Рассказ александра сергеевича пушкина зимний вечер

Воспитание и образованиедетство александра сергеевича пушкина отличалось холодностью и отсутствием родительской ласки. родители а. с. пушкина, хоть и по-особому любили

Воспитание и образование

Детство Александра Сергеевича Пушкина отличалось холодностью и отсутствием родительской ласки. Родители А. С. Пушкина, хоть и по-особому любили старшего сына, не обращали особого внимания на воспитание своих детей. Мальчик был близок со своей сестрой Ольгой и бабушкой, отношения с родителями же всегда были довольно прохладными. Строгость матери и бережливость отца отделяли А. С. Пушкина от своих родителей.

Александр быстро научился читать, поэтому принимался за все, что находил в библиотеке отца, который был тесно связан с литературными кругами того времени. В основном А. С. Пушкин читал французские книги, что повлияло и на первые творческие работы мальчика. Уже к одиннадцати годам А. С. Пушкин знал почти все книги из отцовской библиотеки наизусть, так как память у писателя с рождения была феноменальной. Это позволяло мальчику почти не готовиться к изучаемым предметам, А. С. Пушкину достаточно было прочитать материал один раз.

А. С. Пушкин в детстве был любознательным ребенком. Он изучал русский, французский, немецкий и английский языки. Одним из его преподавателей был священник А. И. Беликов, который являлся литератором и переводчиком. Занимался с А. С. Пушкиным и его дядя Василий Львович.

Когда мальчику было двенадцать лет (1811 г.), А. С. Пушкин, показав достойные знания на вступительных экзаменах, поступил в Царскосельский лицей, который он закончил в 1817 году.

О детстве А.С. Пушкина

Пушкин-ребенок, худ. Ксавье де Местр 1800-1802 гг.

Воспоминания, написанные в Санкт-Петербурге 26 октября 1851, со слов сестры его О.С. Павлищевой),

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году, мая 26-го, в четверг, в день Вознесения.

От самого рождения до вступления в Царскосельский лицей он был неразлучен с сестрою Ольгою Сергеевною, которая только годом была старше. Детство их протекло вместе, и няня сестры Арина Родионовна, воспетая поэтом, сделалась нянею для брата, хотя за ним ходила другая, по имени Улиана. <�…>

До шестилетнего возраста Александр Сергеевич не обнаруживал ничего особенного; напротив, своею неповоротливостью, происходившею от тучности тела, и всегдашнею молчаливостью приводил иногда мать в отчаяние. Она почти насильно водила его гулять и заставляла бегать, отчего он охотнее оставался с бабушкою Марьею Алексеевною [Ганнибал, бабушка со стороны матери поэта], залезал в ее корзину и смотрел, как она занималась рукодельем. Однажды, гуляя с матерью, он отстал и уселся посереди улицы; заметив, что одна дама смотрит на него в окошко и смеется, он привстал, говоря: «Ну, нечего скалить зубы».

Достигнув семилетнего возраста, он стал резов и шаловлив. Воспитание его и сестры Ольги Сергеевны вверено было иностранцам, гувернерам и гувернанткам. Первым воспитателем был французский эмигрант граф Монфор, человек образованный, музыкант и живописец; потом Русло, который писал хорошо французские стихи, далее Шедель и другие: им, как водилось тогда, дана была полная воля над детьми. Разумеется, что дети и говорили и учились только по-французски.

Учился Александр Сергеевич лениво, но рано обнаружил охоту к чтению и уже девяти лет любил читать Плутарха или «Илиаду» и «Одиссею» в переводе Битобе. Не довольствуясь тем, что ему давали, он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги; библиотека же отцовская состояла из классиков французских и философов XVIII века. Страсть эту развивали в нем и сестре сами родители, читая им вслух занимательные книги. Отец в особенности мастерски читывал им Мольера. <�…>

Первые его попытки были, разумеется, на французском языке, хотя учили его и русской грамоте. Чтению и письму выучила его и сестру бабушка Марья Алексеевна; потом учителем русским был некто Шиллер, а, наконец, до самого вступления Александра Сергеевича в Лицей священник Мариинского института Александр Иванович Беликов, довольно известный тогда своими проповедями и изданием «Духа Масилиона»: он, уча закону Божию, учил русскому языку и арифметике. Прочие предметы преподавались им по-французски домашними гувернерами и приватными учителями. Когда у сестры была гувернанткою англичанка (M-me Бели), то он учился и по-английски, но без успеха. Немецкого же учителя у них никогда не бывало; была одна гувернантка-немка, но и та всегда говорила по-русски. Между тем родители возили их на уроки танцевания к Трубецким (князю Ивану Дмитриевичу), Бутурлиным (Петру Дмитриевичу), Сушковым (Николаю Михайловичу), а по четвергам на детские балы к танцмейстеру Иогелю, переучившему столько поколений в Москве.

Итак, любимым его упражнением сначала было импровизировать маленькие комедии и самому разыгрывать их перед сестрою, которая в этом случае составляла всю публику и произносила свой суд. Однажды как-то она освистала его пьеску «Escamoteur». Он не обиделся и сам на себя написал эпиграмму:

— Скажи, за что «Похититель»

Освистан партером?

— Увы, за то, что бедняга сочинитель

Похитил его у Мольера

В то же время пробовал сочинять басни, а потом, уже лет десяти от роду, начитавшись порядочно, особенно «Генриады» Вольтера, написал целую герои-комическую поэму, песнях в шести, под названием «Toliade», которой героем был карла царя-тунеядца Дагоберта, а содержанием — война между карлами и карлицами. Она начиналась так:

Пою бой, в котором Толи одержал верх,

Где немало бойцов погибло, где Поль отличился,

Николая Матюрена и красавицу Нитуш,

Коей рука была наградою победителю в ужасной схватке

Гувернантка подстерегла тетрадку и, отдавая ее гувернеру Шеделю, жаловалась, что m-r Alexandre занимается таким вздором, отчего и не знает никогда своего урока. Шеделъ, прочитав первые стихи, расхохотался. Тогда маленький автор расплакался и в пылу оскорбленного самолюбия бросил свою поэму в печку. И в самом деле, полагаясь на свою счастливую память, он никогда не твердил уроков, а повторял их вслед за сестрою, когда ее спрашивали. Нередко учитель спрашивал его первого и таким образом ставил его в тупик. Арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами. <�…>

М.Н. Макаров

Александр Сергеевич Пушкин в детстве

(Из записок о моем знакомстве)

<�…> Я обыкновенно посещал Сергея Львовича или с братом его Василием Львовичем, или еще чаще, ибо Василий Львович не всегда жил в Москве, с князем… или с Ст…ром…

Молодой Пушкин, как в эти дни мне казалось, был скромный ребенок; он очень понимал себя; но никогда не вмешивался в дела больших и почти вечно сиживал как-то в уголочке, а иногда стаивал, прижавшись к тому стулу, на котором угораздивался какой-нибудь добрый оратор, басенный эпиграммист, а еще чаще подле какого же нибудь графчика чувств; этот тоже читывал и проповедовал свое; и если там или сям, то есть у того или другого, вырывалось что-нибудь превыспренне-пиитическое, забавное для отрока, будущего поэта, он не воздерживался от улыбки. Видно, что и тут уж он очень хорошо знал цену поэзии.

Однажды точно, при подобном же случае, когда один поэт-моряк провозглашал торжественно свои стихи и где как-то пришлось:

И этот кортик, и этот чертик! —

Александр Сергеевич так громко захохотал, что Надежда Осиповна, мать поэта Пушкина, подала ему знак — и Александр Сергеевич нас оставил. Я спросил одного из моих приятелей, душою преданного настоящему чтецу: «Что случилось?» — «Да вот шалун, повеса!» — отвечал мне очень серьезно добряк-товарищ. Я улыбнулся этому замечанию, а живший у Бутурлиных ученый-француз Жиле дружески пожал Пушкину руку и, оборотясь ко мне, сказал: «Чудное дитя! как он рано все начал понимать! Дай Бог, чтобы этот ребенок жил и жил; вы увидите, что из него будет». Жиле хорошо разгадал будущее Пушкина; но его «дай Бог» не дало большой жизни Александру Сергеевичу.

В теплый майский вечер мы сидели в московском саду графа Бутурлина; молодой Пушкин тут же резвился, как дитя, с детьми. Известный граф П… упомянул о даре стихотворства в Александре Сергеевиче. Графиня Анна Артемьевна (Бутурлина), необыкновенная женщина в светском обращении и приветливости, чтобы как-нибудь не огорчить молодого поэта, может быть, нескромным словом о его пиитическом даре, обращалась с похвалою только к его полезным занятиям, но никак не хотела, чтоб он показывал нам свои стихи; зато множество живших у графини молодых девушек, иностранок и русских, почти тут же окружили Пушкина с своими альбомами и просили, чтоб он написал для них хоть что-нибудь. Певец-дитя смешался. Некто N N. желая поправить это замешательство, прочел детский катрен поэта, и прочел по-своему, как заметили тогда, по образцу высокой речи на о. Александр Сергеевич успел только сказать: О, Господи! — и выбежал.

Я нашел его в огромной библиотеке графа Дмитрия Петровича; он разглядывал затылки сафьяновых фолиантов и был очень недоволен собою. Я подошел к нему и что-то сказал о книгах. Он отвечал мне: «Поверите ли, этот г. NN так меня озадачил, что я не понимаю даже и книжных затылков».

<�…> В детских летах, сколько я помню Пушкина, он был не из рослых детей и все с теми же африканскими чертами физиономии, с какими был и взрослым, но волосы в малолетстве его были так кудрявы и так изящно завиты африканскою природою, что однажды мне И.И. Дмитриев сказал: «Посмотрите, ведь это настоящий арабчик». Дитя рассмеялось и, оборотясь к нам, проговорило очень скоро и смело: «По крайней мере, отличусь тем и не буду рябчик». Рябчик и арабчик оставались у нас в целый вечер на зубах. <�…>

Бабушка и няня

Так как родители не особо тепло относились к А. С. Пушкину, будущий поэт любил проводить свое время с бабушкой и няней.

Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, которая обладала мягкостью характера, не только нанимала для будущего писателя учителей и гувернеров, но и сама обучала Александра русской грамоте и письму. Бабушку А. С. Пушкина можно назвать его первым учителем, которому поэт позже посвятит несколько стихотворений.

Особую роль в жизни А. С. Пушкина играла няня Арина Родионовна Яковлева, которая делилась с мальчиком фольклорными сведениями: народными поверьями, сказками, поговорками и пословицами. Это сказалось в дальнейшем на творчестве А. С. Пушкина, который не только посвятил своей няне несколько произведений, но и воспользовался сюжетами рассказанных ею сказок для написания своих работ.

Детство Пушкина

А вы знаете, что великий русский поэт А.С. Пушкин в детстве говорил и писал только по-французски? О детстве Пушкина – наш рассказ.

6 июня исполняется 221 год со дня рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837 гг.)

6 июня 1799 года в Москве в семье майора Сергея Львовича Пушкина и его супруги Надежды Осиповны родился сын Александр. В раннем детстве Саша Пушкин был не шустрым и шумным, а толстеньким и неповоротливым, чем приводил свою маменьку, Надежду Осиповну, если не в отчаяние, то в крайнее замешательство. Ну не хотел кудрявый мальчик ни прыгать, ни бегать, ни с детьми играть, ни по улицам гулять. Бывало, пойдёт мальчик с мамой на улицу. А мама быстро идёт. Мальчик не поспевает за ней, устанет да и усядется посреди улицы — отдыхать. А маменька расстраивается. Экий увалень растёт! Бывало и так, что журила мама Сашу. Да Саше что! Возьмёт и убежит к бабушке. Хорошо, что есть бабушка! Она была доброй и терпеливой. Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал писала: «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо. То его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь, нет у него середины». К семи годам из молчаливого увальня Саша превратился в подвижного, остроумного шалуна!

Он очень любил свою бабушку, а ещё — няню Арину Родионовну. Няня знала бесчисленное количество русских народных пословиц, поговорок и сказок, которые рассказывала Саше перед сном. У Пушкиных была домашняя библиотека из французских книг. И маленький Саша часто тайком пробирался в кабинет папы, чтобы читать книги. Не удивительно, что первые свои стихи в девять лет он написал на французском языке. А ещё Саша очень любил играть в домашний театр. Он усаживал старшую сестру Олю на диван и разыгрывал перед ней представление. Однажды он написал пьесу, очень похожую на пьесу французского писателя Мольера «Похититель». А Оля, которую деревенские мальчишки научили свистеть, за это освистала брата. Саша совсем не обиделся, а написал эпиграмму1 на самого себя:

Скажи, за что «Похититель» освистан партером2?

Увы, за то, что бедняга сочинитель похитил его у Мольера.

На лето бабушка забирала внуков — Сашу, Олю и Лёвушку — в своё имение Захарово. Домашнее французское воспитание здесь полностью заменялось влиянием русской природы и деревенской жизни. Берёзовая рощица росла неподалёку от дома, почти у самых ворот. Здесь стоял стол, и когда погода была хорошей, за столом обедали и пили чай. Как любил это время маленький Саша! И рощу, и пруд за рощей. А ещё любил деревенские праздники, хороводы и русские народные песни. Любил бродить в роще или подолгу сидеть на скамейке под старой липой и любоваться густым еловым лесом на другом берегу пруда.

Но вот Саше исполнилось одиннадцать лет, и его решили отдать в только что открывшийся лицей: учебное заведение для дворянских детей в Царском Селе недалеко от Петербурга. 19 октября 1811 года Саша Пушкин стал лицеистом. Его жизнь полностью изменилась. Вставать нужно было рано и семь часов заниматься в классе. Лицеисты учили иностранные языки, историю, литературу, математику и естественные науки. Занимались танцами, гимнастикой и фехтованием. Но для Пушкина самым главным занятием по-прежнему оставалась поэзия, поэтому он часто сочинял стихи на уроках, не слушая учителя.

Незабываемым для юного Александра стал день выпускного экзамена — 8 января 1815 года. На экзамене он читал своё стихотворение в присутствии знаменитого поэта Гавриила Романовича Державина. «Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. …Не помню, как я кончил чтение, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять. Меня искали, но не нашли». Сам же Гавриил Романович произнёс: «Вот кто заменит Державина».

1Эпигра´мма (от древнегреческого «надпись») — короткое стихотворение, высмеивающее кого-то или что-то.

2Парте´р (от французского «на земле») — первый этаж зрительного зала в театре или кинотеатре.

Популярные темы сообщений

  • Цветные металлы
    Такие природные материалы, как цветные металлы, отлично вписались в жизнь человека. Именно они стали незаменимой частью абсолютно любого производства, особенно там, где используется техника. Металл, как материал достаточно прост и имеет свои
  • Профессия бухгалтер
    Очень много на свете разных профессий. Каким — то из них уже сотни и даже тысячи лет, но они не теряют своей актуальности. А есть совсем молодые и современные. И так легко запутаться при выборе самой нужной и интересной. Но, стоит заметить,
  • Уральские горы
    Уральские горы начинаются от Северного Ледовитого океана, проходят через территорию России и заканчиваются в Казахстане. Горы Урала это достаточно уникальный природный объект. Именно они служат границей между Азией и Европой.

Александр Сергеевич Пушкин

Страница 145

Вопросы и задания 

1. Подготовьте цитатный план к рассказу о детстве и лицейских годах А.С. Пушкина.

1. Императорский царской сельский лицей, предназначен для обучения, воспитания дворян.
2. Август 1811 поступление в лицей.
3. 19 октября 1811 года открытие лицей.
4. Правила поведения и распорядок дня
5. Благоприятная атмосфера для развития творчества.
6. В лицеи царил культ товарищества.
7. Друзья Пушкина : Антон Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин, Малиновский и д. р.
8. Отечественная война 1812- национально патриотический подъём.
9. Выпуск лицея.

2. Определите значение следующих слов: культ, прогрессивный.

1. Культ — это поклонение, религиозное почитание Богу.

2. Прогрессивный — это постепенно увеличивающийся, стремящийся к изменениям, прогрессу.

3. Мемуарист — это автор мемуар.

3. Какие важные события произошли в жизни Пушкина-лицеиста?

Когда Пушкин переходил уже на четвертый курс, то к ним в лицей приехал знаменитый Державин. Тогда Александр Сергеевич перед ним прочитал свое патриотическое стихотворение «Воспоминание о Царском селе». Державин был в восхищении от этого стихотворения, а Пушкин как только его дочитал, то сразу убежал, так он сильно волновался. Именно после этого случая Александр Сергеевич был признан первым поэтом лицея. Слухи о его даровании уже просочились за стены лицея.

4. Что вам показалось особенно интересным из воспоминаний А.С. Пушкина о Г.Р. Державине? Охарактеризуйте чувства юного Пушкина, читающего в присутствии Державина свои стихи.

Особенно интересным из воспоминаний А.С. Пушкина о Г.Д. Державине мне показался эпизод, где Державин принимал экзамен. Его очень утомили экзамены, он дремал, пока не начался экзамен по русской словесности. И тут он преобразился. Он слушал с живостью необыкновенной, глаза заблистали: он преобразился весь. Державин был в восхищении от прочтения Пушкиным стихотворения собственного сочинения «Воспоминания в Царском Селе».

Пушкин читал стихотворение с волнением «голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал.»

5. Сравните гравюрные портреты А.С. Пушкина, созданные Е.И. Гейтманом и В.А. Фаворским. В чём, по вашему мнению, своеобразие каждого портрета?

я считаю что Пушкин гений! У него был загадочный взгляд… у него были кудрявые богатые волосы … овальное лицо …       И постоянно задумчивые глаза … Когда я смотрю на этот портрет я думаю что А.С.Пушкин уже придумывает прекрасную сказку или очередную поэму… роман…

6*. Что представляет собой Лицей в наши дни? Подготовьте небольшое сообщение.

я учусь в лицее.

лицей, сейчас — это не как раньше, приличное место для детей богатых, а как школа, только с большими налогами, ужасным образованием и некультурными детьми!

Зимнее утро

Зимний вечер

Страница 147

Возвраящаясь к теме 

В каком стихотворении А.С. Пушкина, изученном вами в 5 классе, воссоздан зимний пейзаж? Каким настроением наполнено это стихотворение?

«Зимнее утро»

в этом стихотворение А.С. Пушкин описывает изящество зимнего пейзажа, произведение состоит из контрастов.

стихотворение наполнено свежестью зимней природы, таким образом, произведение приносит только положительные эмоции

Вопросы и задания 

Постарайтесь самостоятельно охарактеризовать стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» и «Зимний вечер» по данному примерному плану.

План

1. Тема и основные мотивы стихотворений. (Необходимо вспомнить определение понятий «тема» и «мотив».)

2. Образный мир и его краткая характеристика.

3. Средства художественной выразительности и их роль.

4. Мир переживаний, представлений и чувств — пафос стихотворений. Послушайте записи выразительного чтения этих стихотворений и определите, насколько точно переданы чувства лирического героя.

«Зимнее утро»
1. В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин передает свое восхищение зимним пейзажем за окном. Мотив единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.
2. Главным образом стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» является образ прекрасной зимней природы. Поэт восхищается красотой ясного зимнего дня, чистым зимним небом, блеском снега, прозрачным льдом реки.
Вторым значимым образом в этом произведении является образ его возлюбленной, «красавицы», которую он именует «звездой севера», то есть самым прекрасным, что есть в этих краях.
Третий образ — это образ суровой зимы, когда «вьюга злилась», «мгла носилась» и на небе была «мрачная луна. Но сегодня это все позади.
Четвертым образом этого стихотворения является образ уютного дома, когда огонь потрескивает в печи, в комнате тепло, и она залита утренним светом.
Пятым образом является образ «нетерпеливого коня», который является символом свободы, радости и раздолья.
3. Средства художественной выразительности, относящиеся к описанию утра: эпитеты день «чудесный», под небесами «голубыми», лес «прозрачный», блеск «янтарный», метафора снег лежит «великолепными коврами».
Средства художественной выразительности, относящиеся к описанию вечера: олицетворение «вьюга злилась», «мгла носилась», эпитеты тучи «мрачные», на небе «мутном».
4. Поэт изображает картину природы, пейзаж, а через него свои чувства и переживания. В стихотворении «Зимнее утро» Пушкин показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком. Зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит. Природа пробуждает к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.

Зимний вечер
1. Темой стихотворения «Зимний вечер» служит зимний пейзаж разыгравшейся метели. А мотив стихотворения скрывается в его отношении к няне. Это любовь, привязанность к ближнему.
2. В стихотворении «Зимний вечер» поэт передаёт образ зимы и настроение, которое навеял ему этот ненастны зимний вечер.
В первой строфе поэт рисует картину снежной бури. Кружение вихрей, завывание и плач ветра создает настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира. Во второй строфе Пушкин противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита — ветхая лачужка, печальная и темная. И от образа героини — старушки, сидящей неподвижно у окна, также веет грустью и безысходностью. И внезапно, в третьей строфе появляются светлые мотивы — желание побороть уныние и безысходность. Пробудить от сна уставшую душу. Появляется надежда на лучшую жизнь. В четвертой строфе опять повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя. Главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений — не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой, говорит в своем стихотворении Пушкин.
3. Метафоры – «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей».
Эпитеты – «кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка».
Сравнения – «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит».
4. Автор передает настроение, которое навеял ему ненастный зимний вечер. Стихотворение помогает увидеть душевное состояние лирического героя. Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури — все это создает настроение томительной тоски. Это стихотворение помогает нам увидеть поэта в один из самых тяжелых периодов его жизни. В стихотворении «Зимний вечер» звучит призыв поэта не покоряться судьбе, а продолжать борьбу с жизненной «бурей».

Страница 153

Вопросы и задания 

1. Составьте схему ямбической стопы. Как выглядит схема хорея?

Схема ямбической стопы -/

Схема хорея /-

В ямбе ударение падает на второй слог, а в хорее на первый.

2. Определите размер следующих стихотворных строк:

а) «Мороз и солнце; день чудесный…»;

б) «Мой первый друг, мой друг бесценный…»;

в) «Подруга дней моих суровых…».

а) -/ — /- / -/- двусложный размер, ударение на втором слоге, значит это ямб

б) — /- / — / -/- двусложный размер, ударение на втором слоге, значит это ямб

в) -/- / -/ -/- двусложный размер, ударение на втором слоге, значит это ямб

Дубровский

Страница 158

Вопросы и задания 

1. Расскажите о творческой истории романа «Дубровский».

История создания При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других». В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года. Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

2. Прочитайте определение жанра романа. Можно ли утверждать, что роман отличается от других эпических жанров только своим объёмом?

Ни в коем случае нельзя утверждать, что роман отличается от других эпических жанров только своим объемом. Это лишь один из отличительных признаков. Помимо этого в романе более широко охвачены жизненные события, глубоко раскрывается история формирования характеров персонажей, большое внимание уделяется изображению внутреннего мира героев: их переживаний, эмоций, душевного состояния. Также от других этот жанр отличает многоплановость сюжета, большие временные рамки и наличие не только основной сюжетной линии, но и побочных.

Страница 251-254

Вопросы и задания 

1. Вы прочитали о том, что послужило основой романа «Дубровский». Как вы думаете, почему автор решил дать другие фамилии своим героям и назвать своё произведение «Дубровский», а не «Островский»?

Основой романа послужил случай, произошедший с одним бедным помещиком по фамилии Островский. Также, как и в сюжете романа Пушкина, некий богатый помещик судился с Островским и присвоил себе его имение, а Островский стал разбойником вместе со своими крестьянами.

Пушкин решил не заострять внимание на реальных людях, с которыми случилась эта история, и не назвал их реальные имена из уважения к ним, поэтому в своём романе он поменял имена на вымышленные.

2. Вы впервые встречаетесь с таким крупным произведением — романом. Понравился ли вам роман? Какова его основная идея?

Роман мне безусловно понравился, и он теперь является одним из моих любимых произведений.

3. Что выделяло Троекурова и Дубровского из среды других помещиков? Каково отношение автора к каждому из них и как это проявилось?

Троекуров был жадным, избалованный, строгим, своенравным, распущенный, опьяненный сознанием своей силы. Богатство, род, связи все обеспечивает ему вольготную жизнь. Т. проводит время в обжорстве, пьянстве, сластолюбии. Унижение слабых, вроде травли зазевавшегося гостя медведем, вот его удовольствия.

Хотя Троекуров и Дубровский ровесники, воспитанные одинаково, оба сходствовали отчасти в и характерах и в наклонностях. Но все таки Дубровский был, нетрепливым, решительным. Не добился карьеры, принадлежал к обедневшему дворянскому роду. В его владении только одна небольшая Кистеневка с разрушенными домами да березовая роща.

Ему тоже присуще быть гордым, но его гордость иная. Она появилась от чувства бедности и ущемленного самолюбия. Этим можно объяснить завышенные требования к окружающим и показное самолюбие. Отец Дубровского не терпит унижения, никогда никого не унижает, и соответственно, требует от близких того же. Крепостные не лебезят передним, они его уважают и почитают. Ведь не просто же они предпочитаютразбой, а не житье под крылом Троекурова. Отношения автора к Троекурову конечно же отрицательное, а к Дубровскому положительное. У них очень яркие характеры, полные противоположности. А вообще Троекуров был жадным, злым, а Дубровский более спокойным, мудрым и любил охоту!

4. Расскажите о ссоре Дубровского и Троекурова. На чьей стороне автор? Кто виноват в ссоре?

Дубровский был на псарне у Троекурова. Псарь сказал, что собакам хозяина живется лучше, нежели некоторым дворянам Дубровский посчитал, что это намек на него молча уехал. Затем прислал Троекурову письмо с просьбой прислать к нему псаря для наказания. Троекуров вскипел и решил отомстить старому приятелю. С помощью продажного суда ему сие удалось.

В ссоре виноваты оба.

Автор на стороне справедливости, ибо суд был неправедный, да и Троекуров чувствовал свою вину и даже ездил к соседу мириться.

5. Какова причина принятого судом решения? Как относятся Дубровский и автор к постановлению суда?

Причина обычна — состав суда, судейские работники соблазнились на взятки и, по своему трактуя закон и пользуясь тем, что документы по имению у Дубровского сгорели, а сам он надеялся только на торжество закона, вынесли решение не в его пользу.

6. Кто вызвал Владимира Дубровского домой и почему? Что вы могли бы рассказать о характере младшего Дубровского? Меняется ли он на протяжении романа?

Владимира Дубровского вызвала няня отца Владимира, которая ухаживала когда то и за самим Дубровским младшим, для того что бы сын навестил больного, умирающего отца.Дубровский младший целеустремлённый, воспитывался в кадетском корпусе, был так же расточителен и честолюбив. На протяжении романа он стал романтичным и немного «мягким».

7. Зачем автор вводит в речь Антона пословицы: «Плетью обуха не перешибёшь», «Было бы корыто, а свиньи–то будут», «На чужой рот пуговицы не нашьёшь»? Дайте письменно истолкование любой понравившейся вам пословицы. Как, судя по пословицам, простые люди отнеслись к ссоре господ? Какие черты народного характера раскрываются автором в образе Архипа?

Пословицы помогают понять характер героя, его отношение к ситуации. Используя народный фольклор в речи Антона сцена приобретает необыкновенную выразительность. Антон из простого русского народа и речь его наделена народным колоритом. Каждая пословица и поговорка несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно почувствовать не только время, о котором идет повествование, но и разобраться в характерах героев и лучше понять замысел Пушкина.

«Плетью обуха не перешибёшь» — Невозможно сделать больше того, на что способен, затраченные силы уйдут впустую, бесполезно что-либо делать.

«Было бы корыто, а свиньи-то будут» — Если есть, чем воспользоваться, всегда найдутся и желающие.

«На чужой рот пуговицы не нашьёшь» — Людям не запретишь говорить.

Судя по пословицам, простые люди на стороне Дубровского, но понимают всю несправедливость и безвыходность ситуации, что деньги и власть Троекурова победят бедного порядочного Дубровского.

Архип – кузнец, обладатель простого мужицкого характера, который имеет собственную противоречивую нравственность. Он решает сжечь подьячих, но при этом спасает кошку. Русский характер многогранен, загадочен, противоречив и порой непредсказуем.

В образе кузнеца Архипа раскрываются такие черты народного характера, как: простота, великодушие, доброта, терпеливость, самоотдача, отзывчивость, самоотверженность, душевность, искренность и непредсказуемость.

Архип был преданным своему господину, он не желал переходить к другому хозяину и проявил бунтарство и солидарность со своим хозяином, Владимиром Дубровским. Он также спас кошку из пожара, что говорит о его мягкой и доброй натуре, который заботится о братьях наших меньших.

8*. Составьте словарик эпохи, воспользовавшись для работы «Толковым словарём» В.И. Даля. Дайте толкование слов: губерния, отъезжее поле, приказчик, заседатель, псари, стремянные, холоп, писарь, протравить, картуз, фризовая шинель.

Губерния — ж. род области или большого округа России, разделенного на уезды, под управлением губернатора. В просторечии, губерния также губернский город, главный город в губернии.

Отъезжее поле — дальнее поле, преимущественно использовавшееся для охоты.

Приказчик — должность, торговый служащий в купеческой лавке, в имении, в экономии: помощник хозяина, управляющего; поверенный в делах, уполномоченный от хозяина.

Заседатель — в Российской империи в 1775-1864 гг. лица, избранные для участия в работе некоторых местных государственных и судебных учреждений.

Псарь — тот, кто обслуживает ловчих собак и участвует в охоте.

Стремянные — конюх-слуга, ухаживающий за верховой лошадью, а также придворный, находящийся у царского стремени при торжественных выездах.

Холоп — крепостной слуга.

Писарь — должностное лицо, занимающееся перепиской и составлением канцелярских бумаг, документов.

Протравить — протравить лису, зайца, травить и упустить, не поймать, прогладить.

Картуз — фуражка с козырьком.

Фризовая шинель — плащ с рукавами и круглым, вислым воротом из толстой, весьма ворсистой байки.

9. Зачем, по–вашему, в романе переставлены события таким образом, что мы лишь в ХI главе узнаём, что Дефорж и Дубровский одно и то же лицо? Восстановите хронологическую последовательность событий, перескажите фабулу произведения.

В романе представлены события таким образом для того, чтобы объяснить, как Владимир Дубровский стал Дефоржем. Пушкин отказался от последовательного изложения чтобы заинтриговать читателя.

В романе: гл.8 – Дефорж и медведь, гл.9. – обед у Троекурова; гл.10. – Спицын и Дефорж; гл.11. – встреча Дубровского с Дефоржем.

Хронологическая последовательность: гл.11. – встреча Дубровского с Дефоржем; гл.8 – Дефорж и медведь, гл.9. – обед у Троекурова; гл.10. – Спицын и Дефорж.

Иногда писатели нарушают последовательность изложения событий и делают это намеренно, причины бывают разные. Такая композиция – возвращение в прошлое – называется ретроспективой. Она служит для привлечения читательского интереса к важному моменту в конфликте.

«Фабула – (от латинского) – сказание, рассказ, предание – это цепь событий, составляющих сюжет, в их причинно-временной последовательности. Фабула может совпадать с сюжетом. Иногда под сюжетом понимают последовательность событий, а под фабулой – тот порядок, в котором они повествуются.

Получается, что история Островского, рассказанная Пушкину Нащёкиным, явилась фабулой, на основе которого строился сюжет романа «Дубровский».

10. Заполните таблицу «Князь Верейский и Владимир Дубровский в судьбе Марьи Кириловны», опираясь на текст романа А.С. Пушкина.

Роман А. С. Пушкина «Дубровскитй» остался неоконченным. Он даже не имел своего названия, название ему дали издатели, по фамилии главного героя. Так что, чем и как закончились судьбы героев романа, мы уже не узнаем

 Сюжетная линия

Два соседа — помещика, старинные приятели Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский много лет дружили.

  1. Но однажды, из-за несносной гордыни Троекурова они поссорились. Гордый Дубровский посчитал себя оскорбленным и на мировую не пошел.
  2. А самодур Троекуров вообще считал себя настолько выше всех, что даже, не задумавшись, смертельно обидел старого друга.
  3. Вдобавок ко всему, он отнял единственное достояние соседа – деревню Кистеневку.
  4. И хотя Троекурова все-таки замучила совесть, помириться с соседом он не успел, Дубровский умер, увидев въезжающего к нему во двор врага.

Владимир Дубровский в судьбе Маши

Сын умершего помещика Владимир, оставшись без средств к существованию, сделался «благородным разбойником». У него появилась цель – отомстить врагу. Под видом учителя-француза он проникает в дом Троекурова. Но здесь его планы рухнули: он влюбился в дочь Троекурова Машу. Влюбился по-настоящему и даже отказался от планов мести ее отцу, несмотря на то, что именно Троекуров был единственным виновником всех его несчастий. Дубровский подарил Маше настоящую взаимную любовь и пытался спасти возлюбленную от насильственного брака, но не успел. До венчания он не смог ее увезти, а после – Маша сама отказалась уезжать с ним.

Князь Верейский в судьбе Маши

Князя не интересует ни желания Маши, ни ее чувства. Она для него просто красивая игрушка. Зная, что Маша любит другого, он все равно хладнокровно женится на ней. Романтичную влюбленность жены в разбойника он тоже, скорее всего, не забудет и не простит. И при случае припомнит, т.к. великодушием не отличается.

Вряд ли со старым и деспотичным мужем Маша когда-нибудь будет счастлива, несмотря на все его богатство и знатность. Скорее всего, он будет ее запирать, а вывозя изредка в свет – следить за каждым шагом.

11. Как вы объясняете жестокое отношение Троекурова к любимой дочери и выбор Верейским спутницы жизни?

Таковы были правила замужества того времени, родитель выбирал жениха для свой дочери, поэтому никакого тут жесткого отношения нет, также это взаимовыгодные отношения для Троекурова, Верейский был очень состоятельным.

Князь Верейский старый развратник, по сути ему все равно, он любит молодых и красивых девушек. Он не полагается на любовь сердца.

12. В какой роли главный герой Владимир Дубровский показался вам наиболее привлекательным?

В роли Дефоржа.

Поскольку он показывал себя смелым, умным, и воспитанным.

13. Почему Маша не приняла свободу из рук Дубровского, и ожидали ли вы такой развязки?

Маша отказалась оставить Верейского и уйти с Дубровским, потому что после обряда венчания она считала себя связанной навсегда с ненавистным мужем, она была религиозной.

Какие качества героев русского фольклора присущи Владимиру Дубровскому? Обоснуйте свой ответ.

Владимиру Дубровскому присущи качества героев русского фольклора. Он наделен высокими моральными качествами, он честен, благороден. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится. Читая о его отношении к крестьянам, ему подходит образ народного заступника. Наделен способностью перевоплощения, так он под видом учителя французского попадает в семью Троекуровых.

Краткий анализ стихотворения «Зимний вечер» по плану

В 1825 году Александр Сергеевич Пушкин опять был отправлен императором в ссылку. На этот раз в Михайловское – родовое поместье по линии матери.

Здесь поэт сначала скучал, а затем привык и начал писать, создав много талантливых произведений.

В ссылке вместе с ним находилась няня Арина Родионовна. Многие исследователи считают, что именно тогда Александр Сергеевич, вдохновившись ее сказками, задумал написать авторские волшебные произведения для детей.

Стихотворение «Зимний вечер» родилось тут же, в Михайловском, и посвящено оно как раз любимой няне поэта.

Не исключено, что именно в один из таких вечеров, когда за окном выла вьюга, и шел снег, великому русскому писателю пришла идея написать невероятно теплое, пропитанное любовью и тихим домашним уютом, творение.

2. Литературное направление

Стихотворение сочетает в себе признаки романтизма и реализма.

3. Род

Произведение относится к пейзажной лирике.

4. Жанр

Жанр объединяет в себе послание (обращается к няне) и элегию (передается общее настроение грусти, некое ностальгическое состояние).

5. Проблематика

Стихотворение затрагивает проблему вынужденного одиночества, отчуждения от внешнего мира, замкнутости.

Подавленное, грустное состояние лирического героя передается посредством описания пейзажа – прием, характерный, в первую очередь, для романтических произведений и уже потом для реализма (психологический параллелизм).

6. Тематика

В стихотворении поэт затрагивает тему зимнего состояния природы, переплетая ее с настроением героев, с темой общения двух родных друг другу людей, темой поддержки и взаимопонимания.

7. Идея

Автор написал «Зимний вечер», чтобы показать, насколько для него важно нахождение рядом няни. Это своеобразная благодарность старушке за то, что она осталась рядом, поддержала в трудную минуту.

С другой стороны, Пушкин изливает собственные переживания, открывает душу человека, находящегося в заточении, вдали от общественной жизни.

8. Пафос

Эмоциональный фон произведения многогранен. Читатель ощущает грусть, печаль, тоску. Но потом становится чуть легче от теплого, родственного общения.

Вообще, стихотворение, несмотря на свои ностальгические нотки, очень уютное, доброе и красивое.

9. Система образов

«Зимний вечер» наполнен разными образами. Перед глазами читателя предстает образ злой вьюги, уподобляющейся то воющему зверю, то плачущему ребенку.

А вот мы видим старушку, приумолкшую у окна. В ярких, четких словах поэт изображает домик, в котором они находятся вместе с няней.

Стихотворение – галерея образов, мелькающих перед мысленным взором читателя.

10. Центральные персонажи

Вьюга становится значимым персонажем произведения. Именно с ее описания автор начинает «Зимний вечер».

Старушка-няня, к которой обращается лирический герой произведения, тоже является центральным действующим лицом. Она особенно дорога ему: в каждом слове чувствуется теплота, трепетное, нежное отношение воспитанника к человеку, практически заменившему ему мать.

11. Лирический герой

Лирический герой произведения обладает характерными чертами личности самого Пушкина. Это он обращается к сидящей у окна няне.

Читатель получает эмоции именно от автора произведения. Кажется, будто сам попадаешь в тот уютный вечер, когда за окном воет вьюга, а в небольшой комнатке тепло, хоть и печально, и темно.

В стихотворении автор проецирует собственный образ, который и становится лирическим героем.

12. Сюжет

Сюжет «Зимнего вечера» незамысловат: за окном воет вьюга, подражая разным голосам и звукам. Валит снег. Типичная картина неспокойного зимнего вечера.

Посреди разбушевавшейся стихии стоит маленький домик, в которой находятся лирический герой стихотворения и его няня – старушка. Она тихонько сидит у окошка.

Герой смотрит на дорогого человека и начинает вести незамысловатую беседу, спрашивая, что она делает. Он просит няню спеть песню, поговорить с ним.

13. Композиция

Композиция, можно сказать, кольцевая. Произведение начинается тем же, чем потом и заканчивается.

Эта особенность ярко выражается в повторяющихся стихах:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Именно ими начинается и первая, и последняя строфы произведения.

Выраженных композиционных точек (завязки, развязки и пр.) тут нет. Автор просто размышляет под завывания вьюги, подчеркивая свое невеселое, тоскливое настроение.

14. Художественное своеобразие произведения

В создании произведения автор использовал интересный прием: психологический параллелизм.

Описывая бурю за окном, он так подчеркнул собственное угнетенное состояние. Все вокруг печально, как и в душе у лирического героя. Однако разговор со старушкой няней немного развеивает тоску, отвлекает от тяжелых мыслей.

В этом кроется основной посыл стихотворения: какие бы бури не бушевали вокруг, важно, чтобы рядом находился близкий, понимающий человек, которому можно открыть сердце.

15. Размер, рифма и строфика

Текст состоит из четырех восьмистиший, причем первое и четвертое начинаются одними и теми же строчками, что только усиливает чувство тоски и печали, ведь настроение лирического героя не улучшается, хотя и становится немного легче.

Произведение написано четырехстопным хореем – размером, больше подходящим народным частушкам, чем элегиям. Почему Пушкин выбрал именно такую форму, неясно. Возможно, хорей подбадривал поэта, настраивал на оптимистичный лад.

Рифмовка перекрестного типа АБАБ.

16. Средства художественной выразительности

Помимо интереснейшего приема психологического параллелизма, великий поэт использовал разнообразные средства художественной выразительности.

Здесь очень много сравнений и олицетворений: «как зверь завоет», «заплачет как дитя», «как путник запоздалый к нам в окошко постучит», «буря мглою небо кроет», «ветхая лачужка… печальна»).

Встречаются эпитеты («добрая подружка», «вихри снежные», «ветхая лачужка»), метафоры («подружка бедной юности моей», «жужжанье своего веретена»).

Кроме того, много раз используется прием единоначатия (анафора):

То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Или еще:
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Присутствие анафор завораживает, полностью погружает в атмосферу происходящего, заставляет чувствовать эмоции, состояние автора.

Кроме уже перечисленных средств выразительности, поэт использует риторические вопросы, обращаясь к няне. Он не ждет ответов на них, просто ведет одностороннюю беседу.

17. Значение произведения

Произведение значимо для понимания внутреннего состояния Александра Сергеевича во время ссылки, для раскрытия мотивов его творчества соответствующего периода.

Кроме того, в нем явно ощущается, как поэт любил и уважал свою няню, как дороги ему были родные люди.

18. Актуальность

Любовь к близким, спасающая в тяжелых жизненных ситуациях, всегда будет актуальной и животрепещущей темой.

19. Моё отношение

Мне нравится стихотворение «Зимний вечер», потому что оно, хоть и грустное, но очень нежное, теплое и красивое.

20. Чему учит

Произведение учит пониманию, бережному отношению к своим родным людям или друзьям, готовым поддержать даже в сложнейший жизненный период и разделить горькую долю.

Полный анализ стихотворения «Зимний вечер» (А.С. Пушкин)

Полный анализ стихотворения «Зимний вечер» (А.С. Пушкин)

Делая полный анализ стихотворения «Зимний вечер», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, мы получаем возможность насладиться непревзойденной лирикой автора, узнать историю создания произведения, а так же выделить основную мысль. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, который может стать хорошим помощников в подготовке к уроку.

История создания

Стихотворение «Зимний вечер» поэт написал, когда находился в селе Михайловском. Это было в 1825 году.

Александр Сергеевич, который только вернулся из Южной ссылки, где пережил не самое свое лучшее время. Словно глоток свежего воздуха для него было возвращение. Он был счастлив тому, что у него снова появилась возможность жить полной и яркой жизнью. Именно этого в ссылке он был лишен. Наконец-то рядом с ним вновь будут друзья и дорогие ему люди, которых ему так не хватало. Его душу переполняют надежды и мечты.

Но все его мечты рухнули, когда он узнает, что вынужден будет находиться в Михайловском. Из одной изоляции он переместился в другую, которая была не намного лучше. Более того, Александр Сергеевич столкнулся с контролем со стороны отца. Тот контролировал переписки сына.

Когда же его родители уехали из имения, Александр Сергеевич остался наедине со своим родным и любимым человеком – своей няней Ариной Родионовной.

Все свои душевные переживания и тягости поэт вложил в стихотворение «Зимний вечер». Именно в нем заложено все самое сокровенное, что таилось в душе поэта.

Жанр, размер

Стихотворение «Зимний вечер» написано в жанре реалистичной пейзажной лирики. Так же его можно назвать и посланием, поскольку автор обращается к своей няне.

В данном стихотворении поэт отразил свою собственную жизненную позицию. Богатое использование средств выразительности как нельзя лучше передают настроение автора.

Так же свое настроение Александр Сергеевич передал, прибегнув к четырехстопному хорею. Рифмовку же он использует перекрестную. Рифма чередуется из женской в мужскую.

Композиция

Стихотворение «Зимний вечер» имеет кольцевую композицию и состоит из четырех строф.

Какая-то четкая развязка в стихотворении отсутствует, поскольку здесь мы больше наблюдаем размышления автора о своем нелегком положении. Все мысли, которые навевала дополнительно бушующая за окном вьюга, поэт и заключил в данном произведении.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Здесь мы видим описание бури, которое как нельзя лучше передает внутреннее состояние поэта. Что за окном, что в душе, твориться что-то непонятное.

Единственный кто спасает автора от его удрученного состояния – это его няня, с которой он ведет задушевные разговоры.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Он очень тепло и с любовью относиться к своей няне, что становится понятно из его обращения к ней. Александр Сергеевич очень любил Арину Родионовну, поэтому был рад, что в столь непростое время именно она находится рядом с ним.

Темы, проблемы

Основной темой произведения является борьба. Борьба со всем внешним миром, который был очень жесток, несправедлив и непредсказуем для автора. Он показывает внешние проблемы, которые обрушились на него так внезапно, в образе бушующей стихии. Лирического героя, в котором хорошо проглядывается сам Александр Сергеевич, он наделяет такими качествами как смелость, стойкость и свободолюбие.

Но все свои духовные силы автор черпает от старушки-няни, которая всегда поддерживала его и помогала не сломаться. Это была очень мудрая и добрая женщина, которая души не чаяла в своем воспитаннике. Благодаря её искренней и чистой любви и заботе, Александр Сергеевич находит в себе силы противостоять всем жизненным невзгодам.

Образы и символы

Главный образ данного произведения – это образ лирического героя. В нем не сложно узнать самого творца. Столкнувшись с очередными преградами на своем пути, он не сдается. Он, наоборот, нацелен на борьбу и бросает своего рода вызов обстоятельствам.

В образе бури и бушующей стихии, Александр Сергеевич показывает все те жизненные обстоятельства, преграды и невзгоды, которые навалились на него со всех сторон. Действительно, автор только лишь вернулся из Южной ссылки, где провел не один день. Он окрылен свободой, мечтами и надеждами, что вернулся к своей прежней жизни. Но тут судьба решила внести свои собственные коррективы, чем полностью сломала планы поэта.

И еще один немаловажный образ – это образ няни Пушкина. Этот образ можно отнести к центральному, потому что именно этой женщине адресовано данное послание. Арина Родионовна практически заменила мать Александру Сергеевичу, поэтому к ней он испытывал особую любовь и привязанность. Это хорошо видно, когда автор начинает обращаться именно к ней. Все его слова отдают теплотой, нежностью и благодарностью, ведь именно так относился автор к своему родному человеку на самом деле.

Средства художественной выразительности

Александр Сергеевич не скупится на использование различных средств выразительности, благодаря которым он очень умело доносит до читателя свое настроение. Огромное количество эпитетов делают произведение настолько ярким, что порой читателю кажется, что он находится там, рядом с поэтом и его няней, и наблюдает за окном бушующую вьюгу.

Олицетворения и сравнения так же вносят свою лепту в данное произведение. С их помощью автор рисует яркие и живые образы.

Метафоры вносят точность и детализацию, что так же помогает читателю ярко представить картину, которую умело рисует автор.

Основной смысл произведения

Основную мысль произведения автор начинает показывать с самой первой строки. Он передает тот накал эмоций, который происходит внутри него. Он не собирается быть покорным и «плыть по течению». Нет! Автор настроен на борьбу со своей собственной стихией.

Наверное, многим читателям автор запомнился как человек с непростым характером. Он был всегда верен своей позиции и убеждениям. Имея бунтарский характер, он не собирался мириться с трудностями и сдаваться. Он всегда отстаивал свое мнение, и данная ситуация не стала исключением.

Стихотворение помогает лучше понять душевное состояние автора, а соответственно и его творчество, которое пришлось на этот период.

Стихотворение «Зимний вечер» так же показывает огромную роль любви в жизни человека. И это не обязательно должна быть любовь девушки. Автор показал другую любовь, материнскую. На примере своей няни, которая до беспамятства любила пота, он показывает насколько это важно. В тяжелый период жизни неимоверное значение имеет поддержка и теплое слово. Няня всегда находила и то и другое для своего воспитанника.

Благодаря Арине Родионовне Александр Сергеевич добился очень многого, не сломался и продолжал бороться. Он знал, что у него всегда есть человек, который любит его, понимает, поддерживает, а главное – верит в него и его успех!

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина

Анализ стихотворения «Зимний вечер» Пушкина

«Зимний вечер» А. С. Пушкина демонстрирует бурю, бушующую за окном, в то время как лирический герой находится в деревенской избе. В произведении поэт обращается к своей няне; ощущается и тоска, и надежда на лучшую долю. Изучают стихотворение в 5-6 классе. Предлагаем узнать о нём, ознакомившись с кратким анализом «Зимний вечер» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимний вечер.

История создания – произведение написано в 1825 г., когда поэт пребывал в ссылке в имении Михайловское, впервые увидело мир в журнале «Северные цветы» за 1830 г.

Тема стихотворения – зимняя вьюга и тёплое общение с близким сердцу человеком.

Композиция – Кольцевая композиция. По смыслу стихотворение делится на две части: описание вьюги и обращение к няне. Формально стихотворение состоит из четырёх октав.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – написано четырёхстопным хореем, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей».

Эпитеты«кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка».

Сравнения«то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит».

История создания

История создания «Зимнего вечера» связана с ссылкой поэта в Михайловское. В 1824 г. Александр Сергеевич возвратился на Родину из южной ссылки, однако ему не позволили быстро вернуться к светской жизни, отправив в родовое имение. Надзор за поэтом лег на плечи его отца, поэтому Александр Сергеевич «убегал из дому» и подолгу гостил в имениях соседей. В родном доме он чувствовал себя неуютно, ведь Сергей Львович был его надзирателем.

Осенью 1825 г. семья поэта переехала в Москву, а Александр Сергеевич в этом году зимовал в Михайловском, практически не выезжая. Вместе с молодым человеком осталась няня Арина Родионовна. Зимой 1825 г. появилась рукопись анализируемого стихотворения, в котором отчетливо проявились автобиографические мотивы.

В произведении А. С. Пушкин развивает любимую зимнюю тему, переплетая её с темой теплого общения с родным человеком. Начинается стихотворение с описания вьюги, к которой прислушивается лирический герой. Он представляет, как за окном кружатся снежные вихри, улавливает каждый звук бури. Вьюга проявляет себя по-разному– она воет подобно зверю, плачет, как ребёнок, шуршит соломой и стучит в окно. Буря становится главным героем первой строфы, но и после этого она ещё не раз появится в рассказе лирического «Я».

Во второй строфе появляется образ няни, но сначала автор описывает ветхую избу. Она «печальна и темна» , что можно сказать и о настроении лирического героя. Старушка-няня сидит молча у окна. Герой спрашивает, не уснула ли она, заслушавшись звуками своего веретена.

Чтобы развеять печаль, герой предлагает старушке выпить и спеть ему. Видимо, песни напоминают герою о беззаботном детстве, а поэтому приносят его сердцу умиротворение.

В последнем восьмистишии снова описывается снежная буря, а лирический герой повторяет предложение выпить. При помощи повтора стихов подчеркивается невесёлое настроение лирического героя.

В произведении реализуется идея о том, что никакая буря не страшна, когда рядом близкий человек. Автор утверждает, что приятный разговор с хорошим человеком способен развеселить сердце.

«Зимний вечер» – одно из самых популярных произведений в русской литературе, некоторые строки стали афоризмами.

Композиция

Стихотворение по смыслу делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке-няне. Формально стихотворение состоит из четырёх октав. Особенность формальной и смысловой организации – повторение первых четырёх строк первого и третьего восьмистишия.

Стихотворный размер – четырёхстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как лирический герой с грустит, вспоминая о бедной юности, печальное настроение передаётся и посредством пейзажей.

Средства выразительности

Стихотворение А. С. Пушкина богато на средства выразительности. Они помогают отобразить зимнюю непогоду, создать образы лирического героя и няни, передать внутреннее состояние героев.

В тексте есть метафоры: « подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей» . Они поражают простотой и выразительной передачей настроения, царящего в «лачужке» . Детали подчеркиваются при помощи эпитетов: ««кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка» . Сравнения используются для того, чтобы наполнить описание бури звуками: «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит» . В произведении есть антитеза: тишина в доме противопоставляется завываниям бури.

В некоторых строфах важную роль играет интонация. В обращении к няне несколько раз используются риторические вопросы.

«Зимний вечер» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – метафоры, средства выразительности, идея, история создания

«Зимний вечер» А. С. Пушкина поражает уютной атмосферой, царящей в деревенской избе. Изучают стихотворение в 5-6 классе. Предлагаем узнать о нем, ознакомившись с кратким анализом «Зимний вечер» по плану.

«Зимний вечер» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – метафоры, средства выразительности, идея, история создания

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимний вечер.

История создания – произведение написано в 1825 г., когда поэт перебывал в ссылке в имении Михайловском, впервые увидело мир в журнале «Северные цветы» за 1830 г.

Тема стихотворения – зимняя вьюга и теплое общение с близким сердцу человеком.

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано четырехстопным хореем, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей».

Эпитеты«кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка».

Сравнения«то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит».

История создания

История создания «Зимнего вечера» связана с ссылкой поэта в Михайловское. В 1824 г. Александр Сергеевич возвратился на Родину из южной ссылки, однако ему не позволили быстро вернуться к светской жизни, отправив в родовое имение. Надзор за поэтом лег на плечи его отца, поэтому Александр Сергеевич «убегал из дому» и подолгу гостил в имениях соседей. В родном доме он чувствовал себя неуютно, ведь Сергей Львович пытался отправить сына в тюрьму.

Осенью 1825 г. семья поэта переехала в Москву, а Александр Сергеевич в этом году зимовал в Михайловском, практически не выезжая. Вместе с молодым человеком осталась няня Арина Родионовна. Зимой 1825 г. появилась рукопись анализируемого стихотворения, в котором отчетливо проявились автобиографические мотивы.

В произведении А. С. Пушкин развивает любимую зимнюю тему, переплетая ее с темой теплого общения с родным человеком. Начинается стихотворение с описания вьюги, к которой прислушивается лирический герой. Он представляет, как за окном кружатся снежные вихри, улавливает каждый звук бури. Вьюга настоящая проказница – она воет подобно зверю, плачет, как ребенок, шуршит соломой и стучит в окно. Буря становится главным героем первой строфы, но и после этого она еще не раз появится в рассказе лирического «Я».

Во второй строфе появляется образ старушки, но сначала автор описывает ветхую избу. Она «печальна и темна», что можно сказать и о настроении лирического героя. Старушка сидит молча у окна. Герой спрашивает, не уснула ли она, заслушавшись звуками своего веретена.

Чтобы развеять печаль, мужчина предлагает старушке выпить и вспомнить юность. Он просит женщину спеть ему. Видимо, песни напоминают герою о беззаботном детстве, а поэтому приносят его сердцу умиротворение.

В последнем восьмистишии снова описывается снежная буря, а лирический герой предложение героя выпить. При помощи повтора стихов подчеркивается невеселое настроение мужчины.

В произведении реализуется идея о том, что никакая буря не страшна, когда рядом близкий человек. Автор утверждает, что приятный разговор и беззаботные воспоминания способны развеселить сердце.

«Зимний вечер» – одно из самых популярных произведений в русской литературе, некоторые строки стали афоризмами.

Композиция

Композиция анализируемого произведения по смыслу делится на две части: описание вьюги и обращение к доброй старушке. Формально стихотворение состоит из четырех октав. Особенность формальной и смысловой организации – повторение первых четырех строк первого и третьего восьмистишия.

Жанр произведения – элегия, так как лирический герой с грустит, вспоминая о бедной юности, печальное настроение передается и посредством пейзажей. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Стихотворение А. С. Пушкина богато на средства выразительности. Они помогают отобразить зимнюю непогоду, создать образы лирического героя и старушки, передать внутреннее состояние героев.

В тексте есть метафоры: «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей». Они поражают простотой и выразительной передачей настроения, царящего в «лачужке». Детали подчеркиваются при помощи эпитетов: ««кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка». Сравнения используются для того, чтобы наполнить описание бури звуками: «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит». В произведении есть антитеза: тишина в доме противопоставляется завываниям бури.

В некоторых строфах важную роль играет интонация. В обращении к старушке несколько раз используются риторические вопросы.

Александр Сергеевич Пушкин оставил после себя очень богатое литературное наследие, одним направлением из которого являются стихотворения о природе, полный  анализ которых поможет как можно лучше разобраться в данной теме. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, который будет очень полезен при изучении материала.

Мир природы в лирике А. С. Пушкина

В своем богатейшем творческом наследии Александр Сергеевич Пушкин показал нам очень яркие, светлые и прекрасные картины русской природы. Благодаря Пушкину у читателя появилась возможность познакомиться с природой средней полосы России, юга и бескрайнего моря. Не зря Александр Сергеевич считал свою родину частью своей жизни. Он очень любил и ценил её, что хорошо прослеживается в его произведениях. Он всю свою недолгую жизнь восхищался и восхвалял природу родного края.

Александр Сергеевич Пушкин – стихи о природе

Мир природы не обошел стороной ни одного поэта или писателя. Вот и в творчестве Александра Сергеевича природа занимает особое место. В каждом из своих стихотворений он, так или иначе, затрагивал тему природы. Александр Сергеевич относится к тем поэтам, для кого окружающая среда значила очень много. Природа успокаивала его, вдохновляла, вселяла надежду, а так же наводила на размышления. Все это хорошо прослеживается во всем творческом пути поэта. Он умел её не только видеть, но и чувствовать, понимать.

Окунаясь в изучение прекрасных стихотворений поэта, мы переносимся в неповторимый мир пушкинской лирики. Ему удается перенести читателя к морю, показать ему высоты Кавказа, или вовсе отправиться на прогулку в деревню. Сам же он частенько отправлялся на прогулку по зимней дороге, наслаждаясь таким приятным звоном колокольчика.

«Осень»

Природные явления словно оживают в поэзии Пушкина. Автор описывает все времена года как невероятные, идеальные явления, но любимым временем года Александра Сергеевича является осень. Он без ума от безупречной картины увядающей природы, которая навевает на него грустные размышления. Одним из самых прекрасных произведений об осени в лирике Александра Сергеевича можно выделить стихотворение «Осень». Именно в нем очень хорошо видно отношение автора ко всем временам года, а особенно к осенней поре.

Он очень необычно и неординарно воспринимает природу. Теплоту и уют навевают на читателя строчки, который автор посвятил знойному лету:

    Ох, лето красное! любил бы я тебя, 

     Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. 

В нем видно, что поэт не особо любит лето. Но и перед весной он не испытывает такого трепета, как многие другие поэты, которые считали весну одним из самых прекрасных времен года. Его сердце полностью принадлежало осени.

    И с каждой осенью я расцветаю вновь; 

    Здоровью моему полезен русский холод; 

Лишь осень пробуждает в поэте вдохновение и желание творить. Она порождает в его богатейшем воображении новые рифмы, навевает образы, звуки и мечты.

«Зимний вечер»

Всю красоту зимней поры автор раскрывает в своем стихотворении «Зимний вечер». Он очень умело рисует картину тепла и уюта, которое царит в доме, передает невероятный душевный комфорт. Совокупность всех этих воспоминаний возвращают Александра Сергеевича в его детство, а главное – к няне Арине Родионовне.

«Зимнее утро»

Если углубиться в чтение данных строк, то представление моментально рисует тихий и спокойный вечер. Особенно хорошо это видно на контрасте бушующей за окном вьюги. Камин, который горит нутрии здания, навевает воспоминания о тихих зимних вечерах, а так же о сказках и песнях, которые читались маленькому Сашеньке дорогим и любимым человеком.

Но природа очень изменчива, поэтому утром и следа не остается от вечерней вьюги и непогоды. Это хорошо видно в стихотворении «Зимнее утро».

Под голубыми небесами 

Великолепными коврами, 

Блестя на солнце, снег лежит, 

Прозрачный лес один чернеет, 

И ель сквозь иней зеленеет, 

И речка подо льдом блестит. 

Но, не смотря на все приятные воспоминания, тепло камина и морозные узоры на окнах, автор всем сердцем любил осень. Он с любовью описывает все многообразие красок, раскрывает всю прелесть природы в период её увядания. Казалось бы, листья опадают, приближаются холода, и все навевает тоску, но Пушкин сумел разглядеть именно в это время года всю красоту и очарование природы.

«Деревня»

В стихотворениях поэта, которые он посвятил природе, можно отметить не только особенность восприятия красоты автором, но и его жизненные позиции и взгляды. Здесь особенно хорошо прослеживается его вольнолюбие и патриотизм.

Хорошим доказательством этого служит его стихотворение «Деревня». В нем автор показывает читателю неяркую, но пленительную и захватывающую природу средней полосы России. Описывая деревенские пейзажи, он показывает свою настоящую любовь к родному дому – России. Он очень любит народ, обычный, простой, который безустанно продолжает трудиться на этих просторах.

Полностью погрузившись в эту умиротворенную картину сельского пейзажа, лирическому герою удается отдохнуть от всей суеты, царящей вокруг в его повседневной жизни. Именно в этом произведении хорошо видно любовь автора к своде, которую он ценил больше всего в жизни.

Если сделать вывод исходя из пейзажной лирики автора, то можно сказать, что он сумел донести до читателя весь тот волшебный мир природы, который наполнен очаровательными звуками. Благодаря близости к природе, человек начинает ценить свою Родину, свободу, его мысли становятся более мудрыми, а душа милосерднее.

«Погасло дневное светило»

Стихотворение «Погасло дневное светило» автор написал в 1820 году, когда он из-за своих политических взглядов, которые были неугодны власти, был сослан в ссылку на юг. Этим произведением он открывает новый период в своей творческой жизни.

Проплывая на корабле, и наблюдая за морем, Александр Сергеевич начал анализировать свою жизнь в Петербурге. Он обращается к морской пучине, будто та является его прошлой жизнью. Здесь впервые мы можем видеть новый образ – образ изгнанника, который задумывается об отъезде с Родины. Он очень любит свободу, но именно её он и был лишен. Так же он не мог жить без своих друзей – он остался в одиночестве.

Здесь в образе лирического героя отчетливо проглядывается сам Александр Сергеевич. Это достаточно грустное произведение, поскольку автора одолевают очень тяжелые думы. Он размышляет о том, что молодость стремительно проходит, а душевные раны так и не думают заживать. Автор мечтает, что море смоет утолить его печали. Ведь где-то вдалеке есть берег, на котором, может быть, его ждет новая и счастливая жизнь.

«Вновь я посетил…»

Стихотворение «Вновь я посетил…» было написано 26 сентября 1835 года. Над ним автор трудился не один день, поскольку существует несколько черновиков данного произведения. Оно было написано тогда. Когда автор переживал не лучший момент своей жизни. Спустя продолжительный срок, он вновь попал в столь родное ему Михайловское. В первую очередь он надеется отдохнуть здесь морально и привести в порядок свои мысли. Его даже посещают мысли навсегда перебраться жить в Михайловское, где планирует посвятить себя полностью творческой деятельности.

Относится данное произведение к философской лирики, поскольку наполнено воспоминаниями и размышлениями поэта.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что великий поэт очень сильно любил природу России. Ценил и оберегал её. Он являлась своеобразной музой, поскольку умела вдохновить творца на создание новых шедевров.

Арина Родионовна – имя няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, которое известно практически каждому российскому школьнику. Хотя сведения о её жизни весьма скудны, но известно, что она оказала немалое влияние на увлечение Пушкина народной поэзией и сказками. А её даровитость, мудрость и нежная любовь к своему воспитаннику снискали любовь и уважение поэта и его друзей. Пушкин на всю жизнь сохранил трогательное отношение к няне, посвятил ей ряд своих произведений.

Арина Родионовна Яковлева родилась (10) 21 апреля 1758 года в селе Суйда Петербургской губернии, в многодетной крестьянской семье. Её родители – Лукерья Кириллова и Родион Яковлев – были крепостными крестьянами подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка графа Федора Алексеевича Апраксина. Настоящее имя девочки – Ирина или Иринья, а домашние звали её Арина. В русской литературе она известна как Арина Родионовна, реже под фамилией Яковлева. Кстати, сам Пушкин не называл её по имени, для него она всегда оставалась няней.

В 1759 году село Суйду и прилегающие деревни с крестьянами у Апраксина выкупил Абрам Петрович Ганнибал, прадед А.С. Пушкина. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Фёдора Матвеева (1756-1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино, что неподалеку от Гатчины. В этой семье родились четверо детей.

В 1792 году Арина Родионовна была взята Марией Алексеевной Ганнибал (бабкой Пушкина) в качестве няни для племянника Алексея, а после рождения в 1797 году её первой внучки Ольги, старшей сестры поэта, Арина Родионовна стала жить в семье Пушкиных почти постоянно. Сначала, вместе с ними она переехала в Москву, где находилась при Марии Алексеевне среди многочисленной родни и дворни, а после продажи Кобрино (в 1804 году) – в Захарово. После смерти Марии Алексеевны (1818) няня проживала у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в Михайловское Псковской губернии.

Рассказ александра сергеевича пушкина зимний вечер
Картина Николая Ге «А.С. Пушкин в селе Михайловском»

Известно особое отношение всех Пушкиных к няне и её родне. Кстати, ещё в 1795 году Мария Алексеевна подарила Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрино, где остались жить её дети.

Так, Арина Родионовна была кормилицей сестры поэта, няней Пушкина и его брата Льва, воспитывая подопечных детей «по-русски». По свидетельству сестры поэта, няня «мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками». А в 1824-1826 годах Арина Родионовна фактически разделила ссылку Пушкина в Михайловском. В ту пору поэт особенно сблизился с няней. Здесь, в глуши, оторванный от друзей, Пушкин находил в своей няне заботливую «мамушку», как он называл её, очень ценил её заботу и привязанность к нему.

Он слушал и записывал её сказки и рассказы, которых она знала великое множество, народные песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки и пословицы, народные выражения. И все это потом использовал в своём творчестве. Её интонации присутствуют в поэме «Жених», в записях семи сказок и как минимум 10 песен. Кстати, Арина Родионовна славилась не только как рассказчица, но и умением устраивать свадьбы. Скорее всего, именно с её слов Пушкин записывал в Михайловском центральные моменты свадьбы. Этот богатейший обрядовый материал вошел затем во многие его поэтические произведения и прозу.

Время, проведенное вместе с няней, поэт неоднократно воспел в стихотворениях – например, «Зимний вечер» (1825), «Подруга дней моих суровых…» (1826), «Вновь я посетил тот уголок земли…» (1835) и других. По признанию самого Пушкина, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» в поэме «Евгений Онегин», няни Дубровского. Принято считать, что она также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», княгининой мамки (пьеса «Русалка»), женских образов романа «Арап Петра Великого».

Кстати, Арине Родионовне свои стихи посвящал не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина – Дельвиг и Вяземский, покорённые её радушием и сердечностью.

Рассказ александра сергеевича пушкина зимний вечер
Памятник Александру Пушкину и Арине Родионовне в Пскове (Фото: © irinabal18 / Фотобанк Фотодженика)

В начале 1828 года, вскоре после замужества Ольги Сергеевны (сестры Пушкина), Арина Родионовна переехала к ней в Петербург, где и прожила последние годы своей жизни. Пушкин последний раз видел няню в Михайловском в сентябре 1827 года, за девять месяцев до её смерти.

Скончалась Арина Родионовна Яковлева (31 июля) 12 августа 1828 года после непродолжительной болезни и была похоронена на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Пушкин создал ей поэтический памятник, напечатав в 1830 году в альманахе «Северные цветы» стихотворение «Зимний вечер» (1825).

В последующие годы могила Арины Родионовны была утеряна, но в 1977 году при входе на Смоленское кладбище была установлена памятная доска с надписью: «На этом кладбище похоронена Арина Родионовна няня А.С. Пушкина (1758-1828) «Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!»». В 1974-м в доме Арины Родионовны в селе Кобрино был открыт музей «Домик няни А.С. Пушкина». Памятники ей установлены в Пскове, Болдино, в Калужской области и в селе Воскресенское (Ленинградской области).

  • Рассказ азамата про дядю
  • Рассказ айога текст читать
  • Рассказ аист и лягушка читать
  • Рассказ агафья чехова читать
  • Рассказ агаты кристи желтый