Рассказ антона павловича чехова подарок

Автор на чтение 15 мин. просмотров 21 опубликовано 25.02.2021 скачать: настройки размер шрифтацвет текстацвет фона название произведения: мальчики автор: а.п.

На чтение 15 мин. Просмотров 21 Опубликовано

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Мальчики

Автор: А.П. Чехов

Год написания: 1887

Жанр: рассказ

Главные герои:Володя — мальчик- подросток, единственный сын в большой интеллигентной семье, Чечевицын – одноклассник Володи.

Краткое содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника расскажет о неудачной попытке побега в Америку за приключениями двух романтически настроенных мальчиков.

Сюжет

Из гимназии на зимние вакации приехал Володя и привез с собой Чечевицына. Мальчики вели себя сдержанно и таинственно, и младшие девочки решили подслушать их разговоры и узнать тайны. Из подслушанной беседы они узнали о планах ребят убежать в Америку, воевать на стороне индейцев, мыть в реках золото и пить ром. Оказывается, у них уже было все собрано: деньги, провиант, карты, и мальчики распланировали свой маршрут. Володя сомневался и колебался, ему было жалко мать и сестер, а Чечевицын, называвший себя Монтигомо Ястребиный коготь, уговаривал его не трусить и соблазнял интересными приключениями. Наутро мальчики исчезли, но полиция скоро обнаружила их на Гостином дворе, где они искали порох. На следующий день вызванная телеграммой приехала мама Чечевицына и увезла сына домой.

Вывод (мое мнение)

Во все времена мальчики-подростки стремились к приключениям и авантюрам, им казалась скучной размеренная жизнь дома и учеба в гимназии, они хотели как можно быстрее стать взрослыми и окунуться в кипучую жизнь. Чехов с присущим ему мастерством показал внутренний мир подростков, их переживания и стремления.

Добавить в избранное

Год: 1887   Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик Володя, Чечевицын – одноклассник Володи.

Рассказ Антона Павловича Чехова » Мальчики» повествует о двух гимназистах, приехавших на Новый год в гости к родителям одного из мальчиков. Они собирались сбежать в Америку в предновогоднюю ночь. Один из мальчиков даже придумал себе имя Монтигомо Ястребиный Коготь. Но их вернули домой. Побег не удался.

Вывод. Отношения между детьми и родителями всегда непростые. Семья и ценности семейные очень важны. Дети не просто зависят от родителей, они должны уважать и считаться с их мнением. Нельзя сбегать из дома никого не предупредив.

Читать краткое содержание Чехов Мальчики

Рассказ начинается с приезда мальчика Володи в отчий дом. С ним вместе приезжает его друг Чечевицын. Володю очень ждали. Он учился в гимназии, и родители могли видеть сына на праздники и во время каникул. В сенях ребят встречает мать, сестры Володи, собака и отец. Володя представляет своего друга Чечевицына и все идут пить чай. Пока семейство сидит за столом мальчики греются с мороза, девочки внимательно наблюдают за новым в их доме персонажем. Чечевицин отличается от пухлого и белокожего Володи. Он смуглый, худой, не красивый, но с живыми умными глазами. Сестёр Володи Чечевицын восхищает. Мальчики за чаем ведут себя заговорщически. После чая отец и девочки идут делать украшения на елку. В этот раз, обычно участвующий в этом шумном деле Володя, уходит с другом в комнату. Сестры решают подслушать какую тайну скрывают Володя и Чечевицын.

К обеду мальчиков нигде не видно. Их начинают искать. Переполох в доме, плачущая мать. Приезжает урядник, составляет бумаги. На следующий день, ближе к вечеру, сбежавшие путешественники возвращаются домой. Они интересовались в Гостином дворе покупкой пороха.. Там их и задержали. Ночевали неудавшиеся беглецы на вокзале.

Родители Володи вызвали маму Чечевицына и она забрала мальчика домой. Володя очень раскаивался в своём поступке. На прощание Чечевицын на память подписал тетрадку одной из девочек. В тетрадке была запись » Монтигомо Ястребиный Коготь». Побег не удался, но надежда осталась. И манящая незнакомая Америка оставила в душе Чечевицына неизгладимый след.

Оцените произведение: Голосов: 811

Читать краткое содержание Мальчики. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Мальчики

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лупленый бочок Бианки

    Был однажды такой зайчик по кличке «лупленый бочок», довольно странная кличка для такого зверька, но он ее заслужил по праву. В чем мы убедимся в дальнейшем. Жил в деревне один охотник по кличке «Дядя Сережа»

  • Краткое содержание Тургенев Ермолай и мельничиха

    В начале произведения передам нами описание Ермолая, ему было 45 лет, ,был высоким, худым, со смешным длинным носом и непослушными волосами. Ходил все время в желтом кафтане и синих штанах. У него было старое оружие и собака, которую звали Валетка

  • Краткое содержание Острова в океане Хемингуэй

    Каждая часть рассказывает историю о Томасе Хадсоне, который является известным художником, достигшим, в целом, благополучия. История начинается на территории Багамских островов

  • Краткое содержание Нахлебник Тургенева

    В не лишенном роскоши, зажиточном поместье появляются не так давно приобретшие его владельцы – тихая и добродушная Ольга Петровна Елецкая, в девичестве Корина, с обладающим жестким нравом супругом Павлом Николаевичем. Твердый и непреклонный по натуре

  • Краткое содержание Умнее всех Мамина-Сибиряка

    Раньше всех на подворье как всегда проснулся индюк. Разбудив свою жену, он, по своему обыкновению, начал нахваливать себя и в то же время ворчать, что другие птицы недооценивают его ум и не уважают его

«Мальчики» – увлекательная история о двух друзьях, которые задумали пешком отправиться в Америку добывать золото и сражаться с индейцами.

malchiki-chitatelskiy-dnevnik-70869.jpg

Краткое содержание «Мальчики» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Мальчики

Число страниц: 8. Чехов А. П. «Мальчики». Издательство «Детская литература». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1887 год

Главные герои

Володя Королев – ученик 4 класса, добрый, романтичный, мечтательный мальчик.

Чечевицын – друг Володи, смелый, решительный, настойчивый мальчик.

Катя, Соня, Маша – сестры Володи, любопытные и романтичные девочки.

Родители Володи – добрые, любящие, заботливые.

Сюжет

Приезду Володи была рада вся семья: родители, тетка, сестры и даже огромный пес Милорд . Мальчик приехал не один, а со своим другом Чечевицыным, которого пригласил погостить в их доме на время каникул.

Младшие сестры Володи – Катя, Соня и Маша – были очень заинтригованы товарищем своего брата. Понаблюдав за ним, они решили, что он очень умный. Когда Володя с другом остались наедине, они раскрыли географический атлас, и стали его внимательно изучать. Вечером девочкам удалось подслушать, как друзья планировали свой побег в Америку, на золотые прииски. Они узнали, что впереди их ждет нелегкий путь: тысячи верст трудной дороги, разбойничья жизнь, сражения с дикарями и работа на плантациях. Сестры договорились ничего не рассказывать родителям – они надеялись, что мальчики привезут им из Америки золото и слоновую кость.

В канун Сочельника Володя был сам не свой: он не притронулся к еде, часто молился, и перед сном долго прощался с родителями. Лишь к обеду следующего дня была обнаружена пропажа мальчиков. Их повсюду искали, но нашли только через день, в городе в гостином дворе.

План пересказа

  1. Радостная встреча.
  2. Володя и его друг Чечевицын.
  3. Секрет мальчиков.
  4. Побег в Америку.
  5. Возвращение беглецов.
  6. Прощание с Чечевицыным.

Главная мысль

Путешествия и приключения всегда очень заманчивы, но нужно помнить и о чувствах родных.

Чему учит

Рассказ учит уверенно идти к своей цели, не сдаваться, быть твердым и решительным. Важно хорошо учиться, чтобы быть подготовленным к любым неожиданностям. Также учит отвечать за свои поступки.

Отзыв

В детстве увлекательные приключения будоражат ум многим детям. Но нужно помнить, что далеко не все они безопасные. Для начала нужно немного подрасти и выучиться в школе, чтобы применять на практике полученные знания.

chitatelskiy-dnevnik-70869-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-malchiki.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Мальчики.

Пословицы

  • Тяжело в учении, легко в бою.
  • Учеба и труд к победам ведут.
  • Дорогу осилит идущий.

Что понравилось

Понравилось, каким твердым и настойчивым оказался Чечевицын. Он уверенно шел к своей цели, в то время как Володя испугался решительного шага.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Антона Павловича Чехова «Мальчики»?</h3>

    • <label>1885</label>
    • <label>1887</label>
    • <label>1889</label>
    • <label>1890</label>

(новая вкладка)

Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году и опубликован в канун Рождества того же года в «Петербургской газете». В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым. Именно поэтому рассказ является одним из лучших произведений Чехова, предназначенных для чтения в семейном кругу.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мальчики». Узнать, насколько хорошо усвоен материал, можно при помощи специального теста на нашем сайте.

Главные герои

Володя Королевгимназист, единственный сын в большом интеллигентном семействе. Добродушный, пухлый и белолицый мальчик.

Чечевицын одноклассник и товарищ Володи, приехавший к нему погостить на Рождество. Не отличается особой красотой: «худ, смугл и покрыт веснушками».

Другие персонажи

Катя, Соня и Машародные сестры Володи, самой старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.

Мать Володи, отец Иван Николаич и теткаближайшее окружение Володи, которое искренне любит и переживает за него.

Краткое содержание

Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.

Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.

После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем». Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого тот пригласил погостить к себе.

Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.

Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за «кухаркина сына»: настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек».

Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.

Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают «зорко следить за мальчиками», и подслушивают их разговор. В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег». Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.

Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.

Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать: ему очень хочется в Америку и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.

Друзьям удается незаметно выскользнуть из дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги: пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.

От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Заключение

Путешествие в далекую неизведанную страну – мечта многих мальчишек, которую так живо описал в своем рассказе Антон Павлович. Он прекрасно раскрывает тему подростковой инфантильности, взаимоотношения детей и родителей, воспитания и ответственности за свои поступки.

Для читательского дневника будет вполне достаточно и краткого содержания рассказа «Мальчики». Однако для лучшего усвоения материала рекомендуется прочесть рассказ Чехова целиком.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году было написано произведение Антона Павловича Чехова «Мальчики»?</h3>

    • <label>1885</label>
    • <label>1887</label>
    • <label>1889</label>
    • <label>1890</label>

(новая вкладка)Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

  1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
  2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
  3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
  4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

План пересказа рассказа «Мальчики»

  1. Приезд Володи
  2. Радостная встреча
  3. Беседа после чая
  4. Страшные планы мальчиков
  5. Надежда на золото
  6. Володя проявляет слабость
  7. Чечевицын уговаривает Володю
  8. Побег
  9. Снова приезд Володи
  10. Печальная встреча
  11. Подпись на память.

Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
  2. Его радостно встречает вся семья.
  3. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
  4. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
  5. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
  6. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

Используемые источники:

  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/3-klass/1515-malchiki.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov/malchiki
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/malchiki.html
  • https://obrazovaka.ru/books/chehov/malchiki
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html

(676 слов) Особое место в творчестве знаменитого отечественного писателя и драматурга Антона Павловича Чехова занимают рассказы. В них он затрагивает различные актуальные проблемы,общества. Одним из таких его творений стало произведение «Крыжовник». В этом рассказе он заострил внимание на важных, насущных темах — эгоизм, смысл существования человека и его счастье в жизни. Сам автор был по жизни человеком опытным и многогранным — он прославился как медик и театрал, писатель и деятель общественности. Кроме того, он много жертвовал на благотворительность. Стиль Чехова таков, что произведения написаны простым языком, но с очень глубоким, поучительным смыслом. Рассматриваемое произведение является весьма ярким примером.

Познакомимся с персонажами произведения.

Главный герой рассказа — Николай Иванович Чишма-Гималайский. Он на протяжении всей жизни мечтал о том, что у него будет свое личное имение, где он занимался бы выращиванием крыжовника. образ Чимши-Гималайского — это образ трудолюбивого и одновременно тщеславного человека, который желал стать богачом и войти в ряды высшего света. Семьи своей он не нажил, а из той, из что он вышел — был только брат, который работал ветеринаром. Именно он и рассказывает нам историю жизни своего брата Николая.

Николай с ранней молодости начал откладывать деньги для достижения своей мечты — жил он в казенном жилье, ограничивал себя во всем, стараясь сэкономить. Читателям герой показан не как веселый и оптимистичный молодой человек, поскольку его экономия на своей жизни ради достижения мечты перешла все границы дозволенного — он часто живет впроголодь, почти не лечится, если заболеет, редко покупает себе одежду. Но финансов по-прежнему не хватает.

Зарабатывал он в основном бумажными делами — перепиской различных документов. Он занимался этой работой почти всегда и регулярно вспоминал свои юность и детство, то время, когда он жил в сельской местности. А его мечта о приобретении собственного имения была настолько всепоглощающей, что он даже изучил соответствующую литературу о сельском хозяйстве и садоводстве. Николай Иванович разрабатывал проекты планировки своего имения. Откладывая деньги в банк под проценты и экономя абсолютно на всем, молодой человек превратился в скрягу.

Будучи уже сорокалетним мужчиной, Чишма-Гималайский женился из корыстных побуждений — он нашел себе богатую вдову, которая была уже в возрасте и отнюдь не красавицей. Иными словами, он заключил брак по расчету.

После женитьбы он стал тираном — он создал такие условия жизни для своей супруги, что долго она не продержалась в этом браке и скончалась. А ему было это безразлично, он не испытывал мук совести и не думал о том, что именно он загнал в гроб женщину.

По прошествию пяти лет Николай Иванович наконец исполняет свою давнюю мечту — он покупает себе имение, которое, однако, было посредственным — его окружали заводы, отходы которых загрязняли реку поблизости, изменяя ее цвет до кофейного. Однако он не особо печалится по поводу местоположения своего имения.

Его брат, от лица которого ведется повествование, обратил внимание на то, что Николай стал меняться в лучшую сторону после достижения мечты. Теперь нашему взору представлен несколько другой человек — он вроде бы счастлив, однако, это не так. Николай остался безнравственным и равнодушным человеком, и это видно по его поведению и выражениям. Мужчина уже не стремится ни к чему и не развивается, поскольку он достиг желаемого, и больше ничего не хочет. Но все сильнее развивалось его тщеславие — он стал считать себя настоящим дворянином и думал, что народ его уважает. Все свои действия мужчина видит в положительном свете.

Если раньше Николай Иванович был молодым бедным служащим с низким чином, то теперь это богатый самодовольный аристократ в годах, который был тем еще эгоистом и, кроме того, еще и деспотом. Жил он теперь на широкую ногу — ел, что хотел, когда хотел, набирал вес; жил праздно, постепенно становился более высокомерным и все более походил на аристократа той поры. Для него самым излюбленным лакомством был урожай посаженного им крыжовника, о котором он так мечтал. Он был самым счастливым человеком, когда собирал свой первый урожай крыжовника.

Таким образом, писатель хотел нам показать, что нужно смотреть на мир шире и не останавливаться на мелочах, ограничивая себя лишь комфортом для себя одного. Автор хотел, чтобы у читателя появился более высокий смысл жизни, не ограниченный личным комфортом, чтобы он, когда добьется желаемого, начал бы помогать тем, у кого схожие мечты, но кому не так повезло, как ему. Чехов считает, что нужно развиваться и после достижения желаемой цели и думать не только о себе.

Писатель имел иное мнение на этот счет — нужно творить добро, ведь только таким образом можно сделать жизнь людей лучше, а значит — и мир станет чище, добрее и лучше.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жизненный путь Антона Павловича Чехова был весьма интересен, и в нем имело место быть очень многое из того, что интересно и актуально для людей в нынешнее время. Антон Чехов в своих творениях освещает весьма сложные и важные проблемы в жизни людей, он мастерски заставляет почитателей своего творчества размышлять над прочитанным и думать, как бы поступили персонажи, или они на их месте. А рассказ «Невеста» писатель создал, дабы привлечь внимание к обострению «женского вопроса» в обществе, конкретно – выбору пути, который принадлежал бы именно им, чтобы их не сковывали рамки условностей патриархата и устаревших моральных устоев.

В этом рассказе показана безрадостная, ненужная и пустая жизнь обычных обитателей из провинций. Эти люди не имеют стремления ни к чему. Они опустошены изнутри. Рассмотрим коротко содержание этого рассказа.

Глава 1

Главная героиня рассказа – молодая девушка Надежда Шумина,  она проживает совместно с семьей, состоящей из бабушки Марфы Михайловны и матери Нины Ивановны. Они заняты тем, что принимают гостей – мать Надежды разговаривает со священником Андреем, кроме него еще его же сын, которого зовут так же, как и отца. Кроме него – Саша, давний друг семьи, а точнее, его мать дружила с бабушкой Нади.

Беседа о предсвадебных приготовлениях Надежды, которая должна выйти замуж за сына отца Андрея. Она и сама того желала весьма продолжительное время, но отчего-то теперь грустит, и ей не спится ночами. Ей боязно новой жизни, которая будет скучной.

Надя вышла на улицу, вместе с нею – Саша. Он происходил из дворянского рода, который обеднел.  Мать его умерла, и над ним на время взяла шефство Марфа Михайловна, она отправила его учиться живописи, но у парня не задалось – он едва окончил курс, а работал не по профессии, из-за слабоволия и слабого здоровья – он болел чахоткой. Молодой человек зарабатывал на жизнь, работая в столичной литографии.

Однако, несмотря на слабую волю и здоровье, язык у Саши был хорошо подвешен, и он умел им качественно работать – он обладал даром красноречия и пламенности. И в рассуждениях у него это проявлялось как нельзя лучше. Они стали обсуждать мать Надежды. Саша признал имеющиеся достоинства этой еще молодой женщины, но отметил, что ее челядь обретается в антисанитарных условиях быта. И обеим хозяйкам в семье все равно, как складывается судьба их прислуги, хоть они и выглядят наиболее гуманными из своего сословия.

Кроме того, слабовольный чахоточный подвергает основу быта и нравов семейства Шуминых критике, ведь основа эта – лень с пустотой.

Из-за этого Надежда обиделась на Сашу.

Он всегда, по приезду своему к ней в гости, ставит ей в упрек однообразность и бесполезность существования ее семейства. Саша считает, что надо учиться, а делами заниматься полезными. Раньше девушка несерьезно относилась к словам Саши на этот счет, но теперь, в канун своего бракосочетания, она задумалась над сказанным.

За столом ей было скучно – разговоры на много раз обсуждаемые темы она слышала неоднократно, и теперь, в свете грядущих событий, они только служили доказательством того, что девушка опасается рутины не зря. В своих опасениях она пошла спать.

Глава 2

Сын священника показал себя в глазах Надежды человеком красивым, наделенным умом и добротой. И, благодаря этим его качествам, девушка решилась сочетаться браком с ним, однако, теперь она заколебалась.

Поутру девушка повстречала свою мать, которая занималась мистическими обрядами и спиритизмом. Раньше Надя считала эти занятия проявлением чего-то нового и необычного, но со временем привыкла и видела в этом нелепость и ограниченность. А мать ее не понимала.

А после утреннего приема пищи к Наде вновь обратился Саша, который говорил о том, что считал жизнь семьи Шуминых ненужной, бессмысленной и серой. Саша просит девушку уехать, дабы она смогла устроить свою жизнь по-другому, чтобы она стала образованной и интересной женщиной, и ее жизнь была полезна социуму.

Девушка сомневается все больше, ведь на носу бракосочетание, однако, она все больше уверяется в правоте слов Саши. И любовные признания, написанные Андреем, она когда-то прочитала в одном романе. Думая о своих с ним отношениях, ей вспомнилось, что ее мать мужа своего не любила, а овдовев, она жила, повинуясь матери покойного мужа. Ей стало жалко мать в ее положении.

Глава 3

Чем ближе был день свадьбы Нади, тем реже стал оставаться в гостях Саша, пока совсем не перестал приходить, потому что ему было противно от того, что Надя обречет себя на повторение судьбы своей же матери. Но его уговорили зайти погостить еще чуть-чуть, хоть до начала июля.

Андрей решил показать будущей супруге нанятый для них дом. Девушка осмотрела комнаты и мебель, украшения в доме и увидела во всем этом для себя лишь пошлость. Девушка понимает, что Андрей ею нелюбим. А осознание этого усугубляется тем, что Андрей – лентяй, и не любит трудиться.

Надя поняла, что Саша был прав, когда говорил о том, что Андрей ничего не желает делать. Андрею противно от одних только мыслей о труде, не говоря уже о том, чтобы он сам им занимался. Андрей считает, что в России такое мышление – в порядке вещей. Надежда была опечалена этим открытием.

Глава 4

Надежда признается матери, что не любит своего жениха и не желает сочетаться с ним браком, после чего испрашивает разрешения у матери уехать в другой край, поскольку не желает себе скучной и рутинной жизни. Но мать девушку не понимает и предлагает ей все стерпеть, на что Надежда взрывается и, ведомая праведным гневом, начинает пороть правду-матку о бессмысленности и пустоте жизни их семейства. С этим откровением ее мать соглашается и откровенничает в свой черед – она тоже хочет освободиться от семьи, ведь из нее сделали старуху против ее воли. После этого ее одолевают слезы, и она горько плачет.

Надежда же дожидается утра, после чего отправилась к Саше и призналась, что та жизнь, которую он критиковал последнее время, ей не по нраву и знакомит его со своим планом. Но вдвоем они создают новый план – якобы, проводя Сашу, Надежда отправляется на вокзал, где садится в идущий на столицу поезд, откуда потом она переезжает в Петербург, где учится. План нравится обоим, тем более, Саша рад за образумившуюся девушку и берется ей помочь.

Глава 5

Им удается успешно сбежать из города по составленному плану, и в вагоне Надя загрустила, заплакала и начала молиться. Саша ее утешал, аргументировано убедил ее в правоте принятого ею под его давлением решения и сказал, что ей точно не придется жалеть о содеянном. Надя верит ему, но боится будущего и с опаской и надеждой смотрит в окно вагона.

Глава 6

По прошествии года, Надежда возвращается домой – мать с бабушкой простили ее бегство из-под венца. Девушка успешно сдала свою аттестацию. В столице она неожиданно повстречала Сашу, который был тяжелобольным на тот момент, и собирался податься на Волгу, поправить здоровье. Надежда была уже образованной девушкой и набралась за этот год ума, и теперь Саша казался ей простодушным, понятным провинциалом, однако она сердечно поблагодарила его за то, что в свое время он ей дал толчок и помог сбежать.

По приезду домой Надежда ощутила себя чужой в родном городе, где она родилась и выросла, ей все здесь казалось однообразным, старым и рутинным. Город словно пустует, людей в нем мало. Потолки, которые были низкими в доме Шуминых, являлись своеобразной метафорой монотонной, пустой жизни.

Родные Надежды испортились еще больше – они стали более старыми и дурными за прошедший год.  Их губил праздный и монотонный образ жизни. Они простили своей внучке и дочери побег, но их жизнь поменялась – их общественное положение ухудшилось.  Дворянские условности давили на них, и теперь к ним нельзя приходить гостевать, а еще они не могут свободно разгуливать по улицам, ведь все внимание людей до сих пор приковано к ним, окружающие их обсуждают и смотрят на них. А дети дразнят Надежду невестой, кричат ей это вслед.

Марфа Михайловна после вести о бегстве Нади из-под венца слегла и чуть не умерла, пролежав бездвижно около трех дней. Однако, тем не менее, она ее простила и оправилась. Мать же девушки увлеклась философией, и регулярно молится.

Саша отправил письмо Надежде, в котором рассказал о том, что, путешествуя, попал в больницу. Позже Надежда узнала, что он умер от болезни. Она не удивилась его смерти, но почувствовала себя полностью чужой в своем городе, ведь умер единственный человек, который желал ей добра и помог вырваться из цепей условностей и пустоты. Она понимает, что став свободной, она стала ненужной здесь. Девушка желает себе другой жизни и уезжает из города, надеясь, что больше никогда не вернется обратно.

Выводы

Считается, что в данном рассказе Чехов продемонстрировал новаторский образ жизни молодежи новых поколений – тяга к осмысленной и полезной для общества жизни, которая пересиливает моральные устои и старые общественные условности. Писатель продемонстрировал, каким образом такие новаторы желают изменить жизнь в стране в лучшую сторону.

По сути, этот рассказ весьма реалистичен для той поры, ведь в нем показаны события, происходящие во второй половине XIX века, когда эти самые новаторы, стремясь обрести истину и добиться желаемого, создавали революционное движение, которое в начале XX века привело к революции, к свержению власти в России, и к образованию нового государства – СССР, которое избавилось от былых условностей и пережитков прошлого.

История, жанр, тема и проблематика

Рассказ Антона Павловича Чехова «Анна на шее» написан и опубликован в 1895 году, но наброски сделаны писателем раньше. В этих черновиках автор придумал сюжетную арку, в которой молодая женщина ради выгоды (спасения своей семьи от бедности) идет под венец с неприятным богатым стариком. Но супруг не спешит расставаться с деньгами ради новоиспеченной супруги.

В опубликованном варианте Чехов меняет детали, задумка остается той же. В октябре рассказ выходит в «Русских Ведомостях», а позже писатель включает его в собрание сочинений. Жанр рассказа – лирико-драматическая новелла с присущим Чехову юмором. Темой является социальное положение обществе, взаимоотношения людей из разных слоев, влияние денег на духовную сторону личности. Столкновение нравственности (духовного) и материального – это проблема произведения.

Композиция и ключевые сюжетные моменты

Рассказ построен по двуплановой композиции, то есть повествование идет с двух позиций – жены и мужа. Состоит из двух глав. Экспозиция. Анна выходит замуж за престарелого чиновника Модеста Алексеича. Но вместо шумного застолья – поездка в монастырь. Относится супруг к ней как к вещи, сравнивает ее с орденом. Во всем, всем своим поведением и внешним видом, он неприятен и противен Анне.

Развитие. На свадьбе она понимает, что обманута: ни она, ни ее семья не получат то, ради чего она выбрала этого супруга, — денег. На разъезде, во время свадебной поездки в монастырь, Анна оживляется, встретив богатого ловеласа Артынова и услышав веселую музыку. Здесь она решает, что будет счастлива, несмотря ни на что.

Кульминация. Дома муж угнетает Анну, с каждой сэкономленной на ней копейкой она все больше ненавидит его. Но однажды объявляют бал, и она желает этим воспользоваться – выбрать лучший наряд и поразить присутствующих. И это удается сделать: на балу Анна пользуется успехом у мужчин и чувствует себя свободной и богатой. Она расцвела: перестала стесняться своего старого мужа, а наоборот, решила получить выгоду из своего положения – улыбаясь и кокетничая с другими. Мужчины очарованы ею.

Развязка. Почувствовав свою силу, Анна перестала выпрашивать у мужа деньги и стала тратить их на развлечения сама. Каталась с Артыновым, гуляла… И совсем забывает о братьях и отце, ради которых пошла на неравный брак; и стесняется уже их, а не старого мужа; и, конечно, абсолютно не считается с мнением Модеста Алексеича. Две главы – это акцент автора на том, как изменяется Анна. То есть сначала она – один человек, а затем – другой. Новелла закольцована: первая и финальная сцены показывают отношение Анны к своей семье. И на этом примере хорошо заметны ее перемены в характере и устремлениях.

Конфликт рассказа – столкновение двух разных миров, разных интересов Анны и Модеста Алексеича. Он бережет каждую копейку, она – рассчитывает на безбедную жизнь для себя, братьев и пьющего отца. Ни о какой любви в браке речи не идет. И у мужа, и у жены – расчетливый интерес. Чиновник получил юную красавицу для выхода в свет и продвижения по службе (и, как он думал, послушную), денег не давал и изредка дарил украшения; теперь и Анна хочет получить свое.

Система образов

Только у Анны более-менее подробная психологическая характеристика, у ее мужа и у второстепенных героев – лишь отдельные, но очень точные черты. Супруг Анны – портрет чиновника, каких мы видели, например, в произведениях Островского, Грибоедова. Чехов создает из него сатирический образ.

Братья Анны, мальчики, запоминаются своей фразой, в которой просят папу не встревать. Папа – пьющий на фоне трагедии (смерть жены) учитель. Интересно, что союз родителей Анны, возможно (нет прямых указаний), более духовный и любящий, чем ее с Модестом Алексеичем. Артынов – некий соблазнитель, не имеет реплик, он искушает взглядом. Это тоже интересный прием автора в создании образа.

Выразительные средства, язык и позиция автора

Чехов пишет богатым на разные выразительные средства языком. Он использует фразеологизмы: чего стоит блестящее сравнение Анны с орденом, что обыгрывается и в названии, и в тексте; и что означает не только отношение к ней как к ордену, но и относится к выражению «сидеть на шее», т.е. быть содержанкой. И даже сочиняет свои. Например, дама с «камнем во рту».

Немало и аллегорий в тексте. Яркая аллегория на балу: где Анна – плывет в танце на парусной лодке, а ее муж – остается далеко на берегу. Нет в его стиле нравоучений и прямых указаний на то, что плохо, а что хорошо в поступках героев – читатель сам может делать выводы. И повествует Чехов с юмором, поэтому тема, которая могла стать трагедией, написана легко, лаконично и не так драматично.

Чехов высмеивает пороки общества – стремление делать карьеру обходным путем, ветреное поведение женщины, брак не по любви, моральный упадок.

Выводы

Итак, рассказ показывает, как девушка из бедной семьи, с благородными целями, хотя и по расчету, практически вынуждена пойти замуж за старика. И как ее благородные цели рассеиваются в свете бала и музыки, текущих рекой шампанского и денег. Хорошо показана в этой новелле и вторая сторона – Модеста Алексеича. Он думал, что получил послушную жену, с помощью которой получит новые ордена, поднимется в обществе. Персонажи словно меняются местами: Модест Алексеич – самоуверенный в начале и облапошенный в конце, и Анна – несчастная, жалостливая на свадьбе, стыдящаяся своего поступка; и забывшая о приличиях, жалости в конце. Анна сама становится как бы тем самым атрибутом (орденом), которой ее считал муж, только не стыдится этого, а принимает и пользуется.

Таким образом, каждый из них добился того, чего хотел: Модест Алексеич – орденов и статуса в обществе, Анна – денег и свободы. Но оба потеряли нечто важное внутри себя, духовное: Модест Алексеич – уважение, Анна – чистую душу. Что еще важно, чему современного читателя учит Чехов? Возможно, тому, что нужно заранее обговаривать свои ожидания от брака, даже от взаимовыгодного, чтобы не получать разочарований.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказы  А.П.Чехова интересны и познавательны. Несколько поколений выросло на его произведениях. Их изучают в школе, читают во взрослом возрасте и всегда они вызывают интерес. Одним из таких рассказов является «Ванька».

История создания

Существует мнение, что рассказ является повествованием о детстве самого писателя. Он не видел детства таким, каким его принято представлять. Жизнь в бедности заставляла рано взрослеть. Писатель с детства трудился и до того уставал, что о детских играх и забавах не было и речи.
Скорее всего, его болезнь явилась следствием непосильного детского труда. И это болезнь привела его к ранней смерти. На фоне изматывающей его болезни Антон Павлович пишет свой рассказ «Ванька».
Предчувствуя скорый конец, автор внимательно вдумывается в детскую психологию. Причем предметом его изучения является психология ребенка, который по-взрослому способен понять душевную боль, мучившую его.
Есть две версии, кто мог стать прообразом Ваньки. Одни критики считают, что это рассказ писателя о своем детстве, другие отождествляют образ Ваньки с родственником Михаилом, которого отец отослал обучаться мастерству.

Направление и жанр

По глубине и психологизму этот рассказ относится к социально-обличительной беллетристике. В рассказе радостные рождественские эмоции соседствуют с безнадежностью в душе Ваньки. Радостное уживается рядом с грустным. Детская душа гибнет от алчности и безразличия взрослых.
Но есть другая сторона рассказа. Она показывает надежду мальчика на позитивные изменения в жизни, когда мальчик смотрит на свечу.

Суть произведения

Весь рассказ Антона Павловича строится вокруг письма девятилетнего мальчика Ваньки, которое он пишет своему деревенскому дедушке. Вся семья сапожника Аляхина ушла в церковь. На дворе Рождественский сочельник.
Мальчик остался один. Некому ему высказать всю боль, которую он испытывает, живя в услужении. Эта боль как душевная, так и физическая. Мальчика постоянно бьет хозяин, хозяйка не стесняется ткнуть ему в лицо рыбой.  У подмастерьев Ванька то же в услужении. Они гоняют его за водкой, велят таскать соленые огурцы из хозяйских запасов.
Мальчику не с кем поделиться. Никто не выслушает и не поможет. Только в письме к дедушке он рассказывает все о своей безрадостной жизни. Во время написания мальчик вспоминает родные деревенские просторы, дедушкиных собак  Каштанку и Вьюна.
Перед глазами в пламени стоящей на окне свечи мальчик, как наяву, видит хрустящий снег, голубое небо. Все его существо тянется к прошлой деревенской жизни. Он хочет ощутить себя ребенком, а рядом видеть дедушку с собаками.
В его представлении предстает дедушка, не спеша, свесив с печи ноги, читающий Ванькино послание. Рассказывает о московском быте, где для Вани все чуждо и непривычно. Ребенок по-взрослому смотрит вокруг, в таком раннем возрасте он уже попрощался с детством.

Характеристики главных героев

  1. Ванька. Девятилетний мальчик, не по годам умен. Никто не занимался с ним учебой. При этом Ваня пишет письмо, которое трудно написать даже старшекласснику. Письмо, большое по объему, написано душевно и складно.

Ваня делится с дедом своим тяжелым положением, рассказывает о жизни, в которой нет просвета. Но в то же время мальчик полон воспоминаний о сельской жизни, где он был счастлив, ходил с дедом январским днем за елкой.
Эти воспоминания остались единственным светлым пятном в его жизни. В городе мальчик забыл, что такое счастье, расстался с детством. По всему чувствуется, как он взросло мыслит.

  1. Дедушка Ваньки. Зовут его Константин Макарыч. Он служит при господах Живаревых сторожем. У него узкий круг интересов. Ему достаточно покурить любимый табачок, от запаха его дыма душа деда наполняется счастьем.

Константин Макарыч обходит вверенные ему владения с колотушкой. Разговоры с дворовыми работниками, приятный сон на теплой печи доставляют ему великую радость. Для Вани он является другом и наставником, все детские воспоминания мальчик сводит к общению с ним.

  1. Сапожник Аляхин. Он является хозяином кожевенной мастерской. По натуре он деспот. Для работы берет себе подмастерьев, мальчиков из бедных семей. Аляхин дает мальчишкам заработать гроши, кормит их плохо. От недоедания подмастерья велят Ваньке воровать огурцы из бочки.

Ванька видит от хозяина одни оплеухи и не слышит ни одного доброго слова. Естественно, что мальчик жалуется деду в письме, потому что терпеть такое просто невозможно.

  1. Супруга Аляхина. Деспотичная и невоспитанная мещанка, не имеющая никаких понятий о воспитании детей. Унижает Ваню, тыкая в нос рыбой, которую он не так чистит, как хотелось бы ей.
  2. Барыня Живарева Ольга Игнатьевна. Только теплые воспоминания остались в Ванькиной душе при воспоминании об этой женщине. Она хозяйка усадьбы, где работает ее дед и была горничной покойная мама. Ольга Игнатьевна стала единственным педагогом в жизни мальчика, которая научила его читать, писать считать и даже танцевать.
  3. Покойная мать Ваньки Пелагея. Мало сказано в рассказе об этой женщине. Видно только, что она добра и исполнительна в работе.

Темы произведения

  •  Тема надежды. Эта тема неярко прослеживается в рассказе, но все-таки Ванька не теряет надежду обрести счастье в лице деда;
  • Тема детства. Эта тема показана образом мальчика-сироты, которому общество не помогает ничем, и он выживает, как может;
  • Тема мещанства. Эта тема представлена образами супругов Аляхиных. Все в них является застарелым: образ жизни, вопрос воспитания, обучения.
  • Тема деспотизма. Казалось бы, не было никакого повода так жестоко относиться к своим нанятым работникам-детям. Однако Аляхин себе это позволяет.

Главная идея рассказа в том, что дети незаслуженно страдают за грехи взрослых и никто не помогает им нести тяжкий крест.
Рассказ «Ванька» не оставляет читателей равнодушными. Поэтому ценность этого произведения не уменьшается с годами.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Рассказ анны савишны глобовой и антона пафнутьича спицына
  • Рассказ анютка с бантиками
  • Рассказ аносова о любви в рассказе гранатовый браслет
  • Рассказ антоновские яблоки краткое содержание
  • Рассказ андреева 6 букв первая е