Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 апреля 2021; проверки требуют 27 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Распутин.
Валенти́н Григо́рьевич Распу́тин (15 марта 1937, село Усть-Уда[4][5], Восточно-Сибирская область — 14 марта 2015, Москва) — русский советский писатель и публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».
Герой Социалистического Труда (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012)[6] и Премии Правительства РФ (2010). Член Союза писателей СССР с 1977 года.
В 1991 году стал одним из вдохновителей создания Петровской академии наук и искусств[7]. В 1994 году выступил инициатором создания Всероссийского фестиваля «Дни русской духовности и культуры „Сияние России“» (Иркутск)[8].
По данным СМИ был представлен в 2010 году на соискание Нобелевской премии в области литературы[9].
БиографияПравить
Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутская) области в крестьянской семье. Мать — Нина Ивановна Распутина, отец — Григорий Никитич Распутин. С двух лет жил в деревне Аталанка Усть-Удинского района. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» (1973). После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» в 1961 году.
В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии «Роман-газеты».
Жил и работал в Иркутске, Красноярске и Москве.
9 июля 2006 года в результате авиакатастрофы, произошедшей в аэропорту Иркутска, погибла дочь писателя[10], 35-летняя Мария Распутина, музыкант-органист[11]. 1 мая 2012 года в возрасте 72 лет умерла жена писателя — Светлана Ивановна Распутина[12]. Есть сын — Сергей Распутин.
12 марта 2015 года был госпитализирован, находился в коме[13][14]. 14 марта 2015 года[15][16][17], за 4 часа до своего 78-летия, Валентин Григорьевич Распутин скончался во сне, причём по иркутскому времени это было уже 15 марта, поэтому земляки считают, что он умер именно в свой день рождения[источник не указан 231 день]. Президент Российской Федерации Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким писателя в связи с его кончиной[18][19]. 16 марта 2015 года в Иркутской области был объявлен траур. 19 марта 2015 года писатель был похоронен в Знаменском монастыре Иркутска.
ТворчествоПравить
Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
В 1965 году показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири Владимиру Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. Среди русских классиков своими учителями Распутин считал Достоевского и Бунина.
С 1966 года — профессиональный литератор, с 1967 года — член Союза писателей СССР.
Первая книга «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия»[20].
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.
Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).
В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне?», «Век живи — век люби».
Появление в 1985 году повести «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ «В ту же землю», а также очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: «Сеня едет» (1994), «Поминный день» (1996), «Вечером» (1997).
В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь…» (предыдущие издания 1991, 2000).
В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Валентина Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе[21].
Произведения Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» (одно по выбору) входят в программу по литературе для 11 класса.
В Иркутской области его произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению для 5-6 классов[22].
В 2013 году с Виктором Кожемяко опубликовал книгу «Эти двадцать убийственных лет».
ПовестиПравить
- Деньги для Марии (1967)
- Последний срок (1970)
- Живи и помни (1974)
- Прощание с Матёрой (1976)
- Пожар (1985)
- Дочь Ивана, мать Ивана (2003)
Рассказы и очеркиПравить
- Я забыл спросить у Алёшки… (1961)
- Край возле самого неба (1966)
- Костровые новых городов (1966)
- Вверх и вниз по течению (1972)
- Уроки французского (1973)
- Век живи — век люби (1982)
- Сибирь, Сибирь (1991)
- Эти двадцать убийственных лет (в соавторстве с Виктором Кожемяко) (2013)
ЭкранизацииПравить
- 1969 — «Рудольфио», реж. Динара Асанова
- 1969 — «Рудольфио», реж. Валентин Куклев (студенческая работа во ВГИК)[23]
- 1978 — «Уроки французского», реж. Евгений Ташков
- 1980 — «Встреча», реж. Александр Итыгилов
- 1980 — «Продаётся медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов
- 1981 — «Прощание», реж. Лариса Шепитько и Элем Климов
- 1981 — «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская
- 1985 — «Деньги для Марии», реж. Владимир Андреев, Владимир Храмов
- 2008 — «Живи и помни», реж. Александр Прошкин
- 2016 — «Последний срок», канал «Культура» экранизировал спектакль Иркутского драматического театра им. Охлопкова
Общественно-политическая деятельностьПравить
С началом «перестройки» Распутин включился в широкую общественно-политическую борьбу, занимал последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечное письмо с осуждением журнала «Огонёк» («Правда», 18 января 1989), «Письмо писателей России» (1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение сорока трёх «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна».
2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось:
«В последние годы под знамёнами объявленной „демократизации“, строительства „правового государства“, под лозунгами борьбы с „фашизмом и расизмом“ в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище — многомиллионные по тиражам периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну.
Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого „вне закона“ с точки зрения того мифического „правового государства“, в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России».
Был среди 74 литераторов, подписавших это обращение[24].
В 1989—1990 — народный депутат СССР.
Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР впервые[25] высказал предложение о выходе России из СССР:
Мы, россияне, с уважением и пониманием относимся к национальным чувствам и проблемам всех без исключения народов и народностей нашей страны. Но мы хотим, чтобы понимали и нас… Здесь, на съезде, хорошо заметна активность прибалтийских депутатов, парламентским путём добивающихся внесения в Конституцию поправок, которые позволили бы им распрощаться с этой страной. Не мне давать в таких случаях советы. Вы, разумеется, согласно закону и совести распорядитесь сами своей судьбой. Но по русской привычке бросаться на помощь, я размышляю: а может быть, России выйти из состава Союза, если во всех своих бедах вы обвиняете её, и если её слаборазвитость и неуклюжесть отягощают ваши прогрессивные устремления? Может, так лучше? Это, кстати, помогло бы и нам решить многие проблемы, как настоящие, так и будущие.[26]
Впоследствии утверждал, что в нём «имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения».
В 1990—1991 — член Президентского совета СССР при Горбачёве[27]. Комментируя в позднейшей беседе этот эпизод его жизни, писатель считал работу в совете безрезультативной и сожалел о согласии в нём участвовать[28].
В декабре 1991 года был одним из тех, кто поддержал обращение к Президенту СССР и Верховному Совету СССР с предложением о созыве чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР[29].
В 1996 году был одним из инициаторов открытия Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Иркутске.
В Иркутске содействовал изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входил в совет литературного журнала «Сибирь».
В 2007 году выступил в поддержку Геннадия Зюганова[30]. Являлся сторонником КПРФ.
С почтением относился к исторической роли Сталина и к его восприятию в общественном сознании[31]. С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)[32]
30 июля 2012 высказался в поддержку уголовного преследования известной феминистской панк-группы Pussy Riot; вместе с Валерием Хатюшиным, Владимиром Крупиным, Константином Скворцовым опубликовал заявление под названием «Молчать не позволяет совесть». В нём он не только ратовал за уголовное преследование, но и весьма критически отозвался о письме деятелей культуры и искусства написанном в конце июня, назвав их соучастниками «грязного ритуального преступления»[33].
6 марта 2014 года подписал обращение Союза писателей России к Федеральному собранию и президенту Российской Федерации Путину, в котором выразил поддержку действиям России в отношении Крыма и Украины[34].
СемьяПравить
Отец — Григорий Никитич Распутин (1913—1974 г.г.), мать — Нина Ивановна Распутина (1912—1996 г.г.), Валентин был старшим ребёнком, также у родителей было ещё двое детей[35].
Первая жена — Светлана Ивановна Распутина (1939—2012 г.г.), дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского, родная сестра Евгении Ивановны Молчановой, супруги поэта Владимира Скифа.
- Сын — Сергей Распутин (1961 г. р.), основатель и руководитель языковой школы в Иркутске[36].
- Внучка Антонина от первого брака Сергея,
- Три внука от его второго брака.
- Дочь — Мария Распутина (8 мая 1971 — 9 июля 2006), музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории[37][38][39][40][41], погибла в авиакатастрофе 9 июля 2006 года в Иркутске. В память о ней в 2009 году советский русский композитор Роман Леденёв написал «Три драматических отрывка» и «Последний полёт»[42], в память о дочери Валентин Распутин передал Иркутску эксклюзивный орга́н, сделанный много лет назад петербургским мастером Павлом Чилиным специально для Марии[43].
Вторая жена — Ольга Владимировна Лосева (1954 г. р.), доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории[44].
БиблиографияПравить
- Собрание сочинений
- Избранные произведения в 2-х томах. — М.: Молодая гвардия, 1984. — 150 000 экз.
- Избранные произведения в 2-х томах. — [Вступ. ст. Н. Котенко, С. 5-23]. — М.: Художественная литература, 1990. — 100 000 экз.
- Т. 1: Рассказы. Повести. — М.: Худож. лит. — 415 с., портр.; ISBN 5-280-01079-0
- Т. 2: Повести. Очерк. — М.: Худож. лит. — 447 с.; ISBN 5-280-01081-2
- Собрание сочинений в 3-х томах. — М.: Молодая гвардия — Вече-АСТ, 1994. — 50 000 экз.
- Т. 1: Деньги для Марии: Повесть; Живи и помни: Повесть; Рассказы. — М.: Мол. гвардия: Вече-АСТ, 1994. — 510 с.; ISBN 5-235-02225-4
- Т. 2: Последний срок: Повесть; Прощание с Матерой: Повесть; Пожар: Повесть. — М.: Мол. гвардия: Вече-АСТ, 1994. — 416 с.; ISBN 5-235-02226-2
- Т. 3: Сибирь, Сибирь…: Очерки; Публицистика. — М.: Мол. гвардия: Вече-АСТ, 1994. — 495 с.; ISBN 5-235-02227-0
- Избранные произведения в 2-х томах. — М.: Современник, Братск: ОАО «Братсккомплексхолдинг»., 1997.
- Собрание сочинений в 2-х томах: Подарочное издание. — Калининград: Янтарный сказ, 2001. — (Русский путь).
- Собрание сочинений в 4 томах (комплект). — Издатель Сапронов, 2007. — 6000 экз.
- Малое собрание сочинений. — М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2015. — 3000 экз. — (Малое собрание сочинений).
- Распутин В. Г. У нас остаётся Россия: Очерки, эссе, статьи, выступления, беседы / Составление Т. И. Маршковой, предисловие В. Я. Курбатова / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2015. — 1200 с.
НаградыПравить
Награждение Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. 26 декабря 2002 года
Государственные награды:
- Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1987, Орден Ленина и Золотая медаль «Серп и Молот») — за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (8 марта 2007 года) — за большие заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность[45]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 октября 2002 года) — за большой вклад в развитие отечественной литературы[46]
- Орден Александра Невского (1 сентября 2011 года) — за особые личные заслуги перед Отечеством в развитии культуры и многолетнюю творческую деятельность[47]
- Орден Ленина (16 ноября 1984 года) — за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР[48]
- Орден Трудового Красного Знамени (1981),
- Орден «Знак Почёта» (1971),
Церемония вручения Большой литературной премии России за 2011 год.
1 декабря 2011 года
Премии:
- Лауреат Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года (2013)[49]
- Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003)[50],
- Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры[51] (2010),
- Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987),
- Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968),
- Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992),
- Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994),
- Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995),
- Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева,
- Лауреат премии Александра Солженицына[52] (2000),
- Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001),
- Лауреат Национальной премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина (2003), в номинации «Проза»
- Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны»[53] (2004),
- Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005),
- Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005),
- Лауреат премии Международного фонда единства православных народов[54] (2011),
- Лауреат премии «Ясная поляна»[55] (2012),
Почётный гражданин Иркутска (1986)[56], Почётный гражданин Иркутской области (1998)[57].
ПамятьПравить
- 19 марта 2015 года имя Валентина Распутина было присвоено средней школе № 5 в Урюпинске (Волгоградская область)[58].
- Имя Валентина Распутина присвоено научной библиотеке ИГУ[59].
- Журнал «Сибирь» № 357/2 (2015) полностью посвящён Валентину Распутину[60][61].
- Имя Валентина Распутина будет присвоено средней школе в Усть-Уде (Иркутская область)[62].
- Имя Валентина Распутина будет присвоено школе в Братске[63].
- В 2015 году имя Валентина Распутина было присвоено Байкальскому международному фестивалю научно-популярных и документальных фильмов «Человек и Природа»[64].
- 15 марта 2017 года в Иркутске был открыт музей Валентина Распутина[65].
ПримечанияПравить
- ↑ 1 2 Internet Movie Database (англ.) — 1990.
- ↑ 1 2 Valentin Raspoutine // Babelio (фр.) — 2007.
- ↑ 1 2 Walentin Grigorjewitsch Rasputin // Энциклопедия Брокгауз (нем.)
- ↑ Рупосов Н. М., Лобов А. В. Усть-Уда. Старая и новая. Официальный сайт органа местного самоуправления. Администрация Усть-Удинского городского поселения Усть-Удинского района. Дата обращения: 8 марта 2015.
- ↑ Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги, 2005, с. 164: «Родился я в трёхстах километрах от Иркутска, — рассказывает писатель, — в Усть-Уде, что на Ангаре. Так что я — коренной сибиряк, или, как у нас говорят, тутошний. Отец мой крестьянствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… Словом, был, как все. Мать работала, была домохозяйкой, едва-едва управлялась с делами и семьёй, — ей забот, сколько помню, всегда хватало.».
- ↑ День России 12 июня отмечается по всей стране (недоступная ссылка). runews24.ru. Дата обращения: 12 июня 2013. Архивировано 29 июля 2013 года.
- ↑ «Наш край»: Красноярская краевая еженедельная газета
- ↑ Сияние России // Иркипедия (знания и новости): Портал Иркутской области
- ↑ «Общенет»: 65 интересных фактов о жизни и творчестве Валентина Распутина
- ↑ Костин А.. Писатель Валентин Распутин плакал в аэропорту…, Известия (10 июля 2006). Дата обращения 14 марта 2015.
- ↑ Елена Яковлева. Маруся родилась как утешение // Российская газета. — 2006-07-11. — № 4114.
- ↑ Умерла жена писателя Валентина Распутина, Комсомольская правда (4 мая 2012). Дата обращения 14 марта 2015.
- ↑ Писатель Валентин Распутин попал в больницу и находится в коме (недоступная ссылка). rusnovosti.ru. Дата обращения: 14 марта 2015. Архивировано 18 марта 2015 года.
- ↑ Писатель Валентин Распутин госпитализирован в Москве и находится в коме // ИТАР-ТАСС
- ↑ Умер писатель Валентин Распутин, lenta.ru (15 марта 2015). Дата обращения 15 марта 2015.
- ↑ Скончался писатель Валентин Распутин // PravMir.Ru
- ↑ Скончался «патриарх» советской «деревенской прозы» Валентин Распутин // РИА-Новости
- ↑ Родным и близким Валентина Распутина, kremlin.ru (15 марта 2015). Дата обращения 4 декабря 2020.
- ↑ Соболезнования родным и близким Валентина Распутина, kremlin.ru (15 марта 2015). Дата обращения 4 декабря 2020.
- ↑ Литературная Сибирь / Составитель В. П. Трушкин — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1971. — С. 324—325.
- ↑ Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области: Валентин Распутин выдвинут на Нобелевскую премию
- ↑ Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5—6-х классов общеобразовательных школ / Автор-составитель О. Н. Шахерова. — Иркутск: Символ, 2001. — 304 с. — ISBN 5-7971-0101-7. — С. 237—244.
- ↑ Короткометражный художественный фильм «Рудольфио»
- ↑ Чупринин С. Русская литература сегодня: Новый путеводитель. — М., 2009.
- ↑ А. В. Шубин, Преданная демократия: 1986—1989. М.: Европа, 2006. — С. 296—298.
- ↑ Первый съезд народных депутатов СССР. 25 мая — 9 июня 1989 г.: Стенографический отчёт. — Том II. — М., 1989. — С. 458—459.
- ↑ Кто есть кто в мировой политике / Отв. ред. Л. П. Кравченко. — М.: Политиздат, 1990. — С. 6.
- ↑ Бондаренко В. Г. Пламенные реакционеры: Три лика русского патриотизма. — М.: Алгоритм, 2003. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0101-6. — С. 503—504.
- ↑ Из истории создания Конституции Российской Федерации // Конституционная комиссия: Стенограммы, материалы, документы (1990—1993 гг.) Т. — 6: Дополнительные, мемуарные, справочные материалы. — М.: Фонд конституционных реформ, 2010. — ISBN 978-5-9901889-2-1.
— С. 543—552. - ↑ Писатель Валентин Распутин: Для того, чтобы Россия поднялась на ноги нужен такой человек, как Зюганов!. Дата обращения: 18 февраля 2013. Архивировано 26 февраля 2013 года.
- ↑ Беседа Валентина Распутина с Виктором Кожемяко // «Наш современник»
- ↑ Состав Патриаршего совета по культуре
- ↑ Расписались за бога // gazeta.ru
- ↑ Обращение Союза писателей России к Федеральному собранию и президенту Российской Федерации Путину в поддержку действий России в отношении Крыма и Украины // rospisatel.ru
- ↑ Родословная, семья — В.Г. Распутин. vgrasputin.ru. Дата обращения: 18 декабря 2020.
- ↑ Сергей Валентинович Распутин — В.Г. Распутин. vgrasputin.ru. Дата обращения: 18 декабря 2020.
- ↑ М. В. Распутина: Досье на сайте Московской консерватории
- ↑ Святейший Патриарх Алексий выразил соболезнование писателю Валентину Распутину в связи с трагической гибелью его дочери в авиакатастрофе // sedmitza.ru
- ↑ Жить и помнить: На гибель Марии Валентиновны Распутиной // 1001.ru
- ↑ Кожемяко В. Лик Марии. 9 июля — годовщина авиакатастрофы в Иркутске (недоступная ссылка). Советская Россия (июль 2007). Дата обращения: 5 января 2013. Архивировано 7 декабря 2014 года.
- ↑ О сборнике статей памяти Марии Распутиной
- ↑ Сунцова С.. Две премьеры // Трибуна молодого журналиста. — 2011. — № 8 (115), ноябрь 2011.
- ↑ Валентин Распутин подарил Иркутску эксклюзивный орган (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 января 2013. Архивировано 7 декабря 2014 года.
- ↑ Ольга Владимировна Лосева — В.Г. Распутин. vgrasputin.ru. Дата обращения: 18 декабря 2020.
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 8 марта 2007 года № 287 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ III степени Распутина В. Г.» (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ Указ президента Российской Федерации от 28 октября 2002 года № 1265 «О награждении орденом „За заслуги перед Отечеством“ IV степени Распутина В. Г.» (недоступная ссылка). Дата обращения: 18 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
- ↑ [s:Указ Президента РФ от 01.09.2011 № 1137|Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2011 года № 1137 «О награждении орденом Александра Невского Распутина В. Г.»]
- ↑ Ведомости Верховного Совета СССР. — М.: Издание Верховного Совета СССР, 1984. — № 47 (21 ноября). — 861—872 с. — [Статьи 831—847.]
- ↑ Указ президента Российской Федерации от 7 июня 2013 года № 542 «О присуждении Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года»
- ↑ Указ Президента Российской Федерации от 13 февраля 2004 года № 194 «О присуждении премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года»
- ↑ Валентин Распутин и Даши Намдаков получили премии Правительства России
- ↑ «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни, в сращённости с русской природой и речью; душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал»
- ↑ «за повесть „Дочь Ивана, мать Ивана“»
- ↑ Валентин Распутин удостоен премии Международного фонда единства православных народов
- ↑ Валентин Распутин стал лауреатом премии «Ясная поляна» // kp.ru
- ↑ Валентину Распутину вручён знак «Почётный гражданин города Иркутска»
- ↑ Иркутская область: Официальный портал (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 сентября 2011. Архивировано 4 ноября 2011 года.
- ↑ Школа в Урюпинске получила имя Валентина Распутина // Интерфакс
- ↑ Имя Валентина Распутина присвоено научной библиотеке ИГУ (недоступная ссылка) (11 ноября 2015). Архивировано 13 ноября 2015 года.
- ↑ Литинформбюро № 32 — Литературная газета
- ↑ Журнал, посвящённый Валентину Распутину, презентовали в Иркутске // Вести.Ru
- ↑ Школу в Усть-Уде достроят и присвоят ей имя Валентина Распутина // ВСП.RU
- ↑ Школе в Братске присвоят имя Валентина Распутина // ircity.ru
- ↑ Кинофестивалю «Человек и Природа» присвоено имя Валентина Распутина // Портал Иркутской области
- ↑ Музей Валентина Распутина открылся в Иркутске в день юбилея писателя (недоступная ссылка). Mail Новости. Дата обращения: 16 марта 2017. Архивировано 16 марта 2017 года.
ЛитератураПравить
- Быков Д. Л. Валентин Распутин // Портретная галерея // Дилетант. — 2019. — № 4.
- Каминский П. П. Время и бремя тревог: Публицистика Валентина Распутина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Флинта, Наука, 2013. — 240 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-9765-1337-2; ISBN 978-5-02-037742-5.
- Кузин Н. Г. Вещее слово: О Валентине Распутине и о его новой книге «Дочь Ивана, мать Ивана» // Кузин Н. Г. Спутники извечные мои…: Избранные заметки о русских писателях. Проза. Стихи. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. — С. 162—170.
- Кузин Н. Г. Дистанционная любовь: Валентин Распутин // Кузин Н. Г. Знаменитые и не очень: Из воспоминаний. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. — С. 56—63.
- Тендитник Н. С. Мастера. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981. — 304 с. — 5000 экз. — С. 5—124.
- Распутин // Русская литература XX века / Под ред. Н. Н. Скатова. — М.: Олма-пресс инвест, 2005. — Т. 3. — С. 164—169. — 830 с. — 5000 экз. — ISBN 5-94848-307-X.
- В. Г. Распутин: Биобиблиографический указатель / Составители: Г. Ш. Хонгордоева, Э. Д. Елизарова. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2007. — 472 с. — ISBN 978-5-94533-077-9.
- Румянцев А. Валентин Распутин. — М.: Молодая гвардия, 2016. — 448 с. — 3000 экз. — (Жизнь замечательных людей).
Публикации в прессеПравить
- У нас — Поле Куликово, у них — «поле чудес»: Писатель Валентин Распутин в беседе с Виктором Кожемяко // Журнал «Час России». — 2000. — № 1 (май).
- В святотатстве и больших деньгах нет вдохновения: Писатель Валентин Распутин в беседе с Виктором Кожемяко // voskres.ru
- Цена жизни: Писатель Валентин Распутин в беседе с Виктором Кожемяко // Правда. — 2007. — № 2.
- Увольнение журналиста Распутина // Известия
- Наше государство убивает само себя // svpressa.ru
- Молчать не позволяет совесть: Обращение писателей и публицистов в поддержку уголовного преследования «Pussy Riot» // interfax-religion.ru
СсылкиПравить
Валентин Григорьевич Распутин. Сайт «Герои страны».
- Сайт музея в Иркутске
- Валентин Распутин об Анне Смирновой-Марли — Русской музе Французского Сопротивления
- Валентин Распутин: «Возвращение к России»
_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Последний срок»
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском. После школы в 1959 году окончил историко-филологическое отделение Иркутского университета, затем занялся журналистикой. Первые очерки и рассказы Распутина были написаны в итоге корреспондентской работы, поездок по близкой его сердцу Сибири: в них отложились наблюдения и впечатления, которые стали опорой для размышлений писателя о судьбе родного края. Распутин любит родину. Он не представляет себе жизни без Сибири, без этих трескучих морозов, без этого слепящего глаза солнца. Именно поэтому в своих произведениях писатель раскрывает таежную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью. Такие характеры Распутин открыл в сибирских селениях. На материале сибирской деревни написаны такие повести, как “Последний срок” (1970), “Деньги для Марии” (1967), “Вверх и вниз по течению”. Здесь автор поднимает выс окие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности в отношениях между людьми. Однако Распутина интересовала не только личность с ее духовным миром, но и будущее этой личности. И я бы хотела рассказать именно о таком произведении, в котором ставится проблема бытия человека на Земле, проблема жизни поколений, которые, сменяя друг друга, не должны потерять связи. Это повесть “Прощание с Матерой”. Хотелось бы заметить, что Распутин попытался возвратить интерес к старинному русскому повествовательному жанру-повести. “Прощание с Матерой” — своеобразная драма народной жизни — была написана в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. Действие повести происходит в деревне Матера, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому “вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит…”, конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится “перейти на новую жизнь”. Безусловно, то, что жизнь — это постоянное движение, изменение, что нельзя оставаться неподвижно на одном месте столетия, что прогресс необходим. Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, перечеркивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые. Всех героев повести условно можно разделить на “отцов” и “детей”. “Отцы” — это люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина. “Дети” — это та молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды “отцов” резко отличаются от взглядов “детей”, поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен. И если в романе Тургенева “Отцы и дети” правда была на стороне “детей”, на стороне нового поколения, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дворянство, то в повести “Прощание с Матерой” ситуация совершенно противоположная: молодежь губит то единственное, что делает возможным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национальные корни). Главный идейный персонаж повести — старуха Дарья. Это тот человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан своей родине. Дарья формулирует главную мысль произведения, которую сам автор хочет донести до читателя: “Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни”. Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья — истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры описаны автором с теплотой. Как искусно изображает Распутин сцены расставания людей с деревней. Прочтем еще раз, как снова и снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уезжать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: “…А старухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки”. Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от земли, от его корней нельзя, что такие действия можно приравнять к жестокому убийству. Автор очень глубоко осмыслил проблему, вставшую перед обществом в эпоху НТР, — проблему утраты национальной культуры. Из всей повести понятно, что эта тема волновала Распутина и была актуальна и у него на родине: недаром он располагает Матеру на берегу Ангары.
Матера — символ жизни. Да, ее затопило, но память о ней осталась, она будет жить вечно.
…
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ
Валентин Григорьевич Распутин
Валентин Григорьевич Распутин. Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской области — умер 14 марта 2015 года в Москве. Русский советский писатель, публицист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012) и Премии Правительства РФ (2010).
Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской области в крестьянской семье.
Отец — Григорий Никитич Распутин (1913-1974).
Мать — Нина Ивановна Распутина (1912-1996).
Валентин был старшим ребенком в семье, где было еще двое детей.
С двух лет жил в деревне Аталанка Усть-Удинского района. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского».
После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодежной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора — в 1961 году этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лешки» был опубликован в альманахе «Ангара».
Жил и работал в Иркутске, Красноярске и Москве.
В 1959 году окончил университет. Далее несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
В 1965 году показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири Владимиру Чивилихину, который стал «крестным отцом» начинающего прозаика. Среди русских классиков своими учителями Распутин считал Достоевского и Бунина.
С 1966 года — профессиональный литератор, с 1967 года — член Союза писателей СССР.
Первая книга «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия».
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матерой» (1976).
В 1979 году вошел в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии «Роман-газеты».
В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне?», «Век живи — век люби». Появление в 1985 году повести «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ «В ту же землю», а также очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: «Сеня едет» (1994), «Поминный день» (1996), «Вечером» (1997).
В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь…».
В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Валентина Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе.
Произведения Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» (одно по выбору) входят в программу по литературе для 11 класса.
В Иркутской области его произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению для 5-6 классов.
В 2013 году с Виктором Кожемяко опубликовал книгу «Эти двадцать убийственных лет»..
Общественно-политическая деятельность Валентина Распутина
После начала в СССР перестройки он включился в широкую общественно-политическую борьбу, занимал последовательную антилиберальную позицию, подписал, в частности, антиперестроечное письмо с осуждением журнала «Огонек» («Правда», 18 января 1989), «Письмо писателей России» (1990), «Слово к народу» (июль 1991), обращение сорока трех «Остановить реформы смерти» (2001). Крылатой формулой контрперестройки стала процитированная Распутиным в выступлении на I Съезде народных депутатов СССР фраза Петра Столыпина: «Вам нужны великие потрясения. Нам нужна великая страна».
2 марта 1990 года в газете «Литературная Россия» опубликовано «Письмо писателей России», адресованное Верховному Совету СССР, Верховному Совету РСФСР и ЦК КПСС, где, в частности, говорилось: «В последние годы под знаменами объявленной «демократизации», строительства «правового государства», под лозунгами борьбы с «фашизмом и расизмом» в нашей стране разнуздались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники откровенного расизма. Их прибежище — многомиллионные по тиражам периодические издания, теле- и радиоканалы, вещающие на всю страну. Происходит беспримерная во всей истории человечества массированная травля, шельмование и преследование представителей коренного населения страны, по существу объявляемого «вне закона» с точки зрения того мифического «правового государства», в котором, похоже, не будет места ни русскому, ни другим коренным народам России». Распутин был среди 74 литераторов, подписавших это обращение.
В 1989-1990 годах — народный депутат СССР.
Летом 1989 года на первом съезде народных депутатов СССР впервые высказал предложение о выходе России из СССР: «Мы, россияне, с уважением и пониманием относимся к национальным чувствам и проблемам всех без исключения народов и народностей нашей страны. Но мы хотим, чтобы понимали и нас… Здесь, на съезде, хорошо заметна активность прибалтийских депутатов, парламентским путем добивающихся внесения в Конституцию поправок, которые позволили бы им распрощаться с этой страной. Не мне давать в таких случаях советы. Вы, разумеется, согласно закону и совести распорядитесь сами своей судьбой. Но по русской привычке бросаться на помощь, я размышляю: а может быть, России выйти из состава Союза, если во всех своих бедах вы обвиняете ее, и если ее слаборазвитость и неуклюжесть отягощают ваши прогрессивные устремления? Может, так лучше? Это, кстати, помогло бы и нам решить многие проблемы, как настоящие, так и будущие». Впоследствии он утверждал, что в нем «имеющий уши услышал не призыв к России хлопнуть союзной дверью, а предостережение не делать с одури или сослепу, что одно и то же, из русского народа козла отпущения».
В 1990-1991 годах — член Президентского совета СССР при Михаиле Горбачеве. Комментируя в позднейшей беседе этот эпизод его жизни, писатель считал работу в совете безрезультативной и сожалел о согласии в нем участвовать.
В декабре 1991 года был одним из тех, кто поддержал обращение к Президенту СССР и Верховному Совету СССР с предложением о созыве чрезвычайного Съезда народных депутатов СССР.
В 1996 году был одним из инициаторов открытия Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Иркутске.
В Иркутске содействовал изданию православно-патриотической газеты «Литературный Иркутск», входил в совет литературного журнала «Сибирь».
В 2007 году выступил в поддержку Геннадия Зюганова. Являлся сторонником КПРФ.
С почтением относился к исторической роли Сталина и к его восприятию в общественном сознании. С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь).
30 июля 2012 высказался в поддержку уголовного преследования известной феминистской панк-группы Pussy Riot; вместе с Валерием Хатюшиным, Владимиром Крупиным, Константином Скворцовым опубликовал заявление под названием «Молчать не позволяет совесть». В нем он не только ратовал за уголовное преследование, но и весьма критически отозвался о письме деятелей культуры и искусства написанном в конце июня, назвав их соучастниками «грязного ритуального преступления».
6 марта 2014 года подписал обращение Союза писателей России к Федеральному собранию и президенту Российской Федерации Путину, в котором выразил поддержку действиям России в отношении Крыма и Украины.
Смерть Валентина Распутина
12 марта 2015 года Валентин Распутин был госпитализирован, находился в коме. 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия, Валентин Григорьевич Распутин скончался во сне, причем по иркутскому времени это было уже 15 марта, поэтому земляки считают, что он умер именно в свой день рождения. Президент Российской Федерации Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким писателя в связи с его кончиной.
16 марта 2015 года в Иркутской области был объявлен траур.
19 марта 2015 года писатель был похоронен в Знаменском монастыре Иркутска.
19 марта 2015 года имя Валентина Распутина было присвоено средней школе № 5 в Урюпинске (Волгоградская область). Имя Валентина Распутина присвоено научной библиотеке ИГУ.
В 2015 году имя Валентина Распутина было присвоено Байкальскому международному фестивалю научно-популярных и документальных фильмов «Человек и Природа».
15 марта 2017 года в Иркутске был открыт музей Валентина Распутина.
Личная жизнь Валентина Распутина:
Дважды был женат.
Первая жена — Светлана Ивановна Распутина (1939-2012), дочь писателя Ивана Молчанова-Сибирского, родная сестра Евгении Ивановны Молчановой, супруги поэта Владимира Скифа. Они прожили долгую счастливую жизнь, в лице Светланы Валентин обрел не только жену, но еще и единомышленницу и соратницу.
В браке родилось двое детей.
Сын — Сергей Распутин (1961 г.р.), основатель и руководитель языковой школы в Иркутске. Имеет дочь Антонину от первого брака и троих детей от второго брака.
Дочь — Мария Распутина (8 мая 1971 — 9 июля 2006), музыковед, органист, преподаватель Московской консерватории. Погибла в авиакатастрофе 9 июля 2006 года в Иркутске (аэробус А-310 «Москва — Иркутск» разбился в аэропорту Приангарья). В память о ней в 2009 году советский русский композитор Роман Леденев написал «Три драматических отрывка» и «Последний полет». В память о дочери Валентин Распутин передал Иркутску эксклюзивный орга́н, сделанный много лет назад петербургским мастером Павлом Чилиным специально для Марии.
Валентин Распутин с женой и дочерью
Вторая жена — Ольга Владимировна Лосева (1954 г.р.), доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории. Их познакомила дочь писателя Мария. В то время Ольга Владимировна руководила редакционно-издательским отделом Московской консерватории, там же работала и дочь писателя. Поженились они буквально за несколько месяцев до смерти писателя, когда он уже был прикован к постели.
Библиография Валентина Распутина:
Повести
1967 — Деньги для Марии
1970 — Последний срок
1974 — Живи и помни
1976 — Прощание с Матерой
1985 — Пожар
2003 — Дочь Ивана, мать Ивана
Рассказы и очерки
1961 — Я забыл спросить у Алешки…
1966 — Край возле самого неба
1966 — Костровые новых городов
1972 — Вверх и вниз по течению
1973 — Уроки французского
1982 — Век живи — век люби
1991 — Сибирь, Сибирь
2013 — Эти двадцать убийственных лет (в соавторстве с Виктором Кожемяко)
Экранизации Валентина Распутина:
1969 — «Рудольфио», реж. Динара Асанова;
1969 — «Рудольфио», реж. Валентин Куклев;
1978 — «Уроки французского», реж. Евгений Ташков;
1980 — «Встреча», реж. Александр Итыгилов;
1980 — «Продается медвежья шкура», реж. Александр Итыгилов;
1981 — «Прощание», реж. Лариса Шепитько и Элем Климов;
1981 — «Василий и Василиса», реж. Ирина Поплавская;
1985 — «Деньги для Марии», реж. Владимир Андреев, Владимир Храмов;
2008 — «Живи и помни», реж. Александр Прошкин;
2016 — «Последний срок», канал «Культура» экранизировал спектакль Иркутского драматического театра им. Охлопкова
Награды и звания Валентина Распутина:
— Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1987, Орден Ленина и Золотая медаль «Серп и Молот») — за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с пятидесятилетием со дня рождения;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (8 марта 2007 года) — за большие заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность;
— Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 октября 2002 года) — за большой вклад в развитие отечественной литературы;
— Орден Александра Невского (1 сентября 2011 года) — за особые личные заслуги перед Отечеством в развитии культуры и многолетнюю творческую деятельность;
— Орден Ленина (16 ноября 1984 года) — за заслуги в развитии советской литературы и в связи с 50-летием образования Союза писателей СССР;
— Орден Трудового Красного Знамени (1981);
— Орден «Знак Почета» (1971);
— Лауреат Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года (2013);
— Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003);
— Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010);
— Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987);
— Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968);
— Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992);
— Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994);
— Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995);
— Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева;
— Лауреат премии Александра Солженицына (2000);
— Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001);
— Лауреат Национальной премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина (2003), в номинации «Проза»;
— Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004);
— Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005);
— Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005);
— Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011);
— Лауреат премии «Ясная поляна» (2012);
— Почетный гражданин Иркутска (1986);
— Почетный гражданин Иркутской области (1998).
последнее обновление информации: 17.09.2021
Дружинина Алёна Андреевна
9класс
Забайкальская православная гимназия имени
святителя Иннокентия, епископа Иркутского
г. Чита, Россия
Нравственная проблематика повести
В. Распутина «Живи и помни»
Чита,
2018
План.
1.Вступление
Понятие
«нравственности »________________________________ 3стр.
2.Нравственная
проблематика повести В. Распутина «Живи и помни»_ 3-7стр
А) История
создания повести В Распутина «Живи и помни»______ 4стр.
Б) Путь духовной
деградации Андрея Гуськова________________ 4-5стр.
В) Образ Настёны —
центральный образ произведения____________5стр.
Г) Библейские
мотивы в произведении « Живи и помни»__________ 6стр.
3. Заключение.
Актуальность
звучания произведения «Живи и помни» в современном
мире__________________________________________________________7стр.
4.
Литература_________________________________________________8стр.
1.Вступление.
Понятие
«нравственности »
Тема
моего реферата — «Нравственная проблематика повести Валентина Распутина «Живи
и помни».
«Нравственность — моральное
качество человека, некие правила, которыми
руководствуются люди в своём выборе».
Это нормы поведения человека, отвечающие на вопрос: что такое хорошо, а что
такое плохо. В зависимости от того, какие ценности мы выбираем для себя в
жизни, определяется, какими будут наши поступки: нравственными или
безнравственными. Следовательно, нравственность – это добровольный выбор каждого
человека.
Творчество
писателя Валентина Распутина я считаю наиболее значительным в смысле
нравственных исканий. Читая в 7 классе его произведение «Уроки французского», а
затем в 8 классе — «Деньги для Марии», я поняла, что Валентин Григорьевич в
своих книгах становится исследователем души человеческой.
Особое впечатление
на меня произвело произведение «Живи и помни». На его основе я попытаюсь
разобраться в нравственной проблематике повести Распутина «Живи и помни».
Война…
Само слово говорит о беде и горе, о несчастье и слезах. Смерть — это страшно,
но гораздо страшнее духовная гибель человека. Именно об этом рассказывает
повесть В. Распутина «Живи и помни». Война стала определенной нравственной проверкой
для людей. Именно в таких экстремальных ситуациях человек проявляет истинные
черты своего характера.
2.
Нравственная проблематика повести В. Распутина «Живи и
помни»
А)
История создания повести В. Распутина «Живи и помни».
Замыслом
сюжета этой повести явились воспоминания детства писателя: «Я помню, как
недалеко от нашей деревни обнаружили дезертира. Он долго скрывался, жил в
стороне от человеческого жилья. Он озлобился, убил теленка, у кого-то что-то
украл. Я помню, как через всю деревню вели заросшего, страшного человека. Это
детское впечатление отложилось в памяти и через много лет проклюнулось зернышко
сюжета».
В
1974 году появляется книга «Живи и помни», за которую писатель был удостоен
Государственной премии СССР в 1977 году.
Б)
Путь духовной деградации Андрея Гуськова
.
Главный
герой повести «Живи и помни» Андрей Гуськов ушел на фронт в самом начале войны.
Он честно воевал сначала в разведроте, потом в лыжном батальоне, затем на
гаубичной батарее. И пока за спиной были Москва и Сталинград, пока выжить можно
было только сражаясь с врагом, ничто не тревожило душу Гуськова. Андрей не был
героем, но и не прятался за спинами товарищей. Его брали в разведку, он воевал,
как все, был хорошим солдатом, «приспособился к войне — ничего другого ему
не оставалось. Поперёд других не лез, но и за чужие спины тоже не прятался.
Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем. Воевал, как все, — не
лучше и не хуже».
Все
изменилось в жизни Гуськова, когда война подходила к концу. Он стал мечтать о
ранении, чтобы выиграть время, всё чаще задавал себе вопрос: «Почему я должен
воевать, а не другие?» Эта обида зародилась в его душе ещё тогда, когда он
уходил на фронт и мстительно думал, что он всем назло вернётся живым. Когда же
получил ранение и лежал в госпитале, тогда решил, что война для него
закончилась, что теперь-то уж точно он вернётся домой, даже Настёне не разрешил
приехать в госпиталь, надеясь, что свидятся дома.
А вышло так, что
комиссия не дала ему даже короткого отпуска — нужно было возвращаться на
фронт. Андрей решает поехать домой, пренебрегая выполнением приказа и оправдывая
себя тем, что до «дома рукой подать». Я считаю, что именно с этого момента и
начинается путь деградации героя, с этого дня он и становится предателем, хотя
пытается винить в своём преступлении кого угодно, только не себя. «Человек, хотя бы раз ступивший на дорожку
предательства, проходит по ней до конца».
Гуськов, скитаясь
в лесу около собственного дома, отчётливо понимает, что «судьба его
свернула в тупик, выхода из которого нет». Находясь рядом с родными, встретиться
с ними он не может, боится, что кто- нибудь узнает о его дезертирстве. Мне
было страшно читать страницы повести, в которых показана нравственная
деградация Гуськова: он ворует рыбу без крайней на то необходимости, с трудом
справляется с «лютым желанием» поджечь мельницу («так хотелось
оставить по себе жаркую память»).
Наконец, первого мая он жестоко убивает телёнка обухом по голове.
Лишь злоба и
эгоизм остаются в его сердце к концу повести, его беспокоит только собственная
участь. Он даже не задумывается, что толкает свою жену на преступление перед
собственной совестью и перед людьми. И меньше всего Андрея Гуськова беспокоит
то, что он предал свою Родину, бросил в тяжелую минуту товарищей по оружию. Я
считаю, что причина дезертирства Гуськова — в нежелании признавать личную
ответственность за свои поступки.
В книге можно проследить путь нравственного падения Андрея Гуськова. Обида –
ложь — страх – предательство – преступление – нравственная деградация – гибель
души.
В)
Образ Настёны — центральный образ произведения.
Идею
повести невозможно постичь без судьбы Настёны, которая тоже переступила через нравственные
законы, но совсем иначе, чем её муж.
Критики
отмечали, что «повесть Валентина Распутина – не о дезертире, а о русской
женщине, великой в своих подвигах и в своих несчастьях, хранящей корень жизни».
Совсем
другой предстает перед нами Настена, не пожелавшая оставить в беде своего мужа,
добровольно разделившая с ним вину, принявшая на себя ответственность за чужое
предательство. Помогая Андрею, она ни в чем не оправдывает перед людским судом
ни его, ни себя, потому что знает: предательство не имеет прощения. Сердце
Настены разрывается на части: с одной стороны, она считает себя не вправе
бросить в трудную минуту человека, с которым однажды связала свою жизнь. С
другой стороны, она бесконечно страдает, обманывая людей, сохраняя свою страшную
тайну, и поэтому чувствует себя одинокой, оторванной от народа. Она не может
признаться даже свёкру в том, что его сын рядом, боится причинить страшные
душевные страдания отцу Андрея. Настёна несёт свой женский крест, принимает
всё, понимая, что будущего нет. Временами она ненавидит мужа за его поступок,
он не даёт радоваться победе, открыто жить и растить детей. Совесть не даёт
Настёне жить, как живёт Андрей, она мучится, страдает. И в одну из ночей, когда
ей не удалось переплыть к Андрею, потому что насторожившиеся ее беременностью
односельчане стали приглядывать за ней, она, заслышав невдалеке погоню,
усталая, истерзанная, бросается в воду, ставя точку над своей долей. Чиста
перед миром и людьми Настена, уходящая в воды Ангары.
Г) Библейские мотивы в произведении « Живи и помни»
Настена
— нравственный идеал в повести Распутина.
В
душе Настёна, несомненно, является человеком религиозным, хотя мы и не видим
упоминания об этом в произведении. Все её поступки говорят об этом: в голодные
годы она не бросила свою сестру Катю, а вывела ее к родственникам, тем самым
соблюла заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя»; со смирением
отнеслась к тяжестям работы и судьбы; разделила участь своего мужа: «муж и жена
едина плоть, да неразделимы будут»; изо всех сил трудилась на благо Родины:
«Нет выше той награды, чем положить живот свой за други своя»; стремилась к
соборности – переживать радости и беды вместе с людьми; была совестливой – вину
мужа взяла на себя. Она стремится жить по нравственным законам. Но понимая,
что скрывая муж, она разрывает все связи между собой и народом, Настена не
может пережить этого и трагически погибает.
Самоубийство
происходит оттого, что она не может пережить стыд перед людьми. Представлений о
Вечной жизни и Спасении у нее не было. Страха Божия, как и ее односельчане, она
не знала. И о любви Бога к себе и людям, тоже не знала. И главного — «…
претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10:22) – она тоже не знала. Она,
как и ее односельчане, существовала вне религиозных представлений, поэтому и
хотела оправдаться во что бы то ни стало перед людьми, а не перед Богом!
Поэтому и совершает преступление перед собой, не родившимся младенцем и …
миром. В то же время деревенский мир, забывший о вере в Бога, все-таки
стремится соблюдать и нравственные нормы, данные Им, и внешние обряды: женщины
хоронят самоубийцу за территорией деревенского кладбища. И всё же жалеют Настёну
и плачут о ней. 4
3.Заключение.
Актуальность
звучания произведения «Живи и помни» в современном мире.
Прочитав
повесть Распутина «Живи и помни» я чётко осознала, что главная идея этого
произведения — это нравственная ответственность человека за свои поступки. На
примере жизни Андрея Гуськова автор показывает, как легко оступиться, проявить
слабость и совершить непоправимую ошибку. Писатель не признает никаких
объяснений Гуськова, ведь на войне погибали другие люди, у которых тоже были семьи,
дети. Можно простить Настену, которая пожалела мужа, приняла его вину на себя,
но дезертиру и предателю нет прощения. Слова Настены: «Живи и помни» — будут до
конца жизни стучать в воспаленном мозгу Гуськова. Этот призыв обращен и ко всем
людям и во все времена.
Каждый,
кто прочитал эту книгу, должен жить и помнить о том, чего совершать нельзя. «
Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место
твое – с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей,
неразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а
стало быть, и для тебя».
Несомненно,
такое произведение, как повесть «Живи и помни», является преградой для
безнравственных поступков. Хорошо, что у нас есть такие писатели, как В.
Распутин. Их творчество поможет людям и в сегодняшнем мире не утратить
нравственные ценности. Читая книги Распутина, я поняла, что этот писатель учит
читателя быть человеком на Земле.
Литература
1. Кожемяко В.
С. Валентин Распутин. Боль души / — Москва: Алгоритм, 2007. — 288 с. 5
2. Панкеев И. А.
Валентин Распутин: По станицам произведений. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.
3. Панкеев, И. А. «Живи и помни» //
И. А. Панкеев. Валентин Распутин : по страницам произведений. – М., 1990. – С.
59-83. – (Школьникам – о современных советских писателях).
4. Распутин В. Г. Повести
и рассказы. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989. – 464 с.
5. Распути.
В. Г. Век живи – век люби. Повести. Рассказы – М.: Известия, 1985 г. – 576 с.
6. Распутин В. Г. Деньги
для Марии : сборник /. – М.: Известия, — 1994. – 512
7. с6. Распутин,
Валентин Григорьевич (1937- ).
Собрание
сочинений : в 4-х томах /
Распутин
В. Г. — Иркутск : Издатель Сапронов, 2007 . Т.3: Живи и помни : повести / худ.
С. Элоян. — 2007. — 440 с. : ил. — (К 70-летию Валентина Григорьевича
Распутина). .
6
Сочинение.
Валентин Григорьевич Распутин
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке Усть-Уда, что стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском. После школы в 1959 году окончил историко-филологическое отделение Иркутского университета, затем занялся журналистикой. Первые очерки и рассказы Распутина были написаны в итоге корреспондентской работы, поездок по близкой его сердцу Сибири: в них отложились наблюдения и впечатления, которые стали опорой для размышлений писателя о судьбе родного края. Распутин любит родину. Он не представляет себе жизни без Сибири, без этих трескучих морозов, без этого слепящего глаза солнца. Именно поэтому в своих произведениях писатель раскрывает таежную романтику, единство людей с природой, изображает характеры, завораживающие своей силой, первозданностью, естественностью. Такие характеры Распутин открыл в сибирских селениях. На материале сибирской деревни написаны такие повести, как «Последний срок» (1970), «Деньги для Марии» (1967), «Вверх и вниз по течению». Здесь автор поднимает высокие нравственные проблемы добра и справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чистоты и откровенности в отношениях между людьми. Однако Распутина интересовала не только личность с ее духовным миром, но и будущее этой личности. И я бы хотела рассказать именно о таком произведении, в котором ставится проблема бытия человека на Земле, проблема жизни поколений, которые, сменяя друг друга, не должны потерять связи. Это повесть «Прощание с Матерой». Хотелось бы заметить, что Распутин попытался возвратить интерес к старинному русскому повествовательному жанру-повести. «Прощание с Матерой» — своеобразная драма народной жизни — была написана в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. Действие повести происходит в деревне Матера, которая вот-вот должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки электростанции, поэтому «вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит…», конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле, к Родине, она все стремится «перейти на новую жизнь». Безусловно, то, что жизнь — это постоянное движение, изменение, что нельзя оставаться неподвижно на одном месте столетия, что прогресс необходим. Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, перечеркивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые. Всех героев повести условно можно разделить на * отцов» и «детей». «Отцы» — это люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина. «Дети» — это та молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это и Андрей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды «отцов» резко отличаются от взглядов «детей», поэтому конфликт между ними вечен и неизбежен. И если в романе Тургенева «Отцы и дети» правда была на стороне «детей», на стороне нового поколения, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дворянство, то в повести «Прощание с Матерой» ситуация совершенно противоположная: молодежь губит то единственное, что делает возможным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национальные корни). Главный идейный персонаж повести — старуха Дарья. Это тот человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался предан своей родине. Дарья формулирует главную мысль произведения, которую сам автор хочет донести до читателя: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Эта женщина является некой хранительницей вечности. Дарья — истинный национальный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старушки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры описаны автором с теплотой. Как искусно изображает Распутин сцены расставания людей с деревней. Прочтем еще раз, как снова и снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уезжать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за сохранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: «…А старухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно кресты, устанавливали тумбочки». Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от земли, от его корней нельзя, что такие действия можно прировнять к жестокому убийству. Автор очень глубоко осмыслил проблему, вставшую перед обществом в эпоху НТР, — проблему утраты национальной культуры. Из всей повести понятно, что эта тема волновала Распутина и была актуальна и у него на родине: недаром он располагает Матеру на берегу Ангары.
Матера — символ жизни. Да, ее затопило, но память о ней осталась, она будет жить вечно
novstudent.ru | 22.10.2012
Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?
Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.
Помощь в написании учебных работ