так без рассудку. Если есть труд, значит будет и успех. Настроение автора. Лирические стихи. Литературное чтение. Роса медвяная. Словарная работа. Алексей Константинович Толстой. Колокольчик. Чтение пейзажной лирики. Работа в группах.

Жизнь и творчество Бориса Житкова.
Житков Борис Степанович.
(1882-1932)
Биография Б.С.Житкова
Воспоминания К.Чуковского
Творчество писателя
Читаем книги Б.Житкова
Борис Житков
родился в 1882 году в
Новгороде. Отец его был
очень хорошим учителем
математики, а мать –
отличной пианисткой.
Борису было шесть лет,
когда семья переехала в
деревню к бабушке.
Вскоре семья
перебирается в Одессу.
Новый, сверкающий мир
открылся перед
мальчиком: море, порт,
пароходы, белоснежные
парусники. Они жили
прямо в гавани, и мимо их
окон проходили корабли.
«Мы были однолетки, учились в
одном классе Одесской второй
гимназии. Мне импонировал его
важность, ибо я сам был очень
вертляв и болтлив и во мне не было
ни тени солидности. Он учил меня
всему: французскому языку,
завязыванию морских узлов,
распознаванию насекомых и птиц,
плаванию, ловле тарантулов…
…И был очень обрадован, когда через
двадцать шесть лет после разлуки он появился
на пороге. Борис пробыл у меня целый день. Он
рассказывал детям разные морские истории.
Когда собрался уходить, я сказал:
-Слушай, Борис, а почему бы не
сделаться тебе литератором? Попробуй опиши
приключения,о которых ты сейчас говорил,
выйдет неплохая книжка!
Через несколько дней он принёс
школьную тетрадку и вскоре убедился, что
редакторскому карандашу нечего делать.
Радость моя была безгранична: литература для
детей и подростков пробрела в лице этого
сорокалетнего морехода, кораблестроителя,
математика, физика надёжную силу.»
К. И.Чуковский
С.Маршак
встретил Житкова
как долгожданного
друга. В то время
Маршак
возглавлял
созданный им
детский журнал
«Воробей».
Житков с
необычайным
увлечением стал
работать в
маршаковском
журнале.
Житков является главным героем
известного детского стихотворения
Самуила Маршака « Почта ».
— Заказное из Ростова
Для товарища Житкова!
— Заказное для Житкова?
Извините, нет такого!
В Лондон вылетел вчера
В семь четырнадцать утра.
Житков за границу
По воздуху мчится —
Земля зеленеет внизу.
А вслед за Житковым
В вагоне почтовом
Письмо заказное везут
« Житков избегает навязчивой морали, но сам юный и
неискушённый читатель отчётливо различает в его книгах
борьбу со злом, правды- с ложью. Но предвзятая
характеристика, не рекомендация, данная автором, а
поведение его действующих лиц в трудных и острых
положениях даёт нам представление об их чувствах и
характерах. В минуты тяжёлого испытания –во время
шторма, крушения, метели — яснее видишь, кто смел, щедр,
великодушен и кто себялюбив, мелочен, труслив.
Говорить о главных, о самых существенных чертах человека –
дело настоящего, большого писателя, а детского в
особенности.
Это умел делать Борис Житков».
С. Маршак
Для того чтобы
написать эти рассказы, мало
было одного таланта. Нужно
было прожить такую жизнь,
какую прожил Борис
Степанович Житков.
Борис Степанович
окончил университет с
дипломом химика, имел
звание штурмана дальнего
плавания, был инженеромкораблестроителем, владел
десятком языков, мог
ответить на любой вопрос,
за всё это его называли
«живой энциклопедией».
Очень простое, на
первый взгляд его
рассказы были плодами
большого труда. Он
сочинял их годами,
прикладывая в уме
слово к слову но не
записывая ни строчки. И
только когда был
отделен начисто и
навсегда закреплён в
памяти Борис Житков
записывал его- а для
этого нужно было один –
два дня.
Можно сказать, его рука с
детства тянулась к перу, «перо к
бумаге». Он выпускал
рукописные журналы. Всю
жизнь вёл дневники. Его письма
порой — целые рассказы.
Однажды для племянника Борис
Степанович придумал
длиннющую повесть в письмах с
продолжением. Писал он и
стихи: их у него накопилась
целая тетрадь. К тому же он
оказался великолепным
рассказчиком. Да и рассказать
ему было о чём.
Больше всего на свете он любил море
и его тружеников — матросов, рыбаков,
кочегаров, портовых рабочих, механиков,
капитанов малых и больших кораблей.Именно
здесь,на море, лицом к лицу с природой,
наиболее полно раскрываются и хорошие и
дурные стороны человека.
Когда читаешь
его рассказы на
морскую тему, часто
обращаешься в
толковый словарь за
объяснением
значений слов.
Поэтому мы в классе
из слов,встречаемых
в рассказах
Б.Житкова, составили
«Словарь морских
выражений».
Бак- носовая часть палубы.
Бейдевинд- когда судно идёт под
парусами так, что ветер дует почти в
нос судну.
Бизань- третья мачта, считая от
носа.
Брашпиль- машина,которой
поднимают якорь.
Бриз- ветер, который дует с берега.
Ванты-верёвки, которые идут от
мачты к бортам.
Гот-мачта- вторая мачта, считая от
носа.
Дрейф-снос судна по ветру.
Камбуз- кухня на судне.
Кильватер- так говорят, когда суда
идут гуськом.
Кубрик- общая матросская каюта в
носу судна.
Норд-вест-направление почти прямо
на запад.
Житков – мастер слова.
Человека, умело,
творчески выполняющего
свое дело, называют
мастером. Мастером
называем мы Бориса
Степановича Житкова.
Читая его книги, мы
попадаем в мастерскую,
богатую, изящную,
талантливую мастерскую
слова.
Кто в детстве из
любопытства не разбирал
свои игрушки? Что же там –
внутри, внутри барабана,
паровоза, часиков или
парохода?
Хотите знать, что
искал мальчик внутри
парохода в рассказе «Как я
ловил человечков»
«Я все смотрел на
пароходик. И наверно, в
нём живут человечки.
Маленькие, как раз по
росту пароходика.
Выходило, что они
должны быть чуть ниже
спички. Наверно,
подглядывают. А когда
дома никого нет, выходят
на палубу. Лазят,
наверно, по лестничкам
на мачты.»
Что я видел
Б.Житков создал
много книг для юного
читателя, самая
большая его заслуга –
создание
своеобразной
энциклопедии для
дошкольников «Что я
видел»
« Эта книга — о
вещах. Писал я её,
имея в виду возраст от
трёх до шести лет.
Книжки этой
должно хватить на
год. Пусть читатель
живёт в ней и
вырастает.
Ещё раз
предупреждаю: не
читайте помногу!
Лучше снова прочесть
сначала».
А рассказы «Про слона»
или «Беспризорная кошка»
мог написать человек, не
только любивший животных,
но и понимавший их. Как тут
не вспомнить, что были у
Бориса Житкова и
дрессированный волк, и кот,
умевший «становиться
обезьяном».
Дрессированный пудель
выделывал всякие выкрутасы
и понимал (как утверждал
Житков) двести слов. Снял
Житков отдельную комнатку,
где поселился со своими
четвероногими друзьями:
собакой, кошкой и маленьким
волчонком, которого решил
приручить.
А там, в клетке,мишка ходил
мимо решётки и на всех глядел.
Он на собаку похож. Только он
толстый. А глазки совсем
маленькие, черненькие».
Из рассказа «Зоосад»
«Я увидел большую клетку,
а в ней ходит зверь, и у него
волосы были до половины.
А сзади коротенькая шерсть.
Только он очень большой
и жёлтый, а не чёрный. И он
очень сердито смотрел…
Это книга для тех, кто
любит далёкие путешествия и хочет
стать героем. Ведь что получается:
Робинзон был взрослый, капитан
Немо был взрослый,
пятнадцатилетний капитан Дик Сэнд
был почти взрослый. Но дети тоже
хотят путешествовать и ещё как!
И вот Борис Житков
написал книгу о ребёнке, который
отправился в путь по огромной
стране, и рассказал, что он видел. А
видел он и льва в зоопарке, и
Красную армию на учениях, и
медведя в лесу, и таинственную
дзыгу на верёвочке.
Недаром книга называется
«Всё о приключениях больших и
маленьких»
Отвечаем на вопросы
викторины
Иллюстрации к
рассказам Б.Житкова
Викторина по рассказам Б. Житкова.
1.Рассказ «Вата». Что нашёл таможенный досмотрщик в
угольной яме?
2.Какое задание было у Сеньки с его другом?
3.Кто был доносчиком?
4. Рассказ «Обвал». Как очистили дорогу от обвала?
5.Рассказ «На льдине» На льдине унесло сколько человек?
6.Рассказ «Белый домик». Почему брат с Ниночкой не попали в
белый домик?
7.Рассказ «Разиня». Кто помог разине Саше найти корзину»?
8.Рассказ «Скат». Какую неприятность сделала рыба скат
старику?
9.Рассказ «Как подняли пароход со дна». Как подняли пароход
со дна?
10.Как звали обезьянку в рассказе «Про
обезьянку»?
11.Из какой книги Житкова можно узнать обо всем на свете?
(«Что я видел»)
12. Как звали главного героя этой книги?
Ответы на викторину
1.Рассказ «Вата». Что нашёл таможенный досмотрщик в угольной яме?
(Бумаги, журнальчики)
2.Какое задание было у Сеньки с его другом?
(Доставлять журналы)
3.Кто был доносчиком?
(Зуев)
4. Рассказ «Обвал». Как очистили дорогу от обвала?
(Насосом-гидротараном)
5.Рассказ «На льдине» На льдине унесло сколько человек?
(Восемь человек)
6.Рассказ «Белый домик». Почему брат с Ниночкой не попали в белый домик?
(Сели на мель)
7.Рассказ «Разиня». Кто помог разине Саше найти корзину»?
(Собака)
8.Рассказ «Скат». Какую неприятность сделала рыба скат старику?
(Разорвал живот)
9.Рассказ «Как подняли пароход со дна». Как подняли пароход со
дна?
(В бидоны накачали воздух,они поплыли вверх и подняли с собой пароход) 10.Как звали
обезьянку в рассказе «Про обезьянку»?
(Яша)
11.Из какой книги Житкова можно узнать обо всем на свете?
(«Что я видел»)
12. Как звали главного героя этой книги?
(Алеша Почемучка)
Список литературы
1. Черненко, Г. Две жизни
Бориса Житкова//Я познаю
мир: Литература. Б. С.
Житков. — М., 2000.-С.: 181184.
2. Житков Борис
Степанович//Кто есть кто. –
М.Слово, Олма-Пресс, 2003.
– С.: 541543.
3. Любые издания книг
Б.Житкова.
4. Ильчук, Надежда. Житков
Борис Степанович. http://
www.bibliogid.ru/.
5. Б.Житков. «Чтоя видел».
Рассказы и сказки
Издательство «Вэсэлка»,
Киев, 1988
6.Материалы сайтов:
http://www.biblioguide.ru,
http://www.rgdb.ru,
http://bookoliki.gmsib.ru

Номинация «Мультимедийные технологии в учебном процессе в начальной школе»

Презентация выполнена в виде литературной викторины, состоящей из 5 заданий: «Восстанови биографию», «Узнай по отрывку», «Зоосад в природе», кроссворд «О каком герое идёт речь?», математическая загадка «Разгадай название рассказа».

Проводится в форме соревнования между 2 командами.

Целевая аудитория:
дети 9 —
10 лет.

Цель:
создание информационно-коммуникационной среды для обобщения и систематизации знаний биографии и произведений Б.С. Житкова.

Задачи:

Образовательные:
в игровой форме обобщить знания учащихся о произведениях Б.С. Житкова. Проверить умение ориентироваться в прочитанных произведениях. Расширять метапредметные связи (литературное чтение, окружающий мир, математика).

Развивающие:
развивать логическое мышление и познавательные функции обучающихся: внимание, память, воображение. Формировать положительную мотивацию к обучению и активную жизненную позицию.

Воспитательная:
прививать любовь и интерес к книгам. Формировать навыки работы в формате сотрудничества и воспитывать уважение к мнению других.

Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор.

Место использования:
литературное чтение, внеклассное мероприятие.

Эффективность и практическая значимость: данный урок способствует созданию информационно-коммуникативной среды, соответствует требованиям современного урока, активизирует познавательную активность, создает комфортные условия для личностного и интеллектуального роста каждого участника.

Приложение 1. Презентация.

Приложение 2.
Викторина

.

Борис Степанович Житков
(1882-1938)

img1
img2

Его отец был преподавателем математики в Новгородском учительском институте,

Мать — пианистка.

Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. Во время учебы подружился с К. И. Чуковским.

img3

Ему не было и десяти лет, а он уже великолепно плавал, нырял, один уходил на лодке далеко в море, вызывая зависть соседских мальчишек. Никто из одноклассников не мог лучше и быстрее его вязать морские узлы, грести, предсказывать погоду, распознавать насекомых и птиц. Ему всегда нравились простые и мужественные люди, которые не боятся никаких трудностей и опасностей.

Воля и настойчивость помогли ему овладеть многими профессиями. Житков работал химиком, кораблестроителем и даже штурманом дальнего плавания. Он осуществил свою мечту: побывал во многих городах и странах земного шара, в кругосветном плавании и в научных экспедициях.

img4

А вот стать писателем Борис Житков не собирался.

Просто он славился среди знакомых как чудесный рассказчик. Однажды по просьбе

К. И. Чуковского Житков записал один из своих рассказов.

Это решило его судьбу.

img5
img6
img7
img8
img9

Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами

или сделать своими руками.

Поэтому так увлекательны его рассказы.

С первых же строк читателей волнует, спасутся ли пассажиры перевернувшегося

во время шторма парусного судна

(рассказ «Шквал»), удастся ли матросам снять компас с захваченного предателями парохода («Компас»), привыкнет ли одичавшая кошка к человеку и подружится ли она с собакой («Беспризорная кошка»). И таких правдивых историй о милосердии человека к «братьям нашим меньшим» — животным Борис Житков рассказал нам много.

Житков скончался от рака лёгких

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

    1. Русский и советский писатель
    2. прозаик
    3. педагог
    4. путешественник
    5. исследователь
    6. Интересный факт:

    Борис Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака

    — Заказное из Ростова
    Для товарища Житкова!
    — Заказное для Житкова?
    Извините, нет такого!
    — Где же этот гражданин?
    — Улетел вчера в Берлин.

    Житков за границу
    По воздуху мчится —
    Земля зеленеет внизу.
    А вслед за Житковым
    В вагоне почтовом
    Письмо заказное везут.

  • Борис Житков стал прообразом одного из главных героев фильма «На миг оглянуться». (1984, Одесская киностудия, реж. Вяч. Колегаев), сыграл актёр Виктор Проскурин (а его друга К. И. Чуковского — Олег Ефремов). Уже по этому факту можно сказать, что он был интересным и необычным человеком. Но этого слишком мало, чтобы охарактеризовать его. Если попытаться сделать это кратко, то можно сказать, что это был человек- приключение, с необыкновенными талантами и с необыкновенной судьбой.
  • Борис Житков родился 30 августа 1882 г. в Новгороде; Его отец был преподавателем математики, мать — пианистка.
  • В 1924 г. Житков начал печататься и вскоре стал профессиональным писателем. Широкий жизненный опыт и впечатляющие познания во многих отраслях деятельности отражаются в повествованиях писателя — о науке. Житков писал о разных профессиях.
  • Житков был:
  1. организатором теневого театра
  2. автором незаконченной книги «История корабля»
  3. цикла «Рассказы о технике»
    , адресованного молодежи

Творчество Житкова, классика отечественной детской словесности, которого можно считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, что оказало существенное влияние на многих детских писателей.

Подумайте и ответьте в конце моего рассказа, действительно творчество Житкова — классика отечественной детской словесности?

  • Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации. Об этом циклы «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и многие другие, которые вы узнаете далее
  • Цикл детских рассказов «Что я видел»

Главный герой цикла — любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша Некрасов.

(видеоролик «почему слон») 0:21- 0:50. («… зовут Алёшей»)

Самой трудной для писателя была задача выстроить повествование от лица четырехлетнего мальчика. Хорошо понимая условность такой формы, Житков видел в ней залог доступности для детского восприятия.

Речь маленького Алеши богата яркими сравнениями, неожиданными сопоставлениями

Вот так например описывается радиобашня:

«А совсем далеко — башня. Только она как из тесемочек сделана. Все насквозь видно».

Про холл в гостинице сказано:

«Комната большая-большая. Пол блестит, как лед. И очень скользкий. И коврики на полу, как дорожки в саду.»

  • Цикл детских рассказов «Что бывало»

Речь идет о проишествиях принадлежащих к числу экстремальных. В то же время все они из разряда «что бывало»: разлив реки, пожар на корабле, обвал в горах, снежная буря в тундре. Люди оказываются в плену разыгравшейся стихии и, казалось бы, обречены на гибель. Однако герои Житкова не торопятся сложить руки: в тяжелейших условиях они продолжают выполнять свой долг. Их поступки — истинный подвиг. Например, произведение «Наводнение»

  • Капитан биржи самоотверженно спасает людей от угрозы наводнения в то время, как угроза нависла над его домом. Но близкие капитана оказались спасены — о них позаботились тоже чужие люди. Благополучное разрешение драматической ситуации — не случайность, а закон жизни.

(аудиозапись Наводнение 2:38)

в этих строчках скрывается весь смысл произведения о взаимопомощи.

  • Еще одно произведение из цикла «Что бывало» это рассказ «Как я ловил человечков»

Написан от лица ребенка. События в нем переплетаются в двух планах — реальном и воображенном. В реальном мире над мальчиком висит бабушкин запрет: нельзя трогать модель пароходика, которая считается семейной реликвией. В мире воображаемом пароходик становится настоящим кораблем с живой командой.

Ребенок полностью захвачен преследованием воображаемых человечков. Он изобретает разные способы, чтобы захватить их врасплох, и когда это не удается, в азарте игры ломает пароходик. Чувство глубокого разочарования отягощается сознанием непоправимой вины. И это вызывает сочувствие к герою несмотря на то, что речь идет о серьезном поступке. Отказываясь от морализаторства, Житков показывает, что в детской игре раскрываются ценные качества личности ребенка: активность, упорство, смекалка, любознательность.

  • Например рассказ «Про слона»

Историю рассказывает моряк дальнего плавания, совершивший на корабле поездку в Индию. Не смотря на то что основное место в рассказе занимает слон, важная роль принадлежит фигуре рассказчика. Подобно ребенку он сгорает от нетерпения, ожидая встречи с экзотическим животным.

По-детски радуется рассказчик осуществлению своей мечты. Рассказ завершается эпизодом, в котором труд слонов описан как изнуряющая, непосильная работа. Такое отношение к животному вызывает тягостное чувство, омрачающее радость встречи. Не экзотика, а человечность выступает в рассказе на первый план.

  • Еще один рассказ из цикла о животных «Мангуста»

Это правдивый рассказ о приключениях и подвигах двух веселых и храбрых зверьков-мангуст на большом корабле. Повадки необычного зверька описываются как веселая игра, в которую, как ребенок, включается взрослый. При этом рассказчик остается внимательным наблюдателем, который знает, что общение с животными требует от человека терпения. усмешка сменяется уважением, когда речь заходит о ловкости и бесстрашии мангуст при столкновении со змеей. Последний эпизод рассказа — мнимая смерть одной из мангуст. Ее возвращение к жизни вызывает у окружающих откровенную радость.

(аудиозаписаь мангуста 14:08. «… так ее любили»)

Такое завершение рассказа говорит о торжестве человеколюбия.

  • Житков скончался в 1938 г.

Наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, Борис Житков считается основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. Его творчество оказал существенное влияние на многих детских писателей.

  1. Стиль рассказов необычен — это остросюжетные новеллы, написанные в виде «случая из жизни», как правило драматического.
  2. Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно.
  3. Задача творчества Житкова — сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств
  • Перед вами слова Маршака о Борисе Житкове.

Выделите главное и запишите в тетрадь

  • А теперь проверьте, все ли вы записали
  • В честь русского детского писателя Бориса Степановича Житкова названа улица Бориса Житкова (Киев). Названа в 1957 г

Кнопочки и человечки. — Реж. М. Новогрудская. СССР, 1980.

Почему слоны? — Реж. М. Новогрудская. СССР, 1980.

Пудя. — Реж. И. Воробьёва. СССР, 1990

  • Изучение творчества писателя в начальной школе

Просмотр содержимого документа

«Презентация. Своеобразие творчества Б. С. Житкова »

Борис Степанович Житков (1882-1938)

  • Русский и советский писатель
  • прозаик
  • педагог
  • путешественник
  • исследователь
  • автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных

img user file 546b5bd697cc7 1

Интересный факт:

Борис Житков является главным героем известного детского стихотворения Самуила Маршака

«Почта».

Заказное из Ростова Для товарища Житкова! — Заказное для Житкова? Извините, нет такого! — Где же этот гражданин? — Улетел вчера в Берлин. Житков за границу По воздуху мчится — Земля зеленеет внизу. А вслед за Житковым В вагоне почтовом Письмо заказное везут.

img user file 546b5bd697cc7 2

Борис Житков стал прообразом одного из главных героев фильма «На миг оглянуться». (1984, Одесская киностудия, реж. Вяч. Колегаев), сыграл актёр Виктор Проскурин (а его друга К. И. Чуковского — Олег Ефремов).

Уже по этому факту можно сказать, что он был интересным и необычным человеком. Но этого слишком мало, чтобы охарактеризовать его. Если попытаться сделать это кратко, то можно сказать, что это был человек- приключение, с необыкновенными талантами и с необыкновенной судьбой.

img user file 546b5bd697cc7 3

Борис Житков родился

в Новгороде;

Его отец был преподавателем математики, мать — пианистка.

img user file 546b5bd697cc7 4

Детство провел в Одессе
.

Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию.

Во время учебы подружился с К. И. Чуковским

img user file 546b5bd697cc7 5

После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета, которое закончил в 1906г.

Затем с 1911г. по 1916 г. учился на кораблестроительном отделении Петербургского политехнического института.

img user file 546b5bd697cc7 6

В 1924 г. Житков начал печататься и вскоре стал профессиональным писателем.

Широкий жизненный опыт и впечатляющие познания во многих отраслях деятельности отражаются в повествованиях писателя — о науке. Житков писал о разных профессиях.

img user file 546b5bd697cc7 7

Житков был:

  • организатором теневого театра
  • специальной серии книг для малограмотных
  • автором незаконченной книги « История корабля»
  • цикла « Рассказы о технике»
    , адресованного молодежи

Творчество Житкова, классика отечественной детской словесности

, которого можно считать также основоположником научно-художественного жанра в детской литературе, что оказало существенное влияние на многих детских писателей.

img user file 546b5bd697cc7 8

Герои Житкова часто попадают в экстремальные ситуации. Об этом циклы «На воде», «Над водой», «Под водой», «Механик Салерно» и др.

img user file 546b5bd697cc7 9

Все, о чем писал Житков, ему довелось увидеть в жизни своими глазами.

Поэтому так увлекательны его рассказы.

img user file 546b5bd697cc7 10

Цикл детских рассказов «Что я видел»

Главный герой первого цикла — любознательный мальчик «Алёша-Почемучка», прототипом которого стал маленький сосед писателя по коммунальной квартире Алёша Некрасов.

img user file 546b5bd697cc7 11

«Что я видел»

Автор увлекательно рассказывает о ярких впечатлениях детства: о поездке на поезде в Москву, о посещении Московского зоопарка, о путешествии на пароходе в Крым. Красочно описывает увиденную природу, встречавшихся ему людей и животных.

Речь Алёши богата:

  • яркими сравнениями
  • неожиданными сопоставлениями

img user file 546b5bd697cc7 12

Красный командир Цветок Мыло В горах Как Саша маму напугал Борода Как мальчик тонул Гармонь Пожар Наводнение
Как утонул пароход Как подняли пароход со дна Пожар в море На льдине Почта Приключения «партизана» Обвал Дым Скат Разиня Белый домик Как я ловил человечков
Путешествие храброго Ван-Гугена

Цикл детских рассказов «Что бывало»

Короткие истории для дошкольников с непридуманными жизненными ситуациями. Истории не только расскажут о различных случаях, но и пояснят как правильно себя вести, а как поступать не следует.

img user file 546b5bd697cc7 13

«Наводнение»

из цикла «Что бывало» и «Помощь идет»

Капитан биржи самоотверженно спасает людей от угрозы наводнения в то время, как угроза нависла над его домом. Но близкие капитана оказались спасены – о них позаботились тоже чужие люди. Благополучное разрешение драматической ситуации – не случайность, а закон жизни.

img user file 546b5bd697cc7 14

«Как я ловил человечков»

из цикла «Что бывало»

Написан от лица ребенка. События в нем переплетаются в двух планах – реальном и воображенном. Ребенок полностью захвачен преследованием воображаемых человечков. Он изобретает разные способы, чтобы захватить их врасплох, и когда это не удается, в азарте игры ломает пароходик.

Житков показывает, что в детской игре раскрываются ценные качества личности ребенка:

  • активность
  • упорство
  • смекалка,
  • любознательность

img user file 546b5bd697cc7 15
img user file 546b5bd697cc7 16

Рассказы о животных Бориса Житкова — это короткие истории отношений человека с животными. Житков описывает различные невыдуманные случаи спасения людей животными, их преданности, крепкой дружбы и не менее крепкой привязанности.

Рассказы о животных:

Беспризорная кошка

Девочка Катя

Как слон спас хозяина от тигра

Кружечка под ёлочкой

Мангуст

Охотник и собаки

Про обезьянку

Про слона

Храбрый утёнок

img user file 546b5bd697cc7 17

«Про слона»

Из цикла рассказов о животных

Историю рассказывает моряк дальнего плавания, совершивший на корабле поездку в Индию. Подобно ребенку он сгорает от нетерпения, ожидая встречи с экзотическим животным.

Рассказ завершается эпизодом, в котором труд слонов описан как изнуряющая, непосильная работа.

В рассказе на первый план выступает. человечность

img user file 546b5bd697cc7 18

«Мангуста»

Из цикла рассказов о животных

Это правдивый рассказ о приключениях и подвигах двух веселых и храбрых зверьков- мангуст
на большом корабле.

Повадки необычного зверька описываются как веселая игра, в которую, как ребенок, включается взрослый.

Последний эпизод рассказа – мнимая смерть одной из мангуст. Ее возвращение к жизни вызывает у окружающих откровенную радость.

Завершение рассказа говорит о торжестве человеколюбия.

img user file 546b5bd697cc7 19

Житков скончался в 1938 г.

Похоронен на Ваганьковском кладбище. Его наследие составляют более 500 произведений.

Наряду с В.В.Бианки и Е.И.Чарушиным, Борис Житков считается основоположником научно-художественного жанра в детской литературе. Его творчество оказал существенное влияние на многих детских писателей.

img user file 546b5bd697cc7 20

  • Рассказы написаны простым понятным языком, через них автор стремился передать как можно больше впечатляющих знаний, полученных им во время жизни и работы.
  • Стиль рассказов необычен – это остросюжетные новеллы, написанные в виде «случая из жизни».
  • Тема подвига тесно связана с идеей взаимопомощи
  • Слова «Помощь идет» можно поставить эпиграфом ко многим рассказам Житкова

img user file 546b5bd697cc7 21

Произведения Житкова насыщены действием, он часто пользуется формой разговора с читателем, пишет всегда образно и ясно.

Задача творчества Житкова — сообщение детям полезных сведений и воспитание в них лучших человеческих качеств.

img user file 546b5bd697cc7 22

« Житков избегает навязчивой морали, но сам юный и неискушённый читатель отчётливо различает в его книгах борьбу со злом, правды- с ложью. Но предвзятая характеристика, не рекомендация, данная автором, а поведение его действующих лиц в трудных и острых положениях даёт нам представление об их чувствах и характерах. В минуты тяжёлого испытания –во время шторма, крушения, метели — яснее видишь, кто смел, щедр, великодушен и кто себялюбив, мелочен, труслив.

Говорить о главных, о самых существенных чертах человека – дело настоящего, большого писателя, а детского в особенности. Это умел делать Борис Житков»

С. Маршак

img user file 546b5bd697cc7 23

Ваша запись должна содержать следующее:

  • Избегает навязчивой морали
  • В его книгах есть борьба со злом, правды — с ложью
  • Поведение его действующих лиц даёт представление об их чувствах и характерах
  • Есть темы шторма, крушения, метели
  • Прославляет такие качества как смелость, щедрость, великодушность
  • Высмеивает такие качества как себялюбивость, мелочность, трусливость
  • Умел говорить о главных, о самых существенных чертах человека

img user file 546b5bd697cc7 24

  • В честь
    русского детского писателя Бориса
    Степановича Житкова названа
    улица Бориса
    Житкова
    (Киев). Названа в 1957 г
  • По мотивам рассказов Житкова из цикла «Что я видел» созданы мультфильмы:

Кнопочки и человечки. — Реж. М. Новогрудская. СССР, 1980.

Почему слоны? — Реж. М. Новогрудская. СССР, 1980.

Пудя. — Реж. И. Воробьёва. СССР, 1990

«На миг оглянуться» / «Я жил тогда» (1984, Одесская киностудия, реж. Вяч. Колегаев), сыграл актёр Виктор Проскурин

В 1967 году на киностудии Мосфильм. Реж. А. Сахаров и А. Светлов. по рассказам «Погибель», «Вата» и «Компас» был поставлен фильм «Морские рассказы».

В 1968 году на Одесской киностудии. Реж. С. Говорухин. по мотивам рассказа Б. Житкова «Механик Салерно» был поставлен фильм «День ангела».

В 1975 году на киностудии им. Горького. Реж. Э. Бочаров. по мотивам рассказов Б. Житкова был поставлен фильм «Шторм на суше».

img user file 546b5bd697cc7 25

Изучение творчества писателя в начальной школе

Чаще всего учителя в начальной школе используют произведения Бориса Житкова на уроках внеклассного чтения и на внеклассных мероприятиях, когда затрагивается тема взаимоотношений между людьми, тема о гуманном, бережном отношении к животным, а также тема отношений людей и животных (помощь друг другу, жизненные ситуации, интересные моменты, которые могут случиться с каждым).

название учебников

название учебников

произведения

Литературное чтение УМК «Гармония»

Родная речь «Школа России»

Храбрый утенок, Галка

Родная речь «Школа России»

Как я ловил человечков

img user file 546b5bd697cc7 26

Спасибо за внимание!

  • Рассказ алексеева медаль слушать
  • Рассказ александра сергеевича пушкина золотой петушок
  • Рассказ александра сергеевича пушкина дубровский слушать аудио
  • Рассказ 114 мин 01 54
  • Рассказ а вдруг не мой