Рассказ ашик кериб читать полностью

Михаил юрьевич лермонтов создавал не только русские сказки. писатель интересовался мифами, фольклором восточных стран. он нередко писал произведения, основанные на

Михаил Юрьевич Лермонтов создавал не только русские сказки. Писатель интересовался мифами, фольклором восточных стран. Он нередко писал произведения, основанные на традициях других государств. Не исключением стала и сказка «Ашик-Кериб». Анализ показывает, что в произведении используется литературный жанр турецкого народа. Писатель не старался изменить сказку на русский стиль, так как в ней присутствуют имена и традиции другой страны.

Восточная повесть

М. Ю. Лермонтов, как одаренный незаурядным литературным талантом человек, всегда интересовался разнородными языковыми потоками и культурными традициями. И вот на примере анализа поэмы «Демон» можно увидеть, что написана она в жанре «восточной повести», где центральным персонажем является демон.

В христианстве же демон является сатаной, дьяволом или падшим ангелом, который занимает позицию полного противопоставления Богу (Аллаху). Поэтому поэма акцентирована на дуалистическое восприятие мира, где душа человеческая представляется ареной для борьбы добра и зла. Очеловеченный романтичный образ демона по традиции имеет философское соответствие всей этой борьбы в мусульманском понимании, которое и повлияло, со своей стороны, на российскую и европейскую литературную культуру.

В сказке «Ашик-Кериб» вырисовывается одна из граней трагического романтизма (борьбы в стихах) поэта. Лермонтов, предвосхищая Достоевского, очень глубоко проникся антитезой между мечтой человека о счастье и о несчастье в реальной обыденности, между красотой жизни, возвышенной любовью и единением людей с реальностью безобразия лика жестокого современного мира.

Мусульманские мотивы

Мусульманские мотивы в творчестве Михаила Юрьевича можно поместить в некий философско-символический комплекс, в котором проявляется, с одной стороны, обобщенный мировоззренческий смысл, например, в таких опорных понятиях, как «Восток», «книга», «судьба», «странничество». С другой стороны, можно наблюдать и конкретные элементы поэтического иносказания, характерные для всего творчества поэта Лермонтова. Это небо, земля, пути и игры. Примеры — турецкая сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», стихи и поэмы «Кинжал», «Испанцы», «Жалобы турка», «Спор», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи», «Две невольницы».

Жанр сказки «Ашик-Кериб»

На примере этой турецкой сказки можно подробно рассмотреть мусульманские компоненты. В чем же главная мысль сказки «Ашик-Кериб»? В ее композиционную схему легли традиционные для Ближнего Востока и Средней Азии мотивы типа обещаний вечной любви и нарушение их исполнения в связи с трагическими обстоятельствами, а также волшебство, странствия, переодевания, узнавания и возвращения.

И поэтому в русской литературе это произведение функционирует как одно из стилизованных произведений так сказать «под Восток» со свойственной стилистикой, обозначениями и именами, например, ана — мать, ага — господин, гёрурсез – узнаете, сааз – балалайка, или на примере восклицаний типа «О Всемогущий Аллах!» и т. п. В этом случае восточные элементы не образуют самостоятельную системную структуру, с помощью которой можно выйти в философское и символическое пространство.

Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» — любовь Ашика-Кериба и Магуль-Мегери, которая разворачивается с нарративной последовательностью, присущей основам классической поэзии народов Востока. Что интересно, такого рода композиционные схемы в западном литературоведении воспринимались всего лишь как примитивность. И все потому, что подробно не описывают любовные томления и страдания и не акцентируют внимание на сознательном усилении воображения, которое действует оживляюще на образы возлюбленных. Такой взгляд на это произведение делает любовную историю слишком упрощенной.

Короткий пересказ «Ашик-Кериба» Лермонтова

«Ашик-Кериба» Лермонтов краткое содержание:

Много лет назад жил в Тифлизе богатый турок Аян-Ага и была у него единственная дочь Магуль-Мегери, самая красивая девушка в городе.

Жил в Тифлизе и певец Ашик-Кериб, бедный юноша с благородным сердцем. На жизнь он зарабатывал тем, что пел на свадьбах, подыгрывая себе на саазе (турецкой лютне).

На одной из свадеб Ашик-Кериб увидел Магуль-Мегери и они полюбили друг друга. Бедный певец не надеялся жениться на дочери богача, поэтому «стал грустен, как зимнее небо».

Однажды лежал Ашик-Кериб в саду. Мимо шла Магуль-Мегери и заговорила с ним. Увидев его печальное лицо, девушка посоветовала пойти к Аян-Аге и просить у него её руки. Аян-Ага богат и не пожалеет денег для счастья дочери.

Ашик-Кериб, однако, не хотел быть бедным мужем при богатой жене, он решил отправиться в семилетнее странствие по свету и «нажить себе богатство». Магуль-Мегери согласилась ждать семь лет, но предупредила: если Ашик-Кериб не вернётся по истечении этого срока, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно к ней сватается.

Попрощался Ашик-Кериб с маленькой сестрой, получил благословение у матери и отправился в путь. По дороге к нему в попутчики напросился Куршуд-бек. Вскоре подошли они к реке, на которой не было ни моста, ни брода. Ашик-Кериб разделся и переплыл реку, а Куршуд-бек взял его одежду и вернулся в Тифлиз.

Прибыв в город, Куршуд-бек явился к старой матери Ашик-Кериба и сказал, что певец утонул, переплывая реку. Обливаясь слезами, женщина побежала к Магуль-Мегери и обо всём ей рассказала, но девушка не поверила выдумкам Куршуд-бека и заявила, что никто не станет её мужем, пока не истечёт семь лет.

Между тем Ашик-Кериб, босой и раздетый, добрался до деревни, где добрые люди накормили его и дали одежду. Он переходил «из деревни в деревню, из города в город, и слава его разносилась повсюду».

Наконец, Ашик-Кериб прибыл в город Халаф, где жил паша — большой любитель музыки. Его слуги с ног сбились, разыскивая певцов, но ни один из них не нравился паше. Пробегая мимо кофейни, где в это время пел Ашик-Кериб, слуга паши услышал его дивный голос и отвёл к своему господину.

Посыпалось к нему серебро и золото, заблистали на нём богатые одежды; счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат…

Неизвестно, забыл ли он свою Магуль-Мегери, но последний год семилетнего срока уже истекал, а возвращаться в Тефлис Ашик-Кериб не собирался. Магуль-Мегери начала отчаиваться. Она вручила купцу золотое блюдо и попросила выставлять его в лавке в каждом городе, куда зайдёт караван, и объявить, что узнавший блюдо получит и его, и его вес золотом.

В каждом городе купец выполнял поручение Магуль-Мегери, но никто блюдо не узнал. Наконец, караван прибыл в Халаф. Ашик-Кериб услышал о блюде, пришёл в лавку купца и узнал его. Купец тоже узнал певца и передал ему от Магуль-Мегери, что срок истекает, и она скоро выйдет за другого.

В отчаянии Ашик-Кериб сел на коня и поскакал, не надеясь успеть, ведь от Халафа до Тифлиза было несколько месяцев пути, а до свадьбы Магуль-Мегери оставалось три дня. Решив, что нечего ему делать на земле, Ашик-Кериб решил сброситься с высокого утёса и вдруг увидел внизу незнакомого всадника.

Всадник велел Ашик-Керибу спуститься с утёса и спросил, куда ему нужно попасть. Ашик-Кериб солгал ему три раза, называя неправильные места, и всадник каждый раз переносил его туда в мгновение ока.

Наконец, певец признался, что ему надо в Тифлиз, и всадник доставил его к воротам города. Ашик-Кериб понимал, что никто не поверит, если он расскажет о путешествии из Халафа в Тифлиз за один день, и попросил всадника дать ему какое-нибудь доказательство.

Всадник дал певцу комок земли из-под копыт своего коня. Если Ашик-Керибу не поверят, он должен будет намазать этой землёй глаза женщины, ослепшей семь лет назад. Певец убедился, что всадник был не кто иной, как Хадерилиаз (святой Георгий).

Поздно вечером Ашик-Кериб отыскал свой дом и попросился переночевать. Мать, ослепшая от слёз семь лет назад, не поверила, что напросившийся в дом странник — её сын, которого она считала погибшим. Сестра же поверила Ашик-Керибу и отдала ему его сааз.

В ту ночь Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека. Девушка решила, что никогда не «опустит голову» на его ложе, и приготовила для себя яд и кинжал. Сестра отвела Ашик-Кериба в дом, где проходил свадебный пир, и осталась у дверей послушать, что будет дальше.

Ашик-Кериб, притворившийся бедным певцом, начал петь о том, как перенёсся из Халафа в Тифлиз за один день. Брат Куруш-бека заявил, что певец лжёт. Магуль-Мегери сразу же узнала голос любимого и бросилась ему на шею. Брат жениха хотел заколоть певца кинжалом, но Куруш-бек остановил его.

Успокойся и знай: что написано у человека на лбу при его рождении, того он не минует.

Куруш-бек попросил Ашик-Кериба доказать, что тот действительно переместился из Халафа в Тифлиз за один день. Певец попросил привести ослепшую семь лет назад женщину. Его сестра, подслушивавшая под дверью, привела мать. Ашик-Кериб развёл волшебный комок земли в воде, помазал этой грязью глаза матери, и та прозрела.

Увидев это чудо, никто не усомнился в словах Ашик-Кериба, и Куруш-бек уступил ему Магуль-Мегери. Взамен певец выдал за Куруш-бека свою сестру, за которой дал хорошее приданое.

«Ашик-Кериб»: главная мысль сказки

Главный герой — Ашик-Кериб. Не желая быть финансово зависимым, он отправляется на семь лет в дальние края, чтобы заработать деньги и устроить свадьбу с Магуль-Мегери — дочкой богатого турецкого купца. Сразу ощущается, что любовь в тексте представляется как данность, и больше никакой динамики до самого конца.

В продолжение сюжета, распрощавшись, влюбленные герои договариваются о том, что если Ашик-Кериб по истечении семи лет не вернется, то Магуль-Мегери выйдет замуж за другого. Но через некоторое время разбогатевший Ашик вдруг забывает о своем обещании, и только напоминание в виде золотого блюда, отправленное его возлюбленной через знакомого торговца, заставляет его двинуться в путь, но времени уже нет. Чудесным образом добраться до дома и воссоединиться с любимой ему помогает мистический всадник на белом коне.

Краткое содержание

Ашик-Кериб является главным героем. Это молодой человек, музыкант из бедной семьи. Он влюбился в богатую девушку и не согласился просто так взять приданное. Парень понимал, что всю жизнь будет обязан ее отцу. Он дает обещание, что ровно через 7 лет разбогатеет. Его невеста соглашается ждать его все это время. Но, кроме этого, девушка дает обещание, что как только ей нужно будет выйти замуж за нелюбимого, она покончит жизнь самоубийством.

Вместе с ним на заработки отправился Куршуд-бек. В дороге с ними приключается один случай. Двум парням нужно было перебраться на другой берег реки. И попутчик Ашика предлагает раздеться и переплыть. Но на самом деле Куршуд лишь хочет обмануть героя и украсть его одежду. Именно так он и поступил, когда парень прыгнул в реку.

Вернувшись домой с вещами Ашика, Куршуд сказал, что он утонул. Узнав о таком сообщении мать главного героя, теряет зрение и все 7 лет не догадывается, что ее сын жив. На самом деле парень все эти годы занимался только работой и накопил много денег.

Интересна эта сказка тем, что в погоне за богатством он забывает о времени, а ведь его любимая должна выйти замуж. Вскоре он вспомнил, что до свадьбы осталось всего 3 дня. В этот же миг герой садится на коня и отправляется домой. Ашик скакал без остановки и все же понимал, что ему не добраться до города за такой короткий период. В это время он задумывается, чтобы броситься со скалы и разом решить свою проблему. И в этот момент к нему является всадник и только потом герой понял, что это святой человек.

Несколько раз он проверял его посредством обмана. Этот незнакомец творил чудеса и мог перенести героя в любой город.

После того как Ашик понимает, что перед ним волшебник, он признался в обмане. Святой простил его, доставил в родной город и исцелил мать.

Анализ

В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.

При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.

И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», — однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.

И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.

Любовь в сказке и есть главная движущая сила. Всякий человек в исламе гарип – чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями. Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса — встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.

Основа задумки

Концовка рассказа дает возможность понять, чему учит сказка «Ашик-Кериб». Автор хотел донести читателям, что всегда нужно быть смелым и стремиться к задуманному. Только после того, как человек поверит в свои силы, у него все получится.

Это произведение имеет 2 основных мысли:

  • Если намерения человека чисты, он всегда добьется желаемого.
  • Зависть и злость не исполнят планы и желания человека.
  • В произведении видно, как главный герой долго шел к своей цели, и в конце трудного пути его ждало чудо, благодаря которому он смог добиться успеха. Развязка показывает отношение автора к главному герою. Он представил его как честного человека и призывал читателей быть такими.

    Писатель также охарактеризовал Куршуда и каким он был на самом деле. Этот человек злой и преследует только корыстные цели. Отрицательный герой мечтал жениться на любимой девушке Ашика, пока он будет находиться в отъезде.

Мудрости мироустройства

Совсем непростым получился главный герой Ашик-Кериб. Главная мысль сказки заключается в том, что с помощью собирательного образа в виде коранического мудреца акцентируется идея двойного бытия (явного и скрытого) и глубокой мудрости мироустройства. То, что может оказаться злом на каком-то этапе для человека, потом обернется для него великим благом. Так и в сказке вынужденное странствование Ашика-Кериба, коварность Куршуд-Бека и слепота матери впоследствии обернулись торжеством справедливости, которая реализовалась через счастливое стечение обстоятельств и появление чудесного посланника. Знаковыми были и слова врага Куршуд-Бека, который остановил своего брата, кинувшегося с кинжалом на соединившихся возлюбленных. Он сказал: «Успокойся немедленно и знай, что на лбу у человека при рождении уже написано то, что он не минует…»

Данная программа составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы начального общего образования по литературному чтению.

Программа разработана для учащихся 4 класса МАОУ «СОШ №60 социальной адаптации детей-инвалидов». Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

-формирование осмысленного чтения, интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы;

-умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях;

-развитие способности уметь определять  художественную ценность произведения и анализировать на доступном уровне;

-развитие умения сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка), находить сходство и различие разных жанров.

-развитие эстетического вкуса, формирование эстетического отношения к действительности

Программа рассчитана на 136часов в году (4 часа в неделю), продолжительность урока 40 минут.

Формы контроля знаний: тесты. Устный опрос, проведение повторительно –обобщающих контрольных уроков, проекты

-Формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

-Формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

-Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

-Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности,  формирование личностного смысла учения;

-Развитие навыков сотрудничества со взрослыми сверстниками, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

-Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

— планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

— вносить коррективы в действие после  его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

-основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять информацию из текстов разных видов;

— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,        определять наиболее эффективные способы достижении результата;

-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве;

— адекватно использовать  речевые высказывания для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных

обозначений. Содержание учебника. Словарь.

1

2

Знакомство с названием раздела «Летописи, былины, жития». Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

3

События летописи-основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из летописи «И вспомнил Олег коня

своего».

1

4

Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

5

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

1

6

Прозаический текст былины  в пересказе И. Карноуховой.

1

7

Герои былины-защитник Русского государства. Картина  В. Васнецова «Богатыри»

1

8

Сергий Радонежский – святой земли Русской. Житие Сергия Радонежского.

1

9

В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому». Житие Сергия Радонежского.

1

10

Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукции

картин.

1

11

 Проект «Календарь исторических событий»

1

12

Проверочная работа по разделу «Летописи, былины, жития».

Внеклассное чтение.

«Самые интересные книги прочитанные летом»

1

13

 Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики».

1

14

 П.П. Ершов «Конёк-Горбунок». Сравнение литературной и народной сказок.

1

15

П. Ершов «Конёк-Горбунок» Характеристика героев.

1

16

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства.

1

17

А.С. Пушкин «Няне». Авторское отношение к изображаемому.

1

18

А.С. Пушкин  «Туча».

1

19

А.С. Пушкин. «Унылая пора! Очей очарованье!»

1

20

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Мотивы народной сказки в литературной.

1

21

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Герои сказки.

Характеристика  героев, отношение к ним.

1

22

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Деление сказки на части. Составление плана.

1

23

 А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Пересказ сказки.

1

24

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Картины природы в стихотворении.

1

25

М.Ю. Лермонтов  «Ашик-Кериб». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

1

26

М.Ю. Лермонтов  «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев.

1

27

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. «Детство». События рассказа.

1

28

Л.Н.Толстой. «Детство». Характеристика главного героя Л.Толстого.

1

29

Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал».

1

30

А.П. Чехов «Мальчики». Смысл названия рассказа. Главные герои рассказа.

1

31

А.П. Чехов «Мальчики». Характер героев художественного текста.

1

32

А.П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа-герои своего времени.

1

33

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

Внеклассное чтение.

«Знакомство с книгами справочниками»

1

34

Проверочная работа по разделу «Чудесный мир классики».

1

35

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». Прогнозирование содержания.

1

36

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…».

Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.

1

37

Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…»

1

38

А.А. Фет «Весенний дождь». Картины природы в лирическом стихотворении.

1

39

А.А. Фет «Бабочка». Ритм и интонация стихотворения.

1

40

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?» Передача настроения и чувства стихотворения.

1

41

А.Н. Плещеев «Дети и птичка». Ритм стихотворения

1

42

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Изменение картин природы в стихотворении.

1

43

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».

1

44

И.А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина.

1

45

Обобщение  по разделу «Поэтическая тетрадь»

Внеклассное чтение.

Устный журнал «Стихи русских поэтов о природе»

1

46

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

47

Знакомство с названием раздела «Литературные сказки».

1

48

 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои.

1

49

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Особенности литературного жанра.

1

50

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части. Составление плана. Подробный пересказ.

1

51

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности литературного жанра.

1

52

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного произведения. Главная мысль.

1

53

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения.

1

54

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

1

55

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском

 тексте.

1

56

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои произведения.  Авторское отношение.

1

57

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

1

58

 С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном произведении.

1

59

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Герои художественного текста.

1

60

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Словесное   иллюстрирование.

1

61

Обобщение  по разделу «Литературные сказки».

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

1

62

Проверочная работа по разделу «Литературные сказки».

1

63

 Знакомство с названием раздела «Делу время – потехе час».

1

64

 Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл.

1

65

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Инсценирование произведения.

1

66

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности юмористического текста.

Авторское отношение.

1

67

 В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»

1

68

Юмористические рассказы В.Ю.Драгунского.

1

69

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка.  Герои произведения.

1

70

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час»

Внеклассное чтение. Книги о сверстниках, о школе.

1

71

Проверочная работа по разделу «Делу время – потехе час».

1

72

Знакомство с названием раздела «Страна детства».

 Б.С. Житков «Как я ловил человечков»

1

73

Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Особенности развития сюжета.

1

74

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий.

1

75

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения.

1

76

 М.М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения.

1

77

М.М. Зощенко «Ёлка». Составление плана. Пересказ.

1

78

Обобщение  по разделу «Страна детства»

Внеклассное чтение. Что такое серии книг и каково их назначение.

1

79

Проверочная работа по разделу «Страна детства».

1

80

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь».

1

81

В.Я. Брюсов «Опять сон». «Детская». Развитие чувства в лирическом стихотворении.

1

82

С.А. Есенин «Бабушкины сказки». Развитие чувства в лирическом стихотворении.

1

83

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».  Тема детства в произведениях.

1

84

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

Внеклассное чтение Устный журнал «Поэтическая тетрадь»

1

85

Знакомство с названием раздела «Природа и мы»

1

86

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».  Анализ заголовка

1

87

 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».  Отношение человека к природе.

1

88

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных.

1

89

 А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя.

1

90

М.М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка. Герои произведения.

1

91

М.М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе произведения.

1

92

Е.И. Чарушин «Кабан». Характеристика героев на основе поступка.

1

93

 В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа.

1

94

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». План произведения.

1

95

Проект «Природа и мы»

1

96

Проверочная работа по разделу «Природа и мы».

Внеклассное чтение. Знакомство с произведением А.Волкова  «Волшебник  изумрудного города»

1

97

Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь». Б.Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени.

1

98

С.А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в произведении.

1

99

Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета в произведении.

1

100

Н.М. Рубцов «Сентябрь» Изображение природы в лирическом стихотворении.

1

101

С.А. Есенин «Лебёдушка».

1

102

С.А. Есенин «Лебёдушка». Мотивы народного творчества и авторского отношения.

1

103

Обобщение  по разделу «Поэтическая тетрадь».  

1

104

Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь».

Внеклассное чтение. Викторина по произведению  А.Милн «Вини – пух и все-все-все…»

1

105

 Знакомство с названием раздела «Родина».

И.С. Никитин «Русь».

1

106

С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте.

1

107

С.Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому.

1

108

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…». Тема стихотворения. Авторское отношение.

1

109

Обобщение по разделу «Родина».

1

110

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

1

111

Проверочная работа по разделу «Родина».

1

112

Проект: «Они защищали Родину»

1

113

Знакомство с названием раздела «Страна фантазия».

 Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

1

114

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности жанра.

1

115

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

Необычные герои фантастического рассказа.

1

116

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности жанра.

1

117

Кир Булычев «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

1

118

Обобщение по разделу  « Страна Фантазия

 «Внеклассное чтение. «В путь, друзья!» (книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных).

1

119

Проверочная работа по разделу «Страна Фантазия».

1

120

Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература»

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»

1

121

 Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе.

1

122

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» Герои приключенческих рассказов.

1

123

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Авторская  сказка.

1

124

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

1

125

Г.Х. Андерсен «Русалочка»

1

126

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Сравнение с героями русских народных сказок.

1

127

Г.Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ  о русалочке.

1

128

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1

129

М. Твен «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы.

1

130

С. Лагерлеф «Святая ночь».

1

131

С. Лагерлеф «Святая ночь».

1

132

С. Лагерлеф «В Назарете».

1

133

 С. Лагерлеф «В Назарете».

1

134

Обобщение по разделу  «Зарубежная литература».

Внеклассное чтение. Урок-отчет. Путешествие по дорогам любимых книг».

1

135

 Проверочная работа по разделу «Зарубежная литература».

1

136

Урок-игра «Литературные тайны»

1

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Просвещение, 2012

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение 4 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. М.: Просвещение, 2012

Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение 4 класс. М.: Просвещение, 2012

Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Рабочие программы: 1-4 классы. М.: Просвещение

СтефаненкоН.А., Горелова Е.А. Литературное чтение: Методические рекомендации: 4 класс.М.: Просвещение, 2012

  • Рассказ алексеева медаль слушать
  • Рассказ александра сергеевича пушкина золотой петушок
  • Рассказ александра сергеевича пушкина дубровский слушать аудио
  • Рассказ 114 мин 01 54
  • Рассказ а вдруг не мой