Разбор частей речи
Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
- существительные (см. морфологические нормы сущ. );
- глаголы:
-
- причастия;
- деепричастия;
- прилагательные;
- числительные;
- местоимения;
- наречия;
2. Служебные части речи:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
3. Междометия.
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
- слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
- вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.
Морфологический разбор существительного
План морфологического разбора существительного
Пример:
«Малыш пьет молоко.»
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
- начальная форма – малыш;
- постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
- непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
- при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
- начальная форма – молоко;
- постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
- изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
- в предложении прямое дополнение.
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
«Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»
Дамы (кто?) — имя существительное;
- начальная форма — дама;
- постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
- непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
- синтаксическая роль: часть подлежащего.
Лужину (кому?) — имя существительное;
- начальная форма — Лужин;
- верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
- непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
- синтаксическая роль: дополнение.
Ладонью (чем?) — имя существительное;
- начальная форма — ладонь;
- постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
- непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
- синтаксическая роль в контексте: дополнение.
Пыль (что?) — имя существительное;
- начальная форма — пыль;
- основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
- непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
- синтаксическая роль: дополнение.
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
- начальная форма — пальто;
- постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
- морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
- синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.
Морфологический разбор прилагательного
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
- начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
- постоянные морфологические признаки прилагательных:
-
- разряд, согласно значению:
-
- — качественное (теплый, молчаливый);
- — относительное (вчерашний, читальный);
- — притяжательное (заячий, мамин);
- степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
- непостоянные морфологические признаки прилагательного:
-
- качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
- полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
- признак рода (только в единственном числе);
- число (согласуется с существительным);
- падеж (согласуется с существительным);
- синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.
План морфологического разбора прилагательного
Пример предложения:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
- начальная форма – полный;
- постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
- непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
- по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
- начальная форма — прекрасен (в данном значении);
- постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
- непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — стройный;
- постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
- синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
- начальная форма — тоненький;
- морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
- непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
- синтаксическая роль: часть сказуемого.
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
- начальная форма — голубой;
- таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
- непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
- синтаксическая роль: определение.
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
- начальная форма — изумительный;
- постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
- непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
- синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.
Морфологические признаки глагола
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
- начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
- спрягаемые (личные и безличные) формы;
- неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.
Морфологический разбор глагола
- начальная форма — инфинитив;
- постоянные морфологические признаки глагола:
-
- переходность:
-
- переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
- непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
- возвратность:
-
- возвратные (есть -ся, -сь);
- невозвратные (нет -ся, -сь);
- вид:
-
- несовершенный (что делать?);
- совершенный (что сделать?);
- спряжение:
-
- I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
- II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
- разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
- непостоянные морфологические признаки глагола:
-
- наклонение:
-
- изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
- условное: что делал бы? что сделал бы?;
- повелительное: делай!;
- время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
- лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
- род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
- число;
- синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
-
- сказуемым: Быть сегодня празднику;
- подлежащим :Учиться всегда пригодится;
- дополнением: Все гости просили ее станцевать;
- определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
- обстоятельством: Я вышел пройтись.
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру… (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Что за правила?
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Вошел (что сделал?) — глагол;
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Ренессанс симфонии наступает во второй половине романтического XIX века. Однако после Мендельсона и Шумана в западно-европейской музыке долгое время не встречается ничего заметного в соль миноре. (Если не считать Четвертую симфонию 1871 года вездесущего Йоахима Раффа – немецко-швейцарского автора, которого Чайковский демонстративно предпочитал Брамсу!) Ни у Брукнера, ни у Брамса симфоний в этой тональности нет. Зато в ней написана единственная «чистая» симфония француза Эдуара Лало (1886), которого незаслуженно мало знают и исполняют у нас в стране.
По-настоящему выдающиеся симфонии в соль миноре возникли в то время в России. Если задаться вопросом, какое произведение могло бы стать музыкальным символом нашей страны, то бесспорную пальму первенства разделят между собой Первая симфония Чайковского «Зимние грезы» ор. 13 (1866 / 1874) и Первая симфония Василия Калинникова (1895). За всю историю русской музыки трудно представить себе симфонии более «национальные», чем эти два сочинения. Наверное, соль минор и впрямь тональность, хорошо выражающая настроения специфически русской меланхолии и лирики. (Мотивы из них и впрямь не раз фигурировали как музыкальные эмблемы России. Так, мажорная тема финала «Зимних грез» послужила музыкальной заставкой к телевизионной серии американского политического журналиста Фила Донохью, когда он посещал СССР в годы «перестройки». А темы из первой части симфонии Калинникова – к одной из регулярных передач русской службы радио «Свобода», которая выходила в те же самые годы.)
Еще одна русская соль-минорная симфония, написанная в промежутке между этими двумя сочинениями, – Пятая симфония ор. 107 Антона Рубинштейна (1880), сочинение, однако же, не столь выдающееся, как симфонии Чайковского и Калинникова.
Свою самую первую симфонию Чайковский написал в двадцатипятилетнем возрасте и затем несколько раз переделывал – как и многие другие свои сочинения первых лет. Молодому и тогда еще неуверенному в себе автору, которого подавляли своим авторитетом учителя (Рубинштейн и Заремба), она давалась с невероятным трудом. Как и многие другие его сочинения первых лет, она подверглась двум авторским переделкам прежде, чем приобрела тот вид, в котором мы ее знаем сегодня. Прошло восемь лет между первой и последней авторской редакцией, когда композитор решился ее издать – будучи к тому времени автором уже следующей, Второй симфонии и других сочинений, которые сделали его знаменитым. Впервые целиком симфония прозвучала вообще лишь в 1883 году в Москве (под управлением Макса Эрдмансдёрфера), спустя пятнадцать лет после первого публичного исполнения двух ее средних частей (под управлением Николая Рубинштейна).
В этом сочинении впервые в русской музыке зазвучал образ зимнего пейзажа, до этого многократно воспетый Пушкиным и другими нашими поэтами. Можно говорить о возможных влияниях симфоний, написанных в характере «путевых картин» (как мендельсоновские «Итальянская» и «Шотландская»), но музыкальные образы и настроения «Зимних грез» совершенно уникальны и принадлежат к самому неповторимому из того, что бы создано Чайковским и отечественной музыкой вообще. Удивительно, насколько самая первая симфония Чайковского отличается от современных ей сочинений Антона Рубинштейна (который писал свои симфонии по немецким академическим лекалам) и от симфоний петербургских авторов декларативно «национального» направления – Балакирева, Бородина или Римского-Корсакова. Именно в этом произведении русская симфоническая музыка получила направление, которое позднее назовут «лирической симфонией».
Две первые части «Зимних грез» носят авторские поэтические названия: «Грезы зимнею дорогой» и «Угрюмый край, туманный край». Третья и четвертая часть – традиционные для симфонии скерцо и финал (с медленным вступлением). За основу скерцо автор взял музыку из аналогичной части своей ранней фортепианной сонаты до-диез минор (увидевшей свет лишь в 1900 году как посмертный опус 80), странспонировав ее на полтона ниже. Пожалуй, лишь финал выбивается на более общий уровень (с момента наступления основного быстрого раздела, после поэтичного медленного вступления) – из-за «обязательных» тем в народном характере, громкого мажора и недостаточно мотивированного использования формально-академических приемов (вроде фугато в разработке).
Чайковский прибегает к тонким и красивым оркестровым решениям, пользуясь самым обычным составом оркестра: струнные, парное «дерево», четыре валторны, две трубы и литавры. (В средних частях он ограничивается двумя валторнами, притом во второй, медленной части трубы и литавры не играют вообще.) В финале, соответственно, прибавляются флейта-пикколо, три тромбона, большой барабан и тарелки: здесь преобладает «крупный мазок». К народным темам в финалах Чайковский прибегнет еще не раз (во Второй и Четвертой симфониях), стремясь использовать их каждый раз драматургически все более и более индивидуально, а в поздних своих симфониях (Пятой и Шестой) и вовсе откажется от этих музыкально-народнических «заветов».
(Об этом сочинении мы поговорим подробнее в разделе «Любимые симфонии».)
Говоря о Первой симфонии Калинникова, хочется, прежде всего, задать недоуменный вопрос: почему ее не проходят по «музлитературе» в наших училищах и консерваториях? В отечественных учебниках, где все расписано по раз и навсегда отведенным ранжирам, автора этой симфонии упоминают реже, чем даже Аренского или откровенно слабого Кюи. В русской Википедии симфонии Калинникова не посвящено отдельной статьи. (Ее можно найти лишь на английском, польском, японском и египетско-арабском языке.) А ведь оригинальность, сила и, в конце концов, «русскость» этого сочинения ставит ее в один ряд с самым выдающимся из того, что было создано в музыке нашей страны. То, что в ХХ веке ее исполняли и записывали такие дирижеры, как Тосканини и Шерхен (и сейчас продолжают играть в разных странах!), говорит о ее месте не только в русской, но и в мировой музыке. В СССР ее записывали Кирилл Кондрашин и Евгений Светланов – но в сегодняшнем отечественном концертном репертуаре услышать ее практически невозможно…
Калинников прожил меньше других своих соотечественников-композиторов. Он умер в тридцать четыре года, за три дня до наступления нового 1901 года по старому стилю. Как и Чехов, он страдал от туберкулеза, который унес его в могилу быстрее, чем прославленного современника. Свою Первую симфонию он написал в Ялте, где поселился для лечения, и посвятил ее Семену Кругликову, своему учителю и благодетелю. Без его поддержки Калинников, сын бедного чиновника из Орловской губернии, не смог бы получить музыкальное образование в Москве и найти возможность для исполнения лучшего из своих сочинений.
Премьера симфонии прошла в 1897 году в Киеве (дирижировал Александр Виноградский), так как московские и петербургские «авторитеты» встали горой против ее исполнения в обеих российских столицах. (Чайковского, который покровительствовал Калинникову в последние годы своей жизни, к тому моменту уже не было в живых.) В Москве исполнению противодействовал Сафонов, директор консерватории. (Он считал «конкурирующей фирмой» курсы Филармонического общества, которые окончил Калинников, не имея возможности платить за обучение в возглавляемом Сафоновым заведении на Большой Никитской.) В Петербурге исполнению симфонии в концертах Беляева воспротивился Римский-Корсаков. Письмо, где он высказал Кругликову свои суждения об авторе, заслуживает подробного цитирования: «У него есть талант, но он ничего не знает и пишет грязно гармонически и контрапунктически»; «не нравится мне ни начало первой части, где после унисонной фразы а ла рюсс вступает не идущий к делу изысканный гармонический ход из разных увеличенных аккордов; ни надоедливые и немощные синкопы, переполняющие всю 1 часть; ни некрасивый ход параллельных квинт, начинающий Анданте, ни следующая затем мелодия, в коей кой-где не хватает вводного тона; ни трио в скерцо, где вводного тона окончательно нет, и музыка которого (…) напоминает «расстроенную шарманку»; ни финал со спутанными темами и довольно-таки дисгармоничной кодой (…). Вы говорите, что в Беляевских концертах исполнялись более мелкие по дарованию вещи и умению. Думаю, что симфония Ф. Блуменфельда подаровитее будет». (На возражение Кругликова, что и у Мусоргского сплошь и рядом встречаются гармонические «погрешности», Римский-Корсаков ответил также весьма примечательным образом: «Что же касается Мусоргского, то он издается и исполняется только в моей обработке, без чего его сочинений допустить ни на программу, ни в издание нельзя».)
Предпочтение Калинникову третьестепенного Блуменфельда и иных ныне прочно забытых фаворитов-академистов, рекомендовавшихся Римским-Корсаковым, Лядовым и Глазуновым для концертов и издательства Беляева (чьими «попечителями» – или, как выражаются сегодня, «экспертными советниками» – они состояли), свидетельствует лишь о том, насколько узко-партийными были «музыкальные процессы» в России уже в те времена и как бдительно «корифеи» следили за тем, чтобы не подпускать к пирогу чужаков, – вопреки благостным картинкам из учебников, до сих пор повествующих о «русской классике», как о некоем неразрывном братстве единомышленников.
Партитура симфонии Калинникова вышла у Юргенсона в 1900 году, в последний год жизни композитора. Вслед за успешной премьерой в России ее стали играть в Вене, Париже, Лондоне и Берлине. В ХХ веке к ней пришел мировой успех.
Автора симфонии (у которого даже фамилия звучит несколько «лубочно»!), возможно, легко обвинить в том, что истовая русскость его сочинения оказывается временами на грани китча. Прежде всего, это касается знаменитой песенной темы из первой части, чей мелодический строй в советские времена стали нещадно эксплуатировать сначала авторы, в годы сталинского «соцреализма» писавшие в псевдонародном стиле, а позднее – такие идейные националисты, как Георгий Свиридов и его единомышленники. Тем не менее национальный характер симфонии Калинникова подкупает своей музыкальной цельностью, бескомпромиссностью и искренностью, которая не переходит за грань хорошего вкуса.
В этом сочинении тоже традиционные четыре части: быстрая, медленная, скерцо и финал. Вопреки громам и молниям Римского-Корсакова (ставившего автору в претензию «отсутствие вводных тонов»!), симфония Калинникова написана мастерски и уверенно, великолепно оркестрована. (Сейчас так не напишет ни один выпускник консерватории. Тем более – из тех, кто идеологически выступает за «тональную» и «национальную» музыку, считая первое само собой разумеющимся синонимом второго, но не умея писать хорошо ни того, ни другого.) В первой части наряду с обычным «парным» составом оркестра играют тромбоны и арфа. (Она присутствует почти во всем сочинении за исключением третьей части.) В медленной части к двум гобоям прибавляется солирующий английский рожок. (Он играет только в этой части!) В скерцо к оркестру прибавляется флейта-пикколо, а в финале – также туба и треугольник.
Лично у меня самое любимое место в симфонии – вторая часть, ее мерное остинато скрипок в унисон с арфой: «левитановские» краски, создающие образы неподвижного степного простора, травы, выжженной солнцем, и одновременно – мерного движения времени…
В Западной Европе на грани XIX и ХХ веков заслуживает упоминания Первая симфония датчанина Карла Нильсена (ор. 7, 1892) – одна из двух у него, которые не носят авторских названий. Как нередко у этого композитора, начинается и заканчивается она в разных тональностях. (Финал завершается в до мажоре.) В симфонии тоже четыре части и обычный «парный» состав оркестра, с добавлением флейты-пикколо в финале. Темы этого сочинения отличаются национальным датским колоритом, а музыка пронизана неистовостью, выдающей северное происхождение ее автора.
Следующая значительная соль-минорная симфония, уже ХХ века, тоже скандинавская. Четвертая симфония шведа Курта Аттерберга под названием Sinfonia piccola («Маленькая симфония», ор. 14) и с подзаголовком «на шведские народные темы», написана в 1918 году и переработана автором спустя более четверти века (1945). Идет она всего двадцать минут и тоже состоит из четырех частей. При всем ее мощном северном темпераменте, в ней слышны подчеркнуто неоклассические приемы. Но, как часто бывает у скандинавов (будь то Аттерберг, Нильсен или гораздо лучше известный нам Сибелиус), внешние классичные контуры таят в себе немало сюрпризов. Таков, например, неожиданный переход от первой части (Con forza) ко второй (Andante), когда после громкого соль-мажорного тутти неожиданно «повисает» один-единственный звук у кларнета и эта повисшая нота переносит нас в созерцательно-импрессионистический мир необыкновенно поэтичной медленной части, по настроению близкой к Сибелиусу, с его характерным ощущением прохладной северной красоты.
1930 год – время создания Третьей симфонии Альбера Русселя (ор. 42), еще одного француза, которого слишком редко исполняют у нас в стране. (Его оттеснили в тень такие современники, как Онеггер, Мийо и Мессиан.) По сравнению с первыми двумя симфониями этого автора она тоже стремится к неоклассическим решениям.
Вернемся снова в Россию – точнее, уже в Советский Союз. В соль миноре написана Двенадцатая симфония Мясковского под названием «Коллективизационная» (ор. 35, 1932). Спустя десять лет, уже во время войны, в соль миноре напишет свою Первую симфонию Мечислав Вайнберг (ор. 10, 1942). Годом позже появится Вторая симфония Гавриила Попова под названием «Родина» (ор. 39, 1943). Тонального единства в ней нет: начинается она в соль миноре, а заканчивается в ля мажоре. Это типичная патриотическая симфония военного времени, написанная автором, который начинал в 1920-е годы как один из самых ярких «модернистов», но к тому моменту был уже полностью сломлен и превратился в «соцреалиста».
У Шостаковича в связи с тональностью соль минор можно упомянуть целых два сочинения. Одиннадцатая симфония (op. 103), написанная в 1957 году и названная автором «1905 год», – первая из симфоний, созданных Шостаковичем во время хрущевской «оттепели». В ней, помимо прочего, звучат темы русских революционных и «каторжных» песен. Встречаются они и в других сочинениях Шостаковича, написанных в середине 1950-х –начале 1960-х годов. Многие не без основания полагают, что их цитирование – скрытая эпитафия жертвам не столько царской каторги, сколько сталинского ГУЛАГа, из которого тогда начали возвращаться люди, в том числе и друзья самого композитора.
Одиннадцатая симфония идет примерно час и состоит из четырех частей-эпизодов, которые сменяют друг друга без перерыва и носят программные названия: «Дворцовая площадь», «9-е января», «Вечная память» и«Набат». Многие приемы этого сочинения сродни тогдашней музыке для кино с ее прямой динамикой в иллюстрировании событий, происходящих на экране. Да и в целом вся симфония звучит как «киномузыка без экрана». В общих чертах ее драматургия строится по канве «медленно – быстро – медленно – быстро» и по излюбленному Шостаковичем принципу кульминационных волн, когда каждая последующая кульминация превосходит по силе предыдущую. Первая, картинно-созерцательная часть («Дворцовая площадь») – образ застывшей центральной площади Петербурга в морозный зимний день и одновременно зловещий музыкальный символ царского самодержавия. Она сменяется мощной сюжетно-действенной второй частью («9 января»), насыщенной чередующимися сценами-эпизодами: появление народа на площади, мольба, обращенная к царю, и расстрел народа войсками. За этой первой сюжетной кульминацией следует новая медленная часть («Вечная память») – трагическое адажио, после которого наступает вторая сюжетно-драматическая волна («Набат»), рисующая подъем народного возмущения и борьбы.
Предпоследнюю, Четырнадцатую симфонию Шостаковича (ор. 135), написанную в 1969 году, едва ли можно обозначить какой-либо тональностью: ее музыкальный язык выходит далеко за пределы мажоро-минорной техники. Как и другие поздние сочинения Шостаковича, написана она без оглядки на официальный эстетический контроль. Но поскольку в те времена симфония советского композитора «обязана» была иметь тональность, ее «приписали» к тональности соль минор (исходя, видимо, из ладового наклонения в первой части, чья музыка возвращается потом в предпоследней части).
Симфония эта самая необычная у Шостаковича по жанровому решению, составу исполнителей и количеству частей. Она написана для двух певцов-солистов (сопрано и баса) и струнного оркестра с ударными. Большинство ее частей вокальные, на стихи разных поэтов, которые так или иначе связаны с темой смерти. Таким образом, сочинение это встает в один ряд с малеровской «Песнью о земле» и «Песнями и плясками смерти» Мусоргского, являясь, по сути, симфонией-кантатой. Состоит она из одиннадцати частей, которые тоже образуют крупные драматургические волны-блоки, где одна часть переходит в другую без перерыва. Первые две части – на слова Лорки («De profundis» и «Малагенья»), следующие шесть – на слова Аполлинера («Лорелея», «Самоубийца», «Начеку», «Мадам, посмотрите!», «В тюрьме Санте» и «Ответ запорожских казаков константинопольскому султану»), затем девятая часть на слова Кюхельбекера («О Дельвиг, Дельвиг!»), за ней следуют заключительные две части на слова Рильке («Смерть поэта» и «Заключение»).
Состав оркестра предельно редуцирован: в нем участвуют лишь струнные (10 скрипок, 4 альта, 3 виолончели, 2 контрабаса) и ударные (коробочка, кастаньеты, хлопушка, том-томы, ксилофон, вибрафон, челеста и колокола). Такая намеренно «черно-белая» гамма сближает эту партитуру не только с классическими для ХХ века произведениями Бартока, Стравинского, Онеггера или Бриттена (которому эта симфония посвящена), но и со звуковыми поисками композиторов послевоенного поколения, которым покровительствовал Шостакович, – поколения Волконского, Денисова, Шнитке и Губайдулиной. Не будет преувеличением сказать, что в этой симфонии чувствуется влияние уже их творческих находок 1960-х годов. Особенно – сонористических приемов, как, например, в самых последних тактах «Заключения», где «ускоряющееся» остинато всего струнного оркестра звучит как неумолимо приближающаяся смерть…
Любимая симфония – 2
Петр Ильич Чайковский, Симфония №1 соль минор «Зимние грезы», ор. 13 (1866/74)
- «Грезы зимнею дорогой» (Allegro tranquillo)
- «Угрюмый край туманный край» (Adagio cantabile ma non tanto
- Scherzo (Allegro scherzando giocoso)
- Finale (Andante lugubre – Allegro maestoso)
Если моцартовская «Сороковая» симфония (в той же тональности соль минор!) – первая в истории, которая начинается с лирической певучей мелодии, то все то же самое можно сказать и про симфонию Чайковского по отношению к русской музыке.
В этом сочинении автор создает невероятно красивую воздушно-снежную тембровую палитру – начиная с первой части («Грезы зимнею дорогой»), где мелодия самой первой темы звучит у флейты и фагота с расстоянием в две октавы на фоне тремоло скрипок: картина застывшего зимнего пейзажа. В музыкальном материале, лишенном, казалось бы, потенциальной конфликтности, проявляются тем не менее самые характерные драматургические приемы Чайковского: постоянные диалоги между контрастными группами инструментов, приводящие к сильным кульминационным всплескам. Форма строится по принципу волн, с нагнетаниями и спадами. Инерция простых ритмических формул проходит через всю первую часть, создавая ощущение мерного и непрерывного движения («зимней дороги»). В начале разработочного раздела появляется новый мотив у валторн, неожиданно напоминающий будущий Вальс цветов из «Щелкунчика»: новая «зимняя греза» посреди уходящих вдаль снежных просторов…
Невероятно сильна вторая часть «Угрюмый край, туманный край» – одно из мощных лирических откровений Чайковского, созерцание таинственного пейзажа, покрытого снегом и льдами, под которыми дремлют скрытые силы природы. (Подобный образ «северной красоты» проникнет позднее в симфонии скандинавских соседей – прежде всего, Сибелиуса.)
Третья часть (Скерцо) – снова подвижный образ («сны сквозь метель»). Эта часть наиболее «мендельсоновская» по своей воздушной игре оркестровых красок. В среднем разделе впервые в симфонической музыке Чайковского появляется вальсовый образ: тот самый «зимний вальс», который (хотя и иной по музыке!) появится много лет спустя в «Щелкунчике».
Финал симфонии гораздо больше построен на «общих» приемах, типичных для подобного рода частей. Он основан на двух темах – мажорной (в русском плясовом характере) и минорной (мелодия народной песни «Цвели цветики»). Настроение «Зимних грез» хорошо выдержано в медленном вступлении (на мотив, предваряющий будущую минорную тему) – но ему на смену наступает быстрый основной раздел, который сразу же «откатывается» к стандартам громкого мажорного симфонического финала. В самом конце (коде) звучит вторая тема в виде громкого тутти и уже в мажоре.
Чайковский всю жизнь будет мучиться над поиском финала своих симфоний, который не будет звучать как «общее место», – но такой финал ему удастся найти лишь в поздних своих сочинениях.
Над этой же самой проблемой долго мучился в ХХ веке и Шостакович!
Фото: Иван Айвазовский. Фрагмент картины «Зимний обоз в пути», 1857
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: Человек пÑÑеÑеÑÑвÑÑÑий: доÑога в жизни Ñеловека.
ÐавеÑное, каждÑй Ñеловек задÑмÑвалÑÑ Ð¾ Ñом, как же обÑеÑÑи наÑÑоÑÑее ÑÑаÑÑÑе? Я дÑмаÑ, ÑÑо Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ в жизни Ð´Ð»Ñ ÑÑого Ñвой пÑÑÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ Â«ÑÑаÑÑÑе» Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ ÑвоÑ. Ðдни доÑÑигаÑÑ ÑÑаÑÑÑÑ ÑпоÑнÑм ÑÑÑдом, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ ÑÑаÑÑÑе â ÑÑо каÑÑеÑнÑй ÑоÑÑ Ð¸ ÑÑÐ¿ÐµÑ , дÑÑгие же ÑÑиÑаÑÑ ÑÑаÑÑÑем â ÑемÑÑ Ð¸ дÑÑзей, а Ð´Ð»Ñ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑÑаÑÑÑе заклÑÑаеÑÑÑ Ð² маÑеÑиалÑнÑÑ ÑенноÑÑÑÑ . Таким обÑазом, каждÑй обÑеÑÐ°ÐµÑ ÑÑаÑÑÑе по-ÑвоемÑ.
Ðногие пиÑаÑели обÑаÑалиÑÑ Ðº ÑÑой Ñеме. Так, в пÑоизведение Ð.Ð. ÐÑпÑина «ÐлеÑÑ» Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÐµÑоинÑ- внÑÑка колдÑнÑи наÑала оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¿ÑоÑÑÑм молодÑм Ñеловеком — Ðваном. Ðз-за Ñазного ÑÑаÑÑÑа и мнение обÑеÑÑва они не могли бÑÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑе. ÐлеÑÑ Ð¿Ñедвидела бÑдÑÑее â Ð¸Ñ Ñоман бÑÐ´ÐµÑ ÑÑким, но законÑиÑÑÑ ÑÑагедией, Ñзнав об ÑÑом ÐлеÑÑ Ð²Ñе Ñавно вÑбиÑÐ°ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑдом Ñ Ðваном. ÐÑи оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиноÑили им как ÑÑаÑÑÑе, Ñак и непÑиÑÑноÑÑи, Ñакие как оÑÑоÑжение ÑемÑи, непÑиÑÑие обÑеÑÑва. ÐлеÑÑ Ñвидела, ÑÑо Ðван не гоÑов к Ñаким пеÑеменам и жеÑÑвам, она ÑеÑила его оÑпÑÑÑиÑÑ, Ð´Ð»Ñ Ñого ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑноÑений Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ оÑÑалиÑÑ ÑолÑко ÑÑаÑÑливÑе воÑпоминаниÑ. Таким обÑазом, авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, ÑÑо пÑÑÑ, коÑоÑÑй вÑбÑала ÐлеÑÑ, ÑÑжелÑй и полон ÑложноÑÑей, но именно ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÑÑ Ð¿Ñивел ÐлеÑÑ Ðº ÑÑаÑÑÑÑ, она оÑÑалаÑÑ Ñвободной, а Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐµ ÑÑо и еÑÑÑ ÑÑаÑÑÑе.
СÑÑеÑÑвÑÑÑ Ð¸ дÑÑгие аÑгÑменÑÑ, подÑвеÑждаÑÑие Ð¼Ð¾Ñ ÑоÑÐºÑ Ð·ÑениÑ. ÐапÑимеÑ, в повеÑÑи-ÑееÑии Ð.ÐÑина «ÐлÑе ÐаÑÑÑа» ÐÑÑÑ Ð±Ñло ÑаÑпиÑано вÑÑ Ð±ÑдÑÑее, Ñак как он ÑодилÑÑ Ð² ÑемÑе богаÑого аÑиÑÑокÑаÑа. Ðо малÑÑик бÑл ÑвлеÑÑн моÑем и пÑÑеÑеÑÑвиÑми, по ÑÑой пÑиÑине он ÑÑÑл из дома. ÐÑÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð±Ñла мало Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶Ð° на ÑÐºÐ°Ð·ÐºÑ â он ÑабоÑал Ñнгой, Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ бÑло полно ÑÑÑдноÑÑей, но ÑÑо ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑиноÑило ÑÑвÑÑво дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑдовлеÑвоÑениÑ. Со вÑеменем он ÑÑал капиÑанам коÑаблÑ, наÑел ÑÐ²Ð¾Ñ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ â ÐÑÑолÑ, и обÑÑл наÑÑоÑÑее ÑÑаÑÑÑе. Ðа пÑимеÑе жизни ÑÑого пеÑÑонажа Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ¼ видеÑÑ, ÑÑо он доÑÑигнÑл ÑÑаÑÑÑÑ Ð¸Ð´Ñ Ðº меÑÑе, ÑлÑÑÐ°Ñ Ð²Ð½ÑÑÑенний голоÑ.
Таким обÑазом, доÑога к ÑÑаÑÑÑÑ â индивидÑалÑнÑй пÑÑÑ, но каждÑй Ð´Ð»Ñ ÑÑого ÑабоÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð°Ð´ Ñобой, ÑÑалкиваеÑÑÑ Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ñми ÑÑÑдноÑÑÑми, но не опÑÑÐºÐ°ÐµÑ ÑÑки и добиваеÑÑÑ Ñвоего.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐлекÑандÑа!
Ðам ÑдалоÑÑ Ð² Ñвоем ÑоÑинении попÑÑаÑÑÑÑ Ð¾ÑвеÑиÑÑ Ð½Ð° вопÑÐ¾Ñ ÑемÑ, вÑÑÑÑоиÑÑ ÑаÑÑÑждение по ÑÑÑÑкÑÑÑе: вÑÑÑпление — оÑÐ½Ð¾Ð²Ð½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ — заклÑÑение. ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на оÑÑÑÑÑÑвие ÑезиÑа, ÑÑо повлекло за Ñобой наÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑезиÑно-доказаÑелÑной ÑаÑÑи. ÐÑли говоÑиÑÑ Ð¾Ð±Ñазно, Ñо можно ÑказаÑÑ, ÑÑо ÐÑ Ð¿ÑиводиÑе пÑимеÑÑ Ð¸Ð· Ñ ÑдожеÑÑвеннÑÑ Ð¿Ñоизведений, коÑоÑÑе аÑгÑменÑиÑÑÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð´ÑÑ , ÑÑман, неÑÑо невидимое, неÑловимое и ÑÑколÑзаÑÑее. ÐÑли Ð½ÐµÑ ÑезиÑа (ÑÑÑкого оÑвеÑа на вопÑÐ¾Ñ ÑемÑ), невозможно вÑÑÑÑоиÑÑ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÑ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¼ÑÑли.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
ÐÑ Ð¿Ñивлекли Ñ ÑдожеÑÑвеннÑе пÑоизведениÑ, но Ñделали ÑÑо небезÑпÑеÑно.
Так, в пÑоизведение Ð.Ð. ÐÑпÑина «ÐлеÑÑ» Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÐµÑоинÑ- внÑÑка колдÑнÑи наÑала оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¿ÑоÑÑÑм молодÑм Ñеловеком — Ðваном.
Ðе нÑжно ÑамилÑÑÑноÑÑи по оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº геÑоÑм пÑоизведений. ÐеÑÐ¾Ñ Ð·Ð¾Ð²ÑÑ Ðван ТимоÑеевиÑ.
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 0 баллов
Ð ÑоÑинении имеÑÑÑÑ Ð³ÑÑбÑе логиÑеÑкие оÑибки, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¿Ð¾ Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÑиÑеÑÐ¸Ñ Ð²ÑÑÑавлÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐ·Ð°ÑÑÑ.
ÐÑибки
(ÐÑвод не коÑÑелиÑÑÐµÑ Ñ Ð¾Ð±Ñим ÑаÑÑÑждением (Ñм. ниже). СовеÑÑÑ Ð½Ðµ делаÑÑ ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑиÑÐ¾ÐºÐ¸Ñ Ð¾Ð±Ð¾Ð±Ñений: вовÑе не каждÑй; «ÑмÑгÑайÑе» каÑегоÑиÑноÑÑÑ Ð²Ð²Ð¾Ð´Ð½Ñми конÑÑÑÑкÑиÑми или ÑовÑем иÑклÑÑиÑе Ñлова «ÐºÐ°Ð¶Ð´Ñй», «Ð²Ñе» и Ñ.д.)
Ðногие пиÑаÑели обÑаÑалиÑÑ Ðº ÑÑой Ñеме. Так, в пÑоизведение Ð.Ð. ÐÑпÑина «ÐлеÑÑ» Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÐµÑоинÑ- внÑÑка колдÑнÑи наÑала оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¿ÑоÑÑÑм молодÑм Ñеловеком — Ðваном. (Ркакой Ñеме идÑÑ ÑеÑÑ?)
ÐакÑÑ Ð¼ÑÑÐ»Ñ Ð¸Ð· вÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐÑ Ð¿Ð¾Ð´ÐºÑеплÑеÑе пÑимеÑом из повеÑÑи Ð.Ð. ÐÑпÑина? ЧÑо из пеÑеÑиÑленного (Ñ ÑпеÑиалÑно вÑделила ÑвеÑом) оÑноÑиÑÑÑ Ðº ÐлеÑе? УпоÑнÑй ÑÑÑд? каÑÑеÑнÑй ÑоÑÑ? ÑемÑÑ Ð¸ дÑÑзÑÑ? маÑеÑиалÑнÑе ÑенноÑÑи? Ðогики неÑ! Ðо вÑÑÑплении ÐÑ ÐºÐ°Ðº бÑдÑо даÑÑе некие кÑиÑеÑии ÑÑаÑÑÑÑ, а ÑоÑмÑлиÑовка ÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑÐµÐ´Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð´ÑÑгое. ÐÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¸Ð· Ñ ÑдожеÑÑвенного (пÑблиÑиÑÑиÑеÑкого, наÑÑного) пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ подÑвеÑждаÑÑ ÑÐµÐ·Ð¸Ñ (оÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° заÑвленнÑй вопÑÐ¾Ñ ÑемÑ). ÐаÑа Ñема пÑÐµÐ´Ð¿Ð¾Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑÐ¸ÐºÑ Ð¿ÑÑи к ÑÑаÑÑÑÑ, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо в ÑоÑмÑлиÑовке еÑÑÑ ÐºÐ»ÑÑевое Ñлово «ÐºÐ°ÐºÐ°Ñ»? Ð ÑÑаÑÑÑÑ, в микÑовÑводе ÐÑ Ð´Ð°ÑÑе Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑикÑ:
Таким обÑазом, авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, ÑÑо пÑÑÑ, коÑоÑÑй вÑбÑала ÐлеÑÑ, ÑÑжелÑй и полон ÑложноÑÑей, но именно ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÑÑ Ð¿Ñивел ÐлеÑÑ Ðº ÑÑаÑÑÑÑ, она оÑÑалаÑÑ Ñвободной, а Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐµ ÑÑо и еÑÑÑ ÑÑаÑÑÑе. (РеÑÐµÐ²Ð°Ñ Ð¾Ñибка: ÑпоÑÑебление Ð±Ð»Ð¸Ð·ÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ ÑмÑÑÐ»Ñ Ñлов (ÑÑжÑлÑй, ÑложнÑй: полон ÑложноÑÑей).
ÐÑи оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑиноÑили им как ÑÑаÑÑÑе, Ñак и непÑиÑÑноÑÑи, Ñакие как оÑÑоÑжение ÑемÑи, непÑиÑÑие обÑеÑÑва.
ÐеÑавнознаÑнÑе понÑÑиÑ, коÑоÑÑе нелÑÐ·Ñ Ð¿ÑоÑивопоÑÑавлÑÑÑ.
Таким обÑазом, доÑога к ÑÑаÑÑÑÑ â индивидÑалÑнÑй пÑÑÑ, но каждÑй Ð´Ð»Ñ ÑÑого ÑабоÑÐ°ÐµÑ Ð½Ð°Ð´ Ñобой, ÑÑалкиваеÑÑÑ Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ñми ÑÑÑдноÑÑÑми, но не опÑÑÐºÐ°ÐµÑ ÑÑки и добиваеÑÑÑ Ñвоего.
ÐоÑÐµÐ¼Ñ ÐÐ? ЧÑо ÑÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑоÑивопоÑÑавлÑеÑÑÑ?
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
РеÑевое оÑоÑмление нÑждаеÑÑÑ Ð² коÑÑекÑиÑовке, но Ñак как оÑибки не заÑÑÑднÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ, Ñо по Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÑиÑеÑÐ¸Ñ Ð²ÑÑÑавлÑеÑÑÑ Ð·Ð°ÑÑÑ.
ÐÑибки
ÐавеÑное, каждÑй Ñеловек задÑмÑвалÑÑ Ð¾ Ñом, как же обÑеÑÑи наÑÑоÑÑее ÑÑаÑÑÑе? Я дÑмаÑ, ÑÑо Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ в жизни Ð´Ð»Ñ ÑÑого Ñвой пÑÑÑ, Ð²ÐµÐ´Ñ Â«ÑÑаÑÑÑе» Ð´Ð»Ñ ÐºÐ°Ð¶Ð´Ð¾Ð³Ð¾ ÑвоÑ.
ÐовÑоÑÑ.
ÐлеÑÑ Ñвидела, ÑÑо Ðван не гоÑов к Ñаким пеÑеменам и жеÑÑвам, она ÑеÑила его оÑпÑÑÑиÑÑ, Ð´Ð»Ñ Ñого ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑноÑений Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ оÑÑалиÑÑ ÑолÑко ÑÑаÑÑливÑе воÑпоминаниÑ.
ЧÑо знаÑÐ¸Ñ «Ñаким»?
ÐÑÑÑÑ ÐµÐ³Ð¾ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð±Ñла мало Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð¶Ð° на ÑÐºÐ°Ð·ÐºÑ â он ÑабоÑал Ñнгой, Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ бÑло полно ÑÑÑдноÑÑей, но ÑÑо ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑиноÑило ÑÑвÑÑво дÑÑ Ð¾Ð²Ð½Ð¾Ð³Ð¾ ÑдовлеÑвоÑениÑ.
ÐаÑÑÑение ÑÑилÑ: неÑмеÑÑное иÑполÑзование ÑазговоÑного Ñлова. ÐÑжно замениÑÑ Ð½Ð° нейÑÑалÑное «Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾».
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок: 12
Ð ÑоÑинение обнаÑÑжено много гÑаммаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñибок, пÑнкÑÑаÑионнÑÑ , оÑÑогÑаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ , но доÑÑаÑоÑно лоÑлÑнÑе кÑиÑеÑии иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»ÑÑÑ, неÑмоÑÑÑ Ð½Ð° Ñакое колиÑеÑÑво оÑибок, вÑÑÑавиÑÑ Ð·Ð°ÑÑÑ.
ÐÑибки
ÐÑÑогÑаÑÐ¸Ñ — 2
Так, в пÑоизведение Ð.Ð. ÐÑпÑина «ÐлеÑÑ» Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÐµÑоинÑ- внÑÑка колдÑнÑи наÑала оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¿ÑоÑÑÑм молодÑм Ñеловеком — Ðваном.
ÐевеÑное оконÑание ÑÑÑеÑÑвиÑелÑного на -ие в Ð.п. (в пÑоизведениÐ).
ÐапÑимеÑ, в повеÑÑи-ÑееÑии Ð.ÐÑина «ÐлÑе ÐаÑÑÑа» ÐÑÑÑ Ð±Ñло ÑаÑпиÑано вÑÑ Ð±ÑдÑÑее, Ñак как он ÑодилÑÑ Ð² ÑемÑе богаÑого аÑиÑÑокÑаÑа.
ÐÐ°Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð±Ñква вмеÑÑо ÑÑÑоÑной: паÑÑÑа — наÑиÑаÑелÑное Ð¸Ð¼Ñ ÑÑÑеÑÑвиÑелÑное.
ÐÑнкÑÑаÑÐ¸Ñ — 4
Так, в пÑоизведение Ð.Ð. ÐÑпÑина «ÐлеÑÑ» Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÐµÑоинÑ- внÑÑка колдÑнÑи ТÐРРнаÑала оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¿ÑоÑÑÑм молодÑм Ñеловеком — Ðваном.
Ðе обоÑоблено пÑиложение.
ÐлеÑÑ Ð¿Ñедвидела бÑдÑÑее â Ð¸Ñ Ñоман бÑÐ´ÐµÑ ÑÑким, но законÑиÑÑÑ ÑÑагедией, Ñзнав об ÑÑом ÐÐТ ÐлеÑÑ Ð²Ñе Ñавно вÑбиÑÐ°ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑдом Ñ Ðваном.
ÐÐµÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑой поÑле деепÑиÑаÑÑного обоÑоÑа.
ÐеÑдаÑно поÑÑÑоено пÑедложение. Ðго нÑжно пеÑеделаÑÑ. Ðе Ñ
ваÑÐ°ÐµÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑой. СÑаÑайÑеÑÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÑÑ Ð² ÑоÑинении Ñакого Ñода наÑÑнÑÑ
, оÑиÑиалÑно-деловÑÑ
обоÑоÑов.
ÐозможнÑй ваÑÐ¸Ð°Ð½Ñ Ð¸ÑпÑавлениÑ:
ÐÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑинеÑли геÑоÑм как ÑÑаÑÑÑÑ, Ñак и гоÑе.
Со вÑеменем он ÑÑал капиÑанам коÑаблÑ, наÑел ÑÐ²Ð¾Ñ Ð»ÑÐ±Ð¾Ð²Ñ â ÐÑÑолÑ, и обÑÑл наÑÑоÑÑее ÑÑаÑÑÑе.
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑÐ°Ñ (одноÑоднÑе ÑказÑемÑе наÑÑл и обÑÑл).
ÐÑаммаÑика — 6
Ðз-за Ñазного ÑÑаÑÑÑа и мнение обÑеÑÑва они не могли бÑÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑÑе.
ÐаÑÑÑение ÑпÑавлениÑ. Ðз-за Ñего? (мнениЯ).
ÐлеÑÑ Ð¿Ñедвидела бÑдÑÑее â Ð¸Ñ Ñоман бÑÐ´ÐµÑ ÑÑким, но законÑиÑÑÑ ÑÑагедией, Ñзнав об ÑÑом ÐлеÑÑ Ð²Ñе Ñавно вÑбиÑÐ°ÐµÑ Ð±ÑÑÑ ÑÑдом Ñ Ðваном.
ÐаÑÑÑение ÑпÑавлениÑ. Ðлагол «Ð²ÑбиÑаÑÑ» не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑоÑеÑаÑÑÑÑ Ñ Ð¸Ð½ÑиниÑивом «Ð±ÑÑÑ». ÐÑбиÑÐ°ÐµÑ (ÑÑо?).
ÐлеÑÑ Ñвидела, ÑÑо Ðван не гоÑов к Ñаким пеÑеменам и жеÑÑвам, она ÑеÑила его оÑпÑÑÑиÑÑ, Ð´Ð»Ñ Ñого ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ñ ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑноÑений Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ оÑÑалиÑÑ ÑолÑко ÑÑаÑÑливÑе воÑпоминаниÑ.
ÐаÑÑÑение ÑпÑавлениÑ. Ðб ÑÑÐ¸Ñ Ð¾ÑноÑениÑÑ Ð¾ÑÑалиÑÑ Ð²Ð¾ÑпоминаниÑ.
Таким обÑазом, авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, ÑÑо пÑÑÑ, коÑоÑÑй вÑбÑала ÐлеÑÑ, ÑÑжелÑй и полон ÑложноÑÑей, но именно ÑÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÑÑ Ð¿Ñивел ÐлеÑÑ Ðº ÑÑаÑÑÑÑ, она оÑÑалаÑÑ Ñвободной, а Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐµ ÑÑо и еÑÑÑ ÑÑаÑÑÑе.
ÐаÑÑÑение в поÑÑÑоении пÑÐµÐ´Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ÑоднÑми Ñленами. ÐÐ¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ ÐºÑаÑкие или полнÑе пÑилагаÑелÑнÑе (единообÑазие ÑоÑм).
ÐапÑимеÑ, в повеÑÑи-ÑееÑии Ð.ÐÑина «ÐлÑе ÐаÑÑÑа» ÐÑÑÑ Ð±Ñло ÑаÑпиÑано вÑÑ Ð±ÑдÑÑее, Ñак как он ÑодилÑÑ Ð² ÑемÑе богаÑого аÑиÑÑокÑаÑа.
ÐаÑÑÑение ÑпÑавлениÑ.
ÐеÑнÑй ваÑианÑ: бÑдÑÑее ÐÑÑÑ Ð±Ñло пÑедопÑеделено (Ñак дÑмали его ÑодиÑели, он-Ñо Ñмел на ÑÑÐ¾Ñ ÑÑÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ðµ).
Ðа пÑимеÑе жизни ÑÑого пеÑÑонажа Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ¼ видеÑÑ, ÑÑо он доÑÑигнÑл ÑÑаÑÑÑÑ Ð¸Ð´Ñ Ðº меÑÑе, ÑлÑÑÐ°Ñ Ð²Ð½ÑÑÑенний голоÑ.
ÐевеÑное обÑазование ÑоÑÐ¼Ñ Ð³Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð»Ð°. ÐÑавилÑно: доÑÑиг. ТипиÑнÑй пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¾Ñибки Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ â 7 ÐÐРпо ÑÑÑÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑзÑÐºÑ «ÐоÑÑологиÑеÑкие ноÑмѻ.
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ÐлекÑандÑа, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑезиÑно-доказаÑелÑной ÑаÑÑÑÑ, анализом пÑоизведений, ÑеÑевÑм оÑоÑмлением, гÑамоÑноÑÑÑÑ (оÑобенно Ñ Ð³ÑаммаÑикой; оÑÑабоÑка заданий â 7 и 8 ÐÐРпо ÑÑÑÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑзÑÐºÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ðам помоÑÑ Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ð¼Ð¸Ð·Ð¸ÑоваÑÑ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑво гÑаммаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñибок).
УдаÑи!
– Я купила квартиру в новостройке – бетонную «коробку» безо всего. Конечно, теперь нужно делать ремонт. Слышала, что за ремонт квартиры можно получить налоговый вычет. Так ли это? Если да, то за какие именно ремонтные работы полагается вычет и сколько можно вернуть? Как это все оформляется?
– Да, такой налоговый вычет действительно есть, и о нем сказано в пп. 5 п. 3 ст. 220 Налогового кодекса (НК) РФ. Но правильно называть его – вычет на отделку. Расскажу, что это такое, как заявить и сколько денег можно вернуть.
☝️ Условия, при которых человек имеет право на вычет
Чтобы человек мог претендовать на вычет, должен быть соблюден ряд условий – в противном случае, налоговая откажет в возврате средств:
- Вычет можно получить только в том случае, если жилье куплено в новостройке у застройщика. Даже если вы приобрели квартиру у первого владельца – вычет вы уже не получите.
- В договоре купли-продажи обязательно должно быть отражено, что квартира продается без отделки. Это важнейшее условие для возврата средств. Поскольку в НК РФ используется формулировка «без отделки», то и в договоре купли-продажи должна использоваться она же – проверьте это, чтобы избежать дальнейших разночтений.
- Если же застройщик продает квартиру с черновой, предчистовой и любой другой частичной отделкой и не хочет включать в договор формулировку «без отделки», а пишет что-то свое, то настаивайте, чтобы или в самом договоре, или в приложении к нему было четко расписано, какие именно работы проведены застройщиком: например, сделана разводка электропроводки по помещению и т. д. Также в договоре нужно разделить стоимость квартиры и стоимость частичной отделки от застройщика.
- Ремонт – это не то же самое, что и отделка. По крайней мере, для налоговой это разные вещи, поскольку она будет руководствоваться НК РФ, где речь идет именно об «отделке». Соответственно, во всех документах должна фигурировать «отделка», а не «ремонт».
Вы получали налоговый вычет на отделку квартиры?
Да, получал(а), как отдельный вычетДа, получал(а) вместе с имущественнымВпервые о таком слышу
? Какие расходы можно заявить
Вычет можно получить за три типа расходов:
- приобретение отделочных материалов;
- оплата отделочных работ;
- составление сметы и проекта отделки.
Но это не значит, что можно заявить вычет за вообще любые расходы, которые вы понесли при отделке квартиры. Несмотря на то что в НК РФ нет перечня отделочных материалов и работ для заявления вычета, налоговая руководствуется специальным классификатором – Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, разделом 43.3 «Работы строительные отделочные» (пп. 43.31-43.39).
Соответственно, вычет можно получить только за указанные там работы. Для налоговой будут важны формулировки, поэтому в договоре на отделочные работы используйте формулировки именно из классификатора. Если же, помимо указанных там работ, вам в квартире нужно провести какие-то дополнительные, то разумнее будет составить для них отдельный договор. Или хотя бы не забыть разделить в договоре стоимость каждой услуги. Если отделку будет выполнять подрядчик, то не стесняйтесь внимательно читать договор и просить внести в документ требуемые изменения.
Вообще подстраховка не повредит, поэтому в любом случае рекомендуется указывать в договоре на отделочные работы стоимость для каждого вида работ, а не писать общую сумму. Даже если вы получите отказ от налоговой, то велика вероятность, что отказ будет лишь по какой-то спорной части работ, а не по всем.
Что будет служить подтверждением расходов
Отделку можно выполнить как своими руками, так и с помощью бригады рабочих. Соответственно, в первом случае расходы подтверждаются чеками на покупку отделочных материалов, а во втором – чеками и договором на отделочные работы. Помимо чеков и договора, можно предъявить и другую документацию, которая точно свидетельствует о расходах на отделку – квитанции, акты и т. д.
Про важность формулировок, согласно классификатору, уже было сказано выше.
Если отделку будут выполнять рабочие, то можно нанять как бригаду из специализированной компании, так и частных мастеров – никаких ограничений нет. При обращении к «частникам», то есть физлицам, в договоре на отделочные работы должны быть указаны паспортные данные мастеров. Предупредите их, для чего вам такой договор – если мастера не зарегистрированы, как самозанятые, то налоговая может предъявить им претензии, что они не задекларировали доход (оплату, полученную от вас).
Почему не возвращают налоговый вычет, хотя все сроки уже прошли. Как сделать так, чтобы деньги точно вернули
Читать
Как и куда пожаловаться на налоговую физическому лицу. Образец жалобы и правила составления
Подробнее
Какие налоговые вычеты положены физическим лицам. Памятка
Смотреть
? Как и куда подавать документы
Оформляют этот вычет точно так же, как обыкновенный имущественный – в налоговом органе или через работодателя.
Через налоговую инспекцию
Чтобы получить вычет через налоговую (по окончании года), необходимо:
- заполнить декларацию 3-НДФЛ за тот период, за который налогоплательщик хочет оформить вычет;
- получить на работе справку по форме 2-НДФЛ;
- подготовить документы о приобретении квартиры и тратах на отделку;
- подать декларацию онлайн через личный кабинет на сайте ФНС или в налоговой инспекции по месту жительства (в порядке живой очереди или записаться на прием онлайн).
Через работодателя
Чтобы получить вычет через работодателя (до окончания налогового периода), необходимо:
- в произвольной форме составить заявление на получение уведомления от налогового органа о праве на вычет на отделку квартиры;
- подготовить документы о приобретении квартиры и тратах на отделку;
- обратиться в налоговую по месту жительства с заявлением на получение уведомления о праве на вычет на отделку квартиры, также предоставить все необходимые документы;
- в течение 30 дней получить от налоговой уведомление о праве на вычет;
- предоставить работодателю полученное уведомление от налогового органа.
✋ Сколько денег можно вернуть
Здесь все стандартно:
- можно вернуть 13% от трат;
- лимит максимальной суммы расходов – 2 000 000 руб.;
- максимальная сумма вычета – 260 тыс. руб.;
- если вычет на отделку используется не самостоятельно, а вместе с оформлением вычета на покупку жилья (имущественным), то лимит расходов все равно составляет 2 000 000 руб. – выше этой суммы вычет не дадут (то есть расходы на отделку включаются в расходы на покупку жилья).
Например, квартира в новостройке стоила 1,5 млн руб. Соответственно, вычет за покупку составит:
- 1 500 000 руб. х 13% = 195 000 руб.
Оставшиеся 65 тыс. руб. вычета можно будет вернуть расходами на отделку.
✨ Резюме
Подвожу итог:
- Вычет на отделку можно получить, только если квартира куплена в новостройке у застройщика.
- В договоре купли-продажи должна быть формулировка «без отделки».
- Получить вычет можно только за те работы, которые указаны в Общероссийском классификаторе.
- Вернуть можно стандартные 13% от расходов, лимит расходов – 2 млн руб. Если человек одновременно заявляет имущественный вычет на покупку квартиры, то расходы на покупку и отделку суммируются – лимит в 2 млн не может быть превышен.
- Оформить налоговый вычет на отделку можно так же, как имущественный – в налоговой или через работодателя.
❓ Часто задаваемые вопросы
Как узнать, положен ли мне налоговый вычет?
Обратиться в ФНС – например, по телефону горячей линии или лично.
Пенсионерам дадут налоговый вычет?
Если кратко, то дадут.
В каких случаях не дадут налоговый вычет при покупке квартиры?
Если оплата жилья произведена за счет средств маткапитала или бюджетных средств. Если договор купли-продажи жилья заключен с супругом, детьми, родителями, братьями или сестрами налогоплательщика (то есть если данные лица являются продавцами жилья).
Могу я оформить налоговый вычет, если ипотека еще не выплачена?
Да.