Распечатать сказка о молодильных яблоках и живой воде распечатать текст сказки

Сказки русская народная сказка в некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына:

Сказки

Русская народная сказка

Волшебная яблоня. Художник А. Пилюгина

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Федором, второго Василием, а младшего Иваном.

Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко — помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу — будет видеть.

Царь собирает пир на весь мир, зовет на пир князей и бояр и говорит им:

— Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, выбрался из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.

Тут больший стал хорониться за середнего, а середний за меньшого, а от меньшого ответу нет.

Выходит царевич Федор и говорит;

— Неохота нам в люди царство отдавать. Я поеду в эту дорожку, привезу тебе, царю-батюшке, молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец.

Пошел Федор-царевич на конюший двор, выбирает себе коня неезженого, уздает узду неузданную, берет плетку нехлестанную, кладет двенадцать подпруг с подпругою — не ради красы, а ради крепости… Отправился Федор-царевич в дорожку. Видели, что садился, а не видели, в кою сторону укатился…

Ехал он близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, ехал день до вечеру — красна солнышка до закату. И доезжает до росстаней, до трех дорог. Лежит на росстанях плита-камень, на ней надпись написана:

«Направо поедешь — себя спасать, коня потерять. Налево поедешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь — женату быть».

Поразмыслил Федор-царевич; «Давай поеду, где женату быть».

И повернул на ту дорожку, где женатому быть. Ехал, ехал и доезжает до терема под золотой крышей. Тут выбегает прекрасная девица и говорит ему:

— Царский сын, я тебя из седла выну, иди со мной хлеба-соли откушать и спать-почивать.

— Нет, девица, хлеба-соли я не хочу, а сном мне дороги не скоротать. Мне надо вперед двигаться.

— Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что тебе любо-дорого.

Тут прекрасная девица его из седла вынула и в терем повела. Накормила его, напоила и спать на кровать положила.

Только лег Федор-царевич к стенке, эта девица живо кровать повернула, он и полетел в подполье, в яму глубокую…

Долго ли, коротко ли — царь опять собирает пир, зовет князей и бояр и говорит им:

— Вот, ребятушки, кто бы выбрался из охотников — привезти мне молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.

Тут опять больший хоронится за середнего, а середний за меньшого, а от меньшого ответу нет.

Выходит второй сын, Василий-царевич:

— Батюшка, неохота мне царство в чужие руки отдавать. Я поеду в дорожку, привезу эти вещи, сдам тебе в руки.

Идет Василий-царевич на конюший двор, выбирает коня неезженого, уздает узду неузданную, берет плетку нехлестанную, кладет двенадцать подпруг с подпругою.

Поехал Василий-царевич. Видели, как садился, а не видели, в кою сторону укатился… Вот он доезжает до росстаней, где лежит плита-камень, и видит:

«Направо поедешь — себя спасать, коня потерять. Налево поедешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь — женату быть».

Думал, думал Василий-царевич и поехал дорогой, где женатому быть. Доехал до терема с золотой крышей. Выбегает к нему прекрасная девица и просит его откушать хлеба-соли и лечь опочивать.

— Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что тебе любо-дорого…

Тут она его из седла вынула, в терем повела, накормила, напоила и спать положила.

Только Василий-царевич лег к стенке, она опять повернула кровать, и он полетел в подполье.

А там спрашивают:

— Кто летит?

— Василий-царевич. А кто сидит?

— Федор-царевич.

— Вот, братан, попали!

Долго ли, коротко ли — в третий раз царь собирает пир, зовет князей и бояр:

— Кто бы выбрался из охотников привезти молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.

Тут опять больший хоронится за середнего, середний за меньшого, а от меньшого ответу нет.

Выходит Иван-царевич и говорит:

— Дай мне, батюшка, благословеньице, с буйной головы до резвых ног, ехать в тридесятое царство — поискать тебе молодильных яблок и живой воды, да поискать еще моих братцев.

Дал ему царь благословеньице. Пошел Иван-царевич в конюший двор — выбрать себе коня по разуму. На которого коня ни взглянет, тот дрожит, на которого руку положит — тот с ног валится…

Не мог выбрать Иван-царевич коня по разуму. Идет, повесил буйну голову. Навстречу ему бабушка-задворенка.

— Здравствуй, дитятко, Иван-царевич. Что ходишь кручинен-печален?

— Как же мне, бабушка, не печалиться — не могу найти коня по разуму.

— Давно бы ты меня спросил. Добрый конь стоит закованный в погребу, на цепи железной. Сможешь его взять — будет тебе конь по разуму.

Приходит Иван-царевич к погребу, пнул плиту железную, свернулась плита с погреба. Вскочил ко добру коню, стал ему конь своими передними ногами на плечи. Стоит Иван-царевич— не шелохнется. Сорвал конь железную цепь, выскочил из погреба и Ивана-царевича вытащил. И тут Иван-царевич его обуздал уздою неузданной, оседлал седельцем неезженым, наложил двенадцать подпруг с подпругою — не ради красы, ради славушки молодецкой.

Отправился Иван-царевич в путь-дорогу. Видели, что садился, а не видели, в кою сторону укатился… Доехал он до росстаней и поразмыслил:

«Направо ехать — коня потерять, — куда мне без коня-то? Прямо ехать — женату быть, — не за тем я в путь-дорогу выехал. Налево ехать — коня спасти, — это дорога самая лучшая для меня».

И поворотил он по той дороге, где коня спасти — себя потерять.

Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по зеленым лугам, по каменным горам, ехал день до вечеру— красна солнышка до закату — и наезжает на избушку.

Баба Яга верхом

Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке.

— Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти.

Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу передом. Зашел он в нее, а там сидит баба-яга, старых лет. Шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает.

— фу, фу, — говорит, — русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел.

А Иван-царевич ей:

— Ах ты, баба-яга, костяная нога, не поймавши птицу — теребишь, не узнавши молодца — хулишь. Ты бы сейчас вскочила да меня, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и для ночи постелю собрала. Я бы улегся, ты бы села к изголовью, стала бы спрашивать, а я бы стал сказывать— чей да откуда.

Вот баба-яга это дело все справила — Ивана-царевича накормила, напоила и на постелю уложила. Села к изголовью и стала спрашивать:

— Чей ты, дорожный человек, добрый молодец, да откуда? Какой ты земли? Какого отца, матери сын?

— Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Еду за тридевять земель, за тридевять озер, в тридесятое царство за живой водой и молодильными яблоками.

— Ну, дитя мое милое, далеко же тебе ехать: живая вода и мелодильные яблоки — у сильной богатырки, девицы Синеглазки, она мне родная племянница. Не знаю, получишь ли ты добро…

— А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум.

— Много молодцев проезживало, да не много вежливо говаривало. Возьми, дитятко, моего коня. Мой конь будет бойчее, довезет он тебя до моей середней сестры, она тебя научит.

Иван-царевич поутру встает ранехонько, умывается белешенько. Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на ее коне.

— Грядка, гряда — перекладина в избе.

Вдруг он и говорит коню:

— Стой! Перчатку обронил.

Продолжение

В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь, и было у него три сына: старшего звали Федором, второго Василием, а младшего Иваном.

Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. Если съесть старику это яблоко — помолодеет, а водой этой умыть глаза слепцу — будет видеть. Царь собирает пир на весь мир, зовет на пир князей и бояр и говорит им:

— Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, выбрался из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.

Тут больший стал хорониться за середнего, а середний за меньшого, а от меньшого ответу нет. Выходит царевич Федор и говорит:

— Неохота нам в люди царство отдавать. Я поеду в эту дорожку, привезу тебе, царю-батюшке, молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец.

Пошел Федор-царевич на конюший двор, выбирает себе коня неезженного, уздает узду неузданную, берет плетку нехлестанную, кладет двенадцать подпруг с подпругою — не ради красы, а ради крепости… Отправился Федор-царевич в дорожку. Видели, что садился, а не видели, в кою сторону укатился…

Ехал он близко ли, далеко ли, низко ли высоко ли, ехал день до вечеру — красна солнышка до закату. И доезжает до росстаней, до трех дорог. Лежит на росстанях плита-камень, на ней надпись:

«Направо поедешь — себя спасать, коня потерять. Налево поедешь — коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь — женату быть».

Поразмыслил Федор-царевич: «Давай поеду, где женату быть».

И повернул на ту дорожку, где женатому быть. Ехал, ехал и доезжает до терема под золотой крышей. Тут выбегает прекрасная девица и говорит ему:

— Царский сын, я тебя из седла выну, иди со мной хлеба-соли откушать и спать-почивать.

— Нет, девица, хлеба-соли я не хочу, а сном дороги не скоротать. Мне надо вперед двигаться.

— Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что тебе любо-дорого.

Тут прекрасная девица его из седла вынула и в терем повела. Накормила его, напоила и спать на кровать положила.

Только лег Федор-царевич к стенке, эта девица живо кровать повернула, он и полетел в подполье, в яму глубокую…

Долго ли, коротко ли — царь опять собирает пир, зовет князей и бояр и говорит им:

— Вот, ребятушки, кто бы выбрался из охотников — привезти мне молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этому седоку полцарства отписал.

Тут опять больший хоронится за середнего, а середний за меньшого, а от меньшого ответу нет. Выходит второй сын, Василий-царевич:

— Батюшка, неохота мне царство в чужие руки отдавать. Я поеду в дорожку, привезу эти вещи, сдам тебе в руки.

Идет Василий-царевич на конюший двор, выбирает коня неезженного, уздает узду неузданную, берет плетку нехлестанную, кладет двенадцать подпруг с подпругою.

Поехал Василий-царевич. Видели, как садился, а не видели, в кою сторону укатился… Вот он доезжает до росстаней, где лежит плита-камень, и видит: «Направо поедешь — себя спасать, коня потерять. Налево поедешь коня спасать, себя потерять. Прямо поедешь — женату быть».

Думал, думал Василий-царевич и поехал дорогой, где женатому быть. Доехал до терема с золотой крышей. Выбегает к нему прекрасная девица и просит его откушать хлеба-соли и лечь почивать.

— Царский сын, не торопись ехать, а торопись делать, что тебе любо-дорого…

Тут она его из седла вынула, в терем повела, накормила, напоила и спать положила.

Только Василий-царевич лег к стенке, она опять повернула кровать, и он полетел в подполье. А там спрашивают:

— Кто летит?

— Василий-царевич. А кто сидит?

— Федор-царевич.

— Вот, братан, попали!

Долго ли, коротко ли — в третий раз царь собирает пир, зовет князей и бояр:

— Кто бы выбрался из охотников привезти молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец? Я бы этом у седоку полцарства отписал. Тут опять больший хоронится за середнего, середний за меньшого, а от меньшого ответу нет. Выходит Иван-царевич и говорит:

— Дай мне, батюшка, благословеньице, с буйной головы до резвых ног, ехать в тридесятое царство — поискать тебе молодильных яблок и живой воды да поискать еще моих братьецев.

Дал ему царь благословеньице. Пошел Иван-царевич в конюший двор — выбирать себе коня по разуму. На которого коня ни взглянет, тот дрожит, на которого руку положит — тот с ног валится…

Не мог выбрать Иван-царевич коня по разуму. Идет, повесил буйну голову. Навстречу ему бабушказадворенка:

— Здравствуй, дитятко Иван-царевич! Что ходишь кручинен-печален?

— Как же мне, бабушка, не печалиться — не могу найти коня по разуму.

— Давно бы ты меня спросил. Добрый конь стоит закованный в погребу, на цепи железной. Сможешь его взять — будет тебе конь по разуму.

Приходит Иван-царевич к погребу, пнул плиту железную, свернулась плита с погреба. Вскочил ко добру коню, стал ему конь своими передними ногами на плечи. Стоит Иван-царевич — не шелохнется. Сорвал конь железную цепь, выскочил из погреба и Ивана-царевича вытащил. И тут Иван-царевич его обуздал уздою неузданной, оседлал седельцем неезженным, наложил двенадцать подпруг с подпругою — не ради красы, ради славушки молодецкой. Отправился Иван-царевич в путь-дорогу. Видели, что садился, а не видели, в кою сторону укатился… Доехал он до росстаней и поразмыслил: «Направо ехать — коня потерять. Куда мне без коня-то? Прямо ехать — женатому быть. Не за тем я в путь-дорогу выехал. Налево ехать — коня спасти. Эта дорога самая лучшая для меня».

И поворотил он по той дороге, где коня спасти — себя потерять. Ехал он долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, по зеленым лугам, по каменным горам, ехал день до вечеру — красна солнышка до закату — и наезжает на избушку.

Стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке.

— Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти. Избушка повернулась к лесу задом, к Ивану-царевичу передом. Зашел он в нее, а там сидит баба-яга, старых лет, шелковый кудель мечет, а нитки через грядки бросает.

— Фу, фу, — говорит, — русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел. А Иван-царевич ей:

— Ах ты, баба-яга — костяная нога, не поймавши птицу — теребишь, не узнавши молодца — хулишь. Ты бы сейчас вскочила да меня, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и для ночи постелю собрала. Я бы улегся, ты бы села к изголовью, стала бы спрашивать, а я бы стал сказывать — чей да откуда. Вот баба-яга это дело все справила — царевича накормила, напоила и на постелю уложила; села к изголовью и стала спрашивать:

— Чей ты, дорожный человек, добрый молодец, да откуда? Какой ты земли? Какого отца, матери сын?

— Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Еду за тридевять земель, за тридевять озер, в тридесятое царство за живой водой и молодильными яблоками.

— Ну, дитя мое милое, далеко же тебе ехать: живая вода и молодильные яблоки — у сильной богатырки, девицы Синеглазки, она мне родная племянница. Не знаю, получишь ли ты добро…

— А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум.

— Много молодцов проезживало, да не много вежливо говаривало. Возьми, дитятко, моего коня. Мой конь будет бойчее, довезет он тебя до моей середней сестры, она тебя научит.

Иван-царевич поутру встает ранехонько, умывается белешенько. Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на ее коне.

Вдруг он и говорит коню:

— Стой! Перчатку обронил.

А конь отвечает:

— В кою пору ты говорил, я уже двести верст проскакал…

Едет Иван-царевич близко ли, далеко ли. День до ночи коротается. И завидел он впереди избушку на курьей ножке, об одном окошке.

— Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом! Как мне в тебя зайти, так и выйти. Избушка повернулась к лесу задом, к нему передом.

Вдруг слышно — конь заржал, и конь под Иваномцаревичем откликнулся.

Кони-то были одностадные. Услышала это баба-яга — еще старее той — и говорит:

— Приехала ко мне, видно, сестрица в гости. И выходит на крыльцо:

— Фу-фу, русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел. А Иван-царевич ей:

— Ах ты, баба-яга — костяная нога, встречай гостя по платью, провожай по уму. Ты бы моего коня убрала, меня бы, добра молодца, дорожного человека, накормила, напоила и спать уложила…

Баба-яга это дело все справила — коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила, на постель уложила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.

— Я, бабушка, из такого-то царства, из такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Еду за живой водой и молодильными яблоками к сильной богатырке, девице Синеглазке…

— Ну, дитя милое, не знаю, получишь ли ты добро. Мудро тебе, мудро добраться до девицы Синеглазки!

— А ты, бабушка, дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум.

— Много молодцов проезживало, да не много вежливо говаривало. Возьми, дитятко, моего коня, поезжай к моей старшей сестре. Она лучше меня научит, что делать.

Вот Иван-царевич заночевал у этой старухи, поутру встает ранехонько, умывается белешенько. Благодарит бабу-ягу за ночлег и поехал на ее коне. А этот конь еще бойчей того.

Вдруг Иван-царевич говорит:

— Стой! Перчатку обронил.

А конь отвечает:

— В кою пору ты говорил, я уж триста верст проскакал.

Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Едет Иван-царевич день до вечера — красна солнышка до закату. Наезжает на избушку на курьей ножке, об одном окошке.

— Избушка, избушка, обернись к лесу задом, ко мне передом! Мне не век вековать, а одну ночь ночевать.

Вдруг заржал конь, и под Иваном-царевичем конь откликается. Выходит на крыльцо баба-яга, старых лет, еще старее той. Поглядела — конь ее сестры, а седок чужестранный, молодец прекрасный… Тут Иван-царевич вежливо ей поклонился и ночевать попросился. Делать нечего! Ночлега с собой не возят — ночлег каждому: и пешему и конному, и бедному и богатому.

Баба-яга все дело справила — коня убрала, а Ивана-царевича накормила, напоила и стала спрашивать, кто он да откуда и куда путь держит.

— Я, бабушка, такого-то царства, такого-то государства, царский сын Иван-царевич. Был у твоей младшей сестры, она послала к середней, а середняя сестра к тебе послала. Дай свою голову моим могутным плечам, направь меня на ум-разум, как мне добыть у девицы Синеглазки живой воды и молодильных яблок.

— Так и быть, помогу я тебе, Иван-царевич. Девица Синеглазка, моя племянница, — сильная и могучая богатырка. Вокруг ее царства — стена три сажени вышины, сажень толщины, у ворот стража — тридцать богатырей. Тебя и в ворота не пропустят. Надо тебе ехать в середину ночи, ехать на моем добром коне. Доедешь до стены — бей коня по бокам плетью нехлестанной. Конь через стену перескочит. Ты коня привяжи и иди в сад. Увидишь яблоню с молодильными яблоками, а под яблоней колодец. Три яблока сорви, а больше не бери. И зачерпни из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. Девица Синеглазка будет спать, ты в терем к ней не заходи, а садись на коня и бей его по крутым бокам. Он тебя через стену перенесет.

Иван-царевич не стал ночевать у этой старухи, а сел на ее доброго коня и поехал в ночное время. Этот конь поскакивает, мхи-болота перескакивает, реки, озера хвостом заметает.

Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, доезжает Иван-царевич в середине ночи до высокой стены. У ворот стража спит — тридцать могучих богатырей. Прижимает он своего доброго коня, бьет его плетью нехлестанной. Конь осерчал и перемахнул через стену. Слез Иван-царевич с коня, входит в сад и видит — стоит яблоня с серебряными листьями, золотыми яблоками, а под яблоней Молодец. Иван-царевич сорвал три яблока, а больше не стал брать да зачерпнул из колодца живой воды кувшинец о двенадцати рылец. И захотелось ему самою увидать сильную, могучую богатырку, девицу Синеглазку.

Входит Иван-царевич в терем, а там спят: по одну сторону шесть полениц — девиц-богатырок и по другую сторону шесть, а посредине разметалась девица Синеглазка, спит, как сильный речной порог шумит. Не стерпел Иван-царевич, приложился, поцеловал ее и вышел… Сел на доброго коня, а конь говорит ему человеческим голосом:

— Не послушался ты, Иван-царевич, вошел в терем к девице Синеглазке! Теперь мне стены не перескочить.

Иван-царевич бьет коня плетью нехлестанной.

— Ах ты конь, волчья сыть, травяной мешок, нам здесь не ночевать, а голову потерять!

Осерчал конь пуще прежнего и перемахнул через стену, да задел об нее одной подковой — на стене струны запели и колокола зазвонили.

Девица Синеглазка проснулась да увидала покражу:

— Вставайте, у нас покража большая!

Велела она оседлать своего богатырского коня и кинулась с двенадцатью поленицами в погоню за Иваном-царевичем.

Гонит Иван-царевич во всю прыть лошадиную, а девица Синеглазка гонит за ним. Доезжает он до старшей бабы-яги, а у нее уже конь выведенный, готовый. Он — со своего коня да на этого и опять вперед погнал… Иван-то царевич за дверь, а девица Синеглазка — в дверь и спрашивает у бабы-яги:

— Бабушка, здесь зверь не прорыскивал ли?

— Нет, дитятко.

— Бабушка, здесь молодец не проезживал ли?

— Нет, дитятко. А ты с пути-дороги поешь молочка. « — Поела бы я, бабушка, да долго корову доить.

— Что ты, дитятко, живо справлю…

Пошла баба-яга доить корову — доит, не торопится. Поела девица Синеглазка молочка и опять погнала за Иваном-царевичем.

Доезжает Иван-царевич до середней бабы-яги, коня сменил и опять погнал. Он — за дверь, а девица Синеглазка — в дверь:

— Бабушка, не прорыскивал ли зверь, не проезжал ли добрый молодец?

— Нет, дитятко. А ты бы с пути-дороги поела блинков.

— Да долго печь будешь.

— Что ты, дитятко, живо справлю…

Напекла баба-яга блинков — печет, не торопится. Девица Синеглазка поела и опять погнала за Иваном-царевичем.

Он доезжает до младшей бабы-яги, слез с коня, сел на своего коня богатырского и опять погнал. Он — за дверь, девица Синеглазка — в дверь и спрашивает у бабы-яги, не проезжал ли добрый молодец.

— Нет, дитятко. А ты бы с пути-дороги в баньке попарилась.

— Да ты долго топить будешь.

— Что ты, дитятко, живо справлю…

Истопила баба-яга баньку, все изготовила. Девица Синеглазка попарилась, обкатилась и опять погнала в сугон. Конь ее с горки на горку поскакивает, реки, озера хвостом заметает. Стала она Ивана-царевича настигать.

Он видит за собой погоню: двенадцать богатырок с тринадцатой — девицей Синеглазкой — ладят на него наехать, с плеч голову снять. Стал он коня приостанавливать, девица Синеглазка наскакивает и кричит ему:

— Что ж ты, вор, без спросу из моего колодца пил да колодец не прикрыл!

А он ей:

— Что же, давай разъедемся на три прыска лошадиных, давай силу пробовать.

Тут Иван-царевич и девица Синеглазка заскакали на три прыска лошадиных, брали палицы боевые, копья долгомерные, сабельки острые. И съезжались три раза, палицы поломали, копья-сабли исщербили — не могли друг друга с коня сбить. Незачем стало им на добрых конях разъезжаться, соскочили они с коней и схватились в охапочку.

Боролись с утра до вечера — красна солнышка до закату. У Ивана-царевича резва ножка подвернулась, упал он на сыру землю. Девица Синеглазка стала коленкой на его белу грудь и вытаскивает кинжалище булатный — пороть ему белу грудь.

Иван-царевич и говорит ей:

— Не губи ты меня, девица Синеглазка, лучше возьми за белые руки, подними со сырой земли, поцелуй в уста сахарные.

Тут девица Синеглазка подняла Ивана-царевича со сырой земли и поцеловала в уста сахарные. И раскинули они шатер в чистом поле, на широком раздолье, на зеленых лугах. Тут они гуляли три дня и три ночи. Здесь они и обручились и перстнями обменялись. Девица Синеглазка ему говорит:

— Я поеду домой — и ты поезжай домой, да смотри никуда не сворачивай… Через три года жди меня в своем царстве.

Сели они на коней и разъехались… Долго ли, коротко ли, не скоро дело делается, скоро сказка сказывается — доезжает Иван-царевич до росстаней, до трех дорог, где плита-камень, и думает:

«Вот нехорошо! Домой еду, а братья мои пропадают без вести».

И не послушался он девицы Синеглазки, своротил на ту дорогу, где женатому быть… И наезжает на терем под золотой крышей. Тут под Иваном-царевичем конь заржал, и братьевы кони откликнулись. Кони-то были одностадные…

Иван-царевич взошел на крыльцо, стукнул кольцом — маковки на тереме зашатались, оконницы покривились. Выбегает прекрасная девица.

— Ах, Иван-царевич, давно я тебя поджидаю! Иди со мной хлеба-соли откушать и спать-почивать. Повела его в терем и стала потчевать. Иван-царевич не столько ест, сколько под стол кидает, не столько пьет, сколько под стол льет. Повела его прекрасная девица в спальню.

— Ложись, Иван-царевич, спать-почивать. А Иван-царевич столкнул ее на кровать, живо кровать повернул, девица и полетела в подполье, в яму глубокую.

Иван-царевич наклонился над ямой и кричит:

— Кто там живой?

А из ямы отвечают:

— Федор-царевич да Василий-царевич.

Он их из ямы вынул — они лицом черны, землей уж стали порастать. Иван-царевич умыл братьев живой водой — стали они опять прежними.

Сели они на коней и поехали… Долго ли, коротко ли, доехали до росстаней. Иван-царевич и говорит братьям:

— Покараульте моего коня, а я лягу отдохну. Лег на шелковую траву и богатырским сном заснул. А Федор-царевич и говорит Василию-царевичу:

— Вернемся мы без живой воды, без молодильных яблок — будет нам мало чести, нас отец пошлет гусей пасти.

Василий-царевич отвечает:

— Давай Ивана-царевича в пропасть спустим, а эти вещи возьмем и отцу в руки отдадим.

Вот они у него из-за пазухи вынули молодильные яблоки и кувшин с живой водой, а его взяли и бросили в пропасть. Иван-царевич летел туда три дня и три ночи.

Упал Иван-царевич на самое взморье, опамятовался и видит: только небо и вода, и под старым дубом у моря птенцы пищат — бьет их погода.

Иван-царевич снял с себя кафтан и птенцов покрыл, а сам укрылся под дуб.

Унялась погода, летит большая птица Нагай. Прилетела, под дуб села и спрашивает птенцов:

— Детушки мои милые, не убила ли вас погодушканенастье?

— Не кричи, мать, нас сберег русский человек, своим кафтаном укрыл.

Птица Нагай спрашивает Ивана-царевича:

— Для чего ты сюда попал, милый человек?

— Меня родные братья в пропасть бросили за молодильные яблоки да за живую воду.

— Ты моих детей сберег, спрашивай у меня, чего хочешь: злата ли, серебра ли, камня ли драгоценного.

— Ничего, Нагай-птица, мне не надо: ни злата, ни серебра, ни камня драгоценного. А нельзя ли мне попасть в родную сторону?

Нагай-птица ему отвечает:

— Достань мне два чана — пудов по двенадцати — мяса.

Вот Иван-царевич настрелял на взморье гусей, лебедей, в два чана поклал, поставил один чан Нагайптице на правое плечо, а другой чан — на левое, сам сел ей на хребет. Стал птицу Нагай кормить, она поднялась и летит в вышину.

Она летит, а он ей подает да подает… Долго ли, коротко ли так летели, скормил Иван-царевич оба чана. А птица Нагай опять оборачивается. Он взял нож, отрезал у себя кусок с ноги и Нагай-птице подал. Она летит, летит и опять оборачивается. Он с другой ноги срезал мясо и подал. Вот уже недалеко лететь осталось. Нагай-птица опять оборачивается. Он с груди у себя мясо срезал и ей подал.

Тут Нагай-птица донесла Ивана-царевича до родной стороны.

— Хорошо ты кормил меня всю дорогу, но слаще последнего кусочка отродясь не едала.

Иван-царевич ей и показывает раны. Нагай-птица рыгнула, три куска вырыгнула:

— Приставь на место. Иван-царевич приставил — мясо и приросло к костям.

— Теперь слезай с меня, Иван-царевич, я домой полечу.

Поднялась Нагай-птица в вышину, а Иван-царевич пошел путем-дорогой на родную сторону.

Пришел он в столицу и узнает, что Федор-царевич и Василий-царевич привезли отцу живой воды и молодильных яблок и царь исцелился: по-прежнему стал здоровьем крепок и глазами зорок.

Не пошел Иван-царевич к отцу, к матери… В ту пору за тридевять земель, в тридесятом царстве сильная богатырка Синеглазка родила двух сыновей. Они растут не по дням, а по часам. Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — прошло три года. Синеглазка взяла сыновей, собрала войско и пошла искать Ивана-царевича.

Пришла она в его царство и в чистом поле, в широком раздолье, на зеленых лугах раскинула шатер белополотняный. От шатра дорогу устелила сукнами цветными. И посылает в столицу царю сказать:

— Царь, отдай царевича. Не отдашь — все царство потопчу, пожгу, тебя в полон возьму.

Царь испугался и посылает старшего — Федора-царевича. Идет Федор-царевич по цветным сукнам, подходит к шатру белополотняному. Выбегают два мальчика:

— Матушка, это не наш ли батюшка идет?

— Нет, детушки, это ваш дяденька.

— А что прикажешь с ним делать?

— А вы, детушки, угостите его хорошенько. Тут эти двое пареньков взяли трости и давай хлестать Федора-царевича пониже спины. Били, били, он едва ноги унес.

А Синеглазка опять посылает к царю:

— Отдай царевича…

Пуще испугался царь и посылает среднего — Василия-царевича. Он подходит к шатру. Выбегают два мальчика:

— Матушка, это не наш ли батюшка идет?

— Нет, детушки, это ваш дяденька. Угостите его хорошенько.

Двое пареньков опять давай дядю тростями чесать. Били, били, Василий-царевич едва ноги унес. Синеглазка в третий раз посылает к царю:

— Ступайте, ищите третьего сынка, Ивана-царевича. Не найдете — все царство потопчу, пожгу. Царь еще пуще испугался, посылает за Федоромцаревичем и Василием-царевичем, велит им найти брата, Ивана-царевича. Тут братья упали отцу в ноги и во всем повинились: как у сонного Ивана-царевича взяли живую воду и молодильные яблоки, а самого бросили в пропасть.

Услышал это царь и залился слезами. А в ту пору Иван-царевич сам идет к Синеглазке…

Подходит он к белополотняному шатру. Выбегают два мальчика:

— Матушка, матушка, к нам кто-то идет… А Синеглазка им:

— Возьмите его за белые руки, ведите в шатер. Это ваш родной батюшка. Он безвинно три года страдал. Тут Ивана-царевича взяли за белые ручки, ввели в шатер. Синеглазка его умыла и причесала, одежду на нем сменила и спать уложила…

На другой день Синеглазка и Иван-царевич приехали во дворец. Тут начался пир на весь мир — честным пирком да и за свадебку. Федору-царевичу и Василию-царевичу мало было чести, прогнали их со двора — ночевать где ночь, где две, а третью и ночевать негде…

Иван-царевич не остался здесь, а уехал с Синеглазкой в ее девичье царство.

Тут и сказке конец.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у царя множество слуг. Да не простых прислужников, а разных мастеров: и столяров, и гончаров, и портных.

В некотором государстве жил-был царь, холост — не женат. Был у него на службе стрелок по имени Андрей.

Серия Сказки народов мира:

Сказки братьев Гримм читают дети во всем мире. Как и столетие назад «Белоснежка», «Бременские

музыканты», «Гензель и Гретель» и другие сказки, написанные и собранные Якобом и

Вильгельмом Гримм, остаются самыми любимыми у маленьких читателей. Роскошно

оформленный трехтомник, в новых прекрасных переводах, которые очаруют и увлекут читателя в

мир полный волшебства и чудес непременно понравится Вам и вашим близким.

Огромное количество ярких, богатых самыми различными оттенками и мельчайшими деталями

иллюстраций великолепных художников XIX века и современных художников, большинство из

которых публикуются в России впервые, поразит воображение даже самого искушенного ценителя

книги. Сочетание великолепного переплета, тисненного фольгой 10 различных цветов и страниц,

украшенных рамкой из роскошных цветных иллюстраций, завершает оформление издания,

которое, несомненно, станет подлинной жемчужиной любой, даже самой изысканной, коллекции и

библиотеки в мире.

Содержание томов:

1. Братья Гримм Золушка

Король-лягушонок, или Железный Генрих Дружба кошки и мышки Дитя Марии. Сказка о простом парне, который страха не ведал Волк и семеро маленьких козлят Верный Иоганн Удачная торговля Двенадцать братьев Братец и сестрица Котомка, шляпа и рожок Рапунцель Три маленьких лесовика Девушка-безручка Три пряхи Гензель и Гретель. Три змеиных листика

Белая змея Соломинка, уголек и боб Сказка о рыбаке и его жене Золушка Загадка Жених – разбойник Госпожа Метелица. Семь воронов Черт с тремя золотыми волосками Старый Султан Черт в кумовьях Милый Роланд Золотая птица.

2. Братья Гримм

Красная Шапочка (Храбрый портняжка Шесть лебедей Мальчик-с-пальчик Старый Султан Красная Шапочка Муженек и женушка Домовые Столик-накройся, золотой осел и дубинка из мешка Как принцесса пасла гусей Пес и воробей Спящая Красавица Два брата Король Дроздобород Вор и его учитель Двенадцать охотников Бременские музыканты Йоринда и Йорингель Мужичок Счастливчик Ганс Гансль-Игрок Певун-прыгун-жаворонок Три перышка Живая вода Дух в склянке Два странника Ганс- Мой- Ежик Семеро швабов Четверо искусных братьев)

3. Братья Гримм Белоснежка

Белоснежка Хламушка Королева пчел

Находчивая Гретель Золотой гусь Подземный человечек Синяя свеча Осёл-оборотень Три брата Железная печь Сладкая каша Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка Стоптанные в танцах каблучки Шестеро слуг Три черные принцессы Ослик Звезды-талеры Беляночка и Розочка Ленивый Хайнц Птица гриф Могучий Ганс Домик в лесу Сова Предвестники Смерти Гусятница у колодца Заяц и еж Брат-Весельчак Веретено, ткацкий челнок и иголка Барабанщик Кот в сапогах Старый Ринкранк Бедный работник с мельницы и кошечка Стеклянный гроб Дары маленьких человечков)

4. Вильгельм Гауф. Калиф-аист — 12000 р. (Только в комплекте 15 книг)

Сказка под видом книги Караван Караван Калиф-аист Корабль-призрак Отрубленная рука Cпасение Фатимы Маленький Мук Сказка о принце-самозванце Александрийский шейх и его невольники

Александрийский шейх и его невольники Карлик Нос Абнер, еврей, который ничего не видел Молодой англичанин Повесть об Альмансоре)

5. Вильгельм Гауф12000 р ( Только в комплекте 15 книг)

Холодное сердце (Харчевня в Шпессарте Харчевня в Шпессарте Предание о золотом гульдене с оленем Холодное сердце. (Часть первая) Приключения Саида Стинфольдская пещера. (Шотландская предание) Холодное сердце. (Часть вторая) Фантасмагории в бременском винном погребке. Осенний подарок друзьям вина)

6. Русские сказки .Цена — 20 000 р (Тираж закончен). В наличии (продаются только если покупаете все 15 книг(комплект)

Конек-горбунок (П. Ершов Конек — горбунок Сказка о сестрице Аленушке и братце Иванушке Морской царь и Василиса Премудрая С. Аксаков Аленький цветочек Иван, вдовий сын Снегурочка Солдат и смерть Каша из топора Умный мужик Шемякин суд Мужик и царь Скатерть, баранчик и сума Как бедняк с барином обедал Кот и лиса Болтливая баба Злая жена Батрак Барин и овца)

7. Русские сказки.  Цена — 20 000 р (Тираж закончен). В наличии (продаются только если покупаете все 15 книг(комплект)

Василиса Прекрасная (

Василиса Прекрасная Кузьма Скоробогатый По щучьему велению

Никита Кожемяка Матюша Пепельной Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что Бой на Калиновом мосту Летучий корабль Иван-царевич и серый волк Деревянный орел Гуси — лебеди Баба- Яга Волк и козлята Кот-серый лоб, козел, да баран Колобок Лиса и дрозд Сказка о молодильных яблоках и живой воде Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке Старик и его три зятя Семь Симеонов Сказка о ковре-самолете Репка Крошечка-Хаврошечка Иван-царевич и лебедь белая Лисичка-сестричка и волк)

8. Французские сказки. Спящая красавица — 12000 р

(Шарль Перро Спящая красавица Шарль Перро Кот в сапогах Шарль Перро Хохлик Шарль Перро Золушка Шарль Перро Ослиная шкура Шарль Перро Подарки феи Шарль Перро Синяя борода Лепренс де Бомон Красавица и чудовище Мари-Катрин д’Онуа Лесная лань Мари-Катрин д’Онуа Желтый карлик Мари-Катрин д’Онуа Белая кошка)

9. Х.К Андерсен. Принцесса на горошине — НОВИНКА

10. Х.К Андерсен. Снежная королева — НОВИНКА — 12000 р

11 .Х.К Андерсен. Дюймовочка — НОВИНКА

12. Х.К Андерсен. Русалочка — НОВИНКА

13. Сказки 1001 ночи. Синдбад-мореход — НОВИНКА

14. Русские народные сказки «Василиса премудрая» НОВИНКА 12000 р  (продаются токо если покупаете все 15 книг, комплект)

15. Русские народные сказки «Морозко» НОВИНКА  12000 р (продаются токо если покупаете все 15 книг, комплект)

Содержание

1.
Введение………………………………………………………………

Актуальность
темы исследования………………………… …… … 2

Цель и задачи
работы…………………………………………… …  3

Предмет и
объект исследования……………………………………   3

Методы исследования…………………………………………….. 
3-4

2. 
Волшебные числа в русских народных сказках.                        5-11

Заключение…………………………………………………………..
12-13

Список
литературы………………………………………………… …14

Приложение
1

Введение

Актуальность темы исследования

В наш век компьютерных технологий, мобильной связи, всевозможных новинок
в сфере электроники очень удобно жить и пользоваться достижениями рук
человеческих. Ещё наши родители, учась в школе и вообразить не могли о том, что
их дети смогут получать домашние задания по интернету, что можно сидя дома
пообщаться и увидеться с друзьями с другого континента, отправить на дальние
расстояния и получить письма не пользуясь услугами почты. И это всё необходимо
и хорошо. Но существует проблема. Дети стали слишком много времени уделять
компьютерным играм, всевозможным чатам и т.п. Стали меньше читать… А ведь книги
воспитывают человека духовно. Читая книги, человек постоянно учится, познаёт
новое и как следствие – становится интересным окружающим.

Выбор темы доклада — это огромное желание привлечь своих друзей к чтению!
Это желание показать, что самые простые художественные произведения, которые мы
знаем ещё с детского сада таят в себе сюрпризы и предоставляют нам пространство
для неожиданных открытий.

Среди книг самые удивительные – сказки. Они не знают власти времени.

Мне очень
нравится читать их. И русские народные, и авторские, и сказки разных народов, —
все они поучительные, несут в себе  что-то таинственное, волшебное, загадочное.
Читая русские народные сказки, понимаешь, что в них отражается душа русского
человека, уклад жизни, его вера, суеверия… Если имя героя, то обязательно со
смыслом (Иванушка — дурачок, Василиса Премудрая, Елена  Прекрасная,
Рукодельница, Ленивица и т.д.), если предмет волшебный, то к месту. И пословицы
в сказках, и поговорки-поучения  — всему место найдется! Числительные не
исключение.

Часто в русских народных сказках мы встречаем троекратный повтор. Любят
русские к делу подходить с третьего раза! Характер такой! Число 7 к примеру, люди
любили, считали счастливым, использовали в значении «много» ( за семью цепями,
за семью дверями…). Разные числа использовал народ в своих произведениях.

Цель – проанализировать русские народные сказки,
историю чисел древних славян, понять роль чисел в русских народных сказках,
какой опыт хотел донести народ, передавая из уст в уста, из поколения в
поколение народные сказания.

 Задачи:

1.     Изучить Русские
народные сказки.

2.     Провести опрос среди
учащихся.

3.     Проанализировать.

4.     Обобщить наблюдения,
сделать выводы.

5.     Изготовить
кубик-рубик с волшебными числами.

Предметом исследования — смысл чисел, приписываемый им
носителями русского языка.

Объектом исследования стали числа в русских народных
сказках.

Методы исследования

Цель и задачи определили выбор
способов исследования.

1.Сначала необходимо изучить исторические
справки о роли чисел у древних славян, какой смысл они несли, что обозначали.

2.Затем необходимо изучить русские
народные сказки, провести сравнительный анализ – какие числа чаще встречаются в
сказках,  какую информацию несут и расходится ли эта информация с нашими
представлениями.

3. Провести социальный опрос среди
учащихся по данной теме:

1.     
С какими числами
ты чаще всего встречался в русских народных сказках?


3


9


5


7

2.     
Когда в сказках
даётся испытание главному герою, то чаще он справляется :


с первого раза


с третьего раза


с девятого раза

3.     
Сколько даётся
испытаний главному герою чаще всего ?

— одно

— три

— девять

4.     
Считаешь ли ты,
что числа в русских народных сказках несут определенный смысл?


Да


Нет

Волшебные
числа в русских народных сказках.

В сказках, легендах и
преданиях, пословицах и поговорках каждый день мы сталкиваемся с волшебными,
магическими цифрами — тридевятое царство, три богатыря, три сына, семеро козлят
и т.д.

Меня заинтересовал данный
вопрос, почему именно эти числа встречаются так часто. А считают ли мои
одноклассники, что народ намеренно выбирал количество испытаний в сказках,
количество сыновей у царя и т.д. Считают ли, что числа несут определенный
смысл?

Для выяснения данного
вопроса было проведено анкетирование учащихся 2А класса, в количестве 25
человек по вопросам:

— С какими числами ты чаще всего
встречался в русских народных сказках?

— Когда в сказках даётся испытание
главному герою, то чаще с какой попытки он справляется ?

— Сколько даётся испытаний главному
герою чаще всего ?

-Считаешь ли ты , что числа в русских
народных сказках несут определенный смысл?

И вот что выяснилось.

          Ссылаясь
на учёных- исследователей русских народных сказок, на опрос общественного
мнения, проведенный среди учащихся — в русских народных сказках  преобладают
цифра три, девять и цифра семь.

         О том,
какой смысл несут числительные и как часто используются, хотелось бы показать
на примере одной русской народной сказки « О молодильных яблоках и живой
воде».

        Часто в сказках повествование
начинается с того, что было у царя, или же у старика со старухою три сына (сказка
«О молодильных яблоках»
— не исключение).  Мало того, третий сын в сказках
– всегда особенный! Почти в каждой сказке — третий сын в семье – дурак
. Если посмотреть, как
развивается каждая такая сказка, то получается, что именно этот дурак находит
свое счастье и становится счастливым. «Умные» люди всегда считали дураками тех,
кто честен, справедлив и открыт для всех. Конечно, они не станут хитрить для
того, чтобы принести в дом богатство. И на преступление тоже не пойдут. Такие
люди не станут просить ни у кого ничего для себя, только если их просьба
поможет кому-то другому. Прагматичные люди всегда стараются только для себя, и
такая щедрость души им не понятна. Однако за все всегда приходится платить. А
тот, кто не пытается добыть себе богатство, а искренне помогает людям, того Высшие
силы и награждают и счастьем, и богатством.

Как вывод : если мы встречаемся в сказке с тремя сыновьями,
то вероятнее всего такое начало подсказывает нам, что все основные события
будут разворачиваться вокруг третьего героя, который  в итоге с блеском выйдет
из всех неурядиц.

      
Далее, по сюжету, царь совсем постарел и стал терять зрение. И слыхал он,
что за тридевять земель, в тридесятом царстве есть сад с молодильными яблоками
и колодец с живой водой.

       За тридевять земель, в
тридесятом царстве
В большинстве сказок, особенно более позднего
периода, эти слова использовались как обычная и привычная присказка. Но далеко
не каждый знает, что это, своего рода, определение расстояния до того места,
где происходили события. А если быть точнее, какое количество времени
понадобится для того, чтобы туда добраться. Тридевять земель – это ни что иное,
как число 27 ( 3 х 9 = 27). Именно такое количество дней, по древнему
календарю, длился лунный месяц. Значит, пешком пришлось бы идти именно столько
дней. А вот тридесятое государство – это выражение пошло от крестьян. Они не
умели считать больше, чем до десяти. Поэтому, три раза по десять – это значит
то, что место находится настолько далеко, что дойти туда просто нереально. Для
наших предков именно эти места считались недосягаемыми. Вот и получается, что
для наших далеких предков числа 27 и 30 были тем пределом, за которым творились
чудеса. А в чудеса люди верили всегда.

         
Послал царь старшего сына своего за молодильными яблоками. Собрался старший сын,
доехал до трёх дорог. Выбрал первый путь – женатому быть и попадает в плен.
Среднего сына посылают в дорогу и он на распутье выбирает тот же путь и тоже
попадает в плен. Третьего сына посылают в путь – он выбирает самый опасный «
Коня спасешь, себя потеряешь».

         
Опять мы встречаемся с числом три, когда сказочный герой стоит перед выбором
трех путей. Он оказывается возле
развилки, камень у которой предлагает ему на выбор три дороги. Почему же именно
три? Причем расположены они по возрастающей опасности: « Прямо поедешь –
женатым быть, направо поедешь – себя спасешь, коня потеряешь, налево пойдешь коня
спасешь, себя потеряешь». Третий путь самый опасный, трудный и главный герой
всегда выбирает самый тернистый путь, который обещает не только большие
опасности, но и большую награду. Выбирая самый опасный путь, герой совершает
правильный выбор, так как для достижения наилучшего результата, для превращения
своего опыта в настоящую мудрость нужно пройти все испытания.

          Избрав
самый опасный путь Иван – царевич встречается с Бабой –Ягой. Да не с одной, а с
тремя её сестрами, которые помогают Ивану. Каждая даёт волшебного коня для
достижения тридевятого государства.

Самая старшая
сестра Бабы – Яги – самая мудрая, даёт четкое указание Ивану – что нужно
сделать. Сорвать всего три яблока и наполнить кувшин. Три яблока — это не много
и не мало, это «среднее». Дальновидный запас. Если понадобится в дороге оказать
кому — нибудь помощь или же в пути случится утрата, то хоть одно яблоко, да
останется. Значит поход был не зря. Вообще, само наблюдение над природой
наводило людей на мысль об особом значении этого числа. Они всюду встречали или
думали, что встречают, деление на 3. Они видели, что вселенная состоит из неба,
земли и воды; перед ними стояли небесные светила — солнце, луна и звезды; в
телах они наблюдали три измерения — длину, ширину и высоту; во времени — прошлое,
настоящее и будущее. А так как религия древних была связана с явлениями
природы, то деление на три они положили в основу своих теоретических систем, и
это число получило значение священного. Пифагорейцы, к примеру, считали число 3
совершенным, потому что оно имеет начало, середину и конец, и изображали его в
виде треугольника. Число 3 вошло в христианскую религию, верующие представляют
Бога в виде триединства: отец — сын — святой дух. Это число легло в основу
композиционного построения ряда художественных произведений.

       
Далее по сюжету, Иван – царевич сорвал 3  молодильных яблока, но ослушался
Бабу- Ягу и заглянул в комнату Богатырки Синеглазки. Посреди комнаты стояла
кровать, где спала девица Синеглазка, по правую руку от неё спали 6
девиц-богатырок и по левую руку 6 девиц –богатырок.

       
Вот здесь мы впервые встречаемся с цифрой шесть. Которая ничего хорошего не
предвещает. Число 6 – чётное число. В давние времена числа 4 и 6 считались
самыми несчастливыми. Примета эта пришла к нам еще с тех времен, когда Новый
год отмечался не
1-го
января
, а 1-го сентября. Декабрь и февраль считались, соответственно,
4-м и 6-м месяцами. Именно на эти месяца приходятся самые большие церковные
посты. В те давние времена пост соблюдался очень строго. Считалось, что даже
младенцев нельзя кормить. В такое время погибало очень много и детей, и
взрослых. Сегодня эта примета уже не актуальна. Но, тем не менее, в сказках с
этими цифрами связаны не очень хорошие события. Если мужику в сказке загадывали
4 загадки и ответ нужно дать в течение четырех дней – это к беде. То же самое
касается и шестерки. Многие принцы, которые пытались спасти свою невесту от
злых сил, погибали именно на шестом препятствии. Так и в сказке о « Молодильных
яблоках» встреча Ивана- царевича с девицами-богатырками приводит к погоне за
ним.

               
Родились у Синеглазки и Ивана – царевича 2 сына.
Число 2 в данном случае –
символ пары.
В русских
сказках часто встречаются два героя, один попадает в беду, а другой его
спасает. Их встреча является счастливым концом. («Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», «Гуси-лебеди», и т.д.). А может быть и по-другому: один герой
противопоставляется другому («Лиса и кувшин», «Волк и лиса» и т.д.). В сказке «
О молодильных яблоках» старший и средний братья выбирают на распутье один и тот
же « лёгкий» путь.

Также употребление числа два происходит из-за того, что в жизни всегда есть две
противоположности: добро и зло, чёрное и белое, свет и мрак, тепло и холодно,
богатство и нищета, и т.д., а на противопоставлении основаны многие сюжеты
сказок.

Число 9 находится в
непосредственной связи и зависимости от числа 3. Иногда оно мыслится как число
3, только в усиленной форме: 9 = 3×3. Интересно, что если в древнейших
преданиях говорится о трех музах, то в более поздних — преимущественно о
девяти. Числа 3 и 9 находили особое применение и в бытовых отношениях.
Например, на пирах существовало правило — пить 3 чаши или 9, но никогда не 4
или 5. В речи ряда народов символом грозной опасности или наивысшего подъема,
могучей силы выступает «девятый вал». Он как бы венчает какой — то процесс и
кладет начало переходу к новому качеству.

    У славян поминки по усопшему
отправляются на 9-й день после его кончины. По — видимому, это тоже
свидетельствует о каком — то процессе обновления, но уже в потустороннем мире.

    От 3 х 3 = 9 делается шаг к 3 х 9
= 27. Это число тоже имеет магическую силу, например, от него происходит и
знаменитое сказочное «за тридевять земель».

         Ещё в сказках часто встречается упоминание цифры семь – «за
семью дверями, за семью замками…» и др.
Семь – особое число, в нем есть некое волшебство. Семёрка в
древности была окружена большим почётом.

В русской народной сказке « Семеро козлят» — данное число выбрано не
случайно, ведь именно седьмой козлёнок спасается и рассказывает матери – козе
об обидчике. Число семь в названии сказки сразу готовит нас к тому, что какие –
бы события не происходили в сказке, пусть самые неотвратимые – всё непременно
закончится хорошо.

Семерка
всегда считалась очень счастливым числом. В русских народных сказках, семерка
символизирует познание истины, учит такой пословице, как «семь раз отмерь, и
только один раз отрежь».

Волшебное число “семь” широко использовалось в сказках, мифах. Чем же
объяснить? Примерно четыре тысячи лет назад у древних народов, находившихся на
территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти
народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с
Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что
лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные
части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так
возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла
до нас.

Информация к размышлению: данные современной науки – инженерной
психологии – подтверждают, что число семь – максимум запоминания человеком
сигналов – символов. Семь – это «пропускная способность» нервной системы
человека. Может в стародавние времена, путём собственных наблюдений люди знали
об этом и использовали в сказках.

Число 12. Это число высшего совершенства, так считается во всем мире.

Почитание двенадцати опиралось в русской традиции, как на языческие
корни, так и на христианские истоки, возможно, поэтому это число активно
использовалось в русских народных сказках.

Символика 12-ти используется не только для обозначения
количества («двенадцать братьев – молодцов», «двенадцать дочерей, одна другой
краше»), но и для усиления таинственности, загадочности: ровно в 12 часов
оживают покойники и начинают творить свои черные дела (« Рассказы о
мертвецах»), страшные крики слышатся солдату из башни («Хитрая наука»). В 12
часов начинаются невероятные превращения и волшебство, поэтому символику числа
12 чаще всего используют именно в волшебных сказках («Елена Премудрая», «Кощей
Бессмертный» и др.).

Число 33 – роковое число в сказках. Не стоит относиться к
этому числу легкомысленно. Две тройки – это огромная сила и в то же время
противодействие сил. Одна сила начинает мешать другой. Вот и получается
противодействие. Так, в сказке Александра Сергеевича Пушкина, старуха прожила с
дедом 33 года, а после этого начала требовать всевозможные блага. Помните
сказку о золотой рыбке? Чем все закончилось? А как насчет тридцати трех
богатырей? Огромная сила, против которой не устоит ни один враг. Размышляя о
роковом значении числа 33, не стоит забывать, что Иисус

Христос
был распят именно в 33 года.

Таким образом,
проведенное мною исследование показывает, что в русских сказках и пословицах 
чаще всего встречаются числа 3, 2 и 7. Волшебное, скрытое значение имеют только
3 и 7. Число 2 обозначает чаще всего количество и важно в противопоставлении. Числа
1, 4, 5, 6, 8, 10, 12, 33 встречаются редко.

Заключение

Обращаясь к научной литературе — книге Проппа В.Я. «Исторические корни
Волшебной сказки» мы нашли подтверждение многим нашим догадкам: самыми часто
используемыми числами в русских народных сказках являются:

— число– «3» и «9» (39%);

— число –«2» ( 16%);

— число – «4» и «7» ( 6%);

— число – «5» (4%);

Остальные числа от 1% до 3%.

В сказках используются и
другие числа. Но именно данные числа являются судьбоносными. Мы читали или
слушали русские сказки и не обращали внимания на тайный смысл этих чисел. А
напрасно.

Три сына, три царевны, три богатыря, можно загадать только
три желания, или нужно пройти три испытания для того, чтобы получить то, что
хочешь. Тройка – это очень мощное число, которое сильно влияет на нашу жизнь.
Не будем сейчас вдаваться ни в астрологические, ни в христианские подробности.
Самая важная мысль заключённая в цифре три – это то, что дети должны уяснить
себе немаловажную истину: не стоит опускать руки, если что-либо не
получается с первого раза.
Следует подумать и попробовать еще раз. Не зря
говорят, что Бог Троицу любит. Тому, кто пытается «пробить стену головой» не
всегда суждено ходить после этого с повязкой на голове. То есть, не получилось
один раз, значит, обязательно получится в другой. А если не во второй, то в
третий раз.

Может поэтому и прославился русский народ своей стойкостью,
своим крепким духом, который ничем не сломить!

Исследуя данную тему, я поняла, что, изучая числа и их роль в текстах
русских народных сказок, можно лучше понять историю своего народа, его
мировосприятие, а также связь с историей других народов мира.

Как видим, русские народные сказки
предоставляют нам огромное пространство для исследований и новых неожиданных
открытий. Это увлекательный и интересный процесс, ведь сказки — не оторванные
от реальности притчи, это хранители огромного объема информации о русском
народе, его обычаях, верованиях, идеях. Порой кажется, что в сказке есть ответы
на все вопросы.

Список используемой литературы:

1.     Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь
Д.Э. Занимательно о русском языке. Л., 1990.

2.    
Аникин
В.П. Русская народная сказка. — М.: Просвещение, 1977.

3.     Ведерникова Н.М. Русская
народная сказка. — М.: «Наука», 1975.

4.     Померанцева Э.В.. Русская
народная сказка. М., 1983.

5.    
Пропп
В.Я. Исторические корни волшебной  сказки – М., 1976.

6.    
О славянских
мифах.

[Электронный ресурс]/ — Режим доступа: 

http://myfhology.narod.ru/heroes/.htm

Скачано с www.znanio.ru

  • Распечатать рассказ чук и гек бесплатно
  • Распечатать рассказ о родине
  • Распечатать рассказ о животных
  • Распечатала как пишется слово
  • Распечатать детские сказки с картинками бесплатно