Рассеянные ветром тучи как пишется правильно

Вконтактеfacebooktwittergoogleодноклассники здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: тучи рассеяны ветром или рассеянны как правильно. также вы можете

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тучи рассеяны ветром или рассеянны как правильно». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Вспомним правила, регулирующие написание одной и двух «н” в словах, в конкретном случае в прилагательных, наречиях и причастиях.

Первое звучит так: одна «н” пишется в суффиксах кратких причастий. Семена засеяны (от глагола «засеять”). Следует отметить, что слово «рассеяно” с одной «н” встречается не часто в письменной речи, в основном с удвоением. Правило №2. Две буквы «н” пишутся в кратких прилагательных, образованных от полных прилагательных, которые возникли в результате перехода в них страдательных причастий прошедшего времени. Дети на уроках рассеянны (от «рассеянный”). В этом случае полное прилагательное имеет удвоенную «н”, значит, краткое прилагательное будет иметь такое же количество.

Если мы имеем дело с наречием, то здесь применяется третье правило, которое гласит: в наречиях на «о”, «е” пишется столько же «н”, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы. Держался мужественно (от «мужественный”), говорил интересно («интересный”).

Тут перед нами может возникнуть другой вопрос: как отличить краткое причастие от наречия или отглагольное прилагательное от причастия? Это несложно.

К наречию мы задаем вопрос от глагола или слова, обозначающего признак (другого наречия, прилагательного), а к причастию – от существительного или заменяющего существительное слова (местоимения, прилагательного в значении существительного). Для лучшей наглядности: выглядеть (глагол) – как? – рассеянно (наречие, образованное от «рассеянный”). Или: одуванчики (существительное) – каковы? – рассеяны (краткое причастие).

Получается так: рассеянное семя, но семя рассеяно.

Как отличить прилагательное от причастия? Причастие образуется от глагола и его можно заменить придаточным определительным. Рассеянные (от глагола «рассеять”) ветром тучи – тучи, которые рассеял ветер. А в случае с отглагольным прилагательным можно заменить синонимом. Рассеянный (какой?) человек – невнимательный.

Вопрос следующий: сколько должно быть согласных «с”? Перед нами слово с приставкой «рас”, т.к. как в русском языке не существует префикса «ра”, а тем более «раз”. Поэтому, на стыке морфем пишем двойную «с”.

Есть еще трудный случай – гласная перед «н”. Сложность возникает по причине безударной гласной и проверить в начальной форме невозможно. Поэтому учим четвертое правило, определяющее написание букв на месте безударных гласных перед суффиксом «ть” инфинитива. Буква «я” пишется после «а”, «е”, «у”: сеять, лаять, таять, каяться, надеяться, затеять, чуять. Но есть и исключения: драить и клеить.

Еще одно правило, чтобы понять как пишется «рассеивать”. У гла­го­лов в на­чаль­ной форме и в форме про­шед­шего вре­ме­ни пи­шет­ся суф­фикс «иваыва”.

«РассеЯнный» или «рассеЕный» — как правильно пишется?

Рассеянный – прилагательное, начальная форма, качественное, неодушевленное, одушевленное, сравнительная степень.

Рассеянность – существительное, начальная форма, винительный падеж, единственное число, женский род, неодушевленное.

Рассеяны – краткое причастие, множественное число, совершенный вид, прошедшее время, страдательный залог.

Синтаксическая роль: в зависимости от контекста может выступать в качестве разных членов предложения.

Сначала подбираем однокоренные слова, чтобы выделить корень: сеять, сею, рассеять.

Рассеянный: приставка – «рас”, корень- «се”, суффиксы – «я”, «нн”, окончание – «ый”.

Рассеянность: приставка – «рас”, корень- «се”, суффиксы – «я”, «нн”, «ость”, окончания нет.

Рассеянно: приставка – «рас”, корень- «се”, суффиксы – «я”, «нн”, «о”, окончания нет.

Рассеяно: приставка – «рас”, корень- «се”, суффикс – «ян”,окончание – «о”.

Рассеивать: приставка – «рас”, корень- «се”, суффиксы – «ива”, «ть”, окончания нет.

В предложении может иметь разное значение. Разбросанный, распыленный где-то. Не умеющий сосредоточиться, переставший им быть, ослабленный, невнимательный, увлеченный чем-то другим.

Подбираем схожие по смыслу слова по общему контексту: забывчивость, невнимание, несобранность, ротозейство, вполслуха, диффузно, ослабление, посев, развевание, разгон, раздробление, раздувание, разнесение, раскидать, распылить, рассев, рассыпание, светорассеивание, сеяние, уничтожение, устранение.

Самая запоминающаяся фраза С. Маршака: «Жил человек рассеянный на улице Бассейной…”. Также могут помогут запомнить:

  1. Она его рассеянно слушала, смотрела вдаль.
  2. Все зерно было рассеяно по земле.
  3. Он появился на палубе с двумя заряженными пистолетами, опустив их, по рассеянности, дулом в карман.

Недопустимы слова с одной буквой «с”: расеянный, расеянность, расеян. Также ошибкой будет считаться написание суффикса «и” – рассеить, рассеинно.

«Указанно» или «указано» как пишется?

Все выше перечисленные слова являются очень сложными в правописании. Чтобы не совершать ошибок, следует выучить сразу несколько правил. Поэтому, подводя итоги, отметим, что лексемы могут быть написаны по-разному, в зависимости какой частью речи являются и какое имеют значение. Нужно быть очень внимательным, проверять себя и обращаться к словарю.

Сначала подбираем однокоренные слова, чтобы выделить корень: сеять, сею, рассеять.

Рассеянный: приставка – “рас”, корень- “се”, суффиксы – “я”, “нн”, окончание – “ый”.

Рассеянность: приставка – “рас”, корень- “се”, суффиксы – “я”, “нн”, “ость”, окончания нет.

Рассеянно: приставка – “рас”, корень- “се”, суффиксы – “я”, “нн”, “о”, окончания нет.

Рассеяно: приставка – “рас”, корень- “се”, суффикс – “ян”,окончание – “о”.

Рассеивать: приставка – “рас”, корень- “се”, суффиксы – “ива”, “ть”, окончания нет.

В предложении может иметь разное значение. Разбросанный, распыленный где-то. Не умеющий сосредоточиться, переставший им быть, ослабленный, невнимательный, увлеченный чем-то другим.

Подбираем схожие по смыслу слова по общему контексту: забывчивость, невнимание, несобранность, ротозейство, вполслуха, диффузно, ослабление, посев, развевание, разгон, раздробление, раздувание, разнесение, раскидать, распылить, рассев, рассыпание, светорассеивание, сеяние, уничтожение, устранение.

Самая запоминающаяся фраза С. Маршака: “Жил человек рассеянный на улице Бассейной…”. Также могут помогут запомнить:

  1. Она его рассеянно слушала, смотрела вдаль.
  2. Все зерно было рассеяно по земле.
  3. Он появился на палубе с двумя заряженными пистолетами, опустив их, по рассеянности, дулом в карман.

Все выше перечисленные слова являются очень сложными в правописании. Чтобы не совершать ошибок, следует выучить сразу несколько правил. Поэтому, подводя итоги, отметим, что лексемы могут быть написаны по-разному, в зависимости какой частью речи являются и какое имеют значение. Нужно быть очень внимательным, проверять себя и обращаться к словарю.

Как правильно пишется «навстречу» или «на встречу»?

Чтобы понять, когда «на встре­чу» пишет­ся раз­дель­но, обра­тим­ся к сло­ву «встре­ча», кото­рым обо­зна­ча­ют «сов­мест­ное пре­бы­ва­ние», «сви­да­ние» или «орга­ни­зо­ван­ный при­ём по какому-либо пово­ду».

Существительное «встре­ча» изме­ня­ет­ся по паде­жам:

  • вре­мя (чего?) встре­чи,
  • дого­во­рюсь (о чём?) о встре­че,
  • иду (на что?) на встре­чу с дру­гом.

В фор­ме вини­тель­но­го паде­жа это суще­стви­тель­ное пишет­ся раз­дель­но с пред­ло­гом «на». Это мож­но про­ве­рить, вста­вив вопрос, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, чис­ли­тель­ное, при­ча­стие меж­ду пред­ло­гом и суще­стви­тель­ным, напри­мер:

  • на (какую?) встре­чу
  • на инте­рес­ную встре­чу
  • на нашу встре­чу
  • на первую встре­чу
  • на запла­ни­ро­ван­ную встре­чу.

Обратим вни­ма­ние, что сло­во­фор­ма «на встре­чу» пред­по­ла­га­ет далее упо­треб­ле­ние дру­го­го суще­стви­тель­но­го в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с пред­ло­гом «с», напри­мер:

В этом зале собра­лись зри­те­ли на встре­чу с люби­мым арти­стом кино и теат­ра.

Он при­шел вовре­мя на встре­чу с реклам­ным аген­том.

Отличаем эту сло­во­фор­му от сло­ва дру­гой само­сто­я­тель­ной части речи.

  • Подчеркну главные члены. Ребята готовили праздники к празднику. Оля.
  • Летняя школьница перечислила мошеннице 67 тыс. руб.
  • Дефис ударение, как правильно пишется слово дефис
  • Публичный отчёт о мероприятии
  • Не Адмиральский Клуб Просмотр темы — Н. А. Каланов Словарь морского.
  • Барометр словарное слово — cljfyl1977com.br

От данных слов с помощью суффиксов -ник-, -ость-, -ик- образуйте, если возможно, производные слова по образцу: родственный – родственник, родственность. Подлинный, современный, ветреный, прелестный, мужественный, низменный, квалифицированный, искусственный, хозяйственный, странный. На сайте Учебник-скачать-бесплатно.ком ученик найдет электронные учебники ФГОС и рабочие тетради в формате pdf (пдф). Данные книги можно бесплатно скачать для ознакомления, а также читать онлайн с компьютера или планшета (смартфона, телефона).

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз. И20 Русский язык : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. Вснтаиа-Граф Твои помощники Алфавит а бэ дэ е е и и ка краткое эр у эф це ща Ъ ы ь Ээ Юю Лл ФФ Ч-/ твердый ы мягкий э знак знак ю я Твои помощники • В сочетаниях жи — ши пиши букву и: жить, живопись, живот, животное, жидкий, жизнь, жираф, житель; шина, шимпанзе, шило, шипеть, шиповник, шире, шить, шишка; ножи, разложи, (из) кожи, ежи; пиши, не спеши. • В сочетаниях ча — ща пиши букву а: чай, чайка, чародей, час, часто, часть, частушка, чаша, чаща, чащоба, дача, задача, куча, передача, свеча, тысяча, удача; щавель, пощадить, пища, роща.

Пояснение: Для скачивания книги (с Гугл Диска), нажми сверху справа — СТРЕЛКА В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ . Для чтения — просто листай колесиком страницы вверх и вниз. И20 Русский язык : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. Вснтаиа-Граф Твои помощники Алфавит а бэ дэ е е и и ка краткое эр у эф це ща Ъ ы ь Ээ Юю Лл ФФ Ч-/ твердый ы мягкий э знак знак ю я Твои помощники • В сочетаниях жи — ши пиши букву и: жить, живопись, живот, животное, жидкий, жизнь, жираф, житель; шина, шимпанзе, шило, шипеть, шиповник, шире, шить, шишка; ножи, разложи, (из) кожи, ежи; пиши, не спеши. • В сочетаниях ча — ща пиши букву а: чай, чайка, чародей, час, часто, часть, частушка, чаша, чаща, чащоба, дача, задача, куча, передача, свеча, тысяча, удача; щавель, пощадить, пища, роща. • В сочетаниях чу — щу пиши букву у: чуб, чувство, чудак, чудо, чужой, чулки, чуточку, чуть, дачу, задачу, кучу, передачу, свечу, тысячу, удачу; щука, щупать, щупальце, грущу, ищу, г г пищу, пищу, рощу, чащу. Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2012 ЫЖ 81.2Ря71 И20 Учебник включён в федеральный перечень Руководитель проекта — чл.-корр. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).

Учебник позволяет организовать дифференцированное обучение, осуществить индивидуальный подход к учащимся, учитывая уровень их подготовки, темп работы, возможности и интересы. Знакомство с речевыми и языковыми закономерностями осуществляется в структуре урока при наблюдении близких учащимся речевых ситуаций и анализе языковых явлений. И., 2008 © Издательский центр «Вентана-Граф», 2008 © Иванов С. Основные задачи учебника: стимулировать познавательную активность детей; развивать полноценное разноцелевое речевое общение; формировать учебную, речевую и языковую деятельность учащихся; обеспечивать начальный уровень грамотного безошибочного письма. И., 2011, с изменениями © Издательский центр «Вентана-Граф», 2011, с изменениями Условные обозначения ^ Давай подумаем jlj Обрати внимание 01 Вспомни изученное Тайны языка Ф%) Работа в паре Q Трудное задание Если осталось время Упражнение Речевое общение Упражнение Как устроен наш язык 3 Урок Упражнение 1, Прочитай разговор. 15ВЫ 978-5-360-02923-6 Учебник предваряет систематическое изучение курса русского языка и предназначен для работы с первоклассниками в послебукварный период.

На письме в о конце восклицательных предложении ставится восклицательный знак (! Спиши из упражнения 3 приветствие, с которым можно обратиться к взрослому. Такие предложения произносятся с особой, восклицательной интонацией. 12 ^ Иногда в предложениях выражаются сильные чувства. Пользуйся ими при общении с родными, друзьями и незнакомыми людьми. » Голос в точности, как мой, но противный он и злой.

Образец: яркая звезда высокий человек, красивые синяя куртка, румяные щёки 36 Урок Упражнение 1. Драгунскому) А ты сейчас, закрыв глаза, сможешь представить свою маму? В каких ситуациях ты рассказываешь о внешности родных, д/эузей? Поэтому я не знаю, на кого я похож: на маму или на папу.

И по лицам сёстры тоже, Как две капельки, похожи: И глазёнки, и носы: Ведь сестрёнки — близнецы. Прочитай стихотворение, догадайся, как оно озаглавлено. И у Нади, И у Кати Одинаковые платья, Одинаковые шапочки, Одинаковые тапочки, Одинаковые волосы, Два совсем похожих голоса.

Бывает так, что у двоих людей совершенно одинаковая внешность. Из стихотворения в упражнении 3 подбери один-два примера к каждой схеме. Когда Елена Красивая причёсывалась, распущенные волосы лились, словно золотой водопад. Харитонов) Удалось ли тебе представить Елену Красивую? Но мама закричала: — Посмотри, на кого ты стал похож! Но красивей всего были косы — золотистые, длинные-предлинные. Драгунский) Какие слова помогли тебе понять, что мальчик очень худой? Однажды, когда Валя была совсем маленькой, она сказала маме: — Мама, ты такая красивая! Глаза зелёные, ресницы, как бабочки, платье в крупных цветах — наг стоящая принцесса.

  • Как правильно пишется регистрация?
  • Длинна или Длина — как правильно пишется слово? КТО?ЧТО.
  • Как правильно пишется
  • Как правильно пишется слово не знаю вместе или раздельно пишется
  • Как пишется слово грамотно — Вопрос-Ответ — Полезные статьи.
  • Как пишется слово корпоратив? Ответы на вопрос Как? на 1Q. SU

Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, суффиксы выделите. Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пря_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый. От данных слов с помощью суффиксов -ник-, -ость-, -ик- образуйте, если возможно, производные слова по образцу: родственный – родственник, родственность. Подлинный, современный, ветреный, прелестный, мужественный, низменный, квалифицированный, искусственный, хозяйственный, странный.

Мы живем сейчас в обществе, где боль­шинство женщин активны, энергичны, темпе­раментны, а мужчины, к сожалению, напротив, в большинстве своем безвольны и апатичны.Такова объективная реальность, и с ней труд­но спорить. Сто­ронники патриархального уклада жизни счи­тают, что во всем виноваты сами женщины: мол, не сиделось глупым спокойно на кухне, гордыня их обуяла.Захотелось им, понимае­те ли, равенства, вот и ринулись, неприкаян­ные, в университеты, на заводы да во власть.

Мы живем сейчас в обществе, где боль­шинство женщин активны, энергичны, темпе­раментны, а мужчины, к сожалению, напротив, в большинстве своем безвольны и апатичны.Такова объективная реальность, и с ней труд­но спорить. Сто­ронники патриархального уклада жизни счи­тают, что во всем виноваты сами женщины: мол, не сиделось глупым спокойно на кухне, гордыня их обуяла.Захотелось им, понимае­те ли, равенства, вот и ринулись, неприкаян­ные, в университеты, на заводы да во власть.Сторонники «равенства полов» объясняют все с точностью до наоборот: дескать, повыроди­лись настоящие мужчины, феминизировались, слабыми стали.Ни денег заработать не могут, ни за себя постоять — мебель да и только.Вот бедным женщинам ничего и не остается, как самим вооружаться и выходить на добычу «мамонтов».

Как пишется слово опоздание и проверочное слово

Разумеется, все они были выдающи­мися покорителями женских сердец, другими словами, в переводе на язык православной ас-кетики, блудниками и прелюбодеями.Мыс­лимо ли представить такого героя-любовника в роли мужа и отца в традиционной семье?Ну, разве что у Ретта Батлера была попытка возложить на себя цепи Гименея, но успехом она не увенчалась.А у прочих «мачо-менов» — что ни серия, то новая подруга, и так до бес­конечности, пока сценаристы не устанут.

Но ведь страна нуждается в своих героях, не правда ли?Кто-то должен защищать Ро­дину от врагов, а прекрасных барышень — от хулиганов; летать в космос и спускаться на дно океана.

Быть может, ради этих великих дел героям можно простить энное количество «мелких грешков», то есть поломанных жен­ских судеб?Или все же можно найти какую-то управу, которая могла бы укротить и обуздать их пылкий темперамент, не влияя при этом на прочие проявления героизма?Обратимся к опыту народов с традиционной многовековой культурой.

Взять, к примеру, Северный Кавказ: где еще мы встретим такой культ мужественности и воинской доблести?

Каждый мальчик при рождении получает в подарок кинжал как символ храбрости джи­гита, и в его честь раздаются ружейные залпы (если не автоматные очереди). Все знают, что у каждой девушки есть отец, дяди, братья и они стреляют и владеют кинжалом не хуже, чем пленившийся ее красотой уха­жер.На Кавказе нет мужчин, которые не умели бы держать в ру­ках оружие — к этому приучают с малолетст­ва. А так, что до брака абсолютно невозможно не то что вступить в интимную близость с чест­ной кавказской девушкой, но даже мало-маль­ски ее скомпрометировать. Так что без серьезнейших (брачных) на­мерений лучше и не глядеть в сторону гор­ской красавицы, иначе проблем не оберешься.А если уж плоть темпераментного джигита бу­шует и требует своего, остается одно — сва­таться.Потому и с демографическими пока­зателями на Кавказе все в порядке — браки ранние и семьи многодетные.Или, может быть, вы смотрели фильм «Моя большая греческая свадьба»?

Но, как правило (мы не будем отвлекаться на редкие исключения), влечение женщины к мужчи­не укладывается в ясно очерченные формы.Женская любовь — это поезд, четко следую­щий по расписанию со всеми остановка­ми: знакомство, конфеты-букеты, предложе­ние руки и сердца, свадьба, семья.Это некая свыше заложенная программа, и, что удиви­тельно, зачастую она работает даже в усло­виях полной моральной разрухи.

Например, в тусовке хиппи, употребляющих наркотики и практикующих «свободную любовь», девуш­ка вдруг понимает, что ей нужна семья.И — откуда только силы берутся — она завязывает с «травкой», берет за руку такого же юного длинноволосого разгильдяя и отводит в загс.

Через год у них рождается ребенок, через два все семейство принимает крещение, а через десять лет они становятся респектабельной православной многодетной семьей.Оказыва­ется, обретение цельности в браке может не только спасти от гибельных подвальных раз­влечений, но и привести к Богу. Они не умеют строить планов относительно долгосрочных отноше­ний, в них эта «программа» не заложена.Если парень провел ночь с девушкой, а на следую­щий день думать о ней забыл, это еще не гово­рит о том, что он законченный негодяй и под­лец.Это следствие того, что никто не научил его держать свои страсти на поводке: ни ро­дители, ни школа, ни сама брошенная девуш­ка.Но если человек привыкает давать волю любым своим вожделениям, а голос совести в его душе беспощадно глушится, то со вре­менем он может действительно стать самым настоящим негодяем и подлецом. Пред­ставим себе, что произошла встреча сильно­го, храброго, изворотливого и необузданного мужчины и тихой, скромной, несамостоятельной девушки. Может быть, канниба­лизмом этот Волк и не страдает, но вот семьи с Красной Шапочкой у него точно не получит­ся.

Проговорите вслух все примеры для лучшего запоминания.

  • С первого осеннего праздника «День знаний» 1 сентября началсЯ новый учебный год.
  • Как-то неожиданно подул сильный ветер, разразилась гроза и началсЯ сильный проливной дождь.
  • После окончания школы у многих началсЯ новый этап в жизни – студенческие годы.

Бордюр или поребрик: как правильно?

6.10.2020 Нацбанк
USD 1 Доллар США 2.6188BYN
EUR 1 Евро 3.0762BYN
RUB 100 Российских рублей 3.3493BYN
UAH 100 Гривен 9.2197BYN
PLN 10 Злотых 6.8507BYN

Номера букв в слове «сдержать» в прямом и обратном порядке:

Разбор по составу

Разбор по составу (морфемный разбор) слова сдержать делается следующим образом:
с держ а ть
Морфемы слова: с —приставка, держ — корень, а, ть — суффиксы, нет окончания, сдержать — основа слова.

Правильно слово пишется: сдержа́ть

Ударение падает на 2-й слог с буквой а.
Всего в слове 8 букв, 2 гласных, 5 согласных, 2 слога.
Гласные: е, а;
Согласные: с, д, р, ж, т;
1 буква не обозначает звука.

Номера букв в слове «сдержать» в прямом и обратном порядке:

Разбор по составу

Разбор по составу (морфемный разбор) слова сдержать делается следующим образом:
с держ а ть
Морфемы слова: с —приставка, держ — корень, а, ть — суффиксы, нет окончания, сдержать — основа слова.

Не можете понять, как надо писать «сдержано» или «сдержанно»? В такой ситуации вам помогут правила, которые отвечают за написание одной или двух «н» в словах. Вспомним их и применим для представленного случая.

Буквы я, ю употребляются:

1. Для передачи гласных а, у и одновременно для указания на мягкость предшествующего согласного, напр.: дятел, зябнуть, мягкий, бодрящий, вся; дюны, любит, гоню, всюду, костюм.

Примечание. Буквы я, ю после согласных букв г, к, х встречаются только в словах иноязычного происхождения, в том числе в собственных именах, напр.: гяур, Гянджа, гюрза, гюйс, Гюго, Гюнтер; Кяхта, маникюр, кювет, Кюхельбекер, Кюсю; Хянга, Хюбнер.

2. Для передачи сочетания j с последующим гласным а или у:

а) в начале слова и после гласных, напр.: яблоко, маяк, Ялта; южный, каюта, Юра;

Примечание. О написании в некоторых словах иноязычного происхождения буквосочетаний йя, йю см. § 26, п. 3.

б) после согласных; в этом случае перед буквами я, ю пишутся разделительные знаки ь или ъ (см. § 27–28), напр.: бадья, обезьяна, вьюга, пятьюдесятью; безъядерный, въявь, двухъярусный, предъюбилейный.

Читай: основные правила русского языка

Буквы я, ю употребляются:

1. Для передачи гласных а, у и одновременно для указания на мягкость предшествующего согласного, напр.: дятел, зябнуть, мягкий, бодрящий, вся; дюны, любит, гоню, всюду, костюм.

Примечание. Буквы я, ю после согласных букв г, к, х встречаются только в словах иноязычного происхождения, в том числе в собственных именах, напр.: гяур, Гянджа, гюрза, гюйс, Гюго, Гюнтер; Кяхта, маникюр, кювет, Кюхельбекер, Кюсю; Хянга, Хюбнер.

2. Для передачи сочетания j с последующим гласным а или у:

а) в начале слова и после гласных, напр.: яблоко, маяк, Ялта; южный, каюта, Юра;

Примечание. О написании в некоторых словах иноязычного происхождения буквосочетаний йя, йю см. § 26, п. 3.

б) после согласных; в этом случае перед буквами я, ю пишутся разделительные знаки ь или ъ (см. § 27–28), напр.: бадья, обезьяна, вьюга, пятьюдесятью; безъядерный, въявь, двухъярусный, предъюбилейный.

Правила употребления букв

Буквы а, у употребляются:

Для передачи гласных а, у в начале слова и после гласных, напр.: ад, алый, армия, заахать, лиана, оазис, Луара; ум, утро, увалень, паук, научит.

Для передачи гласных а, у и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного, напр.: бал, отвар, галстук, подарок, ткач, желать; буря, сову, возьму, тонуть.

Выбор гласных Э / Е после гласных в словах иноязычного происхождения зависит от предшествующей гласной.

1. После букв Е и И пишется Е.

Примечание 1.

В словах конвейер и фейерверк после Е пишется ЙЕ.

Примечание 2.

В некоторых именах собственных после И пишется Э: Мариэтта, Глиэр.

2. После букв А, О, У, Ю пишется Э.

Исключения: проект и однокоренные слова; траектория, интроекция, а также в словах на —ер (гаер, фраер, интервьюер).

Примечание 3.

Независимо от предшествующей буквы пишутся с Э слова со второй частью —эдр: октаэдр, гексаэдр

Примечание 4.

Внимание! В правиле не учтены написания слов: полиэтилен, диэлектрик, реэкспорт, которые вопреки действию условия (1) пишутся с Э.

Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путём проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением:частотá (чáстый) и чистотá (чúстый).

5. Полногласные и неполногласные сочетания в корнях слов

В русских корнях пишется полногласное сочетание оро, оло, еле, ело, ере, если существует однокоренное слово с неполногласным сочетанием ра, ла, ле, ре (порохпрах, холодхлад, берегбезбрежный) или хотя бы одна из двух гласных полногласного сочетания может быть ударной (березнякберёза).

Пишется неполногласное сочетание ра, ла, ле, ре, если существует однокоренное слово с полногласием.

Примечание.

Приставки пере-, через-, перед- также содержат полногласие и имеют неполногласные варианты пре-, пред-, чрез— (чрес-).

Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции.

Условие чередования – ударение

Корни

Правило

Примеры

Исключения

гАр- / гОр-

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (А или О), в безударном положении пишется О.

разгораться

изгарь, пригарь, выгарки

клАн-/клОн

склонить

твАр- / твОр-

творенье

утварь

зАр- / зОр-

Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (А, О или Ы), в безударном положении пишется А.

заря

зоревать

плАв- / плОв

пловец

пловец, пловчиха, плывуны

Условие чередования – конечные согласные корней

Корни

Правило

Примеры

Исключения

рАст-/ рАщ-/ -рОс-

Перед СТ / Щ пишется А,

перед С пишется О

растения, отрастить, заросли (крапивы)

а) Ростов, Ростислав, росток, ростовщик, выросток (и производные от них)

б) отрасль (и производные от него: отраслевой…)

скАк-/скОч-

Перед К пишется А,
перед Ч пишется О.

Подскакать, соскочить

Скачу, скачок, скачи, вскачь

лАг- / лОж-

Перед Г пишется А,
перед Ж пишется О

расположиться

Слагать (стихи)

Полог

Условие чередования – значения корней

Корни

Правило

Примеры

Исключения

мАк- / мОк-

Корень мак- / мач- имеет значение «погружать в жидкость».

Корень мок- / моч- имеет значение «пропускать жидкость, становиться мокрым

…И, обмакнув в душистые чернила / Перо свое… (П. Вяземский).

Под проливным дождем на длинном переходе / Промокли до костей, до сердца, до души (В. Бенедиктов)

рАвн- / рОвн-

Корень равн- имеет значение «одинаковый, наравне, равный».

Корень ровн- имеет значение «гладкий, прямой».

Через две минуты мы поравнялись с каким-то человеком (А. Пушкин).

А слева долина, как скатерть, ровна (Н. Некрасов).

«ИсправлеНо» или «исправлеННо» — как правильно писать?

Ы

И

При сочетании приставки, оканчивающейся на согласный, с корнем или с другой приставкой, которые начинаются с и, пишется, согласно c произношением, по общему правилу ы: искатьрозыск, изымать, итогподытожить, искусственныйбезыскусственный, сызнова, идеябезыдейный, инициативабезынициативный, интересбезынтересный, импровизироватьсымпровизировать, историяпредыстория.

* Исключение: взимать

* Правило не распространяется на сложносокращенные слова: пединститут, спортинвентарь.

1. В словах с приставками меж- и сверх-, например: межинститутский, сверхизысканный.

2. В словах с иноязычными приставками и частицами: пан-, суб-, транс-, контр-, пост— и т. п., например: панисламизм, субинспектор, трансиорданский, контригра, постимпрессионистский.

Разделительный Ъ пишется в следующих случаях:

1) после приставок, оканчивающихся на согласную перед гласными е, ё, ю, я: безъязыкий, взъерошить, изъявить, межъярусный, объединение, подъезд, съездить, съехидничать.

Примечание

Перед другими гласными после приставок на согласную буква ъ не пишется: безалкогольный, безумный, разохаться, сэкономить;

2) после иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную: аб-, ад-, диз-, ин-, кон-, об-, суб— – или после морфем, близких к приставкам: контр— (в значении ‘против’), пан-, транс-: адъютант, дизъюнкция, инъекция, конъектура (‘исправление или восстановление не поддающегося прочтению текста на основании догадок’), объёмный, субъядерный; контръярус, панъевропейский, трансъевропейский.

Перед другими гласными ъ не пишется: контральто, контратака, контрудар, панамериканский, трансальпийский;

3) в сложных словах после числительных двух-, трех-, четырех-: двухъярусный, трехъязычный, четырехъярдовый (ср.: двухатомный, трехактный, четырехугольный).

Примечание

Правило не распространяется на сложносокращенные слова типа детясли, иняз (институт иностранных языков), а также на сложные слова, пишущиеся через дефис, типа пол-юрты.

Разделительный Ь пишется:

1) внутри слова (но не после приставки) перед буквами е, ё, ю, я, и: портьера, курьёзный, вьюга, интервью, бурьян, лисьи;

2) в некоторых заимствованных словах перед о: батальон, бульон, гильотина, карманьола, компаньон, котильон, павильон, папильотка, почтальон, синьор, шампиньон, шиньон.

Говоря о том, как пишется «исправлено», стоит отметить, что огромное значение оказывает то, какой частью речи выражена конструкция. Однако определить это может быть не так просто, как кажется. Очень многие писатели путают слово с другими частями речи, в результате чего применяют к нему совершенно неподходящее правило и делают в тексте массу ошибок. Единственно верный вариант — провести синтаксический анализ предложения, в котором употреблено интересующее слово: «Я не мог верить тому, что все было исправлено, поскольку список выглядел точно так же, как и в предыдущем случае». Однако делать это нужно по инструкции:

Чтобы понять, как правильно писать «исправлено», будет весьма полезно определить, как именно было образовано слово. Сделать это не так сложно, если знать, что краткие формы страдательных причастий образуются от полных путем усечения окончания. Вот несколько примеров:

  • исправленный документ — документ исправлен;
  • исправленное правило — правило исправлено;
  • исправленная конструкция — конструкция исправлена.

Из курса 10 класса старшей школы ученикам стало известно, что помимо причастий в русском языке также присутствуют отглагольные прилагательные (ОП), которые очень сильно похожи друг на друга по внешнему виду, но имеют принципиально разные лексические значения. Вот несколько примеров:

  • летящие листья (причастие) — летучие облака (ОП);
  • позолоченный рожок (причастие) — золоченое кольцо (ОП);
  • раненный в руку (причастие) — раненый солдат (ОП);
  • рассеянные тучи (причастие) — рассеянный мальчик (прилагательное).

Если вышло так, что слово «исправлено» выражено не причастием, а отглагольным прилагательным, то к нему придется применять совершенно другое правило. Кроме того, придется обратить внимание на наличие определенных слов внутри самой конструкции. Правило, что в кратких прилагательных (пусть и отглагольных) пишется столько же букв «н», сколько и в полных, от которых они образованы. В начальной же форме «нн» пишется в следующих случаях:

Тема с одной и двумя буквами «н» в кратких причастиях и кратких отглагольных прилагательных является одной из самых сложных в русском языке, поскольку даже эксперту не всегда с первого раза понятно, какая именно часть речи находится перед ним. Однако если часто иметь дело с теми или иными конструкциями, то у человека может выработаться интуиция. В будущем шестое чувство будет подсказывать, сколько букв «н» нужно вставить в конструкции в данном случае, поскольку мозг уже имел дело с похожим случаем когда-то давно. Однако для этого придется научиться разбираться в лексических значениях похожих слов:

Саженцы смородины лучше приобретать в специализированных магазинах или в питомнике. При выборе посадочного материала обратите внимание на корневую систему. Оптимальный вариант – корни с двумя разветвлениями, длиной не менее 30 см, без сухих, сморщенных отростков. Кора должна быть гладкой, слегка влажной, без видимых повреждений и гнили внутри.

Выбирайте крепкие саженцы с двумя, тремя побегами без листьев, длиной до 40 см. У здорового растения почки не вздутые, без пятен, хорошо прилегают к стволу. При транспортировке оберните корни пленкой или влажной тканью, чтобы уберечь их от пересушивания.

Этот сорт можно сажать осенью и весной, так как мочковатая корневая система легче переносит недостаток влаги в почве и окружающей среде. Кусты более засухоустойчивы, менее подвержены болезням и атаке вредителей.

При посадке саженцев осенью достаточно 1-2- х кратного полива. Особого ухода за кустарником не требуется. За 3-4 недели до холодов у растения успевает сформироваться крепкая корневая система.

Весной смородину сажают с середины апреля до начала мая, ориентируясь на состояние почвы, погодные условия. Посадку необходимо произвести до того, как на побегах распустятся почки. Саженцам необходимо обеспечить обильный полив.

При выборе места учитывают такие факторы, как:

  • освещенность,
  • состав почвы,
  • соседство других плодовых культур.

Смородина хорошо растет и плодоносит на черноземных, супесчаных и среднесуглинистых почвах. При необходимости в землю добавляют органику и минеральные удобрения. Кислую почву необходимо известковать во время осенней перекопки. Гашеную известь вносят из расчета не более 40 кг на сотку.

Идеальное место – хорошо освещенное, защищенное от ветра, с достаточно влажной, рыхлой почвой. Посадочные ямки размером до 60 см и глубиной до 0,5 м лучше подготовить заранее, убрать все сорняки и корни предыдущих растений.

На каком расстоянии сажать смородину друг от друга? Расстояние межу кустами должно быть не менее 1,5-2 м. Посадочную яму предварительно на треть заполняют перегноем с добавлением древесной золы.

Как сажать смородину правильно — этапы высадки:

Лучшим соседом для ягодной культуры считается лук. Его рекомендуют высаживать между кустами для защиты от основного вредителя – почкового клеща.

Дополнительную защиту от вредителей обеспечат помидоры, картофель, баклажаны, болгарский перец. Неплохо плодоносят рядом со смородиной земляника, клубника, жимолость, чеснок. Эти культуры защищают плодовый кустарник от вредителей за счет фитонцидов, выделяемых в воздух.

Правильный выбор места и времени, соблюдение рекомендаций при посадке, качественный уход – вот основные требования, которые помогут смородине прижиться и порадовать садовода высокой урожайностью и отменным вкусом ягод.

Последняя туча рассеянной бури!Одна ты несешься по ясной лазури,Одна ты наводишь унылую тень,Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,И молния грозно тебя обвивала;И ты издавала таинственный громИ алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,Земля освежилась, и буря промчалась,И ветер, лаская листочки древес,Тебя с успокоенных гонит небес.

Лермонтов Михаил Юрьевич

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Тучки небесные, вечные странники!Степью лазурною, цепью жемчужноюМчитесь вы, будто как я же, изгнанникиС милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?Зависть ли тайная? злоба ль открытая?Или на вас тяготит преступление?Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…Чужды вам страсти и чужды страдания;Вечно холодные, вечно свободные,Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Стихотворение «Тучи» было написано Лермонтовым за несколько месяцев до трагической гибели. Современники утверждали, что это произошло в апреле 1840 г. в день отъезда поэта на Кавказ во вторую ссылку.

Считается, что Лермонтов предчувствовал свою смерть. Это подтверждается особенным трагизмом его последних стихотворений. «Тучи» могут считаться примером этому. Намеки на свою судьбу в этом произведении достаточно прозрачны. Поэту уже было нечего терять или бояться в жизни, тем более он и так направлялся в ссылку.

«Тучки» воспринимаются как природное явление только в первых двух выразительных строках. В дальнейшем они являются только символом судьбы поэта. Изгнание «с милого севера» выглядит достаточно странно. Север в поэзии – мрачная и неприветливая обитель холода, а Юг – счастливое царство тепла и света. «Тучки» должны радоваться своему движению на юг, а не чувствовать себя «изгнанниками». В этом явно видна Кавказская ссылка Лермонтова.

Во второй строфе поэт задается вопросом: что же стало причиной его изгнания? Реальной непосредственной причиной стала дуэль Лермонтова с французом Барантом. Истинный повод для дуэли до сих пор неизвестен. Считается, что француза умышленно настроили на вызов Лермонтова. Как бы то ни было, но француз промахнулся, а поэт повел себя более чем благородно: он выстрелил в воздух. Виновным признали все же Лермонтова.

Поэт считает себя правым, поэтому и перечисляет возможные причины: судьба, зависть, злоба, преступление, клевета. В принципе, основная причина лежит где-то посредине. Лермонтов уже давно был неугоден не только царю, но и большей части высшего общества. Его не любили за независимый образ жизни, за скрытность и молчаливость, наконец, за его произведения. Лермонтов понимал, что у многих вызывает раздражение. Современники вспоминали, что перед последней поездкой поэт утверждал, что едет на Кавказ в поисках смерти.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Похожие записи:

Морфологический разбор «рассеянные»:

«Рассеянные» — омоним

Часть речи:

Причастие (полное)

Грамматика:

часть речи: причастие (полное); одушевлённость: неодушевлённое; число: множественное; падеж: именительный, винительный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какие? Что делающие?, Каких? Что делающих?

Начальная форма:

рассеянный

Грамматический разбор

Формы слова

Грамматический разбор (грамматика)

часть речи: причастие (полное); одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный, винительный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какой? Что сделающий?, Какого? Что сделающего?

часть речи: причастие (полное); одушевлённость: одушевлённое; род: мужской, средний; число: единственное; падеж: родительный, винительный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какого? Что сделающего?, Какое? Что сделающее?

часть речи: причастие (полное); род: мужской, средний; число: единственное; падеж: дательный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какому? Что сделающему?

часть речи: причастие (полное); род: мужской, средний; число: единственное, множественное; падеж: творительный, дательный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Каким? Что сделающим?, Какими? Что делающими?, Какому? Что сделающему?, Каким? Что делающим?

часть речи: причастие (полное); род: мужской, средний; число: единственное; падеж: предложный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: В каком? Что сделающем?, О каком? Что сделающем?

часть речи: причастие (полное); род: женский; число: единственное; падеж: именительный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какая? Что сделающая?

часть речи: причастие (полное); род: женский; число: единственное; падеж: родительный, дательный, творительный, предложный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какой? Что сделающей?, О какой? Что сделающей?

часть речи: причастие (полное); род: женский; число: единственное; падеж: винительный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какую? Что сделающую?

часть речи: причастие (полное); род: женский; число: единственное; падеж: творительный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; остальные признаки: форма на -ою; отвечает на вопрос: Какой? Что сделающей?

часть речи: причастие (полное); род: средний; число: единственное; падеж: именительный, винительный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какое? Что сделающее?

часть речи: причастие (полное); одушевлённость: одушевлённое; число: множественное; падеж: родительный, винительный, предложный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Каких? Что делающих?

часть речи: причастие (полное); число: множественное; падеж: творительный; вид: совершенный; переходность: переходный; время: прошедшее; залог: страдательный залог; отвечает на вопрос: Какими? Что делающими?

«Рассеянные» — омоним

Часть речи:

Имя прилагательное (полное)

Грамматика:

часть речи: имя прилагательное (полное); одушевлённость: неодушевлённое; число: множественное; падеж: именительный, винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какие?

Начальная форма:

рассеянный

Грамматический разбор

Формы слова

Грамматический разбор (грамматика)

часть речи: имя прилагательное (полное); одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный, винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какой?, Какого? Какой?

часть речи: имя прилагательное (полное); одушевлённость: одушевлённое; род: средний, мужской; число: единственное; падеж: родительный, винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какое?, Какого?, Какого? Какой?

часть речи: имя прилагательное (полное); род: средний, мужской; число: единственное; падеж: дательный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какому?

часть речи: имя прилагательное (полное); род: средний, мужской; число: множественное, единственное; падеж: творительный, дательный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какими?, Каким?, Какому?

часть речи: имя прилагательное (полное); род: средний, мужской; число: единственное; падеж: предложный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: О каком?, В/о каком?

часть речи: имя прилагательное (полное); род: женский; число: единственное; падеж: именительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какая?

часть речи: имя прилагательное (полное); род: женский; число: единственное; падеж: родительный, дательный, творительный, предложный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какой?, О/в какой?

часть речи: имя прилагательное (полное); род: женский; число: единственное; падеж: винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какую?

часть речи: имя прилагательное (полное); род: женский; число: единственное; падеж: творительный; остальные признаки: качественное, форма на -ою; отвечает на вопрос: Какой?

часть речи: имя прилагательное (полное); род: средний; число: единственное; падеж: именительный, винительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какое?

часть речи: имя прилагательное (полное); одушевлённость: одушевлённое; число: множественное; падеж: родительный, винительный, предложный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какие?, Каких?

часть речи: имя прилагательное (полное); число: множественное; падеж: творительный; остальные признаки: качественное; отвечает на вопрос: Какими?

Морфологический разбор «ветром»:

«Ветром»

Часть речи:

Имя существительное

Грамматика:

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: творительный; отвечает на вопрос: (доволен; творю под/между/за) Чем?

Грамматический разбор

Формы слова

Грамматический разбор (грамматика)

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный, винительный; отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: именительный, винительный; остальные признаки: литературный вариант; отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное, множественное; падеж: первый родительный, именительный, винительный; остальные признаки: разговорное; отвечает на вопрос: Без чего?, (есть) Что?, (вижу/виню) Что?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: дательный, второй предложный (местный), второй родительный (частичный); отвечает на вопрос: (дать/подойти к) Чему?, Где? В/на чём?, По чему?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: единственное; падеж: первый предложный; отвечает на вопрос: На чём?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: множественное; падеж: именительный, винительный; отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: множественное; падеж: родительный; отвечает на вопрос: (нет/около) Чего?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: множественное; падеж: дательный; отвечает на вопрос: (дать/подойти к) Чему?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: множественное; падеж: творительный; отвечает на вопрос: (доволен; творю под/между/за) Чем?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: мужской; число: множественное; падеж: предложный; отвечает на вопрос: (говорю/думаю) О чём?

Морфологический разбор «тучи»:

«Тучи»

Часть речи:

Имя существительное

Грамматика:

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: единственное, множественное; падеж: родительный, именительный, винительный; отвечает на вопрос: (нет/около) Чего?, (есть) Что?, (вижу/виню) Что?

Грамматический разбор

Формы слова

Грамматический разбор (грамматика)

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: единственное; падеж: именительный; отвечает на вопрос: (есть) Что?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: единственное; падеж: дательный, предложный; отвечает на вопрос: (дать/подойти к) Чему?, (говорю/думаю) О чём?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: единственное; падеж: винительный; отвечает на вопрос: (вижу/виню) Что?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: единственное; падеж: творительный; отвечает на вопрос: (доволен; творю под/между/за) Чем?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: единственное; падеж: творительный; остальные признаки: форма на -ею; отвечает на вопрос: (доволен; творю под/между/за) Чем?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: множественное; падеж: родительный; отвечает на вопрос: (нет/около) Чего?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: множественное; падеж: дательный; отвечает на вопрос: (дать/подойти к) Чему?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: множественное; падеж: творительный; отвечает на вопрос: (доволен; творю под/между/за) Чем?

часть речи: имя существительное; одушевлённость: неодушевлённое; род: женский; число: множественное; падеж: предложный; отвечает на вопрос: (говорю/думаю) О чём?

Разбор частей речи

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

План морфологического разбора существительного

Пример:

«Малыш пьет молоко.»

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

Дамы (кто?) — имя существительное;

  • начальная форма — дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) — имя существительное;

  • начальная форма — Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
  • синтаксическая роль: дополнение.

Ладонью (чем?) — имя существительное;

  • начальная форма — ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) — имя существительное;

  • начальная форма — пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) — существительное;

  • начальная форма — пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • — качественное (теплый, молчаливый);
      • — относительное (вчерашний, читальный);
      • — притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Стройная (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

  • начальная форма — изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма — инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
    • вид:
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

  • начальная форма — прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

— Его нужно предостеречь.

— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

— Что за правила?

— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) — глагол;

  • начальная форма — предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — знать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) — слово глагол;

  • начальная форма — нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;

  • начальная форма — подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) — глагол;

  • начальная форма — войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

  • Рассвет на море сочинение
  • Распутин уроки французского план рассказа
  • Рассветы и закаты рассказ на дзен
  • Распутин уроки французского краткое сочинение
  • Расса людей или раса как пишется