Ханс Кристиан Андерсен
Девочка со спичками
Морозило, шел снег, на улице становилось все темнее и темнее. Это было как раз под Новый год. В этот-то холод и тьму по улицам пробиралась девочка с непокрытою головой и босая. Она вышла из дома в туфлях, но куда они годились! Огромные-преогромные! Последнею их носила мать девочки, и они слетели у малютки с ног, когда она перебегала через улицу, испугавшись двух мчавшихся карет. Одной туфли она так и не нашла, другую же подхватил какой-то мальчишка и убежал с ней, говоря, что из нее выйдет отличная колыбель для его детей, когда они у него будут. И вот девочка побрела дальше босая; ножонки ее совсем покраснели и посинели от холода. В стареньком передничке у нее лежало несколько пачек серных спичек; одну пачку она держала в руке. За целый день никто не купил у нее ни спички — она не выручила ни гроша. Голодная, иззябшая, шла она все дальше, дальше… Жалко было и взглянуть на бедняжку! Снежные хлопья падали на ее прекрасные, вьющиеся белокурые волосы, но она и не думала об этой красоте. Во всех окнах светились огоньки, по улицам пахло жареными гусями: был канун Нового года — вот об этом она думала.
Наконец она уселась за выступом одного дома, съежилась и поджала ножки, чтобы хоть немножко согреться. Но нет, стало еще холоднее, а домой она вернуться не смела, ведь она не продала ни одной спички, не выручила ни гроша — отец прибьет ее! Да и не теплее у них дома! Только крыша над головой, а ветер так и гуляет по жилью, несмотря на то что щели и дыры тщательно заткнуты соломой и тряпками.
Ручонки ее окоченели. Ах! Одна спичка могла бы согреть ее! Если бы только она смела взять из пачки хоть одну, чиркнуть ею о стену и погреть пальчики! Она вытащила одну. Чирк! Как она зашипела и загорелась! Пламя было теплое, ясное, и, когда девочка прикрыла его от ветра горсточкой, ей показалось, что перед нею горит свечка. Странная это была свечка: девочке чудилось, будто она сидит перед большою железною печкой с блестящими медными ножками и дверцами. Как славно пылал в ней огонь, как тепло стало малютке! Она вытянула было и ножки, но… огонь погас. Печка исчезла, в руках девочки остался лишь обгорелый конец спички. Бог она чиркнула другою; спичка загорелась, пламя ее упало на стену, и стена стала вдруг прозрачною. Девочка увидела всю комнату, накрытый белоснежною скатертью и уставленный дорогим фарфором стол, а на нем жареного гуся, начиненного черносливом и яблоками. Что за запах шел от него! Лучше же всего было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был с вилкою и ножом в спине, так и побежал вперевалку прямо к девочке. Тут спичка погасла, и перед девочкой опять стояла одна толстая холодная стена. Она зажгла еще спичку и очутилась под великолепною елкой, куда больше и наряднее, чем та, которую девочка видела в сочельник, заглянув в окошко дома одного богатого купца. Елка горела тысячами огоньков, а из зелени ветвей выглядывали пестрые картинки, какие девочка видела раньше в окнах магазинов. Малютка протянула к елке обе ручонки, но спичка потухла, огоньки стали подниматься все выше и выше и превратились в ясные звездочки; одна из них вдруг покатилась по небу, оставляя за собою длинный огненный след.
— Вот кто-то умирает! — сказала малютка. Покойная бабушка, единственная любившая ее, говорила ей: «Падает звездочка — чья-нибудь душа идет к Богу». Девочка чиркнула об стену новою спичкой; яркий свет озарил пространство, и перед малюткой стояла вся окруженная сиянием, такая ясная, блестящая и в то же время такая кроткая и ласковая, ее бабушка.
— Бабушка! — вскричала малютка. — Возьми меня с собой! Я знаю, что ты уйдешь, как только погаснет спичка, уйдешь, как теплая печка, чудесный жареный гусь и большая, славная елка!
И она поспешно чиркнула всем остатком спичек, которые были у нее в руках, — так ей хотелось удержать бабушку. И спички вспыхнули таким ярким пламенем, что стало светлее, чем днем. Никогда еще бабушка не была такою красивою, такою величественною! Она взяла девочку па руки, и они полетели вместе в сиянии и в блеске высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха: к Богу! В холодный утренний час в углу за домом по-прежнему сидела девочка с розовыми щечками и улыбкой на устах, но мертвая. Она замерзла в последний вечер старого года; новогоднее солнце осветило маленький труп. Девочка сидела со спичками; одна пачка почти совсем обгорела.
— Она хотела погреться, бедняжка! — говорили люди.
Но никто и не знал, что она видела, в каком блеске вознеслась вместе с бабушкой к новогодним радостям на небо!
Читайте также
«Девочка в штанах»
«Девочка в штанах»
С детства меня заставляли выучить наизусть – не написать на бумажке, а выучить! – адреса людей, к которым, если дедушку и бабушку заберут, я должна была пойти и остаться с ними жить. В наволочке на этот случай всегда были приготовлены трое трусов и
Девочка. Мальчик.
Девочка. Мальчик.
Совершенно две различные вселенные. Они начинают проявлять себя по-разному с рождения. Девочку мне было сложнее приучить к груди, мальчика тяжелее — отучить. Девочки быстрее развиваются, начинают самостоятельно мыслить, быть помощницами.
Онисифор Девоча (Девочка) (1579-1589 гг.)
Онисифор Девоча (Девочка) (1579-1589 гг.)
К соблазну православных он был двоеженец, т. е. женатый второй раз, что стало нередким при праве патроната. Онисифор был очень маленьким человеком, сравнительно с выраставшими в своем значении текущими
Девочка-сирота и ее корова
Девочка-сирота и ее корова
Жила однажды супружеская пара. У нее был всего один ребенок, дочка, в которой родители души не чаяли. Потом мать умерла, оставив дочери корову, а отец женился на другой женщине. Его вторая жена родила ему еще одну дочь. Две девочки росли вместе, но
Девочка, испуганная войной
Девочка, испуганная войной
Во время войны одной женщине и её маленькой дочке вместе с другими беженцами пришлось покинуть родные края. Трагедия и ужас происходящего вокруг подрывали их душевные силы.Как-то мать заметила, что девочка днём иногда надолго закрывает
128 С КАКОГО ВОЗРАСТА ДЕВОЧКА МОЖЕТ ЗАБЕРЕМЕНЕТЬ
128 С КАКОГО ВОЗРАСТА ДЕВОЧКА МОЖЕТ ЗАБЕРЕМЕНЕТЬ
Мудрецы нередко рассказывали легенды о своих беседах с членами римской императорской семьи. Талмуд относился к этим беседам с величайшей серьезностью и делал из них галахические выводы.Так, например, утверждается, что
Девочка, которая ждала принца
Девочка, которая ждала принца
Где-то далеко на Юге стоял древний замок, в котором жила девочка, которая ждала принца.С раннего утра и до поздней ночи она сидела у окна и смотрела вдаль, выглядывая, не появится ли принц. Принц не появлялся.Девочка подумала, что, может быть,
Онисифор Девоча (Девочка) (1579-1589 гг.)
Онисифор Девоча (Девочка) (1579-1589 гг.)
К соблазну православных он был двоеженец, т. е. женатый второй раз, что стало нередким при праве патроната. Онисифор был очень маленьким человеком, сравнительно с выраставшими в своем значении текущими
Девочка, выросшая в храме
Девочка, выросшая в храме
Не хотели другие дети с ней дружить – и не надо, сама она тоже не очень к этому и стремилась. Много времени проводила в уединении, с думами, с мыслями своими. А еще – с самого раннего возраста она научилась с иконами разговаривать. Ей еще и года не
Девочка в карете
Девочка в карете
Рассказ графа БутурлинаЭтот случай произошел в Петербурге. Как-то весной мой двоюродный брат генерал Давыдов был в гостях у своего знакомого. Они весело провели время до вечера. В городе начался фейерверк. Чтобы порадовать дочку своего друга, Давыдов
Девочка-мученица
Девочка-мученица
В древние времена язычники предавали христиан мукам и казням. Среди мучеников были даже маленькие дети. В нынешней Франции, в Лионской области во время императора Марка Аврелия, гонение началось с того, что христиан ругали, бросали в них камни. Потом
Морозило, шёл снег, на улице становилось всё темнее и темнее. Это было как раз в вечер под Новый Год. В этот-то холод и тьму по улицам пробиралась бедная девочка с непокрытою головой и босая. Она, правда, вышла из дома в туфлях, но куда они годились! Огромные-преогромные! Последней их носила мать девочки, и они слетели у малютки с ног, когда она перебегала через улицу, испугавшись двух мчавшихся мимо карет. Одной туфли она так и не нашла, другую же подхватил какой-то мальчишка и убежал с ней, говоря, что из неё выйдет отличная колыбель для его детей, когда они у него будут.
И вот, девочка побрела дальше босая; ножонки её совсем покраснели и посинели от холода. В стареньком передничке у неё лежало несколько пачек серных спичек; одну пачку она держала в руке. За целый день никто не купил у неё ни спички; она не выручила ни гроша. Голодная, иззябшая, шла она всё дальше, дальше… Жалко было и взглянуть на бедняжку! Снежные хлопья падали на её прекрасные, вьющиеся, белокурые волосы, но она и не думала об этой красоте. Во всех окнах светились огоньки, по улицам пахло жареными гусями; сегодня, ведь, был канун Нового года — вот об этом она думала.
Наконец, она уселась в уголке, за выступом одного дома, съёжилась и поджала под себя ножки, чтобы хоть немножко согреться. Но нет, стало ещё холоднее, а домой она вернуться не смела: она, ведь, не продала ни одной спички, не выручила ни гроша — отец прибьёт её! Да и не теплее у них дома! Только что крыша-то над головой, а то ветер так и гуляет по всему жилью, несмотря на то, что все щели и дыры тщательно заткнуты соломой и тряпками. Ручонки её совсем окоченели. Ах! одна крошечная спичка могла бы согреть её! Если бы только она смела взять из пачки хоть одну, чиркнуть ею о стену и погреть пальчики! Наконец, она вытащила одну. Чирк! Как она зашипела и загорелась! Пламя было такое тёплое, ясное, и когда девочка прикрыла его от ветра горсточкой, ей показалось, что перед нею горит свечка. Странная это была свечка: девочке чудилось, будто она сидит перед большою железною печкой с блестящими медными ножками и дверцами. Как славно пылал в ней огонь, как тепло стало малютке! Она вытянула было и ножки, но… огонь погас. Печка исчезла, в руках девочки остался лишь обгорелый конец спички.
Вот она чиркнула другою; спичка загорелась, пламя её упало прямо на стену, и стена стала вдруг прозрачною, как кисейная. Девочка увидела всю комнату, накрытый белоснежною скатертью и уставленный дорогим фарфором стол, а на нём жареного гуся, начинённого черносливом и яблоками. Что за запах шёл от него! Лучше же всего было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был с вилкою и ножом в спине, так и побежал вперевалку прямо к девочке. Тут спичка погасла, и перед девочкой опять стояла одна толстая, холодная стена.
Она зажгла ещё спичку и очутилась под великолепнейшею ёлкой, куда больше и наряднее, чем та, которую девочка видела в сочельник, заглянув в окошко дома одного богатого купца. Ёлка горела тысячами огоньков, а из зелени ветвей выглядывали на девочку пёстрые картинки, какие она видывала раньше в окнах магазинов. Малютка протянула к ёлке обе ручонки, но спичка потухла, огоньки стали подыматься всё выше и выше, и превратились в ясные звёздочки; одна из них вдруг покатилась по небу, оставляя за собою длинный огненный след.
— Вот, кто-то умирает! — сказала малютка.
Покойная бабушка, единственное любившее её существо в мире, говорила ей: «Падает звёздочка — чья-нибудь душа идёт к Богу».
Девочка чиркнула об стену новою спичкой; яркий свет озарил пространство, и перед малюткой стояла вся окружённая сиянием, такая ясная, блестящая, и в то же время такая кроткая и ласковая, её бабушка.
— Бабушка! — вскричала малютка: — Возьми меня с собой! Я знаю, что ты уйдёшь, как только погаснет спичка, уйдёшь, как тёплая печка, чудесный жареный гусь и большая, славная ёлка!
И она поспешно чиркнула всем остатком спичек, которые были у неё в руках, — так ей хотелось удержать бабушку. И спички вспыхнули таким ярким пламенем, что стало светлее чем днём. Никогда ещё бабушка не была такою красивою, такою величественною! Она взяла девочку на руки, и они полетели вместе, в сиянии и в блеске, высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха — к Богу!
В холодный утренний час, в углу за домом, по-прежнему сидела девочка с розовыми щёчками и улыбкой на устах, но мёртвая. Она замёрзла в последний вечер старого года; новогоднее солнце осветило маленький труп. Девочка сидела со спичками; одна пачка почти совсем обгорела.
— Она хотела погреться, бедняжка! — говорили люди.
Но никто и не знал, что́ она видела, в каком блеске вознеслась, вместе с бабушкой, к новогодним радостям на небо!
Невероятно трогательная история от гениального сказочника Андерсена. Бедная девочка со спичками зажигала одну за другой спички и наблюдала за причудливыми тенями — картинами. Она то видела теплую печку, то восхитительного гуся, рождественскую елочку и даже свою бабушку. Нищая, голодная девочка всего лишь хотела погреться зимним вечером…
Зависть женщин, харрасмент на работе – это далеко
неполный список симптомов синдрома Золушки.
Казалось бы, живи и наслаждайся всем тем, что получила,
в том числе, благодаря красоте. Но внешний ад дополняется адом внутренним,
потому что Золушка по — прежнему считает себя девочкой в дырявых башмачках,
мёрзнущей на улице в Рождество, глядя в окно, где веселятся дети состоятельных
родителей.
Кто ниже по социальной лестнице безошибочно считывает неуверенность,
начинает задирать или подначивать. Шаткая самооценка стремительно летит вниз.
«Ровня» закидывает словами – плевками: «Знаем, знаем, каким местом ты всё это
заслужила!».
Золушке начинает казаться, что все кругом правы, и она
ничего не заслуживает. Включаются бессознательные защиты. Чтобы избежать
окончательного раскола психики, женщина начинает обесценивать себя, свой дом,
семью, детей. Всё, что принадлежит ей по праву красоты и других психологических
достоинств.
Ко мне часто приходят такие Золушки, чьи души
опустошены сначала завистью матери, родственниц, предательством отца, а потом
толпой завистниц и харрасментом мужчин на работе.
Отец начинает
защищаться от красоты дочери, расцветающей в подростковом возрасте. Он либо
обесценивает её, либо хвастается перед другими мужчинами. И неизвестно, что
более травматично сказывается на психике подрастающей дочери.
Зависть и харрасмент в социуме часто берут начало в
семье.
Расцветающая девочка начинает одеваться в бесформенные
спортивные костюмы, сутулиться, чтобы спрятать грудь, надевать несколько колгот,
чтобы скрыть слишком длинные и «тонкие» на вкус обывателя ноги.
Я пошла в психотерапию, в том числе, после общения с
коллегой – доцентом, пережившей страшную автокатастрофу. Вместо глаз у неё были
щёлочки, вместо носа – ноздри. Она хромала. Но самое страшное — вместо одной
руки у неё была «клешня». Но она так женственно, величественно вскидывала
медно-рыжие локоны восхитительных волос, что рядом с ней почувствовала себя той
самой девочкой, которая, каких бы высот не достигала в социуме, «чужая на этом
празднике жизни».
Рано или поздно Золушку замечает принц. Под дешёвой
одеждой, неухоженными волосами трудно спрятать подлинную красоту. Казалось бы,
вот оно счастливое завершение истории. Справедливость восторжествовала.
Но злобные нападки взрослых женщин, приставание мужчин
-маргиналов стали частью внутреннего пространства Золушки. Она может позволить
себе дорогую одежду, хорошего косметолога, парикмахера. Но тревожность
зашкаливает. Потому что нашей Золушке кажется, что вот-вот её карета превратится
в тыкву, бальное платье в обноски, хрустальные туфельки в дырявые башмачки.
В любви принца ей чудятся нападки мужчин-маргиналов.
Внутренние голоса говорят, что Золушка этого не достойна, потому что она глупая
дешёвка, место которой в спальных районах на окраине города.
Рано или поздно кто-то разоблачит её. Жить в таком
внутреннем расколе очень сложно. Новая социальная кожа в виде внешнего
антуража не равна новой социальной идентичности.
В этом случае приходят на помощь бессознательные
защиты. Тихое бытовое пьянство, шопоголизм.
Золушка начинает видеть только плохое, как в себе, так
и во всём, что её окружает в новой жизни. Обесценивание в определённом смысле
снимает страх разоблачения. Но эта драма живёт только в голове девушки.
Эта субъективное восприятие не имеет ничего общего с
объективной реальностью.
Обесцениваю, не могу принять открывающихся перспектив
новой жизни. Психологический ад Золушки в том, что диффузная социальная
идентичность идёт рука об руку с низкой самооценкой, которая формировалась на
основе унижения от матери и других женщин. Иногда психологическая боль от
перенесённых унижений столь велика, что девушка в тайне мечтает стать
мальчиком.
Золушка соткана из внутренних конфликтов и
противоречий, которые не снимаются новым социальным статусом.
Самая сложная задача полюбить себя за то, что ты —
лебедь на птичьем дворе. Поверить в себя, отправиться на поиски своей лебединой
стаи. Ощутить себя равной среди равных.
Найти свою стаю — это не только про формирование новой социальной идентичности, но и возвращение себя себе.
У Андерсена есть печальная сказка » Девочка со спичками». Девочка замерзает в рождественскую ночь, потому что боится вернуться домой, где её накажут за то, что не продала ни одной спички. Девочка предпочитает остаться на улице, погибнуть вместо того, чтобы разжечь непроданными спичками костёр.
Девочка со спичками часть личности нашей Золушки.
Проблема Золшуки не только в том, что она обесценивает себя , но ещё и отказывается от творческого ребёнка в угоду тиранам — родителям.
Девочка сжигает одну спичку за другой. На короткий миг видит прекрасные видения, исчезающие по мере окончания горения спички. Но она могла разжечь костёр и обогреть других бездомных детей, оказашихся на улице в морозную ночь Рождества. И это могло стать её подлинным Воскресением.
Задача психотерапевта в том, чтобы взять девочку за руку и отвести в праздничную залу. Поставить в хоровод, где её красота, доброта и другие добродетели по достоинству будут оценены и вознаграждены.
Но окончательная цель исцеления — это позволить быть творческому ребёнку и разжечь свой костёр.
Персональный сайт
Морозило, шел снег, на улице становилось все темнее и темнее. Это было как раз в вечер под Новый год. В этот-то холод и тьму по улицам пробиралась бедная девочка с непокрытою головой и босая. Она, правда, вышла из дома в туфлях, но куда они годились! Огромные-преогромные! Последнею их носила мать девочки, и они слетели у малютки с ног, когда она перебегала через улицу, испугавшись двух мчавшихся мимо карет. Одной туфли она так и не нашла, другую же подхватил какой-то мальчишка и убежал с ней, говоря, что из нее выйдет отличная колыбель для его детей, когда они у него будут.
Случайная цитата из сказки: Она зажгла еще спичку и очутилась под великолепнейшею елкой, куда больше и наряднее, чем та, которую девочка видела в сочельник, заглянув в окошко дома одного богатого купца.
И вот девочка побрела дальше босая; ножонки ее совсем покраснели и посинели от холода. В стареньком передничке у нее лежало несколько пачек серных спичек; одну пачку она держала в руке. За целый день никто не купил у нее ни спички — она не выручила ни гроша. Голодная, иззябшая, шла она все дальше, дальше… Жалко было и взглянуть на бедняжку! Снежные хлопья падали на ее прекрасные, вьющиеся белокурые волосы, но она и не думала об этой красоте. Во всех окнах светились огоньки, по улицам пахло жареными гусями: был канун Нового года — вот об этом она думала.
Наконец она уселась в уголке, за выступом одного дома, съежилась и поджала под себя ножки, чтобы хоть немножко согреться. Но нет, стало еще холоднее, а домой она вернуться не смела, ведь она не продала ни одной спички, не выручила ни гроша — отец прибьет ее! Да и не теплее у них дома! Только что крыша над головой, а ветер так и гуляет по всему жилью, несмотря на то что все щели и дыры тщательно заткнуты соломой и тряпками. Ручонки ее совсем окоченели. Ах! Одна крошечная спичка могла бы согреть ее! Если бы только она смела взять из пачки хоть одну, чиркнуть ею о стену и погреть пальчики! Наконец она вытащила одну. Чирк! Как она зашипела и загорелась! Пламя было такое теплое, ясное, и, когда девочка прикрыла его от ветра горсточкой, ей показалось, что перед нею горит свечка. Странная это была свечка: девочке чудилось, будто она сидит перед большою железною печкой с блестящими медными ножками и дверцами. Как славно пылал в ней огонь, как тепло стало малютке! Она вытянула было и ножки, но… огонь погас. Печка исчезла, в руках девочки остался лишь обгорелый конец спички.
Вот она чиркнула другою; спичка загорелась, пламя ее упало прямо на стену, и стена стала вдруг прозрачною, как кисейная. Девочка увидела всю комнату, накрытый белоснежною скатертью и уставленный дорогим фарфором стол, а на нем жареного гуся, начиненного черносливом и яблоками. Что за запах шел от него! Лучше же всего было то, что гусь вдруг спрыгнул со стола и, как был с вилкою и ножом в спине, так и побежал вперевалку прямо к девочке. Тут спичка погасла, и перед девочкой опять стояла одна толстая холодная стена.
Она зажгла еще спичку и очутилась под великолепнейшею елкой, куда больше и наряднее, чем та, которую девочка видела в сочельник, заглянув в окошко дома одного богатого купца. Елка горела тысячами огоньков, а из зелени ветвей выглядывали на девочку пестрые картинки, какие она видывала раньше в окнах магазинов. Малютка протянула к елке обе ручонки, но спичка потухла, огоньки стали подниматься все выше и выше и превратились в ясные звездочки; одна из них вдруг покатилась по небу, оставляя за собою длинный огненный след.
— Вот кто-то умирает! — сказала малютка.
Покойная бабушка, единственное любившее ее существо в мире, говорила ей: «Падает звездочка — чья-нибудь душа идет к Богу».
Девочка чиркнула об стену новою спичкой; яркий свет озарил пространство, и перед малюткой стояла вся окруженная сиянием, такая ясная, блестящая и в то же время такая кроткая и ласковая, ее бабушка.
— Бабушка! — вскричала малютка. — Возьми меня с собой! Я знаю, что ты уйдешь, как только погаснет спичка, уйдешь, как теплая печка, чудесный жареный гусь и большая, славная елка!
И она поспешно чиркнула всем остатком спичек, которые были у нее в руках, — так ей хотелось удержать бабушку. И спички вспыхнули таким ярким пламенем, что стало светлее, чем днем. Никогда еще бабушка не была такою красивою, такою величественною! Она взяла девочку на руки, и они полетели вместе в сиянии и в блеске высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха: к Богу!
В холодный утренний час в углу за домом по-прежнему сидела девочка с розовыми щечками и улыбкой на устах, но мертвая. Она замерзла в последний вечер старого года; новогоднее солнце осветило маленький труп. Девочка сидела со спичками; одна пачка почти совсем обгорела.
— Она хотела погреться, бедняжка! — говорили люди. Но никто и не знал, что она видела, в каком блеске вознеслась вместе с бабушкой к новогодним радостям на небо!
История создания
В детстве писатель перенёс голод, холод и лишения. Его мать, которую звали Ани-Мари Андерсен, была практически нищей, и мальчик рано стал задумываться о том, какие качества отличают одних людей от других. Вокруг он видел людей, наделённых разными чертами характера, включая такие:
- милосердие;
- сострадание;
- жестокость;
- жадность;
- доброта;
- беззащитность.
В таких условиях формировалась личность Г. Х. Андерсена, и в дальнейшем это стало основой для его произведений. Многие из них проникнуты скрытой тоской и горечью, а в рассказе «Девочка со спичками» доброта и жестокость идут рядом.
Поводом для написания послужила одна история. В Дании издавался альманах «Данске Фолькскалендер». Однажды его учредитель прислал Андерсену несколько вырезанных на дереве рисунков. Он попросил выбрать один из сюжетов и написать к нему рассказ. Писателя тронуло за душу изображение бедной маленькой девочки. Она сидела и держала в руках коробку серных спичек. Ещё несколько штук высыпались в передник.
Автором гравюры был Иоганн Лундбю, а девочка, изображённая на ней, была продавщицей серных спичек. Таким образом, Андерсен написал к картине текстовое сопровождение — короткий святочный рассказ, который сейчас часто называют сказкой. Произведение было создано в 1845 году. На русский язык его перевели П. Ганзен и А. Ганзен. По мотивам сказки ставятся спектакли, создаются сценарии и снимаются короткометражные фильмы.
Литературное направление и жанр
Жанр произведения Андерсена «Девочка со спичками» — святочный рассказ. Для него характерны чудеса, происходящие с людьми в канун Рождества, но речь идёт о предновогоднем вечере. Андерсен был верующим и искренне полагал, что после смерти человека ждёт другая жизнь, счастливая или несчастная, в зависимости от того, сколько ему пришлось страдать в этом мире.
Для современных читателей девочка умерла, а для современников Ганса Христиана Андерсена — с ней произошло чудо, ведь самое хорошее, считали они, происходит с человеком на небе, когда его забирает к себе Господь. Это характерно для жанра, выбранного датским сказочником. Главные и второстепенные герои произведения:
- Девочка. Бедное дитя, терпящее побои, унижения, голод и всяческие лишения.
- Отец. Тиран, воспитывающий девочку. Из сказки читатели узнают, что он бьёт дочь в те дни, когда она зарабатывает слишком мало или совсем не приносит денег.
- Бабушка. Она единственная, кто любил девочку. У девочки сохранились самый тёплые воспоминания об умершей бабуле, и в минуты отчаяния она обращается к ней и просит забрать.
Тема, основная мысль и проблематика
Анализ «Девочки со спичками» начинается с определения темы. Автор описывает последние часы жизни девочки, не нужной никому на этом свете. Для общества этот ребёнок не имеет ценности, да и единственному родителю будет проще, если она умрёт. Девочка растёт в невыносимых условиях, однако она не научилась выживать и приспосабливаться к жестокому миру. В сказке отчётливо показана её беспомощность: обидеть малютку может любой, даже незнакомый мальчишка, который, как нетрудно догадаться, немногим старше её. Возможно, он даже её ровесник.
В мире, где живёт этот ребёнок, никто не замечает слабых и беззащитных. Мимо проносятся кареты, и люди, которые в них сидят, не обращают внимания на бедных продавщиц спичек. Героиня сказки всего боится, и неумение защитить себя приводит к плачевным результатам.
Писатель показывает жизнь города и затрагивает социальные проблемы, особенно острые для того времени. Жители города принадлежат к разным классам: одни ездят в каретах, а другие днями напролёт пытаются добыть немного денег, которых хватило бы на пропитание. Некоторые были бы рады помочь ребёнку, но они, как правило, сами очень бедны, а тем, кто богат, нет дела до замерзающего ребёнка.
Композиция и сюжет
Вся жизнь девочки показана в рассказе, объём которого укладывается в 2 страницы. Некоторые детали автор не раскрывает прямо, но указывает на них. Например, девочка носит башмаки своей матери. Нетрудно понять, что та уже умерла.
Героиня рассказа зарабатывает тем, что торгует спичками. Она живёт во враждебном мире, где к ней не проявляют сочувствия ни богачи, ни такие же бедняки, как она сама. Чтобы прокормиться, она продаёт серные спички, но не каждый день бывает удачным. Девочка целый день ничего не ела и сильно замёрзла, а в довершение ко всему потеряла башмаки, когда бросилась в сторону от проезжавшей кареты.
В городе, жизнь которого описывает Андерсен, нет места милосердию и состраданию, там царят законы природы, а значит, выживает тот, кто сильнее. Те, кто должен был понимать, как тяжело приходится малютке, тоже проявляют к ней равнодушие. Когда мальчишка забирает обувь героини, он не думает о том, что теперь она останется босой. На первом месте для него — возможность сделать из башмака люльку для ребят.
Так автор показывает жестокую реальность: с ранних лет дети учатся выживать и запасать впрок всё, что только можно. На самом деле из башмака не получится люлька, и поступок мальчика абсурден. С помощью этого приёма писатель показывает, насколько нелепыми могут быть действия и суждения людей, доведённых до отчаяния нищетой.
Краткое содержание
В основе сюжета святочной сказки — описание злоключения маленькой девочки. День накануне Нового года оказался для неё неудачным: не удалось продать ни одной спички. Возвращаться домой без денег нельзя — отец побьёт. Малютка осознаёт своё положение как безвыходное. На улице мороз, а она голодная, босая и с непокрытой головой.
Повсюду сияют огнями украшенные ёлки, горожане готовятся сесть за накрытые столы. В каждой богатой семье в этот вечер на ужин будет жареный гусь — главное, хотя и не единственное праздничное блюдо. О такой роскоши девочка может только мечтать. Она присаживается у стены, так как силы покинули истощённый организм, а ножки совсем озябли и посинели. Желая хоть немного согреть пальчики, ребёнок одну за другой зажигает спички, и каждый раз перед ней возникают видения, одно чудеснее другого.
Сначала она видит, как греется у тёплой печки. Огонь весело полыхает, но как только малютка хочет вытянуть ноги к нему поближе, спичка догорает и гаснет. Видение тут же исчезает. Бедняжка зажигает ещё одну спичку, и на этот раз перед ней появляется накрытый праздничный стол, а на нём — жареный гусь с яблоками и черносливом. Птица спрыгивает на пол и вперевалку ковыляет к ребёнку. Гаснет и эта спичка. Малышка снова оказывается в темноте и холоде, рядом с мрачной стеной.
Снова спичка чиркает о стены, и в этот раз ребёнок оказывается перед яркой рождественской ёлкой. Ветки увешаны тысячами свечей, но когда бедняжка протягивает к огонькам руки, они поднимаются и исчезают в небе. Один превращается в звёздочку и катится по небосклону, оставляя за собой след. В этот момент девочке вспомнились слова бабушки. Та утверждала: падающая звезда означает, что кто-то отправился к Богу.
Чиркнув по стене ещё одной спичкой, малютка увидела свою бабушку. Она поняла, что старушка сейчас исчезнет, как и все предыдущие видения. В отчаянии девочка зажгла все спички, что у неё оставались. Сразу стало светло и тепло, а бабушка взяла её за руку, и вместе они вознеслись в небеса — туда, где нет голода, холода и отчаяния, где всегда хорошо и радостно. Видения возникают в определённом порядке, и это неслучайно. Одна за другой удовлетворены потребности, от самых основных (телесных) до возвышенных (духовных), а именно:
- печка — тепло;
- гусь — еда;
- наряженная ёлка — красота;
- бабушка — любовь.
Наутро люди обнаружили мёртвую девочку, которая сидела, прислонившись к стене. Рядом валялись обгоревшие спички. Люди решили, что ребёнок хотел согреться. Никто так и не узнал, какие прекрасные видения видела героиня рассказа перед смертью. Все подумали, что она умерла в страданиях, а на самом деле последние минуты малютки были озарены радостью.
Образ героини
Главная героиня этого произведения — нищая девочка, у которой нет матери, а есть только отец. Она красива, но не знает об этом. Её одежда истрепалась и обветшала, белокурые волосы спадают на плечи. Платка у неё нет, как и обуви. Этот образ типичен для сказок и рассказов Ганса Христиана Андерсена.
У героини нет имени, и на то есть 2 причины. Первая заключается в том, что автор хотел показать не конкретного ребёнка, а всех, оказавшихся в таком же или похожем положении.
В Дании было очень много бедняков в те годы, и нищета вынуждала их относиться друг к другу равнодушно. У родителей подчас не было денег на еду и сил на то, чтобы пожалеть и утешить детей.
С другой стороны, отсутствие имени показывает, что этот ребёнок никому на свете не нужен. Умрёт бедняжка — и назавтра о ней никто не вспомнит. Только Бог и бабушка любят её. Не называя героиню по имени, автор тем самым отделяет девочку от горожан. Есть другие люди, а есть она. Им, живущим в тепле и сытости, не понять, какую красоту она видела в предсмертных явлениях, а если бы они узнали об этом, подумали, что в жареном гусе и печке нет ничего особого.
Художественное своеобразие
Особенность произведения — в контрастах. Они подчёркивают нелепость бытия и ужас происходящего. Хрупкость противопоставляется нежности, красота — грубости стены, богатство — нищете, а неземное счастье — страданиям, которые человеку приходится испытывать в бренном мире.
Героиня рассказа олицетворяет всех, кому приходится терпеть несправедливость и страдать, потому что они не сумели приспособиться к чужеродному миру. Из описания понятно, что душа ребёнка светла и чиста, но люди вокруг совсем не такие. Есть 2 мира: к одному девочка принадлежит, а к другому безуспешно стремится. Стена символизирует непреодолимую преграду, встающую между мечтами и суровой действительностью.
Время, в которое произошли чудесные события, выбрано Андерсеном неспроста. Для западного человека вечер и ночь накануне Рождества полны волшебства. В это время сбываются самые сокровенные мечты, исполняются желания, происходят необыкновенные превращения, и даже у бедной нищенки появляется шанс стать счастливой. Вечер перед Новым годом совсем не такой, и ждать счастливой развязки не приходится.
Роль автора в этом произведении можно назвать первостепенной. Рассказчик всё видит и примечает, он знает, что представляется героине. Как вездесущий Бог, он понимает, почему девочка поступила так, а не иначе, о чём она мечтала перед смертью и какие картины возникали перед ней.
Если бы не этот необычный приём, рассказ не был таким интересным. Только благодаря своеобразному подходу автор сумел не просто рассказать о событиях, но и показать внутренний мир героини.
Протеворечивое впечатление оставила у меня эта печальная сказка. Наверное, её смысл хорошо отражает пословица, в которой говорится, что в весёлый час и смерть не страшна. В последние минуты жизни героиня была счастлива, а эта главная. Считаю, что у сказки хороший конец, а вот если бы девочка умерла в слезах и горе, впечатление было совсем другим.
Наталья, г. Самара
Когда начала читать, мне казалось, что у этой сказки обязательно будет хороший конец, но я ошиблась. В аннотации сказано, что в произведении раскрывается нетрадиционная рождественская тема, но не говорится о смерти девочки. Во время чтения хотелось плакать от жалости к героине: из всех людей не нашлось никого, кто бы её согрел и накормил. Теперь этот сюжет и иллюстрации надолго останется у меня в памяти, а один мальчик в нашем классе даже написал стихотворение по мотивам сказки.
Юля, г. Таганрог
Эту историю я прочитала онлайн за несколько минут. Она короткая, но очень печальная, и потом я долго думала о несчастной героине. В школе нам задали написать сочинение и подготовить пересказ, и благодаря вашим рекомендациям я справилась. Девочку очень жалко, а картинки Натальи Демидовой совсем расстроили. Но всё же я считаю, что прочитать эту сказку должен каждый.
Светлана, г. Воронеж