Рассказ алексеева зоя читать

07:37 27 ноября 2021 г. рассказывал первокурсникам онлайн о роли прессы хоть в мирное, хоть в военное время, хоть в

07:37 27 ноября 2021 г.

Рассказывал первокурсникам онлайн о роли прессы хоть в мирное, хоть в военное время, хоть в реальном сражении, хоть в виртуально-информационной битве. И вдруг остро вспомнил, что 80 лет назад были казнены фашистами две героические девушки – Зоя и Вера.

Прежде всегда в эти дни был в журналистских дорогах, на телесъемках, готовил передачи и корреспонденции о Московской битве. А сегодня – хотя бы молодым рассказать: ведь ничегошеньки не знают. Телевидение, даже канал ТВЦ, к этим славным страницам – вообще не обращается. 80 лет Александру Маслякову – по всем телеканалам, а 80 лет победы под Москвой – нигде…

О роли журналиста… Январской ночью 1942 года, во время боев за Можайск, несколько журналистов оказались в уцелевшей от пожара избе деревни Пушкино. Корреспондент «Правды» Петр Лидов разговорился с пожилым крестьянином, возвращавшимся в родные места, в район Вереи. Старик рассказал, что оккупация настигла его в Петрищеве, где он видел казнь какой-то девушки-москвички: «Ее вешали, а она речь говорила. Ее вешали, а она все грозила им…» Рассказ старика потряс Лидова. И той же ночью он ушел в Петрищево. Шесть раз выезжал туда корреспондент. И не успокоился до тех пор, пока не переговорил со всеми жителями села, не разузнал все подробности гибели нашей русской Жанны д’Арк – так называл он Зою. «Нужна фотография. Это поможет узнать, кто она такая», – решает Лидов. И вновь едет в Петрищево, теперь уже вместе с фотокорреспондентом «Правды» Сергеем Струнниковым. Вскрывают могилу, фотографируют. В те дни Лидов познакомился с партизаном из местного верейского отряда. Посмотрев на фотографию казненной, боец узнал в ней девушку-диверсантку, встреченную им в лесу накануне разыгравшейся в Петрищеве трагедии. Та называла себя Таней. Под этим именем и вошла героиня в знаменитую статью Лидова. И лишь потом открылось, что это псевдоним.

Напомним, что Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, посмертно удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года партизанка была схвачена и замучена офицерами 332-го полка вермахта. В годы войны и послевоенное время Космодемьянская олицетворяла собой героизм советского народа, ей посвящены многочисленные литературные произведения, картины и скульптуры. Памятники Зое установлены на Минском шоссе, в Рузе, в примосковских Химках. О героине был снят впечатляющий черно-белый фильм, который почему-то давно не показывают, а я его несколько раз смотрел с замиранием сердца в Замоскворечье, в кинотеатре «Зорька». Новая цветная версия «Зоя» была подвержена справедливой критике. В период расцвета махрового антисоветизма в прессе (первым тут был, конечно, «Московский комсомолец», а потом «АиФ»), ну и затем на ТВ и в интернете появлялись какие-нибудь «откровения-обличения». Например, не так давно карикатурист Андрей Бильжо выдвинул бильжопино утверждение, что Зоя болела шизофренией, пошла в деревню Петрищево, где не было немцев, самовольно, без приказа командира отряда… Ну и другие варианты, один подлее другого.

Напомню рассказ профессора Сергея Кара-Мурзы: «…Читал я лекцию в Бразилии перед обществом психологов. Тему они задали такую: «Технология разрушения образов в ходе перестройки». Я рассказывал факты, приводил выдержки из газет. А смысл слушатели понимали лучше меня. Особенно их заинтересовала кампания по дискредитации Зои Космодемьянской. Мне задали удивительно точные вопросы о том, кто была Зоя, какая у нее была семья, как она выглядела, в чем была суть ее подвига. А потом объяснили, почему именно ее образ надо было испоганить – ведь имелось множество других героинь. А дело в том, что она была мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха (как, скажем, Лиза Чайкина). И народное сознание, независимо от официальной пропаганды, именно ее выбрало и включило в пантеон святых мучеников. И ее образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа». Именно такие опоры не только нашего народа, но и всех славянских народов – разрушали в первую очередь! А ведь казалось бы – внучка священника, патриотка, безусловная, первая Героиня, даже по воспоминаниям и фото немцев. Нет, все равно испоганить…

Во второй половине октября, в самые трагические для Москвы дни, отбирали лучших комсомольцев для работы в тылу врага. Их вызывали в райкомы, где им вручали путевки. Затем в здании ЦК ВЛКСМ с каждым беседовали секретарь МГК комсомола А.Н. Шелепин и руководители разведывательно-диверсионной войсковой части № 9903. Как вспоминал Д.М. Дмитриев, 26 октября около 30 юношей и девушек вызвали в горком. Разговор в кабинете Шелепина был кратким и жестким. «Родине нужны бесстрашные патриоты, способные перенести самые тяжелые испытания, готовые на самопожертвование, – говорил Шелепин. – Хорошо, что все вы согласились пойти в немецкий тыл сражаться с врагом. Но может случиться, что 95% из вас погибнут. Если кто-то из вас не готов к таким испытаниям, скажите прямо. Никто вас не осудит. Свое желание биться с врагом реализуете на фронте». Однако «отказников» не оказалось. Отобрали приблизительно две тысячи человек. Их партиями собирали в кинотеатре «Колизей» (ныне театр «Современник»), а затем в крытых грузовиках отвозили в войсковую часть №9903, располагавшуюся в Кунцеве.

После подготовки спецназовцев (конечно, не партизан, как называли их фашисты) 20 ноября командиры диверсионных групп части №9903 П.С. Проворов и Б.С. Крайнов получили задание «сжечь 10 населенных пунктов: Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачево, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровино, Головково. Срок выполнения – 5–7 дней». На задание группы уходили вместе. Среди бойцов были Зоя Космодемьянская, Вера Волошина, Клава Милорадова и другие. В тот же самый день, 29 ноября, в 10 километрах от Петрищева, где погибла Зоя Космодемьянская, в деревне Головково, была повешена на арке ворот ее боевая старшая подруга Вера Волошина, чья группа попала в засаду возле Крюкова. О ее подвиге тоже рассказали местные жители. Тяжелораненую комсомолку немцы привезли в деревню Головково. Начался допрос, ее зверски пытали, истязали, но так ничего и не добились. Истерзанную девушку снова бросили в машину и повезли на казнь. Когда солдаты опустили борта машины, жители увидели лежавшую в кузове Веру. Палачи хотели поднять ее, чтобы набросить на шею петлю, но она оттолкнула их и, цепляясь рукой за кабину грузовика, медленно встала. В наступившей тишине раздался звонкий голос: «Вы пришли в нашу страну и найдете здесь свою смерть! Москву вам не взять…» И запела «Интернационал»…

По легенде именно с Волошиной скульптор Иван Шадр, бывший в свое время учеником самого Гогена, лепил знаменитую Девушку с веслом для ЦПКиО имени Горького. Прежде чем приступить к работе, Шадр долго ходил по стадионам и спортивным площадкам в поисках подходящей модели. Во время одной из таких прогулок он якобы и обратил внимание на студентку Московского института физкультуры Веру Волошину, которая успела стать чемпионом будущего города Кемерова по прыжкам в высоту. Великолепно сложенная девушка обратила на себя внимание скульптора, когда прыгала в воду с вышки на Водном стадионе. Легенду скептики развенчивают на том основании, что Вера не могла так рано приехать в Москву. Но ведь были какие-то основания?

Страшно писать, но на немецкой фотографии даже у повешенной красавицы, которую перевесили потом на ветвь многоствольной ивы – идеальная фигура… В деревне Головково стоит памятник на месте казни, а именем Волошиной назван единственный лицей. Зашел на их сайт, увидел какую-то искаженную коровью морду на обложке. Не выдержал и написал: «Вы что, не можете оформить страницу в ФБ так, чтобы было видно и понятно: лицей носит имя настоящей Героини? Позор…» Да, муниципальное учреждение – лицей имени Героя России Веры Волошиной находится в сельской местности и имеет сельскохозяйственный профиль, но надо приучать детей гордиться историей своей страны, брать наглядный пример с самых ­достойных. 

По состоянию здоровья Вере пришлось перевестись в Институт кооперативной торговли. До начала Великой Отечественной Вера Волошина отучилась там три курса, была отличницей и редактором стенной газеты. Со своим возлюбленным Юрием Двужильным, к 1941 году – офицером, прошедшим финскую кампанию и награжденным орденом Красного Знамени, Вера дружила со школьной скамьи. Они собирались пожениться в 1942 году: 22 июня 1941 года подруги подарили Вере белое свадебное платье. Но война готовила другую судьбу… Они оба, и Вера, и Юрий, за разные подвиги посмертно получили звание Героев: капитан Юрий Двужильный – Советского Союза (в конце войны он погиб под Могилевом в контратаке, подняв за собой батальон), а его любимая стала Героем России в 1994 году. Еще в 1936 году Вера писала заявление с просьбой отправить ее в Испанию, для участия в гражданской войне, но получила отказ. А вот осенью 1941-го попала в ту же часть специального назначения, что и Зоя.

Конечно, 22-летняя Волошина, комсорг группы, была опытнее вчерашней 18-летней школьницы Зои Космодемьянской, уже бывала за линией фронта в Завидове и делилась боевым опытом. Однако если гибель Зои благодаря журналистам получила широкий резонанс, то о Вере вспомнили только в 1966 году, когда в нашей стране широко отмечали двадцатипятилетие Битвы под Москвой. Указом Президиума Верховного Совета СССР Вера Волошина была посмертно награждена орденом Отечественной войны, а 6 мая 1994 года указом президента РФ Вере Даниловне Волошиной было посмертно присвоено звание Героя России.

А родилась она на Тамбовщине, и здесь, в селе Осино-Гай, тоже с давних послевоенных времён существует музей, хранящий память о ней и брате её Александре, тоже Герое Советского Союза.

«Правда» неоднократно рассказывала об этих заветных местах. Но все ли знают, что в разные годы и в самых разных уголках Советской страны родилось ещё множество музеев в честь по-особому любимой народом Зои? Как принято говорить, на общественных началах, то есть в полном смысле слова народных! Об одном из них по просьбе нашей редакции написала Зоина землячка — тамбовская журналистка.

Сначала только один факт

Я поняла, что по многочисленным посетителям этого сельского музея можно изучать географию России. И не только.

Буквально каждый день заведующая музеем имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской в селе Борщёвка Тамбовского района Тамбовской области Лидия Алексеевна Шебунова принимает у себя по одной, а то и по две или более экскурсионные группы. Взрослые и школьники приезжают сюда из разных концов Тамбовщины и со всей России, а порой и из-за рубежа. К примеру, однажды летом музей посетил американский писатель и педагог Джонатан Платт. Как профессор Питтсбургского университета, он преподаёт студентам русскую литературу.

Платт глубоко восхищён юной советской героиней, пишет книгу о ней. Оказывается, и за океаном есть люди, которых волнует подвиг русской девушки. Джонатан старательно докапывается до сути: что же подвигло эту десятиклассницу, почти подростка, на пороге жизни отдать её во имя Родины. Как исследователь, собирающий все сведения о Зое, он, едва узнав о существовании музея в Борщёвке, сразу же включил и его в план своей поездки на Тамбовщину — малую родину Зои Космодемьянской.

Лидия Алексеевна и музей в целом покорили сердце американца. Здесь он почерпнул для себя немало интересного и важного. В общем, эта поездка помогла ему, как он сам говорил при прощании, ещё лучше понять русскую, советскую душу.

С любовью из Татарстана

А вот недавние гости из Татарстана о музее были наслышаны давно. Переписку с Шебуновой много лет вела Рита Галиевна Загирова, боевая подруга Зои Космодемьянской. После войны она преподавала в одном из институтов Казани и стала первой основательницей музея Зои в столице Татарстана. В Борщёвку от Риты Загировой приходили воспоминания, документы, фотографии. Получила Шебунова и её книгу «На пути к своей памяти…» с автографом. Книга посвящена отцу Риты Галиевны и её боевым товарищам по войсковой части №9903 — специального подразделения Красной Армии, в котором она служила вместе с Зоей.

К сожалению, здоровье так и не позволило Загировой, как она обещала, приехать в Борщёвку. А совсем недавно Рита Галиевна ушла из жизни. И тогда учителя из Татарстана решили осуществить её мечту и завещание: приехать на Тамбовщину, познакомиться с музеем и посадить перед ним в знак дружбы, в знак общей памяти о Зое Космодемьянской голубую ель. Теперь оберегать красавицу-ель будет Лидия Алексеевна Шебунова.

Среди самых последних книжных поступлений в музей и книга татарского писателя Шагинура Мустафина «Навеки славные», изданная в 2020 году. Шагинур Сапиевич подробно исследовал документы и рассказал на страницах книги немало нового о ставшей легендарной войсковой части №9903.

Преданные делу и памяти

Известно, что всегда есть невероятно преданные своему делу, своему увлечению люди. Даже если никто их ни к чему не обязывает, они твёрдо следуют зову своего неспокойного, неравнодушного сердца. Вот к плеяде именно таких людей с полным правом можно отнести Лидию и Бориса Шебуновых. Не в соответствии с какими-то официальными директивами, а просто потому, что всю жизнь, с раннего детства, они преклонялись перед подвигом и личностью Зои Космодемьянской, Шебуновы создали музей имени героини. И этот музей действует уже более полувека!

Нет, ни Зоя Космодемьянская, ни её близкие не жили и не бывали в Борщёвке, куда больше сорока лет назад приехала работать чета педагогов Шебуновых. Борис Иванович стал директором Борщёвской средней школы, а Лидия Алексеевна — учителем русского языка и литературы. Они-то и привезли с собой музейные экспонаты и документы о жизни и подвиге Героя Советского Союза Зои Космодемьянской, которые до этого 10 лет собирали, трудясь в Умётском интернате, где, собственно, основали этот свой музей.

А познакомились Шебуновы… ещё в 1948 году, когда Лида пришла учиться в первый класс Абакумовской школы Токарёвского района Тамбовской области. Борис был на два года старше Лиды и учился в третьем классе. Но это вовсе не мешало ему носить портфель первоклашки и в школу, и из школы. И его совершенно не трогали насмешки сверстников. Борис и Лида, начиная с октябрятской дружины, а затем в пионерской и комсомольской организациях, всегда были школьными активистами. Их призванием стала патриотическая работа, а любимой героиней — Зоя Космодемьянская. С юных лет они хотели побольше узнать о её жизни и подвиге. И уж как что-то совсем невероятное мечталось им познакомиться с мамой героини — Любовью Тимофеевной Космодемьянской.

Верно говорят: кто ищет, тот всегда найдёт. Кто не только мечтает, но и действует, тот достигает своей цели. После школы Борис Шебунов прошёл армию, а затем получил в институте специальность учителя физики. Лида окончила тот же Тамбовский педагогический институт, но филфак. Заявление на брак Борис и Лида подавали в загсе, что расположен в здании напротив знаменитого памятника Зои Космодемьянской в Тамбове.

А первым местом работы молодых педагогов Шебуновых стала школа-интернат в дальнем Умётском районе. Её директор не только одобрил инициативу Шебуновых создать в школе музей имени Зои Космодемьянской, но и сразу выделил им для этой цели комнату. Когда же через десять с лишним лет пришло распоряжение о расформировании интерната, он предложил Шебуновым забрать с собой все музейные материалы на новое место работы. Экспонатов к тому времени набралось уже немало!

С чего начиналось в Борщёвке

Итак, в 1973 году все эти экспонаты переместились вместе с Шебуновыми в Борщёвку. Правда, здесь свободного кабинета под музей не оказалось, поэтому коробки с материалами ютились на стульях и подоконниках класса, где преподавала Лидия Алексеевна. Но однажды эту картину увидел приехавший в школу с проверкой заведующий облоно и пожурил Бориса Ивановича: мол, не дело так хранить музейные ценности. И предложил построить для музея специальный домик. Со средствами помогли и облоно, и районные власти. Так рядом со школой и появился этот небольшой деревянный дом, в котором разместился музей имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.

А вот внутренний музейный интерьер Борис Иванович и Лидия Алексеевна создавали на собственные деньги. Средства для оформления музея не были заложены ни в отделе образования Тамбовского района, ни в школьном бюджете. Но Шебуновы — альтруисты по натуре, то есть бессребреники. На своё детище они и собственных зарплат не жалели. К тому же Борис Иванович был очень мастеровитым человеком. До сих пор стены музея украшают сделанные его руками стенды, витрины и шкафы для фондов. Ведь сегодня в них хранятся свыше 4000 экспонатов! Это позволяет, кроме стационарной экспозиции, делать и временные тематические выставки, и использовать материалы для иллюстраций во время различных массовых мероприятий. А их на базе музея проходит великое множество.

Четырнадцать лет назад Борис Иванович ушёл из жизни, и вся музейная, экскурсионная работа легла на плечи Лидии Алексеевны. Правда, поскольку школу в Борщёвке закрыли, она теперь уже не преподаёт. Но и в музее невпроворот дел. Шебунова, несмотря на возраст, осталась всё такой же неуспокоенной и молодой душой. Экскурсию готова вести часами. Так много ей хочется рассказать посетителям и о Зое, и о её брате и боевых товарищах, и о тех замечательных людях, с которыми она была знакома или дружит сейчас. Многие из них дарили музею ценные экспонаты и другие материалы, свои книги и фотографии.

И всегда начинает свой рассказ Лидия Алексеевна с книги, которую ей подарила и надписала Любовь Тимофеевна Космодемьянская. Много лет назад Шебуновы осуществили-таки заветную мечту — встретились с матерью двух Героев Советского Союза. Её «Повесть о Зое и Шуре» с дарственной надписью, пожалуй, самый дорогой и желанный для Лидии Алексеевны экспонат. Тогда Любовь Тимофеевна передала борщёвскому музею также ещё некоторые документы и фотографии. Есть в музее и пластинка с записью выступления матери героев Космодемьянских, которое посетители слушают затаив дыхание.

Музейные дары

На видном месте в экспозиции и книга Георгия и Ирины Фроловых «Часть особого назначения», рассказывающая о войсковой части №9903, командиром которой был майор Артур Спрогис. Фроловы не бывали в борщёвском музее, но знали о нём и упомянули его создателей в своей книге, которую потом прислали Шебуновым с дарственной надписью.

Экспозиция музея пополняется всё новыми экспонатами благодаря обширнейшей переписке Лидии Алексеевны. Самая близкая подруга Зои — Клавдия Александровна Милорадова, и она, кроме документов и фотографий, подарила кассету с документальным фильмом «Зоя Космодемьянская. Правда о подвиге», который Шебунова теперь демонстрирует на мероприятиях с подрастающим поколением. Лидия Алексеевна по приглашению побывала в гостях у Милорадовой в Москве, познакомилась с её дочерью Александрой Никитиной-Милорадовой. Позже Александра Николаевна дважды приезжала в Борщёвку и передавала музею ценные подарки.

Бывала в музее также Светлана Чернова-Лидова, дочь известного журналиста «Правды», который первым рассказал о подвиге Зои в главной газете Советской страны. Лидова передала в Борщёвку книжки со знаменитым очерком «Таня», который был издан после публикации в «Правде» на 50 языках мира, и семейную реликвию — оригинал отцовского письма с фронта.

Двоюродная сестра Зои Космодемьянской — Нина Чурикова-Ланге преподнесла в дар музею портрет своей тёти Любови Тимофеевны. Есть в фондах и десять фронтовых писем (оригиналы!) о семье Космодемьянских лейтенанта Владимира Егорова.

Летописец семьи Космодемь-янских Олег Николаевич Коротцев гостил в Борщёвке целую неделю. Он передал Лидии Алексеевне фотографии и книги. А ещё Олег Николаевич стал инициатором создания космического мемориала, в который входят три малые планеты: планета №1 — Зоя, №2 — Шура, №3 — Любовь Тимофеевна. Теперь в далёком космосе есть целое созвездие Космодемьянских!

Да, у Шебуновых всегда было немало искренних друзей. Очень тёплые отношения поддерживает с музеем ветеран «Правды» Виктор Стефанович Кожемяко. Он не раз бывал здесь и дарил свои книги о Зое. А Фёдор Константинович Белоцкий, бывший белорусский партизан и тоже большой друг музея, в дар преподнёс свои мемуары.

Из истории экспонатов

С каждым музейным экспонатом связана та или иная история. Однажды Борщёвку посетила делегация военнослужащих из Чувашии. И как только они произнесли: «А у нас есть такой чувашский поэт…», как Шебунова, подведя их к одной из витрин, продолжила: «Пётр Хузангай. Я не только читала его поэму о Зое, которую он написал даже раньше знаменитой поэмы Маргариты Алигер, но она у нас есть в экспозиции в самиздатовском варианте. Его предоставил наш земляк Пётр Щекочихин. Он нашёл поэму Хузангая, перепечатал и преподнёс музею с дарственной надписью».

А порой экспонат становится связующей нитью. Есть в музейной экспозиции книга «Мой отец — Николай Гастелло». Её преподнёс сын лётчика-героя Виктор Гастелло. Когда группе врачей, приехавших в Борщёвку из подмосковного города Долгопрудного, Лидия Алексеевна, показывая книгу, сказала, что сын легендарного лётчика живёт в их городе, те сразу же загорелись: «Дайте его адрес!» Но Шебунова поставила условие: «Дам адрес, если вы будете помогать недавно перенёсшему инсульт Виктору Николаевичу». Врачи пообещали, а позже прислали подробное письмо с отчётом об оказываемой помощи.

Безусловно, за долгие десятилетия существования своего музея Шебуновы постарались наладить связь со многими другими музеями, посвящёнными Зое Космодемьянской. Например, в маленьком райцентре Ключи Алтайского края жил такой же увлечённый этой темой человек, посвятивший жизнь увековечению памяти героев. Он, Николай Рымаранс, создал музей Зои в Ключах и собрал о героине богатый материал. Сейчас, следуя его завещанию, дочь его Наталья пересылает эти документы в Борщёвку.

Подобных адресов в борщёвском музее не один десяток. Причём они не только в России, но и в бывших братских республиках Советского Союза. Тогда были созданы замечательные музеи Зои и в Германии. Один из них в ГДР организовали Лотар Кречмар и его супруга Рут. Шебуновы начали переписываться с ними пятьдесят лет назад! Позже подружились и с их дочкой Аннетой, её мужем-кубинцем, внуками. По приглашению Кречмаров Шебуновы посетили Саксонию и, конечно же, немецкий музей Зои Космодемьянской.

Другой музей на германской земле, посвящённый русской, советской героине, создал Макс Клосс. Шебуновы помогали ему собирать материалы о Зое 20 лет. Клосс был антифашистом и шесть лет провёл в гитлеровском концлагере. Его дочь Зеглинда — ровесница Зои Космодемьянской. Клосс рассказывал Шебуновым, что её могла бы постичь участь Зои, так как Зеглинда была воспитана в антифашистском духе. Макс давно уже ушёл из жизни, но Лидия Алексеевна поддерживает переписку с Зеглиндой и её внучкой Мэнди. О встречах в ГДР и о немецких музеях также рассказывает в фотографиях и других документах экспозиция борщёвского музея.

Музейный мемориал

Закономерно, что спустя несколько лет после того, как экспозиция о Зое Космодемьянской расположилась в отдельном здании, туда стали стекаться и документы о борщёвцах — ветеранах Великой Отечественной войны. Ведь в селе не было краеведческого музея, поэтому музей Зои невольно стал выполнять и эту функцию. Шебуновы оформили экспозицию «Ветераны нашего села» и большой стенд, куда сначала занесли имена погибших в Великой Отечественной войне сельчан. А затем сюда стали вписывать тех ветеранов, которые уходили из жизни после войны.

Неудивительно, что к этому стенду (в селе, к сожалению, нет специального воинского мемориала), особенно в День Победы, потянулись с цветами жители. Постоят у самодеятельного мемориала (который, кстати, благодаря другу музея и меценату, начальнику управления автомагистрали Москва — Волгоград Юрию Владимировичу Сорокину удалось за последнее время обновить и красиво оформить), поплачут, вспоминая родственников, возложат цветы. Юрий Владимирович постоянно помогает Лидии Алексеевне. Так, при его содействии к музею была проложена дорожка с твёрдым покрытием, произведён текущий ремонт здания.

Был в жизни Лидии Алексеевны ещё и такой трогательный случай. Однажды автобус привёз в музей из Москвы экскурсантов. Вместе с ними вышел старик с палочкой. Им оказался уроженец Борщёвки Борис Иванович Немов. По его словам, он перед смертью решил навестить родное село, где не был с тех пор, как уехал после школы в Москву. Когда он подошёл к рукописному мемориалу, то зарыдал. В списке увидел фамилию своего погибшего отца Ивана Павловича Немова. Сын, сам уже ставший стариком, не знал, как и благодарить Лидию Алексеевну за память о воинах Великой Отечественной.

Конечно, утратив любимого мужа, Шебунова и сегодня не остаётся в своей работе одна. На мероприятиях и при всяческих встречах Лидия Алексеевна никогда не забудет упомянуть о своих самых верных помощниках и меценатах — председателе местного отделения ДОСААФ, лётчике первого класса, председателе совета музея Николае Лазареве и его сыне Владимире, о члене совета военном лётчике Викторе Алёшине, председателе регионального отделения ДОСААФ Николае Забавникове, генеральном директоре ООО «Консультант ПЛЮС» Алексее Сидорове, о ветеранах Великой Отечественной войны Александре Николаевиче Боднаре, Илье Ивановиче Вокине, Владимире Анатольевиче Севрюкове.

Поддерживают музей Зои Космодемьянской и администрация Тамбовского района, и областное управление образования, и обком КПРФ. Ведь Лидия Алексеевна со своим дружным активом делает огромной важности дело. К тому же настолько она добрый, чистый и увлечённый человек, что невольно своей энергией и оптимизмом заряжает всех окружающих!

От Борщёвки до космоса

О том, что музей Зои Космодемьянской востребован сегодня так же, как во все прошлые времена, много рассказала мне сама Лидия Алексеевна. Представьте, недавно она завела уже четвёртую (и очень объёмную!) Книгу отзывов. В этих многостраничных книгах свои впечатления о музее год за годом записывают гости, приезжающие из различных российских мест и разных стран мира. И это никакое не преувеличение.

Знакомясь с записями только последних трёх лет (а вообразите, сколько их накопилось за десятилетия существования музея), отметила я широчайшую географию. Здесь побывали жители Австралии, Израиля, Португалии, заезжали сюда и с Камчатки, и из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Читы, Нижнего Новгорода, Борисоглебска, Волгограда, Морозовска, Зеленограда, Мурманска и ещё многих десятков больших и совсем маленьких городов, сёл и деревень!

А вот необыкновенно тёплые слова, которые обращают к Лидии Алексеевне герои космоса. Это особая страница в биографии музея имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской — крепкие дружественные его связи с космонавтами. Очень часто сюда приезжает начальник тренажёрного управления Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, кандидат технических наук, доцент, заслуженный испытатель космической техники, полковник Владимир Хрипунов. Началось всё в 2010 году, когда Владимир Петрович впервые посетил музей. А с тех пор «по космической дорожке», проложенной им в Борщёвку, здесь побывало немало его коллег по ЦПК и лётчиков-космонавтов.

Казалось бы, небольшой музей в чернозёмной сельской глубинке. Чем он стал так привлекателен для людей, связанных с космосом? Конечно, прежде всего именем и подвигом бессмертной Зои. Но ещё и личностью Лидии Шебуновой, которая с такой любовью, вдохновением, проникновенностью несёт людям пламенную правду о славной советской героине. Такие страстные экскурсии перед музейными стендами посетители не забудут уже никогда.

В знаменитой Книге отзывов тогда, в 2010-м, Владимир Хрипунов оставил такую запись: «Уважаемой Лидии Алексеевне с глубоким уважением и признательностью за бескорыстный тяжёлый труд по патриотическому воспитанию молодёжи. Мы глубоко тронуты вашей целеустремлённостью и альтруизмом. Преклоняем головы перед вами!» Вместе с Хрипуновым расписался в Книге отзывов его друг и коллега, Герой Российской Федерации, лётчик-космонавт Юрий Маленченко.

Во время прошлогоднего приезда Владимира Хрипунова в музее проходили практику школьники. Вот радости-то было мальчишкам! Ведь им пожал руку заслуженный испытатель космической техники. А затем Владимир Петрович рассказал ребятам о процессе подготовки космонавтов в Научно-исследовательском испытательном центре. И оставил новую запись в Книге отзывов, пообещав непременно вновь вернуться в Борщёвку. К Зое Космодемьянской и Лидии Шебуновой.

Будет сад «С нами Зоя»!

Две даты — самые важные и святые для музея: день рождения Зои 13 сентября и день её памяти 29 ноября. Каждый год в эти дни здесь проходит что-либо интересное и волнующее. Конечно, по-особому готовились к 80-летию подвига героини.

А в нынешний день её рождения Лидия Алексеевна осуществила наконец давний свой и Бориса Ивановича замысел. В честь Зои Космодемьянской был заложен яблоневый сад, который назвали «С нами Зоя».

Это стало в Борщёвке настоящим праздником! Всё село собралось — от ребятишек до ветеранов, приехали гости из Тамбова, из других мест. Друг музея Вячеслав Вишняков, молодой фермер, подготовил гарантированные саженцы, которые уже через три года начнут давать плоды.

Возле каждого деревца — колышек с табличкой, а на ней имя того, кто яблоню посадил. По общему мнению музейного совета, яблоне №1 присвоено двойное имя — Л.А. и Б.И. Шебуновых.

Сад будет расти и год от года расширяться. Место ему отведено просторное. Памяти о Зое — жить!

Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов. Все претензии направлять авторам.

07:37 27 ноября 2021 г.

Рассказывал первокурсникам онлайн о роли прессы хоть в мирное, хоть в военное время, хоть в реальном сражении, хоть в виртуально-информационной битве. И вдруг остро вспомнил, что 80 лет назад были казнены фашистами две героические девушки – Зоя и Вера.

Прежде всегда в эти дни был в журналистских дорогах, на телесъемках, готовил передачи и корреспонденции о Московской битве. А сегодня – хотя бы молодым рассказать: ведь ничегошеньки не знают. Телевидение, даже канал ТВЦ, к этим славным страницам – вообще не обращается. 80 лет Александру Маслякову – по всем телеканалам, а 80 лет победы под Москвой – нигде…

О роли журналиста… Январской ночью 1942 года, во время боев за Можайск, несколько журналистов оказались в уцелевшей от пожара избе деревни Пушкино. Корреспондент «Правды» Петр Лидов разговорился с пожилым крестьянином, возвращавшимся в родные места, в район Вереи. Старик рассказал, что оккупация настигла его в Петрищеве, где он видел казнь какой-то девушки-москвички: «Ее вешали, а она речь говорила. Ее вешали, а она все грозила им…» Рассказ старика потряс Лидова. И той же ночью он ушел в Петрищево. Шесть раз выезжал туда корреспондент. И не успокоился до тех пор, пока не переговорил со всеми жителями села, не разузнал все подробности гибели нашей русской Жанны д’Арк – так называл он Зою. «Нужна фотография. Это поможет узнать, кто она такая», – решает Лидов. И вновь едет в Петрищево, теперь уже вместе с фотокорреспондентом «Правды» Сергеем Струнниковым. Вскрывают могилу, фотографируют. В те дни Лидов познакомился с партизаном из местного верейского отряда. Посмотрев на фотографию казненной, боец узнал в ней девушку-диверсантку, встреченную им в лесу накануне разыгравшейся в Петрищеве трагедии. Та называла себя Таней. Под этим именем и вошла героиня в знаменитую статью Лидова. И лишь потом открылось, что это псевдоним.

Напомним, что Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, посмертно удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года партизанка была схвачена и замучена офицерами 332-го полка вермахта. В годы войны и послевоенное время Космодемьянская олицетворяла собой героизм советского народа, ей посвящены многочисленные литературные произведения, картины и скульптуры. Памятники Зое установлены на Минском шоссе, в Рузе, в примосковских Химках. О героине был снят впечатляющий черно-белый фильм, который почему-то давно не показывают, а я его несколько раз смотрел с замиранием сердца в Замоскворечье, в кинотеатре «Зорька». Новая цветная версия «Зоя» была подвержена справедливой критике. В период расцвета махрового антисоветизма в прессе (первым тут был, конечно, «Московский комсомолец», а потом «АиФ»), ну и затем на ТВ и в интернете появлялись какие-нибудь «откровения-обличения». Например, не так давно карикатурист Андрей Бильжо выдвинул бильжопино утверждение, что Зоя болела шизофренией, пошла в деревню Петрищево, где не было немцев, самовольно, без приказа командира отряда… Ну и другие варианты, один подлее другого.

Напомню рассказ профессора Сергея Кара-Мурзы: «…Читал я лекцию в Бразилии перед обществом психологов. Тему они задали такую: «Технология разрушения образов в ходе перестройки». Я рассказывал факты, приводил выдержки из газет. А смысл слушатели понимали лучше меня. Особенно их заинтересовала кампания по дискредитации Зои Космодемьянской. Мне задали удивительно точные вопросы о том, кто была Зоя, какая у нее была семья, как она выглядела, в чем была суть ее подвига. А потом объяснили, почему именно ее образ надо было испоганить – ведь имелось множество других героинь. А дело в том, что она была мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха (как, скажем, Лиза Чайкина). И народное сознание, независимо от официальной пропаганды, именно ее выбрало и включило в пантеон святых мучеников. И ее образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа». Именно такие опоры не только нашего народа, но и всех славянских народов – разрушали в первую очередь! А ведь казалось бы – внучка священника, патриотка, безусловная, первая Героиня, даже по воспоминаниям и фото немцев. Нет, все равно испоганить…

Во второй половине октября, в самые трагические для Москвы дни, отбирали лучших комсомольцев для работы в тылу врага. Их вызывали в райкомы, где им вручали путевки. Затем в здании ЦК ВЛКСМ с каждым беседовали секретарь МГК комсомола А.Н. Шелепин и руководители разведывательно-диверсионной войсковой части № 9903. Как вспоминал Д.М. Дмитриев, 26 октября около 30 юношей и девушек вызвали в горком. Разговор в кабинете Шелепина был кратким и жестким. «Родине нужны бесстрашные патриоты, способные перенести самые тяжелые испытания, готовые на самопожертвование, – говорил Шелепин. – Хорошо, что все вы согласились пойти в немецкий тыл сражаться с врагом. Но может случиться, что 95% из вас погибнут. Если кто-то из вас не готов к таким испытаниям, скажите прямо. Никто вас не осудит. Свое желание биться с врагом реализуете на фронте». Однако «отказников» не оказалось. Отобрали приблизительно две тысячи человек. Их партиями собирали в кинотеатре «Колизей» (ныне театр «Современник»), а затем в крытых грузовиках отвозили в войсковую часть №9903, располагавшуюся в Кунцеве.

После подготовки спецназовцев (конечно, не партизан, как называли их фашисты) 20 ноября командиры диверсионных групп части №9903 П.С. Проворов и Б.С. Крайнов получили задание «сжечь 10 населенных пунктов: Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачево, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровино, Головково. Срок выполнения – 5–7 дней». На задание группы уходили вместе. Среди бойцов были Зоя Космодемьянская, Вера Волошина, Клава Милорадова и другие. В тот же самый день, 29 ноября, в 10 километрах от Петрищева, где погибла Зоя Космодемьянская, в деревне Головково, была повешена на арке ворот ее боевая старшая подруга Вера Волошина, чья группа попала в засаду возле Крюкова. О ее подвиге тоже рассказали местные жители. Тяжелораненую комсомолку немцы привезли в деревню Головково. Начался допрос, ее зверски пытали, истязали, но так ничего и не добились. Истерзанную девушку снова бросили в машину и повезли на казнь. Когда солдаты опустили борта машины, жители увидели лежавшую в кузове Веру. Палачи хотели поднять ее, чтобы набросить на шею петлю, но она оттолкнула их и, цепляясь рукой за кабину грузовика, медленно встала. В наступившей тишине раздался звонкий голос: «Вы пришли в нашу страну и найдете здесь свою смерть! Москву вам не взять…» И запела «Интернационал»…

По легенде именно с Волошиной скульптор Иван Шадр, бывший в свое время учеником самого Гогена, лепил знаменитую Девушку с веслом для ЦПКиО имени Горького. Прежде чем приступить к работе, Шадр долго ходил по стадионам и спортивным площадкам в поисках подходящей модели. Во время одной из таких прогулок он якобы и обратил внимание на студентку Московского института физкультуры Веру Волошину, которая успела стать чемпионом будущего города Кемерова по прыжкам в высоту. Великолепно сложенная девушка обратила на себя внимание скульптора, когда прыгала в воду с вышки на Водном стадионе. Легенду скептики развенчивают на том основании, что Вера не могла так рано приехать в Москву. Но ведь были какие-то основания?

Страшно писать, но на немецкой фотографии даже у повешенной красавицы, которую перевесили потом на ветвь многоствольной ивы – идеальная фигура… В деревне Головково стоит памятник на месте казни, а именем Волошиной назван единственный лицей. Зашел на их сайт, увидел какую-то искаженную коровью морду на обложке. Не выдержал и написал: «Вы что, не можете оформить страницу в ФБ так, чтобы было видно и понятно: лицей носит имя настоящей Героини? Позор…» Да, муниципальное учреждение – лицей имени Героя России Веры Волошиной находится в сельской местности и имеет сельскохозяйственный профиль, но надо приучать детей гордиться историей своей страны, брать наглядный пример с самых ­достойных. 

По состоянию здоровья Вере пришлось перевестись в Институт кооперативной торговли. До начала Великой Отечественной Вера Волошина отучилась там три курса, была отличницей и редактором стенной газеты. Со своим возлюбленным Юрием Двужильным, к 1941 году – офицером, прошедшим финскую кампанию и награжденным орденом Красного Знамени, Вера дружила со школьной скамьи. Они собирались пожениться в 1942 году: 22 июня 1941 года подруги подарили Вере белое свадебное платье. Но война готовила другую судьбу… Они оба, и Вера, и Юрий, за разные подвиги посмертно получили звание Героев: капитан Юрий Двужильный – Советского Союза (в конце войны он погиб под Могилевом в контратаке, подняв за собой батальон), а его любимая стала Героем России в 1994 году. Еще в 1936 году Вера писала заявление с просьбой отправить ее в Испанию, для участия в гражданской войне, но получила отказ. А вот осенью 1941-го попала в ту же часть специального назначения, что и Зоя.

Конечно, 22-летняя Волошина, комсорг группы, была опытнее вчерашней 18-летней школьницы Зои Космодемьянской, уже бывала за линией фронта в Завидове и делилась боевым опытом. Однако если гибель Зои благодаря журналистам получила широкий резонанс, то о Вере вспомнили только в 1966 году, когда в нашей стране широко отмечали двадцатипятилетие Битвы под Москвой. Указом Президиума Верховного Совета СССР Вера Волошина была посмертно награждена орденом Отечественной войны, а 6 мая 1994 года указом президента РФ Вере Даниловне Волошиной было посмертно присвоено звание Героя России.


весь текст



18 908 зн., 0,47 а.л.

  • Аннотация
  • Статистика

Жизнь на чужой планете не может быть легкой. Но терять конечности, это немыслимо… Готовы ли герои к таким испытаниям?

Примечания автора:

Рассказ занял 3 призовое место на конкурсе » Лягушатник Лао Дзы» и выиграл в номинации » Самый захватывающий сюжет».
Художник обложки — Павлова Анастасия Михайловна


Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)

Сортировать по

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

mon8881 637195379476540521

Михайлова Ольга


 Братство пера-2021

1.Текст грамотен, но много стилистический и семантических пропусков. 7

2. Стиль не идеален, немного затянут, но читабелен. 7

3. Сюжет пестрит натяжками: герои явно не первые люди на планете, но заметили симптомы превращения в упырей именно они;  руки  у героя вырастают явно не человеческие,  лиловые, но продаются  за людские, медицина там, видимо, на уровне Парацельса; действия планеты совершенно не ясны, но выдаются героями за позитив, при этом, несмотря на смертельную болезнь, там гуляют бандиты, а люди без желудка и  почек трахают женщин… Смеётесь, что ли, Карл? 3

4. Персонажи, они отличимы друг от друга, но все очень… лиловые. 7.

5. Фантастика – не мой жанр, но поставлю 7. 

6. Ну,рассказ явно написан не к конкурсу. 0, 90

 раскрыть ветвь
 0

ket263 637459937601820869

Екатерина Белецкая


Фиолетовое счастье

Оксана Алексеева

1. Качество текста – 10. Я не нашла, к чему придраться.

2. Стиль – 9. Живой, динамичный текст, может быть, местами чуть суховат, но ему это только на пользу. Стилистика подошла бы для фантастического романа 60-70 годов…

3. … равно как и сюжет, потому что сюжет как бы намекает на темы, которые в тот период очень любили поднимать авторы, непосредственно – нежно обожаемый мною по сей день пан Станислав Лем. И не только он. А именно – живая планета. Разумная живая планета. Которая меняет человека, приспосабливает, адаптирует. За монбланами попаданцев и боярки мелькнуло что-то разумное и доброе, при этом практически вечное, поэтому смело ставлю 9, единицу снимаю только за легкую скомканность, но не более того.

4. Персонажи – 9. Они живые, и они понравились. Им сопереживаешь, их жалеешь, за них радуешься. Причем от души радуешься, когда понимаешь, что им всё удалось, а дальше будет ещё лучше.

5. Личное впечатление – 9, потому что, как мне показалось, автор чуть перестаралась с любовной линией, хотя, конечно, сюжетно это обусловлено. Ну и немножко роялей в кустах, но в таких рассказах без них никак, это особенность жанра.

6. Коэффициент — 0,5, к сожалению, потому что ни пандемии, ни карт в этом рассказе нет. Надеюсь, автор не будет на меня за это в обиде =) Рассказ действительно хороший, вызывает добрые чувства и дает надежду, но он… как бы сказать… немного не для этого конкурса. Вот =)

 раскрыть ветвь
 0

brkuznetsov1 637262020269631990

Бр-Кузнецов


Игрок №8 на игрока №9.

Оксана Алексеева «Фиолетовое счастье»

Рассказ понравился. В особенности силён сюжет и оригинальна задумка на тему превращения землян в новой планетарной среде. Раскрывается она не раньше, чем надо. Стиль и язык также впечатления не портят.

Правила оценки конкурсных рассказов диктуют следующую логику:

1. Качество текста — грамотность вполне на уровне, вычитанность также, повторов и тому подобных бяк не заметил, старательность автором проявлена сполна, посему 10 из 10.

2. Стиль — гладкий, без лишних финтифлюшек, всё по делу, владение автора языком не вызывает сомнений, умение преподнести информацию присутствует, читать легко — не спотыкаешься. 10 из 10.

3. Сюжет — оригинален (это главное). Вполне понятен, достаточно натянут, чтобы с интересом дочитать до конца. Сюжетных дыр не наблюдается. Сюжетные события вертятся вокруг желания героя заработать и выбраться из нищеты, а также строятся из манипулятивных подводок к этому желанию, делающих его невыполнимым и обогащающих его отправителей на гиблую планету, из ппреобразующей людей силы этой планеты, осознаваемой людьми как пандемия, наконец, из обречённых попыток сопротивления преобразующей силе этой планеты и победного решения подчиниться ей, 10 из 10.

4. Персонажи — здесь всё внимание притянуто к главному герою, остальные совсем периферичны и не выпуклы, герой же вроде и неплохо прописан, но в свете мощи заявленной идеи оказывается слабым звеном в её реализации. Герой продаёт обе руки, чтобы расплатиться с долгами — неслабое такое решение, а яркого столкновения амбивалентных сил (страх, надежда, гнев на персонифицированных виновников и т.д.) — всего этого не заметно. Герой рационален, он тщательно рассчитывает и проворачивает операцию с поддельными паспортами, чтобы остаться в плюсе. Человек ли он в этот момент (в которого можно бы было вчувствоваться?), или рациональный робот, тиражирующий модули своей конструкции? Да, в результате этот гиперрациональный подход героя можно объяснить трансформацией (он уже не человек, а носитель инопланетного ксеноразума с ксеночувствительностью) — но опять-таки, этого инопланетянина столило бы убедительней представить в его внеземной логике. 7 из 10.

5. Личное впечатление. Весьма позитивное. Балл сниму за ситуацию «ложного хэппи энда». Герой типа выиграл, уйдя от всего земного. Но можно ли это состояние считать выигрышем, ели он больше уже не он. А версия на тему «Чужого» (только не явно деструктивная, а неопределённая — ну, пока). 9 из 10.

6. Тема конкурса — насколько раскрыта. Здесь 1 — тема раскрыта полностью.

 раскрыть ветвь
 1

 раскрыть ветвь
 0

u19leugene771 637747573103787918

Евгений Лисин


Игрок №4 на игрока №9.

Оксана Алексеева «Фиолетовое счастье»

Рассказ произвёл на меня очень приятное впечатление. Мне как любителю фантастики, он зашел на ура!

Далёкая планета, на которой люди по прилёту, постепенно заражались непонятным вирусом. А потом новые поселенцы начинали постепенно лишаться своих частей организма. Казалось бы, что всё решает пересадка органов! И даже есть добровольцы, которые сдают самих себя. Но есть один хитрец, который раскусил тайны загадочный планеты. «Теперь он просто миллионер!» А разве больше для счастья нужно?

Ну и самое главное, рассказ вместил в себя все три компонента задания: заражение на далёкой планете; время, данное на отращивание «спойлер!»; всевозможные пластиковые карты (оплата, удостоверение личности и т.д.).

«Фиолетовое счастье» после прочтения оставило после себя приятное послевкусие.

1. Качество текста — 9. Пара опечаток, которые не портят текст.

2. Стиль — 10. Он выполнен на отличном уровне.

3. Сюжет — 10. Вроде бы не нов. Но есть «изюминка», которая заставила улыбнутся.

4. Персонажи — 8. Немного «картонности» портят общее впечатление. Сорри, тут минус два балла.

5. Личное впечатление — 10. Очень неплохая работа, на мой скромный взгляд.

6. Тема конкурса — 1. Все три компоненты присутствуют.

 раскрыть ветвь
 2

 раскрыть ветвь
 1

kott74 637386416667984828

Константин Гуляев


Начало нелогичное). Как-то получается, что все толпой летят на гиблую планету (все летят и летят сюда на свой страх и риск), и тут же валом с нее валят. Зачем тогда летели? Это, в общем-то, единственная несостыковка, если не брать в расчет очень уж навороченные фантдопы. Кто, интересно, полетит на планету, где он станет неведомой фиолетовой краказяброй? И что это за никем не замеченная мегарегенерация, при которой части тела отрастают буквально за день (или за пару часов)? А нервные окончания при этом, вероятно, на время атрофируются? Почему бы им тогда не вырастить себе еще одну жену? Автор явно недодумал концовочку)).

Рассказ хороший. Умело подвешена интрига, движуха (ладно, динамика)) не дает оторваться от текста. Герои живые, хотя пока не понимаешь, что они уже не земляне, не особо верится в их мотивацию и, тем более, способности. Но когда понимаешь, все встает на свои места.

Написано грамотно, читается легко, концовка романтичная — чего еще надо читателю?

 раскрыть ветвь
 1

 раскрыть ветвь
 0

u19leugene771 637747573103787918

 раскрыть ветвь
 1

 раскрыть ветвь
 0

Qusya 636805641549926196

Qusya


Вот это вы меня удивили сейчас! ? Уровень взлетел со времен «Шококонка» год назад небывало просто! ? 

Без шуток, очень захватывающий сюжет — еще бы, такой мощный крючок в самом начале про руки. Я не ожидала, что все так повернется. Причем, удивительно, что отношения между героями не менее сложны и увлекательны, чем экспозиция. Динамично, сдобрено экшеном и приправлено нескучной философией. Финал реально порадовал, я предполагала более грустное развитие событий ? Обложка волшебная, особенно акварельные разводы космоса ❤ 

 раскрыть ветвь
 2

 раскрыть ветвь
 1

ziruca1 637203891009449155

Елена


Какая прелесть у вас получилась, спасибо

 раскрыть ветвь
 1

 раскрыть ветвь
 0

arhatko 637050449051241329

 раскрыть ветвь
 2

 раскрыть ветвь
 1

ziruca1 637203891009449155

 раскрыть ветвь
 0

Написать комментарий


7 898



14



187

Доброе утро!

Сегодня, как ожидается, бундестаг утвердит социал-демократа Олафа Шольца в должности канцлера Германии. Накануне Шольц уже высказался о неприемлемости угроз в адрес Украины со стороны России – эта тема в первых строчках всех новостей:

  • В ходе российско-американского видеосаммита Путин говорил о «деструктивной линии Киева», а Байден предупреждал о «решительных мерах» в случае военной эскалации конфликта. Договорились говорить дальше.
  • Два человека погибли и четверо ранены в результате стрельбы в МФЦ в Москве.
  • Бастрыкин раскритиковал Следственный комитет за рост числа оправдательных приговоров (их меньше одного процента).
  • Прокуратура Германии просит пожизненный срок для россиянина, обвиняемого в убийстве бывшего чеченского полевого командира в Берлине.

Язык до Киева доведет

Двухчасовой видеосаммит Путина и Байдена, согласно заявлению обеих сторон, был посвящен в основном Украине. В российском сообщении говорится, что Путин рассуждал о «внутриукраинском кризисе» и иллюстрировал «деструктивную линию Киева» в отношении Донбасса. В американском заявлении подчеркивается, что президент США поддержал суверенитет Украины и четко дал понять, что военная эскалация повлечет за собой жесткие экономические меры и другие санкции. Теперь представители президентов России и США должны «вступить в предметные консультации по этим чувствительным вопросам». Здесь всё изложено четко и подробно.

Комментируя этот саммит, бывший министр иностранных дел Украины Павел Климкин и директор Центра международных исследований Владимир Дубовик подробно описывают неприемлемую для Запада переговорную стратегию Путина («ты – мне, я – тебе»), но подчеркивают, что бесконечно договариваться лучше, чем вообще не договариваться. На какие уступки друг другу могут пойти стороны, по-прежнему непонятно, но сам факт переговоров снижает градус угрозы российского военного и гибридного вмешательства в Украину. Под гибридной войной имеется в виду в том числе и энергетическая: если в минувшие десятилетия Россия шантажировала Украину ценами на газ, то сейчас то же самое делается через прекращение поставок угля.

Американские законодатели включили меры по противодействию России в законопроект об оборонном бюджете на 2022 год, но санкций в отношении «Северного потока – 2» там нет. Что будет, если худший сценарий реализуется и Россию отключат от SWIFT, объясняется здесь.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 31 096. Официальное число инфицированных в России с начала пандемии – 9 миллионов 865 тысяч; официальное число жертв достигло к утру вторника 283 644 человек (+1182 за сутки).

Но это не все жертвы, даже если бы учет велся аккуратно: в МФЦ на юго-востоке Москвы посетитель открыл огонь из-за просьбы охранника надеть маску. Два человека погибли, еще четыре ранены. Стрелявший задержан. По неподтвержденным данным, он военный пенсионер и ярый ковид-отрицатель.

Прочая российская уголовщина

  • Начальник Следственного комитета Бастрыкин раскритиковал сотрудников своего ведомства за рост числа оправдательных приговоров. Их как было меньше одного процента, так и остается.
  • Под Ярославлем подчиненные Бастрыкина задержали 16-летнего подростка, подозреваемого в изготовлении бомбы (он состоял в «неправильных» телеграм-чатах, дома нашли некое «самодельное взрывчатое вещество»). Центр общественных связей ФСБ назвал задержанного «сторонником анархизма». Но суд отказался его арестовать, и это, в общем, сенсация.
  • ФСИН отчиталась о «пресечении экстремизма» в приморских ИК‑27 и СИЗО‑1; Gulagu.net сообщает о «массовом побоище» в этих учреждениях – одного заключенного, по данным правозащитников (пока не подтвержденным), забили до смерти. В тюменской исправительной колонии №2 за неделю двое заключенных покончили с собой, одному было 24 года. Юрий Дудь снял фильм о пытках, в котором старается донести до общественности, что эта проблема может коснуться каждого.
  • В Чечне силовики вместе с работниками местной газовой компании патрулируют выезды из населенных пунктов и проверяют наличие долга за коммунальные услуги. По словам местных жителей, их вынуждают погасить хотя бы часть долга за газ под угрозой отъема машины.
  • Как выяснила «Медуза», за две недели до взрыва на шахте «Листвяжная» завалило вентиляцию и там начал скапливаться метан. Но добычу не остановили, чтобы выполнить план. Утром 7 декабря спасатели нашли в шахте тела 13 погибших.

Высокая политика: от «иностранных агентов» до мусора

  • Российский Минюст объяснил «Важным историям», за что издание и его сотрудников включили в реестр «иностранных агентов»: за то, что сайты иностранноагентского Радио Свобода писали новости по расследованиям «Важных историй», а сами «Важные истории» опубликовали твит в поддержку иностранноагентской «Медузы». Впору послушать эмоциональное выступление Лии Ахеджаковой в поддержку «иноагентов». Ахеджакова недоумевает, почему «агентами» объявляют «лучших в профессии». Студенты ВШЭ тоже очень удивились, когда получили письмо с запретом проходить практику в организациях, объявленных «иностранными агентами». Руководство ВШЭ, правда, быстро отменило этот запрет и объяснило его появление «ошибкой менеджера».
  • В Курской области против преподавателя Суджанского сельскохозяйственного техникума Александра Мамкина возбудили административное дело об экстремизме после его жалобы на низкие зарплаты учителей. Хорошо, что не уголовное.
  • Европейский суд по правам человека обязал Россию выплатить 10 тысяч евро бывшему руководителю Карельской молодежной правозащитной группы Максиму Ефимову: в 2011 году его обвинили по «экстремистской» статье за газетную заметку, в которой он рассказывал о тесном сотрудничестве карельской епархии с властями. Ефимов получил политическое убежище в Эстонии, а возглавляемую им организацию в России ликвидировали за «экстремизм».
  • Роскомнадзор предупредил сеть Tor, позволяющую посетителям пользоваться анонимным интернет-подключением, что ее сайт будет заблокирован, если с него не удалят «запрещенную информацию». Понять, о чем идет речь, сложно, но скорее всего – о ссылке для скачивания браузера. Ранее некоторые российские провайдеры уже начали блокировать Tor с помощью оборудования для изоляции рунета. Google опять оштрафовали на 14 млн рублей из‑за неудаления «запрещенной» информации.
  • Глава Совета по правам человека при президенте России Валерий Фадеев просит мэра Москвы «разобраться» с надписями на таджикском и узбекском языках, которые появились на указателях станции метро «Прокшино», откуда идут автобусы в миграционный центр в Сахарове. По словам Фадеева, местных жителей дико раздражают эти указатели, потому что они создают «все условия для комфортного проживания приезжих без знания и владения русским языком». А надо, чтобы «проживание» было максимально дискомфортным.
  • «Коммерсант» обнаружил, что власти Москвы скрыли в документах регионы, в которые будут отправлять столичный мусор. Уроки Шиеса усвоены.
  • Навальный пишет в инстаграме, что руководство колонии хочет привлечь его к трудовой деятельности и он решил записаться в швейный цех. Начальство ответило: «Значит, швея» (слова «швец» в колонии не знают). И тут Навальный понял тех, кто выступает за широкое использование феминитивов: «вроде бы, какая разница, швея ты или швей», но почему-то «швея» показалась ему издевательством.
  • Все депутаты от КПРФ ушли из Заксобрания Ленинградской области во время рассмотрения законопроекта об обязательных QR-кодах, потому что им не дали задать вопросы. Вот хороший материал о том, как администрация президента совместно с силовыми структурами пытается укротить, наказать и «стерилизовать» эту партию.

Вокруг света

  • В Беларуси 47-летнего жителя Ляховичского района Александра Плескацевича приговорили к 2 годам «химии» за признание в любви Светлане Тихановской, которое он написал на опорах линий электропередачи.
  • Киевский апелляционный суд разрешил задержать Наталью Поклонскую, обвиняемую в госизмене. После аннексии полуострова в 2014 году Поклонская работала российским прокурором Крыма, потом была депутатом Госдумы, а сейчас отправлена послом России в Кабо-Верде. «Пусть сначала попробуют применить украинское правосудие на территории Украины, а потом за Африку берутся», – отреагировала на постановление киевского суда официальный представитель российского МИД Мария Захарова.
  • Прокуратура Германии потребовала пожизненного заключения для гражданина России Вадима Красикова, обвиняемого в убийстве в Берлине бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили.
  • Во Франции арестован подозреваемый в убийстве саудовского диссидента и журналиста Джамаля Хашогги. Он был убит и расчленен в здании консульства своей страны в Стамбуле в октябре 2018 года.

Шесть ссылок

  • Художники. Отрывок из книги Марка Липовецкого и Ильи Кукулина «Партизанский логос: Проект Дмитрия Александровича Пригова» (изд-во НЛО) – о принципе серийности в художественном творчестве ДАП. Или беседа с Игорем Маркиным – коллекционером и основателем первого в России частного художественного музея АРТ4.
  • Фотографы. Подборка воспоминаний современников о фотографе, графике и плакатисте Александре Родченко (1891–1956) – к 130-летию со дня рождения. Или фрагмент из сборника разговоров с классиком французской фотожурналистики Марком Рибу «Слова молчуна» (изд-во «Клаудберри»).
  • Рационализаторы. Рассказ о том, как в революционной Сибири строили города-сады и почему советская власть решила от них отказаться. Или история Ростислава Алексеева (1916–1980) – конструктора и создателя экранопланов.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

  • Рассказ александра сергеевича пушкина руслан и людмила
  • Рассказ алексина самый счастливый день читать
  • Рассказ алексин безумная евдокия
  • Рассказ алена на пикнике
  • Рассказ алексеева богатырские фамилии