Примерные темы итогового сочинения 2022 и литература к каждому тематическому направлению.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
- Каким
путём человек идёт к самому себе? - Какие
цели важно ставить на жизненном пути? - Что
значит «жизнь прожить – не поле перейти»? - Возможен
ли жизненный путь без ошибок? - Как
путешествия меняют человека? - Зачем
люди отправляются в путешествие? - Почему
говорят: «дорогу осилит идущий»? - Путешествие
— способ познания себя и мира. - Какие
ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? - Могут
ли мечты быть помощью на жизненном пути? - Согласны
ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор? - Что
значит «идти в ногу со временем»? - Как
прожить жизнь счастливо?
Литература:
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.А. Бунин «Человек из Сан-Франциско»
А.П. Чехов «Крыжовник» и др.рассказы
М. Горький «На дне»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
М. Шолохов «Судьба человека»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить
хорошо»
Цивилизация и технологии – спасение, вызов
или трагедия?
- Можно
ли обойтись без науки в современном мире? - Должен
ли ученый нести ответственность за научное открытие? - Меняются
ли люди в условиях технического прогресса? - Как
на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? - Каким
должен быть технический прогресс? - К
чему могут привести научные открытия? - Меняются
ли люди в условиях технического прогресса? - Кому
в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и
риски цивилизации? - Какие
вызовы несут в себе достижения цивилизации? - Как
повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение? - Какие
опасности таит в себе технический прогресс? - Что
значит «разумное использование технологий»? - Что
в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса? - Что
важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое
общение? - Почему
многие люди боятся достижений цивилизаций? - Что
значит быть современным? - Как
в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Литература:
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Е. Замятин «Мы»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Дж. Оруэлл «1984»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
А.П. Чехов «Крыжовник»
Преступление и Наказание – вечная тема
- Что
значит быть совестливым человеком? - Нужно
ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль? - Что
можно считать преступлением? - Война
— преступление или подвиг? - В
чём различие между ошибкой и преступлением? - В
чем опасность преступлений? - Должен
ли человек нести ответственность за свои поступки? - Как
совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? - Следует
ли хранить веру в доброе начало каждого человека? - Почему
важны оправдательные приговоры? - Может
ли преступление быть оправдано? - Совместимы
ли гений и преступление? - Нужно
ли быть милосердным к преступникам? - Зачем
анализировать поступки, которые уже нельзя исправить? - Что
помогает человеку искоренять зло в себе? - Как
могут добро и зло сочетаться в одном человеке? - Каковы
могут быть причины преступлений? - Почему
за преступлением следует наказание? - Сила
или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок? - Свобода
и ответственность в жизни человека. - Как
может совершенное зло повлиять на жизнь человека? - Можно
ли искупить свою вину?
Литература
Ф.М. Достоевский «Преступление и
наказание», «Идиот»
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
Л.Н. Толстой «Воскресение»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
А.Н. Островский «Гроза»
Книга (музыка, спектакль, фильм) – про
меня
- Какая
книга помогла Вам лучше понять себя? - Какую
книгу я считаю величайшим достижением культуры? - Как
Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить,
что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)? - «Где
не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких
произведениях можно найти подтверждение этой мысли? - Какую
роль чтение художественной литературы играет в становлении личности? - Кумиры
моего поколения: какие они? - Что
добавляет читательский опыт жизненному опыту? - Чтение
какой книги потребовало от Вас душевной работы? - В
какой книге изображён портрет современного поколения? - Какие
вопросы волнуют человека в любую эпоху? - Как
повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение? - Какие
добрые чувства пробуждает в человеке литература? - Какие
произведения искусства делают вас счастливым? - Какие
вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением
времени? - Похожи
ли мои ровесники на молодёжь былых времён? - Какие
черты ваших сверстников Вы считаете типичными? - Что
мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Литература:
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.Н. Островский «Бесприданница»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
Рассказы
Ваша любимая книга (книги)
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос
гражданина
- Всегда
ли общество ценит достойных людей? - Нужны
ли перемены современному обществу? - Что
такое общественная справедливость? - Бывает
ли общественное мнение ошибочным? - Как
связаны человек и государство? - Какие
перемены опасны в обществе и государстве? - Что
важнее: личное счастье или благополучие Родины? - Что
значит быть авторитетным человеком в обществе? - Когда
человек может чувствовать себя хорошо в обществе? - Какого
человека можно назвать гражданином? - В
чем и когда проявляется патриотизм? - Какими
качествами должен обладать счастливый человек? - Что
такое репутация человека в обществе? - Что
значит «быть в ладу с самим собой»? - Почему
человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него? - Может
ли один человек изменить общество? - Как
не потерять себя, добиваясь успеха в обществе? - Всегда
ли нужно прислушиваться к общественному мнению? - Что
лучше: быть как все или выделяться из толпы? - Как
человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Литература:
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Поэзия Маяковского, Ахматовой и др.
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить
хорошо»
Н.В. Гоголь «Ревизор», «Тарас Бульба»
Военная проза
Человек путешествующий:
дорога в жизни человека
Поэма М.
Лермонтова «Мцыри»
Главный
герой:
Мцыри, монах, грузинка, барс.
Мцыри
сидел в заточении и мечтал о свободе. Он представлял, как вернётся на Родину
и будет счастлив. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных
исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк
и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые
горизонты.
Александр
Сергеевич Грибоедов пьеса «Горе от ума».
Герои:
Александр
Андреевич Чацкий, Павел Афанасьевич Фамусов, Софья
Фамусова, Алексей Молчалин, Скалозуб, Лизанька
3 года
«странствий по свету», хорошее образование, оказали огромное влияние на
мировоззрение главного героя. Если бы Чацкий не отправился за границу, он бы
остался близок с Софьей, так как стал бы типичным представителем
«фамусовского общества».
Путешествия расширили кругозор Чацкого
и сделали его совершеннее.
Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны
комфорта и не пробует что-то новое.
Роман
Ивана Александровича Гончарова «Обломов».
Герои: Илья Ильич
Обломов, Ольга Сергеевна Ильинская, Андрей Иванович Штольц,
Илья
Ильич мечтает о том, как поедет за границу, будет путешествовать, у него
окажутся жена-красавица и дети. Но мечты трудноосуществимы, поскольку Обломов
не строит никаких планов, не предпринимает какие-либо действия. Воображаемая
дорога дарила покой и радость, а реальная дорога вызвала лишь негативные
чувства.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
Герои: Петр Андреевич Гринев, Марья Ивановна Миронова,
Архип Савальев (Савельич), Алексей Иванович Швабрин, капитан Миронов.
Гринев уехал из
родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и
нашел свою судьбу.
Максим Горький «Старуха Изергиль».
Герои: Старуха Изергиль, Ларра,
Данко.
Данко решил, что необходимо браться за дело и
добиваться решения проблемы. Он пожертвовал собственной жизнью ради
счастья и свободы целого народа. Как бы люди
не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно
пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным
им на достижение успеха.
Максим Горький пьеса «На дне».
Герои: Сатин,
Бубнов, Актер, Васька Пепел, Наташа, Клещ, Анна, Барон, Настя, Квашня,
Алешка, Кривой Зоб и Татарин («кривая дорожка»).
Жители
костылевской ночлежки мирятся с тем положением, в котором они оказались из-за
нежелания что-либо менять. Одни герои с рождения живут бессмысленной жизнью,
но есть и те, которые раньше жили весьма неплохо, однако даже они не хотят
ничего делать для того, чтобы вернуть свое прежнее положение. Все герои выбрали вариант попроще и побыстрее — это и есть
«кривая дорожка», ведь она ведет к цели ценой отказа от своих правил и
установок.
Иван Алексеевич Бунин рассказ
«Господин из Сан-Франциско».
Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.
Всю жизнь он стремился к богатству, примером
для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же
благополучия. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец,
пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие.
Михаил Александрович Шолохов роман-эпопея «Тихий Дон».
Герои: Григорий Пантелеевич
Мелехов, жена Наталья, Аксинья Астахова.
Новые
знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной
и незрелой. Смятения
в душе сопровождали многих людей, на жизнь которых повлияла Гражданская
война. Григорий: «От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как
навоз в проруби».
Михаил Александрович Шолохов рассказ «Судьба
человека».
Герои: Андрей Соколов, жена Ирина, дети
Анатолий, Настенька и Олюшка.
Особое внимание в рассказе уделяется описанию
жизненного пути центрального персонажа Андрея Соколова. Одним из главных
военных испытаний был плен у немцев. Но самая болезненная трудность, которая
настигла Андрея Соколова, заключалась в том, что он потерял тех, кто был ему
дорог-свою семью.
Антон Павлович Чехов рассказ
«Крыжовник»
Герои: Николай
Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский,
Буркин (друг И.И.), Павел Алехин.
Николай Иванович всю
жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Чтобы осуществить
задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом.
Автор описал путь к цели,
который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович пришел к
своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Идя к своему идеалу по
головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией
дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела
человека к нравственному падению, а не триумфу.
Повесть А.И. Куприна «Олеся».
Герои: Иван, Олеся, Мануйлиха.
Иван поехал в Полесье для поиска материала
для повести или романа. Он познакомился с Олесей и полюбил ее, получив много
ярких впечатлений. В поездке человек узнает себя лучше, и новые сведения об
окружающем мире расширяют горизонты личности, помогают определить дальнейшие
пути развития.
Николай Васильевич Гоголь, поэма «Мертвые души».
Герои: Павел Иванович Чичиков, Господин Манилов, Настасья Петровна
Коробочка, Господин Ноздрёв, Михаил Семёнович Собакевич, Степан Плюшкин.
Павел Иванович Чичиков ездил по
окрестностям города, чтобы договориться с помещиками о фиктивной покупке
крестьян, которые уже умерли. Новые впечатления и открытия заставляли его
задумываться о своем будущем. Приобретенные сведения и опыт помогли бы герою
и дальше развивать свою авантюру, если бы его не разоблачили. Путешествие
дарит человеку новые возможности, но то, как он ими распорядится, зависит
только от него.
И.С. Тургенев «Отцы и дети». В путешествии по губернии Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов
находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
А.С.Пушкин
«Капитанская дочка». Герои: Петр Гринев, Маша Миронова,
Савельич, Пугачев, Зурин.
На
протяжении повествования система ценностей Петра претерпевает важнейшие
изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к
состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое
отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно
чистым человеком.
М.Ю. Лермонтов психологический
роман «Герой нашего времени». Григорий Печорин
разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом —
путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
А.С. Пушкин роман
«Дубровский».
Герои: Андрей Гаврилович Дубровский —
помещик, имение которого пытается отобрать Троекуров. Кирила Петрович
Троекуров — помещик. Маша Троекурова — молодая девушка.
Владимир Дубровский смог
получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного
дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Рэй Брэдбери
рассказ «Улыбка»
Герои: Том — мальчик
с чуткой душой, Григсби — типичный представитель разрушенной цивилизации.
Мона Лиза
(Джоконда ) Леонардо да Винчи.
Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического
прогресса стала деградация человечества.
Р.
Брэдбери, рассказ «Вельд».
Герои:
Джордж и Лидия Хедли – родители, Питер и Венди
–дети.
В рассказе говорится о том, как изменилась
жизнь семьи Хедли, когда появился умный дом «Всё для счастья». Достижения
науки и техники произведены для того, чтобы облегчить жизнь людям, но они не
могут дать счастье, скорее наоборот — это уничтожит всю человечность: забота
и искренность во взаимоотношениях между людьми совсем исчезнут.
Андрей Платонов
«Песчаная учительница».
Герои: Мария Никифоровна Нарышкина. . Она
стала изучать новейшие способы борьбы с песком и получила технические знания. Новые технологии
позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты. Прогресс
открыл им научные методы борьбы с неблагоприятными погодными условиями и
практические советы по сооружению баррикад от песка.
А.П. Чехов рассказ «Крыжовник»
Герои: Николай Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский, Буркин (друг И.И.), Павел
Алехин.
Смыслом
жизни Н.И. была покупка участка с собственным насаждением крыжовника. Пришлось
ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели Н.И. решается на
подлость, женится по расчету. Идя к своему
идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с
манией дворянского величия.
Александр
Беляев «Человек-амфибия»
Герои: доктор Сальватор, Ихтиандр, Гуттиэра, Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра.
С одной
стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями,
спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию.
Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и
выходить на сушу на непродолжительное время. Однако человек существо
социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом
психологических и эмоциональных особенностей.
Михаил Афанасьевич Булгаков повесть
«Собачье сердце»
Герои: пес
Шарик, профессор
Филипп Филиппович Преображенский, Доктор Борменталь, алкоголик и дебошир Клим
Чугункин (Полиграф Полиграфович
Шариков).
В повести продемонстрировано настоящее явление научно-технического
прогресса: над псом Шариком известным ученым была проведена уникальная
операция по пересадке человеческого гипофиза, благодаря чему собака
превратилась в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
Эксперимент
оказался неудачным, поскольку профессору удалось лишь физически перевоплотить
собаку в человека, человечностью Шарика ему наделить не удалось. Чтобы быть
человеком, важно обладать человеческими качествами, которые развиваются в
процессе социализации, рядом с другими людьми.
Валентин Распутин повесть «Прощание с Матерой»
Герои:
Дарья Пинигина — самая старая и крепкая жительница Матеры, Павел Пинигин (сын Дарьи, тракторист), Андрей Пинигин младший сын
Павла Пинигина, Настасья – старуха.
На месте деревни-острова Матеры собираются
строить гидроэлектростанцию (ГЭС). С одной стороны, данное событие идет на
благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой
стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую
деревню.
Рассказ А. П. Чехова «Хирургия»
Герои: Сергей Кузьмич Курятин –
фельдшер земской больницы, сорокалетний толстый мужчина. Ефим Михеич
Вонмигласов – дьячок, высокий коренастый старик.
Александр
Иванович Египетский – богатый и образованный помещик, которому Курятин рвал
зуб. В рассказе показано насколько важны знания для врача.
Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать
ему зуб.
Главная
функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и
дети»
Герои: Евгений
Васильевич Базаров, Аркадий Николаевич Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов,
Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова.
Практическое
применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров
действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал
науку вперед.
Иван Алексеевич Бунин
рассказ «Господин из Сан-Франциско».
Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.
Природа,
ее естественность является силой, противоположной богатству, человеческой
самоуверенности, цивилизации. За деньги можно попытаться не замечать ее
неудобств, но это не всегда получается. И переезд на Капри становится для
всех пассажиров “Атлантиды” страшным испытанием.
А.И. Куприн «Олеся»
Герои:
Иван Тимофеевич, Олеся, Мануйлиха, слуга Ярмола.
Вдали от цивилизации облагораживает людей, помогает им
оставаться такими, какие они есть на самом деле. Автор хотел показать, что
общество способно поглотить в себе лучшие человеческие качества, безжалостно
перемолоть их.
А.С.Пушкин «Евгений
Онегин» (К ДОРОГЕ)
Герои: Евгений Онегин (около
26 лет) — молодой повеса, страдающий от скуки.
Татьяна Ларина, Владимир Ленский,
Ольга Ларина.
А. Платонов «В прекрасном и яростном мире».
·
Герои: Александр
Васильевич Мальцев – опытный
машинист, который всем сердцем любит свое дело.
·
Константин – помощник
Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.
Новые технологии — это вызов
для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Цивилизация и технологии прочно входят в нашу жизнь. Современное общество требует прогресса. Но чтобы быть готовым воспринять новое, нужно быть готовым разрушить то, что уже устарело. Молодым чаще всего это сделать проще,чем старшему поколению, ведь пожилые люди куда сложнее воспринимают новинки в технологическом развитии человечества.
Безусловно, прогресс-это важная часть современного общества,но он должен приносить пользу, а не разрушать то, что дорого людям. Если этого не произойдет, то техническое развитие приведет к необратимым последствиям: к потере связи с одной землей,к душевной боли и страданиям людей.
Вспомним повесть В. Распутина «Прощание с матерой». В произведении показана судьба острова Матера. Это чудесное,богатое, плодородное место неизбежно будет затоплено, так как на реке возводят плотину для постройки ГЭС. «Вода в реке и речках поднимется и разольется, затопит, конечно, и Матеру», поэтому у материнцев нет выбора. цивилизация вынуждает их прощаться с островом, расставаться с родной землей, и это приносит им боль и страдания. Старухи пытаются спасти Матеру, искренне противятся приходящему технического прогрессу, ведь каждый материнец понимает,что жизнь без родины будет пустой, потому что для них их остров,их деревня- это мать, вскормившая и взрастившая их как родных детей. В.Распутин показывает нам, как техническое развитие разрушает жизнь старых жителей.
Размышляя о том, каким же все-таки должен быть технический прогресс,можно вспомнить произведение И. Бунина «Господин из Сан-Франциско». приведу второй тезис. Технический прогресс должен приносить пользу, улучшать жизнь богатых людей, позволяя им наслаждаться комфортом в путешествии. Данная сторона прогресса очень ярко раскрывается на примере корабля «Атлантида», представленного в рассказе И. Бунина. Главный герой хочет отдохнуть и поэтому отправляется в путешествие на огромном современном пароходе, который представляет собой «громадный отель со всеми удобствами-с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой». Писатель показывает, что прогресс позволяет людям наслаждаться роскошью,жизнью, чувствовать себя максимально комфортно,находясь даже посреди океана.
Таким образом, технический прогресс-это все же важная часть жизни современного общества. Но я думаю, что каждому из нас хотелось бы, чтобы цивилизация шла только на пользу и не доставляла дискомфорта, меняя устои жизни старых людей, потому что это неизбежно ведет к душевному разладу, к разладу с самим собой. Технический прогресс будет хорош лишь в том случае, когда он упрощает нашу жизнь,наполняя ее удобствами и роскошью.
Аня.
Уважаемые, коллеги, проверьте, пожалуйста, сочинение моей ученицы.
Здравствуйте, Аня!
Ваше сочинение соответствует требованиям в части самостоятельности, объема, опоры на литературные аргументы.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Произведения прокомментированы в аспекте заданной темы.
Первый аргумент иллюстрирует часть тезиса, эпизод из литературного произведения пояснен, присутствуют элементы проблемно-смыслового анализа. Аргумент засчитан.
Второй аргумент содержит упоминание о литературном произведении вне связи с тезисом, произведение не осмысливается в проблемном ключе, не показана идейная специфика рассказа «Господин из Сан-Франциско». Аргумент не засчитан.
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Аня, к сожалению вынуждена отметить, что логика вашего рассуждения далеко не безупречна. Вы толком не ответили на вопрос «каким должен быть технический прогресс?», пытаясь рассуждать на другую тему — положительные и отрицательные стороны прогресса.
Отсюда противоречащие друг другу суждения в сочинении:
Но чтобы быть готовым воспринять новое, нужно быть готовым разрушить то, что уже устарело.
противоречие:
прогресс-это важная часть современного общества,но он должен приносить пользу, а не разрушать то, что дорого людям.
Так надо или не надо разрушать? Непонятно.
Ошибки
Технический прогресс должен приносить пользу, улучшать жизнь богатых людей, позволяя им наслаждаться комфортом в путешествии.
Из вашего тезиса следует недостоверное утверждение о том, что технический прогресс предназначен для улучшения жизни только богатых людей, это не совсем корректно. Прогресс влияет как на бедных, так и на богатых.
Старухи пытаются спасти Матеру, искренне противятся приходящему технического прогрессу, ведь каждый материнец понимает,что жизнь без родины будет пустой, потому что для них их остров,их деревня- это мать, вскормившая и взрастившая их как родных детей. В.Распутин показывает нам, как техническое развитие разрушает жизнь старых жителей.
Здесь наблюдается некоторая непоследовательность. Сначала вы пишете, что Матеру пытаются спасти старухи. Потом говорите, что каждый обитатель Матеры (а не только старухи) понимал, что жизнь без Родины пуста. А потом снова ограничиваете круг пострадавших от затопления, упоминая о старых жителях. Нечетко выражена мысль.
Таким образом, технический прогресс-это все же важная часть жизни современного общества.
Это выражение употреблено неуместно, т.к. до сих пор вы не приводили обратных суждений, т.е. не сомневались в важности технического прогресса.
Но я думаю, что каждому из нас хотелось бы, чтобы цивилизация шла только на пользу и не доставляла дискомфорта, меняя устои жизни старых людей, потому что это неизбежно ведет к душевному разладу, к разладу с самим собой.
Почему, если изменятся устои жизни старых людей, это приведет к разладу с самим собой? О ком здесь идет речь относительно внутреннего разлада? Непонятно. Связи между предложениями нет.
Технический прогресс будет хорош лишь в том случае, когда он упрощает нашу жизнь,наполняя ее удобствами и роскошью.
Весьма противоречивый вывод, он опровергает ваши же аргументы из произведения «Прощание с Матерой». Строительство ГЭС привело к упрощению жизни, стало удобнее людям, комфортнее… В чем же тогда негативное влияние технического прогресса?
К 4 (речь)+ 1 балл
Речь в целом грамотная, выразительная, конструкции разнообразны. Но нужно избавляться от повторов.
Ошибки
В.Распутин показывает нам, как техническое развитие разрушает жизнь старых жителей.
Тавтология.
К5 (грамотность) + 1 балл
Ошибки
Орфография
Вспомним повесть В. Распутина «Прощание с матерой»
Географическое название пишется с большой буквы.
И. Бунина «Господин из Сан-Франциско». приведу второй тезис.
Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
Пунктуация
Вместо точки должна быть запятая (допустимо также тире в этом месте или двоеточие).
Старухи пытаются спасти Матеру, искренне противятся приходящему технического прогрессу, ведь каждый материнец понимает,что жизнь без родины будет пустой, потому что для них их остров,их деревня- это мать, вскормившая и взрастившая их ЗПТ как родных детей.
Пропущена запятая перед как.
Грамматика
Старухи пытаются спасти Матеру, искренне противятся приходящему технического прогрессу, ведь каждый материнец понимает,что жизнь без родины будет пустой, потому что для них их остров,их деревня- это мать, вскормившая и взрастившая их как родных детей.
Нарушение согласования. Правильно: техническому.
Технический прогресс будет хорош лишь в том случае, когда он упрощает нашу жизнь,наполняя ее удобствами и роскошью.
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.
Общий вывод по работе
Итак, Аня, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой рассуждения и над аналитической частью.
Удачи!
(671 слово) Одним из известнейших произведений Валентина Распутина является повесть «Прощание с Матерой». Работу над созданием книги писатель завершил в 1976 году. Известно, что автор вырос в сибирском селе. Свои переживания и впечатления от жизни в глубинке Валентин Распутин излагал на страницах своих произведений. Так, в повести «Прощание с Матерой» высказался по поводу исчезающих поселений. Автор был взволнован начавшимся строительством ГЭС на Ангаре. В книге были подняты очень важные проблемы: взаимосвязь поколений, вымирание деревни, семейные ценности. Чтобы их раскрыть, Валентин Распутин продемонстрировал ярких и многогранных персонажей. Рассмотрим поподробнее характеристику его героев.
Листая страницы произведения, читатель замечает, что персонажи делятся на две группы. Одни легко переживают прощание с родными местами, для других же – это настоящая трагедия.
Главной героиней повести является Дарья Пинигина. Судьба этой женщины оказалась непростой. Так, Дарья пережила военные события, нищету, лишения. Она испытала большое горе, похоронив троих детей. Супруг героини пропал в тайге без вести. Женщина очень переживает по поводу того, что ей придется покинуть родной дом и переехать в город, где нет ни памятных мест, ни могил ее родных, ни привычных условий жизни. Отношения героини с оставшимся сыном нельзя назвать тёплыми, они не могут понять друг друга. Дарья понимает, что она будет лишней в семье сына, где давно царят городские порядки, чуждые деревенской женщине. Пожилые дамы деревни обожают приходить в дом главной героини и пить чай. Дарья обладает сильным и упрямым характером, она сплотила возле себя недовольных стариков. Судя по речевой характеристике Дарьи, она — настойчивая, целеустремленная и стойкая натура.
В образе Павла Пинигина автор воплотил сына главной героини. Это очень трудолюбивый мужчина, которому пятьдесят лет. Военные события произвели сильное воздействие на героя, что не позволяет ему полноценно жить. Герой любит свою мать и помогает ей, ему трудно понять ее. Павел не испытывает особого волнения по поводу трагедии деревни. Он привык к городу и понимает, что за ним будущее. Ведь он жаждет покоя, герой не хочет переживать новую боль.
Андрей Пинигин является внуком главной героини произведения. Молодому человеку двадцать два года. Герою не приносит радость жизнь в деревне. Ведь он желает сделать что-то важное для своей страны, поучаствовав в крупном проекте. Андрей увольняется с завода в деревне, желая стремиться вперёд и развиваться в интересном для себя направлении. По мнению персонажа, именно человек должен управлять своей судьбой, а не она им.
Богодул является одиноким жителем деревни. Он отличается странным нравом. Этот герой зарос, подобно зверю. Он все время ходит босиком и проживает в заброшенном доме. По деревне ходили слухи, что Богодул однажды кого-то убил. Несмотря на это, старухи его любят и жалеют. Защищая свою деревню, герой останавливает процесс сноса кладбища.
В образе Егора и Настасьи изображены соседи Пинигиных. Именно они первыми приобщаются к городской жизни. Егор не смог смириться с расставанием с родной землёй, в результате чего он умирает. Героиня принимает решение вернуться в деревню. После того, как умерли дети, героиня стала совершать странные действия. Настасья стала даже разговаривать с вещами. Расставание с деревней оказало сильное воздействие на внутреннее состояние героини. Но она не такая сильная, как Дарья, поэтому ее рассудок надломился от горя.
В образе Катерины Зотовой Распутин воплотил подругу Дарьи. На протяжении всей своей жизни эта героиня испытывала сильные чувства к женатому мужчине. От него женщина родила сына. Сын Катерины является непутевым человеком. Он страдает алкоголизмом, нигде не работает и постоянно лжёт. Катерина верит, что настанет час, и ее сын образумится. Но пока женщина смирилась с этим и ничего не может сделать. Переезд тоже пугает ее, она не хочет покидать родные места, с которыми связаны ее воспоминания.
Не менее интересными являются второстепенные персонажи произведения. Рассмотрим их характеристику.
Воронцов является председателем совхоза. Местные жители не уважают этого человека, потому что он подстраивается под любые требования власти и не жалеет односельчан. Он делает на мной заботе о них карьеру. Воронцов был ответственным за переселение людей с острова.
В образе хозяина острова представлен дух Матеры. Это маленький зверёк, которого никто не может увидеть. Хозяин знает все подробности об острове, он оберегает его. Кроме того, он знает будущее своего края.
Таким образом, используя образы персонажей, автор мастерски раскрыл проблематику, поднятую в произведении. Каждый герой повести имеет свою собственную историю, которая трогает читателя до глубины души.
Автор: Виктория Комарова
Уважаемые читатели! Предлагаем познакомиться с кратким содержанием повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой», которая напоминает читателям об ответственности каждого за происходящее в мире.
Главные герои
Дарья Васильевна Пинигина – старая жительница Матеры.
Павел, ее сын.
Подруги Дарьи: Катерина, Сима, Настасья.
Богодул – блаженный старик, любимец материнских старух.
Хозяин острова – маленький зверек.
Краткое содержание
Текущая весна была последней для острова и расположившейся на нем деревни. Некоторые семьи уехали, другие начали перевозить вещи. Во многих избах было не белено, не прибрано. Еще посадили огороды, но во дворах «нахально» лезла крапива. «Та Матера и не та», дома и сараи пока на месте, но «повяла деревня», «сошла с привычного хода». Молодежь уже бывала в деревне наездами, постоянно здесь жили только старики. По вечерам они собирались вместе, и тема для разговоров была только одна.
Матера имела форму клина. Было здесь место всему: и пашне, и лесу, и болотцу. А за протокой прилепился к Матере другой островок. История деревни насчитывала не один десяток лет. Мимо нее шли казаки к Иртышскому острогу, везли арестантов. Здесь воевали колчаковцы с партизанами. Были в деревне наводнения, пожары, голод. Была в деревне церквушка. Молола муку мельница. Так и жила Матера год за годом. Теперь же ниже по Ангаре строили плотину для электростанции. Осенью поднимется вода и затопит деревню.
Старухи Настасья и Сима сидели у самовара в доме Дарьи, чаевничали. Сима прожила здесь меньше десяти лет. Подруги считают ее непутевой, поэтому им трудно поверить, что Сима когда-то бывала в Москве. Туда всех подряд не пускают. Этот факт биографии стал причиной того, что Сима получила прозвище Московишна. Судьба женщине досталась нелегкая. У нее родилась немая дочь, а теперь Сима одна поднимает внука Кольку.
Дарья жила одна, сын с невесткой уехали в новую квартиру. Дарья сама ходила по хозяйству. Третья старуха Настасья доживала век с мужем Егором. Она стала «малость чудить» после того, как схоронила четверых уже взрослых детей. Настасья наговаривала на мужа: то Егор плачет, то угорел, то кричит ночью. Он сначала боролся с этим, потом отступил.
Настасья должна была уехать раньше подруг. Им досталась квартира в городе, где строилась АЭС. Они искали способы отсрочить переезд. Дарья успокаивала Настасью, что в городе жизнь беззаботная. «Будешь ты, Настасья, как барыня, полеживать», — говорила она. На что подруга отвечала, что помрет с тоски в городе.
У Симы собственности не было. Ее отправляли в дом престарелых, но туда с Колькой не брали. Дочь ее уехала из Матеры и уже год не появлялась. Да если бы и появилась, Сима не отдала бы ей сына.
Вскоре присоединился лохматый старик по прозвищу Богодул. Он сообщил, что на кладбище кресты рубят. Старухи побежали проверить, правду ли сказал старик.
Богодул не обманул. Рабочие стаскивали в кучу тумбочки, кресты, чтобы сжечь. Дарья подхватила палку и огрела ей одного из мужиков. Она была страшна в гневе. Старуха глянула на собранные как попало кресты и взвыла. На крики прибежали деревенские и повели мужиков в деревню на разборки. Навстречу им шел председатель Воронцов с незнакомцем конторского вида.
Старухи стали жаловаться на вандалов. Жук, так была фамилия незнакомца, объяснил, что ложе водохранилища нужно очистить. Когда вода разольется, кресты будут вымыты из земли и поплывут. Дед Егор потребовал, чтобы к кладбищу не подходили, иначе он возьмет берданку. Старики сжимали Воронцова и Жука в кольцо, те насилу вырвались. Старухи до темноты втыкали кресты назад в могилы.
Богодул появился в деревне давно. Сначала он лишь заворачивал по делам, обменивал разные хозяйственные мелочи на продукты. Когда старик надумал обосноваться на одном месте, выбрал Матеру. Жил он то у одной старухи, то у другой. За многие годы его внешность не изменилась. Он был немногословен. Слово «курва» заменяло у него тысячу других слов.
Старухи Богодула любили. Старики же считали каторжником, но терпели. Наутро после истории с кладбищем Богодул приволокся к Дарье. Управив дела по хозяйству, старуха налила чай и завела разговор. Она говорила о том, что спросят с нее за это «хальство», за потоп. Она чувствует себя виноватой. Вся ее родня лежит здесь, только ее увезут в другое место. Она вспомнила, как отец наказывал ей жить, что бы ни случилось. Вспомнила Дарья, как умерли родители. Рассказала историю о том, как один купец поставил церковь в Матере, а потом его здесь и похоронили.
Неожиданно в памяти Дарьи всплыло предсказание матери о беде, которую она ждала от воды. Оказалось, «только щас мамкин страх наверх вышел». Дарья не может понять, должно ли так быть. Ничего она не поняла в жизни, трудно ей было в этом признаться.
Вечером приехал сын Дарьи Павел. Было у Дарьи шесть детей, в живых осталось трое. Дарья с сыном решили перевезти своих покойников на другое кладбище. Дарья спросила, можно ли взять с собой корову. Слухи о новом поселке разные ходят. Павел рассказал, что в подполье в новом доме вода. Баня будет одна на всех.
Ночью из-под берега выскочил маленький зверек, Хозяин острова. Он вбежал на бугор и осмотрелся. Потом отправился в деревню, обежал ее из конца в конец и устремился на берег. Потом, что-то вспомнив, он повернул вглубь острова, который продолжал жить.
Дни наступили длинные. Все же время отъезда, назначенное дедом Егором, настало быстро. В сентябре Настасья еще собиралась вернуться копать картошку.
Прошла их последняя ночь в Матере. Напоследок Настасья истопила печь, согрела еду, замела угли в загнеток. Стали собирать вещи на телегу. Настасья несла все подряд, оставлять было жалко.
Пришли проститься с ней Дарья и Сима. Они проводили подругу до лодки. Лодка тронулась, а Настасья упала на узлы и завыла.
Наступила и первая яркая ночь в Матере. Запылала Петрухина изба. Накануне он приказал матери перевозиться. Катерина перебралась к Дарье, та давно ее звала. Петруха бегал и кричал, что чуть не сгорел, но ему никто не верил.
Павел стал приезжать к матери еще реже, зная, что она не одна. Он работал бригадиром в новом поселке, который был построен на камне и глине. Павел смотрел на самоуверенную молодежь и понимал, что стареет, отстает от жизни. Жена быстро освоилась в новой квартире. Павел со страхом ждал того дня, когда придется привезти сюда мать.
Петруха исчез сразу после пожара, бросив мать без куска хлеба. Она надеялась, что он устроится на работу и приедет за ней. Сын был плодом ее любви с Алешей Звонниковым. Тот был намного старше ее, женат, но «прищемил он ей сердце». Их сначала осуждали, а потом перестали. Алешу убили на войне, Катерина замуж ни за кого так и не вышла.
Характером Петруха пошел в отца, легкий, тароватый. Только вот Алеша был работящий, дело знал, Петруха ни к чему не был приспособлен. Семьи у него не было, приводил он женщин в дом, но те вскоре сбегали от него. Его настоящее имя было Никита, но все его звали Петруха, этим прозвищем выражая его беспутность.
Дарья винила Катерину за сына, та оправдывалась, говоря, что неизвестно, как такие люди получаются.
Дни проходили незаметно. Последний раз Матера ожила в сенокос, когда на остров съехалось полдеревни. Работали с песнями. Старухи, глядя на покос, не могли сдержать слез. Приехали проститься с деревней и те, кто давно здесь не бывал. По вечерам собирались на посиделки, вспоминали прошлое.
Объявился и Петруха после двухнедельного отсутствия и шатался без дела.
Приехал Андрей, младший сын Павла. У него было трое детей. Старший женился и жил на Кавказе, средний учился в Иркутске. Андрей пришел из армии, поработал на заводе, теперь решил поучаствовать в строительстве ГЭС. Он говорил, что у человека большая сила в руках. Дарья не соглашалась с ним. Она считала, что люди не в меру возгордились, но жизнь над ними верх возьмет. Когда она поняла, что внук будет пускать воду, то огорченно замолчала.
Пошел дождь, на душе у материнцев было тревожно. Истинная суть человека видна в минуты страдания и прощания. Собираясь у Дарьи люди говорили о происходящем. Молодые стремились в будущее, старики жалели деревню.
Председатель сказал материнцам, что к середине сентября картошка должна быть выкопана. Двадцатого приедет комиссия принимать ложе водохранилища. Дарья на собрание не ходила, ей подробно обо всем, что там говорилось, рассказал Андрей. Дарья посетовала, что неплохо бы и человеку знать, когда смерть придет. Внука позабавила эта мысль.
Потом он, вспомнив прошлый разговор, спросил, почему Дарье всех жалко. Спросил не от праздности, хотелось услышать ответ. Дарья разговорилась. Она упрекнула молодежь в том, что они тело берегут, а о душе забыли. В каждом человеке есть бог, даже если он в него не верит. Он нужен для того, «чтобы человеком ты родился и человеком остался». Люди запутались, скрывают себя настоящих. На людях притворяются, «кого-то другого из себя корчат». Человек остается до конца жизни ребенком.
Распогодилось, покос продолжился, но настроение было уже не то. Люди стремились поскорей закончить работу.
Дарья еще надеялась, что Павел успеет перенести могилки. Андрея пугала эта процедура, но и интересно тоже было, во что превращается человек. Вызовет ли это в нем какие-то особенные чувства.
Павла вызвали в поселок, рабочий его бригады сунул руку в станок. Андрей поехал к родителям, Дарья осталась одна. Через несколько дней внук вернулся, рассказал, что отца таскают по комиссиям, всего скорее снимут с бригадиров.
Так и вышло. Павел стал работать трактористом, стал чаще приезжать за овощами. Глядя на усталого, сгорбленного сына, Дарья жалела его. Она считала, что он живет не своей жизнью, не хозяин он себе. Подумывала старуха о том, чтобы уехать к другому сыну в леспромхоз, но там совсем все чужое. Лучше уж проводить Матеру и отправиться к родителям.
На уборку хлеба приехала из города бригада. Они перепились, буянили, старики старались не выходить на улицу. Только Богодул, которого они прозвали снежным человеком, не боялся их.
Материнцы начали вывозить сено, мелкую живность. Подожгли мельницу, старухи пошли проститься с ней.
Клава Стригунова ездила в район, где встретила Петруху. Он подрядился дома поджигать. «Нашел по себе работенку», — констатировала Дарья. Катерине было стыдно за сына. Дарья думала, как мало в человеке сохраняется данного при рождении. Гораздо больше в нем от судьбы.
Картошку помогали убирать школьники и женщины, которых снимали с работы. Приехала невестка. Глядя на нее, Дарья поняла, что хозяйкой в городском доме будет она. Настасья не приехала, старухи убирали ее огород. Павел увез корову, а Дарья пошла на выжженное кладбище и там изливала свою печаль. Она уже не почувствовала ни боли, ни злобы, глядя на выжженную землю. Сердце изболелось, закаменело за последние дни. Там Дарья услышала, что должна убрать избу. Ей представилось, что она видит весь свой род, слышит их голоса, а ей сказать нечего. Она поняла, что нигде нельзя без надежды.
Идти Дарье было тяжело. Ей казалось, что тянет ее земля к себе. Она сидела у могилы младшего сына и думала, думала. Зачем живет человек? Вечно ли это движение? Смертельная усталость охватила старуху. Она с трудом верила, что еще жива. «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Она тяжело поднялась и пошла.
Над Матерой возвышалась вековая лиственница, без которой ее трудно было представить. Это была легенда, основа острова. Наконец санбригада подступила и к ней. Дерево долго не давалось, величественно возвышаясь над людьми и «не признавая никакой силы, кроме своей собственной». И остался стоять непокоренный «царский листвень».
Известки у Дарьи не было. Она собрала белый камень и сама изготовила известь. Кисть в доме была, сделанная Дарьей из лесной травы. Дарья же скребла, отмывала, вычищала избу, белила печь. Она словно покойника обмывала и наряжала ее. Завершив скорбный труд, Дарья заплакала. Потом она сходила нарвала пихтача. Как вернулась домой, старуха не помнила. Уже несколько дней ей казалось, что кто-то руководит ей. Всю ночь Дарья молилась, прощалась с избой. Утром собрала похоронные вещи в сундучок и вышла, тихонько прикрыв дверь. Она позвала пожогщиков и ушла. Она бродила по острову, ей казалось, что рядом с ней бежит маленький зверек. Павел нашел ее под вечер у «царского лиственя».
С Павлом приехала Настасья. Она рассказала, что Егор заболел, не выходил из квартиры и умер, не смог смириться с переездом. Старухи, памятуя странности подруги, долго не моги поверить в смерть крепкого старика.
Павел приехал и, глядя на догорающую избу, он удивлялся, с трудом веря, что жил здесь. Вернувшись в новый поселок, он почувствовал облегчение от того, что все кончилось.
Старухи остались в Богодуловом бараке ждать приезда Павла. Он обещал приехать через два дня на катере. Пожогщики наказали им сжечь барак самим, не оставлять. Настасья рассказала, как умер Егор. Богодул вскипятил самовар. По подсказке Дарьи Настасья позвала к себе жить Симу с внуком. Наконец старухи забылись во сне.
Павел вернулся в поселок. Он шел домой и думал о Матере. Он подошел к дому, но заходить не хотелось. На душе было тревожно, неспокойно. Он смотрел на калитку, ему не верилось, что когда-нибудь в нее войдет мать. Постояв еще, он все-таки вошел в дом. Соня вязала на кухне. Она сказала, что приходил Петруха, интересовался, где его мать.
К Павлу пришел Воронцов и отругал, что он оставил старух на острове. Петруху отправили поднимать моториста с катера. Выехали в потемках на маленьком автобусе, за руль сел Павел. На реку опустился густой туман, Павел предложил переждать, но Воронцов не удостоил ответом, и они пошли на катер. Матера была в двух верстах, моторист Галкин вел катер вслепую. Как и предполагал Павел, они заблудились. Павел пожалел, что поехал. Петруха стал кричать с катера, звать старух. Туман поглотил его голос. Галкин выключил мотор, стало совсем тихо.
Заплакал Коляня, старухи очнулись. Они не могли понять, на каком они свете, кругом был туман. С реки доносился шум работающего мотор, на острове слышался плач Хозяина.