С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Н. А. Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы»
Школа России 3 класс
Составитель: Маметова Елена Алексеевна
Учитель начальных классов -
2 слайд
Описание слайда:
В кругу друзей лучше читать,
Легче думать, и побеждать! -
3 слайд
Описание слайда:
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Е. Евтушенко -
4 слайд
Описание слайда:
Как вы понимаете эти строки?
О каких зверях внутри нас говорит автор?
Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень
К чему призывает автор?
Автор призывает нас беречь и любить природу, все то, что нас окружает
Прочитаем выразительно. -
5 слайд
Описание слайда:
— Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Николая Алексеевича Некрасова. Прочитайте, как оно называется.
«Дедушка Мазай и зайцы» -
6 слайд
Описание слайда:
Рассмотрите иллюстрацию. Можете еще до чтения стихотворения сказать, о чем текст?
Наверное, о том, как дед Мазай спасал зайцев -
7 слайд
Описание слайда:
Что больше всего тронуло? удивило? рассмешило?
Больше всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев. Удивило то, как зайцы
были послушны. Было смешно читать, как автор говорит о зайцах. Особенно о
зайчихе: Еле жива, а толста, как купчиха!/ Я ее, дуру, накрыл зипуном…
С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чем он переживает?
Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят -
8 слайд
Описание слайда:
Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?
Бревен нагоняет много в половодье весной. Он их собирал
Нарисуйте словами картину половодья.
Словесное рисование детьми
Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев, что он любит этих зверьков?
Он их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко, горемыка, плуты косые
Он их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко, горемыка, плуты косые
Мимо бревно суковатое плыло, / Сидя, и стоя, и лежа пластом, / Зайцев с десяток спасалось на нем. / «Взял бы я вас — да потопите лодку!» / Жаль их, однако, да жаль и находку —/ Язацепился багром за сучок/ И за собою бревно поволок.. -
9 слайд
Описание слайда:
Только ли ради потехи прокатил он «деревней зайчишек»?
Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов -
10 слайд
Описание слайда:
Словарная работа
Как понимаете выражение «сотнями гинут»?
Сотнями погибают
Багор — шест с металлическим крюком и острием.
Аршин — старая русская мера длины, равная 0,71 м.
Сажень — старинная русская мера длины, равная трем аршинам.
Зипун — крестьянский кафтан из грубого толстого сукна. -
11 слайд
Описание слайда:
Можно ли сказать, что в произведении изображен не сказочный, а реальный случай из жизни?
Как относится поэт к главному герою?
-
12 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание:
выучить наизусть
понравившийся отрывок.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
Тема:
Дедушка Мазай и зайцы
Похожие материалы
-
Презентация по литературному чтению на тему «Из детских журналов» (2 класс)
-
Презентация по литературному чтению «Чуковский К.И — биография»
-
Проектная деятельность по теме «Устное народное творчество»
-
Презентация по литературному чтению «В мире книг…»
-
Презентация по литературному чтению «Филипок»
-
Ю.И.Коваль, «Сказка о серебряном соколе»
-
Рабочая программа по литературному чтению
-
Проверочная работа по литературному чтению «»Великие русские писатели»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5446250 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
-
Курс профессиональной переподготовки «Деятельность по хранению музейных предметов и музейных коллекций в музеях всех видов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
Населенный пункт: Нижегородская область, р.п. Шатки
Сведения о разработчике
Фамилия, имя, отчество (полностью):
Маякина Марина Юрьевна
Район
Шатковский
Место работы
МОУ «Шатковская СШ»
Должность
Учитель начальных классов
Общая информация
Предмет
Начальные классы
Класс
3
Тема урока
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Тип урока
Изучение нового материала
Цель
Познакомить с произведением Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Задачи
- образовательные
расширять представления детей о душевной щедрости человека на примере поступка главного героя.
- развивающие
развивать умения самостоятельно применять полученные знания; развивать мышление, речь, внимание, коммуникативные качества
- воспитательные
воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки; устойчивый интерес к литературному чтению.
Планируемые результаты
- личностные
Обучаемый научится:
- −оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;
- −вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Обучаемый получит возможность:
- соприкоснуться с творчеством великого поэта;
выразить своё отношение к поступкам героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
- предметные
Обучаемый научится:
- отвечать на вопросы учителя по тексту произведения;
- находить предложения, которые подтверждали бы высказанную мысль;
- выражать свое отношение к поступку главного героя произведения;
- формулировать основную мысль текста.
Обучаемый получит возможность:
- соприкоснуться с творчеством великого поэта;
- выразить своё отношение к поступку героя, который бережно относится к природе, стремится придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
- метапредметные
-
- регулятивные УУД
Обучаемый научится:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника (технология смыслового чтения).
Обучаемый получит возможность:
- давать самооценку своей деятельности в паре.
-
- познавательные УУД
Обучаемый научится:
- −добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, иллюстрации, а также свой жизненный опыт и информацию полученные на уроке;
- −развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучаемый получит возможность:
- ставить проблему, проводить исследование, выдвигать гипотизы, делать умозаключения.
-
- коммуникативные УУД
Обучаемый научится:
- −осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- −выразительно читать и пересказывать текст;
- −учиться работать в паре, выполнять различные роли (лидера, исполнителя), доносить свою позицию, понимать другого.
Обучаемый получит возможность:
- −работать в паре, взаимодействовать с товарищем с целью решения учебной задачи.
Фонды оценочных средств
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения
Самостоятельная работа по карточкам, с последующей проверкой
Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная)
очная
Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.)
Обучение в малых группах
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
- ИКТ – технологии (презентация);
- личностно-ориентированное обучение.
Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение)
Синхронное обучение
Программно-техническое и дидактическое обеспечение
Используемая образовательная платформа
Учи. Ру, Дневник. Ру
Необходимое оборудование
компьютер, проектор, интерактивная доска
Программное обеспечение
Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч. 1/Л.Ф. Климанова, М.В. Горецкий и др. М.: Просвещение, 2012
Дидактическое обеспечение
учебники, раздаточный материал
Дополнительная литература
словарь Ожегова
Интернет-ресурсы
Инфоурок, NSпортал
ЭОРы
Видеозапись, музыкальный файл
Название, содержание этапа урока
Цель этапа
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Результат
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
I. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный момент
Самоопределение к деятельности
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
– Перед тем как начать наш урок, приготовим ладошки и повторим движения за мной (приём «Открытая ладошка»)
Ладошки открыли,
Все страхи забыли.
Луч солнца поймали,
Сильными стали.
Лень сбросили,
От себя отбросили.
На место сели,
Удобно устроились,
На работу настроились.
—Ребята, сегодня на уроке вы будете работать парами группами. Мы будем вспоминать, предполагать, слушать, читать, думать, представлять и при всём этом …улыбаться. Вспомните главное правило работы парами и группами
Самоопределение к деятельности, смыслообразова
ние
Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Волевая саморегуляция
Волевая саморегуляция
II. Мотивация
— В начале нашей беседы давайте прочитаем вместе отрывок из стихотворения Евгения Евтушенко «Берегите эти воды, эти земли…»
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
-Как вы понимаете эти строки?
— О каких зверях внутри нас говорит автор?
— К чему призывает нас Евтушенко?
— Сможет ли жадный и злой человек с любовью относиться к природе, ко всему живому?
— На это способны только люди с богатым внутренним миром, с добрым сердцем, широкой душой.
-Я знакома с творчеством одного такого человека (показываю портрет Н. Некрасова).
-Узнали о ком пойдёт речь?
-Сам он был добрым человеком и герои его произведений отличаются тем же
Ориентация в системе имеющихся знаний
Умение слушать и слышать.
Развитие креативных способностей и критического мышления
Коллективное плавное чтение
Дети отвечают на вопросы.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений к деятельности
-Вы знакомы с произведениями Н.А. Некрасова. Какую тему чаще всего он затрагивает?
-А что из жизни автора вы знаете? Давайте послушаем рассказы…
-Есть очень интересная история написания одного такого произведения. Сегодня нам предстоит возможность с ним познакомиться.
Краткий рассказ учителя:
-В деревне Малые Вежи жил дедушка – одинокий , добрый человек. Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где он жил, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его спутником был дедушка, который знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старший друг были на охоте, совершенно неожиданно пошёл сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и пока пережидали дождь, дедушка рассказал об этом интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение, которое назвал…
-Прочитайте название стихотворения на с. 170
-О чём рассказывает иллюстрация? Можете ещё до чтения сказать, о чём будет текст?
-В какое время года происходят события?
-Что произошло с рекой?
-Кто знает, как называется такое явление.
-Половодье – весенний разлив реки от таяния снега.
-Так почему же жители этой деревни не ходили, а плавали на лодках?
-Как чувствуют себя животные?
Многие из них даже погибают. Поэтому во время половодья животные нуждаются в помощи со стороны человека.
—Как проявляет себя главный герой в этой ситуации?
-Какими качествами должен обладать такой человек, который бережно относится к природе, стремиться придти на помощь тем, кто слабее, или в ней нуждается.
Самостоятельно определяют цели и задачи, способы их достижения; формирование умений и навыков, которые необходимо решить, чтобы решить поставленную учебную задачу
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Умение выполнять поставленную задачу.
Умение точно выражать свои мысли и формулировать ответы на вопросы
IV. Построение проекта выхода из затруднения (открытие детьми новых знаний)
Приём «Подводящий диалог»
Слайд 2
Чтобы вы лучше представили природное явление – половодье, которое мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» сначала давайте рассмотрим репродукцию картины Исаака Ильича Левитана «Весна. Большая вода» и прослушаем отрывок из произведения композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года. Апрель ».
С наступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливает снег и вода начинает бежать ручьями. Ручьи бегут в реки, и реки могут выйти из берегов и затопить лес, деревню, поля. В таких случаях в народе говорят, что землю покрывает полая вода (большая вода, широкий разлив, большое половодье).
Сценка
Вот с такой бедой столкнулись бедные животные, о спасении которых поведал нам автор.
Стихотворение написано давно, в нём много старинных слов, которые требуют объяснения, пользуясь справочной литературой, вы эту работу выполняли самостоятельно по парам. Проверим результат вашей поисковой деятельности.
(слова прочитываются вслух, по рядам, ставится ударение, проговаривается значение слов)
Гинут — гибнут
Силки – приспособление в виде затянутой
петли для ловли птиц и мелких животных
Аршин – старорусская мера длины, длина всей руки от плеча (71 см)
Сажень – старинная мера длины, равная 3 аршинам (2м 13 см)
Зипун – старинная верхняя одежда крестьян, типа кафтана без воротника, изготовленная из грубого сукна яркого цвета
Багор – длинная палка с загнутым металлическим крюком.
Гуторить — разговаривать
Горемыка – слово состоит из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.
Молодцы! Я очень довольна результатом вашей самостоятельной работы.
Теперь нам на много легче будет предполагать, слушать, читать, думать, представлять.
Первичное восприятие текста (читает учитель)
-Что особенно тронуло вас в этом стихотворении?
—Оправдались наши предположения по поводу содержания произведения?
Физкультминутка.
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
Вторичное восприятие текста.
-Есть желание перечитать, стихотворение?
Работа над содержанием
- первой части (до слов «…я раз за дровами…)
— С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ?
-О чём он переживает?
—В каких словах мы слышим большой упрёк мужикам?
-Что можно дописать в цитатный план – характеристику Мазая?
Чтение второй части (до слов «Эток гуторя…»).
— Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке?
– Как Мазай называет зайцев?
-О чём говорят эти слова?
– Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам.
Чтение третьей части (до слов: «Только что начал работать веслом…»)
-Найдите слова, которыми называет Мазай зайцев в этой части.
— С чем сравнивает зайца, стоящего на пне?
— Почему Мазай назвал зайца «горемыка»?
-На кого была похожа зайчиха, которая копошилась у куста?
— Жалко ли вам её? Почему?
Чтение четвертой (до слов: «Было потехи…»)
— Как размещались зайцы на бревне? Сколько их было?
-Какие чувства испытывал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?
— Как спас Мазай десяток этих зайцев?
-А теперь вспомните, что делали мужики баграми в начале рассказа Мазая?
Чтение пятой (до конца)
— Только ли ради потехи «прокатил» он деревней
зайчишек?
— Как отнеслись односельчане к находке Мазая? Как прочитать эти слова?
— Найдите и прочитайте слова, описывающие поведение зайцев увидевших берег.
— Как он называет зайцев в этот момент?
— Какие слова сказал дед зайцам на прощание? Почему?
-Только ли поэтому Мазай не стреляет зайцев, что шкура плоха и линяет косой?
Умение формировать свои мысли и высказывания
Умение выражать свои мысли, строить речевые высказывания
Умение сопоставлять и использовать, имеющиеся знания.
Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач
V. Физминутка для снятия гиперактивности
Учитель называет слова:
-Огонь
-Вода
-Земля
-Ветер
-Солнце
Самоопределение к деятельности, умение принимать правильную осанку, фиксировать позу
Декламируют стихотворение, выполняют движения.
VI. Итог беседы по содержанию стихотворения
Сделаем вывод в своей работе нашей работы.
-С каким произведением мы сегодня познакомились?
-Что же это за охотник, который не стрелял, а спасал зайцев во время половодья?
-Перечитайте строки, в которых раскрывается душевная щедрость этого удивительного охотника?
-Какое отношение к Мазаю пробуждает автор?
—Что ещё нового вы узнали?
-Как бы вы поступили на месте главного героя?
-Хотели бы вы, что бы у вас был такой дедушка?
Умение применять полученные знания.
Умение отвечать на вопросы учителя.
Умение принимать и сохранять учебную задачу на протяжении всего урока.
Учащиеся выполняют задания учителя.
VII.Закрепление. Применение нового знания.
- группа: Озаглавьте иллюстрации. Слайды 3-5
- группа: Тест – игра
-Как внимательны вы были сегодня на уроке покажет тест.
«Найдите ошибки в строках».
В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями её не ловили,
Кабы граблями (силками) её не давили;
Только уселась команда босая (косая),
Весь городочек (островочек) пропал под водой;
«То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь, мальчики (зайчики), деда Мазая!»;
3 группа : составьте сиквейн со словом : Мазай или дедушка Мазай.
Умение работать с текстом учебника, соотносить иллюстрации с текстом;
умение анализировать информацию, представлять в виде картинного рассказа. Извлекать необходимую для выполнения задания информацию из текста произведения
Умение отвечать на вопросы учителя.
Умение принимать и сохранять учебную задачу на протяжении всего урока.
Учащиеся выполняют задания учителя.
VIII.Домашнее задание
- 1-2 группа: с. 170-172, выразительное чтение, выполнить задания на Учи.РУ
- 3 группа: Составить рассказ на тему: «Мы спасены!» или «Однажды мама зайчиха рассказала своим деткам вот какую историю…»
Умение применять полученные знания.
Умение отвечать на вопросы учителя.
Умение организовать свои дела, ставить цель
Индивидуальный подход
[X.Рефлексия
-Белый заяц – считаю, что работал отлично, самостоятельно, у меня все получилось.
Серый заяц – считаю, сто все получилось, но мне помогали товарищи в паре.
-Судя по лодке, на которой вы собрали зайчишек, я могу сделать вывод, что вам сегодня всё удалось, мы все вместе нашли пути решения проблемы, которую сформулировали в начале урока, открыли для себя новые знания. Урок достиг цели. Молодцы!
Рефлексия способов и условий действий
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Контроль и оценка способов своей деятельности
Умение определять результативность образовательной деятельности
Урок литературного
чтения «Дедешка Мазай и зайцы» 3 класс
Цель: совершенствовать
навык вдумчивого чтения на основе изучения стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка
Мазай и зайцы»
Задачи:
Обучающая:
— совершенствовать умение анализировать стихотворение, способствовать
формированию читательской компетенции учащихся;
— формировать умение понимать
внутренний мир главного героя и выражать личностное отношение к прочитанному;
— учить обобщать и делать выводы с опорой на текст.
Развивающая:
— способствовать развитию устной речи, наблюдательности, поэтического вкуса и
образного мышления, способности эмоционально откликаться на события, описанные
автором в произведении,
— способствовать эстетическому
развитию детей, обогащать словарный запас учащихся, способствовать развитию
ассоциативного мышления.
Воспитывающая:
— создавать условия для формирования бережного отношения к природе;
— способствовать раскрытию нравственного смысла произведения: чувство
сострадания, заботливое отношение ко всему живому,
сильнее азарта человеческое чувство
— милосердие, воспитание культуры общения в группе со сверстниками
Планируемые
результаты
Предметные:
Познакомить с рассказом Н. А. Некрасова
«Дедушка Мазай и зайцы»
— совершенствовать технику
чтения, развивать речь, расширять словарный запас учащихся.
Метапредметные:
— излагать и аргументировать свою
точку зрения;
— слушать собеседника и вести
диалог;
— работать в группе, получать
информацию из текста учебника, обсуждать её, формулировать выводы.
Личностные:
— демонстрировать личностный
смысл учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и
способов действий;
— развивать навыки сотрудничества
со взрослыми и сверстниками.
Ход урок
I. Организационный
момент
Мы будем и слушать, и запоминать, и
рассуждать. Ведь чтение без размышления это — простое развлечение.
II. Проверка
домашнего задания.
— С каким произведением мы
познакомились на предыдущем уроке? (Стихотворением Н.
А. Некрасова «Не ветер бушует над
бором…»), выучить наизусть.
III. Речевая
разминка. Слайд
— Прочитайте стихотворение Е.А.
Евтушенко. Читаем про себя, тихо, громко, выразительно
Берегите эти воды,
эти земли,
Даже малую
былиночку любя.
Берегите всех
зверей внутри природы,
Убивайте лишь
зверей внутри себя.
— Как вы понимаете эти строки?
— О каких зверях внутри нас говорит
автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень)
— К чему призывает автор? (Автор
призывает нас беречь и любить природу, все то,
что нас окружает.)
IV. Актуализация
знаний
К вам на урок я пришла с
замечательной книгой и не случайно.
1. Беседа
— Как называется книга? («Тайны»)
— А что такое тайна? (ответы
детей)
Толковый словарь Ожегова дает нам
такое объяснение этому слову (зачитать)
— Назовите однокоренные слова к
слову тайна
— Подберите синонимы к этому слову
— С каким словом связано слово
тайна? (с открытием)
— В математике вы открываете какие
тайны?
— Какие тайны вы открываете на
уроках русского языка? литературы?
V. Сообщение
темы урока.
— Сегодня на уроке мы продолжим
тему природы и ознакомимся еще с одним из произведений Николая Алексеевича
«Дедушка Мазай и зайцы».
Пробегите глазами по произведению и
посмотрите на выделенные слова и рисунки к произведению. Они нам помогут понять
о ком пойдёт речь в произведении.
Что обозначают выделенные слова, заглянем
в словарь учебника.
(Попробуем приоткрыть тайны,
спрятанные в стихотворении Н Некрасова)
1. Работа по
картине. Слайд.
— Красоту и гармоничность природы
можно передать не только словом, как это делают
писатели и поэты. Художники кистью
и красками, музыканты – нотами.
— Чтобы вы лучше поняли
стихотворение Некрасова и представил описанную поэтом ситуацию, сначала давайте
рассмотрим репродукцию картины В. Волкова «Весеннее половодье» и прослушаем
отрывок из произведения известного композитора Петра Ильича Чайковского из
цикла «Времена года». Художник-живописец очень точно описал то время года и
природные явления, которые мы будем наблюдать в стихотворении «Дедушка Мазай и
зайцы».
— Скажите, какое время года
изображено?
(Это весна, потому что в роще деревья сейчас без листочков, но чувствуется,
что скоро они появятся.)
— Но не только весной деревья
бывают без листьев, солнышко светит в любое время
года, а радостное настроение мы
испытываем и при виде первого снега. Почему же
мы говорим именно о весне? (Небо
и вода такими чистыми и прозрачными бывают только весной.)
— Где происходит действие картины?
(на реке)
— Что произошло с рекой?
— Когда реки выходят из берегов?
(река разлилась, затопила берег…)
— Что тогда может произойти?
(вода может затопить дома, гибнут в норках животные)
— Почему это явление называется половодьем? (половодье– полная вода,
много воды)
— Как бы вы назвали картину? (Весна.
Ранняя весна. Наводнение. Река разлилась.)
– В Волков назвал свою картину
«Весеннее половодье»
2. Знакомство с
историей написания стих-я «Дедушка Мазай и зайцы».
— Историю, случившуюся в половодье,
в одном из своих стихотворений рассказал Н.А. Некрасов. В учебнике помещен
только отрывок этого произведения, поэтому, я расскажу вам предысторию.
— В деревне Малые
Вежи жил одинокий, добрый человек. Все звали его дедушкой Мазаем.
Он любил природу и большую часть жизни проводил в лесу. Деревня, где жил
Мазай была особенная. Каждую весну река выходила из берегов и затопляла
дома и огороды, поэтому жители догадались поставить дома на столбы. Зато
летом Малые Вежи утопали в зелени. Некрасову нравилась эта тихая, зеленая
деревня. Каждый год он приезжал туда поохотиться, побродить по лесу,
отдохнуть. Его неизменным спутником был старый Мазай. Он знал много
забавных историй. А Некрасов любил их слушать. На основе одной такой
истории Некрасов и написал стихотворение.
VI. Работа над
произведением
— Вы сейчас услышите отрывок из
стихотворения в исполнении артиста Грибова. (Запись)
— Какие чувства вы переживали,
когда слушали его? (чувство страха за зайцев, их
было жалко…)
— Прочитайте про себя.
2. Открытие первой
тайны
— С каких мыслей Мазай начинает
свой рассказ? О чём он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят
сетями, силками давят.)
— В каких словах звучит упрек
жестоким людям? Как нужно прочитать эти слова?
— Почему дед Мазай отправился за
дровами на лодке? (Дров с реки нагоняет много в половодье, весной. Он
их собирал.)
— От чьего лица ведется рассказ?(О
тлица рассказчика — охотник, который каждое лето приезжает в деревню Малые Вежи
и любит слушать рассказы Дедушки Мазая.
— Итак, мы сделали первый шаг в разгадывании тайны стихотворения
Физминутка
МУЗЫКА
Давайте
попробуем вжиться в роль деда Мазая и вместе с ним отправимся за Дровами
3. Тайна
человеческого сердца
—
Попробуем прикоснуться к тайне дедушки Мазая?
– Как характеризуют Мазая слова, с
которыми он обращается к зайцам?
— Найдите сравнения, с кем сравнивает
дед Мазай зайцев? (купчиха, горемыка…)
— Жалко ли вам зайчиху? Почему?
(ей было тяжелее других)
— Как размещались зайцы на бревне?
(сидя,и стоя, и лёжа пластом…)
– Какие чувства испытал Мазай,
когда увидел зайцев на бревне? (Удивление, жалость, радость – когда и
этих зайцев спас.)
— Только ли ради потехи «прокатил
он деревней зайчишек»? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)
— Как отнеслись односельчане к
находке Мазая?
— Прочитайте, как описывает
Некрасов поведение зайцев, увидевших берег.
— Какие слова он им сказал на
прощанье? Почему? (Но уж зимой зайцы не попадайтесь! Мазай- охотник, а зимой
охота на зайцев разрешена).
— Удалось ли нам прикоснуться к
тайне дедушки Мазая?
— О какой тайне человеческой души
поведал нам Некрасов? (Удивительным охотником, который не стрелял, а
спасал зайчишек во время половодья).
4. Образное
рисование.
— Каждый из вас по-разному
воспринял образ дедушки Мазая
— Закройте глаза и попытайтесь
представить Мазая.
А теперь посмотрите н эту картинку.
К какой части стихотворения она
больше подходит? Найдите ее.
– Зачитайте
5.Найдите
ошибки-опечатки Игра-тест
В пятеро больше бы дичи велось,
Кабы мешками ее не ловили…
(сетями)
Только осенние воды нахлынут…
(весенние)
Сами ни с места: я взял одного,
прочим скомандовал: плывите за нами…
(прыгайте сами)
… Только уселась команда босая,
весь островок пропал
подводой…(косая)
Глядь, у куста копошится
лосиха…(зайчиха)
мои зайчики точно сбесились,
Смотрят, на задние лапы встают,
Дружно кричат, грести не дают…
(лодку качают)
За ночь соседи мои
отогрелись,
Высохли, выспались, плотно
наелись… (больные)
VII. Рефлексия
— Какую же самую главную тайну
открыли мы сегодня на уроке? (тайну человеческого сердца)
— Напишите на листочках, какими же
качествами должен обладать человек с таким сердцем и прикрепите свои листочки к
сердечку.
— А вам хотелось ли быть похожим на
дедушку Мазая?
VIII. Домашнее
задание
1. Выразительное чтение
стихотворения
2. Составить рассказ на тему «Мы
спасены!» Начни словами
«Однажды, мама Зайчиха рассказала
своим деткам вот такую историю…»