С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Короткие рассказы и небольшие по объему произведения для подготовки к итоговому сочинению 2021 по направлениям: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Разговор с собой», «Время перемен», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
М. А. Шолохов рассказ «Судьба человека» (55 минут)
Б. Л. Васильев рассказ «Экспонат № …» (50 минут)
В. П. Астафьев рассказ «Фотография, на которой меня нет» (35 минут)
Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Ю. В. Бондарев рассказ «Частица» (1 минута)
А. И. Пантелеев рассказ «Кожаные перчатки» (3 минуты)
А. Солженицын крохоток (рассказ) «Путешествуя вдоль Оки» (2 минуты)
Н. С. Лесков сказ «Левша» (50 минут)
В. С. Гроссман рассказ «Мама» (26 минут)
Р. Брэдбери рассказ «И грянул гром» (25 минут)
И. А. Бунин рассказ «Лапти» (4 минуты)
С. Беллоу рассказ «На память обо мне» (1ч 20 минут)
Ю. Буйда рассказ «Продавец добра» (3 минуты)
В. Богомолов рассказ «Первая любовь» (8 минут)
А. И. Приставкин рассказ «Фотографии» (2 минуты)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
Н. Тэффи рассказ «Мой первый Толстой» (8 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
В. Г. Короленко рассказ «В дурном обществе» (2 часа)
А. П. Чехов рассказы «Хамелеон» (6 минут), «Толстый и тонкий» (5 минут), «Смерть чиновника» (5 минут), «Размазня» (3 минуты), «В аптеке» (8 минут), «Беззащитное существо» (9 минут), «Человек в футляре» (25 минут), «Ионыч» (35 минут), «Тоска» (9 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
К. Г. Паустовский рассказы «Теплый хлеб» (15 минут), «Телеграмма»(20 минут), «Попрыгунья» (45 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» («Добрый доктор») (20 минут), «Куст сирени» (13 минут)
М. Горький рассказ «Старуха Изергиль» (40 минут)
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (14 минут), «Песчаная учительница» (12 минут)
А. Грин рассказ «Зеленая лампа» (9 минут)
В. Г. Распутин рассказ «Уроки французского» (55 минут)
Ф. А. Искандер рассказы «Тринадцатый подвиг Геракла» (30 минут), «Милосердие» (3 минуты)
Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
В. С. Гроссман рассказы «Жилица» (4 минуты), «Из окна автобуса» (5 минут)
И. С. Тургенев «Милостыня» (2 минуты), «Эгоист» (2 минуты), «Близнецы (стихотворения в прозе) (1 минута)
В. О. Богомолов рассказ «Кругом люди» (3 минуты)
А. Моруа рассказ «Фиалки по средам» (24 минуты)
Х. К. Андерсон рассказ «Девочка со спичками» (6 минут)
О. Генри рассказ «Мишурный блеск» (12 минут), «Последний лист» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Заячьи лапы» (9 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказы «Багульник» (17 минут), «Собирающий облака» (17 минут), «Рыцарь Вася» (17 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2,5 часа)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
И. А. Бунин рассказы «Слепой» (4 минуты), «Цифры» (18 минут), «Лапти» (4 минуты)
О. Генри рассказ «Дары волхвов» (12 минут)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут), «Любовь к жизни» (40 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Л. Улицкая рассказ «Бумажная победа» (13 минут)
Б. Васильев рассказ «Великолепная шестерка» (24 минуты)
В. Осеева рассказ «Бабка» (18 минут)
Р. Брэдбери рассказы «Все мои враги мертвы» (9 минут), «Все лето в один день» (13 минут)
В. М. Шукшин рассказ «Срезал» (18 минут)
Ф. М. Достоевский рассказ «Сон смешного человека» (1 час)
И. С. Тургенев повесть «Дневник лишнего человека» (2 часа)
А. И. Куприн повесть «Гранатовый браслет» (2 часа), повесть «Молох» (2,5 часа)
А. П. Чехов рассказ «Черный монах» (1 час) «Пари» (16 минут)
И. А. Бунин рассказ «Солнечный удар» (13 минут)
А. Н. Островский драма «Бесприданница» (2 часа)
А. Вампилов пьеса «Утиная охота» (2 часа)
Э. А. По рассказ «Человек толпы» (20 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Ю. П. Казаков рассказ «Тихое утро» (20 минут)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 ч 30 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Багульник» (17 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Разбуженный соловьями» (19 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Собирающий облака» (17 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
И. А. Бунин рассказ «Слепой» (3 минуты)
Дж. Лондон рассказ «Любовь к жизни» (47 минут)
А. П. Чехов рассказ «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
Ю. Я. Яковлев рассказ «Рыцарь Вася» (13 минут)
И. А. Бунин рассказ «Цифры» (15 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Теплый хлеб» (15 минут)
В. Вересаев рассказ «Легенда» (2 минуты)
В. Астафьев рассказ «Зачем я убил коростеля?» (5 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
А. С. Пушкин повесть «Станционный смотритель» (25 минут)
Н. В. Гоголь повесть «Шинель» (1 час)
А. П. Чехов рассказы «Ионыч» (35 минут), «Пари» (16 минут), «Скрипка Ротшильда» (20 минут)
А. И. Куприн рассказ «Чудесный доктор» (20 минут)
Е. И. Носов повесть «Моя Джомолунгма» (1 час 20 минут)
А. И. Солженицын (жанр: крохоток, т.е. короткий рассказ) «Молния» (1 минута)
А. П. Платонов рассказ «Песчаная учительница» (12 минут)
Л. Н. Толстой рассказ «После бала» (22 минуты)
А. де Сент-Экзюпери повесть-сказка «Маленький принц» (2 часа 30 минут)
В. П. Крапивин рассказ «Мокрые цветы» (1 час)
Дж. Лондон рассказ «Сказание о Кише» (14 минут)
К. Г. Паустовский рассказ «Акварельные краски» (13 минут)
Б. П. Екимов рассказ «Говори, мама, говори» (12 минут)
Р. Бах повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» (1 час)
Е. Гришковец статья «Антитвиттер» (12 минут)
Е. И. Носов рассказ «Кукла (10 минут)
И. Полянская рассказ «Утюжок и мороженое» (19 минут)
Р. Шекли рассказ «Лавка миров» (16 минут)
В. Шукшин рассказ «Критики» (14 минут)
Ж. Жионо рассказ «Человек, который сажал деревья» (24 минуты)
Елена Долгопят рассказ «Часы» (9 минут)
Р. Брэдбери «Улыбка» (11 минут)
О. Генри «Мишурный блеск» (12 минут)
И. Лёвшин рассказ «Полет» (20 минут)
А. Жвалевский, Е. Пастернак повесть «Время всегда хорошее»
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом.
«Всю квартиру собой заполонила!..» — ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему: «Старый человек… Куда же ей деться?»
«Зажилась на свете… – вздыхал отец. – В инвалидном доме ей место — вот где!»
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.
* * *
Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела
в кухне посудой.
Потом будила зятя и дочь: «Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку…»
Подходила к Борьке: «Вставай, батюшка мой, в школу пора!» «Зачем?» – сонным голосом спрашивал Борька.
«В школу зачем? Тёмный человек глух и нем – вот зачем!»
Борька прятал голову под одеяло: «Иди ты, бабка…»
В сенях отец шаркал веником. «А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!»
Бабка торопилась к нему на помощь. «Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их
обмыла и поставила».
…Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стол сумку с книгами и кричал:
«Бабка, поесть!»
Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест.
В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках,
товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая: «Всё хорошо, Борюшка: и плохое и
хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает».
Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку: «Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?» «Ела, ела, – кивала головой
бабка. – Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава».
Пришёл к Борьке товарищ. Товарищ сказал: «Здравствуйте, бабушка!» Борька весело подтолкнул его локтем: «Идём,
идём! Можешь с ней не здороваться.
Она у нас старая старушенция». Бабка одёрнула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами: «Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать».
А в соседней комнате товарищ говорил Борьке: «А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас
главная».
«Как это – главная?» – заинтересовался Борька. «Ну, старенькая… всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со
своей-то так? Смотри, отец взгреет за это».
«Не взгреет! – нахмурился Борька. – Он сам с ней не здоровается…»
После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку: «Обижаем мы тебя?»
А родителям говорил: «Наша бабка лучше всех, а живёт хуже всех – никто о ней не заботится».
Мать удивлялась, а отец сердился: «Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня – мал ещё!»
Бабка, мягко улыбаясь, качала головой: «Вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растёт! Я своё отжила на
свете, а ваша старость впереди. Что убьёте, то не вернёте».
Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как
ниточки, и широкие, вырытые годами.
«Чего это ты такая разрисованная? Старая очень?» – спрашивал он.
Бабка задумывалась. «По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать. Горе и нужда здесь
расписались. Детей хоронила, плакала – ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась – опять морщины. Мужа
на войне убили – много слёз было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет».
Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни – неужели всё лицо такими нитками
затянется?
«Иди ты, бабка! – ворчал он. – Наговоришь всегда глупостей…»
За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у неё стала круглая, ходила она тише и всё присаживалась.
«В землю врастает», – шутил отец.
«Не смейся ты над старым человеком», – обижалась мать. А бабке в кухне говорила: «Что это, вы, мама, как черепаха
по комнате двигаетесь? Пошлёшь вас за чем-нибудь и назад не дождёшься».
Умерла бабка перед майским праздником.
Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу – клубок ниток.
Ждала, видно, Борьку.
Стоял на столе готовый прибор.
На другой день бабку схоронили.
Вернувшись со двора, Борька застал мать сидящей перед раскрытым сундуком.
На полу была свалена всякая рухлядь.
Пахло залежавшимися вещами.
Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами.
«Мой ещё, – сказала она и низко наклонилась над сундуком. – Мой…»
На самом дне сундука загремела шкатулка – та самая, заветная, в которую Борьке всегда так хотелось заглянуть.
Шкатулку открыли.
Отец вынул тугой свёрток: в нём были тёплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери.
За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шёлка – тоже для Борьки.
В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой.
На пакетике что-то было написано большими печатными буквами.
Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочёл: «Внуку моему Борюшке».
Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу.
Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке».
В букве «ш» было четыре палочки.
«Не научилась!» – подумал Борька.
Сколько раз он объяснял ей, что в букве «ш» три палки…
И вдруг, как живая, встала перед ним бабка – тихая, виноватая, не выучившая урока.
Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрёл по улице вдоль чужого длинного забора…
Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина.
Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придёт утром бабка!»
Автор: Валентина Осеева; Русская писательница (1902-1969)
Источник: https://www.kaleidoscope17.ru/neveroyatnyy-rasskaz-vne-vsyakogo-vrem/
©
Калейдоскоп Чудес
-Как же я от тебя устала!!! – закричала Оля матери.
-Устала?! Тебя никто тут не держит! Собирай вещи и проваливай отсюда!
-Это и моя квартира тоже! Ты не забывай, что часть мне досталась от отца по наследству, и я сама решу, куда и когда мне уезжать!
-Я не буду продолжать этот разговор – я пошла на работу, а тебе времени до вечера, чтобы успокоиться и не раздражать меня!
Мать вышла за дверь, а Оля осталась в квартире одна. Мама всегда была сложным человеком, но после того, как отца не стало, то она словно слетела с катушек. Дома были постоянные крики, скандалы. Несмотря на то, что Ольги было 27 лет, мама считала, что она лучше знает, как ей нужно жить.
Любое проявление своего мнения дочери заканчивалось битьём посуды об стены, оскорблениями и упрёками. При попытке дочери переехать на съёмное жильё, мама начинала строить из себя умирающего лебедя, хотя за час до этого гнала её из квартиры поганой метлой. На этот раз Оля решила, что терпеть больше не будет и начала собирать вещи – сейчас поедет к подруге, а на днях снимет отдельное жильё – средства позволяют, но её планы были нарушены звонком на домашний телефон, о котором уже все благополучно забыли и собирались его отключить, но оказалось, что этим они могли совершить роковую ошибку.
-Алло! Маша!!! Ты меня слышишь? – послышался в трубке хриплый женский голос.
-Мама на работу ушла – звоните вечером.
-Деточка, не могу вечером – не доковыляю я снова сюда, а у меня телефона нет. Передай ей, что мать совсем плохая – пусть едет проститься.
-Какая мать?
-Ты Оля?
-Да – Оля.
-Ну так какая мать?! Её мать – бабка твоя.
Оля с недоумением посмотрела на трубку, не понимая, что происходит. По словам мамы, Олина бабушка умерла много лет назад, эта была неприятная и сварливая женщина, которая сгубила не одну жизнь, а тут оказывается, что как минимум годы жизни в этой истории были ложью. Записав на всякий случай адрес бабушки, Оля стала звонить матери, чтобы получить разъяснение. Но вместо вразумительного ответа, она получила лишь крик родительницы о том, что это ошибка и вообще это не её собачье дело.
Немного посидев и придя в себя, Оля решила, что может быть это судьба? Может быть эта та перезагрузка, которая нужна её морально истощённому организму?
Позвонив на работу, она спросила может ли она сегодня уйти в отпуск – на что радостно получила согласие. У неё было много отгулов и неизрасходованный отпуск, который она долго не брала, чтобы поменьше находиться дома, руководство не раз её уговаривало пойти, но она отказывалась. Сейчас же на работе было затишье, и она там особо и не нужна была. Быстро собрав вещи, Оля загрузила их в машину и поехала по указанному адресу.
Дорога заняла пару часов и вот она заехала в небольшую деревню на пару улиц. Вдоль дороги паслись пару коз, увидев машину глупые курицы стали весело бросаться под колёса, но обошлось без жертв. Подъехав к нужному дому, Оля припарковалась и вышла из машины. На встречу ей полетела сухенькая, но очень прыткая старушка и девушка отметила, что на умирающую она не похожа – видимо бабка и правда тот ещё манипулятор. Но это оказалась соседка, которая даже не поздоровавшись, стала давать ей ценные указания о том, что бабушку хорошо бы помыть, дома убраться, соседка её кормит последние недели, но у самой с деньгами тяжело, поэтому теперь она умывает руки и было бы неплохо отдать деньги, что она потратила на неё. Посетовала старушка, что и жизнь жестока – растишь детей, а потом помощи нет.
-Пожалуйста, мне на жалость не давите! Я даже не уверена, что я останусь тут. А бабушка сама виновата – она матери жизнь испортила, а теперь помощи ждёт. Чем думала, когда так делала?
Старушка перестала тараторить, изумлённо посмотрела на Ольгу и сказала: «БА! Детка моя, ты ничего не знаешь?» После чего поведала ей краткую, но очень подходящую к характеру матери историю. Бабушка очень любила мужа и дочь, но муж полюбил другую и ушёл из семьи. На одну зарплату ребёнка было тяжело тащить, поэтому ужимались – не голодали, милостыню не просили, но всех потребностей Маши она не тянула. Не было украшений, не было нового рюкзака каждый год, не было возможности иметь по 10 платьев и жильё в городе. За это Маша постоянно обижалась, а вскоре детские обиды и переросли в ненависть. Закончив школу, она сказала, что ненавидит её за бедность, это она виновата, что ушёл отец и они так жили, а теперь она ей и вовсе не мать…да…это было похоже на неё. Любила она жить так словно ей все должны.
Теперь Оля боялась заходить в дом, боялась увидеть бабушку.
В доме было темно и сыро, несмотря на то, что на улице была жара. В углу комнаты лежал тощий силуэт женщины с бледным лицом. Сначала девушка даже подумала, что бабушки уже нет, но увидела шевеление. Старушка повернула голову и прошептала: «Машенька…» По тому, как она вымолвила имя, Оля поняла, что так произнести его может только очень любящий человек.
-Нет. Бабушка, это я Оля! Твоя внучка.
Бабушка протянула руку, прикоснулась к пальцам девушке и улыбнулась, после чего закрыла глаза и погрузилась дальше в сон.
Что делать Оля не знала – точнее не знала с чего начать. Но потом решила изучить дом, что просто её разбило. Дома не было воды, канализации, тепла – хотя маму Оли можно считать обеспеченным человеком и для неё было по силам сделать минимальные удобства для человека, который её вырастил.
В холодильнике тоже была пустота, поэтому Оля снова села за руль и отправилась в деревенский магазин, но на полках сиротливо стояли банки с тушёнкой, самые дешёвые крупы и хлеб, поэтому пришлось снова ехать в город. Набрав целую корзину продуктов, она погрузила всё в машину и отправилась обратно. Приехав уже поздно вечером, отварила бульон и смогла накормить бабушку. После чего уставшая легла спать.
Она думала, что спать будет сутки, но проснулась с первыми лучами солнца и приступила к работе. Дома стоял нестерпимый запах грязного тела и затхлости. Для начала она решила протопить печь и затопить баню. Если с этим у неё особых проблем не возникло – она часто бывала на даче у своего молодого человека и там научилась растопить печь, то вот с водой было не всё так просто – она видела, как в фильмах закидывали бочку на тележку и шли бодро за водой на колонку. В жизни это оказалось не так просто, но спустя час вода была натаскана, а руки гудели как никогда.
Оля весь день вымывала дом, протирала пыль, проветривала, стирала вручную бельё, занавески, протапливала дом. Сложнее было с бабушкой – она была лежачая, поэтому приходилось менять пелёнки, наступая на горло брезгливости, а купить памперсы она не подумала – не сталкивалась раньше с такой ситуацией. Так прошёл ещё один день.
Третий день пребывания в деревне был легче и сложнее одновременно. Дом стал приобретать черты уюта, но оставался вопрос, как помыть бабушку, как переместить её на улицу хоть воздухом подышать. Оля быстро нашла двоих мужиков, которым дала задание за материальное вознаграждение постелить доски на ступеньки из дома и в баню, а сама отправилась за инвалидной коляской в город. Вернувшись, она снова растопила баню и усадив бабушку повезла мыться. Вечером постелила ей чистое бельё, покормила и уложила спать.
На утро случилось чудо – девушка проснулась от шороха. Это бабушка пыталась встать. Усадив её в кресло, Оля подкатила к столу, и они сели завтракать. Сегодня бабушка даже держала ложку сама.
Проходили дни, недели – бабушка набиралась сил, уже с трудом, но передвигалась сама и даже пыталась помогать с готовкой. Пока девушка стояла у плиты, то она сидела за столом и нарезала зелень для салата, перебирала отваренное мясо на суп. Они много разговаривали и шутили. У старушки оказалось отменное чувство юмора. После завтрака они сидели во дворе и наслаждались природой – Оля порой копошилась в огороде и в саду, пытаясь привести в порядок некогда аккуратные грядочки, обирала ягоды, а бабушка рассказывала истории из своей жизни, которые были печальные и смешные одновременно. Отпуск у Оли уже закончился, но уезжать она не собиралась – съездила в город, написала до конца лета за свой счёт, а осенью уже планировала вернуться в город с бабушкой.
Это было самое сказочное лето для них обоих. Девушка никогда в жизни не ощущала себя так спокойно и хорошо, никогда ей не дарили столько любви и внимания. Она вспоминала свои первые дни в этой деревне, свои мысли сбежать отсюда, усталость, безнадёжность и ей было стыдно.
Это был последний день лета – на пороге стояли собранные вещи старушки, на столе дымился праздничный вишнёвый пирог — сегодня было прощание с домой, с этой деревней и этой жизнью. Оля сняла для них квартиру и завтра они уезжают в город. Бабушка долго отказывалась, но оставить её тут – это подписать приговор.
Вечером они легли вдвоём на кровать, Оля уткнулась носом в мягкие тёплые ладошки бабули, а та рассказывала ей сказки, которыми в детстве не баловали внучку. Сказки были такие, которых даже не встретишь в книгах – их она сама придумывала в молодости для своей девочки, которая забыла и сказки и мать.
Внезапно на полуслове бабушка остановилась…наверное заснула, но этот сон был вечным. Не смогла она покинуть свою деревню, свой дом…так и осталась её душа в этих родных стенах.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7
г. Кизилюрт
Конспект открытого урока
по литературному чтению
во 2 классе
по теме: «В.А.Осеева «Волшебное слово»
Подготовила:
учитель начальных классов
Хамидова Сарижат Юсупбеговна
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ:
«В.А.Осеева «Волшебное слово»»
Класс: 2 «2»
УМК: «Школа России»
Учебный предмет: литературное чтение
Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина.
Тема урока: В.А. Осеева «Волшебное слово»
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:
1) познакомить детей с произведением В.А. Осеевой, формировать представление о добре и отзывчивости;
2) развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь, развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт учащихся;
3) воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.
Планируемый результат обучения и формирования УУД:
Метапредметные (МПР):
регулятивные: понимать учебную задачу урока стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;
познавательные: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
коммуникативные: формировать умение аргументировать своё предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Личностные (ЛР): ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
Предметные (ПР):
соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО:
Ход урока.
I. Орг. момент.
-Здравствуйте, дети. Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья.
II. Речевая разминка.
Был вежлив (слайд 2)
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
Спасибо! — говорил.
(С.Я. Маршак)
Задание:
1) Прочитать про себя;
2) Прочитать хором.
3) Прочитать медленно.
4) Прочитать быстро.
5) Прочитать очень тихо, а слово «спасибо» громко.
— Можно ли назвать этого мальчика вежливым? (Нет)
-Почему? (Он обижал малышей.)
— Как мы его назовем? (Грубым, злым, невоспитанным)
-Подходит ли этому мальчику вежливое слово «спасибо»? (Нет.)
-А каким людям подойдут вежливые слова? (Добрым, воспитанным.)
Правильно. А кто знает, кого называют невежей, а кого невеждой?
Невежа — грубый, невоспитанный человек.
Невежда — малообразованный человек, но обычно желающий научиться всему.
— Скороговорка (слайд 3)
Невежа — не невежда,
Невежда – не невежа.
-
Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
-
Читаем громче целыми словами.
-
Читаем быстрее.
-
Читаем быстро.
III. Актуализация опорных знаний.
Подготовка к восприятию.
(задание на карточках у каждого ребенка)
— Прочитайте стихотворение: «Добрые слова».
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день,
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
« . . .!» — я кричу.
« . . .!» — кричу я вслед,
Всем идущим на обед.
« . . .!» — так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
О. Дриз.
(Работа в парах)
— Обсудите, какие добрые слова говорил автор всем встречным. Докажите свою точку зрения.
( Утром люди идут на работу, нужно говорить «Доброе утро», на обед идут днем – «Добрый день», вечером с работы все отправляются домой – «Добрый вечер»).
IV. Определение темы и цели урока.
О чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться? (предположения детей)
— Сегодня на уроке мы будем говорить о добрых, красивых словах, которые поднимают настроение, делают нас добрыми, внимательными друг к другу. Эти слова способны творить чудеса. В этом мы сегодня убедимся, познакомившись с одним интересным рассказом.
Доклад о жизни и творчестве писательницы.
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве, детство её прошло в Самаре. Отец работал инспектором на элеваторе, мать – корректором в газете.
После революции 1905 года семья оказалась в тяжёлом положении и вскоре вновь вернулась в Киев, где Валентина поступила в гимназию. Окончив гимназию, она училась на актёрском факультете Института имени Лысенко в Киеве. Но закончить институт ей не удалось, так как семья переехала в Москву. Здесь В. Осеева стала педагогом – воспитателем.
Став детской писательницей, В. Осеева в своих произведениях продолжала решать воспитательные задачи.
Произведения В. Осеевой сразу привлекли внимание читателей и критиков. В них рассказывается о благородных и смелых поступках, которые совершают ребята. Герои её живые, взяты они из жизни. Автор видит их, разговаривает и переживает вместе с ними.
Книги писательницы пользуются большим успехом у школьников. Юные читатели равняются на её героев. Ведь В. Осеева – талантливый педагог, человек большого сердца и чуткой души.
— Какие еще добрые слова, вы знаете и часто говорите? Как вы думаете зачем они нужны людям?
(Знакомство с рассказом «Волшебное слово» на с. 87-91 читают учитель и учащиеся. Одновременно- словарная работа.)
— Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.
Чуть не поддал хорошенько— чуть не ударил.
Стряпает – готовит пищу.
(Первичное чтение)
— Послушайте рассказ и затем ответьте на вопрос : о каком волшебном слове идет речь в рассказе?
VI. Этап первичной проверки понимания изученного.
Проверка восприятия.
— Назовите главного героя рассказа.
— Понравился вам мальчик? Почему?
— Почему сестра, бабушка, брат не хотели выполнять просьбы Павлика в начале рассказа?
— Кто помог мальчику?
— Какое волшебное слово старик открыл мальчику?
VII. Физкультминутка.
VIII . Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Повторное чтение.
Учитель: Сейчас вы будете читать рассказ еще раз «жужжащим» чтением. По ходу чтения найдите в тексте ответы на вопросы (слайд 10):
-Как нужно произносить волшебное слово?
-Как действовало волшебное слово на окружающих? (Лена, бабушка, брат)
(самостоятельное чтение)
— Работа над содержанием
Учитель: Как вы думаете, изменится ли жизнь Павлика после того, как он узнал тайну волшебного слова?
Действительно ли Павлик встретил в сквере волшебника? А как можно назвать старичка? (добрым, вежливым.)
IX. Подведение итогов.
— Мы с вами сегодня познакомились с замечательным рассказом «Волшебное слово».
— Прочитайте пословицы и определите, какая из них выражает главную мысль рассказа:
— «Добрый человек добру и учит».
-« Под лежачий камень вода не течёт».
— « Волшебное слово всегда помочь готово».
X. Рефлексия.
— Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
-если вам урок понравился, вы довольны собой и у вас всё получилось, тогда поднимите красный цвет светофора;
— если на уроке у вас получилось всё хорошо, но могли бы сделать лучше,то поднимите зелёный цвет светофора ;
— а если на уроке вы испытывали трудности, не всё получилось, тогда возьмите синий цвет светофора. (слайд 14-15)
XI. Информация о домашнем задании.
Выразительно читать рассказ «Волшебное слово».