Располагать как пишется и почему

Антифашист виктор филинков получил по делу сети семь лет колонии общего режима: суд признал его виновным в участии в террористическом

Антифашист Виктор Филинков получил по делу «Сети» семь лет колонии общего режима: суд признал его виновным в участии в террористическом сообществе. Он и второй подсудимый, Юрий Бояршинов, полностью отрицают вину и говорят о сфабрикованном деле. Филинков был первым из задержанных в Пензе и Петербурге по делу «Сети» молодых людей, кто сообщил о пытках, которые применяли к нему оперативники. Приговор вынесли в июне 2020 года, еще год Филинков провел в СИЗО Санкт-Петербурга, а 28 июня 2021-го выехал в колонию.

Рассказываем, как вместо общего режима 27-летний антифашист оказался фактически в условиях строгого, за что он получает постоянные взыскания и почему объявлял голодовку.

Этап через подвал

Информация о том, что происходит с Филинковым, проникает за стены изоляторов благодаря его защитнице Евгении Кулаковой. Девушка получила ордер на защиту (такое предусмотрено законом в России не только для профессиональных юристов) еще когда Филинкова судили. На «Медиазоне» в начале сентября 2021 года вышла ее статья о том, как антифашист ехал из Петербурга в Оренбург, где ему предстоит отбывать наказание.

Вот несколько фактов об этом этапе (так называется переправка заключенных из изолятора в колонию):

  • В Вологде Филинков сидел в одиночной камере спецблока.
  • В Кирове ему перестали выдавать антидепрессанты и нейролептики, выписанные врачом.
  • В Кирове за возмущение тем, что заключенных не водят в душ (Филинков просидел в СИЗО этого города 20 дней), антифашиста перевели в подвальную сырую камеру с тараканами.
  • В Екатеринбурге Филинков заболел, сидя в подвальной одиночке. По словам членов ОНК, в камере почти нет света.
  • В СИЗО Челябинска таблетки парацетамола для Филинкова пришлось добиваться пять дней – ее дали после жалобы начальнику и выступления его защитницы на «Эхе Москвы».

Оренбург: карантин, ШИЗО и снова ШИЗО

В Оренбурге Филинкова из изолятора перевезли в ИК-1, где две недели продержали в одиночной камере во время «карантина» (так называют первое время осужденного в колонии, с пандемией COVID-19 это не связано). После изоляция продолжилась: одно за другим Филинкову дали три взыскания и не выпускали из ШИЗО – штрафного изолятора. Одно из них антифашист получил так, сообщила его защитница (о происходящем он пишет письма и рассказывает на свиданиях раз в несколько недель): в камеру пришел сотрудник с бумагой и ручкой, а на вопрос Филинкова, зачем это, ответил, что тот сейчас будет писать объяснение за то, что вот при этом появлении сотрудника в камере с бумагой и ручкой он с ним не поздоровался. Два других взыскания – за то, что спал на лавочке и якобы «выразился нецензурными словами». В ШИЗО нельзя прилечь даже на пол (за это можно получить взыскание), койка на ночь пристегивается к стене, нет личных вещей, книгу Филинкову выдавали на час вечером.

Весь сентябрь антифашист получал новые штрафные сроки – пять дней в ШИЗО, потом еще семь, несколько дней в жилой зоне – и еще десять суток изоляции. Вот за что он получил эти взыскания:

  • «нарушение формы одежды»: снял куртку заключенного за 20 минут до отбоя, чтобы умыться;
  • «недобросовестное отношение к труду»: разговаривал с другим заключенным во время работы;
  • «покинул рабочее место»: отошел к другому станку, чтобы посмотреть, как шить;
  • «отказался покидать прогулочный дворик»: график этого подметания Филинкову никто не показал, но ему продемонстрировали «его» подпись под документом.

С момента прибытия в колонию и до 6 октября Виктор Филинков провел в ШИЗО 38 суток.

Помещение камерного типа

В начале октября Филинков получил еще одно взыскание – якобы за повторный отказ подметать прогулочный дворик. На этот раз его поставили на учет как «склонного к систематическому нарушению правил внутреннего распорядка», сообщил адвокат Эльдар Шарафутдинов, который посетил его в колонии. После этого Филинкова перевели в ПКТ – помещение камерного типа.

В таких условиях заключенным резко ограничивают передачи и свидания (одно краткосрочное в полгода), а также содержат и даже выводят на работу отдельно от других заключенных. Днем у заключенных забирают матрасы и одеяла, а вечером выдают их случайным образом, то есть постельные принадлежности – не личные. Все в камере Филинкова к середине октября заразились чесоткой. После жалоб адвоката Филинкова в прокуратуру и оренбургское УФСИН в камеру пришли из медсанчасти и намазали кремом от чесотки всех, кроме Филинкова – ему объяснили, что нужно дождаться дерматолога.

Кроме того, антифашист рассказал на свидании, что его письма защитнице вскрывают (хотя с адвокатами и защитниками переписка может быть конфиденциальной) – а затем демонстрируют ему, что знают их содержание. Несколько человек, с которыми переписывается Филинков, рассказали, что получили от его имени странные письма и подозревают, что их написали другие люди, причем читавшие его переписку.

На очередной дисциплинарной комиссии Филинкова признали «злостным нарушителем режима» – этот статус означает, что в условия общего режима в колонию его уже не вернут, пишет «Медиазона».

ИК-5 в Новотроицке – колония, где сообщали об избиениях

30 октября, еще будучи в ИК-1, Филинков объявил голодовку. Он требовал перевода из одиночной камеры, а также передачи книг и газет. Через несколько дней их стали выдавать по часу в день утром и вечером, а в день рождения Филинкова – 8 ноября – к нему пришел прокурор и опросил по всем требованиям. На следующий день антифашист прекратил голодовку. В колонии ему исполнилось 27 лет.

15 ноября 2021 года Виктора Филинкова, до этого пропавшего из поля зрения адвоката и защитницы на неделю, обнаружили в СИЗО-1 города Орска. Как выяснилось, его переводят в колонию ИК-5 в Новотроицке – как «злостный нарушитель режима», Филинков должен месяц провести в ЕПКТ, едином помещении камерного типа. Это наказание ему назначили за то, что после выхода из душевой и выдачи ему новой робы сотрудники обнаружили в кармане этой робы лезвие. Кроме того, Филинкову назначили еще 10 суток ШИЗО – якобы за «межкамерное общение».

В отличие от ПКТ, ЕПКТ есть не в каждой колонии, поэтому потребовался перевод в Новотроицк.

Об ИК-5 известно то, что летом 2021 года в этой колонии объявили голодовку и массово вскрыли вены заключенные. Происходило это как раз в единых помещениях камерного типа. Осужденные жаловались родственникам, что их избивают с применением электрошокера, угрожают изнасилованием, не дают встречаться с адвокатом. Прокуратура назвала протест «массовым членовредительством в демонстративно-шантажной форме», ведомство выявило в ИК-5 «отдельные нарушения» и предписало начальнику колонии их устранить.

Из семи лет, назначенных 2-м Западным окружным военным судом в Петербурге, Виктор Филинков отбыл 3 года 9 месяцев.

Миллионы офисных сотрудников страдают от некомфортных рабочих мест. В школе — та же история. Если дети не хотят оставаться в классе, то и учиться там не получится. Вот как изменить школьные кабинеты быстро и недорого

Как пространство влияет на качество обучения

Слабоосвещенная комната, однотонные блеклые стены, огромные шкафы, износившиеся деревянные парты и стулья, окрашенные несколько раз, а если повезет — несколько растений в разных горшках, которые учителя принесли из дома. Так выглядит типичный школьный кабинет постсоветской России.

Фото:Олег Яковлев / РБК

Рассуждая о современном школьном образовании, мы часто говорим о технологиях, форматах и формах обучения, забывая о пространстве — школьном интерьере.

Большую часть времени дети проводят в школе. На успеваемость влияют обстановка, стулья и столы, даже цвет стен. Исследования подтверждают, что детям не все равно. Согласно опросу 150 учеников из Ирана, подростки из частных учебных заведений добиваются более высоких результатов: в том числе потому, что учатся в кабинетах, которые выглядят на порядок лучше классов в простых школах.

«Финансовые вложения в дизайн учебного помещения — не роскошь, а необходимый вклад в будущее детей», — уверен Ти Годдард, директор Британского Совета.

Колледж New Line Learning Academy из британского города Кент пошел дальше: там измерили уровень посещаемости до и после реконструкции помещений. Оказалось, что дети стали чаще ходить в школу, когда ее отремонтировали — показатель вырос на 90%.

Получается, что от школьного пространства зависит успех и поведение ребенка, а возможно, и его будущее.

Информационная зона в кабинете с постсоветским интерьером

А в современных классах зоны хранения подстраивают под назначение кабинета. Например, шкафы в виде домиков вписываются в кабинет начальной школы

Как поменять пространство

Чтобы грамотно спланировать дизайн пространства, необходимо заранее продумать, как использовать каждый квадратный сантиметр кабинета. При этом класс — это место для учебы, а не для развлечений, поэтому ребят ничего не должно отвлекать от дела.

Для комфортного обучения детям важны: чувство безопасности и защищенности, уют и много света, интерес. Интересно должно быть сразу, как только открывается дверь в кабинет — чтобы хотелось рассмотреть, прочитать и потрогать все, что находится внутри.

Подростки часто сами предлагают конкретные решения: точки для зарядки мобильных телефонов, зоны отдыха с пуфами и возможностью проявить себя, например мегараскраски на стенах или выставки увлечений. Эти идеи вполне осуществимы и не требуют больших затрат.

Вот основные составляющие современного класса.

Дизайн пространства. В просторном кабинете находиться приятнее, чем в душной, маленькой комнате. Не везде можно сделать основательную перестройку, но создать комфортные условия — вполне под силу. Достаточно использовать светлые тона, которые визуально расширят пространство, соблюдать режим проветривания и отказаться от тканевых занавесок в пользу рулонных штор.

Исследования показывают, что у школьников нет единого мнения по поводу цветового оформления классов. В зависимости от возраста, шкала любимых цветов меняется. Яркие цвета подойдут для кабинетов начальных классов, а для старшей школы — спокойные оттенки. Стену за спиной учителя не стоит выделять ярким цветом — это отвлекает внимание и слишком напрягает зрение. При этом разнообразить светлый интерьер можно цветными деталями: статуэтками, кашпо и так далее.

Так может выглядеть современный школьный кабинет

Так может выглядеть современный школьный кабинет


(Фото: condenast-media.gcdn.co)

Разделение зон. Пространство можно назвать образовательным, когда его полноценно используют в учебе — например, вешают на стенды новые схемы, чтобы усвоить новый материал, и перемещают парты, чтобы сменить обстановку. Поэтому очень важно, чтобы кабинет был живым.

Например, в каждом классе найдется уголок для стенда — его можно использовать для закрепления новой темы, либо взаимодействия с учениками. Для такого стенда подойдут пробковые подставки под горячее, деревянные рейки или канцелярские планшеты. На них можно разместить работы учеников, фотографии или важные объявления. Для остальных стен подойдет умный декор: современные плакаты на светлом фоне с наглядными материалами по предмету.

В кабинете можно использовать стенды разных форматов: пробковый, из деревянных реек и из подставок под горячее

А это современные учебные плакаты. Их можно покрыть маркерной пленкой, чтобы работать вместе с учениками

Мебель. Классические парты можно заменить на специальную мебель, которую разрабатывают с учетом детской анатомии. Например, параметры «растущих» парт можно подгонять под каждого ученика. В новых столешницах есть дополнительные ящики, а наклон рабочей поверхности изменяется.

Важно помнить о санитарных нормах. Например, СанПиН предписывает располагать столы определенным образом: если в классе находятся парты разных размеров — те, что поменьше ставят ближе к доске. При этом нужно соблюдать расстояния в проходах и помнить, что детям должно быть удобно выполнять задания, проводить исследовательские и лабораторные работы.

Интерьер современного класса настраивает школьников на изучение конкретного предмета: оформление и оборудование полностью отражают тематику

Интерьер современного класса настраивает школьников на изучение конкретного предмета: оформление и оборудование полностью отражают тематику

Зоны отдыха. В стенах школы дети проводят очень много времени. В идеале нужно продумать и учебную зону и место для отдыха. Достаточно поставить несколько лавочек, небольшой стол, мягкие пуфы или кресла, закупить простые настольные игры и раскраски. Все это поможет ученикам быстрее восстановиться после сложных занятий и переключить фокус внимания.

Стены в зоне отдыха лучше сделать яркими или даже тематическими — например, написать на них математические формулы, правила правописания или цитаты великих людей.

Идеи бюджетных покупок для кабинета

Прежде чем решить, что вы хотите изменить или обновить, нужно определиться с бюджетом. Когда денежный вопрос решен, отправляйтесь на поиски подходящих идей. Спросите совета у коллег, вдохновляйтесь интерьерами на Pinterest или в инстаграме.

Если план уже созрел, осталось выбрать магазины для покупок. Классические варианты: IKEA, Leroy Merlin и FixPrice.

Пройдитесь по ближайшим хозяйственным и канцелярским магазинам. Если нужный предмет вы так и не нашли, воспользуйтесь услугами крупных маркетплейсов, например WildBerries и Ozon. Они доставляют товары практически во все уголки страны.

Мы сделали две подборки бюджетных покупок для преображения школьного кабинета, чтобы показать, что даже за ₽5–10 тыс. можно кардинально изменить пространство.

Вот что можно купить на ₽5 000:

  1. Пробковая доска.
  2. Краска и колер.
  3. Грифельная краска.
  4. Самоклеящаяся меловая бумага.
  5. Однотонные контейнеры.
  6. Органайзер для канцтоваров.
  7. Подставки под горячее, из которых можно сделать стенд.

А вот что можно купить уже на ₽10 000:

  1. Стеллаж.
  2. Скамья.
  3. Магнитно-меловая доска.
  4. Рулонные шторы.

Создавать интересное и современное пространство можно вне зависимости от бюджета. Избавляйтесь от визуального шума и добавляйте мелочи — например, растяжки, клипборды и даже прищепки. Берите идеи на заметку и смело воплощайте их в жизнь.

Материал подготовлен при участии экспертов образовательного стартапа Geek Teachers:

  • Анастасии Красниковой,
  • Натальи Смарыгиной,
  • Анны Евдокимовой,
  • Натальи Килиной,
  • Татьяны Вечтомовой.

Компания продвигает образовательные мероприятия в России, объединяет учителей в сообщество, организует фестивали и создает онлайн-курсы для преподавателей.

Похоже, образ Айелет Шакед как сильного и эффективного министра выдуман и родился тогда, когда она возглавляла министерство юстиции. Именно в тот период ей удалось импортировать в Израиль модель американского Верховного суда, куда судьи назначаются не на основании их опыта и профессионализма, а с учетом их политических взглядов.

Но эта модель себя не оправдала. Она низвела Верховный суд США, считавшийся одним из важнейших правовых институтов в мире, до нелепой структуры, которую более не принимает в расчет ни одно другое демократическое государство.

Предпочтение политической лояльности профессиональным навыкам оказалось деструктивным, и настойчивое стремление Шакед пересадить эту систему на нашу почву вряд ли может считаться успехом, скорее, наоборот.

Вообще министр юстиции – работа не пыльная. Министерство — своего рода штаб-квартира, и все, что должен делать министр – заботиться о назначениях и руководить министерской комиссией по законодательству. Достаточно политических и риторических способностей, чтобы преуспеть, а этого добра у Шакед хватает с лихвой. Другое дело, что его недостаточно, чтобы руководить таким министерством как министерство внутренних дел, где одних разговоров мало, требуются управленческие способности и конкретные действия.

Но Шакед руководит МВД так, как она руководила министерством юстиции:  заигрывает со своим  базовым электоратом, — говорит на камеру, которая показывает ее с видом на  Негев, утверждая, что, мол, «именно здесь будут созданы пять еврейских поселений в противовес незаконным бедуинским», — но при этом закрывает глаза на проблемы местного самоуправления в Негеве, как бедуинского, так и еврейского.

Особенность Шакед, — много говорит, но мало делает, — чуть не привело к фиаско в случае с Даниэль, дочкой Котильды Лев, маленькой израильтянки, которой грозила депортация. В последнюю минуту Шакед очнулась и предотвратила абсурдное решение, но, похоже, не сделала никаких выводов, что в вопросах гражданства и в процессе принятия решений иммиграционной службы она явно не на высоте.

Абсурдные аргументы от МВД

Даниэль Лев, семи с половиной лет, — гражданка Израиля, поскольку ее отец — израильтянин Шмулик Лев, и родилась она, росла и училась в Израиле. Однако Лев умер, когда его дочке едва исполнилось восемь месяцев, а ее мать-таиландка так и не успела завершить процесс натурализации.

В связи с кончиной мужа, — невзирая на то, что речь шла о супругах, к тому же родивших ребенка, — Управление народонаселения и иммиграции прекратило процесс предоставления гражданства, поясняя, что речь идет о «всего лишь» депортации матери, а дочь может остаться.

Уровень аргументации отражает уровень принятия решений властями: Даниэль – несовершеннолетняя, она должна быть рядом с матерью, и, если мать депортируют, то и дочка уедет вместе с ней.

Как мы дошли до такого положения, что государство депортирует израильскую гражданку? Это с особой остротой ставит на повестку дня вопрос, какую цель ставит перед собой Израиль в Законе о гражданстве, и почему существует фобия, связанная с сохранением еврейского большинства.

Именно из-за этой фобии гражданство беспрепятственно получают только евреи. А неевреям нужна веская причина, чтобы гражданство это получить, и одна из них – брак с гражданином Израиля. Она основана на том, что израильтяне имеют право строить здесь дом и создавать семью даже в том случае, если их вторая половина израильским гражданством не обладает.

Согласно постановлению Верховного суда, израильтяне имеют право вступать в брак с неевреями, и Управление народонаселения и иммиграции неохотно выполняет данное постановление. Неохотно, то есть делает все для того, чтобы путь к получению гражданства для супруга-нееврея был долгим и сложным, включая неоднократные проверки на протяжении от четырех до семи лет — на предмет «искренности отношений», а также на наличие «общего хозяйства».

Хотя по данным Управления, в последние годы ежегодно подавалось около 6 тысяч просьб о получении гражданства по причине заключения брака, и около 4500 из них было одобрено, тем не менее, вырисовывается четкое намерение этого учреждения — попытаться отсеять как можно больше запросов.

Таким образом, как только у Управления появилась возможность помешать матери Даниэль получить гражданство, оно моментально этим воспользовалось, не считая, что нарушает права девочки и покушается на ее интересы. Маленькую израильтянку поставили перед дилеммой: выбирать между сиротством в Израиле и депортацией вместе с матерью.

Какой же национальной цели служит эта дилемма? У государства есть на это три ответа. Во-первых, опасение, что Израиль наводнят иммигранты из стран третьего мира. «Все развитые страны захлестнула волна иммиграции, и все они весьма ужесточили свою иммиграционную политику», — утверждают в правительстве.

Во-вторых, боязнь укрепить «стимул рожать детей для получения израильской визы» и даже страх навредить благополучию детей, которые «родятся не по правильной причине».

В-третьих, главная забота: объединение семей арабских граждан Израиля с палестинскими супругами, которые, не дай Бог, будут использовать возможность вступления в брак как средство осуществления права на возвращение.

Но все эти аргументы не выдерживают никакой критики. Начнем с того, что объединение семей палестинцев и арабов блокируется Законом о въезде в Израиль – тем самым, чье действие Шакед пытается продлить в последние месяцы, — и он, начиная с 2003 года, запрещает предоставление гражданства или даже вида на жительство в Израиле супругам-палестинцам. То есть «право на возвращение» блокируется в любом случае.

Страх миграции из стран третьего мира реален, однако во всех развитых странах этот страх не препятствует предоставлению гражданства супругам и уж точно не распространяется на родителей, у которых есть дети.

И, наконец, верх абсурда – аргумент «стимул рожать детей для получения израильской визы». Невольно возникает вопрос: сколько людей действительно готовы рожать ребенка ради получения израильской визы? Фиктивные браки ради получения гражданства – проблема, широко известная, но рождение ребенка ради получения гражданства – вещь беспрецедентная, и вряд ли можно предположить, что кто-то собирается воспользоваться этой лазейкой.

Напомню, что общее количество заявлений о предоставлении гражданства в связи с браком составляет 6000 в год – показатель, который вряд ли угрожает большинству в 7,5 миллионов евреев, живущих в стране.

Не делая выводов

На протяжении многих лет Управление ведет судебную тяжбу с матерью Даниэль, чтобы депортировать ее из страны, будто бы она злейший враг, от которого необходимо во что бы то ни стало избавиться. Это война без правил, от нее попахивает расизмом (а если бы, к примеру, эта женщина была бы не таиландкой, а голландкой, государство так же пыталось бы ее депортировать?) и отдает беззаконием, а по отношению к ребенку и нарушает подписанные Израилем международные конвенции.

Война Управления народонаселения и миграции за сохранение еврейского большинства сводит его с ума и заставляет принимать необоснованные и незаконные решения. Но это – придуманная война, она бессмысленна, поскольку еврейскому большинству ничто не угрожает, и уж тем более – не горстка матерей из-за рубежа, у которых дети родились в Израиле, и по праву считаются израильтянами.

Министр внутренних дел имеет право по своему усмотрению предоставить израильское гражданство, и в последнюю минуту Шакед пришла в себя, отменив депортацию Котильды Лев. Тем самым, министр спасла Израиль от унижения и позора, но ничего не сделала, чтобы исправить ситуацию в целом: уточнить цели и задачи Закона о гражданстве и сделать серьезный вывод о несостоятельности бюрократии Управления народонаселения и иммиграции.

Мейрав  Арлозоров, TheMarker, М.К. Фото: Нир Кейдар

Правильный вариант написания слова: располагаешься
 

Правило

Мягкий знак в конце

Начнем с мягкого знака:

  • в настоящем и будущем временах в окончании 2-го лица единственного числа глагола всегда в конце слова пишется буква «Ь». Если говорить проще, это глаголы, которые отвечают на вопросы: «Что делаешь?», «Что сделаешь?». Примеры: ты гонишь(ся), плачешь, смотришь, учишь(ся), следишь, пьешь.

Личные окончания глаголов на -ишь и -ешь

Теперь, определим правила, по которым будем правильно писать личные окончания глаголов 2-го лица под ударением и без ударения. Но для этого нам потребуется определять спряжения глаголов в самых сложных случаях.

Шаг 1. Определяем, куда падает ударение

Для начала стоит определить ударное или безударное окончание глагола. Используйте примеры ниже, чтобы точно обозначить ударный слог.

  • Ударные окончания встречаются у слов: кричи’шь, молчи’шь, шуми’шь, сопи’шь, мычи’шь, стучи’шь, гори’шь, ворчи’шь.
  • Безударные окончания у слов: ве’ртишь, сте’лешь, ви’дишь, хо’чешь, мо’жешь, сле’пишь.

Если в слове есть приставка вы-, при определении ударения ее убираем и проверяем ударный слог без нее. Например, в словах «вы’стучишь», «вы’растишь» (от слова «растить») ударение падает на приставку вы-, и это уводит нас от  правильного варианта употребления слова. Следует убрать приставку и проверить ударение в слове без неё: «стучи’шь», «расти’шь». Иногда приставка вы- неотделима от слова, в этом случае окончание является безударным, например: вы’растешь (от слова «вырасти»).

После того, как мы правильно определили ударные и безударные окончания перейдем к следующему шагу.

Шаг 2. Вспоминаем спряжения глаголов

Напомним, в русском языке есть 2 спряжения глаголов: первое и второе. Если говорить обычным языком, то это правила, по которым меняются глаголы в зависимости от лиц, числа, времени и родов по аналогии с падежами у имен существительных.

Если слово относится к первому (I) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют). Приведем пример:

стелИТЬ -> я стелЮ -> ты стелЕШЬ -> он стелЕТ -> мы стелЕМ -> вы стелЕТЕ -> они стелЮТ.

Если слово относится ко второму (II) спряжению, то его формы (личные окончания) будут -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). Приведем пример:

носИТЬ -> я ношУ -> ты носИШЬ -> он носИТ -> мы носИМ -> вы носИТЕ -> они носЯТ

Также есть исключения, которые спрягаются не по стандартным правилам. Такие глаголы называют разноспрягаемыми (стоит запомнить):

хотЕТЬ  -> я хочУ -> ты хочЕШЬ -> он хочЕТ -> мы хотИМ -> вы хотИТЕ -> они хотЯТ

бежАТЬ -> я бегУ -> ты бежИШЬ -> он бежИТ -> мы бежИМ -> вы бежИТЕ -> они бегУТ

чтИТЬ -> я чтУ -> ты чтИШЬ  -> он чтИТ -> мы чтИМ -> вы чтИТЕ -> они чтУТ

есть -> я ем -> ты ешь -> он ест -> мы едим-> вы едите -> они едят

дать -> я даю -> ты дашь-> он даст -> мы дадим -> вы дадите -> они дадут

Осталось правильно определить спряжение. Идем дальше…

Шаг 3. Определяем спряжение глагола правильно

Если на Шаге 1 у нас вышло безударное окончание, тогда определим начальную форму глагола (инфинитив). Напомним, что это будет глагол, от которого образовано данное слово, отвечающий на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?». Пример: пишешь  — писать (что делать?). Попробуйте определить инфинитив самостоятельно, а для проверки смотрите ниже пункт «Морфологический разбор».

Определяем окончание глагола в начальной форме (инфинитиве). И в зависимости от окончания относим наш пример к первому или второму склонению и используем -ешь или -ишь, соответственно.

К первому спряжению относятся все глаголы кроме глаголов второго спряжения и разноспрягаемых.

К глаголам второго спряжения относятся:

  • все, которые оканчиваются на -ить (исключения: брить, зиждиться и стелить).
  • 4 слова-исключения на -ать: слышать, дышать, держать, гнать;
  • 7 слов-исключений на —еть: смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, зависеть, вертеть.

Для окончаний под ударением (кроме исключений, описанных выше) стоит использовать для проверки форму этого глагола в 3 лице множественного числа (они что делают?).

  • Если окончание соответствует второму спряжению, а именно: -ат или -ят, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ишь.

стучАТ — стучИШЬ, сопЯТ — сопИШЬ, кричАТ — кричИШЬ.

  • Если окончание соответствует первому спряжению, а именно: -ут или -ют, глагол 2 лица в единственном числе будет заканчиваться на -ешь.

разобьЮТ — разобьЁШЬ, льЮТ — льЕШЬ, жгут — жжЁШЬ.

Морфологический разбор слова располагаешься

1. Часть речи — глагол
2. Морфологические признаки:
Начальная форма: располагаться (инфинитив);
Постоянные признаки: 1-е спряжение, непереходный, несовершенный вид;
Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, единственное число, настоящее время, 2-е лицо.
3. Синтаксическая роль: обычно выступает в роли сказуемого, смотрите по контексту.

Примеры использования и цитаты

Похожие слова

свешиваешь, приделываешь, прикладываешь

толковый словарь

I несов. перех.

Размещать, расставлять, раскладывать что-либо.

II несов. неперех.

1. Иметь в своём распоряжении что-либо, обладать чем-либо.

2. Использовать по своему усмотрению; поступать каким-либо образом; распоряжаться.

III несов. неперех.

1. Способствовать, благоприятствовать возникновению, появлению чего-либо.

2. Вызывать в ком-либо благоприятное отношение, симпатию.

РАСПОЛАГА́ТЬ — [обладать] глаг., нсв., употр. сравн. часто

Морфология: я располага́ю, ты располага́ешь, он/она/оно располага́ет, мы располага́ем, вы располага́ете, они располага́ют, располага́й, располага́йте, располага́л, располага́ла, располага́ло, располага́ли, располага́ющий, располага́емый, располага́вший, располага́я

1. Если вы располагаете чем-либо, значит, вы имеете это, обладаете этим.

Располагать деньгами. | Располагать новыми фактами, данными, информацией. | Он располагает самыми последними сведениями. | Он располагал весьма скромным доходом и не хотел жениться. | Наша фирма располагает богатыми возможностями.

2. Если вы располагаете кем-либо или чем-либо, значит, вы можете использовать их по своему усмотрению, распоряжаться ими.

Вы можете располагать мною. | Он перестал располагать своим досугом.

3. Если кто-либо или что-либо располагает к чему-либо, значит, они способствуют этому, создают благоприятные условия для этого.

Обстановка располагала к раздумью. | В этом человеке было что-то такое, что не располагало к шуткам. | Вы располагаете к откровенности.

[размещать] глаг., нсв., употр. сравн. часто

Морфология: я располага́ю, ты располага́ешь, он/она/оно располага́ет, мы располага́ем, вы располага́ете, они располага́ют, располага́й, располага́йте, располага́л, располага́ла, располага́ло, располага́ли, располага́ющий, располага́емый, располага́вший, располага́я; св. расположи́ть

1. Если вы располагаете что-либо где-либо, значит, вы помещаете это туда. св.

Альбом она расположила на верхней полке.

2. Если вы располагаете кого-либо где-либо, значит, вы даёте ему возможность отдыхать, спать или жить в этом месте какое-то время. св.

Где мы их расположим? | Они расположили нас в лучшей своей комнате. | Детей они расположили на кровати.

3. Если что-либо в человеке располагает к нему, значит, вы из-за этого испытываете к нему симпатию.

Его радушная манера принимать людей располагала к нему.

толковый словарь ушакова

1.

РАСПОЛАГА́ТЬ1, располагаю, располагаешь, несовер. (книжн.).

1. чем. Иметь в своем распоряжении что-нибудь, обладать. Располагать двумя тысячами рублей. Я не располагаю свободным временем.

|| кем-чем. Распоряжаться, поступать каким-нибудь образом по отношению к кому-чему-нибудь. Располагайте мною по вашему усмотрению. Располагать своим имуществом.

2. с инф. Намереваться, предполагать (устар.). «Мы с тобой вдвоем располагаем жить, а глядь, как раз умрем.» Пушкин.

2.

РАСПОЛАГА́ТЬ2, располагаю, располагаешь. несовер. к расположить.

толковый словарь ожегова

РАСПОЛАГА́ТЬ, -аю, -аешь; несовер. (книжн.).

1. кем (чем). Иметь у себя кого-что-н., обладать кем-чем-н. Р. интересными фактами, новыми сведениями, данными. Р. свободным временем.

2. кем. То же, что распоряжаться (во 2 знач.). Р. людьми по своему усмотрению. Можете мной р.

3. с неопред. Намереваться, предполагать (устар.). Р. встретиться.

II. РАСПОЛАГА́ТЬ см. расположить 1 — 2.

толковый словарь даля

РАСПОЛАГАТЬ, расположить что, разложить, расставить, разместить; распределить, назначить;

| предположить, хотеть, намереваться. Игрок располагает игрою, по воле своей. Войска расположены по границе. Сад расположен на склоне. Своим добром всяк сам располагает. Располагаю ехать в Москву. Человек предполагает, а Бог располагает. -ся, быть располагаему.

| Войска расположилась станом. Обстоятельства располагаются не в его пользу. Я расположился ехать в деревню, в город. Располаганье, расположенье, расположка, действие по гл. Расположенье дома, комнат, образ внутреннего распределенья, размещенья их. Расположенье сочинения, порядок и ход мыслей, последовательность. Расположенье человека к чему, наклонность, охота, склонность; к кому, любовь, дружба, сочувствие и склонность. Три степени пьянства: с воздержанием, когда крадешься по стенке; с расстановкой, когда двое ведут, третий ноги переставляет; с расположеньем, когда лежишь врастяжку. Распологом нареч., твер. вольно, свободно и на просторе;

| о лежке: вповалку, покатом. Располагатель, расположитель, -ница, располагающий что или чем.

энциклопедический словарь

РАСПОЛАГАТЬ

1. РАСПОЛАГА́ТЬ, -а́ю, -а́ешь; нсв.

1. кем-чем. Иметь в своём распоряжении, обладать чем-л. Р. интересными фактами, новыми данными. Р. средствами. Р. свободным временем. Такой информацией депутаты не располагают.

2. Использовать по своему усмотрению, распоряжаться кем-, чем-л. Р. деньгами по своему усмотрению. Можете располагать мною. Я не располагаю собой.

3. (кого-что) к чему или с инф. Способствовать, благоприятствовать чему-л. Обстановка располагала к откровенности. Дождь располагал ко сну. Чужая семья не располагала его делиться своими мыслями. Трагизм ситуации не располагает к веселью.

2. РАСПОЛАГА́ТЬ см. Расположи́ть.

академический словарь

1)

-а́ю, -а́ешь; прич. наст. располага́ющий.

несов. к расположить.

2)

-а́ю, -а́ешь; несов.

1. кем-чем.

Иметь в своем распоряжении, обладать чем-л.

Конечно, и Егору Дмитриевичу и, вероятно, вам известно, что большими средствами я не располагаю. Чехов, Кошмар.

Противник не располагал артиллерией, и весь обоз его состоял из провиантских повозок. Федин, Города и годы.

Уже к концу недели мы [партизаны] располагали людьми у железнодорожников, на паровых мельницах, среди торговых служащих. Бахметьев, У порога.

||

Использовать по своему усмотрению, распоряжаться кем.-, чем-л.

Чтоб утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою. Пушкин, Капитанская дочка.

— Я остался потому, что счел нужным сказать вам, что вы можете располагать мной, всей моей жизнью. А. Н. Толстой, Сестры.

— Я вам не подчинен и могу своим временем располагать по собственному усмотрению. Саянов, Лена.

2. перех. и без доп.

Развивать склонность к чему-л., способствовать чему-л.

[Худобаев:] Доктора говорят, что деревенский воздух располагает ко сну. А. Островский, Светит, да не греет.

Чужая семья не располагала его к откровенности. Он рос замкнутым и сдержанным. Гранин, После свадьбы.

3. обычно с неопр. устар. Намереваться, предполагать.

Из газет он узнал, что она из Парижа поехала, как располагала, в Баден-Баден. Тургенев, Дворянское гнездо.

Мужику нужны были деньги, и он, видимо, не располагал уехать от меня, не продав свиньи. Гарин-Михайловский, Несколько лет в деревне.

пунктуация и управление в русском языке

чем и к чему.

1. чем (иметь в своем распоряжении что-л., обладать чем-л., распоряжаться кем-, чем-л.). …Большими средствами я не располагаю (Чехов). Противник не располагал артиллерией (Федин). Я… могу своим временем располагать по собственному усмотрению (Саянов).

2. к чему (развивать склонность к чему-л., способствовать чему-л.). Праздность одолевала меня и располагала к нездоровым мечтам (Салтыков-Щедрин). Доктора говорят, что деревенский воздух располагает ко сну (А. Н. Островский).

орфографический словарь

располага́ть, -а́ю, -а́ет

формы слов

располага́ть, располага́ю, располага́ем, располага́ешь, располага́ете, располага́ет, располага́ют, располага́я, располага́л, располага́ла, располага́ло, располага́ли, располага́й, располага́йте, располага́ющий, располага́ющая, располага́ющее, располага́ющие, располага́ющего, располага́ющей, располага́ющих, располага́ющему, располага́ющим, располага́ющую, располага́ющею, располага́ющими, располага́ющем, располага́вший, располага́вшая, располага́вшее, располага́вшие, располага́вшего, располага́вшей, располага́вших, располага́вшему, располага́вшим, располага́вшую, располага́вшею, располага́вшими, располага́вшем

синонимы

□ гл. несов.

1.

иметь

обладать

иметь в распоряжении

иметь в своем распоряжении

2.

намереваться

собираться

предполагать

полагать

рассчитывать

думать

мыслить

помышлять

хотеть

иметь намерение

иметь планы

планировать

подумывать

вознамериваться

намыливаться

3.

размещать

находить для некоторого объекта определенное место)

□ гл. несов.

1.

намереваться

собираться

предполагать

полагать

рассчитывать

думать

мыслить

помышлять

хотеть

иметь намерение

иметь планы

планировать

подумывать

вознамериваться

намыливаться

2.

размещать

находить для некоторого объекта определенное место)

I.

РАСПОЛАГАТЬ/РАСПОЛОЖИТЬ

РАСПОЛАГАТЬ/РАСПОЛОЖИТЬ, размещать/ разместить

II.

расположение

тезаурус русской деловой лексики

1.

Syn: владеть, иметь, обладать, пользоваться, полагать (редк., кн.)

2.

Syn: рассчитывать, помышлять, хотеть, планировать (кн.), вознамериваться (кн., высок.), задумывать

3.

Syn: размещать, помещать

синонимы

морфемно-орфографический словарь

1. рас/по/лаг/а́/ть¹ (от рас/по/лож/и́/ть).

2. располага́/ть² (кем-чем-л.).

ссловообразование

глаг.

Пост. пр.: I спр.; несов. в.; перех.; невозвр.

Освещение, располагающее2 к тихой мечтательности

ЛЗ Способствовать, благоприятствовать возникновению чего-либо.

Непост. пр.: прич.; действит.; наст. вр.; ср. р.; ед. чис.; Им. п.

Основа словоформы: располагающ-

Основа слова: располага

грамматический словарь

располага́ть нсв 1a ◑4(расположи́ть)

располага́ть нсв нп 1a (обладать, иметь в распоряжении)

глагольная сочетаемость

располагать денежными доходами => обладание

полезные сервисы

толковый словарь

I несов. перех.

Размещать, расставлять, раскладывать что-либо.

II несов. неперех.

1. Иметь в своём распоряжении что-либо, обладать чем-либо.

2. Использовать по своему усмотрению; поступать каким-либо образом; распоряжаться.

III несов. неперех.

1. Способствовать, благоприятствовать возникновению, появлению чего-либо.

2. Вызывать в ком-либо благоприятное отношение, симпатию.

РАСПОЛАГА́ТЬ — [обладать] глаг., нсв., употр. сравн. часто

Морфология: я располага́ю, ты располага́ешь, он/она/оно располага́ет, мы располага́ем, вы располага́ете, они располага́ют, располага́й, располага́йте, располага́л, располага́ла, располага́ло, располага́ли, располага́ющий, располага́емый, располага́вший, располага́я

1. Если вы располагаете чем-либо, значит, вы имеете это, обладаете этим.

Располагать деньгами. | Располагать новыми фактами, данными, информацией. | Он располагает самыми последними сведениями. | Он располагал весьма скромным доходом и не хотел жениться. | Наша фирма располагает богатыми возможностями.

2. Если вы располагаете кем-либо или чем-либо, значит, вы можете использовать их по своему усмотрению, распоряжаться ими.

Вы можете располагать мною. | Он перестал располагать своим досугом.

3. Если кто-либо или что-либо располагает к чему-либо, значит, они способствуют этому, создают благоприятные условия для этого.

Обстановка располагала к раздумью. | В этом человеке было что-то такое, что не располагало к шуткам. | Вы располагаете к откровенности.

[размещать] глаг., нсв., употр. сравн. часто

Морфология: я располага́ю, ты располага́ешь, он/она/оно располага́ет, мы располага́ем, вы располага́ете, они располага́ют, располага́й, располага́йте, располага́л, располага́ла, располага́ло, располага́ли, располага́ющий, располага́емый, располага́вший, располага́я; св. расположи́ть

1. Если вы располагаете что-либо где-либо, значит, вы помещаете это туда. св.

Альбом она расположила на верхней полке.

2. Если вы располагаете кого-либо где-либо, значит, вы даёте ему возможность отдыхать, спать или жить в этом месте какое-то время. св.

Где мы их расположим? | Они расположили нас в лучшей своей комнате. | Детей они расположили на кровати.

3. Если что-либо в человеке располагает к нему, значит, вы из-за этого испытываете к нему симпатию.

Его радушная манера принимать людей располагала к нему.

толковый словарь ушакова

1.

РАСПОЛАГА́ТЬ1, располагаю, располагаешь, несовер. (книжн.).

1. чем. Иметь в своем распоряжении что-нибудь, обладать. Располагать двумя тысячами рублей. Я не располагаю свободным временем.

|| кем-чем. Распоряжаться, поступать каким-нибудь образом по отношению к кому-чему-нибудь. Располагайте мною по вашему усмотрению. Располагать своим имуществом.

2. с инф. Намереваться, предполагать (устар.). «Мы с тобой вдвоем располагаем жить, а глядь, как раз умрем.» Пушкин.

2.

РАСПОЛАГА́ТЬ2, располагаю, располагаешь. несовер. к расположить.

толковый словарь ожегова

РАСПОЛАГА́ТЬ, -аю, -аешь; несовер. (книжн.).

1. кем (чем). Иметь у себя кого-что-н., обладать кем-чем-н. Р. интересными фактами, новыми сведениями, данными. Р. свободным временем.

2. кем. То же, что распоряжаться (во 2 знач.). Р. людьми по своему усмотрению. Можете мной р.

3. с неопред. Намереваться, предполагать (устар.). Р. встретиться.

II. РАСПОЛАГА́ТЬ см. расположить 1 — 2.

толковый словарь даля

РАСПОЛАГАТЬ, расположить что, разложить, расставить, разместить; распределить, назначить;

| предположить, хотеть, намереваться. Игрок располагает игрою, по воле своей. Войска расположены по границе. Сад расположен на склоне. Своим добром всяк сам располагает. Располагаю ехать в Москву. Человек предполагает, а Бог располагает. -ся, быть располагаему.

| Войска расположилась станом. Обстоятельства располагаются не в его пользу. Я расположился ехать в деревню, в город. Располаганье, расположенье, расположка, действие по гл. Расположенье дома, комнат, образ внутреннего распределенья, размещенья их. Расположенье сочинения, порядок и ход мыслей, последовательность. Расположенье человека к чему, наклонность, охота, склонность; к кому, любовь, дружба, сочувствие и склонность. Три степени пьянства: с воздержанием, когда крадешься по стенке; с расстановкой, когда двое ведут, третий ноги переставляет; с расположеньем, когда лежишь врастяжку. Распологом нареч., твер. вольно, свободно и на просторе;

| о лежке: вповалку, покатом. Располагатель, расположитель, -ница, располагающий что или чем.

энциклопедический словарь

РАСПОЛАГАТЬ

1. РАСПОЛАГА́ТЬ, -а́ю, -а́ешь; нсв.

1. кем-чем. Иметь в своём распоряжении, обладать чем-л. Р. интересными фактами, новыми данными. Р. средствами. Р. свободным временем. Такой информацией депутаты не располагают.

2. Использовать по своему усмотрению, распоряжаться кем-, чем-л. Р. деньгами по своему усмотрению. Можете располагать мною. Я не располагаю собой.

3. (кого-что) к чему или с инф. Способствовать, благоприятствовать чему-л. Обстановка располагала к откровенности. Дождь располагал ко сну. Чужая семья не располагала его делиться своими мыслями. Трагизм ситуации не располагает к веселью.

2. РАСПОЛАГА́ТЬ см. Расположи́ть.

академический словарь

1)

-а́ю, -а́ешь; прич. наст. располага́ющий.

несов. к расположить.

2)

-а́ю, -а́ешь; несов.

1. кем-чем.

Иметь в своем распоряжении, обладать чем-л.

Конечно, и Егору Дмитриевичу и, вероятно, вам известно, что большими средствами я не располагаю. Чехов, Кошмар.

Противник не располагал артиллерией, и весь обоз его состоял из провиантских повозок. Федин, Города и годы.

Уже к концу недели мы [партизаны] располагали людьми у железнодорожников, на паровых мельницах, среди торговых служащих. Бахметьев, У порога.

||

Использовать по своему усмотрению, распоряжаться кем.-, чем-л.

Чтоб утешить бедного Савельича, я дал ему слово впредь без его согласия не располагать ни одною копейкою. Пушкин, Капитанская дочка.

— Я остался потому, что счел нужным сказать вам, что вы можете располагать мной, всей моей жизнью. А. Н. Толстой, Сестры.

— Я вам не подчинен и могу своим временем располагать по собственному усмотрению. Саянов, Лена.

2. перех. и без доп.

Развивать склонность к чему-л., способствовать чему-л.

[Худобаев:] Доктора говорят, что деревенский воздух располагает ко сну. А. Островский, Светит, да не греет.

Чужая семья не располагала его к откровенности. Он рос замкнутым и сдержанным. Гранин, После свадьбы.

3. обычно с неопр. устар. Намереваться, предполагать.

Из газет он узнал, что она из Парижа поехала, как располагала, в Баден-Баден. Тургенев, Дворянское гнездо.

Мужику нужны были деньги, и он, видимо, не располагал уехать от меня, не продав свиньи. Гарин-Михайловский, Несколько лет в деревне.

пунктуация и управление в русском языке

чем и к чему.

1. чем (иметь в своем распоряжении что-л., обладать чем-л., распоряжаться кем-, чем-л.). …Большими средствами я не располагаю (Чехов). Противник не располагал артиллерией (Федин). Я… могу своим временем располагать по собственному усмотрению (Саянов).

2. к чему (развивать склонность к чему-л., способствовать чему-л.). Праздность одолевала меня и располагала к нездоровым мечтам (Салтыков-Щедрин). Доктора говорят, что деревенский воздух располагает ко сну (А. Н. Островский).

орфографический словарь

располага́ть, -а́ю, -а́ет

формы слов

располага́ть, располага́ю, располага́ем, располага́ешь, располага́ете, располага́ет, располага́ют, располага́я, располага́л, располага́ла, располага́ло, располага́ли, располага́й, располага́йте, располага́ющий, располага́ющая, располага́ющее, располага́ющие, располага́ющего, располага́ющей, располага́ющих, располага́ющему, располага́ющим, располага́ющую, располага́ющею, располага́ющими, располага́ющем, располага́вший, располага́вшая, располага́вшее, располага́вшие, располага́вшего, располага́вшей, располага́вших, располага́вшему, располага́вшим, располага́вшую, располага́вшею, располага́вшими, располага́вшем

синонимы

□ гл. несов.

1.

иметь

обладать

иметь в распоряжении

иметь в своем распоряжении

2.

намереваться

собираться

предполагать

полагать

рассчитывать

думать

мыслить

помышлять

хотеть

иметь намерение

иметь планы

планировать

подумывать

вознамериваться

намыливаться

3.

размещать

находить для некоторого объекта определенное место)

□ гл. несов.

1.

намереваться

собираться

предполагать

полагать

рассчитывать

думать

мыслить

помышлять

хотеть

иметь намерение

иметь планы

планировать

подумывать

вознамериваться

намыливаться

2.

размещать

находить для некоторого объекта определенное место)

I.

РАСПОЛАГАТЬ/РАСПОЛОЖИТЬ

РАСПОЛАГАТЬ/РАСПОЛОЖИТЬ, размещать/ разместить

II.

расположение

тезаурус русской деловой лексики

1.

Syn: владеть, иметь, обладать, пользоваться, полагать (редк., кн.)

2.

Syn: рассчитывать, помышлять, хотеть, планировать (кн.), вознамериваться (кн., высок.), задумывать

3.

Syn: размещать, помещать

синонимы

морфемно-орфографический словарь

1. рас/по/лаг/а́/ть¹ (от рас/по/лож/и́/ть).

2. располага́/ть² (кем-чем-л.).

ссловообразование

глаг.

Пост. пр.: I спр.; несов. в.; перех.; невозвр.

Освещение, располагающее2 к тихой мечтательности

ЛЗ Способствовать, благоприятствовать возникновению чего-либо.

Непост. пр.: прич.; действит.; наст. вр.; ср. р.; ед. чис.; Им. п.

Основа словоформы: располагающ-

Основа слова: располага

грамматический словарь

располага́ть нсв 1a ◑4(расположи́ть)

располага́ть нсв нп 1a (обладать, иметь в распоряжении)

глагольная сочетаемость

располагать денежными доходами => обладание

полезные сервисы

  • Расположите части рассказа в правильном порядке фотография на которой меня нет
  • Расписываются или росписываются как пишется
  • Расплата рассказ на дзен ч18
  • Расписано как пишется или расписанно
  • Расплата рассказ на дзен ч39