Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация для подготовки к итоговому сочинению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
-
2 слайд
Описание слайда:
Комментарий ФИПИ
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии. -
3 слайд
Описание слайда:
Примерные темы
Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
Как развитие технологий повлияло на общество?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
Чем опасен технический прогресс?
Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
Можно ли обойтись без науки в современном мире?
Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Как ученый должен относиться к научным открытиям?
Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
Каким должен быть технический прогресс?
К чему могут привести научные открытия?
Какие научные открытия опасны?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса? -
4 слайд
Описание слайда:
Аспекты направления
1.Цивилизация и культура (материальные и духовные ценности человечества).
2.Взаимосвязь, взаимозаменяемость терминов.
3.Цивилизация и гражданское общество (гражданственность).
4.Технологии и мораль. Плюсы и минусы технологических новшеств.
5.Цивилизация и природа.
6.Глобальные проблемы человечества (экологический кризис, социальное неравенство, демографический кризис, войны и др.). Роль технологий в решении глобальных проблем.
7.Цивилизация и история. Уроки прошлого, прогноз будущего.
8. Роль литературы в освещении проблем современного общества (антиутопии, фантастические произведения и др.) -
5 слайд
Описание слайда:
Что читать?
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
М. Замятин «Мы»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».
А.П.Платонов «Песчаная учительница»
А.Беляев «Человек-амфибия»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
В.М. Шукшин «Космос, нервная система и шмат сала», «Микроскоп»
Р. Брэдбери «И грянул гром», «Вельд», «Все лето в один день», «И все-таки наш»
У. Эко «Оно»
М.Гелприн «Свеча горела» -
6 слайд
Описание слайда:
Введение
Научно-технический прогресс всегда оценивается неоднозначно. С одной стороны, он может принести обществу пользу, с другой стороны, он может повлечь большие проблемы. Научно-технический прогресс, который оказывает огромное влияние на человечество и на весь окружающий мир, имеет как достоинства, так и недостатки.Проблемы научно-технического прогресса находят отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных авторов.
-
7 слайд
Описание слайда:
Примерные аргументы
-
8 слайд
Описание слайда:
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» показано, на что готовы пойти люди ради технического прогресса и на что они обрекают себя и своих потомков.
Двигателем сюжета является то, что на месте деревни-острова Матеры собираются строить гидроэлектростанцию. С одной стороны, данное событие идет на благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую деревню. В данном факте прослеживается два негативных явления.
Во-первых, затапливая Матеру, люди уничтожат и всех представителей животного и растительного миров. Если каждый человек будет уничтожать представителей природы ради достижения собственных целей, на планете будет настоящая катастрофа. -
9 слайд
Описание слайда:
В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
Также в повести выражается мысль о том, что с техническим прогрессом люди становятся более равнодушными к окружающим людям и даже жестокими по отношению к ним. Внук старухи Дарьи Андрей удивился просьбе бабушки перезахоронить умерших родных и близких, он вопрошал: «неужто правда, как они говорят, придется отрывать могилы и выгребать то, что осталось от покойников, похороненных давным-давно, когда еще и его не было на свете? Зачем?». Молодые люди сжигали свои дома, чтобы поскорее переехать в новое жилье и получить компенсацию за старое. Так, Петруха самостоятельно сжигает свой дом, который являлся «памятником деревянного зодчества», который власти обещали увести в музей. В.Г. Распутин показывает, что молодое поколение ради строительства гидроэлектростанции, символизирующей в повести технический прогресс, готово отказаться от прошлого, что, несомненно, приведет общество к повторению исторических ошибок, к настоящим катастрофам. -
10 слайд
Описание слайда:
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
В 1925 году М.А. Булгаков пишет повесть «Собачье сердце», в которой, помимо злободневных тем, связанных со строительством нового мира, раскрывает и тему научного прогресса. Писатель говорит о том, что развитие науки остановить нельзя, но человечество не до конца осознаёт последствия своих действий. Профессор Преображенский проводит необыкновенную операцию: пересаживает бродячей собаке человеческий гипофиз. Но жизнь показывает, что искусственным путём сделать человека, слепить, как из пластилина, невозможно. Величайшее научное открытие, который совершает профессор Преображенский, на самом деле приводит к ужасным последствиям. -
11 слайд
Описание слайда:
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Повесть заставляет задуматься над тем, что перед совершением какого-то научного открытия нужно предполагать, к каким негативным последствиям оно может привести и какими мерами можно воспользоваться, чтобы их предотвратить. Также повесть заставляет осознать, что наука постоянно развивается, но она не всесильна, она не может полностью подчинить себе природу, принося пользу только человеку, поскольку он является частью природы, а не ее хозяином. Демонстрируя, что профессор Преображенский, осознавая ошибочность своего научного эксперимента, превратил Шарикова обратно в пса, М.А. Булгаков поднимает проблему ответственности ученого за свои научные исследования. -
12 слайд
Описание слайда:
М.А. Булгаков “Роковые яйца”
В фантастической повести М.А. Булгакова “Роковые яйца” мы видим, что происходит, когда научный эксперимент выходит из-под контроля.
Из-за роковой ошибки отдельных людей из обыкновенных, казалось бы, куриных яиц рождаются рептилии, которые вырастают до чудовищных размеров. Начиналось все довольно оптимистично: профессор Персиков обнаружил, что световое излучение красной части спектра стимулирует рост эмбрионов, и в результате они вырастают гораздо быстрее и становятся в разы больше, чем их необлученные собратья. Глава совхоза Рокк решает воспользоваться открытием ученого для восстановления поголовья кур. Он облучает куриные, на его взгляд, яйца, но вместо цыплят вылупляются ящеры, которые за считанные дни вырастают в настоящих динозавров, предельно опасных для общества. Если бы не внезапное похолодание, то человечеству, возможно, грозило бы уничтожение. -
13 слайд
Описание слайда:
Е.И.Замятин «Мы»
Е.И. Замятин написал знаменитую антиутопию «Мы», где показал, как цивилизация превращает человека в робота. Винтик системы – эти слова совсем не метафора для героев произведений, которые носят не имена, а порядковые номера.
Граждане, как показывает автор, потеряли свою индивидуальность. Вынужденные отказываться от собственного «я», они становились частью того самого «мы», о котором говорится в названии романа. Примечательно, что герои названы «нумерами», у людей больше нет имен да и государству они не особо нужны. Важно лишь то, какая буква – гласная или согласная – стоит перед «нумером», поскольку она указывает на пол гражданина. Е.И. Замятин показывает, что в обществе не уделяется никакого внимания внутреннему миру человека, что самым важным стали процессы машинизации и технизации. Цифра в условиях технического прогресса становится идеалом: «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений».
Е. И. Замятин показывает, что с помощью технологий тоталитарному государству удается избавляться от своих врагов, деятельность которых может подорвать его власть. Центральный персонаж лишается любовного чувства, теперь его деятельность направлена на обеспечение безопасности государства, больше в его жизни целей нет. -
14 слайд
Описание слайда:
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Как обучение людей способствует техническому прогрессу? Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», занимается естественными науками. Причем он предпочитает не теоретические, а практические знания. По мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не стоит. Несмотря на свои радикальные воззрения, Евгений действительно постиг медицину, чтобы лечить людей, приносить пользу обществу. Приехав в родителям, он начал помогать местным жителям и исцелять их современными методами. Его образование нашло применение в жизни: он смог поднять уровень медицины в своем регионе. Наука должна служить каждому человеку. Этот подход в современном обществе не вызывает удивления, ведь главный запрос в каждом обучении – применимость знаний в жизни. Чем больше мы учимся, тем лучше и масштабнее будет наш вклад в развитие прогресса. -
15 слайд
Описание слайда:
Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».
Человек может решить экологические проблемы, если будет ответственно и сознательно подходить к охране окружающей среды. Это доказывает пример Егора Полушкина. Этого добродушного человека назначили на пост хранителя заповедника, ведь он любил и знал природу, как никто другой в поселке. Егор, в отличие от предшественника, который воровал лес себе на избу и проворачивал другие махинации, смог добиться порядка в лесу. Он выгнал браконьеров, которые валили деревья, повесил таблички с мотивирующими и предостерегающими стихами сына, почистил территорию, привез и подселил лебедей. -
16 слайд
Описание слайда:
Б.Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».
Даже ночью герой сорвался в лес, услышав взрывы — там глушили рыбу на озере. Выбежав на свет, к костру, Егор увидел над огнем котелок, из которого выглядывали лебединые лапы. Остальные лебеди, уже ощипанные, лежали возле костра, а в огне сгорал пятый лебедь, деревянный. Егора избили, а в больнице он умер от побоев. Но его дело продолжило жизнь, ведь резонансный случай привлек внимание уголовного розыска к браконьерам. Пример Полушкина позволяет сделать вывод о том, что сохранить окружающую среду вполне реально, и методы общеизвестны. -
17 слайд
Описание слайда:
А.П.Платонов «Песчаная учительница»
Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница» показал практическое применение новых технологий и знаний в решении глобальных проблем. Главная героиня приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе, но со временем убедилась, что местным жителям не до просвещения. Они не жили, а выживали, потому что на их родине не было воды, еды, дров — ничего для создания быта. Дома и скудные посевы постоянно заносил песок, и люди только и делали, что откапывали свои жилища. Тогда Мария Нарышкина решила изучить вопрос с научной точки зрения и переделать программу. Она начала читать лекции на темы, близкие обитателям пустыни. В школу потянулись и взрослые. Общими усилиями герои посадили деревья, оградили поселок от песка, нашли способ получать воду. Такова сила прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для жилья, плодородным и процветающим. -
18 слайд
Описание слайда:
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери создаёт образ пугающего будущего – результата технического прогресса. Люди больше не заботятся о своём внутреннем мире, духовные ценности дискредитируются, человек, живущий в виртуальной реальности, сам становится похожим на робота. Главный герой, Гай Монтэг, работает пожарным, в чьи обязанности входит сожжение книг. До встречи с Клариссой он живёт, как все остальные, даже не задумываясь о том, что его жизнь в чём-то неправильна. Герои Брэдбери давно перестали общаться друг с другом, у них нет близких, которыми они дорожат, кроме телевизионных «родственников». Может быть, в скором времени человечество вымрет, а на смену придут бездушные электрические псы? Подобные научные открытия не приносят обществу никакой пользы, оно деградирует, поэтому финал произведения закономерен. У такого города нет будущего, и почти все его жители погибают в результате атомной бомбардировки. Так, можно сделать вывод, что антигуманные открытия ведут к вырождению человечества. -
19 слайд
Описание слайда:
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Милдред, жена центрального персонажа Гая Монтэга, находится под полным контролем «телевизионных стен», «говорящей гостиной» и «ракушки», которые и являются всем миром героини. Милдред даже не общается со своим мужем, все ее существование связано с техническими оборудованиями. Автор демонстрирует, что реальность заменяется многими людьми телевизионными иллюзиями. У них нет собственной жизни, они привыкли наблюдать за жизнью на экранах. Погружаясь в телевизионный мир, люди теряют связь с реальной действительностью и руководствуются мнимыми ценностями. В словах профессора Фабера выражена авторская позиция относительно губительной силы технологий: «Кто вырвет вас из цепких когтей, которые захватывают вас в плен, когда вы включаете телевизорную гостиную? Она мнет вас, как глину и формирует вас по своему желанию. Это тоже «среда», такая же реальная, как мир. Она становится истиной…». -
20 слайд
Описание слайда:
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Р. Брэдбери показывает, как технический прогресс меняет жизнь людей, их ценности и духовные составляющие. Существование большинства людей стало потребительским, в обществе нет понимания того, что такое любовь, семья, дружба. Жертвы технического прогресса не знают, что такое свобода, ту несвободу, которая у них есть, они считают нормой. Технологии приходят на смену книгам, которые, противореча тоталитарному государству, запрещаются им и уничтожаются, что подчеркивает существующую бездуховность и отсутствие культурных ценностей.
-
21 слайд
Описание слайда:
Р.Брэдбери «И грянул гром»
О том, что новые технологии редко делают людей лучше, рассуждает и Р. Брэдбери в своем рассказе «И грянул гром». Живущие в 2055 году люди создают Машину времени, позволяющую оказаться в любом моменте прошлого. Казалось бы, эта новая технология может помочь человеку: теперь людям не придется мучиться незнанием того, что было в прошлом, что позволит знать абсолютно точную историю, своими глазами увидеть то, что происходило в жизни наших предков. Однако то, что главный герой Экельс, отправившийся в прошлое для того, чтобы убить динозавра, из-за страха сходит с тропы и нечаянно убивает бабочку, из-за чего меняется весь ход истории, демонстрирует, что человек, имея огромные возможности благодаря новым технологиям, не умеет соблюдать правила пользования этими новыми технологиями, и из-за этого неумения новые технология не только не преображают человека и его жизнь, но и делают для его существования хуже. -
22 слайд
Описание слайда:
Умберто Эко «Оно»
В произведении Умберто Эко «Оно» повествуется о невероятно мощном оружии, которое Профессор создавал целых пять лет. Это был заостренный камень, способный разбить горную породу и расколоть кокос. Профессор считал, что это изобретение улучшит жизнь его народа. Он презентовал своё творение Генералу. Генерал был поражён: теперь его народ непобедим. Он сразу решил, что «Оно» должно быть использовано для уничтожения другой Орды. Профессор ужаснулся: его создание, задуманное как орудие мирного труда, принесёт бесконечную войну, раздор и смерти. Профессор решил уничтожить его, но Генерал не позволил. Генерал убил Профессора его же оружием. На этом примере мы видим, что даже изобретение, созданное в мирных целях, которое, казалось бы, должно приносить людям благо, становится злом в руках жестоких, честолюбивых и бессердечных. -
23 слайд
Описание слайда:
Р.Брэдбери «Улыбка»
Может ли прогресс нести опасность для мира? В рассказе-предупреждении Р. Брэдбери рисуется картина постапокалиптического мира. На планете после ядерной войны осталось уцелевшее поколение человечества. Оно живет среди страшных остовов фабрик, заводов, разрушенных домов. Объединяет этих людей одно: ненависть ко всему тому, что было связано с их прошлым. Люди задают себе вопрос: кто довел их до такого состояния? Ответ один: «орава идиотов, которая заправляла миром в прошлом». Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического прогресса стала деградация человечества. Это почти иллюстрация к словам Альберта Эйнштейна: «Я не знаю, с каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая … будет вестись палками и камнями». Праздником теперь становится возможность всем вместе разбить уцелевший чудом последний автомобиль, плевать толпой на произведение искусства. Брэдбери предупреждает об опасности прогресса, если цель его не духовное совершенствование человека, а стремление к доминированию на планете. Есть ли надежда у человечества избежать такого сценария? -
24 слайд
Описание слайда:
Р.Брэдбери «Улыбка»
Брэдбери отвечает на этот вопрос образом мальчика, спасшего от публичного оплевывания и уничтожения клочок картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Именно о него мы слышим слова о красоте, ему не хочется участвовать в этом «празднике», не сдерживая слез, он бежит с площади, прижимая к груди спасенный кусочек красоты… Засыпая, мальчик крепко держит в руках клочок полотна — улыбку Джоконды и чувствует добро и свет, исходящий от нее. Своим произведением писатель призывает нас не отказываться от нравственных побуждений, традиций, искусства, душевных порывов. Прогресс существует для человека, но в погоне за ним важно не потерять себя и мир. -
25 слайд
Описание слайда:
А.Беляев «Человек-амфибия»
Может ли научно-техническая революция изменить природу человека? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями, спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию. Он пересаживает ему жабры акулы. Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и выходить на сушу на непродолжительное время. Так он может находиться среди людей, что ему необходимо. Что это, как не изменение природы человека, его физических параметров, благодаря научному прогрессу? Однако человек существо социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом психологических и эмоциональных особенностей. Сальватор воспитал Ихтиандра как собственного сына и передал ему свои нравственные ценности, такие как благородство, способность на сильные чувства, сострадание к слабым, мужество. Любовь к Гуттиэре показала герою, что он живет и чувствует, как обычный человек, несмотря на полученные благодаря операции способности. Поэтому можно сказать, что научно—технический прогресс, изменяя в чем—то физическую природу человека, не воздействует на его ментальную сущность, оставляя каждому его индивидуальный характер и эмоциональную сферу. -
26 слайд
Описание слайда:
Р.Брэдбери «Вельд» 1950
-
27 слайд
Описание слайда:
Р.Брэдбери «Вельд», 1950
Автоматизированный дом «Всё для счастья», обладателями которого являются супруги Джордж и Лидия Хедли, благодаря встроенным механизмам выполняет за людей абсолютно всю работу. Кроме всего прочего, в доме есть детская комната (вельд). Созданная по последним технологиям, она способна воссоздавать атмосферу любого представленного места. Дети Венди и Питер очень привязываются к этой комнате и уже не представляют своей жизни без неё, проводят там всё свободное время. -
28 слайд
Описание слайда:
«Вельд»: опасность чрезмерного увлечения цифровой реальностью
Эта комната начинает беспокоить супругов, ведь оттуда временами доносится львиное рычание и крики, кажущиеся знакомыми. Подозревая что-то неладное, родители входят в комнату, когда их детей нет дома. Они видят львов, поедающих какую-то добычу. Супруги Хедли обеспокоены, что их детей увлекают сцены смерти живых существ. Кроме того, сами взрослые в последнее время стали более раздражительными. Причину этого женщина видит в том, что теперь всё за них делает дом. -
29 слайд
Описание слайда:
«Вельд»: опасность чрезмерного увлечения цифровой реальностью
Вернувшиеся домой дети уверяют, что никакой Африки они не визуализируют. Поднявшись в детскую, Джордж Хедли обнаруживает что африканская панорама исчезла.
— Мы давали детям всё, что они просили. А в награду что получаем — непослушание, секреты от родителей… -
30 слайд
Описание слайда:
«Вельд»: опасность чрезмерного увлечения цифровой реальностью
Поднявшись в детскую, Джордж Хедли обнаруживает что африканская панорама исчезла. В комнате мужчина обнаруживает свой бумажник со следами клыков и пятнами крови, непонятно как попавший в детскую. Обеспокоенные родители обращаются к знакомому психиатру Девиду Макклину.
Психиатр говорит, что дело скверное — они слишком разбаловали своих отпрысков. По его словам, родителям следует отключить комнату, а лучше и весь дом, и в течение года приводить детей к нему на приём. Мужчины осматривают комнату и находят там окровавленный шарф Лидии. Макклин уходит. -
31 слайд
Описание слайда:
«Вельд»: опасность чрезмерного увлечения цифровой реальностью
Ребёнок не может жить без привязанностей. Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей. -
32 слайд
Описание слайда:
«Вельд»: опасность чрезмерного увлечения цифровой реальностью
Дети устраивают истерику и умоляют пустить их ещё раз в комнату, хотя бы на одну минуту. Поддавшись уговорам, родители идут им навстречу. Супруги слышат, как их зовут дети, бегут на их зов в детскую комнату, но не находят там ни Венди, ни Питера. Дверь захлопывается, после чего муж с женой слышат приказ их сына дому: «Не позволяй им выключать детскую комнату и весь дом». Позади Лидии и Джорджа появляются направляющиеся к ним львы. Родители понимают, почему крики, раздававшиеся из комнаты, были такими знакомыми — это были их крики.
Пришедший Девид Макклин находит завтракающих детей в вельде, вдали он видит поедающих что-то хищников. -
33 слайд
Описание слайда:
Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Автор: Анастасия Киселёва
https://mogu-pisat.ru/sochinenie/?ELEMENT_ID=12192876
Мы живём в эпоху активного развития технологий. Технический прогресс уже затронул все сферы нашей жизни, начиная от учёбы и работы и заканчивая отдыхом и развлечениями. И, безусловно, технологии облегчают нашу жизнь, делают её намного комфортнее. Но только ли пользу несёт за собой технический прогресс? Ведь полностью доверившись технологиям, мы можем потерять самое главное, что есть в людях ‒ свою человечность. -
34 слайд
Описание слайда:
Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Автор: Анастасия Киселёва
https://mogu-pisat.ru/sochinenie/?ELEMENT_ID=12192876
И ярким примером этого является общество, которое рисует нам Е.И. Замятина в своём романе-антиутопии «Мы». В этом произведении люди лишены любой свободы действия и мысли, лишены своей индивидуальности. В романе показывается будущее, в котором человечество настолько доверилось технологиям и прогрессу, что и сами люди начали превращаться в бездушные машины, которые могут действовать и мыслить только по определённому алгоритму. -
35 слайд
Описание слайда:
Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Автор: Анастасия Киселёва
https://mogu-pisat.ru/sochinenie/?ELEMENT_ID=12192876
Ещё одним примером опасности технического прогресса является рассказ Рея Бредбери «Вельд». В нём описана история семьи Хедли. Они живут в умном доме, который выполняет за них всю работу, а у детей есть специальная комната, которая может реализовать любые, даже самые жестокие. В итоге, комната полностью завладела разумом детей и стала намного важнее родителей. Питер и Венди настолько привязались к ней, что не могли представить своей жизни без игровой комнаты и умного дома в целом. А когда родители, начав беспокоиться за психику детей, решили на время отдохнуть от цивилизации и отключить умный дом, дети жестоко расправились с ними, оставив на съедение львам. Они не испытали ни капли жалости и сожаления, потому что не получили нужного нравственного воспитания, ведь всё свободное время проводили в комнате, которая поощряла всю их жестокость и заменила родителей, которые потеряли свой авторитет перед детьми. -
36 слайд
Описание слайда:
Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Автор: Анастасия Киселёва
https://mogu-pisat.ru/sochinenie/?ELEMENT_ID=12192876
В завершении я могу сказать, что стремительно развивающиеся технологии действительно могут представлять опасность для человечества, особенно если попадут в неправильные руки. Мы должны быть осторожными и не давать техническому прогрессу полностью завладеть нами, нельзя терять своих человеческих чувств и эмоций.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Рабочая тетрадь для подготовки к итоговому сочинению по четвёртому тематическому направлению «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника).
-
Тесты по литературе. 7 класс . «Повесть о Петре и Февронии муромских»
-
ТП рус яз 9 класс.docx
-
Презентация на тему «Обличение хамелеонства в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон».
-
Открытый урок по литературе на тему «Обличение хамелеонства в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»
-
Как работать над итоговым сочинением
-
Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Цивилизация и технологии»
-
«Молох капитализма» подготовка к итоговому сочинению 2021-2022 (Направление «Цивилизация и технологии»)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5446250 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
Автор:
Самый Зелёный
·
С каждым днем рассуждения и споры на тему роли технического прогресса в жизни человека набирают обороты: одни доказывают, что прогресс и тяга людей к изучению нового точно приведут наш мир к исчезновению; другие же уверены, что развитие новых направлений науки поможет в спасении человеческих жизней и создании комфортных условий. И как тут разобраться, кто прав и что именно принесет нам технический прогресс? На эту противоречивую тему еще и итоговое сочинение нужно написать! Какой позиции придерживаться и как ее аргументировать? Многомудрый Литрекон уже здесь для того, чтобы помочь Вам подобрать примеры из литературы и успешно написать итоговое сочинение!
Польза
Аргументы о пользе технического прогресса представлены в списке.
- Я. Вишневский «Одиночество в сети». Герои, гонимые одиночеством и отсутствием светлых чувств в своей жизни, пересекаются в программе ICQ, которая позволяет общаться со своим собеседником в режиме реального времени. Печальное сообщение от незнакомки с предложением пообщаться оказывается связующим звеном и непредвиденным толчком в сторону обоих героев. Они быстро находят общий язык и становятся тут же близки и откровенны, от чего между ними выстраивается искренний диалог. Мужчина и женщина начинают общаться каждый день и оказываются очарованы друг другом, что только подогревает их стремление в общении. Оба находят своё спасение в друг друге, и общение плавно перетекает во влюбленность. Они становятся настолько поглощены друг другом, что всерьез задумываются о встрече и совместном досуге, откладывая в дальний угол тот факт, что женщина находится в браке. Их тайная связь и откровенные сообщения заставляют обоих окунуться в те чувства, в которых они так долго нуждались. А ведь всего этого могло и не случиться, не окажись они в этой программе ICQ. Таким образом, развитие технологий и создание новых способов взаимосвязи людей, находящихся на дальних расстояниях, позволило пользователям не только сокращать это самое расстояние, но и находить близких по духу людей.
- Дэниел Киз «Удивительная история Билли Миллигана». Изучение и развитие средств массовой информации, а также способов связи между людьми благоприятно влияют на осведомлённость общества и его возможность в нужный момент попросить о помощи. Так, в указанном произведении никто не верил в межличностное расстройство Билли Миллигана: все хотели усадить его за решетку и уличить во лжи и притворстве. Однако его государственные защитники Гари Швейкарт и Джуди Стивенсон смогли связаться с Дороти Тернер — психологом общественного центра психического здоровья. Женщина уже имела опыт в изучении и лечении подобного рода заболеваний, что было известно практически всем. Поэтому именно с ней связались отчаявшиеся защитники и попросили помощи. Приезд Дороти Тернер в клинику спасли Миллигана от тюрьмы и поспособствовали его дальнейшему переводу в психиатрическую больницу для лечения и оказания нужной помощи. Таким образом, связь между людьми как никогда играет роль в экстренных и стрессовых ситуациях, когда необходим сиюминутный отклик на появившуюся проблему. В этом людям и помогает технологический прогресс.
- Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой». Изучая образ капитана Немо и его подводной лодки, можно сделать определенные выводы, которые мы можем транслировать и на Верна. Во-первых, проживание на подводном чуде без возможности оказаться в хаотичном обществе является идеальной перспективой для тех, кто сторонится всякого рода агрессии и тирании, вне зависимости от того, откуда она исходит. Подводная лодка и способ существования на ней стали пристанищем и отдушиной для тех, кто стремится к саморазвитию, самосовершенствованию, то есть само средство передвижения стало родным домом и самым комфортным местом для всей команды “Наутилуса”. Это необычное изобретение продемонстрировало людям незабываемый морской мир, который они не смогли бы увидеть, находись в шумном городе в окружении людей. Таким образом, технологический прогресс дает возможность узнать что-то новое, оказаться там, где нам комфортнее всего или где мы хотели бы побывать. Любой желающий может свободно путешествовать, изучать науки, общаться с людьми из различных точек мира только благодаря развитию технологий.
- А. Беляев «Человек-амфибия». Часто технический прогресс ассоциируют с благоприятными изменениями в медицине, а также с появлением новых способов лечения и спасения людских жизней. Эта ситуация и описывается в произведении Беляева. Однажды Сальватору принесли младенца с неизлечимой болезнью легких. Доктор всерьез задумался о спасении жизни мальчика и после долгих раздумий решился на сложную операцию по пересадке жабр молодой акулы. Эта операция спасла жизнь ребенку, хоть и имела ряд своих недостатков: мальчику было необходимо поочередно дышать на воздухе и под водой, чтобы легкие не испортились окончательно. Однако достоинством операции было то, что жабры не были видны под одеждой, так как находились на спине и спокойно функционировали, не смущая окружающих. Таким образом, технический прогресс несет свою пользу определенным сферам жизни людей. Не исключено, что требуется проведение огромного количества испытаний, однако хороший результат в будущем закроет собой все недостатки долгого изучения и нескончаемых попыток.
Другие аргументы по теме Вы найдете в итоговом сочинении «Влияние цивилизации на человека».
Вред
Аргументы о вреде технического прогресса (как и о пользе) могут быть дополнены. Если чего-то не хватило, пишите Многомудрому Литрекону в комментариях:
- Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Проблемой технического прогресса является то, что он затрагивает не только необходимые и важные для жизни сферы, но и сферу развлечения, которая, в буквальном смысле, зомбирует многих людей, утягивая их из реального мира в цифровой. Это случилось и с Милдред, женой Гая Монтэга. Женщина всё время проводила в наушниках, от чего даже научилась читать по губам. Её день состоял из просмотра телешоу, чему способствовали три телевизионные стены в гостиной. Однако женщина была уверена, что им не хватает ещё и четвёртой, чтобы в комнате, помимо них, жили разные необычные, занятые люди. Таким образом, прогресс в сфере телевещания негативно влияет на сознание человека, превращая его в зависимого от обычных, созданных им же гаджетов, которые заменяют ему и живое общение, и сон, и еду, что, безусловно, вредит его здоровью.
- Е. И. Замятин «Мы». В произведении все люди, проживающие в Едином Государстве, обезличены: у них нет имен и точного описания внешности, у них отсутствует чувство прекрасного, они не видят красоты вокруг себя, заменяя это запрограммированным поведением, лишенном волевого сознания личности. В Государстве отсутствуют особенности и отличительные черты людей. Например, любой человек может создать музыку простым взмахом руки, так как для этого не требуется таланта, слуха и умений. Все равны и имеют ряд правил-законов, которые нельзя нарушать. Так, Д-503 называется нарушением закона обычную бессонницу, ведь, как постановлено, ночью нужно спать, чтобы днем работать на благо Единого Государства. Все действия и планы должны быть точно регламентированы, от чего возникает ощущение, что в произведении речь идет не о людях, а роботах. Таким образом, технологический прогресс обезличивает людей: всем нам преподносится одна и та же информация, которая отучает читать книги, открывать мир, создавать нечто новое во всех сферах и проявлять свою индивидуальность. Люди в этом бесконечном беге за прогрессом теряют своё собственное «Я».
- Х. Селби «Реквием по мечте». Жертвой технологического прогресса в данном произведении стала Сара Голдфарб. Героиня утонула в различных телевизионных шоу. Цифровой мир настолько сильно захватил ее жизнь, что единственным желанием женщины стало посещение одного из шоу, которое она обожала смотреть. И вскоре произошло то, чего она так сильно жаждала, — пришло приглашение на съемки. В предвкушении Голдфард придумывает себе будущий образ для съемок, однако с разочарованием осознает, что ее любимое красное платье ей уже мало. Тогда и начинается черная полоса в жизни Сары: он садится на тяжелую диету, с которой не может справиться. Невозможность побороть свой голод и саму себя приводит женщину к врачу-диетологу, который прописывает ей таблетки, избавляющие от голода. Но в итоге эти таблетки оказываются наркотиками и доводят до панического страха холодильника, превращая некогда здоровую женщину в живой труп. Таким образом, навязанные телевизионным шоу идеалы привели Сару Голдфарб к заболеванию и зависимости, из-за чего она попала в психиатрическую больницу. Данный факт показывает нам негативное влияние технологического прогресса.
- М. А. Булгаков «Собачье сердце». В данном произведении технический прогресс показан с самой ужасающей стороны: профессор Преображенский решился на сложную операцию по пересадке человеческих органов собаке Шарику, которого подобрал на улице. Операция прошла успешно — Шарик остался жив. Однако то, что происходило дальше, заставило профессора пожалеть о своем решении. Шарик превратился в ужасного человека, злоупотребляющего алкоголем и нецензурными выражениями, плюющего на пол и не уважающего никого. Другими словами, он превратился в бандита, органы которого ему пересадили. Крайней точкой терпения профессора стало то, что Шариков устроился на работу, где душил котов, а после приставал к Дарье Петровне и Зине и привел в дом барышню, которую заставил жить с собой под угрозой увольнения. Эти выходки вынудили Борменталя усыпить Шарикова, после чего они с профессором вновь превратили его в собаку. Таким образом, технический прогресс — это то, что невозможно проконтролировать и предугадать: никто не знает, чем именно обернется то или иное открытие. Каждый эксперимент необходимо анализировать и проверять, что тоже не всегда бывает легко и возможно, поэтому вероятность того, что открытие будет полезным, равна тому, что оно может принести огромные беды.
- В.Распутин «Прощание с Матерой». В произведении очень ясно и точно представлена картина уходящего старого мира, который слишком быстро и безжалостно был заменен на новый, технологически развитый. Ниже по Ангаре начали строить плотину для дальнейшей установки электростанции, из-за чего береговая линия реки должна была подняться. Данный факт ставил крест на существовании острова и деревни, где все еще проживали люди, не желающие покидать свои дома. Помимо этого рядом с деревней находилось кладбище, которое никто не собирался переносить: бригада, напротив, убирала кресты и изгороди, чтобы территория напоминала обычное поле, что не пришлось по душе старухам, прогнавшим работников. Дарья Васильевна, главная героиня произведения, попросила сына Павла и внука Андрея перенести могилы родственников, но этого так и не произошло, так как оба уехали из деревни по делам, оставив старуху одну. Со временем опустевшие избы начали сжигать, что не оставило выбора оставшимся жителям — необходимо было как можно скорее покинуть родные дома во избежание катастрофы. Таким образом, технологический прогресс, неустанно развивающийся и не стоящий на месте, очень безжалостно обходится со старой жизнью, которую никто не хочет спасти: забываются обычаи, история, традиции, предки — всё сметается на пути к лучшей и технологически развитой жизни.
- М. А. Шолохов «Судьба человека». Чаще всего результаты технического прогресса напрямую связывают с развитием оружия и других средств нападения и защиты. Непонятно, откуда именно взялась эта параллель, однако не раз прогресс в области разработки оружия приводил и приводит по сей день к ужасающим последствиям — к смерти людей. В представленном произведении есть сцена, когда Соколов ехал через минное поле, чтобы доставить солдатам оружие, так как они сражались с пустыми руками. Герой наткнулся на неприятности по пути через поле: повсюду были заложены мины, от чего солдаты “рвались по порядкам”. Похожая ситуация произошла с семьей Соколова. Их дом находился рядом с авиазаводом, который забросали бомбами во время войны. Одна из них прилетела прямо в “хибарку”, от чего все члены семьи погибли. Таким образом, люди массово умирали и продолжают умирать от, казалось бы, обычных открытий в области физики или химии, которые используют в создании ужасающего средства уничтожения.
Другие аргументы о вреде технического прогресса Вы найдете в итоговом сочинении «Какие опасности таит технический прогресс».
Автор: Виктория Семенова
Метки: 11 классаргумент из литературыитоговое сочинениепример из литературыЦивилизация и технологии
Читайте также:
Скачать все готовые примеры и темы итогового сочинения 2021-2022 года
Скачать структура и клише для итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать список литературы для итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать аргументы по направлениям итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать план написания и шаблон для итогового сочинения 2021 — 2022
Скачать график и расписание итогового сочинения 2021 — 2022
Вот и настал новый учебный год! В декабре месяце ученики 11-х классов начнут сдавать экзамены по итоговому сочинению в формате ЕГЭ. А вы кы когда нибудь пробывали написать сочинение своими словами? Попробуйте хотя бы раз написать сами и вам это понравится! Если на зимнем декабрьском итоговом сочинении вы выбрали это направление, рекомендуем вам изучить подробные материалы по данной теме. Данное итоговое декабрьское сочинение — рассуждение по литературе и русскому языку поможет ученику 11 класса, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2022 года в школе. По итогам итогового сочинения, школьники получают допуск к ЕГЭ-22. Здесь размещены уникальные примеры новых сочинений с вступлением, аргументами, тезисами и выводом, а также план сочинения по направлению №2: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных авторов и поэтов.
Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, прочитать и бесплатно скачать новые примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык на тему: Меняются ли люди в условиях технического прогресса? . Здесь можно легко понять как правильно писать зимнее декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по итоговому сочинению ИС пройдет зимой в декабре 2021 года.
Официальный сайт. 2021 — 2022 учебный год. ВПР. ФИПИ ШКОЛЕ. ФГОС. ОРКСЭ. МЦКО. ФИОКО. ОГЭ. ЕГЭ. ГИА. Школа России. Школа 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Экзамен. Россия. Беларусь. Казахстан. РБ.
Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения по теме: Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Прогресс диктует каждому из нас новые условия жизни и требования к работе. С каждым годом все процессы ускоряются, и сферы деятельности усложняются. Чтобы заработать деньги, чтобы прокормить семью, чтобы самореализоваться и проявить себя, человеку необходимо стремительно развиваться и подстраиваться под новые реалии. Это доказывают многочисленные примеры из литературы.
Вспомним роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Прогресс сильно повлиял на условия труда и финансовые процессы в обществе. Если до происходящих в произведении событий женщины работать не могли, потому что для любого дела нужны были исключительные физические данные, то после технической и промышленной революции дамы смогли занять свое место в экономике. Автор характеризует прежние времена во снах Веры: к ней являются Астарта, Афродита, Прекрасная Дама — героини прошедших эпох, когда девушки были лишь предметом преклонения и обожания. Тогда они не могли проявить себя, ведь убивать мамонтов и ковать доспехи способны только представители сильного пола. Но эволюция орудий труда привела к тому, что Вера и ей подобные смогли найти свою нишу. Главная героиня открыла швейную мастерскую. Выполнять много заказов позволяла швейная машинка. Девушкам не нужно было физически напрягаться и шить по ночам, чтобы успеть. Теперь достаточно было нормального рабочего дня и минимальных усилий. В результате женщины стали более самостоятельными, развитыми и целеустремлёнными. Они поверили в себя и перестали быть всего лишь красивыми статуэтками в доме. Эти изменения породил технический прогресс.
Данная тема затрагивается и в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». Приехав в глухую станицу, рабочий Давыдов понял, что проблем местных жителей заключается не только в косности мнений и устаревшем укладе жизни, но и в технической отсталости. Казаки нуждались в закупке тракторов, которые существенно ускорили бы процесс производства хлеба. Но одна семья, какой бы большой и зажиточной она ни была, не могла себе позволить такую роскошь. Выход был найден в коллективизации — объединении всех индивидуальных хозяйств в одно: «Партия предусматривает сплошную коллективизацию, чтобы трактором зацепить и вывести вас из нужды» — говорит Давыдов. Герой открыто признает, что только технический прогресс способен спасти людей от бедности и бесправия. Действительно, закупка инновационных приборов запустила ряд процессов, полностью изменивших быт и нравы деревни. Давыдов организует обучение населения, заводит «избы-читальни», работает над повышением технической грамотности. В финале он даже отправляет свою избранницу Варю учиться в город. Таким образом, даже девушка могла получить специальность, трудиться и не зависеть ни от семьи, ни от мужа. Если бы в селе не появилось новых возможностей и условий труда, люди так и не развились бы до такого уровня. Им просто незачем было бы меняться к лучшему.
Конечно же, технический прогресс — самый суровый учитель. Он не просит, не мотивирует, а вынуждает идти вперед. Люди не могут уже жить по-старому, потому что нужно приспосабливаться, чтобы получить новые возможности и перспективы.
Технический прогресс неоднократно заставлял мир меняться, а самих людей преображаться до неузнаваемости. Это может быть эволюция технических возможностей и регресс человеческой души. Об этом писали отечественные и зарубежные писатели. Например, в произведении Н.Г. Чернышевского «Что делать?» показано, как сильно технический прогресс повлиял на экономику, трудовые отношения. До преобразований женщины не могли полноценно работать, всячески ущемлялись в правах и обязанностях. Сначала грядущие, а затем и произошедшие перемены автор раскрывает во снах Веры, к которой поочерёдно являются Астарта, Афродита, Прекрасная Дама. Женщины наконец-то смогли найти собственную нишу, а сама главная героиня основала швейную мастерскую.
Дамам не приходилось работать физически, так как все основные манипуляции выполняла швейная машинка. Это позволило девушкам не просто трудиться, но и нормализировать рабочий день, получив время на отдых и полноценные выходные. Технический прогресс способствовал «освобождению» женщин, сделал их самостоятельными и менее зависимыми от мужчин. Они поверили в себя и перестали быть всего лишь красивыми статуэтками в доме.
Тема технического прогресса раскрывается и на страницах романа М.А. Шолохова «Поднятая целина». Рабочий Давыдов, очутившись в русской глубинке, осознает техническую отсталость народа, их старомодный образ жизни. Жителям были необходимы тракторы, но казаки при всей зажиточности не могли себе этого позволить. Это и стало обоснованием коллективизации, при которой были объединены доходы всех хозяйств во имя общей цели. Давыдов открыто парировал, что только этот шаг позволит героям преодолеть грядущую бедность.
Вера в технический прогресс, а также четкое руководство в итоге способствовало изменению жизни казаков, положили начало образованию. Таким образом, техническая революция — суровый учитель, который помогает обществу совершенствоваться, а людям развиваться. И хотя многие с трудом отказываются от привычных вещей, они все же вынуждены сделать шаг в будущее ради себя и следующих поколений.
Технический прогресс не может не оказывать влияние на людей. Несмотря на то что технический прогресс упрощает жизнь людей, он оказывает и негативное влияние, которое проявляется в том, что человек, отвыкающий от самостоятельной работы, становится более эгоистичным. Получая новые возможности, люди часто забывают, что такое нравственность. Привыкая к тому, что за них все сделает машина, люди забывают о том, что такое настоящий труд. С техническим прогрессом люди думают только об удовольствиях, забывая о других людях, даже о родных и близких, теряя способность сострадать и сопереживать. С техническим прогрессом всему обществу жить становится комфортнее и удобнее, поскольку люди не тратят время на то, что теперь может сделать машина, однако нравственно люди деградируют и становятся похожими друг на друга, теряя свою индивидуальность.
О том, как изменился человек благодаря техническому прогрессу, рассуждали многие отечественные и зарубежные писатели в своих художественных произведениях. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» поднимается тема технического прогресса. Затапливать остров Матеру собираются не просто так, а для строительства гидроэлектростанции, которая нужна для оснащения всей страны энергией. Однако люди, стремящиеся к техническому прогрессу, не задумываются над тем, что во всем нужно знать меру. Поддерживающие технический прогресс люди готовы затопить целый остров, на котором обитают различные животные, птицы, растения, даже не задумываясь над тем, что гибель живых существ окажет влияние на всю экологическую обстановку.
Готовность ради достижения технического прогресса, который бы упростил жизнь людей, пойти на все говорит о нравственной деградации людей. На это же указывает и то, что поддерживающие затопление Матеры, в отличие от представителей старшего поколения, которые болезненно реагируют на необходимость покинуть деревню, – люди эгоистичные, не способные на сопереживание и сострадание, не обращающие внимание на своих предков. В.Г. Распутин выражает мысль о том, что технический прогресс, несмотря на благие для людей цели, приносит много отрицательных результатов, касающихся нравственной деградации людей.
О том, как изменился человек благодаря техническому прогрессу, рассуждает и Р. Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту». Автор показывает, что полная механизация, хоть и делает жизнь людей более комфортной, приносит огромное количество негативных результатов: машины по-настоящему зомбируют людей, которые в свою очередь теряют индивидуальность, так как существуют, не имея права выражать свое отношение к явлениям окружающей действительности. Р. Брэдбери показывает, что поддерживающие технический прогресс не знают, что такое любовные, семейные и дружеские ценности, что такое справедливость, честь и достоинство.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что технический прогресс, несмотря на благие цели, меняет человека в худшую сторону, поскольку люди перестают задумываться об окружающем мире, становятся эгоистами, не способными сопереживать и сочувствовать другим людям, теряют собственную индивидуальность.
Читать сочинение далее…
.
Подготовка
к Итоговому сочинению-2021.
Алгоритм
написания. Композиция и логика развития рассуждения.
Направление
2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия»
Тема
для примера:
«Кому в литературе удалось,
с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и
риски цивилизации?»
Работа
над вступлением (первый абзац нашего эссэ).
1. Ищем
опорные слова.
2. В
1 абзаце первое предложение – это вступление, ввод
в тему.
3. Далее
раскрываем значение всех опорных слов,
пишем их определение.
4. Комментируем, раскрываем, объясняем,
поясняем своё понимание этих слов.
5.
Часто нам дают в
названии темы метафоры. Легко объяснить их, проведя сравнение.
6. Словесно
может выглядеть так:
Литература является тем богатством человечества, которое собрало
множество мыслей и чувств различных людей, живущих рядом с нами на планете или
ушедших в мир иной, но оставивших нам в назидание свои произведения. Чтобы
лучше понять будущее, нужно много знать о прошлом. В наш 21 век стремительно
развивается цифровизация всех сфер жизни, работу людей постепенно заменяют
роботы, научно-технический процесс не стоит на месте. О пользе и вреде
цивилизации есть немало книг. Я считаю, что наиболее ярко отразили данную тему
писатели — фантасты братья Аркадий и Борис Стругацкие, Дмитрий Алексеевич Глуховский
и Валентин Распутин. ВЕДЬ достижения цивилизации,
будь то научные открытия или изобретение нового аппарата – это одновременно
благо и опасность. ЕСЛИ сравнивать, например, открытие атома,
сделавшее революцию в области ядерной физики, и сооружение атомной бомбы для
уничтожения огромного числа людей и жизни на планете, то становится понятно,
что достижения и риски зависят от порядочности и гуманности тех людей, к кому
попадут данные открытия. Я ДУМАЮ, ЧТО творчество писателей-фантастов
как нельзя точнее, использовав символы и образы в своих произведениях, доносит до
людей мысль о пользе и вреде технического прогресса.
Работа над общим выводом (третий абзац
нашего эссэ).
1. Читаем
тему сочинения. Последнее предложение должно быть ответом на вопрос, заявленный
в теме или подтверждением того, что сказано в теме. Нужно использовать
все слова названия сочинения в последнем предложении, потому что это
итог всему вашему рассуждению и аргументам! Тогда не скажут, что «вы ушли от
темы сочинения».
2. Словесно
может выглядеть так:
Чтение литературы обогащает
человека знаниями и эмоциями, развивает умение мыслить и говорить, влияет на
наше мышление и сознание. Любые книги учат добру и
справедливости. Жанр же фантастика позволяет читателю взглянуть на
человеческую цивилизацию со стороны, порой даже заглянуть в далекое будущее и
многое предугадать, как хорошее, так и плохое. Читая фантастику, развиваешь
умение оценивать всё, что происходит в техническом прогрессе с разных позиций. Поэтому я считаю, основываясь на мой личный читательский опыт, что наиболее ярко отразили достижения и риски цивилизации
в литературе писатели – фантасты Аркадий и Борис Стругацкие, Д.А.Глуховский, а
также Валентин Распутин в повести «Прощание с Матёрой».
Работа
над тезисами и выводами (второй абзац нашего эссэ).
Одним из
писателей, кому, я считаю, удалось рассказать о том, как развитие науки и
техники влияет на жизнь людей, является Д.А.Глуховский. В своем романе «Метро-2033» автор
показывает людей, живущих на станциях московского метро после ядерной
войны. Писатель ведет читателя по коридорам,
которые недавно были просто местом пересадок в транспорте, а сейчас здесь
выживают уцелевшее население города. Причем, резко
поменялись человеческие ценности. Жизнь оказалась слишком дешевой, так
как мало пропитания: маленький пакетик чая стоит пять человеческих жизней. Обидно, что люди,
оказавшие в таком плачевном состоянии не объединяются, а продолжают воевать
друг с другом. Мысль о том, что
технический прогресс, задуманный на благо, несет обществу комфорт (например,
машины и станки, транспорт и бытовые приборы, новые технологии и разработки), а
используемый в целях наживы, уничтожения себе подобных – рушит мир, как
внешний, так и внутренний, проходит через весь роман. Главный герой Артем
путешествует по трем книгам автора в надежде найти место, где человечество
вновь обретет покой и осмысленность. Пока герой не видит такого места и
находится в поисках единомышленников, встречая на своем пути испытания дружбой,
любовью, страхом, совестью. Поэтому однозначного ответа
на заданный в названии темы вопрос, наверное, нет. Человечество не
создало ничего выше, чем истинные человеческие ценности, основанные на
духовности. Если техника будет в руках человека одухотворенного,
то она положительно повлияет на жизнь людей, а если нет, то
отрицательно.
Другим ярким
примером в художественной литературе про активное
влияние технического
прогресса на человека можно считать повесть братьев Стругацких «Пикник на
обочине». Эта книга повествует о двух мирах: о городе и так называемой «Зоне»,
территории, возникшей после посещения пришельцев. Как возникла зона, никто не
знает, но важно одно – она аномальна. Понятно, почему вокруг «зоны» возникают
научные городки, ведутся споры и исследования ученых не прекращаются. Вещи,
принесенные с ее территории называются артефактами и тоже исследуются. Авторы
предостерегают о том, что каждый зашедший на территорию, подвергает свою жизнь опасности: живой вышел –
удача, с артефактом – чудо. Главный герой – сталкер, ловкий и опытный
«добытчик» артефактов из зоны, изучивший, как он считает, некоторые законы,
действующие внутри нее. Благодаря таким смельчакам
ученые получают возможность изучать неисследованное. Но есть и другая
сторона медали. «Зона» влияет на здоровье людей и
будущее поколение. Дочка у героя – порождение влияния «зоны», пока еще не
объясненное. Итак, технический прогресс сильно влияет на жизнь
будущих поколений.
Хочется
вспомнить и замечательное произведение Валентина Распутина «Прощание с
Матерой». Строительство ГЭС– это электрификация больших территорий, важный шаг страны,
который необходим для жизни многих людей. Со строительством электростанции
придет свет и тепло в дома. Но автора волнует судьба каждого человека, который
должен покинуть то место, где родился. Дом, в котором он вырос, нужно сжечь,
чтобы очистить «дно будущего водохранилища». А могилки предков? Валентин
Распутин глубоко переживает с каждым героем
трагедию многих таких малых деревень и островов. И бригадир Павел Пинигин,
и его мать Дарья умом понимают, конечно, что они жертвуют личным в интересах
будущего поколения, общества, но их душа разрывается от прощания с родным
селом. Насколько тяжело расставание героев с
малой родиной показывает наглядно эпизод прощания
Дарьи со своим домом. Героиня намывает полы и окна в доме, белит стены,
приносит душистые травы вовнутрь – словом, будто
готовит его к погребению. Вот и технический прогресс! Вот и влияние его
на души людские! Неизгладимые впечатления останутся у старшего поколения
после переезда. Трагедией явился им прогрессивные решения страны.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №12»
Инженерная деятельность на страницах повести В.Распутина «Прощание с Матерой»
Проект
Сроки реализации: декабрь 2020 – март 2021
Составитель:
Беляев Михаил Владиславович,
учащийся 11А класса
Руководитель:
Инякина Наталья Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Ленинск-Кузнецкий ГО
2021
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Кто такой инженер-гидротехник?……………………………………………3
Глава 2. Последствия деятельности инженера – технолога на страницах повести В.Распутина «Прощание с Матерой»………………….……………….6
Заключение…………………………………………………………………11
Список информационных источников……………………………..……..12
Введение
21 век – век стремительного развития технологий. То, что еще совсем недавно казалось новым и неизведанным, сегодня уже неактуально. Мы покоряем космос, отправляем свои исследовательские мини-станции на Марс и т.д. Все это стало возможно благодаря продуктам инженерной деятельности. Именно инженер способен видеть проблему с разных сторон, «в целом», с учетом многообразных связей.
Поэтому для нас, современного поколения, актуально инженерное направление. Наша гимназия является с 01.09.2019 региональной инновационной площадкой «Формирование инженерного мышления обучающихся в процессе проектной и исследовательской деятельности в общеобразовательной школе». Исходя из этого тема проекта «Инженерная деятельность на страницах повести В.Распутина «Прощание с Матерой».
Цель: создание лэпбука «Инжерная деятельность на страницах повести В.Распутина «Прощание с Матерой».
Задачи:
1. Углубить знания о профессии инженер-гидротехник; выявить особенности профессии «гидротехника».
2. Рассмотреть особенности профессии инженера-гидротехника не только через теоретический материал, но и через произведение художественной литературы.
3. Познакомиться с работой Братской ГЭС и Беловской ГРЭС, сравнить их по различным показателям эксплуатации.
Глава 1. Кто такой инженер-гидротехник?
Прежде обратимся к определению профессии, косвенно связанной со строительством Гидроэлектрических сооружений (таких как ГЭС и ГРЭС) – инженер гидросооружений.
Инженер гидросооружений – это квалифицированный специалист, что занимается вопросами проектирования различного типа гидротехнических конструкций либо устройств, следит за их рабочим состоянием и устраняет неполадки на случай выхода из строя.
Несмотря на то, что официально специальность звучит, как «Гидротехническое строительство», каждый из претендентов на вышеуказанную должность специализируется на конкретном типе конструкций, что в дальнейшем оказывает непосредственное влияние на спектр его должностных обязанностей. Возможные направления:
— речные гидротехнические сооружения. Данное направление предусматривает, что в будущем специалист будет заниматься проектированием плотин, речных портов и причалов, судоходных каналов и шлюзов. Дополнительно, ему придется контролировать как процесс строительства конструкций, так и условия их функционирования;
— гидроэлектрические и насосные станции, гидроэнергетические установки. В число обязанностей инженера входит разработка проектов технического оснащения насосных станций, ГЭС пр. Также ему придется следить за процессом их установки и дальнейшего использования. Дополнительно, специалист вправе рассчитывать на работу в области малой гидроэнергетики;
— ввод в эксплуатацию, устранение поломок и реконструкция водных объектов в черте города. Разработка проектов, строительство, ввод в дальнейшее использование, ремонт городских гидротехнических конструкций (включая подземные), технического оснащения, предназначенного для защиты окружающей среды и возможного задействования энергии сооружений на воде и т.д.;
— водные пути, порты и сооружения на шельфе моря. Указанное направление предусматривает разработку проектов, возведение портов, причалов, берегозащитных линий и т.д.
Основные обязанности инженера:
-обеспечение на должном уровне безопасности различных гидротехнических конструкций, а также касающихся их процессов проектирования, возведения и эксплуатации;
-реализация планов относительно обеспечения судоходства непосредственно на внутренних водных путях;
— активное участие на этапе разработки проектов, касающихся дальнейшего введения в эксплуатацию гидротехнических приборов и комплексов; выполнение работ по ремонту технического оснащения;
— составление комплекса действий, с целью предотвратить возможное нанесение вреда людям водной стихией.
Сама профессия инженер гидросооружений требует от кандидата умения анализировать и творчески мыслить одновременно. Предусматривается наличие высшего образования по профилю «Гидротехническое строительство».
На сегодняшний день различные профильные вузы готовы принять в свои стены вчерашних выпускников школ.
Работа инженером гидросооружений подразумевает, что специалист хорошо разбирается в технологиях проектирования, умеет выполнять расчеты, знает особенности установки и эксплуатации оборудования, принятые в отрасли стандарты, отлично владеет ПК.
Дополнительно, требуются знания гидротехники и смежных наук – гидрологии, механики, материаловедения, физики, химии.
Инженер гидросооружений – это незаменимый сотрудник проектных компаний, где он трудится на пару с проектировщиком гидроузлов.
Также, есть отличная возможность трудоустройства в порт либо на гидроэлектростанцию, где открыты вакансии на должность прораба, инженера – конструктора, инженера – технолога.
Итак, инженер гидросооружений должен обладать творческим мышлением, то есть пытаться решить любую поставленную задачу. Может быть упорством и поиском, а может быть творческим взлетом.
Глава 2. Последствия деятельности инженера – технолога на страницах повести В.Распутина «Прощание с Матерой»
В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень. В произведении Распутин упоминает о том, что это последняя весна для деревни и острова. «Ниже по Ангаре строят плотину для электростанции», — так сказано о деятельности людей в произведении. «Вода по реке и речкам поднимется и разольется, затопит многие земли и в том числе в первую очередь, конечно, Матёру» [1]. Это лето было последним для поселения, жителям приходилось принимать решение о переезде.
Исходя из сюжета данного произведения, обсудим нюансы строительства плотины, заполнение водохранилища, а также события, постигнувшие затопляемые деревни.
В образе Матёры Распутин описывает исчезновение всей «крестьянской Атлантиды», существовавшей триста лет, от освоения Сибири казаками до строительства электростанции на Ангаре, причём потопить эту старую крестьянскую Россию не смогли ни Гражданская война, ни коллективизация, ни репрессии, ни война — конец к ней приносит технический прогресс.
По мнению Распутина, наступление тяжёлой индустрии на природу воспринимается уже не как победа прогресса, но как фатальное и губительное разрушение традиционного уклада жизни. Затопление Матёры неизбежно приведёт не только к разрушению природного баланса (это очевидно), но и к моральной деградации людей, вынужденных перестать обрабатывать, а затем и покинуть родную землю.
Новый посёлок построен «богато, красиво, домик к домику, линейка к линейке», но расположен на земле, почти непригодной для земледелия (и это после плодородной матёринской земли, возделанной многими поколениями).
Посёлок проектировали чужаки — «не для себя строили, смотрели только, как легче построить, и меньше всего думали, удобно ли будет жить».
Матёра, очевидно, — собирательный образ сибирских деревень. Прилагательное «матёринский» выглядит на письме как «материнский», и этот смысл нередко обыгрывается в тексте: «Пышно, богато было на матёринской земле — в лесах, полях, на берегах, буйной зеленью горел остров, полной статью катилась Ангара».
Таким образом, деревни, «материнские» для их жителей, постигают события подобные Матёре.
Но какова же ситуация по обратную сторону стройки? С другой стороны, идёт строительство Братской гидроэлектростанции плотинного типа, о которой стоит рассказать подробнее.
Братская ГЭС имени 50-летия Великого Октября расположена на реке Ангаре в городе Братске Иркутской области. Это одна из крупнейших действующих ГЭС не только в Сибири, но и в мире. Возведение мощнейшей станции стало своеобразным памятником героическому труду послевоенного поколения. Беспрецедентное строительство олицетворяло собой величие коммунизма.
Строительство Братской ГЭС началось в декабре 1954 года. Уникален тот факт, что строительство плотины начали в зимний период, когда река была подо льдом.
В начале строительства Братской ГЭС остро встала проблема нехватки рабочей силы. В стране развернулась невиданная агитационная работа с целью привлечения людей на стройку. Успех агитации был грандиозным. Эшелоны техники, вагоны добровольцев, мешки заявлений на работу. В институтах – борьба за распределение в Братск, в школах – мечты всем классом поехать на Ангару. Попасть на величайшую всесоюзную стройку было непросто. Энтузиазм, порыв, взаимопонимание и взаимопомощь, поддержка, человеколюбие пронизывали каждого из строителей. Представители 70 национальностей съехались на строительство Братской ГЭС, много демобилизованных, выпускников инженерных институтов.
Но в процессе исследования была обнаружена схожая, на первый взгляд, по принципу работы ГРЭС.
И было принято решение сравнить ГЭС И ГРЭС – какой способ выработки лучше, учитывая то, что обеим электростанциям необходимо водохранилище для работы?
Итак, в качестве ГЭС выбрана Братская, а в качестве ГРЭС — Беловское
Беловская ГРЭС | Братская ГЭС | |
Место расположения | г. Белово, р. Иня | г. Братск, р. Ангара |
Годы Строительства-ввода в эксплуатацию | 1956-1964 г.г. | 1954-1961(1966) г.г. |
Затраты на строительство | *неизвестно* | Сметные: 1020,8 млн р Экономия: 300 млн р Итог: 736,8 млн р |
Топливо | Кузнецкий уголь Вода | Вода |
Вред природе | Загрязнение воздуха, почвы Тепловое загрязнение Изменение ландшафта | Изменение ландшафта |
Размер водохранилища | S: 13,6 км2 Ширина/длина/глубина/температура 1,5км/19км/5м/+30(л) +5+10(з) | S: 5470 км2 Ширина/длина/глубина *не выялено*/570км/150м |
Плотина | Длина:867м | Высота:125м Длина:924 (Без шлюза) |
Затопленные посёлки | *неизвестно* | Бейптоново, Верхулай, Свирек |
Мощность | Тепловая: 272 Гкалл/час Энергетическая: 1200 МВт/ч | Энергетическая: 4500 МВт |
Годовая выработка | 5607,62 млн КВт/ч | 22600 млн КВт/ч |
КПД | 40% | 95-96% |
Питаемые территории | Кемерово, Белово, Новокузнецк + соседние регионы | Братск БрАЗ |
Оборудование | Котельные агрегаты: 6хПК-40-1 Паровые турбины: 2хК-225-12,8-3м 4хК-215-130 Генераторы: 4хТВВ-200-2АУЗ 2хТВВ-220-2ЕУЗ Кол-во энергоблоков: 6 Открытое распределительное устройство(ОРУ) : 2х500Кв 8х220Кв | Радиальное-осевые турбины: 12хPO-115-В-558 6хРО-115/662-ВМ-550 Генераторы: 18хОСВ-1190/250-48 Кол-во энергоблоаов: 18 ОРУ: 500Кв 220Кв |
Награды | Орден «знак Почёта» (1970) | Орден Ленина Юбилейный почётный знак в ознаменовании 50-тилетия образования СССР |
Описание | Гидрорециркулярционная электростанция | Мощная высоконапорная гидроэлектростанция плотинного типа |
Принцип работы (кратко) | Электричество вырабатывает генератор, подключённый к паровой турбине. Лопасти которой вращаются благодаря разогретой до состояния пара, воды из водохранилища, которая выступает и в роли охладителя. Нагрев же происходит путём сжигания заранее подготовленной угольной пыли | Генератор, подключённый к радикально-осевой турбине, вырабатывает электрический ток. Лопасти турбины вращает напор воды с высоким направлением, продаваемый по трубам. Высокое давление и скорость достигают я, благодаря разнице высот между точкой забора воды и турбинами |
Расходы | Кузнецкий уголь: 3 млн тонн/год Вода: 1,7 млрд м3 /год (более 9млн р/год) + доставка угля | Вода |
Особенности | Из-за теплового загрязнения, внутри водохранилища разводят и ловят рыбу круглый год Выработка 1/3 энергии Сибири | -стройка началась в сильные морозы и велась «всей страной» -третья по мощности в России -первая по среднегодовой выработке |
Культура | Беловская ГРЭС: Сборник очерков и рассказов Л. Лернера, И. Ляхова М. Сафонова(1967г) | Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой» — по мотивам затопления и переселения населённых пунктов, затопленные при наполнение братского водохранилища. -Поэма Е. Евтушенко «Братская ГЭС» (1965) -Песенный цикл «Таёжные звёзды» |
Таким образом, у Братской ГЭС и Беловской ГРЭС имеются общие черты, но и различия, как в потреблении так и по урону наносимому природе. На первый взгляд сложно сказать какая электростанция является лучшим вариантом из всех зол, но если задуматься, с измененным ландшафтом природа со временем справится – она освоится и поглотит творения людские, создаст иной баланс. И если вычесть этот недостаток у обеих Электростанций, то наибольший вред природе будет приносить Беловская ГРЭС множественными загрязнениями. Дополнительно, Электростанция привязана к запасам угля, с опустошением которых, остановится и выработка электроэнергии.
Заключение
Итак, в ходе реализации нашего проекта мы познакомились с профессией инженер гидросооружений. Это позволило подробно разобрать как деятельность данного специалиста, так и последствия данной деятельности. Также мы детально изучили работу Братской ГЭС и Беловской ГРЭС, сравнив их по различным критериям. Результатом данного проекта является лэпбук «Инженерная деятельность на страницах повести В.Распутина «Прощание с Матерой». При этом, благодаря прочитанному произведению, мы смогли взглянуть на профессию инженер-гидротехник по иному – от лица жителей затопляемых деревень.
Список информационных источников
1. Валентин Распутин. Прощание с Матерой [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://lib.ru/PROZA/RASPUTIN/matera.txt, свободный. – (дата обращения:17.03.2021).
2. Валентин Распутин. Прощание с Матерой [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://polka.academy/articles/625, свободный. – (дата обращения:17.03.2021).
3.Братская ГЭС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%93%D0%AD%D0%A1, свободный. – (дата обращения:17.03.2021).
4.Инженер гидросооружений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://profitworks.com.ua/professii/inzhenernye-professii/inzhener-gidrosooruzhenij, свободный. – (дата обращения:17.03.2021).
5. На дне водохранилища… [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://priilimie.ru/historys/historyilim/material/node/109, свободный. – (дата обращения:17.03.2021).
6. Образ Матеры в повести «Прощание с Матерой»: описание и история острова-деревни в цитатах [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.literaturus.ru/2016/04/obraz-Matery-Proshhanie-s-Materoj.html, свободный. – (дата обращения:17.03.2021).
7.Беловская ГРЭС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sibgenco.ru/about/company/generation/belovskaya-gres/, свободный. – (дата обращения:17.03.2021).