Рассказ а глебова бабушкина сказочка

Мастер-класс для воспитателей дошкольного образования воспитание ребнка художественным словом цель: обогащение знаний педагогических работников по вопросу воспитания нравственных качеств дошкольников

Мастер-класс  для воспитателей
дошкольного образования               «Воспитание ребёнка художественным
словом»

Цель:
обогащение знаний педагогических работников по вопросу воспитания
нравственных качеств дошкольников
 на основе включения их в
систему социальных отношений посредством произведений художественной литературы.

Ход мастер-класса

Ведущий педагог приветствует участников.
Предлагает всем стать в круг, и передавая сердечко произнести добрые
слова или пожелание друг другу.

1.Педагог: Уважаемые коллеги, попрошу Вас ответить на
вопросы при помощи поднятия рук. Скажите, кто из Вас удовлетворён воспитанностью детей своей
группы
? Кто удовлетворён воспитанностью
своих детей
? Кто с уверенностью скажет, что
родители воспитанников всегда культурны и
вежливы?

Вы знаете, работая в дошкольном
учреждении
, наблюдая за детьми и родителями, их
взаимоотношениями, я заметила, что нередки случаи, когда родители не
здороваются, не говорят до свидания, не обращаются к педагогам по имени и
отчеству, сознательно говорят ребёнку неправду, не прилагают усилий по воспитанию
у детей нравственных качеств
: вежливости, честности,
отзывчивости.

Это подтолкнуло меня к тому, что
необходимо глубже рассмотреть вопрос социально-нравственного и личностного развития дошкольников,
пробовать различные способы реализации воспитательных задач. Очень
чётко сказал Рузвельт «Воспитывая человека
интеллектуально и не воспитывая его нравственно –
значит вырастить угрозу для общества».

Да, эта тема не нова, но проблема воспитания
нравственной
 личности всегда была одной из актуальных, а в
современных условиях она приобретает особое значение, так как в настоящее время
смяты нравственные ориентиры.

Огромное значение в данном вопросе
играет художественная литература.Сегодня я попытаюсь показать
положительные моменты своего опыта работы по теме
: «Воспитание
нравственных качеств дошкольников 4-6 лет средствами художественной литературы
».

Работая с дошкольниками,
мы много читаем, рассказываем, рассматриваем. Но задумываемся ли мы о содержании
предлагаемых произведений. На мой взгляд,
самое главное, это подбор литературных произведений, которые
доступны моим воспитанникам, имеют
глубокий смысл и содержательность, предлагают детям возможность получить нравственный
урок
, сформулировать идею. Я не читаю детям сказки где не могу
объяснить идею.

Я смело могу озвучить первое правило
своей работы. (Правило
крепится на мольберт)
.

1 ПРАВИЛО:
Подбирайте содержательные литературные произведения, при
необходимости сокращайте, упрощайте, уточняйте отдельные моменты текста.

2.Педагог предлагает участникам игру«Сказка и идея».

Три подгруппы участников: по предложенным названиям сказок формулируют к ним идею.

1. «Царевна-лягушка».

2. «Маша и медведь».

3. «Красная шапочка».

После обмена мнениями подбирают сказки или рассказы к
предложенной идее.
     1. Будь вежлив, уважителен, внимателен.
     2. Слушай и уважай старших.
     3. Говори правду, не обманывай.

2 ПРАВИЛО:
Озвучивайте детям смысл, главную идею художественного произведения.

3. Ни для кого не секрет, что особый
вклад в воспитание нравственных качеств вносят
поговорки, короткие стихи, потешки и прибаутки, которые поучительны для детей.
На их примере дети ярко видят и учатся отличать хорошее или плохое, правильное
или неправильное.

Послушайте стихотворение Э.
Мошковской «Кислые
стихи»
.

Встало солнце кислое,
     Смотрит – небо скисло,
     В кислом небе
     Кислое облако повисло…
     И спешат несчастные
     Кислые прохожие,
     И жуют ужасное
     Кислое мороженое…
     Даже сахар кислый!
     Скисло всё варенье!
     Потому что кислое было настроение.

Как вы думаете, от кого или отчего зависит ваше настроение? А от
вас оно зависит? Как можно его улучшить, изменить, подсластить?

Игра «Мешочек чувств». Педагог говорит, что утром,
проснувшись, мы спокойны, настроены на хороший лад, улыбаемся (она кладёт в прозрачный
мешочек пёрышки)
. Начался обычный день… У Вас убежал кофе, порвались
колготки, на повышенном тоне ответил ребёнок, опаздываете на работу, на улице
нет освещения (педагог
кладёт камушки в тот же мешочек)
. Что происходит?
В мешочке тяжесть, это Ваша обида и злость. Мешочек потерял форму. (Тяжёлый мешочек передаётся
участниками по кругу)
. И такое же душевное состояние у Вас. Обида,
злость, неприятность остались у Вас внутри грузом. И как с ним справиться? Один
выход – выбросить! Но как? Забыть об этих мелочах, переключиться, подумать о
важном, глобальном (педагог достаёт камушки из мешочка). Какой мешочек?
Легкий, воздушный, не обременённый. И у Вас будет такое же состояние.
Попробуйте, получится. Мы останавливаем своё внимание на мелочах, а это того не
стоит. (Лёгкий
мешочек передаётся участниками по кругу)
.

У меня бывают грустные моменты в жизни,
но придя на работу и увидев улыбки детей, ощутив поддержку коллег и понимание
родителей, все обиды отдаляются. Запомните, Ваше настроение и состояние зависит
только от Вас. Улыбнитесь (Звучит песня «Улыбка»).

3 ПРАВИЛО:
Улыбайтесь детям, шутите с ними, старайтесь облегчать свои чувства и чувства
детей, быть в хорошем настроении.

4.Обратимся к толковому словарю:

Этика – философское учение о морали,
её развитии, принципах, нормах и роли в
обществе.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется
человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
     Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добро
– это ладно, хорошо. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям.

Чтение рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка».

«…Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было
жить без подружки. Вот и обратилась она к старому волшебнику.
      — Помоги мне, дедушка, выбрать подружку.
        Подумал
волшебник и сказал
: «Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы
запоют, и роса ещё не просохнет».
        Утром, когда солнце осветило землю,пришла Любовь и видит: стоят у сосен пять прекрасных
девушек, одна другой краше.
      — Вот выбирай, говорит волшебник. Одну зовут Радость, другую Удача,
третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
      — Они все прекрасны, не знаю, кого выбрать.
      — Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а
может, и дружить будешь, но выбери одну, и она будет тебе подругой на всю
жизнь.
        Подошла
Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой
: у одной как
небо синие, у другой как изумруд, зелёные, у третьей – как яхонт, серые, у
четвёртой, как тёмный бархат, чёрные, у пятой, как незабудки, голубые.Мини-диалог«Какую девушку выбрали бы Вы и
почему?»
.
       Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула
ей руку…».

Да, пожалуй, доброты нам часто не
хватает. Людям надо стать добрее. Опыт моей работы подтвердил
закономерность нравственного воспитания,
которую хорошо сформулировал В. Сухомлинский «Если человеку делать добро – в результате будет добро»

4 ПРАВИЛО:
Будьте добры к детям, учите их доброте.

5. Одним из ведущих методов знакомства
с художественной литературой
является драматизация, постановка произведения. Позвольте
Вам предложить сыграть по ролям рассказ Л. Воронковой «Снег идёт».
(Педагог предлагает участниками взять атрибуты и по ходу чтения текста
выполнять определённые движения).

«Подули студёные ветры,и зима загудела в трубу:

«Я иду-у-у. Я бреду-у-у.»
      Зачерствела грязь, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна.
Вся деревня стала тёмная, скучная – и дорога, избы, изгородь и лес… Вдруг тихо
пошёл снег. Всё небо, весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали,
кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь, на деревенские крыши,
на замороженные лужицы, на изгороди, на деревья, на ступеньки крыльца. Когда
снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки,
и все они резвые, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой –
острые, как стрелки. А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали.
Деревню было не узнать. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и
деревья белые… А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки.
Зима пришла!».

5 ПРАВИЛОПроигрывайте,
драматизируйте с детьми фрагменты сказок, рассказов.

6.Блиц-опрос: «Вспомните своё дошкольное
детство
, школьные годы. Какие сказки, рассказы оставили у Вас особое
впечатление? Почему?».

Чтение сказки В. Гаршина «Жаба и роза».

6 ПРАВИЛО:
Читайте детям, пусть сказки, рассказы трогают их душевные струны, чувства и
эмоции.

7. Позволь окунуть вас в поэзию, которую
хочется изобразить, нарисовать. Педагог читает стихотворение О. Дриз «Как сделать утро волшебным»,
одновременно рисует на мольберте разными способами и техниками.

Чтобы сделать волшебным
     Весенний рассвет.
     Надо долго-долго идти
     И охапку сияющих,
     Жёлтых лучей
     Самому на дороге найти.
     И добавить к сияющим
     жёлтым лучам
     Охапку зелёных веток,

Краешек небес,
     Пенье ручья
     И маленьких птиц
     Всевозможных расцветок.
     И добавить немного
     Теплого ветра.
     Запах ландыша.
     Звон травы,
     И потом ладошкой
     Плеснуть на это
     Совсем немножко речной синевы.
     И всё это вместе
     Перемешать,
     Закрыть глаза
     И почти не дышать!
     Клянусь, это будет
     Волшебным рассветом.
     Если никто не забудет при этом
     Сказать своим
близким
:
     — Доброе утро!

7 ПРАВИЛО:
Старайтесь пробуждать в детях творческое воображение.

8. Педагог крепит последнее правило на
мольберт. Получается цветная пирамидка. На вершине которой открывается идея
опыта работы «Воспитанный ребёнок – достойный
гражданин»
.

Помните, что в содержании книг неисчерпаемая поучительность,
мудрость, трогательность. И всё это помогает нам и детям определять модели
поведения и ценности жизни.

9. Рефлексия. Участники берут цветные стикеры (жёлтый – да, тема
заинтересовала, но стоит подумать; оранжевый – да, тема заинтересовала; розовый
– да, тема заинтересовала, стоит на ней акцентировать внимание).

10. Я рада, что тема заинтересовала Вас,
не оставила равнодушными. У меня есть эликсир доброты. Мне хочется с вами поделиться, (педагог раздаёт лепестки роз).
Вы сегодня слушали о доброте, пели о ней, видели, а аромат завершит Ваше восприятие.

Рассказы, проверенные конкурсом

О подборке

Подборка рассказов, в разные годы участвовавших в конкурсах «Пролёт Фантазии».

Размер: 46 262 зн., 1,16 а.л.

Доступ:
Свободный

Лось, таблетки, два ножа. А ещё револьвер и магия. Чувствуете дурноту? Нет, это не побочные эффекты — не беспокойтесь, так надо.

Размер: 46 567 зн., 1,16 а.л.

Доступ:
Свободный

Море Двадцати Полос дарит жителям деревни камни воды, волшебные светильники и другие чудеса. Пока моряки под солнечными парусами уплывают за сокровищами, жёны ждут их в хрупких домиках, висящих высоко над раскалённой землёй.
Синта привыкла ждать своего Анги, в его любви она никогда не сомневалась. Для счастья не хватало только одного — родить мужу ребёнка. Но Анги слишком любил море, а потому и сына привёз… из плавания.
_____
1 место в конкурсе Весенний Пролет Фантазии 2014
Опубликован в сборнике «Заповедник сказок» 2018

Авторы иллюстрации на обложке: Дмитрий Непомнящий и Ольга Попугаева

Размер: 29 493 зн., 0,74 а.л.

Доступ:
Свободный

Молодая, но очень талантливая ведьма трудится на благо сыскного агентства. А талантом ее является удивительная способность попадать в различные неприятности. Ей приходится ловить призраков, искать засланцев и, даже, посещать другие вселенные..

Размер: 48 173 зн., 1,20 а.л.

Доступ:
Свободный

Таких, как Рой, называют псами. Способность распутать преступление по запаху — и дар, и проклятье, обрекающее на одиночество. Но как пройти по следу, который ничем не пахнет? Стоило бы его бросить, но некоторые шансы даются только раз…
_______
3 место в конкурсе Пролёт Фантазии Осень 2018
Опубликован в антологии Аэлита/016 2020 г.

Размер: 40 523 зн., 1,01 а.л.

Доступ:
Свободный

Порой чудеса случаются, даже если в них не верить. Ольга Ивановна считала, что мечты не приводят ни к чему хорошему, но внезапно встретившийся байкер в ту самую ночь, когда ей так необходима была помощь, внезапно открыл мир с другой стороны.
И это ли не чудо — когда свалившиеся проблемы вдруг оборачиваются испытаниями, призванными вновь ощутить вкус к жизни?

Размер: 39 598 зн., 0,99 а.л.

Доступ:
Свободный

Дом огромен, многогранен, многомерен. Дом велик, как мир. Те, кто обитает, принадлежат ему безраздельно.
Здесь путаются под ногами усталые тени и оживают самые страшные кошмары.
И здесь точно не место людям.
Девушка, пахнущая солью, пробралась в Дом во время бури. Что ждёт её там?..
Старик, сидящий на часах, уже начал отчёт. А Мать-под-капюшоном, наконец, разожгла свой мёртвый очаг…

Размер: 47 843 зн., 1,20 а.л.

Доступ:
Свободный

«А сейчас в Даренберге уже три дюжины дней убивали полицейских. Сначала отставных, опустившихся и одиноких ветеранов, которых легко было подкараулить по ночи; затем настал черед патрульных и младших офицеров…»

Размер: 47 449 зн., 1,19 а.л.

Доступ:
Свободный

О волшебстве, экзистенциальных кризисах и правильной расстановке шахматных фигур.

Размер: 46 019 зн., 1,15 а.л.

Доступ:
Свободный

Андраш отчётливо знал своё будущее: станет кузнецом, возьмёт в жёны любимую с детства Тимею. Так обещал Сказитель и так должно быть. Но что если обещанная сказка сломалась?

Размер: 42 172 зн., 1,05 а.л.

Доступ:
Свободный

Ночью Лоран верно служит злой проклятой Королеве, а днём влюбляется в музыку милой юной пианистки. Влюбляется каждый раз заново, потому что с заходом солнца её забывает. Так бы история и повторялась день за днём, если бы однажды Королева не решила снять с себя проклятие…

Автор иллюстрации: Ирина Бабушкина
_______
Опубликован в антологии «Аэлита/013», 2017 г.
Опубликован в сборнике «Заповедник Сказок 2017 г

Размер: 101 944 зн., 2,55 а.л.

Доступ:
Свободный

Веками воины Последней Стражи оберегали покой жителей империи, сталью и стеклом защищая их от опасностей магии. Не герои, но люди, что делают непростую работу, которая должна быть сделана, не знающие спокойного сна, взявшие за правило никогда не оборачиваться. Но мальчик по имени Оливер видит в мрачных фигурах и отмеченных шрамами лицах лишь бесстрашных воителей, и больше всего на свете он хочет встать с ними рядом, плечом к плечу. Он получит свой шанс, но ему придется заплатить свою цену.

Размер: 30 164 зн., 0,75 а.л.

Доступ:
Свободный

Здесь говорят по-русски, но это — не та Россия, что нам привычна, и даже не та Земля. Есть два обитаемых континента, которые враждуют между собой. Вражда эта принимает довольно специфичные формы. В её основе — тайна, известная лишь правителям.

Размер: 32 546 зн., 0,81 а.л.

Доступ:
Свободный

Чтобы победить эльфов, орки присягнули драконам. Ящеры помогли одержать верх, но превратили орков в жалких слуг. Сытая защищенность в обмен на гордость… Орк Яррад не готов платить эту цену, выказывает непокорность, чем насылает на себя гнев не только соратников, но и дракона, которому убить за ослушание — как чихнуть…

Размер: 27 876 зн., 0,70 а.л.

Доступ:
Свободный

Врачи лечат тело, сновидцы — разум. Хельга бродит по миру, вытаскивая заблудшие души из клетки собственных мыслей и путешествуя по их снам. Только сама она тоже больна, и никакое лекарство не способно исцелить её грёзы.

Размер: 42 180 зн., 1,05 а.л.

Доступ:
Свободный

Ниньян не особенно талантлива и живёт глупой мечтой — открыть магазин волшебных игрушек. Да только это невозможно. Судьба бездарных магов вроде неё — стоять на конвейере и повторять одно и то же заклинание каждый день. У бездарного мага нет права на творчество. Весь мир смеётся над такими, как Ниньян. Но она слишком верит в мечты, чтобы сдаваться, даже если неудачи преследуют её раз за разом.

Размер: 47 103 зн., 1,18 а.л.

Доступ:
Свободный

Старый шаман чудом спасся из сожженной деревни. Кровожадный покровитель в наказание лишил его сил. Но шамана подобрали и выходили морридаи, таинственные и изменчивые охотники, готовые сразиться с любым чудовищем.

:: для подписчиков доступно скачивание ::

Размер: 17 263 зн., 0,43 а.л.

Доступ:
Свободный

Никогда не знаешь, кого можно встретить в обычной пригородной электричке.
Никогда не угадаешь, чем закончится эта встреча.
И кто знает, кем явится на самом деле добрый ангел, подаривший красивый кулон, после того, как зайдёт солнце…

Размер: 47 353 зн., 1,18 а.л.

Доступ:
Свободный

Как часто люди говорят: «Я готов для тебя на всё».
Но не задумываются, насколько это «всё» может быть большим, всеобъемлющим, бесконечным…бесценным. И вот, герой рассказа отдает загадочное «всё» ради любимой и друзей. Но достаточно ли этого, чтобы спасти их?

Размер: 41 355 зн., 1,03 а.л.

Доступ:
Свободный

Монстры разгуливают по земле, Король-Ворон строит Врата, которые нужно кормить людьми, и жизнь похожа на страшную сказку. В этой сказке Хэнт – Избранный, который должен всему положить конец.

Размер: 42 387 зн., 1,06 а.л.

Доступ:
Свободный

Её сказка сразу началась неправильно — где это видано, чтобы девушки находили принцев в хрустальных гробах? Но сердце отказывается слушать разумные мысли, и принц просыпается от долгого сна. А вместе с ним просыпаются и все его девять братьев. Только это не счастливый конец, а лишь начало.

Иллюстрация: Oriane Niji

Не нашел что почитать? Посмотри книги в других жанрах

Информация о подборке

Опубликована:

Последнее обновление:

06dded49dec7.jpg

Саша любил, когда бабушка рассказывала ему сказки. Случалось это, правда, не часто, но тем сильнее было удовольствие.

Вот как-то раз выдалось свободное время поздно вечером. Отец с матерью ушли в горницу, уложив спать сестёр. Саша с бабушкой остались в подклети. За окном шумел осенний дождь.

— Пошто вьёшься вокруг меня, пострелёнок? — Вроде как сердито спросила бабушка. — Али опять сказку хочешь?

— Хочу. — Бойко ответил Саша, понимая, что бабушка напустила на себя суровость лишь для вида. Он вообще был смышлёным мальчиком. И весьма бойким. За что не раз был луплен, но выводов не делал вовсе.

— Ладно, садись, до сна время есть. — Сменила бабушка гнев на милость. — Про что рассказать тебе?

— Всё одно, что сама захочешь. — Сказал Саша, пристраиваясь на лавке возле тёплого бабушкиного бока.

— Ладно, так и быть. Скажу тебе сказку, про Ивана-царевича. Слушай, значит. — Проговорила бабушка и ненадолго задумалась. Воцарилась тишина, разве что за печкой шуршали тараканы. — Хотя нет. — Нарушила она молчание. — Давай лучше про Сивку-Бурку.

— Да мне всё одно, бабуля, — Снизу вверх посмотрел на неё Саша, — рассказывай уже. — Он потеребил её за рукав.

— Жулик ты, внучек. — Усмехнулась бабушка и начала рассказ:

— В некотором царстве, в ненашем государстве жил-был царь. Было у него три сына. Вот как-то раз решил царь детей испытать и молвил им:

«Детушки, повадилась какая-то холера мою царскую пшеницу в поле топтать. Сторожа, как водится, никого не видели, ничего не слышали. Спали, наверно, на посту а не охраняли царское добро. Ну да что чужим людям доверять? Велю я вам по очереди поле сторожить. Кто вора поймает, тому моя отеческая милость. А кто не уследит, на престол может не рассчитывать. Вот ты, Василий-царевич, пойдёшь первым, поскольку старший».

Взял Василий-царевич вина заморского, попону конскую и пошёл в поле. Выпил чарочку для согрева и храбрости, потом ещё одну. Ночь стояла тихая, беззвёздная. От скуки старший царёв сын ещё рюмочку выпил, и ещё. Тут и сморил его сон. Утром проснулся он, головка болит, ножки ломит, попона вся в росе, а пшеница как есть потравлена, и никаких следов. Что делать? Пошёл, повинился царю-батюшке. Тот прогнал нерадивого сына с глаз долой и велел Фёдору-царевичу поле стеречь. А у того была зазноба, купеческая дочь Марфа. Он, чтобы нескучно было, её с собой в поле зазвал. Ну и, дело молодое, повалились они на сено и до утра предавались всяким утехам, а когда взошла заря, опять поле потоптано и пшеница поедена…

— Бабушка, а каким утехам они предавались? — На всякий случай, сделав невинные глаза, спросил Саша, хотя прекрасно уже знал каким, разве что сам ещё ни разу не пробовал. Да пока, по нежному возрасту, и не хотелось ему особо.

— Дак, это, из лука они стреляли, копьё метали, бегали наперегонки. Мало ли забав молодецких? — Не менее хитро взглянула на Сашу бабушка.

— А что же это Фёдор-царевич с девицей состязался?

— Бог его знает. Поди их разбери, царевичей, да ещё и не наших. Немощный, наверно, был, навроде нашего покойного царя Фёдора Иоанновича. С парнями не мог справится, вот и выбрал себе девку в соперницы. — Проворчала бабушка и спросила: — Ты вопросы станешь задавать, али сказку слушать?

— Ну так слушай. Наутро царь отругал и среднего сына, а младшему сказал: «На тебя, Ваня, вся надёжа, а то эти олухи только и знают, что вино пить и девок щупать. Иди теперь ты поле охранять». Тот и пошёл. Идёт из дворца, а навстречу ему мальчик Сашка.

— Такой как я? То есть, зовут его как меня!? — Воскликнул Саша

— Разве что только зовут. — Усмехнулась бабушка. — Так-то он поумнее да побойчее тебя был. Слушай давай, не то я спать пойду.

— Так вот этот самый мальчик Сашка и говорит: «Гой еси тебе, младший царский сын». «И тебе исполать, добрый молодец». — Ответил ему Иван-царевич и пошёл себе дальше, а Сашка за ним увязался. По дороге фокус показал, пошутил смешно. В общем, набился в попутчики. Так и пришли они вместе в поле. Сели на травке и стали пшеницу охранять. Сашка всё истории забавные рассказывал, веселил Ивана-царевича и спать ему не давал. Так они без сна и просидели до полуночи.

Как полночь настала, прискакала откуда-то в поле рыжая кобылица с огненной гривой и стала по нивам скакать и пшеницу есть.

«Вот бы изловить злодейку. — Воскликнул Иван-царевич. — Да вот беда, верёвки у меня нет».

«Зато у меня есть. — Сказал Сашка и протянул царевичу моток отличной верёвки. — Я кобылу на тебя погоню, а ты лови её».

Так они и сделали. Мальчик лошадь эту огненную, значит, загнал, а царевич её изловил. Ну и вдвоём они её окоротили. Стала кобыла тихая и послушная, а потом молвила человечьим голосом:

«Отпустите меня, добры молодцы, и будет вам счастье».

«Что за счастье»? — Спросил Иван-царевич.

«А то, что дам я вам каждому по своему жеребёнку. Один из них волшебный, а другой не простой. Кому какой вы сами решайте, а меня отпустите».

Иван-царевич тут хотел было верёвку из рук выпустить, а Сашка такой ему говорит: «Не верю я этой кобыле. Пусть сначала коней нам даст и пообещает царское поле больше не топтать, а уж потом скачет восвояси».

«Вот ты недоверчивый». — сказала Сашке лошадь, но всё же прокричала на всё поле:

— Сивка и Бурка, вещие каурки, мать вашу повязали, так что встаньте предо мной, как листы перед травой»!

Тут земля задрожала, с деревьев листья посыпались, реки из берегов выплеснулись и предстали пред ними два могучих коня, один сивый, другой бурый, а лошади и след простыл, только крикнула им на прощание, что больше на поле не придёт. Лишь обрывок верёвки у царевича в руках остался. Посмотрели они на тот обрывок, пожали плечами, да и поделили коней. Первому достался Сивка, а второму — Бурка. Взнуздали их парни, и повели во дворец.

— А что же не поехали? Я бы на коне, да на таком, ух поскакал бы!

— Наскачешься ещё, у тебя жизнь впереди долгая. А им как скакать? Ни сёдел, ни узды. Хорошо хоть так довели.

Утром царь посмотрел на сына, на Сашку, на коней, выслушал их историю и сказал:

«Молодцы, хвалю за службу. Кони пусть ваши будут, а тебя, Сашка, за то, что сыну моему помог, жалую званием его конюшего, а это честь, ведь Ваня теперь мой наследник. Будешь во дворце жить, своему другу служить». С тем и отпустил их восвояси. — Бабушка замолчала.

— Это всё? — Спросил Саша, подавив зевок. Уютный бабушкин рассказ нагнал на него сон, да и время было позднее. Скоро, глядишь, тятенька ругаться начнёт.

— Ну как всё…. — Промолвила бабушка. Там много ещё чего было. Как они на войну ходили и всех врагов побили, как Иван-царевич к дочке царя Берендея сватался и на коне своём к её окошку на тридцать венцов скакал, а Сашка внизу его ждал, помощь оказывал и из беды вызволял. Они же друзья, а друзья всегда друг за друга горой. Потом всех победили и стали, как водится, жить-поживать да добра наживать.

— А кто он такой вообще, этот Сашка? — Спросил Саша. — Я про него никогда никаких сказок не слышал. Ты, наверно, сама его выдумала?

— Выдумала, не выдумала, как говорится, не любо — не слушай, а врать не мешай, и что совру, то на ус мотай. Сказано же, что сказка ложь, да в ней намёк, всяким оболтусам, вроде тебя, урок. Вот сказочный Сашка, небось, не упустил свою удачу, верно служил царевичу, а когда тот царём стал, назначил своего друга нАбольшим воеводой.

— Эх, мне бы так. — Мечтательно проговорил Саша.

— Куда тебе. — Беззлобно проворчала бабушка. — С твоей-то натурой? Набольшим воеводой может и станешь, да ненадолго. Проворуешься ведь.

— Не, я не такой, воровать грех. — Пробормотал Саша и уснул.

— Вот ведь какой. — Тихо произнесла бабушка, поднимаясь с лавки. — Воровать ему грех. А сам так и норовит алтын а то и два с выручки прикарманить. Ох, жулик, какой же он жулик. И бойкий не в меру, а ведь люблю я его, паршивца. Ну да пусть спит. — Она удобно уложила внука на лавке, подсунула подушку под голову и укрыла одеялом, после чего пошла в хлев, проверить скотину.

Утром дымилась печь, и бабушка с матерью хлопотали возле неё. Саша наскоро перекусил, успев подразнить сестёр, потом взвалил на себя короб с пирожками и пошёл торговать на Красную площадь.

Сказку бабушка рассказала в начале октября. А по зиме, сразу после святок, Саша случайно познакомился на Москве с мальчиком Петей. Фокус ему показал, рассказал что-то забавное. Приглянулся, в общем. Да и Петя Саше понравился. Уговорились они ещё раз встретиться. Потом ещё раз, и вскоре, несмотря на существенную разницу в социальном положении, стали закадычными друзьями.

Через несколько лет их звали уже не просто Саша и Петруша, но Пётр Алексеевич и Александр Данилович. Кстати, у Александра Даниловича фамилия была Меньшиков, а у его друга — Романов. Он потом ещё императором стал, а друга своего произвёл в набольшие воеводы, сиречь генералиссимусы. Хотя, бывало, и бил за воровство, не без этого. Зато ценил за верность.

Что же до бабушкиной сказки, то Александр Данилович её всегда помнил. Разве что самый конец подзабыл, потому что уснул тогда, давним осенним вечером в их московском доме. Потом, правда, вспомнил, но случилось это много позже, во время ссылки в Берёзове, когда и Петеньки уже давно в живых не было, и поправить ничего стало нельзя. «Ну и ладно, — утешал себя Саша перед смертью, — пусть хоть и ссылка. Права была бабушка, как в воду глядела, проворовался я. Поделом. Зато другу своему служил верно, и пожил с ним как в той сказке».

slide_7.jpg

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Рассказ а зори здесь тихие читать
  • Рассказ the canterville ghost
  • Рассказ а вот и зима для 2 класса литературное чтение
  • Рассказ the open window
  • Рассказ my room на английском
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии