Готовый читательский дневник по произведению здесь
Другие читательские дневники здесь
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Мачеха превратила братьев Элизы в лебедей. Девушка отправилась на их поиски, преодолела много трудностей. Братья спасены.
Краткое содержание «Дикие лебеди» для читательского дневника
У короля было одиннадцать сыновей и дочь Элиза. Их мама умерла. Король женился на колдунье.
Мачеха превратила принцев в лебедей. Элизу натерла грецким орехом. Король не узнал дочь.
Элиза ушла из дворца и нашла братьев.
Чтобы расколдовать братьев, Элиза должна была сплести из крапивы одиннадцать рубашек и накинуть их на лебедей, но во время работы она должна молчать.
Элизу увидел король и женился на ней.
Епископ сказал, что Элиза — колдунья.
У Элизы закончилась крапива. Она пошла на кладбище. За ней проследил епископ и рассказал королю. Король поверил, что она колдунья. По дороге на казнь Элиза набросила рубашки на лебедей. Они превратились в принцев. Король простил Элизу.
Андерсен «Дикие лебеди» краткое содержание читать
Жил в далекой стране король. Было у него одиннадцать сыновей и дочь Элиза. Принцы ходили в школу, а Элиза читала на скамеечке книжку. Хорошо им жилось.
Потом умерла их мама-королева, и король женился на колдунье.
Мачеха не полюбила детей. Она отправила Элизу жить к крестьянам, а про принцев стала врать королю. Король не захотел их видеть, и колдунья превратила их в лебедей и выгнала из дворца.
Полетели лебеди к Элизе в хижину, но она не проснулась и не увидела их.
Элиза жила в крестьянской хижине до пятнадцати лет. Потом ее отправили назад во дворец.
Элиза стала очень красивой. Мачеха хотела и ее превратить в лебедя, но король захотел ее увидеть.
Мачеха подговорила жаб прыгнуть на Элизу во время купания, чтобы она стала глупой, ленивой и страшной. Жабыф прыгнули и превратились в маки.
Тогда мачеха натерла Элизу грецким орехом, вонючей мазью и спутала ее волосы. Девушка стала страшной, король испугался ее, и никто ее не узнавал, кроме старой собаки и ласточек.
Элиза ушла из дворца. Она решила искать братьев.
Девушка уснула в лесу. Утром она помылась в ручье и снова стала красивой. Потом пошла дальше в лес.
На следующее утро Элиза встретила старушку, спросила про принцев. Старушка сказала, что видела на реке одиннадцать лебедей в золотых коронах.
Девушка вышла к морю и не знала, что делать. Она просидела до вечера и увидела одиннадцать лебедей. Элиза спряталась. Солнце село, и лебеди превратились в принцев. Элиза выбежала к братьям, и они очень обрадовались.
Принцы рассказали, что живут за морем и только раз в год прилетают в родную страну, когда самый длинный день. В другие дни они не успевают долететь до земли до вечера и могут разбиться.
Утром братья опять превратились в лебедей и полетели над лесом. С Элизой остался только младший брат-лебедь.
Братья решили забрать Элизу с собой. Они сплели сетку, положили туда Элизу и понесли.
По дороге в море началась гроза, и братья-лебеди еле успели к маленькому утесу, чтобы на земле превратиться в людей и не разбиться.
Утром они полетели дальше. Пролетели облачный замок Фата-Морганы и прилетели к пещере, где они жили.
Элиза легла спать. Ей приснилась фея Фата-Моргана. Она сказала, что братьев можно расколдовать: Элиза должна нарвать крапивы у пещеры или на кладбище, сплести одиннадцать рубашек и накинуть их на лебедей; но вовремя работы Элиза должна молчать или братья умрут.
Утром девушка принялась за работу. Братья поняли, что она решила их спасти. Младший брат заплакал, и его слезы капали на волдыри от крапивы на руках Элизы – волдыри пропадали.
Вдруг пришли охотники и увидели в пещере Элизу. Среди нихбыл красивый король. Он стал расспрашивать Элизу, но она молчала. Король забрал ее с собой.
Они приехали во дворец. Элизу нарядили, а она плакала. Король сделал ее своей невестой.
Епископ стал говорить королю, что Элиза его околдовала. Король не поверил. Он отвел Элизу в комнату, где лежали крапива и рубашка, которую она сплела. Элизаобрадовалась.
Король женился на Элизе.
По ночам Элиза плела рубашки. Она сплела шесть, но больше не было крапивы. Элиза пошла ночью на кладбище. За ней проследил епископ и рассказал королю.
Король не поверил, но стал следить за Элизой. Он узнал, что ночью она плела рубашки и стал злиться. Элиза переживала.
Десять рубашек она сплела, но опять закончилась крапива.Элиза пошла на кладбище. Король и епископ пошли за ней.
Король поверил, что Элиза колдунья. Её посадили в тюрьму и бросили ей крапиву и рубашки. Она этому обрадовалась.
Младший брат нашел ее в тюрьме. Элиза заплакала, что должна умереть, но радовалась, что спасет братьев.
Рано утром ко дворцу пришли принцы, но король спал, и их не пустили. Они превратились в лебедей.
Элизу повезли на казнь. По дороге она доплетала последнюю рубашку. Кто-то хотел отобрать рубашки, но братья-лебеди укрыли Элизу.
Палач уже взял ее за руку. Элиза набросила рубашки на лебедей, и они превратились в принцев. Только у младшего брата осталось однокрыло, так как Элиза не успела доплести рукав. Старший брат всё рассказал, и король простил Элизу. Наступил праздник.
Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь
Саранова Ольга Викторовна
МОУ СОШ №100 г. Волгоград
Учитель начальных классов$
Урок чтения в 4 классе
по теме «Г.Х. Андерсен. «Дикие лебеди»»
(работа по содержанию)
Цели:
Продолжение знакомства с произведением Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”;
Работа над тех$никой и выразительностью чтения;
Развитие внимательности, памяти, умения работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы;
Расширение и обогащение словарного запаса обучающихся;
Воспитание интереса к предмету и таких качеств характера как, трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: учебник, толковые словари, иллюстрации к сказке, портрет автора и ФИО, $карточки со словарными словами (грифель, хижина, минуло, утес, чары, покои, епископ, холст, шествие), одноименный м/ф, выставка книг Х.К. Андерсена.
Ход урока
I. Оргмомент.
— Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Давайте мы с вами $пожелаем себе удачи и хорошей работы, а гостям нашим приятного времяпровождения.
— Итак, за работу!
II. Повторение изученного.
— Лю$бите ли вы читать сказки?
– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)
— На какие группы МОЖНО поделить сказки? (Народные и литературные –авторские).
— А еще? (Волшебные, бытовые, о животных).
— С какими сказками мы познакомились в этом году, но не просто вспомните автора и название, определите, к какой группе они относятся? (П.П. Ершов. “Конек-Горбунок” – литературная, волшебная; В.М. Гаршин. “Лягушка путешественница” – литературная, о животных).
— Молодцы.
$
— Над каким произведением мы работаем сейчас? (“Дикие лебеди”).
— А кто ее написал? (Х.К. Андерсен).
(Открыть одну часть доски: портрет, ФИО, название сказки).
$ — Сегодня мы с вами продолжим знакомство с данным произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.
III.Тест:
Сейчас вы проверите свои знания об авторе, выбираете только номер ответа:
В какой стране жил великий сказочник?( ДАНИЯ)
Швеция;
Германия;
Дания.
В каком возрасте мальчик научился читать?(В 4 ГО$ДА)
В 4 года;
В 7 лет;
В 9 лет.
Где учился Ханс Кристиан? (В ШКОЛЕ ДЛЯ БЕДНЫХ)
$
В лицее;
В пансионе;
В школе для бедных.
Какое произведение не принадлежит перу Х.К. Андерсена? («ЗОЛОТОЙ ГУСЬ»)
“Гадкий утенок”;
“$Золотой гусь”;
“Снежная королева”.
Как объявлен день рождения Андерсена, 2 апреля? (МЕЖДУНАРОДНЫМ ДНЁМ ДЕТСКОЙ КНИГИ)
$
Международным женским днем;
Международным днем детской книги;
Днем Святого Валентина.
(31322).
— Какое получили число? (Пятизначное – 31.322).
$- Найдите сумму выбранных ответов и узнаете, в каком возрасте Ханс остался без отца и стал зарабатывать на жизнь.
-Да, в 11 лет он остался без отца, а в четырнадцать лет Андерсен покинул родной дом и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены, но упорные попытки стать актером, танцором, певцом не привели к успеху. Андерсен не унывал и решил писать пьесы. К слову сказать, он был почти неграмотным, пришлось пойти учиться в школу. В 17 лет он сел за школьную парту вместе с второклассниками, в 22 года — стал студентом университета.
IV. Анализ произведения.
– Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
– Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)
– $Покажите на примерах. (грусть и жалость, когда мачеха расправляется с братьями, жестоко обращается с Элизой, а радость за то, что Элизе удаётся выдержать испытание и спасти братцев)
– Где и с кем происходят события, описанные в сказке?
— Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о семье короля .
— Какими представляет автор принцев и Элизу?
– А что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере $этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви)
– Да, в первых же фразах сказки зву$чит мотив радостный, светлый, связанный с красотой.
— Как в литературе называется такое вступление? (Экспозиция).
— Что следует дальше? (Завязка – начало событий).
— Зачитайте.
– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)
— С каких слов начинается развитие событий? Зачитайте.( 2-я часть, чтение 3-го абзаца).
– А затем мотив сказки становится каким? (Грустным, печальным)
$ – Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья? (королева увидела, как прекрасна её падчерица и ещё больше возненавидела Элизу)
– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холо$дным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей)
– Мы сказали, что мачеха – чёрная душа, доказали это на примере того, как она расправилась безжалостно с принцами.
— Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (встреча со старушкой)
Найдите и прочитайте. (2гл. 1 и 2 абзац)
— А как вы думаете, это было случайностью? Почему?
— Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? (самый старший) Как в литературе называется речь одного человека? (Монолог).
— А вот как это выглядит в экранизации одноименного м/ф.
Просмотр эпизода м/ф (рассказ братьев о своей жизни в другой с$тране).
V.Работа в печатных тетрадях.
-Вы просмотрели этот эпизод, а сейчас поработайте в печатных тетрадях и ответьте на вопросы зад.5
VI. Физминутка
$Вот и мы зажмурим глазки, досчитаем до 5-ти и представим себя птицами.
Вот и утро! Хватит спать! (Одна рука вверху, махи руками).
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим$.
Вправо – влево наклонились,
И вперед назад прогнулись.
А теперь на месте ходим,
Но от парты не отходим.
Снова сесть за парты рады
$Приступать к работе надо.
$ — Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана).
Инсценирование эпизода встречи с феей (проверка д/з)
-Какие трудности ей пришлось пережить, чтобы выполнить наказ феи?
-Как было снято проклятье? Зачитайте.
Так же как и братья, Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и лен$ивой, безобразной, и сердце её не стало злым.
— Ребята, как называется момент наивысшего напряжения в произведении? (Кульминация).
— Давайте выразительно, соблюдая все знаки препинания и интонацию, перечитаем этот момент.
– Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все испытания.$
И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность.
/просмотр отрывка м/ф «Дикие лебеди»/
Чем заканчивается сказка? Как называется эта часть текста? (развязка)
– Желающим ребятам было предложено дома сделать следующее задание – придумать продолжение сказки. Давайте их послушаем.
VIII. Обобщение.
$
– Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям)
– Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть)
IX. Итог урока
– Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.
– Кем для$ вас стал Х.К. Андерсен?
– Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости.
В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни.$ Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, “КОРОЛЮ СКАЗОК”, в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.
Тема. Произведения зарубежных писателей.
Сказка Х.К.Андерсена «Дикие лебеди».
Цели: – познакомиться с произведением Х.К. Андерсена “Дикие
лебеди”;
– знакомство детей с построением литературного произведения:
– развитие внимательности, памяти, умения работать с
художественным текстом, производить его анализ и делать верные
выводы;
Ход урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте ребята. Давайте мы с вами пожелаем себе удачи и хорошей работы!
II. Введение в тему (Работа в группах)
– Я предлагаю вам разгадать кроссворд и самим определить тему нашего урока.
Работа в группах. Самопроверка.
– А кто такой Андерсен? (Х.К. Андерсен великий датский сказочник.).
– Над каким произведением Х.К.Андерсена мы работаем сейчас? (“Дикие лебеди”).
– К какому жанру литературы относится данное произведение? (К сказкам.)
– Любите ли вы читать сказки?
– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит.)
– На какие группы можно разделить сказки? (Народные и литературные – авторские).
– А ещё? (Волшебные, бытовые, о животных).
– Определите, к какой группе относится сказка Андерсена «Дикие лебеди»? (Сказка литературная, авторская, волшебная).
– Сегодня мы с вами познакомимся с произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.
III. Проверка домашнего задания
– Какую работу по данному произведению вы проделали дома? (Читали сказку)
Фронтальная проверка
– Озаглавливая каждую часть сказки, вы составляли простой план. А девочки из нашего класса составили дома картинный план. Я предлагаю посмотреть и на эту работу.
IV. Работа над пройденным материалом
– Прочитайте слова: экспозиция, сюжет, завязка, диалог, развязка, кульминация, монолог, содержание. Может ли кто-нибудь объяснить значение этих слов?
– Как поступить нужно в таких случаях, когда встречаем слова, значение которых не понятно? (Воспользоваться словарём.)
– Я предлагаю вам поработать в группах. Вам необходимо найти в словаре толкование нужного слова, разобраться в нём и объяснить всему классу.
Работа в группах. Объяснение значений слов.
Эпилог – заключительная часть произведения.
Экспозиция – вступительная часть произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.
Сюжет – последовательность и связь описанных событий в произведении.
Развязка – заключительная часть произведения, концовка.
Монолог – речь одного лица, обращённого к слушателям или к самому себе.
Кульминация – точка наивысшего напряжения, подъёма, развития в произведении.
Завязка – начало каких-нибудь событий, действий, произведения.
Диалог – разговор между двумя людьми.
– Значение каких слов мы не находили в словаре? (Монолог, диалог).
– По какому признаку их можно отделить от остальных слов? (Формы речи.)
– Запишите эти слова в первую группу.
– Найдите в тексте сказки Андерсена монолог и прочитайте его. (с 123, 127)
– Найдите в тексте сказки Андерсена диалог и прочитайте его по ролям, работая в парах. Слова автора будет читать….(с 125, 127, 132)
– Вернёмся к оставшимся словам и установив их в правильной последовательности, построим композицию сказки Андерсена «Дикие лебеди».
– Где и с кем происходят события, описанные в сказке? (Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки. Дочь и 11 сыновей короля.)
– Что мы можем сказать о детях, о семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви.)
– Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой. В литературе такое вступление называют экспозицией.
– Что следует дальше? (Завязка – начало событий.)
– С каких слов начинается завязка? Найдите и зачитайте.(с 120.)
– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья?
– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей.)
– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасными белыми птицами, благодаря их духовному богатству.)
– Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (Встреча со старушкой.)
– Найдите и прочитайте этот отрывок. (с 122 часть3).
– Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана.)
– Какие трудности ей пришлось пережить, чтобы выполнить наказ феи?
– После завязки, следует развитие действий, что в литературе называют сюжетом.
– В какой момент вам было очень тревожно?
– Момент наивысшего напряжения в произведении называется кульминацией.
– Давайте посмотрим как этот момент показан в мультфильме.
Просмотр отрывка м/ф «Дикие лебеди»
– Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, сердце её не стало злым. Испытания Элиза выдержала достойно. До конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все трудности.
– И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность. Этот момент в литературе называют развязкой. Найдите и прочитайте развязку. (с 134)
IV. Домашнее задание
– Какая часть литературного произведения отсутствует в сказке Андерсена. (Эпилог.)
– Что называют эпилогом? (Заключительную часть произведения, которая следует после развязки.)
– Дома вам предлагается выполнить следующее задание – придумать эпилог к сказке Андерсена «Дикие лебеди».
V. Обобщение
– Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям.)
– Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть.)
VI. Итог урока
– Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.
– Кем для вас стал Х.К. Андерсен?