Использован учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 106-108. Раздел «Люби живое»
Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Что объединяет произведения этого раздела, о чём они? Реальные в них события или вымышленные. Подтверди текстом. Какие произведения можно отнести к сказкам, а какие к рассказам? Чем сказка отличается от рассказа?
Все произведения этого раздела о животных. Героями их становились собака, зайчонок, мышонок, капалуха, обезьянка, светлячок.
Произведения «Малька провинилась», «Ещё про Мальку», «Про обезьянку», «Капалуха» и «Он живой и светится» можно отнести к рассказам. События в них реальные.
Произведения «Листопадничек» и «Мышонок Пик» можно отнести к сказкам. События в них частично придуманы авторами.
Сказка отличается от рассказа тем, что события в ней выдуманы автором, не могли происходить в реальной жизни. В сказках могут быть волшебные персонажи, а обычные животные могут говорить. Действие сказки может происходить в выдуманном мире.
2. Что нового ты узнал о животных, их повадках, отношениях между людьми и «меньшими братьями»?
Я узнала, что зайчата рождаются осенью или весной, и осенних зайчат зовут листопадничками.
Я узнала, что бобры строят хатки, в которых зимуют, что они заботятся о бобрятах.
Я узнала, что все животные заботятся о своих детях, готовы защищать их ценой своей жизни.
Я узнала, что у мышей очень много врагов.
Я узнала, как охотятся сорокапут, скопа, змея и многие другие животные.
Я узнала, что обезьяны очень игривые и смелые.
Я узнала, что светлячок так называется потому, что может светиться в темноте.
3. Придумай рассказ о своём домашнем любимце, зверьке или птичке.
Пример рассказа о любимом домашнем зверьке можно посмотреть, перейдя по ссылке.
4. Как называются выразительные слова, пропущенные в тексте про мышонка Пика? Что изменилось без этих слов?
В этом тексте пропущены слова, которые называются эпитетами. Обычно это прилагательные, которые придают тексту яркость, выразительность. Они позволяют более точно представить описываемые события.
Без эпитетов текст получается «сухой», фразы размытыми, их можно понимать по-разному.
Например, мы узнаём о характере героев: Пик назван глупым, а жулан хитрым. Узнаём их особенности: нос жулана крючковатый, он поёт красивые песни, чтобы приманить добычу. Узнаём характеристики: удар, полученный Пиком, был сильным, а трава — мягкой и смягчила падение.
5. Расскажи о произведениях Бианки по вопросам.
Пример рассказа о произведениях Бианки можно посмотреть, перейдя по ссылке.
6. Сравни текст о мышах из энциклопедии с рассказом Бианки.
Текст о мышах в энциклопедии сообщает только общие факты. В нём нет эмоций, нет отношения автора, нет героев и нет сюжета.
Рассказ Бианки — это рассказ о приключениях конкретного мышонка, который является его героем. Писатель заставляет читателя сопереживать Пику, использует выразительные слова.
7. Чем отличаются художественные рассказы и научно-познавательные тексты?
Научно-познавательные тексты отличаются от художественных тем, что в них нет главных героев, нет развития сюжета, нет авторского отношения к происходящему, не используются средства художественной выразительности. В них описываются точные научные факты, приводится описание образа жизни того или иного животного, как представителя своего вида.
Художественные тексты пишут писатели. Картины природы, жизнь людей они изображают с помощью вдохновения, выразительных слов, ярких образов.
В научно-познавательных текстах автор описывает жизнь животных на конкретных примерах.
8. Раздели тексты этого раздела на художественные и научно-познавательные. Докажи своё мнение.
В этом разделе нет научно-познавательных текстов. В любом произведении раздела есть главный герой, есть описание его приключений. В них выражено авторское отношение к происходящему, используются выразительные слова — эпитеты, сравнения.
9. Какие рассказы Бианки ты читал, какие тебе захотелось прочесть?
Я читала много рассказов Валентина Бианки. Это: «Ёж-спаситель», «Как муравьишка домой спешил», «Купание медвежат», «Музыкант», «Сова», «Неслышимка», «Красная горка», «Оранжевое горлышко».
Мне хочется прочитать повести Бианки «Мурзук» и «Одинец».
10. Что общего между произведениями Бианки и Соколова-Микитова?
Герои этих рассказов отправляются в опасное путешествие. Мышонок волей ребят, отправивших его в плаванье. Листопадничек сам по себе. Обоим героям приходиться бороться за свою жизнь, испытания закаляют их. Они оба возвращаются домой в конце произведения.
Эти произведения можно отнести к литературным сказкам.
11. Что объединяет два рассказа В. Белова?
Эти рассказы объединяет главная героиня — собака Малька. В них описаны два случая из её жизни. В этих рассказах Малька показана верной матерью, беспокоящейся о своём щенке.
12. Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби живое». Составьте список книг.
В этот раздел можно включить любое произведение о живой природе. Всё они призывают читателя любить природу.
Например:
В. Бианки «Сова», Б. Житков «Беспризорная кошка», К. Паустовский «Барсучий нос», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Г. Скребицкий «Заботливая мамаша», Г. Снегирёв «Хитрый бурундук», Е. Чарушин «Кот Епифан», В Чаплина «Дружба» и многие другие.
Выставка книг к разделу «Люби живое»
Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 65-73.
1. Вспомни произведения о животных и природе, которые ты прочитал. Составь список произведений, которые ты посоветовал бы прочитать своим друзьям.
Список произведений о животных и природе
- Бианки В. «Аришка-трусишка»
- Житков Б. «Беспризорная кошка»
- Коваль Ю. «Капитан Клюквин»
- Паустовский К. «Кот-ворюга»
- Пришвин М. «Изобретатель»
- Скребицкий Г. «Джек»
- Сладков Н. «Медвежья горка»
- Снегирёв Г. «Про пингвинов»
- Чарушин Е. «Тюпа, Томка и сорока»
- Лондон Д. «Бурый волк»
2. Ты любишь наблюдать за природой? Придумай свой рассказ о том, как ты летом был в лесу.
Пример рассказа на тему «Как я летом был в лесу» можно посмотреть, перейдя по ссылке.
3. Опиши Листопадничка. Каким он был? Выбери слова, дополни своими.
Выбранные из рабочей тетради слова: боязливым, беспокойным, легкомысленным, любопытным, беззаботным.
Дополнительные слова: добрым, отзывчивым, любящим маму, маленьким, наивным.
4. Представь себя в роли зайчика-листопадничка и расскажи о своём путешествии. Составь план пересказа. Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка.
План пересказа рассказа «Листопадничек»
- Скоро зима.
- Смелое решение.
- Побег.
- Встреча с бобрами.
- В хатке.
- Суровые будни.
- Страшные звери.
- Потоп.
- Спасение.
- Снова дома.
Пример пересказа по этому плану можно посмотреть, перейдя по ссылке.
5. Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли с ним произойти? Придумай свой рассказ. Запиши план.
Если посмотреть на рисунки, можно понять, что с зайчиком могло случится всякое.
Вот план рассказа о приключениях Листопадничка в космосе:
План рассказа о путешествии Листопадничка в космос
- Ракета на поляне.
- Неожиданный старт.
- В космосе.
- Космические зайцы.
- Возвращение.
А сам рассказ, как и варианты рассказов по остальным рисункам, можно прочитать, перейдя по ссылке.
Также можно прочитать рассказ о новых приключениях Листопадничка в родном лесу по другой ссылке.
6. Что ты думаешь о главных героях рассказа «Малька провинилась»? На чьей стороне твои симпатии?
Я думаю, что Лидия была излишне жестокой с собакой. Она чёрствый человек.
Мне симпатична Малька, которая всё делала для своих щенков, и не понимала, за что её ругают.
Мои симпатии на стороне Мальки.
7. Как ты себе представляешь Мальку? Почему она получила такую кличку?
Мне Малька кажется маленькой, весёлой собачкой. Она быстрая, суетливая, подвижная. У неё кривые лапки, но это её не портит.
Свою кличку она получила за небольшие размеры.
8. Выпиши названия глав из сказки Бианки и у тебя получится план, с помощью которого ты можешь пересказать это произведение.
План пересказа рассказа «Мышонок Пик» по главам
- Как мышонок Пик попал в мореплаватели.
- Кораблекрушение.
- Страшная ночь.
- Хвост-цеплялка и шёрстка невидимка.
- Соловей-разбойник.
9. Ты уже знаешь, что такое сжатый пересказ. Если бы тебя попросили рассказать кратко о чём рассказ «Про обезьянку», или кратко передать его содержание, то как бы ты построил ответ?
Выберем подходящие выражения:
- Определил основную мысль произведения.
- Назвал героев рассказа.
- Выделил смысловые части.
- Перечислил события.
10. Определи основную мысль рассказа «Капалуха». Какая пословица больше всего соответствует ей?
Главная мысль рассказа «Капалуха»: Мать отдаст всё ради своего ребёнка.
Ей соответствует пословица: Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
11. Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как ты думаешь, изменится ли их отношение к природе после этого случая? Составьте с другом диалог.
Мальчики не тронули гнездо и яйца, и весело побежали прочь. Они осознали, что капалуха тоже мать, тоже любит своих детей. Они наверняка изменят своё отношение к природе и никогда не будут разорять птичья гнёзда, обижать других животных.
Диалог по рассказу «Капалуха» для 3 класса
— Ты понял, что сделали мальчики в конце рассказа?
— Да, они не тронули яйца.
— Правильно они поступили?
— Конечно, правильно! Нельзя разорять птичьи гнёзда!
— А герои рассказа поняли это?
— Я думаю, да. Они не станут ради баловства трогать птичьи гнёзда.
— А мне кажется, что ребята вообще будут бережно относиться к любым животным, ко всей природе.
— Я согласен с тобой.
12. Придумай рассказ о своём любимце, дополни его сведениями из энциклопедии и интернета.
Пример рассказа о домашнем любимце можно посмотреть, перейдя по ссылке.
13. Что объединяет произведения раздела «Люби живое»? В них описаны реальные события или вымышленные? Какие из прочитанных произведений можно отнести к сказкам, какие — к рассказам?
Эти произведения объединяет то, что в них говориться об отношениях человека и природы. О том, что природу нужно беречь, любить, не причинять вреда живым существам.
К сказкам можно отнести произведения «Листопадничек» и «Мышонок Пик». В них рассказывается о вымышленных событиях.
Остальные произведения раздела — рассказы. В них описываются реальные события.
14. Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби живое»?
Я бы дополнила этот раздел любым произведением из списка, который привела в первом пункте (смотри начало статьи). Все они говорят о любви к природе и об отношениях между животными и человеком.
15. Что у тебя хорошо получается? Выбери ответ.
Выбираем:
- Определять жанр.
- Определять основную мысль.
- Составлять план.
- Рассказывать о герое, подбирая слова определения.
- Пересказывать по плану.
16. Чему бы ты хотел ещё научиться, что считаешь для себя важным?
Я хотела бы лучше научиться понимать нравственный смысл рассказов, ведь это важно для осознания смысла того, чем хотел поделиться автор.
Я хотела бы научиться сравнивать свои наблюдения за животными с тем, что прочитала.
Евгений Иванович Чарушин. Рисунки животных. | Блогер GulJa3 на сайте SPLETNIK.RU 30 декабря 2015
Опубликовано пользователем
сайта
Красота
GulJa3
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал, «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях».
После окончания в 1918 году средней школы Чарушин был призван в Красную Армию. Там был назначен помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Отслужив 4 года, он вернулся домой. Поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, с1922 по 1927 год, у А.Карева, А.Савинова, М.Матюшина, А.Рылова.
По окончании учёбы Чарушин пришёл со своими наработками в Детский отдел Госиздата, которым заведовал в тогда знаменитый художник Владимир Лебедев. Чарушинские рисунки из мира животных понравились Лебедеву, и он поддержал молодого художника. Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем — рассказ В.Бианки «Мурзук». В 1930 году Чарушин попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. До войны Евгений Иванович создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран». Продолжал он иллюстрировать других авторов — С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В.Бианки.
Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников. И занимался с детьми рисованием.
В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.
Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книг
Всем бобра!
Оставьте свой голос:
www.spletnik.ru
Про Томку — рассказы — Евгений Чарушин
Предлагаем вашему вниманию рассказы Евгения Чарушина «Про Томку». На странице представлен текст с иллюстрациями самого автора из переизданной в 1988 году книги «Про Томку» — издательство «Детская литература». Содержание данной книги дополнено на нашем сайте рассказами из сборника «Тюпа, Томка и сорока«: «Томка испугался» и «Как Томка не показался глупым», а также рассказом: «Вот так птица попугай!» из книги «Никитка и его друзья«.
Про Томку
Содержание
Рассказы «Про Томку» читать с картинками онлайн
Томка
У охотника я увидел песика. Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.
Томка
Охотник рассказал, какой песик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля… От этого песика, говорит, есть щенки. Приходите поглядите. И мы с ним пошли.
Щенки небольшие — только что научились ходить. «Который-то из них, — думаю, — мне будет помощник на охоте? Как узнать — кто толковый, а кто не годится?»
Вот один щенок — ест да спит. Из него лентяй получится.
Вот злой щенок — сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму — не люблю злых.
Злой щенок
А вот еще хуже — он тоже лезет ко всем, только не дерется, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.
В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он ее или не почует?
Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал — не у них ли деревяшка. Нет, не нашел. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет — уговаривает не сердиться. И вот он стал нюхать, нюхать и пошел к тому месту, куда я ее спрятал. Почуял.
Я обрадовался. «Ну, — думаю, — вот это охотник! От такого и дичь не спрячется». Назвал его Томкой. И стал растить помощника.
Охотник
Как Томка научился плавать
Мы пошли гулять и взяли с собой Томку. Сунули его в портфель, чтобы он не устал.
Пришли к озеру, сели на берег и стали кидать камушки в воду — кто дальше бросит. А портфель с Томкой на траву положили. Вот он вылез из портфеля, увидал, как камушек плюхнулся в воду, и побежал.
Бежит Томка по песочку, косолапый, неуклюжий, ноги у него в песке так и заплетаются. Дошел до воды, сунул лапы в воду и на нас оглядывается.
— Иди, Томка, иди — не бойся, не потонешь!
Полез Томка в воду. Сначала по животик зашел, потом по шею, а потом и весь окунулся. Только хвост-обрубочек торчит наружу.
Повозился, повозился да вдруг как выскочит — и давай кашлять, чихать, отфыркиваться. Видно, он дышать в воде вздумал — вода и попала ему в нос да в рот. Не достал камушка.
Тут мы взяли мячик и кинули его в озеро. Томка любил играть с мячиком, — это была его любимая игрушка.
Шлепнулся мяч в воду, покрутился и остановился. Лежит на воде, как на гладком полу. Узнал Томка свою любимую игрушку и не стерпел — побежал в воду.
Бежит, повизгивает. Но теперь носом в воду не суется. Шел, шел да так и поплыл. Доплыл до мячика, цап его в зубы — и обратно к нам.
Вот так и научился плавать.
Томка научился плавать
Томка испугался
Томка испугался
Когда Томка был совсем еще небольшим щенком, я взял его с собой на охоту. Пускай приучается.
Вот ходим мы с ним. Томка за бабочками, за стрекозами гоняется. Кузнечиков ловит. На птиц лает. Только никого поймать не может. Все улетают. Бегал он, бегал — так уморился, что сунулся в кочку носом и заснул. Маленький еще. А будить мне его жалко.
Прошло с полчаса. Прилетел шмель. Бунчит, летает над самым Томкиным ухом. Проснулся Томка. Покрутился спросонья, поглядел: кто это такой спать мешает? Шмеля он не заметил, а увидал корову и побежал к ней.
А корова паслась далеко-далеко и, должно быть, показалась Томке совсем маленькой, не больше воробушка.
Бежит Томка корову загрызать, хвост кверху поднял — никогда он еще коров не видал. Подбежал поближе, а корова уж не с воробушка — с кошку ростом кажется. Тут Томка немного потише побежал, а корова уж не с кошку, а с козу выросла. Страшно стало Томке. Он близко не подошел и нюхает: что за зверь такой?
В это время шевельнулась корова — ее, наверно, кто-то укусил. И побежал от нее Томка!
С тех пор он и близко к коровам не подходит.
Томка близко к коровам не подходит
Томкины сны
Томкины сны
Когда Томка спит, он лает во сне, повизгивает, а иной раз и лапками шевелит, будто он бежит куда-то.
Спрашивают у меня ребята:
— Почему это Томка лает? Ведь он же спит!
— Он сны видит, — отвечаю.
— А какие?
— Да, наверно, какие-нибудь свои, собачьи сны, — про охоту, про зверей, про птиц. Человеку таких снов не увидеть.
— Вот интересно-то! — говорят ребята.
Обступили они Томку, глядят, как он спит. А Томка спал, спал и залаял тоненьким голоском. Я и спрашиваю у ребят:
— Чего же это он во сне видит? Вам понятно?
— Понятно, — говорят ребята. — Это он зайчонка увидел небольшого.
Томка поспал еще немного и лапками пошевелил.
— Вот, — говорят ребята, — это Томка побежал.
— За кем побежал?
— Да не за кем, а от козы. Он ее увидел, а она бодается.
Коза
Тут Томка зарычал, залаял.
— Проснись! — закричали ребята. — Проснись, Томка! Ведь он тебя сейчас съест!
— Кто, — спрашиваю, — съест?
— Медведь! Томка с ним подраться хочет. Медведь-то вон какой страшный! Томке с ним не справиться.
Медведь
Как Томка не показался глупым
Томка не любит, когда над ним смеются, — обидится, отвернется. А потом он научился делать вид, что не над ним смеются, а над кем-то другим.
Как-то заметил Томка курочку с цыплятами. Идет поближе — хочет понюхать.
Томка
А курочка как закричит, как прыгнет на Томку — и поехала на нем. Едет, клюет Томку и кричит. Так и слышно, как она выговаривает: «Ах ты, такой-сякой, невоспитанный! Вот я тебя! Вот я тебя! Не смей к цыплятам подходить!»
Курица и цыплята
Томка обиделся, но не захотел показаться смешным и сразу сделал вид, что никто его не клюет, никто на него не кричит.
И тогда курочка соскочила с него и вернулась к цыплятам.
Цыплята
shkolnaiapora.ru
Про Томку Е.Чарушин
Томка
У охо́тника я уви́дел пёсика. Он вот како́й. У́ши дли́нные, хвост коро́ткий.
Охо́тник рассказа́л, како́й пёсик поня́тливый, как на охо́те помога́ет, и
у́мный-то, и не грязну́ля… От э́того пёсика, говори́т, есть щенки́. Прихо́дите|Приходи́те погляди́те. И мы с ним пошли́.
Щенки́ небольши́е — то́лько что научи́лись ходи́ть. «Кото́рый-то из них, — ду́маю, — мне бу́дет помо́щник на охо́те? Как узна́ть — кто толко́вый, а кто не годи́тся?»
Вот оди́н щено́к — ест да спит. Из него́ лентя́й полу́чится.
Вот злой щено́к — серди́тый. Рычи́т и со все́ми ле́зет дра́ться. И его́ не возьму́ — не люблю́ злых.
А вот ещё ху́же — он то́же ле́зет ко всем, то́лько не дерётся, а ли́жется. У тако́го и дичь-то мо́гут отня́ть.
В э́то вре́мя у щенят че́шутся зу́бы, и они́ лю́бят что-нибу́дь погры́зть. Оди́н щено́к грыз деревя́шку. Я э́ту деревя́шку отня́л и спря́тал от него́. Почу́ет он её и́ли не почу́ет?
Щено́к на́чал иска́ть. Други́х щенят всех обню́хал — не у них ли деревя́шка. Нет, не нашёл. Лени́вый спит, злой рычи́т, незлой зло́го ли́жет — угова́ривает не серди́ться.
И вот он стал ню́хать, ню́хать и пошёл к тому́ ме́сту, куда́ я её спря́тал. Почу́ял.
Я обра́довался. «Ну, — ду́маю, — вот э́то охо́тник! От тако́го и дичь не
спря́чется». Назва́л его́ Томкой. И стал расти́ть помо́щника.
Как Томка научи́лся пла́вать
Мы пошли́ гуля́ть и взя́ли с собо́й Томку. Су́нули его́ в портфе́ль, что́бы он не уста́л.
Пришли́ к озеру, се́ли|сели́ на бе́рег и ста́ли кида́ть ка́мушки в во́ду — кто да́льше бро́сит.
А портфе́ль с Томкой на траву́ положи́ли. Вот он вы́лез из портфе́ля, увида́л, как ка́мушек плю́хнулся в во́ду, и побежа́л.
Бежит Томка по песо́чку, косола́пый, неуклю́жий, но́ги|ноги́ у него́ в песке́ так и заплета́ются. Дошёл до во́ды|воды́, су́нул ла́пы в во́ду и на нас огля́дывается.
— Иди́, Томка, иди́ — не бо́йся, не пото́нешь!
Поле́з Томка в во́ду. Снача́ла по живо́тик зашёл, пото́м по ше́ю, а пото́м и весь окуну́лся. То́лько хвост-обрубочек торчи́т нару́жу.
Повози́лся, повози́лся да вдруг как вы́скочит — и дава́й ка́шлять, чиха́ть, отфыркиваться. Ви́дно, он дыша́ть в воде́ взду́мал — вода́ и попа́ла ему́ в нос да в рот. Не доста́л ка́мушка.
Тут мы взя́ли мя́чик и ки́нули его́ в о́зеро. Томка люби́л игра́ть с мя́чиком, — э́то была́ его́ люби́мая игру́шка.
Шлёпнулся мяч в во́ду, покрути́лся и останови́лся. Лежи́т на воде́, как на гла́дком по́лу|полу́.
Узна́л Томка свою́ люби́мую игру́шку и не стерпе́л — побежа́л в во́ду.
Бежит, пови́згивает. Но тепе́рь но́сом в во́ду не суётся. Шёл, шёл да так и поплы́л. Доплы́л до мя́чика, цап его́ в зу́бы — и обра́тно к нам.
Вот так и научи́лся пла́вать.
Томка испуга́лся
Когда́ Томка был совсе́м ещё небольши́м щенко́м, я взял его́ с собо́й на охо́ту. Пуска́й приуча́ется.
Вот хо́дим мы с ним. Томка за ба́бочками, за стреко́зами гоня́ется. Кузне́чиков ло́вит. На птиц ла́ет. То́лько никого́ пойма́ть не мо́жет. Всё|Все улета́ют. Бе́гал он, бе́гал — так умори́лся, что су́нулся в ко́чку но́сом и засну́л. Ма́ленький ещё. А буди́ть мне его́ жа́лко.
Прошло́ с полчаса́. Прилете́л шмель. Бунчит, лета́ет над са́мым Томкиным у́хом. Просну́лся Томка. Покрути́лся спросо́нья, погляде́л: кто э́то тако́й спать меша́ет? Шмеля́ он не заме́тил, а увида́л коро́ву и побежа́л к ней.
А коро́ва пасла́сь далеко́-далеко́ и, должно́ быть, показа́лась Томке совсе́м ма́ленькой,
не бо́льше воро́бушка.
Бежит Томка коро́ву загрыза́ть, хвост кве́рху подня́л — никогда́ он ещё коро́в не вида́л. Подбежа́л побли́же, а коро́ва уж не с воро́бушка — с ко́шку ро́стом ка́жется. Тут Томка немно́го поти́ше побежа́л, а коро́ва уж не с ко́шку, а с козу́ вы́росла. Стра́шно ста́ло Томке. Он бли́зко не подошёл и ню́хает: что за зверь тако́й?
В э́то вре́мя шевельну́лась коро́ва — её, наве́рно, кто-то укуси́л. И побежа́л от неё Томка!
С тех пор он и бли́зко к коро́вам не подхо́дит.
Томкины сны
Когда́ Томка спит, он ла́ет во сне, пови́згивает, а ино́й раз и ла́пками шеве́лит|шевели́т, бу́дто он бежит куда́-то.
Спра́шивают у меня́ ребя́та:
— Почему́ э́то Томка ла́ет? Ведь он же спит!
— Он сны ви́дит, — отвеча́ю.
— А каки́е?
— Да, наве́рно, каки́е-нибу́дь свои́, соба́чьи сны, — про охо́ту, про звере́й, про птиц. Челове́ку таки́х снов не уви́деть.
— Вот интере́сно-то! — говоря́т ребя́та.
Обступи́ли они́ Томку, глядя́т, как он спит. А Томка спал, спал и зала́ял то́неньким голоско́м. Я и спра́шиваю у ребя́т:
— Чего́ же э́то он во сне ви́дит? Вам поня́тно?
— Поня́тно, — говоря́т ребя́та. — Э́то он зайчо́нка уви́дел небольшо́го.
Томка поспа́л ещё немно́го и ла́пками пошевели́л.
— Вот, — говоря́т ребя́та, — э́то Томка побежа́л.
— За кем побежа́л?
— Да не́ за кем, а от ко́зы|козы́. Он её уви́дел, а она́ бода́ется.
Тут Томка зарыча́л, зала́ял.
— Про́снись! — закрича́ли ребя́та. — Про́снись, Томка! Ведь он тебя́ сейча́с съест!
— Кто, — спра́шиваю, — съест?
— Медве́дь! Томка с ним подра́ться хо́чет. Медве́дь-то вон како́й стра́шный! Томке с ним не спра́виться.
Как Томка не показа́лся глу́пым
Томка не лю́бит, когда́ над ним смею́тся, — оби́дится, отвернётся. А пото́м он научи́лся де́лать вид, что не над ним смею́тся, а над кем-то други́м.
Ка́к-то заме́тил Томка ку́рочку с цыпля́тами. Идёт побли́же — хо́чет поню́хать.
А ку́рочка как закричи́т, как пры́гнет на Томку — и пое́хала на нем. Е́дет, клюет Томку и кричи́т. Так и слы́шно, как она́ выгова́ривает: «Ах ты, тако́й-сяко́й, невоспи́танный! Вот я тебя́! Вот я тебя́! Не смей к цыпля́там подходи́ть!»
Томка оби́делся, но не захоте́л показа́ться смешны́м и сра́зу сде́лал вид, что никто́ его́ не клюет, никто́ на него́ не кричи́т.
И тогда́ ку́рочка соскочи́ла с него́ и верну́лась к цыпля́там.
Ники́та|Никита́-до́ктор
Говори́т Ники́та|Никита́ Томке:
— Ну, Томка, сейча́с я бу́ду тебя́ лечи́ть.
Наде́л Ники́та|Никита́ на себя́ хала́т из про́стыни|простыни́, очки́ нацепи́л на нос и взял до́кторскую тру́бочку для выслу́шивания — ду́дку-игру́шку. Пото́м вы́шел за дверь и постуча́лся — э́то до́ктор пришёл. Пото́м утёрся полоте́нцем — э́то до́ктор вы́мыл ру́ки|руки́.
Поклони́лся щенку́ Томке и говори́т:
— Здра́вствуйте, молодо́й челове́к! Вы хвора́ете, я ви́жу. Что же у вас боли́т?
А Томка, коне́чно, ничего́ не отвеча́ет, то́лько хво́стиком виля́ет — не уме́ет говори́ть.
— Ложи́тесь, молодо́й челове́к, — говори́т до́ктор Ники́та|Никита́, — я вас вы́слушаю.
До́ктор поверну́л Томку кве́рху пу́зом, приста́вил к животу́ ду́дочку и слу́шает. А Томка хвать его́ за у́хо!
— Ты что куса́ешься! — закрича́л Ники́та|Никита́. — Ведь я же до́ктор!
Рассерди́лся до́ктор. Ухвати́л Томку за ла́пу и су́нул под мы́шку гра́дусник-каранда́ш.
А Томка не хо́чет изме́рять|измеря́ть температу́ру. Бара́хтается. Тогда́ до́ктор говори́т больно́му:
— Тепе́рь вы откро́йте рот и скажи́те: а-а-а. И высуньте язы́к.
Хоте́л язы́к посмотре́ть. А Томка визжи́т и язы́к не высо́вывает.
— Я пропишу́ вам лека́рство, — говори́т до́ктор Ники́та|Никита́, — и научу́ чи́стить зу́бы. Я ви́жу, что вы, молодо́й челове́к, неря́ха, не лю́бите|люби́те зу́бы чи́стить. Взял Ники́та|Никита́ свою́ зубну́ю щётку и стал чи́стить у Томки зу́бы.
А Томка как схва́тит щётку зуба́ми! Вы́рвался у до́ктора из рук, утащи́л щётку и разгры́з её на ме́лкие кусо́чки.
— Ты глу́пый, Томка! — кричи́т Ники́та|Никита́. — Ведь совсе́м не так игра́ют!
Так и не научи́лся Томка игра́ть в больно́го.
pocrovahram.ru
sheba.spb.ru
Евгений Чарушин
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965)
«…Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже.»
«Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка — я рад. Все это надо наблюдать и почувствовать.» Евгений Чарушин
Русский художник, писатель, скульптор.
Родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина. С юных лет Евгений желал сохранить так быстро меняющийся мир, запечатлеть увиденное. Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц, да индейцев на лошадях». Любимым чтением маленького Жени Чарушина были книги о жизни животных. Сетон-Томпсон, Лонг, Биар — вот его любимые авторы.
После окончания в 1918 году средней школы, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин был призван в Красную Армию. Отслужив 4 года, практически всю гражданскую войну, он вернулся домой и решил учиться на профессионального художника. Евгений Чарушин поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, с1922 по 1927 год, у А. Карева, А. Савинова, М. Матюшина, А. Рылова.
Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В. Бианки «Мурзук». Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.
За три десятилетия активного творчества Евгений Чарушин создал циклы иллюстраций почти к сотне книг, из них тридцать – к собственным рассказам. Все рассказы и рисунки Евгения Чарушина о жизни животных проникнуты тонким юмором, гуманизмом и искренней любовью к природе. Его удивительное творчество радует и завораживает своей добротой уже не одно поколение маленьких читателей, учит их любить мир зверей и птиц.
Произведения Евгения Ивановича Чарушина переведены на разные иностранные языки, а его рисунки были на выставках многих стран. В том числе побывали в Лондоне, Париже, Копенгагене, Афинах, Пекине и других городах мира. Общий тираж книг писателя превышает 60 миллионов экземпляров.
Книги с иллюстрациями художника в Лабиринте, My-shop.ru, Ozon.ru
knigiskartinkami.ru
Радость то какая) — Издательство «Акварель»
Для всех любителей хорошего и милого мы выпустили первые брошюры для самых маленьких читателей. Это те книжки, которые просто необходимо читать с самых первых дней жизни, так как именно на их страницах можно найти знакомые с детства иллюстрации и сказки.
Первую серию мы назвали «Чарушинские зверята»: удивительный мир зверей и птиц раскрывается перед маленьким читателем на страницах книг замечательного художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина. Его рассказы и рисунки наполнены искренней любовью к природе и животному миру, тонким юмором, сердечной теплотой. Доброта и бережное, трепетное отношение к хрупкому миру живой природы — мудрые уроки этих чудесных книг.
Вторая серия «Сказки и раскраски». По названию сразу становится понятно, что под обложкой можно найти сказку, а потом раскраску по этой сказке. Яркие, занимательные и остроумные рисунки Юрия Алексеевича Васнецова удивительно созвучны духу русских сказок. На книгах с его иллюстрациями выросло не одно поколение юных читателей. Серия «Сказка и раскраска» даст малышу возможность не только встретиться с любимыми сказками, но и приобщиться к творчеству великого художника, по-своему раскрасив рисунки, сделанные рукой мастера.
Чарушин Е. И. Про Томку
Длинноухий щенок Томка ещё малыш, но, когда вырастет, станет настоящим охотничьим псом. А пока он учится плавать, старается не показаться глупым и видит чудесные сны! Таким создал его в своих рассказах и рисунках замечательный детский художник и писатель Евгений Иванович Чарушин.
Теремок : Русская народная сказка в пересказе М. А. Булатова
aquarel-books.livejournal.com
Династия Чарушиных. Три поколения. Цикл «Художники-иллюстраторы»
Династия художников-анималистов Чарушиных уже больше века радуют нас и наших детей своими рисунками. Их герои — животные: и домашние, и дикие, и экзотические жители дальних стран. Всякий зверь и птица для них — не животное «вообще», а конкретное живое существо со своим строением, пластикой, повадками, выражающими суть его характера.
Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. По его проектам построено более 300 зданий в Сарапуле, Ижевске, Вятке. Он оказал существенное влияние на застройку городов Прикамья и Предуралья, огромного региона, где он был ведущим архитектором в том числе и из-за своего статуса — главный губернский архитектор. Профессия архитектора требует, как необходимого условия, быть хорошим рисовальщиком. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства. Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». Он был лучшим художником анималистом. Равных ему не было. Но Евгений Чарушин был и одним из тех добрых и гуманных детских писателей, которые сохранили непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни, которые сумели по-доброму и с ясной простотой донести этот взгляд до детского сознания.
Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки «Мурзук». Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей. В 1930 году, при горячем участии и помощи С.Я.Маршака, Чарушин Е. попробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных.
До войны Евгений Иванович Чарушин создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран». Продолжал он иллюстрировать других авторов — С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В.Бианки.
Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников. И занимался с детьми рисованием.
В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.
Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
А это уже иллюстрации сына Евгения Ивановича — Никиты Евгеньевича.
Чарушин Н.Е. Звери наших лесов 1978 Малыш
Автор:
NT, альбом: Книги, которые…
Автор:
NT, альбом: Книги, которые…
Автор:
NT, альбом: Книги, которые…
Чарушин Н.Е. Чуковский К. Цыплёнок 1989 Малыш
Автор:
NT, альбом: Книги, которые…
Автор:
NT, альбом: Книги, которые…
Никита Евгеньевич Чарушин (1934-2000) – русский художник-анималист, иллюстратор, заслуженный художник РСФСР. Родился в Ленинграде. Главным учителем для него был отец. В 1960 году окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Работал в станковой графике, сотрудничал в Петербургских журналах. Книги В. Бианки, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, Р. Киплинга и других авторов с иллюстрациями Н. Чарушина неоднократно удостаивались дипломов на всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах. Умер Никита Евгеньевич Чарушин в 2000 году.
Наталья Никитична Чарушина — родилась 8 декабря 1964 года в семье художника Никиты Евгеньевича Чарушина в г. Ленинграде. С 1979 г. по 1983 год училась в Ленинградском художественном училище им. В.А. Серова. После окончания училища поступила в институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, который она окончила в 1990 году. Защитила дипломную работу, выполнив иллюстрации к книге С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями». После окончания института работала в книге. В 1996 году вступила в Санкт-Петербургское отделение Союза Художников России. Участница многих Российских и международных выставок, имеет награды. Сейчас занимается иллюстрированием детских книг.
ntk-kak.livejournal.com
Литературный час
«Путешествие в
страну под названием ПРИРОДА
вместе с Евгением
Ивановичем Чарушиным»
Внеклассное
мероприятие для учащихся 3 класса.
Цели:
-познакомить учащихся с особенностями творчества Евгения
Чарушина;
-углублять интерес к миру животных;
-развивать познавательные и творческие способности детей;
—
воспитывать бережное отношение к природе.
Закону
времени послушен,
Любимый
Чарушин стал вовсе седым…
Но
для детей, читающих его книжки,
Вовеки
он будет молодым!
Библиотекарь.
Тексты книг
пишут писатели. Но я глубоко убеждена, что каждый из вас предпочитает читать
книгу, в которой есть картинки – мы называем их иллюстрации, правда же? Это
важный стимул привлечения детей к чтению.
С художниками,
иллюстрирующими детские книги, вернее, с некоторыми из них, мы знакомились во
время библиотечного урока «Иллюстрация в книге». А сегодня мы поговорим о замечательном
художнике –анималисте детских книг, который к тому же и сам был автор рассказов
для детей. К своим рассказам он делал иллюстрации сам. Это — Евгений
Иванович Чарушин.
Вопрос на
засыпку: кто из вас, ребята, помнит, что значит «анималист»?
/Дети отвечают/
Молодцы! Вы
правильно сказали, что анималист – это человек, который пишет о животных или
рисует животных.
На экране
воспроизводится портрет Евгения Чарушина.
Талант Евгения
Чарушина корнями уходит в детство. Любовь к природе ему привили родители. Рос
маленький Женя в окружении зверей и птиц, которые кудахтали, хрюкали, мяукали,
лаяли, свистели, и даже были немыми – рыбки в аквариумах и банках. Когда
подрос, он много времени проводил с лесниками, охотниками, умельцами-кустарями,
работал в саду, ухаживал за животными. Опыт общения с животными помог ему стать
незаурядным художником. До мельчайших подробностей он мог передать внешний вид
животного, его повадки, нрав, мимику, движения. Он не только полюбил животных,
но научился понимать их по движениям, звучащему голосу.
Давайте сейчас
поиграем в игру. Давайте разделимся на две команды и назовём их «Томка» —
команда №1; «Тюпа» — команда №2.
Игра «Кто как из
животных разговаривает»
Вопросы первой
команде.
1.Какое животное
крякает /Утка/
2.———————
жужжит /Шмель/
3.————————пищит /Комар/
4.———————-курлычет /Журавль/
5.———————хрюкает /Свинья/
Вопросы второй
команде.
1.Какое животное чирикает /Воробей/
2.———————
лает /Лиса, собака/
3.———————
гогочет /Гусь/
4.———————
ржёт /Лошадь/
5.———————
воркует /голубь/
Правильный ответ –
балл. Капитан команды ведёт подсчёт баллов.
Продолжаем рассказ
об Евгении Чарушине.
На экране
демонстрируются рисунки Евгения Чарушина.
Заметив у сына
проявление первых художественных навыков, отец способствовал воспитанию у него
наблюдательности, внимательности, восприятию красоты и мудрости природы.
Умение рисовать
привело его в штаб Красной Армии Восточного фронта, где он служил декоратором.
После этого он учился на живописном факультете Высшего
Художественно-технического института в Ленинграде, работал в художественной
мастерской. В 1930 году его пригласили в детский отдел издательства Детгиз
(Ленинградское отделение). С этого момента он уже больше не расставался с
детской книгой.
Продолжим нашу
игру. Игра «Кто есть кто».
В народе животных
часто называют словами, которые точно характеризуют их особенность, сущность.
Давайте попробуем вспомнить эти названия.
Вопросы первой
команде.
Кого называют: 1.
Косолапый /Медведь/
2.Ряба /Курица/
3.Ни головы, ни ножек /Ёжик/
4.Серый /Волк/
5.Золотой гребешок /Петух/
Вопросы второй
команде.
Кого называют:
1.Косой /Заяц/
2.Патрикеевна /Лиса/
3. Квакушка /Лягушка/
4.Дереза /Коза/
5.Белобока /Сорока/
У Чарушина был
необычайный стиль рисования. Рисунки, которыми он оформлял детские книжки,
отличались от рисунков других художников. Он искусно изображал зверей
различными пятнами, штрихами, точками, при этом точно передавая позу животного
(настороженность, любопытство, страх, азарт), его характерные движения,
особенности фактуры (длинная дыбом шерсть, мягкий густой подшерсток,
нахохлившиеся перья птицы). Именно по этому своеобразному стилю рисования
животных узнавалась работа Евгения Чарушина по иллюстрированию детских книг.
Продолжим нашу
игру. Игра «Кто где живёт»
У многих животных
есть жилища, в которых они прячутся от плохой погоды, отдыхают, хранят запасы
еды. Ваша задача назвать эти жилища.
Вопросы первой
команде.
Жилище 1.Медведя /Берлога/
2.Белки /Дупло/
3.Пчёлы /Улей/
4.Барсука /Нора/
5.Бобра /Хатка под
водой/
Вопросы второй
команде.
Жилище 1.Лисы /Нора/
2.Волка /Логово/
3.Зайца /Жилище не
строит/
4.Дикого кабана /Лёжка. Жилище не
строит/
5.Кобры /Гнездо/
Детям раздаются
книжечки с рисунками Евгения Чарушина. Это могут быть произведения С.Я.Маршака,
В.В.Бианки, М.М. Пришвина, самого Е.Чарушина.
С целью запомнить
стиль рисования животных Чарушина, обращается внимание детей на то, что:
*рисунки
познавательны;
*строги и
лаконичны;
*едва намечен фон;
*среда обитания
как правило отсутствует;
*животное всегда
изображено крупным планом;
*изображение
достаточно точное с точки зрения биологии;
*рисунки
эмоциональны, переданы с отображением своего особого характера,
соответствующего той или иной ситуации.
Мы сегодня
акцентируем наше внимание на художественном творчестве Евгения Чарушина. Но мы
знаем, что он писал и книги для детей о животных. По его произведениям сняты
мультфильмы.
Сейчас мы посмотрим
один из таких мультфильмов, который называется «Чуффык» /9.42/
После просмотра
мультфильма командам предоставляется возможность заработать ещё дополнительные
баллы, ответив на ряд вопросов, и показав, насколько они внимательны, и что
узнали нового о том, как зимуют животные.
Вопросы первой
команде.
1.Как звали собачку
человека-охотника? /Маркиз/
2.Продолжите слова
охотника: «Говорят под /Что не пожелается,
Новый год…
всё всегда произойдёт,
всё всегда сбывается/
3.Где определила
мышка своих мышат? / За правым ухом медведя у
него в берлоге/
4.Чем угостил
зайка охотника? / Осиновыми веточками/
5.Кого боится
мышка? /Землеройку/
Вопросы второй
команде.
1 Как назывался
журнал, который листал человек? /«Охота»/
2.Продлите строки,
сказанные охотником:
«Мороз Иванович
злится… /Не даёт лениться/
3.Какое животное
первым встретил охотник? /Сову/
4.Какое животное
не дало охотнику окоченеть от холода? /Глухарь/
5.Чем окончилась
встреча охотника с волком? /Остался раздетым/
Слово
предоставляется капитанам команд для сообщения-какое количество баллов набрала
каждая команда. У кого больше – тот победитель.
«Сознание
того, что мои работы будут сделаны для тысяч и даже миллионов ребят, подбавило
мне силы и желание работать», — писал Чарушин. За свою творческую жизнь он
оформил несколько десятков книг для детей, включая и собственные рассказы.
Родился Евгений
Чарушин в далёком 1901 году. В этом году в ноябре месяце мы будем отмечать 120 лет
со дня рождения писателя, художника. Без сомнения, сколько ещё не пройдёт лет,
дети грядущих поколений будут любить творения Евгения Ивановича Чарушина, как
любим их мы с вами.
Описание
документа.
Дети любят и
знают произведения Евгения Чарушина. Данное мероприятие предлагается провести в
канун 120-летия со дня рождения писателя (11ноября 2021 года). Уместно
информационный материал сочетать с игровыми моментами, просмотром мультфильма,
конкурсными программами, громким чтением его произведений, творческими
минутками (рисованием животных).
Все формы и
методы будут оправданы, если детям будет интересно.
Проектирование
урока по теме «Томка» Е.Чарушина учителем начальных классов МБОУ г.Иркутска
СОШ №35 Новопашиной Александры Сергеевны
Учебник: Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина.
Основная цель
темы –
Познакомить учащихся с познавательным рассказом «Томка» Е.Чарушина, обогатить
знания учащихся о его биографии.
Предмет усвоения: Рассказ
«Томка» Е.Чарушина.
Тип
урока: Изучения
нового материала. Первичное чтение рассказа «Томка» Е.Чарушина.
Этапы | Этапы |
Организация начала урока, мотивация к Цель: Приветствие: | |
I. | Подготовка Цель: Настроить на Учебное задание №1: Подготовительная Учебная задача для учителя: Подвести Учебная задача для учащихся: Сформулировать Содержание: — Ребята, а какой должен быть друг? -Кого мы называем другом? -Какое животное называют самым верным? -У кого есть дома щенок или собака? -Как вы думаете, о чем сегодня будет -молодцы, но давайте по порядку Организация работы детей: Учитель Форма контроля: Визуальная. Учебное Задача для учителя: Задача для учащихся: Вспомнить Содержание: На слайде представлен ребус, давайте его ЧАРЫ’УШИ+Н -Верно, Чарушин Евгений Отец Евгений С мамой Мать его -Что вы -какие Форма Форма |
II. III. | Первичный Цель: Учебное Задача Задача Содержание: -Ребята, -Вспомните Форма Форма Учебное Учебная задача для учителя: Показать Задача для учащихся: Усвоить Содержание: —Сейчас я буду (вопрос на доске) Кто такая Томка? Чтение рассказа. Форма организации: Учитель Форма контроля: Визуальная Учебное задание Учебная задача для учителя: Выяснить, Задача для учащихся: Осознание Содержание: —Ребята, вам понравился — Кто такая Томка? Форма организации: Учитель Форма контроля: учитель |
Учебное задание №6: Словарная Учебная задача для учителя: Познакомить Учебная задача для учащихся: Освоить Содержание: -Ребята, скажите как вы понимаете слова: -толковый щенок (который понимает и -Дичь – это добытое на охоте мясо Форма организации: Форма контроля: | |
Анализ текста. Цель: Физкультминутка. -Сейчас, ребята, я вам предлагаю поиграть, все встаем, я называю 1. если животное – хлопаем в ладоши над головой; 2. если не живое – садимся на корточки; Лошадь, камень, дерево, медведь, бабочка, стол, я, книга — Молодцы, вы очень внимательные, садитесь за парты. Учебное задание №7: Чтение текста по цепочке с элементами Задача для учителя: Способствовать Задача для учащихся: Отработка навыка смыслового Содержание: —Чтение 1. «У охотника я…. Только что научились Вопросы -Как 2 Вопросы -Как 3 «В это Вопросы -Как 4 « Я …. Вопросы -Почему -Почему Форма организации: Учащиеся читают по Форма контроля: Визуальная. | |
IV. Знания | Вторичный синтез. Цель: Учебное задание Задача для учащихся: сформулировать главную Содержание: —Что же нам хотел -А еще, что нам хотел показать автор -Ребята, важно не только к щенкам быть (знать для чего тебе нужн6а собака) Форма организации: Учитель Форма контроля: Визуальная. |
Домашнее | |
Рефлексия Цель: выявить уровень Задача для учителя: Выяснить Задача для учащихся: Высказать Содержание: —ребята, на -Сегодня я узнал … -Мне было интересно… -Я знал, что … — Мне было непонятно … Форма организации: Фронтальная Форма контроля: Визуальная. |