Рассказ аудио рассказ мышонок пик

Использован учебник литературное чтение 3 класс, 2 часть, климанова, страница 106-108. раздел люби живоепроверим себя и оценим свои достижения.1. что

Использован учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 106-108. Раздел «Люби живое»

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Что объединяет произведения этого раздела, о чём они? Реальные в них события или вымышленные. Подтверди текстом. Какие произведения можно отнести к сказкам, а какие к рассказам? Чем сказка отличается от рассказа?

Все произведения этого раздела о животных. Героями их становились собака, зайчонок, мышонок, капалуха, обезьянка, светлячок.

Произведения «Малька провинилась», «Ещё про Мальку», «Про обезьянку», «Капалуха» и «Он живой и светится» можно отнести к рассказам. События в них реальные.

Произведения «Листопадничек» и «Мышонок Пик» можно отнести к сказкам. События в них частично придуманы авторами.

Сказка отличается от рассказа тем, что события в ней выдуманы автором, не могли происходить в реальной жизни. В сказках могут быть волшебные персонажи, а обычные животные могут говорить. Действие сказки может происходить в выдуманном мире.

2. Что нового ты узнал о животных, их повадках, отношениях между людьми и «меньшими братьями»?

Я узнала, что зайчата рождаются осенью или весной, и осенних зайчат зовут листопадничками.

Я узнала, что бобры строят хатки, в которых зимуют, что они заботятся о бобрятах.

Я узнала, что все животные заботятся о своих детях, готовы защищать их ценой своей жизни.

Я узнала, что у мышей очень много врагов.

Я узнала, как охотятся сорокапут, скопа, змея и многие другие животные.

Я узнала, что обезьяны очень игривые и смелые.

Я узнала, что светлячок так называется потому, что может светиться в темноте.

3. Придумай рассказ о своём домашнем любимце, зверьке или птичке.

Пример рассказа о любимом домашнем зверьке можно посмотреть, перейдя по ссылке.

4. Как называются выразительные слова, пропущенные в тексте про мышонка Пика? Что изменилось без этих слов?

В этом тексте пропущены слова, которые называются эпитетами. Обычно это прилагательные, которые придают тексту яркость, выразительность. Они позволяют более точно представить описываемые события.

Без эпитетов текст получается «сухой», фразы размытыми, их можно понимать по-разному.

Например, мы узнаём о характере героев: Пик назван глупым, а жулан хитрым. Узнаём их особенности: нос жулана крючковатый, он поёт красивые песни, чтобы приманить добычу. Узнаём характеристики: удар, полученный Пиком, был сильным, а трава — мягкой и смягчила падение.

5. Расскажи о произведениях Бианки по вопросам.

Пример рассказа о произведениях Бианки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

6. Сравни текст о мышах из энциклопедии с рассказом Бианки.

Текст о мышах в энциклопедии сообщает только общие факты. В нём нет эмоций, нет отношения автора, нет героев и нет сюжета.

Рассказ Бианки — это рассказ о приключениях конкретного мышонка, который является его героем. Писатель заставляет читателя сопереживать Пику, использует выразительные слова.

7. Чем отличаются художественные рассказы и научно-познавательные тексты?

Научно-познавательные тексты отличаются от художественных тем, что в них нет главных героев, нет развития сюжета, нет авторского отношения к происходящему, не используются средства художественной выразительности. В них описываются точные научные факты, приводится описание образа жизни того или иного животного, как представителя своего вида.

Художественные тексты пишут писатели. Картины природы, жизнь людей они изображают с помощью вдохновения, выразительных слов, ярких образов.

В научно-познавательных текстах автор описывает жизнь животных на конкретных примерах.

8. Раздели тексты этого раздела на художественные и научно-познавательные. Докажи своё мнение.

В этом разделе нет научно-познавательных текстов. В любом произведении раздела есть главный герой, есть описание его приключений. В них выражено авторское отношение к происходящему, используются выразительные слова — эпитеты, сравнения.

9. Какие рассказы Бианки ты читал, какие тебе захотелось прочесть?

Я читала много рассказов Валентина Бианки. Это: «Ёж-спаситель», «Как муравьишка домой спешил», «Купание медвежат», «Музыкант», «Сова», «Неслышимка», «Красная горка», «Оранжевое горлышко».

Мне хочется прочитать повести Бианки «Мурзук» и «Одинец».

10. Что общего между произведениями Бианки и Соколова-Микитова?

Герои этих рассказов отправляются в опасное путешествие. Мышонок волей ребят, отправивших его в плаванье. Листопадничек сам по себе. Обоим героям приходиться бороться за свою жизнь, испытания закаляют их. Они оба возвращаются домой в конце произведения.

Эти произведения можно отнести к литературным сказкам.

11. Что объединяет два рассказа В. Белова?

Эти рассказы объединяет главная героиня — собака Малька. В них описаны два случая из её жизни. В этих рассказах Малька показана верной матерью, беспокоящейся о своём щенке.

12. Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби живое». Составьте список книг.

В этот раздел можно включить любое произведение о живой природе. Всё они призывают читателя любить природу.

Например:

В. Бианки «Сова», Б. Житков «Беспризорная кошка», К. Паустовский «Барсучий нос», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Г. Скребицкий «Заботливая мамаша», Г. Снегирёв «Хитрый бурундук», Е. Чарушин «Кот Епифан», В Чаплина «Дружба» и многие другие.

Выставка книг к разделу «Люби живое»

1

Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 65-73.

1. Вспомни произведения о животных и природе, которые ты прочитал. Составь список произведений, которые ты посоветовал бы прочитать своим друзьям.

Список произведений о животных и природе

  1. Бианки В. «Аришка-трусишка»
  2. Житков Б. «Беспризорная кошка»
  3. Коваль Ю. «Капитан Клюквин»
  4. Паустовский К. «Кот-ворюга»
  5. Пришвин М. «Изобретатель»
  6. Скребицкий Г. «Джек»
  7. Сладков Н. «Медвежья горка»
  8. Снегирёв Г. «Про пингвинов»
  9. Чарушин Е. «Тюпа, Томка и сорока»
  10. Лондон Д. «Бурый волк»

2. Ты любишь наблюдать за природой? Придумай свой рассказ о том, как ты летом был в лесу.

Пример рассказа на тему «Как я летом был в лесу» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

3. Опиши Листопадничка. Каким он был? Выбери слова, дополни своими.

Выбранные из рабочей тетради слова: боязливым, беспокойным, легкомысленным, любопытным, беззаботным.

Дополнительные слова: добрым, отзывчивым, любящим маму, маленьким, наивным.

4. Представь себя в роли зайчика-листопадничка и расскажи о своём путешествии. Составь план пересказа. Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка.

План пересказа рассказа «Листопадничек»

  1. Скоро зима.
  2. Смелое решение.
  3. Побег.
  4. Встреча с бобрами.
  5. В хатке.
  6. Суровые будни.
  7. Страшные звери.
  8. Потоп.
  9. Спасение.
  10. Снова дома.

Пример пересказа по этому плану можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли с ним произойти? Придумай свой рассказ. Запиши план.

Если посмотреть на рисунки, можно понять, что с зайчиком могло случится всякое.

Вот план рассказа о приключениях Листопадничка в космосе:

План рассказа о путешествии Листопадничка в космос

  1. Ракета на поляне.
  2. Неожиданный старт.
  3. В космосе.
  4. Космические зайцы.
  5. Возвращение.

А сам рассказ, как и варианты рассказов по остальным рисункам, можно прочитать, перейдя по ссылке.

Также можно прочитать рассказ о новых приключениях Листопадничка в родном лесу по другой ссылке.

6. Что ты думаешь о главных героях рассказа «Малька провинилась»? На чьей стороне твои симпатии?

Я думаю, что Лидия была излишне жестокой с собакой. Она чёрствый человек.

Мне симпатична Малька, которая всё делала для своих щенков, и не понимала, за что её ругают.

Мои симпатии на стороне Мальки.

7. Как ты себе представляешь Мальку? Почему она получила такую кличку?

Мне Малька кажется маленькой, весёлой собачкой. Она быстрая, суетливая, подвижная. У неё кривые лапки, но это её не портит.

Свою кличку она получила за небольшие размеры.

8. Выпиши названия глав из сказки Бианки и у тебя получится план, с помощью которого ты можешь пересказать это произведение.

План пересказа рассказа «Мышонок Пик» по главам

  1. Как мышонок Пик попал в мореплаватели.
  2. Кораблекрушение.
  3. Страшная ночь.
  4. Хвост-цеплялка и шёрстка невидимка.
  5. Соловей-разбойник.

9. Ты уже знаешь, что такое сжатый пересказ. Если бы тебя попросили рассказать кратко о чём рассказ «Про обезьянку», или кратко передать его содержание, то как бы ты построил ответ?

Выберем подходящие выражения:

  1. Определил основную мысль произведения.
  2. Назвал героев рассказа.
  3. Выделил смысловые части.
  4. Перечислил события.

10. Определи основную мысль рассказа «Капалуха». Какая пословица больше всего соответствует ей?

Главная мысль рассказа «Капалуха»: Мать отдаст всё ради своего ребёнка.

Ей соответствует пословица: Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

11. Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как ты думаешь, изменится ли их отношение к природе после этого случая? Составьте с другом диалог.

Мальчики не тронули гнездо и яйца, и весело побежали прочь. Они осознали, что капалуха тоже мать, тоже любит своих детей. Они наверняка изменят своё отношение к природе и никогда не будут разорять птичья гнёзда, обижать других животных.

Диалог по рассказу «Капалуха» для 3 класса

— Ты понял, что сделали мальчики в конце рассказа?

— Да, они не тронули яйца.

— Правильно они поступили?

— Конечно, правильно! Нельзя разорять птичьи гнёзда!

— А герои рассказа поняли это?

— Я думаю, да. Они не станут ради баловства трогать птичьи гнёзда.

— А мне кажется, что ребята вообще будут бережно относиться к любым животным, ко всей природе.

— Я согласен с тобой.

12. Придумай рассказ о своём любимце, дополни его сведениями из энциклопедии и интернета.

Пример рассказа о домашнем любимце можно посмотреть, перейдя по ссылке.

13. Что объединяет произведения раздела «Люби живое»? В них описаны реальные события или вымышленные? Какие из прочитанных произведений можно отнести к сказкам, какие — к рассказам?

Эти произведения объединяет то, что в них говориться об отношениях человека и природы. О том, что природу нужно беречь, любить, не причинять вреда живым существам.

К сказкам можно отнести произведения «Листопадничек» и «Мышонок Пик». В них рассказывается о вымышленных событиях.

Остальные произведения раздела — рассказы. В них описываются реальные события.

14. Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби живое»?

Я бы дополнила этот раздел любым произведением из списка, который привела в первом пункте (смотри начало статьи). Все они говорят о любви к природе и об отношениях между животными и человеком.

15. Что у тебя хорошо получается? Выбери ответ.

Выбираем:

  1. Определять жанр.
  2. Определять основную мысль.
  3. Составлять план.
  4. Рассказывать о герое, подбирая слова определения.
  5. Пересказывать по плану.

16. Чему бы ты хотел ещё научиться, что считаешь для себя важным?

Я хотела бы лучше научиться понимать нравственный смысл рассказов, ведь это важно для осознания смысла того, чем хотел поделиться автор.

Я хотела бы научиться сравнивать свои наблюдения за животными с тем, что прочитала.

1

Перейти к контенту

Сказки для детей

Сказки для детей > Внеклассное чтение 3 класс

Сказки для детей 7 лет

Список сказок и рассказов:

  1. 196

    Лучшее Антон Чехов — Каштанка

  2. 79

    Лучшее Антон Чехов — Белолобый

  3. 325

    Лучшее Евгений Шварц — Сказка о потерянном времени

  4. 274

    Лучшее Владимир Одоевский — Городок в табакерке

  5. 95

    Лучшее Владимир Одоевский — Серебряный рубль

  6. 194

    Лучшее Всеволод Гаршин — Лягушка-путешественница

  7. 103

    Лучшее Максим Горький — Случай с Евсейкой

  8. 65

    Лучшее Константин Паустовский — Растрепанный воробей

  9. 305

    Лучшее Константин Паустовский — Заячьи лапы

  10. 241

    Лучшее Константин Паустовский — Стальное колечко

  11. 166

    Лучшее Константин Паустовский — Дремучий медведь

  12. 151

    Лучшее Константин Паустовский — Барсучий нос

  13. 78

    Лучшее Михаил Зощенко — Золотые слова

  14. 33

    Лучшее Аркадий Гайдар — Горячий камень

  15. 23

    Лучшее Виктор Драгунский — Девочка на шаре

  16. 77

    Лучшее Михаил Пришвин — Лисичкин хлеб

  17. 149

    Лучшее Константин Паустовский — Кот-ворюга

  18. 76

    Лучшее Виталий Бианки — Как муравьишка домой спешил

  19. 17

    Лучшее Виталий Бианки — Мышонок Пик

  20. 63

    Лучшее Виталий Бианки — Чей нос лучше

  21. 11

    Лучшее Никита Кожемяка

  22. 153

    Лучшее Лев Толстой — Лев и собачка

  23. 270

    Лучшее Павел Бажов — Малахитовая шкатулка

  24. 274

    Лучшее Павел Бажов — Серебряное копытце

  25. 44

    Лучшее Ганс Христиан Андерсен — Огниво

  26. 8

    Лучшее Летучий корабль

  27. 5

    Лучшее Баба-яга

  28. 4

    Лучшее Сивка-Бурка

  29. 4

    Лучшее Алёша Попович и Тугарин Змей

  30. 10

    Лучшее Сказка о Василисе Прекрасной

  31. 133

    Лучшее Лев Толстой — Акула

  32. 15

    Лучшее Добрыня и Змей (Былина)

  33. 25

    Лучшее Илья Муромец и Соловей-Разбойник (Былина)

  34. 173

    Лучшее Константин Паустовский — Корзина с еловыми шишками

  35. 29

    Лучшее Михаил Пришвин — Моя родина

  36. 71

    Лучшее Иван Тургенев — Воробей

  37. 58

    Лучшее Валентина Осеева — Печенье

  38. 3

    Лучшее Антон Чехов — Ванька

  39. 18

    Лучшее Александр Куприн — Слон

  40. Потерянный кошелек

  41. 3

    Сергей Козлов — Весенняя сказка

  42. 2

    Астрид Линдгрен — Крошка Нильс Карлсон

  43. Эдуард Успенский — Укус гадюки

  44. Эдуард Успенский — Хозяйственная собака на белорусском хуторе

  45. 2

    Эдуард Успенский — Целебный бык

  46. 6

    Михаил Зощенко — Умная Тамара

  47. 10

    Борис Житков — Кружечка под елочкой

  48. 34

    Виктор Драгунский — Бы

  49. 5

    Виктор Драгунский — Надо иметь чувство юмора

  50. 4

    Виктор Драгунский — Рыцари

  51. 4

    Виктор Драгунский — Слава Ивана Козловского

  52. 27

    Владимир Даль — Старик годовик

  53. 22

    Михаил Пришвин — Изобретатель

  54. 25

    Михаил Пришвин — Лягушонок

  55. 14

    Михаил Пришвин — Птицы под снегом

  56. 27

    Михаил Пришвин — Ребята и утята

  57. Хитрая наука

  58. 37

    Редьярд Киплинг — Кошка, которая гуляла сама по себе

  59. 1

    Виталий Бианки — Заяц, косач, медведь и весна

  60. 15

    Евгений Пермяк — Бумажный змей

  61. 6

    Евгений Пермяк — Надежный человек

  62. 29

    Евгений Пермяк — Некрасивая Елка

  63. 22

    Евгений Пермяк — Самое страшное

  64. 3

    Константин Ушинский — Гадюка

  65. 16

    Константин Ушинский — История одной яблоньки

  66. 3

    Лев Толстой — Шат и Дон

  67. 8

    Лев Толстой — Лебеди

  68. 4

    Лев Толстой — Царь и рубашка

  69. 25

    Лев Толстой — Липунюшка

  70. 4

    Лев Толстой — Девочка и разбойники

  71. 3

    Лев Толстой — Белка и волк

  72. 7

    Лев Толстой — Лев и мышь (Басня)

  73. 9

    Шарль Перро — Рике с хохолком

  74. 15

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказочка про козявочку

  75. 3

    Златовласка (Чешская сказка)

  76. 2

    Алексей Толстой — Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

  77. 3

    Алексей Толстой — Сказка о молодильных яблоках и живой воде

  78. 20

    Виктор Голявкин — Вот что интересно

  79. 35

    Ганс Христиан Андерсен — Ромашка

  80. Илья Муромец и Идолище поганое

  81. 4

    Илья Муромец: Болезнь и исцеление Ильи

  82. 1

    Илья Муромец и Калин-царь (Былина)

  83. 8

    Олимп (Миф)

  84. 4

    Вильгельм Гауф — Рассказ о Маленьком Муке

  85. 6

    Андрей Платонов — Неизвестный цветок

  86. 3

    Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком

  87. Лев Толстой — На что нужны мыши

  88. Лев Толстой — Орел

  89. 1

    Лев Толстой — Птичка

  90. Лев Толстой — Девочка и грибы

  91. Лев Толстой — Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом

  92. Лев Толстой — Как тётушка рассказывала о том, как она выучилась шить

  93. Михаил Пришвин — Жаркий час

  94. Дмитрий Мамин-Сибиряк — Медведко

  95. 1

    Дмитрий Мамин-Сибиряк — Приемыш

  96. Эно Рауд — Муфта, Полботинка и Моховая Борода

  97. 1

    Владимир Дуров — Наша Жучка

  98. 13

    Андрей Платонов — Разноцветная бабочка

  99. 1

    Царевна Несмеяна

  100. Михаил Зощенко — Любимое занятие

  101. Нина Артюхова — Большая берёза

  102. Владимир Одоевский — Игоша

  103. Лев Толстой — Комар и лев (Басня)

  104. Лев Толстой — Царское новое платье

  105. Лев Толстой — За ягодами

  106. Лев Толстой — Рассказ аэронавта

  107. Лев Толстой — Куда девается вода из моря

  108. Лев Толстой — Какая бывает роса на траве

  109. Лев Толстой — Как гуси Рим спасли

  110. Лев Толстой — Булька и кабан

  111. 1

    Евгений Носов — Тридцать зёрен

  112. Лев Толстой — Мальчик с пальчик

  113. 13

    Георгий Скребицкий — Белая шубка

  114. Георгий Скребицкий — Маленький лесовод

  115. 1

    Георгий Скребицкий — Скрипун-невидимка

  116. 4

    Геннадий Снегирёв — Чудесная лодка

  117. 2

    Евгений Пермяк — Мама и мы

  118. 26

    Константин Паустовский — Какие бывают дожди

  119. Константин Паустовский — Кишата

  120. 9

    Лидия Чарская — Царевна Льдинка

  121. Лидия Чарская — Случай

  122. 1

    Михаил Зощенко — Сравнительно умная кошка

  123. 2

    Михаил Зощенко — Очень умные обезьянки

  124. 1

    Михаил Зощенко — Очень умная лошадь

  125. 4

    Михаил Зощенко — Глупый вор и умный поросенок

  126. Михаил Зощенко — Умная кура

  127. Михаил Зощенко — Умная птичка

  128. 1

    Михаил Зощенко — Умная собака

  129. 1

    Михаил Зощенко — Умный гусь

  130. 37

    Михаил Пришвин — Курица на столбах

  131. 9

    Михаил Пришвин — Синий лапоть

  132. 30

    Михаил Пришвин — Хромка

  133. 38

    Николай Сладков — Бюро лесных услуг

  134. 3

    Николай Сладков — Медведь и солнце

  135. 9

    Ирина Пивоварова — Про мою подругу и немножко про меня

  136. 7

    Ирина Пивоварова — Сочинение

  137. 3

    Ирина Пивоварова — Весенний дождь

  138. 1

    Сергей Баруздин — Хитрый симпатяга

  139. Георгий Граубин — Почему осенью листопад

Отзывы: 7

  1. Альбина

    Топ ?

    Ответить

  2. Тима

    Круто

    Ответить

  3. Дима

    Топ

    Ответить

  4. ?

    Не че не поняла :_)

    Ответить

  5. Арина

    Ужасно!!!?

    Ответить

  6. Анита ??

    Мне понравилось

    Ответить

  7. Топ

    Прекрасно очень люблю читать ??

    Ответить

Добавить комментарий

Внеклассное чтение 3 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Урок литературного чтения 1 класс

Тема – В.В. Бианки «Первая охота»

Цель урока:

Создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к природе через внутреннее переживание учащимися взаимоотношений главных героев литературного произведения.

Задачи урока:

1) образовательные: познакомить с библиографическими сведениями о В.В.Бианки, формировать интерес детей к братьям нашим меньшим;

2) развивающие: развивать умение анализировать рассказ, навыки выразительного чтения, речи, памяти и логического мышления, совершенствовать умение находить выразительные средства языка.

3) воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся правильно, осознанно и выразительно читать небольшие тексты, рассуждать на заданную тему, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.

Интеграция с учебными предметами: русский язык, окружающий мир.

Ход урока

1. Организационный этап. Включение в учебную деятельность.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их:

Слайд 2.

«Мы гостей с волнением ждали.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти».

— Покажите с каким настроением вы пришли на урок?                                                       — У кого прекрасное настроение, похлопайте в ладоши.

— Теперь тихонько сели. Посмотрели друг на друга. Улыбнулись и приступим к работе.

2. Актуализация знаний.

Поднимите руку, у кого дома есть питомцы.

— Расскажите о них.

3. Ориентировочно-мотивационный этап. Мотивация познавательной деятельности. Формирование темы и цели урока.

 — С творчеством каких писателей мы уже познакомились на уроках литературного чтения? (Толстой, Ушинский, Барто)

— Сегодня мы познакомимся с творчеством нового автора.  Слайд 3

— Его зовут Виталий Валентинович …., а фамилию этого человека вы узнаете, если отгадаете кроссворд. Слайд 4 — 5

  1. На дворе горой, а в избе водой? (Сугроб)
  2. Кто на себе свой дом возит? (Улитка)
  3. Зимой и летом одним цветом? (Елка)
  4. Висит сито – не руками свито? (Паутина)
  5. Без крыльев летят, без паруса плывут, без ног спешат? (Облака)
  6. Живет в лесу,

    Люди его боятся,

    Ухает, как разбойник,

    А он сам людей боится! (Филин)

По вертикали имя автора — БИАНКИ.

— Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве писателя 20 века-Виталия Валентиновича Бианки.   Слайд 6

— Постараемся определить, о чём писал Виталий Бианки? Прочитайте слова.

Слайд 7

МЕДВЕДЬ, СОРОКА, БЕРЕЗА, РОМАШКА, ОСИНА, ЯСТРЕБ, ВОЛК, РОЗА

— Распределите их на четыре группы.

(В первую группу можно отнести слова медведь, волк — это названия зверей. Во вторую группу войдут слова сорока, ястреб — это названия птиц.

Третью группу составляют слова берёза, осина. Они обозначают названия деревьев.

К четвёртой группе можно отнести слова ромашка, роза — это названия цветов.)

— Звери, птицы, деревья, цветы…Что это? Как можно назвать это одним словом? (Природа)

— Значит, о чём писал Бианки? (о природе).

— Давайте определим название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня вы определите сами.

— Для этого прочитайте слова.

—  Соедините первые буквы написанных на слайде слов. (Слайд 8).

(На слайде: павлин, енот, рак, волк, альбатрос, ягуар, орёл, хомяк, ослик, тетерев, акула.)

— Как называется это произведение? (Первая охота).

Какова же тема урока? (Виталий Валентинович Бианки «Первая охота»).

(Слайд 9).

— В соответствии с темой сформулируйте чем мы будем заниматься сегодня на уроке.

1. Познакомиться с творчеством и его произведением.

2. Учиться правильно, выразительно читать

3. Отвечать на вопросы

 4. Работа по теме урока

1) Биография В. Бианки (рассказывает учитель) по презентации

Слайд 10 — 13

Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного орнитолога.

Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. ( слайд    )

Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений.

   Свои рассказы писатель называл «сказки – несказки». ( слайд  )

   Герои В. В. Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком.

  Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы.( слайд  )

Книжная полка. Выставка книг. Слайд 14

Физминутка. (Слайд 15)

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем

Вдруг мы видим:

У куста выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И назад в гнездо кладём

   2)  Словарная работа(Слайд 16).

Отгадайте загадку.

Она, как змейка,

В траве мелькает,

Хвостом виляет.

Хвост оторвет-

Другой наживет».

(Слайд 17).

— Кто из вас видел ящериц? Расскажите, как она выглядит? Что вы о них знаете? (Ящерица – (пресмыкающиеся) небольшое животное. У него удлинённое тело, длинный хвост).

— Чем покрыто тело ящерицы? (мелкой чешуей).

— Она имеет интересную особенность. В случае опасности она отбрасывает хвост и быстро убегает. А хвост еще долго может двигаться сам по себе. 

3) Словарная работа. Слайд 18

  • я-щер-ка
  • под-крал-ся
  • ух-ва-тил-ся
  • из-вер-ну-лась
  • фыр-кнул
  • от-ра-щи-ва-ет

4) Первичное чтение. (Слайд 19)

— Сейчас я прочитаю Вам рассказ «Первая охота». Вы внимательно послушаете и назовёте мне ещё одного героя рассказа.

— Назовите ещё одно героя сказки » Первая охота».  (Это маленький щенок).

— Что произошло со щенком? (Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

— Почему щенок не смог поймать ящерку? (У неё отделился хвост).

5) Физкультминутка. (Слайд 20)

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в зверюшек превратитесь! (Превращаемся в медвежат, в зайчиков, в кошечек)

6) Вторичное чтение и анализ текста.

— Прочитайте текст. (Дети читают вслух произведение).

— Где сидела ящерка? (На камне).

— Что она делала? (Она закрыла глаза и грелась на солнышке)

— Прочитайте, как об этом говорит автор.

— Что сделал щенок, когда увидел ящерку? (Щенок подкрался и схватил её за хвост).

— Как щенок подкрался к ящерке? (Щенок тихонько подкрался к ящерке)

— Почему щенок тихонько подкрался к ящерке?

— Что сделала ящерка? (Извернулась)

— Что случилось с хвостом ящерки? (Хвост отделился и остался в зубах у щенка).

-Подтвердите ваши слова словами текста.

— За чем ящерка убежала под камень? (Она спряталась от щенка)

— Прекратил ли щенок свою охоту? (Нет)

— Что он сделал? Прочитайте, как об этом говорит автор? (Фыркнул щенок, бросил хвост…)

— Удалась ли охота Щенка? —  В каком предложении говорится об этом

(Да куда там!)  

— Какой знак стоит в конце предложения?

— С какой интонацией надо читать это предложение? (С восклицательной)

— Т. е. получается, что щенок радуется неудачной охоте. Но ведь это не так. Нужно совместить восклицательную интонацию с досадой.

Попробуйте это сделать.

7) Чтение текста по цепочке.

— Каким был щенок? (Щенок был неопытным, маленьким, любознательным и т. д.)

Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно.

— Прочитайте ту часть текста, где щенок подкрадывается к ящерке, и скажите, что он сделал верно и что неправильно. (выборочное чтение)

— Какие действия были правильными? (щенок осторожно, тихонько подкрался к ящерке, потом он резко прыгнул)

— Какое действие было неправильным? (то, что щенок схватил ящерку за хвост)

— Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно? (щенку не хватало опыта, знаний он не знал, что у нее отделяется хвост)

— И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений.

Почему автор назвал свой рассказ «Первая охота»?

— Придумайте своё название. (Неудачная охота, Первый опыт…)

8) Итог урока. (Слайд 21)

С каким автором вы сегодня познакомились?

— О чём пишет в своих рассказах Бианки?

— Какой рассказ мы прочитали на уроке?

— Кто был героем рассказа «Первая охота»?

— Вам понравился рассказ?

— Хотели бы вы прочитать другие рассказы В.В.Бианки?

9) Рефлексия. (Слайд 22)

Рассказ аудио рассказ мышонок пик

Тема «Знакомство с произведением В. Бианки «Мышонок Пик»

Глава 1 «Как мышонок Пик попал в мореплаватели».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Учебник — «Литературное чтение» для 3 класса УМК «Школа России».

Учебно-методический комплект «Школа России»

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Горецкий. Литературное чтение. Учебник в 2 частях. М.: Просвещение, 2013.

Цели урока:

Познавательная: знакомство с произведением В.В.Бианки, продолжение тренировки навыка чтения.

Развивающая: развитие умения детей работать с книгой, текстом, вычленять главное, анализировать, делать выводы, анализировать информацию, выбирать необходимое.

Воспитательная: формирование способности эмоционально откликаться на прочитанное, сопереживать герою; любить все живое и осознавать, что оно имеет полное право на жизнь.

Цели:

1.Предметные.

Создать условия для формирования продуктивного чтения, то есть формирования типа правильной читательской деятельности, достижение понимания текста на уровне содержания и смысла, видения картин, понимания замысла автора.

2.Метапредметные.

А) Коммуникативные:

развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

донесение своей и понимание чужой позиций, умение работать в группах, общаться в парах, вести диалог;

Б) Познавательные:

Создать условия для наблюдения, анализа, преобразования информации из одной формы в другую;

развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

развитие умений передавать манеру общения героя, согласно его характеру при чтении по ролям;

развитие умений перевоплощаться в главного героя, передавая свои ощущения во время пересказа от его имени;

узнавать жанр произведения по определённым признакам.

В) Регулятивные:

создать условия для определения цели деятельности;

развивать умение соотносить результат с целью;

формировать умение оценивать свои результаты.

Г) Личностные:

учиться понимать особенности жизни в природе;

развивать эмоциональную сферу.

учить оценивать поступки, поведение героев произведения;

учить переживать всему живому на земле;

учить любить все вокруг себя.

Художественная задача текста:

показать беззащитность наших братьев меньших перед человеческим непониманием, жестокостью;

зависимость их маленькой жизни от человеческой мудрости, доброты и от суровой непредсказуемости природы.

Оборудование урока: раздаточный материал для учащихся, презентация, видео, Smart доска.

Ход урока.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

(СЛАЙД 1)

…Здравствуйте те, кто мечтал хотя бы однажды совершить путешествие…

…Здравствуйте те, кто задумывался над тем, как нелегко бывает маленьким …

…Здравствуйте те, кто знает, как помочь тем, кто вокруг нас…

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами читали рассказ «Ещё раз про Мальку». Давайте сейчас разгадаем филворд (Приложение 1). Проверка на Smart доске.

— Какое слово лишнее? (Бианки).

— Кто помнит, что значит это слово? (Фамилия автора)

— Что вы помните об этом авторе? (Ответы детей)

— Сейчас, я вам раздам карточки с фактами о писателе (Приложение 2). (СЛАЙД 2)

Ваша задача их прочитать. Потом мы посмотрим фильм о В. Бианки. После просмотра, вы отметите те факты, которые оказались неверными знаком «-», а те, которые оказались верными знаком «+». (Видео — СЛАЙД 3)

Проверка – (СЛАЙД 4)

  1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

(СЛАЙД 5)

Прочитайте четверостишие

Мышонку шепчет мышь: 

«Ты всё шуршишь – не спишь?»

Мышонок шепчет мыши:

Шуршать я буду тише».

— Скажите, пожалуйста, кто главный герой этого четверостишия?

— А где мы можем встретить этих героев?

— А где они встречаются в жизни?

— Сейчас в парах попробуйте собрать картинку. (Приложение 3).

— Кто получился? (Мышонок на корабле). (СЛАЙД 6)

— Как вы думаете, о чем мы узнаем? Что делал мышонок в рассказе? (Ответы детей)

ФИЗМИНУТКА (Приложение 5)

Сейчас я буду читать вам факты о мышах. Если вы считаете, что это правда, то приседаете, если неправда, то тяните руки вверх.

  1. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

— А теперь я предлагаю вам узнать о мышонке, который был у нас на иллюстрации.

— Откройте учебник на с. 73.

— Прочитайте название произведения.

— Как зовут мышонка, почему? (Пик. Потому что мыши пищат.)

-Как автор относится к мышонку? Почему? (Называет ласково.)

-Кто такие мореплаватели? (Те, кто ходит в море)

— Как мышонок может стать мореплавателем?

Рассмотрите иллюстрацию, каких героев вы видите.

Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение

— Давайте проверим наши предположения, для этого я вам предлагаю самостоятельно прочитать произведение.

— Правильно ли мы предугадали содержание?

— Что вы предугадали?

— Чего не смогли предугадать?

  1. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.

Словарная работа.

Повторное чтение детьми вслух по цепочке.

Ведётся диалог с автором, выделяются трудные слова, высказываются комментарии.

Рубнул – ударил ножом, рубил.

Порскнуть –броситься врассыпную

Извести – уничтожить убить

Наладить парус – сделать, поставить парус.

Долбленное суденышко – выдолбленное из целого куска дерева

(Слайд 7)

Работа с текстом после чтения.

— Где мальчик нашёл мышонка?

— Что решил сделать брат с мышонком? Почему?

— Докажи словами из текста?

— Что можно сказать об отношении сестренки к увиденному мышонку? Докажи словами из текста.

— К какому решению пришли ребята?

— Почему с таким решением согласился брат? Докажи словами из текста?

  1. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ.

Повторное обращение к иллюстрации в учебнике.

– Найдите в тексте отрывок, который относится к иллюстрации.

-К какому литературному жанру можно отнести это произведение? Почему?

— В. В. Бианки называл свои рассказы — «Сказки-несказки», как вы думаете, почему?

— Это сказки – несказки. В них нет волшебства, но чудес там не меньше.

Сказка – это путешествие мышонка и его приключения.

Несказка – удивительные подробности из жизни маленькой полевой мышки.

  1. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

-Каждое прочитанное произведение нас чему-то учит, заставляет над чем-то задуматься.

(Чтобы мы любили и бережно относились к живой природе; могли сочувствовать животным и не обижать их)

-Чему учит, о чем заставляет вас задуматься рассказ «Мышонок Пик»?

— Давайте сейчас восстановим пункты плана. (Приложение 4)

— У вас на партах лежит парус. Напишите пожелание мышонку на нем. И прикрепим к нашему кораблю, который сейчас без парусов. И отправим его в дальнее плаванье.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Дома написать, как вы понимаете фразу – «Право на жизнь имеют все».

Приложение 1

М

А

Л

Ь

К

А

Б

И

Е

Ф

Т

О

Л

И

Н

А

Д

Я

К

Р

Т

Д

К

И

Т

Р

А

И

С

И

Л

А

Б

Е

Л

О

В

Я

А

В

Приложение 2

До

Виталий Валентинович Бианки

После

Родился в 1894 года в Москве.

Отец В.В. Бианки был орнитологом (ученый, изучающий птиц).

Отец привил интерес Виталия к технике.

Волшебная палочка, оживляющая экспонаты животных – это слово.

Каждое лето семья выезжала за город в деревню Лебяжье.

Отец приучал с детства зарисовывать все свои наблюдения.

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета».

Написал более 300 сказок и рассказов о природе.

Приложение 3

578905 1

Приложение 4

Кусты, корень, желторотый мышонок.

Сестра знает, как спасти Пика.

Из чего сделать мачту?

Сердитый брат. Мышонку грозит гибель.

Брат и сестра мастерят кораблик.

Кораблик с мышонком отправляется в плавание.

Сестренка дает имя мышонку

Приложение 5

НЕТ. Факты – мыши любят сыр. (Эти грызуны являются оппортунистическими едоками, то есть будут есть практически все, что можно съесть.)

ДА. Несмотря на то, что летучие мыши называются «мышами», они не являются родственниками привычным мышам. 

ДА. Зубы у мышей растут на протяжении всей жизни.

НЕТ. Мыши встречаются только на лугах и в лесу. (Они встречаются в лесах, на лугах, в искусственных сооружениях, в том числе и в человеческих домах. )

ДА. (В дикой природе они обычно роют норы под землей. Их норы являются не только местом ночлега, но и убежищем от хищников.)

ДА. Они являются очень ловкими и быстрыми животными. Несмотря на свои крошечные размеры, эти грызуны могут разгоняться до 12 км/ч.

НЕТ. Мышата появляются на свет уже самостоятельными. (Мышата появляются на свет полностью беспомощными, лысыми, слепыми и глухими. Тем не менее, они очень быстро развиваются и уже к 14-дневному возрасту покрываются шерстью, хорошо видят и слышат.

Приблизительно в 20-дневном возрасте они начинают питаться твердой пищей.)

ДА. Они не любят отходить слишком далеко от своего гнезда. Обычно они ищут пищу в зоне, которая находится в пределах 3-6 метров от их убежища. При этом они регулярно используют одни и те же маршруты на протяжении всей своей жизни.

НЕТ. Мыши, в отличии от крыс не умеют плавать. (Могут плавать. Но это редкость. Плавают исключительно для выживания. )

  • Рассказ американского морпеха о русских и саперных лопатках
  • Рассказ алмачуар на русском языке
  • Расскажите об особенностях сказок о животных
  • Расскажи о том как братья выполняли приказ царя составь сначала план рассказа 3 класс
  • Распросить или расспросить как правильно пишется