Рассказ аркадия гайдара тимур и его команда

Полковник александров уже три месяца на фронте. он присылает в москву своим дочерям телеграмму, предлагает им провести остаток лета на

Полковник Александров уже три месяца на фронте. Он присылает в Москву своим дочерям телеграмму, предлагает им провести остаток лета на даче.

Старшая, восемнадцатилетняя Ольга, едет туда с вещами, оставив тринадцатилетнюю Женю прибрать квартиру. Ольга учится на инженера, занимается музыкой, поёт, она строгая, серьёзная девушка. На даче Ольга знакомится с молодым инженером Георгием Гараевым. Она допоздна ждёт Женю, но сестры все нет.

А Женя в это время, приехав в дачный посёлок, в поисках почты, чтобы отправить телеграмму отцу, случайно заходит на чью-то пустую дачу, и собака не выпускает её обратно. Женя засыпает. Проснувшись наутро, видит, что собаки нет, а рядом — ободряющая записка от неизвестного Тимура. Обнаружив бутафорский револьвер, Женя играет с ним. Холостой выстрел, разбивший зеркало, пугает её, она бежит, забыв в доме ключ от московской квартиры и телеграмму. Женя приходит к сестре и уже предвидит её гнев, но вдруг какая-то девчонка приносит ей ключ и квитанцию от посланной телеграммы с запиской от того же Тимура.

Женя забирается в старый сарай, стоящий в глубине сада. Там она находит штурвал и принимается крутить его. А от штурвала идут верёвочные провода. Женя, сама того не зная, подаёт кому-то сигналы! Сарай наполняется множеством мальчишек. Они хотят побить Женю, бесцеремонно вторгшуюся в их штаб. Но командир останавливает их. Это тот самый Тимур (он племянник Георгия Гараева). Он приглашает Женю остаться и послушать, чем занимаются ребята. Оказывается, они помогают людям, особенно же опекают семьи бойцов Красной Армии. Но все это они делают втайне от взрослых. Мальчишки решают «заняться особо» Мишкой Квакиным и его шайкой, которая лазает по чужим садам и ворует яблоки.

Ольга думает, что Тимур — хулиган, и запрещает Жене водиться с ним. Женя не может ничего объяснить: это означало бы разгласить тайну.

Ранним утром ребята из команды Тимура наполняют водой бочку старухи-молочницы. Потом складывают в поленницу дрова для другой старушки — бабушки бойкой девочки Нюрки, находят ей пропавшую козу. А Женя играет с маленькой дочкой лейтенанта Павлова, которого недавно убили на границе.

Тимуровцы составляют ультиматум Мишке Квакину. Приказывают ему явиться вместе с помощником, Фигурой, и принести список членов шайки. Гейка и Коля Колокольчиков относят ультиматум. А когда приходят за ответом, квакинцы запирают их в старой часовне.

Георгий Гараев катает Ольгу на мотоцикле. Он, как и Ольга, занимается пением: играет в опере старика партизана. Его «суровый и страшный» грим испугает кого хочешь, и шутник Георгий нередко пользуется этим (ему и принадлежал бутафорский револьвер).

Тимуровцам удаётся освободить Гейку и Колю и запереть вместо них Фигуру. Они устраивают засаду квакинской шайке, закрывают всех в будке на базарной площади и вешают на будку плакат, что «пленники» — яблочные воры.

В парке — шумный праздник. Георгия попросили спеть. Ольга согласилась аккомпанировать ему на аккордеоне. После выступления Ольга сталкивается с гуляющими по парку Тимуром и Женей. Разгневанная старшая сестра обвиняет Тимура в том, что он настраивает Женю против неё, она сердится и на Георгия: почему он раньше не признался, что Тимур — его племянник? Георгий, в свою очередь, запрещает Тимуру общаться с Женей.

Ольга, чтобы проучить Женю, уезжает в Москву. Там она получает телеграмму: отец ночью будет в Москве. Он приезжает всего на три часа повидаться с дочерьми.

А к Жене на дачу приходит знакомая — вдова лейтенанта Павлова. Ей срочно нужно в Москву — встретить мать, и она оставляет маленькую дочку на ночь у Жени. Девочка засыпает, а Женя уходит играть в волейбол. Тем временем приходят телеграммы от отца и от Ольги. Женя замечает телеграммы только поздно вечером. Но ей некому оставить девочку, и последняя электричка уже ушла. Тогда Женя посылает сигнал Тимуру и рассказывает ему о своей беде. Тимур поручает Коле Колокольчикову стеречь спящую девочку — для этого приходится все рассказать Колиному дедушке. Тот одобряет действия мальчиков. Тимур сам отвозит Женю на мотоцикле в город (спрашивать позволения не у кого, дядя в Москве).

Отец огорчается, что ему так и не удалось повидать Женю. И вот когда время уже близится к трём, неожиданно появляются Женя с Тимуром. Минуты летят быстро — полковнику Александрову надо ехать на фронт.

Георгий не находит на даче ни племянника, ни мотоцикла и решает отправить Тимура домой к матери, но тут приходит Тимур, а вместе с ним Женя и Ольга. Они все объясняют.

Георгию приходит повестка. В форме капитана танковых войск он приходит к Ольге проститься. Женя передаёт «позывной сигнал общий», сбегаются все мальчишки из тимуровской команды. Все вместе идут провожать Георгия. Ольга играет на аккордеоне. Георгий уезжает. Ольга говорит погрустневшему Тимуру: «Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же».

Пересказала О. В. Буткова. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • По Тимуру и его команде Гайдара

Рассказ Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» до сих пор не потерял своей актуальности, ведь доброта по отношению к окружающим людям всегда востребована. Хоть и говорят, что в современном мире бескорыстных поступков практически не осталось, они все – таки есть. Этот рассказ – достойный пример для молодежи. Его герои делают добрые дела целой командой.

Подростки из дачного поселка объединились в команду под руководством своего мечтательного сверстника по имени Тимур. Он стал воплощением лучших пионерских черт. Будучи простым мальчишкой он сумел собрать вокруг себя дружную и сплоченную команду, которой движет любовь к Родине. Вместе с Женей, Нюркой, Колей Колокольчиковым, Гейкой и Симой Симаковым ребята боролись за справедливость и давали отпор хулиганам.

Взрослые не всегда симпатизировали им, часто возникали недопонимание и недоверие. Одним из ключевых героев рассказа является Женя – озорная, увлекающаяся девочка, выросшая без мамы. Ее старшая сестра Ольга излишне строга к девочке, постоянно поучает ее, не считаясь с маленькими, но такими значимыми для нее тайнами. Это один из примеров того, как взрослые порой воспринимали ребят. Дядя Тимура также не понимал тайн ребят.

Их главной задачей было оказание помощи пожилым людям и близким тех, кто ушел на фронт. Ребята могли и дров наколоть и воды принести, и за малышней присмотреть. Конечно же не обходилась дружба ребят и без ссор, но заканчивались они примирением.

Особенно трепетно они относились к семьям погибших на фронте, даже заборы их были отмечены специальным знаком – красной звездой, которая символизировала почет и уважение к проживающим там людям.  

Без отрицательных персонажей невозможно представить не одной истории. Команда Тимура противостояла шайке Квакина. Разоблачение хулиганов было одной из главных задач ребят.

В этом конфликте автор показал столкновение двух противоположных начал, одно из которых созидательное, а другое разрушительное.

В рассказе показано насколько важна роль игры в воспитании. С ее помощью дети как бы переходят из детского мира во взрослый, примеряют на себя роли старших, учатся выручать друг друга в трудных ситуациях и помогать другим. Произведение оказало на читателей настолько огромное влияние, что в стране появилось движение тимуровцев, которые оказывали всяческую поддержку семьям тех, кто воевал в Советской Армии.

2 вариант

А.П. Гайдар написал повесть «Тимур и его команда» в 1940 году. Описываемые автором события происходят летом в дачном поселке под Москвой, где отдыхают приехавшие из Москвы дети.

Главные действующие лица повести – группа мальчишек и ее командир Тимур. Он сумел организовать ребят на добрые дела. Они нашли себе занятие – помогать тем, кто нуждается: помочь женщине с ребенком, у которой муж погиб на фронте; натаскать воды бабушке, у которой сын на войне. Деятельность ребят-тимуровцев засекречена, они помогают нуждающимся, делая это в игровой форме. На чердаке заброшенного сарая у них штаб. Свои добрые дела они не афишируют. Когда в дачный поселок приезжает девочка Женя, и она втягивается в деятельность команды.

В поселке орудует шайка хулиганов под предводительством Квакина. Тимуровцы, защищая сады от воришек, пытались урегулировать вопрос мирно, но им это не удается. И тогда тимуровцы сражаются с квакинцами врукопашную, побеждают их и запирают в уличной будке.

Взрослые не всегда одобряли дела Тимура и его команды. Женина сестра Ольга приняла ее друзей за хулиганов и запретила ей общаться с Тимуром и другими мальчишками. Но, к счастью, этот конфликт в ходе повествования разрешается, и между детьми и взрослыми возникают новые, дружеские отношения.

Главная мысль повести заключается в добром и бескорыстном отношении к людям. Тимуровцы делают добрые дела, не рассчитывая на благодарность и зачастую тайно. Они стараются помочь тем, у кого нет близких. Через добрые поступки мальчишек, бескорыстную помощь окружающим, крепкую дружбу, товарищество проявляется любовь к родине. Автор призывает своих читателей быть неравнодушными к людям.

Долгие годы повесть Гайдара была образцом для многих поколений детей, значение ее было велико. После публикации повести в газете «Пионерская правда» в 1940 году тимуровское движение стало массовым. Мальчишки и девчонки начали подражать Тимуру. Создавались тимуровские отряды, в которых детей учили бескорыстно делать добрые дела, ценить дружбу, помогать слабым.  И еще в течение многих лет (включая военные годы) тимуровское движение оставалось мощным.

Сочинение по произведению Тимур и его команда

Подростки зачастую высказывают стремление помогать ближним, и оказывать посильную помощь в общественных делах. И это было великолепно описано в данном произведении, например, как то, что они хотели помочь людям, которые потеряли своих родных, которые защищали Родину. Также, в произведении были описаны лидерские качества ребят, которые в надежде на получение правды, могли и подраться, что у некоторых читателей вызывает не всегда однозначную реакцию. Но все же стоит учитывать возрастные и личностные особенности показанных персонажей.

Юноши проделывали различные ситуации, которые вызывали и читателя положительные и комичные эмоции. Например, в рассказе была показана корова с фанерным видом сообщения на ее рогах, что не может не повеселить читателей. А как были удивлены находкой пропавшего животного ее владельцы. В произведении можно отследить и то, что в ходе повествования, представители команды делятся на несколько частей, что является довольно реалистическим ходом писателя, так как в жизни, зачастую можно наблюдать подобные явления, потому что это характерная особенность социальной группы.

Тимур вместе со своей командой стремится к тому, чтобы приносить пользу своей стране и обществу, которое живет в ней. Ставя перед собой сокрытую задачу понравиться взрослым и уважаемым людям, они невероятно сильно стараются сделать все возможное. Однако, не только это движет командой – все они искренне и бескорыстно помогают окружающим людям. На сегодняшний день может показаться странным поведение подростков, потому что они могли нарушать личное пространство людей. Но подобная интерпретация не рассматривалась в годы написания произведения, так как помощь ближнему и хорошая социализация на тот момент были характерными особенностями эпохи. Отношения в команде выстроены не совсем легким способом, так как почти все члены группы находятся в подростковом возрасте, и для них характерной особенностью является поиск способа взаимодействия, порой даже путем проб и серьезных ошибок. И все же им удается найти общий язык в своем деле, так как цель их работы одна – помогать тем людям, которые нуждаются в их помощи. Тимуровцы со своей деятельностью были воспеты автором как люди, которые внесли колоссальный вклад в развитие общественного настроения своей эпохи, они явились ярким примером того, на что и как следует тратить свои силы. Произведение получилось достаточно искренним и интересным.

Вариант 4

Увлекательная повесть «Тимур и его команда», принадлежит перу Аркадия Петровича Гайдара и описывает события происходящие солнечным летом на территории дачного поселка, расположенного недалеко от столицы. В этом чудесном уголке природы регулярно отдыхают и набираются сил московские дети.

Основными действующими персонажами повести являются школьники во главе с Тимуром, их лидером. Тимуру удаётся сподвигнуть обычных ребят на добрые и полезные дела. Теперь у них появилось занятие – не проходить мимо нуждающихся в дружеском участии и помогать всегда и всем. Они радостно носят воду для полива огорода одинокой пенсионерке и оказывают необходимую помощь вдове погибшего солдата. Добрые дела и труд превращаются для ребят в увлекательное приключение. Чердак старого сарая ребята-тимуровцы начинают считать своим секретным бункером.

Но деятельность мальчишек не обходится и без неожиданных трудностей. В поселке действует банда бессовестных воришек возглавляемых Квакиным. Тимуровцы, вынужденные защищать сады от разорения, сражаются с хулиганами. Дело заканчивается тем, что наглые квакинцы оказываются запертыми в уличной будке.

Старшее поколение не всегда одобряло действия тимуровцев. Сестра одной из соратниц Тимура пыталась запретить девочке Жене общаться с тимуровцами. Несмотря на то, что ребятам крайне неприятно подобное отношение к себе, они не сдаются и не изменяют своим принципам. Но данные конфликты, возникшие из-за простого недоверия и недопонимания, успешно разрешаются. Доброта и искренность обезоруживают. Это утверждение актуально во все времена и в любой точке мира.

Основная идея повести заключается в бескорыстном и добром отношении к ближним. Ребята не рассчитывают на благодарность и материальное поощрение. Они стараются помочь одиноким, к которым жизнь бывает наиболее жестока. Через правильные поступки и крепкую дружбу хорошо проявляется их самозабвенная любовь к родному отечеству. Действующие лица данной повести, являются отличным образцом для подражаний. Автор выражает своё желание призвать всех мальчишек и девчонок становиться добрее и сильнее.

Также читают:

Картинка к сочинению По Тимуру и его команде Гайдара

По Тимуру и его команде Гайдара

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Набокова Дар

    Произведение представляет собой сложную творческую работу писателя, объединяющую в себе пушкинскую линию отечественной литературы и авторское новаторство, выраженное в виде эстетики и стилистики сознательного разума.

  • Сочинение Тема одиночества в рассказе Чехова Тоска

    Каждый человек не может долго находится вне социума и нуждается в общении и поддержке. Особенно в критических жизненных ситуациях. Одиночество — трудный период в жизни любого, и не все могут

  • Аргументы и примеры счастья из жизни для сочинения

    Как ни странно, но мне кажется, счастье для человека во многом заключено в простом и честном труде. Конечно, нужно развивать и другие сферы собственной жизни, для того чтобы эта жизнь была разнообразной и насыщенной

  • Главные герои повести Пиковая дама Пушкина (характеристика)

    Пушкин Александр Сергеевич – великий поэт и писатель не только реализма, который он, кстати, любил за то, что в рамках этого направления можно писать правду, а правду Александр Сергеевич ценил больше всего

  • Сочинение Что такое Характер (9 класс 15.3 ОГЭ)

    Практически каждому из нас приходилось слышать о человеческом характере, его свойствах и влиянии на поведение человека. Давайте же поподробнее разберёмся, что это за понятие.

Слайд 1

Презентацию на межрегиональный конкурс «науки юношей питают» подготовил ученик 10б класса МОУ «СОШ №2 р.п.Базарный Карабулак Саратовской области» Повесть А.П.Гайдара « Тимур и его команда»

Слайд 2

А.П.Гайдар «Тимур и его команда»

Слайд 3

«Ты о людях всегда думал, и они тебе отплатят тем же »

Слайд 4

Аркадий Петрович Гайдар Известный советский детский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Настоящее имя — Аркадий Петрович Голиков Дата рождения: 9 (22) января 1904 года Место рождения: город Льгов, Курская губерния, Российская империя Дата смерти: 26 октября 1941 (37 лет) Место смерти: близ села Лепляево , Каневский район, Черкасская область Награды: Орден Отечественной войны I степени, Орден «Знак Почёта»

Слайд 5

Первая публикация 5 сентября 1940 г. газета «Пионерская правда»

Слайд 6

Значение произведения В советское время книги Гайдара были одним из основных средств воспитания подрастающего поколения. Органы воспитания СССР ставили в пример советским детям героев его повестей и рассказов. Организовывавшиеся советскими школами отряды детей для помощи пожилым людям назывались «тимуровскими», а их участники — «тимуровцами», в честь главного героя повести Гайдара «Тимур и его команда».

Слайд 7

Кто же такие «тимуровцы»? После выхода книги о Тимуре понятие «тимуровца», пионера, помогающего людям, широко разошлось по всему СССР. Межрегиональный конкурс «Науки юношей питают»

Слайд 8

Как зарождались тимуровцы Прообразом «тимуровцев» были скауты (которые так же рисовали звёзды на домах семей погибших Георгиевских кавалеров Первой Мировой как знак своего им покровительства), а также дети православных священников, которые одевались со скаутами и тимуровцами сходным образом — в майки и шорты. Первые тимуровские отряды создавались в городе Клин, Московской Области. В городе, где Аркадий Петрович Гайдар и написал свою повесть «Тимур и его команда».

Слайд 9

Межрегиональный конкурс «Науки юношей питают» 27.04.2020

Слайд 10

Продолжение повести В том же году Гайдар написал продолжение «Тимура…» — повесть «Комендант снежной крепости». В первые дни Великой Отечественной Гайдар написал киносценарий « Клятва Тимура », который завершил своеобразную трилогию.

Слайд 11

Интересные факты В ранней редакции повесть называлась «Дункан и его команда» — главного героя звали Вовка Дункан. Здесь очевидно влияние произведения Жюля Верна: яхта «Дункан» по первому тревожному сигналу отправилась на помощь капитану Гранту. Руководители киностудии потребовали переименовать героя, и тогда Гайдар дал герою имя собственного сына, которого в жизни называл «маленьким командиром».

Слайд 12

Образ Тимура Тимур — социальный герой, пионер, его символический знак — красный галстук. Образ Тимура воплощает идеальный тип подростка-лидера с его стремлением к благородным поступкам, тайнам, чистым идеалам. Тимур объединяет вокруг себя в дачном поселке группу сверстников и бескорыстно помогает старикам, малышам — тем, кто обычно в силу своей беззащитности является жертвой озорства подростков. В образе Тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой, социалистической стране.

Слайд 13

Межрегиональный конкурс «Науки юношей питают» 27.04.2020 Тимур-главный герой повести

Слайд 14

Образ Жени Образ Жени — один из центральных в повести. С каждой новой сценой все отчетливее вырисовывается характер шаловливой, увлекающейся девочки, выросшей без матери, тоскующей по родительской ласке. Старшая сестра любит ее, но напускает на себя излишнюю строгость и «взрослость», не хочет понять маленьких, но важных для Жени тайн, сердится на ее «вечно нелепые шутки», неохотно отвечает на наивные и ненужные, как ей самой кажется, вопросы. Гайдар дает читателям возможность проникнуть в сущность взаимоотношений между сестрами: Ольга заботится о Жене, но считает необходимым поучать ее, не чувствует, что обижает сестру своим недоверием.

Слайд 15

Межрегиональный конкурс «Науки юношей питают» Женя – одна из главных героинь повести «Тимур и его команда» 27.04.2020

Слайд 16

Образ Квакина Мишка Квакин, хоть и является главным хулиганом городка, вызывает симпатию и является весьма интересной личностью со сложным характером. Кроме того он обладает ярко выраженными лидерскими качествами. Зачастую он совершает дурные поступки и вступает в конфликт с Тимуром не из-за того, что одобряет действия своей банды, а из-за нежелания хоть в чем-то согласиться со своим соперником.

Слайд 17

Межрегиональный конкурс «Науки юношей питают» Квакин-интересная личность со сложным характером 27.04.2020

Слайд 18

Квакин смел и не боится Тимура, который командует гораздо большим количеством ребят и имеет поддержку существующего строя. В драке с силачём Гейкой не «тушуется». Квакин хоть и презирает многих своих «подчиненных», тем не менее, не бросает их в беде и готов сам отвечать за свои поступки. Мишка Квакин по-своему человечен. Ему противен его помощник Фигура, не имеющий совести. Когда Тимуру тяжело, Квакин не трогает его. Он ценит своего противника и уважает его.

Слайд 19

Экранизации Повесть стала основой для одноимённых кинолент 1940 и 1976 гг.

Слайд 20

Экранизации: В январе 1941 г. вышел на экраны фильм «Тимур и его команда» режиссера А.Е.Разумовского. В 1976 г. на Одесской киностудии была создана еще одна киноверсия. Существует несколько инсценировок для профессиональных и самодеятельных театров. Фильм «Клятва Тимура» был снят режиссером Л.Кулешовым в 1941 г., но на экран не попал.

Слайд 21

Спасибо за внимание!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1 им. М. Горького

с углублённым изучением английского языка»  

(пилотная площадка РДШ)

Рассказ аркадия гайдара тимур и его команда

  Детское общественное объединение «Бриз»

Викторина по творчеству А.П. Гайдара

для учащихся 5 – 6 классов

«Арзамас – город Гайдара»

(проводится в рамках Гайдаровской недели)

Дата проведения:

31.01.2017

Место проведения:

актовый зал МБОУ СШ № 1им.М.Горького

Арзамас,2017

Цель: развитие кругозора учащихся.

Задачи:

— Привитие любви к чтению;

— Способствование патриотическому, нравственному воспитанию;

— Развитие интеллектуальных способностей учащихся;

 — Знакомство с жизнью и творчеством А.Гайдара;

Оборудование:

  • Ноутбук
  • Мультимедийный экран
  • Колонки
  • Сигнальные карточки для команд
  • Ручки + чистые листочки для команд

Рассказ аркадия гайдара тимур и его команда  Рассказ аркадия гайдара тимур и его команда  Рассказ аркадия гайдара тимур и его команда  Рассказ аркадия гайдара тимур и его команда

ГЗК: Он никогда не будет стар.
В глаза читателям с портрета

Глядит смеющийся Гайдар,
В шинель походную одетый.
                       
С.Я. Маршак

Видеофрагмент «Аркадий Гайдар из Арзамаса»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я предлагаю вам проверить ваши знания о замечательном детского писателя Аркадия Петровича Гайдара. Знания его биографии, его произведений. А важно нам с вам,  сохранить, и чтить память этого замечательного человека еще и потому, что он значительную часть своей жизни прожил в нашем городе – Арзамасе. И некоторые свои произведения написал именно о годах, проведенных в нашем городе.

Итак, мы начинаем нашу викторину, но прежде  хочу вам представить наше компетентное жюри:

Уракова Елена Юрьевна – социальный педагог школы.

Базаева Наталия Николаевна – зам. директора по ВР, председатель жюри.

Ведущий:  Ну а мы приступаем к первому конкурсу нашей викторины – это представление, или визитная карточка команд.  Конкурс оценивается по 3-бальной шкале. Критериями оценивания являются – оригинальность замысла, авторство, наличие единой  формы (отличительного знака) у команды. До начала викторины была проведена жеребьевка. Выступление команд будет проходить в следующем порядке:

1 команда – 6 «б» класса – «Александра и ее команда»

2 команда – 6 «а» класса – «Звезда»

3 команда – 5 «б» класса – «Гайдар и его команда»

4 команда – 5 «а» класса – «Тимурята»

Команды, вам слово!

Конкурс «Визитная карточка»

Ведущий: Итак, жюри подводит итоги первого конкурса, выставляет командам первые баллы, а мне бы пока хотелось прочитать вам стихотворение Сергея Владимировича Михалкова «Аркадий Гайдар».

АРКАДИЙ ГАЙДАР
(С.В. Михалков)
Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой
Гайдар её писал:
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.
Их по поступкам узнают.
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин — Гайдар…

Ведущий: Мы переходим к следующему конкурсному испытанию – «Викторина по произведениям А.П. Гайдара». У вас на столах имеются сигнальные таблички – отвечать на вопрос получает право та команда, которая первой подняла свою сигнальную табличку. В случае неверного или  неполного ответа, право ответить на этот же вопрос получает команда, поднявшая сигнальную табличку второй. За правильный ответ викторины команды получают 1 балл.

Конкурс «Блиц — турнир по произведениям А. П.Гайдара

  1. От лица кого велся рассказ в повести «Голубая чашка»? (От лица папы) 
  2. В каком городе жили Чук и Гек с родителями? (В Москве) 
  3. С кем жил Мальчиш-Кибальчиш в своем доме после того как отец ушел на фронт? (С братом) 
  4. В какой повести главных героев звали: Женя Александрова, Тимур Гораев и Михаил Квакин? (Тимур и его команда)
  5. Кто виноват в том, что любимая голубая чашка Маруси разбилась? (Злые серые мыши)
  6. Где располагалась штаб-квартира тимуровцев? (На чердаке двухэтажного сарая) 
  7. Где уснул Гек, ожидая маму и Чука в сторожке? (В сундуке)
  8. Жиган и Димка — это герои, какого произведения? («Р.В.С.»)
  9. Для чего команда Тимура рисовала красные звездочки на воротах домов? (Чтобы отметить семьи и дома, где есть погибшие красноармейцы, или где живут семьи, в которых мужчины ушли  на фронт, чтобы помогать семьям красноармейцев)
  10. Кто помог Буржуинам схватить Мальчиша-Кибальчиша? (Мальчиш – Плохиш).
  11.  Как расшифровать «Р. В. С.»? (Реввоенсовет)
  12. В какой книге нам встречается упрямая и непослушная коза? («Тимур и его команда») 
  13. В фамилию какого действующего лица гайдаровской повести входит звук, издаваемый земноводными животными? (Ответ: Квакин)
  14. Назовите действующих лиц по описанию их внешности:

а) «В вагон вошли двое, высокий, сероглазый с крестообразным шрамом ниже левого виска, а с ним шестилетний белокурый  мальчуган, но с глазами темными и веселыми» (Ответ: Алька и его отец, «Военная тайна).

б) «В то же мгновение в просвете  мелькнула еще одна тень. Все обернулись и расступились. И перед ней встал высокий темноволосый мальчуган в синей безрукавке, на груди, которой была вышита красная звезда». (Ответ: Тимур, «Тимур и его команда»).

  1. Из какого произведения эти строки: «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь свою огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной». (Ответ: «Чук и Гек»)

Ведущий: Ну что же ребята, два конкурса уже позади. Сейчас вам предстоит выполнить задание письменно. Командам нужно отыскать имена и прозвища героев одной из самых известных книг этого замечательного писателя – «Тимур и его команда».

Ведущий: А вам, дорогие капитаны, выпадает возможность заработать дополнительные баллы для своих команд. Вам будет предложен кроссворд, в который вам нужно будет вписать полные названия произведений Аркадия Петровича. Максимум вы можете заработать 6 баллов. Удачи вам!

Среди букв отыщи 15 имён, фамилий и прозвищ персонажей повести

«Тимур и его команда»

Среди букв отыщи 15 имён, фамилий и прозвищ персонажей повести

«Тимур и его команда»

Конкурс «Разгадайте кроссворд»

Рассказ аркадия гайдара тимур и его команда

по горизонтали:
1.«Горячий …»
4.«Четвёртый …»
5.«Военная …»
6.«… барабанщика»
7.«Чук и …»
8.«… в лесу»
9.«На графских …»

по вертикали:
1.«Тимур и его …»
2.«Дальние …»
3.«Голубая …»
4.«Лесные …»
6.«… о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слов

Конкурс «Разгадайте кроссворд»

Рассказ аркадия гайдара тимур и его команда

по горизонтали:
1.«Горячий …»
4.«Четвёртый …»
5.«Военная …»
6.«… барабанщика»
7.«Чук и …»
8.«… в лесу»
9.«На графских …»

по вертикали:
1.«Тимур и его …»
2.«Дальние …»
3.«Голубая …»
4.«Лесные …»
6.«… о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слов

Ведущий: А пока, наши команды соревнуются в скорости и правильности разгадывания кроссвордов, у вас, дорогие болельщики есть возможность помочь своим командам заработать дополнительные баллы. Для вас викторина по биографии замечательного детского писателя. Каждый правильный ответ принес дополнительный балл вашей команде.

Конкурс для болельщиков «Знаешь ли ты Гайдара?»

  1. Дата рождения А.П. Гайдара? (22 (9) января 1904 года).
  2. С кем из великих русских поэтов состоял в родстве по материнской линии А.П.Гайдар?  М.Ю. Лермонтов, мать – шестиюродная племянница великого поэта).
  3. Назовите настоящую фамилию Аркадия Гайдара? (Голиков).
  4. Существует несколько вариантов происхождения фамилии Гайдар. Назовите версии, которые вам известны? (Г – первая буква фамилии Голиков; АЙ – первая и последняя буквы имени Аркадий; Д – в переводе с французского «из»; АР – первые буквы названия родного города Арзамас. Г-АЙ-Д-АР – Голиков Аркадий из Арзамаса) («Хайдар» — слово чисто хакасское. Только правильно оно звучит не «Гайдар», а «Хайдар»; и означает оно не «вперёд идущий» и не «вперёд-смотрящий», а просто «куда». — Ну и почему же Голиков взял себе в псевдонимы хакасское слово «куда»? — А его так хакасы называли. Кричали: «Прячьтесь! Бегите! Хайдар-Голик едет!» А прилепилось это словечко к нему потому, что он у всех спрашивал: «Хайдар?» То есть куда ехать? Он ведь других хакасских слов не знал).
  5. В каком городе родился Гайдар? (Льгов, Курская губерния, Российская империя)
  6. В каких годах семья Гайдара жила в нашем городе? (1911 – 1918 гг.)
  7. Любимый писатель А.П. Гайдара? (Н.В. Гоголь)
  8. Какое образовательное учреждение посещал Аркадий Голиков в г.Арзамас? (Реальное училище)
  9. Кем работал А.А. Гайдар в годы ВОВ? (Военным корреспондентом газеты «Комсомольская правда», так же он был в партизанском отряде).
  10. В какой повести А.П. Гайдар описал свои годы жизни в нашем городе? («Школа»).
  11. Как называется детское движение, основоположником которого стал А. П. Гайдару? (Тимуровское).
  12. Кем по профессии были родители А.Гайдара? (Отец – учитель, мать – акушерка)
  13. Как звали сына Гайдара? (Тимур)
  14. Назовите дату смерти А.П. Гайдара? (26 октября 1941 года)

Ведущий: Пока команды  немного отдыхают, а жюри подсчитывает предварительные итоги за все прошедшие конкурсы, я предлагаю вам послушать обращение А.П. Гайдара к ребятам осенью 1941 года, перед тем, как он  ушел на фрон.

Видеофрагмент «Обращение А.П. Гайдара к школьникам»

Ведущий: Мы подошли к последнему конкурсу нашей викторины. Задача команд будет заключаться в том, чтобы раньше других команд угадать обложка какой книги будет представлена на экране. Сигналы о наличии у вашей команды правильного ответа вы подаете сигнальными карточками. Каждый правильный ответ будет оценен в 1 балл.

Приступим!

Обложки к книгам:

1. «Школа»

2. «Голубая чашка»

3. «Горячий камень»

4. «Тимур и его команда»

5. «Чук и Гек»

Ведущий: Ну что же, дорогие участники. Вот и подошел к концу последний конкурс нашей викторины. Слово осталось только за жюри. А пока наши уважаемы члены жюри подсчитывают баллы команд и подводят итоги викторины в целом, я предлагаю вам отправиться в небольшое интерактивное путешествие по Гайдаровским местам нашего города.

  • Если по улице Горького пройти или проехать немного ниже, мы увидим пруды, один из которых называют гайдаровским, потому что он изображается в повести «Школа».
  • Улица Советская, 10 (здание городской администрации). Реальное училище, в котором учился писатель. В реальном было много еще неизведанного, интересного. Многие страницы автобиографической повести «Школа» посвящены реальному училищу и всему, что было связано у Аркадия с ним. Проучился он здесь четыре года и из 5-го класса ушел на гражданскую войну. На здании установлена мемориальная доска.
  • Улица К. Маркса, 38. В доме размещался большевистский клуб, в который его привел его учитель Соколов.  
  • Улица К. Маркса, 36. Штаб Восточного фронта, отсюда осенью 1918 года Гайдар ушел в ряды Красной Армии.
  • Улица Коммунистов, 21. Сюда, в детскую библиотеку, Гайдар пришел в 1935 году на встречу с юными читателями своих книг. Получилась интересная, задушевная беседа. На прощание писатель подарил библиотеке три экземпляра книги «Военная тайна» и оставил такой автограф: «Кто из вас, девчата, хочет быть похожей на Натку? Гайдар. 15/IV-35 г. Арзамас». Книга с автографом хранится сейчас в музее писателя.
  • Пройдите по улицам и площадям Арзамаса, и вы не раз встретите имя Гайдара. Его носит Арзамасский педагогический институт, в котором работает единственный в стране научный гайдаровский кабинет. Институт — инициатор и организатор Всесоюзных гайдаровских конференций, на которые съезжаются исследователи жизни и творчества писателя, его родные и друзья, герои его очерков.
  • На месте Березовой рощи, где мальчишкой Аркадий Голиков любил играть с приятелями, куда ходил за грибами и ягодами, горожане создали прекрасный парк культуры и отдыха, дав ему имя Гайдара, а в центре в окружении высоких берез воздвигли памятник своему земляку (работа скульптора Ю.П. Стручкова).
  • В канун 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина в другом парке города состоялось торжественное открытие Дворца пионеров им. А.П. Гайдарам (ЦРТДиЮ им.А.П.Гайдара).

Ведущий: Ну что же, мы предоставляем слово членам жюри, они подведут итоги нашей викторины.

Подведение итогов жюри

Ведущий: Дорогие ребята! Мне очень приятно, что сегодня вы приняли участие в нашей викторине, посвященной нашему замечательному детскому писателя Аркадию Петровичу Гайдару. Далеко не обо всех его произведениях нам удалось сегодня поговорить, но я искренне надеюсь, что с сегодняшнего дня книги Аркадия Петровича, которые учат нас добру, честности, любви к Родине, станут ваши настольными книгами и прочно войдут в вашу домашнюю библиотеку. До новых встреч! 

НАД КНИГОЙ ГАЙДАРА
                                   И. Беляев
Читая Гайдара книжку
Вечером вслух втроём,
Вдруг размечтались мальчишки
О будущем своём.
Мечтали, спорили много
И вновь принимались мечтать:
Им каждому в жизни дорогу
В тот вечер хотелось избрать.
В одном согласились без спора
Став взрослыми, Родине в дар
Построить прекрасный город
И дать ему имя — Гайдар.
С портрета в открытой книжке
Гайдар улыбнулся в ответ:
«Мои дорогие мальчишки,
Для вас невозможного нет!»

РАЗГОВОР
                                      И. Антонов
Усталая с работы
Пришла под вечер мать
И видит, что у сына
Не прибрана кровать,
Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметён,
Что, лёжа на диване,
Читает книжку он…
И мать ему с обидой
Промолвила: «Сынок,
Когда-нибудь ты маме
Хоть чем-нибудь помог?»
А сын ответил хмуро,
Едва взглянув на мать:
«Ты, мама, про Тимура
Мешаешь мне читать».
Уверен я, ребята,
Что если б жил Гайдар
Прославленный писатель
и храбрый комиссар, —
То этому парнишке,
Что так встречает мать,
Сказал бы автор книжки
(Вернее, мог сказать):
«В тебе, наверно, совесть
Заснула, паренёк!
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять не смог!»

*** 
                                                С.Я. Маршак
Знает каждый гражданин советский,
Будь он очень молод или стар, —
Что на свете жил писатель детский,
Синеглазый богатырь Гайдар.
С юности надев шинель солдата,
Защищал он Родину свою,
Был он лучшим другом вам, ребята,
И за наше счастье пал в бою.

Рассказ аркадия гайдара тимур и его командаРассказ аркадия гайдара тимур и его команда

В театре «Карамболь» состоялась первая премьера уходящего сезона – «Тимур и его команда», музыкальная история в двух частях по мотивам повести Аркадия Гайдара на музыку Ирины Брондз в постановке Антона Оконешникова.

Рассказ аркадия гайдара тимур и его команда

ФОТО Андрея РАХВАЛЬСКОГО предоставлено театром «Карамболь»

Театру «Карамболь» пришлось в эту безумную пору едва ли не сложнее, чем многим другим коллективам. Здесь нужно было думать не только о взрослых, но и о детях, которые являются участниками творческого процесса. Но в этом театре трудятся мужественные дети, которые готовы переживать любые невзгоды, лишь бы вновь и вновь оказываться на сцене.

Музыкальная история «Тимур и его команда» после «Большого секрета для маленькой компании» (последней доковидной премьеры «Карамболя») стала внезапным марш-броском из благостной ностальгии по ценностям 1980-х в сложное пионерско-комсомольское время кануна Второй мировой. И когда папа двух героинь Ольги и Жени полковник Александров в финальных тактах мюзикла говорит о том, что вернется летом 1941-го, комок подступает к горлу. Тема пионерии, на какое-то время задвинутая в дальний угол, почти зачеркнутая, вдруг стала менять вектор притяжения, шаг за шагом обретая резонансы в культурном контексте, становясь объектом как эксцентричных заигрываний, так и более пристальных театральных исследований.

Кажется, что тема «Тимура» могла возникнуть в воображении композитора и художественного руководителя театра и ассоциативным образом – через шрифт, через графический дизайн, вдохновленный эстетикой плаката – ранне- и позднесоветского, до боли знакомого по советской школе. Именно с этой эстетикой обожает работать команда режиссера Антона Оконешникова, который советскую школу уже не застал, но рассказы родственников, судя по всему, не без ностальгического оттенка, сыграли свою роль в его увлечении этим периодом родной истории.

В теме пионерии сходятся, иногда парадоксально, несколько составляющих. Но та часть, которая связана с идеей братства взаимопомощи, воспитания силы воли, ответственности, доблести и чести, вполне может быть использована сегодня для идеологической начинки, дабы противостоять гаджетам в войне с ними.

Художник по костюмам Елена Жукова так щедро рассыпала звездочки на всяких деталях одежды, что было ощущение попадания на перформанс с элементами модного показа. Где только ни встречаются нам звездочки сегодня – и в логотипах автомобильных производителей, и в марке кроссовок, и в вариациях на стиль милитари, и много где еще. Так что «Тимур и его команда» были усыпаны звездами, множеством вариаций на стиль советского милитари, но были и мирные фасоны с белоснежными воротничками на платьицах. Стальной характер старшей сестры Жени нашел поддержку в алом платье, вызывающем уже совсем не детские ассоциации. Социальная маркированность каждого персонажа иронично подчеркивалась расшитыми на рукавах, подолах или штанинах персональными характеристиками или слоганами вроде «дочь летчика» или «будут бить», какую можно было заметить на персонаже из банды Квакина.

Историю «Тимура» в этом мюзикле рассказывали, будто собирали пазл или складывали пирамидку – кубик к кубику. Для этого использовали даже фигуру чтеца-комментатора, придумав ему роль «руководителя театрального коллектива», каким стал Дмитрий Стефанов. Он вышел перед занавесом, повторив мизансцену, какую можно встретить в десятке сериалов, связанных с тем временем. Биографические справки и сюжетные повороты излагались им с некоторой вкрадчивостью, история рассказывалась с осторожностью, будто автор сценария боялся быть уличенным в тенденциозности. Но ведь и пионеры Тимура действовали тайком, оставляя лишь записочки и помечая содеянное звездами на заборе.

Основной декорационной конструкцией спектакля стал забор в стиле современного скандинавского дизайна – эдакое уютное дачное пространство, в котором хотелось бы жить. Главные герои музыкальной истории – песни и танцы, как всегда с любовью и хитринкой сочиненные Ириной Брондз, в сопровождении оркестра под управлением Сергея Тарарина. Они наполняли атмосферу молекулами добра и счастья. Хотя начала автор историю с малой терции в духе темы баховской фуги, придав происходящему немного вневременного начала. Эта терция чуть позже проросла в наступательный мотив тимуровской команды, отправившейся спасать друзей из плена хулигана и яблочного вора Квакина. Не обошлось без игры в ассоциации, когда первые ноты мелодии фокстрота Ольги взбежали по звукам песни «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» – и этот фокстрот в стильном исполнении Лины Новы стал главным хитом мюзикла.

Не побоялись включить в спектакль для бабушек и дедушек в зале и песню «Чубчик». Она добавила краски, особенно на словах «А я Сибири не боюся, Сибирь ведь тоже русская земля», к характеристике группы под водительством Квакина. Эту роль актерски виртуозно интерпретировал Егор Матвеенко. Когда в программке видишь имя хореографа-постановщика Владимира Романовского, можно быть уверенным, что этот «мастер на все ноги» не только сделает красиво, но и будет с тобой разговаривать с помощью танцев. Ожидания не обманули – танцы героев и массовки идеально вписались в структуру спектакля, добавляя музыкальным идеям элегантное пластическое выражение.

Для роли Женьки в «Карамболе» есть нежная, чуткая, интонационно чистая исполнительница Юлия Коровко, которая помнится по «Двенадцати месяцам» и «Большому секрету». А титульная роль пионерского лидера досталась студенту РГИСИ Вячеславу Рязанову, сразившему публику внешностью принца, в устах которого пионерская идеология оборачивалась рыцарским кодексом.

  • Рассказ астафьева васюткино озеро читать
  • Рассказ астафьева белогрудка слушать
  • Рассказ аркадия гайдара совесть
  • Рассказ афонского монаха о родительской субботе
  • Рассказ аркадия гайдара горячий камень