Тест по сказке Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек»
Если ты внимательно читал эту сказку или смотрел мультфильм, то пройти тест не составит большого труда.
Начало теста:
1 вопрос
Кто рассказал С. Т. Аксакову сказку про аленький цветочек?
Варианты ответов:
- Друг отца
- Ключница Пелагея
- Бабушка
2 вопрос
Какими словами начинается эта сказка?
Варианты ответов:
- «Жили-были дед да баба»
- «В некотором царстве, в некотором государстве»
- «Давным –давно…»
3 вопрос
Кем по роду занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»?
Варианты ответов:
- Кузнец
- Купец, торговый человек
- Рыбак
4 вопрос
Каким видом транспорта пользовался отец для своих торговых дел?
Варианты ответов:
- Торговыми кораблями
- Верблюдами
- Лошадьми
5 вопрос
Какими товарами торговал отец?
Варианты ответов:
- Золото, серебро
- Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг
- Специи
6 вопрос
Чем прогневал отец чудище, когда находился у него в гостях?
Варианты ответов:
- Без разрешения вошел во дворец
- Самовольно сорвал любимый цветок хозяина
- Съел все угощения на столе
7 вопрос
Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?
Варианты ответов:
- Сапоги-скороходы
- Золотой перстень
- Шапку-невидимку
8 вопрос
На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного?
Варианты ответов:
- На левый указательный
- На правый средний
- На правый мизинец
9 вопрос
Какие птицы доставили девушку во дворец к чудищу?
Варианты ответов:
- Журавли
- Белоснежные лебеди
- Орлы
От команды разработчиков Конструктора Тестов: Посмотрите и пользуйтесь нашим новым проектом:
Сборник всех промокодов
Покупайте в известных магазинах с хорошими скидками!
Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Отправить сообщение
3 495 просмотров
Верно 138 / С ошибками 568
- 0
- 0
Популярные тесты
-
Сможем ли мы угадать ваш возраст, задав вам 5 вопросов?
HTML-код
Никитин КонстантинКоличество прохождений: 567 822
780 226 просмотров — 20 декабря 2016
Пройти тест -
Не заглядывая в Гугл, сможете ответить хотя бы на половину вопросов этого теста?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 419 353
683 059 просмотров — 22 августа 2019
Пройти тест -
Сможете ответить на вопросы на общие знания, в которых стыдно сделать ошибку?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 297 721
487 093 просмотров — 24 декабря 2018
Пройти тест -
Что вас ждет в старости?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 395 075
657 720 просмотров — 09 сентября 2018
Пройти тест -
Тест на общую эрудицию. Сумеешь набрать хотя бы 10 баллов?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 419 668
698 936 просмотров — 12 июня 2018
Пройти тест -
Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 302 763
489 591 просмотров — 10 марта 2019
Пройти тест -
Хватит ли вашей эрудиции, чтобы пройти этот тест без помощи интернета?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 364 747
572 421 просмотров — 07 августа 2019
Пройти тест -
Докажите свою высокоинтеллектуальность, набрав в нашем тесте на общие знания 13/13
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 297 616
520 567 просмотров — 21 марта 2019
Пройти тест -
А вы сможете продолжить эти 13 крылатых фраз?
HTML-код
ВладленаКоличество прохождений: 428 615
661 168 просмотров — 31 марта 2020
Пройти тест -
Тест на знание всего на свете: Осилите его на все 100%?
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 385 672
596 234 просмотров — 15 марта 2019
Пройти тест -
Тест по фильмам СССР: Сможете пройти его на все 10/10? (Часть 2)
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 328 967
526 211 просмотров — 04 марта 2019
Пройти тест -
У вас должно быть как минимум два образования, чтобы пройти этот тест хотя бы на 9/12
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 464 500
888 941 просмотров — 12 февраля 2019
Пройти тест -
Вас можно назвать ходячей энциклопедией, если сможете набрать восемь правильных ответов
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 463 764
745 250 просмотров — 22 ноября 2018
Пройти тест -
Цветовой тест: попробуем отгадать ваш возраст всего за 9 вопросов
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 288 396
520 724 просмотров — 07 августа 2019
Пройти тест -
Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 569 568
1 180 458 просмотров — 04 августа 2019
Пройти тест -
Ваш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ
HTML-код
АннаКоличество прохождений: 688 525
1 297 745 просмотров — 09 апреля 2020
Пройти тест -
Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время
HTML-код
АндрейКоличество прохождений: 296 347
480 635 просмотров — 27 февраля 2019
Пройти тест -
Ваша эрудиция на высоте, если осилите наш тест хотя бы на 8/11 — ТЕСТ
HTML-код
АннаКоличество прохождений: 326 323
536 476 просмотров — 04 апреля 2020
Пройти тест -
Звериный интеллект: скольких животных ты знаешь?
HTML-код
Всякие Научные ШтукиКоличество прохождений: 615 584
880 668 просмотров — 12 февраля 2019
Пройти тест -
Тест: Узнайте в каком году вы должны были родиться на самом деле?
HTML-код
Никитин КонстантинКоличество прохождений: 425 487
613 193 просмотров — 25 декабря 2016
Пройти тест
HTML-код для вставки на сайт
Теперь тесты из блоков новинок и популярных отображаются внутри вашего сайта, что увеличивает просмотры ваших страниц в 5 раз!
Все комментарии после публикации проходят строгую модерацию!
OK
«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»
Литературная игра по сказке С.Т. Аксакова (для
учащихся 1-5 классов).
Цели и задачи:
• Воспитывать милосердие, сострадание
• Познакомить с творчеством русского
писателя С.Т.Аксакова.
Подготовка:
Портрет С.Т. Аксакова, (если возможно, то
портреты ключницы Пелагеи, французских писательниц Жанны-Мари Ле Принс де Бомон
(1711-1780) и Стефани-Фелиситеи де Жанлис (1746-1830), обложка к сказке
«Красавица и чудовище», иллюстрации к сказке «Аленький цветочек» (дочки купца),
заготовки алых лепестков и сердцевины цветка, клей, ручки.
Аудитория делится на группы (3-4 человека). За
правильный ответ группа получает лепесток.
Беседа.
Библиотекарь: Сегодня у нас с вами не простой
урок, а – волшебный, так как мы побываем в мире, где творится добро, происходят
всякие чудеса.
Сегодня мы поведём разговор о сказке Сергея
Тимофеевича Аксакова (1791-1859) «Аленький цветочек». Большинство читателей не
знают, что основные свои произведения С.Т.Аксаков написал, превозмогая боль,
усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец. «Аленький цветочек» – одна
из самых добрых и мудрых сказок. «Сказка ключницы Пелагеи» – значится в
подзаголовке.
— Как же появилась на свет сказка
«Аленький цветочек»? А была ли на самом деле ключница, которая рассказала
Аксакову сказку?
Как-то к маленькому мальчику Серёже Аксакову
пришла перед сном, ключница Пелагея, «помолилась Богу, вздохнула несколько раз,
по своей привычке всякий раз приговаривая: «Господи, помилуй нас грешных», села
у печки, и начала говорить немного нараспев:
«В некиим царстве, в некиим государстве
жил-был богатый купец, именитый человек…
— Кто же была эта Пелагея?
Крепостная крестьянка… Ключница Пелагея –
прислуга в поместье Аксаковых – следила за хозяйством в доме. У неё были все
ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того, чтобы рассказала
сказки перед сном для маленького Серёжи. Она была великая мастерица
рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слышал
её в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему
нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми
прибаутками.
Осенью 1854 года в подмосковное Абрамцево, где
Аксаков жил почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и
привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич
в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька
по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а
где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!» И он стал рассказывать ей
про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой
Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную
ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и
собирал… Но сказки – не было. Погостивши, Оленька уехала. А чуть позже
дедушка все же написал для нее сказку, которую назвал
«Аленький цветочек».
Портрет Аксакова С. Т.
Итак, сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»
о волшебной силе любви и добра. И в связи с этим в жизни происходят очень
интересные случаи. Так было и с автором «Аленького цветочка».
Спустя несколько лет после опубликования
сказки «Аленький цветочек» С.Т. Аксаков поразился, когда прочитал сказку
французской писательницы госпожи Бомон «Красавица и зверь» на такой же сюжет. А
спустя ещё некоторое время в Кавказском театре он увидел оперу французского
композитора Гретри «Земфира и Азор», сюжет её был такой же, как в
«Аленьком цветочке». Но это ещё не всё. В 18
веке читателям была известна сказка французской писательницы Жанлис
«Красавица и чудовище»: Обложка
«Красавица и чудовище»
— Как же так, не могла же Пелагея
этим французам рассказать свою сказку? Как вы думаете, ребята, в чем секрет?
Оказывается, всё наоборот. Все сказки на этот
сюжет были написаны французскими писателями и вышли не из русского, а из
французского фольклора.
— Как же простая русская крестьянка,
не умеющая ни читать, ни писать, узнала об этих сказках?
(Ответы детей).
— Эта сказка о цветочке или аленький
цветочек сравнивают с сердцем младшей дочери?
— Какой же смысл вложил писатель в
образ волшебного аленького цветочка?
Аленький цветочек – символ настоящей
преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю,
скрытую от глаз, красоту. Под её воздействием любимый человек преображается –
становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание – самые
главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого
мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
Викторина 1.
Итак, начинаем нашу игру.
1. Кто рассказал Аксакову сказку об
аленьком цветочке? (Ключница Пелагея).
2. На какой палец надо было надеть
волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского, зверя лесного? (На
правый мизинец. Дам я тебе перстень с руки моей: кто наденет его на правый
мизинец, тот очутится там, где пожелает).
3. Какую из дочерей купец любил больше
и за что? (Младшую, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее).
4. Какое чувство руководило сестрами,
когда они переводили стрелки на час назад? (Зависть).
5. Через какое время обещала вернуться
к чудищу купеческая дочь? (За час до истечения 3 дней и 3 ночей).
6. Какой по счёту пленницей была во
дворце у чудовища купеческая дочь? (Двенадцатой – ни одна не полюбила меня за
мои ласки и угождения, за мою душу добрую).
7. Сколько лет провёл принц в образе
зверя лесного, чуда морского? (И жил я таким страшилищем и пугалом ровно 30
лет).
8. Как вы думаете, что помогло дочери
купеческой справиться со злыми чарами? (Верность данному слову; преданность;
бескорыстная, искренняя любовь).
9. Как называлась сказка французской
писательницы Жанлис, которая повторяет сюжет сказки «Аленький цветочек».
(«Красавица и Чудовище»).
10. Что заказала отцу себе в подарок
старшая дочь? (Венец)
11. Что пожелала получить в подарок
средняя дочь? (Зеркало)
12. О каком подарке мечтала младшая,
самая любимая дочь? (Аленький цветочек)
13. Что особенного было в венце, который
привез старшей дочери отец? (Этот золотой венец из каменьев самоцветных, от
которых свет, как от месяца полного и как от солнца красного, и светло от него
в тёмную ночь, как среди бела дня).
14. Каким свойством обладало зеркало,
которое привез отец средней дочери? (Это, из хрусталя восточного зеркало, имело
такое свойство, что в нём была видна вся красота поднебесная, и, смотрясь в
него, девушка только прибавляет себе красоты)
15. А что особенного было в цветочке,
который достал отец младшей дочери? (Аленький цветочек был такой, краше
которого не было больше цветка на свете)
16. Как узнала младшая дочь о
существовании аленького цветочка? (Она увидела его во сне, и была поражена его
красотой)
17. Кем по роду занятий был отец трёх
сестёр из сказки «Аленький цветочек»? (Купец, торговый человек)
18. С помощью чего обычно приобретал
подарки и товары отец? (С помощью денег, которым все двери открыты)
19. Каким видом транспорта пользовался
отец-купец для своих торговых дел? (Торговыми кораблями, потому что вёл
торговлю он со странами, до которых можно только добраться по воде)
20. Какими, чисто российскими товарами
он торговал? (Сибирские меха, уральские самоцветы и камни, жемчуг и многое
другое)
21. В какие страны плавал по торговым
делам отец-купец? (В далёкие заморские страны)
22. Уезжая по своим купеческим делам,
что наказывал отец дочерям?
(Наказываю я вам жить без меня честно и
смирно).
23. И коли без меня вы будете жить
честно и смирно, то…, что пообещал купец дочерям? (Привезу вам такие гостинцы,
какие сами захотите).
24. Налетели на него разбойники,
бусурманские, турецкие да индейские, и, увидя беду неминучую, что делает купец?
(Бросает свои караваны богатые со прислугою своей верною и бежит в тёмные
леса).
25. Как купец вышел ко дворцу зверя
лесного, чуда морского? (Увидел впереди будто зарево, не хотел в ту сторону
идти, думал, что лес горит, но другого пути не было).
26. Назовите полное имя хозяина
аленького цветочка. (Зверь лесной, чудо морское)
27. Опишите внешний вид чудища, которое
повстречал купец, затем и его дочь. (Страшен был зверь лесной, чудо морское:
руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы
великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки,
нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные).
28. Какими положительными качествами
обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей? (Доброе сердце,
гостеприимство, речи ласковые и толковые)
29. Кто из дочерей купца добровольно
согласился отправиться к чудищу? (Младшая дочь – для меня ты достал аленький цветочек,
и мне надо выручать тебя).
30. Чем прогневал купец чудище, когда
находился у него в гостях? (Он самовольно сорвал любимый цветок хозяина)
31. Где рос аленький цветочек, и каким
он был? (В саду, на зеленом пригорке – цветок цвету алого, красоты невиданной и
неслыханной).
32. Как ты посмел сорвать в моём саду
мой заповедный, любимый цветок? Для чего нужен был цветок чудищу? (Я хранил его
паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня
всей утехи моей жизни).
33. Как принял купца хозяин дворца и
сада? (Я принял тебя, как дорогого гостя и званого, накормил, напоил и спать
уложил).
34. Как оказалась девушка во дворце чуда
морского, зверя лесного? (Вынимает отец перстень из ларца кованого, надевает
перстень на правый мизинец меньшой дочери – и не стало её).
35. Чем занималась дочь купеческая во
дворце чуда лесного? (Рукодельями занималась, вышивала серебром и золотом).
36. Где остался стоять аленький
цветочек? (Он вылетел из рук её и прирос к стеблю прежнему и расцвёл краше прежнего).
37. Как живётся девушке во дворце чуда
морского? (Я живу во дворце как королевишна, пишет она родителю).
38. Когда наказал девушке вернуться во
дворец чудо лесное? ( Ровно за час до трёх дней и трёх ночей).
39. Какую подлость совершили сестры, в
отношении младшей сестры, чтобы она не смогла вовремя вернуться во дворец? (Они
перевели все часы в доме на один час назад, а чтобы никто этого не заметил,
закрыли ставни).
40. Что произошло во дворце чудища,
когда девушка не вернулась к назначенному сроку? (Все погибло там, замерло,
затихло, свет небесный погас)
41. Где нашла девушка своего друга
милого, господина любимого? (На пригорке, в саду, обнимающим аленький цветочек)
42. Как вы думаете, почему умер зверь
лесной, чудо морское? (От тоски, от любви к девушке, потому что подумал, что
она больше не вернется).
43. В чём был секрет чуда лесного, зверя
морского, что с ним случилось в малолетнем возрасте? (Он был заколдован злой
волшебницей до тех пор, пока не полюбит его девушка)
44. Полюбила ли дочь купеческая чудище
безобразное за его доброту к ней?
(Я люблю тебя как жениха желанного).
45. Скажите, кем на самом деле был зверь
лесной, чудо морское?
(Королевичем).
46. Для кого Аксаков написал сказку? (В
семье Аксакова было много детей, а внучка была одна. Своей единственной внучке
Оленьке он и посвятил эту сказку).
47. А могли ли быть на месте младшей
дочери её сёстры? (Нет, они не захотели выручить отца и пойти к зверю лесному).
48. Справилась ли со страхом своим дочь
купеческая, когда услышала голос зверя лесного? (Со страхом своим совладала и
виду, что испугалася, не показала).
49. И страшен был зверь лесной, чудо
морское и, увидев его, стала ли девушка с ним общаться? (И стало ей жалко и
совестно, что испугалась – тут пошли у них беседы пуще прежнего).
50. Кто автор сказки «Аленький
цветочек?». (Сергей Тимофеевич Аксаков).
Викторина 2.
Характеристика героев.
Что мы узнали о сёстрах из сказки?
Портреты трёх сестёр помогут вам рассказать о
них.
1. Старшая? (Горделивая, она просит
для себя венец самоцветный, да такой, как у королевы заморской).
Д. Недобрая, завистливая. Она неблагодарная.
Не пошла выручить отца.
2. А средняя?
Д. Средняя – самолюбивая. Ей нужны только
богатства, да чтоб ее красота не старилась. Неблагодарная тоже.
3. А младшая дочь? Какая она?
Д. Добрая, ласковая, (смелая) приветливая.
4. Зачем младшей нужен был аленький
цветочек?
Д. Для радости, утешения.
5. Что же помогло снять заклятие со
зверя лесного, чуда морского?
Д. Любовь девушки.
6. За что же полюбила девушка чудище?
Д. (зачитывают текст)
7. О чем рассказал Аксаков в этой
сказке?
Д. Он рассказал о самоотверженной любви,
верности и преданности.
8. Какой урок он преподает своей
внучке и нам, читателям?
Д. Что добрые чувства могут победить зло. Любовь
все побеждает.
9. К какой группе литературных сказок
относится сказка «Аленький цветочек»?
Д. Это волшебная сказка.
10. Почему?
Д. В ней чудеса. Сказочные превращения,
троекратность событий.
Викторина 3
1. Какими словами начинается эта
сказка?
а) «В некиим царстве, в некиим государстве…»
б) «За горами, за лесами, за широкими морями…» в) «Три девицы под окном…»
2. Какая из дочерей попросила купца
привезти из дальних стран аленький цветочек? а) старшая б) средняя в) младшая
3. Что случилось с купцом в дороге? а)
весь товар утонул
б) весь товар сгорел
в) на его караваны напали разбойники
4. С каким условием чудище мохнатое
отпустило купца? а) если он отдаст аленький цветочек
б) если заплатит за цветочек золотом
в) если он пришлет вместо себя одну из дочерей
5. Какой волшебный предмет дал зверь
лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро очутиться дома?
а) золотой перстень
б) медный браслет
в) изумрудное ожерелье
6. Что стало с сорванным аленьким
цветочком?
а) остался в купеческом доме на радость
сестрам б) прирос к прежнему стеблю
в) завял
7. Как жилось девушке во дворце у
зверя лесного, чуда морского? а) исполнялись все ее желания
б) ей приходилось работать с утра до ночи
в) она пребывала в постоянной тоске и печали
8. На сколько дней отпустил зверь
лесной, чудо морское купеческую дочь домой?
а) на один день и одну ночь б) на три дня и
три ночи в) на пять дней и пять ночей
9. Дочь купца вернулась во дворец с
опозданием, потому что, а) долго прощалась с отцом
б) долго не могла решить, возвращаться или нет
в) сестры перевели часы назад
10. Кем оказался зверь лесной, чудо
морское?
а) заколдованным принцем
б) злым колдуном в) карликом
Вот и подошли мы к конечному пункту нашего
путешествия, и сейчас посмотрим, насколько, кто продвинулся к заветному
аленькому цветочку.
Подведение результатов.
И последнее испытание, которое предстоит
пройти нашему победителю, чтобы взять заветный цветок, это ответить на два
вопроса.
Вопросы победителю:
1) С помощью чего можно попасть в
волшебный дворец? (Волшебного кольца)
2) Покажите, как пользоваться этим
кольцом? (На правый мизинец).
Библиотекарь: Сказка эта живет уже около 150
лет, и не на день не стареет, потому что никогда не исчезнут добро и любовь.
Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.
Подведем итог нашего урока. На каждом из алых
лепестков, полученных за правильные ответы, напишите по 1-му слову, которое
скажет, чему научила вас сказка. Соберите в своей группе аленький цветочек:
алые лепестки приклейте к сердцевине. (Готовые цветы прикрепляются на доске)
В душе у каждого человека должен быть Аленький
цветочек. Посмотрите, сколько у нас на поляне Аленьких цветочков! Пусть они
расцветут и в душе каждого из нас.
Вот мы и завершили наше путешествие, и как
говорится в сказке: «Вот и сказке конец, а кто слушал молодец».
Лукиных Ольга Анатольевна
17.12.2021.
Тест. Начальные классы, 4 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тест на проверку знания содержания сказки «Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова
Вопрос 1
Укажи значение слова «парча»
Варианты ответов
- шёлковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями
- плотная шёлковая ткань с мягким гладким и густым ворсом
- шёлковая гладкая блестящая ткань
Вопрос 2
Укажи значение слова «тувалет»
Варианты ответов
- комплект дорогой одежды
- стол с зеркалом и всеми принадлежностями
- набор украшений
Вопрос 3
Укажи значение выражения «паче зеницы ока»
Варианты ответов
- беречь больше, чем глаза
- беречь больше, чем жизнь
- беречь больше, чем имущество
Вопрос 4
Укажи значение выражения «пригорок муравчатый»
Варианты ответов
- глинистый или каменистый, на котором почти ничего не растёт
- небольшой, еле заметный среди высокой травы
- поросший мягкой и сочной травой
Вопрос 5
Укажи значение выражения «дворовая челядь»
Варианты ответов
- охранники
- воры
- прислуга
- соседи
Вопрос 6
Кого любил купец ольше всего своего богатства?
Варианты ответов
- меньшую дочь
- дочерей
- старшую дочь
- себя
- свой народ
Вопрос 7
Куда собрался купец?
Варианты ответов
- в тридесятое царство, тридевятое государство
- в Индию
- в путешествие по всему миру
- в тридевятое царство, тридесятое государство
Вопрос 8
Зачем он туда отправился?
Варианты ответов
- на поиск Жар-птицы и птицы Счастья
- отвезти подарки заморскому царю
- с научно-познавательной целью
- по торговым делам
Вопрос 9
Какой наказ купец дал своим дочерям?
Варианты ответов
- жить дружно и весело
- жить в учёбе и трудах
- жить честно и смирно
Вопрос 10
Какой гостинец попросила старшая дочь?
Варианты ответов
- наряд из золотой парчи и мехов чёрного соболя
- тувалет из хрусталю восточного
- ожерелье из жемчуга бурмицкого
- цветочек аленький, краше которого нет на белом свете
- золотой венец из каменьев самоцветных
Вопрос 11
Какой гостинец попросила средняя дочь?
Варианты ответов
- цветочек аленький, краше которого нет на белом свете
- золотой венец из каменьев самоцветных
- ожерелье из жемчуга бурмицкого
- тувалет из хрусталю восточного
- наряд из золотой парчи и мехов чёрного соболя
Вопрос 12
Каким должен был быть аленький цветочек для младшей дочери?
Варианты ответов
- сияющим всеми цветами семицветной радуги
- горящими огнями золотыми, серебряными
- умеющим выполнять желания
- самым красивым на свете
Вопрос 13
Почему просьба младшей дочери была самой трудной?
Варианты ответов
- купец знал, что цветок находится в очень труднодоступном месте
- купец знал, что цветочек очень хорошо охраняют
- купец не знал, как опредлить что найденный цветочек — самый красивый на свете
- купец не знал, как довезти цветочек до дома
Вопрос 14
Почему купец мог идти по дремучему лесу только вперёд?
Варианты ответов
- сзади слышался шум догонявших его грабителей
- сзади и по сторонам светились волчьи глаза
- перед ним деревья и кусты расступались, а за ним и по сторонам — смыкались
- у него был волшебный клубочек который дорогу указывал
Вопрос 15
Что купец увидел на поляне?
Варианты ответов
- замок
- чертог
- дворец
- терем
Вопрос 16
Что нашёл купец в саду?
Варианты ответов
- скатерть-самобранку
- аленьких цветочков видимо-невидимо
- аленький цветочек
- яблоню с молодильными яблоками
Вопрос 17
Чем пригрозил купцу хозяин сада?
Варианты ответов
- пожизненным заточением
- ослеплением
- смертью
Вопрос 18
Что должен был сделать купец в обмен на свою свободу?
Варианты ответов
- прислать вместо себя самую красивую из дочерей
- отдать всё своё имущество
- прислать вместо себя всех своих дочерей
- прислать вместо себя самую любимую из всех дочерей
- прислать вместо себя одну из своих дочерей
Вопрос 19
Как купец оказался дома?
Варианты ответов
- надел волшебный перстень на левый мизинец
- надел волшебный перстень на правый указательный палец
- надел волшебный перстень на правый мизинец
- надел волшебный перстень на левый указательный палец
Вопрос 20
О чём спрашивали купца старшие дочери?
Варианты ответов
- Что с ним случилось?
- Где их подарки?
- Не потерял ли он своего богатства?
- Как шла торговля?
Вопрос 21
О чём спрашивала купца младшая дочь?
Варианты ответов
- Как он быстро очутился дома?
- Нашёл ли он аленький цветочек?
- Какое у него горе сердешное?
- Как шла торговля?
Вопрос 22
Как обяснили старшие дочери почему они отказались выручить отца?
Варианты ответов
- сказали, то сам виноват
- сказали, что пусть выручает та дочь, ради кого он всё это затеял
- сказали, что им всё равно
- сказали, что боятся
Вопрос 23
Что девушка сделала с аленьким цветочком?
Варианты ответов
- поставила в драгоценную вазу
- положила на золотую полку
- отнесла на прежнее место
- засушила в старинной книге
Вопрос 24
Как хозяин дворца общался с девушкой?
Варианты ответов
- строго, но справедливо
- учил работать по дому
- исполнял все её желания
- не обращал внимания
Вопрос 25
Почему хозяин дворца показался девушке?
Варианты ответов
- решил приручить к себе
- решил её испугать
- решил её съесть
- она его уговорила
Вопрос 26
Как после этого девушка общалась с хозяином дворца?
Варианты ответов
- со скрытым страхом
- пряталась от него
- так же ласково
- не разговаривала с ним
Вопрос 27
Почему девушка захотела побывать дома?
Варианты ответов
- она затосковала по дому
- приснился сон, что батюшка заболел
- хотела отнести отцу и сёстрам гостинцы
- задумала сбежать от хозяина дворца
Вопрос 28
О чём хозяин дворца предупредил девушку?
Варианты ответов
- если она через три дня и три ночи не вернётся, она умрёт
- если она через три дня и три ночи не вернётся, то больше никогда не вернётся
- если она не вернётся через три дня и три ночи, то он умрёт
Вопрос 29
Что старшие сёстры предложили младшей?
Варианты ответов
- пригласить чудище к ним в гости
- не возвращаться
- вернуться раньше срока
Вопрос 30
Что ответила им младшая сестра?
Варианты ответов
- что она боится так поступать
- что она не хочет проявлять неблагодарность
- что она сама знает, что ей делать
Вопрос 31
Что сделали старшие сёстры?
Варианты ответов
- выбросили перстень, чтобы сестра не вернулась назад
- сломали часы
- перевели стрелки на час вперёд
- перевели стрелки на час назад
Вопрос 32
Почему младшая сестра вернулась во дворец раньше срока?
Варианты ответов
- сёстры ей рассказали о часах
- она догадалась о замысле сестёр
- сердце не вытерпело
- ей надоело сидеть дома
Вопрос 33
Что произошло после признания девушки в любви хозяину дворца?
Варианты ответов
- всё окутал волшебный туман
- всё осветило волшебное сияние
- засверкали молнии и послышался гром
- загрохотал гром и начался дождь
Вопрос 34
Сколько девушек не смогли полюбить чудище?
Варианты ответов
- 9
- 10
- 11
- 12
Вопрос 35
За что была вознаграждена младшая дочь? Отметь два верных ответа.
Варианты ответов
- за умение быть послушной
- за умение любить и верность
- за красоту неописанную
- за добрую душу
Тема урока: «Герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»»
Метапредметные: создать условия для формирования УУД.
Воспитательные: воспитать интерес к миру русской поэзии и жизни талантливых людей.
Средства: проектор, ноутбук, экран, мультимедийная презентация.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты
Мотивация
Закончилась перемена,
Прозвенел звонок.
И мы начинаем
Чтения урок.
— Добрый день, ребята! Меня зовут Мария Максимовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Тихонько садимся.
— Перед началом нашего урока давайте проведём речевую разминку.
— Вспомним правила посадки за столом.
1. Сидим ровно.
2. Ноги стоят ровно.
3. Спинка прижата к стулу.
4. Расстояние между вами и партой должна быть одна ладошка.
— На слайде вы видите небольшое четверостишие, прочитайте его про себя.
на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
ан – ан – ан – собери свой чемодан;
ин – ин – ин – вы ходили в магазин?
— Теперь читаем вместе в среднем темпе (в быстром темпе, в медленном темпе)
— Молодцы!
Приветствуют учителя, выполняют речевую разминку.
Регулятивные:
- формулировать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения;
- оценивать свои достижения.
Коммуникативные:
- понимать цель своего высказывания;
- участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.
Предметные:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- задавать вопросы по прочитанному, находить на них ответы в тексте.
Целеполагание
— Давайте вспомним, над каким произведением мы работали на прошлом уроке?
— Кто автор этого произведения?
— А к какому жанру относится это произведение?
— Вспомните, что такое сказка?
— Верно. Сказка – один из жанров фольклора, в котором есть сказочные герои, предметы и происходят волшебные события.
— Сегодня мы с вами продолжим работу над этой замечательной сказкой и постараемся разобрать каждого героя.
— Попробуем сформулировать тему и цель урока.
— Аленький цветочек.
— Сергей Тимофеевич Аксаков.
— К сказке.
Ответы учащихся.
— Тема: герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Цель: дать характеристику героям сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
Личностные:
- проявлять интерес к учебному материалу;
- стремиться к приобретению и углублению знаний;
- управление своим настроением, умение выражать эмоции.
Коммуникативные:
- понимать цель своего высказывания;
- участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.
Открытие нового знания, актуализация знаний.
— Откройте свои тетради, запишите число.
— Давайте вспомним сюжет сказки. Расставьте сюжетные картинки в правильном порядке.
— Вспомните, какие герои встретились вам в этой сказке?
— Перечислите их в ваших
тетрадях (купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище).
Физминутка «Цветок»
Спал цветок…
И вдруг проснулся. (Дети встают)
Больше спать не захотел. (Туловище влево, вправо)
Шевельнулся, потянулся, (Встали на носочки, потянулись)
Взвился вверх и полетел, (Руки влево, вправо) Солнце утром лишь проснется (Потянулись вверх)
Бабочка кружится, вьется. (Дети садятся)
Открывают тетради, записывают число.
Учащиеся расставляют картинки в правильной последовательности.
Записывают: купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище.
Личностные:
- проявлять интерес к учебному материалу;
- стремиться к приобретению и углублению знаний;
- управление своим настроением, умение выражать эмоции.
Познавательные:
- анализировать литературный текст.
Коммуникативные:
- понимать цель своего высказывания;
- участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.
Включение нового знания в систему знаний и повторение
— Давайте выясним, каким характером обладают герои этой сказки: купец, старшая дочь, средняя дочь, младшая дочь, чудище.
— Для этого нам нужно составить таблицу характеристику героев сказки. У меня вы можете наблюдать её на слайде.
— Перечертите таблицу к себе в тетрадь.
Герой сказки | Характеристика героя |
Купец | |
Старшая дочь | |
Средняя дочь | |
Младшая дочь | |
Чудище |
— Первый герой, которого мы будем характеризовать, будет купец.
— Каким чертами характера обладает купец? Подтвердите примерами из текста.
— Следующий герой старшая дочь.
— Как вы можете её охарактеризовать? Заносим характеристику в таблицу.
— Следующий герой средняя дочь.
— Какая она? Подтвердите примерами из текста.
— Следующий герой младшая дочь?
— Что мы можем сказать о младшей дочери? Подтвердите примерами из текста.
— И последний наш герой чудище?
— Какими чертами он обладает? Подтвердите примерами из текста.
— На какие две группы можно разделить героев?
— Каких героев можно отнести к положительной группе? А каких к отрицательной?
— Вот мы с вами и выяснили какими характерами обладают герои этой сказки.
Перечерчивают таблицу.
Герой сказки | Характеристика героя |
Купец | Добрый, щедрый, любит своих дочерей, честный, верен своему слову. |
Старшая дочь | Злая, завистливая, коварная. |
Средняя дочь | Жестокая, жадная, корыстная. |
Младшая дочь | Красивая, добрая, любит отца и сестер, бескорыстная, способная полюбить за душу и доброе сердце, честная, верна своему слову. |
Чудище | Огромное, мохнатое, страшное, но с нежным любящим сердцем. |
— На положительные и отрицательные.
— К положительной группе можно отнести купца, младшую дочь и чудище. К отрицательной – среднюю и старшую дочь.
Регулятивные:
- формулировать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения;
- оценивать свои достижения.
Познавательные:
- анализировать литературный текст;
- осознают сущность произведений Л.Н. Толстого, великого классика литературы, как часть русской национальной культуры.
Коммуникативные:
- понимать цель своего высказывания;
- участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.
Рефлексия
— Наш урок подошел к концу.
— Какова же была главная цель нашего урока?
— Достигли ли мы её?
— Чему нас учат герои сказки?
— Какие качества вы бы хотели перенять у героев сказки?
— Оцените свою работу на уроке.
Цветовой сигнал
Зеленый – мне было легко работать.
Желтый – испытывал затруднения.
Красный – мне было сложно работать.
— Дать характеристику героям сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
— Да.
Ответы учащихся.
Оценивают свою работу на уроке при помощи приема «цветовой сигнал».
Регулятивные:
- формулировать учебную задачу урока;
- читать в соответствии с целью чтения;
- оценивать свои достижения.
Коммуникативные:
- понимать цель своего высказывания;
- участвовать в диалоге с классом, задавать вопросы;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения.
Литературная
викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек».
1. Кто написал
сказку «Аленький цветочек»? ___________________________________________________
2. Кто рассказал
Аксакову сказку про аленький цветочек? _________________________________________
3. Какими словами
начинается эта сказка? _______________________________________________________
4. Как звали отца
сестёр из сказки «Аленький цветочек»? __________________________________________
5. Кем по роду
занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»?
____________________________
6. Каким видом
транспорта пользовался отец для своих торговых дел?
______________________________
___________________________________________________________________________________________
7. Какими чисто
российскими товарами торговал отец? ___________________________________________
___________________________________________________________________________________________
8. Как звали
старшую дочь? __________________________________
9. Как звали
среднюю дочь? __________________________________
10. Как звали
младшую дочь? _________________________________
11. Где достал
купец подарки средней и старшей дочери? Какие? ___________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Какая из
дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек?
_________________
13. Что было особенного
в аленьком цветочке? __________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
14. Как она узнала
о существовании аленького цветочка? __________________________________________
___________________________________________________________________________________________
15. Что случилось
с купцом в дороге? __________________________________________________________
16. Назовите
полное имя хозяина аленького цветочка.
____________________________________________
17. Опишите
внешний вид чудища.
Страшен
был зверь ________________, чудо ___________________: руки ______________, на
руках когти ____________________, ноги _______________, спереди – сзади горбы
великие _________________, весь __________________ отверху донизу, изо рта
торчали ________________________, нос ___________, как у _________________ а,
а глаза были _____________________.
18. Какими
положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей?
___________________________________________________________________________________________
19. Чем прогневал
отец чудище, когда находился у него в гостях?
___________________________________
___________________________________________________________________________________________
20. Где рос
аленький цветочек? ________________________________________________________________
21. С каким
условием чудище мохнатое отпустило купца? _________________________________________
___________________________________________________________________________________________
22. Какой
волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро
очутиться дома?
___________________________________________________________________________________________
23. «Долго купец
думал думу крепкую и придумал… Фальши у него на уме не было, а потому он
рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их
знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял…». Объясните, что
такое «запись заручная»? ________________________
24. На какой палец
надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского,
зверя лесного? ______________________________________________________________________________
25. Что стало с
сорванным аленьким цветочком? _________________________________________________
26. Вспомни и
вставь пропущенные слова.
«Очутилась
она во дворце зверя ___________________________, чуда ________________________,
во палатах высоких, _________________________, на кровати из резного золота
со ножками _____________________, на пуховике пуха ________________________,
покрытом золотой камкой…». Что такое «камка»?
__________________________________________________________________________
27. Как жилось
девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского?
_________________________________
___________________________________________________________________________________________
28. Какой наряд
выбрала Настенька из тех, которые предложило ей чудо – зверь?
_____________________
___________________________________________________________________________________________
29. Какие животные
и птицы встретили Настеньку в саду чудища? __________________________________
___________________________________________________________________________________________
30. Какие птицы
доставили Настеньку во дворец к чудищу?
________________________________________
31. Чем занималась
Настенька во дворце чудища? ________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
32. Какое
волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские?
___________________________________________________________________________________________
33. Что удивило
Настеньку в увиденном ею морском царстве? _____________________________________
34. Через какое
время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь? _______________________________
___________________________________________________________________________________________
35. Что привезла
Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости?
___________________________________________________________________________________________
36. Дочь купца
вернулась во дворец с опозданием, потому что, _____________________________________
___________________________________________________________________________________________
37. Что произошло во дворце чудища, когда Настенька не
приехала к назначенному сроку?
___________________________________________________________________________________________
38. Где нашла
Настенька своего друга милого, господина любимого?
________________________________
___________________________________________________________________________________________
39. Как выдумаете,
почему умер зверь лесной? ___________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
40. Кем оказался
зверь лесной, чудо морское? ___________________________________________________
41. Какой по счёту
пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь? _________________________
42. Сколько лет
провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского? ______________________________
43. Какое чувство
руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад? __________________
44. Как вы думаете,
что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Литературная
викторина по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек». (ответы)
1. Кто написал
сказку «Аленький цветочек»? Сергей Тимофеевич Аксаков
2. Кто рассказал
Аксакову сказку про аленький цветочек? Ключница Пелагея
3. Какими словами
начинается эта сказка? «В некотором царстве, в некотором государстве …»
4. Как звали отца
сестёр из сказки «Аленький цветочек»? Степан
5. Кем по роду
занятий был отец сестёр из сказки «Аленький цветочек»? Купец, торговый
человек
6. Каким видом
транспорта пользовался отец для своих торговых дел? Торговыми кораблями,
потому что вёл торговлю он со странами, до которых можно только добраться по
воде
7. Какими чисто
российскими товарами торговал отец? Сибирские меха, уральские самоцветы и
камни, жемчуг и многое другое
8. Как звали
старшую дочь? Прасковея
9. Как звали
среднюю дочь? Марфа
10. Как звали
младшую дочь? Настенька
11. Где достал
купец подарки средней и старшей дочери? Какие? Средней — золотой венец из
каменьев самоцветных — у заморской королевишны в темнице каменной, за тремя
дверями железными, за тремя замками немецкими; старшей — «тувалет» из хрусталя
восточного — у дочери короля персидского в терему каменном, на горе каменной,
за семью дверями железными, за семью замками немецкими, а ключи носит
королевишна на поясе.
12. Какая из
дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек? Младшая
13. Что было
особенного в аленьком цветочке? Аленький цветочек был такой, краше которого
не было больше цветка на свете
14. Как она узнала
о существовании аленького цветочка? Она увидела его во сне и была поражена
его красотой
15. Что случилось
с купцом в дороге? На его караваны напали разбойники
16. Назовите
полное имя хозяина аленького цветочка. Зверь лесной, чудо морское
17. Опишите
внешний вид чудища. Страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на
руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжие,
весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у
беркута, а глаза были совиные.
18. Какими
положительными качествами обладало чудище, которые могли привлечь к нему людей?
Доброе сердце, гостеприимство, речи ласковые и толковые.
19. Чем прогневал
отец чудище, когда находился у него в гостях? Он самовольно сорвал любимый
цвкток хозяина
20. Где рос
аленький цветочек? В саду, на зелёном пригорке
21. С каким
условием чудище мохнатое отпустило купца? Если он пришлет вместо себя одну
из дочерей
22. Какой
волшебный предмет дал зверь лесной, чудо морское, чтобы купец мог быстро
очутиться дома? золотой перстень
23. «Долго купец
думал думу крепкую и придумал… Фальши у него на уме не было, а потому он
рассказал, что у него было на мыслях. Зверь лесной, чудо морское и без того их
знал; видя его правду, он и записи с него заручной не взял…». Объясните, что
такое «запись заручная»? Расписка
24. На какой палец
надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце чуда морского,
зверя лесного? На правый мизинец
25. Что стало с
сорванным аленьким цветочком? Прирос к прежнему стеблю
26. Вспомни и
вставь пропущенные слова.
«Очутилась
она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких,
каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными,
на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой камкой…». Что такое
«камка»? Шелковая цветная ткань с узорами
27. Как жилось
девушке во дворце у зверя лесного, чуда морского? Исполнялись все ее желания
28. Какой наряд
выбрала Настенька из тех, которые предложило ей чудо – зверь? Свой
собственный сарафан
29. Какие животные
и птицы встретили Настеньку в саду чудища? Олени, козлёнок, павлины, райские
птицы
30. Какие птицы
доставили Настеньку во дворец к чудищу? Белоснежные лебеди
31. Чем занималась
Настенька во дворце чудища? Вышивала, гуляла по саду, каталась на лодке по
пруду, пела песни.
32. Какое
волшебное приспособление показало Настеньке чудеса земные, глубины морские? Блюдечко
с катающимся по нему наливным яблочком
33. Что удивило
Настеньку в увиденном ею морском царстве? Морские коньки
34. Через какое
время обещала вернуться к чудищу купеческая дочь? За час до истечения 3 дней
и 3 ночей, на вечерней заре.
35. Что привезла
Настенька в подарок своим сёстрам, когда приехала в родительский дом в гости? Сундуки
с богатыми нарядами.
36. Дочь купца
вернулась во дворец с опозданием, потому что, сестры перевели часы назад, а
чтобы никто не заметил этого, закрыли ставни.
37. Что произошло
во дворце чудища, когда Настенька не приехала к назначенному сроку? Всё
погибло там, замерло, затихло, свет небесный погас.
38. Где нашла
Настенька своего друга милого, господина любимого? На пригорке, в саду,
обнимающим аленький цветочек.
39. Как выдумаете,
почему умер зверь лесной? От тоски, от любви к Настеньке, потому что
подумал, что она больше не вернётся.
40. Кем оказался
зверь лесной, чудо морское? Заколдованным принцем
41. Какой по счёту
пленницей была во дворце у чудовища купеческая дочь? Двенадцатой
42. Сколько лет
провёл принц в образе зверя лесного, чуда морского? 30 лет
43. Какое чувство
руководило сестрами, когда они переводили стрелки на час назад? Зависть
44. Как вы
думаете, что помогло дочери купеческой справиться со злыми чарами? Верность
данному слову; преданность; бескорыстная, искренняя любовь