Распутин прощание с матерой сочинение итоговое

Введение научно-технический прогресс всегда оценивается неоднозначно. с одной стороны, он может принести обществу пользу, с другой стороны, он может повлечь

Введение

Научно-технический прогресс всегда оценивается неоднозначно. С одной стороны, он может принести обществу пользу, с другой стороны, он может повлечь большие проблемы. Научно-технический прогресс, который оказывает огромное влияние на человечество и на весь окружающий мир, имеет как достоинства, так и недостатки.

Проблемы научно-технического прогресса остаются актуальными по сей день, они находят отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных авторов.

В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»

В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» показано, на что готовы пойти люди ради технического прогресса и на что они обрекают себя и своих потомков.

Двигателем сюжета является то, что на месте деревни-острова Матеры собираются строить гидроэлектростанцию. С одной стороны, данное событие идет на благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую деревню. В данном факте прослеживается два негативных явления.

Во-первых, затапливая Матеру, люди уничтожат и всех представителей животного и растительного миров. Уничтожение животных, растений, насекомых и других существ не может не сказаться на экологической ситуации в стране и даже во всем мире. Если каждый человек будет уничтожать представителей природы ради достижения собственных целей, на планете будет настоящая катастрофа. В повести показано, что люди не осознают, что являются такой же частью природы, как и животные и растения, которые подвергнутся затоплению вместе с Матерой. В.Г. Распутин выражает мысль о том, что человек, уничтожая природу, приносит вред самому себе, поскольку человек и природа тесно взаимосвязаны друг с другом, так как если не будет природы, не будет и человека.

Во-вторых, представители молодого поколения не видят ничего плохого в строительстве ГЭС, некоторые из них выступают за технический прогресс. Представители молодежи рады тому, что государство, чтобы освободить Матеру от жителей, переселяет их в город, они довольны тем, что им удается переехать из деревни в город. Молодежи все равно на место, в котором прошло их детство, их не заботят чувства их пожилых родителей, бабушек и дедушек, которые болезненно воспринимают необходимость уехать из родных мест. Представители молодежи совершенно равнодушно относятся к могилам своих предков, в которых олицетворена не только память о собственных родственниках, живших раньше, но и память о прошлом в целом. В.Г. Распутин показывает, что молодое поколение ради строительства гидроэлектростанции, символизирующей в повести технический прогресс, готово отказаться от прошлого, что, несомненно, приведет общество к повторению ошибок прошлого, к настоящим катастрофам.

В повести выражается мысль о том, что с техническим прогрессом люди становятся более равнодушными к окружающим людям и даже жестокими по отношению к ним. Внук старухи Дарьи Андрей удивился просьбе бабушки перезахоронить умерших родных и близких, он вопрошал: «неужто правда, как они говорят, придется отрывать могилы и выгребать то, что осталось от покойников, похороненных давным-давно, когда еще и его не было на свете? Зачем?». Многие молодые люди сжигали свои дома, чтобы поскорее переехать в новое жилье и получить компенсацию за старое. Так, Петруха самостоятельно сжигает свой дом, который являлся «памятником деревянного зодчества», который власти обещали увести в музей.

В.Г. Распутин довольно ярко выражает собственную позицию: он находится на стороне представителей старшего поколения, которые негативно относятся к затоплению Матеры, которые до последнего остаются в деревне, не желая уезжать в город. Автор показывает, что старуха Дарья и другие пожилые жители ценят природу, с любовью относятся к тому месту, где прошла их жизнь и жизнь их предков, которых они ценят и уважают.



И.С. Тургенев «Отцы и дети»

И.С. Тургенев неслучайно делает центрального персонажа романа «Отцы и дети» студентом медицинского факультета. Это помогает автору отразить нигилизм Евгения Базарова. Чувствительность восприятия главный герой объясняет тем, что у человека «нервы распущены», «тяжелое настроение» появляется из-за того, что человек «малины переел, на солнце перегрелся». Евгений Базаров отрицательно относится к Пушкину и другим произведениям художественной литературы, считая, что книги должны приносить практическую пользу. Не веря в «таинственные отношения» между мужчиной и женщиной, Базаров воспринимает отношения как физиологическую потребность: «Мы, физиологи, знаем, какие это отношения». Главный герой оценивает женщин с точки зрения «богатого тела», которое можно отправить «хоть сейчас в анатомический театр». Евгений Базаров утверждает, что неоткуда взяться «загадочному взгляду», поскольку в анатомии глаза нет ничего загадочного. Центральный персонаж и вовсе смеется над медициной, говоря о том, что это не мешает его желанию стать доктором. И.С. Тургенев показывает, что Евгений, считая себя нигилистом, отрицает абсолютно все, даже медицину. Воспринимая себя исключительно как доктора, главный герой относится ко всем окружающим его людям как к пациентам, он стремится вылечить общество, не задумываясь над тем, что лечить нужно было себя.

Однако принадлежность Базарова к медицине и его стремление лишь к практической пользе не только ярко демонстрируют нигилизм главного героя, но и подчеркивают интерес той эпохи к естественным наукам, их развитие. Евгений Базаров собирается вскрывать тифозного мужика, чтобы попрактиковаться. Автор показывает, что он не боится заражения тифом, поскольку тогда уже знали правила вскрытия, что говорит о развивающейся медицине. Однако то, что Базаров все же порезал палец во время вскрытия тифозного мужика, то, что у уездного лекаря не было такой «необходимой вещи», как адский камень, которым можно было прижечь рану, то, что у уездного лекаря ланцеты были в не особо хорошем состоянии, говорит о том, что уровень медицины, несмотря на развитие, был еще весьма низким. Роман «Отцы и дети» заставляет задуматься над тем, что развитие медицины становится доказательством прогресса, при котором люди получают возможность лечить те болезни, которые раньше лечить не умели.

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» важное место занимает образ градоначальника Дементия Варламовича Брудастого, управлявшего городом Глуповым с 1762 года. В голове градоначальника был встроен своеобразный механизм – органчик. С его помощью Брудастый мог произносить только две фразы: «Не потерплю» и «Разорю». В повествовании уделяется внимание тому, что на столе перед «градоначальниковым телом» лежала «в виде щегольского пресс-папье, совершенно пустая градоначальникова голова».

То, что у Брудастого отсутствовала голова и на ее месте находился особый сосуд с определенным механизмом, является фантастическим приемом, с помощью которого, однако, автору удалось раскрыть современные ему общественные проблемы. М.Е. Салтыков-Щедрин, на протяжении всего повествования подчеркивая собирательность образов всех градоначальников, выражает мысль о том, что глуповцами управляли люди, у которых не были ни то что разума, а даже головы. С помощью образа градоначальника с органчиком вместо головы, поднимаются проблемы тупости и ограниченности представителей власти, которые отдают свои распоряжения населению лишь для удовлетворения собственных потребностей и достижения собственных целей, даже не задумываясь о благе всего народа. Голова, как подчеркивается через образ Брудастова, не была необходимостью для правления, она была чем-то второстепенным, незначительным, ненужным. Брудастому удавалось править, используя лишь две фразы: «Не потерплю» и «Разорю». М.Е. Салтыков-Щедрин заставляет ответить на вопрос: что можно говорить обо всем народе, который подчиняется безголовому градоначальнику даже тогда, когда узнает о том, что вместо головы у него специальный механизм? В романе подчеркивается ограниченность не только градоначальников, но и глуповцев, которые терпеливо и смиренно относятся к тому, что градоначальниками используются технологии против народа.

Анализ главы «Органчик», в которой уделяется внимание образу Брудастого, и анализ всего романа «История одного города», в котором показано, что все градоначальники имеют что-то общее с Брудастым, позволяют сделать следующие выводы: не все технологии, используемые человеком, говорят об общественном прогрессе; не все технологии приносят обществу пользу, во многих случаях они приносят только вред.

Е.И. Замятин «Мы»

В романе Е.И. Замятина показано, что технический прогресс негативно воздействует на общество, поскольку с его помощью тоталитарное государство сохраняет и удерживает власть, полностью контролируя население. Удивительно, что машинами являются не изобретения, а те самые «нумера», которые схожи с человеком.

Граждане, как показывает автор, потеряли свою индивидуальность. Вынужденные отказываться от собственного «я», они становились частью того самого «мы», о котором говорится в названии романа. Примечательно, что герои названы «нумерами», у людей больше нет имен да и государству они не особо нужны. Важно лишь то, какая буква – гласная или согласная – стоит перед «нумером», поскольку она указывает на пол гражданина. Е.И. Замятин показывает, что в обществе не уделяется никакого внимания внутреннему миру человека, что самым важным стали процессы машинизации и технизации. Даже учителя в школах являются не живыми людьми, а роботами. Цифра в условиях технического прогресса становится идеалом: «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений».

Центральный персонаж Д-503, от лица которого ведется повествование, является математиком, работающим над строительством космического корабля «ИНТЕГРАЛ», который считался новейшим достижением технической мысли. Влюбившийся в I-330 и оказавшийся во власти революционных идей, Д-503 оказывается в Медицинском Бюро, где психотерапевт ставит ему следующий диагноз: «У вас образовалась душа, это низменно». Здесь подчеркивается бездуховность техногенного общества, где иметь душу здоровый «нумер» не должен. Когда государство раскрывает планы революционеров, Д-503 подвергается «Великой Операции», которая подразумевает, что над «нумером» проводится психосоматическая процедура по удалению мозгового «центра фантазии». Д-503, лишившись всех прежних чувств и мыслей и становясь биологической машиной, теперь начинает выполнять свой долг, сообщая о местонахождении революционеров и их планах. Е. И. Замятин показывает, что с помощью технологий тоталитарному государству удается избавляться от своих врагов, деятельность которых может подорвать его власть. Центральный персонаж лишается любовного чувства, теперь его деятельность направлена на обеспечение безопасности государства, больше в его жизни целей нет.

В.П. Астафьев «Царь-рыба»

В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» все внимание уделяется взаимоотношениям Игнатьича, образ которого олицетворяет человека, и царь-рыбы, образ которой олицетворяет природу.

Игнатьичу удается захватить на крючок огромную рыбу, которая после борьбы выносит его в реку. Игнатьич хочет поймать царь-рыбу, имеющую огромный размер. Попытки выловить царь-рыбу со стороны Игнатьича становятся демонстрацией того, как человек уничтожает природу. Цели Игнатьича по отношению к царь-рыбе подчеркивают сложные и противоречивые отношения между человеком и природой. Важно, что именно Игнатьич стремится поймать рыбу, у которой в свою очередь не было даже цели причинить вред человеку.

Попытки Игнатьича выловить царь-рыбу оказываются долгими и безуспешными. Автор показывает, что сам Игнатьич оказывается в воде, имея небольшие возможности спастись. Игнатьич, как и его жертва, оказывается на грани жизни и смерти. Автор показывает, что Игнатьич и царь-рыба оказываются в равном положении.

В повести акцентируется внимание на мысли о том, что человек, ради собственных целей причиняющий вред природе, оказывает негативное воздействие и на самого себя. В произведении прослеживается тесная связь между человеком и другими формами жизни. В.П. Астафьев демонстрирует, что человек причиняет вред не только природе, но и самому себе, так как человек является не царем природы, а ее частью. Примечательно, что характеристика «царь» употребляется для раскрытия образа рыбы, а не человека. Автор выражает мысль о том, что утверждения о том, что человек является царем природы, ошибочны и несправедливы. В.П. Астафьев, показывая, что попытки Игнатьича выловить царь-рыбу оказываются неудачными, подчеркивает, что человек никогда не сможет покорить природу.

Находясь в воде, Игнатьич мучится угрызениями совести, считая, что происходящее – это наказание за его плохие поступки, он раскаивается во всех своих грехах, включая и браконьерство, которое он хотел совершить. Только тогда, когда царь-рыба уплывает от него и он ощущает, что ему даровали еще один шанс на жизнь, Игнатьич задумывается о праведной жизни. Автор показывает, что жестокое отношение к природе не может привести человека к счастью, что неравнодушное отношение к природе необходимо для благополучного существования человека рядом с природой, от которой зависит жизнь человечества.


В.М. Шукшин «Космос, нервная система и шмат сала»

В центре рассказа В.М. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала» находится диалог между представителем старшего поколения Наумом Евстигнеичем, и представителем младшего поколения Юркой, который учился в восьмом классе и планировал, отучившись в медицинском институте, стать хирургом.

Науму Евстигнеичу интересно слушать рассказы Юрки о том, как жили люди в прошлом, какие были сделаны открытия, однако он все равно говорит мальчику о том, что его современники как-то жили и без недавно созданных изобретений. Наум Евстигнеич негативно отзывается о «ирапланах», утверждая, что лучше доедет на телеге: «А чем плохо на телеге? Я если поехал, так знаю: худо-бедно – доеду. А ты навернесся с этого свово ираплана – костей не соберут».

На вопрос Наума Евстигнеич, зачем Гагарин и другие космонавты летают в космос, Юрка, желая пристыдить хмельного старика, спрашивает у него: «А что они, будут лучше на печке лежать?». После этого Юрка рассказывает Науму Евстигнеич, что в космос летают для того, чтобы его осваивать. Восьмиклассник, задумываясь над тем, что на других планетах тоже может быть жизнь, утверждает, что со временем люди «сядут на Луну» и «долетят до Венеры», получив возможность увидеть, если ли там жизнь, а если есть – научиться новому у соседей. Юрка, веря в научно-технический прогресс, утверждал: «А потом, когда техника разовьется, дальше полетим». Он с воодушевлением говорит о тех возможностях, которые ждут человечество: будет построен космический корабль, который долетит до Галактики, с помощью видеоприемника, настроившись на определенную волну, можно будет «своих сыновей повидать прямо с печки», перемещаться можно будет с помощью небольшого вертолета, который будет стоять на собственной крыше, с помощью развития медицины люди будут жить по 100-120 лет.

Наум Евстигнеич сомневается, что то, о чем говорит Юрка, действительно будет в реальной жизни, однако восьмиклассник уверен в том, что наука и техника будут развиваться, так как то, что могут его современники, не могли совершить предки. Юрка, говоря о том, что ученые проводят исследования, ставят опыты, проверяя их на себе, приводит в пример чуму, с которой научились бороться, в то время как раньше от нее умирали; бешенство, от которого придумали сорок уколов, благодаря которым человек не умирает, а продолжает жить; туберкулез, который можно вылечить за полгода, хотя раньше он был неизлечимой болезнью.

В.М. Шукшин выражает мысль о том, что научно-технический прогресс помогает человечеству познавать окружающий мир, расширяет возможности человека, делает его жизнь более удобной.

М.А. Булгаков «Собачье сердце»

В повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» продемонстрировано настоящее явление научно-технического прогресса: над псом Шариком известным ученым Филиппом Филипповичем Преображенским была проведена уникальная операция по пересадке человеческого гипофиза, благодаря чему собака превратилась в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

Но, как показывает автор, Шариков не стал человеком в полном смысле этого слова. Он продолжал бросаться на кошек, лаять на них и на людей, с каждым разом наглея. Шариков видит в профессоре Преображенском своего противника, он шантажирует его, угрожая совершить на него донос. Автор демонстрирует, что можно дать собаке документы, подтверждающие его личность, но сделать из нее истинного человека невозможно. М.А. Булгаков показал, что Шариков был человеком только в физическом плане, внутренне он оставался животным. Эксперимент оказался неудачным, поскольку профессору Преображенскому удалось лишь физически перевоплотить собаку в человека, человечностью же Шарика ему наделить не удалось. Сама реальная жизнь показывает, что человека нельзя сделать, что нельзя превратить животное в человека, тем самым нарушив законы природы. В повести выражается мысль о том, что для того, чтобы быть человеком, мало иметь физическое сходство с ним, важно обладать человеческими качествами, которые формируются и развиваются в процессе социализации, рядом с другими людьми.

Показывая, что собака в результате научного эксперимента может иметь внешность человека, М.А. Булгаков демонстрирует опасность, которую несет научно-технический прогресс. Огромный научный прогресс, который совершает профессор Преображенский, на самом деле приводит к ужасным последствиям. Повесть заставляет задуматься над тем, что перед совершением какого-то научного открытия нужно предполагать, к каким негативным последствиям оно может привести и какими мерами можно воспользоваться, чтобы их предотвратить и истребить в случае совершения. Также повесть заставляет осознать, что наука постоянно развивается, но она не всесильна, она не может полностью подчинить себе природу, принося пользу только человеку, поскольку он является частью природы, а не ее хозяином. Демонстрируя, что профессор Преображенский, осознавая ошибочность своего научного эксперимента, превратил Шарикова обратно в пса, М.А. Булгаков поднимает проблему ответственности ученного за свои научные исследования.

Н.Г. Чернышевский «Что делать?»

В романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?» важное место занимает образ мастерских Веры Павловны Розальской. Их можно назвать символом технического прогресса. Показывая, что женщины, наконец, смогли получить достойные вакансии с хорошими условиями труда, став более свободными не только от трудового, но и от семейного и брачного гнета, автор подчеркивает, что технический прогресс может приносить обществу благо. В романе показано: если раньше трудились в большинстве случаев лишь мужчины, поскольку они обладали большой физической силой, необходимой для работы, то теперь возможность трудиться получили и женщины. Н.Г. Чернышевский поднимал проблему стремления к равенству прав мужчин и женщин. Создавшая швейные мастерские Вера Павловна Розальская, которая является ярким представителем «новых людей», мировоззрение которых противопоставлено мировоззрению «старых людей», становится одной из тех, кто помогает обществу стать более цивилизованным.

Важен для раскрытия авторского замысла четвертый сон Веры Павловны Розальской, в котором представлено то «светлое и прекрасное» будущее, к которому призывает стремиться Н.Г. Чернышевский. В этом сне поднимается проблема освобождения труда, когда для производства характерно техническое машинное оснащение. Во сне отмечается, что у людей «светлого и прекрасного» быстро идет работа, поскольку «почти все делают за них машины – и жнут, и вяжут снопы, и отвозят их». Теперь задача человека заключается не в физическом труде, а в управлении машинами: «люди почти только ходят, ездят, управляют машинами». Это, как отмечает Н.Г. Чернышевский, обеспечивает не только быстроту работы, но и удобство и удовлетворение трудом. Во сне говорится о том, то «бесплодная пустыня обратилась в плодороднейшую землю», благодаря «сильным машинам», которые «возили глину, проводили каналы, устраивали орошение», в результате чего «явилась зелень, явилось и больше влаги в воздухе». Во сне подчеркивается, что люди «стали обращать на пользу себе громадное количество сил и средств, которые прежде тратили без пользы или и прямо во вред себе». Здесь выражается мысль о том, что техника может приносить вред, если неправильно пользоваться ею, если ею пользоваться с умом, то она будет приносить обществу пользу. Н. Г. Чернышевский, рисуя «светлое и прекрасное» будущее, показывает, что замена ручного труда на машинный может быть во благо.

Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Д.С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» поднимал проблему влияния научно-технического прогресса на жизнь человека.

В сорок четвертом письме «Об искусстве слова и филологии» поднимается проблема постоянного развития науки. Это происходит за счет дифференциации (например, разделение филологии на лингвистику, литературоведение и другие науки) и возникновения связующих дисциплин (например, происходит «математизация» многих наук; физика и химия, сливаясь друг с другом, образуют ряд промежуточных дисциплин. Д.С. Лихачев подчеркивает, что количество наук постоянно возрастает.

В двадцать шестом письме «Учитесь учиться!» автор утверждает, что современное ему поколение вступает в «век машин и роботов», когда все вычисления, чертежи, расчеты, планирование будут делаться компьютерами, когда «физический труд возьмут на себя машины, роботы». Д.С. Лихачев призывает юных читателей учиться, поскольку «образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека». Автор утверждает, что в изменяющемся обществе невозможно будет работать и приносить пользу без знаний, которые в свою очередь постоянно растут и усложняются. В письме выражается мысль о том, что человек должен быть не просто человеком, а «человеком науки, человеком нравственно отвечающим» за машины, которые не обладают «нравственной ответственностью».

В сорок первом письме «Память культуры» поднимается проблема негативного воздействия технического прогресса на культурную сферу. Здесь говорится о том, что техника «служит иногда в большей мере умерщвлению культуры, чем продлению жизни культуры». Автор утверждает: если бульдозеры, экскаваторы, строительные краны будут управляться «бездумными, неосведомленными» людьми, они могут нанести вред тем памятникам культуры, которые уже служат людям, и тем явлениям культуры, которые еще не были открыты. Бывает такое, что градостроители и реставраторы уничтожают и разрушают культурные памятники, «запас» которых, как отмечает Д.С. Лихачев, не только ограничен, но и «истощается со все прогрессирующей скоростью».

С.А. Есенин «Сорокоуст»

В поэме С.А. Есенина «Сорокоуст» показаны произошедшие в обществе изменения: из-за создания и популяризации машиностроения люди за «кожу и мясо» коней, которые раньше ценились и береглись, теперь покупают паровоз. Автором продемонстрирован технический прогресс, который становится причиной конфликта между уходящей патриархальной деревней и новым «железным» городом. Через метафоричный образ жеребенка, который скачет за железным поездом, пытаясь его догнать, показана победа поезда с «железным брюхом» и «лапами чугунными». Лирический герой задается вопросом: неужели «красногривый жеребенок» с «тонкими ногами» не знает, что «живых коней победила стальная конница»? Используя прием контраста и выражая мысль о том, что жеребенок никогда не сможет догнать поезд, С.А. Есенин демонстрирует, что «конь стальной победил коня живого».

В поэме «Сорокоуст» довольно ярко выражена авторская позиция. Поэт находится на стороне живого, «милого» и «смешного» «красногривого» жеребенка с «тонкими ногами», который олицетворяет природу и деревенскую жизнь, которую так ценил С.А. Есенин. Совершенно другие характеристики даются автором поезду: он имеет «железное брюхо» и «лапы чугунные», он «тянет к глоткам равнин пятерню», он «пятой громоздкой чащи ломит». Лирический герой называет поезд «страшным вестником» и «скверным гостем». Автор подчеркивает свое негативное отношение к происходящим изменениям, на что указывают также следующие строки: «Трубит, трубит погибельный рог!»; «Никуда вам не скрыться от гибели, // Никуда не уйти от врага». Лирический герой отрицательно относится к «электрическому восходу» и «стальной лихорадке». В поэме выражается мысль о том, что развитие бесчувственной техники, которую автор называет «врагом», ведет человечество к гибели. Лирический герой убежден: «Наша песня с тобой не сживется». Он задается вопросом, не зная, как на него ответить: «Как же быть, как же быть теперь нам // На измызганных ляжках дорог?».

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Местом действия в романе Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» становится мир, наполненный различными техническими изобретениями, которые направлены на то, чтобы полностью подчинить население, контролируя его через наблюдение, и сохранить и укрепить в своих руках власть.

С помощью технического прогресса власть получает возможность наблюдать за жизнью людей. В повествовании важное место занимают «телевизионные стены», с помощью которых государство управляет разумом граждан. Именно это оборудование помогает властям транслировать погоню полицейских за центральным персонажем Гаем Монтэгом, которого обвинили в преступлении за то, что он сохранял и хранил у себя дома книги, которые должен был уничтожать, являясь пожарным. Автор показывает, что телекоммуникации помогают государству не только выявить противников, но и продемонстрировать другим гражданам, что идти против государства губительно.

Милдред, жена центрального персонажа Гая Монтэга, находится под полным контролем «телевизионных стен», «говорящей гостиной» и «ракушки», которые и являются всем миром героини. Милдред даже не общается со своим мужем, все ее существование связано с техническими оборудованиями. Автор демонстрирует, что реальность заменяется многими людьми телевизионными иллюзиями. У них нет собственной жизни, они привыкли наблюдать за жизнью на экранах. Погружаясь в телевизионный мир, люди теряют связь с реальной действительностью и руководствуются мнимыми ценностями. В словах профессора Фабера выражена авторская позиция относительно губительной силы технологий: «Кто вырвет вас из цепких когтей, которые захватывают вас в плен, когда вы включаете телевизорную гостиную? Она мнет вас, как глину и формирует вас по своему желанию. Это тоже «среда», такая же реальная, как мир. Она становится истиной…».

Р. Брэдбери показывает, как технический прогресс меняет жизнь людей, их ценности и духовные составляющие. Существование большинства людей стало потребительским, в обществе нет понимания того, что такое любовь, семья, дружба. Жертвы технического прогресса не знают, что такое свобода, ту несвободу, которая у них есть, они считают нормой. Технологии приходят на смену книгам, которые, противореча тоталитарному государству, запрещаются им и уничтожаются, что подчеркивает существующую бездуховность и отсутствие культурных ценностей.


Д. Киз «Цветы для Элджернона»

В романе Д. Киза «Цветы для Элджернона» показано, что наука дошла до такого уровня развития, что докторам Штраусу и Немуру удалось провести научный эксперимент, в ходе которого были повышены умственные способности центрального персонажа Чарли Гордона, который с рождения был умственно отсталым человеком. Первоначальные результаты научного эксперимента действительно поражают: с каждым днем Чарли Гордон становился умнее. Теперь он имел возможность жить обычностью жизнью, которой он был лишен. Лишь в тридцатидвухлетнем возрасте главный герой мог понимать окружающую действительность и общаться с другими людьми как с равными. Д. Киз показывает, что Чарли Гордон благодаря оперативному вмешательству получил те возможности, которые всю его жизнь были скрыты от него.

Однако в романе выражается мысль о том, что проекты научно-технического прогресса могут принести человечеству не только пользу, но и вред. Докторам Штраусу и Немуру удается повысить интеллектуальные способности Чарли Гордона, но то, что они повышаются с каждым днем, становится для центрального персонажа настоящим несчастьем. Он вновь теряет возможность общаться с окружающими его людьми, но если раньше он не дотягивал до умственного развития других, то теперь остальные люди казались Чарли Гордону глупцами. Ставшему гением главному герою было сложно найти общий язык с людьми со средними умственными способностями. Из-за этого, а также из-за того, что Чарли Гордон понимал психологию людей, он не мог стать счастливым, так как окружающая действительность была слишком несовершенной, что не могло не беспокоить главного героя. В романе описаны внутренние переживания главного героя, который вспомнил, как все детство стремился стать умным, чтобы мать гордилась им, чтобы она никогда не попрекала его и не злилась на него.

Еще больший вред научный эксперимент принес для Чарли Гордона, когда тот резко начал терять появившиеся в результате операции умственные способности. Как центральный персонаж быстро стал гением, так же быстро он вернулся в прежнее состояние. Автор показывает, что научный эксперимент сначала дал человеку шанс на обычную жизнь, а затем отобрал его. Пытающиеся бороться с самой природой Чарли Гордона доктора Штраус и Немур не смогли одержать победу, только причинив подопытному внутренние терзания во время эксперимента.

Вывод

Таким образом, научно-технический прогресс имеет как ряд «плюсов», связанных с удобством для человечества, так и ряд «минусов», с которыми связаны риски человечества столкнуться с серьезнейшими экологическими и нравственными проблемами.





Дополнительные материалы по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»:

  • Примеры сочинений по направлению «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»




  • Многомудрый Литрекон сегодня рассуждает о том, всегда ли положительно влияние технического прогресса? Итоговое сочинение поможет Вам разобраться в теме. Приятного просвещения!

    Вариант 1

    (361 слово) Как известно, технический прогресс делает нашу жизнь более комфортной и безопасной. Благодаря ему каждый из нас может достичь процветания, ведь совершенствуются орудия труда, условия быта, экономические инструменты и так далее. Однако порой новые достижения приносят людям не пользу, а вред или даже настоящую катастрофу. Такие примеры часто становятся объектами изображения для писателей.

    Вспомним рассказ М.А. Булгакова «Собачье сердце». Главный герой совершил уникальное научное открытие: с помощью пересадки органов он превратил собаку в человека. Его достижение облетело все уголки земного шара, слава профессора стала мировой. Его чествовали и поздравляли, ведь его методика расширяла границы медицины и позволяла помочь тому, кто раньше считался обреченным. Однако со временем Филипп Филиппович понял, что совершил ошибку, а не прорыв. Шариков, несмотря на внешние характеристики, так и не стал полноценным человеком. Зато теперь он мог вредить людям и начал со своего создателя. Его существование ставило под угрозу мир, который мог превратиться в место обитания для неполноценных человекоподобных существ, ненавидящих всех и вся, кроме себя. И Преображенский повернул свой эксперимент вспять. Шариков стал Шариком и прекратил издеваться над людьми. А ученый понял, что не всегда положительно влияние прогресса. Иногда оно может и навредить, если последствия опыта не продуманы как следует.

    Настоящую катастрофу в результате технического прогресса показал М.А. Булгаков в произведении «Роковые яйца». Профессор Персиков создал луч, который многократно увеличивал размеры, плодовитость, выносливость, аппетит и, как выяснилось позже, уровень агрессии живых организмов. Но ему не дали изучить открытие до конца. Власть имущие распорядились сразу же внедрить изобретение на производстве. Заведующий колхоза Рокк не стал вникать в дело и просто применил луч, перепутав куриные яйца со змеиными. В результате появились чудовища, которые разгромили город и съели все на своем пути. Мутанты росли с непостижимой быстротой и бросались на все и всех, кого замечали. Для борьбы с ними пришлось вводить армию. И таковы последствие прогресса, которые никак нельзя назвать положительными. Они вполне могут быть, если люди будут столь же безответственно подходить к нововведениям в технической области.

    Таким образом, технический прогресс — это, конечно, благо, но не стоит забывать о возможных рисках и плохих последствиях любого изобретения. Важно минимизировать угрозы и быть готовыми к устранению проблем. Далеко не всегда влияние новых научных достижений положительно, и это следует помнить всем нам.

    Вариант 2

    (395 слов) Технический прогресс необходим человеку для выживания и развития, однако порой он оказывается негативным, а то и вовсе опасным явлением, которое имеет разрушительные последствия. Сколько экологических бедствий и техногенных катастроф уже пережила наша планета! Этого ужасного опыта должно было быть достаточно для всех следующих поколений, но мы по-прежнему не внимаем голосу рассудка и продолжаем безответственно относиться к своему будущему. А ведь отечественные и зарубежные писатели уже не раз предупреждали нас о возможном отрицательном воздействии технологий на состояние людей и окружающей среды. 

    Обратимся к повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Жители отдаленного села вынуждены навсегда покинуть свои дома, потому что их малую родину скоро затопят. На ее месте построят гидроэлектростанцию, которая так необходима для развития промышленности и новых городов. С одной стороны, это благо для региона, но с другой, далеко не всем людям хочется покидать родной дом на склоне лет и начинать все заново. Пожилые обитатели Матеры против насильственного переезда, но местная власть их не слушает. Напротив, всеми силами Воронцов и его сподвижники пытаются испортить жизнь людей и вынудить их покинуть остров. Они даже разоряют кладбище, чтобы у старушек не было больше памяти, связывающей их с родной землей. Конечно, прогресс предъявляет нам свои требования, но нельзя же из-за него третировать человека и попирать его права. Мы забываем, для кого нужны все эти технологии, и получается, что слуга становится важнее господина. Это одно из самых часто встречающихся негативных аспектов развития цивилизации.

    Еще более мрачную картину нарисовал Умберто Эко в рассказе «Оно». Ученый создал уникальное оружие, которое он планировал использовать в мирных целях. Однако к нему пришел генерал и потребовал, чтобы Оно сыграло роль оружия в борьбе с врагами. Изобретатель заявил, что не отдаст свое детище и не позволит применить его в качестве источника смерти и разрухи. Тогда генерал выхватил камень, наделенный чудовищной силой, и убил Ка. «Первый» — прошептал он в упоении. Этот рассказ заставляет задуматься о том, что часто даже самые благие намерения оборачиваются бедами для людей. Технические новшества становятся оружием для истребления «врагов», которыми быстро становятся все инакомыслящие и несогласные с тиранией. В результате прогресс делает возможным массовое убийство, и это никак нельзя назвать положительным влиянием цивилизации.

    Таким образом, технический прогресс несет в себе не только возможности, но и угрозы, которые важно учитывать при составлении плана действий. Нельзя допускать, чтобы новые научные достижения становились орудиями в руках беспринципных и безответственных людей. Иначе то, что призвано помочь и улучшит, станет инструментом для всеобщего разорения и разрушения.

    Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

       Цивилизация и технологии прочно входят в нашу жизнь. Современное общество требует прогресса. Но чтобы быть готовым воспринять новое, нужно быть готовым разрушить то, что уже устарело. Молодым чаще  всего это сделать проще,чем старшему поколению, ведь пожилые люди куда сложнее воспринимают новинки в технологическом развитии человечества.
      Безусловно, прогресс-это важная часть современного общества,но он должен приносить пользу, а не разрушать  то, что дорого людям. Если этого не произойдет, то техническое развитие приведет к необратимым  последствиям: к потере связи с одной землей,к душевной боли и страданиям людей.
      Вспомним повесть В. Распутина «Прощание с  матерой». В произведении показана судьба острова Матера. Это чудесное,богатое, плодородное место неизбежно будет затоплено, так как на реке возводят плотину для постройки ГЭС. «Вода в реке и речках поднимется и разольется, затопит, конечно, и Матеру», поэтому у материнцев нет выбора. цивилизация вынуждает их прощаться с островом,  расставаться с родной землей, и это приносит им боль и страдания. Старухи пытаются спасти Матеру, искренне противятся приходящему технического прогрессу, ведь каждый материнец понимает,что жизнь без родины будет пустой, потому что для них их остров,их деревня- это мать, вскормившая и взрастившая их как родных детей. В.Распутин показывает нам, как техническое развитие разрушает жизнь старых жителей.
      Размышляя о том, каким же все-таки должен быть технический прогресс,можно вспомнить произведение И. Бунина «Господин из Сан-Франциско». приведу второй тезис. Технический прогресс должен приносить пользу, улучшать жизнь богатых людей, позволяя им наслаждаться комфортом в путешествии. Данная сторона прогресса очень ярко раскрывается на примере корабля «Атлантида», представленного в рассказе И. Бунина. Главный герой хочет отдохнуть и поэтому отправляется в путешествие на огромном современном пароходе, который представляет собой «громадный отель со всеми удобствами-с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой».  Писатель показывает, что прогресс позволяет людям наслаждаться роскошью,жизнью, чувствовать себя максимально комфортно,находясь  даже посреди океана.
       Таким образом, технический прогресс-это все же важная часть жизни современного общества. Но я думаю, что каждому из нас хотелось бы, чтобы цивилизация шла только на пользу и не доставляла  дискомфорта, меняя устои жизни старых людей, потому что это неизбежно ведет к душевному разладу, к разладу с самим собой. Технический прогресс будет хорош лишь в том  случае, когда он упрощает нашу жизнь,наполняя  ее удобствами и роскошью.
    Аня.
    Уважаемые, коллеги, проверьте, пожалуйста, сочинение моей ученицы.

    Здравствуйте, Аня!

    Ваше сочинение соответствует требованиям в части самостоятельности, объема, опоры на литературные аргументы.

    В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

    К1 (соответствие теме) + 1  балл.

    К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

    Произведения прокомментированы в аспекте заданной темы.

    Первый аргумент иллюстрирует часть тезиса, эпизод из литературного произведения пояснен, присутствуют элементы проблемно-смыслового анализа. Аргумент засчитан.

    Второй аргумент содержит упоминание о литературном произведении вне связи с тезисом, произведение не осмысливается в проблемном ключе, не показана идейная специфика рассказа «Господин из Сан-Франциско». Аргумент не засчитан.

    К3 (логика и композиция) + 1 балл

    Аня, к сожалению вынуждена отметить, что логика вашего рассуждения далеко не безупречна. Вы толком не ответили на вопрос «каким должен быть технический прогресс?», пытаясь рассуждать на другую тему — положительные и отрицательные стороны прогресса.

    Отсюда противоречащие друг другу суждения в сочинении:

    Но чтобы быть готовым воспринять новое, нужно быть готовым разрушить то, что уже устарело.

    противоречие:

    прогресс-это важная часть современного общества,но он должен приносить пользу, а не разрушать  то, что дорого людям.

    Так надо или не надо разрушать? Непонятно.

    Ошибки

    Технический прогресс должен приносить пользу, улучшать жизнь богатых людей, позволяя им наслаждаться комфортом в путешествии.

    Из вашего тезиса следует недостоверное утверждение о том, что технический прогресс предназначен для улучшения жизни только богатых людей, это не совсем корректно. Прогресс влияет как на бедных, так и на богатых.

    Старухи пытаются спасти Матеру, искренне противятся приходящему технического прогрессу, ведь каждый материнец понимает,что жизнь без родины будет пустой, потому что для них их остров,их деревня- это мать, вскормившая и взрастившая их как родных детей. В.Распутин показывает нам, как техническое развитие разрушает жизнь старых жителей.

    Здесь наблюдается некоторая непоследовательность. Сначала вы пишете, что Матеру пытаются спасти старухи. Потом говорите, что каждый обитатель Матеры (а не только старухи) понимал, что жизнь без Родины пуста. А потом снова ограничиваете круг пострадавших от затопления, упоминая о старых жителях. Нечетко выражена мысль.

    Таким образом, технический прогресс-это все же важная часть жизни современного общества.

    Это  выражение употреблено неуместно, т.к. до сих пор вы не приводили обратных суждений, т.е. не сомневались в важности технического прогресса.

    Но я думаю, что каждому из нас хотелось бы, чтобы цивилизация шла только на пользу и не доставляла  дискомфорта, меняя устои жизни старых людей, потому что это неизбежно ведет к душевному разладу, к разладу с самим собой.

    Почему, если изменятся устои жизни старых людей, это приведет к разладу с самим собой? О ком здесь идет речь относительно внутреннего разлада? Непонятно. Связи между предложениями нет.

    Технический прогресс будет хорош лишь в том  случае, когда он упрощает нашу жизнь,наполняя  ее удобствами и роскошью.

    Весьма противоречивый вывод, он  опровергает ваши же аргументы из произведения «Прощание с Матерой». Строительство ГЭС привело к упрощению жизни, стало удобнее людям, комфортнее… В чем же тогда негативное влияние технического прогресса?

    К 4 (речь)+ 1 балл

    Речь в целом грамотная, выразительная, конструкции разнообразны. Но нужно избавляться от повторов.

    Ошибки

    В.Распутин показывает нам, как техническое развитие разрушает жизнь старых жителей.

    Тавтология.

    К5 (грамотность) + 1 балл

    Ошибки

    Орфография

    Вспомним повесть В. Распутина «Прощание с  матерой»

    Географическое название пишется с большой буквы.

    И. Бунина «Господин из Сан-Франциско». приведу второй тезис.

    Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

    Пунктуация

    «Вода в реке и речках поднимется и разольется, затопит, конечно, и Матеру», поэтому у материнцев нет выбора. цивилизация вынуждает их прощаться с островом,  расставаться с родной землей, и это приносит им боль и страдания.

    Вместо точки должна быть запятая (допустимо также тире в этом месте или двоеточие).

    Старухи пытаются спасти Матеру, искренне противятся приходящему технического прогрессу, ведь каждый материнец понимает,что жизнь без родины будет пустой, потому что для них их остров,их деревня- это мать, вскормившая и взрастившая их ЗПТ как родных детей.

    Пропущена запятая перед как.

    Грамматика

    Старухи пытаются спасти Матеру, искренне противятся приходящему технического прогрессу, ведь каждый материнец понимает,что жизнь без родины будет пустой, потому что для них их остров,их деревня- это мать, вскормившая и взрастившая их как родных детей.

    Нарушение согласования. Правильно: техническому.

    Технический прогресс будет хорош лишь в том  случае, когда он упрощает нашу жизнь,наполняя  ее удобствами и роскошью.

    Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

    Общий вывод по работе

    Итак, Аня, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой рассуждения и над аналитической частью.

    Удачи!

    Литературные произведения для итогового сочинения 2021-2022

    Литература к направлению итогового сочинения человек путешествующий: дорога в жизни человека

    • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
    • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    • А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Метель»
    • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
    • Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
    • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
    • А.П. Чехов «Остров Сахалин»
    • Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
    • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
    • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
    • М. Горький «Фома Гордеев», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», «Старуха Изергиль»
    • И.А. Гончаров «Обломов», «Паллада»
    • И.С. Тургенев «Записки охотника»
    • Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
    • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
    • Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
    • М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека»
    • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
    • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
    • Ч.Т. Ай, «И дольше века длится день»
    • В.А. Обручев «Земля Санникова»
    • В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
    • И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка»
    • Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
    • М.М. Пришвин «Путешествие»
    • А.П. Платонов «Жена машиниста»
    • В.А. Каверин «Два капитана»
    • К. Булычёв цикл «Приключения Алисы»
    • А. Грин «Алые паруса»
    • Н.Н. Миклухо-Маклай «Путешествия»
    • Гомер «Одиссея», «Илиада»
    • А. Данте «Божественная комедия»
    • Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
    • Д. Дефо «Робинзон Крузо»
    • Дж. Керуак «В дороге»
    • О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
    • Дж. Толкин трилогия «Властелин колец»
    • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
    • К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии»
    • Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
    • Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
    • Ф. Купер «Следопыт», «На суше и на море»
    • Дж. Даррелл (любое произведение, например, «Моя семья и другие животные»)
    • Дж. Лондон «Мартин Иден», «Морской волк», «Дорога», «Сердца трёх» и многие другие.
    •  Дж. Барри серия «Питер Пэн»
    • Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
    • М. Сервантес «Дон Кихот»
    • У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
    • Ч. Диккенс «Рождественская песнь», «Большие надежды»
    • У. Грум «Форрест Гамп»
    • Д. Митчелл «Облачный атлас»
    • Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

    Литература к направлению итогового сочинения цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

    • М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце»
    • Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
    • В.П. Астафьев «Царь-рыба»
    • Е.И. Замятин «Мы»
    • И.А. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы»
    • Т.Н. Толстая «Кысь»
    • В.О. Пелевин «Generation “П”»
    • А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Полдень, XXII век»
    • А. Азимов «Позитронный человек», цикл «Основание»
    • Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»
    • Г. Каспаров «Человек и компьютер»
    • А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
    • О. Хаксли «О дивный новый мир»
    • Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул гром», «Все лето в один день» и др.
    • К. Воннегут «Колыбель для кошки»
    • С. Лем «Солярис»
    • Дж. Оруэлл «1984»
    • К. Исигуро «Не отпускай меня»
    • Э. Вейер «Марсианин»
    • Д. Киз «Цветы для Элджернона»
    • В. Рот «Дивергент»
    • Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
    • Ю. Харари «21 урок для XXI века»
    • Т. Чан «История твоей жизни»
    • Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
    • О.С. Кард «Игра Эндера»
    • С. Коллинз «Голодные игры»
    • Д. Митчелл «Облачный атлас»
    • Ж. Верн «20000 лье под водой»
    • Г. Уэллс «Машина времени»
    • М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
    • Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

    Литература к направлению итогового сочинения преступление и Наказание – вечная тема

    • А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
    • А. Камю «Посторонний»
    •  А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
    • А. Островский «Гроза»
    •  А.А. Ахматова «Реквием»
    •  А.А. Блок «Двенадцать»
    • А.В. Иванов «Тобол»
    • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
    • А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ»
    • А.И. Солженицын «В круге первом»
    • А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга»
    • А.Н. Островский «Гроза»
    • А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся»
    • А.Н. Толстой «Петр I»
    • А.П. Платонов «Чевенгур»
    • А.П. Чехов «Злоумышленник»
    • А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам»
    • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
    • А.С. Пушкин «Медный всадник»
    • А.С. Пушкин «Памятник»
    • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
    • А.Т. Твардовский «По праву памяти»
    • Б.Л. Васильев «Завтра была война»
    • Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
    • Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
    • В. Быков «Обелиск».
    • В. Гюго «Отверженные»
    • В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
    • В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
    • В.А. Каверин «Два капитана»
    • В.А. Каверин «Открытая книга»
    • В.А. Чивилихин «Память»
    • В.В. Быков «Обелиск»
    • В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
    • В.Г. Ян «Чингиз-хан. Батый. К последнему морю»
    • В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
    • В.И. Аксенов «Таинственная страсть»
    • В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
    • В.П. Астафьев «Царь-рыба»
    • В.П. Катаев «Трава забвения»
    • В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
    • В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама»
    • В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
    • Ги де Мопассан «Пышка»
    • Д. Митчелл «Облачный атлас»
    • Дж. Лондон «Мартин Иден»
    • Дж. Оруэлл «1984»
    • И. Стоун «Жажда жизни»
    • И. Тургенев «Муму»
    • И.А. Бродский «Посвящается стулу»
    • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
    • И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
    • К. Булычев «Город без памяти»
    • Л. Андреев «Иуда Искариот»
    • Л. Андреева «Предстояла кража»
    • Л. Лоури «Дающий»
    • Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
    • Л.Н. Андреев «Рассказ о семи повешенных»
    • Л.Н. Толстой «Война и мир»
    • М.А. Булгаков «Белая гвардия»
    • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    • М.А. Шолохов «Поднятая целина»
    • М.А. Шолохов «Родинка»
    • М.А. Шолохов «Тихий Дон»
    • М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
    • М.Ю. Лермонтов «Бородино»
    • М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
    • Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

    Литература к направлению итогового сочинения книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

    • А.С. Пушкин «Об искусстве», «Моцарт и Сальери»
    • М.И. Цветаева «Об Искусстве»
    • М.Ю. Лермонтов: Творческое наследие и современная театральная культура
    • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
    • Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
    • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
    • А.И. Куприн «Гамбринус»
    • К.Г. Паустовский «Золотая роза»
    • Н.В. Гоголь «Портрет»
    • А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
    • Л.Н. Толстой «Альберт»
    • М.А. Осоргин «Записки старого книгоеда»
    • Д.А. Гранин «Картина»
    • В.В. Набоков «Дар»
    • М. Горький трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»
    • Д. Быков «Советская литература»
    • З. Прилепин «Книгочет», «Именины сердца. Разговоры с русской литературой»
    • Е.И. Замятин «Мы»
    • Д. Мережковский «Вечные спутники»
    • У. Эко «О литературе»
    • С. Моэм «Искусство слова: о себе и других»
    • Г. Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
    • П. Вайль, А. Генис «Родная речь: Уроки изящной словесности»
    • С. Лем «Мой взгляд на литературу»
    • П. Зюскинд «Литературная амнезия»
    • Ф. Бегбедер «Конец света: первые итоги»
    • Р. Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»
    • М. Зусак «Книжный вор»
    • О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве»
    • Г. Миллер «Книги в моей жизни»
    • Г. Гессе «Магия книги»

    Литература к направлению итогового сочинения кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

    • М.Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове…»
    • Н.С. Лесков «Левша»
    • Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
    • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
    • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    • А.С. Пушкин цикл «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
    • Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
    • Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
    • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
    • Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»
    • М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Господа Головлевы»
    • А.Н. Островский «Лес», «Свои люди-сочтемся», «Бедность не порок»
    • И.С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
    • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Мальчик у Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
    • В.Г. Короленко «В дурном обществе»
    • М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди»
    • Н. Носов серия книг о Незнайке
    • И.А. Гончаров «Обломов»
    • А.П. Чехов «Маска», «Дуэль», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска», «Человек в футляре»
    • И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
    • М.А. Булгаков «Собачье сердце»
    • А.Н. Толстой «Петр Первый»
    • Е.И. Замятин «Мы»
    • Стихотворения Ахматовой, Цветаевой, Блока, Есенина, Маяковского, Пушкина, Некрасова, Тютчева, Фета и др.
    • А.П. Платонов «Котлован»
    • Т. Мор «Утопия»
    • Платон «Государство»
    • Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»

    Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

    28.10.2021 15:33:18

    Автор: Дарья Молчанова


       Станислав Ежи Лец считает, что с развитием общества, появлением новых технологий люди забываю свои духовные ценности, нравственные качества. Я согласно с мнением автора. Люди, пытаясь сделать свою жизнь более удобной, перестают думать о других, стремятся к ненастоящему счастью, не наслаждаются жизнью. В правильности такой точки зрения мня убеждает литература.
       Вспомним произведение В. Распутина «Прощание с Матерой». Для строительства гидроэлектростанции необходимо было затопить остров. Триста лет люди жили в деревне, сменились много поколений. Там были их дома, кладбище, где похоронены их родные. Образ жизнь людей был похож: они много трудились по хозяйству, в их жизни были редкие радости. Но они любили родную землю, для них воздух был целебным, а когда узнали про затопление острова, то старики до конца сохраняли «живой дух» деревни. Не только для власти, но и для молодого поколения строительство электростанции оказалось важнее, чем устои и ценности жителей. Они разоряли кладбища и сжигали дома.
       Таким образом, человек, стремясь к цивилизации, забывает о духовных ценностях. Распутин показал, как ради своих удобств люди готовы у других забирать дома, разрушать все то, что строилось веками, топить могилы близких.
       Обратимся к произведению И. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Для главного героя был важен комфорт жизни, высокий статус и уважение общества. Для их достижения он забыл о семье, об отдыхе, работал не покладая рук и отказывал себе в удовольствиях. Когда достиг мечты, почувствовал счастье и стал наслаждаться удобствами жизни. Господин не восхищался красотой, ему неинтересно было посещать достопримечательности, а только хотел поесть и отдохнуть на удобном кресле.
       Таким образом, господин променял такие ценности как любовь к родным, счастье, интерес к новому и прекрасному на материальные удобства. Потеряв духовные ценности, он потерял себя, свою индивидуальность. А когда умер, никто не вспомнил его имени.
       Подводя итоги, можно сделать вывод, что люди меняют ценности на удобства современной цивилизации , забывая старые устои, традиции. Они переосмысливают взгляды и цели, стремятся к мнимому счастью,


    Здравствуйте, Дарья!

    Вам удалось создать работу, отвечающую требованиям ИС. Вы грамотны, владеет речью.

    В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

    К1 (соответствие теме) + 1 балл.
    Тема раскрыта. Во вступлении ответ на вопрос дан.

    К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

    Аргументы иллюстрируют ключевой тезис сочинения. Предпринята попытка осмысления произведений в аспекте заявленной темы.
    Понимание произведений поверхностное, есть фактические ошибки.

    Для их достижения он забыл о семье, об отдыхе, работал не покладая рук и отказывал себе в удовольствиях. Когда достиг мечты, почувствовал счастье и стал наслаждаться удобствами жизни. Господин не восхищался красотой, ему неинтересно было посещать достопримечательности, а только хотел поесть и отдохнуть на удобном кресле.

    Разве герой забыл о семье? Он везёт её в путешествие.
    «Работал не покладая рук» Он или наёмные рабочие?
    «Он работал не покладая рук, — китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит!»

    Господин не восхищался красотой, ему неинтересно было посещать достопримечательности, а только хотел поесть и отдохнуть на удобном кресле.

    «…ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения».

    Потеряв духовные ценности, он потерял себя, свою индивидуальность.

    А она была?

    А когда умер, никто не вспомнил его имени.

    Когда геролй умер, автор ВПЕРВЫЕ говорит о нём как о личности, человеке. Вы поняли позицию автора очень поверхностно.

    К3 (логика и композиция) + 1 балл

    Попытка выдержать структуру силлогизма ТЕЗИС-ДОВОД-ВЫВОД есть.
    Прочитайте мои рекомендации по композиции ИС.

    Они разоряли кладбища и сжигали дома.
       Таким образом, человек, стремясь к цивилизации, забывает о духовных ценностях. Распутин показал, как ради своих удобств люди готовы у других забирать дома, разрушать все то, что строилось веками, топить могилы близких.

    Не нужен новый абзац: вводная конструкция подводить итог сказанному.
    Вывод категоричен. Всегда ли так бывает? Разве это закономерность? Когда так происходит?

    Распутин показал, как ради своих удобств люди готовы у других забирать дома, разрушать все то, что строилось веками, топить могилы близких.
      Нет перехода от одного аргумента к другому. Обоснуйте, почему именно этот рассказ И.А.Бунина Вы берёте (жанр произведения, если знаете, лучше указать).  Обратимся к произведению И. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

    Господин не восхищался красотой, ему неинтересно было посещать достопримечательности, а только хотел поесть и отдохнуть на удобном кресле.
       Таким образом, господин променял такие ценности как любовь к родным, счастье, интерес к новому и прекрасному на материальные удобства.

    Один абзац.
    Нарушение абзацного членения.  

    А когда умер, никто не вспомнил его имени.

    И?.. Нет микровывода. Вернитесь к ключевым словам темы.

    1.Подводя итоги, 2.можно сделать вывод

    1=2, клише с логической ошибкой

    Подводя итоги, можно сделать вывод, что люди меняют ценности на удобства современной цивилизации , забывая старые устои, традиции. Они переосмысливают взгляды и цели, стремятся к мнимому счастью,

    Вывод ПОВТОРЯЕТ сказанное, а нужно обобщить, подвести итог.

    К 4 (речь)+ 1 балл

    Ошибки

    люди забываю свои духовные ценности, нравственные качества

    Рекомендация: неуместно использованное слово: вызывает размышления. Может быть, тогда лучше построить так: забывают о…
    Удалите это слово- сочинение выгодает.

    При употреблении однородных членов появилась лексическая несочетаемость: забывают нравственные качества. Это как?

    Триста лет люди жили в деревне, сменились много поколений. Там были их дома, кладбище, где похоронены их родные.

    Где?

    Образ жизнь людей был похож: они много трудились по хозяйству, в их жизни были редкие радости. Но они любили родную землю, для них воздух был целебным, а когда узнали про затопление острова, то старики до конца сохраняли «живой дух» деревни. Не только для власти, но и для молодого поколения строительство электростанции оказалось важнее, чем устои и ценности жителей. Они (устои и ценности?) разоряли кладбища и сжигали дома.

    К5 (грамотность) + 1 балл

    Ошибки

    Пунктуация

    Они переосмысливают взгляды и цели, стремятся к мнимому счастью, ТЧК

    Грамматика

    сменились много поколений

    много поколений (что сделалО?) сменилОсь

    Образ жизнь людей был похож

    похож НА?
    или схож

    а когда узнали про затопление острова, то старики до конца сохраняли «живой дух» деревни.

    лишнее

    отдохнуть на удобном кресле

    в

    Я согласно с мнением автора
    мня убеждает

    Опечатки

    Общий вывод по работе

    Итак, Дарья, Ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над глубиной анализа проивзедений (следите за точностью позиции автора), композицией и грамматикой.

    Удачи!

    Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

    Итоговый балл — 5 Зачёт

  • Распространение или распространение как пишется
  • Распросы или расспросы как пишется
  • Распредели героев сказки ашик кериб по группам нейтральные персонажи
  • Распредели героев сказки о мертвой царевне и семи богатырях по группам 4 класс ответ
  • Распредели героев сказки о мертвой царевне и семи богатырях по группам положительные герои сказки