2. Актуализация опорных знаний
Организует работу над пройденным материалом.
Вспомните, с произведением, какого автора вы познакомились на предыдущем уроке?
-Ребята, что вы знаете о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?
— Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
— Сегодня мы продолжаем работу над сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашиб – Кериб»
— Мы познакомились с автором М. Ю. Лермонтовым. С его стихотворением «Дары Терека» и сказкой «Ашик – Кериб»
— Он был русским писателем, который очень любил Кавказ, уважал А. С. Пушкина и учился на его произведениях. Он был отличным живописцем и умел играть на музыкальных инструментах.
— Мы говорили о М. Ю. Лермонтове и о его сказке «Ашиб – Кериб».
РУУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
КУУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.
ПУУД: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач
Подводящая беседа.
3.Организация познавательной деятельности
3.1. целеполагание
3.2.Обобщение затруднений во внешней речи
Физминутка.
3.3.Самостоятельная работа.
3.4. Повторение
-Хорошо, а с каким произведением вы познакомились?
— Какой жанр у этого произведения?
— Хорошо. Чтобы проверить ваши знания, я предлагаю выполнить тест на листочках (Приложение 1)
— Сравните свои ответы с ответами на слайде. Если вы ответили не верно – поставьте минус. Если верно – поставьте плюс. У кого нет ошибок – поднимите руку. У кого одна ошибка, поднимите руку. У кого две?
— Кладите карточки на край стола.
— Скажите, а на какие 2 группы делятся сказки?
— Но они тоже делятся на группы. На бытовые, сказки о животных и волшебные.
— Как вы думаете, к какому виду сказок относится произведение «Ашиб – Кериб».
— Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова? Что особенного в этой сказке?
— Мы с вами определили, что это сказка. А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.
— Посмотрите на первую картинку. Какой отрывок из сказки подходит этой иллюстрации? Предлагаю выразительно зачитать отрывок.
(Показывает 3 картинки)
— Какое задание мы выполняли?
— Что же мы с вами повторили?
— Хорошо. Назовите главную особенность сказок. Верно. Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!
И мы можем научиться чему-то у главных героев. Кто же в сказке положительный герой? А кто отрицательный?
— Почему вы считаете, что Ашик- Кериб, Святой Хадерималиаз, Магуль-Мегери – положительные герои?
— А что еще вы можете сказать о Магуль-Мегери?
— С чем сравнивается красота девушки? Как поет о ней подруга?
— Как вы думаете, почему подруга ее сравнила с газелью?
Посмотрите на слайд. Даны пословицы. Прочитаем их.
— О каких чертах женского характера упоминается в пословицах?
— Что больше всего ценит народ в женщине?
Мы сказали о положительных героях, а почему Куршуд – бек отрицательный герой?
— Как вы думаете, почему он совершил такой поступок? А это может быть оправданием?
— Вы немного устали, поэтому выполним физминутку.
— Сказка «Ашиб – Кериб» — восточная сказка. В ней много восточных слов. И я предлагаю создать свой словарик восточных слов. Работаем в парах. Находим слово и выписываем его в тетрадь. (Приложение 2)
-Предлагаю прочитать слова, которые вы нашли.
— Ребята, вернемся к сказке. Скажите, какая важная мысль содержится в сказке об Ашик – Керибе? Чему же учит нас эта сказка?
— Сказку какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?
-На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему
— Что нового мы узнали на уроке?
— Что повторили на уроке?
— Какое задание показалось вам самым трудным? Какое самым интересным?
— «Ашик — Кериб».
— Сказка.
Выполняют тест на листочках.
Сравнивают ответы с слайдом.
Поднимают руку в соответствии с количеством ошибок.
— На народные и авторские.
Слушают учителя.
— Она авторская и волшебная.
— Ашик- Кериб три раза просил Святого Хадерилиаза помочь ему и чудесное исцеление матери с помощью комочка земли.
Слушают задание учителя.
Учащиеся выразительно зачитывают отрывки из сказки, которые подходят к данной иллюстрации.
— Мы соотносили иллюстрации и отрывки из сказки.
— Некоторые важные моменты из сказки.
— Она чему-то учит.
— Положительные герои: Ашик- Кериб, Святой Хадерималиаз, Магуль-Мегери. А отрицательный герой – Куршуд – бек.
— Ашик – Кериб талантливый, честный, храбрый. Святой Хадерималиаз помогает людям. , Магуль-Мегери верная. Она ждала 7 лет Ашик – Кериба.
— Она добрая, верная, слушает только свое сердце.
— Красота сравнивается с газелью.
Подруга пела, что его газель идет мимо.
— Потому что она очень красива и грациозна. А так же стройная.
Читают пословицы.
— Доброта, хозяйственность, трудолюбие.
— Верность, доброту, трудолюбие.
— Он совершил подлый поступок и из-за него мама Ашир – Кериба думала, что ее сын погиб.
— Он любил Магуль – Мегери.
— Нет.
Слушают задание учителя.
Работают в парах. Находят восточные слова и выписывают их.
Читают слова, которые выписали.
— Добро всегда побеждает. Нужно всегда быть верными своему слову и идти до конца, к своей цели.
Ответы учащихся.
КУУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
ПУУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, построение рассуждений.
ЛУУД: формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
ЛУУД: развитие знания основных моральных норм и ориентацию на их выполнение.
ЛУУД: развитие навыков сравнения поступков героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
КУУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.
РУУД: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
КУУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.
Беседа.
Тестирование.
Самопроверка по эталону.
Демонстрация.
Работа с учебником.
Диалог.
Фронтальный опрос.
Беседа.
Демонстрация.
Снятие общего напряжения.
Самостоятельная работа.
Самопроверка по эталону.
Фронтальный опрос.
Михаил Юрьевич Лермонтов создавал не только русские сказки. Писатель интересовался мифами, фольклором восточных стран. Он нередко писал произведения, основанные на традициях других государств. Не исключением стала и сказка «Ашик-Кериб». Анализ показывает, что в произведении используется литературный жанр турецкого народа. Писатель не старался изменить сказку на русский стиль, так как в ней присутствуют имена и традиции другой страны.
Восточная повесть
М. Ю. Лермонтов, как одаренный незаурядным литературным талантом человек, всегда интересовался разнородными языковыми потоками и культурными традициями. И вот на примере анализа поэмы «Демон» можно увидеть, что написана она в жанре «восточной повести», где центральным персонажем является демон.
В христианстве же демон является сатаной, дьяволом или падшим ангелом, который занимает позицию полного противопоставления Богу (Аллаху). Поэтому поэма акцентирована на дуалистическое восприятие мира, где душа человеческая представляется ареной для борьбы добра и зла. Очеловеченный романтичный образ демона по традиции имеет философское соответствие всей этой борьбы в мусульманском понимании, которое и повлияло, со своей стороны, на российскую и европейскую литературную культуру.
В сказке «Ашик-Кериб» вырисовывается одна из граней трагического романтизма (борьбы в стихах) поэта. Лермонтов, предвосхищая Достоевского, очень глубоко проникся антитезой между мечтой человека о счастье и о несчастье в реальной обыденности, между красотой жизни, возвышенной любовью и единением людей с реальностью безобразия лика жестокого современного мира.
Мусульманские мотивы
Мусульманские мотивы в творчестве Михаила Юрьевича можно поместить в некий философско-символический комплекс, в котором проявляется, с одной стороны, обобщенный мировоззренческий смысл, например, в таких опорных понятиях, как «Восток», «книга», «судьба», «странничество». С другой стороны, можно наблюдать и конкретные элементы поэтического иносказания, характерные для всего творчества поэта Лермонтова. Это небо, земля, пути и игры. Примеры — турецкая сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», стихи и поэмы «Кинжал», «Испанцы», «Жалобы турка», «Спор», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи», «Две невольницы».
Жанр сказки «Ашик-Кериб»
На примере этой турецкой сказки можно подробно рассмотреть мусульманские компоненты. В чем же главная мысль сказки «Ашик-Кериб»? В ее композиционную схему легли традиционные для Ближнего Востока и Средней Азии мотивы типа обещаний вечной любви и нарушение их исполнения в связи с трагическими обстоятельствами, а также волшебство, странствия, переодевания, узнавания и возвращения.
И поэтому в русской литературе это произведение функционирует как одно из стилизованных произведений так сказать «под Восток» со свойственной стилистикой, обозначениями и именами, например, ана — мать, ага — господин, гёрурсез – узнаете, сааз – балалайка, или на примере восклицаний типа «О Всемогущий Аллах!» и т. п. В этом случае восточные элементы не образуют самостоятельную системную структуру, с помощью которой можно выйти в философское и символическое пространство.
Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» — любовь Ашика-Кериба и Магуль-Мегери, которая разворачивается с нарративной последовательностью, присущей основам классической поэзии народов Востока. Что интересно, такого рода композиционные схемы в западном литературоведении воспринимались всего лишь как примитивность. И все потому, что подробно не описывают любовные томления и страдания и не акцентируют внимание на сознательном усилении воображения, которое действует оживляюще на образы возлюбленных. Такой взгляд на это произведение делает любовную историю слишком упрощенной.
Короткий пересказ «Ашик-Кериба» Лермонтова
«Ашик-Кериба» Лермонтов краткое содержание:
Много лет назад жил в Тифлизе богатый турок Аян-Ага и была у него единственная дочь Магуль-Мегери, самая красивая девушка в городе.
Жил в Тифлизе и певец Ашик-Кериб, бедный юноша с благородным сердцем. На жизнь он зарабатывал тем, что пел на свадьбах, подыгрывая себе на саазе (турецкой лютне).
На одной из свадеб Ашик-Кериб увидел Магуль-Мегери и они полюбили друг друга. Бедный певец не надеялся жениться на дочери богача, поэтому «стал грустен, как зимнее небо».
Однажды лежал Ашик-Кериб в саду. Мимо шла Магуль-Мегери и заговорила с ним. Увидев его печальное лицо, девушка посоветовала пойти к Аян-Аге и просить у него её руки. Аян-Ага богат и не пожалеет денег для счастья дочери.
Ашик-Кериб, однако, не хотел быть бедным мужем при богатой жене, он решил отправиться в семилетнее странствие по свету и «нажить себе богатство». Магуль-Мегери согласилась ждать семь лет, но предупредила: если Ашик-Кериб не вернётся по истечении этого срока, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно к ней сватается.
Попрощался Ашик-Кериб с маленькой сестрой, получил благословение у матери и отправился в путь. По дороге к нему в попутчики напросился Куршуд-бек. Вскоре подошли они к реке, на которой не было ни моста, ни брода. Ашик-Кериб разделся и переплыл реку, а Куршуд-бек взял его одежду и вернулся в Тифлиз.
Прибыв в город, Куршуд-бек явился к старой матери Ашик-Кериба и сказал, что певец утонул, переплывая реку. Обливаясь слезами, женщина побежала к Магуль-Мегери и обо всём ей рассказала, но девушка не поверила выдумкам Куршуд-бека и заявила, что никто не станет её мужем, пока не истечёт семь лет.
Между тем Ашик-Кериб, босой и раздетый, добрался до деревни, где добрые люди накормили его и дали одежду. Он переходил «из деревни в деревню, из города в город, и слава его разносилась повсюду».
Наконец, Ашик-Кериб прибыл в город Халаф, где жил паша — большой любитель музыки. Его слуги с ног сбились, разыскивая певцов, но ни один из них не нравился паше. Пробегая мимо кофейни, где в это время пел Ашик-Кериб, слуга паши услышал его дивный голос и отвёл к своему господину.
Посыпалось к нему серебро и золото, заблистали на нём богатые одежды; счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат…
Неизвестно, забыл ли он свою Магуль-Мегери, но последний год семилетнего срока уже истекал, а возвращаться в Тефлис Ашик-Кериб не собирался. Магуль-Мегери начала отчаиваться. Она вручила купцу золотое блюдо и попросила выставлять его в лавке в каждом городе, куда зайдёт караван, и объявить, что узнавший блюдо получит и его, и его вес золотом.
В каждом городе купец выполнял поручение Магуль-Мегери, но никто блюдо не узнал. Наконец, караван прибыл в Халаф. Ашик-Кериб услышал о блюде, пришёл в лавку купца и узнал его. Купец тоже узнал певца и передал ему от Магуль-Мегери, что срок истекает, и она скоро выйдет за другого.
В отчаянии Ашик-Кериб сел на коня и поскакал, не надеясь успеть, ведь от Халафа до Тифлиза было несколько месяцев пути, а до свадьбы Магуль-Мегери оставалось три дня. Решив, что нечего ему делать на земле, Ашик-Кериб решил сброситься с высокого утёса и вдруг увидел внизу незнакомого всадника.
Всадник велел Ашик-Керибу спуститься с утёса и спросил, куда ему нужно попасть. Ашик-Кериб солгал ему три раза, называя неправильные места, и всадник каждый раз переносил его туда в мгновение ока.
Наконец, певец признался, что ему надо в Тифлиз, и всадник доставил его к воротам города. Ашик-Кериб понимал, что никто не поверит, если он расскажет о путешествии из Халафа в Тифлиз за один день, и попросил всадника дать ему какое-нибудь доказательство.
Всадник дал певцу комок земли из-под копыт своего коня. Если Ашик-Керибу не поверят, он должен будет намазать этой землёй глаза женщины, ослепшей семь лет назад. Певец убедился, что всадник был не кто иной, как Хадерилиаз (святой Георгий).
Поздно вечером Ашик-Кериб отыскал свой дом и попросился переночевать. Мать, ослепшая от слёз семь лет назад, не поверила, что напросившийся в дом странник — её сын, которого она считала погибшим. Сестра же поверила Ашик-Керибу и отдала ему его сааз.
В ту ночь Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека. Девушка решила, что никогда не «опустит голову» на его ложе, и приготовила для себя яд и кинжал. Сестра отвела Ашик-Кериба в дом, где проходил свадебный пир, и осталась у дверей послушать, что будет дальше.
Ашик-Кериб, притворившийся бедным певцом, начал петь о том, как перенёсся из Халафа в Тифлиз за один день. Брат Куруш-бека заявил, что певец лжёт. Магуль-Мегери сразу же узнала голос любимого и бросилась ему на шею. Брат жениха хотел заколоть певца кинжалом, но Куруш-бек остановил его.
Успокойся и знай: что написано у человека на лбу при его рождении, того он не минует.
Куруш-бек попросил Ашик-Кериба доказать, что тот действительно переместился из Халафа в Тифлиз за один день. Певец попросил привести ослепшую семь лет назад женщину. Его сестра, подслушивавшая под дверью, привела мать. Ашик-Кериб развёл волшебный комок земли в воде, помазал этой грязью глаза матери, и та прозрела.
Увидев это чудо, никто не усомнился в словах Ашик-Кериба, и Куруш-бек уступил ему Магуль-Мегери. Взамен певец выдал за Куруш-бека свою сестру, за которой дал хорошее приданое.
«Ашик-Кериб»: главная мысль сказки
Главный герой — Ашик-Кериб. Не желая быть финансово зависимым, он отправляется на семь лет в дальние края, чтобы заработать деньги и устроить свадьбу с Магуль-Мегери — дочкой богатого турецкого купца. Сразу ощущается, что любовь в тексте представляется как данность, и больше никакой динамики до самого конца.
В продолжение сюжета, распрощавшись, влюбленные герои договариваются о том, что если Ашик-Кериб по истечении семи лет не вернется, то Магуль-Мегери выйдет замуж за другого. Но через некоторое время разбогатевший Ашик вдруг забывает о своем обещании, и только напоминание в виде золотого блюда, отправленное его возлюбленной через знакомого торговца, заставляет его двинуться в путь, но времени уже нет. Чудесным образом добраться до дома и воссоединиться с любимой ему помогает мистический всадник на белом коне.
Краткое содержание
Ашик-Кериб является главным героем. Это молодой человек, музыкант из бедной семьи. Он влюбился в богатую девушку и не согласился просто так взять приданное. Парень понимал, что всю жизнь будет обязан ее отцу. Он дает обещание, что ровно через 7 лет разбогатеет. Его невеста соглашается ждать его все это время. Но, кроме этого, девушка дает обещание, что как только ей нужно будет выйти замуж за нелюбимого, она покончит жизнь самоубийством.
Вместе с ним на заработки отправился Куршуд-бек. В дороге с ними приключается один случай. Двум парням нужно было перебраться на другой берег реки. И попутчик Ашика предлагает раздеться и переплыть. Но на самом деле Куршуд лишь хочет обмануть героя и украсть его одежду. Именно так он и поступил, когда парень прыгнул в реку.
Вернувшись домой с вещами Ашика, Куршуд сказал, что он утонул. Узнав о таком сообщении мать главного героя, теряет зрение и все 7 лет не догадывается, что ее сын жив. На самом деле парень все эти годы занимался только работой и накопил много денег.
Интересна эта сказка тем, что в погоне за богатством он забывает о времени, а ведь его любимая должна выйти замуж. Вскоре он вспомнил, что до свадьбы осталось всего 3 дня. В этот же миг герой садится на коня и отправляется домой. Ашик скакал без остановки и все же понимал, что ему не добраться до города за такой короткий период. В это время он задумывается, чтобы броситься со скалы и разом решить свою проблему. И в этот момент к нему является всадник и только потом герой понял, что это святой человек.
Несколько раз он проверял его посредством обмана. Этот незнакомец творил чудеса и мог перенести героя в любой город.
После того как Ашик понимает, что перед ним волшебник, он признался в обмане. Святой простил его, доставил в родной город и исцелил мать.
Анализ
В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.
При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.
И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», — однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.
И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.
Любовь в сказке и есть главная движущая сила. Всякий человек в исламе гарип – чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями. Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса — встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.
Основа задумки
Концовка рассказа дает возможность понять, чему учит сказка «Ашик-Кериб». Автор хотел донести читателям, что всегда нужно быть смелым и стремиться к задуманному. Только после того, как человек поверит в свои силы, у него все получится.
Это произведение имеет 2 основных мысли:
- Если намерения человека чисты, он всегда добьется желаемого.
- Зависть и злость не исполнят планы и желания человека.
В произведении видно, как главный герой долго шел к своей цели, и в конце трудного пути его ждало чудо, благодаря которому он смог добиться успеха. Развязка показывает отношение автора к главному герою. Он представил его как честного человека и призывал читателей быть такими.
Писатель также охарактеризовал Куршуда и каким он был на самом деле. Этот человек злой и преследует только корыстные цели. Отрицательный герой мечтал жениться на любимой девушке Ашика, пока он будет находиться в отъезде.
Мудрости мироустройства
Совсем непростым получился главный герой Ашик-Кериб. Главная мысль сказки заключается в том, что с помощью собирательного образа в виде коранического мудреца акцентируется идея двойного бытия (явного и скрытого) и глубокой мудрости мироустройства. То, что может оказаться злом на каком-то этапе для человека, потом обернется для него великим благом. Так и в сказке вынужденное странствование Ашика-Кериба, коварность Куршуд-Бека и слепота матери впоследствии обернулись торжеством справедливости, которая реализовалась через счастливое стечение обстоятельств и появление чудесного посланника. Знаковыми были и слова врага Куршуд-Бека, который остановил своего брата, кинувшегося с кинжалом на соединившихся возлюбленных. Он сказал: «Успокойся немедленно и знай, что на лбу у человека при рождении уже написано то, что он не минует…»