Рассказ 2018 о чем

7 декабря 2021 г. 14:52в течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю александру невскому. еще большее

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Рассказ 2018 о чем

Декабрь 1978 г. подходил к концу. В обеспеченой семье директора магазина Барсукова ждали визита Деда Мороза. Наконец бородатый кудесник в ватной шубе и с накладной бородой появился на пороге с мешком подарков за плечами. Все шло по обычной схеме — мальчик, стоя на табуретке, произнес новогодний стишок, Дед Мороз вручил подарок, тайком подсунутый папой. Об истории банды Дед Морозов рассказал NOIR.

Доброго волшебника позвали за стол. Супруга Барсукова, заведующая столовой, Елена Петровна выставила угощения, явно позаимствованные на работе. Неожиданно добрый дедушка достал из-за пазухи бутылку коньяка и произнес: «Сегодня угощаю я». Растроганные хозяева выпили до дна и через несколько минут внезапно отключились.

Дед Мороз объяснил ребенку: «Папа с мамой устали. Пусть немного поспят, а мы с тобой поиграем в прятки. Считаю до ста». Маленький Алеша спрятался надежно, а Дед Мороз принялся искать и нашел ювелирные украшения, деньги, облигации, норковую шубу, пыжиковую шапку и импортные сапоги. Через час внезапно уставшие родители с трудом очнулись и позвонили в милицию. В тот день маленький Алеша испытал страшное разочарование — оказывается дедушка Мороз совсем не добрый.

Вскоре все оперативные службы города были брошены на раскрытие этого преступления. Но это было только начало. Спустя время в квартире семьи Ишунькиных раздался звонок. Жена открыла дверь и увидела на пороге Деда Мороза. Женщина изумленно произнесла: «Простите, но мы не вызывали Деда Мороза». В ответ добрый волшебник улыбнулся и ответил: «Все оплатил профсоюз. Вот заказ наряд, где все написано — Ишунькины, мать, шестилетняя дочь и подарок — металлофон».

Но глава семейства, крупный партийный работник Виктор Ишунькин насторожился. Во-первых ребенок отправлен на праздники к бабушке в деревню и на работе все об этом знают. А во-вторых хозяин перехватил взгляд, которым добрый дедушка обвел богато обставленную квартиру. Ишунькин потребовал у гостя документы. Тот улыбнулся и внезапно выхватил из-под шубы обрез. Прозвучала команда: «Лечь на пол и не двигаться»! Далее незваный гость метнулся в прихожую и отпер дверь. К изумлению хозяев в комнату вошли еще два деда Мороза. Всего несколько минут потребовалось налетчикам, чтобы обнаружить нехитрые тайники в квартире чиновника. перепуганный Шунькин обратил внимание на руку одного из налетчиков — на пальцах синели татуировки в виде перстней. Напоследок красноносый грабитель заглянул в холодильник и побросал в мешок приготовленные к празднику деликатесы.

Через 15 минут наряд милиции задержал уже первого подозреваемого. Задержанный Дед Мороз сыпал проклятиями и тряс ватной бородой. Из бессвязной речи было ясно одно — шел по улице, вдруг навалились и давай мешок с подарками отнимать, а добро то казенное. Бдительные стражи порядка не верят. Дед Мороз ведет себя крайне подозрительно, при задержании оказал сопротивление и ударил сержанта тяжелым волшебным посохом.

В этот момент по милицейской волне приходит новое сообщение — только что ограблена квартира крупного чиновника Конькова. Нападавшие были одеты в костюмы дедов морозов. Есть раненые. Войдя в квартиру, врач и санитар скорой помощи обомлели — хозяин квартиры громко причитал, а на его голову было надето мусорное ведро. Тяжело вздохнув, врач попросил бутылку подсолнечного масла и взялся за дело.

По словам главы семьи, деды морозы ворвались в дом втроем и тут же пустили в ход кулаки, покрытые синими тюремными наколками. Однако на потерпевшем не было не единой царапины, зато синяк красовался на лице его шестилетней падчерицы. Его происхождение родители объясняли по разному. Лишь оставшись наедине со следователем, жена чиновника рассказала всю правду.

Маленькая Оля Конькова с большой радостью помогала родителям украшать дом к празднику. Елка была уже наряжена и по мнению ребенка, под ней не хватало только снега. Но где найти такой волшебный снег, который бы не таял? И находчивая Оля обнаружила его в ванной в маленькой коробочке с зубным порошком. Через несколько минут весь ковер в гостиной был усыпан самым настоящим снегом.

Глава семьи пришел в ярость, ударил ребенка и несмотря на протесты жены, запер падчерицу в стенном шкафу. А через полчаса ворвавшиеся грабители в костюмах деда мороза обнаружили в шкафу дрожащую от страха и заплаканную девочку. Добрый волшебник не просто спас маленькую Олю из страшного темного шкафа, но и наказал злого отчима, нахлобучив ему на голову мусорное ведро. В тот день ребенок впервые в жизни поверил в чудо.

Тем временем сыщики пытаются обнаружить закономерность в поведении Дедов Морозов. Дома всех потерпевших находятся в одном микрорайоне. Даже дети их ходят в один детский сад. Мысль о том, что наводчик работает в деьском саду выглядела нелепой, но все же сыщики решили проверить эту версию. И не зря. В коридоре детского сада оперативник заметил стенд с фотографией с прошлогоднего утренника — на пальцах деда мороза красовались татуировки в виде перстней.

Заведующая пояснила — в прошлом году молодая воспитательница Оксана Воронец привела на утренник своего жениха, настоящего артиста. Очень душевный дядечка, который два часа веселил и детей и взрослых. На вопрос, можно ли поговорить с той самой воспитательницей, заведующая мрачно ответила, что уличила Оксану в краже продуктов с кухни и чтобы не поднимать скандала, предложила ей уйти по собственному. А вскоре выяснилось, что девушка уже 3 года не жила дома и по словам родителей, связалась с уголовником и родила от него ребенка.

Тем временем, банда Дедов Морозов совершает очередной налет, но совсем не там, где ожидали оперативники. В тот вечер врач детской поликлиники Николай Киселев готовился к празднику. Недавно он развелся и ему теперь самому приходилось следить за своим гардеробом. Он гладил брюки, когда в дверь позвонили. Хозяин открыл дверь и потерял дар речи — на пороге стояла обворожительная снегурочка. Девушка с ходу затараторила: «Николай Иванович, я к вам по поручению коллектива, поздравить вашу дочь и вручить ей скромный подарок.» Главврач был удивлен и тронут, но тут же осекся — дочери дома нет, она с матерью. Снегурочка выглядела виноватой и расстроенной и вдруг предложила: «А давайте я вам по дому помогу». Чувствуя, как сладко обмирает в груди, немолодой главврач согласился.

Уже через час, сменив униформу на найденный в шкафу халатик, снегурка резала на кухне салат и жарила котлеты. А затем Николай Иванович, стесняясь как юноша, пригласил гостью к столу. Прозвучал тост: «За нас» и Николай Иванович, выпив бокал шампанского, отключился. В это время, девушка открыла входную дверь и в квартиру проскользнули трое.

Деды Морозы не учли одного — соседка врача видела в дверной глазок , как снегурочка впустила в квартиру посторонних и немедленно вызвала милицию. Грабители попытались унести как можно больше ценных вещей, но у подъезда наткнулись на милицейский наряд. Бросив добычу, вся компания бросилась бежать. Снегурочка бежала медленне подельников и сержант вскоре почти догнал ее. Но та шмыгнула за угол, а сотрудник бросившийся за ней наткнулся на чугунный кулак бандита. Банда скрылась в темноте.

Сыщикам было ясно — где то поблизости припаркован автомобиль грабителей, не на метро же они собирались везти все это богатство. Среди машин оставленных во дворах оперативники нашли грузовое такси. Водителем оказался некто Иван Сычев 32 лет, ранее судимый за хулиганство. Именно сычев назвал следствию лидера банды. Им оказался Евгений Кривошеев, четырежды судимый за кражи и мошенничества. Он имел незаурядные актерские способности, за что получил прозвище «Артист».

Сыщики многое узнали о лидере банды, но ни на шаг не приблизились к нему самому. Поймать его помог случай. В одном из московских дворов маленькому мальчику Тимофею повстречался настоящий Дед Мороз. «Чего нос повесил, орел?» — спросил волшебник. И мальчик признался, что хочет, чтобы на Новый год ему подарили луноход. Дедушка на секунду задумался и вдруг полез в мешок. «А вот это не сгодится?» — и протянул Тимофею коробку с железной дорогой.

Родители внимательно выслушали рассказ Тимофея о щедром Деде Морозе и объяснили ребенку, что это слишком дорогой подарок, здесь что-то не чисто. А затем рассказали об этом соседу милиционеру. Тот выслушал все с большим интересом. Оперативники обошли все квартиры в близлежащих подъездах, якобы разнося заказы для ветеранов и в одной из квартир дверь оперативникам открыла беглая снегурочка Оксана Воронец. Но в квартире нет никого, кроме нее и ребенка. Тогда в помещении устраивают засаду и через час берут самого Кривошеева.

Однако украденных вещей и денег у пары не нашли. Процедура опознания закончилась полным провалом — жертвы не узнавали грабителя, одетого в костюм Деда Мороза. Из всех эпизодов следствие удалось доказать лишь ограбление главврача Киселева. В итоге Евгения Кривошеева приговорили к 5 годам лишения свободы, а Оксану Воронец к 4.

Подписывайтесь на KNEWS.KG в Google News и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями Кыргызстана, Центральной Азии в telegram-канале KNEWS.KG.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Следователи по делу блогера Хованского фальсифицируют доказательства, уверен обвиняемый в оправдании терроризма за песню о «Норд-Осте». В интервью корреспонденту Север.Реалии Хованский рассказал о том, как к нему относится администрация колонии, почему он не согласен с обвинениями следствия и почему уже сдался и живет в унынии.

На ютьюб-канал видеоблогер Юрия Хованского подписаны более 4,4 млн человек. Хованского задержали в июне этого года в Санкт-Петербурге за песню о теракте на Дубровке в 2002 году, в ней было одобрение действий боевиков.

По версии следствия, песня была исполнена во время стрима в 2018 году, при этом обвинение ссылается на показания основного свидетеля обвинения – видеоблогера Андрея Нарцева (Нифедова). Хованский, его защита и другие блогеры, которых Нифедов назвал свидетелями исполнения песни, утверждают, что такого стрима не было, а песня единственный раз исполнялась в ноябре 2012 года: по его словам, он спел ее перед «компанией нацистов» за много лет до того, как в Уголовном кодексе появилась статья 205.2 УК РФ. Хованский утверждает, что видео с исполнением песни он нигде и никогда не публиковал. Ролик появился незадолго до ареста Хованского на ютьюб-канале с несколькими подписчиками. Если это так, то срок давности привлечения Хованского к ответственности уже истек: тогда действовала другая редакция статьи УК об оправдании терроризма, говорят адвокаты блогера.

Свидетелями по делу Хованского стали три человека, которые якобы случайно услышали его песню в 2018 году. По данным РБК, как минимум двое из свидетелей раньше могли работать в полиции. Так, один из свидетелей Андрей Бакулин заявил, что услышал песню Хованского из телефона сидевшего недалеко мужчины в одном из баров Петербурга. Бакулин утверждает, что обратился в 2021 году в Центр по борьбе с экстремизмом при МВД с требованием проверить песню. В баре три года назад услышала эту же песню другая свидетельница – Светлана Гаврилкина. В 2021 году Гаврилкина увидела ролик на ютьюбе и обратилась в полицию. Третий свидетель – Иван Бендь услышал, как группа подростков слушала песню Хованского в парке Победы. Издание отмечает, что показания свидетелей состоят «из одинаковых фраз и целых абзацев». Песню Хованского все трое назвали либо «отвратительной», либо «омерзительной» и описали, по данным РБК, дословно таким образом: «Содержание песни было направлено на восхваление терроризма и террористических актов. Я помню, что в песне были строки про террористический акт в театре «Норд-Ост» с нецензурным восхищением данной трагедией. Также помню, что в песне были строки про убийства детей и спонсирование новых терактов».

Каждый из допрошенных поинтересовался у человека со смартфоном, «что он смотрит, кто этот певец и почему он позволяет себе петь такое». Собеседник в каждом случае ответил, что «находится на онлайн-конференции в скайпе по сути, на прямой трансляции, а молодой человек Юрий Хованский, популярный блогер на ютубе».

Видеоблогер Хованский уже почти полгода находится в СИЗО «Кресты», откуда ответил на вопросы корреспондента Север.Реалии.

– В ноябре вам назначили психолого-психиатрическую экспертизу. Известны ли её результаты?

– Нет, с результатами экспертизы я до сих пор не ознакомлен, хотя она делается в течение 10 дней.

– Как к вам относятся другие арестанты и заключенные?

Администрация относится с сочувствием – все понимают, что мне здесь не место

– От конфликтов Бог пока миловал. Люди, мягко говоря, шокированы тем, что я в СИЗО из-за песни. Даже бывалые уголовники говорят, что никогда не видели такого беспредела. Администрация относится с сочувствием – все понимают, что мне здесь не место. Подбадривают, подкалывают иногда, но всегда проявляют понимание и человечность. Сижу с особо тяжкими (из-за моей статьи нельзя содержаться с легкими статьями), но люди замечательные. Отношения товарищеские. Условия нормальные, но чувствую себя все хуже.

– В одном из ответов на коллективное письмо вы указывали, что у следствия появились доказательства того, что вы исполняли песню в 2018 году. О чем идет речь, согласны ли вы с обвинениями?

Следствие занимается фальсификацией доказательств, потому что понимает, что сроки давности истекли и придется меня отпустить

– Это не доказательства, это бред сумасшедших. Там показания свидетелей (подставных) из цикла «Я шел по улице в 2018 году и услышал эту песню из телефона незнакомца. Он мне сказал, что сидит в скайпе с Юрием Хованским». Разумеется, я не согласен с обвинениями – следствие занимается фальсификацией доказательств, потому что понимает, что сроки давности истекли и придется меня отпустить.

От меня потребовали отказаться от адвокатов, взять их защитника и оговорить себя: солгать, что я пел в 2018 году, а не в 2012-м. Говорили, что вопрос моей виновности уже решен «наверху».

– Чем вы занимаетесь в СИЗО?

– Доступ к книгам и тетрадям есть, но я либо занимаюсь ответами на письма, либо лежу на кровати и жду смерти. Семь лет в лагере для террористов с моим здоровьем – смертный приговор, а именно столько мне обещали, если не оговорю себя. Встречи и звонки только с разрешения следователя.

– Много ли писем от поклонников вы получаете?

– Писем приходит много, люди поддерживают меня и просят не сдаваться. Жаль, что я уже сдался и живу в унынии.

В июле 2021 года Хованский назвал свою песню «отвратительой и не имеющей оправдания». «Эта песня – моя ужасная ошибка, больше всего я бы хотел, чтобы этой песни никогда не было», – говорится в письме, которое опубликовал его знакомый.

Открытое письмо Хованского вызвало очень большой общественный резонанс.

Я прошу, нет, я умоляю – помогите мне. Не дайте им причинить вред моей семье

«Мне страшно, и я не знаю, что делать. Я и раньше боялся в СИЗО, но никогда ещё мне не приходилось бояться за близких по ту сторону забора, – написал арестованный видеоблогер. – Я не думал, что в России 2021 года следователь может открыто угрожать семье обвиняемого и требовать признаться в том, чего он не совершал. На дворе ведь не 37-й год, думал я. Теперь я уже не знаю, что думать. Я прошу, нет, я умоляю – помогите мне. Не дайте им причинить вред моей семье. Не дайте им подкинуть что-то на компьютер или посадить меня по показаниям лжесвидетелей! Ведь закон должен соблюдаться даже в отношении тех, кто вам не нравится. Я был не самым лучшим человеком на воле, но разве это повод оправдывать методы НКВД, которые ко мне применяются? Подумайте, у меня 4,5 миллиона подписчиков, а у следственного комитета ушло всего четыре лжесвидетеля, чтобы сломать мою жизнь. Сколько им потребуется, чтобы сломать вашу? Каждый третий в крестах сидит исключительно по «показаниям» таких вот «свидетелей». Это может быть ваш муж, ваш брат, ваш сын. Сейчас решается не просто моя судьба, сейчас определяются рамки вседозволенности, которую позволяют себе следственные органы. Ведь любой человек может зайти в веб-архив и убедиться, что я пел ту песню в 2012. Ведь нельзя же, чтобы судьи смотрели на чёрное и выносили постановление о том, что это белое. Нельзя допустить, чтобы людей судили не по закону, а из-за общественного резонанса. Нельзя позволять этим оборотням в погонах угрожать нашим близким. Прошу вас, помогите мне! Без вас они просто меня убьют».

В июне во время обысков у его девушки Марии Нелюбовой пропали личные накопления, около 600 тысяч рублей, оперативники спрашивали у нее, как давно она сидит на запрещенных веществах, что Нелюбова расценила как угрозу подкинуть ей наркотики. В августе Хованского внесли в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга. 3 ноября суд продлил Хованскому срок содержания под стражей еще на 2 месяца. В своем обращении к суду блогер сказал: «Меня просто пытают за то, что моя песня разозлила общественность. Да, у меня дурацкое чувство юмора. Неужели это причина ломать мою жизнь? Меня просто держат в СИЗО, подрывая моё здоровье, мою веру в человечество».

Основные достижения в работе суда

С момента основания МФЦА 1 января 2018 года проделана огромная работа. Сейчас у нас имеется полностью сформированная и доступная судебная система с прочной правовой базой, основанной на общем праве. Ее помогали создавать мой предшественник, Лорд Вульф, а также регистратор и руководитель аппарата Кристофер Кэмпбелл-Холт, который продолжает трудиться с нами.

Наш приоритет – обеспечить доступ к правосудию для всех в любое время. В результате в феврале 2019 года мы запустили новую систему электронного правосудия – eJustice. Электронная платформа eJustice, а также организация слушаний с помощью видео позволяют бизнес-сообществу на 100% использовать судебные и арбитражные услуги из любой точки мира в режиме онлайн без физического присутствия в Казахстане. В период карантина эти онлайн-технологии применялись в полной мере для разрешения судебных, арбитражных и медиативных дел. 

Что такое Суд МФЦА

Суд МФЦА представляет судебную систему, основанную на нормах и принципах английского общего права. Он действует в соответствии с наилучшими международными стандартами для разрешения гражданских и коммерческих споров в МФЦА. Он обладает исключительной юрисдикцией в отношении споров, возникающих в связи с деятельностью МФЦА, а также в отношении споров, переданных в Суд МФЦА по соглашению сторон.

Суд МФЦА является независимым в своей деятельности и не является частью судебной системы Республики Казахстан. Кроме того, функционирует Апелляционный суд, решения которого являются окончательными. Суд МФЦА имеет собственные процедурные правила, которые были составлены на основе норм и принципов английского общего права, а также лучшей международной практики. Помимо этого, предусмотрена специальная ускоренная процедура рассмотрения небольших исков.

Председатель Суда МФЦА и все судьи являются одними из самых опытных и выдающихся судей в системе общего права, получивших международное признание за абсолютную независимость, беспристрастность, честность, безусловное следование принципу верховенства закона и неподкупность. Судьи, процедуры, практика и стандарты в Суде МФЦА хорошо знакомы компаниям, ведущим бизнес в крупнейших финансовых центрах по всему миру.

На сегодняшний день Суд МФЦА рассмотрел 15 дел. Требуется время, чтобы увеличить количество рассматриваемых дел, но график развития Суда МФЦА опережает графики развития аналогичных судов в других международных финансовых центрах. 

Насколько мне известно, Суд МФЦА прописан в приблизительно 5000 коммерческих договорах в качестве выбранной юрисдикции в случае возникновения спора. Существование Суда с развитыми процедурами и услугами, применяющего общее право и готового выносить решения по коммерческим вопросам, само по себе может означать, что стороны решают споры, а не просто судятся. 

Еще одним достижением является количество зарегистрированных юристов. Суд МФЦА обладает чрезвычайно широкими правами на представление интересов сторон в суде. На сегодняшний день количество зарегистрированных юристов превышает 280 человек из 27 юрисдикций (Казахстан, Великобритания, Гонконг, США, Индия, Катар, Российская Федерация, Сингапур, ОАЭ, Дубай и др.).

Международное сотрудничество является очень важной частью нашей деятельности. На сегодняшний день Суд МФЦА и МАЦ подписали 33 меморандума о взаимопонимании с различными институтами по разрешению споров из Казахстана, Великобритании, России, Гонконга, Китая, Сингапура и других стран. 

Какие споры рассматривают чаще всего

Если говорить о характере дел, то я бы сказал, что споры обычно касаются договоров, платежей, купли-продажи, долговых обязательств, имущества, земельных участков, финансов и трудовых вопросов. Право, применявшееся в этих делах, включало и право МФЦА. Стороны представляли клиентов из Казахстана, России, Китая, Великобритании, Узбекистана. Что еще более важно, все судебные решения были успешно исполнены в Казахстане со стопроцентным удовлетворением. Даже во время карантина на фоне пандемии Суд МФЦА и МАЦ продолжали оказывать свои услуги, и все дела рассматривались онлайн во время COVID-19 без каких-либо административных сборов. 

Существует много причин для обращения в Суд МФЦА.

Во-первых, независимость Суда МФЦА гарантирует равную и справедливую защиту прав всех инвесторов с применением лучших международных стандартов верховенства права. Эта независимость защищается мной как Председателем Суда МФЦА, восемью судьями и регистратором. Наши судьи являются одними из самых опытных и авторитетных судей в мире общего права с мировой репутацией благодаря своей абсолютной независимости, беспристрастности, честности, безусловному применению верховенства права и неподкупности.

Во-вторых, мы разработали комплексную систему исполнения решений. Все судебные решения и постановления исполняются в соответствии с исполнительными процедурами Суда МФЦА в Казахстане. Международное исполнение решений поддерживается Судом МФЦА. 

В-третьих, конечно, наша вышеупомянутая удобная и экономически эффективная онлайн-система разрешения споров.

В-четвертых, стоит упомянуть географическое расположение Казахстана. Суд МФЦА расположен между Европой и Азией, и впервые в Казахстане и во всем регионе Центральной Азии мы обеспечиваем существование по-настоящему международного суда общего права мирового класса в непосредственной близости или на сравнительно небольшом расстоянии для казахстанских и центральноазиатских предприятий и международных инвесторов. 

Работа суда в пандемию

Система eJustice оказалась очень эффективной и полезной во время вспышки COVID-19. Когда мы полностью изменили наши административные процедуры для оказания онлайн-услуг, не было необходимости менять принципы, лежащие в основе нормативной базы Суда МФЦА, и нам не пришлось вносить какие-либо изменения в нормативные акты. В соответствии с Конституционным законом «О МФЦА» существует свод актов, касающихся разрешения споров в МФЦА, включая Регламент Суда МФЦА, который регулирует административные вопросы. Этот регламент соответствует современным требованиям,  включает или предоставляет соответствующие регулирующие полномочия. Регламент разработан с учетом будущих изменений, включая технологические, без необходимости внесения поправок. 

Дальнейшее развитие суда

Предстоящие шаги заключаются в обеспечении лучшего понимания средств разрешения споров, предлагаемых Судом МФЦА, и их использования коммерческими предприятиями и бизнесменами в полной мере как в Казахстане, так и за его пределами. 

Суд МФЦА ежегодно реализует программу устойчивого улучшения, направленную на дальнейшее развитие и становление в качестве первоочередного выбора для решения коммерческих споров в Центральной Азии.

В 2021 году ключевые цели Суда МФЦА включают следующее:

  1. Программа по привлечению сторон в использовании услуг Суда МФЦА. 
  2. Запуск новых услуг по разрешению споров, включая удобную для пользователей Программу обслуживания клиентов.
  3. Совершенствование процедуры исполнения решений Суда МФЦА, включая инициативу по исполнению судебных решений по денежным вопросам, направленную на распространение исполнения решений Суда МФЦА в иностранных судах.
  4. Повышение международного признания с возможностью расширения юрисдикции Суда МФЦА на территории всей Центральной Азии.

Влияние суда на казахстанское правосудие и юридический мир

Суд МФЦА является полностью независимым от судебной системы Казахстана. Взаимодействие между Судом МФЦА и Верховным Судом РК – это дружеское сотрудничество. 

С момента начала работы в 2018 году у Суда МФЦА всегда была поддержка как в Казахстане, так и за рубежом. Суд МФЦА подписал Меморандумы о взаимопонимании с Верховным Судом РК и Академией правосудия при Верховном Суде Республики Казахстан. Меморандумы о взаимопонимании предназначены для укрепления сотрудничества, реализации совместных инициатив, направленных на продвижение верховенства права в Казахстане и во всем мире.

Сотрудничество также включает возможность передачи дел по согласию сторон спора из Верховного суда Казахстана в Суд МФЦА. Согласно Конституционному закону «О МФЦА», одним из элементов юрисдикции Суда МФЦА являются дела, передаваемые ему по соглашению сторон спора. 

Суд МФЦА постоянно стремится поддерживать предоставление качественного правового образования и профессиональной подготовки для удовлетворения потребностей юристов и судей в Казахстане и Центральноазиатском регионе. Мы предоставляем комплексные образовательные программы по правовым вопросам и разрешению споров в Казахстане, в дополнение к лекциям по общему праву, которые регулярно читают судьи Суда МФЦА в сотрудничестве с государственными и коммерческими партнерами. Это обычная практика для судов и арбитражных центров мировых финансовых центров в Абу-Даби, Дубае, Катаре, Сингапуре и т. д. 

Программа доступна для всех желающих и включает в себя тренинги по международному коммерческому праву, адвокатской деятельности, навыкам арбитра и медиатора. Лекции и тренинги могут посещать все желающие – от студентов юридических факультетов до партнеров юридических фирм. Учитывая, что институт английского общего права представляет собой новое явление для Казахстана, наша программа подходит абсолютно для любого уровня знаний. В течение трех лет более 2000 казахстанцев прошли наши обучающие программы. 

В ходе реализации программы мы тесно сотрудничали с ведущими университетами, специалистами по праву и партнерами по обучению. Пользуется популярностью ежегодный студенческий игровой процесс в Суде МФЦА. 

Суд МФЦА также предлагает программу стажировок международного класса. Студенты-юристы из Казахстана, и не только, проходят специализированную стажировку в Суде МФЦА. В рамках этой программы стажировки также есть возможность лично ознакомиться с практикой разрешения споров в международных юридических фирмах, где студенты получают практическое представление о методах разрешения споров, используемых международными юридическими фирмами в таких судах, как Суд МФЦА.

Биография Лорда Манса

Судью Лорда Манса приняли в Коллегию адвокатов Англии и Уэльса (Миддл Темпл) в 1965 году и назначили королевским барристером в 1982-м. В 1993 году он стал судьей в Высоком суде Англии и Уэльса (Отделение Королевской скамьи). В 1999-м получил пост лорда-судьи в Апелляционном суде Англии и Уэльса, а в 2005-м – ординара Апелляционного суда в Палате лордов. В 2009 году он и еще девять судей Апелляционного суда стали судьями Верховного суда Великобритании с момента его открытия. В 2017-м занял должность заместителя Председателя Верховного суда Великобритании. В 2018 году он покинул этот пост, выйдя на пенсию. А летом 2020-го стал главой суда МФЦ «Астана».

Книги про Фандорина получили заслуженную популярность у любителей исторических детективов. Цикл произведений Новый детективъ (Приключения Эраста Фандорина) написан талантливым писателем Григорием Шалвовичем Чхартишвили под псевдонимом Борис Акунин. Главный герой – Эраст Петрович Фандорин – образцовый российский аристократ, проявивший себя гениальным следователем, сначала на поприще государственного служащего, затем как частный детектив.

Читать произведения про Эраста Петровича лучше согласно хронологии происходящих событий. Этот порядок не совпадает с порядком публикации произведений. Его приведу ниже. Сначала приведу списком книги про Фандорина в хронологическом порядке:

Книги про Фандорина по порядку согласно хронологии событий

(год происходящих событий, название произведения, место действия)

  • 1876 – конспирологический детективный роман Азазель (Москва, Лондон, Санкт-Петербург)
  • 1877-1878 – шпионский детектив Турецкий гамбит (Болгария, Румыния, Турция)
  • 1878 — герметичный детектив Левиафан (борт океанского лайнера рейса Саутгемптон — Калькутта)
  • 1878Между строк — второй том издания Алмазная колесница (Йокогама, Токио,японские горы)
  • 1881 — рассказ Сигумо, сборник Нефритовые чётки (Йокогама)
  • 1882 — рассказ Table-talk, там же, (Москва)
  • 1882 – детективный роман о наёмном убийце Смерть Ахиллеса (Москва)
  • 1882 — экспериментальная пьеса Инь и Ян (подмосковная усадьба Сигизмунда Борецкого)
  • 1883  — рассказ Из жизни щепок, Нефритовые четки (Москва)
  • 1884  — рассказ Нефритовые четки, одноименный сборник (Москва)
  • 1886 — повесть о мошенниках Пиковый валет, сборник Особые поручения (Москва)
  • 1888 — рассказ Скарпея Баскаковых, Нефритовые четки (Пахринский уезд Московской губернии; по мотивам Собаки Баскервилей Конан Дойла)
  • 1889 — повесть о маньяке Декоратор, Особые поручения (Москва)
  • 1890 — рассказ Одна десятая процента, Нефритовые чётки — (Москва, Санкт-Петербург; по мотивам  романа Незнакомцы в поезде Патрисии Хайсмит)
  • 1891 — рассказ Чаепитие в Бристоле, там же (Бристоль)
  • 1891 — политический детектив Статский советник (Москва)
  • 1894 — повесть Долина мечты (штат Вайоминг)
  • 1896 — великосветский детектив Коронация, или Последний из Романов (Москва)
  • 1897 — повесть Перед концом света (Вологодчина)
  • 1899 — повесть Узница башни, или Короткий, но прекрасный путь трёх мудрых (Нормандия, недалеко от Сен-Мало)
  • 1900 — декадентский детектив Любовница смерти (Москва)
  • 1900 — диккенсовский детектив Любовник смерти (Москва) — действие происходит параллельно Любовнице смерти
  • 1903 — технократический детектив Планета Вода, сборник Планета вода (Карибы)
  • 1905Ловец стрекоз— первый том издания Алмазная колесница (Санкт-Петербург, Москва)
  • 1906 — ностальгический детектив Парус одинокий, сборник Планета вода (Заволжская губерния)
  • 1911 — театральный детективный роман Весь мир театр (Москва)
  • 1912 – идиотический детектив Куда ж нам плыть?, сборник Планета вода (Польша)
  • 1914 — авантюрный детектив Чёрный город (Баку)
  • 1918 — последний роман Не прощаюсь (Поезд Самара-Москва)

Продолжение истории Фандорина

  • 2000 — Алтын-толобас
  • 2002 — Внеклассное чтение
  • 2005 — Детская книга для мальчиков
  • 2012 — Детская книга для девочек (Глория Му)
  • 2020 — Просто Маса (аудиокнига)

В первом детективе Азазель автор показывает главного героя как неуверенного, смышленого, романтического юношу, поступившего на государственную службу. Но, уже во втором романе Турецкий гамбит Эраст Петрович предстает перед читателем как детектив-супергерой: красавец, спортсмен, передовик во всех областях знаний. Он умен, неутомим, находчив, благороден, предан Царю и Отечеству. Мечта женщин. Идеал для мужчин. Помогает ему на поприще следователя редкий дар любимца фортуны – выигрывать любой спор или азартную игру.

книги про фандорина по порядку

Книги про Фандорина имеют экзотическую изюминку, которую автор ввел со знанием дела как ученый- японист. У Эраста Петровича после службы секретарём посольства Российской империи в Японии появляется обаятельный слуга-японец Маса, традиционные японские привычки, экзотично воспринимающиеся на российской земле. С Массой Эраст Петрович обучается восточным единоборствам. Но превосходит его, став членом древнего клана синоби где познаем навыки искусств ниндзя.

Читать книги про Фандорина увлекательно и познавательно. Они знакомят читателя с историей государства Российского, которой серьезно увлекается Григорий Шалвович Чхартишвили. Написаны произведения качественным, живым языком. Сюжеты небанальные, захватывающие. Есть неудачные, на мой взгляд, работы: не удалась экспериментальная пьеса Инь и Янь, откровенно слабой получился последний сборник Планета вода. Пересказывать содержание произведений не вижу смысла. Рекомендую полноценно читать, получая максимальное удовольствие.

Для благородного идеалиста Эраста Петровича по мнению Бориса Акунина нет места в новой Советской России, поэтому автор убивает полюбившегося миллионами почитателей Фандорина в романе Черный город. Новая книга Бориса Акунина Планета вода восполняет некоторые пробелы истории Эраста Петровича тремя эпизодическими расследованиями. Но, поклонники надеются, что как Конан Дойл оживил Шерлока Холмса, Борис Акунин сжалится над читателями и воскресит столь не вовремя и бездарно погибшего Эраста Фандорина новым произведением.

книги про фандорина по порядку

В 2017 году вышла новая книга Бориса Акунина Седмица Трехглазого. Убить змееныша – умело анонсированная издателями как новая книга про Фандорина. Дословно в аннотации читаем:

Исторический детективный роман в лучших традициях классических книг о Фандорине! Невероятные приключения старомосковского Шерлока Холмса!

Но, увы и ах. Новая книга 2017 года не о Фандорине. Борис Акунин в первом романе издания Седмица Трехглазого изобретает нового детектива — Маркела Трехглазого. Приключения его не менее увлекательны, но это не продолжение истории Эраста Фандорина.

В 2018 году, через обозначенный Акуниным трехгодовой интервал, опубликована новая книга о Фандорине — Не прощаюсь.  Будем надеяться, что название символично и автор и дальше будет радовать читателей приключениями любимого героя.

книги про фандорина по порядку

Книги про Фандорина написаны в разных детективных стилях. Автор расширяет общепринятую классификацию детективного жанра, придумав новые стили: конспирологический, герметичный, великосветский, этнографический, декадентский, диккенсовский, театральный, ностальгический и даже идиотический.

Историю про Фандорина Борис Акунин рассказывал не в хронологическом порядке: то забегая вперед во времени, то возвращаясь. Это не мешает читателю воспринимать ход событий, потому как он следует за мыслью и замыслом автора.

Рекомендую к прочтению весь цикл произведений любителям детективных историй. Я читала книги про Фандорина не в хронологическом порядке, а порядке публикации. Такой порядок прочтения во многом соответствует осознанию автором своего героя, закладывает интригу и желание познакомиться с историей жизни Эраста Петровича поближе.

книги про фандорина по порядку

Эраст Фандорин. Книги по порядку публикации

(год издания, название, жанр, год и место действия)

  • 1998 — Азазель
  • 1998 — Турецкий гамбит
  • 1998 – Левиафан
  • 1998 — Смерть Ахиллеса
  • 1999 — Особые поручения — сборник повестей:
    • Пиковый валет
    • Декоратор
  • 1999 — Статский советник
  • 2000 — Коронация, или Последний из романов
  • 2001 — Любовница смерти
  • 2001 — Любовник смерти
  • 2003 — Алмазная колесница — этнографические детективные истории:
    • Ловец стрекоз — том первый
    • Между строк — том второй
  • 2006 — Инь и Ян
  • 2006 — Нефритовые чётки — сборник рассказов и небольших повестей:
    • Сигумо
    • Table-talk
    • Из жизни щепок
    • Нефритовые чётки
    • Скарпея Баскаковых
    • Одна десятая процента
    • Чаепитие в Бристоле
    • Долина мечты
    • Перед концом света
    • Узница башни, или Короткий, но прекрасный путь трёх мудрых
  • 2009 — Весь мир театр
  • 2012 — Чёрный город
  • 2015 — Планета Вода — сборник из трех повестей:
    • Планета Вода
    • Парус одинокий
    • Куда ж нам плыть?
  • 2018 — Не прощаюсь
  • 2021 — ? Похоже, в планы писателя не входит продолжение серии про Фандорина.

Книги про Фандорина продолжение

Книги про Фандорина условно продолжаются циклами произведений: Приключения магистра и Жанры. Читатель имеет возможность познакомится с внуком, правнуками Эраста Петровича, живущих в современном мире. Цикл Приключения магистра про внука  Николаса Фандорина объединяет следующие романы: Алтын-толобас, Внеклассное чтение. Правнук и правнучка становятся главными героями романов: Детская книга для мальчиков, Детская книга для девочек. Все романы за исключением последнего написаны Борисом Акуниным. Детская книга для девочек удачно написана писательницей Глорией Му по сценарию Бориса Акунина.С предком Эраста Фандорина можно Самсоном Фандориным можно познакомиться в книгах Квест и Внеклассное чтение.

В 2020 году появилось новое произведение Бориса Акунина — Просто Маса. Его можно считать продолжением истории Эраста Фандорина. Вышло оно в непривычном для первой публикации формате. Это аудиоспектакль. Но, именно этот формат с музыкальными вставками, на мой взгляд, наиболее полно передаёт атмосферу Японии. Для меня Маса и японская тема всегда были очень притягательными. Иногда автор уделял им слишком мало внимания. В этом произведении он восполнил потерю.

Похожие книги

  1. Детективная серия Смерть на брудершафт Борис Акунин
  2. Серия книг про сыщика Родиона Ванзарова. Антон Чиж
  3. Цикл детективов Агент сыскной полиции. Ирина Мельникова
  4. Цикл книг Сыщик Его Величества Николай Свечин
  5. Детективный цикл Клим Ардашев. Иван Любенко

  • Расскажу вам сказку как дед наклал в коляску
  • Расскажи русскую народную сказку
  • Расскажи сегодня сказку в полночь песня
  • Расскажи сказку игра лото
  • Расскажи мне сказку википедия