Рассказ а н волошина веточка

07:37 27 ноября 2021 г. рассказывал первокурсникам онлайн о роли прессы хоть в мирное, хоть в военное время, хоть в

07:37 27 ноября 2021 г.

Рассказывал первокурсникам онлайн о роли прессы хоть в мирное, хоть в военное время, хоть в реальном сражении, хоть в виртуально-информационной битве. И вдруг остро вспомнил, что 80 лет назад были казнены фашистами две героические девушки – Зоя и Вера.

Прежде всегда в эти дни был в журналистских дорогах, на телесъемках, готовил передачи и корреспонденции о Московской битве. А сегодня – хотя бы молодым рассказать: ведь ничегошеньки не знают. Телевидение, даже канал ТВЦ, к этим славным страницам – вообще не обращается. 80 лет Александру Маслякову – по всем телеканалам, а 80 лет победы под Москвой – нигде…

О роли журналиста… Январской ночью 1942 года, во время боев за Можайск, несколько журналистов оказались в уцелевшей от пожара избе деревни Пушкино. Корреспондент «Правды» Петр Лидов разговорился с пожилым крестьянином, возвращавшимся в родные места, в район Вереи. Старик рассказал, что оккупация настигла его в Петрищеве, где он видел казнь какой-то девушки-москвички: «Ее вешали, а она речь говорила. Ее вешали, а она все грозила им…» Рассказ старика потряс Лидова. И той же ночью он ушел в Петрищево. Шесть раз выезжал туда корреспондент. И не успокоился до тех пор, пока не переговорил со всеми жителями села, не разузнал все подробности гибели нашей русской Жанны д’Арк – так называл он Зою. «Нужна фотография. Это поможет узнать, кто она такая», – решает Лидов. И вновь едет в Петрищево, теперь уже вместе с фотокорреспондентом «Правды» Сергеем Струнниковым. Вскрывают могилу, фотографируют. В те дни Лидов познакомился с партизаном из местного верейского отряда. Посмотрев на фотографию казненной, боец узнал в ней девушку-диверсантку, встреченную им в лесу накануне разыгравшейся в Петрищеве трагедии. Та называла себя Таней. Под этим именем и вошла героиня в знаменитую статью Лидова. И лишь потом открылось, что это псевдоним.

Напомним, что Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, посмертно удостоенной звания Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года партизанка была схвачена и замучена офицерами 332-го полка вермахта. В годы войны и послевоенное время Космодемьянская олицетворяла собой героизм советского народа, ей посвящены многочисленные литературные произведения, картины и скульптуры. Памятники Зое установлены на Минском шоссе, в Рузе, в примосковских Химках. О героине был снят впечатляющий черно-белый фильм, который почему-то давно не показывают, а я его несколько раз смотрел с замиранием сердца в Замоскворечье, в кинотеатре «Зорька». Новая цветная версия «Зоя» была подвержена справедливой критике. В период расцвета махрового антисоветизма в прессе (первым тут был, конечно, «Московский комсомолец», а потом «АиФ»), ну и затем на ТВ и в интернете появлялись какие-нибудь «откровения-обличения». Например, не так давно карикатурист Андрей Бильжо выдвинул бильжопино утверждение, что Зоя болела шизофренией, пошла в деревню Петрищево, где не было немцев, самовольно, без приказа командира отряда… Ну и другие варианты, один подлее другого.

Напомню рассказ профессора Сергея Кара-Мурзы: «…Читал я лекцию в Бразилии перед обществом психологов. Тему они задали такую: «Технология разрушения образов в ходе перестройки». Я рассказывал факты, приводил выдержки из газет. А смысл слушатели понимали лучше меня. Особенно их заинтересовала кампания по дискредитации Зои Космодемьянской. Мне задали удивительно точные вопросы о том, кто была Зоя, какая у нее была семья, как она выглядела, в чем была суть ее подвига. А потом объяснили, почему именно ее образ надо было испоганить – ведь имелось множество других героинь. А дело в том, что она была мученицей, не имевшей в момент смерти утешения от воинского успеха (как, скажем, Лиза Чайкина). И народное сознание, независимо от официальной пропаганды, именно ее выбрало и включило в пантеон святых мучеников. И ее образ, отделившись от реальной биографии, стал служить одной из опор самосознания нашего народа». Именно такие опоры не только нашего народа, но и всех славянских народов – разрушали в первую очередь! А ведь казалось бы – внучка священника, патриотка, безусловная, первая Героиня, даже по воспоминаниям и фото немцев. Нет, все равно испоганить…

Во второй половине октября, в самые трагические для Москвы дни, отбирали лучших комсомольцев для работы в тылу врага. Их вызывали в райкомы, где им вручали путевки. Затем в здании ЦК ВЛКСМ с каждым беседовали секретарь МГК комсомола А.Н. Шелепин и руководители разведывательно-диверсионной войсковой части № 9903. Как вспоминал Д.М. Дмитриев, 26 октября около 30 юношей и девушек вызвали в горком. Разговор в кабинете Шелепина был кратким и жестким. «Родине нужны бесстрашные патриоты, способные перенести самые тяжелые испытания, готовые на самопожертвование, – говорил Шелепин. – Хорошо, что все вы согласились пойти в немецкий тыл сражаться с врагом. Но может случиться, что 95% из вас погибнут. Если кто-то из вас не готов к таким испытаниям, скажите прямо. Никто вас не осудит. Свое желание биться с врагом реализуете на фронте». Однако «отказников» не оказалось. Отобрали приблизительно две тысячи человек. Их партиями собирали в кинотеатре «Колизей» (ныне театр «Современник»), а затем в крытых грузовиках отвозили в войсковую часть №9903, располагавшуюся в Кунцеве.

После подготовки спецназовцев (конечно, не партизан, как называли их фашисты) 20 ноября командиры диверсионных групп части №9903 П.С. Проворов и Б.С. Крайнов получили задание «сжечь 10 населенных пунктов: Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачево, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровино, Головково. Срок выполнения – 5–7 дней». На задание группы уходили вместе. Среди бойцов были Зоя Космодемьянская, Вера Волошина, Клава Милорадова и другие. В тот же самый день, 29 ноября, в 10 километрах от Петрищева, где погибла Зоя Космодемьянская, в деревне Головково, была повешена на арке ворот ее боевая старшая подруга Вера Волошина, чья группа попала в засаду возле Крюкова. О ее подвиге тоже рассказали местные жители. Тяжелораненую комсомолку немцы привезли в деревню Головково. Начался допрос, ее зверски пытали, истязали, но так ничего и не добились. Истерзанную девушку снова бросили в машину и повезли на казнь. Когда солдаты опустили борта машины, жители увидели лежавшую в кузове Веру. Палачи хотели поднять ее, чтобы набросить на шею петлю, но она оттолкнула их и, цепляясь рукой за кабину грузовика, медленно встала. В наступившей тишине раздался звонкий голос: «Вы пришли в нашу страну и найдете здесь свою смерть! Москву вам не взять…» И запела «Интернационал»…

По легенде именно с Волошиной скульптор Иван Шадр, бывший в свое время учеником самого Гогена, лепил знаменитую Девушку с веслом для ЦПКиО имени Горького. Прежде чем приступить к работе, Шадр долго ходил по стадионам и спортивным площадкам в поисках подходящей модели. Во время одной из таких прогулок он якобы и обратил внимание на студентку Московского института физкультуры Веру Волошину, которая успела стать чемпионом будущего города Кемерова по прыжкам в высоту. Великолепно сложенная девушка обратила на себя внимание скульптора, когда прыгала в воду с вышки на Водном стадионе. Легенду скептики развенчивают на том основании, что Вера не могла так рано приехать в Москву. Но ведь были какие-то основания?

Страшно писать, но на немецкой фотографии даже у повешенной красавицы, которую перевесили потом на ветвь многоствольной ивы – идеальная фигура… В деревне Головково стоит памятник на месте казни, а именем Волошиной назван единственный лицей. Зашел на их сайт, увидел какую-то искаженную коровью морду на обложке. Не выдержал и написал: «Вы что, не можете оформить страницу в ФБ так, чтобы было видно и понятно: лицей носит имя настоящей Героини? Позор…» Да, муниципальное учреждение – лицей имени Героя России Веры Волошиной находится в сельской местности и имеет сельскохозяйственный профиль, но надо приучать детей гордиться историей своей страны, брать наглядный пример с самых ­достойных. 

По состоянию здоровья Вере пришлось перевестись в Институт кооперативной торговли. До начала Великой Отечественной Вера Волошина отучилась там три курса, была отличницей и редактором стенной газеты. Со своим возлюбленным Юрием Двужильным, к 1941 году – офицером, прошедшим финскую кампанию и награжденным орденом Красного Знамени, Вера дружила со школьной скамьи. Они собирались пожениться в 1942 году: 22 июня 1941 года подруги подарили Вере белое свадебное платье. Но война готовила другую судьбу… Они оба, и Вера, и Юрий, за разные подвиги посмертно получили звание Героев: капитан Юрий Двужильный – Советского Союза (в конце войны он погиб под Могилевом в контратаке, подняв за собой батальон), а его любимая стала Героем России в 1994 году. Еще в 1936 году Вера писала заявление с просьбой отправить ее в Испанию, для участия в гражданской войне, но получила отказ. А вот осенью 1941-го попала в ту же часть специального назначения, что и Зоя.

Конечно, 22-летняя Волошина, комсорг группы, была опытнее вчерашней 18-летней школьницы Зои Космодемьянской, уже бывала за линией фронта в Завидове и делилась боевым опытом. Однако если гибель Зои благодаря журналистам получила широкий резонанс, то о Вере вспомнили только в 1966 году, когда в нашей стране широко отмечали двадцатипятилетие Битвы под Москвой. Указом Президиума Верховного Совета СССР Вера Волошина была посмертно награждена орденом Отечественной войны, а 6 мая 1994 года указом президента РФ Вере Даниловне Волошиной было посмертно присвоено звание Героя России.

Рассказ а н волошина веточка

Александр Никитич Волошин

Биография

Писатель, драматург. (31 августа 1912 – 28 мая 1978)

Родился в Санкт-Петербурге. Отец его работал котельщиком на Путиловском заводе. С началом Первой мировой войны семья Волошиных переехала к своим родственникам в Сибирь. Всё своё детство Александр Волошин провёл в Новосибирской области, где поступил в комсомол и где в 1929 году окончил среднюю школу. В годы первой пятилетки Волошин поступает на строительство Кузнецкого металлургического завода, где работал бетонщиком и был активным в общественной деятельности. Затем Волошина отправляют комсоргом шахты на Осинниковский рудник, где он трудился в качестве забойщика и запальщика.
В 1934 году Волошин призывается на действительную военную службу в ряды РККА. Проходя военную службу, Волошин оканчивает заочное отделение Ленинградского коммунистического института журналистки. Демобилизовавшись из армии в 1936 году, А. Н. Волошин возвращается на Осинниковский рудник и устраивается в местную газету «За уголь». Через два года Александр переезжает в Черемхово и начинает сотрудничать с газетой «Черемховский рабочий». Во время Великой Отечественной войны Волошин участвовал во многих боях в качестве рядового сапёра, был ранен. В 1945 году, во время боёв на Одере, вступает в члены ВКП(б). После окончания войны Александр возвращается в Сибирь, где продолжает работу журналиста, сотрудничая с газетой «Кузбасс» в Кемерово.

Александр Никитич Волошин похоронен в г. Кемерово.

Творчество

Первое литературное произведение Александра Волошина появилось в 1931 году, когда им был написан рассказ о шахтёрской жизни «Первая смена». В дальнейшем в некоторых сибирских газетах появляются его другие рассказы, а также очерки и статьи. В 1939 году в журнале «Сибирские огни» появился рассказ «Два товарища», повествующий о восстании кольчугинских шахтёров против Колчака. К 1949 году Волошин закончил свой первый роман «Земля кузнецкая». Роман повествовал о трудностях работы кузбасских шахтёров во время выполнения планов первой пятилетки. За роман «Земля Кузнецкая» писатель удостоен Государственной (Сталинской) премии второй степени в 1950 году. Роман неоднократно переиздавался у нас в стране и за рубежом, был переведен на французский, польский, венгерский, немецкий, словацкий, румынский, китайский, английский языки.

Награды

Награжден Орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной 1941-1945 гг.»

Память в наши дни

В Кузбассе в 1999 г. учреждена Премия им. Александра Никитича Волошина (лауреата Государственной премии СССР, основателя профессиональной писательской организации в Кузбассе).
Учредитель — администрация Кемеровской области. Цель премии — поддержка писателей региона, развитие литературного творчества в Кузбассе. Присуждается за наиболее талантливые, отличающиеся новизной и оригинальностью произведения в прозе, драматургии, публицистике, получившие общественное признание и являющиеся значительным вкладом в художественную культуру Кузбасса. Присуждается один раз в два года. Лауреат получает почетный диплом и денежное вознаграждение.

А. Н. Волошину на ул. Весенней установлена мемориальная доска.

Публикации

  • Земля Кузнецкая: Роман. — М.: Сов. писатель, 1949.- 322 с.- электронный вариант — адрес доступа: http://bookre.org/reader?file=48528
  • Испытание: пьеса в 4-х дейст., 8 карт. – М.: Искусство, 1955. – 90 с.
  • Павлуша: рассказ. – Кемерово: Кн. Изд-во, 1958. – 20 с.
  • С чего жизнь началась…: Рассказы. Киноповесть. Пьеса. — Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1958. — 238 с.
  • Земля Кузнецкая: Роман о Кузбассе. – М.: Новосибирское книжное издательство, 1960. — 303 с. — (Библиотека Сибирского романа)
  • Дороги зовут: Повести. — Кемерово: Кемеровское книжное издательство,1963. – 246 с.
  • Все про Наташку: Роман. — Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1967. – 263 с.
  • Смотрю в твои глаза: Рассказ. — Кемерово: Кемеровское книжное издательство.- 1969. — 19 с.
  • Земля Кузнецкая; Все про Наташку: Дилогия. — Кемерово: Кемеровское книжное издательство, — 1969. — 564 с.
  • Время быть: Повести. — Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1976. – 352 с.
  • Земля Кузнецкая: Роман. — Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1980. – 287 с.
  • Время быть [Электронный ресурс]: [говорящая книга] /Департамент культуры и национальной политики; Кемеровской области; Толоконская М. С. — Кемерово: Кемеровская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих, 2005.
  • Издание книг А. Н. Волошина на иностранных языках
  • Веточка //Сибирский рассказ. – Будапешт, 1980. – С. 249-272. – Венг.

Публикации об авторе

  • А. Н. Волошин //Русские советские писатели: Прозаики: Библиогр. указ.. – Л., 1959. – Т.1. – С. 375-381.
  • А. Н. Волошин//Литература Земли Кузнецкой: Хрестоматия. Т.1.- Кемерово, 1998.- С.89-140
  • Александр Нититич Волошин //Писатели Кузбасса. – Кемерово, 1968. – С.10-11.
  • Александр Никитич Волошин //Писатели Новокузнецка. Первый выпуск.- Новокузнецк, 2004.- С.9-10
  • Баландин, Ю. Певец земли Кузнецкой: [К 60-летию А. Н. Волошина] //Кузбасс. – 1972. – 12 сент.
  • Буравлев, Е. Об А. Н. Волошине – писателе земли Кузнецкой //Огни Кузбасса. – 1972. — №3. – С. 2
  • Волошин Александр Никитич //Писатели Сибири: Краткий библиогр. Указ. – Новосибирск, 1956. – С. 6-7.
  • Волошин Александр Никитич //Краткая литературная энциклопедия. – Т. 1. – 1962. – Стб. 1021
  • Волошин Александр Никитич //Русская литература Сибири 1917 – 1970 гг.: Библиогр. Указ. – Новосибирск, 1977. – Ч. II. – С. 71-72.
  • Волошин Александр Никитич// Депутатский корпус Кузбасса. В 2-х томах. Т.1.- Кемерово,2002.- С.205
  • Емельянов, Г. Мятежник: [Воспоминания об А. Волошине] // Москва.- 2002.- N12.- С.145-151
  • Косарь, А. Неповторимые встречи //Литературный Кузбасс : Журнал художественной литературы. – 2003.- N3-4.- С.9-38
  • Плющев, В. А. О старшем товарище, учителе, друге : Александру Волошину 90 лет// Огни Кузбасса: Альманах.- 2003.- N1-2.- С.159-163
  • Цейтлин Е. Судьба и слово: (Две вершины Александра Волошина)// Цейтлин Е. Так что же завтра?: Лит.-критич. статьи и очерки.- Кемерово, 1982.- С.89-108

  • Расскажи сказку на английском языке
  • Рассказ 2018 актеры и роли
  • Расскажи мне сказку как дед наклал в коляску
  • Раскраски по рассказам носова для детей
  • Раскритиковать как пишется правильно