Рассказ аркадия гайдара совесть

Задачи: образовательные: помочь учащимся осознать чувство совести, как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия стыд и совесть;

Задачи: Образовательные: помочь учащимся осознать чувство совести,

как одно из морально-этических

ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»;

Развивающие: содействовать формированию умений определять состояние

персонажа, рассказывать о его действиях,

выражать к ним свое отношение

Воспитательные: на примере произведения воспитывать положительные качества

 личности: совесть, дружелюбие,

отзывчивость

Тема: Аркадий Петрович Гайдар « Совесть».
( урок обучения чтению нового текста) Слайд 1
Цели: Обучающая 
  — продолжить формирование и совершенствование навыков беглого, выразительного и осознанного

чтения; умение отвечать на вопросы по прочитанному, умение работать с текстом;
  — обучать умению поиска информации в компьютере;
  Развивающая
— обогатить словарный запас учащихся, расширить кругозор,
  повысить интерес к чтению;
— развивать мыслительную деятельность, память, воображение,
  культуру речи, умение правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
Воспитательная
— продолжать воспитывать доброту, уважение к окружающим;

 формирование гражданской ответственности и правового самосознания.

Оборудование: презентация

Ход урока:
I. Организационный момент 
 

Слайд 2

  Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели
На меня все посмотрели.

— Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с творчеством очень известного

писателя Аркадия Петровича Гайдара.
На уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться. Готовясь к этому

уроку, я много информации взяла из интернета, так как в нашем учебнике, кроме текста больше

ничего нет по нашей теме. А что такое интернет? (Это мировая компьютерная сеть, где можно найти

всю интересующую вас информацию). Весь найденный материал я собрала в папку, с которой вы

будете работать на протяжении всего урока.

II. Рефлексивно-мотивационный момент.
— А для начала давайте прочитаем слова, которые записаны у меня на доске. 

Слайд 3

СПАСИБО ПОЖАЛУЙСТА ДО СВИДАНИЯ ЗДРАВСТВУЙТЕ ИЗВИНИТЕ
— Что это за слова? (вежливые, волшебные)
— Для чего они нужны? (чтобы быть воспитанным, культурным, добрым)
— Как надо произносить волшебные слова? (тихим голосом, глядя прямо в глаза)
— Как можно назвать людей, которые в своей речи употребляют волшебные слова? (воспитанные)

III. Постановка учебной задачи.
  а) — Сейчас я прочитаю вам сказку Г. Юдина «Свинья в гостях».
А вы подумайте, можно ли назвать главного героя этой сказки воспитанным? 

Слайд 4

Свинья в гостях.
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть

постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.
 Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свекла в сахаре, и смородина в стакане, сок сливовый,

а себе – сосисок нажарила с салом.
 Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все сожрала, ничего

собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела ее вместе с сиренью.
 Потом улеглась на скатерть и говорит:
— Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…
— Совести у тебя нет, — рассердилась собака. – Свинья, ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита.  

б ) Анализ прочитанного по вопросам.
— Итак, каким героем оказалась свинья? Можно ли ее назвать воспитанной?

(Не культурная, не воспитанная).
— Почему? Докажите. (Не умеет вести себя в гостях).
— Скажите, что она сделала не так? ( Не поздоровалась, села на стол, все съела, вела себя безобразно).
— Что ей на это сказала собака? ( Совести у тебя нет.)
— А что такое совесть?(???)
— Вижу вам трудно ответить на этот вопрос.
Что такое совесть? — Это и есть главный вопрос нашего урока. 

Слайд 5

— Какого человека считают бессовестным?
— А совестливым?
Физминутка.
— Я вам буду называть движения, а вы выполняйте их только тогда, когда услышите вежливые слова.
— Встаньте… Встаньте, пожалуйста…Похлопайте в ладоши, пожалуйста.
Сильнее…еще сильнее, пожалуйста. Наклонитесь вправо…пожалуйста.
Можете сесть…пожалуйста. Большое спасибо.

в) — Давайте поближе познакомимся со словом совесть. Обратимся за помощью к предложенным

вариантам. Я буду зачитывать варианты вслух, а вы мне хором будете отвечать «да» или «нет». 

Слайд 6 

Это слово связано:
— с растениями
— с животными
— с игрушками
— с человеком
Это слово можно:
— подержать в руках
— изготовить
— потрогать
— почувствовать 

— Итак, что теперь мы знаем о слове совесть? 
— Слово совесть связано с человеком, совесть можно почувствовать. Но как? Может кто-то знает?

(ответы детей).
Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ Аркадия Петровича Гайдара «Совесть». 

Слайд 7

IV. Способы решения учебной задачи.

1. Словарная работа. 

Слайд 8

— В этом рассказе нам встретятся трудные, непонятные слова, давайте их прочитаем (слова

записаны на доске):
вы-шмыг-ну-ла из кустов (вышла, вылетела, выскочила), 
до-бро-душ-ный (добрая душа),  
у-крад-кой (тихо, незаметно), 
бе-спо-щад-на-я (не жалеет),
до-вер-чи-вая (верят),
бол-та-ет-ся (ходит без причины),
на-ткну-лась на малыша (неожиданно увидела),
сме-кну-ла (догадалась).
— Как понимаете смысл этих слов?
2. Первичное чтение.
— Послушайте рассказ, а затем скажите, какое настроение у вас он вызывает.
Учитель выразительно читает рассказ. 
3. Первичная проверка понимания.
— Поделитесь своим настроением.
— Понравился ли рассказ? Что именно?
— Кто главные герои рассказа?
— Кто из героев вам симпатичен? Почему?
— Кто нет? Докажите.
— Где происходит действие в этом рассказе?
— Если бы вы были художником, какую картину нарисовали к этому рассказу? 
— Каким представляете себе малыша? А Нину?
— Посмотрите, какую иллюстрацию нарисовал художник. 

Слайд 9

— Что вы видите на ней? Опишите.

Физминутка.

4. Подготовительная работа к чтению. 

Слайд 10

— В рассказе нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы безошибочно их прочитать,

давайте потренируемся:
— Читаем по слогам,затем целыми словами.
при-го-то-ви-ла, на-хму-ри-лась,  
на-ткну-лась, до-бро-душ-ный,
до-вер-чи-вый, вы-шмыг-ну-ла,
за-ло-жен-ной, у-кра-ден-ный,
про-гуль-щик, бе-спо-щад-на-я.

5. Чтение рассказа учащимися по цепочке.
— Молодцы!
6. Выборочное чтение.
-Найдите и прочитайте:
а) — Где и почему оказалась Нина в рабочее время?
б) — Прочитайте в рассказе то место, как она пробиралась в рощу. Почему украдкой?
в) — Какое настроение было у Нины в начале рассказа? (Весёлое, радостное). Докажите словами из текста.
г) Что случилось с Ниной дальше? (Наткнулась на малыша).
д) — Давайте ещё раз посмотрим на иллюстрацию и найдем в тексте отрывок, который подходит

к ней. Слайд 11
е) — С какими словами Нина обратилась к малышу? (Несчастный прогульщик!)
ж) — Как надо читать слова Нины? (Строго.)  
— А слова Малыша? (Удивленно, испуганно). 
— Давайте прочитаем этот отрывок по ролям (учащиеся читают отрывок по ролям).
з) — Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет) 
— Почему?
и) – Найдите и прочитайте, как поступила Нина с малышом?
к) — Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.)
л) – Найдите и прочитайте, что обнаружила Нина, когда вернулась обратно?
м) — Что она сделала? Прочитайте.
н) — Опишите настроение Нины в конце рассказа. (Грустное, тяжесть на сердце).
о) — Отчего она себя так чувствовала? (Было стыдно). Как об этом говорит автор? (Грызла

беспощадная совесть). 
— Это как? (Рассуждения детей).
п) — Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш).
с) — Так что такое совесть? (Совесть это стыд).
— За что? (За свои поступки). Перед кем? (Перед окружающими). Слайд 12
Вывод: Совесть — это стыд за свои поступки перед окружающими людьми. 
Компьютер. (папка – определение) Проверим по словарю С. Ожегова (Дети читают определение

по словарю и сравнивают со своим).
— Как ведет себя человек, когда ему стыдно, совестно? (Плачет, опускает глаза, молчит).
— Что вы можете сказать о совести малыша?
— А о Нининой? 
Слышали ли вы от людей такие слова: 

Слайд 13

Компьютер. (папка – определение)
— Найдите и прочитайте, что они обозначают.
— Итак, вернемся к теме сегодняшнего урока и сделаем общий вывод: 

Слайд  14

— Ответили мы на главный вопрос нашего урока? Молодцы!
Физминутка

— А теперь давайте вспомним действия Нины на протяжении всего рассказа и оценим их,

разместив на ступеньках.
— Хорошо ли она поступила? Выразите Ваше отношение
к поступкам Нины. (После размышлений появляется схема на доске). Слайд 15
— Как поступила Нина в начале рассказа? (Плохо . )
— А как она себя при этом чувствовала? (Хорошо )
-Оцените поступок Нины в конце рассказа. (Поступила хорошо )
— А каково ей было на душе? (Плохо )
— В каком бы случае Нина заслужила верхнюю ступеньку? Попробуйте продолжить конец рассказа.

(Пришла бы в школу, попросила извинения у учителя).
— Оцените поступок Нины (Нина поступила хорошо  и на душе у нее станет спокойно ). 
— Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? (Нет.)
— Почему? (Поняла, что сделала плохо).
V. Работа над пословицами: 

Слайд 16

Найдите пословицу, которая больше всего подходит к нашему рассказу: 
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. На обмане далеко не уедешь.
3. Счастлив тот, у кого совесть спокойна.
4. Совесть без зубов грызет.
5. Семеро одного не ждут.
— Объясни смысл пословицы.

VI.Обобщение по теме.
— С каким рассказом мы сегодня познакомились?
— Какой этот рассказ: развлекательный, познавательный, поучительный?
— Чему он нас учит?
— Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? Осуждает ли Нину?
— Значить, главная мысль была скрыта от нас. Как же мы ее увидели? (Внимательно вчитывались,

разбирали).
— А кто автор этого рассказа?
Компьютер. (папка — портрет)
Аркадий Петрович Гайдар. Слайд 17
— Оказывается это фамилия писателя ненастоящая, а псевдоним. Аркадий Петрович Голиков, так звали

автора нашего рассказа «Совесть».
Хорошим, чудесным человеком был Аркадий Петрович. Он прожил на свете всего 37 лет, но это был

а жизнь, до конца отданная людям.
Родился Аркадий Петрович Гайдар 22 января 1904 года (102 года назад) в небольшом городе Льгове. А

. Гайдар любил детей, любил жизнь и во имя лучшей жизни он 14-летний мальчишка ушел добровольцем

на фронт в Красную армию. В 16 лет А.П. уже командовал полком. Храбро сражался за свою Родину.

В 1941 году началась ВОВ. Гайдар ушел на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал и в

партизанском отряде. 26 октября 1941 года А.П. Гайдар погиб в бою с фашистами.

— Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши

мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал наш черед открывать для себя мир повестей и рассказов

Гайдара. Его рассказы и повести вы найдете в библиотеке. На выставке у нас книги Гайдара:

Слайд 18

Учитель обращает внимание детей на выставку книг.
«Тимур и его команда»
«Чук и Гек»
«Горячий камень»
«Р.В.С.» 
И все эти рассказы о смелых мальчишках, об их делах, об их жизни.
— Вернемся к рассказу «Совесть».
— Давайте еще раз прочитаем рассказ, и вы постарайтесь сравнить поступок Нины со своими

действиями и честно оцените себя.
(Чтение рассказа про себя).
VII. Рефлексия. Слайд 19
— Перед вами жетончики трех цветов: синий, зеленый, желтый.
• синий – вы позволяете себя обманывать,
• зелёный – допускаете иногда обман, 
• жёлтый – никогда никого не обманывали.
— Возьмите нужный жетон, положите его в коробочку. (Делать это нужно незаметно).
IX. Итог урока
— Чем занимались на уроке?
— Что больше всего понравилось?
— Что взяли полезного с урока для себя? 
  Понравился урок
Скучный урок
Познавательный урок
Надолго запомню
Не понравился
Многое извлек для себя
Спасибо за урок! Слайд 20

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

села Безопасного Труновского района Ставропольского края

$ Урок литературного чтения

во 2-ом классе

А.П. Гайдар «Совесть»

(Учебно-методический комплект «Планета знаний»)

Урок подготовила

Пронякина Светлана Викторовна

учитель начальных классов МОУ СОШ №3 села Безопасного Труновского района Ставропольского края

с.Безопасное

2011 год$

Тема: А.П. Гайдар «Совесть»

Цель:

  • создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.

Задачи:

  • показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;

  • $

  • развивать интерес к чтению;

  • учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

  • развивать творчество (изменять сюжет, придумывать продолжение рассказа);

  • формировать коммуникативные навыки работы в группах;

  • воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях со старшими, любовь к своим близким, желание совершать добрые поступки;

  • $воспитывать стремление поступать по совести.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение» 2 класс Э.Э. Кац.

  • портрет писателя;

  • рассказ А.П. Гайдара «Совесть»;

  • иллюстрации к рассказу;

  • выставка книг А.П. Гайдара;

  • презентация к уроку ‏;

  • мультимедийный проектор;

    $

  • карточки с заданиями (для работы в группах);

  • плакаты «Настроение»;

  • видео «Заочная экскурсия в сельскую библиотеку»;

  • буклет «Поучительные рассказы А.П. Гайдара»;

  • кроссворд «Совесть»;

  • светофорчики.

Тип урока: работа с художественным текстом, новый материал.

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

$

Приёмы:

  • чтение с остановками;

  • обращение к личному опыту учащихся;

  • прогнозирование по названию;

  • кластер;

  • синквейн;

  • использование «толстых» и «тонких» вопросов.

Девиз урока:$ (Записано на доске)

«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

  2. Психологический настрой

Слайд.

Дети читают хором:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

$Будем вместе мы трудиться,

Чтобы весело учиться.

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

— Что вы почувствовали?

— Какое у вас настроение?

  1. Проверка домашнего задания

— Ребята, что вы приготовили дома к сегодняшнему уроку? (Домашнее задание было дифференцированным)

1. Чтение по ролям

2. Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Косточка»

  • От лица Вани,

  • От лица папы.. дети готовили одно из заданий по выбору)

— Как вы думаете, слова «струсил» и «трус» это одно и то же?

— Что ты думаешь о словах «соврал» и «врун»?

3. Дети пересказывают рассказы $Л.Н. Толстого «Два товарища», «Прыжок»,

«Лев и собачка», «Старый дед и внучек», «Гроза», «Кость», «Яблони», «Котенок», «Бабка и внучка», подготовленные дополнительно.


— Что объединяет все эти рассказы? (Все эти рассказы поучительные. В них автор затронул важные качества человека: умение дружить, быть заботливым, добрым, уважать людей, любить своих близких, приходить на помощь.)

Заполнение бортового журнала

Знаем

$Новое

В.Осеева

«Волшебное слово»

— вежливость

— уважение

В.Ю.Драгунский

«Друг детства»

— преданность

— жалость

Л.Н. Толстой

«Косточка»

— ложь

— правда

$

  1. Изучение нового материала

  1. Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

$Слайд.

1 ———— (совесть)

2 отзывчивый, понятливый, скромный, доброжелательный

3 переживает, стыдится, чувствует

4 он всегда слушает зов своего сердца. Контролирует свои поступки

5 Человек.

$Вопрос:

— Определите первое слово синквейна. ( Дети говорят свои предположения. Выбирается ключевое слово «совесть»)‏

— Как вы думаете, что такое совесть?

Определение темы урока.

— О чём мы будем говорить на уроке?

(О том, что человек должен поступать по совести, уважать других людей, обдумывать свои поступки).

— Каким должен быть совестливый человек? (Человек, который ведет себя достойно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей).

Слайд. А.П. Гайдар – портрет писателя.

$- Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя А.П. Гайдара

— Определить название рассказа мы можем, когда закончим произведение и разгадаем кроссворд.

Кроссворд

  1. За знаниями уже не в первый раз

Мы в свой просторный входим…. (класс).

  1. Недаром молвится народная … (пословица).

  2. Чтобы было понимание

Напрягай своё … (внимание).

  1. На вопрос найти ответ

Поможет мудрый нам … (совет).

  1. Как яркая раскраска,$

Волшебством пестреет … (сказка).

  1. Будто сказочная дверь

В знанья, это наш — … (портфель).

  1. Мама, папа, брат и я$

Все мы – дружная … (семья).

— Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.

— Ключевое слово «Совесть».

Прогнозирование по названию. — О чем может быть рассказ с таким названием? (Дети говорят свои предположения)

— Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный, поучительный?

Физминутка для глаз «Солнечные зайчики»

  1. Стадия осмысления

  • $Словарная разминка. Слайд.

— Как вы понимаете слова: украдкой, шмыгнуть, смекнуть$?

Работа со словарём

— Проверь себя по словарю на стр. 169 – 171 учебника.

  • Чтение с остановками. Дети читают «цепочкой»

Чтение 1 фрагмента (1, 2, 3 абзацы).

Вопросы по осмыслению текста:

-Почему девочка оказалась в роще?

-Что она там делала?

— Какое у неё было настроение?

Дети выбирают плакат «Веселое настроение» (рисунок улыбающегося детского лица).

Проведём исследование.

— Какое впечатление произвела на вас Нина?

$Заполнение кластера.

$Чтение 2 фрагмента (3-4 абзацы до слов «… я заблудился»). Выбор настроения Нины – «сердитая».

Слайд. Иллюстрация встреча Нины с малышом.

Исследование.

— Каким был мальчик, которого встретила Нина?

Работа с карандашом: (Дети выделяют отрывки в тексте и читают)

— Почему Нина строго назвала малыша «несчастный прогульщик»?

— Как вы думаете, она сердилась на мальчика? (Нет. Она решила подшутить). Выбор настроения – «серьезное».

— Давайте подберем слова, характеризующие малыша.

Заполнение кластера.

$

Чтение 3 фрагмента (до конца рассказа). Переносное значение выражения: «Грызла беспощадная совесть»

— Почему Нина решила помочь малышу и повела его через рощу?

Слайд. Встреча Нины с малышом.

Выбор плаката «Грустное настроение. Слёзы.»

Физминутка под музыку «Перемена».$

Работа в группах:

Исследование:

— Сейчас мы поработаем в группах.

— Какие правила работы в группе нужно соблюдать?

— Каждая группа получит задание. Постарайтесь прийти к общему мнению и ч$етко высказать его.

Задания группам:

Группа 1. Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?

Группа 2.Почему Аркадий Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «История с Ниной», или «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки»?

Группа 3. Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты никогда её не услышишь?

Группа 4. Как, по вашему мнению, автор рассказа относится к своей героине:

А)$ неисправима;

Б) надеется, что девочка исправится;

В) он верит, что голос совести поможет Нине в жизни.

Группа 5. Каким человеком, по вашему мнению, станет Нина? Кто помог ей измениться?

Дети работают в группах выбирают лидера. Высказывают своё мнение. Происходит взамопроверка и взаимооценка с помощью «светофоров»: зеленый цвет – согласны, желтый – можно добавить, красный –$ не согласен.

— Что чувствовала Нина, когда осталась одна?

Заполнение кластера.

— Как вы понимаете выражение «Грызла беспощадная совесть»

Творческие задания.

Представьте, что вы писатели…

Можете ли вы предположить, что могло произойти с Ниной в роще? Какие опасности могли её подстерегать?

Как поступок Нины (её прогул уроков) мог отразиться на окружающих её людях (родители, учитель, одноклассники)?

— Придумайте окончание рассказа.

$

Стадия рефлексии

Вопросы:

— Какое настроение было у Нины в начале рассказа?

— А в конце? Антонимы: веселый – грустный.

— Автор показал противоположное настроение девочки (в начале – веселье и радость, в конце – грусть и стыд) почему? Что он хотел сказать этим?

— Считаете ли вы, что СОВЕСТЬ может изменить человека?

— Были ли в вашей жизни случаи, когда вы слышали голос своей совести? Расскажите об этом.

— Что может подсказать СОВЕСТЬ?

$Индивидуальные задания.

Чтение предложений.

Слайд.

Поступай по совести

Совесть – это голос твоего сердца

Совесть – голос тайного судьи.

Посеешь привычку – пожнёшь характер.

— Что нужно делать для того, чтобы твоя совесть была спокойна? Высказывание детей.(Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью, уважать старших).

Слайд. Наши добрые дела

Давайте вспомним, какие добрые дела мы делаем с вами.

$

$

Домашнее задание:Какое задание вы предложили бы выполнить дома?

На доске: стр. 94 – 95 прочитать и пересказать, вопрос №5. Эпизод разговора Нины с малышом – по ролям.

— Что нового мы узнали на уроке?

Заполнение бортового журнала

Знаем

Новое

В.Осеева

«Волшебное слово»

— вежливость

$- уважение

А.П. Гайдар

«Совесть»

Зов совести

В.Ю.Драгунский

«Друг детства»

— преданность

— жалость

Л.Н. Толстой $

«Косточка»

— ложь

— правда

— Кто захотел, прочитать другие рассказы А.П. Гайдара?

— Куда вы обратитесь, чтобы взять книги А.П. Гайдара? (В библиотеку)

«Заочная экскурсия в сельскую детскую библиотеку». (Обзор произведений А.П. Гайдара)

  1. Итог урока.

Чтение плаката: $

«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

— Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «солнечных зайчиков», которые они приклеивают вокруг яркого, улыбающегося солнышка.

  • Зеленые «зайчики» — я всегда поступаю по совести.

    $

  • Розовые «зайчики» — после сегодняшнего урока я постараюсь поступать по совести.

  • Коричневые «зайчики» — мне трудно быть всегда правдивым и прислушиваться к зову совести.

Спасибо за урок!

Список используемой литературы

Кац Э. Э. Литературное чтение.Учебник 2 класс УМК «Планета знаний» 2009 г.

Толстой Л.Н. рассказы «Косточка» , «Два товарища» , « Прыжок» , «Яблони».

Гайдар А. П. «Совесть»

                                                     Рецензия

На урок литературного чтения во 2-А классе МОУ «Железногорская СОШ № 3» по теме «Совесть» А.П.Гайдара учителя начальных классов Ревенковой Татьяны Анатольевны.

На уроке чётко поставлены цель и задачи урока, из которых видно, что учитель большое внимание уделяет формированию и совершенствованию умения работать с текстом. А также повышает интерес к чтению через разные виды работы на уроке. Поставленные задачи реализовала полностью.

Учитель определил оптимальное содержание урока в соответствии с требованиями учебной программы, с учетом уровня подготовленности класса.

Урок начался с эмоционального настроя. Следующим этапом был рефлексивно-эмоциональный момент. На этом этапе дети рассуждали о воспитанности и вежливом отношении к другим. Постановка учебной задачи началась с проигрывания сценки учащимися «Свинья в гостях», из которой дети сделали вывод, каким гостем оказалась свинья. На главный вопрос урока, что такое Совесть, дети ответить затруднились. Учитель умело подвел детей к выводу о том, что же это такое, познакомив с рассказом А.П.Гайдара «Совесть». Различны были  на уроке способы решения этой  учебной задачи. Это и словарная работа, и предварительная подготовка к чтению, и разнообразные виды чтения. Дети работали со словарём С.Ожегова, узнавали значение слова Совесть, предварительно давая своё определение после беседы и прочтения рассказа «Совесть». Ребята не только читали и рассуждали о совести главной героини рассказа, но и словесно рисовали картины по прочитанному, работали с иллюстрацией в учебнике, читали по ролям самые интересные эпизоды из рассказа. В конце урока на доске выстроилась таблица по рассуждениям детей: Совесть – это… Своё отношение к поступку главного героя дети разместили на лесенке – ступеньке.

Выбранные методы способствовали развитию познавательной активности, мыслительной деятельности у учащихся. Татьяна Анатольевна умело сочетала различные формы коллективной и индивидуальной работы. Она умело излагала материал, делала его понятным, доступным. Использовалась на уроке аналогия, сравнения, наглядность, жизненный опыт второклассников. На протяжении всего урока дети рассуждали, анализировали, доказывали свою точку зрения,  делали выводы, подбирали пословицы и даже рисовали Совесть под увертюру П.И.Чайковского «Вихри ада».  Из урока они также узнали о жизни и творчестве А.П.Гайдара. Заключительным моментом на уроке был этап оценки действий самого себя.

Урок воспитывающий, развивающий, эмоциональный, интересный. Каждый ребёнок понял, что у каждого человека должна быть совесть. Это урок направлен на формирование и развитие личности ребёнка.

                      Руководитель ШМО: Шелеховская В.А.

Урок  литературного  чтения   (2- ой  класс).

Тема:        Аркадий   Петрович  Гайдар    «Совесть».

                  (урок   обучения    чтению     нового   текста)

Цель:   

 Познакомить  детей  с творчеством А.Гайдара (работа над  рассказом     «Совесть»).

Задачи:

              Обучающая:

  — формировать и совершенствовать навыки  беглого,  выразительного  и  осознанного  чтения;  умение  отвечать  на  вопросы  по  прочитанному;  умение  работать  с  текстом;

              Развивающая:

              -обогащать  словарный  запас  учащихся;   расширять  кругозор,  повышать  интерес к чтению;

—  развивать  мыслительную  деятельность,  культуру  речи, воображение, умение  правильно  оценивать  поступки  товарищей;

Воспитывающая:

            —  формировать  гражданскую  ответственность  и  правовое  самосознание;

—  воспитывать  доброту,  уважение,  любовь  к  окружающим.

Оборудование:

Карточки с вежливыми словами, атрибуты к сценке, карточки  со словами про совесть, значки        , жетончики красного, желтого и зелёного цвета, портрет А.П.Гайдара, выставка книг, запись П. Чайковского (Увертюра «Франческа да Рамени» часть 1 «Вихри ада»).

                                     Ход    урока:

I. Орг.   момент.

                                      Прозвенел  и  смолк  звонок

                            Начинается  урок

                            Вы  за  парты  тихо  сели

                            На  меня  все  посмотрели.

—  Сегодня  на  уроке  литературного  чтения  я  познакомлю  вас  с  творчеством  очень  известного  писателя;

На  уроке  нас  ждет  важная  работа,  с  которой  мы  обязательно должны

справиться.

II. Рефлексивно – мотивационный момент.

—  А  для  начала  давайте  прочитаем  слова,  которые  записаны  у  меня  на  доске.

СПАСИБО,   ПОЖАЛУЙСТА,  ДО  СВИДАНИЯ,  ЗДРАСТВУЙТЕ,  ИЗВИНИТЕ.

—  Что  это  за  слова?   (Вежливые, волшебные).

—  Для чего они  нужны? (Для обращения к человеку).

—  Как надо произносить волшебные слова? (Тихо, глядя прямо в глаза).

—  Вот  сейчас  я  хочу  проверить,  знаете  ли  вы  когда  нужно  произносить,  то  или  иное  слово. Закончить  строчку  в  рифму:

1.  Мальчик  вежливый  и  развитый,

     Говорит,  встречаясь,  …..           (здравствуйте).

2.  Когда  нас  бранят  за  шалости,

     Говорим,………                             (прости,  пожалуйста).

3.  Если  кушать  мы  не  в  силах,

     Скажем  маме  мы, …….              (спасибо).

  1. И в  России, и  в  Дании  

 Говорят,  прощаясь, …….    (до свидания).

— Молодцы!      

—  Как  можно  назвать  людей,   которые  в  своей  речи  употребляют  волшебные  слова? (Воспитанные, вежливые).

III. Постановка учебной задачи.

— Сейчас мы с вами посмотрим сценку, которую для нас приготовили ребята по сказке Г. Юдина «Свинья в гостях».

— А вы подумайте, можно ли назвать главного героя этой сказки воспитанным?

                              Свинья в гостях.

Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла в саду стол, красивую скатерть постелила, салфетки разложила, соль в солонке, сирень в стакане, даже свечи в подсвечниках.

Еды всякой приготовила: тут и сыр, и свёкла в сахаре, и смородина в стакане, сок сливовый. А себе – сосисок нажарила с салом.

Пришла свинья, даже «здравствуй» не сказала, влезла в сапогах на стол, всё сожрала, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посыпала и съела её вместе с сиренью.

Потом улеглась на скатерть и говорит:

— Скучно у тебя, Собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…

— Совести у тебя нет, — рассердилась собака. – Свинья ты и есть свинья!

Сейчас же убирайся отсюда!

С тех пор собака на свинью сердита.

     а)  Анализ  прочитанного  по  вопросам.

—  Итак,  каким  гостем  оказалась  свинья?  Можно  ли  ее  назвать  воспитанной? (Нет). Почему?  Докажите. (Не  умеет  вести  себя  в  гостях).

— Скажите, что  она  сделала  не  так?

— Что  ей  на  это  сказала  собака?

— А что такое совесть? (???).

— Вижу  вам  трудно  ответить  на  этот  вопрос.

 ЧТО  ТАКОЕ  СОВЕСТЬ? – это  и  есть  главный  вопрос  нашего  урока.

б)   Давайте  ближе  познакомимся с  этим  словом.

Обратимся  за  помощью  к  предложенным  вариантам. Я  буду  зачитывать  варианты  вслух,  а  вы  мне  хором  будете  отвечать  «да» или «нет».

ЭТО  СЛОВО  СВЯЗАНО:                      ЭТО  СЛОВО   МОЖНО:

-с  растениями     (нет)                                        —  потрогать        (нет)

— с  животными    (нет)                                       — подержать  в  руках (нет)

— с  игрушками     (нет)                                      —  изготовить (нет)

— С  ЧЕЛОВЕКОМ   (да)                                   —  ПОЧУВСТВОВАТЬ (да)

— Какого человека считают бессовестным? (у которого нет совести, чувства стыда за свои поступки). А совестливым? (Воспитанного и культурного).

Связано с человеком

        —  Итак, что теперь мы узнаем о слове СОВЕСТЬ

Ее можно почувствовать

— Но как?  Может  кто-то  знает? (На душе тяжело. Неприятно).

— Ответить  на  этот  вопрос  нам  поможет  рассказ  Аркадия  Петровича  Гайдара  «Совесть».

IV. Способы решения учебной задачи.

                     1. Словарная работа.

— В этом рассказе нам встретятся трудные непонятные слова, давайте их прочитаем:

ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА                         ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е

ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ                        БОЛ-ТА-ЕТ-СЯ

УК-РАД-КОЙ                                НАТ-КНУ-ЛАСЬ

СМЕК-НУ-ЛА                                БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ

                   2. Первичное чтение

— Послушайте  рассказ,  а  затем  скажите, какое  настроение  у вас  он  вызывает?

(Рассказ читает учитель).

                3. Первичная проверка понимания.

— Поделись своим настроением. (Грустно и обидно за малыша. Стыдно за Нину.).

— Понравился ли рассказ? Что именно?

— Кто главные герои рассказа?

— Кто из героев вам симпатичен? (Малыш). Почему? (Он честный, безобидный и маленький).

— Кто нет? (Нина). Докажите. (Не пошла в школу, обманула и наругала малыша.)

— Где происходит действие в этом рассказе? (В парке.)

— Если бы вы были художником, какую картину нарисовали к этому рассказу? (Как Нина ругает малыша. Как собака съела завтрак. Как Нина плачет.)

— Каким представляете себе малыша? (Маленький, со слезами на глазах, беззащитный.) А Нину? (Строгая, с книгами в руках.)

— Откройте учебник и посмотрите, какую иллюстрацию к этому рассказу нарисовал художник.

— Что вы видите на ней?  Опишите.

                4. Подготовительная работа к чтению.

— В рассказе нам встретятся длинные и трудные слова. Чтобы безошибочно их прочитать, давайте потренируемся: (по слогам, целыми словами)

ПРИ-ГО-ТО-ВИ-ЛА                         НАХ-МУ-РИ-ЛАСЬ

НА-ТКНУ-ЛАСЬ                         ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ

ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫЙ                        ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА

ПРО-ГУЛЬ-ЩИК                        БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ

ЗА-ЛО-ЖЕН-НОЙ                        УК-РА-ДЕН-НЫЙ

                5. Чтение рассказа учащимися по 1 предложению.

— Молодцы!

                6. Выборочное чтение.

— Найдите и прочитайте:

а) Где и почему оказалась Нина в рабочее время?

б) Прочитайте в рассказе то место, как она пробиралась в рощу. Почему украдкой? (боялась, что её увидят.)

в) Какое настроение было у Нины в начале рассказа? (Веселое, радостное).

Докажите словами из текста.

г) Что случилось дальше? (Наткнулась на малыша).

д) Давайте еще раз посмотрим на иллюстрацию и найдем в тексте предложения, которые подходят к ней.

е) С какими словами она обратилась к нему? (Несчастный прогульщик!)

ж) Как  надо читать слова Нины? (Строго). А слова Малыша? (Удивился, испугался).

                    7. Чтение по ролям отрывка.

8. Вывод по теме урока.

— Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет). Почему? (Ей стало его жалко.)

— Что она сделала? (Помогла малышу выйти из парка.)

— Почему Нина не подняла книг? (Ей было стыдно.)

— Что обнаружила Нина, когда вернулась обратно? (Не было завтрака.)

— Что она сделала? (Села и горько заплакала.) Прочитайте.

— Опишите настроение Нины в конце рассказа. (Грустное, тяжесть на сердце).

— Почему она себя так чувствовала? (Было стыдно).

— Как об этом говорит автор? (Грызла беспощадная совесть).

— Кто помог появлению этого чувства в Нининой душе? (Малыш).

— Так что же такое совесть? (Стыд).

— За что? (За свои поступки).

ПЕРЕД ОКРУЖАЮЩИМИ

СТЫД

ЗА СВОИ ПОСТУПКИ

— Перед кем? (Перед окружающими).

На доске прикрепляются таблички:

Учащимися делается вывод:

Совесть – это стыд за свои поступки перед окружающими людьми.

— Определение слова «совесть» можно прочитать по словарю С. Ожегова, что мы сейчас и сделаем.

(Работа по словарю).

— Как себя ведет человек, когда ему стыдно, совестно? (Плачет, опускает глаза, молчит).

— Что вы можете сказать о совести малыша? (Чистая совесть).

— А о Нининой? (Нет совести).

— Слышали ли вы от людей такие слова: «Совесть совсем потерял» или «Люди с чистой совестью»? Как понять?

— И так вернемся к теме сегодняшнего урока и сделаем общий вывод.

(На доске получилась таблица)

СОВЕСТЬ

ПЛАЧЕТ

ПОЧУВСТВОВАТЬ

СТЫД

ЧЕЛОВЕК

МОЛЧИТ

ОПУСКАЕТ ГЛАЗА

(Совесть живет в человеке, ее можно почувствовать, при этом человеку стыдно за свои поступки перед окружающими людьми, он плачет, опускает глаза, молчит).

— А теперь давайте вспомним действия Нины на протяжении всего рассказа и оценим их, разместив на ступеньках:

— Выразите свое отношение к поступку Нины в начале рассказа. Хорошо ли она поступила?            (                  плохо).

— Как она себя чувствовала при этом? (Ей было хорошо         )

+

— Выразите свое отношение к поступку Нины в конце рассказа. (Поступила правильно              ).

— Как она себя при этом чувствовала? (Грызла беспощадная совесть        ).

На доске появляется таблица.

+

в конце рассказа

в начале рассказа

— В каком случае Нина бы заслужила верхнюю ступеньку? Попробуйте продолжить рассказ. (Пришла бы в школу и попросила извинения у учителя.  

+

Хороший поступок и на душе покой                     ).

— Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? Почему? (Поняла, что сделала плохо).

V. Работа над пословицами:

— Найдите пословицу, которая больше всего подходит к этому рассказу.

(На доске пословицы).

Поспешишь – людей насмешишь.

На обмане далеко не уедешь.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

Совесть без зубов грызёт.

Семеро одного не ждут.

(Дети объясняют свой выбор).

VI. Итог урока.

— С каким рассказом познакомились?

— Какой этот рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?

— Чему он нас учит? (Нельзя совершать плохие поступки за которые потом будет стыдно.)

— Говорит ли автор прямо, как надо себя вести? (Нет.) Осуждает ли Нину? (Нет).

— Значит, главная мысль была скрыта от нас? Как же мы её увидели? (Внимательно вчитывались в рассказ, разбирали его).

— А кто автор этого рассказа? (А.П.Гайдар)

. (Стихотворение читают наизусть ученики).

Знает каждый гражданин российский –

Будь он молод или стар,

Что на свете жил писатель детский,

Синеглазый богатырь Гайдар.

С юности, надев шинель солдата,

Защищал он Родину свою.

Был он лучшим другом всем ребятам,

И за наше счастье пал в бою.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Гражданин –

Аркадий Петрович Гайдар.

Гайдар написал много хороших, добрых и интересных книг, которые с удовольствием читали ваши мамы, папы, дедушки и бабушки. И вот настал ваш черёд открывать для себя мир повестей и рассказов Гайдара. (Обратить внимание на выставку книг Гайдара). Все эти рассказы о смелых мальчишках и девчонках, об их поступках и делах, об их жизни.

VII. Рефлексия.

1.

— Вернёмся к рассказу «Совесть». Перечитайте его ещё раз и постарайтесь сравнить поступок Нины со своими действиями, оцените себя честно.

(Чтение рассказа про себя.)

2.

— Перед вами жетончики трёх цветов:

  1. Синий – вы позволяете себе обманывать других и не признаваться в этом.
  2. Зелёный – допускаете иногда обман, но признаётесь в этом позже.
  3. Жёлтый – никогда никого не обманывали.

— Возьмите нужный жетон и положите его в мою коробочку. Делать это надо незаметно.

VIII. Творческое задание.

— Нарисуйте совесть. (Звучит увертюра П.Чайковского. «Франческа да Рамени» часть 1. «Вихри ада»). Дети под музыку рисуют. На доску в конце урока вывешиваются рисунки ребят.

— Спасибо за урок! Молодцы!

Цель и задачи урока: помочь учащимся осознать чувство совести как одно из морально-этических ценностей в обществе.

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Познавательные УУД:

  • понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности,
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий,
  • овладение логическими действиями, сравнения, обобщения,
  • установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно,
  • выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить,
  • осознание качества и уровня усвоения,
  • мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,
  • развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения,
  • знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность),
  • выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм,
  • формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи, соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты:

  • развитие рефлексии «чистая совесть»,
  • умение ставить коллективную цель и организовать деятельность,
  • согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Оборудование: учебник, раздаточный материал — задания для ситуаций, конверты с пословицами.

Ход урока

Оргмомент

Ребята, посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему, пусть на протяжении урока у вас будет позитивный настрой.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала: актуализация знаний

Групповая работа:

1 группа: Придумайте и запишите слова с приставкой СО (сопереживание, сострадание, сочувствие, сожаление)

2 группа: Придумайте и запишите слова с приставкой БЕС (бессовестный, безжалостный, бесчувственный, бесчеловечный, бессердечный, безнравственный, бескультурный)

Беседа:

  • Какие чувства отображают ваши слова? (Добрые — злые)
  • С каким человеком вы бы хотели дружить? Почему?
  • Что мы испытываем, когда совершаем недоброе? (Стыд)

Комментарий учителя: Приставка Со означает близость к чему-либо в жизни человека: беде — радости, горю — счастью.

Приставка Бес, Без означает отсутствие чего-либо в человеке: жалости, воспитанности.

Как вы думаете, кто или что нам подсказывает, что мы совершаем хорошее или плохое?

Давайте вместе разберёмся.

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Прочитаем рассказ Аркадия Гайдара.

img1

Совесть

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

— Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

— Нет! — удивленно ответил малыш. — Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

img2

Этап первичной проверки понимания изученного

Аналитическая беседа по содержанию рассказа.

— Почему Нина решила не идти в школу?

— Зачем же она пошла в рощу украдкой?

— Прочитайте, как автор назвал время учебы в школе? Почему именно так?

— О чем подумала Нина, когда встретила малыша?

— Прочитайте, какие слова она сказала мальчику? Каким тоном?

— Почему Нине не удалось подшутить над малышом?

— Давайте понаблюдаем за настроением девочки.

— Прочитайте, чем занималась Нина до встречи с малышом. Что вы можете сказать об ее настроении?

— Докажите словами из текста, что настроение у Нины изменилось.

— Совершила ли Нина хотя бы один хороший поступок? Какой?

— Попробуйте объяснить, почему она не взяла книги и завтрак, когда провожала маленького мальчика через рощу. Докажите словами из текста.

— Почему Нине было стыдно?

— Будет ли Нина когда-нибудь прогуливать уроки?

Обмен мнениями о главном герое произведения. Развитие монологической речи.

Выяснение имеющихся у учащихся представлений о совести.

— Рассказ называется «Совесть». Как вы думаете, что такое совесть?

— Какие чувства вы испытали, когда слушали рассказ?

— Чему вас научил этот рассказ?

— Какой стала девочка в конце рассказа? Что повлияло на эти изменения?

Вывод: Нине стало стыдно от плохого поступка, у неё проснулась совесть.

— В конце рассказа Нина плакала? Почему?

— Она раскаялась.

Учитель подводит учащихся к пониманию того, что Нина не плохая девочка, она совершила недостойный поступок, осознала это. Нина поняла свою ошибку и постарается ее исправить.

Этап закрепления изученного

Совесть — это голос, звучащий внутри нас.

Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд — близкие вещи. Надо уметь слушать совесть. Совесть в человеке работает, работает его душа.

  1. Перед выбором совесть подсказывает — можно — нельзя;
  2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Я же говорила, что нельзя! Исправься!»

Стыд оставляют зарубки, раны на душе, которые никогда не забываются. Как нужно жить с совестью?

Вывод: Жить с совестью нужно в ладу.

Что нужно делать, чтобы не болеть, не стыдиться?

Давайте выработаем правило. Ваши предложения.

Надо:

  1. Слышать совесть;
  2. Слушать совесть;
  3. Поступать по её подсказкам.

Работа в двух группах над афоризмами и пословицами.

Дети разбирают пословицы и поговорки, написанные на карточках, объясняют, почему им понравилась именно эта пословица или афоризм:

img3

img4

Самое главное украшение — чистая совесть.

Чистая совесть есть постоянный праздник

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Закон, живущий в нас, называется совестью. Никогда не поступайте против совести…

Совесть — это наш внутренний судья…

Почему нельзя поступать против совести? Будет плохо, совесть будет мучить, кошки на душе скрести.

Когда совесть молчит? Когда мы убиваем её.

Задание «В подъезде»

Строители сделали в нашем подъезде ремонт. Вова изрисовал маркером все стены. Соседи возмутились. А бабушка, соседка Вовы, вышла и с трудом отмыла стены.

Что вы можете сказать о Вове? А о соседке? Как бы вы поступили на месте Вовы?

img5

У Олега на уроке сломалась ручка. Таня дала ему свою. После уроков Олег не отдал Тане ручку, сказав, что она ему тоже нужна. Таня очень расстроилась.

img6

Почему Таня дала ручку Олегу? Какая Таня девочка? Что можете сказать об Олеге? Как должен был поступить Олег?

Беседа

Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.

Что дает человеку чистая совесть?

Чистая совесть обеспечивает уважение.

Чистая совесть даёт силы — для принятия справедливых решений.

Чистая совесть даёт возможность — видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.

Чистая совесть даёт надежду — на изменение мира к лучшему.

Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

  • Не берите чужого без разрешения.
  • Не желайте никому зла.
  • Не допускайте грубости.
  • Во всём помогайте ближним.
  • Будьте добрым человеком.

Рефлексия. Оценка

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

Пусть каждый из вас поделится своими впечатлениями об уроке.

Не забывайте использовать слова….

  • Сегодня я узнал…
  • Мне было интересно…

Домашнее задание

Дома вы продолжите работу по данной теме.

Найдите и запишите пословицы, поговорки о совести.

На чтение 7 мин. Опубликовано

Аркадий Гайдар Совесть

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу. Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу. Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами. А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить. — Несчастный прогульщик! — строго сказала она. — И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу? — Нет! — удивлённо ответил малыш. — Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился. Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу. А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно. Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела. Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Сюжет

Школьница Нина не выполнила домашнего задания и, чтобы не получить отрицательную оценку, решилась на прогул. Боясь встретить кого-то из знакомых на пути, девочка отправилась в рощу. Там она оставила пакет с обедом и книгами под кустом, а сама отправилась в погоню за бабочкой. В глубине рощи ей встретился малыш с букварём в руках. Девочка подумала, что первоклассник прогуливает уроки и накинулась на него с упрёками. Но, оказалось, ребёнок просто испугался большого пса и заплутал среди деревьев. Нина взяла его за руку и вывела из леса. Пакет ей пришлось оставить — поднимать его при малыше девочке стало неудобно. Вскоре появилась та самая собака. Она съела обед прогульщицы, но школьных книг не повредила. Вернувшись назад, Нина горько разрыдалась. Ей не жаль было еды бродячему псу, она плакала от боли в сердце, измученном угрызениями совести.

П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, высказывать предположения, обсуждая проблемные вопросы, обосновывая свой выбор

Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию, анализировать собственную работу, корректировать выполнения задания

К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Л: развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим поступкам.

Отвечают на вопросы:

— Глагол-это самостоятельная часть, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? обозначает действие предмета, в предложении является сказуемым, подчеркивается двумя черточками.

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

… — мифологическое и религиозно-мифологическое. — религиозное. — философское. — все перечисленные. Вопрос 6. Структурными элементами мировоззрения являются: — теоретико-познавательный и ценностно-нормативный. — … бытие. — общественно-историческое бытие. — субъективно-личностное бытие. — единство перечисленных компонентов. Вопрос 10. Небытие в философии рассматривается как: — отрицательное бытие. — …

— Постоянные: вид (совершенный или несовершенный), спряжение (I или II, или разноспрягаемое), возвратность или невозвратность, наклонение (повелительное, изъявительное, условное); непостоянные: лицо, род, число, время.

— Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? Инфинитив не изменяется, поэтому не имеет окончания, но имеет суффиксы –ть, — ти;

  • чь входит в корень.

— Безличные глаголы — это глаголы, которые не имеют лица, употребляются без подлежащего. Могут обозначать состояние природы и окружающей среды, человека и др.

  • Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным.

III. Изучение нового материала

Сейчас мы будем читать рассказ А.Гайдара «Совесть». Предположите, почему же назван так этот рассказ?

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

14 стр., 6935 слов

Портрет героя в рассказе Уроки французского

… на сияющий белоснежный наряд. Сочинение Портрет героя в рассказе Уроки французского Рассказ «Уроки французского» был написан великолепным … все находятся в одном положении. Главным героем этого произведения является молодой … Он делает все по совести и ждет того же … бы повторить материал перед школой. Герой рассказа очень хороший парень. Он … лучше. В конце концов, о герое можно сказать, что он …

1940

Самое главное украшение — чистая совесть. Цицерон, Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно лгать, но их нельзя обмануть. Гёте, Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. Лев Толстой

Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести. Сократ

Задание 3. Два ученика будут работать со словарями. Остальные самостоятельно пытаются сформулировать понятие «раскаяние», записывают его в тетрадь.

  • Чувствует ли Нина раскаяние?

Парная работа со словарем Ожегова и Даля: ребята ищут понятие «совесть». Формулируют понятие «совесть», делают записи в тетради. Обсуждают свои предположения с учителем, затем слушаем понятие из словаря.

Предположительный ответ:

Человек живет в обществе. Он совершает разные поступки: хорошие или плохие. Эти поступки оценивает как общество, так и сам человек, который их совершил. Так вот, совесть – это некий контролер, который руководит человеком. У кого-то есть совесть, а кто-то ее растерял.

Учащиеся объясняют высказывания знаменитостей. Записывают понравившееся высказывание. Подходит высказывание Сократа.

Парная работа со словарями Ожегова и Даля: ребята ищут понятие «раскаяние». Формулируют понятие «раскаяние», делают записи в тетради. Обсуждают свои предположения с учителем, затем слушаем понятие из словаря.

11 стр., 5384 слов

«Муки совести в русской литературе»

… проблему СОВЕСТИ И МУК совести в произведениях русской литературы 19-20 века. Задачи исследования: 1. Перечитать произведения русской литературы (школьной программы 5- 9 классов). 2. показать существование понятия «совесть» в русской литературе; 3. … прощение и скорбя о своих поступках. Но отец, видя искреннее раскаяние своего заблудшего чада, принял его с радостью и милосердием. Переживания …

  • Да. Она плачет.

V. Итоги урока

  • О чем говорили на уроке?
  • Что такое совесть?

VI. Рефлексивно-оценочный

  • Ставит перед учащимися задачу:

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения Тема. А.Гайдар Рассказ «Совесть »

Слайд 2

C инквейн 1 .————————- 2.Человеческая, мучительная. 3.Грызёт, терзает, беспокоит. 4.Испытывает человек в душе. 5.Переживание .

Слайд 3

C инквейн 1. Совесть . 2.Человеческая, мучительная. 3.Грызёт, терзает, беспокоит. 4.Испытывает человек в душе. 5.Переживание .

Слайд 4

Аркадий Петрович Гайдар (1904-1941)

Слайд 5

Произведения А.П.Гайдара

Слайд 6

Словарная разминка ВЫ-ШМЫГ-НУ-ЛА ДО-ВЕР-ЧИ-ВЫ-Е ДОБ-РО-ДУШ-НЫЙ БОЛ-ТА-ЕТ-СЯ УК-РАД-КОЙ НАТ-КНУ-ЛАСЬ СМЕК-НУ-ЛА БЕС-ПО-ЩАД-НАЯ

Слайд 7

Работаем со словарем Вышмыгнуть — быстро, бесшумно и незаметно выскочить, уйти откуда-нибудь Добродушный — добрый и мягкий по характеру, незлобивый. Украдкой — скрытно, тайком, незаметно для других. Смекнуть — догадываться, понимать, рассчитывать… Доверчивый — склонный к доверию, не подозревающий обмана, лжи. Болтаться — бездельничать, бродить, двигаться, шататься. Наткнуться -наскочить, напороться на что-либо острое. Беспощадный — не дающий пощады; жестокий, безжалостный Роща –небольшой лесок

Слайд 8

Физминутка

Слайд 9

Работаем с текстом

Слайд 10

Работаем с текстом

Слайд 11

Тест-итог 1.О ком этот рассказ? А) Нине Карнауховой Б)Аркадии Гайдаре 2.Как вы думаете , сможет ли Нина стать лучше после этого случая? А)Да Б) Нет 3.Совершит ли она ещё раз такой поступок? А)Да Б) Нет 4. О чем рассказ? А) добре Б) совести 5.Может ли совесть сделать человека лучше? А)Да Б) Нет Какой это рассказ? А)шуточный Б)серьёзный В) поучительный

Слайд 12

Проверь себя! 1.А 2.А 3.Б 4.Б 5.А 6.В

Слайд 13

Закончи предложение Сегодня я узнал… Было интересно… Я выполнял задания… Я понял ,что.. Я научился…

Слайд 14

Домашнее задание Пересказать рассказ. Продолжить рассказ. Нарисуйте совесть.

Слайд 15

Совесть – это мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.

  • Рассказ афонского монаха о родительской субботе
  • Рассказ аркадия гайдара горячий камень
  • Рассказ аннушка часть 2
  • Рассказ андреева большой шлем читать
  • Рассказ антона павловича чехова у телефона