Рассказ алексеева о войне для детей начальной школы

Сергей алексеев 1. как отчество писателя? 1. павлович 2. петрович 3. панкратович 4. пантелеймонович 5. пафнутьевич 2. о ком повествует

Сергей
Алексеев

1. Как отчество писателя?

1. Павлович

2. Петрович

3. Панкратович

4. Пантелеймонович

5. Пафнутьевич

2. О ком
повествует С. Алексеев в рассказе «Мишка»?

1. о русском
солдате

2. о коне

3.
о  медведе

4. о собаке

5. о Кутузове

3. Какова основная тема творчества Сергея
Алексеева?

1. мораль

2. природа

3. дети и взрослые

4.
история

5. профессии

4.  Родной
город Сергея Алексеева

1. Киев

2.
Плисков

3. Поставы

4. Винницы

5. Севастополь

5. Какие слова произнес
Клочков (рассказ С. Алексеева
«Подвиг у
Дубосеково»), когда на наших солдат пошли 30 танков?

1. Велика Россия, а отступать некуда. Позади
Москва.

2. Двум
смертям не бывать, а одной не миновать.

3. Со щитом
или на щите.

4. Тяжело в
учении, легко в бою.

5. Не так
страшен чёрт, как его малюют.

6. Как зовут героя книги С. Алексеева
«История крепостного мальчика»?

1.
Митя Мышкин

2. Иван 
Козловский

3. Денис Кораблёв

4. Миша Слонов

5. Алик Деткин

7. О каком знаменитом герое Сергея Алексеева
сказано, что он «
то академик, то герой, то
мореплаватель, то плотник
»?

1. Суворов

2. Кутузов

3. Пётр I

4. Панфилов

5. Пугачёв

8. О событиях какой войны рассказано в
книге Сергея Алексеева «Птица-Слава»?

1.
Отечественная война 1812 года

2. война со шведами

3. Великая Отечественная война

4. русско-турецкая война

5. Японская война

9. О каком времени рассказывает повесть
Сергея Алексеева «Грозный всадник»?

1. война со шведами

2. восстание Емельяна Пугачёва

3. Отечественная война 1812 года

4. восстание
Степана Разина

5. Великая Отечественная война

10. О каком времени рассказывает повесть
Сергея Алексеева «Идёт война народная»?

1. война со шведами

2. восстание Емельяна Пугачёва

3. Отечественная война 1812 года

4. восстание Степана Разина

5. Великая
Отечественная война

11. «Азбукой
патриотизма
» назвал книги Сергея Алексеева известный
критик:

1. В. Белинский

2. И. Гончаров

3. Н. Добролюбов

4. И.
Мотяшов

5. В. Смирнова

12. О каком русском царе Сергей Алексеев
рассказал в книге
«Небывалое бывает»?

1.
Пётр I

2. Александр I

3. Александр II

4. Николай I

5. Николай II

13. О каком времени рассказывает повесть
Сергея Алексеева «Богатырские фамилии»?

1. война со шведами

2. восстание Емельяна Пугачёва

3. Отечественная война 1812 года

4. восстание Степана Разина

5. Великая
Отечественная война

14. Продолжите название рассказа Сергея
Алексеева «Ленинградская ….»

1. дорога

2. походка

3. весна

4. застава

5. блокада

15. Кто был соавтором Алексеева при
издании учебника  по истории для начальной школы?

1.В.Г. Карцев

2. А.М. Горький

3. С.Я. Маршак

4. С.В. Михалков

5.
В. Пикуль

16. Солдаты дивизии какого генерала (рассказ С. Алексеева «Подвиг у Дубосеково») преградили путь фашистам?

1. Раевского

2. Панфилова

3. Рокоссовского

4. Лукина

5. Карбышева

17. Первая
профессия Алексеева

1.геолог

2. пожарный

3. дипломат

4. лётчик

5. учитель

18. В рассказ
о каком полководце включил Алексеев следующее его высказывание: «Там, где
пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все
равно пройдет русский солдат»?

1. Михаил
Кутузов

2. Дмитрий
Донской

3. Константин
Рокоссовский

4. Александр
Невский

5. Александр Суворов

19. Какой
кумир авиатора был у Алексеева?

1. Виктор Талалихин

2. Александр Покрышкин

3.
Валерий Чкалов

4. А. Сент-Экзюпери

5. Георгий Байдуков

20. Бой за какой город описан в рассказе С. Алексеева «Подвиг у Дубосеково»?

1. Киев

2. Сталинград

3. Ленинград

4. Смоленск

5. Москва

21. За какую книгу Сергей Алексеев был
отмечен
почетным дипломом Международного Совета по детской книге?

1. «Птица-слава»

2. «Богатырские фамилии»

3. «Грозный всадник»

4. «Рыжик»

5.
«Сто рассказов из русской истории»

22. За какую книгу Сергей Алексеев был
отмечен высшей отечественной наградой – Государственной премией СССР?

1. «Птица-слава»

2.
«Богатырские фамилии»

3. «Грозный всадник»

4. «Рыжик»

5. «Сто рассказов из русской
истории»

23. Какую первую книгу издал
для детей Алексеев?

1.
«Небывалое бывает»

2. «История крепостного
мальчика»

3. «Идёт война народная»

4. «Рассказы о декабристах»

5. «Сто рассказов из русской
истории»

24. Как называется сборник
рассказов Алексеева о стройках 30-х годов ХХ века?

1. «Птица-слава»

2. «Богатырские фамилии»

3. «Грозный всадник»

4. «Рыжик»

5.
«Главная специальность»

25. В каких двух издательствах
(два ответа) работал Алексеев?

1. «Парус»

2.
«Детская литература»

3.
«Детгиз»

4. «Историческая библиотечка
для школьника»

5. «Колибри»

26. О каком времени повествует
книга Алексеева «Лебединый крик»?

1. о
борьбе с татаро-монгольским игом и Куликовской битве

2. об Иване Грозном

3. о царе Петре и его времени

4. о
Смутном времени

5. о крепостном праве

27. О какой стройке не
рассказал Алексеев?

1. Магнитка

2. Днепрогэс

3.Турксиб

4. Комсомольск-на-Амуре

5. БАМ

28. В каком году умер Сергей Алексеев?

1. 2007

2.
2008

3. 2010

4. 2012

5. 2013

29. Какой журнал редактировал Алексеев в 1965-1996 годы?

1.
«Мурзилка»

2. «Весёлые
картинки»

3.
«Трамвай»

4. «Костёр»

5. «Детская литература»

30. О
каком времени рассказывает повесть Сергея Алексеева «жизнь и смерть Гришатки
Соколова»?

1. война со шведами

2. восстание
Емельяна Пугачёва

3. Отечественная война 1812 года

4. восстание Степана Разина

5. Великая Отечественная война

Бондарев Ю. — «Батальоны просят огня» Юрий Бондарев — русский писатель, уч...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Бондарев Ю. — «Батальоны просят огня» Юрий Бондарев — русский писатель, уч

    Описание слайда:

    Бондарев Ю. — «Батальоны просят огня»
    Юрий Бондарев — русский писатель, участник боевых действий с 1941 года в Польше и под Сталинградом. В его повести изображена настоящая война глазами солдата. Он писал о целесообразности потерь во время достижения победы, о человеческих жизнях и ценностях.
    «Читаем детям книги о войне » -подготовила библиотекарь Надеждинской ПБ Хабибрахманова Г.Р. 16 апреля 2019г

  • 2 слайд

    Медведев Д. — «Сильные духом» $ Медведев писал о правде жизни, о духе советс

    Описание слайда:

    Медведев Д. — «Сильные духом» $
    Медведев писал о правде жизни, о духе советского народа, и единстве, взаимопонимании и патриотизме. В его книге нет ни капли домыслов, всё абсолютно достоверно. Лёгкий в чтении язык и способность автора завлечь читателя сделали книгу популярной уже более чем на 60 лет.

  • 3 слайд

    Полевой Б. — «Повесть о настоящем человеке» • Реальная история о лётчике Але

    Описание слайда:

    Полевой Б. — «Повесть о настоящем человеке» •
    Реальная история о лётчике Алексее Маресьеве, герое войны, который несмотря на потерю обеих ног в бою, снова сел за штурвал и сражался с немецкими захватчиками. Эта повесть о закалённом характере русского человека, силе духа, смелости, о вере в себя и народ.

  • 4 слайд

    Смирнов С. — «Брестская крепость» • Это книга об одном из самых трагических

    Описание слайда:

    Смирнов С. — «Брестская крепость» •
    Это книга об одном из самых трагических и весомых событий за всю историю Отечественной войны. Считанное число защитников противостояли противникам, несмотря на их очевидное превосходство. Автор смог собрать по крупицам все события тогдашней битвы.

  • 5 слайд

    Александр Твардовский — «Василий Теркин» • Самое известное произведение авто

    Описание слайда:

    Александр Твардовский — «Василий Теркин» •
    Самое известное произведение автора, ставшее популярным реквизитом фронтовой жизни. Твардовский показал, что юмор уместен даже на войне. Поэма представлена несколькими эпизодами, главный герой которых везде один и тот же. Очень интересна и легка в чтении.

  • 6 слайд

    Алексеев С. — «Рассказы о войне» $ Алексеев — известный детский писатель, кот

    Описание слайда:

    Алексеев С. — «Рассказы о войне» $
    Алексеев — известный детский писатель, который умел немудреным и понятным языком донести детям, что значит реальная война. Он писал о реальных людях, об их подвигах и героизме. Учил гордиться своими предками и воспитал любовь к Родине, дух патриотизма.

  • 7 слайд

    Баруздин С. — «Шел по улице солдат» Это детский рассказ о необыкновенном чел

    Описание слайда:

    Баруздин С. — «Шел по улице солдат»
    Это детский рассказ о необыкновенном человеке, который тысячу раз сражался за Родину и побеждал. Он солдат, он герой. Он множество раз погибал, и не погиб. Это рассказ о дедах и прадедах, воевавших в годы Отечественной войны. Они все были настоящими героями.

  • 8 слайд

    Анатолий Митяев — «Подвиг солдата» Шесть действительно произошедших случаев

    Описание слайда:

    Анатолий Митяев — «Подвиг солдата»
    Шесть действительно произошедших случаев из жизни солдат на войне. Каждый из них о кровопролитной борьбе с фашистами. Анатолий Митяев, лично принимавший участие в боевых действия, рассказывает детям о том, как это было. О бесстрашном народе, победившем захватчиков.

  • 9 слайд

    Балтер Б. — «До свидания, мальчики!» Главный герой рассказа Володя Белов, в

    Описание слайда:

    Балтер Б. — «До свидания, мальчики!»
    Главный герой рассказа Володя Белов, в котором соединились мальчишка и прошедший войну взрослый мужчина. Это история о судьбе одного человека в большой стране. По сюжету этого рассказа был снят одноименный фильм и неоднократно поставлен спектакль.

  • 10 слайд

    Богомолов В. — «Зося» $ 1944 год. Обессиленный мотострелковый батальон после

    Описание слайда:

    Богомолов В. — «Зося» $
    1944 год. Обессиленный мотострелковый батальон после месяца беспрерывных боев останавливается в небольшой деревеньке под Белостоком. Молодой боец, буквально со школьной скамьи ушедший на фронт, встречает там польскую девушку Зосю, которая на всегда останется в его памяти.

  • 11 слайд

    Бакланов Г. Я. — «Навеки – девятнадцатилетние» • Известный писатель Бакланов

    Описание слайда:

    Бакланов Г. Я. — «Навеки – девятнадцатилетние» •
    Известный писатель Бакланов, по книгам которого было снято не мало фильмов, писал о поколении своего времени, прошедшего Великую Отечественную Войну. О воевавших школьниках, которые так и не вернулись домой, о дружбе, любви, подвигах и героизме.

  • 12 слайд

    Сергей Петрович Алексеев — «Сто рассказов о войне» • Сборник рассказов, посв

    Описание слайда:

    Сергей Петрович Алексеев — «Сто рассказов о войне» •
    Сборник рассказов, посвященных людям, которые мужественно сражались на войне, защищали народ и победили фашистских захватчиков. Книга талантливого писателя, с которой каждый читатель проживает описанные события. Многие поколения выросли на рассказах Алексеева.

  • 13 слайд

    Алексеев С. — «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для дет

    Описание слайда:

    Алексеев С. — «Великие победы. Рассказы о Великой Отечественной войне для детей»
    В данный сборник вошли рассказы известного писателя, посвященные теме Отечественной войны. Автор вспоминает много событий, произошедших в то время — и блокаду Ленинграда, и битву за Сталинград и Берлин и др. Главный персонаж — русский народ, защищающий Родину.

  • 14 слайд

    Любовь Воронкова «Девочка из города. Повести» $ Девочка Валентинка родилась в

    Описание слайда:

    Любовь Воронкова «Девочка из города. Повести» $
    Девочка Валентинка родилась в городе. Во время бомбового удара по городу потеряла мать и маленького брата, бежала от войны и волею судьбы попала в деревню. Одна из местных жительниц, у которой уже было трое детей, приютила девочку. Сможет ли Валентинка когда-нибудь назвать её мамой?

  • 15 слайд

    В. Чудакова — «Чижик — птичка с характером» Валентина Чудакова ещё в юности

    Описание слайда:

    В. Чудакова — «Чижик — птичка с характером»
    Валентина Чудакова ещё в юности узнала, что такое война. Она была санитаркой, агитатором, связной, а позже командиром пулеметного взвода, и за тем и роты. Автор написала о многих трагических событиях, пережитых лично, о потере близких ей людей.

  • 16 слайд

    Маркуша А. — «Я – солдат, и ты – солдат» Анатолий Маркович Маркуша — советс

    Описание слайда:

    Маркуша А. — «Я – солдат, и ты – солдат»
    Анатолий Маркович Маркуша — советский писатель, участвовавший в Отечественной войне в качестве лётчика-истребителя. Написал больше 100 книг, одна из них «Я – солдат, и ты – солдат», сюжет которой представлен письмами солдата Певцова, адресованных младшему брату.

  • 17 слайд

    Гайдар А. — «Клятва Тимура» Главный герой повести подросток Тимур, обладающ

    Описание слайда:

    Гайдар А. — «Клятва Тимура»
    Главный герой повести подросток Тимур, обладающий незаурядными лидерскими качествами. Который образовал команду тимуровцев, объединив группу ровесников. Из благородных побуждений они тайно помогают детям, старикам и семьям военных.

  • 18 слайд

    Гайдар А. — «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слов

    Описание слайда:

    Гайдар А. — «Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» $
    Сказка о героическом Мальчише-Кибальчише и его борьбе со злыми буржуинами, напавшими из-за Черных Гор. Только закончилась война, и снова взято в руки оружие. В 1964 вышел в свет фильм «Сказка о Мальчише-Кибальчише», который смотрят и по сей день.

  • 19 слайд

    Артюхова Н. — «Светлана» Одна из известных повестей Нины Артюховой 1955 год

    Описание слайда:

    Артюхова Н. — «Светлана»
    Одна из известных повестей Нины Артюховой 1955 года. Во время Отечественной войны потерявшая родителей девочка оказывается в детском доме. Она снова учится жить, радоваться, смеяться и старается забыть все кошмары войны. Повесть о доброте, справедливости и чести.

  • 20 слайд

    Катаев В. — «Сын полка» • Маленький мальчик Ваня Солнцев стал круглым сирото

    Описание слайда:

    Катаев В. — «Сын полка» •
    Маленький мальчик Ваня Солнцев стал круглым сиротой в годы Отечественной войны. Голодным и озябшим нашли его ефрейтор и сержант, и усыновили целым полком, где он взрослеет и становится героем. С разницей почти в сорок лет были две успешные экранизации книги.

  • 21 слайд

    Лиханов А. — «Последние холода» • $ Нелёгкая судьба досталась двум детям брат

    Описание слайда:

    Лиханов А. — «Последние холода» • $
    Нелёгкая судьба досталась двум детям брату и сестре, которые стали сиротами во время войны. Книга о человечности, благородстве и достоинстве маленьких ребятишек, которые несмотря ни на что пытаются выжить, оставаясь при этом людьми. Подойдёт для чтения детям и взрослым.

  • 22 слайд

    Распутин В. — «Уроки французского» $ Послевоенное время. В одной из российски

    Описание слайда:

    Распутин В. — «Уроки французского» $
    Послевоенное время. В одной из российских деревень живёт одиннадцатилетний мальчик. Мать отправляет его учиться в райцентр, где он встречается с учительницей французского, навсегда изменившей его жизнь. Она помогла ему выжить, он помог ей стать увереннее в себе.

  • 23 слайд

    Анатолий Митяев — «Книга будущих командиров» • Произведение, которое несколь

    Описание слайда:

    Анатолий Митяев — «Книга будущих командиров» •
    Произведение, которое несколько раз дополнялось и переиздавалось — о военном искусстве, его истории. Наибольшей популярности книга достигла среди мальчишек, мечтающих стать полководцами, командирами, археологами. Захватывающие приключения привлекают читателей и сегодня.

  • 24 слайд

    Надежда Надеждина — «Партизанка Лара» • Лара Михеенко была смелой девушкой,

    Описание слайда:

    Надежда Надеждина — «Партизанка Лара» •
    Лара Михеенко была смелой девушкой, пополнившей ряды партизанов в годы войны. Девочка разведывала секретную информацию, и даже участвовала в боевых действиях. Попала в руки фашистов из-за предателя. Была представлена к награде, но получить её не успела…

  • 25 слайд

    Валентина Чудакова — »Коменданты, интенданты» Повесть об обратной стороне

    Описание слайда:

    Валентина Чудакова — »Коменданты, интенданты»
    Повесть об обратной стороне войны. Не о тех, кто брался за оружие и бросался в бой. Это произведение о людях, без которых победа не была бы достигнута. О тех, кто обеспечивал фронтовую жизнь, об уважении к разным профессиям. Все рассказы автора основаны на личной биографии.

  • 26 слайд

    Васильев Б. — «В списках не значился» • Десять месяцев войны один из русских

    Описание слайда:

    Васильев Б. — «В списках не значился» •
    Десять месяцев войны один из русских солдат защищал Родину, воевал с немецкими фашистами. Только в апреле 1942 года его взяли в плен. Но до сих пор никто не знает его имени, никто не оповестил его родных о случившемся. Он остался неизвестным солдатом, о котором слагают

  • 27 слайд

    Воробьев К. Д. — «Убиты под Москвой» • Одно из самых примечательных произвед

    Описание слайда:

    Воробьев К. Д. — «Убиты под Москвой» •
    Одно из самых примечательных произведений автора, получившее известность после первой же публикации в 1963 году. Повествует об одном фрагменте из битвы за Москву. Главный герой Алексей Ястребов, кремлёвский курсант, должен вступить в первый в своей жизни настоящий бой.

  • 28 слайд

    Сухова А. — «Дети войны» Книга о храбрых поступках детей, которые вместе со

    Описание слайда:

    Сухова А. — «Дети войны»
    Книга о храбрых поступках детей, которые вместе со взрослыми вступают в неравный бой на войне. Ещё вчера они были школьниками, а сегодня уже солдаты. Время тяжелых испытаний описывает автор. Главной задачей произведения было пробудить дух патриотизма у читателей.

  • 29 слайд

    Михаил Шолохов — «Судьба человека. Рассказы» $ Шолохов писал рассказы о людях

    Описание слайда:

    Михаил Шолохов — «Судьба человека. Рассказы» $
    Шолохов писал рассказы о людях, которых не смогли сломать ни кошмары войны, ни страшные ужасы немецкого плена, ни даже потеря близких. У них твердая воля и закаленный характер. Они полны решимости, веры в себя и патриотизма. Они готовы сражаться за Родину.

  • 30 слайд

    Платонов А. П. — «Взыскание погибших» Мать, которая потеряла на войне своих

    Описание слайда:

    Платонов А. П. — «Взыскание погибших»
    Мать, которая потеряла на войне своих детей, возвращается домой. Она идёт дорогой буквально рядом с немцами, но не боится уже ничего. На ней нет лица, тоска затмила всё, она утратила свой смысл жизни. И что происходит в мире вокруг, для неё больше не важно.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ алексеева о войне для детей начальной школы

  • Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов

Рассказ алексеева о войне для детей начальной школы

  • Сейчас обучается 890 человек из 81 региона

Рассказ алексеева о войне для детей начальной школы

  • Сейчас обучается 350 человек из 69 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Статья «Как сформировать у ребёнка положительное отношение к школе»

  • Рабочая программа по изобразительному искусству (4 класс)

  • Адаптированная программа для ученика 3 класса

  • Методическая разработка урока математике по теме «Решение задач на деление»

  • Тест по физкультуре, ОБЖ,окр.миру, биологии «Здоровый образ жизни»

  • Задания олимпиады по математике 2 класс

  • Задания олимпиады по русскому языку 2 класс

  • Задания олимпиады по русскому языку 1 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452811 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании»

  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-воспитателя группы продленного дня»

  • Курс повышения квалификации «Сетевые и дистанционные (электронные) формы обучения в условиях реализации ФГОС по ТОП-50»

  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»

  • Курс повышения квалификации «Методика обучения игре детей с особенностями развития в рамках реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»

  • Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»

  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»

1 слайд. Презентация

Учитель литературы: Война в истории любого государства — трагический период, но помнить о ней необходимо. Для этого писатели и поэты, пережившие войну, оставляют потомкам свои произведения о подвиге и высоком моральном духе нашего народа. Сегодня мы познакомимся с рассказами писателя-фронтовика Сергея Петровича Алексеева о битве под Москвой, которая занимает особое место среди крупнейших битв второй мировой войны.

2 слайд

Студент (сообщение): Родился Сергей Петрович Алексеев 1 апреля 1922 года в селе Плисков Киевской губернии. После школы в 1940 году поступил в авиационное училище. Война застала его в полевом лагере рядом с границей, но курсант Алексеев был откомандирован в Оренбургское лётное училище. Без отрыва от учёбы в военном училище поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского педагогического института, за год и пять месяцев прошёл полный курс и в 1944 году получил диплом с отличием, «показав выдающиеся способности и знания в области исторических дисциплин, обнаружив склонность к самостоятельной научно-исследовательской работе», — как говорилось в заключении комиссии. По окончании училища был оставлен в нём инструктором и до конца войны занимался подготовкой курсантов. Алексеев был демобилизован в конце 1945 года из-за травм, полученных во время учебного полёта. В 1956 году в Министерстве образования ему предложили место редактора издательства «Детская литература», а в 1955 году он написал учебник истории («История СССР. Учебная книга для 4-го класса»), за который ему была присуждена премия. Учебник Алексеева по истории выдержал десять переизданий, по нему училось не одно поколение детей. Так, один человек соединил литературу и историю в своем творчестве. Сергей Алексеев написал более тридцати книг, посвящённых истории России, которые издавались на пятидесяти языках. Умер Сергей Петрович Алексеев 16 мая 2008 года в Москве.

3 слайд

Учитель истории: На предыдущих уроках мы приступили к изучению раздела истории: «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.». Давайте вспомним основные события начала Второй мировой войны и начала Великой Отечественной войны.

Устный опрос:

  1. Когда и каким событием началась Вторая мировая война?
  2. Какие государства были захвачены немцами к моменту вторжения в СССР?
  3. Как назывался план войны против СССР, разработанный по поручению Гитлера в 1940 г. и какие положения он включал?
  4. Назовите дату начала Великой Отечественной войны.
  5. Покажите на карте направления главных ударов немецких войск по плану «Барбаросса» (Группы армий Север-Центр-Юг)
  6. Какие мероприятия провело советское руководство по отражению немецкой агрессии в начале войны?
  7. Назовите основные сражения 1941 года.

Учитель истории: На сегодняшнем уроке мы должны изучить Московская битву, которая занимает особое место среди крупнейших битв второй мировой войны.

4 слайд

Студент:

Здесь каждый дом стоит, как дот,

И тянутся во мгле

Зенитки с крыши в небосвод,

Как шпили на Кремле.

Как знак, что в этот час родней

С Кремля моя земля,

И даже кажутся тесней

Дома вокруг Кремля.

На окнах белые кресты

Мелькают второпях, —

Такой же крест поставишь ты,

Москва, на всех врагах.

5 слайд

Учитель истории: Москва почувствовала дыхание войны еще в июле, когда в ночь на 22 июля, ровно через месяц после начала войны состоялся первый налет немецких бомбардировщиков. Всего за годы войны на Москву было совершено 134 налета, сброшено 1526 фугасных и 45000 зажигательных бомб. Самый большой налет состоялся 29 октября 1941 г., в нем участвовали более 300 бомбардировщиков, было сбито 47 самолетов противника.

В отражении одного из налетов совершил свой подвиг лейтенант Виктор Талалихин, направивший свой самолет в хвост бомбардировщика, несшего смерть к Москве.

Учитель литературы: Для Сергея Петровича Алексеева подвиги летчиков были самой близкой темой, ведь он сам был летчиком, обучал летному делу будущих героев неба. Вот, как он об этом пишет в рассказе «Московское небо».

6 слайд

Студентка: рассказ С.Алексеева «Московское небо» (краткое содержание).

Учитель литературы: В чем же смысл этого рассказа?

Студентка: Смысл этого рассказа Сергея Алексеева в том, что фашисты хотели быстро, с лету, уничтожить Москву, но наши летчики разрушили планы Гитлера.

7 слайд

Учитель истории: Битва под Москвой продолжалось 203 суток и включала в себя два периода:

I.

— 30 сентября — 5 декабря 1941 года — оборонительный период

— 30 сентября — конец октября 1941 год — первое наступление группы армий «Центр»

— 15-18 ноября — 4 декабря 1941 года — второе наступление группы армий «Центр»

II. 5 декабря 1941 г. — 20 апреля 1942 года — наступательный период.

После захвата Киева немцы начали подготовку к захвату столицы и немецким командованием была разработана военная операция под кодовым названием «Тайфун». Для выполнения задуманного Гитлер выделил 74 дивизии. Им противостояли советские войска Западного, Резервного и Брянского фронтов.

8 слайд

По замыслу фашистов следовало тремя мощными ударами танковых группировок разделить оборону советских войск, охватить город с севера и юга. Враг надеялся стремительно, как тайфун, сломить сопротивление советских войск и был уверен в победе. Операция «Тайфун» началась 30 сентября 1941 г. Бои шли уже в 100 км от Москвы. С начала октября главным рубежом обороны становится Можайское направление. 10 октября из Ленинграда был отозван генерал Г.К.Жуков, которого назначают командующим Западным фронтом. Прибыв на Западный фронт, Жуков сделал простой, но страшный вывод: «Фронта обороны на западном направлении фактически уже нет. Все пути на Москву, по существу, открыты».

9 слайд

Тогда в боях на можайских рубежах враг потерял 117 танков, 226 автомашин, до 10 тысяч солдат и офицеров убитыми и ранеными. Подвиг советских воинов, задержавших на шесть дней у Бородина продвижение фашистов, сыграл в обороне Москвы большую роль: было выиграно время для переброски подкреплений, для укрепления подступов к Москве. Г.К.Жуков так писал в своей книге «Воспоминания и размышления»: «Спустя 130 лет после похода Наполеона, на Бородинском поле, том самом поле, которое давно уже было нашей национальной святыней, бессмертным памятником русской воинской славы, разгорелся бой. Воины 32-й стрелковой дивизии не уронили этой славы, а приумножили ее».

Несмотря на все эти меры, к середине октября враг вплотную подошел к столице и в немецкие бинокли отлично просматривались башни Кремля.

Учитель литературы: Вот какую историю рассказывает Алексеев про огромную немецкую пушку, которая должна была ударить по Кремлю.

10 слайд

Студентка: рассказ С.Алексеева «Пушка» (краткое содержание).

Учитель литературы: В чем же был символический смысл этой пушки?

Студентка: Это была самая большая дальнобойная пушка, она могла добить от окраины до центра Москвы. Ее выстрел был бы символичен для фашистов. Но символическим стал выстрел из нее по убегающим фашистам.

11 слайд

Учитель истории: 20 октября в Москве ввели осадное положение: запрещалось ходить и ездить по улицам с 12 часов ночи до 5 часов утра. В дивизии народного ополчения вступали люди различных профессий — рабочие, учёные, писатели, врачи, учителя, инженеры. Только за первую половину октября Москва дополнительно дала фронту 50 тысяч воинов. А 450 тысяч москвичей, главным образом, женщин и подростков участвовали в строительстве оборонительных рубежей, своими руками люди вынули более 3 миллионов кубометров земли. Сотни тысяч москвичей круглосуточно работали на оставшихся в Москве предприятиях. Москва защищалась всеми доступными средствами.

А 7 ноября на Красной площади, несмотря на артиллерийскую канонаду близкого фронта, состоялся военный парад.

Учитель литературы: Вот как вспоминает об этом герой рассказа Сергея Алексеева «Красная площадь»: «8 часов утра. Застыли на минуту стрелки часов на кремлевской башне.

Отбили куранты время.

Все стихло. Командующий парадом отдал традиционный рапорт. Принимающий парад поздравляет войска с годовщиной Великого Октября. Опять все стихло. Еще минута. И вот вначале тихо, а затем все громче и громче звучат слова Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил СССР товарища Сталина.

Сталин говорит, что не в первый раз нападают на нас враги.

— На вас, — долетают слова до Митрохина, — смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю, — летят сквозь мороз слова. — Будьте же достойными этой миссии!

Подтянулся Митрохин. Лицом стал суровее, серьезнее, строже.

— Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая, — говорил Сталин. — Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!

И сразу же после речи Верховного Главнокомандующего по Красной площади торжественным маршем прошли войска. Шла пехота, шли артиллерия и кавалерийские части, прогремели металлом танки.

Все это здесь, на Красной площади, в такой тревожный час, казалось чудом. И вот войска, как в сказке, возникнув здесь, в центре Москвы, снова направлялись на фронт, туда, где совсем рядом решалась судьба и Москвы, и всего Советского Союза».

12 слайд

Учитель истории: Второе наступление группы армий «Центр» на Москву началось 15 ноября. И вновь Подмосковье было ареной кровопролитных боев. Кое-где врагу удалось приблизиться к Москве на 25 км. Но неизменно продвижение вражеских войск разбивалось о стойкость и мужество советских солдат. Так, у железнодорожного разъезда Дубосеково на пути противника встала 316 стрелковая дивизия под командованием Ивана Васильевича Панфилова, 28 солдат с гранатами, бутылками горючей смеси и противотанковыми ружьями. 14 танков было подбито и подожжено, десятки фашистов убиты, остальные повернули назад. Атака сорвалась. Слова, которые произнёс политрук Клочков, вошли в историю: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва».

Учитель литературы: В рассказе «Напишу из Москвы» Сергей Петрович Алексеев описывает интересный случай, когда в снегах Подмосковья был найден труп немецкого офицера и его недописанное письмо…

13 слайд

Студент: рассказ «Напишу из Москвы» (краткое содержание).

Учитель литературы: Какова главная мысль этого рассказа?

Студент: Главная мысль в том, что фашисты надеялись на легкую победу, как и в остальной Европе, но Россия никогда не сдавалась: кто с мечом приходил, тот от меча и погибал.

14 слайд

Учитель истории: Героическая защита Москвы позволила перегруппировать воинские части и подтянуть подкрепление из Сибири. И 5-го декабря 1941 г. от стен столицы Советского Союза началось контрнаступление войск Западного и Калининского фронтов под командованием Г.К.Жукова и И.С.Конева, Юго-Западного Фронта под командованием С.К.Тимошенко. В первые же дни были освобождены города Тверь, Солнечногорск, Клин, Истра. Этот мощный боевой натиск, захватив и другие участки советско-германского фронта, продолжался до апреля 1942г. Враг был отброшен от столицы на 250 км.

Учитель литературы: Послушайте, как об этом рассказывает Сергей Алексеев на страницах своей книги «100 рассказов о войне».

Студентка: рассказ «Фирменное блюдо» (краткое содержание).

Учитель литературы: Благодаря чему же простой повар сумел справиться с фашистами?

Студентка: Благодаря мужеству и отваге, ненависти к врагу.

15 слайд

Учитель истории: В результате декабрьского контрнаступления Красной Армии была ликвидирована прямая угроза Москве. Одним из важных результатов стало то, что немецкое командование лишилось моторизованных корпусов — ударные возможности ощутимо снизились. К началу января 1942 года захватчики были отброшены от столицы на 100-250 километров. Германия претерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне.

Учитель литературы: О контрнаступлении советских войск под Москвой Сергей Алексеев написал несколько замечательных рассказов. Давайте познакомимся с рассказом «Дом».

16 слайд

Студент: рассказ «Дом» (краткое содержание).

Учитель литературы: В чем же состоял подвиг семьи Кузнецовых?

Студент: Подвиг Кузнецовых, матери и ее маленького сына, состоял в том, что, несмотря на зимний холод, они отдали свой дом — все, что имели, — для строительства понтонов, чтобы наши танки догнали убегающих фашистов.

17 слайд

Учитель истории: Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны имело массовый характер. Жители оккупированных территорий тысячами уходили в партизаны с целью сражаться с захватчиком. Главные задачи партизан заключались в нарушении автомобильного, воздушного и железнодорожного сообщения врага, а также в подрыве работы линий связи.

Формирование партизанских отрядов было вызвано жестокими нацистскими порядками, а также вывозом мирного населения с территории, оккупированной врагом, в Германию для проведения тяжелых работ. В начале осени 1941 года связь с партизанами в глубоком тылу значительно улучшилась — движение партизанских отрядов существенно активизировалось и стало носить более организованный порядок.

В первые месяцы войны партизаны сбивались в небольшие отряды до нескольких десятков человек. Уже спустя менее чем полгода бойцов в отрядах стало насчитывать сотни бойцов. Наиболее крупные отряды возникли в районах Украины и Белоруссии, где гнет немцев был особо суровым.

18 слайд

Студентка: рассказ «Трое» (краткое содержание).

Учитель литературы: О чем нам хочет сказать автор, рассказывая о подвиге мальчишек?

Студентка: О том, что весь народ, включая детей, встал на защиту Родины. Дети — не солдаты, у них не было оружия, но они боролись с фашистами своей волей, смекалкой, даже хитростью, а главное — самоотверженностью.

19 слайд

Учитель истории: Историческое значение битвы под Москвой:

  • битва под Москвой показала несостоятельность стратегии молниеносной войны и развеяла миф о непобедимости германской армии, это было первое крупное поражение немецких войск в ходе всей Второй мировой войны;
  • союзники Германии — Турция и Япония — воздержались от вступления в войну против СССР;
  • начался подъем антифашистского движения Сопротивления в странах Западной Европы;
  • был ускорен процесс создания единой антигитлеровской коалиции государств.

Вопросы для закрепления (устный опрос):

  1. Когда началось контрнаступление Красной Армии под Москвой?
  2. Кто занимал в период битвы за Москву пост главнокомандующего войсками Московского военного округа, а также возглавил Московскую зону обороны?
  3. Кому принадлежат облетевшие всю страну слова «Велика Россия, а отступать некуда-позади Москва»?
  4. Как назывался план германских войск по захвату Москвы?
  5. Сколько дивизий народного ополчения было сформировано в Москве?
  6. Как повлияла битва под Москвой на весь ход Великой Отечественной войны?

20 слайд

Учитель литературы: Сегодня мы, изучая историческую тему «Битва под Москвой», познакомились и с книгой писателя Сергея Петровича Алексеева «100 рассказов о войне». Какая же мысль автора объединяет эти рассказы? Несмотря на военный перевес в технике, фашисты не смогли победить, потому что главное в войне, как сказал Кутузов, — это тот дух, что живет в каждом солдате.

Учитель истории: Я зачитаю Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении городу Москве почетного звания «город-герой»:

За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы Союза Советских Социалистических Республик города Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. присвоить городу Москве почетное звание «город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». 8 мая 1965 год.

Учитель литературы: Поэт Алексей Сурков в начале ноября 1941 года написал стихи «Марш защитников Москвы», а композитор Борис Мокроусов написал на них музыку. Так родилась песня, давайте ее послушаем.

Песня: «Марш защитников Москвы» (видеоролик).

Муниципальные
научные чтения им. И.В. Курчатова

для
обучающихся 3-5 классов

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа № 29 VI
вида»

Направление
работы: «Слово за нами…»

(русский
язык и литература)

Тема
работы «Читайте книги о войне!»

Автор:
Шашков Михаил,

МБОУ
СОШ № 25, 3 «А» класс

Научный
руководитель: Устьянцева Светлана Александровна,

учитель
МБОУ СОШ №25

Озерский
городской округ

2021
г

Содержание

Введение                                                                                                                     3-4

Основная часть

Теоретическая часть

Глава 1. «У нас есть что вспомнить и чем гордиться!                                               
5-7

1.1                
Война в жизни Сергея Алексеева                                                         
5

1.2                
Война в книгах Сергея Алексеева                                                        
6

1.3                
Нужны ли книги Сергея Алексеева сегодня?                                        
7

Практическая часть

Глава 2. Читайте книги о войне!                                                                               
8-9

2.1 Алгоритм создания мультфильма по рассказу
«Особое задание»                 8

2.2Классный час «Читайте рассказы Сергея
Алексеева о войне!»                     8

2.3 Читайте книги о войне!                                                                                
9

Заключение                                                                                                                10

Список использованной литературы                                                                       
11

Приложения                                                                                                          12-17

Введение

Любим ли мы смотреть
мультфильмы? Конечно, да. А читать любим? Размышляя над этими вопросами, я
решил провести опрос среди моих одноклассников.

В классе 30 ребят, в опросе
приняли участие – 25.

Вопрос 1. Любите ли вы
читать?
(Приложение 1)

Из 25 учеников 9 ответили
«да», 2 – «нет», 14 – «иногда».

Анализируя этот
результат, я пришел к тому, что есть вопросы, требующие однозначного ответа.
Невозможно любить что-то изредка, иногда, частично, ведь в жизни что-либо или
нравится нам, или нет. Мне кажется, что ребята, отвечая на этот вопрос, думали
о том, что книги нужно любить, ведь они дарят нам знания, развивают нас,
поэтому выбрали ответ «иногда». Сложно бывает признать, что мы часто не любим
то, что является правильным и полезным.

Вопрос 2. О чем вы любите
читать?
(Приложение 2)

На этот вопрос некоторые
ребята ответили дважды и ответы были разнообразны: про приключения (11 чел.),
про животных (8 чел.), энциклопедии (3 чел.), про космос (2 чел.), про
динозавров (1 чел.), про еду (1 чел.), сказки (3 чел.), про школьников (21
чел.), детективы (1 чел.), книжки с черно-белыми картинками (1 чел.).

Абсолютно разные книги
захватывают ребят моего класса. Но никто, несмотря на то что в классе 20
мальчиков, не называет книги о подвигах и о войне. Этот факт обосновывает
актуальность данного проекта. И этот же факт заставил меня задуматься: как
заинтересовать ребят книгами о войне.

Моя бабушка в прошлом
году подарила мне книгу Сергея Алексеева «От Москвы до Берлина». Это сборник
рассказов для детей о Великой Отечественной войне. Рассказов простых и тяжелых,
грустных и радостных. О взрослых и детях – о судьбах, которые навсегда изменила
война. О правде, которую, думаю, должен знать каждый школьник.

Размышляя о том, как
замотивировать школьников к прочтению книг о войне, я подумал, что, возможно,
посмотрев мультфильм (а мультфильмы, как известно, любят все), ребята захотят
прочитать другие рассказы. Я попытался найти в интернете мультфильмы по
произведениям Сергея Алексеева, но ничего не нашел. И решил попробовать сам
снять мультфильм по любимому рассказу. Так возникла гипотеза моего проекта. И
так я пришел к его цели.

Цель исследовательского проекта – создание
мультфильма по рассказу о войне Сергея Алексеева и его популяризация.

Задачи проекта:  изучить
материал о Сергее Алексееве, дать краткую биографическую справку о писателе;
проанализировать рассказ «Особое задание», разработать сценарий мультфильма,
изготовить персонажей и декорации, н
аучиться
работать с фотоаппаратом, диктофоном,  отснять и смонтировать рабочий
материал, озвучить текст сценария, освоить на базовом уровне программу для
создания видеороликов «
AdobePremierePro», подобрать фоновую музыку для мультфильма, смонтировать
мультфильм, продемонстрировать продукт проекта, провести опрос по результатам
просмотра мультфильма, проанализировать полученные данные, сделать выводы по
проделанной работе.

Гипотеза: просмотр мультфильма
может замотивировать к прочтению книг
.

Предмет исследования: мультфильм по рассказу Сергея Алексеева «Особое задание»

Объект исследования: рассказ Сергея Алексеева «Особое задание»

Методы исследования: изучение теоретического материала, анализ рассказа, проведение и
анализ социальных опросов; практическая работа по созданию мультфильма,
подведение итогов на основе полученных результатов.

Теоретическая часть

Глава 1.«У
нас есть что вспомнить и чем гордиться!»

1.1.              
Война
в жизни Сергея Алексеева

Вклад
Алексеева в детскую литературу трудно переоценить. Ему первому удалось доступно
и увлекательно рассказать детям младшего возраста о сложнейших событиях
прошлого. Почему же именно ему? Ответ на этот вопрос кроется в биографии
писателя.
Многое из того, что довелось Сергею
Алексееву увидеть и пережить, нашло потом отражение в его книгах: война,
победа, лишения и потери, горести и радости.

Он
родился 1 апреля 1922 года на Украине. Родители Сергея, врач Пётр Сергеевич
Алексеев и медсестра Елена Александровна Ганшина, познакомились на фронте во
время Первой мировой войны. Вскоре они поженились, и у них родился сын Сергей.
Детство будущего писателя было свободным и радостным. Большая часть школьных
лет для Алексеева связана с Москвой, куда родители отправили Сережу учиться. Здесь он жил в семье из пятерых
тётушек. В дружной и
дружелюбной семье Ганшиных
царил культ книги, интеллектуального труда, порядка, уважения друг к другу,
строгой организованности, ответственности за каждый свой поступок. На этой
основе воспитывались в мальчике понимание свободы и собственного достоинства. (3)

В
школе Серёжа был старательным учеником. Особенно увлёкся историей.

В
июне 1940 года Сергей окончил 10-й выпускной класс 236-й школы

г.
Москвы. Родители Сергея хотели, чтобы их сын стал врачом, тетушки видели в нем
учёного-историка. Но Сергей Алексеев выбрал небо и поступил в авиационное
училище в г. Поставы Западной Белоруссии.

Летом
1941 года курсанты авиационного училища выехали в полевой учебный лагерь на
одном из западных военных аэродромов у самой границы. 22 июня 1941 года
фашистские войска перешли границу, и лагерь курсантов подвергся бомбёжке и
обстрелу. Сергей принял свой первый и последний бой, подносил снаряды
зенитчикам. С четырех до пяти утра 22 июня при налете фашистской авиации все,
что могло летать, было уничтожено. Многие лётчики погибли, даже не успев
поднять самолёты в небо. Сергею удалось улететь на последнем уцелевшем
транспортном самолете. Воспоминания о том первом бое, о погибших друзьях не
оставляли его никогда. Может быть, именно тогда, в начале войны, и родилась в
нём потребность рассказать о великой силе духа соотечественников. (3)

Выживших в этой бомбежке направили в Оренбургское
летное училище.
Училище Сергей закончил с отличием, и его,
несмотря на мольбы об отправке на фронт, оставили пилотом-инструктором по
боевому применению самолетов штурмовой авиации. Днём на аэродроме он обучал
лётному делу будущих пилотов, а вечером сам учился на вечернем отделении
исторического факультета Оренбургского педагогического института.

В
1944 году получил диплом с отличием.
Он пробыл «лётным учителем» до августа 1945 года, дважды попадал в
аварии.

Пришла
Победа. После окончания Великой
Отечественной войны армия сокращалась. Очередной учебный вылет – и т
ретья
авария стала для Сергея Алексеева роковой — у самолета отказал мотор. С поврежденным позвоночником, с
сотрясением мозга и тяжелыми травмами он оказался в госпитале.

В
январе 1946 года он приехал в Москву. И ему в министерстве предложили временно поработать редактором издательства
«Детская литература». Работа
так увлекла его, что стала делом  всей последующей жизни. Став писателем, Сергей Алексеев будет
будто списывать с памяти, как с живой, картины, увиденное и пережитое в те
годы. (3)

1.2                
 Война в
книгах Сергея Алексеева

Среди
книг Сергея Алексеева особое место занимают рассказы о Великой Отечественной
войне 1941-1945 годов.
С одной стороны – это остросюжетные
повествования о приключениях маленьких героев на фоне крупных исторических
событий. Так построены, например, «Сын великана» (1959), «Братишка» (1963). С
другой стороны – создание циклов, состоящих из отдельных рассказов, посвященных
определённой исторической эпохе. Так, например, «Рассказы о Суворове и русских
солдатах» (1961), «Идет война народная» (1975), «Красные и белые» (1980)
состоят из коротких рассказов, в которых крупный план чередуется с общим.
Перемена ракурса изображения, быстрая смена тональности рассказов, их
многогеройность как нельзя лучше отвечали и отвечают возрастным особенностям
младших школьников.(3)

Произведения
Сергея Алексеева выдержали много изданий и переизданий.

1.3                
Нужны
ли книги Сергея Алексеева сегодня?

В
книге, которую мне подарила бабушка,  «От Москвы до Берлина» все герои обладают
умом, смекалкой, физической силой, верностью слову. И все рассказы о чести и
достоинстве. И все они написаны ясным и легким языком.

Читаешь
их и чувствуешь, что писатель искренне пишет о том, что важно и ценно для него
самого, потому, наверное, задумываешься над теми событиями, о которых читаешь.

Один
из моих любимых рассказов – «Особое задание». Почему? Он поразил меня тем, что
в нем много света и радости. До этого рассказа я считал, что радости на войне
места нет, что там только боль и смерть. А после понял, что только умение
видеть хорошее и даже создавать радость в тяжелейшие времена помогло людям
выжить и победить.

Герои
рассказа – полковник Горпищенко, старшина-пехотинец и разведчики. Сюжет его
прост: под новогоднюю ночь 1942 года разведчики выполняют необычное задание –
добывают сосенку, чтобы состоялся праздник для ребят. Но за этим простым сюжетом
– стойкость, смелость, доброта души людей, которые отправились в фашистский
тыл, чтобы подарить детям новогоднее чудо. Вот то, что меня поразило. «И в
других частях задание для разведчиков в ту предновогоднюю ночь было особым», —
пишет Сергей Алексеев.(1) И здесь я понимаю, что если бы люди тогда, на войне,
не сохранили бы способность улыбаться и радоваться, то отчаялись бы и погибли.

Наверное,
именно поэтому для создания мультфильма я выбрал «Особое задание». Ведь если этот
рассказ понравился и запомнился мне самому, то, может быть, он привлечет
внимание ребят к творчеству удивительного детского писателя.

«Велика
наша Родина. Много сложного и нелегкого было в её истории. Много прекрасного и
великого. У нас есть что вспомнить и чем гордиться. Перед вами рассказы о том,
что было. О нашем Отечестве и народе», — говорил Сергей Алексеев. (3)

Да. У нас есть что помнить и чем
гордиться, поэтому рассказы Сергея Алексеева нужны и сегодня!

Практическая часть

Глава 2.Читайте книги о
войне!

2.1 Алгоритм создания мультфильма по рассказу
«Особое задание»

Прежде чем приступить к созданию мультфильма, я выяснил, что самая
распространенная технология создания мультфильмов – анимация. Анимация – это
технология, заставляющая двигаться неодушевленные объекты. (4)

Пластилиновая анимация является одной из
старейших техник. В этом жанре работал, например, Александр Татарский
«Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег». (4) Так как я третий год
занимаюсь на Станции юных техников в объединении «Великолепка», увлекаюсь
лепкой как из пластилина, так и из полимерной глины, то свой мультфильм я решил
сделать именно пластилиновым.

Чтобы «оживить» картинку нужно приложить немало
усилий, поэтому я разработал пошаговую последовательность создания
пластилинового мультфильма. (Приложение 3)

Процесс создания любого мультфильма очень
трудоемкий. Здесь и сценарий, и проработка деталей и эффектов, и создание
персонажей, и декорации, и озвучивание, и подбор фоновой музыки, и покадровая
съемка, и, конечно, монтаж.

Для монтажа я использовал программу «AdobePremierePro», потому что в
ней умеет работать моя мама.

Особое внимание я уделил титрам. Важно было не
просто создать мультфильм по рассказу, а заинтересовать зрителей книгами Сергея
Алексеева. Именно поэтому мой мультфильм завершается следующими титрами: «Понравилось?
Хотите еще? Читайте рассказы Сергея Алексеева о войне!»

2.2Классный час «Читайте рассказы Сергея
Алексеева о войне!»

Мультфильм создан. Осталось его
показать одноклассникам. (Приложение 4)

Чтобы настроить ребят на просмотр,
моя учительница, Светлана Александровна, предложила ребятам высказаться о том,
что такое война.

— Страшные дни, когда
расстреливают людей, сражаются, воюют за мир, служат, битва за жизнь, захват
территорий, горе, битва за Родину, — отвечали ученики.

Потом
мы предложили ребятам закрыть глаза и представить, что они чувствуют, видят,
слышат, когда произносится слово «война».

— Победа, страх, беда,
слезы, зло, голод, взрывы, боль.

Если
на войне так много горя и ужаса, то было ли место радости на войне, — спросили
мы. И предложили ребятам письменно поразмышлять.

6
учеников считают, что на войне люди не радовались, а 20 отвечают так:

— была радость, когда
выиграли (3 чел), когда задание выполняли (2 чел.), они радовались, потому что
защищали Родину (5 чел.), у фашистов радость от того, что издевались в
концлагерях над детьми, (1 чел.), что выжили (4 чел.), освободили Ленинград
(1чел), убивали противника (3 чел.), от песни «Катюша» (1 чел.)

Затем
мы показали мультфильм по рассказу Сергея Алексеева «Особое задание». И
предложили еще раз поразмышлять над поставленным вопросом. После просмотра
мультфильма мнения моих одноклассников изменились. Ребята дружно пришли к
выводу о том, что радость нужно уметь видеть и создавать даже в самые отчаянные
времена.

На вопросы титров «Понравилось? Хотите еще?» все
мои одноклассники ответили «да». И на призыв «Читайте рассказы Сергея Алексеева
о войне!» среагировали положительно.

Светлана Александровна спросила ребят, захотелось ли им
прочитать другие рассказы Алексеева? И они ответили: «Да, конечно, очень».

2.3  Читайте о войне!

Далее мы решили сделать тематическую подборку
книг о войне для младших школьников и обратились за помощью в школьную
библиотеку. (Приложение 5) Теперь у нас в классе есть книжный уголок «Читайте о
войне!», и на 15-минутках чтения перед уроками ребята его осваивают.

«У нас есть что вспомнить и чем гордиться!», —
говорил Сергей Алексеев.
Теперь ребята моего класса будут читать книги о
войне, а значит, будут знать, будут помнить, будут гордиться.

Заключение

«Из малого рождается
большое. И в капельке одной таится целый мир…», — часто говорит моя мама. Так
книга, однажды подаренная мне бабушкой, привела к проекту «Читайте книги о
войне!».

Изучая статьи о Сергее
Алексееве, краткую биографическую справку о писателе, анализируя рассказ
«Особое задание», разрабатывая сценарий мультфильма, делая из пластилина
персонажей и декорации, работая
с
фотоаппаратом, диктофоном, снимая рабочий материал, озвучивая текст сценария, осваивая
на базовом уровне программу для создания видеороликов «
AdobePremierePro», подбирая фоновую музыку для мультфильма, монтируя, демонстрируя
продукт проекта, проводя опросы,анализируя полученные данные, я попал в мир, в
котором процесс столь же важен, как и результат.

Подтвердилась ли
гипотеза? Да. Мультфильм (особенно созданный самостоятельно) может
замотивировать к прочтению книг.

Мультфильм по рассказу С. Алексеева «Особое
задание» можно использовать  как материал для уроков внеклассного чтения,
тематических классных часов, во внеурочной деятельности.

«Мои книги для тех, – сказал как-то Сергей
Петрович, – кто любит родную историю, кто гордится нашим великим прошлым, кто,
став взрослым, и сам не пожалеет своих сил для создания на нашей древней земле
богатого и справедливого государства». Думаю, что писатель прав. Тот, кто хочет
вырасти достойным человеком, должен читать книги о событиях нашей истории,
которые стоит помнить и которыми стоит гордиться.

Список использованной
литературы

1.         Алексеев Сергей «От Москвы до Берлина» — Издательство
АСТ, 2017

2.       Саймон М., Как создать собственный
мультфильм – НТ Пресс, 2006

3.                
Во!круг книг. Блог центральной библиотеки им. Пушкина г.
Челябинска [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://vokrugknig.blogspot.com/2017/04/blog-post.html

4.                
История пластилиновой анимации.[Электронный ресурс] — Режим доступа:

https://www.kinopoisk.ru/media/article/3144896/

Приложения

Приложение 1

Вопрос 1. Любите ли вы
читать?

image001

Приложение 2

Вопрос 2. О чем вы любите
читать?

image002

Приложение 3

Пошаговая
последовательность создания пластилинового мультфильма по рассказу С. Алексеева
«Особое задание»

Этап

Описание
процесса

1.     
Сценарий

На первом этапе я выбрал рассказ, разделил
текст для чтения по ролям, определив количество героев, сократив слова автора
там, где для мультфильма они были не нужны. Например, убрал слова автора в
диалогах, так как на экране картинка будет «оживать» и будет понятно, кто кому
что сказал.

2.     
Создание образов героев и декораций

На данном этапе я с помощью старшего брата
слепил
полковника Горпищенко, старшину-пехотинца и двух разведчиков,
подготовил декорации для съемки в помещении, во время разведки, в детском
саду. Для сосенки я решил использовать веточки настоящей сосны, что стояла у
нас дома в ожидании нового года; для звезд на небе – золотистые пайетки, а
для снега – пенопласт, блестки и серебристые пайетки.

3.     
Фотографирование и видеосъемка

На этом этапе я воплощал в жизнь сценарий. Я
установил фотоаппарат на штатив так, чтобы в поле объектива попадала только
сцена действия мультфильма. Закрепил фон и декорации так, чтобы их нельзя
было случайно сдвинуть с места (с помощью скрепок, клея и скотча). Далее я
работал над каждым эпизодом отдельно. Ставил фигурки героев в необходимую
позу и начинал снимать, передвигая из кадра в кадр руки и ноги в нужном
направлении, создавая тем самым движения. Сделав необходимое количество
снимков (в каждом случае разное), переходил к следующему этапу. Для некоторых
моментов будущего мультфильма я использовал видеосъемку. Например, чтобы
снять звездное небо, или нарядную сосенку, или падающий снег, я то приближал,
то отдалял объектив фотоаппарата в режиме видео.

4.     
Озвучивание

Для озвучивания своего мультфильма, я
использовать диктофон на сотовом телефоне. Я старался выдерживать необходимые
паузы при переходе от сцены к сцене и менять голос для своих героев

5.     
Подбор фоновой музыки

Для фона я
подобрал песню «В лесу родилась елочка» для сцен с праздничной сосенкой,
минус песни Аркадия Фили «Вечный огонь» для сцен с разведчиками и минус «Разведка
идет».

6.     
Монтирование

Это итоговая и очень серьезная часть создания
мультфильма. Здесь важно все: выбрать необходимое время для переключения
кадров, чтобы картинка «ожила», сделать так, чтобы «голос за кадром»
соответствовал снимкам, чтобы сцены четко следовали друг за другом; настроить
звуковые дорожки так, чтобы фоновая музыка не заглушала основной звук,
выполнить титры.

Приложение 4

Приложение 5

Надпись: Есть то, что мы должны помнить! И есть то, чем должны гордиться! Читайте книги о войне!

Книга о войне
– прививка от зла!

Давайте же
возьмем ее в руки, откроем и прочтем!

Советуем,
рекомендуем, настаиваем!

ü    Воронкова Л. Девочка
из города

ü    Катаев В. Сын
полка

ü    Осеева В. Васек
Трубачев и его товарищи

ü    Симонов К. Сын
артиллериста

ü    Яковлев Ю. Девочки
с Васильевского острова

ü    Кассиль Л. Улица
младшего сына

ü    Алексеев С. Рассказы
о войне

 

image008

Большая подборка стихотворений о войне для детей разных возрастов – начальной школы и детского сада на конкурс чтецов. Легко запоминающиеся стихи можно выучить

Нет войны

С. Михалков

Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны!

Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.

Зарастут травой траншеи
На местах былых боёв.
С каждым годом хорошея,
Встанут сотни городов.

И в хорошие минуты
Вспомнишь ты и вспомню я,
Как от вражьих полчищ лютых
Очищали мы края.

Вспомним всё: как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомлённого бойца.

Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…

Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!

***

Обелиски

А. Терновский

Стоят в России обелиски,
На них фамилии солдат…
Мои ровесники мальчишки
Под обелисками лежат.
И к ним, притихшие в печали,
Цветы приносят полевые
Девчонки те, что их так ждали,
Теперь уже совсем седые.

***

День Победы

Т. Белозеров

Майский праздник —
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.

***

Шинель

Почему ты шинель бережешь? —
Я у папы спросила. —
Почему не порвешь, не сожжешь? —
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
Потому я ее берегу, —
Отвечает мне папа, —
Потому не порву, не сожгу, —
Отвечает мне папа. —
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!

Е. Благинина

стихи о вов

День памяти

День памяти –
Победы праздник,
Несут венков
Живую вязь,
Тепло букетов
Красок разных,
Чтоб не терялась
С прошлым связь.
И плиты скорбные согреты
Цветов дыханьем полевым.
Прими, боец,
Как дар, всё это
Ведь это нужно
Нам,
Живым.

***

На радио

Письмо я старался
Писать без помарок:
«Пожалуйста, сделайте
Деду подарок…»

Был долго в пути
Музыкальный привет.

Но вот подошёл
И обнял меня дед –
Пришла к нему в праздник
9 Мая
Любимая песня его
Фронтовая.

***

У обелиска

Застыли ели в карауле,
Синь неба мирного ясна.
Идут года. В тревожном гуле
Осталась далеко война.

Но здесь, у граней обелиска,
В молчанье голову склонив,
Мы слышим грохот танков близко
И рвущий душу бомб разрыв.

Мы видим их — солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое для нас…

Рассказ ветерана

Я, ребята, на войне
В бой ходил, горел в огне.
Мёрз в окопах под Москвой,
Но, как видите, — живой.
Не имел, ребята, права
Я замёрзнуть на снегу,
Утонуть на переправах,
Дом родной отдать врагу.
Должен был прийти я к маме,
Хлеб растить, косить траву.
В День Победы вместе с вами
Видеть неба синеву.
Помнить всех, кто в горький час
Сам погиб, а землю спас…
Я веду сегодня речь
Вот о чём, ребята:
Надо Родину беречь
По-солдатски свято!

***

Никто не забыт

А. Шамарин

«Никто не забыт и ничто не забыто» —
Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

***

Дедушкины друзья

Май… Вовсю щебечут птицы,
И парад идёт в столице.
В орденах шагают деды.
Поздравляем с Днём Победы!

Приходят к дедушке друзья,
Приходят в День Победы.
Люблю подолгу слушать я
Их песни и беседы.

Горят на солнце золотом
Награды боевые,
И входят в дом,
В наш мирный дом,
Дороги фронтовые.

Я молча рядышком сижу,
Но кажется порою,
Что это я в прицел гляжу,
Что я готовлюсь к бою.

Приходят к дедушке друзья
Отпраздновать Победу.
Всё меньше их,
Но верю я:
Они опять приедут.

***

Дедушкин портрет

В. Туров

Бабушка надела ордена
И сейчас красивая такая!
День Победы празднует она,
О войне великой вспоминая.
Грустное у бабушки лицо.
На столе солдатский треугольник.
Дедушкино с фронта письмецо
Ей читать и нынче очень больно.
Смотрим мы на дедушкин портрет
И разводим ручками с братишкой:
— Ну какой, какой же это дед?
Он же ведь совсем ещё мальчишка!

***

Вечный огонь

Над могилой, в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём
Жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!

Как продолжение жизни солдат
Под звёздами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы.

***

Страшная сказка

Все переменится вокруг.
Отстроится столица.
Детей разбуженных испуг
Вовеки не простится.

Не сможет позабыться страх,
Изборождавший лица.
Сторицей должен будет враг
За это поплатиться.

Запомнится его обстрел.
Сполна зачтется время,
Когда он делал, что хотел,
Как Ирод в Вифлееме.

Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться.

Б. Пастернак

Нужен мир

Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!

***

Медали

Ветеран – боец бывалый,
Повидал за жизнь немало.
Он с отвагою в бою
Защищал страну свою!

В День Победы засверкали
На груди его медали.
На груди его — медали!
Мы с сестрой их сосчитали.

Нет, слово «мир» останется едва ли

В. Берестов

Нет, слово «мир» останется едва ли,
Когда войны не будут люди знать.
Ведь то, что раньше миром называли,
Все станут просто жизнью называть.

И только дети, знатоки былого,
Играющие весело в войну,
Набегавшись, припомнят это слово,
С которым умирали в старину.

***

Красоту, что дарит нам природа…

А. Сурков

Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.

За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам —
Нашим дедам и отцам.

Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей Отчизны,
В честь наших солдат!

***

На поляне, от лагеря близко…

В. Фетисов

На поляне, от лагеря близко,
Где багульник все лето цветет,
На дорогу глядят с обелиска
Пехотинец, матрос и пилот.

Отпечаток счастливого детства
Сохранился на лицах солдат,
Но уже никуда им не деться
От военной суровости дат.

«Вот в таком же зеленом июне, —
Нам сказал пожилой старшина, —
Забрала их, веселых и юных,
И домой не вернула война.

На рассвете, прижав автоматы,
Шли солдаты на штурм высоты…»

Нестареющим нашим вожатым
Мы к ногам положили цветы.

9 мая

Май.
Россия.
Цветёт весна.
Отгремела давно война.
И сегодня у братских могил
Вспомним тех, кто нам жизнь сохранил.

***

Заходите в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Дети поют о войне

(Посвящение поэта-ветерана школьникам)

Школьники сегодня о войне
Пели песни и стихи читали
В небольшом уютном школьном зале,
В необыкновенной тишине.
Ветераны, не скрывая слёз,
Слушали детей и вспоминали
Песни те, что пели на привале,
Несмотря на шум военных гроз.
Вновь воскресли в памяти бойцов
Грохот бомб, победы над врагами,
Яркие в смертельном урагане
Подвиги мужей, сынов, отцов.
Эти дети нет, не хуже нас —
Детворы военных лихолетий.
Шалуны? Так что ж, они же дети.
Разве детство без проказ?
Взгляд пытливый, как большой вопрос,
Тяга к знаньям, жажда увлечений,
Нетерпение нравоучений…
Разве кто-нибудь иначе рос?
Как они поют! И в их глазах —
Боль за беды, радость за победы,
Гордость за Россию и за дедов,
Защитивших Родину от зла.
Мёртвым и живым — поклон земной,
Правнуков стихи и внуков песни.
Дети встанут, не дай Бог, но если
На Россию враг пойдёт войной.

МОСКВИЧИ

Евгений Винокуров

В полях за Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире
Который год подряд
Одни в пустой квартире
Их матери не спят.

Свет лампы воспаленной
Пылает над Москвой
В окне на Малой Бронной,
В окне на Моховой.

Друзьям не встать. В округе
Без них идет кино.
Девчонки, их подруги,
Все замужем давно.

Пылает свод бездонный,
И ночь шумит листвой
Над тихой Малой Бронной,
Над тихой Моховой.

  • Рассказ а иванова как неразлучные друзья дорогу переходили
  • Расскажу тебе сказку которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка слушать
  • Рассказ 2018 о чем
  • Расскажу вам сказку как дед наклал в коляску
  • Расскажи русскую народную сказку