Расплата рассказ на дзен ч39

Преступление, раскрытое дядюшкой бонифасом в тот день почтальон бонифас, выходя из почтовой конторы, рассчитал, что обход будет короче обычного, и
ПРЕСТУПЛЕНИЕ, РАСКРЫТОЕ ДЯДЮШКОЙ БОНИФАСОМ

В тот день почтальон Бонифас, выходя из почтовой конторы, рассчитал, что обход будет короче обычного, и почувствовал от этого живейшую радость. Он обслуживал все деревни, расположенные вокруг местечка Вирвиль, и иной раз под вечер, возвращаясь широким усталым шагом домой, ощущал, что ноги его отмахали по меньшей мере сорок километров.
Итак, разноска писем кончится рано; он может даже не слишком торопиться и вернется домой часам к трем. Вот благодать!
Он вышел из села по сеннемарской дороге и приступил к делу. Стоял июнь, месяц зелени и цветов, настоящий месяц полей.
Почтальон в синей блузе в черном кепи с красным кантом шел узкими тропинками по полям, засеянным рапсом, овсом и пшеницей, пропадая в хлебах по самые плечи; голова его, двигаясь над колосьями, словно плыла по спокойному зеленеющему морю, мягко волнуемому легким ветерком.
Он входил через деревянные ворота на фермы, осененные двумя рядами буков, величал крестьянина по имени: «Мое почтение, кум Шико» — и вручал ему номер «Пти Норман». Фермер вытирал руку о штаны, брал газету и совал ее в карман, чтобы почитать в свое удовольствие после полдника. Собака, выскочив из бочки у подножия накренившейся яблони, неистово лаяла и рвалась с цепи, а почтальон, не оборачиваясь, опять пускался в путь, по-военному выбрасывая вперед длинные ноги, положив левую руку на сумку, а правой орудуя тростью, которая, как и он, двигалась размеренно и проворно.
Он разнес газеты и письма по деревушке Сеннемар, а потом снова пошел полями, чтобы доставить почту сборщику податей, жившему в уединенном домике на расстоянии километра от местечка.
Это был новый сборщик податей, г-н Шапати, молодожен, приехавший сюда на прошлой неделе.
Он получил парижскую газету, и почтальон Бонифас иногда, если было свободное время, заглядывал в нее, перед тем как сдать подписчику.
Он и теперь раскрыл сумку, взял газету, осторожно вынул ее из бандероли, развернул и стал на ходу читать. Первая страница его не интересовала; к политике он был равнодушен, он неизменно пропускал и финансовый отдел, зато происшествия страстно захватывали его.
В тот день они были многочисленны. Сообщение об убийстве, совершенном в сторожке какого-то лесника, настолько его взволновало, что он даже остановился посреди клеверного поля, чтобы не спеша перечесть заметку. Подробности были ужасны. Дровосек, проходя утром мимо сторожки, обнаружил на пороге капли крови — словно у кого-то шла носом кровь. «Лесник, верно, зарезал вчера кролика», — подумал он; однако, подойдя ближе, он увидел, что дверь полуоткрыта, а запор взломан.
Тогда дровосек в испуге побежал на село, чтобы сообщить об этом мэру; тот взял на подмогу полевого сторожа и учителя, и они вчетвером направились к месту происшествия. Они нашли лесничего с перерезанным горлом возле очага, его жена, удавленная, лежала под кроватью, а их шестилетняя дочь была задушена между двух матрацев.
Почтальон Бонифас так разволновался при мысли об этом убийстве, ужасные подробности которого вставали в его воображении одно за другим, что почувствовал слабость в ногах и громко проговорил:
— Черт возьми! Бывают же на свете такие мерзавцы!
Он всунул газету в бандероль и двинулся дальше; в голове его все еще витали картины преступления. Вскоре он добрался до жилища г-на Шапати, открыл садовую калитку и подошел к дому. Это было низкое одноэтажное строение с мансардой. Метров на пятьсот вокруг не было никакого жилья.
Почтальон поднялся на крыльцо, взялся за ручку, попробовал отворить дверь, но убедился, что она заперта. Тогда он обратил внимание на то, что ставни закрыты — по всем признакам в этот день никто еще не выходил из дому.
Это его встревожило, потому что г-н Шапати, с тех пор как приехал, вставал довольно рано. Бонифас вынул часы. Было еще только десять минут восьмого, следовательно, он пришел на час раньше обычного. Все равно сборщик податей в это время обычно уже бывал на ногах.
Тогда дядюшка Бонифас, крадучись, обошел вокруг дома, словно чего-то опасаясь. Он не обнаружил ничего подозрительного, если не считать следов мужских ног на грядке клубники.
Но, проходя под одним из окон, он вдруг замер, оцепенев от ужаса. В доме раздавались стоны.
Он приблизился, перешагнул через бордюр из кустиков тимьяна и, вслушиваясь, прильнул ухом к ставню, — сомнений не было, в доме кто-то стонал. Почтальон ясно слышал протяжные страдальческие вздохи, какое-то хрипение, шум борьбы. Потом стоны стали громче, чаще, сделались еще явственней и перешли в крик.
Тут Бонифас, уже больше не сомневаясь, что в этот самый миг у сборщика податей совершается преступление, бросился со всех ног через палисадник и помчался напрямик по полям, по посевам; он долго бежал, задыхаясь, сумка тряслась и отбивала ему бока, но наконец он достиг дверей жандармского поста, совсем запыхавшись, обезумев и в полном изнеможении.
Бригадир Малотур, вооружившись молотком и гвоздями, занимался починкой сломанного стула. Жандарм Ротье держал поврежденный стул между колен и наставлял гвоздь на край излома, а бригадир, жуя усы и выпучив влажные от напряжения глаза, изо всех сил колотил молотком и при этом попадал по пальцам своего подчиненного.
Едва завидев их, почтальон закричал:
— Скорей! Режут податного, скорей, скорей!
Жандармы бросили работу и, подняв головы, уставились на него с удивлением и досадой, как люди, которым помешали.
Банифас, видя, что они скорее удивлены, чем испуганы, и ничуть не торопятся, повторил:
— Скорей, скорей! Грабители еще в доме, я слышал крики, идемте скорей!
Бригадир опустил молоток на землю и спросил:
— Как вы узнали о происшествии?
Почтальон ответил:
— Я принес два письма и газету, но увидел, что дверь заперта, и подумал, что податной еще не вставал. Чтобы удостовериться, я обошел вокруг дома и тут услышал стоны, словно кого-то душат или режут; тогда я со всех ног пустился за вами. Идемте скорей.
Бригадир спросил, вставая:
— А сами-то вы не могли помочь?
Почтальон растерянно ответил:
— Я боялся, что один не справлюсь.
Тогда бригадир, убежденный этим доводом, сказал:
— Дайте мне только надеть мундир, я вас догоню. И он вошел в жандармскую вместе со своим подчиненным, который захватил с собою стул.
Они вернулись почти тотчас же, и все трое бегом пустились к месту преступления.
Подойдя к дому, они из предосторожности замедлили шаг, а бригадир вынул револьвер; потом они тихонько проникли в сад и подошли к стене. Не было никаких признаков, что преступники ушли. Двери по-прежнему были заперты, окна затворены.
— Не уйдут! — прошептал бригадир.
Дядюшка Бонифас, дрожа от волнения, повел их вокруг дома и указал на одно из окон.
— Вот здесь, — шепнул он.
Бригадир подошел к окну и приложился ухом к створке. Двое других впились в него взглядом и ждали, готовые ко всему.
Он долго не двигался, прислушиваясь. Чтобы плотнее прижаться головой к деревянному ставню, он снял треуголку и держал ее в правой руке.
Что он слышал? Его бесстрастное лицо ничего не выражало, он вдруг усы дернулись, щеки сморщились от беззвучного смеха, и, перешагнув через зеленый бордюр, он вернулся к своим спутникам, изумленно смотревшим на него.
Потом сделал знак, чтобы они следовали за ним на цыпочках, а проходя мимо крыльца, приказал Бонифасу подсунуть газету и письма под дверь.
Почтальон недоумевал, но покорно повиновался.
— А теперь в дорогу! — сказал бригадир.
Но едва они вышли за калитку, он обернулся к почтальону — причем глаза его весело щурились и блестели — и проговорил насмешливо, с лукавой улыбкой:
— Ну и озорник же вы, скажу я вам!
Старик спросил:
— Почему это? Я слышал, ей-богу, слышал!
Жандарм не мог уже больше выдержать и разразился хохотом. Он хохотал до слез, задыхаясь, схватившись за живот, согнувшись пополам, и уморительно морщил нос. Спутники смотрели на него в полной растерянности.
Но так как он не мог ни говорить, ни сдержать хохота, ни дать понять, что с ним творится, он сделал только жест — простонародный озорной жест.
Они все еще ничего не понимали; тогда бригадир повторил этот жест несколько раз подряд и кивнул на дом, по-прежнему запертый.
Тут солдат вдруг догадался, и его тоже охватило неистовое веселье.
Старик стоял перед полицейскими и в недоумении глядел, как они корчатся от смеха.
Бригадир в конце концов немного угомонился и, шутливо хлопнув старика по животу, воскликнул:
— Ну и забавник, ах, чертов забавник! До самой смерти не забуду, какое преступление раскрыл дядюшка Бонифас!
Почтальон таращил глаза и твердил:
— Ей-богу, я слышал!
Бригадир опять обуял смех. А солдат, чтобы всласть нахохотаться, уселся на траву в придорожной канаве.
— Ах, ты слышал? А свою-то жену ты таким же манером режешь, старый проказник?
— Свою жену?..
Бонифас долго соображал, потом ответил:
— Моя жена… Она вопит, слов нет, когда я ей дам тумака… Да, тут уж она вопит как следует… Что же, значит, и господин Шапати свою колотил?
Тогда бригадир, вне себя от восторга, повернул его за плечи, как куклу, и шепнул на ухо что-то такое, от чего тот остолбенел.
Потом старик задумчиво пробормотал:
— Нет… не так… не так… не так… Моя и рта не разевает… Вот бы не подумал… Быть не может!.. Всякий поклялся бы, что ее режут…
И в смущении, посрамленный, сбитый с толку, он пошел своей дорогой, по полям; а бригадир с жандармом все еще смеялись и, выкрикивая ему вдогонку сальные казарменные шутки, смотрели, как удаляется его черное кепи над безмятежным морем хлебов.

* * *

Напечатано в «Жиль Блас» 24 июня 1884 года. По указанию друга писателя, Робера Пеншона, в основе этой новеллы, а также «Буателя» и «Кролика», лежат подлинные происшествия, и темы этих новелл Мопассан получил от одного нормандского помещика (см. A.Lumbroso, p. 359-360).

Ги де Мопассан. Собрание сочинений в 10 тт. Том 4. МП «Аурика», 1994
Перевод Е.Гунст.

Императрицу Феофано часто называют какими-то красноречивыми эпитетами — византийской “Клеопатрой”, роковой женщиной X века, коварной соблазнительницей или мученицей. Впрочем, последнее не слишком соответствует её образу.

“Великая грешница, чары которой имели роковое влияние и которая последовательно возбудила к себе любовь трех императоров”, — именно так характеризует Феофано французский историк Гюстав Леон Шлюмберже.

Надо признать, императрица действительно была неординарной, поистине роковой женщиной. Именно поэтому и судьба её кажется удивительной и гораздо более яркой, чем у многих современниц. Как же Феофано сумела достичь величия? И почему путь “великой грешницы” не завершился триумфом?

Греховодница, ставшая императрицей

Феофано появилась на свет в X веке (приблизительно в 940 году) в Лаконии, причём происходила не из знатного рода (как можно было предположить), а из простого семейства владельца кабака. В легендах рассказывается, что изначально девушку звали Анастасо, причём уже в юности она была «падшей женщиной». Византийский писатель Лев Диакон так писал о ней:

“Это наиболее прекрасная, обольстительная и утончённая женщина своего времени, одинаково выделявшаяся своей красотой, способностями, честолюбием и порочностью”.

В те времена Византией правил блистательный Константин Багрянородный. У басилевса и его супруги был единственный сын Роман, который и должен был унаследовать престол. В 945 году он стал законным соправителем отца. По решению императора Роман женился на Берте, дочери прованского короля, но женщина вскоре умерла. Именно тогда овдовевший Роман и знакомится с Анастасо.

Императрица Феофано. Мозаика из базилики Св. Пантелеймона в Кельне / antik-mosaik.livejournal.com

Соблазнительница ловко использовала свои чары, и вскоре наследник престола уже не мог представить жизни без своей возлюбленной. Родителям Роман заявил, что желает жениться на своей избраннице. Поразительно, но отец не противился этому решению, и вскоре Анастасо стала супругой наследника византийского престола. Кстати, с той поры она стала именоваться Феофано — “избранная богом”.

В 958 году у Феофано появился сын, будущий правитель Василий II, а всего через год внезапно умер свёкор женщины. Надо сказать, что Константин Багрянородный скончался неожиданно, являясь ещё совсем не старым человеком. Наверное, именно поэтому по Византии поползли слухи, что уйти на тот свет императору помогла невестка. Впрочем, саму Феофано подобные пересуды мало волновали — теперь она стала императрицей, а значит, была выше подобных сплетен.

Также в браке родился еще один сын, в 960 году — Константин VIII (был византийским императором, правил после смерти своего старшего брата) и в 963 году дочь Анна Византийская (та самая, которая стала женой киевского великого князя Владимира Святославича — крестителя Руси).

Феофано: великая грешница, ставшая императрицей и тещей крестителя РусиФеофано травит Константина Багрянородного / Из рукописи «Мадридский Скилица»

Смерть императора

Управлять государством новый басилевс не хотел — это занятие казалось ему скучным и ненужным. Нередко свою работу Роман поручал советникам и ближайшим соратникам. Феофано, напротив, была в курсе всех государственных дел и дворцовых интриг. И пусть она не имела должного образования, заполнить пробелы в знаниях ей помог врождённый ум.

Женщина понимала, что необходимо свести к минимуму влияние семьи мужа. Она ловко манипулировала Романом, и уже совсем скоро он приказал сёстрам отправиться в монастырь (не сомневаюсь, император искренне полагал, что это — его личное решение). Свекровь Феофано также ловко оградила от рычагов управления — как страной, так и Романом.

Однако в 963 году император внезапно умирает. Официальная версия гласила, что причиной смерти стало кровотечение, вызванное падением с коня. Однако Лев Диакон вполне ясно намекает на иной вариант:

“Большинство подозревает, что ему (Роману II) был поднесен яд в гинекее (женской половине)”.

Феофано: великая грешница, ставшая императрицей и тещей крестителя РусиФеофано: великая грешница, ставшая императрицей и тещей крестителя РусиФеофано: великая грешница, ставшая императрицей и тещей крестителя РусиФеофано / © Chrysa Sakel / byzantinetales.com

Новый супруг и заговор

Если же судить объективно, Феофано больше потеряла, нежели приобрела от смерти мужа. Сын Василий был ещё слишком мал, а потому требовалось второй раз выйти замуж. Женщина обдумывала, кто из претендентов более достоин — Иосиф Вринга или Никифор Фока.

Предпочтительнее оказался последний. Он, что парадоксально, до встречи с императрицей слыл аскетом и крайне сдержанным человеком. Однако стойкий Никифор не смог устоять перед очарованием этой женщины. Новый император души не чаял в своей супруге. Шлюмберже отмечает:

“Не было ничего, достаточно дорогого, достаточно прекрасного, чего бы он (Никифор) не преподнес своей возлюбленной царице”.

Казалось бы, теперь Феофано могла быть спокойна. Но правление Никифора вызывало недовольство церкви. Кроме того, расчётливая и хитрая женщина оказалась не властна над своим сердцем. Она без памяти влюбилась в племянника Фока, блистательного генерала Иоанна Цимисхия.

Вместе с ним императрица организовала заговор. Никифор был убит, а Цимисхий получил престол. Однако Иоанн, помня о своих предшественниках, решил устранить Феофано. Женщина была объявлена преступницей и сослана на остров Проти. Получить свободу Феофано смогла лишь после смерти Цимисхия. После смерти Феофано была похоронена рядом со своими царственными супругами.

Все статьи по теме: #woh_интересные личности

Автор: Марина Завгородняя, для дзен-канала «Мир истории» (не забудьте подписаться и поставить лайк))

По материалам: zen.yandex.ru

В Древней Индии развитые философские воззрения содержаться в ведической литературе, зарождение которой относят к середине II тыс. до н.э. и которая представляет собой собрания гимнов персонифицированным силам природы, религиозных ритуалов и т.п.

Джайнизм — религия, возникшая в Индии в 6 в. до н.э. одновременно с буддизмом как оппозиция брахманизму, освящавшему кастовый строй. Джайнизм выражал интересы прогрессивных слоев индийского рабовладельческого общества. Ну вот и началась эпоха Советского государства! Недовольство старым порядком, начало «новой» мысли, попытка провести власть «снизу». Последователи джайнизма покланяются 24 пророкам, последним из которых якобы был легендарный основатель джайнизма Махавира Вардхамана, по прозванию Джина (санскр. — победитель), отсюда название джайнизм. Рассказы о Джине и его учениках составили каноническую религиозную литературу джайнизм (синддханта). Джина проповедовал, согласно джайнизму, 5 истин: не убивай, не лги, не воруй, не привязывайся к земным вещам, будь целомудрен (для монахов) (уголовный и гражданский кодексы). Джайнизм сохранил ряд элементов брахманизма: веру в перевоплощение душ, учение о карме, о периодическом появлении пророков (Конституция, Уставы Советских республик). Джайнизм и буддизм отрицают кастовый строй, учение об индивидуальном избавлении от страданий, святость Вед, брахманистские обряды (долой монархию!). Обряды джайнизма включают поклонение Джине как божеству, а также его ученикам, чтение священных текстов, публичные исповеди (культ личности Ленина и партийных лидеров, чтение на ночь отчетов о съездах партии).

Брахманизм — религия древних индийцев, являвшаяся дальнейшим развитием ведической религии в период становления рабовладельческого общества. В священную литературу брахманизма входят Веды и обширные комментарии к ним («брахманы», «араньяки» и «упанишады»), составленные в 8-6 вв. до н.э. При переходе к рыночной экономике потребовалась нормативно-правовая база с комментариями. Брахманизм давал религиозное обоснование социальному неравенству, строгому кастовому делению, освящал привилегированное положение профессиональных жрецов, составлявших варну (касту) брахманов (должностные лица современности с их политической неприкосновенностью). Членам каждой из четырех варн (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры) предписывались особые правила поведения, права, гражданские и религиозные обязанности (дхарма). Брахманизм учил, что наряду с ведическими богами (структура органов местного самоуправления) существует высший абсолют — бог-творец Брахма (Президент). Пример соблюдения вертикали власти: На пути к лучшей жизни (решение вопроса гражданина) стоит бесконечный ряд переселений душ (инстанций и ведомств), которая может воплощаться в самых разнообразных формах — начиная от растений и животных (местный чиновник — бюрократ) и кончая брахманами, царями и даже небожителями («Я буду жаловаться; До президента дойду; В Конституционный суд обращусь; В Гамбург»). Форма каждого нового рождения души зависит от самого человека, от его прижизненных деяний (закон кармы), от степени его праведности. Важнейшими добродетелями считались: беспрекословное повиновение брахманам, обожествление царской власти, выполнение дхармы своей варны, соблюдение предписываемых данной варне обрядов. Выполнение этих предписаний вело якобы к новому, лучшему перерождению души, а нарушение требований дхармы — к новым несчастливым перерождениям. Учение о посмертном воздаянии использовалось господствующими классами для удержания в покорности народных масс. Преступление и наказании:, воспитание у гражданина почитания Закона и ответственности перед ним. Брахманизм стал основой формирования индуизма.

Индуизм — религия, наиболее широко распространенная в настоящее время в Индии. Возник в 6-4 вв. до н.э. как реакция на распространение буддизма и джайнизма. Индуизм представляет собой, по существу реформированный брахманизм и укрепился в Индии в период смены рабовладельческих отношений феодальными (4-6 вв.), которые закрепили кастовое деление общества. Индуизм является неоднородной религией: в нем нет единой догматики, обрядности, организованной церкви (либерализм — будущая демократия). Кроме элементов брахманизма, в индуизме входят элементы ведических и местных религий, пережитки первобытных верований. Индуизм — религия с элементами идолопоклонства. Общим для всех течений индуизма является признание Вед священными книгами (официальность и общепризнанность), учение о сансаре, странствиях души, перевоплощающейся после смерти в различные живые существа соответственно закону кармы. Этот закон определяется соблюдением или несоблюдением кастовых предписаний, или дхармы. Индуизму свойственно учение о неравенстве людей перед богом, о божественности кастового деления.

Пример разделения властей: Главным богом в индуизме является триединый бог, обладающий свойствами созидания (Брахма) (законодательная власть), сохранения (Вишну) (исполнительная власть), разрушения (Шива) (судебная власть). Брахме практически не поклоняются, почитают Вишну и Шиву (на ряду с ними — множество других богов). Важную роль в индуизме играет представление об аватарах — периодических воплощениях Вишну (разветвленная структура исполнительной власти) в местных богах (органы местного самоуправления), в человеке (должностное лицо) или животных (менеджер среднего звена). Аватарой Вишну, например, считается Будда, что свидетельствует о возможности приспособления индуизма к другим верованиям, в частности к буддизму (взаимозависимость структур власти).

Буддизм — одна из трех мировых религий (общедоступность, легитимность), возникшая в Индии в середине I тысячелетия до н.э. Буддисты утверждают, что буддизм появился в результате земной проповеди Будды Шакья-Муни (Ленин: «Землю — крестьянам, фабрики — рабочим!»). В действительности же появление новой религии связано с разрушением родоплеменных связей и институтов, складыванием крупных рабовладельческих государств и усилением классового гнета (1 Мировая война — недовольства — революция). Старые племенные религии уже не отвечали новым общественным условиям (необходимость модернизации, «серебряный век» интеллигенции, прибывшей с Запада). Из множества религиозных групп, предлагавших свои пути религиозного «спасения» (правые, эссеры, кадеты, либералы и т.д.), при поддержке властей сложилась более или менее единая буддийская организация и догматика (РКП(б), партия рабочих и крестьян). Буддизм учит, что жизнь во всех ее проявлениях есть зло, несущее страдания всему живущему. Причина зла и страданий — привязанность человека к чувственному миру (Бога — нет!) перерождений (сансара), все человеческие чувства, страсти, желания. Преодолев их («Готов к труду и обороне СССР!», 5летки, ударный труд), поняв суетность и зло мира, можно прекратить «круговорот бытия» (власть буржуазии), создав себе такую карму, которая приведет к небытию, нирване (коммунизм, светлое будущее). Это «спасение» достигается вступлением на «восьмеричный путь» праведной жизни (партия, комсомол, пионерская организация), под которой подразумевается отказ от всех человеческих интересов, семьи, имущества, от всего светского, подавление в себе любого интереса к земному путем самососредоточения. Практически такая жизнь возможно только в монашеской общине (партийная элита с семьями жили в светлом настоящем). Мирянин мог рассчитывать на «лучшее перерождение», лишь щедро жертвуя монахам (партийные и профсоюзные взносы) и соблюдая 5 моральных требований (Конституция и уголовный кодекс): воздержание от нанесения зла, лжи, кражи, от чувственных излишеств и алкоголя («сухой закон»). Учение буддизма было выгодно господствующим классам, т.к. обвиняло во всех земных страданиях самого человека, якобы создавшего себе в прежних перерождениях такую судьбу (раскулачивание зажиточных крестьян, репрессии), и представляло кротость и смирение главными добродетелями, несущими избавление от страданий земного бытия.

Дзен, дзен-буддизм — одна из разновидностей буддизма. Берет начало в распространившемся в 6 в. чань-буддизме. Исходя из признания общих принципов буддизма, дзен-буддизм своеобразно толкует вопрос о соотношении земного и божественного мира, не ставя между ними преграды, а, напротив, утверждая, что они находятся в неразрывном единстве между собой (народ и власть едины, демократия). В то время как в традиционных формах буддизма содержится требование ухода от чувственного мира (сансары) во имя достижения небытия (нирваны), где только и возможно соединение человека с божеством, дзен-буддиззм учит, что с божеством можно соединится в земной жизни, обнаружив его «в собственном духе, собственной природе». Так в дзен-буддизме вводится понятие «сатори» — внезапного просветления в момент сильного переживания (перестройка, 90-е годы 20-го века), знаменующего «обнаружение Будды в своей природе» (приватизация). Для дзен-буддизма характерны крайний индивидуализм, иррационализм, безразличие к окружающему (рынок суров), ибо верующий призван всю жизнь стремиться лишь к слиянию с божеством (накопление капитала), что является высшей целью его существования. Именно эти черты дзен-буддизма обусловили его популярность в современном капиталистическом мире, его распространение в западных странах. Модное увлечение дзен-буддизмом объясняется также тем, что он не предъявляет (спрос-предложение, свобода выбора, конкуренция) верующим сложных требований в отношении обрядности, обязательного исполнения культовых действий, ритуалов.

Таким образом, если мы проследим хронологию возникновения философских мыслей, то сопоставленные мною реалии недалекого прошлого и настоящего тоже будут в хронологическом порядке.

Вывод по всей работе: Древний Восток действительно можно назвать источником управленческой мысли.

Любая правящая династия возлагает на своих наследников большие надежды — именно от них зависит укрепление власти и упрочение положения родственников. Не были исключением и знаменитые Тюдоры, вошедшие в историю как семейство королей. Среди принцев, принадлежащих к этому роду, был и Артур Уэльский, наследник английского престола.

Современники говорили, что он мог бы стать выдающимся правителем, но скоропостижная смерть нарушила планы Тюдоров. Примечательно, что и о жизни, и о кончине (точнее, её причинах) при дворе ходили самые разные слухи. Именно потому судьба Артура, принца Уэльского, продолжает вызывать интерес. Что же неординарного было в судьбе этого человека?

Желанный наследник

В 1486 году в семье английского короля Генриха VII, первого монарха Англии из династии Тюдоров, произошло пополнение — родился принц Артур. Брак родителей мальчика был обусловлен политическими аспектами. Известно, что на Елизавете Йоркской Генрих VII женился для скрепления союза между прежде противоборствующими сторонами — как символ примирения после Войны Роз.

Тем не менее, узнав, что его супруга ждёт ребёнка, король был в восторге. Англичане рассказывали, что празднества были ещё более пышными, нежели во время свадьбы. Не менее роскошными стали и крестины столь желанного наследника.

Являясь старшим сыном короля и главным наследником престола Англии, Артур получил прекрасное образование, соответствующее нормам того времени. С ранних лет штат прислуги был приставлен следить за качеством питания принца, особенностями его обучения, физическими нагрузками и прочим. У принца было немало учителей, которые помогали ему осваивать самые разные науки. Как вы понимаете, из юного Артура действительно хотели сделать совершенного престолонаследника и будущего монарха.

Артур Уэльский: судьба старшего брата Генриха VIII1Неизвестный художник «Портрет Артура, принца Уэльского» / Королевская коллекция, Великобритания

Пылкий юноша

Упрочить власть Тюдоров можно было и с помощью удачного политического брака. Когда Артур был ещё совсем маленьким, его отец начинает переговоры о заключении брачного союза с Каталиной (Екатериной), инфантой, приходившейся дочерью влиятельным Фердинанду Арагонскому и Изабелле Кастильской.

И хотя испанские правители дали согласие, они не спешили отправлять свою дочь в Англию — уж слишком шатким им казалось положение первого из Тюдоров. Несмотря на то, что Генрих VII даже получил разрешение на заключение брака до того, как Артуру исполнится 14 лет, Изабелла Кастильская постоянно откладывала помолвку дочери. В конце концов было решено, что девушка прибудет в Англию лишь после достижения её женихом указанного возраста.

Уж не знаю, как сама Екатерина относилась к своему будущему супругу, но Артуру девушка явно пришлась по душе. Примечательно, что ещё до встречи с ней принц писал ей страстные признания и жаркие послания, где говорил, что жаждет скорого свидания. Однако решающую роль в этих переговорах (и переписках) сыграли не заверения юного Артура, а слова испанского посла в Англии. Постепенно стало ясно, что власть Тюдоров приобретает прочность, о чём посланник де Пуэбла и написал королеве Кастильской. Вскоре после этого, в 1501 году, инфанта отправилась к Британским островам.

Артур Уэльский: судьба старшего брата Генриха VIII2Михель Зиттов «Екатерина Арагонская в образе Марии Магдалины» / Детройтский институт искусств, США

Свадьба и её последствия

В донесении посла де Пуэбла значилось:

“(У Тюдоров) не осталось ни капли сомнительной королевской крови; к истинной королевской крови принадлежали король, королева и, превыше всех, принц Уэльский”.

Заметьте: здесь особенно выделяется принц Артур. Несомненно, уже тогда не только сами Тюдоры, но и представители других держав понимали, сколь много надежд возложено на юношу. Через десять дней после первой встречи, в ноябре 1501 года, состоялись свадебные торжества, которые длились почти две недели. Принц Уэльский действительно был очарован невестой. Он писал:

“за всю жизнь не изведал большего счастья, чем когда увидел прелестное лицо своей невесты”.

Изначально король Генрих хотел приказать молодым супругам проживать раздельно друг от друга (по причине слишком юного возраста каждого из них). Но в дальнейшем изменил своё решение — подобные действия могли привести к недовольству испанской стороны.

Артур Уэльский: судьба старшего брата Генриха VIII3Образ Артура и Екатерины в сериале «Испанская принцесса»

Однако всего через несколько месяцев, в марте 1502 года, Артур тяжело заболел. Врачи констатировали упадок сил, после чего деликатно отмечали, что он может быть связан с излишним рвением исполнять супружеский долг. При дворе начали говорить, что принца губит связь с Екатериной.

2 апреля 1502 года Артур Уэльский умер. На основании исследований было выявлено, что причиной смерти стала лихорадка, которую, вероятно, вызвали грипп или иные заболевания. Тюдоры же, почувствовав, как под ними пошатнулся престол, заявили, что инфанта Екатерина непорочна, после чего женили на ней своего младшего сына Генриха, ставшего новым наследником.

Правда, в дальнейшем обстоятельства первого брака стали причиной развода пары. Но это, как говорится, уже совсем другая история. Принц Артур же так и не смог стать королём Англии, хотя, несомненно, мог бы стать неплохим правителем.

Все статьи по теме: #woh_интересные личности

Автор: Марина Завгородняя, для дзен-канала «Мир истории» (не забудьте подписаться и поставить лайк))

Одной из самых знатных придворных дам времён правления Елизаветы Петровны была Екатерина Ивановна Нарышкина. Она стала супругой Кирилла Разумовского, тем самым сплотив два могущественных рода, игравших в Российской империи немаловажную роль.

Екатерину Ивановну описывали как образцовую жену и прекрасную мать. Однако Екатерина II, взошедшая на престол после дворцового переворота, с недоверием относилась к этой женщине. О каких же светлых и тёмных сторонах Нарышкиной может поведать её история?

Юность Нарышкиной

Екатерина Ивановна происходила из знатного рода Нарышкиных, возвысившихся в период царствования Петра Великого. Наталья Кирилловна, мать знаменитого царя, приходилась тёткой отцу Екатерины.

Девочка появилась на свет в 1729 году в семье флотского капитана. Уже с ранних лет было ясно, что Екатерине Ивановне уготована блистательная судьба. Родство с цесаревной Елизаветой Петровной позволило юной представительнице могущественного рода оказаться при дворе, заняв место фрейлины. В то же время детство Екатерины нельзя назвать счастливым. Она рано потеряла мать и отца, воспитывалась в доме дяди, который хотя и по-доброму относился к малышке, однако не мог заменить родителей.

Неизвестный художник «Портрет Екатерины Ивановны Разумовской»

Перемены в жизни фрейлины происходят, когда она оказывается в числе свиты цесаревны. Девушка была увлечена блеском и кутерьмой, которые царили при дворе. Хочу отметить, что и Елизавета Петровна с теплотой относилась к своей троюродной сестре. Когда же цесаревна становится императрицей, Екатерина Ивановна вовсе оказывается в числе самых ярких придворных дам, а главное — завидных невест.

Впрочем, кандидата в мужья родственнице подыскала сама государыня. В качестве супруга был выбран граф Кирилл Разумовский, брат фаворита императрицы. В качестве свадебного подарка государыня пожаловала несколько земельных наделов, которые составили огромное состояние Нарышкиной. Кроме того, на следующий после бракосочетания день молодая графиня Разумовская была объявлена статс-дамой при дворе Елизаветы Петровны.

Кирилл Разумовский: сельский “неуч”, возглавивший Академию наукМИР ИСТОРИИ — WOH31 октября

Отношения с новой императрицей

После смерти императрицы жизнь Разумовских не слишком изменилась. В короткое время царствования Петра III Екатерина Ивановна занимала прежнее высокое положение при дворе, однако приход к власти Екатерины II стал весьма важным событием для семьи графини.

Что интересно, изначально новая правительница благоволила Разумовским. Она несколько раз посещала Екатерину Ивановну в её имении. В 1762 году императрица лично возложила на неё Екатерининскую ленту. Но со временем ситуация изменилась. Екатерина II была недовольна гетманством Кирилла Разумовского. Кроме того, ей часто сообщали о необдуманных тратах казённых средств, к чему была причастна и Екатерина Ивановна. В своём письме А.Олсуфьеву государыня отмечала:

“Сказывают, что лошадей по ста на станциях безденежно брала, и будто два гренадера и сержант, которые везде перед нею шествовали, чуть не до смерти в Яжелбицах ямщика избили и если то так, то велеть курьеру, чтобы советовал обиженным мне подать челобитную”.

Екатерина Нарышкина: какими были “грехи” и достоинства известной статс-дамы?Георг Преннер « Графиня Екатерина Ивановна Разумовская» / Государственный музей-заповедник «Павловск»

“Домашняя” женщина

Надо сказать, что все сведения правительница детально проверяла, а потому не спешила притеснять семейство Разумовских из-за досужих сплетен. И если супруг Нарышкиной нередко попадал под “горячую руку” императрицы, то сама Екатерина Ивановна редко вызывала её недовольство. Вероятно, секрет был прост — графиня не стремилась принимать участие в государственных делах, полностью посвятив себя благополучию семьи.

Именно этот, “домашний” аспект жизни Нарышкиной, оказался её сильной стороной. В браке с Кириллом Разумовским родилось шесть сыновей и пять дочерей, причём многие из них в дальнейшем заняли высокие должности. В своих детях Екатерина Ивановна души не чаяла. Современники говорили, что порой у неё с графом даже возникали конфликты из-за принципов воспитания отпрысков.

Екатерина Нарышкина: какими были “грехи” и достоинства известной статс-дамы?Екатерина Нарышкина: какими были “грехи” и достоинства известной статс-дамы?Екатерина Нарышкина: какими были “грехи” и достоинства известной статс-дамы?Неизвестный художник «Портрет Натальи Кирилловны Загряжской» (старшая дочь и первый ребенок) / Художественная галерея, Муром

Кирилл Григорьевич заявлял, что супруга слишком балует малышей. Несмотря на эти размолвки, семейная жизнь Разумовских нередко вызывала восхищение и даже зависть. Екатерина II в своих “Записках” отмечала, что хотя граф женился на Нарышкиной без собственного желания, но в браке, несомненно, был счастлив.

Екатерина Ивановна Нарышкина до последних дней оставалась образцовой матерью и супругой. Казалось бы, в её истории нет ничего особенного — роковых поворотов, хитросплетений, козней или коварных замыслов. А главными “грехами” графини было расточительство и потакание супругу и детям. Но давайте посмотрим на ситуацию иначе — среди дворцовых интриг и лжи эта женщина сумела сохранить верность своей семье и долгу перед родными людьми. А это, конечно, должно цениться в любые времена.

Все статьи по теме: #мир истории_романовы и #woh_интересные личности

Автор: Марина Завгородняя, для дзен-канала «Мир истории» (не забудьте подписаться и поставить лайк))

По материалам: zen.yandex.ru

  • Расплата за любовь рассказ на дзен продолжение ирина денисова
  • Расписной потолок как пишется
  • Располагается как пишется и почему
  • Расписные стены как пишется
  • Распечатать русские народные сказки версии для печати