Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Правописание букв О и Ё после шипящих
Чтобы безошибочно написать сомнительную гласную (О или Ё) после шипящих (Ж, Ш, Ч, Щ) и не ЧОКНУТЬСЯ, нужно прежде всего выяснить, в какой части слова находится проверяемая гласная – в корне, суффиксе или окончании. Кроме этого, если гласная находится в суффиксе или окончании (иначе говоря, вне корня), то нужно еще знать, к какой части речи относится проверяемое слово (то есть является ли оно именем существительным, прилагательным, наречием, глаголом).
КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА?
1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ШЁПОТ (потому что ШЕПЧЕТ), ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА), ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ), ЖЁЛТЫЙ (потому что ЖЕЛТЕТЬ), ШЁЛ (потому что ПРИШЕДШИЙ) и т. д. Так пишется большинство корней.
2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения.
3. Если перед вами иноязычное по происхождению слово, то необходимо писать О после шипящего согласного в корне под ударением, например: КАПЮШОН, ШОК, ЖОНГЛИРОВАТЬ.
КАК ВЫБРАТЬ ГЛАСНУЮ В СУФФИКСЕ И ОКОНЧАНИИ?
1. В СУФФИКСЕ существительного, прилагательного, наречия под ударением пишется буква О: СОБАЧ-ОНК-А, КАМЫШ-ОВ-ЫЙ, ГОРЯЧ-О.
2. В ОКОНЧАНИИ существительного и прилагательного под ударением пишется буква О: ВРАЧ-ОМ, БОЛЬШ-ОЙ.
3. В СУФФИКСАХ глаголов, причастий и всех слов, образованных от глаголов, под ударением пишется буква Ё: ПЕЧ-ЁТ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-ЫВА-ТЬ, ВЫ-КОРЧ-ЁВ-КА, ПЕРЕ-СЕЧ-ЁНН-ЫЙ, НОЧ-ЁВ-КА, ЛИШ-ЁНН-ЫЙ.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ
Обратите внимание, что существительные ТУШЁНКА, СГУЩЁНКА, НОЧЁВКА и некоторые другие пишутся через букву Ё. Буква Ё пишется в суффиксах этих слов, так как они соотносятся по смыслу с глаголами ТУШИТЬ, СГУЩАТЬ и НОЧЕВАТЬ.
Обратите внимание, что слова РЕЧОВКА, МЕЛОЧОВКА, ПЛАЩОВКА пишутся через О. Буква О пишется в суффиксах существительных по изложенному выше правилу.
Обратите внимание, что слово БЕЧЁВКА пишется с буквой Ё. Буква Ё пишется, поскольку эта гласная входит в состав корня и проверяется словом БЕЧЕВА.
Отдельно необходимо запомнить правило написания слов с корнем ЖОГ / ЖЕГ.
Если слово является существительным, то надо писать букву О. Например: СИЛЬНЫЙ ОЖОГ, СОВЕРШЕН ПОДЖОГ ДОМА. Но когда слово является глаголом, оно пишется с буквой Ё. Например: СИЛЬНО ОБЖЁГ РУКУ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОДЖЁГ ДОМ, АВТОР ЖЖЁТ РУКОПИСИ.
Упражнение
1. – И на кой ч_рт я не пош_л прямо на стрельцов! – с горечью восклицал Бородавкин.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
2. Его поразила тишина во время дня и ш_рох во время ночи. (М. Е. Салтыков-Щедрин)
3. Автобус остановился, и ш_фер сказал: «Приехали». (А. и Б. Стругацкие)
4. В эту самую минуту перед ним явилась маска и положила ему на плеч_ свою руку.(М. Е. Салтыков-Щедрин)
5. Поехал к ним орловец, надеясь в Старице стерлядями полакомиться, но наш_л, что там «только грязи довольно». (М. Е. Салтыков-Щедрин )
6. …Смотрит в поле сквозь реш_тку окна, видит веселых птичек, свободно плавающих в море воздуха …(Н. М. Карамзин)
7. Некоторое время он напряж_нно прислушивался. (А. и Б. Стругацкие)
8. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по ж_лтым пескам, течет светлая река (Н. М.Карамзин)
9. Скоро заключили мир, и Эраст возвратился в Москву, отягч_нный долгами. (Н. М. Карамзин)
10. …Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо: «Здравствуй, любезный пастуш_к. (Н. М. Карамзин)
11. …Печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и меч_м опустошали окрестности… (Н. М. Карамзин)
12. Просвещ_нный читатель ведает, что Шекспир и Вальтер Скотт оба представили своих гробокопателей людьми веселыми и шутливыми. (А. С. Пушкин)
13. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облуч_к, ямщик свистнул и лошади поскакали. (А. С. Пушкин)
14. Офицер, разгоряч_нный вином, игрою и смехом товарищей, поч_л себя жестоко обиженным.(А. С. Пушкин)
15. Поч_тно, но хлопотно, и не столько почетно, сколько хлопотно, да в конце концов и не поч_тно вовсе, а так… (А. и Б. Стругацкие)
16. У границы освещ_нного пространства мокнул автомобиль с брезентовым верхом, а рядом с автомобилем двое в блестящих плащах пригибали к мостовой третьего – в ч_рном и мокром. (А. и Б. Стругацкие)
17. Здоровенный губастый дылда с румяными щеками, прищ_лкивая на ходу пальцами и пританцовывая, направился к стойке.(А. и Б. Стругацкие)
18. Виктор отступил на шаг. Это был больной из лепрозория – «мокрец», или «очкарик», как их здесь называли за ж_лтые круги вокруг глаз, – в плотной ч_рной повязке, скрывающей нижнюю половину лица.(А. и Б. Стругацкие)
19. Только однажды он отч_тливо и громко произнес: «Не знаю». (А. и Б. Стругацкие)
20. И он достал авторучку и принялся свинчивать колпач_к, с интересом постороннего прислушиваясь к своим ощущениям, и он не удивился, ощутив гордость. (А. и Б. Стругацкие)
21. Знакома ли вам игрушка под названием «Злой волч_к»? (А. и Б. Стругацкие)
22. Во-первых, может быть, вовсе не кастетом, а кирпич_м, а во-вторых, мало ли где мне могут дать по черепу? Меня в любой момент могут повесить, так что же, теперь – из номера не выходить? (А. и Б. Стругацкие)
23. Двое в плащах разом обернулись и несколько мгновений смотрели на Виктора из под надвинутых капюш_нов. (А. и Б. Стругацкие)
24. Общество, по крайней мере, было бы сладко ш_кировано, и бледные юноши с горящими глазами таскались бы за тобой по пятам.(А. и Б. Стругацкие)
25. У меня больная печень, катар киш_к и еще что-то с желудком. (А. и Б. Стругацкие)
26. «Наша с тобой психика к таким ш_кам не приспособлена. (А. и Б. Стругацкие)
27. И целую минуту не было слышно ни звука, только какой-то ш_рох, словно туман, шуршал, проползая над землей. (А. и Б. Стругацкие)
28. – А ну, стой! – Ш_потом сказали из темноты и уперлись в грудь чем-то знакомым. Виктор машинально поднял руки. (А. и Б. Стругацкие)
29. К подъезду подкатил джип, отворилась дверца, и под дождь, прикрывшись одним плащ_м, вылезли молодой человек в очках и с портфелем и его долговязый спутник. (А. и Б. Стругацкие)
30. Такие слова мог знать только Тэдди – приютская крыса, воспитанник портовых трущ_б. (А. и Б. Стругацкие)
31. Здесь были освещ_нные витрины и озаренный неоновым светом вход в кинотеатр, где под навесом толпились очень одинаковые молодые люди неопределенного пола, в блестящих плащах до пяток. (А. и Б. Стругацкие)
32. Господин президент изволил взвинтить себя до последней степени, из клыкастой пасти летели брызги а я достал платок и демонстративно вытер себе щ_ку, и это был, наверное, самый смелый поступок в моей жизни, если не считать того случая, когда я дрался с тремя танками сразу. (А. и Б. Стругацкие)
33. – Все ли читали мои произведения?
– Да, — отозвались детские голоса. — Читали… Все…
– Прекрасно, – сказал Виктор озадаченно. – Польщ_н, хотя и удивлен.(А. и Б. Стругацкие)
34. То ли они начнут смущ_нно переглядываться, то ли их лица озарятся пониманием, или некий вздох облегчения пронесется по залу в знак того, что недоразумение разъяснилось. (А. и Б. Стругацкие)
35. Диана здраво рассудила, что Росшеперу, при всей его аномальной прож_рливости, с такой массой ягод в одиночку не управиться. (А. и Б. Стругацкие)
36. Где бандж_, подумал он. Куда я сунул бандж_? (А. и Б. Стругацкие)
37. Здесь было полно народу, каких-то полузнакомых мужчин и женщин, они стояли кругом и хлопали в ладоши, а в центре круга Диана отплясывала с тем самым желтолицым пиж_ном, обладателем орлиного профиля. (А. и Б. Стругацкие)
38. Сегодня утром ко мне приходил следователь. Понимаете, изж_га зверская, голова трещит, сижу, смотрю в окно, и тут является эта дубина и начинает шить дело…(А. и Б. Стругацкие)
39. Он вскочил, заж_г свет и, морщась от рези в глазах, стал наощупь искать свою одежду. (А. и Б. Стругацкие)
40. Перед полицейским управлением сгрудились автомобили с зажж_нными фарами. (А. и Б. Стругацкие)
Упражнение подготовили Н. Горбанев-Гамалея и Б.А. Панов («Лига школ»)
Как попасть на остров Цуруми и убрать туман на нем
На остров Цуруми можно попасть только после выполнения задания «Охотники за грозами Сэйрая». Выполнив его у вас в списке заданий появится задание мира «Исключительно исключительный писатель», которое и отправит вас на остров Цуруми, а также поможет убрать туман.
Исключительно исключительный писатель
Задание довольно сложное, так как много загадок.
Сначала отправляйтесь в Гильдию искателей приключений Инадзумы и поговорите с Катериной.
После этого поговорите с Сумидой и Камой. Кама отправит вас на остров Цуруми.
Не забудьте активировать статую Архонтов. На карте вы увидите, что весь остров Цуруми покрыт туманом и по заданию нам нужно будет его убрать.
Отправляйтесь на остров Цуруми
Теперь нужно пройти через ворота, чтобы убрать основную часть тумана. После этого поговорите с таинственным мальчиком. Он приведет вас в место, где будут находится еще НПС, с которыми нужно поговорить.
Прикоснитесь к гнездовью
Прикоснитесь к гнездовью.
Сделайте подношение гнездовью
После этого появится кат-сцена, как перья разлетаются от дерева. Вот их нам нужно собрать.
На мини-карте появятся метки перьев. Первое перо находится рядом с НПС. Не забудьте к нему прикоснуться.
Второе перо.
Третье на этой горе.
После этого вернитесь к гнездовью и сделайте подношение.
Появится кат-сцена и еще одна часть тумана уйдет.
Поговорите с Ру. Затем направляйтесь к месту проведения церемонии и найдите священника. Он будет стоять посередине.
Пройдите сквозь туман и сделайте подношение гнездовью
На карте вы увидите еще три места с туманом, вот там нам и нужно найти гнездовья, перья и сделать подношения. Практически на каждом пере и гнездовье нас будут ждать гончие и механизмы.
Первое гнездовье находится на горе.
Чтобы проще было ориентироваться, то идите через эти ворота по правой стороне по светильникам.
А затем сверните налево и увидите дерево.
Сначала подойдите к НПС.
После этого появится возможность прикоснуться к гнездовью.
Ищем три пера. Они отображаются на мини-карте.
Первое перо находится в развалинах напротив дерева.
Прыгаем вниз.
И касаемся пера.
Второе перо находится на горе. Но здесь все не так просто, как только вы к нему подойдете, то оно начнет улетать, а вам нужно следовать за ним.
Отправляйтесь через фазовые врата. Но в конце не заходите в другие врата, иначе вас отправит обратно.
На вас могут напасть монстры, их лучше убивать. Так как во время боя нельзя прикоснуться к перу.
Третье перо находится на земле. Когда вы к нему подойдете, то появятся гончие.
Собрав все три пера, вернитесь к гнездовью и сделайте подношение.
Появится кат-сцена, уйдет туман с этого места и зачтется первое подношение.
Второе гнездовье находится в пещере. Перед пещеркой вы увидите Фею, вот к ней нам и нужно.
Идем за ней.
Внутри пещерки будет второе гнездовье.
Фея приведет вас к Ру, поговорите с ним.
Затем прикоснитесь к гнездовью.
Нам снова нужно найти три пера. Они будут внизу, под водой. Для того, чтобы спустить воду, нам нужно привести трех фей в их дом недалеко от Ру.
Первая фея будет возле Ру, если вы ее привели с самого начала пещерки.
Вторая наверху справа от Ру.
А третья слева от Ру в воде.
По пути используйте Электрогранум, чтобы подняться наверх по Громовой сфере.
Приведя всех фей, появится Богатый сундук и вода уйдет.
Прыгаем в самый низ к перьям.
Одно перо вы сможете собрать сразу, а вот за другими придется побегать и пострадать.
Они приведут вас к двери, а подойдя к ним они улетят за дверь. Вам нужно решить загадку с релейными камнями и разблокировать механизм, который откроет дверь. Здесь я использовала Бэй Доу, которая может накладывать на вас электро статус.
Брать и перемещать можно только релейные камни.
Напротив громового барьера я ничего не трогала и изначально камень стоит так, его не трогаем, он стоит правильно.
Рядом с механизмом вместо одного релейного камня я использовала Бэй Доу, но вы можете поставить дополнительный релейный камень так. На ПК ставятся с помощью клавиши T, в правильное место ставить их довольно трудно.
В этом месте вы можете забрать релейный камень.
И поставить его здесь.
После этого загадка решится, появится сундук и разблокируется механизм.
Активируйте механизм, чтобы открылась дверь. За дверьми нас будет ждать Страж Руин, убиваем его.
Рядом со Стражем Руин было второе перо, собираем его.
Третье перо находится рядом со вторым, но подойдя к нему оно снова улетит.
Улетит оно за дверь и нам снова ее нужно будет открыть с помощью механизма рядом с дверью.
Сначала нужно разблокировать другой механизм, чтобы вода ушла. Разблокировать его можно с помощью фей, которых нужно привести в их дом.
Первая фея находится у входа.
Вторая находится в пещерке напротив механизма.
А третья за грудой камней.
После этого механизм разблокируется, активируем его.
Вода уйдет, а под ней будет снова загадка с релейными камнями.
Внизу будет релейный камень, ставим его здесь.
Здесь берем релейный камень.
И ставим его здесь.
Теперь в другом месте внизу забираем релейный камень.
И ставим его здесь. Подойдите ближе к краю, чтобы релейный камень висел в воздухе.
После этого механизм разблокируется, активируйте его.
Зайдя внутрь заберите третье перо.
Собрав все перья, вернитесь обратно в пещерку к гнездовью и сделайте подношение.
После этого появится кат-сцена и туман уйдет.
Третье гнездовье найти довольно легко.
Подойдя к гнездовью, появятся монстры, убейте их и поговорите с Ру.
Прикоснитесь к гнездовью.
Находим три пера. Здесь будет легче, просто рядом с каждым пером будут монстры, но некоторые перья будут улетать.
Первое перо.
Это перо будет улетать и рядом будет много монстров, убейте их. Рядом с его первым местом вы увидите электгранум, возьмите его.
Пройдите с ним сквозь барьер к перу.
Затем снова убейте монстров и возьмите перо.
Второе перо находится на хижине хиличурлов.
Третье перо находится прям под деревом.
Вернитесь к гнездовью и сделайте подношение.
После этого оставшийся туман уйдет.
Вернитесь к месту проведения церемонии и осмотрите свет.
Затем поговорите с Камой и вернитесь к Сумиде.
Поговорив с ней задание завершится, а в награду вы получите 50 камней истока, 5 карточек опыта героя, 50 000 моры и волшебную руду усиления.
На следующий день после выполнения этого задания появится новое — Октава Маусиро
Первая новость «билайн», где названии компании было написано с маленькой буквы, вызвал в редакции ВашГород оживлённую дискуссию. Одни подумали, что это просто опечатка, другие оценили креативность такого решения руководителей бренда.
Но что скрывается за этими внешними изменениями и чем они продиктованы? Ответы мы решили найти совместно с Алексеем Ядрышниковым, директором кемеровского отделения «билайн».
ЗАЧЕМ БРЕНДУ НОВОЕ НАПИСАНИЕ
Не боится ли бренд потеряться, заменив прописную букву на строчную? Это первая реакция многих на изменение в написании «билайн». Руководители компании смело отвечают: «Не боимся!». В последнее время язык и стиль общения меняется, движется в сторону упрощения. А оператор связи становится еще ближе к клиентам.
«Мы живём в век мессенджеров и соцсетей, когда писать с маленькой буквы стало привычным. Но мы не призываем отказаться от прописной буквы. Мы говорим: «Пишите так, как вам удобно, а мы вас в этом поддержим. За маленькой буквой стоит большой смысл. И мы видим, что наше стремление быть проще находит отклик», — поясняет Алексей Ядрышников.
НОВЫМ ВРЕМЕНАМ — НОВЫЕ НРАВЫ
С момента последнего обновления бренда «билайн» прошло 16 лет.
За это время интернет и технологии прочно вошли в нашу жизнь. Так, с 2017 года количество абонентов в России перестало расти — сейчас их около 260 млн. Большнство купленных SIM-карт сейчас — уже не для мобильных телефонов, а для планшетов, умныхчасов, сигнализации датчиков «умного дома» и других устройств, делающих нашу жизнь удобнее.
«Мобильная связь теперь служит для того, чтобы сделать нашу жизнь удобнее. Потребители ждут, чтобы оператор предлагал решения, которые нужны людям, понимал их потребности и разделял проблемы. Наш новый слоган «на твоей стороне» говорит о том, что «билайн» встаёт на сторону человека, с его желаниями и потребностями «, — объясняет изменения в слогане компании директор кемеровского отделения.
Обновления в компании «билайн» не только внешние. Они скорее призваны показать, какой объём работы происходит внутри. Ключевые изменения затронули разные сферы.
Сейчас еще большее внимание уделяется вопросу развития сети и качеству предоставляемых сервисов. «билайн стремится стать по-настоящему клиентоориентированным. Для этого компания досконально изучает клиентский опыт. Компании важно, какие впечатления от взаимодействия с брендом остаются у клиентов.
КАЧЕСТВЕННАЯ СВЯЗЬ — НА ТРАССАХ КУЗБАССА И ГОСТЯМ ШЕРЕГЕША
«В 2021 году „билайн“ практически утроил объем работы по развитию сети в Кузбассе в сравнении с прошлым годом. При этом компания стремится развивать покрытие по принципу „ковра“ или бесшовости, когда при передвижении абонента устройство незаметно переключается от одной базовой станции к другой, обеспечивая максимальный комфорт в процессе пользования услугами Это тоже одно из отражений нового принципа „билайн“ — быть с клиентом в любой ситуации, там, где нужно абоненту, » — комментирует Алексей.
К примеру, решается давно волнующих многих вопрос с интернетом на трассе Кемерово-Новокузнецк. По словам представителей «билайн», с голосовой связью здесь вопрос закрыт, а передача интернет-трафика находится в процессе совершенствования.
Растёт не только зона покрытия в регионе, но и средняя скорость мобильного интернета. Осенью «билайн» ускорил мобильный интернет 4G, в среднем на 22% на всей территории Кузбасса. Техническое решение, примененное специалистами Билайн на Кузбассе, называется рефарминг или расширение частотного диапазона сети 4G LTE. Это решение можно сравнить с увеличением проезжей части — вместо двухполосной дороги территория получила скоростное трехполосное шоссе.
В ближайшее время «билайн» планирует запуск технологии голосовой связи в LTE-диапазоне VoLTE на сети Wi-Fi VoWiFi. Эти технологии помогут улучшить качество звука при телефонных разговорах, а за счет разгрузки сети вырастет средняя скорость.
ШЕРЕГЕШ
По данным «билайн», уже в первые выходные, на которые пришлось официальное открытие сезона, Шерегеш посетили жители 50 регионов России. Любовь к горнолыжному спорту объединила жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Омска, Уфы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода. Были даже гости из Сочи, Грозного и Краснодара.
Туристы успевают не только кататься, но и активно пользоваться интернетом. В среднем на одного абонента в день приходилось по 3 Гб. Такой трафик позволяет загрузить в Инстаграм 2,5 тысячи фото или послушать 878 музыкальных композиций.
«Еще один проект, который мы реализовываем в этом году, — это обеспечение качественной мобильной связью территорию горнолыжного курорта Шерегеш. За год мы увеличили количество базовых станций практически в два раза, работа продолжается. Курорт активно развивается. Сюда едут туристы со всей России и из-за границы. Соответственно, мы должны всех гостей Шерегеша обеспечить скоростным мобильным интернетом», — комментирует Алексей Ядрышников
Как отметил Алексей Ядрышников, практически на всех трассах Шерегеша сейчас стабильно ловит 4G. Завершаются работы по обеспечению покрытия у подножия горы в районе Секторов Е и Б, в гостиничном секторе и по дороге к нему, в зоне стоянки.
ЧТО ЕЩЕ НОВОГО
- У «билайн» серьезно обновились сайт и мобильное приложение. Главное, чего добивались специалисты, чтобы интерфейс стал интуитивно понятным. Ведь теперь клиенты через сайт решают многие задачи, ради которых раньше приходили в точки продаж, например, меняют тариф.
- Кстати, о тарифах — «билайн» и здесь может похвастаться новинкой.
«Недавно мы запустили новый тариф „Твое решение“. Человек сам выбирает, сколько ему нужно минут, гигабайт и сообщений в месяц. Это позволяет платить только за то, что выбрал сам: не переплачивать и не брать лишнего. По-моему, это очень удобно и в полной мере отражает суть обновленного „билайна“.», — рассказывает Алексей Ядрышников.
Переход к разумному потреблению — задача века высоких технологий и одно из приоритетных направлений для «билайн».
- «билайн» продолжает помогать развиваться различным социальным проектам, внедряя новейшие технологии. Так, например, в рамках сотрудничества с поисково-спасательным отрядом «Лиза Алерт» на основе нейросети билайн было разработано решение, которое при поиске людей на местности обрабатывает снимки с дронов в несколько раз быстрее, чем это происходит вручную. Это помогает экономить время и человеческие ресурсы при поиске человека, а это очень важно в условиях спасения жизней.
- «билайн» предлагает различные решения для применения больших данных, которые оказываются реально полезны не только для крупных корпораций, но и для каждого и нас. Возможности использования больших данных широки: например, планирование развития инфраструктуры, определяют, где построить новую школу, детский сад или больницу, как отрегулировать светофоры, чтобы в час пик минимизировать пробки и многое другое. Это делается благодаря обезличенному анализу потоков жителей и т. д.
2021 год стал для «билайн» знаковым, компания переживает новое для себя время. В следующем году она продолжит строительство собственной сети, активное развитие собственных сервисов и продуктов. И какой бы это ни был новый проект, он, безусловно, будет в первую очередь направлен на улучшение клиентского опыта абонентов: взаимодействие с билайн станет еще комфортнее.
Уважаемые читатели, теперь вы можете поделиться своими новостями о событиях в городе с
редакцией Novokuznetsk.su по WhatsApp,
Viber,
Telegram по телефону +7 (923) 464-0620.
Мало где в России так заметно сегодня биение жизни, как в комментариях к посту Вячеслава Володина о QR-кодах.
646.242 коммента под Telegram-постом Вячеслава Володина о QR-кодах на эту секунду. Вот уже пять дней там, под репликой спикера Госдумы, не стихает крик.
Орут о личной боли отчаявшиеся бедолаги. Блажат маловеры и простаки. Надрываются пропагандисты. Безумцы строчат простыни сплошь из заглавных букв. Глумятся циники. Профессиональные украинцы выводят на чистую воду «кремлеботов», а те — «малофеевцев». Картинка воюет с картиной, воззвание — с листовкой. Посреди этого ора редкий гость напишет вдруг что-то вразумительное — и через секунду будет сметён валом новой истерии.
Случилось то, чего никто не ожидал: число откликов в мессенджере четвёртого лица в государстве превратилось в общественное явление. Вызвало вторичные волны обсуждения в соцсетях и СМИ, заставляет реагировать власть. Само нуждается в проговаривании.
647.398 комментов…
Даже если половина из них — спам и лютый бред, оставшихся достаточно, чтобы понять: народ категорически против любых ковид-кодов. Люди не верят в добрые намерения власти. Боятся закручивания гаек. Разгневаны самой идеей сегрегации на избранных и отбросы. Но больше всего люди устали от полуторагодового бардака: «Да сколько же можно!»
Интерпретаций этому много.
«Граждане пришли к Володину и высказали всё, что думают о вашей бездарной вакцинации, — утверждают одни. — Жаль, эти сотни тысяч не могут ввалиться прямо на Охотный Ряд…»
«Вы видели тех граждан? — возражают другие. — Перед нами операция западных спецслужб, натравивших на Telegram спикера Госдумы армию ботов». Спамеры ворвались в приоткрытый для комментов пост и перевернули всё вверх дном.
«Да, это спецоперация — но только наша, родная!» — осаживают их третьи. Подмигивают по-заговорщицки: это удар российских властей по шестой колонне, продвигающей ковид-повестку на радость «Биг Фарме». Володин нарочно открыл свой Telegram-канал, чтобы продемонстрировать неприятие в стране идей «цифрового фашизма». Принял удар на себя, пока Кремль всё фиксирует.
«Ах, принял? Фиксирует? Вот сейчас вас, антиваксеров, и зафиксируют», — судачат четвёртые. Заманили вас в расставленные сети — вы и клюнули. К каждому владельцу «телеги» привязан его мобильный номер, а тот у нас по паспорту выдаётся. Все как на ладони! «Ждите теперь утреннего стука в дверь».
648.674 коммента…
Что бы ни говорили конспирологи, всем не даёт покоя один вопрос: зачем вообще Володин открыл свой «телеграм» для откликов? Почему именно сейчас, когда речь зашла про коды? Не в начале ноября, когда обсуждалась тема «конструктивной оппозиции». Не в октябре, когда дело касалось федерального бюджета. Не в сентябре, когда ревакцинировался сам госдумовский спикер. И не в марте, когда он только завёл Telegram-канал, закончив первую запись фразой «Буду благодарен за обратную связь и внимание». Не просто же так вспомнил он восемь месяцев спустя про эту «обратную связь»!
Он что, рассчитывал на горячую поддержку народа? Явно не тот случай. Хотел подать «на самый верх» сигнал о неоднозначности темы? Будто там без него не знают. Стравливает пар всеобщего возмущения? Но творящийся в комментах ад работает лишь на возгонку истерики. Занят самопиаром? Но это, скорее, какой-то антипиар.
Может быть, Володин вздумал показать народу видимость обсуждения, чтобы потом никто не смел упрекнуть законодателей в глухоте ad vocem populi? Так всё равно же говорить будут именно так: не прислушались к реальным людям, нарочно нагнали троллей… Ведь это был не референдум и даже не соцопрос. По меркам социальных сетей, обсуждать в Telegram что-нибудь дольше десятка реплик — гиблое дело. Так зачем же, зачем?
Позднее Володин пообещал прочесть все комментарии под собственным постом. Точнее, «организовать работу по изучению и учёту всех конструктивных предложений». Значит будет сортировка и отбраковка реплик, десяток из которых в итоге и представят как «конструктив» от избирателей. Но какой вариант народной воли будет предпочтён?
649.153 коммента…
Уже неважно, какой. Столь великое число — само по себе послание. Какие бы комменты ни отобрали специально подготовленные люди, это число громче всяких слов сигнализирует о проблеме. Его можно печатать на футболках и вешать на билборды, раздавать на всех углах вместо предвыборных программ. Ещё немного, и партию так можно будет назвать — «Миллион рассерженных глоток».
Что бы ни задумал спикер, пять дней назад он открыл портал в народные бездны, сквозь который на него глянул, наконец, «глубинный народ». В иные времена он смирно бредёт на избирательные участки, расставляет галочки в бюллетенях, деловито опускает их в урну, поставляя Володину массовку в зал заседаний. Купив пирожок в буфете, чинно следует обратно, раскланиваясь с прохожими. В другие моменты он — в лице зарвавшихся молодчиков, конечно, — врывается в большие кабинеты, перекрывает федеральные трассы, закидывает камнями ОМОН, палит автомобили на Тверской.
Когда надо, народ идёт на войну. И даже когда войны вроде как нет, отправляется добровольцами в Донбасс. Бывает, он уходит в глухую оборону, подальше от скотства и безнадёги вокруг: пьёт, молчит, бежит от мира по миллиону в год. Вдруг меняется что-то — и всё тот же народ встаёт и заявляет на весь мир: «Крым — наш». Или держит на руках разлившуюся реку, спасая свои города. Или сам стекается в бесконечную реку «Бессмертного полка».
А в интернете бывает вот так. Ещё и не так бывает.
Как и на Прямых линиях с Путиным, с миллионами вопросов лично к президенту о выплатах и лопнувших трубах, этот божий глас вновь обращён к самому верху. Как ещё достучаться до кого-то, кто пришёл бы и молча поправил всё? Не надеяться же на простого депутата или чиновника из муниципалитета, которые ничего не решают. Этот фокус народных чаяний, наведённый на верховную власть, превращает её во всемогущее божество — до тех пор пока оптика вдруг не сменилась.
650.507 комментов. И ещё десяток. И ещё… В кручении этого счётчика больше правды, чем во всей писанине выше. В этом колёсике — биение жизни. Мало где в России она так бьётся сегодня.
Наброски, разрозненные детали, звуки, запахи и ассоциации — из всего этого сплетена канва «Ёжика в тумане», «Сказки сказок» и других работ режиссёра.
В начале была Марьина роща. А в Марьиной роще — деревянный дом, двор, тополь и мальчик, который много лет спустя воспоёт этот пейзаж в одном из главных своих мультфильмов. Речь, конечно, о режиссёре Юрии Норштейне и его мультфильме «Сказка сказок». Но обо всём по порядку.
Норштейн о себе
Автобиография режиссёра — сдержанная, всего две страницы. Родился в 1941 году в эвакуации, учился в художественной школе, потом — на курсах художников-аниматоров. С 1961-го работал на киностудии «Союзмультфильм». Там познакомился со своей будущей женой — художницей Франческой Ярбусовой (именно она нарисовала Ёжика, Лошадку и других неотделимых от нашего культурного кода персонажей).
Норштейн, по собственному признанию, не сразу полюбил мультипликацию. Даже хотел оставить киностудию и заняться искусством. Он так вспоминал: «Мои попытки поступить в художественные заведения оканчивались полным провалом. Как будто сама судьба показывала пальцем моё место в жизни». Отношение к режиссуре изменилось после прочтения книг Сергея Эйзенштейна.
Юрий Норштейн за работой, 1966. (РИА «Новости»)
«Своими учителями» Норштейн называет Андрея Рублёва, Рембрандта, Ван Гога, Гойю, древних художников, создавших наскальные рисунки в пещерах Альтамира и Ласко. Под влиянием этих и других мастеров мультфильмы Норштейна стали своего рода пособием по мировой живописи. Отсылки к шедеврам можно найти во многих кадрах.
Ёжик в тумане: и шут, и святой
«Азбукой и морфологией для мультипликации» Норштейн считает работы Пауля Клее — крупнейшего художника европейского авангарда. Казалось бы, что общего у «Маленького шута в трансе» Клее и эстетики «Ёжика в тумане»? Неподготовленному зрителю может показаться, что ничего. Но, по словам режиссёра, это произведение было «той мерой, которая удерживала фильм в эстетических границах, помогала нам с художником Франческой Ярбусовой не потерять дорогу и не провалиться в слащавость». Сам Клее давал ученикам задание: «Отправьте линию на прогулку». Его «Шут» — та самая линия на прогулке, художник нарисовал его, не отрывая руки от холста. Понимая эту логику, проще представить «скелеты» персонажей Норштейна, воображаемые каркасы, на которых держатся образы.
Пауль Клее «Маленький шут в трансе», 1929. (artchive.ru)
Другой шедевр, без которого был бы невозможен Ёжик, — «Спас Вседержитель». Норштейн сказал в одном интервью: «Когда мы рисовали Ежика, мы смотрели на «Спаса» Андрея Рублёва. Помните эту икону? Должно было быть ощущение всемирности героя. Его взгляд, движения, всё прочее. Я помню, когда мы снимали сцену его встречи с Медвежонком, подошёл мой коллега и товарищ Николай Серебряков, посмотрел на него и сказал: »Божий человек»».
Андрей Рублёв «Спас Вседержитель», фрагмент «Звенигородского чина», 1410-е. (Wikimedia Commons)
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)
Мир вокруг Ёжика
Итак, главный герой мультфильма стал плодом противоречивого союза западного авангарда и древнерусской иконописи. А что насчёт пейзажа? В изображении природы видится ещё больше аллюзий. Например, трава, сквозь которую пробирается Ёжик и в которой забывает свой узелок, напоминает «Большой кусок луга» — одну из наиболее известных «натурных штудий» Альбрехта Дюрера.
Альбрехт Дюрер «Большой кусок луга», 1503. (Wikimedia Commons)
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)
Сцена погружения Ёжика в реку вызывает несколько ассоциаций. Это и Лета, река забвения из древнегреческой мифологии, и картина прерафаэлита Джона Эверетта Милле «Офелия».
Джон Эверетт Милле «Офелия», 1851—1852. (Wikimedia Commons)
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)
Но всё-таки краеугольный камень, на основе которого создаётся весь мир мультфильма, — восточное искусство. Деревья за пеленой тумана — возможно, «Сосновый лес» японского художника Хасэгавы Тохаку. Важен туман и в культуре Китая: мастера Поднебесной изображали его, когда хотели подчеркнуть неуловимость момента, беспрестанное течение жизни, отсутствие статичности в окружающем мире.
Хасэгава Тохаку «Сосновый лес», 16-й век. (Wikimedia Commons)
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)
Влияние Востока прослеживается и в другом аспекте мультфильма. Режиссёр использовал ярусные декорации — как в китайском театре теней. Кроме того, рыба, которая появляется в сцене с рекой, была собрана из фрагментов полупрозрачной плёнки, крепившихся на шарниры. Примерно по такому же принципу собирается традиционная китайская кукла дракона.
Всем сказкам сказка
Другая важная работа Норштейна — «Сказка сказок». Режиссёр назвал мультфильм так же, как турецкий поэт Назым Хикмет — своё стихотворение, а неаполитанский писатель Джамбаттиста Базиле — сказочный сборник. Кроме того, режиссёр сам отмечал аналогию с «Песнью песней». «Фильм »Сказка сказок» дорог мне, потому что он связан с Марьиной рощей. Потому что я прожил здесь почти 25 лет. Потому что оттуда уехал». В анамнезе — Марьина роща, а на экране — вновь туман Востока.
Продолжение — на Diletant.media
Читайте также:
Заговор против Габсбургов
Мятеж на «Баунти»
На лыжах через Гренландию